Open Library - открытая библиотека учебной информации. Бытие человека. соотношение бытия и сознания Вопросы и задания

СОЗНАНИЯ

изучающая систему идей, взглядов на мир и место в нем человека.

Бытие означает прежде всего существование, основанное на поло-

жении «я есть». При этом необходимо различать реальное и иде-

альное бытие. Реальное бытие имеет пространственно-временной

характер, оно индивидуально и неповторимо и означает действи-

тельное существование вещи или человека. Идеальное бытие пред-

ставляет собой сущность предмета. Оно лишено временного, прак-

тического характера, остается неизменным. Идеальным бытием

обладают идеи, ценности, понятия. у Наука выделяет четыре

формы бытия:

1) бытие вещей, процессов__________, природы как единого целого;

2) бытие человека;

3) бытие духовного;

4) бытие социального, включающее индивидуальное бытие и

бытие общества, j

Первая форма бытия означает, что природа существует вне

сознания человека, она бесконечна в пространстве и во времени

как объективная реальность, так же как и все предметы, создан-

ные человеком.

Бытие человека включает в себя единство телесного и духовно-

го существования. Функционирование тела тесно связано с рабо-

той мозга и нервной системы, а через них - с духовной жизнью

человека. С другой стороны, сила духа может поддерживать жизнь

человека, например в случае его болезни. Важную роль для бытия

человека играет его мыслительная деятельность. Р.Декарт сказал:

«Я мыслю, следовательно, я существую». Человек существует по-

добно любой другой вещи, но благодаря мышлению он способен

осознавать факт своего существования.

Бытие человека - объективная реальность, независящая от

сознания конкретного человека, поскольку является комплексом

природного и общественного. Человек существует как бы в трех

измерениях бытия. Первое - это существование человека как объек-

та природы, второе - как особи вида homo sapiens, третье - как

Click here to buy

ABBYY PDF Transformer 2.0

www.ABBYY.com

Click here to buy

ABBYY PDF Transformer 2.0

www.ABBYY.com

социально-исторического существа. Каждый из нас - реальность

для самого себя. Мы существуем, и вместе с нами существует наше

сознание.

Бытие духовного можно условно разделить на два вида: духов-

ное, которое неотделимо от конкретной жизнедеятельности ин-

дивидов, - индивидуализированное духовное, и то, которое су-

ществует вне индивидов, - внеиндивидуальное, объективирован-

ное духовное. Индивидуализированное бытие духовного включает,



прежде всего, сознание индивида. С помощью сознания мы ориен-

тируемся в окружающем мире. Сознание существует как совокуп-

ность сиюминутных впечатлений, чувств, переживаний, мыслей,

а также более стабильных идей, убеждений, ценностей, стерео-

типов и т.д.

Сознание отличается большой подвижностью, не имеющей

внешнего проявления. Люди могут сообщать друг другу о своих

мыслях, чувствах, но могут и скрывать их, подстраиваться под

собеседника. Конкретные процессы сознания возникают с рожде-

нием человека и умирают вместе с ним. Остается только то, что

преобразуется во внеиндивидуальную духовную форму или пере-

дается другим людям в процессе общения.

Сознание неотделимо от деятельности мозга и нервной систе-

мы человека. В то же время мысль, переживание, образ, создан-

ный в сознании, - не материальные предметы. Они - идеальные

образования. Мысль способна мгновенно преодолевать простран-

ство и время. Человек может мысленно воспроизводить времена, в

которые никогда не жил. С помощью памяти он может возвращать-

ся в прошлое, а с помощью воображения - думать о будущем.

Индивидуализированное духовное включает в себя не только

сознательное, но и бессознательное. Под бессознательным пони-

мается совокупность психических процессов, лежащих вне сферы

осознанного, не подчиняющихся контролю разума. Область бес-

сознательного составляют бессознательная информация, бессо-

знательные психические процессы, бессознательные поступки. Бес-

сознательная информация - это ощущения, восприятия, эмо-

ции, чувства, которые не были переработаны сознанием. Человек

воспринимает огромное количество информации, из которой осо-

знается лишь незначительная часть. Остальная информация либо

исчезает из памяти, либо существует на подсознательном уровне,

«в глубинах памяти», и может проявиться в любой момент.

Бессознательные процессы - это интуиция, сновидения, эмоцио-



нальные переживания и реакции. В них может проявляться инфор-

мация, хранящаяся в подсознании. Бессознательные процессы

играют определенную роль в решении творческих задач, в науч-

ном поиске, когда не хватает объективной информации.

Бессознательные поступки представляют собой импульсивные

Действия в состоянии аффекта (душевного волнения), простра-

Click here to buy

ABBYY PDF Transformer 2.0

www.ABBYY.com

Click here to buy

ABBYY PDF Transformer 2.0

www.ABBYY.com

ции (физического и психического расслабления), лунатизма и т.д.

Бессознательные действия встречаются редко и часто связаны с

нарушением психического равновесия человека.

Ученые считают, что бессознательное представляет важную

сторону психической деятельности индивида, его духовной цело-

стности. В науке выделяются три уровня бессознательного. Первый

уровень - это неосознанный психический контроль человека за

жизнью своего организма, координацией функций, удовлетворе-

нием наиболее простых потребностей тела. Этот контроль осуще-

ствляется автоматически, бессознательно. Второй уровень бессо-

знательного - это процессы, сходные с сознанием человека в

период бодрствования, но до какого-то времени остающиеся не-

осознанными. Так, осознание человеком какой-либо мысли про-

исходит после того, как она возникнет в недрах бессознательного.

Третий уровень бессознательного проявляется в творческой инту-

иции. Здесь бессознательное тесно переплетено с сознанием, так

как творческое озарение может возникнуть только на основе уже

полученного опыта.

Индивидуализированное духовное неразрывно связано с бы-

тием человека и бытием мира в целом. Пока живет человек, раз-

вивается и его сознание. В некоторых случаях этого не происходит:

человек существует как организм, но сознание его не работает. Но

это - ситуация тяжелой болезни, при которой прекращается

мыслительная деятельность и функционирует только тело. Чело-

век, находящийся в состоянии комы, не может контролировать

даже элементарные физиологические функции.

Результаты деятельности сознания конкретного человека мо-

гут существовать отдельно от него. В этом случае выделяют бытие

объективированного духовного.

Духовное не может существовать без материальной оболочки.

Оно проявляется в различных формах культуры. Форма духовно-

го - это различные материальные предметы (книги, чертежи,

картины, статуи, фильмы, ноты, машины, здания и т.д.). Также

и знания, концентрируясь в сознании конкретного человека в виде

идеи (индивидуализированного духовного), воплощаются в пред-

метах и ведут самостоятельное существование (объективирован-

ное духовное). Например, человек хочет построить дом. Он снача-

ла обдумывает идею строительства, разрабатывает проект, а затем

воплощает его в действительности. Так идея трансформируется в

реальность.

Духовная жизнь человечества, духовное богатство культуры -

это способ существования бытия духовного. Особую роль в духов-

ном бытии играют духовно-нравственные принципы, нормы,

идеалы, ценности, например такие, как, красота, справедливость,

истина. Они существуют в виде и индивидуализированного, и

объективированного духовного. В первом случае речь идет о слож-

Click here to buy

ABBYY PDF Transformer 2.0

www.ABBYY.com

Click here to buy

ABBYY PDF Transformer 2.0

www.ABBYY.com

ном комплексе побуждений, мотивов, целей, которые определя-

ют внутренний мир человека, во втором случае - о воплощенных

в науке и культуре идеях, идеалах, нормах, ценностях.

