Курск. Хронология событий. Тайна загадочных взрывов в фатежском районе Почему команда ничего не предпринимает

Ближе к полуночи 20 августа защитники Белого дома увидели, что колонна бронетранспортеров направляется к Белому дому: чтобы помешать продвижению БМП, они заблокировали проезд по Садовому кольцу с помощью сдвинутых троллейбусов.

Первые шесть машин прорвались через баррикаду, седьмую машину (БМП № 536) толпа блокировала вновь, на броню вскочили молодые люди и набросили на приборы наблюдения брезент.

Дмитрий Комарь, набрасывая брезент на смотровые щели БМП, зацепился за него, и когда машина сделала резкий маневр, упал под траки.

Владимир Усов был убит одним из предупредительных выстрелов, рикошетом от люка БМП. Илья Кричевский был убит выстрелом в голову при невыясненных обстоятельствах.

21 августа для советский диссидентов это всегда был особый день: 21 августа 1968 года советские войска, подавляя Пражскую весну, оккупировали Чехословакию. В своих «лучших» традициях режим отметил этот день кровью и трупами.

Похороны погибших состоялись 24 августа 1991 года. Многотысячное траурное шествие от Манежной площади до Ваганьковского кладбища по улицам Москвы возглавлял тогда вице-президент РСФСР Александр Руцкой (спустя два года он стал одним из лидеров красно-коричневого путча, закончившегося расстрелом здания парламента России).

Президент РСФСР Борис Ельцин просил прощения у родителей и близких погибших: «Простите, что не смог защитить, уберечь ваших сыновей», — сказал Ельцин слова, которые никогда раньше советских граждане не слышали от своих руководителей.

Тогда еще президент СССР Михаил Горбачев благодарил родителей погибших: «Глядя в эти молодые лица и глаза их родителей, трудно говорить. Но позвольте мне не только от себя, от вас, но и от имени всей страны, всех россиян низко поклониться им, отдавшим жизни, ставшим на пути тех, кто хотел вернуть страну в мрачные времена тоталитаризма, столкнуть в пропасть, привести к кровавой бойне. Спасибо их родителям!»

По указу Горбачева семьи погибших получили единовременно по 250 рублей и автомобиль «Жигули» (осенью 1991 года «Жигули» стоили три годовые зарплаты младшего научного сотрудника НИИ).

Комарь, Кричевский и Усов были и первыми награжденными (в 1992 году) медалью «Защитнику свободной России» — первой государственной наградой Российской Федерации.

Ежегодно в день их гибели проводились траурные мероприятия, в их числе — возложение венков от президента России к могилам Героев на Ваганьковском кладбище и мемориальному камню на Новом Арбате.

В 2004 году традиция была нарушена, и впервые возложения венков от высоких официальных лиц не было. «Я возмущен, — заявил тогда газете «КоммерсантЪ» Александр Усов, отец Владимира Усова. — Власть перестала соблюдать даже минимальные нормы приличия». А мать Дмитрия Комаря, Любовь Комарь, сказала журналисту, что ей «все равно, был венок от Путина или нет». «Мне иногда кажется, что, кроме меня, о гибели Димы все уже забыли», — сказала она. В июле 2012 года президент России Владимир Путин учредил дополнительную ежемесячную выплату для родственников погибших в августовском путче 1991 года.

"Всем привет, отчаиваться не надо" - предсмертная записка капитан-лейтенанта Колесникова.

12 августа 2000 года в 11 часов 28 минут на крейсере "Пётр Великий" зафиксировали сильную вспышку в акватории, где шли учения российского Северного флота, а затем - гидравлический удар. В тот момент этому не придали особого значения. Ещё через пять часов по плану следовал сеанс связи с подводной лодкой К-141 "Курск". Но в назначенный срок в эфире стояла тишина. Руководившие учениями адмиралы забеспокоились, но ещё никто не думал, что разворачивается одна из крупнейших трагедий современности.

Подводный крейсер в смутное время

Ещё в брежневскую эпоху командование флота СССР размышляло над тем, как противостоять авианосным группировкам США. Аналогичную программу строительства тяжёлых авианесущих кораблей СССР не мог себе позволить. Поэтому ответ на этот вызов решили искать асимметричный. Так появились на свет подводные лодки проекта 949А, они же "Антеи", подводные ракетные крейсеры. Эти монстры с девятиэтажный дом размером оснащались противокорабельными ракетами "Гранит".

Правда, уже исходная конструкция "Антеев" содержала немало спорных решений.

В течение 80-х годов "Антеи" постепенно вводились в строй на Тихоокеанском и Северном флотах. Они стали своего рода последним подарком советской кораблестроительной программы морским силам современной России: последнюю из 11 достроенных подлодок заложили в августе 1991 года, когда СССР уже распадался. Десятый "Антей", заложенный в 1990 году и спущенный на воду в 1994-м, получил номер К-141 и название "Курск".

В 90-е годы "Курск" нёс службу на Северном флоте. Этот период был для страны и флота невероятно трудным, что сказалось, разумеется, на состоянии подлодки, а также на квалификации экипажа и командования. На возможностях "Курска" сказывались все проблемы тогдашних Вооружённых сил России. Нехватка средств не позволяла постоянно проводить тренировки. В 1998 и 1999 годах "Курск" ни разу не проводил торпедных стрельб в море.

Летом 2000 года начался плановый ремонт корабля, проведённый со множеством нарушений регламента. К июлю экипаж не выходил в море уже почти девять месяцев. Теперь ему предстояло участвовать в крупных учениях Северного флота совместно с другими боевыми кораблями.

При этом задача, поставленная морякам "Курска", вовсе не выглядела элементарной. Дело в том, что перед походом "Курск" получил торпеды типа "Кит", которыми экипаж ранее не стрелял вообще никогда. На борту не имелось даже соответствующих эксплуатационных документов. Команда "Курска" попросту не была подготовлена к использованию конкретного типа торпед, моряки никогда не имели с ним дела.

10 августа "Курск" ушёл в свой последний поход и приступил к выполнению программы учений. 12-го числа в 08:45 утра командир субмарины Геннадий Лячин вышел на связь и сообщил, что всё идёт по плану. В десять часов лодка занимает позиции для учебной стрельбы.

