Королевская военная полиция. Затея с созданием военной полиции оказалась провальной Устав военной полиции ВС России

Весной широкую огласку получил скандальный случай в Омске, где офицер военной полиции оскорблял подчинённых, используя матерные слова. Только благодаря видеозаписи этого происшествия, опубликованной на YouTube, многие узнали, что в Российской армии, оказывается, существует такая структура, как военная полиция. Хотя несколько лет назад, когда она только формировалась, о ней говорили как о панацее от всех проблем в армии, призванной стать главным инструментом для борьбы с дедовщиной.

Увы, военная полиция до сих пор себя ничем не проявила. «Наша Версия» разбиралась, почему система, которая эффективно работает в 40 армиях мира, оказалась неэффективной в России.

Устав военной полиции Вооружённых сил России был утверждён в конце марта 2015 года. Таким образом де-юре было завершено создание новой правоохранительной и контрольной структуры Минобороны. Чем она занимается? Изредка появляются сообщения, что военные полицейские приняли участие в охране различных мероприятий боевой подготовки либо торжественных церемоний. На сегодня это практически исчерпывающий перечень достижений военных полицейских. Очевидно, что российская военная полиция фактически не приступила к полноценной деятельности и выполняет исключительно представительские функции.

О создании военной полиции мечтали ещё в Советском Союзе

При этом вся обширная международная практика доказывает: военная полиция является весьма эффективным инструментом для поддержания законности и правопорядка в армейских рядах. В настоящее время подразделения военной полиции действуют более чем в 40 армиях мира. Недаром, анализируя зарубежный опыт, о создании военной полиции в Советской армии впервые задумались ещё в 1989 году. Сначала в качестве эксперимента планировалось создать полицейские подразделения в двух военных округах и на Северном флоте. Однако вскоре страны не стало и затея забылась. Вновь к идее создания военной полиции вернулись в 2006 году. Поводом для этого послужил прогремевший на всю страну случай в Челябинском танковом училище, где сослуживцы жестоко искалечили рядового Андрея Сычёва. Но по различным причинам эти планы долго не были реализованы. Сначала задержка произошла из-за отсутствия правовой базы, принятие которой откладывалось на протяжении пяти лет. Предполагалось, что положение о военной полиции будет включено в закон «О полиции» в 2011 году, однако этого не случилось. В марте 2012 года было торжественно объявлено о создании в Москве 130-й бригады военной полиции. На её вооружение должна была поступить самая современная техника: бронеавтомобили «Тигр» и итальянский Iveco LMV и БТР-80. Подобные бригады планировали создать в каждом военном округе.

Такой кадровый потенциал закладывался не случайно – с самого начала военная полиция рассматривалась как мощная структура, задачи которой не ограничивались бы только поддержанием порядка в казармах. Военным полицейским собирались предоставить монопольное право на проведение дознания в частях и возможность вести оперативно-разыскную работу, что означало создание собственного агентурного аппарата, а также право рассматривать жалобы и заявления военнослужащих. Также планировалось, что во время войны полицейские смогут самостоятельно проводить контртеррористические и антидиверсионные операции. То есть военная полиция сама по себе становилась отдельным силовым ведомством, соединяющим в себе одновременно функции армии и тайной полиции. Естественно, такое могло насторожить многих.

Военные полицейские стали жертвой межведомственной борьбы

В Главной военной прокуратуре и Главном военном следственном управлении Следственного комитета вдруг появились опасения, что новая структура, аффилированная с Минобороны, начнёт работать исключительно в интересах военного командования. Другие силовики посчитали, что наделённая большими полномочиями военная полиция в подчинении Минобороны даст министру обороны и начальнику Генштаба серьёзные рычаги воздействия. В результате прочие силовики различными способами затягивали согласование проекта, отчего практически на четыре года военная полиция зависла в положении полной неопределённости. Свою роль сыграли и правозащитники, которые заявили, что в создании ещё одной силовой структуры нет никакой необходимости. В итоге 130-я бригада была расформирована, а решения о создании других полицейских частей были аннулированы.

В конце концов сменивший Анатолия Сердюкова Сергей Шойгу отозвал на доработку направленный его предшественником на согласование в правительство и администрацию президента проект закона о военной полиции. Вскоре документ был кардинально отредактирован, отчего военная полиция получила весьма ограниченные полномочия. Задачи военных полицейских свелись к двум крайне скромным пунктам – организации патрулей в городах и гарнизонах, а также проведению предварительного дознания по преступлениям средней и малой тяжести.

