Биография юрия куклачева. Биография юрия куклачева Дрессировщик кошек куклачева

Б росив родных, в последний день ушедшего 2015 года он сел в самолет до Кольцово. Потому что в этот день для него было важно встретиться и поговорить с воспитанниками колонии для несовершеннолетних в маленьком городке Кировграде. Объясняя смысл этого поступка, Юрий Куклачев пересказывает всю свою жизнь. И у этой истории нет ничего общего с красивой сказкой про веселого клоуна и его кошек.

В холодном зале клуба воспитательной колонии для несовершеннолетних никто сперва даже не замечает низкорослого седого мужчину. Здесь ждут клоуна Куклачева, а он на него совершенно не похож. Но это он.

И когда он начинает говорить, тут же упирается в стену непонимания: холодные, злые взгляды исподлобья ждут от него нудных нравоучений и заранее выставляют блок. Но через считанные минуты барьер пропадает. И это вопреки тому, что клоунады не будет. Не будет и дрессированных кошек. Будет простая беседа по душам.

«Я просто хочу, чтобы, когда моя внучка вырастет, никто из вас её не обидел», - Куклачев честно сознается в том, зачем он из года в год ездит по детским колониям с такими вот «Уроками доброты». Иногда он срывается на крик, иногда он позволяет себе обзывать собравшихся «Бобиками»: «Потому что если вы сегодня не будете думать о том, чего вы хотите добиться, завтра у вас будет пустота. И эту пустоту за вас заполнят другие. А вы, как собачка, как Бобик, будете бегать за ними, хвостом вилять и ждать, где сахарок дадут!»

Но ему это прощают, потому всё, что он рассказывает, - это и про его жизнь тоже, объясняет сам Куклачев:

31 декабря мне говорили: «Юрий Дмитриевич, праздник же, стол уже накрыт, ну куда ты поедешь?» А я отвечал: «Нет. Не останусь. Мне надо к ребятам, чтобы они услышали меня, поняли». Я пришел не для того, чтобы чему-то учить, читать нравоучения. Нет. Это бесполезно. Я пришел рассказать о своей жизни.

Родился я после войны. Время было тяжелое. Всё время кушать хотелось. И родился я не в актерской семье. Всего добился сам. Своим трудом. Я хочу передать этот опыт, чтобы ребята тоже начали работать над собой.

Мне было семь лет, когда дядя Вася мне сказал: «Юра, скажи мне, для чего ты пришел в этот мир?» Я на него посмотрел как на идиота. Как для чего? Для того чтобы жить. А он меня спрашивает: «Это понятно. Но кем ты хочешь быть?» А я не знал. И он говорит: «Так вот. Ты сегодня не спи. Ты думай, кем ты в жизни станешь». Я до сих пор вспоминаю это как кошмарный сон. Я вдруг понял, что я живу зря. Я ночь не спал. Я начал мысленно проигрывать разные профессии, примерять их на себя. И очень много, очень долго об этом думал.

Однажды отец принес домой телевизор «КВН». Включил. И как раз показывали Чарли Чаплина. Мне так понравилось! Я так хохотал! В какой-то момент вскочил и начал сам пытаться что-то за ним повторять. Услышал смех, кто-то засмеялся. И мне так тепло стало от этого смеха, так радостно, что я сказал: «Я нашел! Себя нашел!» Я понял, что я буду в жизни делать, нашел дело, которое моему сердцу приятно. Клоуном стану! Поставил цель. Мне было восемь лет. И с этого момента я к этой цели шёл: преодолевал себя, работал над собой. Такова моя миссия. Я обязан был её выполнить.

Вообще мы все пришли в этот мир, чтобы выполнить свою миссию. Мы все - избранные. Ещё совсем недавно мы были крохотными головастиками, которые наперегонки с миллионами своих братьев и сестер мчались к спасению, пытались выжить. И выжили. Вдумайтесь: 22 миллиона таких же, как вы, головастиков просто смыли в унитаз. А вам Господь дал возможность, разрешил продолжить жизнь. И потому никто из нас не имеет права тратить жизнь впустую.

Миссия каждого - найти в себе свой дар, найти возможность своим трудом принести пользу людям. Мне повезло. Я нашёл. Но это не значит, что дальше всё было легко и просто. Да, я мастер, я люблю свою работу, я умею её делать, я единственный такой во всём мире. Но этого я добился сам. У меня до сих пор мозоли на руках.

Я в цирковое училище поступал семь раз. Меня не брали. Объясняли: «Молодой человек, вы посмотрите на себя. Ну какой вы клоун?» Унижали. Смеялись надо мной. В лицо мне хохотали. А я с четвертого класса, год за годом, упорно пытался.

И вот сижу я однажды дома после очередной провальной попытки попасть в это училище. Подавленный, униженный, обсмеянный. Приходит отец и говорит: «Ну что, сынок, приняли?» А я отвечаю: «Папа, в меня никто не верит». Он говорит: «Ты ошибаешься. Я знаю человека, который верит в тебя. Это я, твой отец».

Он меня тогда спас. Я понял, что нет силы больше, чем та, что у меня внутри. Моё желание стать клоуном настолько велико, настолько я в себе уверен, что никто не сможет меня сломать. Я взмолился. Во Вселенную, туда, вверх, я каждой частичкой своего тела послал сигнал: «Господи, помоги мне! Помоги мне осуществить мою мечту! Помоги стать тем, кто я есть!»

И буквально через два дня в троллейбусе я встретил девочку, которая играла в народном цирке. Это любительский цирк, художественная самодеятельность. Я и знать о таком не знал. Но вот так случайный разговор в общественном транспорте направил меня.

