Функции государственной гражданской службы. Цели, задачи и функции государственной службы. · субъектов Федерации

Вопрос о целях государственной гражданской службы, несмотря на свою важность, носит во многом постановочный характер, так как методология целеполагания в управлении вообще, и в государственном управлении в частности, менее всего разработана.

Цели государственной гражданской службы следует рассматривать как форму осознания и закрепления государственными органами в соответствующих нормативных правовых актах социально значимых актуальных проблем.

Теоретических наработок на этот счет немного, к тому же они нередко противоречат друг другу. Трактовка целей государственной гражданской службы:

  • 1) «Практическое осуществление функций государства, решение его задач, обеспечение благосостояния общества, удовлетворение публичных интересов на основе принципов и положений, установленных в Конституции РФ, федеральных законов и законов субъектов Федерации» - Ю. Н. Старилов
  • 2) «Упорядочение работы государственного аппарата; установление требований к функциям и правомочиям по государственным гражданским должностям; определение компетентности и профессиональной подготовленности государственных гражданских служащих; регламентация способов и процедур анализа и оценки» - А. Ф. Ноздрачев

Нетрудно заметить, что в последнем подходе к определению целей государственной гражданской службы, государственные чиновники замыкаются в основном на аппаратные потребности, а потребности и интересы людей выступают как бы на втором плане.

Необходимо отметить, что смысл и цели нормального государства состоят в том и только в том, чтобы благоприятствовать материальному и духовному развитию своего народа.

Каждая социальная подсистема обладает собственной основной целью, но она носит подчиненный характер относительно главной цели государства. В качестве основной цели демократического правового государства целесообразно считать создание условий позволяющих гражданам достигать цивилизованных стандартов жизни, свободно развивать человеческую личность. Предприятия, организации, учреждения, муниципальные образования, субъекты Федерации могут стремится к достижению собственных целей ориентируясь на основную цель государства. В противном случае государство будет разрушаться.

Цели необходимо согласовывать для того, чтобы они поддерживали и взаимообусловливали друг друга.

При выяснении задач государственной гражданской службы, необходимо учитывать, что государственные гражданские служащие активно участвуют в разработке проектов законов, программ, выражающих внутреннюю и внешнюю политику страны, предложений об изменениях в структуре государственных органов, текущих решений органов государственной власти.

Поэтому среди основных задач государственной гражданской службы выделяются следующие:

  • -обеспечение конституционного строя;
  • -выработка стратегии экономического, социального, политического развития страны;
  • -подбор кадров способных реализовать стратегию развития страны;
  • -создание организационных структур государственной власти;
  • -принятие решений по важным оперативным вопросам жизни страны;
  • -защита прав, свобод и законных интересов граждан, создание условий для развития человеческой личности;
  • -создание необходимых условий для реализации функций государственных органов.

Каждый вид государственной гражданской службы выполняет свои установленные в нормативных правовых актах задачи.

Под функциями государственной гражданской службы понимаются самостоятельные и относительно обособленные основные виды государственно-служебных действий.

Исследователями выделяются следующие функции государственной гражданской службы:

  • 1) Правоприменительная - реальное претворение в жизнь Конституции РФ, законов и иных нормативных правовых актов государства;
  • 2) Правотворческая - разработка и принятие нормативных актов. Государственная гражданская служба проявляет себя также в процессе подготовки законов в Федеральном Собрании и парламентах субъектов РФ;
  • 3) Правозащитная - обеспечение прав и свобод граждан;
  • 4) Регулирующая - разработка и реализация государственной политики во всех областях жизни общества. Государственная гражданская служба проявляет себя при подготовке разнообразных конкретных программ государственной деятельности, принятии всех основополагающих политических решений и при их реальном осуществлении
  • 5) Организационная - обеспечение практической реализации компетенции государственных органов, внутренней согласованности, их стабильного функционирования и эффективного влияния на процессы в обществе.

Правовой институт государственной службы – это совокупность норм, регулирующих порядок возникновения и прекращения государственно-служебных отношений, порядок прохождения службы, права и обязанности, поощрения и ответственность служащих. По своей природе институт службы является комплексным, состоящим из норм различных отраслей права – административного, трудового, пенсионного, финансового, муниципального и т.д.

Законодательство о государственной службе Российской Федерации состоит из следующих источников:

Конституционных положений (в том числе об отнесении федеральной службы к предметам ведения Федерации, а службы субъектов – к предметам совместного ведения);

Федеральных законов о государственной гражданской службе, военной службе, положений законов и иных актов о милиции и иных правоохранительных органах (в части службы);

Указов Президента РФ (о реестрах должностей и др.);

Постановлений Правительства РФ; - уставов (конституций) субъектов РФ; - законов и иных нормативных актов субъектов РФ о гражданской службе субъектов РФ. Регулирование отношений, связанных с гражданской службой, осуществляется, кроме того, нормативными правовыми актами государственных органов.

Под функциями государственной гражданской службы понимаются самостоятельные и относительно обособленные основные виды государственно-служебных действий.

