Бог луны нанны в уре. Месопотамский зиккурат. Зиккураты в Уре и Вавилоне. Глазированный кирпич и ритмический узор — основные декоративные средства — Гипермаркет знаний. Символика архитектуры зиккуратов

В третьем веке до нашей эры на территории, которую в наше время занимает Ирак, располагалось шумерское государство . В великом городе Уре Халдейском , был построен огромный зиккурат, который посвятили богу Луны Нанне. Зиккурат - переводится, как «гора», по сути, такое здание и является горой, соединяющей землю и небо.

Эти величественные сооружения из камня напоминали гору. Внутри такой постройки нет никаких помещений, лестницы снаружи ведут на вершину здания. Вот на самом верху и располагалось единственное помещение – святилище Нанны . Простым смертным вход в святилище был закрыт, туда допускались только жрецы для проведения религиозных ритуалов и жертвоприношений. Считалось, что бог луны проезжая на своем баркасе по небу, делает остановку в зиккурате. Жрецы приносили туда для него еду и различные напитки.

У шумерских народов луна очень почиталась. Этим они отличались от многих других народов, покланявшихся богам солнца. Жрецы с вершины зиккурата проводили исследования звездного неба . Когда зиккурат был действующим, между его террас росли цветущие кустарники и деревья, а стены выкрашивали в разные цвета. Форма сооружения плохо сохранилась, ведь шумеры использовали для постройки глиняные кирпичи, которые слабо выдерживали давление осадков и теряли свою структуру.


Зиккурат в Уре сохранился лучше других. На нем видны ступени и террасы. Историки предполагают, что Вавилонская башня выглядела, примерно, как зиккурат бога Луны . Этот великий зиккурат привели в порядок в XX веке, когда экспедиция из Британского музея очистила его от наслоений, которые образовывались на протяжении многих веков.

Примерно в это же время зиккурат был частично реконструирован. Во дворе зиккурата найдены остатки от былой роскоши от деятельности жрецов: глиняные таблички с торговыми сделками. Во всех письменах жрецы выступали от имени представителей лунного божества.

В древние времена на территории современного Ирана находилось шумерское государство (3 в. до н.э.). В славном городе Уре Халдейском, родине самого патриарха Авраама, был построен величественный зиккурат, посвященный богу Луны Нанне. Зиккурат в переводе с древневавилонского означает «вершина».

Именно гору и напоминали эти культовые сооружения. Внутри них отсутствуют помещения; наружные лестницы ведут вдоль стен на самый верх. Согласно реконструкциям зиккуратов, на самой вершине располагалось одно-единственное помещение, где находилось святилище бога Луны. Сюда допускались только жрецы, проводившие религиозные ритуалы и жертвоприношения.

Шумеры почитали луну, как главное божество, и этим отличались от других народов, поклонявшихся солнцу. Зиккурат использовали также как обсерваторию. Те же жрецы вели здесь наблюдения за звездным небом, проводили астрологические исследования. В древности, когда зиккурат был действующим храмом, между его террасами росли деревья и цветущие кустарники, а стены были выкрашены в разные цвета. К сожалению, шумеры для своих строений использовали глиняные кирпичи, которые постепенно под воздействием атмосферных осадков теряли форму.

В отличие от других, зиккурат в Уре сохранился. Видны террасы и ступени, ведущие к святилищу. Ученые считают, что и Вавилонская башня была построена по тому же принципу, так что, глядя на зиккурат бога Луны Нанны, вы сможете себе представить, как она выглядела.

  • ДАТА 2125-2025 годы до н. э.
  • ПЕРИОД Шумерский
  • МАТЕРИАЛ Глиняный кирпич
  • ПОСТРОЕН по приказу правителя Ур-Намму
  • Зиккураты напоминают библейскую историю о Вавилонской башне, они расположены на всей территории Ирака

Более 5000 лет назад на плодородной равнине между реками Тигр и Евфрат жила цивилизация, которая совершила незаурядные и решающие для истории открытия – там изобрели письменность и колесо, заложили основы права, медицины, астрономии и архитектуры, построили первые города.

Цивилизация была создана шумерами из Месопотамии, впечатляющие остатки их городов-государств сохранились до наших дней. Их можно увидеть на территории современного Ирака.

