Для чего нужны планы-графики закупок. Планирование закупок в рамках контрактной системы: порядок осуществления Планирование в плане закупок

План закупок – это список тендеров, которые государственный заказчик собирается провести в ближайшее время. Поставщикам он помогает заранее определиться, в каких торгах стоит участвовать, и выделить под них необходимые ресурсы. Порядок составления, корректировки и публикации документов планирования закреплен в статьях №17 и №21 44-ФЗ, а также блоке постановлений Правительства №552-555.


С 2016 года введена двухэтапная система планирования. Если раньше было достаточно одного документа, то в 2017, 2018 и последующих годах государственным заказчикам необходимо формировать два:

  1. План закупок (ПЗ) отражает потребности заказчика на ближайшие 3 года.
  2. В плане-графике (ПГ) расписываются более подробно закупки на предстоящий год.

Оба документа должны быть доступны для ознакомления: опубликованы в электронном виде в системе ЕИС.

Каков период планирования и сроки размещения ПЗ и ПГ?

  1. До 1 июля текущего года сотрудники тендерных отделов государственных учреждений обязаны:
    - руководствуясь утвержденным бюджетом разработать план закупок;
    - сформировать на его основе план-график.
  2. Десять дней дается на утверждение этих документов казначейством/учредителем.
  3. Еще три на публикацию в ЕИС.

По причине того, что сложно с высокой точностью предвидеть свои потребности на 3 года вперед, тендеры, включенные в плановый период, постепенно корректируются, когда приходит их время. Так, в следующем, 2019 году, перечень закупок на 2020 будет уточнен и дополнен в годовом плане-графике, а долгосрочное планирование охватит трехлетний период до 2022 года.


За нарушение регламента и сроков публикации документов планирования предусмотрен штраф от 5 до 30 тысяч рублей.

Какие закупки отражаются в планах?

В отличие от 223-ФЗ, где допускается не публиковать в планах мелкие закупки, 44-ФЗ обязывает госзаказчиков размещать в публичном доступе все тендеры, не составляющие гостайну. Закупки, не отраженные в планах, проводить запрещено.


Однако некоторые позиции разрешено не расписывать подробно, указывая их только одной строкой. К таким относятся тендеры на поставку:

  • продукции стоимостью до 100 тысяч рублей;
  • лекарственных препаратов;
  • работ по ремонту и текущему содержанию помещений, не предназначенных для проживания;
  • услуг по обучению и сопровождению гидами;
  • услуг статистического анализа;
  • получения информации из зарубежных источников.

Какие сведения из ПЗ могут понадобиться поставщику?

ПЗ включает много полезных для поставщика данных. Прежде всего, по торгам: сроки, закупаемые ТРУ, НМЦК.


Также в планах можно найти:

  • Идентификационные коды.
  • Размер финансирования на весь срок контрактов, даже если он превышает период планирования.
  • Сведения о наличии общественного обсуждения по крупным тендерам.

Посмотрите образец плана закупок по ссылке .

Может ли заказчик внести изменения в опубликованный план?

По 44-ФЗ госзаказчики вправе редактировать ПЗ даже после его размещения в ЕИС, в том числе переносить сроки электронных торгов. Обоснованием могут послужить следующие причины:

  • Поменялась оценочная стоимость одной или нескольких закупок в плане.
  • Внесены корректировки в нормативные акты. Например, в федеральный или муниципальный бюджет.
  • Изменился формат процедуры: тип торгов, сроки, объем ТРУ.
  • Появились корректировки по результатам общественных обсуждений.

Учитывая, что планы закупок и планы-графики можно редактировать, следует иметь в виду: документы, которые размещены в ЕИС могут содержать ошибки. К наиболее частым относятся:

  • Неправильная НМЦК. Если вы заинтересованы в тендере, но подозреваете, что цена контракта указана неверно, сообщите об этом заказчику.
  • Не включены закупки малого объема. Это нарушение и повод подать жалобу.

Где искать планы закупок по 44-ФЗ?

Документы планирования конкретных государственных заказчиков можно найти в открытой части ЕИС. Дополнительно они могут размещать их на своих официальных сайтах.