Она меня привела в спортивный зал, где было всё: трапеции, маты, повсюду там прыгали, жонглировали, по проволоке ходили. Я подумал: слава Богу, вот оно, я попал куда должен был.

И я начал заниматься. Молча, упорно, ежедневно работать над собой. В 16 лет я победил на конкурсе художественной самодеятельности, посвященном 50-летию советской власти. Я стал первым клоуном Советского Союза. И вот тогда-то меня взяли в цирковое училище. Я своего добился.

Казалось, всё, трудности позади. Но нет. Дальше испытаний было ещё больше. Меня приняли досрочно - в марте, хотя вступительные экзамены только в июле. Но как только приняли - случилась беда: на тренировке упала банка и разрезала мне ногу. До кости. Перерезала мне большой берцовый нерв. Значит, всё. Нога, говорили врачи, скорее всего, на всю жизнь останется бесчувственной.

Мне сделали операцию. И говорят: «Теперь надейся. Если нога начнет болеть, значит нерв восстанавливается. А если нет - прости, останешься инвалидом». И вдруг у меня пошли боли. Бились когда-нибудь локтем об угол? Помните эту резкую, обжигающую боль? Болело так же. Только не одну секунду, а постоянно, непрерывно. Ужасная боль начиналась у стопы и поднималась по телу к шее, душила меня. Всё сильнее и сильнее.

Мне выписали обезболивающий укол. Морфий. Наркотик начали мне колоть в 16 лет. И я подсел. Помню, как было хорошо, как изо дня в день я улетал, как ждал этого укола, как зависел от него. Хорошо, что мать пришла. Увидела меня и испугалась: «Сынок, что с тобой? Что они здесь с тобой делают?» И когда она узнала, что мне колют, сказала: «Ты хотел быть артистом? Ты им никогда не станешь! Тебя уже после трех уколов тянет к этому наркотику. А они тебе 15 инъекций прописали. Ты так подсядешь, что никогда уже никем не станешь, ты исчезнешь, никогда ничего не добьёшься. Если хочешь выбраться - терпи». Ушла в слезах.

Наступила ночь. Я терпел. Медсестры приходили. Предлагали укол. Я отказывался. А боль всё усиливалась, я горел весь, дышать не мог. Но терпел, боролся с этим ужасом. К шести утра только провалился в сон. Но в ту ночь я победил. Потому что у меня была цель в жизни. Я ради неё решил: «Умру, но не буду наркоманом. Я должен стать артистом. Другого пути нет».

С тех пор я даже не выпиваю. Вообще ни грамма. Потому что это мешает достижению моей цели. А важнее нее нет ничего.

Но в училище я пришел на костылях. Четыре года меня пытались исключить как профнепригодного. Им не нужен был инвалид. В итоге написали коллективное письмо с просьбой выгнать меня, передали его директору училища. Он собрал комиссию. Позвал меня. Я прибежал и прошу его: «Не исключайте меня! Я хочу учиться!» Он посмотрел на меня, взял эту бумажку и в присутствии комиссии, на глазах у всех тех, кто требовал моего исключения, порвал её: «Иди сынок, учись». Комиссия зашипела, конечно: «Как же так?» Но он меня защитил, заявил им: «Пока я здесь, мальчик будет учиться. У него сердце клоуна».

Только благодаря ему я закончил училище. Стал клоуном. Обычным ковёрным клоуном. Я владею всеми жанрами. Но я был таким же, как все остальные. Ничего особенного. И меня никуда на работу не брали. Потому что и без меня очередь стоит: народные артисты, дети народных артистов… А я кто? Никто.

И я опять обратился к Господу. И он снова помог. Послал мне тощего, мокрого, жалкого, слепого котёночка. Я его на улице нашёл. Хотел мимо пройти. Но он так жалобно кричал, что сердце не позволило мне его бросить. Принес домой, отмыл, накормил. И он остался у меня. Вместе с ним в дом пришла любовь. Но главное - он помог мне ещё раз найти себя. Я решил: «Ну конечно! Правильно! Никто ведь до меня с кошками номер не делал! Никто во всём мире не знает, как их дрессировать».

Я попробовал. Не получалось. Но я настырный. Я разработал свою программу, подошёл к вопросу не так, как все, а по-другому: не стал кошку ломать, заставлять её делать что-то. Я стал за ней наблюдать, искать то, что ей самой нравится. Короче, не я её, а она меня дрессировать стала.

Пришел как-то домой, а кошки нет. Пропала. Искал-искал, нашел на кухне, в кастрюле. Вытащил её оттуда - она обратно. И тут я сообразил. Вот оно! Вот мой номер! Так появился «Кот и повар». Мы с этим номером исколесили весь мир. Все призы, какие есть в мире, получили.

Я ушёл из цирка и создал свой театр. Но и это было непросто. Идея была, номера были, а помещения не было. В 1990 году мне из США прислали контракт. Позвали туда работать. А я так не хотел уезжать! Ситуация безвыходная. И всё бы пропало, если бы однажды я не соскочил с кровати в семь утра. Внутренний голос меня разбудил:

Чего лежишь? Вставай срочно и беги!
- Куда бежать-то?
- В Моссовет беги.
- Почему в Моссовет?
- Не спрашивай, езжай. Время уходит!

