Круглый стол: "за" и "против" референдума о переименовании республики. Новый президент и новое название Право на Аланию

9 апреля одновременно с выборами президента в Южной Осетии пройдет референдум о "возвращении республике исторического названия". Помимо действующего наименования республике предлагается дать еще одно, равнозначное — "Государство Алания". Глава республики Леонид Тибилов заявляет, что переименование "создаст условия и предпосылки" для вхождения республики в состав РФ. Настроения в Южной Осетии накануне дня голосования изучала корреспондент "Ъ" НАТАЛЬЯ КОРЧЕНКОВА.


Южная Осетия уже третье десятилетие живет с неопределенным правовым статусом. Ее независимость кроме России пока признали только Никарагуа, Венесуэла и тихоокеанские острова Науру и Тувалу (а также другие непризнанные и частично признанные республики, в том числе Абхазия, Приднестровье, ЛНР и ДНР). У Южной Осетии даже есть посол в Никарагуа и Венесуэле. Правда, в целях экономии дипмиссия базируется в столице республики Цхинвали, которую здесь называют "Цхинвал" — на осетинский манер. Бюджет республики в основном состоит из финансовой помощи России (см. справку).

Одновременно с президентскими выборами в Южной Осетии пройдет референдум о возвращении стране "исторического названия" — Алания. Леонид Тибилов заявил, что переименование "создаст условия и предпосылки для вхождения "Единой Алании" в состав РФ". Президент Грузии Георгий Маргвелашвили назвал это "очередным шагом к последующей аннексии оккупированных территорий".

Частично признанный кандидат


Спустя восемь с половиной лет после "пятидневной войны" дома, напоминающие о боях — изрешеченные снарядами, с пробитыми фасадами или вовсе разрушенные,— здесь не редкость. Цхинвальский универмаг, сгоревший в августе 2008 года, так и не восстановили. Зато строится Госдрамтеатр, в кафе "Винченцо" можно подключиться к бесплатному вайфаю, а мигающая разноцветными огоньками реклама приглашает зайти в клуб "Адреналин" на улице Сталина.

Кандидатами в президенты зарегистрированы трое: действующий глава Леонид Тибилов, глава южноосетинского парламента, генерал-лейтенант Анатолий Бибилов и сотрудник КГБ республики Алан Гаглоев. Эдуарду Кокойты, руководившему Южной Осетией в 2001-2011 годах, в регистрации отказано. Центризбирком (ЦИК), а затем и Верховный суд республики сочли, что его кандидатура не соответствует цензу оседлости. Это требование введено еще в 2001 году: кандидатом в президенты мог стать только человек, постоянно проживавший на территории Южной Осетии в течение десяти лет. При Эдуарде Кокойты было внесено уточнение: "последние десять лет". Теперь почти ежедневно сторонники господина Кокойты собираются на митинги с требованием восстановить его регистрацию и отправить власть в отставку: по данным сторонников экс-президента, на митинги приходит в среднем 3 тыс. участников. По данным администрации республики, на улицу выходит в десять раз меньше людей. Но сотрудники правоохранительных органов все равно на всякий случай стерегут центр города при поддержке автозаков.

Будним днем в штабе господина Кокойты собрание сторонников — пришло не меньше полутора сотен человек. Лидер появляется под одобрительные возгласы и аплодисменты, призывает "не опускать руки": по его данным, "в Москве идут серьезные консультации" о "равных условиях" для всех выдвинувшихся кандидатов. Эдуард Кокойты заверяет "Ъ", что протесты будут исключительно мирными: "Наша задача — не допустить обострения противостояния, где и с одной, и с другой стороны люди, которые защищали Южную Осетию, добились признания ее независимости. Эти люди имеют за спиной боевой опыт, и я бы не хотел, чтоб они применяли этот опыт сейчас". Отказ в регистрации он называет "беспрецедентным". Например, в качестве доказательства несоответствия цензу оседлости суду представили "сфальсифицированные журналы" о пересечении границы. "Наши пограничники же не в белых перчаточках ходят. А тут бумага белая-белая. У журнала, который якобы год пролежал на посту в горах",— рассказывает экс-президент. К тому же, добавляет он, регистрация въезжающих в республику фактически не ведется. Эдуард Кокойты говорит, что "меньше занимался" общественно-политической жизнью "по договоренности с администрацией" Южной Осетии: "Это расценили, будто Эдуарда Джабеевича нет в республике".

Экс-президент упорно добивается встречи со своим преемником: Леонид Тибилов якобы обещал встретиться, но "наутро отказался от своих слов". Кроме того, господин Тибилов скрыл в предвыборной декларации автомобиль "Шевроле Нива", утверждает господин Кокойты, да и вообще "полностью подконтролен тем внешним силам, которые хотят лишить народ Южной Осетии права выбора". Эдуард Кокойты признает, что имеет в виду помощника президента РФ Владислава Суркова: "Он полностью провалил и проваливает поручения президента (Владимира Путина.— "Ъ" ) на всех направлениях. Донецк, Луганск, Абхазия, Южная Осетия — скажите, где спокойно, где стабильно?"

На митингах в поддержку Леонида Тибилова Эдуарда Кокойты просят "не мешать развитию и стабильности". В беседе с "Ъ" глава Южной Осетии отмечает, что "автором формулировки" (об обязательном проживании в республике "последние десять лет") является сам Эдуард Кокойты. "Судебное решение окончательное и, понятное дело, изменять его никто не будет",— подчеркивает президент, а встретиться с оппонентом он мог бы, если бы тот перестал "митинговать и нарушать общественный покой". "Прилагаю максимум усилий, чтобы в обществе не было напряженности",— подчеркивает Леонид Тибилов.

