Что предпринять налоговому агенту, если ндфл удержать невозможно. Как составить уведомление ифнс о невозможности удержать ндфл Уведомление о невозможности удержать ндфл

В 2-НДФЛ признак указывается в заголовке справки, который заполняется согласно разделу II Рекомендаций по заполнению формы 2-НДФЛ, утвержденных приказом ФНС России от 02.10.2018 № ММВ-7-11/566@ (далее - Рекомендации).

Для заполнения используется два значения:

  • «1» присваивается справке, подтверждающей получение дохода;
  • «2» используется для подачи сведений о невозможности удержания НДФЛ.

Когда указывается признак 1 в справке 2-НДФЛ

При подаче справки 2-НДФЛ указывается признак «1» в документах, отражающих:

  • общий размер полученного дохода, в том числе размер дохода, НДФЛ по которому не был начислен;
  • сумма исчисленного, удержанного и неудержанного, а также перечисленного налога.

Когда отражать признак 2 в справке 2-НДФЛ

Признак в справке 2-НДФЛ заполняется значением «2», если справка содержит сведения о суммах дохода, с которых налог не был удержан (разд. II Рекомендаций).

В процессе деятельности возникают ситуации, когда налоговый агент по НДФЛ не может выполнять обязанности по удержанию и перечислению налога в бюджет. Например, доход получен в виде материальной выгоды. В таких ситуациях необходимо уведомить налоговую службу и самого налогоплательщика о невозможности удержать налог в срок до конца января того года, который следует за отчетным (п. 5 ст. 226 НК РФ).

Сроки представления справки с разными признаками различны. Для справки с признаком 2 - установлен на 01 марта, а с признаком 1 - на 01 апреля года, следующего за отчетным. В 2019 году крайние сроки выпадают на рабочие даты и не переносятся.

Ответственность за ошибочное заполнение заголовка.

Ответственность за нарушение срока представления справки предусмотрена ст. 126 НК РФ .

Больше об ответственности за непредставление справки см. в материале «Какова ответственность за непредставление 2-НДФЛ»

На вопрос, правомерно ли применение данной статьи в отношении некорректного заполнения заголовка справки, в частности поля «признак», официальные ведомства не имеют ответа.

Существует судебный прецедент, согласно которому неверное заполнение поля «признак» не является существенной ошибкой при подаче сведений в налоговую службу (постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 09.04.2013 по делу № А19-16467/2012).

Итоги

Поле признак налогоплательщика в справке 2-НДФЛ может принимать значение 1, если с доходов работника налог был удержан в полном объеме, 2, если налог удержать не удалось. Справки с признаком 2 представляются на месяц раньше привычных: не позднее 01 марта, тогда как для справок с признаком 1 отводится срок до 01 апреля.

А. К. Попов , эксперт журнала «Оплата труда: бухгалтерский учет и налогообложение»

Сообщить в налоговый орган о невозможности удержать исчисленную сумму НДФЛ – одна из обязанностей работодателя как налогового агента по НДФЛ. Как исполнить данную обязанность и каковы последствия ее игнорирования, расскажет наш эксперт.

Налоговый агент по НДФЛ и его обязанности

Согласно налоговому законодательству налоговые агенты по НДФЛ – это российские организации, индивидуальные предприниматели, нотариусы, занимающиеся частной практикой, адвокаты, учредившие адвокатские кабинеты, а также обособленные подразделения иностранных организаций в РФ, от которых или в результате отношений с которыми налогоплательщик получил доходы.

Одной из обязанностей налоговых агентов, предусмотренных п. 5 ст. 226 НК РФ , является письменное сообщение налогоплательщику и налоговому органу о невозможности удержать налог. Как отмечено в Письме ФНС РФ от 22.08.2014 № СА-4-7/16692 , невозможность удержать налог возникает, например, в случае выплаты дохода в натуральной форме или возникновения дохода в виде материальной выгоды.

Не следует путать данную обязанность с обязанностью, предусмотренной п. 2 ст. 230 НК РФ , а именно с обязанностью представить в налоговый орган по месту своего учета сведения о доходах физических лиц истекшего налогового периода и суммах начисленных, удержанных и перечисленных в бюджетную систему РФ за этот налоговый период налогов.

Сообщение о невозможности удержать налог представляется не позднее одного месяца с даты окончания налогового периода, то есть в отношении доходов, выплаченных в 2014 году, – не позднее 31.01.2015. Однако 31.01.2015 приходится на выходной день – субботу, поэтому в соответствии с п. 7 ст. 6.1 НК РФ днем окончания срока считается ближайший следующий за ним рабочий день, то есть 02.02.2015.

Сведения в соответствии с п. 2 ст. 230 НК РФ представляются не позднее 1 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом, то есть в отношении доходов, выплаченных в 2014 году, – не позднее 01.04.2015.

Форма сообщения о невозможности удержать НДФЛ

В пункте 5 ст. 226 НК РФ сказано, что форма сообщения о невозможности удержать НДФЛ и сумме налога и порядок его представления в налоговый орган утверждаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов. Пунктом 2 Приказа ФНС РФ № ММВ-7-3/611@ установлено, что сообщение о невозможности удержать налог и сумме налога в соответствии с п. 5 ст. 226 НК РФ представляется по форме, утвержденной п. 1 данного приказа, то есть по той же форме, по какой представляются сведения согласно п. 2 ст. 230 НК РФ (форме 2-НДФЛ).

Заполняем сообщение о невозможности удержать НДФЛ

Порядок заполнения справок 2-НДФЛ, представляемых в соответствии с п. 5 ст. 226 и п. 2 ст. 230 НК РФ , различается. Приведем особенности, которые следует знать при заполнении справки 2-НДФЛ в силу п. 5 ст. 226 НК РФ .

