Астраханское епархиальное училище. Епархиальное женское училище (Екатеринбург) Епархиальное женское училище

ЕПАРХИАЛЬНЫЕ ЖЕНСКИЕ УЧИЛИЩА

Подготовка домашних воспитателей, учителей и наставниц осуществлялась и в епархиальных женских училищах и семинариях. В епархиальные училища для дочерей православного духовенства (с 6-летним сроком обучения) принимали на воспитание девочек с 9 лет. Как и в женских учебных заведениях МНП и ведомств императрицы Марии Федоровны, здесь тоже были обязательные и необязательные предметы. К обязательным дисциплинам относились Закон Божий, история Ветхого и Нового Заветов, Пространный Катехизис, Объяснение Богослужения, церковная история, русский язык и словесность, арифметика и геометрия, география, гражданская история, общие сведения из физики, чистописание, церковное пение и педагогика. Курсы необязательных предметов составляли музыка, рисование, шитье, кройка, вязание и домашнее рукоделие. Аттестат об окончании епархиальных училищ давал право на звание домашней учительницы тех предметов, в которых воспитанница проявила успехи. В женские учительские семинарии, включавшие 4 класса училищ и 4 класса семинарий, принимались на приготовительное отделение девочки с 8 лет. С 10 до 14 лет обучение проводилось в стенах училища, с 14 до 21 года - на младших и старших курсах семинарии.

По завершении обучения в женских учительских семинариях выпускницы имели право на получение от Московского учебного округа свидетельств на звание «домашняя учительница», пройдя специальные испытания.

ОСТАЛЬНЫЕ ЖЕНСКИЕ УЧЕБНЫЕ ЗАВЕДЕНИЯ

Таким образом, к началу XX в. в России сложилась целостная разноуровневая система подготовки кадров для домашнего воспитания и образования.

В феврале 1872 г. открылись специальные курсы Санкт-Петербургского Фребелевского общества. Общество Ф. Фре-беля ставило перед собой цель образования детских «садовниц» и нянь, обучение их теоретическим и практическим знаниям и умениям в деле начального воспитания. Фребе-левское общество издавало журнал по воспитанию и обучению детей, предлагало курс платных лекций матерям и гувернерам. За 30 рублей в год можно было прослушать теоретический курс по анатомии, физиологии, гигиене и физическому воспитанию, зоологии и ботанике, педагогике и психологии. На практических занятиях женщин обучали «фре-белевскому» рукоделию, рисованию и лепке, пению, музыке и гимнастике. Курсы предназначались для будущих домашних воспитателей и нянь для детей дошкольного возраста.

В том же году при Императорском Санкт-Петербургском воспитательном доме только для девушек воспитательного дома открывается училище нянь, где изучаются специальные дисциплины: физиология, анатомия и педагогика с целью обучения выпускниц уходу за грудными детьми. Курс «детские болезни» давал практические навыки ухода за больным ребенком. Уроки пения, рукоделия, рисования и гимнастики помогали организовывать различные игры и занятия со старшими детьми. В младших классах практиковались и ночные дежурства, когда воспитанницы наблюдали за кормилицей и уходом за грудным ребенком. Летом, с июня по август, девушки выезжали для прохождения практики за город на дачу. За каждой закреплялся один ребенок с целью обеспечения ухода за ним, организации игр и его обучения. По окончании училища девушки получали звания русских нянь и дипломы двух разрядов (1 и 2). Выпускницам выплачивались 50 рублей, выдавалась одежда и обеспечивалось место няни в частном доме.

При первом выпуске дипломы нянь получили 20 человек, при последующих - 11 и 8; сокращалось и число учениц, получивших дипломы I разряда. Нянь выпускали больше, чем требовалось, и постепенно заявки на них вовсе перестали поступать. Оплата труда нянь была небольшой -10-12 рублей в месяц. Шесть лет после окончания девушками училища его начальство контролировало деятельность своих выпускниц-нянь в семьях. Затем их приписывали к мещанскому сословию. Если выпускница проработала не менее трех лет в звании няни и находилась еще под покровительством Императорского воспитательного дома, при замужестве ей выдавались 60 рублей.

Готовило русских гувернанток и домашних учительниц и Санкт-Петербургское реальное женское училище ведомства императрицы Марии Федоровны (впоследствии Сиротский институт).

Воспитанницы Санкт-Петербургского сиротского института обучались бесплатно, пансионерки -за счет частных лиц. Кроме основных предметов, большое внимание в нем уделялось практическим навыкам воспитательниц: здесь обучали кройке и шитью, кулинарии, огородничеству и садоводству. Для особо прилежных и проявивших успехи и способности были организованы педагогические классы, по окончании которых присваивалось звание «домашнего наставника» или «классной надзирательницы». Учебное заведение трудоустраивало выпускниц на более выгодные и хорошо оплачиваемые места.

В 1872 г. создаются первые учительские институты в Санкт-Петербурге, Москве, Тифлисе. Московское общество воспитательниц и учительниц открывает одногодичные педагогические курсы. Спустя 20 лет, в 1892 г. в учебный план курсов включают изучение логики, истории педагогики, психологии, естествознания и законоведения.

