Автоматизированная информационная система федеральной налоговой службы. Аис в области налогообложения Функции местного уровня

Для работы с АИС "Плательщики сбора" требуется компьютер со следующей конфигурацией:

  • Операционная система Windows XP (SP3)/2003/7/8/10. Рекомендуемая ОС - Windows 7 x64.
  • 32-разрядный (x86) или 64-разрядный (x64) процессор с тактовой частотой 1.5 гигагерц (ГГц) или выше;
  • Минимум 3 гигабайта (ГБ) (для 32-разрядной системы) или 4 ГБ (для 64-разрядной системы) оперативной памяти (ОЗУ);
  • Минимум 15 гигабайт (ГБ) доступного (свободного) пространства на жестком диске
  • Допустимо использование HTTP прокси, поддерживающего пропуск TLS/SSL трафика (прокси-сервер должен поддерживать операцию CONNECT).

Для тех случаев, когда в АИС "Плательщики сбора" будут загружаться списки большого объема (от 1 миллиона граждан), перед началом работы необходимо изменить стандартные настройки в приложении.
Для этого:

  1. Убедиться, что приложение не запущено.
  2. В каталоге установки приложения (например, c:\Program Files (x86)\Expenses Payers Registry\) открыть в блокноте файл expensesPayers*.ini (в случае с конфигурацией для работы с регистром населения такой файл будет называться expensesPayersRegistry.ini)
  3. В открытом файле изменить значение -Xmx256m на -Xmx1024m . Тем самым максимальный доступный объем памяти для приложения будет определен как 1024 МБ (1 ГБ).
  4. Сохранить файл конфигурации и закрыть.
  5. Запустить приложение.

«АИС Плательщики сбора» для головной организации:

  • Установочный файл ПО (Expenses Payers Head 0.11.0.exe)
  • ExpensesPayersHead-0.11.0.zip)

АИС «Плательщики сбора» для головных организаций с возможностью работы с регистром населения:

  • Установочный файл ПО (Expenses Payers Registry 0.11.0.exe)
  • Архив для локального обновления (ExpensesPayersRegistry-0.11.0.zip)

АИС «Плательщики сбора» для подчиненной организации:

  • Установочный файл ПО (Expenses Payers 0.11.0.exe)
  • Архив для локального обновления (ExpensesPayers-0.11.0.zip)

Изменения в версии 0.11.0:

  • Реализован перенос списков граждан из предыдущих отчетных периодов в текущий.
    1. Переносятся только те периоды участия в финансирования гос.расходов, у которых период предыдущего отчетного периода заканчивался датой 31.12.2015. При этом начало периода становится 01.01.2016.
    2. Сумма ГПД, если была указана в предыдущем периоде, то в текущий не переносится.
  • Реализован предварительный просмотр записей общего объединенного списка граждан с указанием информации о наименовании логического списка, в котором находится запись.
  • Реализована возможность редактирования записей общего объединенного списка граждан.
  • Реализована возможность поиска ФИО и идентификационному номеру записей общего объединенного списка граждан.
  • Реализована возможность выбора сортировки записей общего объединенного списка граждан.
  • Реализована возможность выбора сортировки записей списка граждан.
  • Доработан функционал работы со списками граждан в соответствии с изменениями формата суммы ГПД.
    1. Также будут внесены изменения на стороне портала, принимающего списки граждан, и функционала ручной загрузки списков инспектором.
    2. Отметим, что для успешной отправки\загрузки списков граждан на портал (либо при обмене между разными конфигурациями приложения) суммы в списках 2016 и более года должны быть указаны в деноминированных денежных еденицах. Для этого необходимо обновить версию ПО до актуальной и при наличии списков за 2016 год, сформированных в предыдущих версиях ПО и содержащих записи о гражданах с указанной суммой ГПД, убедиться в их корректности.
Более подробное описание нового функционала добавлено в руководство пользователей.

Изменения в версии 0.10.0:

  • По запросу Минтруда в конфигурациях для подчиненной и головной организации реализована возможность формирования протоколов для контроля ввода сведений.
    Протокол может быть сформирован в двух вариантах:
    1. В разрезе имеющихся списков за выбранный год. Будет отображена информация о количестве записей в каждом из списков.
    2. В разрезе организаций, подавших сведения. В этом случае будет отражена информация о количестве записей, созданных каждой организацией.
  • Добавлена проверка при запуске приложения, не находится ли база данных в заблокированном состоянии.
  • В случае, если база заблокирована, пользователю отображается сообщение с возможностью разблокировать базу (ошибка возникала у ГУ "УМЦ Минсельхозпрода", письмо от 12.04.2016).

Изменения в версии 0.9.0:

  1. Расширен аудит операций в отношении справочника организаций. Добавлен тип события «Редактирование справочника организаций», в разрезе которого логируются добавление, редактирование и удаление организации в справочнике.
  2. В справочник организаций добавился признак, отражающий факт выполнения выгрузки организации в составе справочника для подчиненной организации. Для тех организаций, которые были выгружены, запрещено массовое удаление (такие организации можно удалять только в режиме единичного выделения). Также при попытке удаления выгруженной организации пользователю отображается подробное разъяснение о возможных последствиях данной операции.
  3. В момент выгрузки списка граждан добавлена проверка на наличие записей о гражданах, введенных организациями, которые были впоследствии удалены из справочника. В этом случае выгрузка блокируется и создается протокол (в виде текстового файла), в котором отражены некорректные записи о гражданах. Выгрузку можно будет выполнить после того, как пользователь скорректирует все записи, указанные в протоколе.
  4. В момент загрузки списка граждан, если в нем обнаруживаются признаки использования организаций, которые были удалены из справочника, выводится подробное разъяснение возможных причин для пользователя.
  5. Расширено логирование, а также добавлена детальная информация об ошибках, связанных с построением цепочки сертификатов при использовании ЭЦП.

Справочно: обновление выполнять в соответствии с главой 4 «Обновление приложения» «Руководства пользователя».

Основные программные элементы АИС «Налог»

1. Универсальное рабочее место

Система организована в виде Универсального Рабочего Места. Принцип разделения функций реализован через дерево документов и режимов. Дерево состоит из папок, веток и режимов. Доступ к элементам дерева определяется принадлежностью пользователя к функциональной роли. Права роли определяются администратором. Используются стандартные элементы интерфейса, принятые в среде Windows. Вид экрана настраивается пользователем. Поддерживается многооконный интерфейс, создающий удобство в работе.

2. Навигатор

Как правило, в большинстве программных приложений данные выводятся в виде таблицы с помощью специальной программы "Навигатор". Средство позволяет выполнять запросы и сохранять результаты в виде файла MS Word или Excel. Это основная программа, освоение которой дает пользователю навык работы в любом режиме.

3. Задание параметров для отбора данных.

Это специальная небольшая программа для поиска данных, которая используется при ведении справочников, вводе налоговых документов.

4. Регистрация документов

Цель регистрации - отразить факт поступления документа в инспекцию.

5. Идентификация лица.

Это минипоиск лица и его счетов. Существует понятие "Лицо". Лица разделяются на юридические и физические. Определяется, является ли лицо налогоплательщиком, банком, инспекцией, органом госрегистрации и др. Программа используется в части оперативно-бухгалтерского учета при вводе налоговых документов, в обслуживании НСИ.

6. Технологические процессы

Для обработки данных операционным днем, расчета форм отчетности, массового формирования документов предназначены технологические процессы.

7. Печать исходящих документов

В отдельное рабочее место вынесен АРМ печати. В очередь на отложенную печать попадают документы, которые не требуется печатать немедленно. Остальные документы выводятся на принтер по месту формирования.

8. Досье налогоплательщика

На налогоплательщика ведется досье по отчетности и общее досье. Формируются сведения о том, своевременно ли налогоплательщик представляет баланс, налоговые расчеты, справки авансовых платежей. Информация может использоваться в целях контроля налоговой дисциплины.

9. АИС «Почта»

Это небольшая программа для переписки между пользователями системы.

налоговый электронный программный информационный

Перечень программных продуктов, используемых в Инспекциях ФНС

В настоящее время техническую основу информатизации в Федеральной налоговой службе составляют локальные вычислительные сети на базе персональных компьютеров типа IBM PC.

Основными операционными системами являются продукты фирмы Microsoft и в некоторых типа UNIX. В качестве систем управления базами данных используются FoxPro, Clipper, MS SQL Server, Access Informix, Oracle. Основные программные продукты функционируют по технологии «файл-сервер», то есть имеется локальная сеть с несколькими ПЭВМ.

Документация и документооборот в ФНС

Единицами информационных потоков могут быть документы, показатели, реквизиты, символы.

