Как защитить себя от произвола директора школы? Куда пожаловаться на учителя школы Ключевые права, обязанности родителей

Эта статья поможет Вам найти ответы на следующие вопросы:

  • какими правами обладают ученик и его родители;
  • какими правами обладает учитель;
  • как оцениваются знания ученика в школе;
  • кто устанавливает критерии оценки знаний ученика;
  • куда пожаловаться на учителя, на директора школы;
  • как защитить ребенка от произвола учителя;
  • какие оценки имеет право ставить учитель в начальной школе (1, 2, 3 и 4 классы);
  • можно ли ставить двойки за знания и/или за поведение?

Зачастую очень сложно разобраться в объективности претензий, которые педагоги высказывают детям. Именно детям! За юридической помощью в школьных конфликтах обращаются родители, которые считают, что учитель умышленно и чрезмерно притесняет их ребенка. Проблема осложняется тем, что преподаватель не обсуждает сложную ситуацию с мамой и папой, а направляет всю мощь своего авторитета напрямую на ученика: «недостатки» его личности обсуждаются с одноклассниками, ребенка могут отсадить в столовой за отдельный стол и оставить завтракать в одиночестве на глазах у всех. Разумеется, отношение учителя сказывается на оценках и в дневнике появляются двойки. Понимая, что у ребенка назревают неприятности в школе, родители задаются вопросом: «А можно ли ставить такие оценки ученикам младших классов? Каковы критерии оценки знаний?» Что делать родителю в таком случае? Каковы должны быть его действия?

При возникновении спорных ситуаций с учителем, мы рекомендуем обязательно обратиться к профессиональному адвокату, который может разъяснить, на какие письма и методики стоит ссылаться, куда обращаться с соответствующими жалобами, на что имеют право участники школьного конфликта.

К сожалению, перечень нормативных актов, которые регламентируют работу учителя, и критерии оценки знаний ученика очень невелик и четких параметров нет: все отдается на усмотрение учителя и конкретной школы. Параметры утверждаются школьным советом и фиксируются в соответствующем внутришкольном регламенте.

В настоящей статье приведены типичные примеры профессиональных ошибок педагога, а также рассмотрены соответствующие нормативные акты и перечень организаций, в которые следует обратиться с жалобой на учителя.

В первую очередь вызывает тревогу проверка преподавателем тетрадей ученика. Подробный анализ позволяет сделать вывод, что учитель в основном оценивает не знание, а ведение тетради: все страницы исчерчены красной ручкой, везде проставлены восклицательные знаки, подчеркивания и прочие необъяснимые символы. При этом в разделе 4 Письма Министерства общего и профессионального образования РФ от 19.11.98 г. № 1561/14-15 даны рекомендации по оценке «за общее впечатление от письменной работы». Сущность такой оценки состоит в определении отношения учителя к внешнему виду работы (аккуратность, эстетическая привлекательность, чистота и др.). Эта отметка ставится как дополнительная. Таким образом, в тетрадь (и в дневник) учителю рекомендовано выставлять две отметки: за правильность выполнения учебной задачи (отметка в числителе) и за общее впечатление от работы (отметка в знаменателе), например 5/3.

Имеется 4 основных параметра знаний ученика:

Качество усвоения предметных знаний-умений-навыков, их соответствие требованиям государственного стандарта начального образования;

Степень сформированности учебной деятельности младшего школьника (коммуникативной, читательской, трудовой, художественной);

Степень развития основных качеств умственной деятельности (умения наблюдать, анализировать, сравнивать, классифицировать, обобщать, связно излагать мысли, творчески решать учебную задачу и др.);

Уровень развития познавательной активности, интересов и отношения к учебной деятельности;

Степень прилежания и старания

Из них только первый параметр оценивается отметкой за результат обучения, остальные - словесными суждениями (характеристиками ученика).

Однако недовольный учитель не придает значения правильности выполнения работ, не анализирует, не видит и не отмечает прогресс, который достигает ребенок в сложных для него темах. Такой подход формирует у школьника убеждение в том, что оценка - проявление отношения учителя не к его деятельности, а к нему самому.

В связи с этим у ребенка может резко снизиться самооценка, он перестанет стремиться к улучшению своих знаний, так как будет считать это бессмысленным: ведь преподаватель все равно обращает внимание только на аккуратность заполнения тетради и дневника.

Одновременно с этим педагог может постоянно вносить в дневник записи о поведении ученика, выставляя оценку «2». Например, могут быть выставлены двойки «за плохое поведение в столовой», «за плохое поведение на перемене». За неделю может быть сделано несколько подобных письменных замечаний. Таки образом, учитель применяет педагогически нецелесообразные методы воздействия на ученика, карая его за любой проступок красной записью в дневнике.

Любой здравомыслящий человек понимает, что активный ребенок не сможет спокойно усидеть на одном месте после 45-минутного урока. Для того, чтобы сосредоточиться на следующем занятии, ему нужны смена обстановки, общение со сверстниками, короткая игровая передышка.

