Самый сильный взрыв в мире. Самые мощные взрывы в истории человечества

Изобретение человеком пороха навсегда изменило характер ведения боевых действий. Уже в средневековье порох широко использовался не только в артиллерии, но и для подрыва крепостных стен, под которые делались подкопы. При этом оборонявшиеся не сидели сложа руки, они также могли взрывать эти подкопы или рыли контргалереи. Иногда под землей разворачивались настоящие сражения. Эти подземные сражения стали гораздо позднее элементом Первой мировой войны, когда противоборствующие страны увязли в позиционной войне и окопном сидении и вернулись к тактике рытья подкопов и закладки под укрепления противника подземных мин чудовищной мощности.

При этом на период Первой мировой войны приходятся два взрыва огромной силы, один из которых был произведен во время Мессинской битвы в июне 1917 года, а второй произошел уже в декабре 1917 года вдали от линии фронта в канадском Галифаксе, практически полностью разрушив этот город. Взрыв в Галифаксе относится к числу сильнейших рукотворных неатомных взрывов, которые были устроены человечеством, и долгое время считался мощнейшим взрывом неядерной эпохи.


Мессинская битва

Мессинская битва, или Мессинская операция, продолжалась с 7 по 14 июня 1917 года и закончилась успешно для английской армии, которой удалось потеснить немецкие войска, улучшив свои позиции. Сражение произошло во Фландрии недалеко от деревни под названием Месен, в ходе него английские войска старались срезать 15-километровый выступ германских войск. Англичане, которые поняли, что обычными атаками оборону немцев им не прорвать, начали подготовку к операции еще в 1915 году, за 15 месяцев до ее начала. За этот временной отрезок они успели проложить более 20 гигантских тоннелей под вторым уровнем грунтовых вод в пласте голубой глины. Данным инженерным работам предшествовала серьезная геодезическая работа и изучение почвы на этом участке фронта.

Все прорытые тоннели англичане минировали, а вынутый грунт тщательно маскировали, чтобы немцы не могли его заметить, особенно при воздушной разведке. Начинались английские подземные галереи примерно в 400 метрах позади их линий обороны. Так как немецкие позиции на этом участке фронта шли по высотам, то тоннели проходили под обороной германских войск на глубине, доходившей до 25-36 метров, а в ряде мест и до 50 метров. Общая протяженность этих подземных коммуникаций составляла более 7300 метров, при этом в конце тоннелей англичане заложили порядка 600 тонн взрывчатки, они использовали аммонит. Все-таки немцам удалось разгадать замысел британских стратегов, однако они ошибочно считали, что тоннели расположены на глубине до 18 метров, поэтому им удалось уничтожить только две минных галереи, еще 22 остались нетронутыми.

Наступлению британских войск на этом участке фронта предшествовала мощная артиллерийская подготовка, которая началась еще 28 мая. А 7 июня с интервалом примерно 30 секунд был осуществлен подрыв 19 минных галерей. В результате этих подрывов первая и вторая линия окопов германцев были разрушены, а на месте укреплений возникли воронки гигантских размеров. Самой большой из воронок считается «кратер одинокого дерева», диаметр которого составлял до 80 метров, а глубина доходила до 27 метров. В результате этих подземных взрывов погибло около 10 тысяч немецких солдат, еще 7200 солдат и 145 офицеров германской армии были взяты в плен, будучи деморализованными и неспособными оказать серьезного сопротивления. Кратеры от тех страшных взрывов сохранились по сей день, многие из них стали искусственными водоемами.

Трагедия в канадском Галифаксе

Фактически взрыв возле населенного пункта Месин был не единичным, это была череда взрывов, приведших к краху передней линии обороны немецких войск. И если в этом случае такие взрывы можно было оправдать военной необходимостью, то в декабре того же года крупнейший взрыв доядерной эпохи потряс мирный портовый город Галифакс. Взорвавшееся у берега транспортное судно «Монблан» было под завязку наполнено взрывчаткой. На его борту находилось около 2300 тонн сухой и жидкой пикриновой кислоты, 200 тонн тротила, 10 тонн пироксилина и 35 тонн бензола в бочках.

Построенный в 1899 году вспомогательный транспорт «Монблан» мог перевозить до 3121 тонны грузов. Судно было построено в Англии, но принадлежало французской судоходной фирме. Взрывчатка была загружена на борт судна 25 ноября 1917 года в порту Нью-Йорка, пунктом назначения корабля была Франция - порт Бордо. Промежуточным пунктом на маршруте транспорта оказался канадский Галифакс, где шло формирование конвоев, отправляемых через Атлантику.

«Монблан» появился на внешнем рейде Галифакса вечером 5 декабря 1917 года. На следующее утро примерно в 7 часов утра судно начало заходить в порт. В это же время из порта выходил пароход «Имо», принадлежащий Норвегии. Когда корабли сблизились, оба капитана начали совершать рискованные маневры, что в итоге привело к тому, что «Имо» протаранил «Монблан» в правый борт. В результате удара несколько бочек, в которых находился бензол, разбились, а их содержимое растеклось по транспорту. Капитан парохода «Имо» дал задний ход и сумел высвободить своей корабль и благополучной уйти. При этом при расцепке двух судов в результате трения металла о металл возник сноп искр, который воспламенил растекшийся по «Монблану» бензол.

Зная о характере груза на корабле, капитан «Монблана» Ле Медек отдал приказ экипажу покинуть судно. Долго уговаривать матросов не пришлось, все члены экипажа благополучно добрались до берега, предоставив смертоносный груз самому себе. В результате горящий транспорт начал дрейфовать в сторону берега, навалившись в итоге на деревянный пирс в Ричмонде, одном из районов Галифакса. О характере груза на борту «Монблана» в этом канадском городе знало считанное количество человек. По этой причине практически все население небольшого городка прильнуло к окнам в надежде лучше рассмотреть редкое зрелище, которое представлял собой горящий корабль. По обе стороны пролива, вокруг которого и раскинулся город, начали собираться зеваки.