Как видно, бытие тесно связано с сознанием - свойством чело-

веческого мозга воспринимать, осмысливать и активно преобра-

зовывать окружающую действительность. В структуру сознания вхо-

дят чувства и эмоции, самосознание и самооценка человека.

Сознание неразрывно связано с языком. Язык - один из ярких

примеров единства индивидуализированного и объективирован-

ного духовного. С помощью языка мы передаем друг другу инфор-

мацию, последующие поколения получают знания от предыду-

щих. Благодаря языку мысль получает свое законченное выраже-

ние. Кроме того, язык служит важным средством взаимодействия

людей в обществе, выполняя функции общения, познания, вос-

питания и т.д.

Отношение бытия и сознания выступает предметом споров в

науке с глубокой древности. Материалисты считают, что бытие

определяет сознание. Идеалисты же указывают на первичность

сознания по отношению к бытию. Из этих положений вытекает

проблема познаваемости мира. Материалисты говорят, что мир

познаваем. Идеалисты отрицают познаваемость мира, познание,

по их мнению, - это приобщение человека к миру «чистых» идей.

Сознание, несомненно, идеально, так как отражает окружаю-

щий человека мир в субъективных образах, понятиях, идеях. Тем

не менее идеальное - это отражение действительности в форме

знаний, эмоций, практической деятельности человека. Кроме того,

нельзя отрицать, что если мы не знаем о каком-либо предмете,

это не значит, что его не существует.

Человеческое сознание индивидуально, неповторимо и уни-

кально. Однако человек - существо общественное, поэтому из

совокупности сознаний индивидов складывается общественное

сознание.

Общественное сознание - это сложное явление. Оно подразде-

ляется на общественную идеологию, которая отражает обществен-

ное бытие с позиций интересов тех или иных социальных групп,

классов, партий, и общественную психологию, определяющую ду-

шевную, эмоционально-волевую жизнь людей на обыденном,

бытовом уровне.

В зависимости от сферы проявления выделяют различные фор-

мы сознания: моральное, правовое, научное, обыденное, религиоз-

ное, философское и др.

Сознание человека - это одновременно и его самосознание,

т.е. осознание своего тела, своих мыслей и чувств, своего поло-

жения в обществе, отношения к другим людям. Самосознание не

существует обособленно, оно является центром нашего созна-

ния. Именно на уровне самосознания человек не только познает

Click here to buy

ABBYY PDF Transformer 2.0

www.ABBYY.com

Click here to buy

ABBYY PDF Transformer 2.0

www.ABBYY.com

мир, но и воспринимает себя и определяет смысл своего суще-

ствования.

Первой формой самосознания (самочувствием) является эле-

ментарное осознание своего тела и включенности его в мир окру-

жающих вещей и людей. Следующий, более высокий уровень са-

мосознания связан с осознанием себя в качестве принадлежащего

к тому или иному человеческому сообществу, той или иной куль-

туре и социальной группе. Наконец, самый высокий уровень само-

сознания - это осознание себя как уникального и неповторимого,

непохожего на других людей индивида, обладающего свободой

совершать поступки и нести за них ответственность. Самосозна-

ние, особенно на последнем уровне, всегда связано с самооцен-

кой и самоконтролем, сопоставлением себя с идеалом, приня-

тым в обществе. В связи с этим возникает чувство удовлетворения

или неудовлетворения собой и своими поступками.

Для формирования самосознания необходимо, чтобы человек

видел себя «со стороны». Мы видим свое отражение в зеркале,

замечаем и исправляем недостатки внешнего вида (прическу, одеж-

ду и т.д.). Также и с самосознанием. Зеркалом, в котором мы ви-

дим себя, свои качества и поступки, служит отношение к нам

других людей. Таким образом, отношение человека к самому себе

опосредовано его отношением к другому человеку. Самосознание

рождается в процессе коллективной практической деятельности и

межличностных взаимоотношений.

Однако собственный образ, который формируется у человека

его самосознанием, не всегда соответствует реальному положе-

нию вещей. Человек в зависимости от обстоятельств, характера,

личных качеств может завышать или занижать самооценку. В ре-

зультате отношение человека к себе и отношение общества к нему

не совпадают, что в конечном итоге приводит к конфликту. По-

добные ошибки в самооценке нередки. Бывает, человек не видит

или не желает видеть своих недостатков. Они могут обнаружиться

только во взаимоотношениях с другими людьми. Часто один чело-

век может лучше понять другого, чем последний сам себя. В то же

время, объективно оценивая себя в процессе коллективной дея-

тельности и взаимоотношений с другими людьми, человек сам

может судить о себе более точно. Таким образом, самосознание

постоянно корректируется и развивается с включением человека

в систему межличностных отношений.

Вопросы и задания

1. Что такое бытие? В чем отличие реального и идеального бытия?

2. Какие формы бытия вы знаете? Объясните их.

3. Какую роль играет сознание в жизни человека?

4. В чем состоит взаимосвязь сознательного и бессознательного?

Click here to buy

ABBYY PDF Transformer 2.0

www.ABBYY.com

Click here to buy

ABBYY PDF Transformer 2.0

www.ABBYY.com

5. Охарактеризуйте уровни бессознательного.

6. Как взаимодействуют индивидуализированное духовное и объекти

вированное духовное?

7. Как взаимосвязаны бытие и сознание? В чем состоит различие взгля

дов на этот вопрос идеалистов и материалистов?

8. Какими бывают формы сознания? Что такое общественное созна

9. Что такое самосознание? Каковы его формы? В чем состоят предпо

сылки формирования самосознания?

10. Гегель пишет: «Солнце, луна, горы, реки, вообще окружающие

нас предметы природы - суть, они обладают для сознания авторите

том, внушающим ему, что они не только суть, но и отличаются особен

ной природой, которую оно признает и с которою оно сообразуется в

своем отношении к ним, в своем трактовании их и пользовании ими...

ты природы воплощают разумность лишь внешне и разрозненно и скры

вают ее под образом случайности».

Объясните, как Гегель объясняет взаимодействие индивидуализиро-

ванного духовного и объективированного духовного.

ЦЕЛЬ И СМЫСЛ ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА

Человек в отличие от животных осознает конечность своего

существования. Рано или поздно каждый задумывается о том, что

он смертен, и о том, что же он оставит на земле после себя. Но

часто мысли о неизбежности собственной смерти вызывают у че-

ловека сильнейшее эмоциональное потрясение. У него может воз-

никнуть чувство безнадежности и растерянности, даже паники.

Некоторые задаются вопросом: зачем же жить, если все равно в

конце концов умрешь? Зачем что-то делать, к чему-то стремить-

ся? Не проще ли смириться и плыть по течению? Преодолев чув-

ство безнадежности, человек оценивает уже пройденный жизнен-

ный путь и то, что еще предстоит. Никто не знает, когда придет

его последний час. Поэтому каждый нормальный человек стре-

мится достичь определенных результатов к концу своего жизнен-

ного пути. Таким образом, знание о грядущей смерти становится

основополагающим в последующем духовном развитии человека,

в определении цели и смысла жизни.