Исследователями выделяются следующие функции государственной гражданской службы:

1) Правоприменительная - реальное претворение в жизнь Конституции РФ, законов и иных нормативных правовых актов государства;

2) Правотворческая - разработка и принятие нормативных актов. Государственная гражданская служба проявляет себя также в процессе подготовки законов в Федеральном Собрании и парламентах субъектов РФ;

3) Правозащитная - обеспечение прав и свобод граждан;

4) Регулирующая - разработка и реализация государственной политики во всех областях жизни общества. Государственная гражданская служба проявляет себя при подготовке разнообразных конкретных программ государственной деятельности, принятии всех основополагающих политических решений и при их реальном осуществлении

5) Организационная - обеспечение практической реализации компетенции государственных органов, внутренней согласованности, их стабильного функционирования и эффективного влияния на процессы в обществе.

Ст. 8 ФЗ «О системе государственной службы РФ». Должности государственной службы учреждаются федеральным законом или иным нормативным правовым актом Российской Федерации, законом или иным нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации. 2. Должности государственной службы подразделяются на: должности федеральной государственной гражданской службы; должности государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации; воинские должности; должности федеральной государственной службы иных видов. 3. В федеральном государственном органе могут быть учреждены должности государственной службы различных видов. 4. Должности государственной службы распределяются по группам и (или) категориям в соответствии с федеральными законами о видах государственной службы и законами субъектов Российской Федерации о государственной гражданской службе субъектов Российской Федерации.

90.Государственная должность: ее правовой статус и содержание.

Должность - категория, присущая служащему, государственная должность - государственному служащему. Она предоставляется лицу - государственному служащему - для выполнения возложенных на служащего и государственную службу задач.

Новация Закона «Об основах государственной службы РФ» в части должности в том, что государственные должности занимают не только государственные служащие (лица категорий «Б» и «В»), а и другие лица в государстве, т.е. категории «А», которые, повторим, государственными служащими не являются, поэтому о них далее речи нет.

Должность, как одно из государственных установлений, соединяет в себе все основные элементы организационного и правового статуса лица, ее замещающего. Положение государственной должности характеризуют:

Социальный статус (отношения служащего с ниже-, равно-, и вышестоящими лицами);

Организационный статус (должность состоит в структуре государственной организации, органа и составляет первичное звено в них);

Правовой статус: по каждой должности определяются круг полномочий (функций, прав и обязанностей), основные формы и методы их реализации, ответственность за исполнение.

Следует различать порядок учреждения должностей и порядок их замещения.

В целях обеспечения единства в наименовании должностей на государственной службе, необходимого в повседневной деятельности, их правовом статусе, способах замещения устанавливается единый централизованный в государственном масштабе порядок учреждения государственных должностей. Должности руководителей высших и центральных органов учреждаются федеральным собранием, президентом, правительством в рамках их компетенции. Все другие должности учреждаются органом управления по труду и официально закрепляются в Реестре должностей государственных служащих, исходя из разделения должностей по видам государственной службы. Учреждение должностей в субъектах Российской Федерации относится к их полномочиям.

Замещение же должности заключается в приеме на данную должность конкретного лица посредством одного из организационно-правовых способов: выборности, назначения, зачисления, конкурса.

Каждая должность на государственной службе имеет свой правовой статус и форму его выражения. Правовой статус должности содержит комплекс должностных полномочий - общий для всех должностей (или, по крайней мере, многих) и для данной должности. Правовой статус устанавливается в три этапа:

а) основы правового статуса определяется одновременно с учреждением должности органом учредителем;

б) типовой правовой статус определяется Реестром должностей государственных служащих;

в) индивидуальный правовой статус устанавливается по каждой должности на основе типового соответствующим органом, в котором состоит должность, или его руководителем.

О видах должностей следует излагать в связи с их большим количеством, различными способами замещения и т.д. Должности на государственной службе разделяются на виды (группы) по ряду оснований:

а) по видам деятельности в государственных органах и организациях - в государственном аппарате, в администрации государственных предприятий и учреждений, на воинской службе: в свою очередь, в каждой из этих трех сфер государственной деятельности различаются должности тоже по видам, например, в государственном аппарате - должности управленческие, контрольные и т.д.;

б) по масштабам действия - типовые (большинство должностей) и индивидуальные (например, руководитель структурного подразделения в аппарате Администрации Президента РФ);

в) по способам замещения - выборные, назначаемые, конкурсные, замещаемые по зачислению; г) по замещению в данное время - занятые и вакантные, по признаку взаимоотношений государственных служащих замещаемые ими должности разделяются Законом на пять групп:

Высшие государственные должности государственной службы (5-я группа);

Главные государственные должности государственной службы (4-я группа);

Ведущие государственные должности государственной службы (3-я группа);

Старшие государственные должности государственной службы (2-я группа);

Младшие государственные должности государственной службы (1-я группа).