От первой городской цивилизации осталось немногое, но лучше всего, наверное, сохранился частично восстановленный большой зиккурат в древнем городе Ур. Это храм, посвященный богу луны Нанне, а построили его между 2125 и 2025 годами до н. э. по приказу правителя Ур-Намму – реформатора, законодателя и архитектора. В каждом городе было несколько храмов, но самым главным считался тот, что посвящен богу-покровителю города и соединяет небо и землю. Там был духовный, экономический, административный и политический центр города, а вокруг располагались другие храмы и дворцы.

Священная гора

Сначала главный храм строили на возвышении, куда вел широкий пандус. Со временем поверх одного возвышения надстраивали другие, и получались ступенчатые башни, которые назывались зиккураты, или «священные горы». Большой зиккурат в Уре – трехъярусный. Хотя до наших дней дошел лишь первый ярус, строение все равно поразительно.

В высоту зиккурат достигал примерно 21 метра, размеры его прямоугольного основания – 60 на 45 метров. По трем огромным лестницам люди поднимались на широкую площадку, откуда наверх, к храму, могли пройти только несколько избранных – в том числе правитель, он же жрец и посредник между шумерским народом и бесчисленными богами.

Храм – самое главное место в зиккурате, там проходили службы, посвященные Нанне, приносились дары и человеческие жертвы. Мы можем только воображать, каким был этот храм, ведь его больше не существует. Сэр Леонард Вули, английский археолог, который в 1920-е годы проводил раскопки зиккурата, предложил реконструкцию трех ярусов. Эта реконструкция точнее всего передает то, что собой представляло это сооружение.

В отличие от великих египетских пирамид, все зиккураты строили не рабы, а шумерские крестьяне. Они работали на стройках между посевным сезоном и сбором урожая.

Громадное основание зиккурата сложено из миллионов глиняных кирпичей, глина была самым распространенным строительным материалом в этих землях. Высушенные на солнце кирпичи были крепкими, но пористыми, поэтому поверх них положили толстый слой (2,5 м) более прочных кирпичей, обожженных в печи – это обеспечивало защиту от воды. Затем все это покрыли глазурованной терракотовой плиткой.

Зиккурат и главные общественные здания вокруг него считались в У ре закрытой территорией, вокруг стояли двойные стены. За стенами, рядом, стояла большая гробница, которую сейчас называют «Царской гробницей» – там нашли 1840 захоронений с поразительно богатыми посмертными дарами (оружием, сосудами с золотом и серебром, предметами, украшенными ракушками и ляпис-лазурью) и останками жертв-рабов.

Как и другие города шумеров на песчаных равнинах Месопотамии, он стоял на высокой земляной насыпи, за хорошо укрепленной стеной, которую одолел бы не всякий враг. Стены и города уже нет, все вокруг изменилось, река сменила свое русло, но остатки огромного зиккурата до сих пор удивляют нас мощью месопотамской цивилизации.

Первые земледельческие поселения в Двуречье появились в Xviii - XV веках. Первоначально жители этих мест строили маленькие прямоугольные дома и святилища из кирпича - сырца. Этот строительный материал стал на многие столетия главным материалом для городов месопотамии. Из глины жители Двуречья строили и свои храмы. Храм, сооруженный из кирпича - сырца, возвышался в центре любого шумерского города. Вокруг него располагались хижины жителей, а все поселение ограждала крепостная стена.

Шумерские храмы возводились на каменных платформах, превратившихся впоследствии в высокие ступенчатые храмовые башни - зиккураты. Зиккурат - это высокая башня, опоясанная выступающими террасами и создающая впечатление нескольких башен, уменьшающихся в объеме уступ за уступом. Зиккураты строились в три - четыре уступа, а то и больше - до семи. Это чередование часто подчеркивалось еще и раскраской: так, за уступом, окрашенным в черный цвет, следовал другой, естественного кирпичного цвета, а за ним - побеленный. Озеленение террас, наряду с раскраской, придавало яркость и живописность всему сооружению. Верхняя башня, к которой вела широкая лестница, была иногда увенчана сверкающим на солнце золоченым куполом.


Зиккураты выглядят как лестница, ведущая в небо. При этом их восхождение постепенное, мерное. Этим они резко отличаются от стремительно взлетающих в небесную высь египетских пирамид.


