Гражданский и уголовный процесс 1864. показания подозреваемого

В числе других судебных уставов 20 ноября 1864 г. император Александр II утвердил Устав уголовного судопроизводства, а также Учреждение судебных установлений, и позднее - Устав о наказаниях, налагаемых мировыми судьями3.

Устав уголовного судопроизводства включал «Общие положения» и три книги: 1) «Порядок производства в мировых судебных установлениях»; 2) «Порядок производства в общих судебных местах»; 3) «Изъятия из общего порядка уголовного судопроизводства». Всего в Уставе было 1254 статьи.

С принятием названных законодательных актов уголовный процесс в России приобрел новые качества, которые не уступали английскому или французскому уголовному процессу по возможностям, как тогда говорили,

^ См.: Свод законов уголовных: Т. XV Свода законов Российской Империи. СПб., 1832. " См.: Кони А. Ф. История развития уголовно-процессуального законодательства в России // Собр. соч. М., 1967. Т. 4. С. 320.

См: Свод законов Российской Империи. Т. XVI. Ч. 1. Судебные уставы (в ред. 1892 г.). СПб., 1892; Стучевскнй В. Л, Учебник русского уголовного процесса. СПб., 1913. С. 500-502.

Раздел I. Общие положения

установления «материальной истины» по расследуемым и рассматриваемым уголовным делам. Среди новых качеств уголовного судопроизводства в Уставе подчеркивались следующие:

Никто не может быть подвергнут судебному преследованию, не будучи привлеченным к ответственности по правилам Устава;

Каждый несет ответственность «сам за себя», за совершенное им деяние;

Судебная власть по Уставу распространяется по уголовным делам на лиц всех сословий;

Судебное преследование могут возбуждать как должностные, так и частные лица;

Расследование преступлений возлагается на судебных следователей и органы дознания;

Обвинение отделяется от суда, который формируется на началах несменяемости судей и независимости суда при принятии решений;

Обличение виновных перед судом является обязанностью прокуроров и их товарищей;

Защиту подсудимых осуществляют присяжные и частные поверенные;

Судебное разбирательство происходит открыто, гласно при соблюдении непосредственности и состязательности;

По делам о тяжких обвинениях к решению вопроса о виновности привлекаются присяжные заседатели;

Система формальных доказательств отменяется и предусматривается свободная оценка доказательств по совести и внутреннему убеждению;

В качестве доказательств допускаются: показания подсудимого, свидетелей, экспертов, вещественные доказательства, письменные доказательства;

Вводится апелляционное обжалование приговоров мировых судей, окружных судов, рассматривавших дело соответственно единолично или в коронном составе, и кассационное обжалование приговоров съездов мировых судей и окружных судов, рассмотревших дело с участием присяжных заседателей;

Допускается возобновление дел по вновь открывшимся обстоятельствам;

Запрещается останавливать производство по делу под предлогом неполноты, неясности или противоречивости законов, а в случае возникновения у следователя и суда неясности решение принимается по общему смыслу законов.

Из сказанного следует, что вместо розыскного уголовного процесса была введена смешанная форма, основанная на континентальной системе права, в которой подчеркивается подзаконность деятельности суда и отрицается возможность принятия решений судом на основе судебных прецедентов.

Глава IV. Исторический очерк развития уголовного процесса в России_____________69

Судопроизводство во всех судах, таким образом, строилось на единых началах с учетом места суда в судебной системе, его подсудности и компетенции при принятии решений.

Упомянутые Устав и Учреждение по-новому организовывали судебную власть, принадлежавшую мировым судьям, съездам мировых судей, окружным судам, судебным палатам по уголовным делам и Правительствующему Сенату в качестве верховного кассационного суда. Судебная власть мировых судей определялась как власть единоличная. Судебная власть судов всех других инстанций - как власть коллегиальная.

Мировой судья рассматривал дела о проступках против порядка управления, народного здравия, личной безопасности, прав семейственных, против чужой собственности, благочиния и порядка, а также об угрозах и насилии, о нарушении правил продажи крепких спиртных напитков, уставов о паспортах, о строительстве, о путях сообщения и др. В компетенции мирового судьи было назначение следующих видов наказания: 1) выговоры, замечания, внушения; 2) денежные взыскания не свыше трехсот руб.; 3) арест не свыше трех месяцев; 4) заключение в тюрьме не свыше одного года и шести месяцев. За проступки, совершенные без намерения (неумышленно), объявлялись выговоры, замечания и внушения; за умышленные проступки применялись другие названные меры наказания. Исполнители и подстрекатели подвергались более строгому наказанию. В вину не вменялись проступки: совершенные случайно; в малолетстве (до 10 лет); безумными или в беспамятстве; по принуждению непреодолимой силы; при необходимой обороне. Приговоры мировых судей считались окончательными, если денежное взыскание не превышало 15 руб., а арест - не более трех дней. По этим делам допускались только кассационные жалобы и протесты в случае нарушения порядка судопроизводства. Эти жалобы и протесты вносились во вторую инстанцию -съезд мировых судей определенного округа, который являлся апелляционной инстанцией для приговоров мировых судей, подлежавших обжалованию. В заседаниях съезда мировых судей принимал участие один из товарищей прокурора, который давал свои заключения.

По делам, рассматриваемым мировыми судьями, предварительное следствие не проводилось. Однако по просьбе потерпевшего или по указанию мирового судьи полиция проводила расследование, результаты которого представлялись мировому судье.

Судопроизводство в общих судах регламентировалось книгой второй Устава. Основная масса уголовных дел была подсудна окружным судам в качестве суда первой инстанции. Дела о более тяжких преступлениях рассматривались с участием присяжных заседателей, менее важные - без их Участия. Часть дел рассматривалась с участием сословных представителей (дела о государственных преступлениях). В число сословных представителей входили: предводитель дворянства, городской голова, волостной старшина или староста, представители купечества и т. д.

Раздел I. Общие положения

При окружных судах состояли судебные следователи, которые проводили предварительное следствие по делам о преступлениях, отнесенных к подсудности окружного суда. Следователь обязан был принимать все меры для раскрытия преступления, действовать по своему усмотрению в рамках полномочий, определенных Уставом. В частности, следователь не вправе был прекратить начатое дело; оно представлялось через прокурора в окружной суд, который и принимал решение. Оконченные дела следователь также передавал в окружной суд через прокурора. Разногласия между судебным следователем и окружным судом разрешались судебной палатой.