Школьная перемена – это эмоциональная и физическая разрядка для ребенка после урока, во время которой дети, особенно ученики начальной школы, активно проводят время. Общеизвестный факт, что до 10 лет самый лучший отдых для детей – это подвижные игры. Учитывая изложенное, выставление оценки или внесение в дневник письменного замечания о плохом поведении ребенка на перемене недопустимо.

Психофизические особенности учеников младших классов рассмотрены в Приложении к письму Минобразования России от 25 сентября 2000 г. N 2021/11-13 (1). В данном письме уделено особое внимание переменам и сказано, что Продолжительность перемен между уроками - не менее 10 минут, большой перемены после второго урока - не менее 20 минут. В это время организуется завтрак в помещении школьной столовой или буфета. Более того, рекомендуется обязательное проведением двух физкультминуток в течение урока по 1,5 - 2 минуты каждая (2) .

Учитель не имеет право ставить двойки или иные отрицательные отметки за поведение в начальной школе.

Как сказано в Письме Министерства общего и профессионального образования РФ от 19.11.98 г. № 1561/14-15, оценка - это констатация качества усвоения учащимися учебного материала, а не его поведения.

Неправильно организованный контроль и оценка повышают у школьников уровень тревожности и страх перед школой, являются препятствием для ориентирования на самостоятельность, активность и самоконтроль.

В таких ситуациях родители обоснованно опасаются, что неправомерно выставляемые оценки могут безвозвратно нарушить контакт ребенка со взрослыми и сверстниками, а также может быть подавлено ощущение успеха и эмоционального благополучия. Такие последствия прямо противоречат одному из главных законов педагогики начального обучения: «Младший школьник должен учиться на успехе».

Кроме незаконного выставления двоек, учитель может применять и другие - жестокие методы невербального отторжения ребенка от всего коллектива. Это может привести к тому, что ученик начнет чувствовать себя изгоем.

Опасность таких приемов заключается в их эмоциональной стороне: став жертвой безмолвного воздействия, ребенок вряд ли сможет проанализировать и объяснить причину своего подавленного состояния. Например, учитель может отвернуться от разговаривающего с ним ученика и таким образом выразить пренебрежение к нему.

Более жесткие методы были применены учителем одной их московских школ.

Так, преподаватель посчитала, что мальчик плохо ведет себя в столовой и запретила ему сидеть со всеми детьми за одним столом. За завтраком и обедом ребенок сидел один на глазах у всех посетителей столовой.

То же самое происходило и на уроках: ребенок отсажен за отдельную парту. На вопрос мальчика «А почему я сижу один?», учитель предложила поднять руку тем детям, с кем не спорил Коля (имя изменено). Такие действия педагога мгновенно продемонстрировали классу отрицательное отношение учителя к конкретному ученику.

Негативное влияние педагога на ребенка иллюстрируется и следующим примером: в классе установлен кулер с питьевой водой для детей. На перемене можно пить воду с согласия учителя, но периодически преподаватель позволяла попить одному ребенку, одновременно запрещая делать это неполюбившемуся ученику. Так, в конце перемены педагог разрешила попить однокласснице мальчика, а ему запретила, пояснив, что девочка спокойно сидела на перемене и занималась делом, а он в это время бегал. Ребенок сказал, что он уже сделал то задание, однако попить ему не разрешили. Так, лишая ребенка воды, учитель при всех наказала его за беготню на перемене.

Кроме того, педагог регулярно позволяла себе критические высказывания в адрес матери мальчика. Такие действия разрушали родительский авторитет перед ребенком.

Негласное, но явное проявление неприязни преподавателем противоречит педагогической этике и опасно для обучающегося, так как не учитывает возрастные потребности и индивидуальные особенности школьника, что в свою очередь влечет за собой психологическую и эмоциональную перегрузку ребенка.

Противопоставление ученика всем одноклассникам создает нездоровый эмоциональный климат в классе. При этом ребенок чувствует себя оскорбленным.

Рассмотренные незаконные действия учителя могут привести к следующим отрицательным последствиям:

Действия учителя могут резко снизить его авторитет. Своим отношением педагог настраивает ребенка против себя, впоследствии все требования учителя воспринимаются негативно;

У ребенка может пропасть активное отношение к учебе, желание посещать школу;

Если учитель не учитывает индивидуальные особенности ученика, то это может привести к нервному срыву у ребенка.

Необходимо учитывать, что для учеников начальной школы существенно важно доброе, позитивное отношение к нему учителя, которое не должно зависеть от реальных успехов ребенка. Запрещено создавать конфликт между беззащитным ребенком и обществом.

Многие родители опасаются, что если они вступят на конфликтный путь, то обрекут своего ребенка на еще больший прессинг со стороны педагога, и его очень быстро придется переводить в другую школу. А тем более, в младших классах ребенок особенно уязвим.