Поймал машину. Уехал. Вхожу в здание - и тут же встречаю мэра. Говорю: «Здравствуйте! Помогите. Мне контракт пришел, в Америку зовут работать. Я ведь уеду. И не вернусь. Дети там учиться будут, домом там обзаведусь, хозяйством. Не смогу уже вернуться никогда. А я хочу здесь остаться. Ради бога, дайте мне помещение». Он к каким-то своим подчиненным поворачивается и внезапно говорит: «Да дайте вы ему кинотеатр».

Честное слово, так и было. Ни рубля взяток я не платил, ни шоколадки, ни бутылки шампанского никому не сунул. А мне дали 2 тыс. кв. м. в центре Москвы, напротив Белого дома. Нашлись добрые люди. За два дня мы сделали сцену. И начали выступать.

Театру уже 25 лет. Я его очень люблю. Он прекрасен - такой, каким я его видел в своих мечтах. Я сделал это, потому что за 25 лет не дал никому украсть ни копейки. Я, как зверь, сидел на каждом рубле, чтобы ничего мимо театра, чтобы всё в дело шло.

У меня здание забирали. Уже в двухтысячных один банкир на мой театр покусился. Времена были уже другие. Захватчики отбирали у меня имущество интеллигентно, через суды. Работали так красиво, что комар носа не подточит. Но мы театр отстояли. Хорошие люди помогли. А тот банк, что на него покушался, оказался первым, у кого забрали лицензию. Бог помог.

Бог - в каждом из нас. Он разговаривает с нами через нашу совесть. Если вы её слышите, значит всё в порядке. А если нет - беда вам. У гробовой доски она подойдёт, возьмёт за шею и скажет: «Ну, как ты, дружок, прожил без меня?»

Помните того олигарха, который родился в России, образование здесь хорошее получил, ум, связи нажил, но потратил их на то, чтобы обманывать и грабить? Помните его? Помните, как он в Англию уехал? Вот там-то его совесть и придушила. В последний момент его жизни вся мерзость, которую он же породил, набросилась на него. Вот тогда он понял: яхты, дома, миллионы награбленные с собой не заберёшь. Ты пришел в этот мир голенький, голеньким и уйдешь. Тебя черви сожрут - и тело твоё, и душу. Кроме ненависти, грязи и дерущихся за наследство детей он ведь не оставил ничего.

Потому важно, чтобы каждый из нас нашёл себя, понял свою миссию и жил честно.

Слушайте своё сердце, но не ждите, что всё будет легко.

Будет очень тяжело.

Потому что просто так ничего не даётся.

Выступил на Всесоюзном смотре художественной самодеятельности и был удостоен звания лауреата. На заключительном концерте смотра, который проходил в Цирке на Цветном бульваре, на юношу обратили внимание специалисты и пригласили в цирковое училище.

В 1971 году Куклачев окончил Государственное училище циркового и эстрадного искусства (с 1987 года — Государственное училище циркового и эстрадного искусства им. М. Н. Румянцева (Карандаша). В 1979 году — театроведческий факультет Государственного института театрального искусства (ныне Российский университет театрального искусства — ГИТИС).

Юрий Куклачев — почетный профессор Московского государственного университета культуры и искусств, почетный профессор Белорусского государственного университета культуры и искусств. Народный учитель России. Член союза писателей России.

Супруга Юрия Куклачева, Елена, актриса, работает в Театре кошек. У них трое детей: сын Дмитрий — артист Театра кошек, дочь Екатерина — художник Театра кошек, сын Владимир — артист балета.

Материал подготовлен на основе информации открытых источников

Юрий Дмитриевич Куклачёв. Родился 12 апреля 1949 года в Подрезково Химкинского района Московской области. Советский и российский артист цирка, клоун, дрессировщик кошек. Заслуженный артист РСФСР (1980). Народный артист РСФСР (1986). Создатель единственного в мире Театра кошек.

Юрий Куклачёв родился 12 апреля 1949 года в Подрезково Химкинского района Московской области в семье инженеров.

Отец - Куклачёв Дмитрий Семёнович (1924-1995).

Мать - Куклачёва Валентина Ивановна (1928-2005).

В детстве о цирке он не думал. Сначала мечтал стать летчиком, однако у него оказался слабый вестибулярный аппарат. Когда в семье появился телевизор, мальчик как-то увидел выступление и стал копировать его движения. Он вспоминал: "Я вскочил, повторил, и все домашние просто покатились со смеху. И я такую сладость на сердце испытал. Значит, мое".

Участвовал в самодеятельности, благодаря которой пришел к желанию стать цирковым артистом. Куклачев рассказывал: "А в цирк попал случайно - участвовал во Всесоюзном смотре художественной самодеятельности. Последнее выступление проходило в Цирке на Цветном бульваре".

Он загорелся стать клоуном, чтобы смешить людей. Однако дорога на арену цирка оказалась весьма тернистой. Юрий в течение семи лет каждый год пытался поступить в цирковое училище, но безуспешно.

В 1963 году поступил в московское профессионально-техническое училище №3, где учился на печатника. Далее работал в типографии «Молодая гвардия». При этом параллельно по вечерам занимался в народном цирке при Доме культуры «Красный Октябрь».

В 1967 году стал лауреатом Всесоюзного смотра художественной самодеятельности. На заключительном концерте Всесоюзного смотра, проходившем в Цирке на Цветном бульваре, Юрий Куклачёв был отмечен специалистами и наконец-то приглашён в Государственное училище циркового и эстрадного искусства. Педагогом группы был клоун Николай Кисс.

