Кузьма Минин. Обращение к народу. Обращение козьмы минина к новгородцам

Как со знамени Победы эти геростраты убрали основные символы – серп и молот, так и из празднования Великой даты убрали саму ее суть – Обращение Козьмы Минина к Новгородцам. Неуютно чувствовали бы себя современные государственные управители, если бы каждый гражданин знал, каким воззванием подняли Минин и Пожарский своих современников на освободительную борьбу.

История повторяется. Развитие общества идет по спирали. И как злободневен представленный ниже текст первоисточника!

Обращение Козьмы Минина к Новгородцам

Мужие, братие, вы видите и ощущаете, в какой великой беде все государство ныне находится, и какой страх впредь, что легко можем в вечное рабство поляков, шведов или жидов впасть, через которое не токмо имения, но и живота многие уже лишились и впредь наипаче все обстоятельства к тому.

А причина тому не иная, как от великой зависти и безумия, в начале между главными государственными управлениями, произшедшая злоба и ненависть, которые, забыв страх Божий, верность к Отечеству и свою честь, и славу предков своих, един другого гоня, неприятелей Отечества в помощь призвали, чужестранных государей.

Иные же различных воров, холопей и всяких бездельников, царями и царевичами имяновав, яко государям крест целуют. А может, кто еще турецкого или жидовского для своей токмо малой и скверной пользы избрать похочет? Которые, вошедши уже в Москву и другие грады, с обе стороны побрали казну так великую, чрез многие годы разными государями собранную, растащили.

Однако же ослабевать и унывать не надобно, но призвав на помощь всещедрого Бога, свой ревностный труд прилагать и согласясь единодушно, оставляя свои прихоти, своего и наследников своих избавления искать, не щадя имения и живота своего.

Правда, может кто сказать: что мы можем сделать, не имея ни денег, ни войска, ни воеводы способного? Но я мое намерение скажу. Мое имение, все, что есть, без остатка, готов я отдать в пользу и сверх того заложа дом мой, жену и детей, готов все отдать в пользу и услугу Отечеству, и готов лучше со всею моей семьею в крайней бедности умереть, нежели видеть Отечество в поругании и от врагов в обладании.

И ежели мы все равное намерение возъимем, то мы денего, по крайней мере к началу, довольно иметь можем, а затем, видя такую нашу к Отечеству верность, другие от ревности или за стыд и страх помогать будут. И, ежели сие так исполните, то я вас уверяю, что мы с помощью всемогущего Бога можем легко большую, паче всех богатств, спокойность совести и безмерную славу себе и своих наследников присовокупить, врагов погубить и невинно проливающих кровь нашу захватчиков усмирить.

Добро пожаловать!

Вы находитесь на главной странице Энциклопедии Нижнего Новгорода - центральном справочном ресурсе региона, выходящем при поддержке общественных организаций Нижнего Новгорода .

В настоящий момент Энциклопедия представляет собой описание региональной жизни и окружающего её внешнего мира с точки зрения самих нижегородцев. Здесь Вы свободно можете публиковать материалы информационного, коммерческого и личного характера, создавать удобные ссылки вида и вносить свое мнение в большинство существующих текстов. Особое внимание редакция Энциклопедии уделяет авторитетным источникам – сообщениям влиятельных, информированных и успешных нижегородских персон .

Приглашаем ввести больше нижегородской информации в Энциклопедию, стать экспертом , и, возможно, одним из администраторов .

Принципы Энциклопедии:

2. В отличии от Википедии, в Нижегородской Энциклопедии может быть информация и статья про любое, даже самое малое нижегородское явление. Кроме того не требуется наукообразность, нейтральность и тому подобное.

3. Простота изложения и естественный человеческий язык – основа нашего стиля и всячески приветствуется, когда помогают донести правду. Статьи энциклопедии призваны быть понятными и приносить практическую пользу.

4. Допускаются разные и взаимоисключающие точки зрения. Про одно и то же явление можно создавать разные статьи. Например – положение дел на бумаге, в реальности, в народном изложении, с точки зрения определенной группы лиц.

5. Аргументированное народное слово имеет всегда приоритет над административно-канцелярским стилем.

Читайте основные положения

Приглашаем вас написать статьи – о нижегородских явлениях в которых вы по вашему мнению разбираетесь.