Однако, в практике наших адвокатов такие споры разрешаются в пользу ребенка. Например, одна семья обратилась к нам за юридической помощью в ситуации, которую мы описывали выше. Адвокат составил жалобу на действия учителя, которую родители направили во все возможные инстанции: в школу, окружное управление образования, Департамент образования г. Москвы, службу лицензирования и аттестации работников образования и образовательных учреждений, а также в Министерство образования и науки РФ. В результате в окружном Управлении образования была создана комиссия по проверке поступившей жалобы. Специалисты управления пригласили родителей на общую беседу с учителем и директором школы. В ходе встречи в присутствии представителей управления директор прислушалась к жалобе родителей и встала на их сторону. Учитель отсутствовала по причине болезни. Результатом проверки стало дисциплинарное взыскание в отношении преподавателя, а мальчика перевели в параллельный класс, где он блестяще окончил второй класс и с нетерпением ждал встречи с новой учительницей в следующем учебном году.

Если Вы оказались втянутыми в конфликт с педагогом и намерены обратиться с жалобой, советуем не только описать все нарушения со стороны учителя, но и побудить проверяющих к активным действиям.

1. Имеет ли право преподаватель выставлять в дневник оценки ученику 2-го класса за поведение на уроках/на перемене/в столовой.

2. Какими основными и/или локальными нормативными актами руководствуется преподаватель, выставляя оценки за поведение, оговоренные в п.1.

3. С какой периодичностью должны быть сделаны записи в дневнике ученика 2-го класса в отношении его поведения (каждый день, каждый урок, раз в неделю, никогда).

4. Каковы критерии оценки знаний учеников 2-го класса приняты и утверждены в конкретной школе (с просьбой выслать заверенную копию).

5. Должны ли преподаватели начальных классов проходить курсы повышения квалификации в обязательном порядке? Если да, то с какой регулярностью.

6. Проходила ли курсы повышения квалификации преподаватель ФИО учителя? Когда в последний раз? Соответствует ли образование данного педагога занимаемой должности?

7. Является ли учет индивидуальных особенностей ребенка обязательным параметром при обучении детей во втором классе? Обязательно ли соблюдение принципа индивидуализации в образовательном процессе.

8. Прошу провести проверку педагогической деятельности ФИО учителя. При проверке прошу сообщить, какие меры, кроме карательных, были предприняты вышеуказанным педагогом в отношении ученика ФИО вашего ребенка.

9. О результатах проверки прошу сообщить письмом в мой адрес.

10. Прошу сообщить, какие меры могут быть предприняты родителями совместно с преподавателем для улучшения состояния ребенка, повышения его взаимодействия с педагогом и восстановления позитивного отношения к школе.

Этот вопрос будет символизировать, что Вы не просто слепо и безосновательно недовольны учителем, а наоборот, готовы работать с ним ради сохранения спокойствия и успеваемости ребенка.

ДОПОЛНЕНИЯ К ВОПРОСАМ В ЗАВИСИМОСТИ ОТ АДРЕСАТА.

В школу: Во избежание конфликтных ситуаций прошу вести переписку по почте, не вовлекая в данный процесс моего ребенка, в дневник записей о вызове родителей в школу не делать! При назначении времени визита родителей, прошу учитывать наш рабочий график и назначить встречу не позднее 9 час.00 мин. или не ранее 17 час.00 мин.

В окружное управление образования - Прошу назначить комиссию для урегулирования возникшего конфликта.

В службу лицензирования и аттестации – провести проверку наличия локальных нормативных актов в СОШ № ___, необходимых для реализации учебного процесса и их соответствия образовательным нормативам.

Школьные конфликты могут привести к рациональной дискуссии, на которой будет найден ответ на следующие вопросы:

Правы ли родители в своих претензиях? Может быть, стоит прислушаться к мнению учителя?

Как учитель может влиять на «сложного» ученика? Плюсы и минусы такого влияния (например, развитие дисциплины или личных комплексов).

Законодательство Российской Федерации строго регламентирует права и обязанности сторон образовательного процесса, гарантируя надёжную основу для защиты интересов и свобод несовершеннолетних граждан. Однако школа не всегда гарантирует это своим учащимся. И с таким положением дел можно и нужно бороться. Обезопасить своих детей от темной стороны образовательного процесса поможет своевременное и правильное реагирование на проблему и, конечно, подкрепление своих законных требований актуальной правовой базой.

Основания для написания претензии

Для грамотного противостояния нарушениям необходимо иметь четкое представление о правах учащихся. Их полный перечень установлен Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ.

