Иран освобождается от санкций. Санкции сша против ирана Какие санкции были введены против ирана

Москва, 9 октября - "Вести.Экономика". Президент США Дональд Трамп готов уже в ближайшие дни объявить о том, что ядерное соглашение по Ирану больше не отвечает национальным интересам Соединенных Штатов. Вполне вероятно, Штаты введут новые санкции в отношении Ирана. Что будет с нефтяным сектором этой страны и как отреагирует рынок?

Наблюдатели отмечают, что американский президент может предоставить рычаги для пересмотра сделки и сообщить Ирану, что Соединенные Штаты не будут мириться с другими действиями, которые США считают дестабилизирующими, но не регулируются сделкой. Но такие действия могут иметь негативные последствия. Иран уже предупредил, что новые санкции будут рассматриваться как враждебная агрессия.

"Если новый закон об американских санкциях будет принят, этой стране придется переместить свои региональные базы за пределы зоны действия иранских ракет", - с прямыми угрозами в адрес американцев выступил главнокомандующий иранской гвардией Мохаммад Али Джафари.

Мохаммад Али Джафари

"Если новости о глупости американского правительства правдивы и они собираются признать Стражей революции террористической группировкой, тогда КСИР приравняет армию США к "Исламскому государству" во всем мире и особенно на Ближнем Востоке". "Исламское государство" - запрещенная в России террористическая организация.

Тем не менее, даже если не произойдет никаких враждебных действия, отмена сделки и введение новых санкций могут оказать колоссальное влияние на иранский и мировой рынок нефти. Об этом в своем обзоре пишут эксперты банка Goldman Sachs.

Смягчение санкций против Ирана, принятое еще при Обаме, позволило иранцам существенно нарастить объемы добычи нефти. Сейчас страна добывает чуть меньше 4 млн баррелей в сутки. С другой стороны, пока в СМИ сообщают, что другие западные страны вовсе не обязательно будут следовать за США и вводить какие-либо новые ограничения.

Иными словами, вокруг нефтедобычи Ирана есть очень много вопросов. В случае полного возобновления санкций со стороны США, последует ли этому примеру Европа? Кроме того, возникает вопрос, сможет ли в случае необходимости Иран найти достаточный спрос на азиатском рынке, способный компенсировать падение европейского спроса.

Помимо неопределенности того, каким будет решение администрация США, отсутствие международной поддержки возобновления санкций усугубляет неопределенность в отношении любого потенциального воздействия на экспорт нефти. Европейские покупатели, на долю которых приходится 25% иранского экспорта (2,2 млн баррелей в день) в теории могут прекратить покупать иранскую нефть. Однако мы считаем, что ключевым вопросом для глобального рынка станет вероятность сокращения поставок, а не банальное перенаправление этих объемов в Азию.

По нашему мнению, возобновление американских санкций ставит под угрозу несколько сотен тысяч баррелей иранского экспорта, однако без поддержки других стран вряд ли стоит ожидать падения показателя до уровней, которые были до ядерной сделки.

Добавим, что риторика США в отношении Ирана остается достаточно жесткой. В минувшие выходные Дональд Трамп обвинил Исламскую Республику в финансировании КНДР.

Дональд Трамп

"Я убежден, что они финансируют Северную Корею, я убежден, что они торгуют с Северной Кореей, я убежден, что они ведут дела с Северной Кореей, что абсолютно недопустимо. Действия Тегерана подрывают дух ядерной сделки. Я считаю Иран плохим игроком, с которым следует обращаться соответствующим образом".



После Женевского соглашения несправедливые международные санкции, введенные в качестве наказания за по сути мирную ядерную деятельность Ирана в последние 10 лет, постепенно стали ослабевать и в скором времени вообще будут отменены благодаря грамотной внешней политики Исламской Республики.

Новый этап антииранских санкций Запада, которые начались почти сразу после победы Исламской революции в 1979 году, стартовал в 2002 году из-за обострения отношений Ирана с Европой и Америкой по поводу ядерной программы страны. Если раньше ограничения вводились в одностороннем порядке США и некоторыми другими европейскими государствами на временной или постоянной основе, то после передачи иранского ядерного досье из Международного агентства по атомной энергии в Совет Безопасности ООН они приобрели более массовый характер. Таким образом, к санкциям против Ирана присоединились Совбез и Европейский Союз.