Надзор за деятельностью судов и судебных следователей осуществляли прокуроры со штатом сотрудников. Они состояли при окружных судах.

Судебная палата по уголовным делам являлась: а) органом предания суду по делам, подлежащим рассмотрению с участием присяжных заседателей и сословных представителей; б) судом первой инстанции по подсудным ей делам, подлежащим рассмотрению палатой с участием присяжных заседателей или сословных представителей; в) апелляционной инстанцией по делам, рассмотренным по первой инстанции окружным судом без участия присяжных заседателей. Судебные палаты при рассмотрении дел в апелляционном порядке заседали в составе профессиональных судей.

В Правительствующий Сенат в качестве кассационной инстанции поступали дела, рассмотренные как мировыми судьями, так и общими судами. Основной обязанностью Сената было рассмотрение дела с точки зрения «охраны силы закона» и единообразия его применения на всей территории страны.

Помимо названных судов Устав и Учреждение предусматривали образование Верховного уголовного суда для конкретного уголовного дела о государственном преступлении по высочайшему повелению (так называемое особое присутствие). Председателем суда назначался председатель Государственного Совета, члены суда определялась из числа сенаторов и сословных представителей по усмотрению императора. Предварительное следствие по такому делу проводилось одним из сенаторов кассационного департамента. Министр юстиции исполнял обязанности прокурора по наблюдению за следствием и поддерживал обвинение в суде. Приговор Верховного уголовного суда обжалованию не подлежал, но осужденный мог возбудить ходатайство о помиловании перед верховной властью.

Кроме рассмотренных судебных установлений, в России действовали духовные, военные, морские, коммерческие, крестьянские, станичные, инородческие, сиротские суды. Судопроизводство в этих судах осуществлялось в соответствии с книгой третьей Устава об изъятиях из общего порядка уголовного судопроизводства.

Глава IV. Исторический очерк развития уголовного процесса в России

В числе других судебных уставов 20 ноября 1864 г. император Александр II утвердил Устав уголовного судопроизводства, а также Учреждение судебных установлений, и позднее - Устав о наказаниях, налагаемых мировыми судьями. Кони А.Ф. История развития уголовно-процессуального законодательства в России // Собр. соч. М., 1976. Т.4. С. 320

Устав уголовного судопроизводства включал «Общие положения» и три книги:

1) «Порядок производства в мировых судебных установлениях»;

2) «Порядок производства в общих судебных местах»;

3) «Изъятия из общего порядка уголовного судопроизводства». Всего в Уставе было 1254 статьи. С принятием названных законодательных актов уголовный процесс в России приобрёл новые качества, которые не уступали английскому или французскому уголовному процессу по возможностям, как тогда говорили, установления «материальной истины» по расследуемым и рассматриваемым уголовным делам. Среди новых качеств уголовного судопроизводства в Уставе подчёркивались следующие:

Никто не может быть подвергнут судебному преследованию, не будучи привлечённым к ответственности по правилам устава;

Каждый несёт ответственность сам за себя, за совершённое им деяние;

Судебная власть по Уставу распространяется по уголовным делам на лиц всех сословий;

Судебное преследование могут возбуждать как должностные, так и частные лица;

Расследование преступление возлагается на судебных следователей и органы дознания;

Обвинение отделяется от суда, которое формируется на началах несменяемости судей и независимости суда при принятии решений;

Обличение виновных перед судом является обязанностью прокурора и их товарищей;

Защиту подсудимых осуществляют присяжные и частные поверенные;

Судебное разбирательство происходит открыто, гласно при соблюдении непосредственности и состязательности;

По делам о тяжких обвинениях к решению вопроса о виновности привлекаются присяжные заседатели;

Система формальных доказательств отменяется и предусматривается свободная оценка доказательств по совести и внутреннему убеждению;

В качестве доказательств допускаются: показания подсудимого, свидетелей, экспертов, вещественные доказательства, письменные доказательства;

Вводится апелляционное обжалование приговоров мировых судей, окружных судов, рассматривавших дело соответственно единолично или в коронном составе, и кассационное обжалование приговоров съездов мировых судей и окружных судов, рассмотревших дело с участием присяжных заседателей;

Допускается возобновление дел по вновь открывшимся обстоятельствам;

Запрещается останавливать производство по делу под предлогом неполноты, неясности или противоречивости законов, а в случае возникновения у следователя и суда неясности решения принимаются по общему смыслу закона. Уголовный процесс: Учебник для ВУЗов / под ред. В.П. Божьева.- М.: 2002. С.68

Из сказанного следует, что вместо розыскного уголовного процесса была введена смешанная форма, основанная на континентальной системе права, в которой подчёркивается подзаконность деятельности суда и отрицается возможность принятия решений судом на основе судебных прецедентах.

Судопроизводство во всех судах, таким образом, строилось на единых началах с учётом места суда в судебной системе его подсудности ми компетенции при принятии решений.

Упомянуты Устав и Учреждение по-новому организовывали судебную власть, принадлежавшую мировым судьям, съездом мировых судей, окружным судам, судебным палатам по уголовным делам и Правительствующему Сенату в качестве верховного кассационного суда. Судебная власть мировых судей определялась как власть единоличная. Судебная власть судов всех других инстанций - как власть коллегиальная.

Мировой судья рассматривал дела о проступках против порядка управления, народного здравия, личной безопасности, прав семейственных, против чужой собственности, благочиния и порядка, а также об угрозах и насилии, о нарушении правил продажи крепких спиртных напитков, уставов о паспортах, о строительстве, о путях сообщения и др. В компетенции мирового судьи было назначение следующих видов наказания:

1) выговоры, замечания, внушение;

2) денежные взыскания не свыше 300 рублей;

3) арест не свыше 3 месяцев;

4) заключение в тюрьме не свыше 1 года и 6 месяцев.

За проступки, совершённые без намерения (неумышленно), объявлялись выговоры, замечания и внушения; за умышленные проступки применялись другие названные меры наказания. Исполнители и подстрекатели подвергались более строгому наказанию. В вину не вменялись проступки, совершённые случайно; в малолетстве (до 10 лет); безумными или в беспамятстве; по принуждению непреодолимой силы; при необходимой обороне. Приговоры мировых судей считались окончательными, если денежное взыскание не превышало 15 рублей, а арест - не более трёх дней. По этим делам допускались только кассационные жалобы и протесты в случае нарушения порядка судопроизводства. Эти жалобы и протесты вносились во 2 инстанцию - Съезд мировых судей определённого округа, который являлся апелляционной инстанцией для приговоров мировых судей, подлежавших обжалованию. В заседаниях Съезда мировых судей принимал участие один из товарищей прокурора, который давал свои заключения.