Референдум на российской территории


6 февраля Леонид Тибилов подписал указ о проведении в Южной Осетии референдума — голосование будет организовано в один день с президентскими выборами "в целях экономии", пояснил он "Ъ". Предлагается утвердить для республики второе, равнозначное название — "Государство Алания". Входящая в состав России Северная Осетия добавила к своему названию "Алания" в январе 1995 года.

Переименование принципиально важно для осетин, которые считают себя потомками древних алан. "Появившись еще в I веке н.э., к X веку так называемое Аланское раннефеодальное государство было уже довольно крупным государственным объединением. В него тогда входили все народы Северного Кавказа, население насчитывало 2 млн человек. Но после нашествия татаро-монголов Алания как таковая исчезла",— рассказывает "Ъ" первый президент Южной Осетии, главный научный сотрудник Отдела культурной антропологии южных осетин Владикавказского научного центра РАН Людвиг Чибиров.

К попыткам других народов назвать себя аланами здесь относятся ревниво. Когда в начале марта 2017 года в интернете появилась петиция о "переименовании Ингушетии в Аланию", во Владикавказе в знак протеста собрался митинг. В отсутствии таких планов протестующих пришлось убеждать главам обеих республик. "Люди, которые могут элементарно писать или читать,— все они стали сегодня историками",— возмущается Людвиг Чибиров. Он поддерживает переименование Южной Осетии: "У нас общие история, язык, культура, а общее название еще больше сблизит нас как единое этническое целое. Объединение с Россией — это вековая мечта нашего народа". В Северной Осетии не возражают, чтобы жители юга получили аналогичное название, подтверждает член комитета по национальной политике североосетинского парламента Виталий Чельдиев ("Патриоты России"): осетины на севере и на юге — "единый народ", который просто живет по разные стороны Главного Кавказского хребта.

Проголосовать на выборах и референдуме обладатели южноосетинских паспортов смогут также в консульствах в Абхазии, Москве и в Северной Осетии, где живет немало выходцев с юга. По официальным данным, численность населения Южной Осетии — около 53 тыс. человек. Но фактически в ней живут 35-37 тыс., признают собеседники "Ъ" в республике: многие перебрались во Владикавказ и другие города России, еще больше могли незаконно получить южноосетинские паспорта. После развернувшейся в начале 2017 года дискуссии о незаконной выдаче документов в КГБ Южной Осетии заявили, что "при прежней власти было похищено более 10 тыс. бланков паспортов", но все эти паспорта "находятся в розыске".

В Северной Осетии планировалось открыть два избирательных участка (оба в консульстве Южной Осетии), но в начале марта ЦИК Южной Осетии заявил об открытии третьего — в Пригородном районе. Леонид Тибилов одобряет это решение: "Была масса обращений со стороны жителей Северной Осетии. Лишать их права голосовать было бы против закона".

В кабинете Анатолия Бибилова в офисе его партии "Единая Осетия" — портрет Сергея Шойгу, написанный маслом. Кандидат рассказывает "Ъ", что дополнительный участок решили открыть уже после истечения законных сроков. "У нас есть консульство. Зачем открывать участок где-то еще? Абсолютно незаконно налево-направо раздают паспорта республики, которые многим соотечественникам нужны для того, чтоб оформить машину в Южной Осетии (растаможить автомобиль в республике стоит в разы дешевле, чем в РФ.— "Ъ" )",— объясняет кандидат. Но люди, которые "не живут в республике, не занимаются решением ее проблем", "не должны иметь право выбирать ее президента".

Политтехнолог, работавший на южноосетинских выборах, рассказал "Ъ", что главное поле для "административного ресурса и махинаций" — в Северной Осетии, где участки хуже контролируются наблюдателями. "В паспорта Южной Осетии ставятся отметки о голосовании. Но человек сможет, например, проголосовать на севере и, не получив эту отметку, в тот же день поехать голосовать повторно на юг (это три-четыре часа езды.— "Ъ" )",— рассуждает собеседник "Ъ". При этом Анатолий Бибилов, отмечает технолог, ведет активную кампанию. Спустя пару дней после встречи Леонида Тибилова с Владимиром Путиным, он встретился с главой Совета федерации Валентиной Матвиенко.

На предвыборную встречу с Анатолием Бибиловым в Цхинвали приходят несколько сотен его сторонников. Над толпой развеваются флаги "Единой Алании" — молодежного движения, поддерживающего кандидата. На осетинском языке кандидат призывает "не разделять людей в преддверии выборов на тибиловцев, бибиловцев и кокойтовцев": "Нам надо сплотиться и смело, с огромной любовью к Родине и своему народу показать достойный пример подрастающему поколению!" После митинга участники собираются в круг и исполняют народный танец хонга.

Не все в Южной Осетии согласны, что переименование в «Государство Алания» поможет объединиться под одним флагом с Северной Осетией

"Развлечений, кроме выборов, в республике практически нет"


За то, что Южная Осетия должна стать частью России, в республике выступают все без исключения. Но не все согласны, что переименование этому способствует. Анатолий Бибилов считает, что в новом названии не должно быть слова "государство". "Люди не разделяют Южную и Северную Осетию и хотят, чтобы наша республика называлась аналогично: "Южная Осетия — Алания". Мы всегда говорим, что мы разделенный народ, и эту разделенность мы должны показывать даже в названиях наших республик",— поясняет кандидат. Он убежден, что это будет мешать потенциальному вхождению в состав России: "Что будет делать государство в государстве? В РФ нет такого субъекта, который бы назывался "государство Чечня" или "государство Кабардино-Балкария", значит, не может быть и государства Алания. Это ведь референдум. Дайте возможность выбора народу!"