Сейчас военной полицией напрямую руководит министр обороны. Курирует военных полицейских профильный главк Минобороны, у которого в подчинении 4 региональных управления военной полиции, по одному в каждом военном округе, 142 армейские и флотские военные комендатуры, 39 гауптвахт, 2 дисциплинарных батальона, а также подразделения военной автоинспекции. Численность военной полиции составляет 6,5 тыс. человек, и увеличение штата не планируется. Хотя во многих армиях мира военные полицейские составляют от 2 до 5% от общей численности вооружённых сил, то есть в российскую военную полицию для успешного выполнения ею своих задач должны набирать от 20 до 50 тыс. военнослужащих. Очевидно, что при такой малой численности военная полиция превращается в фикцию, а гарнизоны, особенно отдалённые, невозможно обеспечить даже обычными патрулями. Вести же речь о том, чтобы с такими штатами военная полиция могла бороться с дедовщиной или поддерживать правопорядок в гарнизоне, просто смешно.

Сейчас в Главном управлении военной полиции заявляют, что армейские правоохранители взяли на себя некоторые функции, которые прежде лежали на командирах частей. В частности, проводят дознание по совершённому солдатом или офицером преступлению. Однако, как отмечают эксперты, военную полицию как участника военного дознания никто всерьёз не воспринимает. Если преступление не слишком серьёзное, то им по-прежнему занимаются сами командиры частей. Если же случается что-то действительно важное, то приезжает военная прокуратура.

В связи с этим аналитики говорят, что военная полиция в российском варианте оказалась больше похожа на имитацию, получив бюрократическую форму развития. То есть вместо создания полноценного военно-полицейского корпуса произошёл лишь процесс лёгкой модернизации военной комендатуры и не более того. Придумали новую структуру, дали ей звучное название, чуть-чуть приукрасили военные комендатуры и провели их преобразования на бумаге. При этом ничего существенно не изменилось, зато все отчитались о проделанной работе и освоили бюджет.

Анатолий Цыганок, руководитель центра военного прогнозирования Института политического и военного анализа:

– Главный положительный момент от создания военной полиции – возвращение гауптвахт, благодаря чему у командиров появился инструмент для укрепления воинской дисциплины. Сама же полиция выполняет практически те же функции, что раньше военная комендатура, кардинальных отличий у двух структур нет. Возможно, нужно передать военную полицию от Минобороны Минюсту, поскольку функции данной структуры к нему ближе. Допускаю, что сейчас идёт своеобразная апробация системы военной полиции. После того как недостатки будут выявлены, возможно, тогда будут приняты новые решения, через два-три года наверняка военную полицию ждут новые изменения.

- Игорь Михайлович, прошло два года с момента принятия федерального закона по вопросам деятельности военной полиции Вооруженных Сил Российской Федерации. Что же сделано за это время?

Военная полиция - действительно новая структура в составе Вооруженных Сил Российской Федерации. Напомню, она предназначена для защиты жизни, здоровья, прав и свобод военнослужащих, обеспечения в Вооруженных Силах законности, правопорядка, воинской дисциплины, безопасности дорожного движения, охраны объектов Вооруженных Сил, а также в пределах своей компетенции для противодействия преступности.

Формирование военной полиции проведено на основе подразделений комендантской службы и военной автомобильной инспекции. За прошедшее время разработана нормативная база, регламентирующая деятельность военной полиции.

В первую очередь были внесены изменения в Федеральный закон «Об обороне», Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации, Уголовно-процессуальный кодекс, Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях, Федеральный закон «О статусе военнослужащих» и ряд других законов.

- Какие новые задачи возлагаются на военную полицию?

25 марта 2015 года Президентом Российской Федерации подписан указ №161, утвердивший устав военной полиции, в котором определены новые задачи, возлагаемые на органы военной полиции. К ним относятся: осуществление полномочий органа дознания в Вооруженных Силах; охрана и конвоирование военнослужащих, в том числе военнослужащих других войск и воинских формирований; обеспечение охраны объектов Вооруженных Сил, служебных помещений органов военной прокуратуры и военных следственных органов; обеспечение в пределах своей компетенции государственной защиты потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства из числа военнослужащих.

Одной из задач, которые решает военная полиция, является противодействие распространению наркотиков. С кем организовано взаимодействие в этом вопросе?

Противодействие распространению наркотиков и профилактика их незаконного потребления в Вооруженных Силах в соответствии с уставом военной полиции является одной из основных функций военной полиции.