Чудовищной силы взрыв в 9 часов 6 минут утра поставил точку в этом «представлении». О силе взрыва свидетельствует тот факт, что 100-килограммовый кусок шпангоута судна позднее был найден в лесу на удалении в 19 километров от эпицентра взрыва, а стоящие в гавани крейсер «Найоб» водоизмещением 11 тысяч тонн и пароход «Курака» выбросило на берег как щепки. В городе Труро, который был расположен в 30 милях от Галифакса, ударной волной выбило стекла. В округе в радиусе 60 миль во всех церквях от взрывной волны самопроизвольно зазвонили колокола.

Согласно данным официальной статистики, в результате взрыва в Галифаксе погибло 1963 человека, без вести пропало порядка 2000 человек. Многие из раненых замерзли в обломках, так как на следующий день температура резко упала, и начался сильный буран. Кто-то просто сгорел заживо, так как по всему городу начались пожары, которые полыхали на протяжении нескольких дней. В трех школах города из 500 учеников в живых остались всего 11. Около 9 тысяч человек были ранены, в том числе 500 лишились зрения, пострадав от разлетевшихся осколков оконных стекол. При этом северная часть города, район Ричмонд, почти полностью была стерта с лица земли в результате этого взрыва. Всего в Галифаксе было полностью разрушено 1600 зданий, еще 12 тысяч были сильно повреждены, крова лишились не менее 25 тысяч человек.

Взрыв на острове Гельголанд

Вторая мировая война подарила миру череду новых мощных взрывов неядерного характера. Большая их часть относилась к гибели линкоров и авианосцев воюющих сторон. Точку в череде этих морских трагедий поставил взрыв японского линкора «Ямато» 7 апреля 1945 года, когда произошла детонация погреба главного калибра, взрыв был эквивалентен 500 тоннам тротила. Не обошлось и без трагедий, подобных той, что произошла в Галифаксе. 17 июля 1944 года в США в портовом городе Порт-Чикаго произошел взрыв при погрузке боеприпасов на борт транспорта. Грибообразное облако поднялось на высоту около трех километров, мощность взрыва составила около 2 кт в тротиловом эквиваленте, что было сопоставимо с портовым взрывом в Галифаксе 6 декабря 1917 года, мощность которого оценивалась в 3 кт.

Однако даже эти взрывы меркли перед тем, который был сотворен руками человека на немецком острове Гельголанд в Северном море. Этот взрыв стал настоящим эхом войны, он навсегда изменил облик острова, но зато не унес ни одной человеческой жизни, так как был запланированным. После поражения Германии во Второй мировой войне, все население острова была эвакуировано, а англичане решили разрушить все оставшиеся здесь укрепления базы подводных лодок Третьего рейха, а также провести сейсмические исследования.

Попутно они решили проблему с утилизацией большого количества боеприпасов, которые остались у них после завершения войны. Взрыв был произведен 18 апреля 1947 года. К этому моменту на остров было свезено 4 тысячи торпедных боеголовок, 9 тысяч глубоководных бомб и 91 тысяча гранат разных калибров, в общей сложности 6700 тонн различной взрывчатки. Подрыв этих боеприпасов, которые готовили несколько недель, сформировал грибовидное облако, поднявшееся в небо на высоту 1800 метров. Взрыв был такой мощности, что его удалось зарегистрировать даже на Сицилии. Взрыв на острове Гельголанд был зарегистрирован в Книге рекордов Гиннеса, как самый мощный неядерный взрыв в . Детонация при взрыве высвободила энергию, которая была сопоставима с 1/3 мощности атомной бомбы, которую американцы сбросили на Хиросиму.

Британцы планировали, что в результате взрыва остров будет полностью разрушен, однако он устоял. А вот его форма была изменена навсегда. Вся южная часть острова Гельголанд превратилась в кратер огромных размеров, который и сегодня является привлекательным местом для туристов. После взрыва британцы на протяжении еще нескольких лет использовали остров в качестве полигона для проведения учебных бомбометаний, вернув его Германии в 1950-е годы. Практичные немцы смогли за несколько лет заново отстроить остров, открыв для него новый этап культурно-туристической жизни.

Испытания «Sailor Hat»

К крупнейшим в истории неядерным взрывам относят и серию испытаний в рамках операции ВМС США под кодовым названием «Sailor Hat» (буквально матросская шляпа). Это серия испытаний, которые были проведены в 1965 году на острове Кахоолаве (Гавайи). Целью испытаний было определить воздействие ударной волны взрывов большой мощности на боевые корабли и установленное на них оборудование. В рамках операции также проводились исследования в области подводной акустики, сейсмологии, метеорологии, распространения радиоволн.

Каждое из испытаний предусматривало взрыв больших (500 тонн) зарядов взрывчатых веществ. При этом взрывчатка укладывалась достаточно интересно - полусферическим штабелем, который состоял из 3 миллионов 150-граммовых тротиловых шашек. Взрывы производились в непосредственной близости от стоящих поблизости кораблей. При этом с каждым новым испытанием они приближались все ближе к месту взрыва. Всего было проведено три взрыва: 6 февраля 1965 года «Браво», 16 апреля 1965 года «Чарли» и 19 июня 1965 года «Дельта». Данные взрывы хорошо характеризуются фразой - деньги на ветер. В ценах 1965 года 500 тонн взрывчатки стоили 1 миллион американских долларов.