Несмотря на важность решения ядерной проблемы, в период работы двух правительств под руководством президента Махмуда Ахмадинежада в 2005-2013 годах, к сожалению, никакого прогресса в переговорах так и не произошло и в результате этого санкции с каждым днем все больше душили экономику страны.

Позиция прошлых правительств в отношении резолюций СБ ООН

С приходом к власти в Иране президента Махмуда Ахмадинежада отношение Тегерана к Западу изменилось. В связи с этим обострились противоречия не только с Соединенными Штатами, но и с главным торговым партнером Ирана — Европейским Союзом, который хотя и не разделял некоторых политических взглядов Вашингтона, имея общие экономические интересы с Ираном, но все равно встал ему в оппозицию.

Еще раньше правительство иранского президента Мохаммада Хатами в качества жеста доброй воли и ради демонстрации мирного характера ядерной программы временно остановило обогащение урана, однако следующий за ним кабмин аннулировал Саадабаское соглашение от 2003 года, заключенное Ираном с Великобританией, Германией и Францией, и вновь начал ядерную деятельность.

Первым последствием данного решения стало предупреждение Совета директоров МАГАТЭ от 4 февраля 2006 года. Оно гласило, что если Тегеран не приостановит обогащение урана, то дело будет передано на рассмотрение Совета Безопасности ООН.

Тогда иранское правительство проигнорировало это обращение и уже 8 марта того же года иранское ядерное досье легло на стол Совбеза. В общей сложности этот орган принял шесть резолюций против Ирана, первая из которых имела характер предупреждения, а последующие пять вводили уже конкретные санкции.

Самая первая резолюция № 1696 была утверждена 31 января 2006 года. Этот документ был простой декларацией и не содержал каких-то карательных мер в адрес Ирана, однако требовал от его руководства прекратить любую деятельность, связанную с обогащением урана. Как уже отмечалось, игнорирование данной резолюции привело к принятию пяти других документов, наложивших тяжелые санкции на Исламскую Республику.

Вторая резолюция Совбеза № 1737, угрожавшая введением жестких санкций, была принята 23 декабря 2006 года. Издав этот документ, высший орган ООН, утвердил целый ряд санкций, которые коснулись важных объектов ядерной отрасли и наложили арест на счета и компании, связанные с ядерной программой Ирана. Вторая резолюция давала Тегерану срок 60 дней, чтобы приостановить обогащение урана.

Третья резолюция Совета Безопасности № 1747 от 24 марта 2007 года, равно как и предыдущая, была принята всеми 15 членами этого органа. В этом документе Ирану опять было предоставлено 60 дней, чтобы прекратить свою ядерную деятельность, а остальным странам мира предписывалось ограничить их сотрудничество с иранскими компаниями в сфере атомной энергетики. В данную резолюцию также вошли статьи о запрете импорта в Иран и экспорта из него тяжелых видов вооружения.

Четвертая резолюция Совбеза № 1803 была принята 3 марта 2008 года при поддержке 14 голосов. Тогда от голосования воздержалась лишь Индонезия. Это решение еще больше ужесточило санкции, введенные против Ирана резолюциями № 1737 и 1747. В результате усилились ограничения на выезд и оборот финансовых средств в отношении конкретных физических и юридических лиц Исламской Республики. К тому же, выполнение некоторых ограничений, прописанных в резолюции, было обязательным.

Это постановление получило одобрение в Совете Безопасности вопреки обещаниям президента Ахмадинежада о том, что больше против Ирана не будут принимать никаких резолюций.

Резолюция № 1835 стала пятым подобным документом, принятым Совбезом 27 сентября 2008 года при согласии всех 15 его членов. В ней не было указаний на введение новых санкций, а лишь подчеркивалось необходимость скорейшего выполнения ограничений, заявленных в прежних резолюциях.

Шестая и последняя резолюция Совета Безопасности № 1929 была утверждена 9 июня 2010 года. Она наложила запрет на любую торговую деятельность Ирана с другими странами, связанную с обогащением урана, других ядерных веществ или технологий. Всем остальным государствам-членам ООН запрещалось поставлять в Иран любые виды военной техники, а именно: танки и бронетранспортеры, военные самолеты и вертолеты, артиллерийские орудия большого калибра, боевые корабли, ракеты, ракетные системы и прочее оборудование, связанное с данными видами вооружения.