Мы должны поставить надежный заслон на пути проникновения наркотических средств в воинские части. Для решения этой задачи у нас подписан протокол о взаимодействии ФСКН и Минобороны России по вопросам проведения совместных мероприятий в районах дислокации воинских частей и организаций Вооруженных Сил.

А в июне прошлого года принято решение о формировании структуры органов военной полиции, отвечающих за противодействие незаконному обороту наркотиков на центральном, региональном и территориальном уровнях.

Военной полицией во взаимодействии с ФСКН России отрабатываются практические мероприятия по противодействию незаконному обороту и потреблению наркотиков в рамках общевойсковых учений, таких как СКШУ «Центр-2015». Совместно с ФСКН России проводятся оперативно-профилактические операции.

Также в воинских частях и организациях проводятся профилактические мероприятия, направленные на формирование негативного отношения у военнослужащих к потреблению наркотиков.

На военную полицию возложен ряд новых задач, требующих квалифицированной подготовки. Как проходит подготовка специалистов для выполнения этих задач?

Во-первых, на военную службу по контракту в военную полицию отбираются преимущественно лица, имеющие специальное или высшее образование. Многие военнослужащие проходят обучение в высших учебных заведениях по юридической специальности без отрыва от военной службы.

Во-вторых, с 1 июня 2015 года на базе Военного университета Министерства обороны Российской Федерации организованы курсы переподготовки и повышения квалификации кандидатов для назначения на должности дознавателей военной полиции.

В-третьих, с 1 октября 2015 года в трех окружных учебных центрах организованна переподготовка специалистов военной полиции: старших инспекторов и инспекторов военной полиции.

Переподготовка осуществляется на основе специальной программы, рассчитанной на один месяц, которая предусматривает обучение по следующим направлениям: применение специальных средств военнослужащими военной полиции; организация патрулирования в гарнизонах; порядок проведения профилактических проверок в воинских частях; работа по обеспечению правопорядка в воинских частях; порядок исполнения наказаний в отношении военнослужащих.

Планируется, что в течение ближайшего года все военнослужащие военной полиции пройдут эту подготовку.

- Какова сегодня структура военной полиции, будут ли в ней изменения в связи с новыми задачами?

В настоящее время структура военной полиции состоит из центрального органа военной полиции - Главного управления военной полиции, региональных органов военной полиции - в каждом военном округе и на Северном флоте, а также территориальных органов военной полиции - комендатур и военных автомобильных инспекций.

Генеральным штабом ВС РФ разрабатывается перспективная структура военной полиции до 2020 года.

- Оснащение военных полицейских отличается от оснащения остальных военнослужащих?

Скажем так, военные полицейские помимо личного боевого оружия, как у остальных военнослужащих, имеют на вооружении специальные средства. К ним относятся наручники, резиновые дубинки, травматическое оружие, электрошоковые устройства, а также в комплект штатной экипировки включены индивидуальные средства фотовидеофиксации.

Отличительными элементами формы одежды военного полицейского являются красный берет, нарукавная повязка и нагрудный знак военного полицейского. Каждый военный полицейский также имеет служебное удостоверение установленной формы.

Кроме того, в настоящее время проходит согласование проект постановления Правительства РФ о нанесении специальной цветографической окраски оперативной автомобильной техники военной полиции и установки на нее специальных свето-звуковых устройств.

- Несмотря на небольшой период деятельности военной полиции, есть ли уже результаты ее работы?

Конечно, есть. За последние два года подразделения военной полиции обеспечивали правопорядок, безопасность дорожного движения и охрану мест проведения специальных мероприятий с участием войск, таких как: Международный военно-технический форум, парады Победы на Красной площади и в других городах России, танковый биатлон 2014 и 2015 годов, Международные армейские игры-2015.

Военная полиция участвует в военных учениях всех уровней, проводимых в рамках подготовки Вооруженных Сил, а начиная с 2013 года в планы проведения стратегических учений включается отдельный элемент выполнения задач военной полицией совместно с ФСКН России по перекрытию каналов проникновения наркотических средств на территории воинских частей.

Кроме того, несмотря на то что военная полиция в первую очередь предназначена для защиты жизни и здоровья военнослужащих, военные полицейские приходят на помощь и гражданскому населению нашей страны.

Неоднократно военнослужащие военной полиции, рискуя жизнью и здоровьем, оказывали помощь гражданским лицам.

Так, 25 августа 2015 года в поселке Урман Республики Башкортостан при несении службы к патрулю военной полиции обратилась жительница этого поселка за помощью в спасении трех работников местного ЖЭУ, которые при работе в канализационном люке получили сильное отравление и находились в нем в бессознательном состоянии.