В заключение характеристики должности можем в обобщенном виде сказать, что, используя категории должности, государство определяет место каждого служащего в системе государственной организации, т.е. взаимоотношения замещающего данную должность лица с выше-, ниже-, равностоящими лицами, его положение в организационной структуре органа (организации) и, наконец, полномочия, которыми служащий наделен в соответствии с должностью. Должность, таким образом, выступает организационной формой, определяющей и юридически закрепляющей основное содержание административно-правового статуса государственного служащего.

В научной литературе встречаются различные трактовки сущности и содержания функций государственной службы. Анализ вопроса показывает, что у нас пока отсутствуют четкие основания для определения сущности и классификации функций государственной службы. Преобладает тенденция смешения функций государства и государственной службы, что не совсем оправданно.

Рассмотрение вопроса о функциях государственной службы позволяет раскрыть не только её основное назначение, но и выявить нерешенные проблемы государственной службы с целью ликвидации пробелов в правовом регулировании или его недостатков, разработки направлений и определения средств улучшения государственной службы и её реформирования. Функции государственной службы обусловлены её внутренними свойствами и принципиальными чертами. В самом общем виде можно констатировать, что функциями государственной службы являются функции самого государства, ибо государственная служба есть осуществление целей и функций государства, практическое исполнение служащими своих должностных обязанностей и компетенции государственных органов. Функции федерального органа исполнительной власти, руководство деятельностью которого осуществляет Президент РФ, определяются указом Президента РФ, функции федерального органа исполнительной власти, руководство деятельностью которого осуществляет Правительство РФ, - Постановлением Правительства РФ.

Слово "функция" в переводе с латыни означает "круг деятельности" или направление деятельности по достижению определенной цели. В принципе каждый государственный орган, его структурное подразделение, каждый госслужащий имеет свою, характерную только для них функцию. Поэтому государственную службу можно охарактеризовать как совокупность конкретных функций всех государственных органов и государственных служащих.

В зависимости от критериев анализа структуры и содержания данного явления существует насколько вариантов классификации функции государственной службы.

Первая классификация дается с точки зрения содержательной деятельности государственных органов и их служащих, и в соответствие с ней государственная служба выполняет следующие основные функции:

  • -управленческую (административную);
  • - организационно-распорядительную;
  • - правовую;
  • - сервисную;
  • - социальную;
  • -экономическую;
  • - культурную;
  • - воспитательную.

Вторая классификация, автором которой является В.Д. Граждан, отраслевая. Автор выделяет три группы функций: информационную, организационную и технологическую. В информационную группу входят функции: познавательно-аналитическая, оценочно-экспертная, прогнозно-целевая, морально-правовая, документационно-архивная. В организационной группе выделяются функции: корпоративно-технологического обеспечения и коммуникативно-компьютерного обеспечения. К технологической группе относятся функции: подготовка государственных решений и их выполнение, принятие и реализация административных решений. Принятие государственных решений - это прерогатива политической власти, а административных решений -- государственной службы .

Третья классификация объединяет функции государственной службы по принятию нормативных актов, по контролю и надзору, правоприменительные функции, а также функции по оказанию государственных услуг и по управлению государственным имуществом.

Под функциями по принятию нормативных актов понимается издание на основании и во исполнение Конституции РФ, федеральных конституционных законов, федеральных законов, обязательных для исполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, их должностными лицами, юридическими лицами и гражданами правил поведения, распространяющихся на неопределенный круг лиц.

Под функциями по контролю и надзору понимаются:

  • · осуществление действий по контролю и надзору за исполнением органами государственной власти, органами местного самоуправления, их должностными лицами, юридическими лицами и гражданами установленных Конституцией РФ, федеральными конституционными законами, федеральными законами и другими нормативными актами общеобязательных правил поведения;
  • · выдача органами государственной власти, органами местного самоуправления, их должностными лицами разрешений (лицензий) на осуществление определенного вида деятельности и (или) конкретных действий юридическим лицам и гражданам;
  • · регистрация актов, документов, прав, объектов, а также издание индивидуальных правовых актов.

Под правоприменительными функциями понимается издание индивидуальных правовых актов, а также ведение реестров, регистров и кадастров.

Под функциями по управлению государственным имуществом понимается осуществление полномочий собственника в отношении федерального имущества, в том числе переданного федеральным государственным унитарным предприятиям, федеральным казенным предприятиям и государственным учреждениям, подведомственным федеральному агентству, а также управление находящимся в федеральной собственности акциям открытых акционерных обществ.

Под функциями по оказанию государственных услуг понимается осуществление федеральными органами исполнительной власти услуг, имеющих исключительную общественную значимость и оказываемых на установленных федеральным законодательством условиях неопределенному кругу лиц .

Четвертая классификация функций государственной службы дается с точки зрения ее граней (сущностных сторон). В этой связи выделяют функции государственной службы как профессиональной деятельности, как правового института, как социального института.

Под функциями государственной службы следует понимать основные направления практической реализации правовых норм института государственной службы, способствующие достижению соответствующих целей правового регулирования государственно-служебных отношений и выполнению государственной службой своей социальной роли и государственно-правового назначения. Функции являются конкретными направлениями организующего воздействия на специфические государственно-служебные отношения, возникающие в процессе создания государственной службы и непосредственной деятельности государственных служащих.

