Что надо сделать чтобы развенчаться. Развенчание церковного брака: процедура и причины. Какими актами церковного законодательства регулируется вопрос развода

Мы живем во время глобального оскудения любви, веры и терпения, когда семейные ценности перестают восприниматься современным развращённым человеком как абсолютная и непопираемая святыня. К сожалению, не всё так гладко и в домах верующих. В последнее время приходится периодически слышать о том, что развелась очередная венчанная в храме пара.

Стараниями нашего автора Марии Сараджишвили мы собрали 5 таких историй и попросили другого постоянного автора портала , священника Павла Гумерова , прокомментировать их.

Мария Сараджишвили
ПЯТЬ ГРУСТНЫХ ИСТОРИЙ

«Все счастливые семьи похожи друг на друга,
каждая несчастливая семья несчастлива по-своему»

Л.Н. Толстой

Вместо предисловия

Анжела (Москва): «...Маме перед вторым венчанием просто прочли какую-то разрешительную молитву. И в тот же день обвенчали со вторым мужем».

Раньше считалось, что раз венчались, то все, назад хода нет

Просто и легко. Двадцать лет назад считалось, что церковный получить – дело наисложнейшее, без особых причин невозможное. Причины эти толком мало кто из прихожан знал и считалось, что раз венчались, то все, назад хода нет.

А реальные причины для расторжения церковного брака были вот какими. Согласно определению Поместного собора 1917–1918 годов, поводами для расторжения брака в Русской Православной Церкви могут быть:

  1. Отпадение от Православия (право просить суд о разводе принадлежит супругу, остающемуся в Православии).
  2. Прелюбодеяние и противоестественные пороки.
  3. Неспособность к брачному сожитию (если она началась до брака и не обусловлена преклонным возрастом; дело возбуждается не ранее чем через два года со времени совершения брака; если неспособность явилась следствием намеренного телесного повреждения после совершения брака, развод дозволяется).
  4. Заболевание проказой или сифилисом.
  5. Безвестное отсутствие (не менее трех лет; два года – если пропавший супруг находился на войне или плавал на судне).
  6. Присуждение одного из супругов к наказанию, соединенному с лишением всех прав состояния.
  7. Посягательство на жизнь и здоровье супруга или детей (нанесение тяжких увечий, или тяжких, угрожающих жизни побоев, или важного для здоровья вреда).
  8. Снохачество, сводничество и извлечение выгод из непотребств супруга.
  9. Вступление одного из супругов в новый брак.
  10. Неизлечимая тяжкая душевная болезнь, устраняющая возможность продолжения брачной жизни.
  11. Злонамеренное оставление супруга другим супругом, если оно делает невозможным продолжение брачной жизни.

Согласно Основам социальной концепции РПЦ «в настоящее время этот перечень оснований к расторжению брака дополняется такими причинами, как заболевание СПИДом, медицински засвидетельствованные хронический алкоголизм или наркомания, совершение женой аборта при несогласии мужа» (ст. 10.3).

Сейчас жизнь стала стремительней, а люди – намного информированней, чем раньше. И ситуация с разводами намного упростилась.

Передо мной типографский бланк следующего содержания: «Такая-то (Ф.И. вписано от руки) дает согласие такому-то (Ф.И. прописью) жениться второй раз». Это и есть церковный развод. Под коротенькими строчками место для подписи и даты. О детях и выполнении отцовских обязанностей в бланке ничего не сказано. Затем заинтересованная сторона должна отнести свидетельство о венчании и эту расписку в Патриархию. Там поставят печать, бумаги сдадут в архив, и освященный Богом союз будет считаться расторгнутым. Над желающим вступить во второй брак прочтут разрешительную молитву. И можно тут же венчаться вторично.

Конституция Грузии признает церковное венчание, но в случае развода право на раздел имущества имеют только те, кто состоял в официальном браке. Дети, рожденные в церковном браке без официальной регистрации, получают фамилию матери и не имеют никакого права на имущество отца, если он сам того не пожелает.

По всей видимости, церковные разводы сегодня достигли такого числа, что Патриархия вынуждена была подготовить соответствующие формуляры. Что поделаешь, разводы – дух времени.

По телевизору каждый день транслируется ролик с призывом: «Отцы, помните своих детей!» Потом идут сухие строки статистики по Грузии: «Каждый третий отец не платит алиментов, каждый пятый – в розыске». Это только официальные данные, а, как известно, многие пары распадаются, не успев дойти до ЗАГСа. Причем все это происходит на фоне того, что, как говорит протоиерей Георгий (Дореули), «сегодня девять из десяти человек скажут, что имеют своего духовника, и на праздники церкви и монастыри не вмещают верующих» (Журнал «Карибче» №6 2011 г.).

Почему сейчас происходит панэпидемия разводов в мире, достаточно много написано. Интереснее проанализировать разводы людей церковных, изначально вооруженных учением Святых отцов о том, как бороться со страстями и бунтующей плотью.

История первая

Когда 18-летний Тенго и 32-летняя Эка – соседи по лестничной площадке – стали ездить по святым местам, их матери только радовались. Вдвоем не опасно и духовно полезно. Домой богомольцы возвращались с восторженными рассказами. Во Мцхета встретились со старцем, в Шиомгвиме познакомились с молодым монахом и так далее… Ездили, конечно, взяв у своих духовников благословение.