Прибывшие на место военнослужащие патруля военной полиции, несмотря на риск, немедленно приступили к извлечению пострадавших из канализационного люка и оказанию им первой медицинской помощи. Благодаря правильным и решительным действиям военных полицейских жизнь двоих человек удалось спасти.

В Екатеринбурге 4 сентября 2015 года военнослужащий военной полиции с поличным задержал грабителя, похитившего у пожилой женщины всю ее пенсию. Военный полицейский, проходя мимо одного из домов, услышал из подъезда женский крик о помощи и увидел через открытую дверь лежащую на полу пенсионерку и убегающего мужчину. Он немедленно бросился за грабителем и сбил его с ног, после чего передал в руки полиции. Похищенную пенсию женщине вернули.

Этот список можно продолжить, но хочу еще раз отметить, что военный полицейский всегда готов прийти на помощь как к военнослужащим, так и к гражданским.

В этом году подразделениям военной полиции также предстоит принимать активное участие в мероприятиях, проводимых Минобороны России: многочисленные учения, в том числе командно-стратегическое учение «Кавказ-2016», военный парад Победы, Международный военно-технический форум и еще более масштабные, чем в прошлом году, Международные армейские игры-2016.

Кроме того, не секрет, что отряд военной полиции сегодня успешно решает задачи обеспечения охраны объектов и безопасности дорожного движения на территории военной авиабазы Хмеймим в Сирийской Арабской Республике.


В отличие от привычного для многих армейского спецназа, предназначенного преимущественно для ведения разведки и специальных операций в тылу противника, формирования специального назначения ВП уже в мирное время должны быть готовы к выполнению различных силовых задач правоохранительного характера. К ним эксперты относят участие в проведении антитеррористических операций на военных объектах, силовое прекращение преступлений и других правонарушений, обеспечение безопасности представителей высшего военного руководства и т.д.

Скажем, подразделения спецназа широко представлены в украинском аналоге военной полиции - военной службе правопорядка (ВСП) . Они предназначены для выполнения вышеперечисленных задач, а в случае введения правового режима военного положения - для борьбы в своем тылу с диверсионно-разведывательными формированиями противника. Территориально они представлены во всех регионах Украины, что позволяет оперативно реагировать на различные кризисные ситуации. Спецназ ВСП полностью укомплектован контрактниками, его подготовка проводится совместно с другими украинскими элитными подразделениями, такими, как «Альфа», «Сокол» и др.

В данном контексте из армий стран-членов НАТО можно упомянуть Чехию, где в составе ВП есть свое спецподразделение - SOG (Special Operations Group) . Оно было основано в 2002 г. на базе одной из частей специального назначения. SOG предназначено для выполнения контртеррористических задач, освобождения заложников, захваченных преступниками, обеспечения безопасности VIP-персон и т.д. Подразделение подчинено непосредственно начальнику ВП и через него - министру обороны. Организационно SOG включает командование, группу управления и логистики, три боевых подразделения (по 12 человек каждое) и группу обеспечения безопасности руководства военного ведомства. Личный состав подразделения набирается из числа уоррент-офицеров в возрасте не старше 31 года из подразделений армейского спецназа, разведки и аэромобильных войск, а также спецподразделений полиции. Руководству удалось создать настолько привлекательные условия для службы в SOG, что сюда с удовольствием переводятся военнослужащие из других элитных структур.

Членство Чехии в НАТО во многом способствовало оснащению подразделения современными образцами вооружения и техники: карабинами M4, пистолетами-пулеметами MP5SD6, пистолетами Glock 17, снайперскими винтовками 7,62x51 Sako, приборами ночного видения и связи, бронированными автомобилями Toyota Land Cruiser с турельной установкой 7,62-мм пулемета, внедоржниками Land Rover Defender и Land Rover Discovery. Спецназ ВП отвечал за безопасность визита чешского руководства в Афганистан зимой 2002-2003 гг., обеспечивал охрану посольства Чехии в Кувейте летом 2003 г., выполнял боевые задачи в Ираке. Летом 2005 г. подразделение из SOG убыло в Косово для выполнения задач по поддержке действий чешского миротворческого контингента.

В настоящий момент на ВП Вооруженных сил РФ (ВС РФ) задачи, указанные в т.ч. выше, не возлагаются.

В настоящий момент в составе ВП ВС РФ отсутствуют подразделения спецназа.