В 1971 году окончил цирковое училище по специальности «клоун-пародист-акробат» и стал артистом Союзгосцирка, в котором проработал до 1990 года. Поначалу выступал под псевдонимом Василёк. Цирковой образ Куклачёва - простодушный и лукавый клоун-скоморох, человек из народа в стилизованной русской рубахе.

В середине 1970-х ему удалось найти свою «фишку», сделавшую его номера уникальными, а именно - сделать артистом цирка кота. И это при том, что кошки считаются животными, которых крайне сложно дрессировать - её практически невозможно заставить делать то, чего она делать не хочет.

Как рассказывал артист, идея пришла случайно: "Я все время думал, что можно сделать такого, чтобы чем-то отличаться от других цирковых артистов. И вот однажды я возвращался домой под проливным дождем. На дороге передо мной возник комочек. Это был котенок. Я решил пройти мимо, а как оглянулся, так и сердце зашлось. Он с грустью смотрел мне вслед. И тут я понял, что если не заберу его с собой, то он погибнет. Принес этого дрожащего бедолагу домой. Он был грязный, весь в блохах, но самое страшное, что глазки у него были залиты гноем". Найденыша они с женой назвали Кутей. Кот оказался очень смышленым. "Он ходил за мной, как Муму за своим спасителем. Повторяя каждое движение, льнул к ногам. Так появился первый наш номер", - рассказывал Куклачев.

Позже он подобрал кошку: "Сорванцы дергали беднягу за уши и хвост. Жаль его стало. Я попросил ребят отдать котенка мне, а взамен пригласил на представление. Так появилась у нас кошечка Стрелка". Правда, Кутя, приревновав хозяев к новой питомице, сбежал и найти его не смогли.

Стрелка в доме Куклачевых любила спать в кастрюле. Клоун несколько раз вытаскивал её оттуда, но та упорно залезала обратно. И он превратил это в цирковой номер, который назвал «Кот и повар». Далее его кошачья труппа пополнилась ещё одной кошкой - Ромашкой, а также мальтийской болонкой по кличке Паштет. Это позволило создать новые номера с участием нескольких животных.

По словам артиста, для того, чтобы добиться результата в работе с кошками, нужно обладать знанием их повадок, терпением, умением отмечать и учитывать индивидуальные возможности каждого животного и с помощью позитивной мотивации активизировать их.

Номера с дрессированными кошками принесли Куклачёву всесоюзную известность; вскоре его стали отправлять и на зарубежные гастроли. В 1976 году в Канаде ему вручили награду «Золотая корона клоунов» и диплом «За гуманное отношение к животным и пропаганду гуманизма».

В 1980 году Куклачёв был удостоен премии Ленинского комсомола и почётного звания «Заслуженный артист РСФСР».

В 1984 году окончил театроведческий факультет Государственного института театрального искусства.

В 1985 году на престижном Международном цирковом фестивале в Монте-Карло Юрий Куклачёв был удостоен второй награды - «Серебряного клоуна».

В 1986 году, после выпуска программы «Цирк в моём багаже» Юрию Куклачеву было присвоено почётное звание «Народный артист РСФСР». "Клоун не тот, кто смешит, а кто заставляет задуматься. Моя работа, как острие шпаги, пронзает", - говорил он.

В 1990 году в здании бывшего театра «Призыв» на Кутузовском проспекте Куклачев открыл частный Театр кошек - первый в мире. Также в репризах участвуют и собаки. В 2005 году Театр кошек Куклачёва получил статус государственного.

За долгие годы карьеры Юрием Куклачёвым поставлены такие спектакли как: «Похитители кошек», «Принц Щелкунчик и Крысиный король», «Кошки из Вселенной», «Королева кошек», «Цирк в моём багаже», «Кошки, клоуны и любовь», «Мои любимые кошки», «Кот в сапогах», «Олимпиада кота Бориса», «Кошкин дом», «Ледяная фантазия» и многие другие, имевшие огромный успех у публики.

По словам Юрия Куклачева, однажды кошка спасла ему жизнь. Это было в Японии. Они показывали кошечку гостям, и вдруг до этого ласковая и послушная киска дико заорала и бросилась на улицу. Все выбежали за ней. А через две секунды случилось землетрясение. Дом, где они находились, рухнул.

В 2005 году семьёй Куклачёвых был основан Региональный общественный фонд содействия культурному и духовному воспитанию подрастающего поколения имени Ю.Д. Куклачева.

Один из важнейших для Куклачева проектов - это программа «Школа доброты», которую он разработал для занятий с детьми в начальных классах. Он пояснял: "Много лет выступая с кошками, я понял, что доброта - это особая энергия, которая обладает необыкновенным свойством: если ты даришь её, то не теряешь, наоборот, приобретаешь ещё". В рамках проекта разработаны методические пособия для занятия с детьми в начальных классах и проводятся детские культурно-образовательные и развлекательные мероприятия под названием «Уроки доброты». "В этих книгах я поднимаю очень серьёзные вопросы: как важно научиться слушать, как побороть обиду и для чего необходим страх. Размышляю о мозге и его возможностях. Даю детям упражнения для саморазвития и рассказываю, как сохранить в себе всё самое человеческое и доброе", - говорил артист.

Юрий Куклачёв

Рост Юрия Куклачева: 168 сантиметров.

Личная жизнь Юрия Куклачева:

Жена - Елена Исааковна Куклачёва (в девичестве Гурина; род. 4 января 1948 в Москве). Они познакомились в 1970 году, когда он был ещё студентом циркового училища, Елена - танцовщицей, занималась в Студии в Ансамбля народного танца И.А. Моисеева.