Гаснущие надежды

Позднее гибель "Курска" породила множество версий о том, что произошло на борту. Однако о некоторых моментах можно судить точно. В 11:28 происходит взрыв торпеды в первом отсеке. Все, кто находится в первом и втором отсеках, убиты наповал, а внутри возникает высокотемпературный пожар. Моряки, находившиеся в третьем отсеке, начинают уходить на корму, но успевают пройти лишь до четвёртого. Лодка клюёт носом и через короткое время бьётся о дно на глубине 108 метров. В этот момент из-за пожара детонируют оставшиеся на борту торпеды. Взрывная волна идёт по отсекам. Её остановили только сверхпрочные переборки вокруг атомного реактора.

В живых остались 23 моряка в кормовых отсеках. Сигнальный буй, который мог указать точное место для поисков, оказался заблокирован. Выжившие подводники собрались в девятом отсеке после остановки ядерного реактора.

Тем временем над поверхностью воды уже начали испытывать беспокойство. Как ни странно, на доклад акустиков с "Петра Великого", зафиксировавших хлопок и гидравлический удар от взрыва, никто не отреагировал. Однако часы шли, стрельб подлодки не наблюдалось, затем она не вышла на связь.

Крейсер "Пётр Великий" начал подавать сигналы, вызывая "Курск" на поверхность. Ответа нет. Только за полчаса до полуночи на флоте объявили тревогу. Учения прекращаются, спасатели выходят в море.

В 04:51 утра лодку обнаружили лежащей на дне. "Рудницкий" отправляется туда и прибывает около девяти утра следующего дня. Беда в том, что на Северном флоте просто нет необходимого оборудования, чтобы добраться до лодки, а уровень подготовки моряков недостаточен.

В это время в кормовом отсеке "Курска" мучительно умирали последние моряки.

Частично свет на их судьбу проливают записи капитан-лейтенанта Дмитрия Колесникова. Он составил список собравшихся на корме, вкратце описал положение дел и, наконец, набросал пару строк для своей жены Ольги. Офицер понимал, что, скорее всего, погибнет: "Шансов, похоже, немного, процентов 10–20".

Тем не менее паники среди оставшихся на борту не было. Чтобы избежать затопления, подводники слегка увеличили давление и облачились в утеплённые костюмы. Освещение отсутствовало, но пока функционировали фонари.

Теоретически моряки могли бы спастись через аварийно-спасательный люк. Однако спасательного снаряжения не хватало на всех, а главное - пока никаких оснований использовать его и не было. Самостоятельная эвакуация через аварийно-спасательный люк вообще в большей степени жест отчаяния, чем реальная возможность покинуть лодку.

У группы Колесникова оставалась возможность продержаться ещё довольно долгое время за счёт системы регенерации воздуха. Тем не менее ситуация в любом случае неизбежно ухудшалась. В девятый отсек медленно, но всё же поступала вода.

Капитан-лейтенант Садиленко также набросал короткий текст о состоянии дел на лодке, и из него становится ясно, каким кошмаром были последние часы:

"В девятом отсеке 23 человека. Самочувствие плохое, ослаблены действием угарного газа. Кончаются регенерационные патроны. При выходе на поверхность не выдержим компрессии. Протянем ещё не более суток".

Вскоре произошло событие, ещё сильнее сократившее время жизни остаткам экипажа. Аварийную регенерацию воздуха на лодке обеспечивали устройства на основе перекиси калия и натрия, выделяющие кислород. Проблема в том, что при определённых условиях эта смесь может легко вспыхнуть. Во время перезарядки регенерационного устройства на пластины попало машинное масло.

Мгновенно последовала химическая реакция, вызвавшая короткий, но очень интенсивный пожар. Он быстро погас, и моряков убили не ожоги. Огонь быстро выжег кислород, остававшийся в девятом отсеке, и наполнил помещения угарным газом, который и убил всех, кто до сих пор оставался в живых.

Фактически это означало, что к началу спасательной операции спасать уже было некого.

Бессильные спасители

Фактически к моменту, когда "Рудницкий" появился на месте происшествия, речь шла уже об извлечении тел. Однако в первый же день работ командование Северного флота дало ложную надежду всей стране. Было объявлено, что с экипажем установлен контакт, изнутри подают сигналы стуком. Убийственная реальность состояла в том, что стучали якорь-цепь о якорный клюз и автоматическая аварийная станция подлодки. Однако прежде чем на месте разобрались с природой звуков, командование флотом уже успело доложить о якобы имеющемся контакте высшему руководству страны и публике.

Безответственное поведение как командования, так и СМИ только подливало масла в огонь. По мере того, как угасали надежды на спасение хотя бы части команды, наружу выплёскивались эмоции. Не только родственники моряков, но и вся страна была возмущена.

19 августа на место трагедии прибыли норвежские спасатели. Водолазы, обследовав лодку, по косвенным данным решили, что, судя по всему, девятый отсек затоплен. Вскоре они вскрывают люк и обнаруживают воздушный пузырь, но ни одного живого человека. 21-го числа после полудня командующий Северным флотом доложил о гибели экипажа.

Началось следствие, но оно не могло дать никаких ответов прежде, чем удастся поднять лодку на поверхность. Подъём "Курска" стал отдельным сложным международным проектом. В течение 2001 года лодку удалось оттранспортировать в док. 115 тел погибших были обнаружены и захоронены. Однако после траурных мероприятий осталось много вопросов.

Разбор полётов

Следствие рассмотрело широкий круг версий.

Версия о подрыве на мине времён Второй мировой критики не выдерживает. Мина не может свободно плавать в толще воды десятилетиями, а повреждения от неё достаточно характерны, чтобы не перепутать их с чем-либо ещё.

Куда шире разошлась и намного популярнее оказалась версия о гибели АПЛ от столкновения с американской подводной лодкой, а то и торпедирования "вероятным противником". Эту версию под большим секретом излагали некоторые старшие офицеры Северного флота, благо предательская атака списывает всё и позволяет не отвечать на вопросы о собственном профессиональном уровне.

Однако в ходе следствия эта версия также отпала. Натовские подводные лодки, разумеется, находились в Баренцевом море. Между тем обе американские подлодки, теоретически способные участвовать в столкновении, намного меньше "Курска" и столкновение - тем более такое, что вызывает взрыв торпеды в аппарате - просто уничтожило бы их.