По делам, рассматриваемым мировыми судьями, предварительное следствие е проводилось. Однако, по просьбе потерпевшего или по указанию мирового судьи полиция проводила расследование, результаты которого предоставлялись мировому судье.

При окружных судах состояли судебные следователи, которые проводили предварительное следствие по делам о преступлениях, отнесённых к подсудности окружного суда. В частности, следователь не вправе был прекратить начатое дело; оно представлялось через прокурора в окружной суд, который и принимал решение. Оконченные дела следователь также передавал в окружной суд через прокурора. Разногласия между судебным следователем и окружным судом разрешались судебной палатой.

Судебная палата по уголовным делам являлась:

Органом предания суду по делам, подлежащим рассмотрению с участием присяжных заседателей и сословных представителей;

Судом первой инстанции по подсудным ей делам, подлежащим рассмотрению палатой с участием присяжных заседателей или сословных представителей;

Апелляционной инстанцией по делам, рассмотренным по первой инстанции окружным судом без участия присяжных заседателей.

Судебные палаты при рассмотрении дел в апелляционном порядке заседали в составе профессиональных судей.

В Правительствующий Сенат в качестве кассационной инстанции поступали дела, рассмотренные как мировыми судьями, так и общими судами. Основной обязанностью Сената было рассмотрение дела с точки зрения «охранное силы закона» и единообразия его применения на всей территории страны.

Помимо названных судов Устав и Учреждение предусматривали образование Верховного уголовного суда для конкретного уголовного дела о государственном преступлении по высочайшему повелению (так называемое особое присутствие). Председателем суда назначался председатель Государственного Совета, члены суда определялись из числа сенаторов и сословных представителей по усмотрению императора. Предварительное следствие по такому делу проводилось одним из сенаторов кассационного департамента. Министр юстиции исполнял обязанности прокурора по наблюдению за следствием и поддерживал обвинение в суде. Приговор Верховного уголовного суда обжалованию не подлежал, но осуждённый мог возбудить ходатайство о помиловании перед верховной властью.

Кроме рассмотренных судебных установлений, в России действовали духовные, военные, морские, коммерческие, крестьянские, станичные, инородческие, сиротские суды. Судопроизводство в этих судах осуществлялось в соответствии с книгой третьей Устава об изъятиях из общего порядка уголовного судопроизводства.

Судебная реформа 1864 - реформа судопроизводства, объявленная Александром II 20 ноября 1864 года. В российской историографии считается наиболее крупным преобразованием на пути буржуазной модернизации России. Центральный элемент реформ – введение суда присяжных. Реформа обеспечивала гласность, состязательность и бессословность судопроизводства.

В соответствии с новыми уставами устанавливались следующие либеральные принципы судоустройства и судопроизводства:

* осуществление правосудия только судом;

* независимость судов и судей;

* отделение судебной власти от обвинительной (ст. 3 Устава уголовного судопроизводства);

* несменяемость судей;

* бессословность суда;

* гласность судопроизводства;

* состязательность;

* устность судопроизводства.

Были созданы две системы судов - мировые и общие. Мировые суды рассматривали мелкие уголовные и гражданские дела. Создавались мировые суды в городах и уездах. Как правило, каждый уезд составлял мировой округ (всего было создано 108 округов), разделявшийся на мировые участки. Участковые мировые судьи осуществляли правосудие единолично. Выбирались мировые судьи (участковые и почётные) уездными земскими собраниями (в столицах - городскими думами) и утверждались в должности 1-м департаментом Сената. Апелляционной инстанцией для участковых судей был съезд мировых судей, состоявший из всех мировых судей (в том числе и почётных мировых судей) округа. Надзор за органами мировой юстиции осуществляли министр юстиции, судебные палаты и кассационный департамент Сената. В прибалтийских губерниях, на Северном Кавказе и в Закавказье мировые судьи не избирались, а назначались министром юстиции; в Польше в сельской местности мировых судов не было вообще, в городах мировые судьи назначались правительством.

Система общих судов включала окружные суды и судебные палаты (одна на несколько судебных округов). Окружной суд рассматривал уголовные и гражданские дела, превышавшие подсудность мировых судей, однако из их ведения были изъяты дела о преступлениях по должности, совершенных лицами, имевшими чин выше титулярного советника. Дела о преступлениях или проступках, за которые законом были положены наказания, соединённые с лишением всех прав состояния или всех лично присвоенных прав и преимуществ, слушались с участием присяжных заседателей (См. Присяжные заседатели). Апелляционной инстанцией для окружного суда была судебная палата (апелляция по поводу приговора, вынесенного судом присяжных, не допускалась). Верховным и кассационным судом, а также высшим органом судебного надзора являлся Сенат, где существовало два кассационных департамента - гражданский и уголовный, Сенат мог также рассматривать некоторые дела по первой инстанции.

При окружных судах и судебных палатах состояли судебные следователи, судебные приставы, прокуратура; кроме того, при судебных палатах - совет присяжных поверенных. Судебные следователи проводили предварительное следствие под надзором прокуратуры и подчинялись окружному суду и судебной палате. Прокуратура состояла при общих судах и при Сенате (при окружном суде - прокурор окружного суда и несколько товарищей прокурора, при судебной палате - прокурор судебной палаты и его товарищи, при кассационных департаментах Сената - обер-прокурор и его товарищи). Высшее наблюдение за прокуратурой осуществлял генерал-прокурор (с 1802 им являлся министр юстиции).

Контрреформы 80-х – 90-х

1 марта 1881 г.- убийство Александра 2.Смена политического курса. Воцаряется реакционный курс. Проект конституции отвергнут Александром 3.

С 1881г. Дворянская реакция.

Закон «О кухаркиных детях»-усложнение попадания в универы детей из низших сословий.Образование становилось сословным.

1884.-Универы лишались автономии.

Учреждение земских уездных начальников.Они же являлись администр.-судебными учреждениями.

Ликвилированы мировые судьи.

1882г.-практически ликвидация свободы печати

Земская контрреформа

1889 г.-введение земских участковых начальников,уменьшение автономии земств.

1890г.-принято новое положение о Земских учреждениях:

Крестьянский съезд практически ликвидировался.