Ответственной функцией государственной службы как профессиональной деятельности является организация работы аппарат государственного органа, т.е. практическое осуществление государственного управления в своей сфере ответственности. В рамках этой функции особое значение имеют процессы прогнозирования и планирования, организации, распоряжение" координации, информации, стимулирования, контроля, подготовки проектов государственных решений и их выполнение. Большое место также занимают вопросы профессиональной подготовки и переподготовки чиновников, их ответственности и соблюдения служебной дисциплины.

Наряду с функциями государственной службы как видом социально- полезной профессиональной деятельности можно говорить и о функциях правового института государственной службы, т.е. о функционировании правовой системы, представленной в виде государственной службы, или, иначе говоря, о функциях права. Функции государственной службы в этом смысле - это обусловленные социальным назначением направления правового воздействия на государственно-служебные отношения. При таком подходе главным является выяснение специфических свойств государственной службы как государственно-правового явления, характеризующегося качественной самостоятельностью, специальными признаками и свойствами. Каждый подинститут государственной службы выполняет наряду с общими и, следовательно, характерными для всего правового института функциями, также специфические. Например, для подинститута аттестации государственных служащих характерны функции оценки, контроля, информирования и т.д.

С точки зрения функций права государственная служба как правовой институт выполняет традиционные для правовой системы функции:

  • · обеспечительную, т.е. выполнение задач и функций государства и его органов; государственные органы представляют собой сложную и разветвленную систему звеньев, каждое из которых имеет свои задачи и компетенцию. Государственная служба призвана обеспечить практическую реализацию компетенции этих органов, внутреннюю согласованность их работы, эффективность влияния на социальные процессы;
  • · интегративную, т.е. государственная служба выступает как правовое средство обеспечения и защиты интересов человека и гражданина, _
  • · социального согласия, гармония в функционировании государственного аппарата, оптимальных закономерностей в государственном строительстве, создания гарантий благосостояния личности и всего общества. Посредством этой функции возможно интеграция (соединение) всех элементов политической системы, государственного аппарата, людей, всего общества для достижения социального значимых целей и удовлетворения публичных интересов;
  • · регулятивную, т.е. при помощи установленного правового статуса государственных служащих (права, обязанности, ограничения, запреты, ответственность и т.д.) государственная служба регулирует общественные отношения, используя при этом имеющиеся у нее правовые возможности, применяя методы организации, принуждения, стимулирования, ответственности и т.д. в результате общественные отношения приобретают по возможности "организованный" вид и форму; регулятивная функция включает также и организующую функцию государственной службы;
  • · коммуникативную, направленную на обеспечение социально полезного накопления и целенаправленного использования информации о процессах, происходящих внутри государственного аппарата, государственных органов, на использование общественного мнения о результатах функционирования государственной службы и направлениях её реформирования; иногда эту функцию называют информационной;
  • · охранительную, которая обеспечивает применение уполномоченными должностными лицами мер предупредительного, принудительного и восстановительного характера с целью поддержания режима законности в системе государственных и общественных отношений.

Центральной функцией государственной службы как социального института выступает реализация интересов, прав и свобод граждан, а также производство государственных социальных услуг в области безопасности, образования, здравоохранения и т. д.

Четвертую классификацию дают представители юридической науки, которые понимают под функциями государственной службы, прежде всего, правоприменительную, правотворческую, правозащитную и регулирующую функции.

Также функции государственной службы можно разделить на основные и специфические. В свою очередь, основные и специфические функции подразделяются на общие, специальные и вспомогательные (факультативные). Это является пятой классификацией.

Основные функции государственной службы - это всеобщие, типичные, имеющие специальную направленность виды взаимодействия между субъектами и объектами управления, характерные для всех управленческих связей, обеспечивающие достижение согласованности и упорядоченности в сфере государственного управления.

К основным общим функция государственной службы можно отнести:

  • · информационное обеспечение деятельности государственных органов, т.е. сбор, получение, обработку, анализ информации, необходимой для осуществления государственной (управленческой) деятельности;
  • · прогнозирование и моделирование развития системы государственной службы, государственных органов, стандартов государственного управления;
  • · планирование - определение направлений, темпов, количественных и качественных показателей развития тех или иных процессов в системе государственного управления, государственных функций (экономических, социально-культурных, военных, оборонных, борьбы с организованной преступностью и коррупцией в системе государственной службы и т.д.)
  • · организация - формирование системы государственной службы на основе установленных принципов и подходов к этому процессе, определение структуры управляющей и управляемой систем в государственной службе, установление их компетенции и взаимосвязи; организация в узком смысле - это упорядочение структуры органов государства, штатов, персонала, процессов государственного управления распорядительство, т.е. оперативное регулирование государственно-служебных отношений, возникающих пол поводу осуществления полномочий государственных органов и должностных обязанностей, обеспечение режима должной государственной деятельности; в узком смысле - текущие указания руководящими государственными служащими;
  • · руководство - установление правил, нормативов, направлений деятельности и отдельных действий государственных органов, управляемых объектов; общее руководство - определение содержания государственной деятельности (например, управленческой);
  • · координация - согласование деятельности различных государственных органов для достижения общих целей и задач государственной службы;
  • · контроль - установление соответствия или несоответствия фактического состояния системы государственной службы и её структуры требуемому (определенному) стандарту и уровню, изучение и оценка результатов общего функционирования государственной службы, а также конкретных действий государственных служащих;
  • · регулирование - использование методов и способов управления в процессе организации системы государственной службы и её функционирования;
  • · учет - фиксация информации, выраженной в количественной форме, о движении материальных ресурсов государственной службы, о результатах реализации государственно-служебных отношений, полномочий государственных органов и т.д.