Леонид Тибилов заверяет, что формулировка "Государство Алания" не помешает "вхождению республики в состав России при принятии такого решения в РФ". "Лично я в самом начале считал, что нужно назвать республику идентично Северной Осетии",— говорит он. Но потом "вопрос изучили историки и правоведы" и пришли к выводу, что после исчезновения государства Алания "вот уже 600 лет как мы потеряли свою государственность". Эдуард Кокойты и вовсе считает, что у республики должно остаться одно название "Государство Алания", а в паспортах нужно указывать национальность "алан" или "аланка": "Не надо делать половинчатых шагов".

Фактически референдум призван обеспечить высокую явку, а заодно может добавить популярности его формальному инициатору Леониду Тибилову, говорят собеседники "Ъ" в Южной Осетии. Это хороший предвыборный ход, потому что жители тему интеграции с Россией "ассоциируют с безопасностью", отмечает Виталий Чельдиев. Уровень политического участия в республике и так довольно высок. Например, президентские выборы в 2011 году проходили в два тура и завершились протестами и назначением повторных выборов. Новые выборы главы в апреле 2012 года также проходили в два тура, в обоих явка превысила 70%. Политтехнолог, работавший в Южной Осетии, говорит, что "народ хорошо воспринимает выборы, потому что им не хватает экшена — других развлечений в республике практически нет": "Менталитет у людей там напоминает о 90-х, когда многие в России пребывали в эйфории в ожидании перемен и свято верили политикам".

"Я им говорю: перестаньте праздновать, начните работать"


Собеседники "Ъ", близкие к руководству Южной Осетии, не сомневаются, что вопрос вхождения республики в Россию будет отложен: России не нужны ни напряженность на Северном Кавказе, ни новые экономические санкции. В республике и так используются рубли, большинство населения имеет российские паспорта и, соответственно, право голосовать на российских выборах, а южноосетинские воинские подразделения смогут входить в состав Вооруженных сил России (Владимир Путин одобрил соответствующее соглашение 14 марта).

Первый зампред парламента Северной Осетии единоросс Станислав Кесаев полагает, что России работать с Южной Осетией как с партнером выгоднее, чем как с "субъектом в своем составе". Россия решает в республике свои стратегические вопросы, в том числе размещает там военную базу. "Если к моим границам в Прибалтике подходят натовцы совсем близко, так, что в Ивангород заглядывают, то почему Россия не может вот так заглянуть в город Гори — стратегический пункт Грузии?" — рассуждает он. К тому же если между регионами РФ бюджет распределяется по принципу "я у тебя сначала забираю, а потом сверху вниз посыпаю, как сорока-белобока", то перед "стратегическим партнером" нет прямого обязательства: можно оценить, "в состоянии он себя кормить или нет", говорит парламентарий.

Граница республики с Россией и так "достаточно символична", и ничего не мешает ей развиваться и сейчас, отмечает господин Кесаев: "Я им говорю: ребята, перестаньте праздновать, начните работать. Несчастье всех этих маленьких "банановых республик" в том, что сколько бы денег в них ни вкладывали, эти деньги уходят неизвестно куда". Анатолий Бибилов говорит, что "помощь от России большая", а в республике "коэффициента полезного действия до сих пор нет": инвестпрограмму по развитию республики видно "только в статьях бюджета". "Мне могут сказать — вот мы же театр строим, школы, детские сады,— поясняет он.— Да, мы строим, а завтра мы снова будем обращаться к России: уважаемые наши братья, помогите нам, мы не можем содержать эти здания, помогите нам еще деньгами. Но осетины никогда не были людьми, которые просят милостыню".

"Если сравнить, что было в 2008 году и что мы имеем сегодня,— это две большие разницы,— возражает Леонид Тибилов.— Мы практически завершили восстановительный процесс, а это был непростой вопрос. Сегодня мы работаем над составлением новой программы на 2018-2019 годы".

Господин Тибилов уверен, что как только Россия "будет готова принять Южную Осетию в свое пространство", в республике "получат соответствующий сигнал": "Пока мы не хотели бы давать политическую нагрузку нашему стратегическому партнеру". На вопрос "Ъ", не обижаются ли в республике на то, что Крым стал частью России сразу после референдума, Леонид Тибилов ответил: "Нам абсолютно не обидно, мы рады за наших друзей. Братский народ Крыма нашел свое пристанище".

Леонид Тибилов подчеркивает, что результаты референдума 1992 года, когда за "воссоединение с Россией" проголосовали 99,89% при явке 96,9%, "никто не отменял". Но Анатолий Бибилов убежден, что желание войти в состав России нужно закрепить новым референдумом: "В 2006 году проходил другой референдум — о независимом развитии республики Южная Осетия,— который нивелировал результаты референдума 1992 года". По его словам, "если вы не постучались в дверь, вам эту дверь никто не откроет". "Между мной и президентом есть договоренность, что такой референдум состоится после президентских выборов в 2017 году. Получается, что мы его должны провести буквально в течение ближайших девяти месяцев",— говорит господин Бибилов.

В ходе прямой линии в апреле 2016 года Владимир Путин заявлял, что если "народ Южной Осетии хочет проведения такого референдума", то "мы не можем... этому противиться": "Но мы пока не знаем, что будет положено в основу этого референдума, как будут сформулированы вопросы в окончательном виде,— в зависимости от этого будем дальше думать". После встречи господина Путина и Леонида Тибилова 21 марта 2017 года тема вхождения Южной Осетии в состав России в их заявлениях не звучала.