1-й съезд стал сословным.Там были только дворяне.Всего в орг.земского управления было около 57% дворян.

Административная опека над земствами.Губернатор и министр внутр. Дел могли отменить решение земств.

Губернское управление над земствами.

Итог:земства стали находится под более строгим контролем гос-ва.

Городская контрреформа.

Городовок положение.

1892г.-изменение порядка выбора в городские думы. Имущественный ценз был редко повышен,что опять же делало управление сословным.Число избирателей резко понизилось.

Итог:см. Земства + вновь практически ток сословное управление.

1881 г. – закон «Об исключительном положении»

1)Усиленная охрана.

2)Чрезвычайная охрана.

Всех лучше охраняли.

Губернатор,уездный начальник-дополнит. полномочия.

Закон «О военных положениях»

Власти переходят в руки военных,где объявлено военное положение.

Развитие права России во второй половине XIX в. Возникновение фабричного законодательства.

Развитие права.

Действует свод законов Российской империи. Теперь 10 томов. 100 тыс. статей. Право носит феодальный характер. Население сохраняет сословный характер.

Гражданское право.

Заповедные имения ограичены в наследовании и затруднены в продаже.Гос. удельная земля изъята из гражданского оборота.

Собственностью на землю могут обладать крестьяне.Они были ограничены в праве выхода из общины.Получили возможность заключать сделки.

Из гражданского права возникает фабричное законодат-во,точнее из договора личного найма.

1882г.-запрещено принимать на работу на фабрики и на заводы детей до 12 лет. Женщин запрещалось использовать на тяжёлых работах и в ночное время.

1886г.закон «О штрафах»

Отоваривание з/п прекратилось

Штрафы теперь шли в больничную кассу,а не препринимателю.Раб день 11,5 часов.

Уголовное право.

1885 г Уложения о наказаниях мировых судей.

Высший предел лишения свободы 1 год. Арест на дом-3месяца.штраф-300руб.

1885 г.-Новая редакция Уложения о наказаниях уголовных и исправительных.

1863 г.-отмена телесных наказаний и штемпелей.

Место лишения свободы- тюрьма.

Процессуальное право

Разделение процесса на гражданский и уголовный.

Гражданский-строго состязательный,уголовный носил смешанный характер.

Большие различия между местными и общими судами.

Предварительное следствие на началах инквизиторского процесса.Судебное разбирательство на началах состязательного процесса..

Различие в процессе местных и общих судов:

Местн-процесс доступен населению(устные жалобы)

Общ-строго формальный характер.

Развитие права России в начале 20в.

Либеральные преобразовани

Вещное право

Столыпинская аграрная реформа

Совещание по проблеме промышленности и с/х: общину необходимо ликвидировать

Указ о ликвидации общинного землевладения; заявление о желании, в теч 30 дней выдел земли - возможность создать отруба и хутора (для этого - согласие 2/3 общины)

Закон: главные положения указа, но отруба -не требуется согласия

1911г. – новый закон о землеустройстве. Чересполосица могла ликвидироваться без согласия общины. В итоге к 1917г. вышло примерно 25% крестьянских хозяйств. Из общины выходили только богатые и бедные люди.

Фабрично-торговое заведение (т.к. появляются тресты, синдикаты, картели, концерны и т.д.)

Улучшается положение жены - может жить отдельно от мужа по решению суда, могла продать недвижимость без согласия мужа

Увеличились наследственные права дочерей с 1/14 до 1/7 недвижимости

Понятие «незаконнорожденный ребенок» заменяется выражением «внебрачный ребенок» - 1/2 доли ребенка в законном браке

В трудовом праве издается закон о фабричном производстве (1913г.), появляется закон о больничном страховании

Больничные кассы на предприятиях: 3 коп - работнику, 2 коп- предпринимателю

Уголовное право

Уголовное уложение (Имело как феодальные, так и буржуазные элементы. Более совершенно)