Существенно упрощает задачу сервис “Контрагенты” от Синапс. Найдите карточку организации по ИНН, ОГРН, названию или адресу и получите подробную информацию, в том числе сведения о планируемых закупках.

Когда предприятие решает начать производство определенных товаров или предоставление услуг, необходимо позаботиться о том, чтобы обеспечить процесс производства всеми нужными материалами. Приобретение материалов может иметь некоторые проблемы, поскольку требуется искать ресурсы соответствующего качества по приемлемым ценам. Решить такую задачу поможет логистика закупок.

Понятие и основные задачи закупочной логистики

Логистика закупок – это процесс, направленный на обеспечение потребностей предприятия в необходимых материалах. Такое обеспечение должно достигаться с наиболее максимальной экономической выгодой.

Достижение поставленных целей посредством закупочной логистики может быть осуществлено при соблюдении следующих условий:

  • Соблюдение сроков поставки необходимого сырья.
  • Контроль количества закупаемых материалов и рациональной потребности в них.
  • Обеспечение качества производства и качества товаров.

Таким образом, закупочная логистика направлена на то, чтобы обеспечивать потребности предприятия не только в ресурсах. С ее помощью также осуществляется правильный подбор поставщиков, согласование цен, контроль над заключаемыми договорами, сроками поставок, запасами и прочие моменты.

Обеспечение производства материальными ресурсами можно разделить на группы:

  1. Традиционное обеспечение. Происходит организация складов, разделяющихся на центральные и склады предприятий-снабженцев. Минусом такой системы является большое количество денежных и трудовых затрат, издержек.
  2. Промежуточное обеспечение. Основывается на заключаемых с фирмами-посредниками договорах. Плюсом подобного процесса является отсутствие необходимости создавать собственные склады, а также организовывать срочные поставки.
  3. Обеспечение, ориентированное на конкретную потребность производства. Этот процесс позволяет четко контролировать процесс закупок в целом и заключать договоры на длительный срок.

Зачем нужен план закупок

Чтобы логистика имела результат и эффективность, необходимо составить план закупок, позволяющий решить некоторые виды задач предприятия:

  • подсчет потребностей в материальных ресурсах;
  • разработка метода закупочной деятельности;
  • контроль над ценой при заключении договора;
  • мониторинг количества, качества и сроков поставок;
  • организация процесса правильного размещения поставленных материалов на складе.

Порядок работы

Для того чтобы процедура поставок сырья прошла эффективно, необходимо соблюдать правильную последовательность проводимых мероприятий:

  • Установка потребности производства в том или ином сырье.
  • Подготовка заказа путем составления перечня необходимых материалов.
  • Выбор надежного поставщика.
  • Организация переговоров с выбранным поставщиком.
  • Составление и подписание договоров.
  • Контроль исполнения условий подписанных договоров.

Выбор поставщика может проходить путем проведения конкурсных торгов либо путем организации письменных переговоров. В настоящее время наиболее распространенным методом выбора поставщика является именно проведение конкурсных мероприятий, поскольку большая часть предприятий подпадает под действия закона о закупках. Такой вариант работы является наиболее эффективным, ведь он позволяет контролировать процесс выбора поставщика и дальнейшего сотрудничества с ним путем открытых закупок. Это дает возможность закупщику избежать нарушения закона о конкуренции и возможной коррупционной деятельности.

Для эффективности ведения закупочных операций работу необходимо доверять специалистам, имеющим познания в хозяйственной деятельности, а также разбирающимся в процедуре заключения контрактов и умеющим осуществлять контроль над поставками товаров и их оплатой.

Закупочная логистика: Видео

По официальным данным к числу самых распространенных нарушений заказчиков являются отступления от требований законодательства в части планирования закупочной деятельности. Все государственные организации обязаны вести планы своих закупок в полном соответствии с нормами того закона, по которому они работают. В данном материале мы рассмотрим особенности и нюансы планирования при работе с ФЗ-223 и с ФЗ-44.

Составление плана закупок по 44 фз

Порядок формирования, согласования, утверждения и ведения плана закупок по 44 фз регламентирует статья 17, часть 5 соответствующего законодательно акта. При этом стандартная его форма введена Постановлением Правительства РФ №1043 от 21.11.13 г.