На пост президента Южной Осетии претендуют спикер парламента Анатолий Бибилов, сотрудник КГБ Алан Гаглоев и действующий глава республики Леонид Тибилов. Именно он неоднократно выступал с инициативой о референдуме.

Поэтому избирателям также предстоит ответить да или нет на вопрос, согласны ли они с внесением изменения в часть 1 статьи 1 Конституции Республики Южная Осетия в следующей редакции: «Республика Южная Осетия — Государство Алания — суверенное демократическое государство, созданное в результате самоопределения народа Республики Южная Осетия. Названия «Республика Южная Осетия» и «Государство Алания» равнозначны».

  • Президент Южной Осетии Леонид Тибилов
  • РИА Новости

По словам Леонида Тибилова, решение о проведении референдума он принял, «руководствуясь стремлением народа Республики Южная Осетия к восстановлению древнего названия своего государства как неотъемлемой части культурно-исторического наследия и своей идентичности».

7 апреля министр иностранных дел Грузии Михаил Джанелидзе и Госдепартамент США осудили факт проведения референдума, назвав его нелегитимным.

Право на Аланию

Аланами называются ираноязычные кочевые племена скифо-сарматского происхождения. Объединение аланских и кавказских племён привело к появлению царства Алания, существовавшего в I—ХIV веках и павшего под нашествием татаро-монголов. Исторически Аланией называлась территория, занимаемая сегодня Ингушетией, Чечнёй, Кабардино-Балкарией, частично Дагестаном и Северной Осетией.

Так, осенью 1994 года Республика Северная Осетия добавила к своему названию слово «Алания».

В 1998 году власти Ингушетии присвоили новой столице, основанной в 1994 году, название Магас — то же, что и у столицы исторической Алании. По мнению ингушей, именно на её месте построен новый город.

В 2015 году по инициативе мэра Магаса Беслана Цечоева была возведена триумфальная арка «Аланские ворота». На её официальном открытии глава республики Юнус-Бек Евкуров заметил: «Аланские ворота» должны служить напоминанием о славной истории народа, наших предков».

  • Арка «Аланские ворота» при въезде в город Магас
  • РИА Новости

В конце февраля 2017 года на сайте Change.org была опубликована петиция «Переименовать нынешнюю Республику Ингушетию в Республику Алания».

Реакция со стороны осетинского общества не заставила себя ждать. 5 марта в столице Северной Осетии Владикавказе около 500 человек выступили с акцией протеста против переименования Ингушетии. Юнус-Бек Евкуров в ответ заверил осетин, что о переименовании Ингушетии в Аланию речи не идёт.

Претендует на аланское наследство и Карачаево-Черкесия. Здесь расположены сохранившиеся памятники аланского периода — комплекс Зеленчукских храмов в районе поселка Архыз. Карачаевцы убеждены, что столица Магас находилась там, а не на землях современной Ингушетии. В феврале 2017 года карачаевцы даже обратились к главе МИД России Сергею Лаврову с просьбой не допустить переименования Южной Осетии в Аланию, так как это «принципиальным образом противоречит реальным фактам истории».

История и политический контекст

Интересно, что с исторической точки зрения, скорее всего, правы все: предки и осетин, и ингушей, и карачаево-балкарцев входили в племенной союз алан, ставший основой формирования влиятельного Аланского царства. Быть истинными наследниками Алании хотят и республики в составе России, и частично признанное независимое государство Южная Осетия.

«Исторически считалось, что наследство аланов — это единственное древнее государство, которое существовало на Северном Кавказе, имеющее некий могущественный и воинственный имидж. Конечно, перенять такое наследие предков хотели бы многие народы», — подчеркнул в беседе с RT политолог, специалист по проблемам Кавказа Евгений Крутиков.

По его мнению, для Южной Осетии смена названия могла бы действительно стать переломным моментом её истории: «Вопрос не только в лингвистике, а в том, что президент, которого изберут, мог бы производить новую экономическую восстановительную программу, рассчитывая на собственные силы. Всё это можно подать как создание нового аланского государства».

Есть множество примеров, когда страны себя переименовывали из идейных соображений, продолжает эксперт.

«Конечно, народ на эмоциях проголосует в большинстве своём за, не вдаваясь в политическую составляющую. Людей раздражает само слово «Осетия», потому что оно грузинского происхождения. А так они уже могут сказать: «Мы строим новое государство — Аланию», — отметил Евгений Крутиков.

Политолог, член экспертного совета Министерства по делам национальностей Республики Северная Осетия — Алания Игорь Дулаев добавляет, что, вероятнее всего, за этим последуют расширение экономического сотрудничества России и Южной Осетии, углубление партнёрства в оборонной сфере.

Историческая конкуренция между народами Кавказа за аланское наследие выходит на новый уровень

В начале этого года новый импульс получила многолетняя дискуссия о том, какие народы на Северном Кавказе могут претендовать на статус прямых потомков алан и Аланского царства.

Инициатива Тибилова

Этот импульс связан с тем, что президент Южной Осетии Леонид Тибилов подписал указ о проведении референдума по переименованию Республики Южная Осетия в Республику Южная Осетия - Государство Алания. Референдум пройдет 9 апреля - одновременно с президентскими выборами.

Историки Южной Осетии неоднократно подчеркивали необходимость такого переименования. Поскольку в Южной и Северной Осетиях убеждены в неизбеножности объединения двух осетинских республик. И переименование в Аланию видится в Цхиванле и Владикавказе важным шагом в приближении к этой цели.