Документы и содержащуюся в них информацию можно подразделить на следующие группы:

1) по месту составления:

входные (поступающие в инспекции);

выходные (исходящие из инспекции);

  • 2) по срокам представления:
    • * регламентированные -- документы, для которых определен срок исполнения и представления;

нерегламентированные - документы, исполняемые по запросам.

ИНН - физического лица представляет собой двенадцатизначный цифровой код, построенный по позиционной системе кодирования:

ТТ NN ХХХХХХ СС,

где ТТ - код территории административно - территориального деления России;

NN - код территориальной налоговой инспекции, осуществившей поставку на учет налогоплательщика;

ХХХХХХ - собственно порядковый номер налогоплательщика;

СС - служебный символ (контрольное число).

Так, например, первые 4 цифры - 4823 относятся к лицам, зарегистрированным в Инспекции ФНС по Левобережному району г. Липецка.

Органы представительной власти и управления направляют в Федеральную налоговую службу следующую информацию:

распоряжения;

законодательные акты о введении местных налогов;

сведения о фактических поступивших суммах налогов и других платежей в бюджет.

Правоохранительные органы представляют данные о транспортных средствах, о сокрытии доходов, материалы по фактам нарушений, за которые предусмотрена уголовная ответственность.

Департамент финансов обеспечивает материалы из проектов эмиссий, данные по отсрочке налогов, ежемесячные суммы налогов и других платежей в бюджет.

Банки и кредитные учреждения представляют платежные документы, данные о финансово-хозяйственных операциях плательщиков за финансовый год, об открытии или закрытии банковских счетов.

Федеральная налоговая служба делает представления на взыскание сумм с налогоплательщиков (акцизы, НДС), ежемесячно извещает о поступлении акцизов и НДС в Федеральный бюджет.

Региональные органы Федеральной налоговой службы представляют информацию, соответствующую правам доступа к ней, кредитно-финансовым органам, органам госстатистики, МВД.

Перечень выходных форм:

Выписка из лицевого счета плательщика (сальдо нарастающим итогом).

Баланс расчетов плательщика.

Баланс расчета плательщика в разрезе бюджетов.

Состояние расчетов плательщика.

Состояние расчетов плательщика в разрезе бюджетов.

Состояние расчетов плательщика по налогам в разрезе бюджета и др.

Порядок действия налоговых органов

Налоговый орган действует в следующем порядке:

В течение суток (без учета выходных и праздничных дней) с момента получения отчетности в электронном виде:

подтверждает подлинность электронной подписи налогоплательщика;

формирует квитанцию о приеме отчетности в электронном виде (т.е. заверяет полученную отчетность электронной подписью налогового органа) и направляет ее налогоплательщику;

проверяет полученную отчетность на соответствие утвержденному формату и формирует протокол входного контроля отчетности;

направляет налогоплательщику протокол входного контроля.

Функционал Отдела регистрации и учета налогоплательщиков

На основании функций отнесенных к компетенции Отдела регистрации и учета налогоплательщиков построим таблицу, в которой отражены также исполнители функций и периодичность их исполнения.

Наименование функции

Ответственный исполнитель (наименование должности)

Периодичность исполнения (в течение месяца)

Государственная регистрация юридических лиц, в том числе принятие решения о внесении соответствующей записи в Единый государственный реестр юридических лиц (ЕГРЮЛ) либо об отказе в государственной регистрации.

Ведение территориального раздела ЕГРЮЛ, в том числе анализ полноты и достоверности включенных в реестр сведений и ежедневное формирование массивов для передачи данных на вышестоящий уровень.

Учет налогоплательщиков, в том числе постановка на учет налогоплательщиков с применением ИННМСПП, ИНН, снятие с учета налогоплательщиков, внесение изменений в их учетные данные, привлечение к постановке на учет налогоплательщиков, не состоящих на учете,

Старший государственный налоговый инспектор

Ведение территориального раздела ЕГРН, в том числе анализ полноты и достоверности включенных в реестр сведений и ежедневное формирование массивов для передачи данных на вышестоящий уровень.

государственный налоговый инспектор

Подготовка и передача в юридический отдел материалов для обеспечения производства по делам о налоговых правонарушениях, нарушениях законодательства о налогах и сборах и государственной регистрации.

Участие в производстве по делам об административных правонарушениях (составление протоколов об административных правонарушениях),

Главный специалист -эксперт

Координация работ по инициированию процедуры ликвидации юридических лиц.

Главный специалист -эксперт

Подготовка информации о налогоплательщиках для предъявления исков в судебные органы о ликвидации юридического лица или признании недействительной государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя.

Предоставление сведений о государственной регистрации юридических лиц в государственные органы, указанные в приложении № 4 к Правилам ведения Единого государственного реестра юридических лиц, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 19.06.2002 № 438 «О Едином государственном реестре юридических лиц.

Формирование для публикации сведений, содержащихся в ЕГРЮЛ, а также сведений об ИНН налогоплательщиков, сериях и номерах свидетельств, признанных недействительными.

Предоставление сведений из ЕГРЮЛ, в том числе копий документов, содержащихся в регистрационном деле, а также предоставление сведений из ЕГРН.

государственный налоговый инспектор

Участие в подготовке ответов на письменные запросы по вопросам государственной регистрации юридических лиц и учета налогоплательщиков.

государственный налоговый инспектор

Регистрация договоров коммерческой концессии.

Старший государственный налоговый инспектор

Работа с информацией об открытии (закрытии) банковских счетов налогоплательщиков, поступающей из банков и от налогоплательщиков.

Формирование установленной отчетности по предмету деятельности отдела.

Старший государственный налоговый инспектор

осуществляет общее руководство структурным подразделением, определяет обязанности своих заместителей, утверждает должностные инструкции работников структурного подразделения, вносит предложения о назначении, перемещении и увольнении работников, а также о поощрении и наложении на них взысканий;

Начальник отдела

в установленном порядке отвечает на письма предприятий, учреждений, организаций и граждан, ведет прием граждан и должностных лиц предприятий, учреждений и организаций;

Начальник отдела

принимает участие в работе коллегии и совещаниях, проводимых руководством государственной налоговой инспекции по субъекту Российской Федерации и вносит предложения по вопросам, относящимся к компетенции структурного подразделения;

Начальник отдела

несет персональную ответственность за выполнение задач и функций, возложенных на структурное подразделение, за соблюдение действующего законодательства, приказов, инструкций и указаний Госналогслужбы России и государственной налоговой инспекции по субъекту Российской Федерации, сохранность имущества и документов, находящихся в ведении подразделения,

Начальник отдела

АИС «Расчет налогов»

Автоматизированное рабочее место Плательщика

(АРМ Плательщика)

Инструкции по установке и настройке ПО и компонентов

«АРМ Плательщика»

Однопользовательская версия

Аннотация

Данный документ содержит инструкции по установке, настройке, резервному копированию и восстановлению программного обеспечения однопользовательской версии «Автоматизированного рабочего места Плательщика» (ПО «АРМ Плательщика») и его компонентов (справочников, деклараций, документов и др.).

1. Общие сведения 4

2. Установка ПО и компонентов «АРМ Плательщика» 4

2.1. Предварительные действия 5

2.3. Установка ПО 5

2.4. Вход в приложение 12

2.5. Установка справочников и форм отчётности плательщика 14

2.6. Добавление документов плательщика (деклараций, отчётов и др.) 19

3. Настройка ПО «АРМ Плательщика» 24

3.1. Настройка использования электронной подписи и защищённого соединения с сервером МНС 24

3.1.1. Задание пути к персональному менеджеру сертификатов 24

3.1.2. Задание пути к JCE-провайдеру 25

3.2. Ввод данных о плательщике 26

3.3. Настройка подключения с использованием прокси-сервера 29


3.3.1. Проверка использования прокси-сервера 29

3.3.2. Настройка использования прокси-сервера 31

3.4. Настройка автоматической проверки наличия обновлений 34

4. Проверка связи АРМа с МНС 36

4.1. Проверка данных о портале 36

4.2. Тестирование соединения АРМа с МНС 37

5. Восстановление АРМ Плательщика 41

5.1.1. Восстановление документов из резервной копии 42

6. Резервное копирование АРМ Плательщика 43

6.1. Создание резервной копии локальной БД (edecl) 43

7. Деинсталляция АРМа Плательщика 44


Общие сведения

ПО «АРМ Плательщика» предоставляет возможность установки однопользовательской или многопользовательской версии, что определяется потребностями и размером организации.

Однопользовательская версия устанавливается на ПК пользователя в том случае, когда в организации налоговым учетом занимается один бухгалтер. Многопользовательская версия «Сервер – Клиент» устанавливается на нескольких ПК в случае, когда права заполнения разных деклараций делегированы нескольким сотрудникам – помощникам бухгалтера.