Согласно установленным требованиям, каждое муниципальное образование и каждый субъект РФ должен принять собственный внутренний акт. В его составе региональное правительство определяет характерные особенности составления и ведения документации в направлении планирования.

Но основные требования по отношению к планам закупок утверждает собой часть 2 статьи 17 ФЗ №44. По ней они должны включать:

  • код идентификации каждой закупки;
  • цель осуществления госзаказа;
  • наименование предмета закупки;
  • величина финансового обеспечения;
  • временные сроки закупки;
  • обоснование необходимости в приобретении того или иного вида услуг или товаров;
  • информацию о закупках работ или продукции с высоким уровнем сложности, либо специфического характера, которые способны осуществить только высококвалифицированные исполнители, имеющие определенную профессиональную подготовку;
  • информацию об обсуждениях закупок и их обосновании в порядке общественного контроля.

Сложности часто вызывает то, что эти планы, которые должны включать в себя подробную информацию обо всех процедурах, составляются на ближайшие три года. У многих заказчиков возникают вопросы, касающиеся того, как можно предусмотреть все потребности госструктур на трехлетний срок.

Но нужно помнить о том, что в опубликованный в ЕИС или на портале госзакупок (до 2016 года) документ можно вносить изменения. Условие здесь только одно - наличие обоснованной потребности в совершении корректировок. Перечень оснований для изменений также закреплен в законодательном порядке.

Обоснование закупок в плане-графике

При формировании плана необходимо обосновать в отдельных приложениях к нему:

  • НМЦК закупок - обоснование регламентировано 22 статьей ФЗ-44;
  • выбранные способы определения поставщиков - в соответствии с главой 3 №44-ФЗ.

Особенности составления плана закупок по 223 фз

Федеральный Закон №223 представляет собой более лояльный и демократичный нормативный акт. Если заказчик работает по двум законам сразу, то он должен разместить в своем личном кабинете отдельно план закупок по 223-фз и его аналог по 44-фз.

Вся работа по ФЗ №223 ведется в более свободном режиме. План закупок можно менять в любое время и по любым основаниям, не оговариваемым отдельными положениями. Кроме того, и обосновывать необходимость госзаказов по данному акту не требуется.

Изучая планы-графики крупных госкорпораций, можно спланировать и собственную деятельность на электронных площадках. Но для того чтобы по отдельности скрупулезно изучать документацию каждой организации, вам потребуется ввести в свой штат не одну высококвалифицированную единицу с соответствующим образованием и уровнем подготовки. Что и говорить - такие расходы может себе позволить далеко не каждый участник торгов, да они и не вполне оправданы в наше время, когда все непрофильные процессы намного выгоднее выводить на аутсорсинг.

Подключите инновационный модуль "Аналитика" в своем личном кабинете, и вы сможете самостоятельно формировать любые отчеты, анализировать деятельность заказчиков и конкурентов и прогнозировать многие важные моменты. С нами - победа за вами!

Начиная разговор о планировании деятельности заказчика в сфере закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, прежде всего следует отметить, что сам процесс планирования закупок товаров, работ, услуг государственными и муниципальными заказчиками определяется основополагающими целями и принципами ФЗ № 44. Поэтому планирование направлено прежде всего на повышение эффективности использования финансовых ресурсов и результативности закупок, обеспечение гласности и прозрачности закупок, а также предотвращение коррупции и других злоупотреблений в сфере закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

С начала вступления в силу ФЗ № 44, то есть с 1 января 2014 г., по настоящее время при планировании своей закупочной деятельности в рамках закона о контрактной системе заказчики несут обязанность по формированию единственного документа, отражающего потребности заказчика в товарах, работах, услугах, а также содержащего предполагаемые сроки осуществления закупок. Речь идет о плане-графике.

Однако, как известно, с 1 января 2016 г . вступает в силу порядок двухэтапного планирования, о котором говорится в ч. 1 ст. 16 ФЗ № 44. Двухэтапное планирование представляет собой формирование, утверждение и ведение заказчиками двух обязательных для осуществления закупочной деятельности документов: помимо плана-графика заказчики должны будут формировать, утверждать и размещать в установленные сроки еще один документ - план закупок.