Однако высшее женское образование в конце XIX в. оставалось для женщин в России практически недоступным. В некоторых городах (Харькове, Киеве, Одессе) женщин допускали в качестве вольнослушательниц на отдельные факультеты университетов. Но эти факты скорее исключение из общего правила. Министр народного просвещения Д.А.Толстой считал, что «важнейшее воспитание и начальное образование детей не нуждается в университетских курсах». Еще Устав 1863 г. запрещал обучение женщин в университете. До 1872 г. возможность получить высшее образование могла быть реализована только за рубежом. Больше половины обучающихся в то время в университетах за границей женщин было из России. Высшие женские курсы давали возможность получить женщинам высшее образование в России. Профессора и преподаватели, представленные лучшими отечественными специалистами, поддерживали идеи доступности высшего образования для женщин, читали лекции для слушательниц безвозмездно. В 1869 г. в Санкт-Петербурге начинают работать Аларчинские курсы, годом позже - Владимирские и Лубянские курсы.

В 1872 г. в Москве создается первое в России учебное заведение для женщин с университетской программой Московские Высшие женские курсы профессора В.И.Гирье, где преподавали известные профессора Московского университета Н.С.Тихонравов, В.О.Ключевский, П.Г.Виноградов, В.И.Гирье и многие другие.

Лица, окончившие женские гимназии, институты, епархиальные училище и получившие аттестаты на звание «домашняя наставница» и «гувернантка», принимались на эти курсы без экзаменов. Остальные сдавали экзамены по русской и всеобщей истории и литературе. Для поступления необходимо было набрать пять баллов с дробью (дробь = 1/10 балла - за знание двух иностранных языков или за сдачу определенных экзаменов по курсу мужских гимназий). Плата за обучение - от 50 до 100 руб. в год - была доступна не всем слушательницам, и поэтому многим не удавалось завершить обучение. Посещение курсов разрешалось замужним женщинам лишь с позволения мужа. Первоначально курсы были двухгодичными, с 1874г. срок обучения увеличился до 3 лет. В 70-е годы XIX в. Высшие женские курсы открываются в Одессе, Казани, Киеве, Харькове, Тифлисе, Новочеркасске, Тамбове. Однако отношение к высшему женскому образованию нельзя назвать однозначным. Так, в 1886 г., следуя традиционным взглядам на место женщин в обществе, Высшие женские курсы были объявлены несостоятельными и вскоре закрыты. И только в 1889-1990 гг. при поддержке прогрессивных общественных сил и демократического движения они возобновили свою работу. Но теперь прием на курсы осуществлялся по новым правилам: увеличение в 2 раза платы за обучение значительно уменьшило число слушательниц из средних сословий. Требование предъявлять свидетельство о доходах также изначально ориентировало на обучение состоятельных слушательниц. К 1905 г. в России насчитывалось более 30 различных Высших женских курсов (в основном педагогического и медицинского направления). До октября 1917 г. подготовка домашних педагогов в России осуществлялась в государственных, частных и религиозных учебных заведениях, а также на ВЖК.

Так как после 1917 г. домашнее образование как вид частной педагогической деятельности было запрещено, то подготовка отечественных кадров воспитателей-гувернеров и домашних учителей приостановилась; возрождение системы домашнего образования стало возможным лишь с середины 90-х годов.

Системный педагогический анализ как самого социально-педагогического явления гувернерства, так и подготовки специалистов к этому виду образовательной деятельности в период XVIII - начала XX в. позволяет выявить специфические особенности домашнего педагога в условиях коренных преобразований в современной России.

В этой заметке я постараюсь описать жизнь воспитанниц епархиальных училищ: каков был их распорядок дня и прочее.
В первый класс училища принимали девочек не моложе 9 лет, умеющих читать и знающих общеупотребительные молитвы ("Царю Небесный - Отче наш ", "Богородице Дево радуйся ").
Воспитанницы училища жили в общежитиях в здании училища, или у родителей, или на квартирах у благонадежных лиц - по доверию родителей. На жительство в училище без взноса платы принимались сироты местного духовенства, а также дети бедных священно- и церковнослужителей. Все прочие принимались со взносом платы.
Итак, в семь часов утра воспитанницы, которые жили в общежитии, вставали, затем умывались, причесывались, одевались и заправляли свою постель. Спальни (дортуары ) были общими, на 5-10 человек, иногда больше. Как правило, комнаты старших воспитанниц были с меньшим числом мест. Рядом с кроватью стояла тумбочка с личными вещами и бельем. Воспитанницы сами, по очереди, ежедневно наводили порядок в своей комнате - подметали, мыли пол, стирали пыль. Спальни должны были содержаться в безупречном порядке, утром и вечером их следовало проветривать. Температуру воздуха в спальнях следовало поддерживать от 15 до 18 градусов (так - в инструкции учебного комитета Синода, возможно здесь указана температура в градусах Реомюра).
Одевшись и приведя себя в порядок, все воспитанницы шли в столовую, где выслушивали утренние молитвы, а затем завтракали.
Воспитанницы поочередно несли дежурство на кухне, на день дежурства они освобождались от учебных занятий. Воспитанницы помогали кухарке готовить, сами собирали на стол и подавали кушания в столовой. Дежурные по кухне из старших классов вставали очень рано - в пять часов утра, в праздники иногда и раньше: надо было успеть приготовить завтрак. Как сказано в уставе училищ, "пища дается воспитанницам простая, но питательная, из свежих припасов, в достаточном количестве - при завтраке, обеде и ужине " (1, с. 60). Простая и питательная пища по тому времени - это хлеб, щи, каша, квас. Угощения, мясная пища были только по большим праздникам. Завтракать (также обедать и ужинать) дозволялось только в столовой; приносить хлеб, пироги или еще что-то съестное в спальни и в классы не дозволялось. В это время приходящие ученицы (которые жили в доме родителей или на квартирах) вставали, завтракали и шли в училище. К началу занятий (за 15 минут до звонка) они должны были находиться в классах.


