Отчет о работе «Обследование звукопроизношения у детей с общим недоразвитием речи в условиях логопункта. Материал для обследования звукопроизношения Таблица состояние звукопроизношения

Установлено, что не позже 5 лет необходимо приступать к определению всех недостатков звукопроизношения. Почему?

Само собой разумеется, что маленький ребенок не может произносить правильно все звуки речи, так как его артикуляционный аппарат еще не окреп и не развился в достаточной степени. Искаженное произношение дошкольников до 4 - 5 лет считается нормальным явлением и носит название возрастное или физиологическое косноязычие. И только после 4 - 5 лет (эта граница может меняться в зависимости от условий развития речи ребенка) нарушение звукопроизношения считается патологией. Таким образом, именно с этого возраста и нужно начинать логопедическую работу по устранению дислалии.

Но прежде чем приступать к занятиям по развитию правильного звукопроизношения, нужно обследовать речь детей.

Обследование состояния звукопроизношения у детей

Очень важно своевременно и полно обследовать речь ребенка, имеющего отклонения в произношении. Под своевременным выявлением речевой патологии мы имеем в виду логопедическое обследование, которое проводится не позже чем в 4 г.

При логопедическом обследовании детей с дислалией нужно прежде всего детально изучить строение и подвижность органов артикуляционного аппарата. Затем тщательно обследовать состояние звукопроизношения. Кроме того, важно выяснить состояние фонематического восприятия. Остановимся на каждом из видов логопедического обследования отдельно.

Обследование артикуляционного аппарата начинается с проверки строения всех его органов: губ, языка, зубов, челюстей, нёба. При этом логопед отмечает, нет ли дефектов в их строении, соответствует ли оно норме.

В процессе обследования можно обнаружить следующие аномалии в строении подвижных и неподвижных частей артикуляционного аппарата:

губы - толстые, мясистые, короткие, малоподвижные;

зубы - редкие, кривые, мелкие, вне челюстной дуги, крупные, без промежутков между ними, с большими промежутками, отсутствуют резцы верхние, нижние;

прикус - открытый передний, открытый боковой, глубокий, мелкий;

челюсти - верхняя выдвинута вперед, нижняя выдвинута вперед;

нёбо - узкое, высокое (так называемое «готическое») или, наоборот, плоское, низкое;

язык - массивный, маленький или, наоборот, очень большой; укороченная уздечка.

Далее проверяется подвижность органов артикуляционного аппарата. Ребенку предлагают выполнить различные задания по подражанию (вслед за логопедом) или речевой инструкции, например: облизать языком губы, постараться дотянуться языком до носа, подбородка, левого, а затем правого уха; пощелкать языком; сделать язык широким, распластанным, а затем узким, поднять кончик высунутого языка вверх и долго удерживать его в этом положении; перемещать кончик языка то в левый угол губ, то в правый, меняя ритм движений; высунуть язык как можно дальше, а потом втянуть его глубоко в рот; вытянуть губы вперед трубочкой, а затем растянуть их в широкую улыбку; делать попеременно эти упражнения, меняя ритм движений; выдвинуть вперед нижнюю челюсть, затем оттянуть ее назад, раскрыть широко рот, а затем сомкнуть челюсти и т. д.

Обследование звуков речи у детей начинается с тщательной проверки изолированного произношения. Затем исследуют звуки в словах и предложениях.

Проверяются следующие группы звуков:

гласные: А, О, У, Э, И, Ы;

свистящие, шипящие, аффрикаты: С, Сь, З, Зь, Ц, Ш, Ч Щ;

сонорные: Р, Рь, Л, Ль, М, Мь, Н, Нь;

глухие и звонкие парные: П - Б, Т - Д, К - Г, Ф - В - в твердом и мягком

звучании: Пь - Бь, Ть - Дь, Кь - Гь, Фь - Вь;

мягкие звуки в сочетании с разными гласными, т.е. ПИ, ПЯ, ПЕ, ПЮ

(также Дь, Мь,Ть,Сь).

При обследовании необходимо отметить характер произнесения ребенком изолированных звуков, указав характер нарушения (например, звук С - межзубный: звук Ш заменяется межзубным С; звук Ч заменяется Ть и т.п.). артикуляционный речь логопедический

Используют задания, состоящие в многократном повторении одного звука, т.к. при этом создаются условия, облегчающие артикуляторное переключение одного звука на другой. Это дает возможность обнаружить трудности деннервации артикуляционного акта, особенно в случаях «стертой» дизартрии.