Гораздо любопытнее версия о торпедировании "Курска". Однако здесь сторонников конспирологической версии тоже поджидает неудача. В пользу этой версии трактовали фотографию "Курска", на которой видно круглое отверстие в борту. Однако на пробоину от торпеды оно похоже только на первый взгляд. Торпеды не оставляют круглых отверстий с ровными краями.

Ч тобы обосновать версию о торпедировании "Курска" американцами, приходится допустить слишком много случайностей: чужая субмарина должна войти в зону учений, не быть никем обнаруженной, зачем-то выпустить торпеду и поразить "Курск", не оставив следов, в участок, куда торпеда, по идее, попасть не должна.

Внутри подлодки не было обнаружено никаких фрагментов чужой торпеды. Зато обнаружились следы деформации от внутреннего взрыва торпедного аппарата № 4.

Что же произошло в реальности? Судя по известным сведениям, произошёл взрыв "практической" (учебной) торпеды. В торпеде 65-76, использовавшейся в тот день на "Курске", применяются пероксид водорода и керосин. При контакте с керосином пероксид водорода разлагается на воду и кислород с чудовищным выделением тепла (до трёх тысяч градусов), то есть, попросту говоря, взрывается. Следы именно этого взрыва были обнаружены на уцелевших и поднятых со дна обломках торпеды. Вопрос в том, произошёл взрыв в результате дефекта торпеды или в результате действий экипажа. Следствие остановилось на первом варианте.

Спустя 26 лет люди продолжают спорить, как тогда надо было поступить. Было ли произошедшее неизбежностью или случайностью? «КИ» выясняли, чего хотели куряне в 1991 году, почему они выходили на улицы, и воплотились ли их мечты в жизнь.

Фрезеровщика не так поняли

В августе 1991 года курян волновали самые разные вопросы - от борьбы с тараканами до перемен в политике. Так, «Курская правда» (газета выходила ежедневно, кроме воскресенья и понедельника) писала об уборке урожая, о том, какие полезные вещи можно сделать из протёршихся детских колготок, давала разъяснения по поводу бензина по договорным ценам. Также на страницах издания было опубликовано письмо ветерана, который выступал против департизации государственных и управленческих структур. В общем, отражала обычную провинциальную жизнь со своими победами и неприятностями.

(ФОТО: Несмотря на дождь, люди вышли на Красную площадь)

В ночь с 18 на 19 августа представители Государственного комитета по чрезвычайному положению в СССР попытались взять власть в свои руки. В понедельник, 19 августа, утро для многих началось с «Лебединого озера». На следующий день в «Курской правде» сообщается, что Михаил Горбачёв по состоянию здоровья больше не может управлять страной. Для эффективного управления страной создаётся ГКЧП, местами вводится чрезвычайное положение. Один из читателей газеты, фрезеровщик по профессии, пишет письмо в редакцию (оно опубликовано на первой полосе, рядом с заявлениями центральных властей). Автор послания считает 19 августа едва ли не поворотным днём в истории страны, перестройка зашла в тупик, необходимы решительные действия, порядок и дисциплина, тогда удастся решить многие проблемы.

22 августа в газете написали, что поступили сведения: Горбачёв вполне здоров, но его держат в изоляции в Крыму. На следующий день в обращении к гражданам страны события в ночь на 19 назвали антиконституционным переворотом. 23 августа размещена информация об отмене указов ГКЧП (один из них ограничивал выпуск газет). В номере от 24 августа автору уже упомянутого письма пришлось уточнять свою позицию. Фрезеровщик заявил, что его неправильно поняли. На самом деле он вовсе не поддерживал антиконституционные действия, а всего лишь отметил, что в стране действительно тяжёлое положение. И действительно необходимы порядок и дисциплина. Ну и неосведомлённость об истинных целях ГКЧП сказалась.

(ФОТО: Незнакомцы хотели попасть в кадр, чтобы «попасть в историю»)

Повод для гордости

Что же происходило в те дни на городских улицах? 19 августа с утра в Курске на здании ЦНТИ появилась надпись «Нет красному фашизму». Кто её оставил, не известно. Представители молодёжи решили оригинальным способом поддержать президента страны. Три студента педагогического вуза 21 августа прошли по главной улице с портретом пленённого руководителя государства.

В это время мы после первого курса были на археологической практике под Беседиино, - вспоминает Пётр Горбачёв. - Мои друзья Нечаев Владимир, Коноваленко Максим, Паньков Владимир отпросились у руководителя, купили портрет Горбачёва в магазине, тогда продавались портреты партийных лидеров, и прошли с ним, кажется, от площади Перекальского до Красной площади. Тогда движение было организовано по-другому, они шли по разделительной полосе, их все видели, в том числе те, кто ехал в транспорте.

В самом центре города молодых людей встретили сотрудники милиции. Их доставили в 1-й отдел, но никаких санкций за своевольной прогулкой не последовало. Там некий майор одобрил их действия. Как потом рассказывали участники своим друзьям, он отметил, что будь у нас больше таких людей, жизнь в стране была бы лучше.

Их никто не осудил, ни студенты, ни преподаватели. Потом ребята полгода или год рассказывали об этом случае, гордились этим, - рассказывает Горбачёв. - И какое-то время они собирали деньги и отправляли поздравительные телеграммы Горбачёву к государственным праздникам и ко дню рожденья. Тогда они действительно ему верили.

Сменили флаг

Кульминацией августовских событий в Курске можно назвать 23 число. В этот день энтузиасты поменяли советский флаг на триколор. Как вспоминает Константин Крупенин, работавший тогда инженером в «Курскэнерго», начальник его отдела с первых тревожных дней пресекал разговоры о свободе.

23 числа мы, не сговариваясь, решили пойти на Красную площадь. Решили зайти в гости к художнику Татьяне Крюковой, которая нарисовала за несколько минут импровизированный плакат. Моросил дождь, но люди не спешили расходиться, - рассказывает Константин. - Первая попытка поменять флаг оказалась неудачной, его пришлось поднимать второй раз. Я полез на крышу вместе с остальными участниками событий, подъём по шаткой наружной лестнице занял меньше минуты. Среди участников событий были сын известного российского журналиста Виктора Чемодурова Александр, московский художник Владислав Вакарев и питерский историк Алексей Раздорский. Эти фото раньше не публиковались в СМИ. Только одно, где водружают флаг, систематически публиковалось в одной из газет, правда, без моей подписи.