В целом, после передачи ядерного досье Ирана в Совет Безопасности ООН оно перешло из чисто юридической сферы в область политики и безопасности. Резолюции, которые однажды бывший президент Ирана назвал «жалкими бумажками», не только поставили страну в крайне тяжелое экономическое положение, но и создали благоприятные условия для введения односторонних и многосторонних санкций со стороны Америки, Европейского Союза и других государств Запада.

Ужесточение односторонних и многосторонних санкций

После утверждения резолюций Совета Безопасности ООН на Иран обрушилась целая волна санкций. Если раньше их вводила только Америка, то сейчас в этот процесс вовлеклись и другие страны, вставшие в оппозицию Ирану.

25 октября 2007 года Министерство финансов США включило в свой санкционный список некоторое количество иранских банков, учреждений и компаний. Всемирный Банк тоже объявил, что отказывается оказывать услуги этим финансовым структурами и организациям.

30 июля 2009 года Сенат США наложил санкции на компании, занимающиеся поставкой бензина в Иран. Вслед за этим за дело взялась Палата представителей. 29 мая 2010 года она утвердила законопроект о наложении санкций на компании, которые имели торговые сделки с Исламской Республикой.

17 июня 2010 года Министерство финансов США утвердило запретительные меры в адрес некоторых иранских судоходных компаний, а потом санкции Белого Дома были направлены на еще 22 нефтяные, энергетические и страховые компании, которые управлялись правительством Ирана.

Вслед за американцами в июле 2010 года новый перечень санкций, направленных против иранской энергетики и судоходства, приняло руководство Евросоюза и Канады.

В дополнение к этому 29 октября 2010 года Соединенные Штаты приняли новое постановление, по которому санкции распространялись на 37 европейских компаний и пять граждан Ирана, которые, как утверждалось, работали в области иранского судоходства. С другой стороны, 14 января 2011 года Министерство финансов США по причине торгового сотрудничества с иранской стороной ввело санкции в отношении 24 международных судоходных компаний.

В 2011-2012 годах антииранских санкций отнюдь не уменьшилось, напротив, Запад под руководством Соединенных Штатов стал вводить их еще больше.

24 июня 2011 года Минфин США наложил санкции на иранскую авиакомпанию Iran Air, 13 декабря — на двух представителей военных кругов Ирана, а 21 декабря — на десять судоходных компаний этой страны. 1 декабря аналогичные меры были введены Европейским Союзом в отношении более 180 иранских юридических и физических лиц. 23 декабря Швейцария ввела ограничительные меры касательно имущества 180 иранских организаций и частных лиц. 1 января 2012 года американское правительство наложило санкции на Центральный Банк Ирана. 23 января началось постепенное ограничение деятельности нефтяного сектора и Центрального Банка Исламской Республики со стороны Европейского Союза. 24 января под санкции Министерства финансов США попал иранский банк «Теджарат». 29 февраля того же 2012 года Минфин ввел санкции в отношении одного дубайского банка, который был обвинен в помощи Ирану уклоняться от международных санкций.

Санкции 2011 — начала 2012 года вводились против Ирана с двумя целями. Это делалось, с одной стороны, для создания препятствий на пути развития ядерной программы, а с другой — для прекращения помощи Тегерана правительству Дамаска в его противостоянии с террористическими группировками. Помимо перечисленных санкций, на протяжении этих лет против страны вводились и некоторые ограничения, коснувшиеся прав человека, однако их рассмотрение не входит в рамки нашей статьи.

Весна 2012 года стала началом нового этапа санкций и все больше растущего давления Запада на Иран. 24 марта министры иностранных дел государств Евросоюза поместили в черный список имена еще 18 граждан Исламской Республики, которым запрещалось посещать страны ЕС, а их банковские счета в этих странах замораживались. 28 марта в американском санкционном списке оказались еще трое иранских военнокомандующих, однако это было ничто по сравнению с грядущими санкциями.