Размышления над смыслом жизни становятся для многих лю-

дей основой в определении главной цели жизненного пути, пове-

дения и отдельных поступков. Цель и смысл жизни каждой лично-

сти тесно связаны с социальными явлениями, определяющими

Цель и смысл всей человеческой истории, общества, в котором

человек живет, человечества как единого целого. Каждый сам для

себя решает, какими средствами можно достигать намеченных

Целей, а какими - нельзя. Здесь появляются такие нравственные

Click here to buy

ABBYY PDF Transformer 2.0

www.ABBYY.com

Click here to buy

ABBYY PDF Transformer 2.0

www.ABBYY.com

несправедливость.

Перед человеком встает вопрос: жить, творя добро на благо

другим, или замкнуться в своих мелких страстях и желаниях, жить

для себя. Ведь смерть уравнивает всех - богатых и бедных, талан-

ты и бездарности, королей и подданных. Разрешение этого вопро-

са люди искали в религии, а затем в философском учении об

«абсолютном разуме» и «абсолютных моральных ценностях», со-

здающих основу нравственного существования человека.

Задумываясь о смысле жизни, человек начинает вырабатывать

собственное отношение к жизни и смерти. Будучи важной для каж-

дого человека, эта проблема занимает центральное место во всей

культуре человечества. Оно пыталось разгадать тайну небытия и,

не найдя ответа, осознало необходимость духовно, нравственно

победить смерть.

Религиозные взгляды на смысл жизни продиктованы постула-

том о загробной жизни, истинной жизни после физической смер-

ти. Поступки человека в земной жизни должны определять его

место в потустороннем мире. Если человек творил добро по отно-

шению к ближним, то он попадет в рай, если нет - в ад.

Современная наука, прежде всего философия, в вопросе по-

иска смысла жизни взывает к разуму человека и исходит из того,

что человек должен искать ответ самостоятельно, прилагая для

этого собственные духовные усилия и критически анализируя

предшествующий опыт человечества в такого рода поисках. Физи-

ческое бессмертие невозможно. Средневековые алхимики искали

эликсир жизни, но безуспешно. Сейчас ученые и не пытаются

этого делать, хотя существуют общеизвестные способы продле-

ния жизни (здоровое питание, занятия спортом и т.д.). Тем не

менее возрастные пределы жизни человека составляют в среднем

70-75 лет. Долгожители, достигшие 90, 100 и более лет, встреча-

ются редко.

Жизнь конкретного человека нельзя рассматривать в отрыве от

жизни остальных людей, поскольку каждый человек включен в

определенную группу, является частью общества и, в широком

смысле, всего человечества. На протяжении своей жизни человек

может добиваться поставленных перед собой целей, но никогда

не достигнет целей своей общности, народа, человечества. Такое

положение содержит в себе побудительные силы творческой дея-

тельности. Именно поэтому призвание, назначение, задача вся-

кого человека - всесторонне развивать все свои способности,

вносить свой личный вклад в историю, в прогресс общества, в

его культуру. В этом и заключается смысл жизни отдельной лично-

сти, который реализуется через общество. Таков же и смысл жиз-

ни общества, человечества в целом, который реализуется посред-

ством жизней отдельных индивидов.

Click here to buy

ABBYY PDF Transformer 2.0

www.ABBYY.com

Click here to buy

ABBYY PDF Transformer 2.0

www.ABBYY.com

Однако соотношение личного и общественного было неодина-

ковым в разные исторические периоды и определялось ценно-

стью человеческой жизни в каждой конкретной эпохе. В условиях

угнетения человека, принижения его достоинства отдельная жизнь

не считается ценной. Да и сам человек часто не стремится достичь

чего-то большего, подавляемый обществом и государством. На-

против, в демократическом обществе, где признается индивиду-

альность человека, смысл жизни личности и общества все более

совпадают.

Такое представление о смысле и ценности человеческой жиз-

ни связано с пониманием социальной природы человека. Поведе-

ние личности определяется социально-нравственными нормами.

Поэтому неправильно искать смысл жизни человека в его биоло-

гической природе.

Человек не может жить только для себя, хотя и такое нередко

бывает. На пути к достижению основной цели жизни человек про-

ходит ряд этапов, ставя перед собой промежуточные цели. Снача-

ла он учится, стремясь получить знания. Но знания важны не сами

по себе, а потому, что их можно применить на практике. Диплом

с отличием, более глубокие знания, полученные в институте,

служат залогом получения престижного рабочего места, а успеш-

ное выполнение служебных обязанностей способствует карьерно-

му росту.

Одни и те же стартовые показатели разных людей не означают

их одинакового жизненного пути. Один человек может остановить-

ся на достигнутом и не стремиться идти дальше, другой ставит

перед собой все более высокие цели, добиваясь их реализации.

Практически каждый человек ставит перед собой цель создать

семью, воспитать детей. Дети становятся смыслом жизни родите-

лей. Человек работает, чтобы обеспечить ребенка, дать ему обра-

зование, научить жизни. И он достигает цели. Дети становятся

помощниками в делах, поддержкой в старости.

Стремление оставить свой след в истории - смысл существо-

вания людей. Большинство оставляют свой след в памяти детей и

близких. Но некоторые хотят большего. Они занимаются творче-

ством, политикой, спортом и т.д., стремясь выделиться из массы

Других людей. Но и здесь нельзя заботиться только о личном бла-

ге, о своей известности среди современников и потомков любой

ценой. Нельзя уподобляться Герострату, разрушившему храм Ар-

темиды (одно из 7 чудес света), чтобы сохранить свое имя в исто-

рии. Подлинным смыслом жизни человека можно считать только

его деятельность на пользу общества в сочетании ее с удовлетво-

рением личных интересов и потребностей.

Как писал Островский, «Жизнь прожить нужно так, чтобы не

было мучительно больно за бесцельно прожитые годы». Человеку

важно в конце жизни почувствовать удовлетворение от того, что

Click here to buy

ABBYY PDF Transformer 2.0

www.ABBYY.com

Click here to buy

ABBYY PDF Transformer 2.0

www.ABBYY.com

он __________чего-то достиг, принес кому-то пользу, решил поставленные

перед собой задачи.

И здесь возникает вопрос: сколько нужно человеку времени

для того, чтобы полностью реализовать цели своей жизни? В ис-

тории немало примеров выдающихся людей, рано умерших или

погибших и, тем не менее, оставшихся в памяти человечества.

А сколько они могли бы сделать, если бы прожили еще пять,

десять, пятнадцать лет? Такой подход позволяет по-новому взгля-

нуть на проблему продолжительности человеческой жизни, воз-

можности ее продления.

Проблема продления жизни может ставиться как научная цель.

Но при этом надо четко понимать, для чего это необходимо и

человеку, и обществу. С точки зрения гуманизма человеческая жизнь

сама по себе представляет высшую ценность. В этом смысле увели-

чение нормальной социальной продолжительности жизни стано-

вится прогрессивным шагом и в отношении отдельных людей, и в

отношении человеческого общества в целом.

Но проблема увеличения продолжительности жизни имеет и

биологический аспект. Условием существования человечества яв-

ляется индивидуальное чередование жизней отдельных людей.

Современная наука уже сейчас знает много способов продления

жизни - от лечения различных болезней до трансплантации ор-

ганов. Тем не менее проблема старения человеческого организма

современной наукой пока не решена. В старости организм не всегда

может выполнять свойственные ему функции, и человек испыты-

вает физические страдания. Часто это сопровождается психиче-

скими переживаниями человека по поводу своей беспомощности.