Одной из важнейших функций государственной службы, которая возникла с принятием Конституции РФ, установившей многопартийную систему в РФ, является политическая функция. Посредством этой функции государственная служба реализует свою политику.

Среди общих функций государственной службы выделяются:

  • · осуществление государственной кадровой политики на уровне федеральной государственной власти и субъектов РФ;
  • · комплектование персонала государственных органов с учетом способностей, профессиональных, личностных и нравственных качеств служащих;
  • · формирование реестра государственных должностей; формирование и ведение реестра государственных служащих;
  • · организация государственной службы;
  • · установление социально-правовых гарантий и условий, необходимых для деятельности персонала государственных органов;
  • · установление требование к государственным должностям и квалификационных требований к государственным служащим;
  • · контроль за деятельностью персонала государственной службы;
  • · организация разработки и контроля исполнения стандартов государственной служба и т.д.

Специфические общие функции государственной службы, с одной стороны, затрагивают деятельность персонала органов публичной власти по осуществлению государственного принуждения в сфере поддержания правопорядка и общественного порядка, а с другой - могут рассматриваться как регулятивное и иное организационное воздействие (деятельность) по ограниченному и целесообразному вмешательству в сферу экономики и социально-культурного строительства, где часто объекты управления не принадлежат государству и обладают значительной самостоятельностью в выборе решений и их реализации.

Так, в сфере обороны страны и поддержания общественного порядка государственная служба выполняет следующие специфические общие функции:

  • · обеспечение достаточной обороноспособности страны;
  • · поддержание общественного порядка и общественной безопасности;
  • · защита жизни, здоровья и собственности от преступных и иных неправомерных посягательств.

В сфере экономики и социально-культурного строительства необходимо выделить следующие специфические функции государственной службы:

  • · повышение народного благосостояния; социальная защита населения, имеющего доходы ниже прожиточного минимума;
  • · обеспечение рационального, полного и комплексного использования природных ресурсов;
  • · охрана природной среды;
  • · обеспечение конверсии оборонной промышленности с использование наукоемкого производства для выпуска высококачественных и конкурентоспособных на мировом рынке товаров; и др.

Вспомогательные функции государственной службы предназначены для обслуживания деятельности государственных органов в рамках основных и специфических общих и специальных функций. Это делопроизводство, юридическое обслуживание, материально-техническое обеспечение и т.д.

Специальные функции государственной службы отражают особенности объекта управления (например, методическое, техническое руководство). Специальные функции могут дополнить общие функции, где таковых недостаточно.

Перечень специальных функций государственной службы установить чрезвычайно трудно, так как государственный орган имеет множество направлений деятельности, обеспечивающей выполнение основных задач этого государственного органа. К специальным функциям государственной службы можно отнести:

  • · разработку и введение нормативов численности, материальных, финансовых и иных материальных затрат на содержание персонала государственного органа;
  • · разработку нормативных правовых актов, устанавливающих государственно-служебные отношения либо другие правоотношения в специальных государственных органах;
  • · проведение исследований в различных государственных органах
  • · Таким образом, можно сделать вывод, что спектр функций государственной службы достаточно широк и это свидетельствует о чрезвычайной важности этого института власти в жизни государства и общества.

Правовая охрана Конституции понимают создание необходимых условий, развитие соответствующих гарантий, совершенствование государственно-правовых средств и методов обеспечения действия конституционных норм. В специальном же значении П.о.К. предполагает применение специфических конституционно-правовых средств в целях обеспечения верховенства Конституции в правовой системе.

Правовые формы (способы) охраны Конституции: охрана Конституции Президентом РФ – гарант Конституции; деятельность Конституционного Суда как специализированного органа конституционного контроля в РФ; органы гос. власти, органы МСУ, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию РФ и законы, Уполномоченный по правам человека.

Нормы-принципы, включенные в гл. «Основы конституционного строя », составляют определенную систему. Они могут быть разделены на четыре основные группы:

1) гуманистические основы конституционного строя; 2) основные характеристики Российского государства; 3) экономические и политические основы конституционного строя; 4) основы организации государственной власти.

