Буряк, николай владимирович. Биография Ермолаев николай васильевич

Буряк, Николай Владимирович . Подполковник, из потомственных дворян Черниговской губ., род. 22 дек. 1872 г. В 1891 окончил Петровский Полтавский кадетский корпус , в 1893 г. 3 военное Александровское училище и произведен в подпоручики Ивангородской крепостной артиллерии. В 1900 г. окончил по 1 разр. офицерские классы учебного воздухоплавательного парка.

В течение года (1901) служил в С.-Пербургской столичной полиции, потом вновь перевелся в Ивангородскую крепостную артиллерию, а в 1905 - в воздухоплавательное отделение и с 1 окт. 1910 г. - Командир 6 Воздухоплавательной роты.

9 января 1911 г. Николай Владимирович умер в Варшавском Уяздовском военном госпитале от хронического воспаления мозга.

Источники:

Ромашкевич А. Д. Список кадетам Петровского Полтавского кадетского корпуса, окончившим с 1891 по 1908 г. Приложение к Материалам к истории Петровского Полтавского кадетского корпуса с 1-го октября 1907 г. по 1-е октября 1908 г. Год пятый. Полтава. 1908. Стр. 1

А. Д. Ромашкевич. Материалы к истории Петровского Полтавского кадетского корпуса с 1-го октября 1910 г. по 1-е октября 1911 г. Год восьмой. Полтава. 1911. Стр.96-97

Ссылки на эту страницу

1
[Військові діячі РИА] - пункт меню
2
[Вихованці ППКК - 1891] - пункт меню
3
[Вихованці ППКК - Б] - пункт меню
4
[Особистості - Б] - пункт меню
5
[Матеріали до історії Петровського Полтавського кадетського корпусу] - с 1-го октября 1906 г. по 1-е октября 1907 г. Год четвертый. Собрал полковник А. Д. Ромашкевич. Полтава. 1907
6
[Матеріали до історії Петровського Полтавського кадетського корпусу] - с 1-го октября 1910 г. по 1-е октября 1911 г. Год восьмой. Собрал полковник А. Д. Ромашкевич. Полтава. 1911.

Родился в 15 Января 1919 года в селе Желанное, ныне село Первое Марьинского района Донецкой области, в семье крестьянина. Окончил 9 классов и школу ФЗУ. Работал в паровозном депо Красногоровского огнеупорного завода. С 1937 года в Красной Армии. В 1940 году окончил Ворошиловградскую военную авиационную школу лётчиков.

На фронтах Великой Отечественной войны с Января 1942 года. Сражался на Крымском, Южном, Северо - Кавказском, Закавказском, Воронежском, Степном, 2-м Украинском фронтах.

К Сентябрю 1943 года командир эскадрильи 247-го истребительного авиационного полка (203-я истребительная авиационная дивизия, 1-й штурмовой авиационный корпус, 5-я Воздушная армия, Степной фронт) Старший лейтенант Н. В. Буряк совершил 254 боевых вылета, участвуя в 84 воздушных боях, сбил лично 11 и в составе группы 1 самолёт противника. 4 Февраля 1944 года за мужество и отвагу, проявленные в боях с врагами, ему было присвоено звание Героя Советского Союза.

Всего произвёл 395 успешных боевых вылетов, провёл 104 воздушных боя, сбил 16 самолётов противника лично и 1 - в группе с товарищами.

После войны продолжал служить в ВВС. В 1947 году окончил Высшие офицерские лётно - тактические курсы. С 1949 года работал в ДОСААФ. С 1960 года Полковник Н. В. Буряк - в отставке. Награждён орденами Красного Знамени (трижды), Александра Невского, Отечественной войны 1-й и 2-й степени, Красной Звезды, медалями. Жил в городе Коломна Московской области, работал начальником отдела кадров автоколонны. Умер 27 Декабря 2006 года.

Как и многие ребята того времени, Николай по комсомольской путевке пришёл в один из филиалов Донецкого (Сталинского) аэроклуба города Красногоровки, затем учился в школе пилотов, стал военным лётчиком.