Так, 11 апреля 2012 года решением министров иностранных дел государств Евросоюза был введен запрет на ввоз в европейские страны иранской нефти. 13 июля США наложили санкции на 50 финансовых компаний и фондов, а также на «Национальную иранскую танкерную компанию» и принадлежавшие ей 58 судов и 27 фирм. 21 декабря по обвинению в причастности к развитию ядерной программы Ирана и созданием его баллистических ракет Министерство финансов США внесло в свой список non-grata еще четыре компании и одного иранского гражданина. 11 марта в аналогичный список Евросоюза министрами иностранных дел входящих в него стран были включены другие девять иранцев. 10 мая Минфин утвердил запретительные меры по отношению совместного ирано-венесуэльского банка. 31 мая Соединенные Штаты установили санкционный режим в отношении восьми иранских нефтехимических компаний. Все эти санкции Запад направлял против ядерной программы Ирана в период президентства Ахмадинежада.

Политика правительства Рухани и обратный процесс санкций

Поток санкций, которые Запад в массовом порядке вводил в 2006-2012 годах в связи с ядерной программой Ирана, продемонстрировал не только лидерские амбиции Запада, мешавшие реализации законных прав иранского народа на использование мирного атома, но и неконструктивную позицию прошлого правительства, не способного решить противоречия путем переговоров.

Сменившему его новому правительству под руководством президента Хасана Рухани достались в наследство все те многочисленные санкции, введенные ранее против Ирана и разрушавшие его экономику.

Учитывая сложившуюся ситуацию, новый кабинет министров, сделавший своим лозунгом конструктивное взаимодействие со странами региона и всего мира, направил основные усилия на урегулирование ядерной проблемы и иранские дипломаты взялись за проведение серьезных и целенаправленных переговоров. В результате неутомимых усилий участников переговоров по ядерной проблеме во главе с министром иностранных дел Мохаммад Джавадом Зарифом 24 ноября 2013 года между Ираном и шестеркой международных посредников было подписано Женевское соглашение, называемое также «Проектом совместных действий».

Заключение этого проекта Ираном и группой «5+1» важно тем, что при прежнем правительстве Ахмадинежада переговоры с шестью мировыми державами зашли в тупик и не имели никакого результата.

Хотя, согласно первоначальному Женевскому соглашению, международные посредники обязались не вводить против Ирана никаких санкций в связи с его ядерной программой, со стороны западных стран были предприняты действия, которые хотя и не нарушали договор, но противоречили самому духу соглашения.

Так, 29 ноября 2013 года Европейский Союз включил в свой санкционный список организацию, управляющую строительством атомных электростанций в Иране, а также 16 судоходных компаний. 12 декабря 2013 года и 6 февраля 2014 года Министерство финансов США ввело санкции против еще нескольких физических и юридических лиц Исламской Республики. 29 апреля ограничения были утверждены в адрес восьми китайских и двух эмиратских фирм, которые якобы сотрудничали с Ираном. 29 августа Минфин объявил о санкциях в отношении других восьми физических лиц и двух десятков коммерческих организаций, в том числе шести танкерных. Все они были обвинены в нарушении санкций, наложенных на иранскую ядерную программу и ракетостроение. 15 февраля 2015 Евросоюз утвердил санкционные меры против «Национальной иранской танкерной компании». Все эти санкции были введены против Ирана в период работы нового правительства под председательством Хасана Рухани.

Политическое руководство Вашингтона и ряда европейских столиц, а также часть связанных с ними аналитиков, называют данные меры не новыми санкциями, а продолжением процесса, начавшегося после введения прежних мер запретительного характера. Вместе с тем другая часть экспертов склонна считать, что последние санкции стали рычагом давления Запада, которые он использует для того, чтобы заставить группу иранских переговорщиков отступиться от своей принципиальной позиции.

Несмотря на это, Женевское соглашение не только создало преграды для введения Западом еще больших санкций, но и запустило обратный процесс. Дело в том, что была разморожена значительная часть резервов Ирана в других странах мира, а многие введенные прежде санкции приостановили свое действие.

Что касается разморозки финансовых активов Ирана за рубежом, то за прошедшие шесть месяцев после подписания Женевского соглашения группе иранских переговорщиков удалось вернуть своей стране часть поступлений от продажи нефти в размере 4,2 миллиарда долларов, которые были переведены восемью траншами.