Полезным для логопедического анализа является и повторение вразбивку двух звуков или слогов, предполагающее четкое артикуляционное переключение (например, КАП - ПАК). Сначала предъявляются звуки, резко отличающиеся друг от друга артикуляцией, затем - более близкие. При этом отмечаются случаи, когда детям не удается моторное переключение с одного звука на другой и они вместо повторения начального звука второй пары персеверируют предыдущий. Отмечается также и появление «усредненной» артикуляции (например, Т и Д передаются одним и тем же полузвонким, Т и Ть - полумягким).

Затем логопед выясняет, как ребенок пользуется звуками в речи. При проверке обращается внимание на замены, искажения, пропуски звуков. С этой целью обследуют произношение слов. Предъявляются наборы картинок, включающие слова из проверяемых звуков; отбираются слова различной слоговой структуры.

Произношение шипящих и свистящих звуков можно обнаружить на примере слов собака, колесо, нос, сосна, пастух, касса, шапка, шуба. Особое внимание уделяется тому, как эти звуки произносятся в предложениях. Например:

У кошки пушистый хвост.

Саша уступил место старушке

Медвежонок залез на сосну

У наседки пять пушистых цыплят

В чаще щебечут птицы. И др.

Произношение сонорных звуков Р, Рь, Л, Ль, М, Мь, Н, Нь исследуется изолированно, а также в слогах и словах (парта, лодка, тарелка, кролик, портфель, пропеллер, маляр, рельсы, рояль, крылья и др.).

Предложения для повторения:

Лара разбила тарелку.

Маляр красит ларек.

Корабль украшен флагами.

Орел - на горе, перо - на орле. И др.

При обследовании произношения согласных звонких и глухих (П - Б, Т - Д, К - Г, Ф - В, С - З) нужно учитывать, что степень оглушения детьми согласных может проявляться не всегда в равной мере. Слова для повторения: белка, вагон, кубики, бумага, звонок, медвежонок.

Предложения для повторения:

На дубе прыгает белка.

Дети видели в лесу перо дятла.

У Зины болят зубы.

Соня завязывает синий бант.

Змея шипит, а муж жужжит. И др.

Произношение мягких и твердых согласных обследуется на примере их сочетаний с согласными И, Я, Е, Ё в словах: дети, котенок, рюмка, бельё, пять.

Предложения для повторения:

У кошки пять котят.

Ребята любят изюм.

Тетя Нюра сварила кисель из клюквы. И др.

С помощью специальных заданий выявляют способности к переключению артикуляционных движений. Ребенку обычно предлагают несколько раз повторить звуковой или слоговой ряд, а затем последовательность звуков или слогов изменяется. Отмечается, легко ли удается переключение.

А-И-У, У-И-А т.д.;

КА-ПА-ТА, ПА-ТА-КА, ТА-ПА-КА;

ПЛА-ПЛУ-ПЛО, ПЛО-ПЛУ-ПЛА и др.;

КАП-ПАК-КАП-ПАК…

РАЛ-ЛАР-РАЛ-РАЛ…

Проверятся также умение произносить слоги с множественным стечением согласным: СКЛА, ВЗМА, ЗДРА и т.п.

Чтобы обследовать умение ребенка произносить слова различной слоговой сложности, ему предъявляют предметные картинки, которым он дает наименование; затем эти же наименования предлагаются для отраженного произношения. Результаты выполнения обоих видов заданий сравнивают и отмечают, что именно ребенку легче выполнить.

Важно отметить также, состоят ли слова, слоговая структура которых искажается, из усвоенных или неусвоенных звуков. Отмечается характер искажения:

сокращение числа слогов: маток вместо молоток,

упрощение слогов: туль вместо стул,

уподобление слогов: татуетка вместо табуретка,

добавление числа слогов: команатама вместо комната,

перестановка слогов и звуков: деверо вместо дерево.

Следует проверить умение производить звуки в предложениях, состоящих из правильно произносимых звуков и из дефектных.

Для выявления негрубых нарушений слоговой структуры слова ребенка предъявляются для повторения предложения, состоящие из слов повышенной звуко-слоговой сложности:

Петя пьет горькое лекарство.

На перекрестке стоит милиционер.

Космонавт управляет космическим кораблем. И др.

Выявленные дефекты звуков группируют в соответствии с фонетической классификацией.

В логопедической литературе принято различать четыре типа дефектов звукопроизношения: отсутствие звука, искажение звука, замена звука, смешение звука. Отсутствие звуков, в особенности трудно артикулируемых, наблюдается очень часто у детей с самыми различными формами речевой патологии. Иногда в речи детей с хорошим фонетическим восприятием вместо полного выпадения звука в некоторых позициях появляются призвуки.