Согласно ст. 34 ФЗ № 273 основанием для жалобы на школу, директора или учителя может стать:

  • отказ в принятии ученика в общеобразовательное заведение (вне зависимости от его проживания);
  • назначение дисциплинарных взысканий детям младшего школьного возраста или учащимся с выраженными особенностями психофизического развития и состояния здоровья, а также тем, которые находятся на больничном или каникулах;
  • отказ в переводе на особую форму обучения (ускоренную, индивидуальную и т. п.) или в другую школу;
  • оскорбление человеческого достоинства ребенка (Как написать жалобу на оскорбление), применение к нему физического или психического насилия;
  • отказ в предоставлении безвозмездной психологической, социально-педагогической и медицинской помощи;
  • наложение ограничений на свободу совести, выражение собственных взглядов, передачу и получение информации;
  • запрет на ознакомление с уставом учреждения или его локальными правовыми актами;
  • принуждение обучающегося к труду и к посещению мероприятий, не связанных с учебной программой;
  • привлечение к вступлению в политические и общественные объединения, а также к принятию участия в их деятельности без согласия ребенка.

Законодательством РФ для каждого гражданина предусмотрено гарантированное право на получение образования. И особенности во взглядах, религиозных, политических убеждениях, разница в социальном статусе и материальном положении не является основанием для ограничения этого права.

Прежде, чем направить письмо, необходимо удостовериться в правомерности своих претензий и в реальности свершении факта нарушения. Последний момент может вызвать недоумение, ведь слова ребенка для большинства родителей являются неопровержимым доказательством и определяющим основанием для жалобы. Но спешить с выводами не стоит.

Дело в том, что дети могли неверно толковать действия учителя или добавить красок обсуждаемой ситуации по другим причинам. Не следует забывать, что школьная травля направляется не всегда в сторону ученика - педагог также может стать жертвой этого негативного явления. Но и в обратные крайности пускаться не стоит. Подвергая явному сомнению откровения ребенка, родитель рискует лишить его необходимой помощи и защиты.

Поэтому перед подачей претензии рекомендуется повести собственное небольшое расследование: расспросить о происшествии других учеников, родителей и, по возможности, корректно побеседовать с учителем. Полученные сведения не только помогут сделать правильный вывод, но и добавят обращению основательности.

Особенности подачи

В случае несоблюдения положенных школьнику прав и свобод его родители или он сам могут приступить к осуществлению мер по их защите. Регламентируется этот процесс ст. 45 Федерального закона № 273-ФЗ.

На учителя

Неправомерные действия учителя или другого сотрудника общеобразовательного учреждения могут быть обжалованы следующим образом:

  • обращение к непосредственному начальнику нарушителя (директору школы);
  • вынесение спора на рассмотрение комиссии.

Жалоба на имя директора совершается в письменной форме. При ее написании обязательно указывается:

  1. ФИО директора.
  2. Номер и местоположение школы.
  3. Предмет жалобы (краткое описание происшествия, ФИО учителя и ученика, информация о возможных свидетелях).
  4. Суть просьбы.
  5. ФИО заявителя.
  6. Дата.

Урегулирование спорной ситуации также возможно посредством подачи заявления учащегося или его законного представителя (родителя, опекуна) о создании специализированной комиссии.

Членами комиссии являются представители родителей учеников и сотрудников школы. Они выбираются родительским комитетом и компетентным органом образовательной организации.

На рассмотрении заявления имеют право присутствовать конфликтующие стороны. Также, по мере необходимости, на заседание вызываются свидетели и другие лица, способные внести ясность в обсуждаемую проблему. На основании их показаний, законодательных актов и регламента учреждения, а также по результатам всестороннего анализа текущей ситуации выносится постановление. Его содержание - обязательно для всех участников спора, но и оно может быть обжаловано в судебном порядке.

При неудовлетворительном для потерпевшего исходе или отсутствии реакции со стороны руководства претензия подаётся в вышестоящие инстанции. Обжалованию в таком случае подлежит как изначальное правонарушение учителя, так и бездействие директора.

На директора

Претензия в адрес директора не может быть объективно рассмотрена в стенах учебного заведения и поэтому направлять ее следует в управление образования района. Составляется она аналогично жалобе на учителя, только в «шапке» обращения должно быть указано название управления, а в самом содержании - номер школы и ФИО руководителя школы.

Отправить письмо в районное управление можно по почте или на электронный адрес. Также у муниципальных органов есть свои официальные порталы и на некоторых из них действуют электронные приемные, обеспечивающие удобную подачу обращений на рассмотрение компетентных специалистов.

На школу

Жалоба на школу подаётся в случае нареканий на функционирование всего учреждения, когда в неправомерных действиях против учащихся было замечено не одно лицо, а несколько, включая директора. Вред, который был причинен ребенку в период его пребывания на территории учебного заведения, также является основанием для обжалования школьного порядка в целом. Примером этому может послужить травма, полученная на уроке физкультуры - учитель не уследил за соблюдением дисциплины на занятии, не сумел обеспечить безопасность учеников или не учел физиологические особенности пострадавшего, неадекватно нагрузив его упражнениями.