В верхней части зиккурата, наружные стены которой иногда покрывались голубым глазурованным кирпичом, находилось святилище. Туда не допускался народ, и там не было ничего, кроме ложа и иногда золоченого стола: святилище было "Жилищем Бога", который почивал в нем по ночам, иногда - в обществе целомудренной женщины. Ночью жрецы поднимались на вершину зиккурата для астрономических наблюдений, часто связанных с календарными сроками сельскохозяйственных работ. Считается, что знаки зодиака, астрология, названия многих созвездий - все это берет свое начало отсюда, с вершин шумерских зиккуратов.


Одним из самых известных и больших зиккуратов месопотамии, дошедших до наших дней, является зиккурат в уре - древнем городе, известном как "Ур Халдеев", или " Ур халдейский". По преданию, уроженцем ура был легендарный библейский праотец Авраам. Этот шумерский город стал играть важную роль в III тысячелетии до н. э.

Пик могущества ура приходится на 2112-2015 года до н. э., когда городом правили цари III династии. Основатель этой династии царь урнамму как великий строитель прославился. Он делал все возможное, чтобы дворцы и храмы обрели облик, соответствующий могуществу и величию города.

Покровителем ура был бог луны нанна (вавилоняне называли его Сином. В его честь царь урнамму на рубеже Xxii - XXI веков до н. э. построил знаменитый зиккурат, по своим размерам мало отличавшийся от знаменитой вавилонской башни.

Трехступенчатый зиккурат в уре сохранился до наших дней лучше других подобных сооружений в Двуречье. Его огромный холм впервые был исследован в середине XIX века английским консулом в Басре Д. Е. Тейлором. В кирпичной кладке по углам башенной площадки Тейлор нашел цилиндры из обожженной глины с клинописными надписями, рассказывающими об истории этого сооружения. Эти тексты относились к временам правления набонида, последнего царя Вавилона (550-е гг. до н. э. . они повествовали о том, что башня, заложенная царем урнамму и его сыном шульги, осталась недостроенной. Ни один из последующих царей не довел дело до конца, и лишь набонид восстановил зиккурат и завершил его сооружение.

К 1933 году археологам удалось создать окончательный вариант реконструкции зиккурата. По форме он собой трехступенчатую пирамиду представлял. Основа его была сложена из кирпича - сырца (внутри кладки, по-видимому, остались развалины более древнего зиккурата времен I династии царей ура. Снаружи здание было облицовано обожженным кирпичом, скрепленным битумным раствором. Сохранившаяся облицовка достигает толщины 2, 5 м. нижний ярус имеет в основании размеры 60 x 45 м и достигает 15 м в высоту. На него опирались верхние ярусы, каждый из которых был меньше нижнего, так что они стояли как бы на обширных террасах с более широкими проходами вдоль продольных стен и более узкими вдоль поперечных. На верхнем ярусе был расположен небольшой храм с алтарем бога луны нанна, во имя которого и было воздвигнуто это огромное сооружение.

На вершину зиккурата с восточной стороны вели три широкие и длинные лестницы в сто ступеней каждая, по которым во время религиозных празднеств двигались ритуальные процессии. Одна лестница была расположена под прямым углом к зданию, а две другие шли вдоль стен. Боковые лестницы позволяли спуститься на все террасы в обе стороны от главной. Террасы зиккурата имели разные цвета: нижняя - черный, средняя - красный, а верхняя - белый. В углах, образованных лестницами, стояли массивные башни с плоскими кровлями.

Когда археологи начали составлять план и измерять стены зиккурата, неожиданно оказалось, что измерения почему-то не совпадают. Лишь впоследствии обнаружилось, что во всем здании нет ни одной прямой линии! То, что ученые первоначально приняли за прямые, были в действительности тщательно рассчитанные кривые. Стены были не просто наклонены внутрь: вся линия от вершины до земли была слегка выпуклой. И линия от угла к углу в плане тоже заметно выдается вперед, так что если смотреть вдоль стены, видишь не дальше ее середины. Древний зодчий воспользовался законом оптической иллюзии, который много столетий спустя с блеском применили греческие строители афинского Парфенона. Искривления очень незначительны, почти незаметны, но в то же время вполне достаточны, чтобы создать впечатление мощи там, где прямая линия по контрасту с массой всего здания казалась бы слабой и даже неровной. Знание подобных тонкостей о высоком искусстве шумерских строителей свидетельствует.