Раздел справки 2-НДФЛ

Порядок заполнения в случае представления справки в соответствии с п. 5 ст. 226 НК РФ

Поле «Признак»

Проставляется цифра 2

Раздел 3 «Доходы, облагаемые по ставке __%»

При заполнении справки с признаком «2» в разд. 3 указывается сумма дохода, с которой не удержан налог налоговым агентом

Раздел 5 «Общие суммы дохода и налога

В пункте 5.1 «Общая сумма дохода» отражается общая сумма дохода по итогам налогового периода без учета нало-

по итогам налогового периода по ставке __%»

говых вычетов. В данном пункте показывается общая сумма доходов, обозначенных в разд. 3 справки. При заполнении справки с признаком «2» в п. 5.1 указывается общая сумма дохода, с которой не удержан налог налоговым агентом, отраженная в разд. 3 справки.

В пункте 5.3 «Сумма налога исчисленная» проставляется общая сумма налога, исчисленного по ставке, указанной в разд. 3 справки, по итогам налогового периода. При заполнении справки с признаком «2» в п. 5.3 указывается общая сумма налога, исчисленная, но не удержанная.

В справке с признаком «2» не заполняются:

пункт 5.4 «Сумма налога удержанная»;

пункт 5.5 «Сумма налога перечисленная»;

пункт 5.6 «Сумма налога, излишне удержанная налоговым агентом».

В пункте 5.7 «Сумма налога, не удержанная налоговым агентом» указывается исчисленная сумма налога, которую налоговый агент не удержал в отчетном (налоговом) периоде

Пример

За период с января по май 2014 года ООО «Восток» выплатило своему работнику зарплату в размере 75 000 руб., с указанного дохода исчислен, удержан и перечислен в бюджет НДФЛ в сумме 9 750 руб. В июне 2014 года работник получил доход в натуральной форме в размере 5 000 руб. Организация исчислила с данного дохода НДФЛ в сумме 650 руб., но не удержала его. Вычеты сотруднику не предоставлялись. Других доходов в 2014 году у работника не было.

Какую отчетность по НДФЛ организация должна представить в налоговый орган?

В рассматриваемом случае организация в отношении данного сотрудника должна сформировать две справки 2-НДФЛ: с признаком «1» (ее нужно представить не позднее 01.04.2015) и признаком «2» (справка представляется не позднее 02.02.2015).

При заполнении справки с признаком «2» в разд. 3 указывается сумма дохода, равная 5 000 руб., а в п. 5.3 разд. 5 справки проставляется исчисленная сумма налога – 650 руб., в п. 5.7 разд. 5 отражается сумма налога, не удержанная налоговым агентом, – 650 руб.

При заполнении справки с признаком «1» в разд. 3 указывается сумма дохода – 80 000 руб., в п. 5.3 – 5.5 разд. 5 справки обозначаются исчисленная сумма налога – 10 400 руб., удержанная и перечисленная сумма налога – 9 750 руб., а в п. 5.7 разд. 5 проставляется сумма налога, не удержанная налоговым агентом, равная 650 руб.

Примеры заполнения справок приведены на стр. 37 – 38.

Сообщение о невозможности удержать НДФЛ и начисление пеней

В Письме ФНС РФ от 22.11.2013 № БС-4-11/20951 рассмотрен вопрос о наступлении для налогового агента финансовых последствий в виде начисления пеней в случае, если сообщение о невозможности удержать НДФЛ не представлено.

Так, специалисты главного налогового ведомства указали, что если налоговый агент в установленном порядке и предусмотренные сроки письменно сообщил налогоплательщику и налоговому органу по месту своего учета о невозможности удержать НДФЛ в отношении конкретного лица и сумме налога, то пени налоговому агенту не начисляются.

В случае если налоговый агент не утратил возможность удержать НДФЛ с доходов работника, а также письменно не сообщил налогоплательщику и налоговому органу по месту своего учета о невозможности удержать НДФЛ и сумме налога, пени могут быть начислены налоговому агенту в соответствии со ст. 75 НК РФ в установленном порядке на дату вынесения решения по итогам выездной налоговой проверки и налогоплательщику должно быть направлено требование об уплате налога согласно п. 2 ст. 70 НК РФ .

Аналогичная позиция представлена и в более позднем разъяснении ведомства – в Письме от 22.08.2014 № СА-4-7/16692 .

Также в Письме № СА-4-7/16692 налоговики отметили, что после окончания налогового периода, в котором налоговым агентом выплачивается доход физическому лицу, и письменного сообщения налоговым агентом налогоплательщику и налоговому органу по месту учета о невозможности удержать НДФЛ обязанность по уплате налога возлагается на физическое лицо, а обязанность налогового агента по удержанию соответствующих сумм налога прекращается.

После сообщения налогового агента уплату налога должен произвести сам налогоплательщик при подаче в налоговый орган по месту своего учета декларации по НДФЛ.

Ответственность за непредставление сообщения о невозможности удержать НДФЛ

Непредставление сведений по форме 2-НДФЛ (независимо от основания для их направления) квалифицируется как непредставление налоговому органу сведений, необходимых для осуществления налогового контроля, и согласно п. 1 ст. 126 НК РФ влечет наказание в виде штрафа в размере 200 руб. за каждый непредставленный документ.

Более интересным вопросом в данном случае является ответственность за непредставление сведений с признаком «1» в случае, если данные сведения уже были представлены с признаком «2» и иных сведений о доходах физического лица нет. С учетом порядка заполнения справки 2-НДФЛ в таком случае данные, указываемые в справках, дублируют друг друга.

Для более четкого понимания проблемы приведем ситуацию, рассмотренную в Письме УФНС по г. Москве от 07.03.2014 № 20-15/021334 . Организация, являющаяся налоговым агентом по НДФЛ и не имеющая возможности удержать НДФЛ из выплат в пользу налогоплательщиков, обратилась с вопросом: необходимо ли представлять справки 2-НДФЛ с признаком «1», если за данных физических лиц организация уже представила в налоговый орган справки 2-НДФЛ с признаком «2» и никакой новой информации в справках не будет?