Кроме того, за четыре месяца первого периода продления соглашения Иран смог получить еще 2,8 миллиарда долларов. После пролонгации переговоров на семь месяцев было также принято решение о том, что ежемесячно со счетов Ирана в иностранных банках будут размораживаться 700 миллионов долларов.

Еще одним достижением команды иранских переговорщиков, гораздо более важным, чем получение замороженных ранее денежных средств, стала приостановка действий санкций, которые на протяжении нескольких лет душили экономику страны. В течение одного года после подписания Женевского соглашения постепенно из санкционного списка были исключены некоторые крупные иранские компании. Ожидается, что этот процесс продолжится и в будущем, а если стороны все же поставят свои подписи под универсальным устойчивым соглашением, то санкции не просто будут приостановлены, а отменены окончательно.

В частности, по условиям Женевского соглашения, к числу приостановленных санкций относятся, во-первых, запрет Соединенных Штатов и Евросоюза на куплю-продажу золота и других ценных металлов и осуществление услуг в этой сфере, во-вторых, отказ в выдаче лицензий на осуществление работ и поставок запасных частей для обеспечения безопасности гражданских самолетов и связанных с этим услугами, то есть страхование, транспортировка и финансовые операции, на которые ранее распространялись санкции США и ЕС, в-третьих, эмбарго на экспорт из Ирана продукции нефтехимии и связанных с ним услугами, и, в-четвертых, введенное американцами ограничение на приобретение продукции машиностроения и осуществление связанных с ним операций.

Помимо всего перечисленного, Женевское соглашение содержало и другие благоприятные положения, к числу которых можно отнести создание финансового канала для оптимизации торгового обмена гуманитарного характера с целью обеспечения внутренних потребностей Ирана в сфере пищевых и сельскохозяйственных продуктов, лекарств, медицинского оборудования и выплаты университетских стипендий иранским студентам, получающим образование за пределами своей страны.

В свете достигнутой договоренности 20 января 2014 года Совет министров иностранных дел Евросоюза выпустил декларацию о 10-кратном увеличении максимально допустимого объема перевода денежных средств при заключении торговых сделок с Ираном. В середине весны того же года Министерством финансов США выдало лицензии двум крупным американским компания Boeing и General Electric, чтобы те смогли заняться поставкой запасных частей для иранских самолетов, а сам президент США Барак Обама выступил против планов Конгресса о введении новых санкций в отношении Исламской Республики.

Выводы

На фоне определенного успеха в деле мирного урегулирования разногласий по ядерной проблеме между Тегераном и Западом система санкций до сих пор продолжает существовать. По словам президента Хасана Рухани, эта система уже дала трещину, но сохраняющиеся санкции похожи на каменные глыбы, которыми выложена стена вокруг Ирана, и стране крайне тяжело выживать в подобных условиях.

Если продолжить аллегорическое сравнение структуры антииранских санкций, то она действительно может напоминать стену, фундамент которой уже начал трескаться, но основная ее часть все еще сохраняется и она продолжает мешать Ирану развивать отношения с другими странами.

Несмотря на сохранение основной части введенных санкций, можно надеяться, что прекращение дальнейшего укрепления этой стены и снижение ее высоты открывают радужные перспективы для Исламской Республики.

В нынешней ситуации основной целью иранских дипломатов является полная отмена всех санкций. События, произошедшие после подписания Женевского соглашения, и активная внешняя политика действующего правительства позволяют надеяться на то, что наряду с реализацией законных прав своего народа Иран добьется выхода из международной изоляции.

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ.

Бывшее посольство США в Тегеране, захваченное 4 ноября 1979 года «революционной молодёжью», с тех пор является в иранской столице весьма популярным местом. Стены разрисованы граффити - тут и попавший в рай герой войны, и доллары, превращающиеся в бомбы, и пауки, ползущие по звёздно-полосатому флагу.