Появление призвуков, особенно с слогах типа ССГ, также отмечается у детей с чрезмерной, утрированной артикуляцией, когда в качестве самостоятельных звуков выявляются кратковременные переходные фазы артикуляции, которые в обычной речи не воспринимаются слушателем. Это происходит также из-за недостаточной полной иннервации у детей с дизартрией. Наряду с вставками звуков у тех детей обнаруживаются частые пропуски звуков или их редукция, упрощающая артикуляцию трудных стечений согласных.

Нередко в процессе возрастания объема речевой практики отсутствующие звуки заменяются искаженными. Искажение звука характеризуется его стабильностью в различных формах речи.

Произносительные ошибки могут быть по-разному оценены с точки зрения коммуникации. Одни из них затрагивают лишь образование оттенков фонем и не нарушают смысла высказывания, другие ведут к смешению фонем, неразличение их. Последние считаются более грубыми, т.к. они нарушают смысл высказывания. Л.В. Щерба предлагать называть «ошибки первого типа ошибками выговора, или фонетическими, а вторые - звукосмысловыми, или фонологическими».

Понятно, что фонологические ошибки не могут не быть фонетическими, и поиск наиболее точного разграничения произносительных ошибок по их значимости для процесса коммуникации продолжается.

Например, в артикуляции губных звуков выявляются:

фонематические ошибки: - неразличение и смешение п-ф, б-в, ф-в и т.п.

фонетические ошибки - произношение звуков в и ф как губно-губных.

При произношении сонантов часто имеют место фонематические ошибки: л-р; л-н, л-ль,р-рь и т.п.; фонетические ошибки: р - одноударное, л - двугубное и т.п.

Такие категории дефектов, как смешения и замены звуков, составляют особую группу, т.к. в этих отклонениях от нормативного произношения проявляется нестабильность всей звуковой системы языка. Дети могут смешивать звуки в одних позициях в слове и произносить правильно в других. Один звук может иметь несколько разных субститутов. Замены звуков могут быть постоянными, но часто и они носят изменчивый характер в различных формах речи. В этих группах дефектов, имеющих фонологический характер, проявляется нарушение звуковых противопоставлений, затрагивающее часть или всю звуковую систему, в зависимости от количества смешиваемых звуков.

Обследование строения и функций артикуляционного аппарата имеет важное значение для определения возможных причин нарушения звуковой стороны речи ребенка и планирования коррекционных упражнений. При обследовании нужно оценить степень и качество нарушений двигательных функций органов артикуляции и вывить уровень доступных движений.

В первою очередь при логопедическом обследовании следует охарактеризовать особенности и дефекты анатомического характера.

Губы: расщепление верхней губы, послеоперационные рубцы, укороченная верхняя губа.

Зубы: неправильный прикус и посадка зубов, деформация верхнего зубного ряда.

Твердое небо: узкое куполообразное (готическое); расщепление твердого неба (субмукозная расщелина). Подслизистое расщепление неба (субмукозная расщелина) обычно трудно диагностируется, т.к. закрыто слизистой оболочкой. Нужно обратить внимание на заднюю часть твердого неба, которая при фонации гласного А втягивается и имеет форму равностороннего треугольника. Слизистый покров в этом месте истончен. В неясных случаях отоларинголог должен выяснить состояние неба путем тщательной пальпации.

Мягкое небо: короткое мягкое небо, расщепление его, раздвоенный маленький язычок, отсутствие его.

В логопедической практике нередко встречаются дети с аномалиями строения артикуляционного аппарата. К ним, в первую очередь, относятся дети-ринолалики со сквозной расщелиной твердого и мягкого неба, расщелиной мягкого неба или только язычка, а также дети с укороченным мягким небом и субмукозной расщелиной. С небными расщелинами обычно сочетаются и деформации челюстей, неправильное развитие и расположение зубов, несросшаяся верхняя губа, деформированные ноздри и др. Движения мышц лица, языка и губ вялые, рудименты мягкого неба и язычка малоподвижны, пассивно свисают. Слабо развиты мышцы языка и задней стенки глотки.

Обследование моторики артикуляционного аппарата начинается с наблюдений за состоянием мимической мускулатуры в покое: отмечается выраженность носогубных складок и их симметричность, характер линии губ и плотность их смыкания. Устанавливается, есть ли насильственные движения (гиперкинез) мимической мускулатуры. Отмечается появление сопутствующих движений (синкинезий), асимметричность носогубных складок при оскале.