Вятское епархиальное женское училище. Выпуск 1913 года. Фотографии С.А. Лобовикова.
Любопытно, что на всех общих фотографиях мы не видим ни одной женщины в платке - ни воспитанницы училища, ни воспитательницы платки не носили. Платок как якобы обязательный головной убор для православных женщин - это выдумка современных малограмотных попов, не знакомых даже с историей собственной церкви.

У всех воспитанниц была одинаковая форменная одежда. Верхнюю одежду (плащ-накидку и зимнее пальто) следовало иметь темного цвета (темно-серого или черного), скромного и однообразного покроя. Свой костюм воспитанница должна была содержать в чистоте и всегда выглядеть опрятно. Воспитанницы сами себе шили и чинили белье и платье. В будние дни воспитанницы носили длинное темного цвета платье с высоким глухим воротником и фартук черного цвета, для праздничных дней были белый фартук и белая пелерина. Причесываться следовало гладко, цветных гребенок и лент не полагалось. В здании училища или на улице воспитанницам следовало ходить спокойно, младшие воспитанницы выстраивались парами.
После завтрака все шли в классы, занятия начинались с 9 часов. Преподавателями в училище состояли профессора духовной семинарии и учителя гимназий. В день было всего три урока. Поскольку преподаватели училища были очень заняты - в училище и в других школах, то в расписании почти всех классов были "окна" (часы без уроков). В эти часы воспитанницы, сидя в классе, повторяли уроки или занимались рукоделием. Кроме того, старшие воспитанницы в эти часы проводили уроки для младших.
При входе в класс преподавателя (а также начальницы или другого почетного посетителя) воспитанницам следовало встать для приветствия, садиться следовало только после разрешения. В начале и в конце каждого урока дежурная воспитанница читала краткую молитву ("Царю Небесный " и "Достойно есть "). Наведением порядка в классах занимались сами воспитанницы. В классе за партами все занимали определенные места, менять их по собственному выбору не разрешалось. Воспитанницам во время уроков нельзя было не только шуметь, шептаться или делать подсказки, нельзя было даже сидеть в небрежной позе. Приносить в классы вещи и книги, не относящиеся к учебным занятиям, не дозволялось. Учебники следовало беречь, записи в тетрадях делать аккуратно. Учитель спрашивал, рассказывал урок, давал домашнее задание. При ответе, даже кратком, воспитанницам следовало вставать.
Некоторые преподаватели при ответах требовали дословного повторения текста учебника, однако такие строгости не поощрялись. В правилах учебного комитета Синода сказано, что учащимся следует заучивать наизусть только точные определения, цитаты из Священного Писания, научные формулы и т. п., а в остальном допускалось свободное изложение урока (с. 64). Учителю следовало требовать от учениц не механического заучивания текста, а его понимания - для этого следовало задавать дополнительные вопросы. При изъяснении предмета преподаватель был обязан держаться программы, утвержденной учебным комитетом Синода, и одобренного учебника. Для обозначения успехов и поведения учениц употреблялись следующие баллы: 5 - отлично, 4 - очень хорошо, 3 - хорошо, 2 - посредственно, 1 - слабо.


Воспитанницы Вятского епархиального женского училища в саду. Фото нач.ХХ в.

Неучебными днями в течение года были воскресенья, большие праздники Православной Церкви, Царские дни, дни говения (поста перед причастием) и вакаций (каникул). Зимние каникулы следовали с 22 декабря по 7 января (старого стиля), летние - с конца июня по 15 августа. При окончании учебного года, перед летними каникулами, проводились экзамены. Успешные воспитанницы переводились в следующие классы, неуспешные оставлялись в том же классе на второй год. Воспитанницы, окончившие полный курс, получали право на звание домашних учительниц - по тем предметам, в которых они оказали хорошие успехи. В каждом классе училища могло быть не более 45 учениц. При большем числе открывались параллельные отделения класса (как и в наши дни - первый "А", "Б" и т. д.).
В училище была своя библиотека, состоящая из учебных пособий и книг для чтения. По правилам Синода все выписываемые книги должны были поступать в библиотеку только после проверки их содержания преподавателями и начальством училища.
После окончания занятий следовал обед (в 2 часа дня), затем при хорошей погоде, в любое время года - прогулка на свежем воздухе. В это время воспитанницам предоставлялась полная свобода бегать, резвиться, петь и играть. В уставе училищ сказано: "Должно наблюдать, чтобы воспитанницы непременно употребляли определенное время на отдых, прогулки, игры и упражнения, способствующие развитию и укреплению телесных сил " (1, с. 56). После обеда и отдыха, в 4 часа дня, у воспитанниц, живших в общежитии, начинались часы самостоятельных занятий и рукоделья, спевок (репетиций) училищного хора и различных послушаний по училищу (в саду, в больнице, в церкви). Все воспитанницы, кроме занятых на послушаниях, находились в классах. В это время от воспитанниц уже не требовали строгой дисциплины - можно было негромко разговаривать, переходить с места на место, нельзя было только сильно шуметь и мешать другим заниматься.
Приходящие воспитанницы после уроков шли домой. Воспитанницы, которые жили на квартирах (не с родителями), обязательно должны были находиться дома после 6 часов вечера. Для проверки их несколько раз в месяц навещали воспитательницы. Исключение допускалось для воспитанниц, присутствовавших на вечернем богослужении накануне праздника в училищном храме. Посещение воспитанницами общественных собраний, театра и кинематографа разрешалось только с дозволения начальницы училища. Вне своих квартир воспитанницы всегда должны были ходить в форменных платьях.
Вечером в 9 часов следовал ужин. Перед сном все шли в церковь училища и выслушивали вечерние молитвы. Затем воспитанницы шли в спальни и готовились ко сну. После звонка нельзя было зажигать свет, разговаривать, читать или как-то иначе нарушать тишину.