На Керченский полуостров пришла весна. Яркими красками оживала земля, море - недавно мрачное, со свинцовым отливом, - набирало голубизну. Природа несла покой и тишину, а незваные пришельцы её взрывали. В небе зловеще гудели тяжело гружённые немецкие бомбардировщики, которых редким огнём встречали зенитчики. Перехватить самолёты противника не успели и наши лётчики: они заметили их тогда, когда те отбомбились и на малых высотах, не соблюдая строя, шли в сторону моря.

Лучшие дня

Встреча Николая с одним из "Юнкерсов" произошла прямо над морем, на высоте 20 - 30 метров. Подойдя слева, он с ходу открыл огонь. Безрезультатно. Но так как скорость "Яка" была больше Ju-88, Буряк повторно атаковал врага справа. Бортовой стрелок "Юнкерса" на этот раз чуть зазевался. Николай нажал на гашетки и длинной очередью полоснул по фюзеляжу бомбёра. Он нехотя накренился, выпустил орайжевый язык пламени и пошёл вниз. Вскоре на водной глади появилось белое пятно, поднялось облако пара, и над вражеской машиной сомкнулись воллы. Вот она - первая победа!

Но вскоре ему пришлось пережить горечь поражения и вынести тяжёлое испытание...

Группа, которой командовал Подполковник Я. Н. Кутихин, взлетела с херсонесского аэродрома. Бомбардировщиков догнали, но встретились и с 12 "Мессерами". Сразу завязался бой. Через определённое время Николай увидел, как два Ме-109 зашли сзади пары командира и стали сокращать дистанцию для атаки.

Нужно немедленно предупредить командира об опасности! Но как это сделать? Радиостанции на его машине не было, пришлось изменить направление полёта своего самолёта и параллельно своей паре дать пулемётную очередь, может, заметят трассу. Так и сделал. Но в это время увидел себя, можно сказать, в кольце прицела вражеского истребителя. Получил несколько очередей в правое крыло, пары бензина воспламенились, и огонь перекинулся на кабину, ослепил лётчика. Николай расстегнул привязные ремни и резко отжал ручку управления от себя. Из кабины будто выбросили. Через несколько секунд взорвались бензобаки.

Надо было приводняться. Ртом при помощи шланга надул резиновый пояс, расстегнул карабины грудной перемычки и ножных обхватов, освободился от подвесной системы и плюхнул метров с 5 в воду.

А вокруг волновалось море. Он грёб, пока не посинели руки, которые всё тяжелели и тяжелели. Едкая солёная вода, как наждачная бумага, терла лицо. Голова тяжелела, одеревеневшие руки стали не чувствовать холода. Но что это? Вдали послышался будто гул мотора. Галлюцинация? Нет, действительно к нему шёл катер. Сколько же он пробыл в воде Посмотрел на циферблат - ровно 2 часа со времени приводнения.

Катер, маневрируя, осторожно подходил к Николаю, чтобы того не ударило о борт. Бросили верёвку, но лётчик никак не мог её схватить - скользкая, да и пальцы плохо слушались. Затем привязали к верёвке какое - то бревно. Наконец - то прижал его к телу. Потом подцепили багром.

По счёту у Николая это был 14-й боевой вылет... А сколько их было потом, на счету этого удивительно смелого и добродушного парня?!..

Свой последний воздушный бой Николай Буряк провёл в ходе Берлинской операции, где сбил 17-й вражеский самолёт. Последний боевой вылет совершил уже после Дня Победы - в небе Чехословакии. Всего же за годы войны он выполнил 395 успешных боевых вылетов. Проведя 104 воздушных боя, сбил 16 самолётов противника лично и 1 - в группе. За это время освоил истребители И-16 и "Яки" различных типов.



Б уряк Николай Васильевич - командир эскадрильи 247-го истребительного авиационного полка 203-й истребительной авиационной дивизии 1-го штурмового авиационного корпуса 5-й воздушной армии Степного фронта, старший лейтенант.

Родился 15 января 1918 года в селе Желанное ныне Марьинского района Донецкой области Украины в семье крестьянина. Украинец. Член ВКП(б)/КПСС с 1943 года. Окончил 9 классов и школу ФЗУ. Работал в паровозном депо Красногоровского огнеупорного завода имени В.И. Ленина.