А как быть в ситуации, когда мозг человека уже не функциониру-

ет, а тело еще живет?

Подобная постановка проблемы означает, что задачей меди-

цины должно быть не только продление жизни человека, но и

сохранение его умственной и физической дееспособности. Не-

сомненно, человеку надо жить дольше, хотя это во многом зави-

сит от социальных условий жизни общества. Следовательно, не

само по себе продление индивидуальной жизни должно стать це-

лью науки, общества и самого человека, а именно развитие бо-

гатства человеческой природы, степень участия личности в кол-

лективной жизни человечества.

Вопросы и задания

1. В _____чем проявляется взаимосвязь между пониманием человеком ко

нечности своего существования и определением им цели и смысла своей

жизни?

2. Как решалась проблема смысла жизни в культуре человечества?

3. Как понимает проблему смысла жизни философия?

Click here to buy

ABBYY PDF Transformer 2.0

www.ABBYY.com

Click here to buy

ABBYY PDF Transformer 2.0

www.ABBYY.com

4. Как взаимосвязаны смысл жизни человека и смысл жизни обще

ства?

5. Какие цели ставит перед собой человек в процессе своего жизнен

ного пути? Какие цели актуальны для вас в данный момент?

6. В чем состоит проблема продления человеческой жизни? Необходи

мо ли это? Почему?

7. На примере конкретных личностей охарактеризуйте проблемы целей

и смысла жизни, времени, необходимого для реализации этих целей.

8. Прочитайте высказывание Л.Н.Толстого: «Человек может рассмат

ривать себя как животное среди животных, живущих сегодняшним днем,

он может рассматривать себя и как члена семьи и как члена общества,

народа, живущего веками, может и даже непременно должен (потому

что к этому неудержимо влечет его разум) рассматривать себя как часть

всего бесконечного мира, живущего бесконечное время. И потому ра

зумный человек должен был сделать и всегда делал в отношении беско

нечно малых жизненных явлений, могущих влиять на его поступки, то,

что в математике называется интегрирование, т.е. установлять, кроме

отношения к ближайшим явлениям жизни, свое отношение ко всему

бесконечному по времени и пространству миру, понимая его как одно

целое. Понимать, что жизнь есть глупая, сыгранная надо мною шутка, и

все-таки жить, умываться, одеваться, обедать, говорить и даже книжки

писать. Это было для меня отвратительно... Я умру так же, как и все... но

моя жизнь и смерть будут иметь смысл для меня и для всех... человек

умер, но его отношение к миру продолжает действовать на людей, даже

не так, как при жизни, а в огромное число раз сильнее, и действие это

по мере разумности и любовности увеличивается и растет, как все жи

вое, никогда не прекращаясь и не зная перерывов».

Объясните, в чем он видит смысл жизни.

9. Охарактеризуйте слова поэта В. А. Жуковского с точки зрения смыс

ла жизни:

О милых спутниках, которые наш свет

Своим сопутствием для нас животворили,

Не говори с тоской: их нет; Но с

благодарностию: были.

ТРУД И ИГРА

XJ Труд - это деятельность, которая отличает человека от жи-

вотных. Именно труд, по мнению Ф.Энгельса, способствовал ста-

новлению человека как социального существа.

Трудовая деятельность проявляется в различных сферах жизни

человека. Он трудится на работе, дома, на дачном участке и т.д.

В зависимости от результата труд подразделяется на производи-

тельный и непроизводительный. Производительный труд связан с

созданием разнообразных материальных предметов. Например, че-

ловек работает на заводе, изготовляет детали, из которых затем

Click here to buy

ABBYY PDF Transformer 2.0

www.ABBYY.com

Click here to buy

ABBYY PDF Transformer 2.0

www.ABBYY.com

собирают какое-либо изделие (телевизор, пылесос, автомобиль и

др.)- По окончании рабочего дня он приходит домой, готовит еду

и посвящает свободное время любимому делу (хобби), например

собирает радиоприемник, вырезает из дерева фигурки и т.д. В вы-

ходные летом на даче он возделывает огород и осенью собирает

урожай. Все это примеры производительного труда.

Непроизводительный труд направлен не на создание, а на об-

служивание материальных предметов. В экономической сфере не-

производительный труд связан с оказанием услуг: перевозка то-

варов, их погрузка, гарантийное обслуживание и т.д. В бытовой

сфере к непроизводительному труду относится уборка квартиры,

мытье посуды, ремонт дома и др.

И производительный, и непроизводительный труд одинаково

важны. Если бы существовало только производство промышлен-

ной продукции, но отсутствовали услуги по ее ремонту, то свал-

ки заполнились бы сломанными предметами бытовой техники,

автомобилями, мебелью и т.д. Зачем покупать новую вещь, если

целесообразнее починить старую?

Но человечество создает не только материальные предметы. Оно

накопило огромный культурный опыт, заключенный в литерату-

ре, науке, искусстве. Как классифицировать такой вид труда? В этом

случае говорят об интеллектуальном труде или духовном произ-

водстве. Для выделения такого вида труда потребовалась особая

классификация, а именно, деление труда на умственный и физи-

ческий.

Человечество долгие века своей истории знало преимущественно

только физический труд. Многие работы производились с помо-

щью мускульной силы человека. Иногда человека заменяли жи-

вотные. Умственный труд был прерогативой монархов, жрецов и

философов.

С развитием науки и техники, появлением машин в промыш-

ленном производстве физический труд все более заменялся ум-

ственным. Доля работников, занятых умственным трудом, посто-

янно увеличивалась. Это - ученые, инженеры, менеджеры и др.

В XX в. не без основания заговорили об объективном слиянии ум-

ственного и физического труда. Ведь даже самая простая работа

требует сейчас определенного объема знаний.

В готовом виде природа дает нам очень мало. Без приложения

труда нельзя собрать даже грибы и ягоды в лесу. В большинстве

случаев природные материалы подвергаются сложной обработке.

Таким образом, трудовая деятельность необходима для того, чтобы

приспосабливать продукты природы под потребности человека.

Удовлетворение потребностей есть цель трудовой деятельности.

Нужно осознать не только саму потребность, но и осмыслить спо-

собы ее удовлетворения и те усилия, которые необходимо для

этого приложить.

Click here to buy

ABBYY PDF Transformer 2.0

www.ABBYY.com

Click here to buy

ABBYY PDF Transformer 2.0

www.ABBYY.com

Для достижения целей трудовой деятельности используются

разнообразные средства. Это различные орудия труда, приспособ-

ленные для выполнения той или иной работы. Начиная какую-

либо работу, надо точно знать, какие орудия труда необходимы в

данный момент. Вскопать огород на даче можно лопатой, но поле

нельзя вспахать без применения специальной техники. Можно долго

копать яму той же лопатой, а можно это сделать в течение не-

скольких минут экскаватором. Таким образом, надо знать наибо-

лее эффективные способы воздействия на объект труда, т.е. на

то, что подвергается преобразованию в процессе трудовой дея-

тельности. Такие способы воздействия на объект труда называют

технологиями, а совокупность операций по преобразованию ис-

ходного продукта в конечный - технологическим процессом.

Чем более совершенные орудия труда и более правильная тех-

нология применяются, тем выше будет производительность труда.

Она выражается в количестве продукции, произведенной за еди-

ницу времени.