Статус проекта

Нижегородская энциклопедия является полностью независимым проектом. ЭНН финансируется и поддерживается исключительно частными лицами и развивается активистами, на некоммерческой основе.

Официальные контакты

Некоммерческая Организация «Открытая Нижегородская Энциклопедия » (самопровозглашенная организация)

Из речи Козьмы Минина перед нижегородцами

Мужие, братие, вы видите и ощущаете, в какой великой беде все государство ныне находится и какой страх впредь, что легко можем в вечное рабство поляков, шведов или татар впасть. Через которое не токмо имения, но и живота своего многие уже лишились, и впредь наипаче все обстоятельства к тому, паче же ко утеснению и разорению предложит. А причина тому не иная, как от великой зависти и безумия, в начале междо главными государственными управители произошедшая злоба и ненависть, которые, забыв страх Божий, верность к отечеству и свою честь и славу предков своих, един другаго гоня, неприятелей отечества в помощь призвали чужестранных государей, тот польского, другой шведского. Иные же различных воров, чернецов, холопей, Козаков и всяких бездельников царями и царевичами имяновав, яко государям крест целуют. А, может, кто еще татарского или турецкого для своей такмо малой и скверной пользы избрать похочет…

Может кто сказать: что мы можем зделать, не имея ни денег, ни войска, ни воеводы способнаго? Но я мое намерение скажу. Мое имение, все, что есть, без остатка готов я отдать в пользу и сверх того, заложа дом мой, жену и детей, готов все отдать в пользу и услугу отечества. И готов лучше со всею моею семьею в крайней бедности умереть, нежели видеть отечество в поругании и от врагов в обладании…

Документ 4.

Из введения к Соборному уложению (1649 г.)

… Указал государь, по совету с патриархом Московским и всея Руси, и бояре приговорили выбрати из стольников, и из стряпчих, и из дворян московских и из жильцов, из чину по два человека; также всех городов из дворян и из детей боярских взяти из больших городов опричь Новагорода, по два человека; а из Новгородцев с пятины, по человеку; а из меньших городов по человеку; а из гостей трех человек; а из гостиные и суконные сотен по два человека; а из черных сотен и слобод, и из городов и посадов по человеку, добрых и смышленых людей, чтобы его государево царственное и земское дело с теми со всеми выборными людьми утвердити, и на мере поставити, чтобы те все великия дела, по нынешнему его государеву указу и соборному уложению, впредь были ничем нерушимы.

Документ 5.

Из Новоторгового устава (1667 г.)

42. На Москве и в городех всем иноземцам никаких товаров врозь не продавать; а будет учнут врозь продавать, и те товары имати на великого государя.

56. А буде которые иноземцы похотят товары свои от города возить к Москве и в иные города, и им платить с тех заморских товаров у Архангельского города проезжих пошлин по гривне с рубля золотыми и ефимками для того, что русские люди и московские иноземцы пятину и десятину и всякие подати платят и службы служат, а иноземцы ничего не платят.

61. А Московским купецким людям в порубежных во всех городех и на ярмарках торговати с иноземцы всякими товарами вольно…

Вопросы к документам:

    Сравните документ 1 с аналогичными документами конца XVI – начала XVII вв. В чем сходство и в чем принципиальное различие между ними?

    Почему в своей крестоцеловальной записи Василий Шуйский постоянно ссылается на кровное родство с Рюриком, Александром Невским, Римским императором? Какие положения этого документа Вам представляются наиболее значимыми, почему?

    В чем видит К. Минин причины ослабления государственности в России и как предлагает исправить положение?

    На основании документа 4 покажите социальный состав и примерный удельный вес различных социальных категорий участников Земского Собора 1649 г.

    Какие права на торговлю по Новоторговому уставу имели иностранные купцы: иностранцы, живущие в Москве и имевшие разрешение на торговлю; русские купцы? Чем можно объяснить такую градацию?

Тема 5. Россия в XVIII веке - веке модернизации и просвещения.

Документ 1.

Из Указа Петра I о единонаследии (1714 г.)

1. Всем недвижимых вещей, то есть родовых, выслуженных и купленных вотчин и поместий, также и дворов, и лавок не продавать и не закладывать, но обращаться оным в род таким образом:

2. Кто имеет сыновей, и ему же аще хочет, единому из оных дать недвижимое чрез духовную, тому в наследие и будет; другие же дети обоего пола да награждены будут движимыми имениями, которые должен отец их или мать разделити им при себе, как сыновьям, так и дочерям, колико их будет по своей воли, кроме одного, который в недвижимых наследником будет… То же разумеется и о дочерях.