Воспитанницы Вятского епархиального женского училища в костюмах народов Российской Империи. Фото нач.ХХ в.

В воскресные и праздничные дни воспитанницы обязаны были присутствовать на богослужении в училищном храме. В церкви все выстраивались ровными рядами. Во время службы воспитанницы пели на клиросе и читали. Богослужения в церкви Вятского епархиального училища всегда отличались степенностью, строгостью и красотой. Дважды в год, Великим постом и перед Рождеством Христовым, все воспитанницы говели, исповедовались и причащались.
При воспитанницах постоянно находились воспитательницы. Воспитательницы могли в любое время посещать комнаты, присутствовали на занятиях в классах, в церкви во время общей молитвы, в столовой во время трапезы, во дворе во время игр и отдыха подопечных. При нарушении порядка воспитательницы могли делать устные замечания. Воспитанниц, которые не слушали замечаний, воспитательницы "брали на карандаш" , а затем докладывали обо всем начальнице училища. В случае серьезного проступка вопрос наказания решала начальница или совет училища. Воспитательницы (в идеале) должны были в одинаковой мере благожелательно относиться ко всем ученицам; особая приязнь или, наоборот, вражда не допускались. Конечно, среди воспитательниц одни были строгими и взыскательными, другие - более мягкими. Должность воспитательницы требовала немалого терпения и рассудительности. Кандидатки на место воспитательницы должны были иметь безукоризненную репутацию, достаточное образование и опыт в обращении с детьми. Они проходили испытательный срок - 6 месяцев, и только затем утверждались в должности. Как правило, воспитательницами становились лучшие выпускницы училища - по выбору начальницы. Поскольку должность была очень хлопотной, то воспитательницами обыкновенно были незамужние девицы или вдовы. Если молодая воспитательница выходила замуж, то, как правило, она покидала свой пост. Впрочем, круглые сутки в училище находились только дежурные воспитательницы.
Допускались посещения воспитанниц, живущих в общежитии, родителями и родственниками в неучебное время. С разрешения начальницы училища допускался выход из училища воспитанниц в воскресные и праздничные дни.


Аттестат выпускницы Вятского епарх. женского училища Никольской, 1889 год

Учебными предметами в епархиальных женских училищах были Закон Божий, русский и церковно-славянский языки и русская словесность, арифметика, чистописание, рисование, церковное пение, рукоделие, география (с 2 класса), история всеобщая и русская (с 4 класса), физика (с 5 класса), геометрия и педагогика (в 6 классе). О последнем предмете следует сказать особо. Педагогика в программу старшего класса епархиальных училищ была введена в 1866 году. В те годы многие выпускницы епархиальных училищ становились учительницами церковно-приходских и земских начальных школ. Столь полезная деятельность выпускниц была сразу одобрена Синодом. Чтобы облегчить выпускницам училищ труд обучения детей и сделать его еще более успешным, обер-прокурор Синода граф Д. А. Толстой внес предложение о преподавании в старших классах училищ начал педагогики. Практикой по предмету должны были стать занятия, на которых старшие воспитанницы занимались обучением младших.
Позднее при епархиальных училищах стали открываться образцовые начальные школы, учительницами в этих школах были воспитанницы старшего класса. Такая образцовая школа была открыта и при Вятском епархиальном училище в 1885 году. По этому поводу в заметке "Вятских епархиальных ведомостей" сказано: "Школа предположена одноклассная, с курсом двухгодичным, без платы за обучение. 27 октября в воскресенье, после молебствия в училищной церкви, школа открыта, а со следующего дня началось учение. Поступило в школу 19 девочек из детей городских жителей, в возрасте от 7 до 12 лет " (2, с. 626).
С 1880-х гг. в программах училищ появляется еще одно новшество - 7-й дополнительный класс. В этот класс могли поступать все выпускницы училища по собственному желанию. В 7-м классе главным предметом была педагогика. Каждая ученица класса выбирала для себя как специальность один из предметов начальной школы (арифметику или русский язык). Со второго полугодия ученицы 7-го класса приступали к преподаванию в низших классах училища и в образцовой школе. Позднее был введен и второй дополнительный класс (8-й). Многие выпускницы Вятского епархиального училища становились учительницами сельских школ. По сути епархиальное училище было прообразом педагогического института.

ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ.

Литература:
1. Устав епархиальных женских училищ. Пенза, 1880.
2. Вятские епархиальные ведомости. 1885, №22.

Существовавшее в 1838-1920 годах. В настоящий момент административно-учебное здание, здание епархиального женского училища и здание пансиона являются памятниками истории и культуры регионального значения.