Влияние проводимых взрывов на внутреннее оборудование кораблей записывалось на специальные высокоскоростные камеры. Проведенные испытания показали, что силы взрывов было достаточно, для того чтобы разрушить стальные крепления и сбросить со своих постаментов довольно тяжелое радиолокационное оборудование. Но, несмотря на всю серьезность повреждений, боевые корабли оставались на плаву. Помимо этого, взрывной волной во время испытаний было уничтожено два наблюдательных дирижабля.

По материалам из открытых источников

Взрывы можно разделить на те, которые являются неатомными, но рукотворными, и на атомные взрывы. Среди атомных крупнейший – взрыв «Царь-бомбы». Существует так называемая теория большого взрыва.

Самые большие ядерные взрывы

Во времена «Холодной войны» словосочетания «ядерная бомба» и «ядерный взрыв» звучали очень часто. Примерно в эти годы были произведены многие мощные ядерные взрывы.

«The Big One» - так называется одна из самых мощных водородных бомб Америки. Сила взрыва превысила предполагаемую учеными мощность более чем в три раза. Из-за этого и военные, и местные жители получили значительные увечья, были даже погибшие. Испытание вызвало радиоактивное заражение значительной территории США. Этот взрыв произвели в 1954-ом году.

Предполагалось, что мощность будет равна четырем-шести мегатоннам, но она оказалась равной пятнадцати мегатоннам. Диаметр кратера от взрыва был два километра в диаметре при глубине семьдесят пять метров. Уже через минуту после взрыва образовавшееся грибовидное облако оказалось на высоте пятнадцати километров. До максимального размера гриб вырос через восемь минут – это двадцать километров в диаметре.

В штате Невада в Америке был произведен в 1962-ом году подземный взрыв на территории пустыни. Заряд был заложен на глубину четыреста пятьдесят метров. Мощность оказалась такой, что визуально на съемке взрыва видно, как по пустыне пошла рябь.

Были произведены испытания ядерного оружия и на барже. Название одного из них – «Castle Romeo». И вновь мощность превысила расчетную почти в три раза и оказалась равной одиннадцати мегатоннам. Это испытание было первым, однако дальнейшие этапы не последовали, так как весь комплекс испытаний попросту бы разрушил все острова, на которых они проводились.


В 1952-ом году на острове Elugelab провели испытания «Mike». Взорванное устройство было названо «колбасой» и оказалось мощнее всех сброшенных бомб за годы Второй Мировой Войны. Это первая бомба мегатонного класса. Гриб поднялся на высоту сорок один километр при диаметре девяносто шесть километров.


Нельзя не вспомнить о бомбардировках Нагасаки и Хиросимы. Известно, что на Нагасаки была сброшена бомба с названием «Толстяк», результатом чего стала смерть от шестидесяти до восьмидесяти тысяч человек и сильнейшие разрушения. В Хиросиме взорвалась атомная бомба «Малыш», из-за чего погибли примерно сто шестьдесят шесть тысяч человек. Обе эти бомбардировки стали первым использованием столь мощного оружия в качестве боевого.

Взрыв «Царь-бомбы»

В конце октября 1961-го года произошел взрыв мощнейшей в истории бомбы. Страна его осуществившая – СССР. Ей было дано звучное имя – «Царь-бомба». Второе ее название – «Кузькина мать». Пятидесяти восьми мегатонная водородная бомба взорвалась на острове Новая Земля. По словам Никиты Хрущева, изначально планировалось создание ста мегатонной бомбы, но для пробы решили уменьшить заряд. Как он пошутил, чтобы стекла домов в Москве не разбились.


В результате столь мощного взрыва, все живое в радиусе шестидесяти двух километров оказалось поражено. Мощность такова, что подобный взрыв запросто уничтожит город с миллионным населением.

Рукотворные неатомные взрывы

Кроме атомных взрывов в истории человечества было произведено немало неатомных взрывов. Их количество огромно. Так, в Первую мировую войну один из таких взрывов произошел во время Мессинской битвы в 1917-ом году. Британская армия взорвала туннели, заложив девятнадцать крупных мин, деморализовав, таким образом, противника. В результате погибли около десяти тысяч немцев. В 1913-ом году взорвался уэльский грузовой корабль, который вез динамит, необходимый для строительства Панамского канала. Масса динамита составляла триста сорок три тонны.


Другой неатомный взрыв – это взрыв химического завода в городе Оппау осенью 1921-го года, приведший к значительным разрушениям и массовым жертвам. Просто огромное количество взрывов произвели за Вторую мировую Войну. Взрывались линкоры, крейсеры, авианосцы, пароходы, артиллерийские погреба.

Уже в мирное время взрывы продолжались по всему миру. Взрывались вагоны со взрывчаткой, производились взрывы в качестве моделирования атомного взрыва, происходили катастрофы на космодромах, взрывы на военных базах и др.


В двадцать первом веке тоже известно о нескольких сильных неатомных взрывах. Так, в 2009-ом году во время создания в Киргизии плотины Камбаратинской ГЭС-2 был произведен мощнейший промышленный взрыв. Осенью 2001-го года в Тулузе взрыв произошел на заводе AZF, приведший к техногенной катастрофе. Список можно было бы продолжить.

Большой взрыв во Вселенной

О большом взрыве, результатом которого стало образование Вселенной, слышали многие. Однако достоверно это не подтверждено. Тем не менее, астрономические наблюдения подтверждают данную версию. Большой взрыв во вселенной произошел примерно 13 млрд лет назад

По каким причинам произошел взрыв – не выяснено. Этот объект, наделенный непонятными для нас свойствами, начал расширяться с огромной скоростью. Так родилась наша Вселенная. При расширении плотность снижалась, падала температура, менялись физические свойства.