Планы закупок

Напоминаем, что ст. 16 «Планирование закупок» и ст. 17 «Планы закупок» ФЗ № 44 вступают в силу с 1 января 2016 года. При этом планы закупок должны формироваться на срок, соответствующий сроку действия федерального закона (муниципального правового акта) о соответствующем бюджете на очередной финансовый год и плановый период с учетом положений бюджетного законодательства РФ (ч. 4 ст. 17 ФЗ № 44). Разберемся в этом более подробно.

Работу по разработке проектов планов закупок заказчики должны вести уже в середине 2016 года. В связи с тем, что план закупок, как уже было отмечено, согласно бюджетному законодательству должен быть составлен сроком на три года, в нем должна быть отражена информация обо всех закупках, которые заказчик предполагает осуществить с 2017 по 2019 год включительно.

Таким образом, первые планы закупок на трехлетний период должны быть разработаны и утверждены заказчиками уже в 2016 году.

Многих заказчиков беспокоит вопрос о том, что объективно спрогнозировать потребности в товарах (работах, услугах) для удовлетворения своих нужд сроком на 3 года достаточно сложно. С одной стороны, это действительно так. Однако не следует забывать, что при наличии обоснованной потребности в уже утвержденный и размещенный план закупок заказчик имеет право внести изменения. При этом основания для внесения таких изменений содержатся в документе, определяющем порядок ведения плана закупок.

Требования к формированию, утверждению и ведению планов закупок утверждены Постановлением Правительства РФ от 21 ноября 2013 г. № 1043 «О требованиях к формированию, утверждению и ведению планов закупок товаров, работ, услуг для обеспечения нужд субъекта Российской Федерации и муниципальных нужд, а также требованиях к форме планов закупок товаров, работ, услуг» (далее - Постановление № 1043).

Так, п. «а» ч. 4 Требований к формированию, утверждению и ведению планов закупок, утвержденных Постановлением № 1043, установлено, что государственные и муниципальные заказчики в сроки, установленные главными распорядителями средств бюджета субъекта РФ (местного бюджета), но не позднее сроков, установленных высшими исполнительными органами государственной власти субъектов РФ (местными администрациями), формируют планы закупок и представляют их не позднее 1 июля текущего года главным распорядителям средств бюджета субъекта РФ (не позднее 1 августа - главным распорядителям средств местного бюджета) для формирования на их основании в соответствии с бюджетным законодательством РФ обоснований бюджетных ассигнований на осуществление закупок.

Схожие, но несколько отличающиеся от указанных сроков требования установлены для бюджетных и автономных учреждений субъектов РФ (муниципальных образований).

Кроме того, с 1 января 2016 г. вступает в силу Постановление Правительства РФ от 05.06.2015 г. № 552 «Об утверждении Правил формирования, утверждения и ведения плана закупок товаров, работ, услуг для обеспечения федеральных нужд, а также требований к форме плана закупок товаров, работ, услуг для обеспечения федеральных нужд» (далее - Постановление № 552).

Постановлением № 552 утверждены:

- Правила формирования, утверждения и ведения плана закупок товаров, работ, услуг для обеспечения федеральных нужд;

- требования к форме плана закупок товаров, работ, услуг для обеспечения федеральных нужд.

Таким образом, с 1 января 2016 г. формирование, утверждение и ведение плана закупок - обязанность заказчика, обусловленная законодательством.

Планы-графики

Что касается порядка работы заказчика над планом-графиком , отметим следующее.

Порядок ведения планов-графиков регламентирован статьей 21 ФЗ № 44, вступающей в силу с 1 января 2016 г. (за исключением части 11, вступающей в силу с 1 января 2017 г.).

Итак, прежде всего заказчику необходимо знать, что план-график содержит перечень товаров работ, услуг, предполагаемых к закупке для обеспечения государственных и муниципальных нужд, и формируется на финансовый год в соответствии с планами закупок.