Трёхцветный флаг, похоже, был сшит на скорую руку, его и установили на крыше. Активистам никто не мешал. У свидетелей тех событий осталось ощущение, что все только этого и ждали. Люди на улицах хотели попасть в кадр объектива и, одновременно, в историю.

(ФОТО: На здании горисполкома меняют флаг)

27 августа «Курская правда» опубликовала и репортаж о смене флага, и интервью с народным депутатом Вячеславом Федотовым, с которым созванивалась корреспондент газеты, и статью редактора, который не знал об этих звонках, об указах и прочих московских делах, и был удивлён такой позицией сотрудников. Также было сообщение о приостановке деятельности КПСС и о похоронах за счёт государства троих москвичей, погибших при столкновении сторонников и противников ГКЧП.

А потом все вернулись к своим обычным делам. Только время от времени вспоминали о тех событиях и ломали головы, что нужно было делать тогда.

У нас была дискуссия с друзьями, как бы мы поступили, будь у нас тогда нынешние мозги, - говорит Крупенин. - И мне кажется, что точно так же. Мы тогда действительно устали от коммунистической замшелости, считали, что надо что-то менять. Тогда была радость, что справедливость восторжествовала.

По словам Крупенина, в августе 1991 года люди искренне верили в перемены к лучшему. Это потом они узнали, что такое шоковая терапия в экономике, инфляция, свободные цены. А в те дни в умах людей царила эйфория. Хватило её до 1993 года.

Подготовила Юлия Голубчикова

Расстрел на Привокзальной площади вот уже полвека остается одной из самых загадочных и кровавых трагедий не только в истории Курска, но и всего Советского Союза. 26 сентября 1968 года два солдата внутренних войск - рядовой Виктор Коршунов и ефрейтор Юрий Суровцев - убили целую семью с двумя детьми, а затем открыли огонь по людям, спешившим по своим делам мимо городского железнодорожного вокзала. В результате один из террористов оказался застрелен, а второго выводили из оцепленного здания в милицейской форме.

Вооруженный мятеж?

«Вы слушаете «Голос Америки» из Вашингтона. Мы прерываем программу для срочного сообщения. В Советском Союзе в Курске вспыхнул вооруженный мятеж. Несколько солдат в знак протеста против политики коммунистической партии захватили здание в центре города. Район оцеплен милицией. Подробности уточняются. По нашей информации, советские военнослужащие протестуют против ввода войск СССР в Чехословакию», - такое сообщение прозвучало 26 сентября на американской радиостанции.

Скандальные новости о вооруженном мятеже в СССР подхватили зарубежные СМИ, в самом Союзе о трагедии, разворачивающейся в эти минуты в Курске, никто не знал.

Утром 26 сентября в обычную квартиру, расположенную на четвертом этаже дома у железнодорожного вокзала, зашли двое солдат с чемоданами. Спустя сутки из окон этой квартиры открыли стрельбу по людям, случайно оказавшимся на Привокзальной площади. Случайно или нет, но в это время к вокзалу подъезжал автозак, перевозивший зеков. Нескольких осужденных отправляли по этапу. Водитель машины, услышав звуки выстрелов, сумел увести автозак из-под огня и отъехать в ближайший двор. Один из этапируемых - 19-летний парень - получил смертельное ранение.

А в это время на площади ветераны войны, которых было немало в те годы в Курске, пытались подавить панику и вывести людей из-под огня в здание вокзала. Из окон на четвертом этаже не умолкали автоматные очереди, короткие и точечные. Люди недоумевали, неужели в их мирный город внезапно пришла война?

Привокзальная площадь в Курске. Фото: Commons.wikimedia.org

Нехорошая квартира

А в той самой квартире, из которой палили террористы, трагедия развернулась на сутки раньше. Утром 26 сентября там еще спали, когда в дверь позвонили. На пороге стояли двое ребят в солдатской форме. Старушку, открывшую ранним гостям, убили сразу же. Еще четвертых взрослых жителей квартиры расстреляли через подушку. Всего минута - и из восьми членов семьи в живых осталось только трое - Тамара Сатаплина и двое ее маленьких детей. Словно не замечая окровавленных тел, убийцы начали выпивать под музыку. Когда водка закончилась, Тамару отправили за добавкой, пригрозив убить детей, если она расскажет обо всем милиции. По легенде, когда женщина шла по улице в гастроном, она даже встретила участкового, но ничего ему не сообщила, понадеявшись на честность солдат. Но когда Тамара вернулась домой, она увидела, что ее детей уже нет в живых. Некоторые источники утверждают, что их даже не застрелили, а до смерти забили чугунным утюгом. Женщину связали и заперли в туалете.

Все это время жители соседних квартир слышали странные звуки, доносящиеся из комнат, где происходило массовое убийство. Но никто из них не мог предположить, что на самом деле разворачивается буквально у них за стеной. Милицию вызвали, когда рано утром 27 сентября из окон этой квартиры начали стрелять по людям на площади.

Стражи порядка оцепили дом. При попытке приблизиться к двери, за которой скрывались террористы, преступники открывали огонь. В одной из квартир устроили штаб, куда съехались высшие милицейские чины. Говорят даже, что на прямой связи со стражами порядка во время спецоперации был Кремль. Брежнев распорядился взять террористов живыми, чтобы отдать их под военный трибунал.

Наконец, после многочасовых переговоров один из солдат не выдержал. Он открыл огонь по своему напарнику и сдался милиционерам. Чтобы толпа не растерзала террориста, его переодели в милицейскую форму и вывели из здания.

Инфантильный писарь и вспыльчивый стрелок

Кем же были жестокие убийцы, расправившиеся 11 взрослыми и двумя детьми?

Ефрейтор Юрий Суровцев служил во внутренних войсках писарем в штабе. Из его характеристики, найденной журналистами, следует, что у него были явные психические отклонения, из-за которого он даже проходил лечение в областной психбольнице. Суровцев был инфантилен, легко возбудим и впечатлителен. Несмотря на то, что спустя год службы в армии он уже был в звании ефрейтора, Суровцев зависел от своего напарника и находился полностью под его влиянием. Именно Юрий в итоге сдался полиции и был приговорен военным трибуналом к расстрелу.