Согласно Уставу ВП ВС РФ (утвержден указом президента РФ от 25 марта 2015 г. №161), на ВП ВС РФ возлагаются следующие задачи:

Реализация отдельных полномочий Министерства обороны по обеспечению укрепления правопорядка и воинской дисциплины в вооруженных силах;
разработка проектов законодательных и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, правовых актов Министерства обороны и иных служебных документов по вопросам деятельности военной полиции с учетом основных направлений и этапов ее развития;
обеспечение безопасности дорожного движения в вооруженных силах, реализация полномочий Министерства обороны по организации и осуществлению в соответствии с законодательством Российской Федерации специальных контрольных, надзорных и разрешительных функций в данной области;
обеспечение передвижения войск (сил) по дорогам и сопровождение транспортных средств вооруженных сил, а также координация деятельности войск и воинских формирований по вопросам обеспечения безопасности дорожного движения;
обеспечение охраны особо важных объектов Министерства обороны, особорежимных объектов Российской Федерации, находящихся в ведении Министерства обороны, а также находящихся на территории закрытых административно-территориальных образований и территории с регламентированным посещением иностранных граждан, объектов гарнизонов и базовых военных городков вооруженных сил;
разработка и реализация планов строительства и развития военной полиции, совершенствование ее состава и структуры;
руководство региональными и территориальными подразделениями военной полиции и контроль за их деятельностью;
координация действий военной полиции при введении на территории Российской Федерации или в отдельных ее местностях режима военного или чрезвычайного положения, а также в период непосредственной угрозы агрессии и в военное время.

Таким образом, создав в составе ВП ВС РФ специальные подразделения с особыми функциями и задачами, ВП ВС РФ может расширить перечень выполняемых задач до следующего списка:

Обеспечение миротворческой деятельности войск;
участие в проведении антитеррористических мероприятий;
разведка и охрана тыловых районов, а также мест проведения учений и зон стихийных бедствий и условий действия ЧП в определенной местности;
контроль за перемещением беженцев, выявление и задержание дезертиров, интернирование гражданских лиц;
допрос и конвоирование военнопленных.

Кроме того, в угрожаемый период и в военное время на подразделения специального назначения ВП могут быть возложены дополнительные функции , такие, как поиск и уничтожение разведывательно-диверсионных групп (РДГ) противника, борьба с воздушными и морскими десантами совместно прежде всего с ВС РФ, Внутренними войсками МВД РФ, Пограничными войсками ФСБ РФ.

Проводимые РФ в Сирийской Арабской Республике (САР) военные операции, в т.ч. с применением сил ВП ВС РФ, показывают, что задачи, возлагаемые на ВП ВС РФ и указанные в Уставе ВП ВС РФ, выходят за рамки их деятельности (напр., проведение миротворческих операций на территории САР) и требуют корректировки в части расширения их задач и регулирования деятельности ВП ВС РФ на уровне федерального закона.

Понятно, что создание в составе ВП ВС РФ частей и подразделений специального назначения потребует увеличения финансирования и численности (незначительной) ВП и ее переоснащения новыми и дополнительными видами вооружения и военной техники (ВиВТ), однако дополнительные функции ВП позволят высвободить часть сил и средств ВС РФ от несвойственных им задач, а в других случаях, наоборот, станут дополнением к усилиям других частей и подразделений ВС РФ, а также Росгвардии и ФСБ РФ в выполнении им своих задач и функций, связанных с обеспечением безопасности РФ.


Хотя истоки военно-полицейской службы в виде должности маршала-проректора восходят ещё к XIII веку, собственно служба родилась в XIX веке. В 1809 во время войны в Испании герцог Веллингтон создал первые постоянные подразделения для поддержания порядка в рядах собственных сил. После завершения Наполеоновских войн эти части прекратили своё существование.

В 1854 году, с началом Крымской войны, армия завербовала около сотни известных своей крутизной констеблей Королевской ирландской полиции, которые отправились в британскую армию в Крыму для поддержания порядка. Именно они стали носить в качестве отличительного знака красную повязку на плече.
После завершения войны часть этого подразделения было размещено для выполнения полицейских функций в главном английском гарнизоне в Олдершоте. В 1877 году они стали постоянным подразделением – военной конной полицией. В 1885 году была создана военная пешая полиция.
Два этих подразделения были соединены в Корпус военной полиции только в 1926 году, а почётное звание "Королевской" она получила в 1946 году, в признание её заслуг в ходе Второй Мировой войны.
В мирное время военная полиция имела численность в 5 тысяч военнослужащих, отвечавших за поддержание порядка в воинских частях, охрану военных объектов.