Предполагается, что именно в результате большого взрыва появились малые и большие планеты. .
Подпишитесь на наш канал в Яндекс.Дзен

Что такое теракт? Иначе говоря, это совершение взрыва, расстрела, поджога или других подобных действий, устрашающих население и обязательно создающих опасность гибели человека.

В этой статье будет рассказано об ужасных мировых трагедиях, явившихся следствием действий бандитских формирований и приведших к многочисленным потерям среди населения. В статье представлен список самых крупных терактов в мире.

Ответственность за подобные катастрофы, как правило, берут на себя группировки, прикрывающиеся Исламом.

Топ 10 самых громких XXI века

Здесь представлен список самых крупных трагедий мира по количеству жертв.

1. Сентябрьский теракт в 2004 году в г. Беслан Северной Осетии. В результате 335 человек погибли (в т. ч. 186 детей), 2000 получили ранения.

2. Март 2004 года — самый крупный в Европе теракт со времен 2-й мировой войны, совершенный в 4-х мадридских электричках (Испания). Всего погибло 192 человека, 2000 ранены.

4. Один из самых кровавых терактов в Пакистане произошел в октябре 2007 года. Итог — 140 человек погибших и 500 раненых.

5. В октябре 2002 года на Дубровке в Москве во время представления мюзикла под названием "Норд-Ост" группой вооруженных боевиков убито 130 человек. Заложниками стали более 900 человек.

6. Самый крупный в мире теракт произошел в Соединенных Штатах Америки в 2001 году 11 сентября. От действий боевиков (были захвачены 4 пассажирских самолета) жертвами стали 2973 человека.

7. В сентябре 1999 г. совершен взрыв на ул. Гурьянова в 9-этажном доме в г. Москве. В результате погибли 92 человека, 264 оказались ранеными.

Очередной взрыв через 3 дня также в жилом доме унес 124 жизни и ранил 9 человек.

8. В результате нападения боевиков в июне 1995 года на г. Буденовск 129 человек погибли, 415 — ранены. В больницы попали более 1600 заложников.

9. Взрыв самолета ("Боинг-747", рейс из г. Лондона в г. Нью-Йорк) над Шотландией в декабре 1988 г. убил 270 пассажиров вместе с членами экипажа.

10. Авиакатастрофа российского пассажирского самолета над Синайским полуостровом в 2015 году унесла жизни 224 человек.

Ниже приведено более подробное описание некоторых самых трагичных по своим последствиям терактов.

Башни-близнецы

Самые крупные теракты за рубежом рассмотрим на примере 2-х событий, принесших огромное количество жертв, особенно среди американских граждан.

День 11 сентября для всех жителей этой страны и людей всего мира стал траурным. Террористы в количестве 11 человек (международная тер. организация "Аль-Каида"), разделенная на 4 группы, захватила четыре пассажирских авиалайнера в США и 2 из них направила на Нью-Йоркские башни-близнецы крупного торгового центра.

Обе башни были обрушены вместе с прилегающими строениями. 3-й самолет был направлен в сторону здания Пентагона (невдалеке от Вашингтона). Команда 4-го самолета вместе с пассажирами рейса попытались спастись, перехватив у террористов управление лайнером. Однако произошл его крушение в штате Пенсильвания (г. Шенксвил).

Самый крупный теракт в истории в общей сложности унес 2973 человеческие жизни (в т. ч. 60 полицейских и 343 пожарных). Точной цифры нанесенного ущерба неизвестно (около 500 млрд долларов).

"Боинг- 747"

В результате катастрофы "Боинга-747" над Шотландией 1988 г. погибли 259 пассажиров вместе с членами экипажа и 11 жителей городка.

Это был американский самолет авиакомпании PanAmerican, производящий рейс по маршруту Лондон — Нью-Йорк. Эта страшная катастрофа оказалась трагичной и для некоторых жителей г. Локерби, в связи с разрушениями лайнера на земле. Среди погибших в основном были граждане Великобритании и США.

Обвинение было выдвинуто против 2-х ливийцев, хотя само государство не признало официально себя виновным. Однако компенсации семьям жертв данной трагедии (г. Локерби) оно выплатило.

В связи с произошедшими событиями, в 1992 году Советом Безопасности ООН против режима М. Каддафи были введены международные санкции, которые в были сняты.

За все это время выдвигалось множество предположений о причастности высших представителей руководства Ливии к организации той катастрофы, однако ни одно из них (кроме вины бывшего сотрудника спецслужбы Абдельбасета аль-Меграхи) судом не было доказано.

Эти два случая представляют самые крупные теракты в мире.

Трагедия в Беслане

Россия перенесла огромное количество терактов, результатами которых стало множество потерь среди ни в чем не повинных мирных жителей, в том числе и детей.

Ужасная трагедия в Беслане (Сев. Осетия) — самый крупный в мире теракт, унесший жизни огромного количества детей.

Отряд террористов (30 человек) под руководством Р. Хачбарова 1 сентября совершил захват здания школы №1, где он удерживал в заложниках 1128 человек (причем, в основном детей). На следующий день (2 сент.) экс-президенту Республики Ингушетии Руслану Аушеву, которого бандиты впустили в здание школы, удалось уговорить захватчиков освободить и выпустить вместе с ним около 25 женщин с маленькими детьми.

Все произошло стихийно. Когда в середине дня на площадку у школы въехал автомобиль с целью забрать трупы убитых бандитами людей, в самом здании вдруг раздалось несколько взрывов, после которых со всех сторон началась стрельба. Из образовавшегося проема в стене и из окон стали выпрыгивать женщины и дети. На тот момент все находившиеся в школе мужчины уже были убиты террористами.

Оставшиеся в живых дети и женщины были освобождены.