В соответствии с ч. 2 ст. 112 ФЗ № 44 порядок и особенности размещения, а также форма планов-графиков на 2015 - 2016 годы определены:

1) совместным Приказом Министерства экономического развития России и Федерального казначейства № 761/20н от 27.12.2011 г. «Об утверждении порядка размещения на официальном сайте планов-графиков размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд заказчиков и формы планов-графиков размещения заказа на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд заказчиков» ;

2) совместным Приказом Министерства экономического развития России и Федерального казначейства № 182/7н от 31.03.2015 г. «Об особенностях размещения в единой информационной системе или до ввода в эксплуатацию указанной системы на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети Интернет для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг планов-графиков размещения заказов на 2015 и 2016 годы» (далее - Приказ № 182/7н), вступившего в силу 23 мая 2015 г.

Обращаем внимание: Приказом № 182/7н признаны утратившими силу:

Совместный приказ Министерства экономического развития РФ и Федерального казначейства от 20 сентября 2013 г. № 544/18н «Об особенностях размещения на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети Интернет для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг планов-графиков размещения заказов на 2014 и 2015 годы»;

Совместный приказ Министерства экономического развития РФ и Федерального казначейства от 29 августа 2014 г. № 528/11н «О внесении изменений в Особенности размещения на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети Интернет для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг планов-графиков размещения заказов на 2014 и 2015 годы, утвержденные совместным приказом Министерства экономического развития Российской Федерации и Федерального казначейства от 20 сентября 2013 г. № 544/18н».

1. Постановление Правительства РФ от 05.06.2015 г. № 553 «Об утверждении Правил формирования, утверждения и ведения плана-графика закупок товаров, работ, услуг для обеспечения федеральных нужд, а также требований к форме плана-графика закупок товаров, работ, услуг для обеспечения федеральных нужд» (далее - Постановление № 553).

Постановлением № 553 утверждены:

Правила формирования, утверждения и ведения плана-графика закупок товаров, работ, услуг для обеспечения федеральных нужд;

Требования к форме плана-графика закупок товаров, работ, услуг для обеспечения федеральных нужд.

В чем разница плана закупок и плана-графика и в чем их соответствие? Ответим на вопрос. Это важно, поскольку с 2017 года заказчики должны готовить не только планы-графики, но и планы закупок. Расскажем, как не запутаться в понятиях.

Из этой статьи вы узнаете:

  • в чем разница плана закупок и плана-графика​;
  • требования к формированию плана закупок и плана-графика закупок;
  • обоснование закупки;
  • НМЦК;
  • цепочка планирования закупки;
  • внесение изменений в план закупки и план-график;
  • нарушения при планировании закупок и меры ответственности.

С 1 января 2016 г. вступило в силу большинство положений главы о планировании в КС. Это означает, что планирование закупок на 2017 год нужно проводить уже полностью в новом формате. К следующему году заказчики должны будут подготовить не только планы-графики , но и планы закупок.

План-график на 2014–2016 гг. заказчики формировали и размещали с учетом особенностей, установленных Минэкономразвития и Казначейством России. Планируя свои закупки на 2018 год, заказчики обязаны заполнять не только планы-графики, но и планы закупок. Какую информацию в них указывать, в какие сроки утверждать и как вносить в них изменения, проиллюстрируем на примере удобных таблиц.

Предыстория

Пример плана закупок на 2017 и на плановый период 2018 и 2019 годов

До введения контрактной системы планирование закупок было «завязано» только на одном обязательном документе - плане-графике размещения заказов. В рамках Закона № 94-ФЗ такого понятия, как план закупок, просто не существовало. Однако финансовые подразделения некоторых заказчиков в добровольном порядке вели так называемый план закупок, составляя его на тот же срок, на который действуют законы о бюджетах - федеральном и субъектовом.

Целью ведения такого факультативного плана закупок было, как правило, планирование НМЦК предстоящих в очередном финансовом году закупок (с учетом обязательств по контрактам, заключенным в текущем финансовом году и подлежащим оплате в очередном). После заключения контрактов НМЦК по каждой закупке исправлялась на фактическую цену контракта с учетом снижения в ходе процедур. Такой механизм позволял своевременно просчитать экономию бюджетных средств, за счет которых впоследствии проводились закупки, изначально не запланированные в текущем финансовом году.