Обследование двигательных функций артикуляционного аппарата следует производить путем многократного повторения требуемого движения для выявления малозаметных, негрубых нарушений. При этом отмечаются качественная сторона каждого движения, время включения в движение, истощаемость движения, изменение его темпа и плавности, объем, появление содружественных движений. Таким образом, могут быть выявлены стертые формы пареза. В легких случаях дизартрии при такой нагрузке может появиться слюнотечение.

Во время логопедического обследования необходимо также выяснить, как ребенок жует и глотает твердую и жидкую пищу, часто ли поперхивается, не наблюдалось ли в раннем возрасте расстройства дыхания.

Движение губ : смычка, оскал, вытягивание вперед.

Исследование функций мимической мускулатуры имеет особенно важное значение для обследования детей с дизартрией и использования этих данных в коррекционной работе. При двусторонних параличах лицевого нерва звуки Б-П и М замещаются звуком Н. При увеличении функциональной нагрузки на мышцы рта (ребенок многократно произносит губные звуки Б-Б-Б, П-П-П) может выявиться менее активное участие правой или левой стороны губ.

Движения языка: вперед-назад, вверх-вниз, вправо-влево; распластывание языка, высовывание «жалом» и др.

Паретичность языка проявляется в малом объеме движений, отклонениях, истощаемости, неплавности движений. Движения языка должны быть достаточной силы, чтобы удержать его определенное время, необходимое для произнесения той или иной фонемы, в точке артикуляции. Точность и быстрота движений также являются необходимым условием внятности и четкости артикуляции.

Важно отметить повышение тонуса языка, что выражается в его напряженности, в резком выдвижении кончика; подергивания при произвольных движениях указывают на тонические расстройства.

Паралич язычка мягкого неба всегда отражается на функциональном состоянии языка и вторично нарушает артикулирование язычных звуков, делает весь процесс артикуляции напряженным и замедленным.

Язычок, свисающий неподвижно по средней линии, указывает на двусторонний парез. В случаях одностороннего пареза он отклоняется в «здоровую» сторону.

Состояние мягкого неба: поднимание небной занавески при энергичном произнесении звука А, наличие или отсутствие утечки воздуха через нос при произнесении гласных звуков, равномерность утечки, наличие или отсутствие глоточного рефлекса (появление рвотных движений при легком прикосновении шпателя к мягкому небу).

В очень тяжелых случаях псевдобульбарной дизартрии могут отсутствовать произвольные движения губ, языка и других органов артикуляции, и тогда удается обнаружить некоторые рефлекторные движения: например, раздвигание губ при улыбке, вытягивание губ на подносимую ко рту пищу, отдергивание языка при прикосновении шпателем, движения мягкого неба при покашливании, зевании.

Нужно учитывать, что артикуляционные трудности в спонтанной речи могут усугубляться различными факторами: возбуждением, утомлением, усложнением содержании речи в интеллектуальном или лингвистическом отношении. Обследование следует проводить в наиболее благоприятные для ребенка моменты, учитывая вместе с тем влияние факторов, изменявших внятность речи.

Перечисленные нарушения чаще всего обусловлены расстройствами периферической иннервации артикуляционного аппарата. Недостатки артикуляции могут быть обусловлены и нарушением более сложных форм организации речевого акта и проявляться в элементах оральной апраксии. Специфичность апраксичеких нарушений в области артикуляционного аппарата проявляется в непостоянстве, нестабильности дефектов звукопроизношения, поиске правильной артикуляции звука. Речь детей в этих случаях неплавная, несколько напоминающее заикание.

Для выявления оральной апраксии ребенку предлагается воспроизводить за логопедом определенные движения языка и губ: вытянуть губы, оскалить зубы; высунуть широкий, распластанный язык и сделать его трубочкой и другие подобные серии движений. Отмечаемые при этом затруднения (трудности переключения, застревание на одном типе движений, недостаточная дифференциация движений) указывают на нарушения орального праксиса.

Встречаются случаи, когда ребенок не может воспроизвести движения губ, не воспользовавшись зеркалом. Он не может показать, в какой точке логопед прикоснулся к языку, губам, лицу, не может соотнести различные точки на картинке (схеме), изображающее лицо, с собственным лицом (т.е. не показывает «на себе»). У него проявляются нарушения тактильного и кинестетического гнозиса. Такие явления часто встречаются у детей с остаточными явлениями детского церебрального паралича.

Окончательное суждение о природе двигательных нарушений артикуляционного аппарата может быть сделано путем сопоставления данных раннего моторного развития, подробного неврологического обследования, а в некоторых неясных случаях - после анализа эффективности коррекционных занятий по усвоению правильного звукопроизношения.