"Норд-Ост"

Многие крупнейшие теракты в мире происходили с захватом огромного числа заложников. Так случилось и в Москве 23 октября 2002 г. (21 ч. 15 мин.).

В Театральный центр, расположенный на Дубровке (ул. Мельникова), ворвались боевики во главе с М. Бараевым во время представления "Норд-Ост". В здании в это время находилось всего 916 человек (в т. ч. примерно 100 детей).

Помещение боевиками было полностью заминировано. Попытки установить связь с ними увенчались успехом, и через определенное время в захваченное здание смогли пройти депутат Госдумы И. Кобзон, журналист М. Франкетти и 2 врача из Красного Креста. Благодаря их действиям из здания были выведены 1 женщина и трое детей.

24 октября вечером телеканал "Аль-Джазира" продемонстрировал Бараева. Это видео было записано до захвата театрального центра. В нем террористы представили себя смертниками, и их требованием было — вывести из Чечни российские войска.

26 октября спецназовцами был произведен штурм с применением нервнопаралитического газа, после чего здание ими было захвачено, а террористы вместе с главой были полностью уничтожены (50 человек). Среди них были и женщины (18). Трое бандитов задержаны.

Всего погибло 130 человек.

Статистика по жертвам терактов последних 10 лет

За последние 10 лет во всем мире произошло более 6 тыс. терактов. Жертвами их стали более 25 тыс. человек.

В настоящее время, по различным оценкам экспертов, насчитывается примерно 500 экстремистских групп и террористических организаций. Беспокоит тот факт, что в последнее время все чаще и чаще целью этих бандитских формирований являются места массового скопления граждан (вспомним самый крупный в мире теракт).

Также все чаще имеет место так называемый "технологический терроризм", где применяются новейшие разработки и технологии. Кроме всего, в последнее время наблюдается рост экстремизма среди молодежи. Объектами нападения все чаще становятся и иностранные граждане, отличающиеся по своему этническому признаку.

Теракт 2015 года

Самый крупный в мире теракт в воздухе произошел недавно — в 2015 году в небе над Египтом.

Страшная катастрофа с самолетом Airbus-A321 (российская авиакомпания «Когалымавиа») была шоком для всего общества.

В процессе полета на борту лайнера сработало взрывное самодельное устройство, составляющее мощность до 1 кг. в тротил. эквиваленте. Это произошло 31 октября. Всего погибло 224 человека. После этой трагедии Росавиация приостановила с 6 ноября регулярные, транзитные и чартерные пассажирские рейсы в Египет.

Ответственность за содеянное взяла на себя группировка синайского вилайята (провинции) запрещенного «Исламского государства» (ИГ) в России.

Произошедшая полуостровом — одна из самых кровавых в мире.

Заключение

В 21 веке терроризм стал довольно активным и более изощренным. Многочисленные новости о трагедиях заполоняют прессу и телевизионные каналы. Практически ежемесячно (а то и чаще) на всей планете совершаются ужасные нападения, уносящие жизни мирных людей. Подобное действие своего рода — болезнь земли. Попытки некоторых властей защитить население от подобных катастроф пока безуспешны.

Изобретение человеком пороха навсегда изменило характер ведения боевых действий. Уже в средневековье порох широко использовался не только в артиллерии, но и для подрыва крепостных стен, под которые делались подкопы. При этом оборонявшиеся не сидели сложа руки, они также могли взрывать эти подкопы или рыли контргалереи. Иногда под землей разворачивались настоящие сражения. Эти подземные сражения стали гораздо позднее элементом Первой мировой войны, когда противоборствующие страны увязли в позиционной войне и окопном сидении и вернулись к тактике рытья подкопов и закладки под укрепления противника подземных мин чудовищной мощности.

При этом на период Первой мировой войны приходятся два взрыва огромной силы, один из которых был произведен во время Мессинской битвы в июне 1917 года, а второй произошел уже в декабре 1917 года вдали от линии фронта в канадском Галифаксе, практически полностью разрушив этот город. Взрыв в Галифаксе относится к числу сильнейших рукотворных неатомных взрывов, которые были устроены человечеством, и долгое время считался мощнейшим взрывом неядерной эпохи.


Мессинская битва

Мессинская битва, или Мессинская операция, продолжалась с 7 по 14 июня 1917 года и закончилась успешно для английской армии, которой удалось потеснить немецкие войска, улучшив свои позиции. Сражение произошло во Фландрии недалеко от деревни под названием Месен, в ходе него английские войска старались срезать 15-километровый выступ германских войск. Англичане, которые поняли, что обычными атаками оборону немцев им не прорвать, начали подготовку к операции еще в 1915 году, за 15 месяцев до ее начала. За этот временной отрезок они успели проложить более 20 гигантских тоннелей под вторым уровнем грунтовых вод в пласте голубой глины. Данным инженерным работам предшествовала серьезная геодезическая работа и изучение почвы на этом участке фронта.

Все прорытые тоннели англичане минировали, а вынутый грунт тщательно маскировали, чтобы немцы не могли его заметить, особенно при воздушной разведке. Начинались английские подземные галереи примерно в 400 метрах позади их линий обороны. Так как немецкие позиции на этом участке фронта шли по высотам, то тоннели проходили под обороной германских войск на глубине, доходившей до 25-36 метров, а в ряде мест и до 50 метров. Общая протяженность этих подземных коммуникаций составляла более 7300 метров, при этом в конце тоннелей англичане заложили порядка 600 тонн взрывчатки, они использовали аммонит. Все-таки немцам удалось разгадать замысел британских стратегов, однако они ошибочно считали, что тоннели расположены на глубине до 18 метров, поэтому им удалось уничтожить только две минных галереи, еще 22 остались нетронутыми.