Паломники поставили родителей перед фактом: «Мы только что из Светицховели. Там обвенчались. Скоро у нас будет ребенок»

В один прекрасный день паломники поставили своих родителей перед фактом: «Мы только что из Светицховели. Там обвенчались. Скоро у нас будет ребенок».

Легко представить, что тут началось! Обе матери стали обвинять противоположную сторону в совращении своего чада.

Покричали, пошумели, потом смирились. Эка перешла жить к Тенго на правах законной супруги. Вскоре родился мальчик. После сорока дней стали приходить гости с поздравлениями. Друзья Тенго от души сочувствовали ему.

– Пропал ты, брат.

– Ты посмотри на себя и на нее...

И все в таком же духе.

А разница действительно бросалась в глаза. Высокий, атлетически сложенный Тенго с лицом киноактера и рядом низенькая толстушка Эка с самой заурядной внешностью.

Вода, как известно, камень точит. Тенго на нервах ушел из дома. Стал временно жить у друга. Эке пришлось вернуться к себе, в квартиру напротив, на исходную позицию. Брак распался...

Тенго уже давно живет в России, успешно женат, имеет детей. Эка живет все в том же корпусе. Сталкивается на лестнице с бывшей свекровью. Сын кончает школу. Бабушка посильно помогает внуку. Все же, родная кровь…

История вторая

После венчания Коба и Текле, светящиеся от радости, во всеуслышание делились планами с поздравляющими.

– Мы хотим, чтоб у нас был настоящий христианский брак. Будем рожать столько, сколько Бог даст.

Прихожане одобрительно кивали, обмениваясь замечаниями о внешнем сходстве молодоженов.

– Вместе хорошо смотрятся.

– Коба серьезный парень. Какую жизненную школу прошел! Из него хороший отец получится.

Коба – беженец из Абхазии, успевший хлебнуть войны, и, правда, завидный жених. С нуля начал дело в Тбилиси, открыл спортивную секцию для мальчиков, купил квартиру, теперь решил жениться. И самое главное, активно верующий. Каждое воскресенье приводит на службу всех своих подопечных, и они на , коленопреклоненные, хором скандируют «Мамао чвено» («Отче наш» по-грузински – Прим. ред. ), да так, что стекла дрожат. С мальчишками строг, но справедлив. Они его с полуслова слушают.

Текле смиренница, слова лишнего не услышишь. Как тень следует за своим бородатым суровым супругом.

И общее приходское мнение вынесло обнадеживающий вердикт.

– Все у них будет хорошо.

Через год родился у них мальчик. Потом – второй. Коба каждое воскресенье, рука об руку с женой, подносил малышей к Чаше. Сам тоже прислуживал по необходимости. Еще через год родилась дочка. Внешне все было по-прежнему. Только у Текле был какой-то изможденно-отключенный вид. Одна раба Божья, искоса поглядывая на семейство, заметила:

– Текле, видно, до ручки дошла. Каждый год рожать, какой организм выдержит? Где у Кобы глаза? Надо же отдых человеку дать.

Коба в этот момент распекал в довольно резких выражениях какого-то мальчишку, который при входе в церковь небрежно перекрестился.

– Наверно, тяжело с ним жить, – продолжала наблюдательница. – Командовать в армии хорошо, а в семье главное – компромисс.

Прошел еще год. У Кобы родился четвертый ребенок. Все шло своим чередом. Потом вдруг прошел слух: разошлись. Причину толком никто не знал, только предположения. Причем все четверо детей остались с отцом.

Новость эта породила массу пересудов, общий смысл которых заключался в одной фразе: «И чего ей не хватало?» Вопрос так и остался без ответа. Затем последовал церковный развод в Патриархии по всем правилам.

Это было примерно 10 лет назад. Коба все также алтарничает. Дети его выросли. Второй раз он не женился. Что сталось с Текле – неизвестно. В церкви она больше не появлялась.

История третья

К Косте, только что вышедшему из тюрьмы, отношение в приходе было заранее снисходительно-сострадательное: «С кем не бывает?» Его воспринимали не просто, как Костю, а, в первую очередь, как сына певчей Ирины. Общительная, веселая, несмотря на хромоту, она ездила на службы из Рустави. Лишь бы, как она говорила, «петь Господу». При всем этом Ирина была православной ходячей энциклопедией. Жила она на пенсию 14 лар (дело было при Шеварднадзе) и милостыню, собираемую в свою кружку.

Вскоре распространилась приятная новость: в воскресение Костя венчается. Ирина не уставала рассказывать подробности всем сопереживателям.

Духовник невесты отказывается их венчать. Говорит, что Костя сидел, а сейчас без работы и без дома. Пусть сначала жизнь наладит, потом венчается

– ... Уж так свезло, так свезло! Бог послал верующую девочку! Это наверняка наши батюшки вымолили мне утешение. ... Полюбили они друг друга с первого взгляда. Только вот проблема: ее духовник отказывается их венчать. Говорит, что Костя несколько раз сидел, а сейчас без работы и без дома. Пусть сначала жизнь наладит, потом венчается. А у кого она есть, эта работа? Таких безработных сейчас пол-Грузии. В общем, не видя, невзлюбил моего сыночка. Прости его, Господи! Священники тоже ошибаются. У моего мальчика сердце золотое. Он ее двух дочек любит, как своих.

Слушательницы сочувственно вздыхали и предлагали свои варианты.

В итоге решили венчаться у другого священника и начинать новую жизнь на территории новобрачной.