В годы Второй Мировой войны численность военной полиции выросла до 50 тысяч, она охраняла стратегические объекты и лагеря военнопленных. На следственную службу военной полиции была возложена задача борьбы с организованной преступностью и особо тяжкими преступлениями на всей территории Соединённого Королевства.
Роты военной полиции придавались каждой дивизии и отдельной бригаде, нередко участвовали в боях – как рота военной полиции 1-й воздушно-десантной дивизии в ходе операции "Маркет-Гарден" сражалась с панцергренадёрами СС за полицейский участок в Арнеме.
За годы войны погибло 950 военных полицейских, военные полицейские заслужили 6 Медалей за выдающуюся службу, 7 Военных Крестов и 61 Военную медаль. Хотя, конечно же, для английских ветеранов Второй мировой военный полицейский в красной фуражке – это прежде всего регулировщик на мосту или перекрёстке.
После войны роты военной полиции продолжали придаваться дивизиям и отдельным бригадам в ходе "малых войн" на закате Британской Империи.
В Малайе, Палестине и на Кипре они участвовали в контрпартизанских операциях и несли потери.

Именно в Ольстере подполковник Брайан Гейт заработал единственный послевоенный Орден "За выдающиеся заслуги" для военной полиции.
Во время Вьетнамской войны рота военной полиции охраняла британское посольство в Сайгоне.
В 1982 году 160-я рота военной полиции отправилась на Фолкленды, где выполняла функции полиции после отвоевания островов, до того как была восстановлена местная полиция.
Во время североирландской Смуты в провинции было развёрнуто 2 полка военной полиции.
Особую роль военная полиция играла в годы Холодной войны в Германии, именно военные полицейские несли службу на блокпостах в разделённом Берлине и сопровождали машины советской миссии.

Конные части военной полиции были окончательно расформированы в 1995 году.
В ходе последней реформы "Армия-2020" военная полиция была сокращена в 2 раза и ныне насчитывает 2 с половиной тысячи человек.

1-я бригада военной полиции состоит из трёх полков (1-го, 3-го и 4-го), эквивалентных пехотным батальонам. Каждый полк включает по три роты. Также у Королевской военной полиции есть следственный отдел, состоящий из 4-х следственных рот.

Штаб и учебный центр Королевской военной полиции расположены в Саутвик-Парке недалеко от Портсмута. Офицеры военной полиции учатся, как все остальные британские офицеры, в Сандхёрсте, а затем проходят 12-недельную специальную подготовку в Саутвик-Парке. Также и рядовые сначала получают базовую солдатскую подготовку.
Носят военные полицейские обычную армейскую форму, отличаясь только красными фуражками и алыми беретами, а также красными повязками военных полицейских. Собственно, "красные фуражки" и есть официальное прозвище военных полицейских. Хотя в армейской среде их чаще зовут менее почтительно "обезьянами" – это прозвище, как говорят, пошло ещё от солдат Веллингтона.
Надо отметить, что как и всё в Британии, полицейское дело в армии довольно децентрализовано. За поддержанием дисциплины в армейских батальонах следит полицейская секция под командованием полкового провост-сержанта – обычные солдаты с повязками "полковой полиции". Но они не обладают правом ареста.

Военные объекты охраняет и обеспечивает контрольно-пропускной режим полиция министерства обороны – гражданское полицейское ведомство, чьи члены выглядят как самые обычные британские констебли.
Так что ныне роты военной полиции размещены только на крупных военных базах и обычно занимаются патрулированием городков, где эти базы находятся. Также военные полицейские занимаются расследованием уголовных правонарушений со стороны военнослужащих.
По британским законам, военные полицейские не являются констеблями, но имеют право "арестовать любое лицо на территории Соединённого Королевства, которое может рассматриваться как служащий вооружённых сил, и которое подозревается в совершении какого-либо нарушения гражданского или военного права", при этом военные полицейские "не обязаны находиться на территории объекта министерства обороны".
Полные полицейские полномочия военная полиция имеет только на военных базах за границами Великобритании.
Шефом Королевской военной полиции является царствующий монарх, которого представляет полковник-коммандант в ранге генерал-лейтенанта.

Главная Военной комендатуре города Москвы - 100 лет Структура

Организационно-плановый отдел

Заместитель военного коменданта города Москвы —
начальник организационно-планового отдела

Подполковник Костенко Сергей Александрович

На организационно-плановый отдел возложены следующие основные задачи:

  • ведение документов боевой готовности, мобилизационных документов и документов противодействия терроризму военной комендатуры;
  • организация планирования подготовки военной комендатуры;
  • ведение несекретного делопроизводства;
  • ведение кадровой, учетной и справочной работы по личному составу;
  • подготовка документации аттестационной и квалификационной комиссий;
  • сбор, обобщение и анализ информации о состоянии дел в военной комендатуре;
  • организация проведения месячников и акций в военной комендатуре;
  • ведение информационной и справочной работы;
  • учет военнослужащих, прибывших в отпуск или командировку на территорию гарнизона.