Документ 2.

Его царское величество, всемилостивейший наш государь, по примерам других христианских областей, всемилостивейшее намерение воспринять изволил, ради порядочного управления государственных своих дел, и исправного исчисления приходов, и поправления полезной юстиции и полиции, ради возможного охранения своих верных подданных, и содержания своих морских и сухопутных войск в добром состоянии, такоже коммерций, художеств и мануфактур, и доброго учреждения пошлин и прочих государственных нужд, следующие к тому потребные и надлежащие государственные коллегии учредить. А именно: Иностранных дел, Воинская, Адмиралтейская, Камор-, Юстиц-, Ревизион-, Коммерц, Штатс-контор-, Берг- и Мануфактур-коллегии.

Гл.III. О назначенных к сиденью днях и часах.

Коллегиям сидение свое иметь во всякой неделе, кроме воскресных дней, и Господних праздников, и государских ангелов, в понедельник, во вторник, в среду, в пятницу, а в четверток обыкновенно президентам в Сенатскую палату съезжаться, в самые кратчайшие дни в шестом часу, а в долгие – в восьмом часу, и быть по пять часов. А ежели важные дела случатся, то долженствует, несмотря на помянутое время и часы, съезжаться за час до судей, а за всякий раз небытия месяц, а за час недосидения – неделя вычета жалованья.

Гл. V – О докладах в коллегии.

Сколь скоро коллегиум соберется, хотя и не все, но большая часть членов: то доносит и чтет секретарь все в надлежащем порядке, а именно: перво публичные государственные дела, касающиеся его царского величества интереса, потом приватные дела…

Гл. IX – О свободных днях от трудов.

Коллегии имеют среди лета отдохновения от трудов и при том свободу на четыре недели ехать летним увеселением забавляться; однако ж всем членам вдруг отлучиться не надлежит, також де надлежит коллегиям декабря от 25, января до 7 дня, В Великий пост первую и страстную, сырную и светлую недели от дел, кроме самых нужд, иметь свободу.

Гл. XXIII – О камор аудиенции (или судейского правления)

Каморы аудиенции коллегий надлежит добрыми коврами и стулами убрать, и стол, при котором коллежные члены сидят, добрым сукном покрыть, и пред всяким членом чернильнице со всею принадлежностию, и над столом балдахину, и на стене добрым часам поставленным быть; вышеупомянутый стол стоит посредине каморы. Секретарский стол на правой, а нотариусов протокольный стол на левой стороне; однако ж ни в какой коллегии престол для его величества не поставляется.

Гл. XXV – Надзирание на поступки служителей.

Президенты и вице-президенты имеют смотреть, чтоб служители в коллегиях, канцеляриях и конторах должность свою знали; и хотя главное дело в том состоит, чтоб каждый свое дело знал и верно и прилежно оное отправлял, то, однако ж, надлежит, чтоб вышние над поступками и обхождением подчиненных своих служителей надзирание имели и каждого к добродетели и достохвальному любочестию побуждали, чтоб безбожного жития не имели, также пития и игры, лжи и обманства удерживали, и чтобы в одежде чисто содержались, а в обхождении недерзостно поступали. Буде же увещание и обучение не поможет и надежды ко исправлению не будет, то такого служителя наказать отнятием чина или весьма отставить.

Документ 3.

Глава XIV. О власти магистратской.

… Магистраты губернаторам и воеводам не должны подчинены быть в том, что до градского суда и экономии касается, також не надлежит ни гражданскому ни военному начальнику, гражданина к своему суду (в канцелярию) показывать; но надлежит на такого мещанина в магистрате бить челом, и по гражданским правам у гражданского начальства суда на него искать… А ежели кто из магистрата в вверенной ему службе покажет тщательное радение, и во все время содержит себя честно, таковым позволяется его царскому величеству бить челом, которые по заслугам могут быть пожалованы шляхетством…

Документ 4.

«Кондиции» императрицы Анны Иоанновны (1730 г.)