Каждый вид трудовой деятельности состоит из отдельных опе-

раций, действий, движений. Их характер зависит от технического

оснащения трудового процесса, квалификации работника, а в

широком смысле - от уровня развития науки и техники. В наше

время научно-технического прогресса постоянно повышается уро-

вень технической оснащенности труда, но это не исключает ис-

пользования в некоторых случаях физического труда человека. Дело

в том, что не все трудовые операции можно механизировать. Не

всегда применима техника при погрузке и разгрузке товаров, при

строительстве, сборке конечного продукта и т.д.

Трудовая деятельность в зависимости от ее характера, целей,

затрат усилий и энергии может быть индивидуальной и коллектив-

ной. Индивидуален труд ремесленника, домохозяйки, писателя и

художника. Они самостоятельно выполняют все трудовые опера-

ции вплоть до получения конечного результата. В большинстве же

Ребята, мы вкладываем душу в сайт. Cпасибо за то,
что открываете эту красоту. Спасибо за вдохновение и мурашки.
Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте

Иногда кажется, что человечество уже знает о земле все, и такие науки, как геология, география и метеорология, в наше время приобрели прикладной характер. Но это совсем не так.

сайт собрал несколько редких и впечатляющих феноменов, глядя на которые, понимаешь, что Земле еще есть чем нас удивить. Некоторые из них пугают, другие же просто удивительно красивы.

Огни святого Эльма

Шпили башен, верхушки мачт и другие подобные места иногда озаряются призрачным сиянием. Происходит это обычно в грозу или при ее приближении.

В средневековой Европе танцующие огоньки связывали с католическим святым Эльмом, покровителем моряков. По легенде, перед смертью он пообещал, что с того света будет молиться за моряков и подавать знаки об их грядущем в виде огоньков на мачтах.

Источники: wikipedia , science , scientificamerican

Антарктический вулкан и его снежные трубы

Вы когда-нибудь задумывались, что в вечной мерзлоте тоже бывают вулканы? Эребус - один из высочайших вулканов Антарктики и наиболее активный из них. Он покрыт снежными трубами, сформированными в результате постоянного превращения пара, выходящего из расщелин, в лед и снег. Многие снежные трубы испускают пар.

Источники: volcanodiscovery , nationalgeographic , atlasobscura

Световые (солнечные) столбы

Снежное «спагетти» в одном из озер Финляндии

Один из жителей района Хямеенлинна, Финляндия, обнаружил, что озеро у его дома покрылось снежными нитями, похожими на лапшу. Когда он взял лодку, чтобы рассмотреть явление поближе, он выяснил, что если взять одну из нитей в руку, можно скатать снежок.

Возможно, пряди возникли из снега, выпавшего в воду, а движение ветра и воды создало странные формы, прежде чем снег растаял.

Источники: lakescientist , yle , newscom

Танцующий лес

Источники: park-kosa , odditycentral , scribol

Спрайты

Это вспышки красного или синего цвета, возникающие на большой высоте. Люди ломали головы о природе данного явления, некоторые даже думали, что вспышки порождаются инопланетными космическими кораблями. И только после того как явление удалось заснять в 1989 году, ученые доказали, что они имеют электрическое происхождение сродни молниям.

Источники: nationalgeographic , popsci , elf.gi.alaska

«Красный прилив»

«Красный прилив» - явление, вызванное чрезмерным скоплением микроскопических красных водорослей у поверхности воды. При определенных обстоятельствах микроорганизмы начинают размножаться слишком быстро. В общем, это то же самое, что цветение воды.

Красные приливы опасны для морских обитателей, так как во время них снижается содержание кислорода в воде, появляются сероводород и аммиак. Ряд ученых связывают с «красным приливом» первую из десяти библейских казней египетских. По преданию, вся вода в Ниле превратилась в кровь, погибла рыба.

Источники: oceanservice , sciencedaily , ncbi

Брокенский призрак

Если в горах смотреть в сторону, противоположную солнцу, то иногда можно видеть что-то похожее на тень великана, окруженную радужным сиянием. На самом деле это не что иное, как тень самого наблюдателя, отбрасываемая на туман. Маленькие капли разбивают солнечный свет на отдельные лучи спектра, образуя цветное свечение вокруг тени человека.

Назван феномен в честь горы Брокен в Германии, где он появляется наиболее часто. Брокен издавна считается местом, где ведьмы празднуют Вальпургиеву ночь, поэтому в прежние времена это явление связывали с деятельностью колдуний.

Источники: nkj , earthsky , bbc

Огненные шары Наг

Из глубин реки Меконг, Таиланд, время от времени поднимаются светящиеся красные шары, формой напоминающие яйца. Они поднимаются на 10–20 м над поверхностью реки и исчезают.

Чаще всего они возникают в октябре, в это время в близлежащих селениях проводится фестиваль, посвященный этому явлению. Ученые пытаются объяснить этот феномен возгоранием газов, поднимающихся со дна реки. Но местные жители уверены, что эти шары создает Наг - полузмей-получеловек, живущий в реке.

Источники: skeptoid , , mysteriousuniverse

Долина падающих птиц

В Индии существует долина Джатинга, где в последние дни лета птицы ведут себя очень странно, и это повторяется уже много лет. Они кружатся над самыми головами людей, некоторые из них сразу падают на землю в полубессознательном состоянии.

Обычно птицы в полетах ориентируются по свету небесных тел и магнитному полю Земли. Вероятно, причины кроются в геофизических аномалиях, которые сбивают птиц с курса и воздействуют на них странным образом.

Источники: vokrugsveta ,

дарвинизм был отвергнут современной наукой, поскольку тезис «выживает сильнейший» неприменим к человеческому обществу.

Социологизаторские концепции признают несущественным все проявления биологического в человеке, в том числе и его индивидуальность. Человек воспринимается как часть общества, винтик в общественной машине, заранее приспособленный к выполнению определенных функций, но ограниченный во всех других отношениях, которым можно манипулировать в целях достижения определенного социального идеала.

В действительности биологическое и социальное существуют в человеке неразрывно. Сейчас, в эпоху научно-технического прогресса, появилась масса факторов, пагубно влияющих на природу человека: загрязнение окружающей среды, экологические проблемы, стрессы - все это отражается на здоровье людей.

Человек как биологический вид может выжить в различн условиях окружающей среды. Но его возможности не безграничны. Единство биологического и социального в человеке- это результат длительной эволюции. В условиях стремительно развивающейся технической цивилизации возможности адаптации человеческого организма к меняющимся условиям существования могут быть исчерпаны. Появление новых болезней, ослабление иммунной системы наглядно свидетельствуют об этом. Загрязнение среды обитания человека вредными веществами, радиоактивные излучения, употребление в пищу синтетических продуктов, приготовленных с помощью генной инженерии, могут привести к мутационным изменениям следующих поколений людей. Неслучайно одной из глобальных проблем стала необходимость сохранени человека как биологического вида.

Вопросы и задания

1. Объясните понятие «человек». Чем человек отличается от живот

2. Охарактеризуйте понятия антропогенеза и социогенеза. Как проте кали эти процессы?

3. Какую роль в развитии антропогенеза сыграли орудия труда и язык?

4. Что такое неолитическая революция? Каковы ее причины?

5. В чем отличие биологизаторской и социологизаторской концепций сущности человека?