Однако мы ранее подробно писали о том, что данная инициатива не всеми однозначно воспринимается в самой Южной Осетии. Поскольку часть жителей считает, что таким образом Леонид Тибилов набирает себе политические очки перед выборами и отвлекает население от более реальных и тяжелых проблем республики.

Кроме того, подобные инициативы осетин встречают глухое неприятие у других народов Кавказа. Мы уже писали ранее о ходе давней дискуссии между тремя народностями Северного Кавказа о том, кому принадлежит аланское наследие – осетинам, ингушам или карачаево-балкарцам.

Историческая конкуренция

Напомним, что средневековое царство Алания существовало на Кавказе с начала I тысячелетия до середины XIV века, пока не пало под нашествием монголов. История его возникновения и расцвета занимает умы не только ученых, но и огромного количества общественников, блогеров и активистов Кавказа.

Поскольку считаться наследниками одного из древнейших и могущественных государств Кавказа хочется многим. Оттого, сразу три народа Кавказа – осетины, карачаево-балкарцы и ингуши претендуют на то, чтобы считаться потомками легендарного царства.

Так случилось, что осетинам в этом споре удалось в политическом отношении добиться большего. После краха Советского Союза именно осетины в 1995 году добавили к названию своей республики Северная Осетия слово Алания.

Застолбив за собой аланский бренд и в других культурных и политических нишах, осетинам удалось добиться того, чтобы большая часть россиян начала устойчиво ассоциировать с наследием древних алан именно современных осетин, как потомков древнего ираноязычного народа.

Аланская эстафета Кавказа

Однако, и другие претендующие на аланское наследие народы Кавказа преуспели немало. Так, ингушским властям удалось в 1998 году присвоить новой столице Ингушетии, заложенной четырьмя годами ранее, название – Магас.

Это решение было с дальним историко-политическим прицелом. Поскольку Магас – это название столицы древнего Аланского царства. Так, согласно средневековому автору аль-Масуди «столица царства аланов называется Ма’ас, что означает - благочестие».

Однако, свое слово в этом споре еще суждено было сказать карачаево-балкарцам, проживающим в двух соседних республиках Кавказа – Карачаево-Черкесии и Кабардино-Балкарии.

В силу многонационального характера республик их проживания, карачаевцы и балкарцы не могли подобно осетинам и ингушам, проживающим в мононациональных республиках, закрепить за собой аланское наследие политическими решениями.

Однако, свой родной язык карачаевцы и балкарцы между собой весь этот период называли аланским, а самих себя аланами. Тем не менее, это никак не фиксировало в сознании остальных народов Кавказа аланское наследие за карачаево-балкарцами.

Карачаевский протест

Однако, в ноябре 2014 года в Москве на базе Российской академии наук прошла весьма представительная Международная научная конференции "Этногенез, история, язык и культура карачаево-балкарского народа".

По итогам конференции вышло много статей, интервью, передач и сюжетов. Главной целью, ради которой и была созвана эта Конференция, было подтверждение тезиса 1959 года языковеда Умара Алиева об аланском происхождении карачаево-балкарцев.

В Северной Осетии реакция на эти претензии ингушей и карачаево-балкарцев на аланское наследие неоднозначная: одни считают, что соседи осетинского народа предпринимают попытки переписать историю, другие не видят ничего зазорного в том, что соседи хотят отождествлять себя с предками осетин.

И тут, на фоне подготовки Цхинвала к историческому для Южной Осетии референдуму по переименованию республики в Аланию, с официальным протестом против такой инициативы выступили карачаевские общественники, которые направили письмо с предостережениями министру иностранных дел Сергею Лаврову.

Руководство Конгресса карачаевского народа упирает на то, что само переименование Южной Осетии в Аланию противоречит историческим фактам, грозит тем, что эта инициатива вызовет напряжение на Кавказе в межнациональных отношениях и даже в международной сфере, как это случилось в случае с Республикой Македония.

При этом понятно и то, почему именно письмо протеста направлено в Москву, а не в Цхинвал. Поскольку все политические процессы в Южной Осетии плотно курируются из Кремля и российского Белого Дома. Этот факт еще раз подчеркнул недавний визит помощника президента России Владислава Суркова в Цхинвал.

Борис Семенов

Власти Южной Осетии пытаются переименовать ее в Аланию, играя на пророссийских настроениях, хотя территория республики в исторические границы Алании не входила, рассказали "Кавказскому узлу" кавказоведы. Они считают, что прямыми потомками алан являются осетины, а претензии на аланское наследие со стороны ингушских и чеченских исследователей назвали малообоснованными.

Как писал "Кавказский узел" , 28 декабря 2015 года президент Южной Осетии Леонид Тибилов предложил переименовать ее в Аланию. В ноябре 2016 года в администрации Тибилова заявили о многочисленных обращениях местных жителей, выступающих в поддержку этой идеи. Референдум по вопросу переименования Южной Осетии в Государство Алания назначен на 9 апреля и состоится в один день с президентскими выборами.

О границах древней Алании

Опрошенные корреспондентом "Кавказского узла" кавказоведы и историки сошлись на том, что исторические границы Алании проходили по современным территориям юга России, не затрагивая Южную Осетию.

Исторический ареал расселения алан приходился на Центральный Кавказ, современные Карачаево-Черкесию и Северную Осетию, где "сохранились древние храмы и иные свидетельства присутствия алан", рассказал корреспонденту "Кавказского узла" старший научный сотрудник Центра проблем Кавказа МГИМО Ахмет Ярлыкапов .