Энциклопедичный YouTube

    1 / 1

    ✪ Регентское отделение Екатеринбургской духовной семинарии

Субтитры

История

В связи с проводимыми реформами обер-прокурора Святейшего синода К. П. Победоносцева количество церковно-приходских школ в России увеличивалось, так в Екатеринбургской епархии выросло с 117 в 1885 году до 162 школ в 1900 году. Рос спрос на педагогические кадры .

В 1880 году школа была расширена c 4-классного до 6-классного епархиального училища и переведена из Ново-Тихвинского монастыря в только построенное здание на углу Александровского проспекта (ныне улицы Декабристов , дом 83) и Щепной площади (Университетский переулок) .

Наметился дефицит педагогических кадров. Начиная с 1881 года, окончившие курсы получали профессию учительницы, готовились кадры для церковно-приходских школ. В первый выпуск в 1887 году из 23 выпускниц 19 успешно сдали выпускные экзамены и получили звания домашних учительниц. Среди талантливых педагогов была и выпускница Анастасия Павловна Беренова была награждена золотой медалью на Аннинской ленте в 1912 году .

Училище принимало девочек не моложе 9 лет, окончившие церковно-приходские школы . Отбор учениц в 1-4 классы проводился в результате вступительных экзаменов. Обучение было платным, приходилось платить и за обучение, и за содержание, и за проживание в пансионате. Дочерям из семей малообеспеченных священнослужителей предоставлялись скидки . Большинство воспитанниц происходили из духовенства, однако были и дети светских лиц, им не предоставлялась скидка. Стоимость полного содержания в 1885 году для светских лиц составляла 180 рублей в год, а стоимость для детей духовных лиц - 90 рублей .

Училище находилось в ведении Святейшего синода и духовного комитета при нём под управлением местного преосвященного (главного начальника женского училища и духовной консистории, утверждавшего все должностные лица при училище) . Первой начальницей училища в 1880-1890 годах была настоятельница Ново-Тихвинского монастыря игуменья Магдалина (в миру М. А. Неустроева). Начальницей училища в 1903-1918 годах была выпускница Казанского родионовского института В. В. Рогинская .

Программа дисциплин в училище включала в себя следующие предметы: Закон Божий, церковнославянский язык, арифметику, физику, геометрию, географию, историю, церковное пение, рукоделие, чистописание, русский язык, словесность, французский и немецкий языки, гигиену, гимнастику и педагогику . При Екатеринбургском епархиальном женском училище была открыта воскресная церковно-приходская школа в 1884 году, а с 1887 года она было преобразовано, согласно определению Святейшего cинода, в образовательную школу .

При осуществления учебного процесса использовались отдельные кабинеты для рисования, рукоделия, музыки. А в кабинете физики имелись приборы для лабораторных занятий: динамометр, гидростатические весы, сифон и ливер, подзорная труба . В «Акте об осмотре помещений Епархиального училища» за 1886 год отмечалось, что учебные кабинеты - теплые, но отсутствует вентиляция. В училище была свою значительная библиотека .

В разные годы в училище преподавали И. Д. Знаменский, В. К. Коровин, И. А. Левитский, Н. И. Макушин, Г. А. Младов, а в 1907-1913 годах учителем письма, чистописания, грамматики был Павел Бажов .

В декабре 1916 года по проекту архитектора К. А. Полкова был построен новый учебный корпус училища по адресу Щепная площадь (Университетский переулок, дом 9) с церковью Святой Великомученицы Екатерины при нём. 10 января 1917 года храм и новый корпус были освящены . В 1915 году в связи с тяжёлым финансирование количество воспитанниц сократились на одну треть. Материальная поддержка от государства и церкви была прекращена. Весной 1917 года в здании стал размещаться военный госпиталь, а до августа 1918 года - Академия Генерального штаба. Занятия в училище продолжались до весны 1920 года .

В настоящий момент в здании старого учебного корпуса располагается Екатеринбургский монтажный колледж, в здании пансиона -Екатеринбургский экономико-технологический колледж., в здании нового учебного корпуса - корпус горного университета с 1919 года.

Архитектура

В настоящий момент административно-учебное здание представляет собой каменное здание, расположенное в начальном квартале улицы Декабристов (Александровский проспект), которое было перестроено в 1952-1953 годах по проекту архитектора С. А. Васильева. Здание имеет трехчастную симметричную композицию с центральным и двумя боковыми ризалитами со стороны северного главного фасада. На газоне перед главным фасадом, с примыканием к центральному ризалиту имеется экседр со скамьями, обозначенными по красной линии крупными вазонами на постаментах. По центру расположен массивный ризалит с шестиколонным портиком дорического ордера. Первый этаж ризалита отделан штукатуркой «под руст» с выделением главного входа высоким прямоугольным порталом с парными арочными нишами по сторонам от него. Глубокий шестиколонный портим в центре имеет невысокую балюстраду ограждения. Центральный ризалит с гладкими архитравом и фризом, лепным карнизом и треугольным фронтоном сочетает в себе античные элементы с советской эмблематикой. Тимпан с лепниной, изображающую государственный герб, украшен лавровыми ветвями с лентой, на которую указана дата строительства - «1952-1953». Внизу - классический маскарон, а ещё ниже - на плоскости архитрава - пятиконечная звезда в лавровом венке с лентами. Скаты фронтона с античными акротерии имеют крупные модульоны, конек - флагшток в форме чаши на основании. Боковые корпуса отделаны штукатуркой. Этажи выделены профилированными междуэтажными поясами. Окна верхних этажей с прямыми сандриками и подоконными филенками, фасады с профилированными карнизами, имеющие линейный рисунок и примыкающие к центральному ризалиту гладкими парапетами. Фасады разновысоких боковых ризалитов симметричны. По их центральным осям идёт декор из двух окон - прямоугольного и арочного. Прямоугольное окно с наличником в форме двухколонного портика с антаблементом является пластическим акцентом фасадов. В здании выделяются парадная лестница и актовый зал. А само здание является памятником архитектуры послевоенного периода советской неоклассики, которому свойственно академическое воспроизведение классицистических приемов . Решением Свердловского областного Совета народных депутатов № 75 от 18.02.1991 года здание поставлено на государственную охрану как памятник градостроительства и архитектуры регионального значения . Постановлением Правительства Свердловской области № 1056-ПП от 29.10.2007 года внесены изменения в название объекта с Здания епархиального училища, где в 1903-1914 гг. преподавал Бажов П. П. на Административно-учебное здание .