Процесс обжалования общеобразовательного учреждения схож с аналогичной процедурой в адрес директора. Для этого заявителю также нужно обратиться с письмом в муниципальное управление, а в само заявление вписать адрес и номер школы, описать правонарушение и перечень нарушителей с ФИО и информацией о занимаемых должностях.

В вышестоящие инстанции

Добиться большего эффекта можно, обратившись в такие государственные органы:

  1. Региональный департамент образования. (для Москвы)
  2. Федеральная служба по надзору (Рособрнадзор).
  3. Министерство (Минобрнауки).

Региональный департамент образования

Этот элемент управления образовательными учреждениями в иерархии стоит выше муниципальных структур и подведомствен Министерству науки и образования. В компетенцию департаментов входит регулирование и обеспечение нормального функционирования учебных заведений, разработка и коррекция стандартов и программ, а также контроль за соблюдением прав учащихся.

С перечнем департаментов и адресами их официальных сайтов можно ознакомиться на портале Минобрнауки в разделе «В субъектах РФ» - http://xn--80abucjiibhv9a.xn--p1ai.

Веб-сайт регионального отделения министерства содержит всю необходимую информацию для обращения граждан в соответствующем пункте меню. Как правило, там представлены контактные данные и часы приема уполномоченных сотрудников, на некоторых также работает сервис «Электронная приемная».

В целом требования к оформлению несложны к выполнению: достаточно полно и достоверно изложить суть проблемы и указать ее фигурантов. При этом следует не забывать о том, что обращение не должно быть анонимным: для разбора описанной ситуации по существу компетентным органам нужно знать ФИО и контактные данные отправителя.

Рособрнадзор

Служба по надзору осуществляет выявление, предупреждение и пресечение нарушений в сфере управления образованием и самих учебных заведений. Это значит, что в Рособрнадзор можно пожаловаться не только на школу, директора или учителя, но и на районное, региональное управление или их должностных лиц.

Подскажите куда обратиться, что бы приняли меры по отношению к работе администрации школы. в нашей школе уже два года нет преподавателя математики в старших классах. директор никаких мер не принимает. на жалобы родителей отвечает - нанимайте репетиторов или переводите детей в другие школы. в прошлом году родители за свой счёт возили учителя из соседней школы района. и то она вела подготовку к экзаменам в течении двух месяцев только в 9-х и 11-х классах, раз в неделю. в 10 -х классах вообще ничего не велось. в этом году ситуация не изменилась. не велись уроки в 10, 11 классах по следующим предметам: алгебра, геометрия, информатика, физика, английский язык. детям поставили в аттестаты оценки за прошлый год "автоматом". следствие такого обучения - результаты егэ: из 35 человек математику не сдали 14! вообще не аттестоваными выходят 10 человек из 11 классов. завуч черемазова о. г. и директор лебедева н.и. заявила на родительском собрании прямым текстом, что выпускного не будет, т.к дети не сдадут егэ и получат справки. родители без помощи администрации сами организовали выпускной вечер для своих детей. причём предупредили директора, что аттестаты вручать не надо, т. к многие дети остались без них. но в середине программы администрация вырвалась на сцену и назло родителям и детям со словами- что? не ожидали? заставили тех немногих детей получить аттестаты. многие дети и родители расстроились - праздник был испорчен. на следующий день один ребёнок предпринял попытку суицида. хотелось бы знать, каким образом можно прекратить этот беспредел? при аккредитации школы в 11 классах убрали открытые уроки и попросили детей не показываться проверяющим на глаза. умоляли детей не говорить что в школе происходит и никуда не жаловаться. районо на это всё закрывает глаза. директор докладывает, что всё отлично. помогите исправить ситуацию.почему администрация школы не несёт ответственность за результаты егэ? ведь 30% выпускников вышли без аттестатов. а ведь это и есть показатель работы школы! нет уроков, неукомплектован педсостав, учебный процесс не организован - что является основной задачей школы. родители не знают куда обращаться. в этом году в 11 класс преходят всего 7 человек. родители из-за отсутствия уроков распихивают своих детей кто-куда: отправляют родственникам, бабушкам, в гимназии и т. д. не у всех есть такая возможность. родители в ужасе! у детей рушится судьба. помогите кто-нибудь! директор не принимает в школу новых педагогов, а з\п за те часы которые должны вестись, оседает в её кармане. многие учителя утверждают, что в школе числятся оформленными родственники директора, которых никогда не видели на работе. весной школа успешно прошла аттестацию - комиссии были предоставлены все необходимые документы. (естесственно сфабрикованное расписание с присутствием всех уроков). кстати, в 10 классе директор числится учителем русского и литературы, хотя эти уроки не проводились практически совсем. а так же числилась в прошлом году учителем мхк в 9-11 классах - уроки не проводились совсем.

Школами в РФ являются общеобразовательные организации, созданные для воспитания и обучения несовершеннолетних. Образование призвано давать детям специальные умения, навыки, знания и культурное развитие.