Столичные налоговики ответили: представление справки с признаком «2» не освобождает налогового агента от обязанности представить справку с признаком «1» .

Следует отметить, что в данном вопросе налоговики и финансисты непреклонны. Так, Минфин в Письме от 29.12.2011 № 03‑04‑06/6-363 указал, что обязанности налогового агента, предусмотренные ст. 230 НК РФ, возлагаются на организацию независимо от обязанностей, установленных ст. 226 НК РФ.

Таким образом, исполнение организацией обязанности по сообщению о невозможности удержать налог и сумме налога в соответствии с п. 5 ст. 226 НК РФ не освобождает организацию от обязанности представить сведения о доходах физических лиц истекшего налогового периода и суммах начисленных, удержанных и перечисленных в бюджетную систему РФ налогов в соответствии с п. 2 ст. 230 НК РФ, в том числе если выплату налогоплательщику иных доходов, подлежащих обложению налогом на доходы физических лиц, организация не производит .

Данного мнения налоговики придерживаются и в суде. Так, в ответ на заявления налоговых агентов налоговики приводят следующие доводы:

нормы НК РФ не предусматривают освобождение налогового агента от обязанности по представлению сведений о доходах физического лица в соответствии с п. 2 ст. 230 НК РФ при наличии сообщения, направленного на основании п. 5 ст. 226 НК РФ , поскольку данные нормы предполагают два разных основания для контроля, который осуществляет налоговый орган (Постановление ФАС УО от 10.09.2014 № Ф09-5625/14 );

налоговый агент, представив в порядке п. 5 ст. 226 НК РФ сведения о невозможности удержания сумм налога, не исполнил предусмотренную п. 2 ст. 230 НК РФ обязанность по представлению в налоговый орган сведений о доходах тех же физических лиц и суммах начисленных, удержанных и перечисленных налогов с данных доходов (справки 2-НДФЛ с признаком «1»), в связи с чем у инспекции не было возможности осуществить мероприятия налогового контроля при отсутствии полной информации о суммах дохода, полученного физическими лицами в соответствующем налоговом периоде (Постановление ФАС УО от 23.05.2014 № Ф09-2820/14 (далее – Постановление № Ф09-2820/14 ));

сроки представления справок 2-НДФЛ с признаками «1» и «2» различаются (Постановление № Ф09-2820/14 );

обязанности налогового агента по представлению указанных справок закреплены в различных нормах НК РФ (Постановление № Ф09-2820/14 );

действующее законодательство не предусматривает освобождение налогового агента от обязанности по представлению сведений о доходах физического лица в соответствии с п. 2 ст. 230 НК РФ при наличии сообщения, направленного на основании п. 5 ст. 226 НК РФ (Постановление № Ф09-2820/14 );

состав правонарушения, предусмотренного п. 1 ст. 126 НК РФ , является формальным (Постановление № Ф09-2820/14 ).

Что же говорят судьи? Чем они мотивируют свои решения? Хорошей новостью для налоговых агентов является наличие положительной арбитражной практики по данному вопросу. При этом судьи указывают, что налоговый агент, представив в инспекцию справку 2-НДФЛ с признаком «2», которая также содержала все необходимые сведения, подлежащие указанию в справке 2-НДФЛ с признаком «1», исполнил обязанности, регламентированные п. 5 ст. 226 и п. 2 ст. 230 НК РФ , в связи с чем удовлетворяют требования налоговых агентов и признают решения инспекции недействительными. К таким выводам пришли арбитры в постановлениях ФАС ВСО от 09.04.2013 № А19-16467/2012 , ФАС УО от 10.09.2014 № Ф09-5625/14 , от 23.05.2014 № Ф09-2820/14 , от 24.09.2013 № Ф09-9209/13 . Кроме того, судьи отмечают, что данное толкование положений п. 5 ст. 226 , п. 2 ст. 230 , ст. 126 НК РФ согласуется также с требованиями п. 7 ст. 3 НК РФ , согласно которому все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика (плательщика сборов).

* * *

Если в отношении каких-либо доходов, выплаченных физическому лицу в 2014 году, у работодателя отсутствует возможность удержать НДФЛ, он, выступая в роли налогового агента, обязан сообщить о данном факте в налоговую инспекцию. Сообщение оформляется в виде справки по форме 2-НДФЛ и представляется в налоговую инспекцию не позднее 02.02.2015. Игнорирование данной обязанности, закрепленной п. 5 ст. 226 НК РФ , влечет для налогового агента различные санкции: начиная с начисления пеней и заканчивая начислением штрафа в соответствии с п. 1 ст. 126 НК РФ . По мнению Минфина и ФНС, исполнение данной обязанности не освобождает от обязанности по представлению сведений в отношении этих же физических лиц в соответствии с п. 2 ст. 230 НК РФ , даже если иных доходов у физического лица нет. Однако судьи придерживаются иного мнения по этому вопросу.

Приказ ФНС РФ от 17.11.2010 №ММВ-7-3/611@ «Об утверждении формы сведений о доходах физических лиц и рекомендаций по ее заполнению, формата сведений о доходах физических лиц в электронном виде, справочников».

31 января 2012 г. — последний день для подачи налоговыми агентами сообщений о невозможности удержать налог на доходы физических лиц и сумме этого обязательного платежа за 2011 г. Данную информацию указанные лица должны направить налогоплательщику, а также в налоговую инспекцию по месту своего учета.

Согласно п. 5 ст. 226 Налогового кодекса при невозможности удержать у налогоплательщика исчисленную сумму НДФЛ налоговый агент обязан не позднее одного месяца с даты окончания налогового периода, в котором возникли соответствующие обстоятельства, письменно сообщить налогоплательщику и налоговому органу по месту своего учета о невозможности удержать налог и сумме налога.

Налоговым периодом по НДФЛ является календарный год (ст. 216 НК РФ).