После венчания Костя и Лена накрыли маленький стол для нескольких прихожан – отметить знаменательный день. Первое время ходили вместе на службы. Потом больше порознь. Это тоже никого не удивляло. У Лены скользящий график – уборки «когда позовут». Костя вроде пристроился иконы продавать. Что-то не заладилось у него с работой. Бросил одно, взялся за другое. А в конечном итоге вышло, что на шее у Лены повис.

Через полгода они разошлись и в церкви больше не появлялись.

История четвертая

Людмила (Москва):

– Я венчалась два раза. Считаю, что никакого развода быть не может, и у меня теперь два мужа. И за обоих потом Бог спросит. Я вернулась к первому мужу через 15 лет. Женского счастья мне это не принесло. И неизвестно, чем еще кончится. Венчание – это не только обряд, но и Таинство. Оно не может сниматься чьей-то подписью. И, как и крещение, не имеет обратной силы. Второе венчание как второе крещение – только лишний крест. Вот и выходит, что я блудница.

Всячески борюсь со своим мужененавистничеством. Да, все они эгоисты. Время теперь такое. Но нам нельзя их оскорблять даже в мыслях. Иначе моего сына будет оскорблять моя невестка. А я этого не хочу...

История пятая

Вот очередная передача из цикла «Клуб бывших жен» с историей на ту же тему.

40-летний Нугзар, пять лет проживший в монастыре, вернулся в мир. Вскоре он познакомился с 38-летней Ингой. Обоюдная симпатия, зародившаяся между ними, была настолько сильной, что оба при первой же встрече стали рассказывать друг другу свою прошлую жизнь. Тут обнаружилось много общего: первый неудачный брак, разочарование в людях и робкая надежда на лучшее будущее.

Ингу Нугзар покорил своей церковностью и знанием Святых отцов. Это качество сыграло решающую роль, и после третьего свидания они решили венчаться. Ингу не смутило, что у Нугзара нет своей квартиры, что он с матерью живет у тети. Материальные блага – дело наживное, главное – это сам человек. После венчания они продали квартиру Инги в Тбилиси и купили дом в деревне, который глава семьи тут же оформил на себя. Что тоже не вызвало у Инги подозрений, а как же иначе? Вскоре начались скандалы, ревность, пьянство Нугзара и, как следствие, побои. Инга терпела, надеясь, что рождение ожидаемого ребенка все изменит. Увы, маленькая Барбаре только ухудшила ситуацию, прибавив неработающим родителям материальных проблем. Обстановка накалилась до предела, и Инге с ребенком пришлось уйти в приют для жертв семейных неурядиц и уже оттуда бороться за свои права. Нугзар с матерью остались на выигранной жилплощади, нисколько не заботясь о судьбе собственной дочери и внучки.

И таких историй много.

И снова статистика. Каждый год 3900 детей в Грузии выписывают из роддома с фамилией матери. Недавно был принят закон, защищающий интересы таких детей, родившихся в незарегистрированных браках. Теперь женщина имеет право через суд требовать установления отцовства, а затем и выплаты алиментов, если анализ ДНК окажется положительным. Стоимость анализа (2000 лар) в случае подтверждения отцовства должна выплатить обвиняемая сторона. Но закон не рассматривает случаи, когда отец хронический безработный и не имеет никакого недвижимого имущества. А таких тоже немало.

Может, стоит давать какой-то испытательный срок желающим венчаться, что-то вроде нескольких месяцев, чтобы люди могли определиться, насколько серьезны эти отношения. И при церковном разводе следует детально рассматривать проблемы каждой семейной пары.

КОММЕНТАРИЙ СВЯЩЕННИКА ПАВЛА ГУМЕРОВА ,
настоятеля строящегося храма
в честь святых Петра и Февронии Муромских в Марьино,
автора многих книг и статей о семейной жизни и воспитании детей

Все вышеизложенные в материале факты и истории очень печальны и являются иллюстрацией к словам Спасителя: «По причине умножения беззакония, во многих охладеет любовь» (Мф. 24:12).

На тему разводов в церковной среде я уже неоднократно высказывался, в том числе и на страницах портала , поэтому заранее прошу прощения, если повторюсь. Автор материала о разводах (как, впрочем, и мы все) очень обеспокоена тем, что православные семьи, еще лет двадцать пять назад являющие пример крепости и супружеского согласия, сейчас также претерпевают немалый кризис. Я даже не представлял, что в Грузии – стране, где всегда были крепкие семейные устои и ценности, тоже все весьма неблагополучно. И Российская Федерация, и Грузия были некогда частью единой великой страны, где, несмотря на атеистическое воспитание, люди понимали, что семья – это большая ценность, ее надо создавать со всей ответственностью и беречь всю жизнь. Государство также проводило просемейную политику. Семейные ценности пропагандировались, семье оказывалась поддержка и помощь. Разводы, напротив, осуждались. Если люди все-таки разводились, об этом печаталось в газете, у них могли быть неприятности на работе, да и, вообще, большая часть общества разводы осуждала.

Молодым людям, чье детство пришлось на период безвременья, очень тяжело построить семью

Что случилось после, все мы прекрасно знаем. Государственные, семейные, нравственные устои рухнули. Как у нас, так и в Грузии. Государству стало не до семьи. Люди перестали видеть в семье высшую ценность. Все это усугубилось полной вседозволенностью и нравственной деградацией. Что показывали по ТВ, что продавалось в ларьках, какие песни слушали, какие фильмы смотрели и снимали в 90-е, тоже все помнят. Количество разводов, разрушенных семей, детей-беспризорников – просто зашкаливало. Но самое печальное, что молодым людям, чье детство и отрочество пришлось на период безвременья, очень тяжело сейчас создать и построить свою семью. Большинство из них росли в семьях неполных (в полных же семьях родителям тоже было не до воспитания детей, нужно было элементарно выжить), дети очень рано вкусили ядовитых плодов распущенности и разврата. Примеров счастливых, крепких семей они видели очень мало. Многие, вообще, потеряли веру в то, что семейное счастье возможно. У многих появилось заблуждение, что можно прожить и без семьи. Повальная мода на установилась именно тогда.