Фото: АиФ/ Георгий Зотов

Туристы фотографируются на фоне рисунков, молодая мать грозит малышу, показывая на статую Свободы с лицом черепа: «Не будешь слушаться, американцы тебя заберут!» Именно с этого здания началась 37-летняя история санкций против Ирана. В 1979 году США запретили торговать с «режимом мулл» и отказались от иранской нефти. Далее запреты только ужесточались - в 1995 году Ирану пере-стали продавать самолёты, а в 2012-м «персидский бензин» прекратил покупать ЕС, обвинив страну в желании создать атомную бомбу. Казалось, республике пришёл конец. Однако в феврале этого года и Евросоюз, и США сняли добрую часть запретов. Каким же образом у Ирана получилось избавиться от санкций?

Фото: АиФ/ Георгий Зотов

Нечего терять

- В 1979 году советник президента США Бжезинский сказал, что Иран рухнет под гнётом санк-ций, - объясняет Хусейн Канани Могхадам, политолог и экс-глава «Корпуса стражей исламской революции» . - Ещё раньше американские политики утверждали то же самое про Кубу, а сейчас говорят про Россию. Они уверены, что запрет покупать американских кур - это уже апокалипсис. По поводу атомной бомбы я считаю: международное сообщество к нам элементарно придралось. Духовный лидер Ирана Али Хаменеи ещё в 2005 году запретил разработку ядерного оружия специальным указом - фетвой. Мы всего лишь развивали атомную энергетику. Попав под санкции, Иран решил, что ему нечего терять, и принялся налаживать связи с государствами, у которых в арсенале имеются ядерные технологии, - например с Северной Кореей. Хотя я подчеркну: это была лишь игра - в реальности мы не хотели бомбу. Зато на Запад поступки Ирана действовали как ледяной душ.

Столичные политики, без-условно, лукавят. Мечта о собственной бомбе популярна в народе, и даже на иранской банкноте в 50 000 риалов изображён символ атома - якобы в честь АЭС в Бушере. Стоит мне заговорить в одном из кафе Тегерана на тему ядерного оружия, как мои собеседники взрываются эмоциями. Каждый пытается сказать, перебивая соседа. Общий смысл их гнева: Иран как государство старше Пакистана, почему же друзьям «большого дьявола» (прозвище Америки в местном агитпропе) можно иметь «правильные ракеты», а иранцам нельзя? Однако дело здесь в другом: по сути, Запад опять попался в собственную ловушку. Смысл санкций 1979 года состоял в том, чтобы уничтожить экономику Ирана и свергнуть режим мулл. И что в результате? Я захожу в тегеранское метро - новенькие поезда, кондиционеры, билет в переводе на российскую валюту стоит 10 рублей. Шоссе и развязки в городе такие, что можно только позавидовать. Всюду строятся новые здания, магазины ломятся от продуктов местного производства. «Американцы представляли нас как страну бородачей с автоматами, - говорит адвокат Али Амири . - Но это неправда. Исламское духовенство, стоящее у руля, не только отрубает ворам руки по закону шариата, оно направляет инвестиции в здравоохранение, космическую программу, нанотехнологии. Санкции не ослабили режим - пожалуй, они его укрепили».

Фото: АиФ/ Георгий Зотов

Развязаны руки

- Экс-президент Махмуд Ахмадинежад поступил не слишком умно, возобновив ядерные исследования и испортив отношения с ЕС, - высказывается Эмин Мухаммади, главный редактор газеты «Шарк» . - Однако Евросоюз показал себя ещё глупее. Введя против Ирана самые строгие санкции за всю свою историю, лидеры Запада утратили рычаги влияния на нашу республику. В ЕС и США с удивлением поняли: отныне у Ирана развязаны руки, теперь он и вправду способен получить бомбу, вот только помешать ему больше нельзя. Начались грозные разговоры о военной операции, «точечных бомбардировках», но ввязаться в войну с 80-миллионной страной никто не решился. Уже через 3 года в Женеве стартовали переговоры, на которых Иран добился отмены не только новых санкций, но и значительной части старых, введённых ещё США. Из этого следует один вывод: разговаривайте с Западом жёстко. Иначе лидеры западных стран не понимают.

«Смерть Америке!»

Иран виртуозно шантажировал США и Европу будущей бомбой, и западные политики попросту растерялись. Дейст-вительно: они ввели санкции, а революций не происходит, страна не погрязла в нищете и готова за пару лет смастерить ядерное оружие. Похоже поступил и президент Турции Эрдоган : . До этого турки 30 лет не могли добиться безвизового режима с ЕС, а сейчас его им предоставят. Увы, иранцы правы - на Западе понимают только язык шантажа.