Контрактная система внесла существенные коррективы в планирование закупок, значительно усложнив этот процесс. Если ранее планирование регламентировал Закон № 94-ФЗ и лишь один подзаконный акт, то сейчас существенно возросла роль подзаконных источников правового регулирования в планировании, что обусловлено наличием ряда отсылочных норм в тексте Закона о КС.

Понятия плана-графика и плана закупок

Форма плана закупок, плана-графика, требования к ним, а также правила формирования, утверждения и ведения плановых документов введены постановлениями Правительства РФ от 05.06.2015 № 552 и 553 (далее - Постановление № 552, Постановление № 553). План закупок и план-график очень схожи между собой и служат единой цели, но в то же время имеют коренные различия по структуре.

По замыслу законодателя план закупок - это документ, предшествующий плану-графику. Информация, содержащаяся в плане закупок, носит более общий характер, в то время как план-график призван детализировать сведения о запланированных закупках.

План закупок приводит наглядную информацию об основных потребностях государства, о сроках или периодичности обеспечения таких потребностей и объеме средств, выделяемых на их обеспечение в пределах лимитов бюджетных обязательств, о необходимости общественного обсуждения закупок. В соответствии с планами закупок заказчиками формируются планы-графики.

Суть плана-графика осталась неизменной: этот документ по-прежнему играет роль некой «афиши» запланированных закупок, призванной заранее дать необходимую информацию потенциальным участникам госзакупок. План-график раскрывает способ обеспечения потребностей государства, подробности процесса закупки и конкретизирует сведения о ее объекте с указанием законодательно обоснованных преимуществ поставщиков и дополнительных требований заказчика к ним.

Сведения в плане-графике и план закупок

В таблице 1 перечислены сведения, которые заказчики обязаны вносить в планы закупок и планы-графики. Таблица наглядно показывает, какие данные у двух документов дублируются, а какие - вносятся для каждого свои.

Таблица 1. Информация, необходимая для включения в план закупок и план-график

Необходимая для включения информация

План закупок

План-график

Идентификационный код закупки

Цель осуществления закупки

Наименование объекта закупки

Описание объекта закупки, количество товара, единица измерения и объем работы или услуги, срок и периодичность поставки товара (выполнения работ, оказания услуг)

Объем финансового обеспечения для осуществления закупки по финансовым годам либо НМЦК или цена контракта с единственным поставщиком, планируемые по годам платежи

Сроки проведения закупки

Обоснование закупки

Информация о закупках товаров, работ, услуг, которые оказать только поставщики (подрядчики, исполнители) с необходимым уровнем квалификации, либо дополнительные требования к участникам закупки

Информация об обязательном общественном обсуждении закупки

Размер обеспечения заявки и исполнения госконтракта

Применение критерия стоимости жизненного цикла товара или созданного в результате выполнения работы объекта

Банковское сопровождение контракта

Укажите все суммы в целых рублях. На титульной странице укажите форму собственности. Часть "особых" закупок, которые раньше расписывали, теперь указывайте одной строкой.
Финобеспечение указывайте по КБК в разрезе раздела, подраздела, целевой статьи и вида расхода или по каждому соглашению о субсидиях.
Подробно обо всех изменениях, которые нужно учесть в новых планах и как их внести в ЕИС,

Обоснование закупки при формировании плана закупок

Обоснование закупок требуется от заказчиков при формировании как плана закупок, так и плана-графика. Однако есть существенное различие.

При составлении плана закупок устанавливается соответствие планируемой закупки целям осуществления закупок. При формировании плана-графика обоснованию подлежит НМЦК или цена контракта с единственным поставщиком, способ определения поставщика (конкурентный способ или закупка у единственного поставщика) и дополнительные требования к участникам закупки.

Рассмотрим подробнее, что включает в себя каждое определение.