Православных детей и подростков эта беда, конечно, тоже коснулась. Тем более, что они не живут в изоляции: телевизор, радио, интернет есть у всех. Поэтому в православных семьях также случаются конфликты, семейные кризисы и разводы. Но не потому, что христианские семейные и нравственные ценности устарели и больше не работают, а потому что мы изменились. Мы поддались духу времени, не хотим работать над собой, трудится над своей семейной жизнью. Если Церковь просто ужесточит меры и сделает церковный развод очень трудным актом, думаю, это ничего не даст. У христианского брака (как и сейчас, так и в дореволюционное время) есть две стороны: духовная и гражданская, правовая. Одна без другой не существует. До революции и заключением браков, и разводами занималась Церковь. Сейчас – государство. Мы не можем не дать человеку развод, если его брак и де факто и де юре больше не существует. Да, есть страны, например Италия, где получить церковный развод весьма трудно, но там и светский развод получить очень тяжело. Бракоразводные процессы там идут иногда по 5, 10 лет.

Я считаю, что не сохранить брак невенчанный для христианина такой же грех, как расторгнуть союз, благословленный в церкви. Ведь сейчас появилась целая категория православных людей, которые, зарегистрировав брак, не спешат венчаться. Живут, как бы в пробном браке, думают, что если они разведутся сейчас, то совершат меньший грех, чем если расстанутся уже после венчания. И, конечно, такие половинчатые, неискренние отношения не добавляют их союзу прочности. Все это полное лицемерие. Ведь когда писались каноны и правила о браке, когда семьи создавались в дореволюционной России, они не могли быть никакими другими, как венчанными.

Мужской инфантилизм, безответственность – тревожный симптом нашего времени

Теперь немного о конкретных примерах, приведенных в данном материале. Конечно, на основании столь краткой информации сложно делать какие-то выводы, но можно обратить внимание на несколько моментов. Некоторые парни из приведенных выше рассказов женились (или хотели жениться) на женщинах значительно старше себя. Некоторые не хотели работать и кормить семью. Это очень яркий и характерный штрих. Мужской инфантилизм, безответственность – тревожный симптом нашего времени. Огромное количество молодых людей воспитывались матерями-одиночками, которые часто их кормили, поили, баловали, решали за них все проблемы. Нередко такой юноша ищет потом новую «мамочку», иногда старше себя. В семье матери он не только не видел работающего мужчину, но и часто сам был освобожден от всех трудовых нагрузок. Вполне естественно, что это продолжается в уже новой, собственной семье.

Женщины потеряли стыд и достоинство, стали очень доступны. И это также разрушает семью

Еще одна из причин непрочности современных, даже церковных браков – то, что будущие супруги начинают создание семьи с очень серьезной ошибки, совершают большой грех, когда начинают жить плотской совместной жизнью еще до брака. Помните, в первой истории: Тенго и Эка приехали из поездки и поставили родителей перед фактом, что повенчались и скоро ждут ребенка. То есть, как говорится, женились в вдогонку. Человеку, позволяющему себе блуд до брака, очень сложно будет хранить верность своей половинке. Это общая беда, касающееся не только мужского пола. Женщины потеряли стыд и достоинство, стали очень доступны. И это также разрушает семью и толкает молодых людей на грехи до брака и измены в семейной жизни.

Но все-таки в заключение хотелось бы сказать, что несмотря на нередкие примеры всевозможных семейных проблем и даже разводов, в том числе и перечисленные здесь, ситуация в семьях церковных гораздо лучше, чем в других. Ко мне очень часто обращались разные люди и разные семейные пары в тяжелых семейных ситуациях. Так вот, в подавляющем большинстве случаев, это были люди нецерковные, или мало воцерковленные. Да, и православные семьи захлестывают волны житейского моря, да, и их засасывает дух века сего. Но это не значит, что современная православная семья уже ничем не отличается от нецерковной.

Объективности ради, обратимся к статистике. В России на каждые 100 браков регистрируются более 50 разводов. 80% мужей, хоть иногда, но изменяют своим женам, 40% детей рождаются вне семьи, более 5 тысяч матерей каждый год отказываются от своих детей в роддомах, ежегодно делается больше 4 миллионов . Вы думаете это все сказано о православных, воцерковленных людях?

Думаю, что нам, современным христианам, несмотря ни на какое давление и тлетворное влияние извне, нужно постоянно помнить: кто мы такие и чего ждет от нас Господь. Нам очень много дано, но с нас много и спросится. Нужно не поддаваться страстям, не оправдываться тем, что живем мы, дескать, в трудное, развращенное время. А в какое время, скажите, жили первые христиане, жили мученики первых трех веков? Они-то сохраняли веру и нравственность!

Самое главное – не быть теплохладными и ленивыми, тогда все получится и удастся, с помощью Божией, наладить свою семейную жизнь и найти семейное счастье.

