Казахстану нужны новые ученые-экономисты. Названы основные проблемы малого и среднего бизнеса в казахстане Казахстанские ученые экономисты о проблемах развития мсп

СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ГОСУДАРСТВ ЕВРАЗИИ

Литература

1. Блауг М. Экономическая мысль в ретроспективе / Пер.с англ., 4-е изд. - М.: Дело, 1994. - 720 с.

2. Бондаренко Ю. М. Державне управлЫня со^альним захистом населення в умовах европейськоТ штеграци УкраТни: дис... канд. наук з держ. упр.: 25.00.02. - Харюв, 2008. - 197 с.

3. Гакаленко Т. М. Регулювання нерiвностi як за^б впливу на сусптьний добробут // Науковi прац Чорноморського держ. ун-тету iм. П. Могили. - 2005 - Вип. 25. - Т. 38. - Режим доступа: http://www.nbuv.gov.ua/portal/Soc_Gum/ Npchdu/ Economy/2005_25/25-3.pdf.

4. Калашников С. В. Функциональная теория социального государства. - М.: Экономика, 2002. - 190 с.

5. Касимова М. С. Новi пщходи до вивчення со^альноТ сфери // Вюн. МГУ - Сер. 6. Економка. - 1993. - № 4. - С. 51-57.

6. Макеев С. А. Социальная мобильность и идентичность в структурной перспективе // Методолопя, теорiя та практика соцюлопчного аналiзу сучасного сусптьства: Зб. наук. праць. - Харюв: вид. центр ХНУ iм. В. Н. КаразЫа, 1999. - C. 9-14.

7. Надточм А. О. Концеп^я «держави загального добробуту» як основа формування системи пенсмного забезпечення в Ук-раТнi // Державне будiвництво. - 2008. - № 2. - Режим доступа: http://www.nbuv.gov.Ua/e-journals/DeBu/2008-2/doc/2/15.pdf

8. Потапов I. А. Софальний добробут: сутысть поняття в контекст сучасних теоретичних пiдходiв // Теоретичн та при-кладнi питання державотворення. - 2011. - № 8. - Режим доступа: http://www.nbuv.gov.ua/e-journals/tppd/2011_8/zmist/R_ 2/16Potapov.pdf

9. Семипна Т Соцiальна полiтика: iсторiя i сучасний розвиток. - К.: Агентство «УкраТна», 2008. - 196 с.

10. Скуратвський В. Правовий вимiр дiяльностi соцiальноТ держави / В. Скуратвський, А. Скуратвський //Вiсник Нацю-нальноТ академiТ державного управлЫня при Президентовi УкраТни. - 2007. -№ 4. - С. 184-192.

11. Собченко В. В. Трансформа^я системи державного управлЫня софальним захистом населення:. дис... канд. наук з держ. упр.: 25.00.02. - Харюв, 2005. - 210 с.

12. Храмов В. О. Сучасна стратепя та головы проблеми становлення УкраТни як правовоТ, со^альноТ держави в контекст европейських демократичних цЫностей. - К.: 1ПК ДСЗУ. - 2007. - 46 с.

13. Aspalter C. Analysing the Welfare State in Poland, the Czech Republic, Hungary and Slovenia: An Ideal-Typical Perspective /

C. Aspalter, K.Jinsoo, P. Sojeung // Social Policy & Administration. - 2009. - Vol. 43. - № 2. - P. 170-185.

14. Esping-Andersen G. Three Worlds of Welfare Capitalism. - Cambridge: Polity Press, 1990. - 260 р.

15. Rawls J. A Theory of Justice. - Oxford: Oxford University Press, 1971. - 628 р.

16. Беляева Л.А. Социологические исследования. - 2009. - № 1. - С. 33-42.

О ПЕРСПЕКТИВАХ РАЗВИТИЯ МАЛОГО И СРЕДНЕГО БИЗНЕСА В КАЗАХСТАНЕ

А.Е. Асенова,

старший эксперт Центра развития предпринимательства Института экономических исследований (г Астана), кандидат экономических наук [email protected]

А.А. Тулепбекова,

заместитель директора Центра развития предпринимательства Института экономических исследований (г. Астана), кандидат экономических наук [email protected]

В статье исследуется роль и значение субъектов малого и среднего бизнеса в экономике Казахстана. Показана динамика их развития. Рассмотрены некоторые проблемы инновационного развития МСБ и пути их решения.

Ключевые слова: Республика Казахстан, малый и средний бизнес, инновационная деятельность МСБ, господдержка МСБ, проблемы МСБ, реформы разрешительной системы.

УДК 338(100-87) ББК 65.9(4/8)

В условиях перехода к инновационной экономике предпринимательство является ключевым аспектом в общей стратегии государственной политики. Инновационная деятельность предпринимательства во всех экономически развитых странах стимулируется и активно поддерживается государством. Без создания соответствующих условий для инновационного развития предприниматель не способен самостоятельно запустить инновационные процессы.

Государственное регулирование предпринимательской деятельности предполагает значительную степень управляемости политической и экономической системы, высокий уровень профессионализма государственных служащих, эффективность проводимой политики в отношении бизнеса, развитую систему негосударственных организаций, принципы открытой отчетности и подконтрольности органов власти, отсутствие коррупционного взаимодействия бизнеса и органов власти .

Предпринимательская деятельность должна выполнять три основные функции: экономическую, инновационную и социаль-

ную. В развитых государствах примерно 70% всех предпринимательских структур приходится на сферу среднего и малого бизнеса, но, в то же время, подавляющая часть ВВП и национального дохода страны производится крупными компаниями1. В Казахстане на сегодняшний день вклад МСБ в структуру ВВП составляет 18%, что гораздо ниже, чем в Аргентине - 40%, Мексике - 52%, Канаде - 45% и Австралии - 60%.

Другой проблемой является отраслевой дисбаланс, т.е. большой процент предприятий МСБ в Казахстане составляют предприятия с низкой добавленной стоимостью, которые по данным Агентства Республики Казахстан по статистике обеспечивали примерно 18% занятости, и лишь 13% выпуска продукции в 2012 году. В то же время добавленная стоимость предприятий МСБ розничной торговли составляет примерно половину от той, которую приносят профессиональные услуги, 1/3 от производственных отраслей и 1/6 от транспортировки и хранения. Это подразумевает, что экономика в целом значительно выиграет, если возрастет доля предприятий МСБ с более высокой добавленной стоимостью.

}