В Красной Армии с 1937 года. В 1938 году окончил Ворошиловградскую военно-авиационную школу пилотов.

Участник Великой Отечественной войны с января 1942 года.

Командир эскадрильи 247-го истребительного авиационного полка (203-я истребительная авиационная дивизия, 1-й штурмовой авиационный корпус, 5-я воздушная армия, Степной фронт) старший лейтенант Николай Буряк к сентябрю 1943 года совершил 254 боевых вылета, провел 84 воздушных боя, сбил лично 11 и в составе группы 1 самолет противника.

У казом Президиума Верховного Совета СССР от 4 февраля 1944 года за образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с немецко-фашистскими захватчиками и проявленные при этом мужество и героизм, старшему лейтенанту Буряку Николаю Васильевичу присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали "Золотая Звезда".

Всего за годы войны Н.В. Буряк произвёл 395 успешных боевых вылетов, провёл 104 воздушных боя, сбил 17 самолётов противника лично и 1 - в группе с товарищами.

После войны отважный летчик продолжал службу в ВВС СССР. В 1947 году окончил высшие офицерские летно-тактические курсы. С 1949 года работал в ДОСААФ. Работал в Тамбовском аэроклубе начальником лётной части и начальником аэроклуба, с 1953 по 1961 годы – начлётом в Коломенском аэроклубе. С 1960 года полковник Буряк Н.В. - в отставке.

Жил в городе Коломна Московской области. Работал начальником отдела кадров автоколонны. В конце 1980-х годов генерал-майор авиации в отставке переехал в городе Краматорск Донецкой области Украины. Являлся членом Социал-демократической партии Украины (объединенной).

Награждён орденом Ленина, тремя орденами Красного Знамени, орденами Александра Невского, Отечественной войны 1-й и 2-й степени, Красной Звезды, медалями.

На фронт Николай Васильевич попал в январе 1942 года. Ему, летчику-истребителю, пришлось защищать с воздуха наши войска, сражавшиеся с немецко-фашистскими захватчиками на Керченском полуострове. В жарких воздушных боях над Крымом с превосходящими силами противника закалялась воля, совершенствовалось боевое мастерство Н.В. Буряка, рос его авторитет среди товарищей. Когда наши части оставили Керченский полуостров, Николая Васильевича в числе одиннадцати лучших пилотов направили в помощь героическим защитникам Севастополя. Обстановка там была крайне сложной. Базы снабжения горючим и боеприпасами находились далеко - в Новороссийске и Туапсе. К тому же в распоряжении нашей авиации был всего один аэродром на мысе Херсонес, который не только постоянно подвергался бомбардировочным ударам немецких самолетов, но и обстреливался артиллерией противника. Несмотря на все эти трудности советские летчики поднимали машины в воздух и вступали в ожесточенные бои с вражеской авиацией.

5 июня Н.В. Буряк вылетел в 14-й раз на выполнение боевого задания. К месту расположения советских войск шла большая группа бомбардировщиков под прикрытием 12 «мессершмиттов». Шестерка истребителей Як-1 во главе с командиром полка подполковником Кутихиным смело бросилась навстречу этой воздушной армаде. Пара Яков во главе с ведущим ринулась на головной «юнкерc». Шедший сзади Буряк увидел, как самолет командира полка сверху атаковали два «мессершмитта». Прибавив скорость, Николай Васильевич бросился наперерез вражеским истребителям и отсек их пушечно-пулеметным огнем. В это время два других «мессершмитта» зашли в хвост истребителю Буряка. Он успел их заметить в самый последний момент и попытался увернуться, но было уже поздно: трасса, выпущенная фашистским летчиком, прошила правое крыло Яка, как раз то место, где находились бензобаки. Самолет мгновенно загорелся, пламя быстро достигло кабины летчика. Поняв, что спасти машину уже невозможно, Н.В. Буряк выбросился с парашютом. Озверевшие гитлеровцы дважды атаковали спускавшегося на парашюте советского летчика и ему только чудом удалось избежать гибели: пули не только не задели его, но и не повредили купол парашюта, который относило ветром все дальше в море. Около двух часов пробыл летчик в ледяной воде волнующегося моря, пока его не подобрали на борт проходившего мимо военного катера.