Наталья Образцова
Обследование звукопроизношения у детей дошкольного возраста

Формирование звукопроизношения обычно заканчивается к пяти, пяти с половиной годам. К этому возрасту ребенок должен все звуки родного языка произносить правильно, т. е. правильно использовать их в собственной речи и не смешивать между собой.

Самым простым способом обследования звукопроизношения является такой : ребенку показывают картинки и просят их назвать. В словах звук должен находиться в разных позициях : в начале, в середине и в конце слова. Потом просят ребенка придумать короткую фразу с этим словом. Если ему трудно – помогают. Если нужные картинки подобрать не удалось, то просто просят ребенка повторить слова с разными звуками .

Самыми распространенными недостатками речи у детей дошкольного возраста являются нарушения звукопроизношения . Обычно нарушаются следующие группы звуков : свистящие (с, с", з, з", ц, шипящие (ш, ж, ч, щ, сонорные (л, л", р, р, j, заднеязычные (к, к", г, г", х, х", звонкие (в, з, ж, б, д, г, мягкие (т, д, н,) .

У некоторых детей нарушается только одна группа звуков , например, только шипящие или только заднеязычные. Такое нарушение звукопроизношения определяется как простое (частичное, или мономорфное. У других детей нарушаются одновременно две или несколько групп звуков , например, шипящие и заднеязычные или свистящие, сонорные и звонкие. Такое нарушение звукопроизношения определяется как сложное (диффузное, или полиморфное.

В любой из вышеперечисленных групп различают три формы нарушения звуков :

Искаженное произношение звука .

Отсутствие звука в речи ребенка , т. е. неумение произносить его

Замена одного звука другим , имеющимся в фонетической системе данного языка.

Нарушения групп звуков обозначаются терминами, образованными от названий греческих букв, соответствующих основному звуку каждой группы :

Фонетические нарушения свистящих и шипящих звуков называются сигматизмы, а фонематические - парасигматизмы - от названия греческой буквы сигма, обозначающей звук с ;

Фонетические нарушения звуков л и л" называются ламбдацизмы, а фонематические - параламбдацизмы - от названия греческой буквы ламбда, обозначающей звук л ;

Фонетические нарушения звуков р и р" называются ротацизмы, а фонематические - параротацизмы - от названия греческой буквы ро, обозначающей звук р ;

Фонетические нарушения звука j называются йотацизмы, а фонематические - парайотацизмы - от названия греческой буквы йота, обозначающей звук ;

Фонематические - паракаппацизмы - от названия греческой буквы каппа, обозначающей звук к фонетические нарушения заднеязычных звуков называются каппацизмы.

Нарушения групп звонких и мягких звуков специальных терминов не имеют - их называют :

Дефекты озвончения;

Дефекты смягчения.

Чтобы определить характер нарушения той или иной группы звуков (свистящих, шипящих и др., надо четко знать эти разновидности, а также выработать у себя необходимые для обследования звукопроизношения умения и навыки :

умение слушать, т. е. выделять из речевого потока дефектный звук и определять , как он нарушен;

умение фиксировать работу органов артикуляционного аппарата при произнесении нарушенного звука : видеть, какие движения не получаются, какое участие принимают губы, нижняя челюсть, каждая часть левой и правой половины языка;

умения и навыки общения с детьми, страдающими нарушениями речи (умение вызвать ребенка на беседу, в процессе которой проверяется произношение звуков в речевом потоке , в отдельных словах, при их изолированном произнесении).

Целесообразно придерживаться определенного порядка проверки, чтобы ничего не пропустить и собрать необходимый материал, на основе которого можно будет составить план работы по исправлению у ребенка недостатков звукопроизношения .

Проводя индивидуальное обследование , логопед все ответы детей записывает в речевую карту с указанием даты обследования . В индивидуальной тетради каждого ребенка отводят одну-две страницы для описания результатов обследования . Там педагог отмечает наличие грубых, видимых дефектов в строении артикуляционного аппарата, затем записывает состояние звукопроизношения

Рассмотрим подробнее процедуру обследования звукопроизношения :

1) Обследование звуков речи у детей начинается с тщательной проверки изолированного произношения. Проверяются следующие группы звуков :

Гласные А, О, У, Э, И, Ы;

Свистящие, шипящие, аффрикаты (С, СЬ, З, ЗЬ, Ц, Ш, Ч, Щ) ;

Сонорные звуки (Р, РЬ, Л, ЛЬ, М, МЬ, Н, НЬ) ;

Глухие и звонкие парные (П-Б, Т-Д, К-Г, Ф-В) в твёрдом и мягком звучании (П-БЬ, ТЬ-ДЬ, КЬ-ГЬ, ФЬ-ВЬ) ;

Мягкие звуки в сочетании с разными гласными, т. е. ПИ, ПЯ, ПЕ, ПЮ (также ДЬ, МЬ, ТЬ, СЬ) .