  • Вопрос 7. Характеристика судебного процесса и система судебных органов в Древнерусском государстве.
  • Вопрос 8. Государственно-политическая структура Руси в период феодальной раздробленности. Государственный строй Новгородской республики.
  • Вопрос 9. Регулирование имущественных отношений по Псковской судной грамоте.
  • Вопрос 10. Понятие преступления и система наказания, суд и процесс по Псковкой судной грамоте.
  • Вопрос 11. Особенности формирования Московского централизованного государства, его общественно-политический строй.
  • Общественный строй Московского государства
  • Государственный строй Московской Руси
  • Вопрос 12. Форма собственности, обязательства, наследственное право в период Московского централизованного государства (по Судебнику 1497 г.)
  • Вопрос 13. Уголовное право, суд и процесс по Судебнику 1497 и 1550 гг.
  • Вопрос 14. Государственный строй России периода сословно-представительной монархии.
  • Вопрос 15. Соборное уложение 1649 г. Общая характеристика. Правовое положение различных сословий.
  • Общественный строй Московского государства
  • Вопрос 16. Правовое регулирование собственности на землю по Соборному уложению 1649 г. Вотчины. Поместья.
  • Вопрос 17. Развитие уголовного права. Преступления и наказания по Соборному уложению 1649 г.
  • 1. Физическим (содействие, практическая помощь, совершение тех же действий, что совершал главный субъект преступления),
  • Вопрос 18. Суд и судебный процесс по Соборному уложению 1649 г.
  • Вопрос 19. Предпосылки возникновения абсолютизма в России, его особенности.
  • Вопрос 20. Государственные реформы Петра 1.
  • 3. Реформы местного и городского управления
  • Вопрос 21. Сословные реформы Петра 1 (дворянство, духовенство, крестьянство, горожане).
  • Вопрос 22. Судебные и прокурорские органы России в 18 веке. Попытка отделения суда от администрации. Создание сословных судов (по губернской реформе 1775 г.)
  • Вопрос 23. Право собственности, обязательства, право наследования в 18 веке.
  • Вопрос 24. Изменения в общественном строе России во второй половине 18 веке. Жалованные грамоты дворянству и городам 1785 г.
  • Вопрос 25. Уголовное право и процесс по Воинскому уставу 1716 г.
  • Вопрос 26. Государственный строй России в первой половине 19 веке. Изменения в центральных и местных органах власти и управления.
  • Вопрос 27. Изменения в правовом положении населения России в первой полови 19 века. Законы о состояниях.
  • Вопрос 28. Кодификация русского законодательства в первой половине 19 века. Роль м.М. Сперанского.
  • Вопрос 29. Уложение о наказаниях уголовных и исправительных 1845 г.
  • Вопрос 30. Крестьянская реформа 1861 г
  • Проведение реформы.
  • Вопрос 31. Земская реформа 1864 г. Городская реформа 1870 г. Их роль в становлении местного самоуправления.
  • Вопрос 32. Военная реформа 1864-1874 г.
  • Вопрос 33. Учреждение судебных установлений (новая система судоустройства по судебной реформе 1864 г.)
  • Вопрос 34. Уголовный и гражданский процесс (по судебным уставам 1864 г.)
  • Вопрос 35. Контрреформы 1880-1890 г.
  • 1. Чрезвычайные меры правительства.
  • Вопрос 36. Социальные изменения в начале 20 века. Аграрная реформа п.А. Столыпина.
  • Вопрос 37. Государственная Дума и Государственный совет в начале 20 века. (порядок выборов, структура, функции).
  • Вопрос 38. Изменения в государственном строе России в 1905-1907 г. Основные государственные законы в редакции 1906 г.
  • Вопрос 39. Третьеиньский государственный переворот: суть и значения.
  • Вопрос 40. Милитаризация государственного аппарата в годы первой мировой войны. Особые совещания, «земгор», военно-промышленные комитеты.
  • Вопрос 41. Февральская буржуазная – демократическая республика в России. Центральные и местные органы власти и управления.
  • Вопрос 42. Высшие органы власти и управления в октябре 1917-1918 г. Установление большевистской однопартийной диктатуры.
  • Вопрос 43. Перестройка государственного аппарата в годы гражданкой войны.
  • Вопрос 44. Конституция рсфср 1918 г. (разработка, структура, избирательная система, права и обязанности).
  • Вопрос 45. Создание основ гражданского права в 1917-1920 гг.
  • Вопрос 46. Создание основ семейного права в 1917-1918гг. Кодекс законов об актах гражданского состояния, брачном, семейном и опекунском праве рсфср 1918 г.
  • Вопрос 47. Развитие трудового права в 1917-1920 г.
  • Вопрос 48. Создание основ земельного права в 1917-1918 гг.
  • Вопрос 49. Развитие уголовного права в 1917-1920 гг. Руководящие начала по уголовному праву рсфср 1919 г.
  • Вопрос 50. Создание судебных органов в1917-1920 гг. Декреты о суде.
  • Вопрос 51. Перестройка государственного аппарата в 1921-1929 гг. Реорганизация управления народным хозяйством.
  • Вопрос 52. Судебная реформа 1922 г. Учреждение прокуратуры и адвокатуры.
  • Вопрос 53. Военная реформа 1924- 1925 гг.
  • 1.Улучшение руководства и совершенствование качества подготовки командного состава,
  • 2.Создание новой системы комплектования Вооруженных Сил,
  • 3.Организацию стройной системы прохождения воинской службы гражданами страны.
  • Вопрос 54. Разработка и принятие Конституции ссср 1924 г. Её основные положения и структурные особенности.
  • Вопрос 55. Развитие гражданского права в 1921-1929 гг. Гражданский кодекс рсфср 1922 г.
  • Вопрос 56. Развитие трудового права в 1921-1929 гг. Кодекс законов о труде рсфср 1922 г.
  • Вопрос 57. Развитие уголовного права в 1921-1921 гг. Уголовные кодексы рсфср 1922 г и 1926 г.
  • Вопрос 58. Развитие семейного права в 1921-1929 гг. Кодекс законов о браке, семье и опеке рсфср 1926 г.
  • Вопрос 59. Развитие земельного права в 1921-1929 гг. Земельный кодекс рсфср 1922 гг.
  • Вопрос 60. Гражданский процессуальный и Уголовно- процессуальный кодексы рсфср 1923 гг.
  • Вопрос 61. Конституция ссср 1936 г: структура и особенности.
  • Вопрос 62. Уголовное право и процесс в 1930-1940 гг. Изменения в законодательстве о государственных и имущественных преступлениях.
  • Вопрос 63. Развитие трудового права в 1930 -1941 гг.
  • Вопрос 64. Развитие гражданского права в 1930-1941 гг.
  • §6. Право
  • Вопрос 65. Развитие земельного и колхозного права в 1930-1941 гг.
  • Вопрос 66. Перестройка государственного аппарата и изменения в праве в период вов.
  • Вопрос 67. Изменения в государственном аппарате и праве в 1945-1953 гг.
  • Вопрос 68. Развитие права 1953-начала 60-х гг.
  • Вопрос 69. Конституция ссср 1977 г.
  • Вопрос 70. Общесоюзное и российское право в 70-80-е гг. 20 века.
  • Вопрос 71. Развал ссср и образование снг в 1990-1991 гг.
  • Вопрос 34. Уголовный и гражданский процесс (по судебным уставам 1864 г.)

    Развитие права во второй половине XIX

    Подготовка к судебной реформе началась еще в 50-х годах 19 столетия. К ней были привлечены лучшие специалисты того времени. На последних этапах (в апреле 1862г.) во избежание случайных и непродуманных решений была разработана концепция реформы, получившая наименование «Основные положения преобразования судебной части в России».

    20 ноября 1864 года царь Александр II подписал Указ Правительствующему Сенату, утвердивший четыре основных законодательных акта:

    Учреждение судебный установлений;

    Устав уголовного судопроизводства;

    Устав гражданского судопроизводства;

    Устав о наказаниях, налагаемых мировыми судьями.

    В последующем, эти акты стали именоваться Судебными уставами.

    В основу преобразований, осуществлявшихся в ходе реформы 1864 года, был положен принцип разделения властей: судебная власть отделялась от законодательной и административной.

    Провозглашалось равенство всех перед законом. «Судебная власть распространяется на лица всех сословий и на все дела, как гражданские, так и уголовные» гласит статья 2 из «Учреждения судебных установлений».

    Во второй половине Х I Х в . на содержание права России значи­тельное влияние оказали буржуазные реформы. Феодальное право тормозило развитие капитализма, но в него все больше проникают нормы буржуазного права и все большее влияние на него оказывают буржуазные правовые принципы. Многие нормы в системе права, по­мимо воли царя и реакционной дворянской верхушки, способствова­ли развитию и укреплению буржуазных отношений, подрывая эко­номические и политические позиции дворян-помещиков .