Уже в двадцатых числах июня, получив новый самолет, Н.В. Буряк продолжал бои в небе родного Донбасса, под Ворошиловградом. Несколько дней летная часть базировалась на том самом аэродроме, где в 1938 году Николай летал курсантом Ворошиловградской школы военных летчиков. Он рассказывал товарищам, как, будучи слесарем Красногоровского паровозного депо, загорелся идеей стать летчиком, поступил в Красногоровский филиал Сталинского аэроклуба, а вскоре стал военным летчиком.

Потом были ожесточенные воздушные бои под Ростовом, Новочеркасском, в Сальских степях, на Северном Кавказе. И, наконец, участие в наступательных операциях под Воронежем и Белгородом, в боях по освобождению Харькова, Правобережной Украины и Молдавии. Н.В. Буряк за время войны совершил 395 боевых вылетов, в 104 воздушных боях сбил 17 самолетов противника, за что ему было присвоено звание Героя Советского Союза.

К концу войны на груди заместителя командира полка по летной подготовке гвардии майора Буряка кроме ордена Ленина и медали «Золотая Звезда» сияли три ордена Красного Знамени, ордена Александра Невского, Отечественной войны 2-й степени, Красной Звезды и многие медали.

Родился в 15 Января 1919 года в селе Желанное, ныне село Первое Марьинского района Донецкой области (Украина), в семье крестьянина. Окончил 9 классов и школу ФЗУ. Работал в паровозном депо Красногоровского огнеупорного завода им. В. И. Ленина. С 1937 года в рядах Красной Армии. В 1938 году окончил Ворошиловградскую военную авиационную школу лётчиков.

С Января 1942 года Лейтенант Н. В. Буряк в действующей армии. Сражался на Крымском, Южном, Северо - Кавказском, Закавказском, Воронежском, Степном, 2-м Украинском фронтах.

К Сентябрю 1943 года командир эскадрильи 247-го истребительного авиационного полка (203-я истребительная авиационная дивизия, 1-й штурмовой авиационный корпус, 5-я Воздушная армия, Степной фронт) Старший лейтенант Н. В. Буряк совершил 254 боевых вылета, участвуя в 84 воздушных боях, сбил лично 11 и в составе группы 1 самолёт противника.

4 Февраля 1944 года за мужество и отвагу, проявленные в боях с врагами, удостоен звания Героя Советского Союза.

Всего произвёл 395 успешных боевых вылетов, провёл 105 воздушных боёв, сбил 16 самолётов противника лично и 1 - в группе с товарищами.

После войны продолжал служить в ВВС. В 1947 году окончил Высшие офицерские лётно - тактические курсы. С 1949 года работал в ДОСААФ. С 1960 года Полковник Н. В. Буряк - в отставке. Жил в городе Коломна Московской области, работал начальником отдела кадров автоколонны. Умер 27 Декабря 2006 года.

Награждён орденами: Ленина, Красного Знамени (трижды), Александра Невского, Отечественной войны 1-й степени, Отечественной войны 2-й степени, Красной Звезды; медалями.

* * *

Как и многие ребята того времени, Николай по комсомольской путевке пришёл в один из филиалов Донецкого (Сталинского) аэроклуба города Красногоровки, затем учился в школе пилотов, стал военным лётчиком.

На фронт Николай Васильевич попал в Январе 1942 года. Ему, лётчику - истребителю, пришлось защищать с воздуха наши войска, сражавшиеся с немецко - фашистскими захватчиками на Керченском полуострове. В жарких воздушных боях над Крымом с превосходящими силами противника закалялась воля, совершенствовалось боевое мастерство Н. В. Буряка, рос его авторитет среди товарищей. Когда наши части оставили Керченский полуостров, Николая Васильевича в числе 11 лучших пилотов направили в помощь героическим защитникам Севастополя.