Вскоре они поженились и Елена стала ассистировать мужу на выступлениях. В настоящее время работает в Театре кошек.

В браке родилось трое детей: Дмитрий (род. 5 августа 1975 года), Екатерина (род. 18 ноября 1980 года), Владимир (1983 г.р.). Когда родился старший сын, они узнали, что у него аллергия на кошачью шерсть. Но несмотря на это смогли побороть болезнь.

"Своих детей я воспитывал по тому же принципу, по которому воспитываю кошек. Главное - наблюдать за ними, подсматривать их способности и развивать их, но ничего не навязывать. Дети выросли творческими личностями", - рассказывал Куклачев.

Старший сын - Дмитрий Куклачёв - в 1994 году окончил Государственное училище циркового и эстрадного искусства, а в 2002 году режиссёрский факультет ГИТИСа. В 2009 году получил звание «Заслуженный артист Российской Федерации». Артист и первый заместитель художественного руководителя Театра кошек. Жена Дмитрия Куклачёва Марина также работает в Театре кошек, почётный деятель искусств города Москвы.

Дочь - Екатерина Куклачёва - в 2003 году окончила Московский государственный текстильный университет имени А.Н. Косыгина. Главный художник, заместитель художественного руководителя по общим вопросам Театра кошек Куклачёва, рисует кошек.

Младший сын - Владимир Куклачёв - окончил Академию балета (класс П.Е. Корогодского), работал солистом Балетного театра Панова в Израиле. После окончания карьеры танцовщика работает артистом в Государственном Театре кошек Куклачёва.

О своей жене артист говорил: "Лена - именно такая жена, какая была мне нужна. И тенью на фоне знаменитого мужа не стала. Только я знаю, как порой ей было тяжело - театр, дом, трое детей все-таки".

Юрий Дмитриевич живёт в большом доме в Троице-Лыкове. Верхний этаж отдан его любимым кошкам. "Никогда не надо отгонять кошку, если она к вам приблудилась. Есть такое поверье, что, когда кошка приходит в дом, она приносит счастье и отводит беду" , - говорил Куклачев.

Любит анекдоты о себе. Часто рассказывает их сам.

- "Вы слышали, что Куклачев упал с 15 этажа?" - "Ну и что?" - "Так лапку ушиб".

- "Куклачев идет с котом по пустыне, вдруг вылетает самолет и начинает стрелять: "Ды-ды-ды-ды". Они в кусты спрятались, самолет стрелял-стрелял, и улетел. "Фух, - выходит Куклачев. - Слава богу, пронесло". Кот: "Меня тоже пронесло".

Фильмография Юрия Куклачева:

1980 - С улыбкой доброй... (документальный)
1982 - Комсомол, Любовь и Весна (документальный)
1983 - А также цирк (документальный)
1986 - Микко из Тампере просит совета (Mikko from Tampere Is Asking for Advice) - Юрий Куклачёв (озвучил Михаил Кононов)
1986 - Выше Радуги - Иван Иванович (озвучил Михаил Кононов)
1993 - Только кошки (документальный)


Юрий Куклачев известен созданием необычного театра под названием «Кошкин дом». Здесь главными действующими героями и актерами являются кошки. Он снимался в кино, работал клоуном и дрессировщиком. Куклачев является обладателем званий «Заслуженный артист РСФСР» и «Народный артист РСФСР», а также многих других.

Детские годы

родился 12 апреля 1949 года в Чеховском районе Московской области. Родители его (Дмитрий Семенович и Валентина Ивановна Куклачевы) были простыми рабочими. Несмотря на известность фамилии, к знатному роду Юрий не принадлежал и не был продолжателем профессии.

Куклачев с детства мечтал стать клоуном. Именно это стремление дало ему силы на протяжении 7 лет пытаться поступать в цирковое училище. Каждый раз ему отвечали строгим «нет», ссылаясь на отсутствие таланта. Может быть, именно это и стало толчком к тому, чтобы доказать всем, как они ошибались.

Молодой человек учился в средней школе. После окончания восьми классов он решает поступить в ПТУ. Параллельно работает в типографии, а вечера проводит в цирке. Здесь он начал изучать азы мастерства под руководством именитых Зингера и Фридмана. Именно в этот период он занимается развитием и созданием номеров, сценок, активной работой над собой.

Первая победа

Результаты трудов появились уже в 1967 году. В этот год в Москве проходили соревнования артистов циркового жанра. Первой победой становится выигрыш на местном уровне, а позднее и на всесоюзном. Куклачеву присваивают титул первого клоуна народных цирков.

Благодаря победам молодого человека приглашают выступить на сцене Московского цирка в роли клоуна.

Цирковое училище

В возрасте 16 лет молодой Юрий становится наконец студентом циркового училища. Но и здесь судьба преподносит ему сюрприз-испытание - он ломает ногу. По этой причине студента хотели отчислить по статье о профессиональной непригодности, но сообразительность и природный талант помогли доказать, что Куклачев попал сюда не зря. Молодой человек придумывает много новых номеров, где использует свою травму себе во благо. Он создает номер с жонглированием шляпой, шарами и другими предметами. Позднее он придумывает номер под названием «эквилибрист на покатушках», где тоже отличается оригинальностью, используя новые предметы. Смекалка и настойчивость помогают ему получить признание не только среди сверстников, но и среди педагогического состава училища. Оканчивает Юрий учебное заведение с дипломом клоуна, коверного акробата.