Рядового Виктора Коршунова считают главным злодеем в этой истории. Он был исключен из института за «недостойный» образ жизни, поступил на службу в армию, где за два года стал лучшим стрелком части. Незадолго до трагедии Коршунов даже получил значок отличника Советской армии. Но характер его описывали как вспыльчивый, а поведение было отчужденным. Также в характеристике Коршунова говорится, что он часто говорил о самоубийстве и массовых убийствах.

Предположительно, Коршунов решил покончить с собой после разрыва с девушкой, которая не дождалась его из армии. Но уйти из жизни просто так он не желал, поэтому подтолкнул безвольного Суровцева к теракту. В материалах дела говорится, что отец Коршунова Николай был осуждён за измену Родине после войны. Возможно, и в самом Викторе Коршунове было немало ненависти к своей стране.

Суровцев и Коршунов украли оружие из армейского запаса, на попутках добрались до центра Курска. Как утверждали местные СМИ, их целью изначально был курский горком, но в нем располагался Ленинский отдел милиции. Поэтому было решение спрятаться в квартире неподалеку и оттуда открыть огонь по оживленной площади. Почему именно дом Тамары Сатаплиной и ее семьи стал пристанищем террористов? Есть версия, что Тамара была знакомой одного из дезертиров, и он даже бывал у нее в гостях.

В 2016 году в программе «Следствие вели» с Леонидом Каневским подробно рассказали о курском теракте. В выпуске говорится, что Тамара Сатаплина, потерявшая 26 сентября 1968 года всю семью, спросила у убийц, зачем они это делали. Ответом было: «Мы - мстители». Вот только за что и кому мстили курские террористы, до сих пор неизвестно.

АПЛ "Курск". Тайна гибели.

"как пароход назовёшь, так он и будет ходить."

Причина, побудившая написать эту статью, - множество видеороликов и статей с крикливыми названиями.
"Запрещённое в России видео", "Правда о Курске", "Путин виноват..." и прочее.
Кто-то считает возможным воспользоваться смертью моряков и крейсера, чтобы вести свою грязную пропаганду.
Не занимался темой по очень простой причине - правду знал на второй день.
Случайная гибель или, если точнее, нагромождение случайностей.
Что ж провёл своё расследование.
Начну с версии муссируемой либерастами.

Вали всё на Путина - "Ура, я нашёл дырку".

1. Самая тупая, безголовая и лживая версия.
Авторы этих трудов упорно пытаются доказать, что "Курск" потопила американская подводная лодка залпом торпед.
Именно вражеская торпеда оставила вот эту дырку в корпусе лодки.
Пробила корпус и взорвалась внутри лодки, и торпеда та - азм есъм Мк-48.
О как!
И ничего, что нос у торпеды резиновый, и что взрывается она за 5 метров до цели.
http://pentagonus.ucoz.ru/navy/weap/mal/k48-2.JPG
Нет, это была особенная, секретная и новая, в корпусе из обеднённого урана.
Эдакая проникающая.
Но друзья, это ж не авиаснаряд, скорость у торпеды невысока, ну куда там два корпуса пробить. Главное зачем, - взрыв в 5 метрах обеспечивает наиболее устойчивое и самое мощное поражение.
Тогда фантасты говорят, а ежели она кумулятивной была и прожгла.
Но тогда дырка такой большой быть не может, она с пятирублёвую монетку должна быть.
Да и толку от такого вообще бы не было, фыркнуло бы внутри отсека, убило бы людей и всё,
лодка бы даже сильных повреждений не понесла.
Да и покажите мне такого идиота, который будет стрелять по подводной лодке врага такой торпедой, предполагая, что ней взорвётся реактор или ядерная боеголовка - это ж самоубийство.
Не надо ничего выдумывать, тем более, если посмотреть другой борт.
http://www.rpf.ru/txt/04/04/22-0100054.jpg
Не такая красивая и не круглая, но и то, и другое - отверстия за которые цепляли трос при подъёме лодки.
С любителями дырок как-то разъяснилось, но что же тогда?

Вали всё на торпеду.

2. Собственно это флотская традиция, так уж повелось - валим на технику.
Следственная комиссия пришла к выводу:

В ходе следствия установлено, что катастрофа произошла 12 августа 2000 г. в 11 час. 28 мин. в Баренцевом море в географической точке с координатами 69 3700 северной широты
и 37 34 25 восточной долготы, вследствие взрыва торпеды 65-76А внутри торпедного
аппарата № 4, и дальнейшего развития взрывного процесса в боевых зарядных отделениях торпед, находившихся в первом отсеке подводного крейсера. Эти обстоятельства были окончательно установлены экспертами после подъёма фрагментов носового отсека летом 2001 года. Подъём фрагментов был прекращен только после того, как эксперты сочли достаточным
объём предоставленных им для исследования данных.
Взрыв повлек гибель личного состава первого отсека, значительные разрушения в межбортном
пространстве лодки и полностью разрушил торпедный аппарат № 4 и частично торпедный
аппарат № 2. В результате этого в прочном корпусе образовались отверстия,
через которые в первый отсек лодки начала поступать морская вода, затопившая
практически полностью первый отсек лодки.
Явившаяся результатом взрыва ударная волна, а также летящие фрагменты хвостовой части
разрушенной торпеды и торпедного аппарата № 4 инициировали взрывной процесс взрывчатого
вещества боевого зарядного отделения ряда торпед, которые были расположены на стеллажах
внутри первого отсека. Развитие в течение более 2 минут взрывного процесса в боевых
зарядных отделениях торпед привело к их детонации, а затем и к передаче детонирующего
импульса другим торпедам, находящимся на стеллажах.
Второй взрыв произошел в 11 час. 30 мин. 44,5 сек.
Он привёл к полному разрушению носовой оконечности АПРК “Курск”, конструкций и
механизмов его первого, второго и третьего отсеков. Получив катастрофические повреждения, корабль затонул в указанной точке Баренцева моря в 108 милях oт входа в Кольский залив на глубине 110 - 112 метров.