Обстановка там была крайне сложной. Базы снабжения горючим и боеприпасами находились далеко - в Новороссийске и Туапсе. К тому же в распоряжении нашей авиации был всего один аэродром на мысе Херсонес, который не только постоянно подвергался бомбардировочным ударам немецких самолётов, но и обстреливался артиллерией противника. Несмотря на все эти трудности советские лётчики поднимали машины в воздух и вступали в ожесточённые бои с вражеской авиацией.

На Керченский полуостров пришла весна. Яркими красками оживала земля, море - недавно мрачное, со свинцовым отливом, - набирало голубизну. Природа несла покой и тишину, а незваные пришельцы её взрывали. В небе зловеще гудели тяжело гружённые немецкие бомбардировщики, которых редким огнём встречали зенитчики. Перехватить самолёты противника не успели и наши лётчики: они заметили их тогда, когда те отбомбились и на малых высотах, не соблюдая строя, шли в сторону моря.

Встреча Николая с одним из "Юнкерсов" произошла прямо над морем, на высоте 20 - 30 метров. Подойдя слева, он с ходу открыл огонь. Безрезультатно. Но так как скорость "Яка" была больше Ju-88, Буряк повторно атаковал врага справа. Бортовой стрелок "Юнкерса" на этот раз чуть зазевался. Николай нажал на гашетки и длинной очередью полоснул по фюзеляжу бомбёра. Он нехотя накренился, выпустил орайжевый язык пламени и пошёл вниз. Вскоре на водной глади появилось белое пятно, поднялось облако пара, и над вражеской машиной сомкнулись воллы. Вот она - первая победа!

Як-1Б Я. Н. Кутихина, 156-й ГвИАП, 1943 год.

Но вскоре ему пришлось пережить горечь поражения и вынести тяжёлое испытание...

5 Июня 1942 года группа из 6 Як-1, которой командовал Подполковник Я. Н. Кутихин, взлетела с Херсонесского аэродрома. К месту расположения советских войск шла большая группа немецких бомбардировщиков под прикрытием 12 Ме-109. Шестёрка "Яков" смело бросилась навстречу этой воздушной армаде. Пара "Яков" во главе с ведущим ринулась на головной "Юнкерc".

Шедший сзади Буряк увидел, как самолёт командира полка сверху атаковали 2 "Мессера". Прибавив скорость, Николай Васильевич бросился наперерез вражеским истребителям и отсёк их пушечно - пулемётным огнём.

В это время 2 других Ме-109 зашли в хвост истребителю Буряка. Он успел их заметить в самый последний момент и попытался увернуться, но было уже поздно: трасса, выпущенная фашистским лётчиком, прошила правое крыло "Яка", как раз то место, где находились бензобаки. Самолёт мгновенно загорелся, пламя быстро достигло кабины лётчика. Поняв, что спасти машину уже невозможно, Буряк выбросился с парашютом. Озверевшие фашисты дважды атаковали спускавшегося на парашюте советского лётчика и ему только чудом удалось избежать гибели: пули не только не задели его, но и не повредили купол парашюта, который относило ветром всё дальше в море.

Надо было приводняться. Ртом при помощи шланга надул резиновый пояс, расстегнул карабины грудной перемычки и ножных обхватов, освободился от подвесной системы и плюхнул метров с 5 в воду.

А вокруг волновалось море. Он грёб, пока не посинели руки, которые всё тяжелели и тяжелели. Едкая солёная вода, как наждачная бумага, терла лицо. Голова тяжелела, одеревеневшие руки стали не чувствовать холода. Но что это? Вдали послышался будто гул мотора. Галлюцинация? Нет, действительно к нему шёл катер. Сколько же он пробыл в воде? Посмотрел на циферблат - ровно 2 часа со времени приводнения.

Катер, маневрируя, осторожно подходил к Николаю, чтобы того не ударило о борт. Бросили верёвку, но лётчик никак не мог её схватить - скользкая, да и пальцы плохо слушались. Затем привязали к верёвке какое - то бревно. Наконец - то прижал его к телу. Потом подцепили багром.