    Гражданский процесс. На процессуальном праве отразилась прежде всего судебная реформа, внесшая в него принципиальные из­менения. В мировом суде рассмотрение гражданских дел проходило упрощенно. После подачи искового заявления в суд ответчик вызы­вался в канцелярию суда и знакомился с содержанием иска. При не­явке ответчика судья мог разбирать дело без него. Неявка истца влекла прекращение дела. Решения суда могли быть обжалованы в апелля­ционном порядке.

    В сфере гражданского судопроизводства стороны получили одинаковые процессуальные права. Гражданский процесс имел исковой характер. Господствовал принцип: суд не может выходить за пределы требований сторон, т.е. стороны могли заключить мировой соглашение.

    В уголовном судопроизводстве обвинение и защита получили право представлять доказательства, отводить свидетелей и допрашивать стороны в присутствии друг друга, давать объяснения суду и опровергать доводы противной стороны.

    Разбирательство гражданских дел в общих судах проходило в со­ответствии с принципами устности, гласности, состязательности. Дело начиналось с подачи искового заявления. В порядке предваритель­ной подготовки дела к слушанию с содержанием искового заявления знакомился ответчик, который мог написать возражение. Истец в свою очередь писал опровержение на возражение. В суде могли участво­вать адвокаты, допускалось примирение сторон. Судебное разбира­тельство представляло собой, как правило, состязание сторон. Бремя доказывания лежало на стороне, которая что-либо утверждала или требовала. Пересмотр решений общих судов осуществлялся тоже в апелляционном порядке.

    Уголовный процесс.

    Процессуальный порядок рассмотрения уго­ловных дел определялся Уставом уголовного судопроизводства 1864 г. Несомненным достижением уголовно-процессуального права России было провозглашение таких демократических принципов правосудия, как:

    Гласность,

    Состязательность,

    Непосредственность,

    Право обвиня­емого на защиту. Хотя в самодержавном государстве эти принципы не могли соблюдаться полностью, все же сам факт закрепления их в правовых нормах явился значительным прогрессивным шагом пере­стройки феодального правосудия в соответствии с началами буржу­азного уголовно-процессуального права.

    В законе отмечалось, что в судебном процессе "власть обвинительная отделяется от судебной" (статья 3 Устава уголовного судопроизводства), провозглашалась гласность и публичность в заседаниях (статья 7). Вводятся также другие новые принципы - приговор может быть только или осуждающий, или оправдывающий подсудимого, оставление в подозрении не допускается (ст. 9); различие подсудности по сословиям отменяется (ст. 17); осмотры, обыски, выемки производятся в присутствии понятых (ст. 43). Устав устанавливает воспрепятствования подозреваемому уклоняться от следствия и суда - меры пресечения: отобрание вида на жительство, отдачу под особый надзор полиции, взятие залога, отдачу на поруки, домашний арест, взятие под стражу (статья 49).

    Важное значение имело провозглашение в уголовно-процессуальном праве презумпции невиновности, согласно которой любое лицо считалось невиновным до тех пор, пока его виновность не будет уста­новлена приговором суда. Серьезные изменения произошли в дока­зательственном праве. Отменялась система формальных доказа­тельств, характерных для феодального права. На смену формальным доказательствам пришла буржуазная система свободной оценки до­казательств по внутреннему убеждению судей.

    Подробно регламентировался в законодательстве порядок рас­смотрения уголовных дел окружными судами с участием присяжных .

    Царизм очень скоро пришел к выводу, что гласность и другие де­мократические принципы уголовного процесса противоречат инте­ресам самодержавия. Однако не увенчались успехом попытки реакционных помещичьих кругов добиться отмены судебных уставов 1864 г. Правительство пошло по пути ограничения применения на­иболее демократических институтов уголовно-процессуального пра­ва. Кроме того, широко применялась внесудебная репрессия. Особое совещание при министерстве внутренних дел лиц, неблагонадежных с точки зрения самодержавия, ссылало в административном порядке без судебной процедуры. 14 августа 1881 г. Кабинет министров при­нял Положение о мерах к охранению государственной безопасности и общественного спокойствия. В местностях, объявленных на положе­нии чрезвычайной или усиленной охраны, полиция и жандармерия получили право арестовывать лиц, внушавших подозрение в причаст­ности к совершению государственных преступлений или в принад­лежности к противоправительственным обществам. Арест осущест­влялся по подозрению, а не на основании имевшихся доказательств. Министр внутренних дел мог применить административную ссылку в Сибирь сроком до пяти лет. Право ареста в административном по­рядке предоставлялось также генерал-губернаторам и губернаторам.

    Положение от 14 августа 1881 г. вступило в действие временно (сроком на три года). Затем оно все время возобновлялось и стало одним из постоянных законов Российской империи вплоть до свер­жения самодержавия.

    Лучше тут.

    Новые принципы гражданскою процесса закреплял Устав гражданского судопроизводства 1864 г. Иск подавался мировому судье в письменной или устной форме, ответчик вызывался в суд повесткой. В судебном разбирательстве стороны обменивались словесными показаниями, могли быть представлены письменные и вещественные доказательства. Стороны имели право привлекать в процесс адвокатов.

    Решение принималось мировым судьей единогласно, истцу выдавался исполнительный лист, который передавался им в органы полиции, волостное правление или судебному приставу при мировом суде. В окружном суде и судебной палате процесс усложнялся. Истец подавал исковое заявление по точно установленной форме и с уплатой пошлины. Истец и ответчик обменивались затем документами: ответчик давал ответ на исковое заявление; истец выдвигал на это свои возражения или опровержение. Документы оформлялись адвокатами, оригиналы документов оставались в суде. В судебном разбирательстве участвовали адвокаты, заключение по результатам судебного состязания делал прокурор. Суд выносил решение, оформленное в виде резолюции.

    Допускались кассационный или апелляционный пересмотр дела. После истечения сроков, установленных для пересмотра, истцу выдавался исполнительный лист, председатель суда назначал судебного пристава, приводившего в исполнение решение о взыскании.

    Уголовный процесс регламентировался Уставом уголовного судопроизводства 1864 г. Отменялась теория формальных доказательств, уставы вводили систему свободной оценки доказательств по

    внутреннему убеждению судей, закреплялся принцип ≪беспристрастности≫ суда.

    Процесс распадался на несколько стадий. Предварительное расследование состояло из дознания и предварительного следствия . Дознания осуществлялось полицией, жандармами или администрацией. Цель дознания - установить факт преступления.