В настоящий момент пансион женского епархиального училища представляет собой двухэтажное каменное здание с подвалом, расположенное там же в начальном квартале улицы Декабристов (Александровский проспект) и Университетского переулка (Щепной площади). Здание имеет Г-образный план постройки в связи с его расположением на углу квартала с функциональным разделением на школьный корпус и жилой дом, которые составляет единый объём. Здание имеет срезанный угол школьного корпуса. К северному торцу здания примыкает объём для туалетов. Краснокирпичное здание почти без декора с ордерным членением фасадов. Междуэтажная тяга простого профиля выделяет верхний ярус от нижнего, цокольного. Узкими тягами выделены фриз в верхней части стены и низ оконных проемов. Западный и южный фасады имеют фигурный фронтон с тимпанами, прорезанными круглыми слуховыми окнами. Здание является образцом рационального кирпичного стиля конца XIX века, характерного для массового, дешёвого строительства, для школ и больниц . Решением Свердловского облисполкома № 454 от 04.12.1986 года здание поставлено на государственную охрану как памятник градостроительства и архитектуры, памятник истории регионального значения . Постановлением Правительства Свердловской области № 1056-ПП от 29.10.2007 года внесены изменения в название объекта с Бывшего здания Уральского лесотехнического института, где в 1925-1936 гг. работал учёный-лесовод Семёнов К. С. на Пансион женского епархиального училища .

Здание епархиального училища

В настоящий момент корпус бывшего здания епархиального училища, расположенного там же в квартале, ограниченном Университетским переулком (Щепной площади), улицей Народной Воли (Монастырской улицей), улицей Декабристов (Александровским проспектом), представляет собой каменное трехэтажное здание в кирпичном стиле. Функции учебного корпуса были разделены на главный блок с вестибюлем и фойе, церковный блок, трех учебных и жилой блок с квартирами для преподавателей. Главная лестница частично вынесена за северную стену главного корпуса, а восьмигранный ярус колокольни перекрыт куполом. Западный главный фасад разделён разновеликими ризалитами, делая асимметрию. Цокольный этаж облицован грубо обработанными гранитными квадрами. Первый этаж выделен горизонтальной тягой, а второй и третий этажи объединены широкими лопатками. Главный вход находится в северном ризалите и выделен широкой аркой. Декор здания использован различных архитектурных стилей. На фасадах использована классическое трехчастное членение, а стены имеют крупную рустовку подобно флорентийским палаццо. В здании использованы прямоугольные окна, окна с лучковым завершением, венецианские окна с романсковизантийскими колонками в простенках, французские окна, одинарные арочные и двухчастные древнерусские с подвесными арками окна. На фасадах использованы рельефный карниз мелкого рисунка, геометрические вставки на плоскости лопаток и простенков, килевидные кокошники. После передачи здания горному институту была проведена перепланировка церковного блока и удалены главки с крестами. В 1960-х годах с восточной стороны корпуса пристроили дополнительный учебный блок, образовавший в центре здания два дворовых каре . Решением Свердловского облисполкома № 454 от 04.12.1986 года здание поставлено на государственную охрану как памятник градостроительства и архитектуры, памятник истории регионального значения . Постановлением Правительства Свердловской области № 207-ПП от 10.03.2011 года внесены изменения в название объекта с Бывшего здания епархиального училища, позже Уральского государственного университета А. М. Горького. В этом здании в августе 1917 года проходил 2-й окружной съезд Советов Урала на Здание епархиального женского училища и даты с первой половины XX века на 1913-1916 годы .

Численность учащихся и выпускников

Численность учащихся в Екатеринбургском епархиальном женском училище и количество выпускников в 1886-1916 годах :

Учебный год Всего учеников Кол-во выпускников
1 1886/1887 228 20
2 1887/1888 236 23
3 1888/1889 234 29
4 1890/1891 242 23
5 1892/1893 266 22
6 1893/1894 266 41
7 1894/1895 269 24
8 1900/1901 267 35
9 1901/1902 277 27
10 1902/1903 262 30
11 1908/1909 307 48
12 1909/1910 320 62
13 1910/1911 326 35
14 1911/1912 338 47
15 1913/1914 330 38
16 1915/1916 209 49
17 1915/1916 335 -

Ссылки

  • Выпускницы Екатеринбургского епархиального женского училища
  • Чумакова Э.Е. Епархиальное женское училище Екатеринбурга (1880-1920) - Екатеринбург: Изд-во Уральского ун-та, 2010. - 459с. - ISBN 978-5-7996-0522-3
  • Чумакова Э.Е. Воспитанницы: Екатеринбургское епархиальное женское училище (1880-1920). - Екатеринбург. Изд-во Урал. ун-та, 2010.