По счёту у Николая это был 14-й боевой вылет... А сколько их было потом, на счету этого удивительно смелого и добродушного парня?!..

Уже в 20-х числах Июня, получив новый самолёт, Н. В. Буряк продолжал бои в небе родного Донбасса, под Ворошиловградом. Несколько дней лётная часть базировалась на том самом аэродроме, где в 1938 году Николай летал курсантом Ворошиловградской школы военных лётчиков. Он рассказывал товарищам, как, будучи слесарем Красногоровского паровозного депо, загорелся идеей стать лётчиком, поступил в Красногоровский филиал Сталинского аэроклуба, а вскоре стал военным лётчиком.

Потом были ожесточённые воздушные бои под Ростовом, Новочеркасском, в Сальских степях, на Северном Кавказе. И, наконец, участие в наступательных операциях под Воронежем и Белгородом, в боях по освобождению Харькова, Правобережной Украины и Молдавии...

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 4 Февраля 1944 года за образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с немецко - фашистскими захватчиками и проявленные при этом мужество и героизм, Старшему лейтенанту Буряку Николаю Васильевичу присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали "Золотая Звезда" (№ 1494).

Свой последний воздушный бой Николай Буряк провёл в ходе Берлинской операции, где сбил 17-й вражеский самолёт. Последний боевой вылет совершил уже после Дня Победы - в небе Чехословакии.

Всего же за годы войны он выполнил 395 успешных боевых вылетов. Проведя 105 воздушных боёв, сбил 16 самолётов противника лично и 1 - в группе. [ М. Ю. Быков в своих исследованиях указывает на 14 личных и 1 групповую победы лётчика. ]

К концу войны на груди заместителя командира 156-го Гвардейского истребительного авиаполка по лётной подготовке Гвардии майора Н. В. Буряка кроме ордена Ленина и медали "Золотая Звезда" сияли 3 ордена Красного Знамени, ордена Александра Невского, Отечественной войны 2-й степени, Красной Звезды и многие медали.

После войны отважный лётчик продолжал службу в ВВС СССР. В 1947 году окончил высшие офицерские лётно - тактические курсы. С 1949 года работал в ДОСААФ. С 1960 года Полковник Н. В. Буряк - в отставке. Жил в городе Коломна Московской области. Работал начальником отдела кадров автоколонны. Уйдя на заслуженный отдых, Генерал - майор авиации в отставке переехал в городе Краматорск Донецкой области Украины. Являлся членом Социал - демократической партии Украины (объединённой). Скончался в ночь на 27 Декабря 2006 года. Похоронен в Краматорске.

* * *

Список всех известных побед Гвардии майора Н. В. Буряка:
(Из книги М. Ю. Быкова - "Победы сталинских соколов". Изд. "ЯУЗА - ЭКСМО", 2008 год.)


п / п
Д а т а Сбитые
самолёты
Место воздушного боя
(одержанной победы)
Свои
самолёты
1 21.04.1942 г. 1 Ju-88 Керчь Як-1.
2 28.04.1942 г. 1 Ju-88 м. Казантип
3 09.05.1942 г. 1 Ме-109 юж. Сейтджейт
4 19.05.1942 г. 1 Ме-109 Керчь
5 1 Ме-109 (в группе - 1 / 5) Керчь
6 13.07.1942 г. 1 Ме-109 Криворожье
7 08.07.1943 г. 1 Ме-109 вост. окр. ст. Сажное
8 16.07.1943 г. 1 Ju-87 Казачье
9 25.07.1943 г. 1 Ме-109 Терновка - Шопино
10 09.08.1943 г. 1 Ме-109 Большие Проходы - Липцы
11 29.08.1943 г. 1 Hs-126 зап. Буды
12 16.10.1943 г. 1 Ju-87 зап. Попельнастое
13 22.07.1944 г. 1 Ме-109 сев - зап. Збойка
14 09.08.1944 г. 1 Ме-109 юж. Ожарув
15 14.09.1944 г. 1 Ме-109 вост. Змигруб - Стары

Всего сбитых самолётов - 14 + 1; боевых вылетов - 395; воздушных боёв - 105.