Доцент Высшей школы экономики Андрей Виноградов в свою очередь описал границы исторической Алании так: "они проходили по югу Краснодарского края, Карачаево-Черкесии, Кабардино-Балкарии, югу Ставрополья, Северной Осетии и, вероятно, части Ингушетии".

Однако в точности настоящие границы исторической Алании отобразить невозможно, считает заведующий отделом народов Кавказа в Институте этнологии и антропологии РАН, профессор МГУ Сергей Арутюнов .

"В труде "Осетины" (Б. Калоев, Наука, 2004) есть более или менее достоверные карты исторической Алании. Настоящей карты, которая была бы создана во времена, когда существовала Алания, никто не рисовал, а границы проводят по археологическим данным. Некоторые северную границу проводят по реке Дон, и для этого есть основания. В периоды наибольшего распространения аланы контролировали частично территорию в бассейне реки Дон. "Дон" – это и есть слово, обозначающее реку в современном осетинском языке и, безусловно, и в скифском, и в аланском языках река вообще звучала как "дон", – пояснил корреспонденту "Кавказского узла" Арутюнов.

По мнению Ахмета Ярлыкапова, инициатива с переименованием Южной Осетии в Аланию связана с надеждами руководителей республики войти в состав России.

"Я думаю, что хочется унифицировать название двух осетинских республик и таким образом в очередной раз подчеркнуть, что это фактически одна республика, один народ, и они должны быть в составе России. Я не уверен, что в России от этой идеи в восторге, и не уверен, что есть прямые указания из Москвы. Скорее, это внутренние надежды, а настроения известны: большинство населения хотело бы быть в составе РФ", – констатировал ученый.

Андрей Виноградов в свою очередь связал эту инициативу с попыткой переформатировать границы исторической Алании.

"Не углубляюсь в южноосетинскую политику, но очевидной целью мне представляется желание отождествить эту территорию как издревле принадлежащую аланам, что не подтверждается источниками. Более того, южноосетинские исследователи, работавшие над этим вопросом, например, Тогошвили, прямо говорят о том, что осетины появляются на территории современной Южной Осетии не ранее XIII века", – отметил Виноградов.

5 марта владикавказская молодежь вышла на митинг против инициативы переименования Ингушетии . Это произошло после того, как н а платформе Change.org была опубликована петиция жителя Санкт-Петербурга Алихана Цороева с призывом "Переименовать нынешнюю Республику Ингушетия в Республику Алания", которая на данный момент собрала 2 018 подписей. Власти Ингушетии и Северной Осетии заявили, что никакой речи о переименовании не ведется. Глава Северной Осетии Вячеслав Битаров потребовал найти организаторов митинга , при этом сам он присутствовал на акции - по официальной версии, чтобы не допустить эскалации.

Главным свидетельством принадлежности этноса к аланам является язык

Историческая наука в целом довольно однозначно относит осетин к потомкам алан, считают кавказоведы.

"Предположения, что осетины являются потомками алан, основаны на языке. Это восточно-иранский язык, а аланы были ираноязычными. Потому осетины являются их прямыми потомками", – сказал Ахмет Ярлыкапов.

Вместе с тем, по его словам, споров вокруг этого вопроса остается много, и "есть масса иных предположений".

Андрей Виноградов отнес южных осетин к "переселенцам с Северного Кавказа на территории Грузию", куда они прибыли "по приглашению грузинских царей в XIII веке, после монгольского нашествия".

"Что касается северных осетин, то они сближаются с аланами прежде всего по языку, потому что они сохранили иранский язык алан", – подтвердил он.

Об этом можно судить, в частности, по Надписи Зеленчукской (X век) и по пометам в одной рукописи, которая хранится в Санкт-Петербурге.

"Что касается религии, то часть осетин сохранила христианство, а часть перешла в ислам, как и другие кавказские народы. Что касается антропологии и генетики, то осетины являются такими же потомками алан, как балкарцы и карачаевцы", – рассказал корреспонденту "Кавказского узла" Виноградов.

Вопрос языка, на котором говорили аланы, остается дискуссионным, подчеркнул Сергей Арутюнов.

"Конечно, бесспорно, что наибольшая часть алан говорила на языке восточно-иранской группы, хотя это и не восток, а, скорее, северо-запад по отношению к Ирану, и эти языки родственны нынешнему осетинскому. Они распространены на востоке иранского ареала, на этом языке говорят памирские народы, ягнобцы в Таджикистане; это и древний скифский язык. На них говорили скифы, сарматы, аланы и современные осетины. Можно считать, что современный осетинский язык, иронский и дигорский диалекты ближе всего к этим языкам древних народов, хотя не абсолютно идентичны, потому что со временем языки менялись, распадались на диалекты", – пояснил Арутюнов.

Ученый также допускает, что часть алан говорила на тюркском языке.

"Некоторые утверждают, что в основном скифы говорили на тюркском, но это преувеличение, однако часть могла говорить, это вполне возможно. Очень часто значение этого преувеличивается. Тюркские ученые, которые сами говорят на тюркском, в особенности балкарские, карачаевские ученые на Кавказе, склонны приписывать алан в основном к тюркам", – отметил исследователь.

После публикации петиции о переименовании Ингушетии в Аланию на платформе Change.org появилась еще одна п етиция – с требованием переименовать Республику Северная Осетия-Алания в Республику Алания. "Пора скинуть это чуждое имя – "осетины" и обрести свое истинное имя – "аланы". Попытки переименования Осетии в Аланию предпринимались с 1992 года, но мы должны стать тем поколением, которое завершит это святое дело и положит конец историческим недоразумениям", – написал автор петиции , собравшей на данный момент 6 337 подписей.