Фото: АиФ/ Георгий Зотов

Вечером в центре Тегерана проходят гулянья в честь празд-ника вознесения пророка Мухаммеда. Прохожие обсуждают новое граффити: солдаты США ставят флаг на горе из трупов сирийцев и иракцев. Кое-где временами слышно скандирование: «Смерть Америке!» Даже набором самых крутых санкций Запад не добился смены иран-ской политики и вынужден был пойти на соглашение. Глядя на это, задумываешься: может, Россия слишком вежливо и коррект-но ведёт себя с Западом, строго соблюдая взаимные договорённости. Если бы действия России (особенно в сфере ядерных техно-логий и рвущихся в ЕС беженцев) были иными, Евросоюз и США сами предложили бы нам переговоры по отмене санкций.

Для чего России нужен Иран и почему мы никак не продадим ему танки, самолёты и… слонов? Читайте в следующем номере «АиФ».

Фото: АиФ/ Георгий Зотов

Принадлежавшей британскому правительству «Англо-иранской нефтяной компании». Правительство поддерживало данный бойкот.

В связи с чрезвычайно серьёзным эффектом для британской экономики, правительство У. Черчилля совместно с американским руководством приняло решение , премьер-министра Ирана Мохаммада Моссадека.

1970-е

В 1995 году впервые были введены послабления в санкции: указом было разрешено продавать в Иран американские товары (невоенные) через третьи страны.

В июле 2015 года «ядерная сделка», заключённая между Ираном и шестёркой международных посредников (пять постоянных членов и Германия) (см. ).

Частичное снятие санкций

После того, как Иран пошёл на уступки по ядерной программе, власти США в 2016 году объявили об освобождении от санкций 59 физических лиц (граждан Ирана и других стран), 385 предприятий, 77 самолетов и 227 судов (в их числе нефтяные )

3 февраля 2017 года, уже спустя год после так называемой "ядерной сделки", было объявлено о новых санкциях со стороны США против Ирана. Это было сделано новой администрацией . Израиль () считает, что Иран не отказался от своих ядерных амбиций и его действия после «ядерной сделки» «только усиливает эту тенденцию» и наблюдаемое усиление региональной экспансии Ирана. Данная связь обусловлена тем, что отмена международных санкций привела к заключению Ираном многих контрактов с иностранными партнёрами, дала импульс развития его экономике и обеспечила ему приток валютных ресурсов, используемых Тегераном для финансирования КСИР и проиранских вооружённых формирований , Ливане, Ираке и .

3 февраля под санкции попали 8 иранских компаний, деятельность которых якобы связана с . Ещё против 17 компаний были приняты ограничительные меры из-за их участия в . Все эти меры приняты с целью сдерживания .

В 2018 году администрация Трампа восстановила санкции против Ирана. Первый блок ограничительных мер США против Ирана коснулись Ирана, а также торговли золотом и другими металлами, и возобновились с 7 августа; второй блок санкций (касательно энергетического сектора Ирана, транзакций, имеющих отношение к углеводородному сырью, и транзакций, связанных с центральным банком Ирана) должен вступил в силу 4 ноября 2018 года . Вводя новые санкции против исламской республики, США пока вывели из-под их действия несколько стран-покупателей иранской нефти: Китай, Индию, Грецию, Южную Корею, Японию, Тайвань, Италию и Турцию .

В ноябре 2018 года Иран был отключён от международной межбанковской системы .

31 января 2019 года Германия, Франция и Великобритания дали официальный старт работе инструмента взаиморасчётов с Ираном, призванного сохранить торгово-экономические отношения с этой страной и не допустить попадания европейских компаний под антииранские санкции США; инструмент обхода американских санкций получил название INSTEX (Instrument in Support of Trade Exchanges, «Инструмент поддержки в торговых операциях») . Имеются «два странных условия» (аятолла Садек Амоли Лариджани, глава судебной власти Ирана) для реализации механизма: речь идёт об обязательном присоединении Ирана к межправительственной организации по борьбе с отмыванием преступных доходов (FATF) и о вступлении его в переговоры по своей ракетной программе.