При обследовании необходимо отметить характер произнесения ребёнком изолированных звуков , указав характер нарушения (например, С-Ш (замена) ; Ч-ТЬ и т. д.

Применяются задания, состоящие в многократном повторении одного звука , так как при этом создаются условия, облегчающие артикулярное переключение с одного звука на другой .

Полезным для логопедического анализа является и повторение вразбивку 2-х звуков или слогов , предполагающее чёткое артикуляционное переключение (например, КАП-ПАК) . Сначала предъявляются звуки , резко отличающиеся друг от друга артикуляцией, затем более близкие.

При этом отмечаются случаи, когда детям не удаётся моторное переключение с одного звука на другой и они вместо повторения начального звука второй пары персеверируют предыдущий. Отмечается также и появление «усреднённой» артикуляции (например, Т и Д – передаются одним и тем же полузвонким, Т и ТЬ – полумягким).

2) Затем логопед выясняет, как ребёнок пользуется звуками в речи . При проверке обращается внимание на замены, искажения, смешения, пропуски звуков . С этой целью обследуется произношение слов . Предъявляются наборы картинок, включающие слова из проверяемых звуков . Отбираются слова различной слоговой структуры. Особое внимание уделяется тому, как эти звуки произносятся в предложениях.

3) Проверяется умение произносить звуки в предложениях , состоящих из правильно произносимых звуков и из дефектных .

Выявленные дефекты звуков группируются в соответствии с фонетической классификацией.

Игры и игровые приемы для обследования звукопроизношения у детей :

1. "Волшебный колпачок". На игровом поле находятся "лунки", где нарисованы картинки, в названии которых имеется изучаемый звук . Волшебный колпачок попадает в одну из лунок. Ребенок называет соответствующую картинку.

2. "Вертолина". Круглый циферблат разделен на несколько секторов. В каждом из них нарисована соответствующая картинка, посредине циферблата стрелка. Ребенок, продвигая стрелку, останавливает ее у любой картинки, называя ее.

3. "Веселый рыболов". В коробке сложены картинки, в названии которых есть исследуемый звук . Ребенок с помощью удочки "вылавливает" картинки и называет их.

4. "Кто самый внимательный". На столе лежат конверты, в каждом из них часть разрезной картинки. Ребенок достает отдельные части, ищет недостающие элементы, складывает их и называет картинку.

5. "Волшебная ромашка". На каждом лепестке ромашки нарисованы картинки с изучаемым звуком . Ребенок, "открывая" лепестки, называет соответствующие картинки.

6. "Загадочный сундучок". В красиво оформленном сундучке разложены игрушки, в названии которых есть исследуемый звук . Ребенок на ощупь берет игрушку, угадывает ее и называет.

7. "Украсим нашу елку". На столе устанавливается маленькая искусственная елочка. Ребенок по просьбе логопеда развешивает на ней картинки-игрушки и называет их.

8. Игра "Наоборот". Логопед бросает ребенку мяч, называет прямой слог с заданным звуком , а ребенок, возвращая мяч, называет обратный слог с этим же звуком .

9. "Найди свою пару". На столе разложены картинки с изображением одного или нескольких одинаковых предметов; дети берут любую понравившуюся им картинку, затем по сигналу логопеда разбиваются на пары так, чтобы у одного ребенка были картинки с одним предметом, а у другого - с двумя-тремя. Затем каждый из детей называет свою картинку.

10. "Собери осенний букет". В группе "растет дерево", на которое прикрепляются контуры осенних листьев. На их оборотной стороне нарисованы картинки с обследуемым звуком . Дети гуляют по группе и слушают музыку. Как только музыка прекращается, логопед произносит : "Листья падают, летят, наступает листопад". Дети быстро берут листья и подходят к логопеду. Затем каждый называет картинку, нарисованную на его листочке. Листья ставятся в вазу.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. М. Ф. Фомичева. Воспитание у детей правильного произношения, - М., -1999.

2. Л. Н. Ефименокова. Формирование речи у дошкольников . - М. ,1995.