Нужно ли идти до конца (вплоть до подачи иска в суд), если ваши права были нарушены?

Да Нет

Деятельность школьных учреждений регулируется ФЗ № 273 от 2012 года «Об образовании в РФ», а работа их сотрудников должна соответствовать нормам должностных инструкций.

П.6. ст. 28 говорит, что каждая школа:

  1. Обеспечивает должный присмотр и уход за своими воспитанниками;
  2. Гарантирует безопасность учебного процесса;
  3. Создает условия, направленные на сохранение детской жизни и здоровья;
  4. Соблюдает не только детские права, но и права их родителей;
  5. Отвечает за реализацию школьной программы.

Жалоба на школу, составленная родителями ребенка, позволяет восстановить нарушенные детские права и наказать виновного сотрудника, вплоть до его увольнения либо уголовного наказания.

Когда родителям можно пожаловаться на школьного преподавателя?

В соответствии с п. 21. ст. 2. ФЗ № 273, педагоги воспитывают и обучают детей на основании трудового договора со школой.

Исходя из п. 2 должностной инструкции учителя, они обязаны:

  • Формировать у детей личную культуру;
  • Корректировать отклонения у нездоровых детей, если преподают в специализированных школах;
  • Общаться с родителями детей;
  • Отвечать за уровень подготовки каждого воспитанника;
  • Защищать жизнь и детское здоровье в процессе учебы.

Осуществляя детское обучение, учитель руководствуется следующими знаниями: психологическими, воспитательными, педагогическими, нормами гигиены.

Жалобы в департамент образования на педагога законны, если он:

  1. Халатно относиться к своим обязанностям (не выполняет их);
  2. Нарушает трудовой распорядок школы;
  3. Не соблюдает технику безопасности, в результате чего ребенок получает травму на занятиях;
  4. Разжигает национальную или религиозную рознь между детьми;
  5. Не соблюдает нормы этики и нравственности;
  6. Не учитывает здоровье и психофизическое здоровье детей в условиях учебного процесса;
  7. Необоснованно занижает оценки ученика, либо предвзято к нему относится.

ВАЖНО: написать жалобу на школу вправе не только мать или отец, но и опекун, усыновитель ребенка, попечитель.

Полномочия школьного директора и его ответственность перед родителями учеников

Если нарушение детских прав связано с плохим питанием в школе, упущениями в медицинской сфере, отсутствием учебников и другого инвентаря, напишите заявление непосредственно школьному директору.

Директор – должностное лицо, координирующее весь образовательный процесс, а также контролирующее деятельность своих сотрудников.

В соответствии с п.3 должностной инструкции директора, он лично:

  • Следит за качеством работы школьных работников;
  • Обеспечивает учет и пополнение школьного инвентаря и учебников;
  • Следит за качеством питания в столовой;
  • Обеспечивает безопасность проводимого на уроках труда, санитарно-гигиенических норм;
  • Обеспечивает профилактику заболеваемости и травматизма несовершеннолетних;
  • Отчитывается об условиях образовательного процесса в своем учреждении.

Если в школе возникают условия, опасные для жизни учеников, директор обязан установить учебный процесс — п.3.54. Инструкции.

Несоблюдение данных обязательств дает родителям возможность пожаловаться на директора в министерство образования. Физические либо психологическое насилие над учащимися, аморальные поступки директора — повод для заявлений в прокуратуру.

Надзорные инстанции, контролирующие школьные учреждения в России

Куда пожаловаться на школу, если обращение к директору не изменило ситуацию и нарушения в данном учреждении продолжают существовать?

Родители могут первоначально обратиться в специальную школьную комиссию, которая предотвращает разногласия, если:

  1. Ребенку не оказали первичную медико-санитарную помощь в школе;
  2. Учреждением не соблюдаются эпидемиологические нормы;
  3. К ребенку-инвалиду были применены дисциплинарные нормы (ему сделали замечание либо выговор);
  4. Вашего ребенка оскорбляют другие дети, а педагог не принимает мер;
  5. При проведении медицинского обследования не было получено родительского соглашения и прочие нарушения.

Жалобы на школу также рассматривают такие инстанции:

  • Прокуроры;
  • Департамент либо Управление образования вашего города;
  • Роспотребнадзор;
  • Районный либо городской отдел образования;
  • Министерство образования.

Прокурорские проверки вызваны претензиями, связанными с физическим, нравственным насилием над учениками со стороны педагогов, оскорблением детей, а также денежным вымогательством школьных работников.

Реквизиты претензий, подаваемых на школу в департамент

Независимо от вида надзорной инстанции, вы должны указать в претензии:

  1. Ее адрес и наименование;
  2. Полные инициалы родителя и ученика, их адрес;
  3. Номер и адрес школьного учреждения;
  4. Полные инициалы преподавателя, нарушившего детские права;
  5. Продолжительность нарушения;
  6. Копии заявлений, которые были предварительно составлены, но не изменившие ситуацию;
  7. Ссылку на норму права, предусматривающую ответственность учителя;
  8. Требование родителя к надзорному органу.