Воздействие санкций на экономику Ирана

См. также

Ссылки

  • David Rahni. Anti-terrorism or anti-science (англ.) . The Iranian (3 января 2003). Дата обращения 4 июля 2016.
  • Норвежский Boeing застрял в Иране из-за санкций // , 9.01.2019

Примечания

  1. Publishers split over response to US trade embargo ruling (англ.) . (19 февраля 2004). Дата обращения 4 июля 2016.
  2. США опубликовали список лиц и компаний, освобождённых от санкций по соглашению с Ираном // ИТАР-ТАСС

Поддерживало данный бойкот.

В связи с чрезвычайно серьёзным эффектом для британской экономики, правительство У. Черчилля совместно с американским руководством приняло решение свергнуть инициатора национализации , премьер-министра Ирана Мохаммада Моссадека.

1970-е

В 1995 году впервые были введены послабления в санкции: указом Клинтона было разрешено продавать в Иран американские товары (невоенные) через третьи страны.

В июле 2015 года «ядерная сделка», заключённая между Ираном и шестёркой международных посредников (пять постоянных членов Совбеза ООН и Германия) (см. Ядерная программа Ирана).

Частичное снятие санкций

После того, как Иран пошёл на уступки по ядерной программе, власти США в 2016 году объявили об освобождении от санкций 59 физических лиц (граждан Ирана и других стран), 385 предприятий, 77 самолетов и 227 судов (в их числе нефтяные танкеры)

3 февраля 2017 года, уже спустя год после так называемой "ядерной сделки", было объявлено о новых санкциях со стороны США против Ирана. Это было сделано новой администрацией Дональда Трампа . Израиль (Моссад) считает, что Иран не отказался от своих ядерных амбиций и его действия после «ядерной сделки» «только усиливает эту тенденцию» и наблюдаемое усиление региональной экспансии Ирана. Данная связь обусловлена тем, что отмена международных санкций привела к заключению Ираном многих контрактов с иностранными партнёрами, дала импульс развития его экономике и обеспечила ему приток валютных ресурсов, используемых Тегераном для финансирования КСИР и проиранских вооружённых формирований в Сирии , Ливане, Ираке и Йемене .

3 февраля под санкции попали 8 иранских компаний, деятельность которых якобы связана с терроризмом . Ещё против 17 компаний были приняты ограничительные меры из-за их участия в разработке и производстве баллистических ракет . Все эти меры приняты с целью сдерживания ядерной программы Ирана .

В 2018 году администрация Трампа восстановила санкции против Ирана. Первый блок ограничительных мер США против Ирана коснулись автомобильного сектора Ирана, а также торговли золотом и другими металлами, и возобновились с 7 августа; второй блок санкций (касательно энергетического сектора Ирана, транзакций, имеющих отношение к углеводородному сырью, и транзакций, связанных с центральным банком Ирана) должен вступил в силу 4 ноября 2018 года . Вводя новые санкции против исламской республики, США пока вывели из-под их действия несколько стран-покупателей иранской нефти: Китай, Индию, Грецию, Южную Корею, Японию, Тайвань, Италию и Турцию .

В ноябре 2018 года Иран был отключён от международной межбанковской системы SWIFT .

31 января 2019 года Германия, Франция и Великобритания дали официальный старт работе инструмента взаиморасчётов с Ираном, призванного сохранить торгово-экономические отношения с этой страной и не допустить попадания европейских компаний под антииранские санкции США; инструмент обхода американских санкций получил название INSTEX (Instrument in Support of Trade Exchanges, «Инструмент поддержки в торговых операциях») . Имеются «два странных условия» (аятолла Садек Амоли Лариджани, глава судебной власти Ирана) для реализации механизма: речь идёт об обязательном присоединении Ирана к межправительственной организации по борьбе с отмыванием преступных доходов (FATF) и о вступлении его в переговоры по своей ракетной программе.

Воздействие санкций на экономику Ирана

См. также

Ссылки

Примечания

  1. Publishers split over response to US trade embargo ruling (англ.) . Nature (19 февраля 2004). Дата обращения 4 июля 2016.
  2. США опубликовали список лиц и компаний, освобождённых от санкций по соглашению с Ираном // ИТАР-ТАСС