Напомним, что налоговыми агентами по НДФЛ признаются российские организации, индивидуальные предприниматели, нотариусы, занимающиеся частной практикой, адвокаты, учредившие адвокатские кабинеты, а также обособленные подразделения иностранных организаций в Российской Федерации, от которых или в результате отношений с которыми налогоплательщик получил доходы, облагаемые названным налогом. При этом перечисленные лица обязаны исчислить, удержать у налогоплательщика и уплатить сумму налога.

Сообщаем о невозможности удержать НДФЛ

Сделать это они должны в определенном порядке. Так, сумма НДФЛ, подлежащая перечислению в бюджет, рассчитывается в соответствии со ст. 224 Налогового кодекса с учетом особенностей, предусмотренных ст. 226 Кодекса.

Налогоплательщики НДФЛ — это физические лица, являющиеся налоговыми резидентами РФ или получающие доходы от источников в Российской Федерации и не являющиеся налоговыми резидентами РФ.

Невозможность удержать НДФЛ

С невозможностью удержать НДФЛ налоговый агент может столкнуться, например, при выплате налогоплательщику доходов в натуральной форме или при возникновении у последнего доходов в виде материальной выгоды. Кроме того, налоговый агент не может удержать исчисленные суммы НДФЛ, когда он:

  • выплачивает физическим лицам на основании решения суда суммы задолженности по заработной плате в размерах, определенных в судебных решениях;
  • обеспечивает своим бывшим работникам, уволившимся в связи с выходом на пенсию по возрасту, бесплатный проезд на железнодорожном транспорте один раз в год;
  • выдает гражданам подарки стоимостью более 4000 руб. без выплаты им в дальнейшем каких-либо доходов в денежной форме.

Внимание! При ежемесячной выплате дохода, из которого невозможно удержать налог, сведения о задолженности подаются по итогам года, а не ежемесячно (см., например, Постановление ФАС Поволжского округа от 15 июля 2008 г. по делу N А57-6558/2006-22 (оставлено в силе Определением ВАС РФ от 19 ноября 2008 г. N 14718/08)).

Отметим, что в Письмах Минфина России от 14 апреля 2009 г. N 03-04-05-01/181, от 14 ноября 2007 г. N 03-04-06-01/392, ФНС России от 16 июля 2009 г. N 3-5-04/1040@ приведены следующие разъяснения. Организация, проводящая лотерею, признается налоговым агентом, в чьи обязанности входит исчисление суммы налога, но который при этом не имеет возможности произвести удержание НДФЛ из-за отсутствия выплат в денежной форме в пользу налогоплательщика.

Допустим, налоговый агент выплатил налогоплательщику доход в натуральной форме. Затем спустя некоторое время до окончания налогового периода (календарного года) он выплатил налогоплательщику еще доход, но уже в виде денежных средств. Тогда налоговый агент обязан из этих денег удержать НДФЛ, исчисленный с дохода в натуральной форме. При этом удерживаемые суммы налога не могут превышать 50 процентов суммы выплаты.

После окончания налогового периода, когда налогоплательщику были выплачены доходы, с которых не был удержан НДФЛ, и направления ему и налоговому органу письменного сообщения о невозможности удержать налог и его сумме обязанность по уплате данного обязательного платежа возлагается на налогоплательщика. При этом обязанность налогового агента по удержанию соответствующих сумм налога прекращается. Аналогичные разъяснения приведены в Письме Минфина России от 17 ноября 2010 г. N 03-04-08/8-258.

Согласно п. 9 ст. 226 Налогового кодекса уплата НДФЛ за счет средств налоговых агентов не допускается.

Налогоплательщик — получатель дохода, из которого не был удержан НДФЛ налоговым агентом, должен самостоятельно исчислить и уплатить налог на основании пп. 4 п. 1 ст. 228 Налогового кодекса.

Необходимость извещения налогоплательщика о невозможности удержать налог на доходы физических лиц и сумме этого обязательного платежа вызвана тем, что для правильного заполнения налоговой декларации он должен располагать данными как об источнике выплаты дохода, так и о размере дохода. А налоговому органу эти сведения нужны в целях осуществления налогового контроля, в первую очередь над получателем доходов.

Порядок представления сообщений

Порядок представления в налоговые органы сообщений о невозможности удержания НДФЛ и сумме налога утвержден Приказом ФНС России от 16 сентября 2011 г. N ММВ-7-3/576@. Данный нормативный акт вступил в силу 8 ноября 2011 г.

Внимание! Приказ МНС России от 31 октября 2003 г. N БГ-3-04/583 "Об утверждении форм отчетности по налогу на доходы физических лиц за 2003 год" утратил силу в связи с вступлением в действие Приказа ФНС России от 16 сентября 2011 г. N ММВ-7-3/576@.

Согласно указанному Порядку рассматриваемые сообщения могут быть:

  • представлены налоговым агентом в налоговый орган лично или через представителя;
  • направлены в виде почтового отправления с описью вложения;
  • переданы в электронном виде по установленным форматам на электронных носителях или в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи (далее — ТКС) с применением квалифицированной электронной подписи налогового агента или его представителя.

Налоговые агенты представляют сведения в налоговый орган в виде справки по форме 2-НДФЛ, действующей в соответствующем налоговом периоде.

Внимание! Форма 2-НДФЛ "Справка о доходах физического лица за 20__ год" утверждена Приказом ФНС России от 17 ноября 2010 г. N ММВ-7-3/611@.

Датой представления сообщений считается:

  • при представлении лично или представителем налогового агента в налоговый орган — дата их фактического представления;
  • при отправке по почте — дата их отправки почтовым отправлением с описью вложения;
  • при передаче в электронном виде на электронных носителях или по ТКС — дата их отправки, зафиксированная в подтверждении даты отправки в электронном виде по ТКС специализированного оператора связи или налогового органа.