В публикации рассматривается процедура развенчания в церкви, что для этого нужно, и на что следует обратить внимание. Также содержится ответ на вопрос, можно ли осуществить данную процедуру без согласия второго супруга, и как это сделать. Кроме того, приводится перечень документов необходимых для развенчивания или развенчания. Правильно употреблять второе понятие, поскольку оно является созвучным понятию венчания.

Венчание является ответственной процедурой, предусматривающей скрепление семьи на небесах. Однако в последнее время данная процедура становится модной тенденцией, и молодые пары прибегают к венчанию ради красоты и интересных впечатлений, не задумываясь о всей значимости. Поэтому все чаще возникает вопрос, можно ли развенчаться если предыдущий брак распался.

Можно ли развенчаться в церкви

Несмотря на то, что церковь не одобряет разводы и распад семей, поскольку во время венчания люди дают клятву в верности на всю жизнь, все же существует такое понятие как развенчание. Рассмотрим, как можно развенчать брак и возможно ли это. Особого порядка проведения такой процедуры нет. Впрочем, нет и четко установленных сроков и обряда развенчания. По сути, развенчание представляет собой возможность закрепить супружеские узы на небесах во второй раз. В некоторых случаях допускается и третий раз, но не более.

Венчание является одной из самых красивых и таинственных процедур

Однако церковь выделяет основные причины, при наличии которых развенчание имеет место быть. К ним относятся:

  • неверность одного из супругов;
  • серьезная болезнь;
  • психическое заболевание;
  • смерть;
  • отсутствие одного из супругов более пяти лет (признание его безвести пропавшим);
  • тюремное заключение (более трех лет);
  • заключение второго брака;
  • принятие другой веры;
  • невозможность иметь детей;
  • брак между родственниками;
  • аборт без медицинских показаний;
  • чрезмерное употребление спиртных напитков и наркотиков.

Интересная информация! Таким образом, на вопрос можно ли развенчаться, определенного ответа нет. Поскольку развод на небесах не предусмотрен, однако церковь допускает его совершение. Но, данное разрешение представлено в форме возможности повторного венчания.

Что нужно, чтобы развенчаться в церкви

Что нужно чтобы развенчаться в церкви? Четкий план действий расписать нельзя, поскольку как таковой отдельной процедуры, предусматривающей развенчание брака, не существует. Кроме того, каждый обряд сугубо индивидуален и оригинален. Многие священнослужители и вовсе отрицают признание данной процедуры, поскольку считается, что брак, заключенный на небесах самый крепкий и нерушимый.

Однако на деле это совсем не так. Многие пары, не до конца осознавшие всю серьезность и ответственность обряда таинства, желают развестись и на небесах. Однако это невозможно. Возможно лишь создание новых уз, которое как бы и предполагает разрыв старых. Многие пары после официального документного развода и не задумываются о том, что их брак продолжает существовать. Однако особо верующие очень озадачены данным вопросом. Итак, что делать?

Свидетельство о расторжении брака является основным документом, доказывающим факт осуществления светского развода.

Изначально нужно развестись с прежним супругом в соответствии с правилами семейного законодательства (через органы ЗАГСа либо суд). Если муж и жена обоюдно хотят этого, не имеют детей и имущественных споров, то обращаться нужно в ЗАГС. Во всех остальных случаях в мировой суд с исковым заявлением. Перед походом в ЗАГС или суд, потребуется оплатить пошлину и собрать документы.

На месте необходимо будет написать заявление. После истечения определенного срока на осуществление данной процедуры, надо будет придти за свидетельством. Последнее, в свою очередь, будет являться официальным доказательством факта развода. Однако после юридического развода прийти в церковь и попросить развенчать не получится, поскольку она не предусматривает такие услуги.

Итак, как развенчаться? Для этого необходимо сначала посетить ту церковь, где происходило таинство, либо любую другую из ближайших. Это делается для того, что настоятель провел беседу с бывшими супругами, узнал причины расставания и рассказал о возможных последствиях.

Обратите внимание! Развенчаться можно в момент нового венчания, которое возможно после создания новой семьи и заключения брака. Однако сам батюшка не принимает таких решений, поэтому обращаться нужно к областному епископу за благословением. И только после его получения можно венчаться с новым супругом в любой церкви.

Как происходит развенчание церковного брака

Особых правил развенчания в православной церкви не предусмотрено.

После рассмотрения прошения епархия может благословить повторное венчание или не благословить. Однако и в том и в другом случае никакого официального подтверждения на бумаге она не выдает, поскольку самой процедуры развенчания в церкви не предусмотрено. После получения благословения можно повторно венчаться.

Развенчание церковного брака процедура довольно сложная. Однако повторное венчание будет происходить несколько иначе, чем первоначальное, поскольку обряд проходит вторым чином и не применяются венцы. Даже если один из супругов будет венчаться впервые, над головами новобрачных не будут держаться венцы.

Второе и третье венчания осуществляются без венцов над головами

Венчать в церкви могут только три раза. И уже последний раз будет достаточно затруднительным, поскольку требует наличия определенных условий, к которым относятся:

  • смерть предыдущих супругов у обоих;
  • наличие детей, которым еще не исполнилось 18 лет.

Процедура развенчания церковного брака существенно отличается от расторжения брака в официальном порядке. Поскольку требует вмешательства вышестоящих церковных органов, которые могут и отказать в прошении. Кроме того, оно проводится только тогда, когда один из бывших супругов желает повторно заключить брак на небесах.

Поэтому епископ при рассмотрении прошения учитывает степень вины каждого из бывших супругов.