… Обещаемся, что понеже целость и благополучие всякого государства от благих советов состоит, того ради мы ныне уже учрежденный верховный тайный совет в восьми персонах всегда содержать и без оного верховного тайного совета согласия:

    Ни с кем войны не всчинять.

    Миру не заключать.

    Верных наших подданных никакими новыми податями не отягощать.

    В знатные чины, как в стацкие, так и в военные, сухопутные и морские, выше полковничья ранга не жаловать, ниже к знатным делам никого не определять, и гвардии и прочим полкам быть под ведением Верховного Тайного Совета.

    У шляхетства живота и имения и чести без суда не отымать.

    Вотчины и деревни не жаловать.

    В придворные чины, как русских, так и иноземцев, без совету Верховного Тайного Совета не производить.

    Государственные доходы в расход не употреблять… И всех верных своих подданных в неотменной своей милости содержать. А буде чего по сему обещанию не исполню и не додержу, то лишена буду короны российской.

Документ 5.

Из указа Анны Иоанновны «О прикреплении рабочих к фабрикам и заводам и о даровании фабрикантам права ссылать рабочих в дальние города и на Камчатку» (7 января 1736 г.)

… 1. Всех, которые по ныне при фабриках обретаются, и обучались какому-нибудь мастерству, принадлежащему к тем фабрикам и мануфактурам, а не в простых работах обретались, тем быть вечно при фабриках…

2. Впредь на тех фабриках и мануфактурах всяким мастерствам обучать и в мастера производить из детей вышеписанных, отданных им вечно.

3. Которые по ныне на тех фабриках и мануфактурах были в черных работах, тех всех отдать, чьи они были..

4. Которые при нынешней при фабриках переписи показали, что из каких чинов отцы и дети их, не знают, чем ныне быть по тому ж при фабриках…

Документ 6.

Из указа Елизаветы Петровны о праве помещиков ссылать крепостных крестьян в Сибирь (13 декабря 1760 г.)

… Поскольку в Сибирской губернии и Иркутской провинции, в Нерчинском уезде, состоят к поселению и хлебопашеству весьма удобные места, которых к заселению государственный интерес требует. Того ради Правительственный Сенат приказали: 1) Кто из помещиков пожелает своих людей и крестьян, так же и женский пол, которые вместо должных по своим званиям услуг, воровством, пьянством, и прочими непристойными предерзостными проступками, многие вред, разорения, убытки и беспокойства приключают; таковых за оные непотребства, однако ж годных к крестьянской и другой работе, летами не старее 45 лет, отдавать к объявленному поселению…

Документ 7.

Из манифеста о даровании вольности и свободы всему российскому дворянству Петра III (18 февраля 1762 г.)

… 1. Все находящиеся в разных наших службах дворяне могут оную продолжать, сколь долго пожелают, и их состояние им дозволит, однако ж военные ни во время кампании, ниже пред начатием оной за три месяца от увольнения из службы… просить да не дерзают

4. … Кто ж, будучи уволен из нашей службы, пожелает отъехать в другие европейские государства, таким давать нашей иностранной коллегии надлежащие паспорты…

9. … Мы нашим императорским словом наиторжественнейшим образом утверждаем, на всегда сие свято и нерушимо содержать в постановленной силе и преимуществах…

Документ 8.

Наказ Екатерины II «О комиссии по составлению проекта нового уложения (1767 – 1768 гг.)

    Государь есть самодержавный; ибо никакая другая, как только соединенная в его особе, власть не может действовать сходно с пространством столь великого государства.

    Всякое другое правление не только было бы России вредно, но и в конец разорительно.

    Другая причина та, что лучше повиноваться законам под одним господином, нежели угождать многим.

33. Надлежит, чтобы законы, поелико возможно, предохраняли безопасность каждого, особо гражданина.

34. Равенство всех граждан состоит в том, чтобы все подвержены были тем же законам.

36. Общественная или государственная вольность не в том состоит, чтоб делать все, что кому угодно.

39. Государственная вольность в гражданине есть спокойство духа, происходящее от мнения, что всяк из них собственною наслаждается безопасностию: и чтобы люди имели сию вольность, надлежит быть закону такову, чтоб один гражданин не мог бояться другого, а боялися бы все одних законов.

222. Самое надежнейшее обуждание от преступлений есть не строгость наказания, но когда люди подлинно знают, что преступающий законы непременно будет наказан.