Особенности

На электронных носителях сообщения о невозможности удержания НДФЛ и сумме налога налоговые агенты сдают в налоговую инспекцию лично, через представителя либо направляют в виде почтового отправления с описью вложения.

Эта информация представляет собой файл (файлы) определенного формата. Она может быть размещена на дискетах 3,5", дисках CD, DVD, устройствах flash-памяти. Сообщения направляются с сопроводительными реестрами сведений о доходах физических лиц, которые составляются на бумажном носителе в двух экземплярах на каждый файл.

Сообщения, которые прошли форматный контроль, считаются сданными. Результаты форматного контроля файла со сведениями отражаются в соответствующем протоколе.

На бумажных носителях сообщения о невозможности удержания НДФЛ и сумме налога налоговые агенты представляют в налоговую инспекцию лично, через представителя либо направляют в виде почтового отправления с описью вложения, в виде справки по форме 2-НДФЛ, действующей в соответствующем налоговом периоде, с сопроводительным реестром в двух экземплярах.

Представленными считаются сведения, прошедшие контроль заполнения. Сведения, не прошедшие данный контроль, изымаются из представленного пакета документов как ошибочные и возвращаются налоговому агенту или представителю налогового агента, из реестра вычеркиваются.

По результатам контроля заполнения оформляется соответствующий протокол.

В электронном виде по ТКС сообщения о невозможности удержания НДФЛ и сумме налога налоговый агент представляет в налоговую инспекцию, не дублируя их на бумажном или электронном носителе.

Налоговый агент направляет эти сведения через специализированного оператора связи или через интернет-сайт ФНС России.

Если количество сведений в одном файле превышает 3000 документов, то необходимо сформировать несколько файлов.

В течение 10 дней с даты отправки сообщений налоговый орган направляет агенту в электронном виде реестр и протокол приема сведений.

Представленными считаются сведения, прошедшие форматный контроль и зафиксированные в реестре, сформированном налоговым органом.

Ответственность

Если налоговый агент вовремя не сообщит в налоговый орган о невозможности удержания НДФЛ и сумме налога, то с него могут взыскать штраф в размере 200 руб. за каждый непредставленный документ (ст. 126 НК РФ).

Кроме того, такое несвоевременное сообщение может быть квалифицировано как грубое нарушение правил учета доходов. Это предполагает привлечение налогового агента к ответственности на основании ст. 120 Налогового кодекса. Согласно ей грубое нарушение организацией правил учета доходов и (или) расходов и (или) объектов налогообложения, если эти деяния совершены в течение одного налогового периода, влечет взыскание штрафа в размере 10 000 руб.

Ж.Кузьмина

Редактор-эксперт

Особенность оформления справки 2-НДФЛ при невозможности удержания налога состоит лишь в том, что:

В поле «Признак» указывается код 2 вместо обычного кода 1. Признак «2» означает, что справка 2-НДФЛ подается как сообщение для налоговой инспекции о том, что доход физлицу выплачен, но налог с него не удержан (п. 5 ст. 226 НК РФ);

В разделе 3 – сумма дохода, с которого не удержан налог;

В разделе 5 - сумма исчисленного, но не удержанного налога.

Форму нужно направить:

  • физлицу, с доходов которого не удержан НДФЛ;
  • в налоговый орган (п. 5 ст. 226 НК РФ).

Сообщение физлицу можно отправить любым способом, которым можно подтвердить факт и дату отправки сообщения. Конкретный способ налоговым законодательством не определен.
Рекомендуем отправить ценным письмом с описью вложения либо вручить лично и получить на копии документа расписку о получении с указанием даты вручения.

Сообщение налоговому органу направляют (п. 5 ст.

Как налоговым агентам декларировать неудержанный НДФЛ?

226, п. 2 ст. 230, п. 1 ст. 83 НК РФ):

  • организации - по месту своего нахождения, а если сообщение подается в отношении лица, работающего в ее обособленном подразделении, - по месту нахождения этого подразделения;
  • индивидуальные предприниматели - в инспекцию по своему месту жительства, а в отношении работников, занятых в деятельности, облагаемой ЕНВД или ПСН, - в налоговый орган по месту учета в связи с осуществлением такой деятельности.

Сообщение можно представить в виде бумажного документа (лично или почтовым отправлением с описью вложения) либо в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи (п. 3 Порядка, утвержденного Приказом ФНС РФ от 16.09.2011 № ММВ-7-3/576@).

После отправки в налоговый орган сообщения по форме 2-НДФЛ с признаком «2», по итогам года в общем порядке необходимо сдать справку 2-НДФЛ с признаком «1» (ст. 216, п. 2 ст. 230 НК РФ, пп. 1.1 п. 1 Приказа ФНС РФ от 30.10.2015 № ММВ-7-11/485@, раздел II Порядка заполнения справки 2-НДФЛ, письмо ФНС РФ от 30.03.2016 № БС-4-11/5443).

Если справку 2-НДФЛ будет сдавать правопреемник за реорганизованную организацию, то в соответствии с изменениями, внесенными Приказом ФНС РФ от 17.01.2018 № ММВ-7-11/19@, в поле «Признак» ему следует указать «4» (гл. II Порядка заполнения справки 2-НДФЛ).

Разобраться с тем, когда нужно исполнять обязанности налогового агента, помогут рекомендации:

  • Кто является плательщиком НДФЛ;
  • В каких случаях у гражданина возникает обязанность исчислить НДФЛ.

Ситуация: как поступить с суммой НДФЛ, которую невозможно взыскать в связи со смертью сотрудника? Налоговую инспекцию о невозможности удержания НДФЛ в связи со смертью сотрудника не уведомляйте. Если до смерти сотрудника НДФЛ с его доходов не был удержан, то после смерти его удерживать не нужно. Смерть сотрудника приводит к прекращению его обязанностей по уплате НДФЛ (п. 3 ст. 44 НК РФ). При подаче сведений о доходах сотрудника по итогам года желательно указать, по какой причине не был удержан НДФЛ. Такие разъяснения дал Минфин России в письме от 18 января 2006 г.