Примечание! Вы не можете устанавливать на один компьютер однопользовательскую и многопользовательскую версии ПО «АРМ Плательщика».

В настоящем документе приводится инструкция по установке однопользовательской версии ПО «АРМ Плательщика».

Установка ПО и компонентов «АРМ Плательщика»

Процесс установки однопользовательской версии «АРМ Плательщика» включает последовательность следующих действий:

(Предварительные действия) Установка средств криптографической защиты. Установка ПО.

Вы можете установить ПО «АРМ Плательщика» с диска или с портала МНС. Мы настоятельно рекомендуем установку актуальной версии ПО с портала МНС (см. Загрузка ПО с портала МНС) т. к. если диск пролежал у вас некоторое время, то версия ПО «АРМ Плательщика» могла обновиться, и при установке с диска может возникнуть конфликт между вашей версией ПО и загружаемыми с портала версиями архива с документами бухгалтерской отчётности. На портале МНС вы всегда найдете последнюю версию ПО.

Если вы устанавливаете ПО с диска, полученного в ИМНС, убедитесь, что версия вашей программы актуальна. Для этого сравните её номер с номером, который указан на портале МНС http://portal. nalog. . Если версия программы на диске не актуальная, после установки вам необходимо её обновить до текущей версии (см. документ «Инструкции по обновлению ПО и компонентов «АРМ Плательщика»).

Установка справочников и форм отчётности плательщика

Обязательно после установки ПО установите справочники и, по выбору, нужные вам документы (декларации, отчёты и др.). Далее, по мере необходимости, вы можете добавлять в АРМ нужные документы.

Настройка ПО. Проверка связи АРМа с МНС. Предварительные действия

Прежде чем начать процедуру установки АРМа Плательщика:


Установите средства криптографической защиты. Проверьте у себя на диске наличие свободного пространства. Для установки АРМ требуется как минимум 400 Мб. Загрузка ПО с портала МНС

Для установки ПО «АРМ Плательщика» с портала МНС необходимо скачать с портала установочный файл EDeclaration_v4.х. хх_Setup_(Include_JRE) и сохранить его в вашей файловой системе.

Чтобы скачать установочный файл, выполните следующие действия:

Использование браузера MS Internet Explorer определено требованиями безопасности .

Файл EDeclaration_v4.х. хх_Setup_(Include_JRE) будет скачан с портала.

Сохраните скачанный файл в вашей файловой системе.

Установка ПО

Чтобы установить однопользовательскую версию АРМа Плательщика, выполните следующие действия:

Выберите нужное:

    Если вы скачали установочный файл EDeclaration_v4.х. хх_Setup_(Include_JRE) с портала МНС, запустите его двойным щелчком мыши. Если вы решили установить ПО с полученного в ИМНС диска, найдите на диске файл EDeclaration_v4.х. хх_Setup_(Include_JRE) и щёлкните по нему дважды.

Запустится Мастер установки EDeclaration:

Откроется окно для выбора версии программы (однопользовательской или многопользовательской). По умолчанию устанавливается однопользовательская версия. Поэтому просто нажмите Далее.

Откроется окно для выбора маршрута установки Edeclaration:

Важно. Рекомендуется устанавливать программу на диск D (если диск D отсутствует − на диск C). При этом пользователь, который будет запускать программу, должен иметь полный доступ к каталогу, в который устанавливается программа.

В случае, если вы захотите установить несколько однопользовательских версий, в маршрут каждой установки необходимо добавлять отличительный признак в виде порядкового номера, например, D:\EDeclaration_1.

Откроется окно для выбора компонентов:

Флажок Однопользовательская версия отмечен по умолчанию, поэтому просто нажмите на кнопку Далее.

Откроется окно для создания ярлыка в меню Пуск:

Выполните подходящее Вам действие:

    Если Вы хотите, чтобы название папки в меню Пуск было EDeclaration, ничего не меняйте. Если Вы хотите указать своё название папки в меню Пуск, введите это название вместо EDeclaration. Поставьте галочку в окошке метки Не создавать папку в меню «Пуск», если вы не хотите, чтобы в меню Пуск присутствовала такая папка.

Рекомендация. Если вы решили установить несколько однопользовательских версий, папка в меню Пуск для каждой версии будет отличаться либо наименованием, либо порядковым номером. Пример наименования папок в меню Пуск для двух установленных однопользовательских версий смотрите на рисунке ниже:

Откроется окно для создания значка/ярлыка на рабочем столе Вашего компьютера и в панели быстрого запуска, как показано на рисунке ниже:

Поставьте галочки в окошке метки Создать значок на рабочем столе и/или Создать значок в Панели быстрого запуска, если Вы хотите иметь возможность запускать программу со значка/ярлыка на Рабочем столе и/или из Панели быстрого запуска. Нажмите на кнопку Далее. Откроется окно с деталями установки, как на рисунке ниже:

Если хотите просмотреть или исправить характеристики установки, нажмите на кнопку Назад. Если вас все устраивает, нажмите на кнопку Установить.

Появится индикатор, отображающий процесс распаковки архива с ПО и установки компонентов программы на ПК.

После окончания установки ПО появится сообщение:

Нажмите на кнопку Завершить.

После нажатия на кнопку Завершить, если вы не убрали галочку из окошка метки Запустить EDeclaration, приложение EDeclaration стартует автоматически.

После завершения установки ПО необходимо войти в приложение Edeclaration, чтобы установить справочники (обязательно) и документы плательщика (по выбору: декларации, отчёты и др.).

Вход в приложение

Приложение EDeclaration стартует автоматически по завершению установки ПО, если при установке вы не убрали галочку из окошка метки Запустить EDeclaration.

Если EDeclaration не стартует автоматически, вы можете запустить его любым удобным для Вас способом: с ярлыка на рабочем столе, с ярлыка в папке меню «Пуск» или с ярлыка в пусковой строке.

Примечание. Если вы используете персональный менеджер сертификатов и установили его не в предложенную по умолчанию папку (C:\Program Files\Avest\AvPCM_MNS для 32-битной ОС или C:\Program Files (х86)\Avest\AvPCM_MNS для 64-битной ОС), то при входе в АРМ отобразится информативное сообщение (не связанное с ошибкой программы), например, как показано на рисунке ниже:

Нажмите ОК. Откроется окно Логин.

Чтобы войти в приложение, в окне Логин введите следующие данные:

В поле Пользователь введите идентификатор – alex (строчными латинскими буквами).

В поле Пароль введите пароль – 111.

Примечание. Идентификатор пользователя alex вы изменить не можете, но можете изменить пароль для входа в систему. Как изменить пароль и зарегистрировать пользователей смотрите в документе «Работа с АРМ Плательщика».

Нажмите OK.

На экране появится сообщение с указанием текущей версии АРМ:

Если вы устанавливали ПО с диска, полученного в ИМНС, убедитесь, что версия вашей программы актуальна. Для этого сравните её номер с тем, что указан на портале МНС http://portal. nalog. . Если версия установленного ПО не актуальная, вам необходимо обновить его до текущей версии (см. документ «Инструкции по обновлению ПО и компонентов «АРМ Плательщика»).

Если версия установленного ПО соответствует номеру текущей версии, указанной на портале МНС, нажмите OK и перейдите к установке справочников АРМ и документов плательщика (деклараций, отчётов и др.). После нажатия на кнопку ОК на экране откроется окно Декларации, как показано на рисунке ниже:

Установка справочников и форм отчётности плательщика

Обязательно после установки ПО установите справочники АРМ. Рекомендуется также установить все документы плательщика (декларации, отчёты и др.). Однако вы можете установить выборочные документы плательщика и далее, по мере необходимости, добавлять нужные документы.

Чтобы установить справочники и документы плательщика, выполните следующие действия

В верхней части окна Декларации щелкните по элементам Помощь > Установить новое ПО, как показано на рисунке ниже:

Откроется форма Доступное программное обеспечение.

В поле Работать с сайтом щелкните по значку и в выпадающем списке выберите Сайт обновлений МНС, как показано на рисунке ниже:

После выбора элементов для установки активизируется кнопка Далее.

Отобразится окно, содержащее перечень устанавливаемых элементов:

Откроется форма с условиями лицензионного соглашения.

Активизируется кнопка Готово.

Нажмите на кнопку Готово.

Откроется окно, отображающее процесс установки, как показано на рисунке ниже:

Нажмите на кнопку OK.

Добавление документов плательщика (деклараций, отчётов и др.)

После установки ПО и компонентов «АРМ Плательщика» вы можете по мере необходимости добавлять в АРМ недостающие документы плательщика (декларации, отчёты и др.).