Первая любовь и признание публики

Вскоре после окончания училища Юрий Куклачев (фото которого представлено выше) знакомится со своей первой любовью. Звали девушку Елена, и она работала танцовщицей. Благодаря ее артистическим навыкам паре удается создать множество новых номеров, которыми они радуют публику. Недовольным остаётся только Юрий. Ему хочется чего-то нового, другого, хочется придумать нечто необычное.

Первая встреча с пушистым другом произошла у Куклачева случайно. Он просто нашел на улице бездомного котенка, которого из жалости забрал домой. Новому другу клоун дал имя Кутька. Но остаться надолго малышу в доме артиста не пришлось, поскольку соседка потребовала избавиться от надоедливого животного. Так Кутька попал в цирк. Именно он и стал первым «подопытным» артиста. стал заниматься дре ссировкой питомца и созданием новых номеров. Первой цирковой звездой стала кошка по кличке Стрелка. Она совершенно не боялась сцены, как будто свет и шум аплодисментов ей были всегда знакомы.

Выступления с кошками стали той недостающей изюминкой для Куклачева. До него никто не пробовал ставить номера с кошками. Общепринятым было мнение, что эти животные не поддаются дрессировке. То, что не удалось другим, смог .

Свою способность найти общий язык со столь свободолюбивыми и строптивыми животными цирковой артист объяснял дружбой с ними и отсутствием дрессировки. Он внимательно относился к талантам и способностям каждого подопечного, стараясь развить их, создавая для этого необходимые условия. Именно чуткое отношение к кошкам позволяет ему сейчас за несколько минут понять не только их настроение и характер, но и особенности и таланты.

Артист выделяет несколько типов характера пушистых питомцев: баловень или привереда, гимнаст-верхолаз, агрессор и другие.

Юрий Куклачев: театр кошек

Возможность открыть частный театр появилась у известного артиста в 1990 году. Цирк Юрия Куклачева - это первый и единственный театр подобного рода. Здесь главными актерами стали пушистые друзья артиста - кошки. Со своими ручными подопечными он объездил не только бесчисленные города России, но и города Европы, Америки и Азии. Юрий Дмитриевич создал немало самостоятельных программ («Кот в сапогах», «Похитители кошек» и другие), которые также получили всемирное признание.

Съемки в кино

Первую роль в кино Юрий Куклачев получил в 1980 году. Начальными его работами стали роли в документальных фильмах о цирке. Спустя шесть лет артист попробовал новый для себя жанр в кинематографе - комедию («Выше радуги»). Он участвовал в советско-финской работе под названием «Микко из Тампере просит совета» и буффонаде «Кот и клоун». Завершил свою работу в кинематографе Куклачев ролью в сериале, где сыграл самого себя.

Награды

Деятельность известного артиста быстро принесла ему не только всемирное признание и успех, но и награды, звания и премии. Он был удостоен звания народного артиста за создание прекрасного спектакля под названием «Цирк в моем багаже», он стал победителем мирового конкурса клоунов в Монте-Карло, получил премию «Оскар» в Японии, награжден званием народного артиста РСФСР, является обладателем «Золотой короны» за гуманное отношение к животным и создание новых способов дрессуры. В Сан-Марино была выпущена почтовая марка имени Юрия Дмитриевича Куклачева.

Общественная деятельность

Известность и признание зрителей не мешают известному артисту внимательно относиться к нуждающимся. Он неизменно выделяет специальные места и билеты на своих представлениях для детей-инвалидов и воспитанников интернатов. Театр часто проводит благотворительные выступления в тюрьмах, школах и детских домах.

Для того чтобы развивать у молодого поколения чуткость, сочувствие и внимание к проблемам братьев наших меньших, Куклачев разработал программу обучения. Она называется «Школа доброты». Разработка получила широкое применение не только в городах Российской Федерации, но и за рубежом.

Дополнительно артист занимается написанием книг. Наиболее известными изданиями являются: «Мои любимые кошки», «Уроки доброты и самопознания» и некоторые другие.

Семейная жизнь артиста

Юрий Дмитриевич счастливо женат уже на протяжении многих лет. Жена Елена родила ему троих детей, которые стали продолжателями профессии отца. Совместно с супругой артист также долгое время ставил различные номера.

Первый сын (Дмитрий) занимается руководством театра и параллельно выступает на сцене. Вторым ребенком в семье стала девочка, которую назвали Екатерина. На сегодняшний момент она является дизайнером и художником театра кошек. Младший ребенок в семье - Владимир, который сейчас выступает на сцене в компании пушистых друзей.

Популярность театра очень высока, но семейство предпочитает вести скоромный образ жизни. Они проживают в квартире, а свободное время проводят в компании близких и любимых животных. Куклачев любит читать, увлекается резьбой по дереву, а также рисует. Несмотря на обилие увлечений, главной любовью народного артиста остаются кошки. Коты Юрия Куклачева занимают не только его рабочее время, но и свободное.

Наши дни

На сегодняшний день артисту 68 лет, и он занимается любимым делом уже более полувека. Не так давно театр кошек был отремонтирован и сильно преобразился. Теперь его внешний вид сравнивается с «хрустальным домом для кошек». Здесь они просто живут и занимаются своими делами. Дополнительно была организована видеотрансляция, где можно наблюдать за пушистыми артистами.

Материал из Википедии - свободной энциклопедии

Юрий Куклачёв

Ю. Д. Куклачёв и В. Ф. Базарный
Имя при рождении:

Юрий Дмитриевич Куклачёв

Род деятельности:
Место рождения:
Отец:

Куклачёв Дмитрий Семёнович

Мать:

Куклачёва Валентина Фёдоровна

Супруга:
Дети:

Дмитрий
Екатерина
Владимир

Награды и премии:

Ю́рий Дми́триевич Куклачёв (род. 12 апреля , Москва) - советский и российский артист клоунады. Народный артист РСФСР (1979).