Наступлению британских войск на этом участке фронта предшествовала мощная артиллерийская подготовка, которая началась еще 28 мая. А 7 июня с интервалом примерно 30 секунд был осуществлен подрыв 19 минных галерей. В результате этих подрывов первая и вторая линия окопов германцев были разрушены, а на месте укреплений возникли воронки гигантских размеров. Самой большой из воронок считается «кратер одинокого дерева», диаметр которого составлял до 80 метров, а глубина доходила до 27 метров. В результате этих подземных взрывов погибло около 10 тысяч немецких солдат, еще 7200 солдат и 145 офицеров германской армии были взяты в плен, будучи деморализованными и неспособными оказать серьезного сопротивления. Кратеры от тех страшных взрывов сохранились по сей день, многие из них стали искусственными водоемами.

Трагедия в канадском Галифаксе

Фактически взрыв возле населенного пункта Месин был не единичным, это была череда взрывов, приведших к краху передней линии обороны немецких войск. И если в этом случае такие взрывы можно было оправдать военной необходимостью, то в декабре того же года крупнейший взрыв доядерной эпохи потряс мирный портовый город Галифакс. Взорвавшееся у берега транспортное судно «Монблан» было под завязку наполнено взрывчаткой. На его борту находилось около 2300 тонн сухой и жидкой пикриновой кислоты, 200 тонн тротила, 10 тонн пироксилина и 35 тонн бензола в бочках.

Построенный в 1899 году вспомогательный транспорт «Монблан» мог перевозить до 3121 тонны грузов. Судно было построено в Англии, но принадлежало французской судоходной фирме. Взрывчатка была загружена на борт судна 25 ноября 1917 года в порту Нью-Йорка, пунктом назначения корабля была Франция - порт Бордо. Промежуточным пунктом на маршруте транспорта оказался канадский Галифакс, где шло формирование конвоев, отправляемых через Атлантику.

«Монблан» появился на внешнем рейде Галифакса вечером 5 декабря 1917 года. На следующее утро примерно в 7 часов утра судно начало заходить в порт. В это же время из порта выходил пароход «Имо», принадлежащий Норвегии. Когда корабли сблизились, оба капитана начали совершать рискованные маневры, что в итоге привело к тому, что «Имо» протаранил «Монблан» в правый борт. В результате удара несколько бочек, в которых находился бензол, разбились, а их содержимое растеклось по транспорту. Капитан парохода «Имо» дал задний ход и сумел высвободить своей корабль и благополучной уйти. При этом при расцепке двух судов в результате трения металла о металл возник сноп искр, который воспламенил растекшийся по «Монблану» бензол.

Зная о характере груза на корабле, капитан «Монблана» Ле Медек отдал приказ экипажу покинуть судно. Долго уговаривать матросов не пришлось, все члены экипажа благополучно добрались до берега, предоставив смертоносный груз самому себе. В результате горящий транспорт начал дрейфовать в сторону берега, навалившись в итоге на деревянный пирс в Ричмонде, одном из районов Галифакса. О характере груза на борту «Монблана» в этом канадском городе знало считанное количество человек. По этой причине практически все население небольшого городка прильнуло к окнам в надежде лучше рассмотреть редкое зрелище, которое представлял собой горящий корабль. По обе стороны пролива, вокруг которого и раскинулся город, начали собираться зеваки.

Чудовищной силы взрыв в 9 часов 6 минут утра поставил точку в этом «представлении». О силе взрыва свидетельствует тот факт, что 100-килограммовый кусок шпангоута судна позднее был найден в лесу на удалении в 19 километров от эпицентра взрыва, а стоящие в гавани крейсер «Найоб» водоизмещением 11 тысяч тонн и пароход «Курака» выбросило на берег как щепки. В городе Труро, который был расположен в 30 милях от Галифакса, ударной волной выбило стекла. В округе в радиусе 60 миль во всех церквях от взрывной волны самопроизвольно зазвонили колокола.

Согласно данным официальной статистики, в результате взрыва в Галифаксе погибло 1963 человека, без вести пропало порядка 2000 человек. Многие из раненых замерзли в обломках, так как на следующий день температура резко упала, и начался сильный буран. Кто-то просто сгорел заживо, так как по всему городу начались пожары, которые полыхали на протяжении нескольких дней. В трех школах города из 500 учеников в живых остались всего 11. Около 9 тысяч человек были ранены, в том числе 500 лишились зрения, пострадав от разлетевшихся осколков оконных стекол. При этом северная часть города, район Ричмонд, почти полностью была стерта с лица земли в результате этого взрыва. Всего в Галифаксе было полностью разрушено 1600 зданий, еще 12 тысяч были сильно повреждены, крова лишились не менее 25 тысяч человек.

Взрыв на острове Гельголанд

Вторая мировая война подарила миру череду новых мощных взрывов неядерного характера. Большая их часть относилась к гибели линкоров и авианосцев воюющих сторон. Точку в череде этих морских трагедий поставил взрыв японского линкора «Ямато» 7 апреля 1945 года, когда произошла детонация погреба главного калибра, взрыв был эквивалентен 500 тоннам тротила. Не обошлось и без трагедий, подобных той, что произошла в Галифаксе. 17 июля 1944 года в США в портовом городе Порт-Чикаго произошел взрыв при погрузке боеприпасов на борт транспорта. Грибообразное облако поднялось на высоту около трех километров, мощность взрыва составила около 2 кт в тротиловом эквиваленте, что было сопоставимо с портовым взрывом в Галифаксе 6 декабря 1917 года, мощность которого оценивалась в 3 кт.