Чтобы добавить в АРМ документы плательщика, выполните следующие действия:

Войдите в приложение. В верхней части окна Декларации щелкните по элементу меню Помощь и в выпадающем списке выберите Установить новое ПО:

Откроется окно Установить:

В открывшемся окне в поле Работать с сайтом щелкните по иконке и в выпадающем списке выберите Сайт обновлений МНС, как показано на рисунке ниже:

Чтобы развернуть список документов, которые вы можете добавить, щёлкните по значку треугольник слева от строки Документы плательщика. Затем поставьте отметки в окошках меток рядом с названиями тех документов, которые вы хотите добавить. После выбора документов активизируется кнопка Далее:

Откроется форма для принятия условий лицензионного соглашения.

Щелкните по селективной кнопке Я принимаю условия лицензионного соглашения, как показано на рисунке ниже:

Нажмите на кнопку Готово, которая активизируется после принятия лицензионного соглашения.

Откроется окно отслеживания процесса установки ПО, как показано на рисунке ниже:

Дождитесь, когда откроется окно предупреждения о безопасности, как показано на рисунке ниже:

Нажмите на кнопку OK.

Процесс обновления продолжится и после завершения обновления откроется окно:

Нажмите на кнопку Перезапустить сейчас.

Дождитесь запуска программы. Этот процесс может занять от 10 до 40 секунд.

Настройка ПО «АРМ Плательщика» Настройка использования электронной подписи и защищённого соединения с сервером МНС

В «АРМ Плательщика» при передаче документов в МНС обязательно использование электронной подписи и использование защищённого соединения с сервером МНС. Для того чтобы пользователь мог выполнить вышеперечисленные действия, необходимо выполнить настройку АРМ, указав месторасположение криптографического программного обеспечения. Существует 2 способа настройки: персональный менеджер сертификатов и JCE-провайдер.

Задание пути к персональному менеджеру сертификатов

Если Вы установили персональный менеджер сертификатов не в предложенную по умолчанию папку C:\Program Files\Avest\AvPCM_MNS для 32-битной ОС или C:\Program Files (х86)\Avest\AvPCM_MNS для 64-битной ОС, то при входе в АРМ отобразится информативное сообщение (не связанное с ошибкой программы), например, как показано на рисунке ниже:

В этом случае после входа в АРМ следует выполнить следующие действия:

В поле Путь к персональному менеджеру сертификатов укажите правильный путь к персональному менеджеру сертификатов. Нажмите OK. Задание пути к JCE-провайдеру

Настройка АРМ Плательщика для использования JCE-провайдера заключается в указании пути к каталогу с JCE-провайдером. В каталоге обязательно наличие файлов:

    avjavaseckit. jar avasecprov-shared. jar avjavasecprovintf. jar avjceprovlib-avbign-shared. jar avjceprovlib-avtoken-shared. jar avjutils. jar avoids. jar avpkitools. jar avstores. jar avtlsjava-bign. jar

Остальные файлы и каталоги JCE-провайдера могут отличатся в зависимости от его версии.

Чтобы задать путь к JCE-провайдеру, выполните следующие действия:

В верхней части окна Декларации щелкните по элементу Параметры, как показано на рисунке ниже:

В открывшемся окне Параметры в левой панели навигации выберите элемент Авест, как на рисунке ниже:

Отметьте радиокнопку JCE-провайдер. В поле Путь к библиотекам JCE-провайдер укажите путь к JCE-провайдеру: Нажмите OK.

Примечание. В некоторых случаях для того, чтобы настройки вступили в силу, будет выдаваться запрос на выполнение перезапуска программы.

Ввод данных о плательщике

Чтобы ввести данные о плательщике, выполните следующие действия:

В открывшемся окне Параметры в левой панели навигации щелкните по элементу «Данные о плательщике», как показано на рисунке ниже:

Откроется форма Данные о плательщике, как показано на рисунке ниже:

Щёлкните мышкой по значку .

В открывшейся форме Настройки плательщика заполните данными о плательщике все поля.

Примечание. Если рядом с полем ввода стоит кнопка , нажмите на неё и в выпадающем списке выберите нужные данные.

После заполнения полей данными активизируется кнопка OK.

Нажмите на кнопку OK. В следующем открывшемся окне еще раз нажмите на кнопку OK. Настройка подключения с использованием прокси-сервера

Если Вы используете прокси-сервер, то в этом случае Вам необходимо ввести его данные.

Проверка использования прокси-сервера

Чтобы проверить, используется ли прокси-сервер, выполните следующие действия, не закрывая АРМ:

Запустите Internet Explorer или браузер, который установлен у Вас по умолчанию. В меню Internet Explorer выберите Сервис > Свойства обозревателя. В открывшемся окне нажмите на закладку Подключения:

Нажмите на кнопку Настройка сети:

Откроется окно Настройка параметров локальной сети, например, как показано на рисунке ниже:

Признаком того, что используется прокси-сервер, является наличие метки в окошке метки Использовать прокси-сервер для локальных подключений и наличие данных в полях Адрес и Порт.

Внимание! Запомните эти данные. Их необходимо будет ввести в соответствующие поля, выполняя настройку использования прокси-сервера.

Настройка использования прокси-сервера

Чтобы настроить подключение с использованием прокси-сервера, необходимо выполнить следующие действия:

Ввести данные прокси-сервера в настройку «Сетевые соединения». Ввести данные прокси-сервера в настройку «Портал МНС». Настройка параметра «Сетевые соединения»

Чтобы настроить параметр «Сетевые соединения», выполните следующие действия:

В верхней части окна Декларации АРМ Плательщика щелкните по элементу Параметры, как показано на рисунке ниже:

Откроется окно Параметры.

На панели навигации щелкните по элементу Сетевые соединения:

Откроется форма Сетевые соединения, как показано на рисунке ниже:

Рядом с полем Активный источник щелкните по иконке и в выпадающем списке выберите значение Manual. Выберите Proxy-запись, щелкнув по строке с данными HTTP. Нажмите кнопку Изменить.

Откроется окно Изменить proxy-запись:

В полях Хост и Порт укажите имя хоста и порт. Если используется авторизация , поставьте отметку в окошке метки Requires Authentication и введите идентификатор и пароль пользователя прокси-сервера в поля Пользователь и Пароль соответственно. Нажмите OK. Нажмите OK в окне Параметры, чтобы сохранить введенные Настройка параметра «Портал МНС»

Чтобы настроить параметр «Портал МНС», выполните следующие действия:

В верхней части окна Декларации щелкните по элементу Параметры, как показано на рисунке ниже:

В окне Параметры на панели навигации щелкните по элементу «Портал МНС»:

Откроется форма Портал МНС, содержащая поля для внесения адреса портала и номера порта, как показано на рисунке ниже:

Поставьте галочку в окошке метки Использовать прокси.

Активизируются поля Адрес и Порт и окошко метки Использовать авторизацию.

Заполните поля Адрес и Порт соответствующими данными. Если Вы используете авторизацию, поставьте отметку в окошке метки Использовать авторизацию и введите идентификатор и пароль в поля Логин и Пароль соответственно. Нажмите на кнопку OK, чтобы сохранить все заполненные поля форм окна Параметры. Настройка автоматической проверки наличия обновлений

Для того, чтобы приложение автоматически информировало пользователя о наличии обновлений для ПО и компонентов «АРМ Плательщика», необходимо, чтобы в настройках «АРМ Плательщика» была установлена опция Автоматически выполнять поиск новых обновлений и уведомлять об их наличии.

После установки данной опции поиск обновлений для ПО и компонентов АРМ «Плательщика» будет производиться каждый раз при запуске программы и при их наличии будет выдаваться уведомление на панели «Ошибки», например, как показано на рисунке ниже:

Чтобы установить опцию автоматической проверки наличия обновлений, выполните следующие действия:

В верхней части окна Декларации АРМ плательщика щелкните по элементу Параметры, как показано на рисунке ниже:

Откроется окно Параметры.

На панели навигации щелкните по иконке рядом с элементом Установка/обновление и затем по элементу Автоматическое обновление.

Откроется форма Автоматическое обновление:

Поставьте отметку в окошке метки Автоматически выполнять поиск новых обновлений и уведомлять об их наличии.

Активизируются элементы формы.

Щелкните по нужным Вам селективным кнопкам или пропустите этот шаг, если установленные по умолчанию опции Вас удовлетворяют. Нажмите OK. Проверка связи АРМа с МНС

После того как Вы установили на своем компьютере «АРМ Плательщика», Вы должны проверить его связь с МНС.