Всё бы оно замечательно, вот только немного не понятно, а как?
На полигоне как только не извращались, чтобы взорвать эти торпеды "нештатным" образом.
Но как-то безуспешно, вот не хотят - слишком уж надёжны механизмы предохранения.
Но в целом, версия очень близка к истине, но уж очень она удобная.

Почему?
Потому что правдивая причина этой катастрофы затрагивает служебные, материальные и
другие интересы многих членов этой комиссии. Затрагивает интересы многих НИИ,
ЦКБ, промышленных предприятий ВПК, штабных структур ВМФ, систему военных заказов.
Затрагивает всю систему управления ВМФ России.

Валить так валить.

3. Версия - "да нет там безвинных, виноваты все".

Главной причиной гибели АПЛ «Курск» являются конструкторские промахи и ошибки в обеспечении непотопляемости АПЛ при применении торпедного оружия, а также конструктивные недоработки в обеспечении постоянного контроля за состоянием окислителя в пусковом баллоне торпеды 65-76 А.
Кроме этого, что другими причинами гибели АПЛ являются слабая подготовка командования АПЛ и личного состава минно-торпедной боевой части в вопросах эксплуатации и боевого применения торпед 65-76 А,развал на Северном флоте системы подготовки экипажей атомных подводных лодок, низкая ответственность и непрофессионализм штабных офицеров и руководителей разного уровня, которые занимались подводным делом как на Северном флоте, так и в Главном штабе ВМФ.
Эту версию озвучил вице-адмирал Рязанцев - умный и честный человек.
И он во многом прав, во множестве деталей и тонкостей.

Десятки людей трудились и занимались этой трагедией - изучали, проверяли, и конечно трудно что-то добавить к сказанному.
И всё же о том, что не брали в расчёты исследователи.
Даже уважаемейший вице-адмирал Рязанцев и торпедостроители.
Все, как один, хотели видеть идиллическую картинку, когда всё так, как положено быть.

Вот тут позволю себе маленькое отступление.
Крейсер "Курск" и история города, в честь которого его назвали.

В 1238 году город был полностью разрушен татаро-монголами.
В 1285 году Курск был снова разорён до основания ордой Ногая в ответ на выступление рыльского и воргольского князя Олега вместе с липецким князем Святославом против татарского баскака Ахмета в 1283 году.
В 1781 году Курск сгорел в пожарах до тла.
9 августа 1941 года Курск подвергся первой бомбежке немецкой авиацией.
В начале ноября немецкие войска подступили к городу, 1 - 2 ноября были оборонительные бои за город с немецко-фашистскими захватчиками; в ночь на 3 ноября Курск был сдан врагу. Город сильно пострадал во время освобождения от немецкой оккупации, продолжавшейся до 8 февраля 1943 года, когда город освободила 60-я армия под командованием генерала И.Д. Черняховского; во время оккупации около трёх
тысяч жителей города было расстреляно, почти десять тысяч - угнано в Германию, свыше 10 тысяч горожан умерло от голода и эпидемий. Общий материальный ущерб от разрушений во время оккупации и боёв за город составил более 742 миллионов рублей.

Вот тут и вспомнилось, как пароход назовёшь......
Но это мистика.
Что же на самом деле произошло?
Как ни странно, сие не так уж и важно, важнее - что происходило с 1991 по 2000 год.

Гибель флота и разложение офицерского состава.
В 1991 водитель трамвая в Питере получал 400 рублей, а командир ПЛ аж 380.
Но это только цветочки, ягодки начались с гиперинфляцией и сокращением расходов.
А вот так просто срезали флоту содержание в десятки раз и всё.
И это ещё не всё, зарплату, даже невеликую, не платили месяцами, рекорд - 6 месяцев в 1996 году.
Как служили офицеры и чем занимались?
Основная тема для разговоров - "когда подпишут рапорт об увольнении", "а есть ли у тебя место там"...
РазбегАлись самые умные и одарённые, и конечно никто не занимался боевой подготовкой.
А и не надо было, корабли в море больше не ходили - топлива не было.
Лодки несли боевое дежурство у пирса.
Штабные офицеры попали в ещё более тяжёлое положение, когда месяцами не платили денег,
что б с голоду не умереть, вставали на довольствие на корабли. То есть они питались за счет матросов.
Воровали и продавали всё, что имело какую-то ценность, складские работники воровали с размахом.
И вот эта страшная картина была к началу тех роковых учений подводного крейсера "Курск".

Уверен, цепочка роковых случайностей началась на складе.
Командир боевой части лодки получил на складе разворованные торпеды.
Кто-то из мичманов вскрыл торпеду и вытащил детальки с содержанием драгметалла.
Когда грузили торпеды, одну из них уронили.
Командир боевой части был без технической документации, как готовить и заряжать торпеды на этой лодке.
Документация у него была на другой поект лодки (по документам СК).
Это как с АН-24 пересесть за штурвал "Боинга" и пытаться применить старый опыт.
При подготовке торпеды не обезжирили шланг, и весь мусор, собравшийся за 6 лет, попал в торпеду.
И так далее, и так шаг за шагом.
Нарушено, не правильно, повреждено, не знали и т.д.
И торпеда взорвалась не в торпедном аппарате, а при её подготовке.
Цепочка случайностей, и взрыв и пожар в отсеке, а затем взрыв боевой торпеды на стеллаже.
Нарушения и изъяны в проекте привели к повреждению соседних отсеков.
Всё, корабль погиб.
Должен был автоматически всплыть аварийный буй, сообщая о аварии, но не всплыл.
Отчего?
А очень просто, оказывается, кто-то снял ручку пускового устройства и ещё и заглушку поставил.
И они спокойно вышли в море с "таким вот".
Список "вот таких вот" проделок длинный и цветастый.
А ведь сколько всякого начальства и комиссий бегало на лодку, дёргало и отвлекало экипаж.

Так выходит виноват экипаж?
Нет, люди не занимались кораблём и оружием, чуть ли не всё приходилось делать впервые.
Да и много чего.
А было вот так - внезапно.
В общем развалить и уничтожить - просто. Собрать, сделать и научить.......

Роковое нагромождение случайностей - вот причина гибели лодки.
А виноваты кто?
Да никто.

Если бы да кабы.....