Ингуши стали одними из многочисленных наследников аланской культуры

В культурном плане ингуши безусловно унаследовали обычаи алан, считает Сергей Арутюнов.

"Культурное наследие алан ингуши в какой-то степени хранят и сегодня. Да, в культурном отношении все народы Северного Кавказа так или иначе унаследовали кое-что от алан", – рассказал он.

Вместе с тем, по его словам, не меньше унаследовали народы Западной Европы.

"Во Франции 30 городов имеют в своем названии корень "алан", самый крупный – Алансон. Слово "Каталония" хранит в себе название готов и алан. Аланское присутствие было и в Северной Африке. Есть ученые, которые видят аланское наследие наряду с кельтским в легенде о рыцарях круглого стола и короле Артуре, и это не фантазии, это серьезные научные изыскания. Аланы оставили свой след не только на Кавказе, где непосредственными их потомками являются осетины", – подчеркнул исследователь.

По оценке Арутюнова, название "Республика Северная Осетия-Алания" – это "не спекуляция, а действительное отражение исторического факта". После разгрома монголами "Великой Алании", единственно уцелевший ее осколок сохранился именно в Северной Осетии, пояснил он.

"Кроме того, аланы также были известны под именем "ассы" или "яссы". В древнерусских источниках вы найдете лишь слово "яссы, ясыня", имеются в виду, конечно, аланы. И "Ясшаг" – область, населенная аланами, до сих пор имеется в Венгрии, хотя языка там никто уже не помнит", – отметил он.

Арутюнов уточнил, что в эпоху позднего Средневековья близкий к осетинскому язык еще звучал среди части населения Венгрии.

"И я бы сказал, что вся европейская, рыцарская традиция вооружения и обычаи во многом восходят к аланским воинским традициям", – добавил он.

Что касается народов, населяющих Северный Кавказ и Закавказье, то, например, у абхазов осталась такая частица аланского наследия, как Нартский эпос.

"Это, скорее, сказки, чем эпос. Но то, что Нартский эпос был одним из столпов аланской культуры, – это несомненно. У черкесов, кабардинцев он сохранился не в меньшей мере, отчасти он есть даже у чеченцев. Северный Кавказ – это очень пестрая в отношении языков территория, но культура в общем – это национальные вариации в целом очень общей, мощной культуры, в значительной степени продолжающей аланский путь", – пояснил Арутюнов.

Притязание на аланское наследие для любого региона является вопросом причастности к великой истории, считает Андрей Виноградов.

"Аланы были одним из самых могущественных народов на Северном Кавказе в средние века, и их имя – это знак престижа, так как они оказали культурное воздействие на все народы Северного Кавказа, в том числе благодаря Нартскому эпосу, усвоенному не только аланскими народами Северного Кавказа", – отметил исследователь.

В ходе своего тысячелетнего обитания на Северном Кавказе, продолжил он, аланы неизбежно включили в себя и часть нахских племен: чеченцев, ингушей, кистинцев.

"Они их покорили, и нахская составляющая у них присутствовала. Мы знаем, что на территории Ингушетии встречаются погребения, приписываемые аланам, хотя материальная культура далеко не всегда связана с этнической идентичностью", – отметил Андрей Виноградов.

Он полагает, что в действиях ингушского руководства усматривается желание претендовать на престижное имя алан, как это случилось "со строительством нового города Магас, в то время когда месторасположение древнего Магаса неизвестно".

Современный Магас строился с 1996 по 1998 год. По решению первого президента республики Руслана Аушева город на месте столицы средневековой Алании был возведен специально для того, чтобы стать вместо Назрани новой столицей Ингушетии.

Язык и архитектура ингушей не имеют прямой связи с аланскими

Ингуши, по мнению Сергея Арутюнова, вряд ли могут претендовать на Северном Кавказе на наследие алан.

"Ингуши говорят на одном из нахско-дагестанских языков, а на этих языках говорят коренные народы Дагестана, кроме кумыков и ногайцев, чеченцы и ингуши. Очевидно, им родственны урарту-хурикские языки, и остались на нем клинописные надписи. Опять-таки, степень близости чеченского и урартского очень часто преувеличивается в политических целях, но близость, родство – несомненно есть. Однако это совсем другая группа языков, с другим строем, идеологией, с иной системой мышления, отражающейся в языке", – сказал Арутюнов.

Историк называет "околонаучными" попытки трактовать встречающиеся аланские надписи на одном из нахских языков.

"Есть некоторые чеченские ученые, которые пытаются дошедшие до нас от аланского языка малочисленные надписи трактовать как надписи на одном из нахских языков или языке, близком к нахским. Однако у этого нет научных оснований", – подчеркнул он.

При всей фрагментарности этих надписей нет сомнения, что они написаны на языке, близком к современному осетинскому и таким образом, относящимся к восточно-иранской группе языков, уверен Арутюнов.

"Серьезные лингвисты этим не занимаются. И здесь, скорее, речь об околонаучных авторах, пытающихся политические спекуляции обосновать лингвистическими данными. Так, скажем, с какими только языками не увязывали шумерский язык, но это не научные, а околонаучные спекуляции", – заключил Сергей Арутюнов.

Архитектурные свидетельства также говорят об ином, не аланском происхождении храмов на территории современной Ингушетии, считает Андрей Виноградов.

"Аланы вобрали в себя часть нахского населения, и на территории Ингушетии встречаются аланские могильники. Однако если мы посмотрим даже на христианство на территории Ингушетии, оно совсем не такое, какое у алан, принявших его от Византии через Абхазию, а совсем другого типа, что особенно проявляется в архитектуре, которая пришла с территории Грузии", – указал Виноградов.