Проверка связи включает следующие шаги:

Проверка данных о портале МНС. Тестирование соединения АРМа с МНС. Проверка данных о портале

При установке АРМа по умолчанию устанавливаются следующие параметры:

    адрес портала – http://portal. nalog. порт – 443

Чтобы проверить корректность данных параметров, установленных на вашем ПК, выполните следующие действия:

В верхней части окна Декларации щёлкните по элементу Параметры, как показано на рисунке ниже:

В окне Параметры на панели навигации щелкните по элементу Портал МНС, как показано на рисунке ниже:

Откроется форма Портал МНС, содержащая в полях Адрес и Порт соответственно адрес портала и номер порта, как показано на рисунке ниже:

Проверьте данные о портале в полях Адрес и Порт. Если данные не совпадают с заданными по умолчанию, исправьте их. Нажмите на кнопку OK. Тестирование соединения АРМа с МНС

Внимание. Для того чтобы Вы могли проверить соединение АРМа с МНС, на Вашем компьютере должны быть установлены средства криптографической защиты.

Для проверки соединения АРМа с МНС необходимо запустить тест. В результате тестирования выдастся соответствующее сообщение. Перечень сообщений, которые могут быть получены в результате проверки соединения АРМа с МНС, возможные причины неполадок и действия по их устранению приведены ниже в таблице 1.

Таблица 1

Проверка соединения пройдена успешна

Соединение корректно

Недопустимые настройки соединения

Вы по каким-то причинам изменили номер порта портала.

Вы указали неверный номер порта прокси-сервера (если он используется)

Проверьте номер порта портала в форме Портал МНС (окно Параметры). Он должен иметь значение 443.

Если Вы используете прокси-сервер, проверьте номер порта прокси-сервера в форме Портал МНС (окно Параметры)

Ошибка аутентификации прокси

Ошибка проверки сертификата

На вашем компьютере не установлен сертификат корневого удостоверяющего центра РУП или МНС


Проверьте наличие данных сертификатов в персональном менеджере сертификатов в соответствие с инструкцией, приведенной по адресу: http://portal. nalog. /juridical/software/. Загрузите «Сертификат КУЦ МНС» и «Сертификат ПУЦ МНС»

Ошибка соединения с сервером

По техническим причинам нет доступа к порталу

Проверьте доступен ли Вам сайт portal. nalog. . Если страница сайта не открывается, подождите, когда будет устранена причина ошибки соединения

Сервер с данным именем не найден

Не подключен интернет.

Вы по каким-то причинам изменили адрес портала.

Указан неправильный адрес прокси-сервера (если он используется)

Проверьте подключение к интернету. Если интернет не подключен, подключитесь.

Если интернет подключен, проверьте адрес портала в форме Портал МНС (окно Параметры). Он должен иметь значение portal. nalog. .

Если Вы используете прокси-сервер, проверьте адрес прокси-сервера в форме Портал МНС (окно Параметры)

Чтобы проверить соединение АРМа с МНС, выполните следующие действия:

В верхней части окна Декларации щелкните по элементу Файл и затем по элементу Тест соединения, как показано на рисунке ниже:

Активизируется кнопка OK.

Нажмите OK.

Откроется окно контейнер личных ключей, например, как показано на рисунке ниже:

В поле Пароль доступа к контейнеру введите Ваш пароль. Нажмите OK. Откроется окно Тест соединения с сообщением о результате проверки соединения.

Ниже в таблице приведен перечень сообщений, которые могут быть получены в результате проверки соединения АРМа с МНС, возможные причины неполадок и рекомендуемые действия по их устранению:

Загрузка «Сертификата КУЦ МНС» и «Сертификата ПУЦ МНС»

Если вы получили сообщение «Ошибка проверки сертификата», вам следует загрузить сначала «Сертификат КУЦ МНС», затем «Сертификат ПУЦ МНС». После загрузки сертификатов необходимо обновить списки отозванных сертификатов.

Чтобы загрузить «Сертификат КУЦ МНС», выполните следующие действия:

Зайдите на сайт по адресу http://portal. nalog. /cert/. Щелкните по ссылке Сертификат КУЦ МНС, как показано на рисунке ниже:

Чтобы загрузить сертификат:

    Нажмите на кнопку Открыть.

Откроется окно Сертификат, как показано на рисунке ниже:

    Нажмите на кнопку Установить сертификат.

Откроется окно Мастер импорта сертификатов.

    Выполните действия, предлагаемые Мастером импорта.

После загрузки сертификатов КУЦ МНС и ПУЦ МНС обновите списки отозванных сертификатов:

В АРМе Плательщика, в верхней части окна Декларации щелкните по элементу Файл и затем по элементу Получение СОС, как показано на рисунке ниже:

Восстановление АРМ Плательщика

В случае неработоспособности ПО «АРМ плательщика» необходимо выполнить его переустановку (см. Установка ПО и компонентов «АРМ Плательщика»). При этом рекомендуется установить его в каталог, отличный от старого (что предлагается по умолчанию при установке).

Примечание. При установке «АРМ плательщика» выполняется анализ ранее установленных версий, и в случае, если «АРМ плательщика» уже установлен в соответствующий каталог, в установщике для устанавливаемой версии к имени каталога добавляется приставка «_1», «_2» и т. д.

После переустановки ПО необходимо для новой версии АРМ установить справочники и документы (декларации и проч.).

Примечание. На данном этапе новая версия АРМ готова к работе, но в ней отсутствуют документы, которые были созданы ранее.

Данные по всем документам «АРМ плательщика» хранятся в локальной БД, которая находится в папке edecl, вложенной в каталог установки.

В случае, если в старой версии БД edecl находится в рабочем состоянии, можно выполнить копирование ранее созданных документов в новую версию. Чтобы скопировать эти данные, необходимо заменить папку edecl новой версии на edecl старой версии. Для этого удалите или переименуйте папку edecl в каталоге с новой версией, затем скопируйте папку edecl из каталога старой версии в новый.

Работоспособность скопированной БД edecl определяется путем входа в «АРМ Плательщика» и проверки возможности ввода новых деклараций и просмотра старых.

Если старая папка edecl повреждена, можно выполнить попытку восстановить документы из резервной копии.

Если по каким-то причинам резервная копия утеряна, и старая папка edecl повреждена, выполните переустановку ПО «АРМ плательщика».

Примечание. «АРМ плательщика» предоставляет возможность получить из МНС ранее отосланные туда декларации, воспользовавшись пунктом меню Окно > Декларации из МНС.

Восстановление документов из резервной копии

Резервная копия локальной БД находится в папке backup, вложенной в папку установки «АРМ Плательщика».

Чтобы восстановить «АРМ плательщика», выполните следующие действия:

Закройте приложение. Используя Windows Проводник, войдите в каталог установки программы и удалите папку edecl. Перейдите в каталог backup, извлеките из архива папку edecl и скопируйте её в каталог установки программы. Резервное копирование АРМ Плательщика Создание резервной копии локальной БД (edecl)

Данные о документах хранятся в локальной БД, расположенной в папке edecl. Процедура создания резервной копии локальной БД заключается в архивировании каталога edecl и помещении созданного архива в папку backup, вложенную в папку установки «АРМ Плательщика» EDeclaration.

Чтобы создать резервную копию локальной БД (edecl), выполните следующие действия:

Запустите приложение. Закройте приложение.

Отобразится форма Создание копии базы данных .

Нажмите на кнопку Да.

Отобразится окно, отражающее состояние процесса создания копии БД, как приведено на рисунке ниже:

После завершения процесса копирования отобразится информационное окно, как приведено в примере ниже:

В каталог установки приложения (в нашем примере D:\EDeclaration) в папку backup добавлен архивный файл (в нашем примере файл 12_04_2017_142318.zip), содержащий копию БД.

Нажмите ОК. Деинсталляция АРМа Плательщика

Чтобы деинсталлировать однопользовательскую версию АРМа Плательщика, выполните следующие действия:

Нажмите Пуск > Все программы:

Нажмите EDeclaration > Деинсталлировать EDeclaration:

В открывшемся окне подтвердите деинсталляцию.

Общие понятия о налогах и налоговых системах

Очень важным условием функционирования государства является наличие налоговой системы и эффективного налогообложения. налоги появились одновременно с началом возникновения институтов власти и государственности.

Определение 1

Государство – это система организации власти в обществе, управления экономической и общественной жизнью населения на определенной территории.

Обязательными элементами власти выступают органы власти и законодательные акты. К органам власти относят весь аппарат чиновников, проводящих государственную политику, судебную систему, армию, силы правопорядка. Для обеспечения деятельности всех этих структур требуются средства. Поэтому обязательно вводятся принудительные сборы средств в пользу государства. Часть из них носят название налогов.

Определение 2

Налогами называются безусловные и безвозмездные платежи, которые осуществляются физическими и юридическими лицами, в фонд государства для обеспечения деятельности государства и всех его структурных подразделений любого уровня.

Каждое государство в праве вводить любые налоги. Поэтому в мировой практике их большое количество. Но объединить их можно в несколько основных групп:

  • прямые налоги;
  • косвенные налоги;
  • аккордные налоги;
  • подоходные налоги.