Отказ в прошении возможен по следующим причинам:

  • если основания не являются достаточными для расторжения брака (материальные причины, несходство характеров, другие бессмысленные мотивы);
  • если изначально клятвы не были соблюдены (брак по расчету);
  • если виновником развода является именно проситель.

Важно! Виновному супругу навсегда запрещается осуществлять таинство во второй раз.

Можно ли развенчаться без согласия мужа или жены

Так как развенчиваться можно только в одном случае - при вступлении в новый брак, то оформить данный процесс можно в одностороннем порядке без согласия бывшего супруга. Совместная подача прошения при оформлении официального расторжения семенных уз будет отклонена. Поскольку церковь не предусматривает именно развод. Разрыв церковного союза предусмотрен только при создании нового. Иначе все таинство было бы превращено в обычную бюрократическую процедуру.

Сколько стоят такие услуги? Их стоимость не оговаривается в отличие от развода в ЗАГСе или суде, где предусматривается уплата государственной пошлины, размер которой строго установлен и утвержден законодательными актами. Стоимость развенчания предусмотрена лишь желанием сделать пожертвование в храм. При отсутствии последнего, услуги будут предоставлены бесплатно.

Если же в каком либо священном учреждении его служители требуют оплату каких-либо действий, то от их выполнения лучше отказаться и обратиться в вышестоящую службу.

Иерархия православной церкви

Как подать прошение на развенчание образец

Особой формы прошения не установлено, поскольку само прошение не установлено никакими законами и документами. Однако она должна соответствовать основным правилам делопроизводства. Текст должен быть читабельным и точным, а ошибки, недочеты, помарки и прочие неточности не допускаются. Документ можно составить от руки либо напечатать (кому как удобнее). Два метода можно совместить и составить некий бланк, где вручную дописать недостающую информацию.

Прошение состоит из трех основных частей:

  1. Вводная часть:
  • информация о получателе документа (название священного учреждения, имя, чин и т.д.);
  • сведения о просителе (фамилия, имя, отчество, адрес регистрации (проживания) и контактный номер телефона);
  1. Основная часть:
  • сведения о бывших супругах (фамилия, имя, отчество);
  • дата венчания;
  • место венчания (город, наименование священного учреждения);
  • причина развенчания (указывается истинная причина, которая должна быть удовлетворительной для повторного венчания);
  • реквизиты свидетельства о разводе (серия, номер, код актовой записи);
  • сведения о новом супруге, с кем планируется провести обряд венчания во второй раз (фамилия, имя, отчество, причина брака).
  1. Заключительная часть:
  • дата написания;
  • подпись.

К прошению необходимо приложить следующие документы:

  • свидетельство о венчании (от первого брака);
  • свидетельство о расторжении брака;
  • справку-объяснение священника, который производил обряд венчания;
  • доказательства причин развода (справки и документы, имеющие юридическую значимость).

К последним можно отнести:

  • медицинскую справку о той или иной болезни, бесплодии либо аборте без согласия мужа;
  • справка из диспансера о том, что у второго супруга имеется алкогольная или наркотическая зависимость;
  • справка из судебных органов о признании второго супруга виновным в совершение противозаконных действий и назначение ему наказания в виде лишения свободы более чем на три года;
  • справка из ЗАГСа о том, что лицо признано пропавшим безвести;
  • свидетельство о смерти бывшего супруга;
  • прочие.

Важно! Все необходимые документы должны быть откопированы, и вместе с прошением представлены именно копии.

Образец прошения на развенчание

Кроме того, при подаче данного документа нужно пройти процедуру исповедания перед священником. Последний, в свою очередь, ставит свою подпись на прошении, которая будет являться свидетельством того, что исповедь была принята.

На рассмотрение прошения зачастую уходит около двух - трех недель.

Как оформить церковный развод

Церковный развод понятие сугубо индивидуальное. Поскольку оно не содержит определения и законодательного закрепления. Кроме того, на вопрос о том, как его оформить, не все священнослужители могут дать ответ.

Такое расторжение брака является необходимостью только для истинно верующих людей. Поскольку законодательством страны не установлена его необходимость, ровно как и необходимость в венчании. Это делается для души, для своего успокоения.

Но в последнее время все больше супружеских пар стремятся осуществить обряд венчания по тому, что это является одной тенденцией. В связи с этим и появился церковный развод. Поскольку стремясь за модой, молодые пары не задумываются обо всей ответственности и серьезности. Впрочем, тоже самое можно сказать и об официальных браках, зарегистрированных в ЗАГСе.

Образец свидетельства о венчании

Но во втором случае процедура расторжения уже давно установлена. Никому не секрет, что для официального развода требуется свидетельство о браке, заявление от супругов и уплата госпошлины. После истечения срока на руки выдается свидетельство о разводе.

А как быть при церковном разводе? Бывшие женатики могут и не проходить процедуру развенчания, поскольку как таковой ее не существует. И если нет в этом необходимости, и никто из них не собирается заключать новый брак и венчаться повторно, то в таком действии откажут. И будучи в официальном разводе, бывшие супруги будут повенчаны.

Но если есть необходимость, то для начала нужно обратиться к священнику за консультацией. Делать это можно одной бывшей жене или одному бывшему мужу (в зависимости от того, кто из них заключил новый союз). Тот, в свою очередь, узнает причины прежнего развода и даст советы, как лучше поступить. Вместе с тем, батюшка должен дать свою субъективную оценку возникшей ситуации.