3. Е. И. Негневицкая, А. М. Шахнарович. Основы теории и практики логопедии. – М., 1998

4. Основы логопедии с практикумом по звукопроизношению : Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб, заведений / М. Ф. Фомичева, Т. В. Волосовец, Е. Н. Кутепова и др. ; Под ред. Т. В. Воло-совец - М.: Издательский центр «Академия» , 2002. - 200 с.

5. Грибова, О. Е. Технологии организации логопедического обследования : методическое пособие / О. Е. Грибова. - М.: Айрис-пресс, 2005. - 96 с.

6. Нищева Н. В. Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи. – СПб., 2005.

Задачи:

1. Какие звуки или группы звуков нарушены. Исследуются все группы звуков.

Согласные: свистящие с-с*, з-з*,ц;

шипящие ш-ж-щ-ч;

сонорные л-л*, р-р*;

заднеязычные к-к*, г-г*, х-х* и звук й;

и другие.

2. Определить тип, характер, вид нарушения конкретного звука (нарушения звукопроизношения могут проявляться в 4 вариантах: -пропуск, -искажение, -замена(субституция), -смешение звуков (взаимозамены).

3. Необходимо выявить, как ребенок произносит звук в различных фонетических условиях: изолированно, в слогах (в прямых, обратных, в стечениях согласных), в словах, где звук в начале, в середине, в конце слова, в словах различной слоговой структуры и семантической сложности.

4. Необходимо выявить уровень нарушенного произношения (по О.В.Правдиной):

1 уровень: нарушено произношение звука во всех фонетических условиях - звук отсутствует (пропуск, искажение, замена).

2 уровень: изолированно и в простых словах звук произносится правильно, а в спонтанной речи неправильно.

3 уровень: все звуки есть, произносятся правильно, а в спонтанной речи имеет место смешение звуков.

Выявление уровней нарушенного произношения позволяет нам выработать более эффективную стратегию коррекции звукопроизношения. Так:

При 1 уровне: мы работаем по всей технологии коррекции звукопроизношения (подготовительный этап - уточнение или развитие фонематического слуха; формирование нужного артикуляционного уклада; отработка опорного (базового) звука; развитие воздушной струи ; развитие ВПФ и моторных функций). Основной : постановка звука одним из способов (изолированное произношение звук), автоматизация, если необходимо – дифференциация, введение звука в речь.

При 2 уровне: нет необходимости ставить звук, вы убедились, что звук изолированно произносится правильно, необходима дальнейшая его автоматизация и т.д.

При 3 уровне: в этом случае вы убедились, что оба звука есть. Страдает их дифференцированное употребление в спонтанной речи. При этом необходимо убедиться в полной его автоматизированности и провести работу по дифференциации этих звуков.

5. Необходимо определить, какое нарушение - простое (до 4-х звуков) или сложное (более 4-х); моно- или полиморфное.

6. Принять решение, какое это нарушение:

-фонетическое (антропофоническое) - страдает только звукопроизношение или

-фонематическое (фонологическое), когда нарушена дифференциация звуков

фонетико – фонематическое - когда в речи и замены и смешения звуков, и искажения. С этой целью обследование звукопроизношения необходимо дополнить обследованием фонематических процессов (см. след. раздел обследования).

Приемы обследования:

a) Самостоятельное называние картинок, действий по картинкам, показ по картинке;

b) Отраженное повторение за логопедом, по подражанию.

Обследование проводится в игровой форме, с учетом ведущей деятельности возраста, с использованием спец. игр и упражнений («Веселый рыболов», «Логопедическое лото», «Волшебный мешочек», «Чудесный сундучок» и др., спец. пособия: О.Б.Иншаковой альбом по звукопроизношению; Володиной.

Процедура обследования проводится от общего к частному:

1. Сначала проводится беседа, ребенка просят рассказать о себе, о семье (учитывая статус семьи), и от этого зависят вопросы. Так можно попросить рассказать знакомое стихотворение, рассказ и т.п. В ходе беседы логопед фиксирует дефекты звукопроизношения и др. ошибки.

2. Ребенка просят повторить вслед за логопедом предложения, насыщенные труднопроизносимыми, смешиваемыми звуками («Бабушка Женя сушила мокрое белье на веревке», «Галин черный щенок резвится около дома» и т.д.). Можно попросить самостоятельно назвать действия по картинке.

· Ребенка просят повторить за логопедом отдельные слоги или отдельный звук. Для более глубокого изучения звука, можно попросить его произнести в положении между гласными «а» - «ара», «аса», так проще увидеть особенности артикуляции.