[Определение] Прямые налоги – это те налоги, которые взимаются с субъектов хозяйственной деятельности за доходы, получаемые от факторов производства.

Прямые налоги - это налоги на доходы физических лиц, налоги на прибыль и т.п.

Определение 3

Косвенные налоги - это налоги в виде платежей за товары и услуги, которые уже включены в цену товара.

К косвенным налогам относятся налог на добавленную стоимость, акцизные сборы.

Определение 5

Подоходный налог – это налог, размер ставки которого представляет собой определенный процент от дохода.

Различают прогрессивный, регрессивный и пропорциональный виды подоходного налога.

Налоги выполняют в государстве несколько важных функций:

  • фискальную (обеспечение наполнения бюджета);
  • распределительная (перенаправление собранных средств на другие статьи бюджета и в другие регионы);
  • регуляторная (государственное управление развитием экономики посредством налоговой политики);
  • функция контроля (контроль финансового состояния государства. регионов, субъектов хозяйствования).

Порядок установления и взыскания налогов, их перечень устанавливается действующим в стране законодательством (налоговым кодексом).

Определение 6

Вся совокупность налогов в государстве, принципы их формирования, взимания и отмены, законодательная налоговая база, органы, проводящие налогообложение, взыскание налогов и контролирующие данные процессы образуют государственную налоговую систему.

Понятие об информационных системах и их разновидности

Как известно, любая система – это совокупность отдельных компонентов, связанных в единое целое определенными условиями или взаимовлиянием. Существует несколько близких по смыслу определений этого понятия. Главным условием системы является объединение компонентов в единое целое – целостность. Существует великое множество и разнообразие систем: технические, политические, биологические, государственные, общественные, научные и пр.

Все системы имеют ряд общих качеств. Каждый элемент системы выполняет определенную специфическую функцию (задачу). Все элементы взаимодополняют друг друга. Действия элементов согласованы и упорядочены. Эта особенность определяется структурой системы. Она же определяет и ее свойства.

Определение 7

Информационной системой называется упорядоченная и организационно отобранная совокупность документов и информационных технологий, средств вычислительной техники и связи, которая реализует информационные процессы.

Информационные системы позволяют собирать, хранить информацию, обрабатывать и предоставлять ее в соответствии с определенными задачами. Поэтому они могут иметь несколько разновидностей: экономическая информационная система (ЭИС), автоматизированная информационная система (АИС), геоинформационная система (ГИС) и др. . Поэтому их делят на две большие группы – материальные и абстрактные. Первые представляют собой совокупность материальных объектов. А вторые являются результатом человеческого мышления (идеи, теории, гипотезы). Для нас представляет интерес экономическая информационная система.

Определение 8

Экономической информационной системой называется совокупность потоков информации (внешних и внутренних) об экономическом объекте, его взаимосвязи и взаимодействии с другими объектами, методов, средств и персонала, занимающегося обработкой информации и принятием управленческих решений.

В сфере управления экономикой очень важным является автоматизация многих процессов, в том числе и получения и обработки информации.

Определение 9

Автоматизированной информационной системой называется система вычислительного и коммуникационного оборудования, программного обеспечения, обслуживающий персонал (программисты, операторы и др.), обеспечивающая автоматизированный поиск и переработку информации.

Особенности информационных систем в налогообложении

В системе налогообложения информационные системы играют очень важную роль. Особенно это касается автоматизированной информационной системы. Она позволяет управлять органами налоговой службы (налоговой полиции), собирать и классифицировать информацию о налогоплательщиках. Кроме того применение АИС позволяет своевременно перерабатывать предоставленную в налоговые службы информацию для своевременного начисления правильной налоговой ставки.

Кроме того, автоматизированная информационная система существенно расширяет область решаемых налоговой службой задач. Она позволяет повысить уровень анализа (аналитичность) перерабатываемой информации и обоснованность принятых решений. Кроме того использование современной компьютерной техники существенно снижает трудоемкость деятельности налоговых служб, повышает рациональность их работы.

Внедрение в налоговую сферу автоматизированных информационных систем позволяет решать следующие вопросы:

  • повысить эффективность деятельности налоговой системы путем повышения качества и оперативности принимаемых решений;
  • повысить производительность труда сотрудников налоговой службы;
  • улучшить информационное обеспечение налоговых служб всех уровней;
  • повысить достоверность и объективность учета по взиманию налогов и их размерам, сделать этот процесс «прозрачным»;
  • улучшить качество бухгалтерского учета;
  • избежать коррупции в налоговой системе и в государственном аппарате;
  • существенно сократить бумажное делопроизводство.

Слайд 1. Автоматизированная информационная система «Налог»

представляет собой форму организационного управления налоговыми органами на базе новых средств и методов обработки данных, исполь зования новых информационных технологий.

АИС «Налог» позволяет расширить решаемых задач, повысить аналитичность, обоснованность и своевременность принимаемых решений, снизить трудоемкость и рационализировать управленческую деятельность налоговых органов путем применения экономико-математических методов, вычислительной техники и средств связи, упорядочения информационных потоков.

Цели функционирования автоматизированной информационной системы «Налог» :

Повышение эффективности функционирования системы налогообложения за счет оперативности и повышения качества принимаемых решений.

Совершенствование оперативности работы и повышение про- изводительности труда налоговых инспекторов.

Обеспечение налоговых инспекций всех уровней полной и своевременной информацией о налоговом законодательстве.

Повышение достоверности данных по учету налогоплательщиков и эффективности контроля за соблюдением налогового за-конодательства.

Улучшение качества и оперативности бухгалтерского учета.

Получение данных о поступлении налогов и других платежей в бюджет.

Анализ динамики поступления сумм налогов и возможность прогноза этой динамики.

Информирование администрации различных уровней о по-ступлении налогов и соблюдении налогового законодательства.

Сокращение объема бумажного документооборота.

Слайд 2. Структура системы органов Государственной налоговой службы РФ

Слайд 3. Единая централизованная система налоговых органов

Контрольная деятельность прежде всего предусматривает Государственного реестра предприятий и физических лиц. Государственный реестр предприятий содержит официальную регистрационную информацию о предприятиях (юридических лицах), а в реестре физических лиц хранится информация о налогоплательщиках, обязанных декларацию о доходах, а также уплачивать отдельные виды налогов с физических лиц. К контрольной относится и деятельность по документальной проверке предприятий.

методическая, ревизионная и правовая деятельность .

Подсистема методической, ревизионной и правовой деятельности обеспечивает возможность работы с законодательными актами, постановлениями, указами и другими правительственными документами, а также с нормативными и методическими документами Министерства финансов и Федеральной налоговой службы. В этой подсистеме осуществляются , обработка и анализ информации, поступающей от территориальных налоговых инспекций и касающейся правильности применения налогового законодательства.

аналитическая деятельность территориальных инспекций.

Аналитическая деятельность включает в анализ динамики налоговых платежей всеми категориями налогоплательщиков, прогнозирование величины сбора отдельных видов налогов, экономический и статистический предприятий региона, определение предприятий, подлежащих документальной проверке, анализ налогового законодательства и выработку рекомендаций по его усовершенствованию, анализ деятельности территориальных налоговых инспекций и др.

внутриведомственные задачи .

К внутриведомственным относятся задачи, обеспечивающие деятельность аппарата налогового органа соответствующего уровня.

Слайд 6. Состав функциональных подсистем для местного уровня

· регистрации налогоплательщиков;

· камеральной проверки;

· ведение карточек расчетов (НП) с бюджетом;

· анализа финансово-хозяйственной деятельности предприятий (ФХД) НП;

· выездной документальной проверки;

· ведение нормативно – правовой документации;

· внутриведомственных задач;

· обработки документов физических лиц.

Подсистема регистрации НП связана с функцией своевременного и полного учета плательщиков налогов и платежей в бюджет. Она содержит полную информацию по всем налогоплательщикам, как юридическим, так и физическим лицам.

Слайд 7. С остав функциональных подсистем на примере муниципального уровня

регистрация предприятий;

камеральная проверка;

ведение лицевых карточек предприятий;

анализ состояния предприятия;

документальная проверка.

Слайд 8. АРМ

АРМ «Администратор» обеспечивает :

Защиту от несанкционированного доступа в систему;

Разделение функций пользователей системы;

Контроль и восстановление целостности информации, храня-щейся в базе данных;

Настройку программы в соответствии с параметрами налого-вой инспекции и средой функционирования;

Корректировку нормативно-справочной информации в соот-ветствии с особенностями налогообложения граждан в данном

Регионе и на основании изменений в законодательстве.

АРМ «Реестр физических лиц» обеспечивает :

Постановку на налоговый учет;

Снятие с налогового учета;

Присвоение идентификационных номеров налогоплательщикам;

Составление выходных документов по запросам пользователей.