Обратите внимание! По сути, оформление церковного развода представляет собой получение благословения на новое венчание.

Затем подается прошение епископу на то, чтобы венчаться повторно и вместе с тем развенчать прошлый неудавшийся союз. Епископ рассматривает прошение и выносит решение удовлетворить его или нет. Никакого бумажного подтверждения не происходит, дополнительных свидетельств (таких как свидетельство о венчании) не выдается.

Таким образом, как можно развенчаться в церкви? И есть ли другие методы? Расторгнуть церковный союз можно только единственным способ - заключением нового союза. При этом никакие другие приемы не могут быть применены. Также важно знать, что развенчивать брак можно по одобрению областного епископа, для чего на его имя составляется прошение.

Одобрение возможно не во всех случаях, а лишь по строго определенным причинам. Кроме того, перед обращением с прошением по правилам православия нужно обратиться в тот собор, в котором ранее проходило таинство. При невозможности это сделать - в любой другой собор.

В жизни могут случиться разные неприятные ситуации, которые в итоге приводят к семейному краху. В ЗАГСе разводят достаточно быстро и особо не интересуются причиной. И даже если один из супругов против и желает сохранить семью, то в любом случае, разведет суд через какое-то время. А вот как развенчаться в церкви после развода, и возможно ли развенчание в принципе, узнаете на сайте сайт.

Развенчание церковного брака

Процедуры развенчания нет, в отличие от развода в отделении записи актов гражданского состояния. В церкви не аннулируют венчание, и не выдают документ о развенчании.

Как можно развенчаться?

По факту развенчание - это получение одобрения на повторное венчание. Но получить его может совсем не каждый, кто ранее состоял в церковном браке. По православным законам союз возлюбленных, заключенный перед Господом, нерасторжим. Но исключения есть в любых правилах, поэтому могут быть следующие причины развенчания:

  1. смерть одного из супругов,
  2. долгое отсутствие,
  3. неспособность жить супружеской жизнью,
  4. смена веры,
  5. измена,
  6. аборт без одобрения супруга,
  7. болезнь, которая может передаться детям,
  8. порочный образ жизни (преступность, алкоголизм и т.д.),
  9. сводничество.

По этим причинам по правилам, установленным в православной церкви, возможно развенчание.

Процедура развенчания

Перед тем, как развенчаться в церкви, ваш брачный союз, зарегистрированный в отделении ЗАГСа, должен быть прекращен. Условия прекращения следующие:

  • смерть мужа (жены),
  • недействительный брак с момента его регистрации,
  • расторжение официального брака, развод.

В зависимости от причины прекращения брака, в ЗАГСе вы должны получить соответствующий документ. А также, так как расторгнуть церковный брак значит получить разрешение на второй такой, вам необходимо свидетельство о законной регистрации нового союза. С этими двумя документами обращаетесь в Епархиальное управление и на имя правящего архиерея пишите прошение о разрешении. Его форма так же различна и зависит от причины прекращения первого брачного союза. Подать заявление о снятии венцов может один из супругов, присутствие обоих не требуется.


Почему могут отказать?

Как вы уже поняли, не всем позволяют венчаться во второй раз. Следующие причины не являются вескими для того, чтобы провести обряд развенчания в православной церкви:

  • не сошлись характерами,
  • муж/жена мало зарабатывает и не может содержать семью,
  • просто прошла любовь.

После того, как вы подадите прошение о разрешении, вам предстоит беседа со священником, который и будет решать, насколько объективны причины вашего развода.

Итак, можно ли развенчаться после развода? Ответ на этот вопрос: «Нет, можно лишь получить благословение и венчаться повторно». И если причины не уважительные для церкви, то вам откажут.



Церковное развенчание: как проходит обряд?

Развод с первым супругом (супругой) позади, вторая свадьба уже состоялась, а беседа со священником прошла успешно. А значит, вы получили благословение и можете во второй раз заключить союз перед Богом.


Напомним, что процедура развенчания - это повторное заключение церковного брака. В процессе беседы священник выясняет причину распада семьи, и кто является основным виновником. Одобрение повторного церковного венчания получает лишь неповинный супруг. Второму же навсегда воспрещается венчаться, но регистрация в ЗАГСе не запрещена.

Второе венчание проходит так же, как и первое. Однако над головами новобрачных не держат венцы, даже если один из них венчается впервые.



Популярные вопросы

В чем суть процедуры развенчания после официального развода? Расторжение церковного союза возможно только в самой крайней невозможности сохранить семью. Происходит это посредством создания нового церковного брака. В таком случае повторно венчаться дозволено лишь тому, кто неповинен в разводе.

Можно ли развенчать первый церковный брак без вступления во второй? Нет, даже если вы уже разведены и состоите в отношениях с другим человеком, развод в церкви состоится лишь при венчании во второй раз. Портал Свадьбаголик.ru напоминает, что церковь не приветствует гражданские браки (не официальные, сожительство). По православным меркам это называется «Жизнь в грехе».

Какие документы нужны для второго венчания?

  1. Паспорта новобрачных.
  2. Свидетельство о разводе.
  3. Свидетельство о втором браке.
  4. Заявление на имя правящего архиерея о снятии венцов.

Необходимо ли присутствие второго супруга для развенчания? Так как расторгнуть первый церковный брак можно лишь вступив в новый, то присутствие бывшего супруга не требуется.

Как оплачивается? За венчание, и тем самым развенчание, не предусмотрена плата. Только добровольное пожертвование, размер которого либо называет священник храма, либо вносится на ваше усмотрение.