Конституционные характеристики российского государства: 1.Демократический политический режим2. Федеративная форма устройства (83 равноправных субъекта – республики, края, области, города федерального значения, автономные области, автономные округа)3. Правовое (верховенство права)4.Республиканская форма правления (выборные органы власти)5.Социальное (политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека)6. Светское (никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной, религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом)

Цели, задачи и функции государственной гражданской службы Российской Федерации; принципы государственной гражданской службы; виды государственной гражданской службы);

Цели :

1.упорядочение работы государственного аппарата; 2.установление требований к функциям и правомочиям по государственным гражданским должностям; 3.определение компетентности и профессиональной подготовленности государственных гражданских служащих; 4.регламентация способов и процедур анализа и оценки эффективности функционирования государственного аппарата;5.формирования условий обеспечения государственных гражданских служащих, включая материальные, социальные и правовые гарантии государственной гражданской службы.

Задачи:

1.обеспечение конституционного строя; 2.выработка стратегии экономического, социального, политического развития страны; 3.подбор кадров способных реализовать стратегию развития страны; 4.создание организационных структур государственной власти; 5.принятие решений по важным оперативным вопросам жизни страны; 6.защита прав, свобод и законных интересов граждан, создание условий для развития человеческой личности; 7.создание необходимых условий для реализации функций государственных органов.

Функции:

1.Правоприменительная - реальное претворение в жизнь Конституции РФ. 2.Правотворческая - разработка и принятие нормативных актов. 3.Правозащитная - обеспечение прав и свобод граждан. 4.Регулирующая - разработка и реализация государственной политики во всех областях жизни общества.5.Организационная - обеспечение практической реализации компетенции государственных органов, внутренней согласованности, их стабильного функционирования и эффективного влияния на процессы в обществе

В системе категорий теории государственного управления понятие «функции» синонимично понятиям «задачи», «прерогативы», «круг ведения». Все они употребляются для обозначения деятельности любых административных учреждений независимо от их стратегических целей. Анализ функций государственной службы имеет первостепенное значение для понимания работы государственного аппарата: он поназывает, насколько многочисленны, сложны и разнообразны задачи, осуществляемые современной администрацией.

Думается, что исчерпывающей классификации функций государственной службы не существует. Все зависит от используемого метода анализа: каждая функция в процессе все более детального рассмотрения может быть расчленена на несколько подфункций, каждая из которых в свою очередь, разбивается на более узкие задачи и т.д. Поэтому ограничимся характеристикой наиболее важных функций государственного управления.

Политические функции на государственной службе выполняет узкий круг политических чиновников, они имеют стратегическое значение. Разработка политической стратегии (политического курса) - это общее направление деятельности государства, определение целей, задач и принципов общественного развития. Именно политика определяет основные структурные рамки деятельности профессиональной государственной службы. В России политические ориентиры государственного управления определяются в ежегодных посланиях Президента РФ Федеральному Собранию. В составе Администрации Президента РФ существует Экспертное управление. Оно осуществляет экспертноаналитическое обеспечение реализации конституционных полномочий Президента, готовит экспертные заключения, аналитические доклады и иные необходимые Президенту и руководителю Администрации Президента экспертные и аналитические материалы, обеспечивает экспертно-аналитические работы по финансированию деятельности Президента и его Администрации.

Приоритет политического управления над административным на государственной службе является важным системообразующим принципом регулирования государственного управления в целом.

Основная задача института государственной службы - претворять политические решения в жизнь. Ученые выделяют семь основных направлений деятельности государственной службы: 1) исполнение решений; 2) обслуживание; 3) регулирование; 4) лицензирование; 5) сбор информации; 6) дискреционная деятельность, т.е. наличие у государственных органов и должностных лиц особых полномочий действовать по собственному усмотрению в пределах закона; 7) экспертиза 1 . Государственная бюрократия на любом уровне выполняет по меньшей мере две из этих базисных функций (хотя, разумеется, есть бюро, которые специализируются только на одной функции или выполняют несколько функций).

Первичная функция большинства государственных организаций может быть определена как исполнение и проведение в жизнь принятых законов и политики, провозглашаемой исполнительной властью, - это и есть собственно администрирование. Например, США проводят политику перекачки федеральных фондов штатам, чтобы оплатить стоимость разнообразных программ благосостояния. Департамент здравоохранения осуществляет эту политику, решая, сколько денег предназначается каждому штату, и надзирая за тем, чтобы деньги были использованы по назначению. В Великобритании служба национального здравоохранения осуществляет политику свободного медицинского обеспечения граждан, контролируя медицинскую подготовку, выдавая патенты докторам, управляя госпиталями др.

В России Министерство здравоохранения РФ следит за распределением средств по отдельным регионам и областям, контролирует медицинскую подготовку, осуществляет надзор за деятельностью учреждений здравоохранения.

Администрация есть воплощение общественной политики, и поскольку она выполняет политические решения, в число ее функции входит и разработка принципов управления. Наряду со своими административными обязанностями департаменты часто создают компании по рекламированию своей работы и убеждению общественности в выгодах относительно цели какой-либо программы. Во многих странах имеются постоянные программы по просвещению в таких сферах, как пожарная профилактика, безопасность движения, охрана природных богатств.