И в самом деле, зиккурат в уре - настоящий архитектурный шедевр! Насколько проще было бы поставить друг на друга кирпичные прямоугольники, но тогда здание выглядело бы уродливым и неустойчивым. Вместо этого строители тщательно рассчитали высоту различных этажей и придали стенам такой наклон, чтобы взгляд сразу обращался вверх и к центру сооружения. Более острые линии тройной лестницы подчеркивают наклон стен и, пересекая горизонтальные плоскости террас, привлекают внимание к расположенному на вершине храму - фокусу всего здания.

В кирпичной кладке стен устроены высокие и узкие прорези. Они расположены в несколько рядов на равных расстояниях друг от друга. Прорези уходят глубоко в толщу стен, сложенных из кирпича - сырца. Снаружи, там, где они идут через облицовку из обожженного кирпича, прорези ничем не заполнены, а глубже засыпаны глиняными черепками. Это дренажные отверстия, предназначенные для осушения внутренней части сооружения. Но каким образом сырость проникала в основу здания? Во время его постройки? Конечно, в глиняном растворе, на котором укладывали кирпич - сырец, было достаточно влаги, однако во время работ из-за огромной площади строительства она должна была испариться: к тому времени, когда строители начинали укладывать следующий слой кирпичей, предыдущий полностью высыхал. Кроме того, террасы были в несколько слоев вымощены обожженным кирпичом на битумном растворе. Вода никак не могла просочиться сквозь нее и повредить нижнюю кладку. Так что осушительные отверстия явно лишними были. Зачем же они были нужны?

Изучая руины зиккурата, археологи обратили внимание на то, что на каждом краю башни в кирпичной кладке одного из контрфорсов имелся глубокий паз, начинающийся вверху и заканчивающийся у самой земли особым устройством, которое в строительной технике называется "Фартук". Он представляет собой кирпичный откос, покрытый для водонепроницаемости битумом и рассчитанный таким образом, чтобы падающая сверху вода бесшумно и без брызг стекала вниз. Следовательно, на террасе была вода! Но откуда?

У входа в одну из комнат, расположенных у задней стены башни, ученые нашли большую диоритовую плиту с надписью времен царя набонида. В ней сообщалось, что царь восстановил здание и очистил "Гигпарку" от завала ветвей. "Гигпарку" представлял собой часть храмового ансамбля, посвященного богине луны. Он располагался у юго-восточной стены зиккурата. Каким же образом это здание заваленным ветвями оказалось? Деревья могли расти и в самом гигпарку, но поскольку бульшая часть здания была крытой, это мало вероятно. Единственным местом, откуда ветви могли сюда падать, остается зиккурат.

Этим и объясняется необходимость дренажных отверстий. Террасы ступенчатой башни царя урнамму не были покрыты кирпичной кладкой - на них лежала земля, на которой росли деревья. Вот откуда родилась идея знаменитых "Висячих Садов" Вавилона! Длинные водостоки в контрфорсах предназначались для отвода дождевых потоков, но одновременно они могли служить и для орошения террас. Именно вследствие необходимости орошения в основу здания проникала влага, и ее удаляли через дренажные отверстия. Вода, которой поливали деревья, просачивалась сквозь почву, увлажняла необожженные кирпичи, и если бы влагу не отводили, она могла бы серьезно угрожать всему зданию.

Лишь в том случае, если представить себе эти террасы, сплошь поросшие деревьями, эти зеленые висячие сады, то тогда мы ясно поймем, откуда происходит первоначальное представление о зиккурате как о горе бога. Наклонные стены террас вздымались подобно склонам поросшей лесом скалы.

Общая высота "Горы Бога", на вершине которой стоял храм нанна, превышала 53 м. во времена царя набонида зиккурат был перестроен, вместо трех - он стал семиярусным и очень походил на описанную Геродотом вавилонскую башню того же периода. Однако она до наших дней не сохранилась, так что сегодня, чтобы ее представить, достаточно вспомнить облик зиккурата в уре. Несмотря на то что зиккурат осыпался и пострадал от времени, его высокий холм и сегодня производит огромное впечатление на туристов.