6. В чем проявляется единство биологического и социального в чело

7. Немецкий биолог Э.Геккель писал в 1904 г.: «Хотя значительные различия в умственной жизни и культурном положении между высшими

и низшими расами людей в общем хорошо известны, тем не менее их относительная жизненная ценность обычно понимается неправильно. То, что поднимает людей так высоко над животными... это культура и более высокое развитие разума, делающее людей способными к культуре. По

большей части, однако, это свойственно только высшим расам людей, а у низших рас эти способности развиты слабо или вовсе отсутствуют...

Следовательно, их индивидуальная жизненная значимость должна оцениваться совершенно по-разному».

2.2. БЫТИЕ ЧЕЛОВЕКА. СООТНОШЕНИЕ БЫТИЯ И СОЗНАНИЯ

Бытие означает прежде всего существование, основанное на поло-

жении «я есть». При этом необходимо различать реальное и идеальное бытие. Реальное бытие имеет пространственно-временной характер, оно индивидуально и неповторимо и означает действительное существование вещи или человека. Идеальное бытие представляет собой сущность предмета. Оно лишено временного, практического характера, остается неизменным. Идеальным бытием обладают идеи, ценности, понятия. у Наука выделяет четыре

формы бытия:

1) бытие вещей, процессов, природы как единого целого;

2) бытие человека;

3) бытие духовного;

4) бытие социального, включающее индивидуальное бытие и бытие общества, j

Первая форма бытия означает, что природа существует вне сознания человека, она бесконечна в пространстве и во времени как объективная реальность, так же как и все предметы, созданные человеком.

Бытие человека включает в себя единство телесного и духовного существования. Функционирование тела тесно связано с работой мозга и нервной системы, а через них - с духовной жизнью человека. С другой стороны, сила духа может поддерживать жизнь человека, например в случае его болезни. Важную роль для бытия человека играет его мыслительная деятельность. Р.Декарт сказал: «Я мыслю, следовательно, я существую». Человек существует подобно любой другой вещи, но благодаря мышлению он способен осознавать факт своего существования.

Бытие человека - объективная реальность, независящая от сознания конкретного человека, поскольку является комплексом природного и общественного. Человек существует как бы в трех измерениях бытия. Первое - это существование человека как объекта природы, второе - как особи вида homo sapiens, третье - как

социально-исторического существа. Каждый из нас - реальность для самого себя. Мы существуем, и вместе с нами существует наше сознание.

Бытие духовного можно условно разделить на два вида: духовное, которое неотделимо от конкретной жизнедеятельности индивидов, - индивидуализированное духовное, и то, которое существует вне индивидов, - внеиндивидуальное, объективированное духовное. Индивидуализированное бытие духовного включает, прежде всего, сознание индивида. С помощью сознания мы ориентируемся в окружающем мире. Сознание существует как совокупность сиюминутных впечатлений, чувств, переживаний, мыслей, а также более стабильных идей, убеждений, ценностей, стереотипов и т.д.

Сознание отличается большой подвижностью, не имеющей внешнего проявления. Люди могут сообщать друг другу о свои мыслях, чувствах, но могут и скрывать их, подстраиваться под собеседника. Конкретные процессы сознания возникают с рождением человека и умирают вместе с ним. Остается только то, что преобразуется во внеиндивидуальную духовную форму или передается другим людям в процессе общения.

Сознание неотделимо от деятельности мозга и нервной системы человека. В то же время мысль, переживание, образ, созданный в сознании, - не материальные предметы. Они - идеальные образования. Мысль способна мгновенно преодолевать пространство и время. Человек может мысленно воспроизводить времена, в которые никогда не жил. С помощью памяти он может возвращаться в прошлое, а с помощью воображения - думать о будущем.

Индивидуализированное духовное включает в себя не только сознательное, но и бессознательное. Под бессознательным понимается совокупность психических процессов, лежащих вне сферы осознанного, не подчиняющихся контролю разума. Область бессознательного составляют бессознательная информация, бессознательные психические процессы, бессознательные поступки. Бессознательная информация - это ощущения, восприятия, эмоции, чувства, которые не были переработаны сознанием. Человек воспринимает огромное количество информации, из которой осознается лишь незначительная часть. Остальная информация либо исчезает из памяти, либо существует на подсознательном уровне, «в глубинах памяти», и может проявиться в любой момент.

Бессознательные процессы - это интуиция, сновидения, эмоцио-

нальные переживания и реакции. В них может проявляться инфор-

мация, хранящаяся в подсознании. Бессознательные процессы играют определенную роль в решении творческих задач, в научном поиске, когда не хватает объективной информации.

Бессознательные поступки представляют собой импульсивные Действия в состоянии аффекта (душевного волнения), простра-

ции (физического и психического расслабления), лунатизма и т.д. Бессознательные действия встречаются редко и часто связаны с нарушением психического равновесия человека.

Ученые считают, что бессознательное представляет важную сторону психической деятельности индивида, его духовной целостности. В науке выделяютсятри уровня бессознательного. Первый уровень - это неосознанный психический контроль человека за жизнью своего организма, координацией функций, удовлетворением наиболее простых потребностей тела. Этот контроль осуществляется автоматически, бессознательно. Второй уровень бессознательного - это процессы, сходные с сознанием человека в период бодрствования, но до какого-то времени остающиеся неосознанными. Так, осознание человеком какой-либо мысли происходит после того, как она возникнет в недрах бессознательного. Третий уровень бессознательного проявляется в творческой интуиции. Здесь бессознательное тесно переплетено с сознанием, так как творческое озарение может возникнуть только на основе уже полученного опыта.

Индивидуализированное духовное неразрывно связано с бытием человека и бытием мира в целом. Пока живет человек, развивается и его сознание. В некоторых случаях этого не происходит: человек существует как организм, но сознание его не работает. Но это - ситуация тяжелой болезни, при которой прекращается мыслительная деятельность и функционирует только тело. Человек, находящийся в состоянии комы, не может контролировать даже элементарные физиологические функции.

Результаты деятельности сознания конкретного человека могут существовать отдельно от него. В этом случае выделяют бытие объективированного духовного.

Духовное не может существовать без материальной оболочки. Оно проявляется в различных формах культуры. Форма духовного - это различные материальные предметы(книги, чертежи, картины, статуи, фильмы, ноты, машины, здания и т.д.). Также и знания, концентрируясь в сознании конкретного человека в виде идеи (индивидуализированного духовного), воплощаются в предметах и ведут самостоятельное существование(объективированное духовное). Например, человек хочет построить дом. Он сначала обдумывает идею строительства, разрабатывает проект, а затем воплощает его в действительности. Так идея трансформируется в реальность.

Духовная жизнь человечества, духовное богатство культуры - это способ существования бытия духовного. Особую роль в духовном бытии играют духовно-нравственные принципы, нормы, идеалы, ценности, например такие, как, красота, справедливость, истина. Они существуют в виде и индивидуализированного, объективированного духовного. В первом случае речь идет о слож-

ном комплексе побуждений, мотивов, целей, которые определяют внутренний мир человека, во втором случае - о воплощенных в науке и культуре идеях, идеалах, нормах, ценностях.

Как видно, бытие тесно связано с сознанием- свойством чело-

веческого мозга воспринимать, осмысливать и активно преобразовывать окружающую действительность. В структуру сознания входят чувства и эмоции, самосознание и самооценка человека.