В Великобритании исполнительные власти и администраторы надзирают за повседневными действиями своих департаментов. Высокие административно-должностные лица помогают своим министрам отвечать на вопросы членов парламента, разрабатывать предлагаемые законопроекты. Поскольку Великобритания (подобно Франции) частично сохранила государственный сектор в экономике, то такие важные объекты, как сталелитейные заводы, шахты, железные дороги, телеграфные и телефонные линии, управляются правительственно-контролируемыми корпорациями, которые выполняют политические решения (обычно сохраняемые за частным сектором в США и Великобритании).

Что касается функции обслуживания - другой функции правительственной бюрократии, то многие правительственные агентства специально созданы для обслуживания населения (или специфических групп населения). Например, бюро погоды в любой стране является лучшим примером обслуживающего агентства. В Великобритании и в России большая часть здравоохранения финансируется правительством. В Швеции и ФРГ правительство оказывает расширенную помощь в трудоустройстве граждан. В России правительство обеспечивает бесплатное образование на всех уровнях для тех, кто может и желает учиться.

Регулирующие функции государственного управления направлены на поддержание благосостояния населения. Например, в США Комиссия по безопасности биржевой деятельности защищает вкладчиков, устанавливая определенный порядок для регистрации новых эмиссий наряду с покупкой акций и облигаций, а Департамент труда надзирает за выборами в профсоюзы, чтобы гарантировать их правомерное проведение. В России действует Федеральная служба по труду и занятости - федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в сфере труда, занятости и альтернативной гражданской службы, оказанию государственных услуг в сфере содействия занятости населения и защиты от безработицы, трудовой миграции и урегулирования коллективных трудовых споров . Указанная Служба находится в ведении Министерства труда и социальной защиты РФ.

В Германии контроль за выполнением федерального законодательства правительствами земель осуществляется бундесратом - высшей палатой национальной законодательной власти, а федеральные административные суды имеют право заставить земельные правительства подчиняться национальным законам.

Во всех этих примерах регулирующие функции власти поддерживаются потенциалом силы. В США, например, агентства, занимающиеся вопросами регулирования, могут издавать приказы типа «приостановить действие» или «прекратить действие». И хотя правонарушители могут опротестовать эти приказы в суде, большинство предпочитают добровольно подчиниться.

Лицензионная деятельность администрации тесно связана с регулированием. Она позволяет правительству установить стандарты и минимальные ограничения в определенных областях. Например, если вы хотите заниматься частной практикой, получить права на вождение автомобиля, продавать недвижимость, преподавать в общественных школах или работать парикмахером, вы должны удовлетворять определенным государственным стандартам. В США и других федеральных странах эти стандарты обычно устанавливаются каждым штатом или какой-либо отдельной федеративной единицей. В таких странах, как Франция и Великобритания, стандарты и критерии устанавливаются национальными правительствами. И даже в США некоторые лицензии выдаются федеральным правительством, например лицензия на радио- или телевещание.

Сбор информации - еще одна важная функция государственной администрации. Информация нужна для двух главных целей: определить, был ли нарушен закон, и принять политическое решение, что является целесообразным и основывается на фактическом свидетельстве. Например, если гражданин США жалуется, что нарушены его гражданские права, то прежде чем будут предприняты какие-либо действия, должно быть проведено расследование (обычно его проводит отдел гражданских прав при Департаменте юстиции). В России существует Комиссия по вопросам гражданства при Президенте РФ, куда можно обратиться в случае нарушения гражданских прав.

Агентство по защите окружающей среды должно знать реальное состояние загрязнения воздуха и воды, прежде чем оно сможет издавать распоряжения, касающиеся нарушений. В России подобного рода расследования осуществляются Министерством природных ресурсов и экологии. Во Франции Агентство по защите окружающей среды провело обширное исследование национальных потребностей в энергии прежде чем приступило к программе массированного использования ядерной энергии.

Некоторые агентства действуют при наличии жалоб; другие, такие как Управление продовольствием и медикаментами в США, постоянно проводят различные исследования по своей собственной инициативе. В частности, они не допускают появления, например, лекарственных препаратов на рынке независимо от того, поступали жалобы или нет, пока не убедятся, что лекарство или продукт питания безопасен и эффективен. В России аналогичной деятельностью занимается Министерство здравоохранения и подведомственные ему службы.

Иногда возникает проблема посягательства на права личности. Это случается, когда организации, например такие, как Федеральное бюро расследований (ФБР) в США, расследуют подрывную деятельность и опрашивают друзей, соседей и членов семей подозреваемых лиц. Грань между расследованием, необходимым для обеспечения защиты общественных интересов, и посягательством на личность достаточно тонкая, и часто трудно сказать, где кончается одно и начинается другое.

Помимо перечисленных базисных функций в понятие «государственное администрирование» сегодня входит и экспертиза. По мнению политологов, растущая сложность современной жизни привела к тому, что законодательная и исполнительная власти все более полагаются на техническую экспертизу бюрократов. Например, парламент может принять решение о закрытии небезопасных угольных шахт лишь после того, как эксперты точно сформулируют, какие именно условия делают шахту небезопасной. В России в системе Министерства природных ресурсов и экологии действует Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор), которая осуществляет надзор и контроль в указанных областях.