Создание крепкой семьи - это сложное и энергозатратное дело. И если кто-то не был до конца готов к этому, то в итоге наступает время разводиться. Но бывают и неподвластные человеческим действиям ситуации, приводящие к тому же. Пусть ваш брак будет счастливым и крепким.

У людей, которые испытывают по отношению друг к другу искренние, теплые и романтические чувства, наступает в жизни такой важный день, когда их сердца соединяются воедино. Стоит очень серьезно отнестись к такому важному событию, понимать всю ответственность, ведь пара, которая вступает в брак, дают обещание быть вместе и в трудные периоды, и в моменты радости. Молодожены, которые стали перед государством официальными супругами, могут воссоединить свои судьбы и перед Богом. Этот шаг намного ответственней и серьезней. В последнее время процедура венчания стала популярной среди брачующихся. Они перестали видеть настоящий смысл этого обряда. Венчание для многих людей превратилось просто в модное шоу. Но нужно понимать, что этот шаг достаточно серьезный, поэтому перед тем, как принять решение венчаться, нужно очень многое обдумать.

Если у одного из супружеской пары обнаружен сифилис или проказа, то церковь может совершить процедуру развода перед Богом. Важная причина для развенчания - неспособность совместно жить, по причине самокалечения кого-то из супружеской пары. Если человек очень долгое время находиться неизвестно где, найти его не могут, то это может послужить причиной для церковного развода. На сегодняшний день нередко встречается такая проблема, как посягательство на жизнь (или же на здоровье) детей или одного из супругов. Это тоже является мотивом для развода перед Богом. Можно обратиться за помощью к архиерею, из-за имения у одного из супругов пороков, являющихся противоестественными, из-за снохачества, сводничества. В том случае, если муж или жена имеют неизлечимую душевную болезнь и не могут нести ответственность за свои поступки, можно также обратиться к архиерею.

Все эти причины действенны и по сегодняшний день. Только в нынешнее время этот список немного дополнили. Если медики подтверждают тот факт, что у кого-то из супружеской пары есть СПИД, то это может послужить причиной для процедуры развенчания. Также поводом для церковного развода есть то, что муж или жена зависимы от наркомании или больны алкоголизмом. В таком случае следует церкви предоставить заключение из медицинского учреждения и только тогда архиерей может развенчать пару. Если жена делает аборт, а при этом ее муж свое согласие не давал, то это является веской причиной попросить снять благословение с пары. Но даже здесь есть некоторые нюансы - допускаются случаи, когда аборт был совершен ради спасения жизни самой женщины или по другим показаниям медиков.

Нет никакой специальной процедуры развенчания в церкви. Церковный брак расторгается после того, как паре дадут благословение и разрешат вступить во второй брак. Брак при этом должен быть обязательно официальным, зарегистрированным в органах государства. Никакие гражданские браки не допускаются. Православная церковь просто не приемлет подобного рода брак. Считается, что этот брак - блуд и прелюбодеяние, поэтому людей, которые состоят в таком браке, церковь не может благословить. Лишь тогда, когда вы предоставите свидетельство о браке, вас смогут снова обвенчать перед небесами. Если барк незаключенный, а у пары есть интимные отношения, то это считается очень большим грехом.

Когда люди познают, по каким либо причинам несчастье в первом браке, то на этом их жизнь не заканчиваются. Многие находят своих вторых половинок, с которыми они хотят объединить свою судьбу. Когда во второй раз люди хотят соединить свои судьбы и предстать перед Всевышним, чтобы он воссоединил их души, нужно обратиться в Епархиальное управление. Там вам смогут подсказать, как правильно и что необходимо сделать для того, чтобы обратиться с просьбой снять благословение с первого брака к архиерею. Священник же такого не может сделать.

С собой обязательно нужно иметь свидетельство о том, что первый брак был церковно благословлен, документ, который подтверждает факт расторжения первого брака, также обязательно нужно иметь и свидетельство о втором браке.

Если и муж, и жена уже состояли в браке, то венчание проводят не возлагая венцы, то есть, вторым чином. Если кто-то из пары хочет обвенчаться первый раз, то венчание проводиться с возложением венцов. Бывшие супруги не обязательно должны посещать церковь. Процедура развенчания может быть осуществлена по просьбе одного из супругов, если он имеет, хотя бы одну из перечисленных причин.

Церковь может благословить на заключение второго брака того человека, который не оказался виновным в разрыве семейных отношений. Тот из супругов, по чьей вине распалась семья, может еще раз венчаться лишь в том случае, если он покается и выполнит епитимию (паломничество, пост, милостыня и так далее).

Никогда не нужно спешить, нужно понимать, что Венчание является очень ответственным и серьезным шагом, это таинство, его нужно нести до конца своей жизни и никогда не сожалеть о совершенном. Ведь брак, заключенный перед Богом намного крепче, чем брак, заключенный органами власти. Когда люди венчаются, они становятся ответственными не только друг за друга, они отвечают за свои отношения перед Всевышним. Так что ни при каких обстоятельствах к такому важному обряду не нужно легкомысленно относиться.

Многие люди после заключения брака некоторое время живут вместе. А уже после того, как их отношения проверяются временем, проблемами и люди понимают уже наверняка, что хотят быть со своей второй половинкой до конца жизни, они решаются на венчание. По-моему, это очень правильное решение, ведь спешить некуда. Над таким серьезным шагом нужно хорошо подумать!