Как составить уведомление ифнс о невозможности удержать ндфл

НК РФ днем окончания срока считается ближайший следующий за ним рабочий день, то есть 02.02.2015. Сведения в соответствии с п. 2 ст. 230 НК РФ представляются не позднее 1 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом, то есть в отношении доходов, выплаченных в 2014 году, – не позднее 01.04.2015. Форма сообщения о невозможности удержать НДФЛ В пункте 5 ст.
226 НК РФ сказано, что форма сообщения о невозможности удержать НДФЛ и сумме налога и порядок его представления в налоговый орган утверждаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов. Пунктом 2 Приказа ФНС РФ № ММВ-7-3/ установлено что сообщение о невозможности удержать налог и сумме налога в соответствии с п. 5 ст. 226 НК РФ представляется по форме, утвержденной п. 1 данного приказа, то есть по той же форме, по какой представляются сведения согласно п.

Сообщаем о невозможности удержать ндфл

НДФЛ. 2-НДФЛ: скачать бланк Скачать справку 2-НДФЛ можно через систему КонсультантПлюс. Ознакомиться с формой 2-НДФЛ вы можете ниже. Куда сдавать 2-НДФЛ Сообщения о невозможности удержать НДФЛ по форме 2-НДФЛ представляются в ИФНС (п. 2 ст. 230 НК РФ):

  • по месту нахождения организации (крупнейшие налогоплательщики – по месту учета в качестве «крупняка»);
  • по месту нахождения ОП, выплачивающего доходы физлицам;
  • по месту жительства ИП. Правда, если ИП применяет ЕНВД и/или ПСН, то справки по работникам, занятым во вмененной деятельности и/или ПСН-деятельности, нужно подать в ИФНС по месту ведения такой деятельности.

Способ представления 2-НДФЛ Если налоговый агент подает справки на 24 человека или менее, то он может представить 2-НДФЛ на бумаге (п.
2 ст. 230 НК РФ).

Онлайн журнал для бухгалтера

В связи с изменением налогового статуса Кондратьева ранее рассчитанный НДФЛ бухгалтер пересчитал по ставке 30 процентов. В июле Кондратьеву начислили зарплату в сумме 10 000 руб. Рассчитанная сумма НДФЛ к удержанию за июль составила:(60 000 руб.

10 000 руб.) × 30% – 7800 руб. = 13 200 руб.

Инфо

Удерживаемая сумма налога не может превышать 50 процентов от суммы выплаты в денежной форме (абз. 2 п. 4 ст. 226 НК РФ). Поэтому максимальная сумма НДФЛ, которую организация может удержать из доходов Кондратьева за июль 2015 года, составляет 5000 руб. (10 000 руб. × 50%). Неудержанная сумма налога составила 8200 руб. (13 200 руб.


– 5000 руб.). В соответствии с пунктом 5 статьи 226 Налогового кодекса РФ 1 марта 2016 года организация направила в налоговую инспекцию сообщение о невозможности удержания налога с Кондратьева и уведомила об этом самого Кондратьева.

2-ндфл: сообщаем о невозможности удержать налог

В качестве премии сотруднику передан автомобиль. Детей у Кондратьева нет, поэтому стандартные налоговые вычеты ему не предоставляются. За декабрь сотруднику начислено 630 000 руб., из них:

  • 30 000 руб. – оплата по окладу;
  • 600 000 руб. – премия, выданная в натуральной форме.

НДФЛ, рассчитанный с дохода сотрудника за декабрь, составил:630 000 руб. × 13% = 81 900 руб. Начисления сотруднику в денежной форме составили 30 000 руб. Бухгалтер организации рассчитал максимальную сумму НДФЛ, которую можно удержать с дохода сотрудника:30 000 руб. × 50% = 15 000 руб. Неудержанная сумма налога составила 66 900 руб. (81 900 руб. – 15 000 руб.). Уведомить о невозможности удержать НДФЛ в 2015 году налоговый агент обязан не позднее 1 марта 2016 года (п.
5 ст. 226 НК РФ, письмо ФНС России от 19 октября 2015 г. № БС-4-11/18217).

Как налоговым агентам декларировать неудержанный ндфл?

Важно

Совет: Начисление пеней в тех случаях, когда организация не могла удержать НДФЛ, но не направила в инспекцию соответствующее уведомление, можно оспорить в суде. Если налоговый агент не имел возможности удержать НДФЛ, основания для начисления пеней отсутствуют в принципе. Такой вывод содержится в определении Верховного суда РФ от 19 марта 2015 г.


№ 304-

КГ14-4815. Этот вывод соответствует пункту 2 постановления Пленума ВАС РФ от 30 июля 2013 г. № 57, согласно которому начисление пеней налоговому агенту возможно, если НДФЛ был удержан, но не перечислен в бюджет. ФНС России разделяет такую позицию, но предупреждает, что пени не начисляются, если налоговый агент уведомил инспекцию о невозможности удержать налог (письмо от 22 августа 2014 г. № СА-4-7/16692). На самом деле пени не могут быть взысканы, даже если такого уведомления налоговый агент не направлял.

ФНС России от 19 октября 2015 г. № БС-4-11/18217. Внимание: несообщение налоговой инспекции о невозможности удержать НДФЛ является правонарушением (ст. 106 НК РФ, ст. 2.1 КоАП РФ), за которое предусмотрена налоговая и административная ответственность. Размер штрафа составит:

  • 200 руб. – за каждый случай непредставления информации (т. е. за каждое сообщение, которое налоговый агент должен был направить в инспекцию, но не сделал этого) по статье 126 Налогового кодекса РФ;
  • от 300 до 500 руб. – в отношении должностных лиц организации, например руководителя (ст. 15.6 КоАП РФ).