В структуру организационно-планового отдела входят три отделения: оперативное, информационно-аналитическое и регистрационное.

Отделение оперативных дежурных

Начальник отделения оперативных дежурных

Майор Хамметов Юнус Октаевич

Отделение оперативных дежурных предназначено для:

  • организации дежурства по Военной комендатуре города Москвы;
  • сбора, обработки и доведения до соответствующих командиров (начальников) информации об обстановке на территории района ответственности;
  • передачи сигналов, приказов и распоряжений вышестоящего руководства и военного коменданта до личного состава, подчиненных и взаимодействующих подразделений, воинских частей и организаций;
  • непосредственного управления патрулями и нарядами военной комендатуры;
  • ведения учета доставленных в военную комендатуру и задержанных военнослужащих, оформление всех необходимых для этого документов;
  • контроля за состоянием и сохранностью оружия, боеприпасов и специальных средств личного состава военной комендатуры;
  • организации пожарной безопасности в военной комендатуре;
  • поддержания внутреннего порядка на территории военной комендатуры.

Офицер по обеспечению безопасности информации и режиму секретности

Офицер по обеспечению безопасности информации и режиму секретности

Старший лейтенант Литвинов Антон Владимирович

Офицер по обеспечению безопасности информации и режиму секретности отвечает за:

  • полноту и качество планирования, организацию и контроль выполнения мероприятий по сохранению государственной тайны;
  • обеспечение защиты информации от несанкционированного доступа на объектах вычислительной техники;
  • организацию связи в военной комендатуре, выполнение требований по ее безопасности;
  • разработку документации по категорированию помещений военной комендатуры.

Секретная часть

Начальник секретной части Оганова Лаура Гургеновна

Начальник секретной части отвечает за обеспечение государственной тайны при ведении секретного делопроизводства, правильную организацию и постановку секретной работы и сохранность документов, содержащих сведения, составляющие государственную тайну.

Оперативное отделение


Заместитель начальника организационно - планового отдела -
начальник оперативного отделения

Подполковник Ширизданов Евгений Вячеславович

Оперативное отделение выполняет задачи по:

  • разработке и уточнению документов боевой готовности и документов противодействия терроризму;
  • ведению мобилизационных документов и организации мобилизационной работы;
  • подготовке, согласованию, утверждению и контролю исполнения планов и графиков повседневной деятельности военной комендатуры;
  • организации несекретного делопроизводства, кадровой работы, профессионально-должностной подготовки офицеров и специальной подготовки гражданского персонала.

Отделение (информационно-аналитическое)


Начальник отделения (информационно-аналитического)

Капитан Семенов Максим Андреевич

Отделение (информационно-аналитическое) предназначено для:

  • сбора, обобщения и анализа информации о состоянии дел в военной комендатуре;
  • подготовки расчетов, предложений, справочных материалов и своевременного обеспечения военного коменданта достоверными данными о положении, характере действий, состоянии подразделений и ходе выполнения поставленных задач;
  • взаимодействия со средствами массовой информации по освещению деятельности военной комендатуры;
  • организации служебных совещаний под руководством военного коменданта и его заместителей;
  • ведения информационной и справочной работы.

Регистрационное отделение


Начальник регистрационного отделения Кольяк Елена Петровна.
Регистрационное отделение выполняет функции:
  • постановки на учет и снятия с учета военнослужащих, прибывших в командировку и отпуск, а также контроля за своевременным их убытием к месту службы;
  • направления на осмотр (медицинское освидетельствование) к врачу военнослужащего,
  • в случае его заболевания во время отпуска или командировки;
  • оповещения командиров воинских части о продлении отпусков их подчиненных.

Отдел (гарнизонной службы)


Начальник отдела (гарнизонной службы) майор Ромашов Александр Юрьевич

Отдел (гарнизонной службы) предназначен для:

  • подготовки мероприятий, посвященных праздничным, памятным дням, дням воинской славы и других мероприятий с участием войск;
  • ведения сведений о дислокации воинских частей гарнизона и перечня воинских захоронений, расположенных на закрытых территориях;
  • взаимодействия с территориальными органами Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий в выполнении задач гражданской обороны;
  • разработки документов по эвакуации членов семей военнослужащих и гражданского персонала военной комендатуры;
  • подготовки личного состава частей и учреждений гарнизона, задействованного в выполнении задач гарнизонной службы.