АРМ «Бухгалтер» обеспечивает:

Формирование операций бухгалтерского учета;

Ввод платежей по налогам;

Ведение лицевых счетов налогоплательщиков;

Формирование выходных документов по лицевым счетам и

Статистической отчетности.

Слайд 9. Обеспечивающие подсистемы

Обеспечивающая часть включает информационное, техническое, программное и другие виды обеспечения, характерные для любой автоматизированной информационной системы организационного типа.

Информационное обеспечение включает весь набор показателей, документов, классификаторов, кодов, методов их применения в сис- теме налоговых органов, а также информационные массивы данных на машинных носителях, используемые в процессе автоматизации решения функциональных задач.

Техническое обеспечение представляет собой тех- нических средств обработки информации, основу которых состав- ляют компьютеры различной мощности и быстродействия, а также средства, позволяющие передавать информацию между различными, автоматизированными рабочими местами как внутри налоговых ор ганов, так и при их взаимодействии с другими экономическими объектами и системами.

Программное обеспечение представляет собой комплекс разно- образных программных средств общего и прикладного характера, необходимый для выполнения различных задач, решаемых налого- выми органами.

Автоматизированная информационная система налоговой служ- бы относится к классу больших систем. К ней, как и к любой подобной системе, предъявляется ряд требований: достижение целей соз-дания системы; всех элементов данной системы как в ее рамках, так и с другими системами; системность; декомпозиция и др.

Слайд 10. Обеспечивающие подсистемы АИС «Налог»

В настоящее время техническую основу информатизации в Федеральной налоговой службе составляют локальные вычислительные сети на базе персональных компьютеров типа IBM PC.

Основными операционными системами являются продукты фирмы Microsoft и в некоторых типа UNIX. В качестве систем управления базами данных используются FoxPro, Clipper, MS SQL Server, Access Informix, Oracle. Основные программные продукты функционируют по технологии «файл-сервер», то имеется локальная сеть с несколькими ПЭВМ.

Слайд 11. Функциональные возможности АРМ

АРМ «Регистрация предприятий»

АРМ «Камеральная проверка»

АРМ «КРСБ НП»

АРМ « ФХД НП»

АРМ позволяет реализовать следующие основные функциональные возможности :

- отбор налогоплательщиков для формирования плана выездных проверок на основе анализа ФХД;

Формирование различных документов (решений, требований и т. д.), используемых налоговыми органами в процессе проведения проверки на основе анализа ФХД;

Автоматизированный расчет пеней и штрафных санкций с учетом данных КРСБ налогоплательщиков в случае выявления нарушений налогового законодательства;

- учет сведений по проведенным встречным проверкам;

- автоматическое формирование различных форм отчетности налогового органа в соответствии с приказами ФНС;

- формирование ФПД для передачи сведений на вышестоящий уровень в соответствии с приказами ФНС.

Слайд 12. Информационное обеспечение автоматизированной налоговой системы

Единицами информационных потоков могут быть документы, показатели, реквизиты, символы.

Документы и содержащуюся в них информацию можно подразделить на следующие группы :

1) по месту составления:

входные (поступающие в инспекции);

выходные (исходящие из инспекции);

2) по срокам представления:

регламентированные - документы, для которых определен срок исполнения и представления;

· нерегламентированные – документы, исполняемые по запросам.

Слайд 13. Единая система классификации АИС «Налог»

АИС «Налог» должна использовать Единую систему классификации и кодирования информации , которая строится на основе применения:

общероссийских классификаторов :

· стран мира (ОКСМ);

· экономических районов (ОКЭР);

· объектов административно-территориального деления и населенных пунктов (СОАТО);

· органов государственного управления (СООГУ);

· отраслей народного хозяйства (ОКОНХ);

· видов экономической деятельности, продукции и услуг (ОКДП);

· валют (ОКБ);

· единиц измерений (СОЕЙ);

· лицензируемых видов деятельности (ЛВД);

· налоговых деклараций (НД) и др.

ведомственных классификаторов :

· форм собственности (КФС);

· организационно – правовых форм хозяйствующих субъектов (КОПФ);

· доходов и расходов бюджетов в РФ (КДРБ);

· типовых банковских счетов (КБС);

· банков (КБ);

· налоговых органов (НО);

· регистрирующих органов и др.

системных классификаторов :

· типов документов о регистрациях категорий земель, типов собственности, видов бюджета, типов налогов, групп банкротов и др.;

· типов объектов налогообложения (КОН);

· налоговых льгот (КНЛ);

· типов льгот по налогам (КТНЛ);

· штрафных санкций (КШС);

· идентификационных номеров налогоплательщиков (ИНН);

· системы обозначения государственных налоговых инспекций (СОГНИ).

Слайд 14. Идентификационный номер налогоплательщика

ИНН – физического лица представляет собой двенадцатизначный цифровой код, построенный по позиционной системе кодирования:

ТТ NN ХХХХХХ СС ,

где ТТ – код территории административно – территориального деления России;

NN – код территориальной налоговой инспекции, осуществившей поставку на учет налогоплательщика;

ХХХХХХ – собственно порядковый номер налогоплательщика;

СС – символ (контрольное число).

Слайд 15. Информация, направляемая органами представительной власти в ФНС

Органы представительной власти и управления направляют в Федеральную налоговую службу следующую информацию:

· распоряжения;

· законодательные акты о введении местных налогов;

· сведения о фактических поступивших суммах налогов и других платежей в бюджет.

Слайд 16.

Правоохранительные органы представляют данные о транспортных средствах, о сокрытии доходов, материалы по фактам нарушений, за которые предусмотрена уголовная ответствен-ность.

финансов обеспечивает материалы из проектов эмиссий, данные по отсрочке налогов, ежемесячные суммы налогов и других платежей в бюджет.

Банки и кредитные учреждения представляют платежные документы, данные о финансово-хозяйственных операциях плательщиков за финансовый год, об открытии или закрытии банковских счетов.

Слайд 17.

Федеральная налоговая служба делает представления на взыскание сумм с налогоплательщиков (акцизы, НДС), ежемесячно извещает о поступлении акцизов и НДС в Федеральный бюджет.

Региональные органы Федеральной налоговой службы представляют информацию, соответствующую правам доступа к ней, кредитно-финансовым органам, органам госстатистики, МВД.

Слайд 18. Выходная информация

Перечень выходных форм:

· Выписка из лицевого счета плательщика (сальдо нарастающим итогом).

· Баланс расчетов плательщика.

· Баланс расчета плательщика в разрезе бюджетов.

· Состояние расчетов плательщика.

· Состояние расчетов плательщика в разрезе бюджетов.

· Состояние расчетов плательщика по налогам в разрезе бюджета и др.

Слайд 19. Внутримашинное информационное обеспечение

Внутримашинное информационное обеспечение формирует ин-формационную среду для удовлетворения разнообразных профес-сиональных потребностей пользователей системы налогообложения. Оно включает все виды специально организованной информации для восприятия, передачи и обработки техническими средствами. Поэтому информация представляется в виде массивов, баз данных, банков данных.

Массивы содержащие остальную информацию, считаются постоянными (условно-постоянными). В переменных мас- сивах содержится следующая информация:

Данные оперативного контроля, обеспечения полноты и своевременности поступления налогов, сборов, других платежей и отчетности;

Результаты анализа и прогнозирования базы налогообложения и поступления налогов, сборов и других платежей;

итоги контрольной работы налоговых органов;

материалы правовой практики налоговых органов и т. д.

В постоянных массивах содержатся:

тексты законов, постановлений и указов Президента и Пра- вительства РФ, постановлений местных органов власти, других правовых актов;

тексты приказов, распоряжений и планов Федеральной нало- говой службы;

тексты организационно-методических документов;

классификаторы, справочники и словари, используемые в АИС «Налог»;

данные Государственного реестра предприятий и учетные дан- ные налогоплательщиков;

нормативно-справочная информация финансового, матери- ально-технического обеспечения, учета и движения кадров .

Слайд 20. Базы данных

Базы данных состоят из массивов.

Структурирование данных в информацион-ные массивы БД должно осуществляться согласно следующим тре-бованиям :

Объединения в единую БД данных, характеризующихся об-щим физическим смыслом и реализующих информационную технологию одного или нескольких взаимосвязанных процес-сов деятельности налоговых органов;

Полноты и достаточности обеспечения информацией должно-стных лиц налоговых органов в пределах номенклатуры дан- ных, содержащихся во входных документах;

организации данных в информационные структуры и управ- ления ими путем использования систем управления базами данных (СУБД) и обеспечения информационной совместимо- сти между различными базами данных;

организации данных в БД с учетом существующих информа- ционных потоков между объектами АИС «Налог» и внутри на- логовых органов;

обеспечения информационной совместимости с данными, по- ступающими с внешних уровней, с которыми взаимодействует данная система;

выполнение принципа системности и однократного ввода - данные, используемые несколькими задачами, должны быть структурированы в общесистемные структуры и поддерживаться средствами программного обеспечения.