Но экспертиза касается не только опасных промышленных объектов. Многие законы также требуют административной интерпретации. Например, парламент может запретить рекламу, направленную на обман потребителя, но определение, что является обманом, выносит соответствующая экспертная комиссия.

Бюрократы обычно не стремятся убедить законодателей принять их советы: члены парламента, как правило, с радостью принимают техническую помощь специалистов. Сегодня это важнейший канал влияния бюрократии на общественную политику. Разумеется, иногда возникают конфликты. Типичным примером может быть конфликт между функционерами министерства и экспертами по поводу увеличения затрат на производство какой-либо продукции.

Совещательная роль бюрократии - неотъемлемая черта государственного администрирования всех современных высокоразвитых государств. Так, во Франции законы и президентские указы вырабатываются и издаются с активной помощью бюрократии (особенно Государственного совета) и профессиональные исполнители таким образом имеют возможность формировать политику. Бюрократы играют важную роль в структуре законодательной власти Германии. Эксперты и консультанты часто добиваются значительных успехов в убеждении своих политических руководителей принять их образ мышления по возникающему вопросу.

Еще одной важной функцией современной государственной бюрократии является дискреционная деятельность, т.е. возможность выносить решения в рамках своих полномочий в соответствии с законом. Если закон принят, бюрократия должна его выполнять. В том случае, когда закон является точным и определенным, все относительно просто, однако обычно так не бывает. Например, парламент издает закон, требующий, чтобы токсичные мусорные площадки были очищены. Закон позволяет комитету по защите окружающей среды принять решения, необходимые для достижения этой цели. Комитет принимает целый ряд решений, так как каждая свалка, вызывающая определенные экологические, экономические и политические проблемы, не может быть очищена моментально. Решение, как достичь главной цели, становится ответственностью данного комитета.

Одним из примеров установления правил государственной бюрократией в США стала борьба с производителями сигарет, которым вменялось в обязанность помещать на коробках с сигаретами и включать в рекламу предупредительные надписи относительно вреда курения для здоровья. В течение нескольких лет на этом настаивала федеральная торговая комиссия. Она опубликовала доклад главного национального врача США (высшая должность в службе социального здравоохранения) о том, что курение увеличивает опасность заболевания раком легких и значительно сокращает человеческую жизнь. Доклад взбудоражил общественность, давление на конгресс усилилось, и от производителей сигарет потребовали печатать на всех упаковках предостережение об опасности курения. Однако комиссия продолжила борьбу за еще более строгое антитабачное законодательство. Она разработала закон, запрещающий сигаретную рекламу по радио и телевидению и требующий, чтобы все сигаретные компании печатали предостережение о вреде курения в своих рекламных материалах. Под давлением общественности президент Ричард Никсон подписал этот закон.

На основании анализа данного прецедента хорошо видно, что правительственные агентства обладают сегодня не только представительной, но и политической властью. Сигаретно-этикеточное противостояние является очевидным примером того, как государственные агентства могут влиять на общественную политику и даже определять ее.

Итак, мы видим, что государственная бюрократия в начале XXI в. стала огромной властной политической силой, весьма далекой от «идеальной модели», созданной когда-то Максом Вебером. Одна из причин этого - усложнение функций современного государственного управления, когда наряду с традиционными задачами исполнения решений, обслуживания, регулирования, лицензирования и т.п. появляются принципиально новые задачи, связанные с принятием решений.

Действительно, сегодня государственное управление достигло очень высокого уровня специализации, поэтому служащие государственной администрации должны действовать преимущественно самостоятельно в своей узкой области управления, когда им даны лишь самые общие политические решения от президента или парламента.

Многие из принимаемых ими решений должны быть сделаны на основе такого детального знания своей области государственного администрирования, которого нет у политических лидеров. На первое место в государственном администрировании сегодня выходят экспертиза и дискреционная деятельность, возможность разрабатывать государственные программы и играть совещательную роль при принятии важных политических решений.

Завершая анализ основных функций государственного управления в современном обществе, следует подчеркнуть, что все они тесно взаимосвязаны. Разработка государственной политики, сбор информации, экспертиза, дискреционная деятельность, исполнение решений, обслуживание, регулирование, лицензирование и т.д. - на практике трудно провести четкую грань между этими видами государственной деятельности. Изолированное существование каждой из этих функций в отдельности возможно лишь в процессе научного анализа, но не в практической деятельности. Поэтому современная наука не предлагает универсальной схемы, по которой можно было бы во всех отношениях рационально разбить и сгруппировать различные виды государственной деятельности по их общим признакам. Нет абсолютного критерия, который позволил бы четко распределить компетенцию между министерствами или другими государственными институтами. Все это открывает широкое поле деятельности для неутомимых реформаторов во всех странах мира.

  • См.: Постановление Правительства РФ от 30.06.2004 № 324 «Об утвержденииположения о Федеральной службе по труду и занятости».