Биография и награды

Его родители Дмитрий Семёнович и Валентина Ивановна были рабочими, родом они из Чеховского района Московской области .

  • 1971 - окончил ГУЦЭИ
  • 1971-1990 - артист Союзгосцирка
  • 1976 - Золотая корона клоунов (Канада) за гуманное отношение к животным и пропаганду этого гуманизма
  • 1976 - посол доброй воли (Канада)
  • 1980 - премия Ленинского комсомола - за большие достижения в области оригинального жанра циркового искусства
  • 1981 - премия «Золотой Оскар» (Япония)
  • 1986 - на Всемирном конкурсе артистов цирка в Монте-Карло получает приз «Серебряный клоун»
  • 1990 - создание частного Театра кошек в Москве, на Кутузовском проспекте , 25
  • 1999 - Театр кошек получает орден Надежда наций орден СНГ, учрежденный Международной Академией экологических наук
  • 2005 - создание Государственного Театра кошек в Москве, на Кутузовском проспекте , 25
  • - Почётный профессор Московского государственного университета культуры и искусств (МГУКИ)
  • - Почётный профессор Белорусского государственного университета культуры и искусств (БГУКИ)

Семья

  • Жена - Елена Исааковна Куклачёва, актриса, работает в Государственном Театре кошек , работала в Ансамбле И. А. Моисеева .

Фильмография

Юрий Куклачёв также снимался в кино:

  • - Выше Радуги - Иван Иванович
  • - Микко из Тампере просит совета
  • - Кот и клоун

Ведущий на радиостанциях

  • с 1 сентября 2013 по 20 мая 2014 г. - ведущий программы «Школа доброты Юрия Куклачёва» на Детском радио. Программа продолжила вещание 17.01.15. в 11:00
  • с 7 сентября 2014 г. - третий ведущий рубрики «Школа доброты Юрия Куклачёва» на Детском радио в программе «Семейный доктор»

Куклачёв о себе и кошках

  • Сам Ю. Куклачёв говорит, что он кошек не дрессирует, а просто играет с ними. Клоун видит у какой-либо определённой кошки какую-то особенность, талант и затем развивает в ней эти особенности. Куклачёв утверждает, что кошки так же, как люди: есть более талантливые, есть и менее талантливые.
  • Опыт работы с кошками у Куклачёва такой, что ему достаточно пару минут подержать в руках, пообщаться с любой кошкой, чтобы сразу определить её характер, привычки.

Судебные процессы

Книги

  • Школа доброты
  • Уроки доброты
  • Юрий Куклачёв и его 120 кошек
  • Друзья мои кошки
  • Килька, Стрелка, Ромашка и клоун Юрашка
  • Кошки в Париже
  • Самый обычный сундучок
  • Кошкин дом

Напишите отзыв о статье "Куклачёв, Юрий Дмитриевич"

Примечания

Литература

  • Черноземова Е. Н. // Информационный гуманитарный портал «Знание. Понимание. Умение ». - 2012. - № 1 (январь - февраль) .
  • Росин, Александр . // Библиотека журнала «Флорида» −2012 г.