Кроме того, если в ходе выездной налоговой проверки будет обнаружено, что организация не сообщила в налоговую инспекцию о доходах, с которых не был удержан НДФЛ, помимо штрафных санкций, проверяющие могут начислить пени (письмо ФНС России от 22 ноября 2013 г. № БС-4-11/20951).

Пример уведомление гражданина о невозможности удержать ндфл

По традиции 31 января – это последний день, когда налоговый агент может произвести подачу уведомления о невозможности удержать доходный налог у физического лица, а также о сумме этого самого налога. Эти сведения перечисленные лица обязаны непременно отправить не только налогоплательщику, но и самой налоговой инспекции. Закон, а именно ст. 226 Налогового кодекса гласит, что в случае невозможности исполнения удержания у налогооблагаемого физического лица необходимой суммы в пользу НДФЛ, налоговому агент необходимо оперативно уведомить в письменном виде о данной ситуации как налоговый орган, так и самого налогоплательщика.
Причем в этом уведомления обязательно должна содержаться сумма.
Процедура одинакова и для гражданско-правового, и для трудового. Исходя из этого принципа, если доход был получен не в головном офисе, а в подразделении фирмы, то уведомление нужно отправлять в налоговый орган по месту его регистрации. В случае, когда фирма захочет воспользоваться неясностью Кодекса и отправит все уведомления в инспекцию по головному офису, то все будет вполне законно и организацию нельзя будет наказать штрафом по 126 статье Налогового кодекса. Статья 126. Непредставление налоговому органу сведений, необходимых для осуществления налогового контроля Поскольку фирма предоставила всю информацию вовремя в место учета, то есть формальные требования были соблюдены. Именно это нужно писать, если инспекция федеральной налоговой службы все же потребует пояснений во время проверки документации.

Сообщение о невозможности удержать НДФЛ: кто сдает Представить такие сообщения должны организации (их ОП) и ИП, выплатившие в отчетном году облагаемые НДФЛ доходы физлицам, но при этом не удержавшие налог из этих доходов и не перечислившие его в бюджет (п. 5 ст. 226 НК РФ). То есть сообщения о невозможности удержать НДФЛ подают налоговые агенты, которые не смогли исполнить свои агентские обязанности. Понять, является ли ваша организация/ОП/ИП налоговым агентом и нужно ли вам сдавать сведения на физлиц, которым выплачивался доход, поможет Виртуальный помощник по НДФЛ.

Сообщение о невозможности удержать НДФЛ: форма Сообщения сдаются по форме 2-НДФЛ. По этой же форме подаются сведения на каждое лицо, в отношении доходов которого организация/ОП/ИП является налоговым агентом.

Ситуация: нужно ли подавать в налоговую инспекцию сведения о невозможности удержать НДФЛ с доходов физлица, у которого купили автомобиль? Нет, не нужно. Подавать сведения по форме 2-НДФЛ требуется, только если обязанность удерживать НДФЛ в принципе есть и исполнить ее не удается. В рассматриваемом же случае эти обязанности у покупателя не возникают.

НДФЛ с дохода от продажи автомобиля продавец-физлицо должен заплатить самостоятельно. Организация-покупатель же не обязана рассчитывать, удерживать, перечислять НДФЛ и тем более отчитываться перед налоговой инспекцией об этих суммах. Обязанности налогового агента при покупке имущества у физлиц не возникают.

Это прямо следует из пунктов 1 и 2 статьи 226, подпункта 2 пункта 1 статьи 228 Налогового кодекса РФ.

НК РФ (Постановление № Ф09-2820/14);

  • состав правонарушения, предусмотренного п. 1 ст. 126 НК РФ, является формальным (Постановление № Ф09-2820/14).

Что же говорят судьи? Чем они мотивируют свои решения? Хорошей новостью для налоговых агентов является наличие положительной арбитражной практики по данному вопросу. При этом судьи указывают, что налоговый агент, представив в инспекцию справку 2-НДФЛ с признаком «2», которая также содержала все необходимые сведения, подлежащие указанию в справке 2-НДФЛ с признаком «1», исполнил обязанности, регламентированные п. 5 ст. 226 и п. 2 ст. 230 НК РФ, в связи с чем удовлетворяют требования налоговых агентов и признают решения инспекции недействительными. К таким выводам пришли арбитры в постановлениях ФАС ВСО от 09.04.2013 № А19-16467/2012, ФАС УО от 10.09.2014 № Ф09-5625/14, от 23.05.2014 № Ф09-2820/14, от 24.09.2013 № Ф09-9209/13.

"Информационный бюллетень "Экспресс-бухгалтерия", 2011, N 47

По общему правилу налоговый агент обязан удержать исчисленную сумму НДФЛ непосредственно из доходов налогоплательщика при их фактической выплате. Однако на практике это не всегда реально. О том, что следует предпринять в подобной ситуации, и пойдет речь в данной статье.

Основная обязанность налоговых агентов - правильно и своевременно исчислить, удержать у физических лиц НДФЛ и перечислить его в бюджет (пп. 1 п. 3 ст. 24, п. 1 ст. 226 НК). Причем п. 4 ст. 226 Налогового кодекса предписывает удерживать налог непосредственно из доходов налогоплательщика при их фактической выплате. В свою очередь, п. 9 ст. 226 Кодекса запрещает уплачивать НДФЛ за счет собственных средств налогового агента. Таким образом, последнему, чтобы исполнить возложенную на него обязанность, необходимо располагать именно денежными средствами, которые нужно выплатить физическому лицу. В противном случае возможность удержать налог просто отсутствует.