250. Гражданское общество, так как и всякая вещь, требует известного порядка; надлежит тут быть одним, которые правят и повелевают, а другим, которые повинуются.

295. Не может земледельство процветать тут, где никто не имеет ничего собственного.

296. Сие основано на правиле весьма простом: «Всякий человек имеет более попечения о своем собственном, нежели о том, что другому принадлежит; и накакого не прилагает старания о том, в чем опасаться может, что другой у него отымет».

299. Не худо бы было давать награждение земледельцам, поля свои в лучшее пред прочими приведшими состояние

496. Гонение человеческие умы раздражает, а дозволение верить по своему закону умягчает и самые жестокие сердца и отводит их от заматерелого упорства, утушая споры их, противные тишине государства и соединению граждан.

Документ 9.

1.Дворянское название есть следствие, исключающее от качества и добродетели наличествовавших в древности мужей, отличавших себя заслугами, тем обращая самую службу в достоинство, приобрели потомству своему нарицание благородное.

2. … да и пребудет навеки благородное дворянское достоинство неотъемлемо наследственно и потомственно тем честным родам, кои оным пользуются…

8. Без суда да не лишится благородный, окромя своими равными…

12. Да не судится благородный, окромя своими равными…

15. Телесное наказание да не коснется благородного.

20. … Во всякое таковое Российскому самодержавию нужное время, когда служба дворянства общему добру нужна и надобна, тогда всякий благородный дворянин обязан по первому позыву от самодержавной власти не щадите ни труда, ни самого живота для службы государственной.

26. Благородным подтверждается право покупать деревни.

27. Благородным дозволяется иметь фабрики и заводы по деревням…

37. Нашим верноподданным дворянам жалуем дозволение собираться в той губернии, где жительство имеют и составить дворянское общество в каждом наместничестве и пользоваться правами, выгодами, отличностями и преимуществами…

39. Собранию дворянства в наместничестве дозволяется избрать губернского предводителя дворянства той губернии…

40. Десять заседателей (Верховного земского суда и заседатели Советного суда, уездного суда и Нижнего земского суда) выбираются через всякие года дворянством всех уездов…

Документ 10.

Из Манифеста императора Павла I о непринуждении крестьян работать в воскресные дни (5 апреля 1797 г.)

Закон Божий научает нас седьмый день посвящать Ему; почему в день настоящий, торжеством веры христианской прославленный, и в который мы удостоилися воспринять священное миропомазание и царское на прародительском престоле нашем венчание, почитаем долгом нашим пред творцом и всех благ подателем подтвердить во всей империи нашей о точном и непременном сего закона исполнении, повелевая всем и каждому наблюдать, дабы никто и ни под каким видом не дерзал в воскресеные дни принуждать крестьян к работам…

Вопросы к документам:

    В чем Вы видите смысл принятия Петром I указа о единонаследии? В чьих интересах он был принят?

    Какие новые нормы устанавливал Генеральный регламент?

    Чем можно объяснить тот факт, что утверждение самодержавия и предоставление относительно широких прав магистратам приходится на один и тот же год?

    Какие последствия могло иметь следование Анной Иоанновной требованиям подписанных ею кондиций?

    Дайте оценку указу Анны Иоанновны о закреплении рабочих за фабриками и мануфактурами.

    Какие социальные последствия имело принятие Манифеста о вольности дворянской?

    На основе анализа документов эпохи Екатерины II раскройте понятие «просвещенного абсолютизма».

    О чем свидетельствует принятие Павлом I указа о запрещении принуждения крестьян к труду по воскресным дням? Чьим интересам он отвечал, а чьим нет?

Тема 6. Россия в первой половине XIX века.

Документ 1.

Член Негласного комитета П. А. Строганов о возможной реакции в обществе на ограничение полного произвола крепостников (1801 г.)