Сознание неразрывно связано с языком. Язык - один из ярких примеров единства индивидуализированного и объективированного духовного. С помощью языка мы передаем друг другу информацию, последующие поколения получают знания от предыдущих. Благодаря языку мысль получает свое законченное выражение. Кроме того, язык служит важным средством взаимодействия людей в обществе, выполняя функции общения, познания, воспитания и т.д.

Отношение бытия и сознания выступает предметом споров в науке с глубокой древности. Материалисты считают, что бытие определяет сознание. Идеалисты же указывают на первичность сознания по отношению к бытию. Из этих положений вытекает проблема познаваемости мира. Материалисты говорят, что мир познаваем. Идеалисты отрицают познаваемость мира, познание, по их мнению, - это приобщение человека к миру «чистых» идей.

Сознание, несомненно, идеально, так как отражает окружающий человека мир в субъективных образах, понятиях, идеях. Тем не менее идеальное - это отражение действительности в форме знаний, эмоций, практической деятельности человека. Кроме того, нельзя отрицать, что если мы не знаем о каком-либо предмете, это не значит, что его не существует.

Человеческое сознание индивидуально, неповторимо и уникально. Однако человек - существо общественное, поэтому из совокупности сознаний индивидов складывается общественное сознание.

Общественное сознание - это сложное явление. Оно подразделяется на общественную идеологию, которая отражает общественное бытие с позиций интересов тех или иных социальных групп, классов, партий, и общественную психологию, определяющую душевную, эмоционально-волевую жизнь людей на обыденном, бытовом уровне.

В зависимости от сферы проявления выделяют различныеформы сознания: моральное, правовое, научное, обыденное, религиозное, философское и др.

Сознание человека - это одновременно и егосамосознание, т.е. осознание своего тела, своих мыслей и чувств, своего положения в обществе, отношения к другим людям. Самосознание не существует обособленно, оно является центром нашего сознания. Именно на уровне самосознания человек не только познает

мир, но и воспринимает себя и определяет смысл своего существования.

Первой формой самосознания(самочувствием) является элементарное осознание своего тела и включенности его в мир окружающих вещей и людей. Следующий, более высокий уровень самосознания связан с осознанием себя в качестве принадлежащего к тому или иному человеческому сообществу, той или иной культуре и социальной группе. Наконец, самый высокий уровень самосознания - это осознание себя как уникального и неповторимого, непохожего на других людей индивида, обладающего свободой совершать поступки и нести за них ответственность. Самосознание, особенно на последнем уровне, всегда связано с самооценкой и самоконтролем, сопоставлением себя с идеалом, принятым в обществе. В связи с этим возникает чувство удовлетворения или неудовлетворения собой и своими поступками.

Для формирования самосознания необходимо, чтобы человек видел себя «со стороны». Мы видим свое отражение в зеркале, замечаем и исправляем недостатки внешнего вида(прическу, одежду и т.д.). Также и с самосознанием. Зеркалом, в котором мы видим себя, свои качества и поступки, служит отношение к нам других людей. Таким образом, отношение человека к самому себе опосредовано его отношением к другому человеку. Самосознание рождается в процессе коллективной практической деятельности и межличностных взаимоотношений.

Однако собственный образ, который формируется у человека его самосознанием, не всегда соответствует реальному положению вещей. Человек в зависимости от обстоятельств, характера, личных качеств может завышать или занижать самооценку. В результате отношение человека к себе и отношение общества к нему не совпадают, что в конечном итоге приводит к конфликту. Подобные ошибки в самооценке нередки. Бывает, человек не видит или не желает видеть своих недостатков. Они могут обнаружиться только во взаимоотношениях с другими людьми. Часто один человек может лучше понять другого, чем последний сам себя. В то же время, объективно оценивая себя в процессе коллективной деятельности и взаимоотношений с другими людьми, человек сам может судить о себе более точно. Таким образом, самосознание постоянно корректируется и развивается с включением человека в систему межличностных отношений.

Вопросы и задания

1. Что такое бытие? В чем отличие реального и идеального бытия?

2. Какие формы бытия вы знаете? Объясните их.

3. Какую роль играет сознание в жизни человека?

4. В чем состоит взаимосвязь сознательного и бессознательного?

5. Охарактеризуйте уровни бессознательного.

6. Как взаимодействуют индивидуализированное духовное и объекти вированное духовное?

7. Как взаимосвязаны бытие и сознание? В чем состоит различие взгля дов на этот вопрос идеалистов и материалистов?

8. Какими бывают формы сознания? Что такое общественное созна

9. Что такое самосознание? Каковы его формы? В чем состоят предпо сылки формирования самосознания?

10. Гегель пишет: «Солнце, луна, горы, реки, вообще окружающие нас предметы природы - суть, они обладают для сознания авторите том, внушающим ему, что они не только суть, но и отличаются особен ной природой, которую оно признает и с которою оно сообразуется в своем отношении к ним, в своем трактовании их и пользовании ими...

Объясните, как Гегель объясняет взаимодействие индивидуализированного духовного и объективированного духовного.

2.3. ЦЕЛЬ И СМЫСЛ ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА

Человек в отличие от животных осознает конечность свое существования. Рано или поздно каждый задумывается о том, что он смертен, и о том, что же он оставит на земле после себя. Но часто мысли о неизбежности собственной смерти вызывают у человека сильнейшее эмоциональное потрясение. У него может возникнуть чувство безнадежности и растерянности, даже паники. Некоторые задаются вопросом: зачем же жить, если все равно в конце концов умрешь? Зачем что-то делать, к чему-то стремиться? Не проще ли смириться и плыть по течению? Преодолев чувство безнадежности, человек оценивает уже пройденный жизненный путь и то, что еще предстоит. Никто не знает, когда придет его последний час. Поэтому каждый нормальный человек стремится достичь определенных результатов к концу своего жизненного пути. Таким образом, знание о грядущей смерти становится основополагающим в последующем духовном развитии человека, в определении цели и смысла жизни.

Размышления над смыслом жизни становятся для многих людей основой в определении главной цели жизненного пути, поведения и отдельных поступков. Цель и смысл жизни каждой личности тесно связаны с социальными явлениями, определяющими Цель и смысл всей человеческой истории, общества, в котором человек живет, человечества как единого целого. Каждый сам для себя решает, какими средствами можно достигать намеченны Целей, а какими - нельзя. Здесь появляются такие нравственные

Перед человеком встает вопрос: жить, творя добро на благо другим, или замкнуться в своих мелких страстях и желаниях, жить для себя. Ведь смерть уравнивает всех - богатых и бедных, таланты и бездарности, королей и подданных. Разрешение этого вопроса люди искали в религии, а затем в философском учении об «абсолютном разуме» и «абсолютных моральных ценностях», создающих основу нравственного существования человека.

Задумываясь о смысле жизни, человек начинает вырабатывать собственное отношение к жизни и смерти. Будучи важной для каждого человека, эта проблема занимает центральное место во всей культуре человечества. Оно пыталось разгадать тайну небытия и, не найдя ответа, осознало необходимость духовно, нравственно победить смерть.

Религиозные взгляды на смысл жизни продиктованы постулатом о загробной жизни, истинной жизни после физической смерти. Поступки человека в земной жизни должны определять его место в потустороннем мире. Если человек творил добро по отношению к ближним, то он попадет в рай, если нет - в ад.