Слайд 21. Профессиональные БД в налоговых органах

Функциональный и информационный состав БД зависит от спе-цифики каждого рабочего места и квалификации специалиста. К про фессиональным БД в налоговых органах относятся базы данных:

исходных и отчетных данных по налоговым поступлениям в разрезе разделов и параграфов бюджетной классификации, бюджетов, территорий, временных периодов по регламенти- рованным отчетным формам;

оперативных данных по налоговым поступлениям;

писем, прецедентов, ответов, предложений по налоговому за конодательству;

производных и интегрированных данных на основе отчетных форм;

документов внутреннего пользования различного назначения и т. д.

Слайд 22. Порядок действия налоговых органов

Налоговый действует в следующем порядке :

В течение суток (без учета выходных и праздничных дней) с момента получения отчетности в электронном виде:

· подтверждает подлинность электронной подписи налогоплательщика;

· формирует квитанцию о приеме отчетности в электронном виде (т. е. заверяет полученную отчетность электронной подписью налогового органа) и направляет ее налогоплательщику;

· проверяет полученную отчетность на соответствие утвержденному формату и формирует протокол входного контроля отчетности;

· направляет налогоплательщику протокол входного контроля.

Слайд 23. Защита информации при представлении отчетности

Защита информации при представлении отчетности по электронной почте будет обеспечиваться комплексом организационных и программно-технических мер.

Организационные меры по обеспечению информационной безопасности предполагают регламентацию взаимоотношений участников обмена информацией и строгое соблюдение порядка обмена электронными документами при сдаче налоговых деклараций и форм отчетности.

Слайд 24. Преимущества электронной системы

Подключение к системе безбумажной технологии предоставляет налогоплательщику ряд существенных преимуществ:

· экономию времени, затрачиваемого на представление отчетности, так как отпадает необходимость поездки в налоговую инспекцию и стояния в очередях;

· расширение временных рамок сдачи отчетности – файлы можно отправить в любой час (круглосуточно) и любой (без выходных) до 24 часов последнего дня сдачи отчетности;

· сокращение ошибок при подготовке отчетности за счет средств выходного контроля. Налогоплательщику предоставляется возможность подготовки отчетности в стандартном формате с контролем правильности заполнения и проверкой актуальности версии заполняемой формы;

· гарантированное подтверждение доставки отчетности, которое имеет юридическую силу в спорных ситуациях;

· исключение технических ошибок (данные проходят входной контроль и автоматически разносятся по лицевым счетам) и повышение оперативности обработки информации;

· оперативное обновление форм отчетности по электронной почте.

Слайд 25. Система «Консультант Плюс»

«Консультант » – это знаний , которая необходима и налоговым инспекторам, и бухгалтерам.

Программа включает блоки :

· для работы с законодательством «Консультант + », вносятся все актуальные изменения в актах;

· «Консультант + Российское законодательство» – все нормативно-правовые акты по бухгалтерскому учету и налогообложению

· Консультант «Бухгалтер» версия «Проф» – корреспонденция счетов, нормативные документы для бухгалтера, консультации в режиме вопрос-ответ по применению законодательства.

Слайд 26.

Значительное место в информационном обеспече- нии АИС «Налог» занимают информационно-справочные системы.

Для их функционирования создают базы данных :

по законодательным и нормативным актам по налогообло-жению;

инструктивных и методических материалов;

по общеправовым вопросам.

Базы данных функциональных подсистем содержат следующие сведения:

Подсистема «Регистрация предприятий» - наименование налогоплательщика, идентификационный номер, местонахождение, дата государственной регистрации, форма собственности, организационно-правовая форма, данные об учредителях и уставном капитале и др.;

Подсистема «Камеральная проверка» - результаты анализа бухгалтерской и налоговой отчетности организаций, сведения о выявленных в процессе камеральных проверок нарушениях налогового законодательства, информация об учетной политике организации-налогоплательщика и др.;

подсистема «Ведение лицевых карточек предприятий» - данные о недоимках по налогам, об излишне перечисленных средствах, об отсрочках и рассрочках платежей в бюджет и др.;

Подсистема «Документальная проверка» - номер и дата акта документальной проверки, сроки проведения проверки, период, за который проводилась проверка, характер выявлен-ных нарушений, суммы доначисленных (уменьшенных) нало-гов и санкций за нарушение налогового законодательства и начисленных пенях и др.

Слайд 27. Состав комплекса «Спринтер»

В состав комплекса «Спринтер» входят:

программный модуль выгрузки «1С: Налогоплательщик», пред- назначенный для выгрузки документов бухгалтерской и налого- вой отчетности из баз данных бухгалтерских программ семейства «1С: Предприятие 7.7» или ввода этих документов вручную;

клиентская программа электронной почты « DiPost », обеспечи- вающая обмен подписанными ЭЦП и зашифрованными сооб- щениями между рабочими местами и серверами электронной почты;

модуль контроля и визуализации « Box Changer », который обес- печивает выходной контроль файлов отчетности и возмож- ность их просмотра налогоплательщиками;

программа «Референт», которая предоставляет налогопла- тельщику информацию об отправленных файлах отчетности, а также о полученных подтверждениях оператора и протоко-лах входного контроля;

программа «Запросы», обеспечивающая налогоплательщику возможность получения по своему запросу информационных выписок о состоянии расчетов с бюджетами различных уровней.

Слайд 28.

Программа «1С: Налогоплательщик» представляет собой одну из программ семейства «1С: » и поставляется в специали- зированной конфигурации, предназначенной для автоматизации передачи сведений как в бумажном, так и в электронном виде в ин-спекции Федеральной налоговой службы, отделения Пенсионного фонда России, другие внебюджетные социальные фонды, органы статистики.

Программа решает следующие задачи :

формирование файла сведений о доходах физических лиц, предназначенного для передачи в инспекции налоговой службы;

подготовку и формирование форм налоговой, бухгалтерской и статистической отчетности организаций;

формирование анкетных данных застрахованных лиц и инди- видуальных сведений застрахованных лиц для передачи в отде- ления ПФР;

ведение налоговых карточек физических лиц, получающих до- ходы на предприятии;

ведение списка документов «Справка о доходах физического лица»;

формирование «Справки о доходах физического лица» для вы- дачи на руки физическим лицам.

Слайд 29.

Состояние АИС «Налог» в целом можно характеризовать следующим :

· информационные технологии в федеральной налоговой службе России развиваются в направлении создания единой системы на основе взаимосвязи рабочих процессов и информационного сервиса с использованием передового опыта зарубежных стран;

· созданы прототипы основных информационных сервисов для поддержки рабочих процессов налогового администрирования;

· унификация и стандартизация рабочих процессов налогового администрирования способствует устойчивости информационной системе Федеральной службы РФ;

· четкое и тесное партнерство между методологическими подразделениями и IT-службами – эффективности налоговой системы;

· система телекоммуникации является важным звеном системы налоговых органов;

· организация защиты информации основывается на базе технологических решений и рекомендаций Службы специальной связи и Гостехкомиссии;

· в рамках реализации работ 2-го Проекта модернизации налоговых органов ФНС РФ:

– продолжены работы по развитию таких подсистем автоматизированной информационной системы для межрайонных инспекций по централизованной обработке данных, как: система подготовки и обмена налоговой информации (СПОНИ), система обработки налоговой информации (СОНИ); начаты работы по созданию подсистемы обслуживания налоговых инспекций (СОИМНС).

– во многих территориальных инспекциях ФНС РФ осуществляется внедрение программного комплекса местного уровня ( “клиент-сервер”).

Слайд 30.

Слайд 31.

Слайд 32.

Слайд 33.


Слайд 34.

Слайд 35.

Вопросы для самоконтроля

1.Какова иерархическая структура системы органов налоговой служ-бы РФ?

2.Охарактеризуйте функции, выполняемые органами налоговой службы низового уровня.

3.В чем состоят цели функционирования АИС «Налог»?

4.Опишите структуру АИС «Налог». Перечислите состав обеспечи-вающей части.

5.Каков состав функциональной части АИС «Налог»?

6.Покажите на примере налоговых инспекций и районов по-рядок реализации задач функциональных подсистем АИС «Налог».

7.Дайте АРМ. Перечислите состав АРМ, организуемых в налоговых инспекциях.

8. состав внемашинного обеспечения АИС «Налог»?

9.Какие классификаторы используются в налоговой системе?

10. Перечислите состав внутримашинного обеспечения АИС «Налог».