… Что может быть причиною опасного волнения? Или партия, или недовольные лица. Какие у нас к тому элементы? Народ и дворянство. Что такое это дворянство, каков его состав, каков его дух? Дворянство у нас составилось из множества людей, сделавшихся дворянами только службою, не получивших никакого воспитания, все мысли которых направлены к тому, чтобы не постигать ничего выше власти императора, ни право, ни закон, ничто не может породить в них идеи о самомалейшем сопротивлении. Это сословие самое невежественное, самое ничтожное и в отношении к своему духу – наиболее тупое; вот приблизительная картина Большей части нашего сельского дворянства. Те же, которые получили несколько тщательное воспитание, немногочисленны и по большей части проникнуты духом, нисколько несклонным противодействовать каким бы то ни было мерам правительства. Дворяне, усвоившие настоящее понятие о справедливости, будут сочувствовать предположенной мере; прочие же, хотя в большинстве, не подумают ни о чем, а только поболтают. Большая часть дворянства, состоящего на службе, к несчастью, ищет в исполнении распоряжений правительства свои личные выгоды, и очень часто служит, плутуя, но не сопротивляясь. И так – одна часть нашего дворянства живет по деревням, пребывая в глубоком невежестве, а другая – на службе проникнута духом вовсе неопасным. Значительных собственников нечего бояться…

Документ 2.

Из указа о свободных хлебопашцах (1803 г.)

1. Если кто из помещиков пожелает отпустить, благоприобретенных или родовых крестьян своих по одиночке, или и целым селением на волю, и вместе с тем утвердить им участок земли или целую дачу: то сделав сними условия, какие по обоюдному согласию признаются лучшими, имеет представить их при прошении своем через губернского дворянского предводителя к министру внутренних дел для рассмотрения и представления нам (императору)…

2. Таковые условия, сделанные помещиком с его крестьянами и у крепостных дел записанные, сохраняются как крепостные обязательства свято и нерушимо. По смерти помещика законный его наследник, или наследники, вступают во все обязанности и права, в сих условиях означенные…

9. Поелику крестьяне таковые имеют недвижимую собственность: то и могут они входить во всякие обязательства; и указы 1761 и 1765 годов, запрещающие крестьянам без дозволения их начальств вступать в условии, на них не простираются…

Документ 3.

Из «Конституции» Н. М. Муравьева (1821 – 1822 гг.)

16. Крепостное состояние и рабство отменяются. Разделение между благородными и простолюдиными не принимается – поелику оно изображение гордости и высокомерия и противно христианской вере – по которой все люди братья, все рождены благо, ибо рождены по воле Божией – все рождены для блага и все просто люди , ибо все перед ним слабы.

17. Всякий имеет право излагать невозбранно свой мысли и чувства и сообщать их посредством печати своим соотечественникам…

24. Право собственности, заключающее в себе одни вещи, священно и неприкосновенно. Церковные земли остаются навсегда за ними.

25. Земли помещиков остаются за ними… Особый закон определит вознаграждение, которое обязаны им сделать поселяне, которые вздумают оставить свое селение и переселиться в другое место – за временное прервание в порядке получения доходов, с возделываемой сими поселянами земли…

30. Военные поселения немедленно уничтожаются…

32. Разделение людей на 14 классов отменяются…

Документ 4.

Из «Русской правды» П. И. Пестеля

… 1. Если у помещика имеется 10000 десятин земли или более, тогда отбирается у него половина земли без всякого возмездия…

2. Если у помещика имеется менее 10000, но не менее 5000 десятин земли, тогда за отбираемую половину земли дается ему возмездие, состоящее в таком числе десятин, чтобы итог возмездной земли и за ним остающейся земли составлял всего-навсего 5000 десятин

3. Если у помещика имеется менее 5000 десятин земли, тогда ему дается за отбираемую для волости землю такое же точно число десятин возмездной земли.

4. Число десятин возмездной земли может быть выдано из казны помещику деньгами или натурою. Если выдаваться будет деньгами, то ценность определится показанием волости или помещика…

Документ 5.

С. С. Уваров о теории официальной народности (1843 г.)

… Искренно и глубоко привязанный к церкви отцов своих, русский искони взирал на нее, как на залог счастия общественного и семейного.

Без любви к вере предков, народ, как и частный человек, должен погибнуть. Русский, преданный отечеству, столь же мало согласится на утрату одного из догматов нашего ПРАВОСЛАВИЯ, сколь и на похищение одного перла из венца Мономахова.

САМОДЕРЖАВИЕ составляет главное условие политического существования России. Русский колосс упирается на нем, как на краеугольном камне своего величия. Эту истину чувствует неисчислимое большинство подданных вашего величества: они чувствуют ее в полной мере, хотя и поставлены на разных степенях гражданской жизни и различествуют в просвещении и в отношении к правительству.