А могло быть иначе?
Главком должен быть заявить президенту:
- Флот не боеспособен, нужно время, несколько месяцев, для пошаговой подготовки кораблей и экипажей.
Время на ремонт и проверку оборудования и оружия.
Деньги на содержание людей и флота.

Командиры кораблей должны были заявить командующему:
- Корабль не боеспособен, нужно время.
И так дальше и дальше.
Могли?
Нет, проще снять погоны и положить их на стол, а тогда вообще есть будет нечего.
А могли спасти моряков в 9 отсеке?
Если бы не разбежались опытные водолазы глубоководники,
если бы не разворовали флотские спасательные аппараты,
если бы операторы имели хоть мало-мальский опыт работы с ними.
Да, могли.
А если бы сразу попросили норвежцев, англичан и голландцев о помощи?
Сразу признались бы в немощи и развале всего на флоте?
Могли сразу признаться и даже не пробовать спасти людей?
Нет, не могли, пытались, надрывались наши спасатели, но выше головы не прыгнешь.
И всё же, а если бы сразу норвежцев пригласили спасать?
Сразу не получается, водолазы без своего корабля бесполезны, а ему ещё дойти надо.
У моряков "Курска", которые выжили после взрыва, было чуть больше суток, чтобы их спасли.
А их долго искали, аварийный буй не всплыл, пока разобрались.
К спуску первых наших водолазов и аппаратов люди в 9 отсеке уже замёрзли и заснули от нехватки воздуха, заснули вечным сном.
Вечная им память.

Очень гадко и мерзко, что какие-то либерасты и борцы с Путиным, вот так тревожат их сон.

На фото записка которую нашли у одного из погибших подводников.

Список материалов:
1. "Курск". Фильм ЦКБ МТ "Рубин"
http://www.youtube.com/watch?v=ssLnE3u3LUw
2. Намедни - 2000. Подводная лодка Курск
http://www.youtube.com/watch?v=OMEDG8GuKt8
3. Гибель "Курска" вице-адмирал Рязанцев
4. Американцы
5. Видео водолазных работ и подводная съёмка "Курска"
http://www.tvdata.ru/rus/military/kursk_catastrophe/8
6. Путин и вдовы с родственниками
http://www.gazeta.ru/stenogram.shtml
7. Торпеды
http://warcyb.org.ru/news/russkie_torpedy/2010-08-14-102

P.S. Можете смело писать рецензии, всегда пишу ответные.

Рецензии

Приближается горькая дата - годовщина гибели атомохода “Курск”. И в эти недели в Баренцевом море ускоренными темпами идут работы по подъему погибшей АПЛ. Но сегодня, как и год назад, мы практически ничего не знаем о причинах гибели новейшего подводного ракетоносца. Слишком много тайн и недомолвок вокруг деятельности комиссии Клебанова. Слишком явно виден однозначный настрой этой комиссии обвинить во всем флот и погибший экипаж.
Недавно к нам в редакцию поступил материал, в котором один из конструкторов противолодочного оружия изложил собственную оригинальную версию гибели “Курска”.
Мы специально не стали подвергать ее сколько-нибудь существенному редактированию. Поэтому в тексте сохранены некоторые данные, бесспорность которых вызывает сомнения. Так, хорошо известно, что в ходе учебной атаки “Курск” не мог стрелять боевой торпедой. Не можем мы столь же однозначно и безапелляционно утверждать, что американцы специально подготовили торпедную ловушку для “Курска”.
Но нам кажется достаточно интересной версия о том, что система “Кэптор” могла быть потеряна одной из американских лодок, ведущих в этом районе постоянную разведку, или оказаться здесь и в качестве элемента охранного комплекса автономного разведывательного модуля. Возможны и другие варианты произошедшей год назад в Баренцевом море катастрофы.
По крайней мере, эта работа дает определенную информацию для размышления, и версия торпедной атаки как первопричины гибели “Курска” приобретает новые аргументы.

РОССИЙСКИЙ подводный ракетоносец "Курск" погиб около 13 часов 12 августа 2000 года, а уже 18 августа в "МК" появилась версия о том, что его атаковали с расстояния 4 км две АПЛ США ("Мемфис" и "Толедо" типа "Лос-Анжелес") своими торпедами МК-48 (с боевой частью (БЧ) в 300 кг тротилового эквивалента), что и послужило причиной гибели "Курска". В этой версии заслуживают внимания следующие сведения: лодок США было две (о чем сообщил также министр обороны США, выступая в 10.00 14 августа по НТВ), и они были вооружены торпедами МК-48.
Однако предположение о том, что "Курск" затонул от пробоин, сделанных этими торпедами, технически несостоятельно и данными о повреждениях нашей АПЛ не подтверждается: взрыв БЧ в 300 кг тротила может пробить лишь легкий корпус лодки (до 30 мм толщиной), но не может затем пробить ее прочный корпус (100 мм), отнесенный от легкого на 100-150 мм с заполнением зазора литой резиной.
В апреле 2001 года газета "Жизнь" сообщила, что специалист Северного Флота, просивший не называть его фамилии, участвовал в обнаружении глубоководными аппаратами ВМФ, названными в публикации "дроновскими лодками", двух хвостовых частей торпед, идентифицированных как МК-48 по маркировке на них. "Хвосты" были обнаружены не близ лодки, а в квадрате ее затопления размером 4х4 км еще до 18 августа 2000 года. Правда, впоследствии эта информация не повторялась, что вполне может быть связано со спецоперацией по "закрытию" этих данных..
Что же касается повреждений и разрушений АПЛ "Курск", то они, по данным ВМФ, изложенным в передаче НТВ 20 августа 2000 года в 18.00, таковы. Повреждения, не опасные для плавучести,- вмятина на легком корпусе, деформация корпуса 2-го отсека и рубки, отсутствие крышек на шахтах выпущенных ракет "Гранит", деформация капсулы спасения экипажа, отсутствие радиобуя. Разрушения, гибельные для лодки,- полностью отсутствует носовой обтекатель легкого корпуса и все, что находилось в нем; полностью отсутствует торпедный аппарат (ТА) калибра 650 мм торпеды 65-76 с БЧ в 2000 кг тротила, а в зоне его расположения передняя переборка прочного корпуса 1-го отсека имеет пробоину площадью 6 кв. м; в этом же месте цилиндр прочного корпуса 1-го отсека имеет разрыв по образующей. Пробоин легкого корпуса от торпед МК-48 на лодке не обнаружено нигде.
Характер разрушений, гибельных для лодки, и их масштабы говорят о том, что они произведены не торпедой МК-48 с БЧ мощностью 300 кг тротила, а существенно более мощным взрывом, т.е. взрывом БЧ торпеды 65-76 (2000 кг тротила) в собственном ТА АПЛ "Курск", причем однозначно. Следовательно, необходимо установить реальную причину этого взрыва.