В структуру отдела (гарнизонной службы) входят три отделения: отделение обеспечения (гарнизонных мероприятий), отдания воинских почестей и отделение (по работе с задержанными военнослужащими).

Отделение обеспечения (гарнизонных мероприятий)


Заместитель начальника отдела (гарнизонных мероприятий) - начальник отделения обеспечения (гарнизонных мероприятий)

Майор Носов Александр Владимирович.

Отделение обеспечения (гарнизонных мероприятий) выполняет следующие задачи:

  • подготовка мероприятий, посвященных праздничным, памятным дням, дням воинской славы и других мероприятий с участием войск;
  • разработка плана подготовки сил и средств гражданской обороны гарнизона и осуществление контроля за готовностью;
  • подготовка документов по эвакуации членов семей военнослужащих и гражданского персонала военной комендатуры.

Отделение отдания воинских почестей

Начальник отделения отдания воинских почестей
капитан Ивлиев Александр Александрович


Отделение отдания воинских почестей выполняет задачи по :
  • организации ритуалов отдания воинских почестей при встрече лиц, в честь которых назначен почетный караул, при открытии памятников, при возложении венков к памятникам и могилам воинов, павших в боях за свободу и независимость Отечества, а также при погребении военнослужащих;
  • ведению учета воинских частей и учреждений гарнизона, а так же воинских кладбищ, братских могил и воинских памятников, находящихся на территории гарнизона;
  • проверке личного состава частей и учреждений гарнизона, задействованного в выполнении задач гарнизонной службы.

Отделение (по работе с задержанными военнослужащими)

Начальник отделения (по работе с задержанными военнослужащими)

Капитан Солдатов Руслан Юрьевич

Отделение (по работе с задержанными военнослужащими) предназначено для выполнения задач по:

  • сбору, обобщению и анализу данных о состоянии воинской дисциплины среди военнослужащих гарнизона;
  • организации и проведению занятий по строевой подготовке и изучению общевоинских уставов с военнослужащими, нарушившими воинскую дисциплину в гарнизоне;
  • подготовке разборов дисциплинарных проступков, проводимых военным комендантом или его заместителями с представителями воинских частей и учреждений.

Отдел военной полиции

Начальник отдела военной полиции

Подполковник Занин Павел Андреевич

Отдел военной полиции выполняет функции:

  • организации патрульной службы на территории гарнизона;
  • поддержания правопорядка во время подготовки и проведения гарнизонных мероприятий с участием войск;
  • проверок воинских частей гарнизона по направлениям деятельности военной полиции;
  • проведения мероприятий по розыску и задержанию военнослужащих, самовольно оставивших воинские части (места службы), подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, осужденных, скрывшихся от органов предварительного расследования или суда;
  • выявлению и пресечению на территории (в расположении) воинской части незаконного оборота и потребления наркотиков.

Отдел (дознания и дисциплинарной практики)

Начальник отдела (дознания и дисциплинарной практики) подполковник юстиции Ковалев Роман Владимирович.

Отдел (дознания и дисциплинарной практики) предназначен для:

  • проведения проверок по поступившим в Военную комендатуру города Москвы сообщений о преступлениях и происшествиях и принятие по ним законного, обоснованного и мотивированного решения в порядке, установленном уголовно-процессуальным законом;
  • осуществления проверок деятельности органа дознания воинских частей и учреждений Московского территориального гарнизона, оказание им методической помощи;
  • выполнения предупредительно-профилактических мероприятий в воинских частях и учреждениях Московского территориального гарнизона, направленных на предупреждение, выявление и пресечение преступлений и происшествий;
  • оказания правовой помощи и юридической консультации военнослужащих;
  • организация взаимодействия с органами прокуратуры, следственными органами, органами ФСИН и МВД России, учреждениями здравоохранения по вопросам профилактики, предупреждения, выявления и пресечения преступлений и происшествий, а так же розыска военнослужащих.

Рота военной полиции

Командир роты военной полиции капитан Перехожев Роман Сергеевич.

Рота военной полиции выполняет задачи:

  • поддержания правопорядка и воинской дисциплины в местах проведения мероприятий с участием войск;
  • несения патрульной службы на территории гарнизона;
  • охраны и конвоирования военнослужащих, в том числе военнослужащих других войск и воинских формирований;
  • перевозки и временного размещения караулов по охране и сопровождению воинских грузов, следующих через город Москву.

Гауптвахта