Вятское епархиальное женское училище — среднее учебное заведение Вятской епархии для девочек, существовавшее с 1863 по 1918 годы.

В училище преподавались: Закон Божий, русский и церковно-славянский языки, история русской литературы, гражданская история, география, арифметика, геометрия, физика, педагогика, дидактика, чистописание, пение и рукоделие.

В 1918 году было закрыто и упразднено.

Вятское епархиальное женское училище. Википедия.

В мае 1924 г. институту выделили одно из самых больших зданий города - здание бывшего женского епархиального училища.

Это удивительное и загадочное здание. Его история до сих пор полностью не изучена. Дата строительства не точна, автор проекта — под сомнением. В справочной литературе упоминается, что здание построено в первой половине ХIХ в. В энциклопедии земли Вятской указано, что это дом купцов Репиных, построенный в 1820-е гг. (12). В краеведческой литературе закрепилось мнение, что дом строился для Платона Ивановича Репина (1814- после 1855 гг.), но в 20-е гг. ему было не более 16 лет. Противоречий много.

Вятский краевед Анатолий Тинский пишет: «… в июле 1819 г. был выделен участок для строительства дома на углу улиц Вознесенской (ул. Ленина) и Новой Поперечной (ул. Красноармейская) для купца Федора Злыгостева. Двухэтажный корпус с подвалом и антресольным этажом со стороны оврага был построен в начале двадцатых годов ХIХ века по «образцовому» проекту из альбома 1809-1812 гг. Вскоре после постройки дом перешел во владение к новым хозяевам из семейства купцов Репиных. После смерти главы семьи И.В. Репина дом унаследовала его жена. В 1831 г. дом числился за владелицей Е.П. Репиной, затем он перешел к их сыну П.И. Репину».

В 1856 г. Репин «прогорел», его имение было продано с торгов. Дом купил Ермолин, а через несколько лет здание приобретают для устройства училища девиц духовного звания. Здание несколько раз перестраивается. Были сделаны пристройки по ул. Красноармейской и ул. Ленина по проекту архитектора А.С. Андреева. Архитектором А.М. Дружининым была спроектирована и построена домовая церковь.

Епархиальное училище было упразднено в 1918 г. на основании «Положения о единой трудовой школе». В здании с 1918-1924 гг. размещалась 10-я пехотная школа, которая дала название ул. Красноармейской.

Сохранилось документальное описание здания пединститута, датированное 11 января 1928 г.: «…здание кирпичное, двухэтажное, с подвальным помещением под железной крышей, за время своего существования расширялось кирпичными двухэтажными пристроями как со стороны ул. Ленина, так и со стороны двора, причем последний пристрой, закрывающий двор, имеет дату 1905 г., кроме того, здание со стороны двора по направлению улицы Ленина и Красноармейской имеет антресольный этаж с окнами во двор, стены которого при надстройке будут использованы, высотою 2,10 погонных метра. Крыша железная по насланным стропилам, междуэтажные перекрытия деревянные, причем имеют разные высоты от 3,1 погонных метра до 4,1 погонных метра. Отопление печное, стены как первого этажа, так и второго имеют толщину в 3 кирпича, стены подвала в 31/2 кирпича, перекрыты сводами. При осмотре наружных стен оказалось, что в месте соединения южного пристроя со стороны ул. Ленина имеется вертикальная трещина, идущая от карниза к основанию. Означенная трещина обнаружена и с внутренней стены здания. Также обнаружены две вертикальные трещины стен фасада и со стороны ул. Красноармейской, но меньшим сечением. Остальные стены как наружные, так и внутренние вполне в удовлетворительном состоянии. Большая часть междуэтажных перекрытий также в удовлетворительном состоянии и лишь частично требуют замены».

Здание института требовало ремонта, руководство выходило с предложением строить новое здание, но в 1927-1928 гг. кредита на строительство нового здания из госбюджета также не дали.

Тогда придумали сделать не постройку нового, а перестройку старого здания, точнее надстройку 3 этажа. Надстройку начали делать только через 6 лет.

Но институт развивался. Проекты поручили составлять ведущему архитектору города И.А. Чарушину. В архивных документах сказано, что в оформлении фасадов он использовал арочные окна, рустовку, замки и карнизы над окнами, горизонтальные тяги, идущие на уровне междуэтажных перекрытий, лопатки. Особенно богато был оформлен северный фасад. Его левое крыло отмечено шестипилонным портиком, стоящим на открытой галерее, завершенным фронтоном. На фронтоне использован скульптурный декор: рельефы с изображением герба Советского Союза, атрибутов науки, растительного орнамента. Центральный вход выделен четырехпилонным портиком со сближенными крайними пилонами. Правое крыло предназначалось для спортивного зала. Внешний вид здания наряден и торжественен. На чертеже главного фасада здания имеется подпись Чарушина.

Надстройка была завершена в 1937 году. Надстройка и реконструкция института стоила почти 2 миллиона рублей.

Во время Великой Отечественной войны кировский пединститут снова был эвакуирован в Яранск. А на его месте разместилась Ленинградская Военно-медицинская академия. Решение об эвакуации пединститута в Яранск было принято внезапно. На сборы было дано всего три дня. Большая часть книг из библиотеки и научного оборудования из лабораторий в спешке была утрачена. И, несмотря на это, институт удалось сохранить и преподавание в нем не прекращалось все военные годы.