    Предварительное следствие проводилось судебными следователями, собиравшими материалы для предъявления обвинения. Материалы направлялись прокурору, который мог либо прекратить дело за отсутствием доказательств, либо возбудить его. Во втором случае прокурор составлял обвинительный акт, направлявшийся в суд. Перед началом судебного рассмотрения суд формировал состав присяжных заседателей, назначал защитника (если этого не делал обвиняемый), определял сроки и место судебного заседания.

    Судебное рассмотрение начиналось с судебного следствия (знакомства суда с обстоятельствами дела, проверки доказательств). Затем проходили прения сторон: обвинителем выступал представитель прокуратуры, защитником обвиняемого - адвокат .

    По окончании прений следовало краткое заключение председателя суда. В окружном суде в делах с участием присяжных заседателей выносился вердикт. Вид и размеры наказания определяли судьи.

    Реформа судебной системы закрепила новые принципы: отделение суда от администрации, создание всесословного суда, равенство всех перед судом, несменяемость судей и следователей, прокурорский надзор, выборность (мировых судей и присяжных заседателей).

    В ходе подготовки и проведения реформы были созданы новые институты присяжных заседателей и судебных следователей, реорганизована деятельность старых. Изменились функции прокуратуры, а именно: поддержание обвинения в суде, надзор за деятельностью судов, следствием и местами лишения свободы. П

    Прокурорская система возглавлялась генерал-прокурором. При Сенате учреждались должности двух обер-прокуроров, а в судебных палатах и окружных судах - должности прокуроров и товарищей прокуроров. Все прокуроры назначались императором по представлению министра юстиции.

    Формирование принципов состязательности в судебном процессе потребовало создать новый специальный институт - адвокатуру (присяжных поверенных). Наряду с присяжными поверенными в коллегиях при судах в процессе (по разрешению суда и договоренности одной из сторон) могли участвовать частные поверенные. Руководящим органом коллегии адвокатов стал Совет присяжных поверенных. Для удостоверения деловых бумаг, оформления сделок и других актов учреждалась система нотариальных контор в губернских и уездных городах.

    дипломная работа

    Уголовный процесс после реформы 1864 года

    Важность судебной реформы и особенно уголовного процесса не вызывала сомнений в правящих кругах страны. О значимости и нужности такой реформы говорила еще Екатерина 2, которая отмечала необходимость вывода судебных органов из - под контроля административных органов, но практически не осуществившая ее. Разработкой нового уголовно - процессуального законодательства была начата еще при Александре 1, под руководством Сперанского М. М., и была продолжена Блудовым Д. Н., но разработанный «проект о следствии» принят не был.

    Еще одним толчком в необходимости проведения судебной реформы стало отмена крепостного права в 1861 году.

    Первым шагом на пути к судебной реформе было принятие Закона «о судебных следователях» от 1860 годя, по которому отныне в России утверждался институт судебных следователей, которые не были зависимы от административной власти. Одной из главных причин реформы была плохая работа полиции. «Недостатки проводимого полицией предварительного расследования были настолько очевидны, что передача следствия органам юстиции могла быть осуществлена еще в условия дореформенной судебной системы» Комментарий к ст. 249 Устава уголовного судопроизводства // Российское законодательство X-XX вв. Т.8, 1991, с. 283. . Правда исследователи отмечают и иную причину. Существовавшее в правительстве «сильное опасение, что введение нового положения будет сопровождаться народным волнением и нарушением общественного порядка» Мамонтов А.Г. Россия 1860 г.: учреждение судебных следователей // Государство и право, 1996, № 3, с. 149. заставило царскую власть вмести с выработкой главных принципов освобождения крестьян от крепостной зависимости приступить к созданию административного механизма, с помощью которого можно было административными мерами в случаи надобности восстановить нарушенный общественный порядок и удержать реформу в соответствующих рамках.

    К марту 1860 г. Стояновский подготовил проект "Учреждение следственных судей", который 3 апреля 1860 г. был направлен в Государственный совет. Проект был принят без существенных изменений, поменялось только название следственных чиновников, вместо «следственных судей» они были названы «судебными следователями», исходя из того, что они должны не судить, а только собирать данные. 8 июня 1860 г. император утвердил «Учреждение судебных следователей», а также «Наказ судебным следователям» и «Наказ полиции о производстве дознания по происшествиям», могущим заключать в себе преступления и проступки Мамонтов А.Г. Россия 1860 г.: учреждение судебных следователей // Государство и право, 1996, №3, с.149. .

    Основным фактом этой реформы стало действительное отделение следствия от административной власти. По идее законодателя независимые следователи должны были честно и беспристрастно осуществлять следствие по уголовным делам.

    В конце 1862 года во все судебные инстанции был разослан проект «Основные положения судопроизводства», в котором были изложены новые принципы, а именно: бессословность суда, отмена системы формальных доказательств и определение «оставление в подозрении». Но о независимости судей ничего не говорилось.

    К новым принципам уголовного судопроизводства так же относили: отделение суда от административной власти, введение присяжных заседателей, состязательность. Считалось, что присяжные не будут рассматривать дела о государственных и должностных преступлениях. Так же выделялся новый институт «мировых судей».

    В ноябре 1864 г. были утверждены и вступили в силу основные акты судебной реформы: Учреждения судебных установлений, Устав уголовного судопроизводства, Устав о наказаниях, налагаемых мировыми судьями.

    На основе этих актов в России создавались две системы судов: местные и общие суды. К местным относились волостные суды, мировые судьи и съезды мировых судей, к общим - окружные суды, учреждаемые для нескольких уездов; судебные (по гражданским и уголовным делам) палаты, распространявшие свою деятельность на несколько губерний или областей; кассационные (по гражданским и уголовным делам) департаменты Сената. Власть этих судов распространялась на все сферы, кроме тех, где действовала юрисдикция духовных, военных, коммерческих, крестьянских и инородческих судов. Головачев А.А. Десять лет реформе 1861-1867. СПб., 1872, с. 180. 18

    Уголовный процесс регламентируется Уставом уголовного судопроизводства от 20 ноября 1864 год. Он представляет собой три книги и шестьдесят глав. Книги поделены на разделы. С помощью такой структуры устава можно быстрой найти нужную статью. Сформулирован этот устав вполне четко и лаконично. Целью уголовного судопроизводства по данному уставу является обнаружение материальной истины, а наказание виновного в совершении преступления или проступка».

    Процесс по уставу уголовного судопроизводства делиться на стадии. Дознание и предварительное следствие являлось стадией предварительного расследования. Дознание осуществлялась жандармами, полицией или администрацией. Целью дознания было установить факт или отсутствие преступления.