Между тем согласно п. 1 ст. 210 Налогового кодекса при определении базы по НДФЛ учитываются все доходы налогоплательщика, полученные им как в денежной, так и в натуральной форме или право на распоряжение которыми у него возникло, а также доходы в виде материальной выгоды. Иными словами, при выплате далеко не всех доходов, облагаемых НДФЛ, речь идет о перечислении непосредственно денежных средств и непременно самому налогоплательщику. В частности, оплата в пользу работника услуг фитнес-клуба признается его доходом, облагаемым НДФЛ. Соответственно, его необходимо включить в налоговую базу. Однако при этом с самой суммы оплаты удержать налог не удастся, иначе стоимость услуг не будет погашена полностью. Аналогичным образом ситуация складывается, если доходом физлица признана стоимость полученных им ценностей - товаров в счет оплаты труда, подарков (в части превышения 4000 руб.) и пр. Более того, даже в ситуации, когда выплачиваются именно денежные средства и непосредственно самому налогоплательщику, возможность удержать НДФЛ также может отсутствовать.

К примеру, как указал Минфин России в Письме от 28 января 2008 г. N 03-04-06-02/7, суммы компенсации судебных издержек выигравшей дело стороне не упомянуты в перечне доходов, освобожденных от НДФЛ, а значит, облагаются таковым в общем порядке. Между тем если в судебном решении налог, подлежащий уплате в бюджет с этих денег, не выделен, то, удержав таковой при выплате компенсации, налоговый агент, по сути, не исполнит решение суда должным образом.

Конечно, в большинстве подобных случаев, в частности если речь идет об отношениях работодателя и работника, наряду с указанными доходами налогоплательщик до окончания налогового периода получает от источника выплаты и иные доходы, удержание с которых НДФЛ не вызывает никаких трудностей. В этом случае выход из ситуации прост: исчисленный с "проблемных" доходов налог удерживается при выплате иных доходов. Следует лишь помнить, что общая сумма удерживаемого налога не может превышать 50 процентов выплаты. Иначе (и это вполне понятно) обстоит дело, когда помимо "натуральных" доходов в пользу физлица никаких иных выплат не производится.

Пример. Организация, заключившая договор аренды нежилого помещения с физическим лицом, с его согласия, но за свой счет произвела в нем неотделимые улучшения. Собственник соответствующие расходы не возмещает. Согласно позиции Минфина России, высказанной в Письме от 13 марта 2009 г. N 03-11-06/2/39, со стоимости неотделимых улучшений имущества в подобной ситуации арендатор должен удерживать НДФЛ при их передаче собственнику по окончании договора аренды (пп. 2 п. 1 ст. 223 НК). Между тем по окончании договора аренды у арендатора уже не будет возможности исполнить обязательство по удержанию и уплате НДФЛ, поскольку перечисление арендной платы более производиться не будет.

Впрочем, обязанности налогового агента в этом случае не так уж обременительны.

Главное - сообщить...

По большому счету если налоговый агент не может удержать НДФЛ, то подобной обязанности у него и не возникает. В частности, к такому выводу пришли судьи ФАС Уральского округа в Постановлении от 10 июня 2009 г. N Ф09-3923/09-С2. Однако это вовсе не значит, что ситуацию можно так просто отпустить и не вспоминать о ней.

Согласно п. 5 ст. 226 Налогового кодекса в рассматриваемом случае необходимо письменно сообщить в ИФНС по месту своего учета, а также самому налогоплательщику о невозможности удержать налог и о сумме такового (Письма Минфина России от 29 августа 2011 г. N 03-04-05/3-611, от 19 августа 2011 г. N АС-4-3/13626, от 17 ноября 2010 г. N 03-04-08/8-258, ФНС России от 28 октября 2011 г. N ЕД-4-3/17996).

Форма сообщения о невозможности удержать налог и сумме налога утверждена Приказом ФНС России от 17 ноября 2010 г. N ММВ-7-3/611@. По сути, с этой целью используется та же справка 2-НДФЛ, в поле "Признак" которой при этом проставляется цифра 2 (Письмо Минфина России от 27 октября 2011 г. N 03-04-06/8-290). Срок ее представления в рассматриваемом случае - не позднее месяца с момента окончания налогового периода, в котором был выплачен доход. На этом обязанность источника выплаты как налогового агента прекращается (Письма Минфина России от 5 апреля 2010 г. N 03-04-06/10-62, от 9 февраля 2010 г. N 03-04-06/10-12). Остается открытым лишь вопрос, нужно ли сдавать в отношении физлица, с дохода которого НДФЛ удержать не удалось, общую справку 2-НДФЛ по итогам налогового периода...

...причем дважды

Напомним, что не позднее 1 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом, налоговым агентам по НДФЛ необходимо отчитаться перед налоговиками по доходам, выплаченным физическим лицам в прошедшем году, а также по суммам начисленного и удержанного с них налога (п. 2 ст. 230 НК). Для этого на каждое физлицо, получившее от агента доходы в истекшем налоговом периоде, формируется уже упомянутая справка 2-НДФЛ, но в поле "Признак" при этом указывается цифра 1. Однако нужно ли составлять ее в отношении физлица, с выплаченного дохода которому налог удержать не удалось? Ведь об этом факте и о сумме НДФЛ добросовестный налоговый агент уже сообщил в течение месяца по окончании года.

Судя по разъяснениям, которые дал на этот счет Минфин России в Письме от 27 октября 2011 г. N 03-04-06/8-290, исключить налогоплательщика, чьи налоговые обязательства не были исполнены агентом по объективным причинам, из числа тех, сведения о доходах которых нужно представить в ИФНС до 1 апреля, нельзя. Как указали финансисты, в справках о доходах физических лиц, представляемых ежегодно в целом по организации с признаком "1", указываются общие суммы доходов и исчисленного НДФЛ. При этом таковые должны включать в том числе доходы и рассчитанную сумму налога, отраженные в справке с признаком "2". Кроме того, в ежегодно сдаваемой справке 2-НДФЛ указываются как суммы удержанного и перечисленного, так и не удержанного и не перечисленного налога, то есть также ранее отраженного в справке с признаком "2".

Следовательно, даже если агент уже подал уведомление о невозможности удержать налог у какого-либо физлица, это не освобождает его от подачи справки о доходах указанного налогоплательщика.