Претензия влечет за собой внеплановую проверку школы и составление предписания для ее работников.

П. 7 ст. 93 закона об образовании утвердил, что работник подлежит административному наказанию, если в течение полугода предписание проверяющего не было исполнено.

ВАЖНО: повторные предписания надлежит исполнять в течение 90 дней. Пресечение нарушение должно быть документально оформлено школьной администрацией и отправлено в надзорный орган.

Пример претензии на медицинскую сестру, поданную директору школы

5 февраля 2016 года директору общей школы г. Мурманска Алфимцеву О. С. поступило заявление от Дмитриевой С. М.

3 февраля 2016 года моей дочери Дмитриевой Алене была поставлена отечественная прививка от коклюша без моего письменного согласия и предупреждения. Вечером 3 февраля у моей дочери поднялась высокая температура, открылась сильная рвота. Ночью ребенка госпитализировали в Мурманскую городскую больницу.

Учителя не имеют права превышать свои должностные полномочия. Оказание психологического давления и применение физической силы педагогом в отношении ученика является недопустимым.

Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь к консультанту:

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ .

Это быстро и БЕСПЛАТНО !

При крупном конфликте учителя и школьника, где зачинщик ссоры – работник образовательного учреждения, родители вправе пожаловаться в вышестоящие инстанции и требовать справедливой меры наказания.

Куда пожаловаться на учителя школы анонимно в своем городе? Существует два варианта, куда обращаются родители пострадавших детей: региональный департамент образования и прокуратура.
lin

Разрешение ситуации при участии директора образовательного учреждения мало что дает. Подключение правоохранительных органов к процессу – наилучший способ восстановить справедливость.

Жалоба на учителя составляется индивидуально либо коллективно, и отправляется в основном анонимно. Что являет собой документ и какую силу он имеет? Это претензия в письменном виде, которая позволяет решать конфликты между учителем и учеником в соответствии с действующей законодательной базой.

Зная свои права, предоставленные Законом Об образовании в РФ, Уставом школы, родители могут быстро добиться рассмотрения жалобы и принятия реальных мер.

Что говорится в новом законе об образовании

Принцип нового закона Об образовании в Российском Федерации – внесение полной ясности в любые взаимоотношения всех участников образовательного процесса на всех этапах.

Согласно п.9 ст.34 ФЗ № 273 Об образовании в РФ, учаникам предоставляются академические права на:

  • защиту от любой формы насилия (физической и психологической);
  • свободу слова (собственного мнения, выражения своих взглядов на ту или ииную тему);
  • охрану жизни и здоровья.

Эти были ключевые пункты, которые необходимо знать.

Согласно п.1 ст.41 «Охрана здоровья обучающихся», работники учебных заведений обязаны выполнять следующее:

  • оказывать первичную медико-санитарную помощь в соответствии с законодательством об охране здоровья;
  • определять оптимальную учебную нагрузку;
  • обеспечивать безопасность обучающихся во время их пребывания на территории школы.

Директор и учителя обязаны создавать необходимые условия для охраны здоровья учащихся: уделять внимание состоянию здоровья детей, проводить санитарно-гигиенические мероприятия, заниматься расследованием и вести учет несчастных случаев, произошедших с учениками во время их пребывания на территории образовательного учреждения.

Ключевые права, обязанности родителей:

  • защита прав и законных интересов своих детей;
  • получение информации о любых планируемых обследованиях психологического и психолого-педагогического характера;
  • присутствие при медицинских обследованиях детей.

Важно знать и помнить, родители обязаны уважать честь и достоинство учителей. При неисполнении или ненадлежащем исполнении обязанностей можно понести ответственность, предусмотренную законодательством РФ. Если конфликт с учителем произошел по вине одного или двух родителей, педагог имеет право сообщить в правоохранительные органы.

Согласно ст.47 ФЗ № 273 Об образовании в Российской Федерации, круг прав учителей следующий:

  • свобода преподавания, свободное выражение мнения;
  • свобода выбора методов обучения и воспитания;
  • право на творческую инициативу, разработку и применение методов обучения и воспитания в рамках образовательной программы, предмета;
  • право на защиту профчести и достоинства.

У педагогов не менее привилегий, чем у учеников и их родителей.

Что касается обязанностей учителей, они следующие:

  • осуществление деятельности на должном уровне;
  • соблюдение всех правовых, нравственных и этических норм;
  • уважение чести и достоинства учеников;
  • учитывание особенностей психофизического развития учеников и их состояния здоровья;
  • соблюдение устава образовательной организации.

Департамент образования, прокуратура функционируют по новому закону об образовании в России. При подаче жалобы на учителя, необходимо знать границы дозволенного педагогов, учеников, и их родителей.