В 1945 году пединститут вернулся на Ленина. Здание за годы войны успело обветшать и «разморозиться», крыша потрескалась. Студенты в аудиториях сидели в верхней одежде.

С того момента, как вся страна узнала о Великой Победе, пединститут больше никуда не переезжал, а только расширялся.

История одной фотографии: где за век успели поучиться кировские педагоги. http://kirovnet.ru

Преосвященный Владимир, много сделавший на ниве православия в Осетии, особое внимание уделял проблеме просвещения. При его деятельном участии во вновь учрежденной Владикавказской и Моздокской епархии было открыто несколько десятков церковно-приходских сельских школ, а во Владикавказе – епархиальное женское училище.

17 октября 1894 года в столице Терской области было открыто Владикавказское епархиальное женское училище. Чин освящения училища совершил Владыка Владимир в присутствии начальника области генерала С.В. Каханова и других начальствующих лиц.

Первоначально новое училище помещалось на улице Михайловской (ныне К.Маркса) в доме Савицкого, а с 1897-98 учебного года оно перешло в собственное здание на улице Стрелковая (ныне Церетели), построенное на епархиальные средства. 4 сентября 1897 года Преосвященный Владимир Епископ Владикавказский и Моздокский в торжественной обстановке освятил новое здание. На церемонии присутствовал начальник Терской области генерал С.В. Каханов, его помощник полковник С.И. Писарев, городской голова А.Ф. Фролков, директор мужской гимназии действительный статский советник И.И. Виноградов, руководители городских учебных заведений и другие лица.

Училище было учреждено для того, чтобы дети духовенства Владикавказской епархии получали хорошее среднее образование. Предметный курс училища был почти равен курсу женских гимназий.

Епархиальное училище состояло из трех классов с двухгодичным курсом в каждом. В него принимались девицы всех сословий православного исповедания – в 1-й класс не моложе 9 лет, умеющие читать по-русски и знающие общеупотребительные молитвы. При училище существовал пансион, в который принимались на полное содержание дочери духовенства Владикавказской епархии с платою 117 руб. в год, а дочери духовенств других епархий, равно и других сословий, с платою по 234 руб. в год и на первоначальное обзаведение 25 руб. С приходящих учениц плата была 40 руб. в год.

По желанию родителей в училище преподавался один из иностранных языков и музыка, но за отдельную плату и при наличии достаточного числа желающих. Во внеклассное время воспитанницы обучались рукоделию и домашнему хозяйству. Окончившая полный курс обучения, не подвергаясь особому испытанию, девушка получала звание домашней учительницы.

В первый год обучения в собственном здании в училище было 52 девочки, 12 из которых были приходящие, а 40 помещались в пансионе. А всего в училище могло обучаться до 200 человек. Хотя училище было специально построено как епархиальное учебное заведение, собственного храма у него не было, и на службу воспитанницы ходили в Крестовую церковь Архиерейского дома. Благо он был рядом.

Первоначально учителями и классными воспитателями были приезжие, позднее в училище все больше стало появляться местных кадров. Бывшие выпускницы возвращались в родное училище уже преподавателями. Это Пелагея Ржаксенская, Раиса Глаголева, Мария Токаева, Мария Епихина, Мария Давиденко. Долгое время здесь также работали Калерия Мирославлева, Елена Яблонская, Софья Венецкая, Татьяна Кропотова, Вера Шевченко, Мария Преображенская, Агния Беляева, Мария Красильникова и др.

Нередко различные должности в училище занимали местные учителя, врачи, офицеры. Так, врачом училища был Александр Благонравов (окончивший Санкт-Петербургскую военно-медицинскую академию, старший врач Сунженского отдела ТКВ), физику преподавал Модест Роде (из Владикавказского технического железнодорожного училища), учителем пения был Афанасий Недосекин (регент архиерейского хора), геометрию вел полковник Григорий Келлер.

Первый выпуск епархиальное женское училище сделало в 1900 году, а последний, скорее всего, в 1918 году. В среднем училище ежегодно оканчивало 20 человек. Таким образом, за время его существования здесь получили образование почти 400 девушек. Стоит отметить, что знания они получали вполне приличные. В этом-то и была большая заслуга всей системы женского церковного образования в России. Если мужские церковные заведения во многом в первую очередь подготавливали будущих священников, то женские не только давали возможность детям священников получить образование, сравнимое с гимназией (куда поступить для них было довольно проблематично), но так как здесь был пансион, то облегчалось и само существование семьи священника. Его дочь и училась, и воспитывалась.

Можно с уверенностью сказать, что все выпускницы епархиального училища стали достойными гражданами своей страны, порядочными, образованными людьми. Без преувеличения можно сказать, что уровень их знаний заметно превосходит многих нынешних выпускников вузов, не говоря уже о школах.

После 1917 года в жизни епархиального училища произошли кардинальные изменения. В 1918 году распоряжением советской власти училище было преобразовано в 4-ю владикавказскую женскую гимназию. В 20-е годы здесь был клуб-театр имени тов. Элиавы, в котором находились драмкружок, школа кройки и шитья, школа политграмоты, ликбез и отряд пионеров. Позднее в этом здании было ПТУ № 2, а ныне располагается ОМОН РСО-А и отдел паспортно-визовой службы.

Из книги Ф.С. Киреева «По улицам Владикавказа»