Требования к подбору лексического материала:

1. При обследовании в словах не должно быть других дефектно произносимых ребенком звуков, при этом обязательно включать слова, со смешиваемыми звуками.

В ходе обследования можно встретиться с таким случаем, когда ребенок правильно произносит изолированные звуки, например, С и Ш , однако в речи их не дифференцирует, заменяет один звук другим ("У ко с ки пусыштый хвост"). (Правда, чаще всего такое недифференцированное произнесение пар или групп звуков сочетается с искаженным произношением фонем.) Таким образом, необходимо обследование дифференциации звуков во фразовой речи.

Для обследования подбирают специальные картинки - предметные и сюжетные. При подборе картинок следует предусмотреть произнесение ребёнком слов и фраз, содержащих сходные по артикуляции или по звучанию фонемы.

Приведем примерный перечень слов и словосочетаний:

К -X: холодильник, кухня, хомяк. Катя на кухне;

Ль-Й: Илья и Юля гуляют по аллее. Лебеди улетают на юг. Юля поливает лилию из лейки;

С-Ш : у Сашеньки шесть стёклышек. Саша идёт по шоссе. Машинист сошёл с подножки. Солнышко на окошке. Саша сушит сушки;

3-Ж: У Зои жёлтый зонт, железная лопата; полезное животное; закружу, заслужил, задрожал; жезл;

С-С"-Ч : Сонечка, сачок, скачок, часть, сумочка, учусь, верчусь, качусь. Закачалась мачта. У Сонечки семечки;

Т"-Ч : учитель, птичка, аптечка, течёт, молчать, кричать; «Течет, течет – не вытечет»;

Ч-Ц : ученица, учительница, качается, получается, цыплёночек, кончается, лечебница;

Ч-Щ: чаща, чище, щёточка, часовщик, учащийся, скучающий, щёчки;

«Щеткой чищу я щенка,

Щекочу ему бока ».

С-Ц : спица, синица, лестница, сцена, сахарница, гусеница; соцветие.

Щ-С: смеющийся, усищи, хвостище, сеющий, моросящий.

Л,Ль-Р,Рь : Лара, рояль, балерина, говорливый, жонглёр, выиграла, мармелад, зеркало, разбила, раскладушка, контролёр.

Некоторые фразы логопед может произносить сам, предлагая ребёнку повторять их отражённо.

2. При обследовании твердых звуков не берем их мягкую пару;

3. Включать слова, трудные по звукослоговой структуре;

4. Слова низкочастотные, трудные по семантике, выходящие за пределы бытовой лексики;

5. При обследовании звука в предложении лексический материал должен быть насыщен изучаемым звуком (Рома рубит дрова острым топором, Соня стоит на высоком мосту).

Все приемы обследования чередуем.

Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык,- это клад, это достояние, переданное нам нашими предшественниками! Обращайтесь почтительно с этим могущественным орудием.

И. Тургенев

Автоматизируем звук Л.

Распечатай и играй!

Игра

«Подскажи словечко»

Цели: развивать слуховое внимание, чувство рифмы.

Ход игры. Читаем стихотворение, дети внимательно слушают идоговаривают последнее слово.

Раз в глубоком тёмном иле

Рыбку рыбаки ловили,

А к нимв сети угодил

Злой зелёный...(крокодил).

Панцирь крепкий, как гранит,

Отврагов он защитит,

И под ним незнает страха

Медлительная... (черепаха).

Слышите могучий топот?

Видите длиннющий хобот?

Этоне волшебный сон!

Этоафриканский... (слон).

Игра «Чья, чей, чьи?»

Цели: формировать грамматическийстрой речи (образование притяжательных прилагательных от

существительных).

Ход игры . Предложите детям рассмотреть картинкис изображением животных севера и жарких стран и просит

назвать признаки животных.

Например:

У медведя уши (чьи? какие?) медвежьи, хвост (чей? какой?)медвежий.

У тюленя голова (чья? какая?) ... Упесца лапы (чьи? какие?) ... У моржабивни (чьи? какие?) ... У оленя рога

(чьи? какие?) ... У пингвина клюв(чей? какой?) ...

«Мерсибо»

Это целый сайт, посвящённый развивающим играм для детей от 2 до 10 лет. Каждая игра продумана до мелочей и позволит в непосредственной форме развить все психические процессы ребёнка, речь, навыки чтения, моторику, творческие способности.

У сайта удобная навигация и действует гибкая система скидок на подписку, а так же все игры можно приобрести на дисках и пользоваться в любое удобное время, даже в условиях отсутствия интернета.

Игры детям

Мерсибо специалистам