Современная наука, прежде всего философия, в вопросе поиска смысла жизни взывает к разуму человека и исходит из того, что человек должен искать ответ самостоятельно, прилагая для этого собственные духовные усилия и критически анализируя предшествующий опыт человечества в такого рода поисках. Физическое бессмертие невозможно. Средневековые алхимики искали эликсир жизни, но безуспешно. Сейчас ученые и не пытаются этого делать, хотя существуют общеизвестные способы продления жизни (здоровое питание, занятия спортом и т.д.). Тем не менее возрастные пределы жизни человека составляют в среднем 70-75 лет. Долгожители, достигшие 90, 100 и более лет, встречаются редко.

Жизнь конкретного человека нельзя рассматривать в отрыве от жизни остальных людей, поскольку каждый человек включен в определенную группу, является частью общества,ив широком смысле, всего человечества. На протяжении своей жизни человек может добиваться поставленных перед собой целей, но никогда не достигнет целей своей общности, народа, человечества. Такое положение содержит в себе побудительные силы творческой деятельности. Именно поэтому призвание, назначение, задача всякого человека - всесторонне развивать все свои способности, вносить свой личный вклад в историю, в прогресс общества, в его культуру. В этом и заключается смысл жизни отдельной личности, который реализуется через общество. Таков же и смысл жизни общества, человечества в целом, который реализуется посредством жизней отдельных индивидов.

Однако соотношение личного и общественного было неодинаковым в разные исторические периоды и определялось ценностью человеческой жизни в каждой конкретной эпохе. В условиях угнетения человека, принижения его достоинства отдельная жизнь не считается ценной. Да и сам человек часто не стремится достичь чего-то большего, подавляемый обществом и государством. Напротив, в демократическом обществе, где признается индивидуальность человека, смысл жизни личности и общества все более совпадают.

Такое представление о смысле и ценности человеческой жизни связано с пониманием социальной природы человека. Поведение личности определяется социально-нравственными нормами. Поэтому неправильно искать смысл жизни человека в его биологической природе.

Человек не может жить только для себя, хотя и такое нередко бывает. На пути к достижению основной цели жизни человек проходит ряд этапов, ставя перед собой промежуточные цели. Сначала он учится, стремясь получить знания. Но знания важны не сами по себе, а потому, что их можно применить на практике. Диплом с отличием, более глубокие знания, полученные в институте, служат залогом получения престижного рабочего места, а успешное выполнение служебных обязанностей способствует карьерному росту.

Одни и те же стартовые показатели разных людей не означают их одинакового жизненного пути. Один человек может остановиться на достигнутом и не стремиться идти дальше, другой ставит перед собой все более высокие цели, добиваясь их реализации.

Практически каждый человек ставит перед собой цель создать семью, воспитать детей. Дети становятся смыслом жизни родителей. Человек работает, чтобы обеспечить ребенка, дать ему образование, научить жизни. И он достигает цели. Дети становятся помощниками в делах, поддержкой в старости.

Стремление оставить свой след в истории- смысл существования людей. Большинство оставляют свой след в памяти детей и близких. Но некоторые хотят большего. Они занимаются творчеством, политикой, спортом и т.д., стремясь выделиться из массы Других людей. Но и здесь нельзя заботиться только о личном благе, о своей известности среди современников и потомков любо ценой. Нельзя уподобляться Герострату, разрушившему храм Артемиды (одно из 7 чудес света), чтобы сохранить свое имя в истории. Подлинным смыслом жизни человека можно считать только его деятельность на пользу общества в сочетании ее с удовлетворением личных интересов и потребностей.

Как писал Островский, «Жизнь прожить нужно так, чтобы не было мучительно больно за бесцельно прожитые годы». Человеку важно в конце жизни почувствовать удовлетворение от того, что

он чего-то достиг, принес кому-то пользу, решил поставленные перед собой задачи.

И здесь возникает вопрос: сколько нужно человеку времени для того, чтобы полностью реализовать цели своей жизни? В истории немало примеров выдающихся людей, рано умерших или погибших и, тем не менее, оставшихся в памяти человечества. А сколько они могли бы сделать, если бы прожили еще пять, десять, пятнадцать лет? Такой подход позволяет по-новому взглянуть на проблему продолжительности человеческой жизни, возможности ее продления.

Проблема продления жизни может ставиться как научная цель. Но при этом надо четко понимать, для чего это необходимо и человеку, и обществу. С точки зрения гуманизма человеческая жизнь сама по себе представляет высшую ценность. В этом смысле увеличение нормальной социальной продолжительности жизни становится прогрессивным шагом и в отношении отдельных людей, и в отношении человеческого общества в целом.

Но проблема увеличения продолжительности жизни имеет и биологический аспект. Условием существования человечества является индивидуальное чередование жизней отдельных людей. Современная наука уже сейчас знает много способов продления жизни - от лечения различных болезней до трансплантации органов. Тем не менее проблема старения человеческого организма современной наукой пока не решена. В старости организм не всегда может выполнять свойственные ему функции, и человек испытывает физические страдания. Часто это сопровождается психическими переживаниями человека по поводу своей беспомощности.

А как быть в ситуации, когда мозг человека уже не функционирует, а тело еще живет?

Подобная постановка проблемы означает, что задачей медицины должно быть не только продление жизни человека, но и сохранение его умственной и физической дееспособности. Несомненно, человеку надо жить дольше, хотя это во многом зависит от социальных условий жизни общества. Следовательно, не само по себе продление индивидуальной жизни должно стать целью науки, общества и самого человека, а именно развитие богатства человеческой природы, степень участия личности в коллективной жизни человечества.

Вопросы и задания

1. В чем проявляется взаимосвязь между пониманием человеком ко нечности своего существования и определением им цели и смысла своей жизни?

2. Как решалась проблема смысла жизни в культуре человечества?

3. Как понимает проблему смысла жизни философия?

    Нет. Его захерачит пролетающий мимо метеорит. Либо он свалит в другую вселенную.

    Утоним, умрём от жажды, замрзнем, раздавит нас луна, задохнёмся...
    А у таких людей как мы, наврятли могут кончиться вопросы 8)

    Возможно, эйфория... Я бы ответила счастье, но некоторые люди, с которыми я общалась, говорили, что не знают, что это такое, что никогда не испытывали его...

    Солнце управляет деятельностью ума, т.е. способностью действовать, а Луна управляет способностью отдыхать и накапливать силы. Также Луна управляет способностью наслаждаться. Надо понять, что нам кажется, что мы сами от себя зависим, но человек, который начинает изучать серьезно эти тонкие взаимодействия влияния окружающего мира на организм, он начинает понимать, что у него сильно меняется самочувствие в результате движения Луны и движения Солнца.

    да, у нас подготовка к свадьбе уже идёт (happy)

    ну уш точно не по соседству так бы я уже жил бы тама

    При заключении брака.
    Если у родителей разные фамилии, у детей может быть двойная.

    Наверное, думают что если уехали отсюда, то стали офигенными, многого добились и всё такое

    теория "правильного"загара-www.youtube.com/watch?v=mOFIVwhBPVI

    это иллюзии... игры разума... вера в то, что если ты вкладываешь энергию в отношения, то они типа взаимны и о тебе тоже будет думать объект твоих мечтаний... не будет... он же и так сидит на тобой созданной энергетической подпитке... отключи ее - перестань думать и цепляться мыслями за него - вот тогда он сам начнет искать контактов с тобой... как же: лишиться такого классного источника энергии! вампирские отношения - уж сколько раз сталкивалась...