В целях защиты прав обучающихся, родители вправе:

  • направлять в вышестоящие инстанции обращения о нарушении или ущемлении учителем прав обучающихся;
  • использовать не запрещенные законодательством разные способы защиты прав и интересов.

При составлении жалобы изучается законодательство Об образовании, в сфере охраны здоровья, уголовно-правовые акты и нормы.

Права учеников в процессе занятий и нахождении на территории школы:

  • свобода взглядов, убеждений, мнений, совести, религии;
  • отдых в перерывах между уроками;
  • получение льгот и материальной помощи в соответствии с действующими нормами;
  • использование права домашнего обучения, досрочной сдачи экзаменов;
  • высказывание об изменениях в деятельности школы на советах.

Это ключевые особенности, которые должны знать родители обучающихся в школах детей.

Видео: Дети жалуются

Виды жалоб

Есть индивидуальные и коллективные жалобы. Любая из них составляется в двух экземплярах. Один из них подается в соответствующую инстанцию, на другом ставится подпись принявшего лица (секретаря директора школы или помощника одного из руководителей департамента образования/прокурора) и дата.

Индивидуальная жалоба составляется на сонове фактов, изложенных родиетлями одного ребенка. Направляется директору школы, так как имеет более личный характер. Причиной для создания такой бумаги, может послужить предвзятое отношение учителя к учащемуся, например.

Для составления притензнии на имя руководителей департамента или лица, работающего в органах основания нет, так как жалоба не носит массового характера.

Если случай предвзятого поведения педагога в отношении учащихся неединичный, составляется коллективная жалоба. Такой документ рассматривается в срочном порядке.

Если противоправные действия учителя совершались в отношении нескольких учеников, перед подачей заявления необходимо заручиться поддержкой значительного количества родителей, имеющих конкретные факты произошедших нарушений.

Куда пожаловаться на учителя школы

Хотите, но не знаете, куда пожаловаться на учителя школы - анонимно в своем городе?

У вас есть несколько вариантов:

  • региональный департамент образования;
  • правоохранительные органы, прокуратура, суд.

Выбор инстанции зависит от фактических обстоятельств. Если причиной составления жалобы является необъективность учителя в оценки знаний ребенка (детей), обращаться в суд не имеет смысла. Достаточно просто будет претензии в письменном виде на имя директора.

В департамент и прокуратуру обращаются в случае, если руководитель учебного заведения не взял на заметку замечания родителей и не урегулировал ситуацию. При проявлениях аналогичных действий со стороны учителя рекомендуется обращаются в вышестоящие инстанции.

Образец заявления

Перед подачей жалобы необходимо убедиться, что она составлена верно. Обычная претензия должна иметь следующий вид:

  • шапка. Уточняется, кому обращена жалоба, указывается город и номер учебного учреждения, ФИО директора. Пишется от кого: ФИО родителей, их место жительства.
  • основная информация. Указывается причина составления жалобы – предмет спора, описание ситуации, нарушения по действующему законодательству таким-то учителем.
  • подпись и дата. Указывается время составления справки. Срок рассмотрения директором – месяц. Если по истечении времени меры, касаемо ситуации не были предприняты, претензию отправляют в департамент, прокуратуру.

Образец коллективной жалобы:

Директору школы №15 г. Владивостока

Ивану Ивановичу Иванову

От Екатерины Владимировны Смирной

Жалоба

Моя дочь, Алиса Максимовна Смирнова 2008 года рождения, является ученицей Вашей школы. 05.04.2017 года, вернувшись домой после занятий, Алиса пожаловалась на то, что учитель английского языка Татьяна Олеговна Иванова использовала оскорбительные выражения при разговоре с ней и другими учениками класса. После указанных действий Т.О. Ивановы выставила ребенка за дверь кабинета.

Данное поведение педагога считаю неприемлем, в связи с чем

Провести проверку по данному факту, принять меры в отношении указанного учителя.

07.04.2017 года

Что касается правил составления коллективной жалобы, они во многом идентичны требованиям к оформлению индивидуальной. Нюансы:

  • шапка. Указывается получатель и адресат документа. Только вместо конкретного ФИО родителя, пишут так: родители 3А класса школы №15 г. Владивостока.
  • основная часть. Описывается предмет жалобы.
  • подпись и дата. На бумаге должны поставить подписи все родители, имеющие претензии к учителю.

К коллективной жалобе рекомендуется прилагать информацию о родителях пострадавших детей (ФИО, адрес, контактный телефон). Текст составляется от первого имени с использованием местоимений «мы», «нам», «наши». При составлении жалобы желательно использовать ссылки на законодательные акты, пункты, статьи.

Горячая линия

Для консультирования родителей по поводу подобных вопросов созданы специальные горячие линии. Половина из них открыта по инициативе департаментов образования.

Так или иначе, горячая линия – это возможность позвонить, задать вопрос специалисту и получить компетентный ответ.