Цели закупки

Напомним, что согласно ст. 13 Закона о контрактной системе закупки для обеспечения федеральных нужд, нужд субъектов РФ и муниципальных нужд могут осуществляться исключительно в следующих целях:

  • достижение и реализация мероприятий, предусмотренных государственными программами РФ, государственными программами субъектов РФ и муниципальными программами в современных условиях использования программно-целевых методов бюджетного планирования;
  • исполнение международных обязательств России, реализации межгосударственных целевых программ, участником которых является Россия;
  • выполнение функций и полномочий государственных органов РФ, органов управления государственными внебюджетными фондами РФ, государственных органов субъектов РФ, органов управления территориальными внебюджетными фондами, муниципальных органов.

Начальная максимальная цена контракта (НМЦК)

ФГБУ, ФГАУ, ФГУП (имущество которых принадлежит на праве собственности РФ) - в течение 10 рабочих дней со дня доведения на соответствующий лицевой счет по переданным полномочиям объема прав в денежном выражении на принятие или исполнение обязательств

Срок размещения закупок

в течение 3 рабочих дней со дня утверждения или изменения такого планового документа

В соответствии со сроками составления, уточнения и утверждения плановых документов, установленными законодательством о контрактной системе, все структурные подразделения, инициирующие государственные закупки, должны представлять ответственным работникам заказчика детальные сведения о предстоящих закупках.

Кто утверждает план закупок

Какие сведения собрать для планов-графиков – 2018 уже сейчас, чтобы не сорвать сроки

Четыре совета помогут уже сейчас начать составлять план-график на 2018 год и сэкономить время к концу года. Расскажем, как подготовить заранее основные сведения, которые войдут в расчеты по плановым документам.

Читайте статью полностью

И план закупок, и план-график утверждают руководители или иные уполномоченные должностные лица заказчика. Кроме того, каждый документ подписывает ответственный исполнитель. Законодательство не содержит запретов на утверждение указанных документов одним и тем же должностным лицом. Заказчик должен издать соответствующий нормативный акт, назначающий лиц, ответственных за процесс планирования госзакупок, и делегирующий им необходимые права и обязанности.

Согласно п. 2 ст. 72 БК РФ заключение контракта поставлено в зависимость от закупочной позиции в плане-графике. С 1 января 2017 г. в соответствии с ограничением ч. 11 ст. 21 Закона № 44-ФЗ в зависимость от включения закупочной позиции в план-график будет ставиться уже непосредственно осуществление закупки.

План-график является основанием для осуществления закупок. Причем вся информация по закупке, содержащаяся в извещении и документации об осуществлении закупки, должна в полной мере соответствовать плану-графику закупок. В свою очередь, план закупок и план-график должны соответствовать федеральному закону о бюджете (если речь идет о государственных заказчиках).

Цепочка планирования закупок

С учетом планового характера закупок контрактной системы процесс планирования предполагает согласованность и корректность информации, идущей по документарной цепочке заказчика: план закупок → план-график закупок → извещение об осуществлении закупки.

В связи с тем, что начиная с 2016 г. утвержденный план-график закупок размещается заказчиками (кроме федеральных органов государственной власти, федеральных государственных органов, федеральных казенных учреждений) в ЕИС только в структурированном виде, проверка на предмет соответствия извещения об осуществлении закупки данным плана-графика осуществляется автоматически. Размещение закупки, не нашедшей свое отражение в плане-графике, стало технически невозможным. Согласно письму Минэкономразвития России от 09.06.2015 № Д28и-1643 публикация планов-графиков в неструктурированной форме не позволяет ЕИС осуществлять передачу по информационно-телекоммуникационным сетям или обработку в информационных системах информации, содержащейся в планах-графиках закупок.

Внесение изменений в план закупок и план-график

Государственные нужды и государственные закупки добавляют в план закупок (и в план-график) не по мере возникновения необходимости в закупке, а согласно заранее известной потребности. Делается это в пределах доведенного до заказчика объема прав в денежном выражении на принятие и исполнение обязательств.

Как правило, в течение текущего финансового года новые закупки могут добавляться при появлении экономии бюджетных средств, полученной на проведенных процедурах, либо при возникновении обстоятельств, предвидеть которые на дату утверждения плана закупок и (или) плана-графика не представлялось возможным.

При отмене заказчиком закупки из плана-графика могут исключаться закупочные позиции. По общему правилу изменения в план-график вносятся при внесении изменений в план закупок .