Напомним, власти Грузии уже выступили против переименования Южной Осетии , расценив проведение референдума в республике как покушение на государственный суверенитет Грузии.

Президент Южной Осетии подписал указ о проведении референдума по переименованию республики в Южную Осетию-Аланию. Плебисцит пройдет в день выборов президента 9 апреля. Леонид Тибилов выступил с данной инициативой в декабре 2015 года.

В указе югоосетинского президента Леонида Тибилова говорится:

«Руководствуясь стремлением народа Республики Южная Осетия к восстановлению древнего названия своего государства как неотъемлемой части культурно-исторического наследия и своей идентичности, основываясь на исторической и духовной преемственности между поколениями и отдавая дань благодарной памяти тем, кто героически защищал и сохранил земли предков для ныне живущих, обращаясь к историческим истокам возрожденной традиции аланской государственности, признавая ее преемственность и стремясь укрепить основы ее надежной будущности, в соответствии с пунктом 16 статьи 50 Конституции Республики Южная Осетия я подписал Указ о назначении референдума Республики Южная Осетия. Референдум о восстановлении исторического названия нашего государства будет проведен на всей территории Республики Южная Осетия в воскресенье 9 апреля 2017 года».

No media source currently available

0:00 0:05:07 0:00

В отдельном окне

Идею переименования Южной Осетии в Южную Осетию-Аланию поддерживают многие как в Цхинвале, так и во Владикавказе. Впрочем, некоторые мои собеседники усмотрели в совмещении президентских выборов с референдумом грамотный предвыборный ход, способный принести дополнительные голоса действующему президенту.

В 1994 году первый президент Северной Осетии Ахсарбек Галазов в сложных общественно-политических условиях принял принципиальное решение и переименовал республику в Северную Осетию-Аланию. Тогда в России был кризис, были остры последствия осетино-ингушского конфликта, и осетинский народ нуждался в объединяющей национальной идее.

Лидер фонда содействия межнациональным отношениям «Осетия» Лев Лалиев считает, что этот шаг необходимо было предпринять давно:

«Это надо было делать раньше. Не сейчас, перед выборами президента, а после его победы в 2012-м, когда Тибилов только стал президентом. Это большой шаг для сближения и объединения. Чтобы наш народ не оставался разделенным, нужно и название общее республикам установить. Каждый человек стремится оставить после себя что-то хорошее. Сохранит свой пост Леонид Тибилов – это для него плюс, но даже если его не выберут, все равно это для него плюс. Под именем Алании мы должны стремиться к объединению».

Лидер Компартии Южной Осетии Станислав Кочиев говорит, что идея переименования республики «витала в воздухе» и Леонид Тибилов предложил ее еще в 2015 году, «потому что процессы должны проходить параллельно с Северной Осетией». Говорит Станислав Кочиев:

«Осетины – прямые потомки и наследники алан. Сейчас много появилось претендентов на это наследство из наших соседей. Но мы – наследники и культурного, и нравственного, и материального богатства. Мы должны вернуть свое историческое название, но сохранить Осетию тоже должны, весь мир знает нас как осетин сейчас. Совмещение референдума с выборами президента – это экономия финансов, в материальном плане – наименее затратное дело. Уверен, что референдум привлечет избирателя к урнам, повысит явку 9 апреля».

Сторонник экс-президента Эдуарда Кокойты Таймураз Кокоев поддерживает инициативу президента, однако считает, что для укрепления национального самосознания одного переименования недостаточно:

«Я считаю, что нынешняя югоосетинская власть реагирует на попытки наших восточных соседей, настойчиво пытающихся претендовать на аланское наследие, однако одно переименование в Аланию социально-экономическое положение населения обеих осетинских республик не поменяет. Должна быть конкретная программа возрождения Алании, в том числе духовного и культурно-идеологического. Возрождение должно произойти в самосознании каждого из нас, кто считает себя аланом. Одного переименования недостаточно. Политики, которые берутся переименовывать республику в Аланию, ответственны за дальнейшее развитие этой идеи, за возрождение Алании».

Публицист и политолог Леонид Кочиев считает, что решение югоосетинского президента о проведении референдума в день президентских выборов служит повышению рейтинга Леонида Тибилова:

«Абсолютно убежден, что совмещение референдума о переименовании Южной Осетии с выборами президента – это пиар-ход. Не берусь утверждать, хорошо это или плохо. Зачем переименовывать в Аланию. Ирыстон изначально означает страна ариев, наших предков, и это доказано европейской и мировой наукой. Алания звучит, но тогда почему бы не назваться Скифией, Сарматией. Есть страна ариев – Ирыстон, я могу предложить варианты названия Аланская республика Ирыстон или Ас-Аланская республика Ирыстон, убежден, что название «Ирыстон» обязательно должно остаться в названии нашего государства».

Североосетинский общественный деятель Тамерлан Цомаев считает закономерным переименование Южной Осетии:

«В перспективе воссоединение юга и севера Осетии неизбежно, поэтому южную часть Осетии также надо переименовать. И тогда Осетия-Алания будет единой в составе России».

В соответствии с пунктом 16 статьи 50 Конституции референдум состоится по вопросу: «Согласны ли Вы с внесением изменений в часть 1 статьи 1 Конституции Республики Южная Осетия, изложив ее в следующей редакции: 1. Республика Южная Осетия – Государство Алания – суверенное демократическое правовое государство, созданное в результате самоопределения народа Республики Южная Осетия. Названия Республика Южная Осетия и Государство Алания равнозначны».

Текст содержит топонимы и терминологию, используемые в самопровозглашенных республиках Абхазия и Южная Осетия