    Предварительное следствие осуществляли судебные следователи. Материалы дела направлялись прокурору, а он или прекращал дело, или возбуждал его. В случаи возбуждения прокурор составлял обвинительный акт, который направлял в суд.

    В новой реформе системы суда были закреплены новые принципы уголовного судопроизводства. Первый новый принцип закреплен в ст. 1 Устава уголовного судопроизводства говориться следующее: «Никто не может подлежать судебному преследованию за преступление или проступок, не был привлечен к ответственности в порядке, определенном правилами сего Устава.» Устав уголовного судопроизводства 20 ноября 1864 г. Ст.1 . Так же был введен важный принцип в ст. 5: «Из правила, в предшедшей статье постановленного, изъемлются те уголовные дела, которые на основании законов не иначе могут быть возбуждаемы как вследствие жалобы потерпевшего от преступления или проступка лица. По тем из числа сих дел, которые дозволяется прекращать примирением (Улож. о наказ, ст. 171), обличение обвиняемых пред судом предоставляется исключительно частным обвинителям; по всем же прочим делам этого рода право возбуждения уголовного иска принадлежит потерпевшему лицу, а дальнейшее судебное преследование - прокурору или его товарищу.» Устав уголовного судопроизводства 20 ноября 1864 г. Ст.5 , что можно трактовать как отделение суда от администрации. Это было получено за счет обособления судебных следователей, а так же независимостью и не сменяемостью судей. Статья 3 устава говорит нам: «По уголовным делам, подведомственным мировым судебным установлениям, обличение обвиняемых пред судом предоставляется потерпевшим от преступных действий частным лицам, а также полицейским и другим административным властям в пределах, установленных законом (ст. 41 п. 2 и 48).» Устав уголовного судопроизводства 20 ноября 1864 г. Ст.3 , что можно трактовать как принцип отделение обвинительной власти от судебной. Огромное значение имело провозглашения принципа презумпция не виновности. Отменяется формальная теория доказательств. В место нее приходит система свободной оценки доказательств, по личному убеждению судьи.

    Все разбирательство осуществлялось в устной форме, что означало обязательное выслушивание всех лиц, которые были причастны к делу. Так же разбирательство было глистным и публичным, однако не все, в некоторых случаях заседание могло быть объявлено закрытым (например, угроза государственной безопасности). Процесс теперь состязательный. Обвинение и подсудимый равны. В прениях участвовали обычно адвокат и представитель прокуратуры. Для осуществления принципа состязательности был создан новый институт - адвокатура (присяжные поверенные). Но стоит отметить, что состязательность была только на судебной стадии, а на стадии следствия процесс был инквизиционным.

    В ходе подготовки и проведения реформы был создан новый институт присяжных заседателей. Изменились функции прокуратуры, а именно: поддержание обвинения в суде, надзор за деятельностью судов, следствием и местами лишения свободы. Прокурорская система возглавлялась генерал - прокурором. При сенате утверждалась должность обер - прокуроров, а в судебных палатах и окружных судах - должности прокуроров и товарищей прокуроров. Все прокуроры назначались императором оп представлению министра юстиции. Головачев А.А. Десять лет реформе 1861-1867. СПб., 1872, с. 180. 44

    На основе изученных документов можно сделать вывод, что после реформы уголовно - процессуальное законодательство стало значительно более «демократичным», был введен принцип состязательности, презумпция не виновности. Уголовный процесс представлял собой совокупность законодательных актов, в которых были отражены порядок, принципы, задачи уголовного процесса, органы которые компетентны, заниматься предварительным расследованием, осуществлять защиту и обвинение, осуждать и исполнять наказание, а так же был разработан порядок надзора за надлежащим исполнением всех установленных норм. Целью уголовного процесса после реформы 1864 года, теперь является, объективное установление истины по делу и привлечение к ответу лиц виновных в совершении преступлений.

    Дознание как форма предварительного расследования в уголовно-процессуальном законодательстве России

    Досудебное создание, содержанием которого считается воплощение предшествующих поисковых событий, нацеленных на собирание доказательств...

    История адвокатуры и судебной реформы ХІХ века

    Адвокатское сословие в России (как и сам институт адвокатуры) - явление достаточно молодое, ведущее свое начало с Великой Судебной реформы 1864 г. Правовая же практика государства до этой реформы обходилась, как ни странно, без адвокатуры...

    История развития адвокатуры в России

    Представительство в суде появилось в связи с тем, что для наиболее эффективного, и зачастую - справедливого разрешения судебных процессов требовались специальные навыки, и лица...

    История развития уголовно-процессуального законодательства в России

    В числе других судебных уставов 20 ноября 1864 г. император Александр II утвердил Устав уголовного судопроизводства, а также Учреждение судебных установлений, и позднее - Устав о наказаниях, налагаемых мировыми судьями. Кони А.Ф...

    Правовая система, органы прокуратуры и адвокатуры в Галичине, Северной Буковине и Закарпатье в XIX в.

    Судебная реформа была наиболее радикальной, новаторской и технически совершенной со всех реформ второй половины XIX в. По историческому значению ее можно сравнить с отменой крепостного права...

    Развитие института суда присяжных в России

    Первый период длился с момента одобрения Александром II Судебных уставов 1864 г. до начала кризиса суда присяжных в России. Это период эволюционного развития института присяжных заседателей, он характеризуется тем...

    Развитие российской судебной системы. Реформа 1864 года

    Широко распространено мнение, что судебная реформа началась 20 ноября 1864 года, когда царь Александр II подписал Указ Правительствующему сенату...

    Создание и основные этапы развития органов прокуратуры

    Возникновение, становление и развитие прокуратуры Российского государства необходимо рассматривать в контексте исторических, социально-экономических и иных объективных условий развития общества. Исторический опыт показывает...

    В первой половине 19 века в России уголовный процесс основывался на принципах, которые заложил еще Петр 1 в первой половине 18 века. С течением времени эти принципы изменялись...

    Уголовный процесс: понятие, сущность, предназначение

    В связи с принятием конституции 1936 года, в которой было утверждено, что все союзные республики перестали иметь право на собственное законодательство...

    Уголовный процесс: понятие, сущность, предназначение

    При разработке этого Уголовно - процессуального кодекса законодатель отвел ему исключительно новое и особое место и роль в системе других законов и нормативно - правовых актов Российской Федерации...