В ПЕРЕДАЧЕ 14 АВГУСТА 2000 года в 10.00 НТВ передало информацию, что еще 12 августа, т.е. в день гибели "Курска", СМИ Канады и Норвегии сообщили, что их сейсмические станции зафиксировали два почти слитных взрыва, эквивалентных приблизительно 300 и 2000 кг тротила в районе, который соответствует по координатам месту затопления лодки, о чем тогда не могли знать ни в Норвегии, ни в Канаде. РФ объявила о катастрофе лишь 14 августа. По указанной причине эти сообщения можно считать объективной информацией, причем диаграмма взрывов выглядела так: первый малый пик и прямо следом за ним, с интервалом 0,001-0,003 секунды - приблизительно в 7 раз больший. Такая диаграмма характерна для записей взрыва обычного фугаса, где первый пик давления соответствует взрыву детонатора снаряда, а второй - взрыву его основной боевой части. Остается предположить, что взрыв в 300 кг явился детонатором взрыва в 2000 кг, причем никакого другого объяснения наука о взрыве дать не может. Но взрыв в 300 кг соответствует БЧ торпеды МК-48, а взрыв в 2000 кг - БЧ торпеды 65-76, стоявшей в ТА "Курска" и готовившейся там к пуску. Несомненно, что эти два взрыва каким-то образом связаны между собой.
Могла ли торпеда 65-76 самопроизвольно взорваться в своем ТА? Это практически исключено, поскольку все наши торпеды, включая учебные, имеют три блокировки, которые исключают срабатывание пиропатрона (ПП) детонатора боевой части в лодке. Во-первых, электрическая цепь ПП разорвана концевым выключателем, который замыкает ее только после выхода из торпедного аппарата заднего среза (транца) торпеды, предохраняя торпеду от взрыва боевой части на стеллажах и в торпедном аппарате. Второй разрыв электроцепи пиропатрона замыкается путевой блокировкой после прохождения торпедой расстояния, превышающего радиус действия собственной боевой части с целью исключить повреждение лодки собственной торпедой.
Кроме этих блокировок, существует еще и блокировка от пожара на лодке, при котором детонатор взрывается от нагрева без команды ПП. Это обеспечивается электромеханическим перекрытием форсажной трубки, которое снимается по команде "Пуск" с центрального поста управления лодки через концевой выключатель, т.е. вне торпедного аппарата лодки. Наконец, все торпеды проходят испытание на взрывобезопасность при внешних воздействиях: ударной перегрузке в 100g (имитация атомного взрыва около лодки), пробое корпуса БЧ осколком фугаса и при простреле БЧ пулей из крупнокалиберного (12 мм) пулемета ДШК.
Следовательно, самопроизвольно взорваться в своем ТА не может ни одна торпеда российского ВМФ, включая и торпеду 65-76, причем при любой аварии лодки, что и подтвердилось на "Курске": после взрыва боевой части 65-76 других взрывов на лодке зафиксировано не было. Как же могло случиться то, чего случиться не могло? Попытки разрешить этот парадокс приводят нас к одной-единственной реальной причине катастрофы "Курска".
Когда торпеда стоит в своем ТА по команде "Товсь" с поста управления лодки, то крышка обтекателя ТА открыта, и рабочая крышка торпедного аппарата, как мембрана телефона, излучает по курсу лодки все звуки подготовки торпеды к пуску в ее ТА: взрывы пиропатронов ампульных батарей, щелчки пирокранов системы питания двигателя, раскручиваются гироскопы системы управления и т.д., причем все это делает автоматика самой торпеды в строго определенной последовательности.
Если эти звуки записать на фонограмму и завести ее в акустическую головку самонаведения (АГС) торпеды, то по команде "Пуск" такая торпеда может навестись точно в центр рабочей крышки ТА уничтожаемой лодки противника, если ее калибр меньше отверстия под крышку обтекателя вражеского ТА. В этом случае боевая часть акустической торпеды пробивает своим взрывом рабочую крышку ТА, а затем и корпус боевой части стоящей там торпеды, взрывая ее БЧ своей детонацией вместо штатного детонатора самой торпеды прямо в ТА лодки.
Описанная ситуация, с поправкой на современные технологии, имеет многочисленные прецеденты в Великую Отечественную войну. Рапорты наших летчиков-истребителей изобилуют описаниями того, как немецкие бомбардировщики после обстрела из пушки взрывались в воздухе, мгновенно превращаясь в ничто. Такое происходило, если разрывной снаряд истребителя попадал в боевую часть бомбы на борту бомбардировщика и подрывал ее без санкции детонатора бомбы, уничтожая самолет с экипажем. Именно поэтому немецкие летчики при появлении наших истребителей панически освобождались от бомб, сбрасывая их куда попало, и лишь после этого принимали бой, где был вполне реальный шанс уцелеть, выбросившись на парашюте.
Чем могла быть взорвана торпеда 65-76 в торпедном аппарате АПЛ "Курск" около 13.00 12 августа 2000 года в Баренцевом море на учениях Северного Флота? Как раз на эту роль по своим технико-тактическим показателям идеально подходит торпеда МК-48 ВМФ США: это торпеда с АГС, мощность ее БЧ - 300 кг, глубина поражения цели - от 2 до 300 м, она имеет электропривод винтов (бесшумна на ходу), радиус захвата цели ее АГС, как и дальность хода, равны 4 км, а калибр - 450 мм. Эта торпеда может описанным способом поразить любой из торпедных аппаратов "Курска" (Ж 533 и 650 мм), но не в бою (дуэль лодок), а при пуске ее системой КЭПТОР ("захватывающий цель", англ.).