Перечень иных случаев, подразумевающих внесение изменений в план-график, содержится в ч. 13 ст. 21 Закона № 44-ФЗ и п. 8 постановления Правительства РФ № 553. По аналогии с планом-графиком изменения в план закупок вносятся в случаях, оговоренных в ч. 6 ст. 17 Закона № 44-ФЗ и п. 11 Постановления Правительства РФ № 552 (табл. 3).

Таблица 3. Внесение изменений в план закупок и план-график

Случаи внесения изменений

План закупок

План-график

Приведение в соответствие в связи с изменением определенных целей осуществления закупок и установленных требований к закупаемым заказчиками товарам, работам, услугам (в том числе предельной цены товаров, работ, услуг) и (или) нормативных затрат на обеспечение функций государственных органов, органов управления государственными внебюджетными фондами, муниципальных органов

Приведение в соответствие с федеральным законом о внесении изменений в федеральный закон о федеральном бюджете на текущий финансовый год и плановый период, с федеральными законами о внесении изменений в федеральные законы о бюджетах государственных внебюджетных фондов РФ на текущий финансовый год и плановый период, с законами субъектов РФ о внесении изменений в законы субъектов РФ о бюджетах субъектов РФ на текущий финансовый год (текущий финансовый год и плановый период), законы субъектов РФ о внесении изменений в законы о бюджетах территориальных государственных внебюджетных фондов и с муниципальными правовыми актами о внесении изменений в муниципальные правовые акты о местных бюджетах на текущий финансовый год (текущий финансовый год и плановый период)

Реализация федеральных законов, решений, поручений, указаний Президента РФ, решений, поручений Правительства РФ, законов субъектов РФ, решений, поручений высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации, муниципальных правовых актов, которые приняты (даны) после утверждения планов закупок и не приводят к изменению объема бюджетных ассигнований, утвержденных законом или решением о бюджете

Реализация решения, принятого заказчиком по итогам обязательного общественного обсуждения

Использование экономии, полученной при осуществлении закупки

Увеличение или уменьшение начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком

Изменение до начала закупки срока исполнения контракта, порядка оплаты или размера аванса

Изменение даты начала закупки и (или) способа определения поставщика (подрядчика, исполнителя), отмена заказчиком закупки

Иные случаи, установленные порядком формирования, утверждения и ведения плановых документов, предусмотренным постановлением Правительства РФ

Изменение доведенного до заказчика объема прав в денежном выражении на принятие и (или) исполнение обязательств в соответствии с бюджетным законодательством РФ, изменение показателей планов финансово-хозяйственной деятельности соответствующих федеральных государственных бюджетных учреждений, а также изменение соответствующих решений и (или) соглашений о предоставлении субсидий

Выдача предписания органами контроля, в том числе об аннулировании процедуры определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей)

Изменение сроков и (или) периодичности приобретения товаров, выполнения работ, оказания услуг

Изменение даты начала осуществления закупки, сроков и (или) периодичности приобретения товаров, выполнения работ, оказания услуг, способа определения поставщика, этапов оплаты и (или) размера аванса и срока исполнения контракта

Возникновение иных существенных обстоятельств, предвидеть которые на дату утверждения планового документа было невозможно

С одной стороны, закон прямо установил только для плана-графика возможность редактирования документа при изменении даты начала осуществления закупки, сроков и (или) периодичности приобретения товаров, выполнения работ, оказания услуг, этапов оплаты контракта или отмене заказчиком закупки.

С другой стороны, план-график формируется в строгом соответствии с планом закупок. Это означает, что в указанном случае редактированию подлежат как план закупок, так и план-график. Так, например, отмена закупки в плане-графике неправомерна без исключения такой позиции из плана закупок.

Как корректировать план закупок

Узнайте ответ в статье

Перечень ситуаций, когда в плановые документы заказчика вносятся изменения, является закрытым, однако установленный законом случай с абстрактной формулировкой «возникновение иных существенных обстоятельств, предвидеть которые на дату утверждения планового документа было невозможно» создал почву для его свободной трактовки заказчиком.