Однако даже эти взрывы меркли перед тем, который был сотворен руками человека на немецком острове Гельголанд в Северном море. Этот взрыв стал настоящим эхом войны, он навсегда изменил облик острова, но зато не унес ни одной человеческой жизни, так как был запланированным. После поражения Германии во Второй мировой войне, все население острова была эвакуировано, а англичане решили разрушить все оставшиеся здесь укрепления базы подводных лодок Третьего рейха, а также провести сейсмические исследования.

Попутно они решили проблему с утилизацией большого количества боеприпасов, которые остались у них после завершения войны. Взрыв был произведен 18 апреля 1947 года. К этому моменту на остров было свезено 4 тысячи торпедных боеголовок, 9 тысяч глубоководных бомб и 91 тысяча гранат разных калибров, в общей сложности 6700 тонн различной взрывчатки. Подрыв этих боеприпасов, которые готовили несколько недель, сформировал грибовидное облако, поднявшееся в небо на высоту 1800 метров. Взрыв был такой мощности, что его удалось зарегистрировать даже на Сицилии. Взрыв на острове Гельголанд был зарегистрирован в Книге рекордов Гиннеса, как самый мощный неядерный взрыв в . Детонация при взрыве высвободила энергию, которая была сопоставима с 1/3 мощности атомной бомбы, которую американцы сбросили на Хиросиму.

Британцы планировали, что в результате взрыва остров будет полностью разрушен, однако он устоял. А вот его форма была изменена навсегда. Вся южная часть острова Гельголанд превратилась в кратер огромных размеров, который и сегодня является привлекательным местом для туристов. После взрыва британцы на протяжении еще нескольких лет использовали остров в качестве полигона для проведения учебных бомбометаний, вернув его Германии в 1950-е годы. Практичные немцы смогли за несколько лет заново отстроить остров, открыв для него новый этап культурно-туристической жизни.

Испытания «Sailor Hat»

К крупнейшим в истории неядерным взрывам относят и серию испытаний в рамках операции ВМС США под кодовым названием «Sailor Hat» (буквально матросская шляпа). Это серия испытаний, которые были проведены в 1965 году на острове Кахоолаве (Гавайи). Целью испытаний было определить воздействие ударной волны взрывов большой мощности на боевые корабли и установленное на них оборудование. В рамках операции также проводились исследования в области подводной акустики, сейсмологии, метеорологии, распространения радиоволн.

Каждое из испытаний предусматривало взрыв больших (500 тонн) зарядов взрывчатых веществ. При этом взрывчатка укладывалась достаточно интересно - полусферическим штабелем, который состоял из 3 миллионов 150-граммовых тротиловых шашек. Взрывы производились в непосредственной близости от стоящих поблизости кораблей. При этом с каждым новым испытанием они приближались все ближе к месту взрыва. Всего было проведено три взрыва: 6 февраля 1965 года «Браво», 16 апреля 1965 года «Чарли» и 19 июня 1965 года «Дельта». Данные взрывы хорошо характеризуются фразой - деньги на ветер. В ценах 1965 года 500 тонн взрывчатки стоили 1 миллион американских долларов.

Влияние проводимых взрывов на внутреннее оборудование кораблей записывалось на специальные высокоскоростные камеры. Проведенные испытания показали, что силы взрывов было достаточно, для того чтобы разрушить стальные крепления и сбросить со своих постаментов довольно тяжелое радиолокационное оборудование. Но, несмотря на всю серьезность повреждений, боевые корабли оставались на плаву. Помимо этого, взрывной волной во время испытаний было уничтожено два наблюдательных дирижабля.

По материалам из открытых источников

ТАСС-ДОСЬЕ. 17 ноября глава ФСБ Александр Бортников заявил, что катастрофа А321 над Синаем, где погибли более 220 человек, является терактом . По его словам, на обломках самолета и вещах обнаружены следы взрывчатого вещества иностранного производства.

Менее чем через две недели после событий в Египте террористы совершали серию атак в Париже . Погибли 129 человек, свыше 350 получили ранения. Это второй по количеству жертв теракт в Европе после Мадрида, когда в ходе взрывов на вокзалах в 2004 году погибли 190 человек.

Ниже перечислены 10 крупнейших по числу жертв терактов в мире, за исключением нападений, произошедших в странах, где в это время был военный конфликт. В восьми случаях теракты устроили радикальные исламистские группировки.

Теракты 11 сентября в США. 2996 погибших

11 сентября 2001 г. в США боевики-смертники из террористической организации "Аль-Каида" захватили пассажирские самолеты и врезались на них в две башни Всемирного торгового центра (Нью-Йорк) и в здание Пентагона - штаб-квартиры Министерства обороны США (округ Арлингтон, шт. Вирджиния). Четвертый захваченный лайнер разбился близ г. Шанксвилл (шт. Пенсильвания). В результате этой крупнейшей в мире серии терактов погибли 2 тыс. 996 человек, свыше 6 тыс. человек получили ранения. Организатором теракта была группировка "Аль-Каида" и ее лидер Усама бен Ладен.

Беслан. Россия. 335 погибших

1 сентября 2004 г. в Беслане (Северная Осетия - Алания) боевики во главе с Русланом Хучбаровым ("Расул") захватили более 1 тыс. 100 учащихся школы номер 1, их родственников и учителей. 2 сентября после переговоров с экс-президентом Республики Ингушетии Русланом Аушевым бандиты отпустили 25 женщин и детей. 3 сентября в школе началась стрельба и взрывы, это вынудило начать штурм. Большинство заложников были освобождены, 335 человек погибли. Среди погибших 186 детей, 17 учителей и сотрудников школы, 10 сотрудников ФСБ России, два сотрудника МЧС. Боевики были уничтожены, выжил лишь один - Нурпаши Кулаев (в 2006 г. приговорен к смертной казни, замененной на пожизненное заключение из-за моратория на исполнение смертных приговоров). Ответственность за теракт взял на себя международный террорист Шамиль Басаев (ликвидирован в 2006 г.).