Ссылки

Отрывок, характеризующий Куклачёв, Юрий Дмитриевич

Никогда в доме Ростовых любовный воздух, атмосфера влюбленности не давали себя чувствовать с такой силой, как в эти дни праздников. «Лови минуты счастия, заставляй себя любить, влюбляйся сам! Только это одно есть настоящее на свете – остальное всё вздор. И этим одним мы здесь только и заняты», – говорила эта атмосфера. Николай, как и всегда, замучив две пары лошадей и то не успев побывать во всех местах, где ему надо было быть и куда его звали, приехал домой перед самым обедом. Как только он вошел, он заметил и почувствовал напряженность любовной атмосферы в доме, но кроме того он заметил странное замешательство, царствующее между некоторыми из членов общества. Особенно взволнованы были Соня, Долохов, старая графиня и немного Наташа. Николай понял, что что то должно было случиться до обеда между Соней и Долоховым и с свойственною ему чуткостью сердца был очень нежен и осторожен, во время обеда, в обращении с ними обоими. В этот же вечер третьего дня праздников должен был быть один из тех балов у Иогеля (танцовального учителя), которые он давал по праздникам для всех своих учеников и учениц.
– Николенька, ты поедешь к Иогелю? Пожалуйста, поезжай, – сказала ему Наташа, – он тебя особенно просил, и Василий Дмитрич (это был Денисов) едет.
– Куда я не поеду по приказанию г"афини! – сказал Денисов, шутливо поставивший себя в доме Ростовых на ногу рыцаря Наташи, – pas de chale [танец с шалью] готов танцовать.
– Коли успею! Я обещал Архаровым, у них вечер, – сказал Николай.
– А ты?… – обратился он к Долохову. И только что спросил это, заметил, что этого не надо было спрашивать.
– Да, может быть… – холодно и сердито отвечал Долохов, взглянув на Соню и, нахмурившись, точно таким взглядом, каким он на клубном обеде смотрел на Пьера, опять взглянул на Николая.
«Что нибудь есть», подумал Николай и еще более утвердился в этом предположении тем, что Долохов тотчас же после обеда уехал. Он вызвал Наташу и спросил, что такое?
– А я тебя искала, – сказала Наташа, выбежав к нему. – Я говорила, ты всё не хотел верить, – торжествующе сказала она, – он сделал предложение Соне.
Как ни мало занимался Николай Соней за это время, но что то как бы оторвалось в нем, когда он услыхал это. Долохов был приличная и в некоторых отношениях блестящая партия для бесприданной сироты Сони. С точки зрения старой графини и света нельзя было отказать ему. И потому первое чувство Николая, когда он услыхал это, было озлобление против Сони. Он приготавливался к тому, чтобы сказать: «И прекрасно, разумеется, надо забыть детские обещания и принять предложение»; но не успел он еще сказать этого…
– Можешь себе представить! она отказала, совсем отказала! – заговорила Наташа. – Она сказала, что любит другого, – прибавила она, помолчав немного.
«Да иначе и не могла поступить моя Соня!» подумал Николай.
– Сколько ее ни просила мама, она отказала, и я знаю, она не переменит, если что сказала…
– А мама просила ее! – с упреком сказал Николай.
– Да, – сказала Наташа. – Знаешь, Николенька, не сердись; но я знаю, что ты на ней не женишься. Я знаю, Бог знает отчего, я знаю верно, ты не женишься.
– Ну, этого ты никак не знаешь, – сказал Николай; – но мне надо поговорить с ней. Что за прелесть, эта Соня! – прибавил он улыбаясь.
– Это такая прелесть! Я тебе пришлю ее. – И Наташа, поцеловав брата, убежала.
Через минуту вошла Соня, испуганная, растерянная и виноватая. Николай подошел к ней и поцеловал ее руку. Это был первый раз, что они в этот приезд говорили с глазу на глаз и о своей любви.
– Sophie, – сказал он сначала робко, и потом всё смелее и смелее, – ежели вы хотите отказаться не только от блестящей, от выгодной партии; но он прекрасный, благородный человек… он мой друг…
Соня перебила его.
– Я уж отказалась, – сказала она поспешно.
– Ежели вы отказываетесь для меня, то я боюсь, что на мне…
Соня опять перебила его. Она умоляющим, испуганным взглядом посмотрела на него.
– Nicolas, не говорите мне этого, – сказала она.
– Нет, я должен. Может быть это suffisance [самонадеянность] с моей стороны, но всё лучше сказать. Ежели вы откажетесь для меня, то я должен вам сказать всю правду. Я вас люблю, я думаю, больше всех…
– Мне и довольно, – вспыхнув, сказала Соня.
– Нет, но я тысячу раз влюблялся и буду влюбляться, хотя такого чувства дружбы, доверия, любви, я ни к кому не имею, как к вам. Потом я молод. Мaman не хочет этого. Ну, просто, я ничего не обещаю. И я прошу вас подумать о предложении Долохова, – сказал он, с трудом выговаривая фамилию своего друга.
– Не говорите мне этого. Я ничего не хочу. Я люблю вас, как брата, и всегда буду любить, и больше мне ничего не надо.
– Вы ангел, я вас не стою, но я только боюсь обмануть вас. – Николай еще раз поцеловал ее руку.

У Иогеля были самые веселые балы в Москве. Это говорили матушки, глядя на своих adolescentes, [девушек,] выделывающих свои только что выученные па; это говорили и сами adolescentes и adolescents, [девушки и юноши,] танцовавшие до упаду; эти взрослые девицы и молодые люди, приезжавшие на эти балы с мыслию снизойти до них и находя в них самое лучшее веселье. В этот же год на этих балах сделалось два брака. Две хорошенькие княжны Горчаковы нашли женихов и вышли замуж, и тем еще более пустили в славу эти балы. Особенного на этих балах было то, что не было хозяина и хозяйки: был, как пух летающий, по правилам искусства расшаркивающийся, добродушный Иогель, который принимал билетики за уроки от всех своих гостей; было то, что на эти балы еще езжали только те, кто хотел танцовать и веселиться, как хотят этого 13 ти и 14 ти летние девочки, в первый раз надевающие длинные платья. Все, за редкими исключениями, были или казались хорошенькими: так восторженно они все улыбались и так разгорались их глазки. Иногда танцовывали даже pas de chale лучшие ученицы, из которых лучшая была Наташа, отличавшаяся своею грациозностью; но на этом, последнем бале танцовали только экосезы, англезы и только что входящую в моду мазурку. Зала была взята Иогелем в дом Безухова, и бал очень удался, как говорили все. Много было хорошеньких девочек, и Ростовы барышни были из лучших. Они обе были особенно счастливы и веселы. В этот вечер Соня, гордая предложением Долохова, своим отказом и объяснением с Николаем, кружилась еще дома, не давая девушке дочесать свои косы, и теперь насквозь светилась порывистой радостью.
Наташа, не менее гордая тем, что она в первый раз была в длинном платье, на настоящем бале, была еще счастливее. Обе были в белых, кисейных платьях с розовыми лентами.
Наташа сделалась влюблена с самой той минуты, как она вошла на бал. Она не была влюблена ни в кого в особенности, но влюблена была во всех. В того, на кого она смотрела в ту минуту, как она смотрела, в того она и была влюблена.
– Ах, как хорошо! – всё говорила она, подбегая к Соне.
Николай с Денисовым ходили по залам, ласково и покровительственно оглядывая танцующих.
– Как она мила, к"асавица будет, – сказал Денисов.
– Кто?
– Г"афиня Наташа, – отвечал Денисов.
– И как она танцует, какая г"ация! – помолчав немного, опять сказал он.
– Да про кого ты говоришь?
– Про сест"у п"о твою, – сердито крикнул Денисов.