Boeing 747 Air India. 329 погибших

23 июня 1985 г. пассажирский самолет Boeing 747 авиакомпании Air India, следовавший рейсом AI182 по маршруту Монреаль (Канада) - Лондон - Дели, потерпел крушение в водах Атлантического океана у берегов Ирландии. Причиной катастрофы был взрыв бомбы, заложенной в багаж индийскими экстремистами-сикхами. В катастрофе погибли все находившиеся на борту 329 человек (307 пассажиров и 22 члена экипажа). По обвинению в участии в подготовке теракта в 2003 г. на 5 лет лишения свободы был осужден гражданин Канады Индерджит Сингх Рейат. До этого он отбыл 10-летний тюремный срок за подготовку взрыва в аэропорту Нарита (Япония), произошедшего в тот же день, что и катастрофа VT-EFO. Позднее Рейят был обвинен в даче ложных показаний и в 2011 г. приговорен к 9 годам заключения.

Атака Боко-Харам в Нигерии. Более 300 погибших

5-6 мая 2014 г. в результате ночной атаки на город Гамбору, штат Борно, боевиками были убиты свыше 300 жителей. Выжившие бежали в соседний Камерун. Большая часть города была разрушена.

Теракт над Локерби. 270 погибших

21 декабря 1988 г. пассажирский самолет Boeing 747 авиакомпании Pan Am (США), выполнявший регулярный рейс 103 по маршруту Франкфурт-на-Майне - Лондон - Нью-Йорк - Детройт, разрушился в воздухе над г. Локерби (Шотландия). На его борту взорвалась бомба, заложенная в багаж. Погибли все 243 пассажира и 16 членов экипажа, находившиеся на борту, а также 11 человек на земле. В 1991 г. в организации взрыва были обвинены двое граждан Ливии. В 1999 г. ливийский лидер Муамар Каддафи согласился передать нидерландскому суду обоих подозреваемых. Один из них, Абдельбассет Али аль-Меграхи, 31 января 2001 г. был признан виновным и приговорен к пожизненному заключению (в 2009 г. освобожден в связи с диагностированной у него смертельной болезнью, умер в 2012 г.). В 2003 г. ливийские власти признали ответственность за теракт и выплатили компенсации в общем размере 2,7 млрд долларов США - по 10 млн долларов за каждого погибшего.

Теракты в Бомбее. Индия. 257 погибших

12 марта 1993 г. в многолюдных местах Бомбея (ныне Мумбаи) одновременно были приведены в действие 13 взрывных устройств, заложенных в автомобили. Жертвами атаки террористов стали 257 человек, пострадали свыше 700. Следствие установило, что организаторами взрывов были исламские террористы. Теракт был ответом на произошедшие до этого в городе столкновения между мусульманами и индуистами. Один из организаторов, Якуб Мемон, был приговорен к смертной казни, которую привели в исполнение 30 июля 2015 г. Двое его сообщников находятся в розыске.

Самолет A321 "Когалымавиа". 224 погибших

31 октября 2015 г. пассажирский самолет Airbus A321-231 (регистрационный номер EI-ETJ) российской авиакомпании Metrojet ("Когалымавиа"), следовавший рейсом 9268 из Шарм-эш-Шейха (Египет) в Санкт-Петербург, потерпел крушение в 100 км от г. Эль-Ариш на севере Синайского полуострова. На борту находились 224 человека - 217 пассажиров и семь членов экипажа, все они погибли.

Президент России Владимир Путин пообещал, что виновные и причастные к теракту с самолетом будут найдены и наказаны . "Мы должны делать это без срока давности, знать их всех поименно. Мы будем искать их везде, где бы они ни прятались. Мы их найдем в любой точке планеты и покараем", - заверил Путин.

Подрыв посольств США в Кении и Танзании. 224 погибших

7 августа 1998 г. в Найроби (столица Кении) и Дар-эс-Саламе (бывшая столица Танзании) одновременно произошли два теракта, целью которых были посольства США в этих странах. Около посольств взорвались припаркованные грузовики, начиненные взрывчаткой. Всего погибли 224 человека, из них 12 граждан США, остальные - местные жители. Организатором взрывов была группировка "Аль-Каида".

Теракты в Мумбаи. Индия. 209 погибших

11 июля 2006 г. исламские террористы привели в действие спрятанные в скороварки взрывные устройства, заложенные в вагоны семи пригородных поездов в пригородах Мумбаи (станции "Кхар роуд", "Бандра", "Джогешвари", "Махим", "Боривли", "Матунга" и "Мира роуд"). Теракт произошел во время вечернего часа пик. Погибли 209 человек, более 700 пострадали. По окончании расследования преступления суд приговорил к различным тюремным срокам 12 человек, 5 из них приговорены к смертной казни.

Теракт на Бали. Индонезия. 202 погибших

12 октября 2002 г. в результате атаки террориста-самоубийцы и взрыва заминированного автомобиля рядом с ночными клубами в городе-курорте Кута (остров Бали) погибли 202 человека, из них 164 - иностранные туристы. 209 человек получили ранения. По делу о причастности к теракту были арестованы около 30 человек. Организаторами теракта индонезийский суд в 2003 г. признал ряд членов организации "Джамаа Исламия". В 2008 г. трое из них - Абдул Азиз, также известный как Имам Самудра, Амрози бин Нурхасим и Али (Муклас) Гурфон - были расстреляны по приговору суда. К пожизненному заключению был приговорен брат Мукласа - Али Имрон.

Упомянутая в материале "Аль-Каида" внесена в Единый федеральный список организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими. Их деятельность на территории РФ запрещена.