Спасительное убеждение, что Россия живет и охраняется духом самодержавия сильного, человеколюбивого, просвещенного, должно проникать в народное воспитание и с ним развиваться. Наряду с сими двумя национальными началами находится и третье, не менее важное, не менее сильное – НАРОДНОСТЬ. Вопрос о народности не имеет того единства, как предыдущий; но тот и другой проистекают из одного источника и связуются на каждой странице истории русского царства. Относительно к народности все затруднение заключалось в соглашении древних и новых понятий; но народность не заставляет идти назад или останавливаться, она не требует неподвижности в идеях. Государственный состав, подобно человеческому телу, переменяет наружный вид свой по мере возраста; черты изменяются с летами, но физиономия измениться не должна.

Документ 6.


Я предлагаю Минина расплавить...
Пожарского. Зачем им пьедестал?
Довольно нам двух лавочников славить,
Их за прилавками Октябрь застал.

Случайно им мы не свернули шею.
Я знаю: это было бы под стать.
Подумаешь - они спасли Расею!
А может, лучше было б не спасать?

Джек (Яков Моисеевич) Алтаузен

Мужие, братие, вы видите и ощущаете, в какой великой беде все государство ныне находится и какой страх впредь, что легко можем в вечное рабство поляков, шведов или жидов впасть, через которое не токмо имения, но и живота многие уже лишились и впредь наипаче все обстоятельства к тому. Паче же ко утеснению и разорению законов Руси и веры Православной церкви утеснению и разорению предлежат. А причина тому не иная, как от великой зависти и безумия, в начале между главными государственными управителями, произошедшая злоба и ненависть, которые забыв страх Божий, верность к Отечеству и свою честь и славу предков своих, един другого гоня, неприятелей Отечества в помощь призвали, чужестранных государей. Иные же различных воров, холопей и всяких бездельников, царями и царевичами имяновав, яко государям крест целуют. А может, кто еще турецкого или жидовского для своей токмо малой и скверной пользы избрать похочет? Которые, вошед, уже в Москву и другие многие грады по обе стороны побрали, казну так великую, чрез многие грады разными государями собранную, растащили, церкви и монастыри разорили и разоряют.

Однако же ослабевать и унывать не надобно, но призвав на помощь всещедрого Бога, свой ревностный труд прилагать и, согласясь единодушно, оставя свои прихоти, своего и наследников своих избавления искать, не щадя имения и живота своего. Правда, может кто сказать что мы можем сделать не имея ни денег, ни войска, ни воеводы способного? Но я мое намерение скажу. Мое имение, все, что есть, без остатка, готов я отдать в пользу и сверх того заложа дом мой, жену и детей, готов все отдать в пользу и услугу Отечеству, и готов лучше со всею моею семьею в крайней бедности умереть, нежели видеть Отечество в поругании и от врагов в обладании.

И ежели мы все равное намерение возъимеем, то мы денег, по крайней мере к началу, довольно иметь можем, а затем, видя такую нашу к Отечеству верность, другие от ревности или за стыд и страх помогать будут. И ежели сие так исполните, то я вас уверяю, что мы с помощью всемогущего Бога можем легко большую, паче всех богатств, спокойность совести и бессмертную славу себе и своих наследников присовокупить, врагов погубить и невинно проливающих кровь нашу захватчиков усмирить.

Обращение Кузьмы Минина к народу в 1611 году в Кремле, в Спасо-Преображенском соборе.
________________________

МИНИН Кузьма - (полное имя Кузьма Минич Захарьев Сухорукий) - русский национальный герой, организатор и один из руководителей Земского ополчения 1611-1612 в период борьбы русского народа против польской и шведской интервенций. Свои знаменитые призывы к освободительной борьбе Минин начал среди посадских людей, которые горячо его поддержали. Затем его поддержал городской совет Нижнего Новгорода, воеводы, духовенство и служилые люди. По решению городского совета назначили общее собрание нижегородцев. Жители города по колокольному звону собрались в Кремле, в Спасо-Преображенском соборе. Сначала состоялась служба, после которой протопоп Савва выступил с проповедью, а затем к народу обратился Минин с призывом встать на освобождение Русского государства от иноземных врагов.

«…И какая хвала будет нам от всей земли Русской, что от такого малого города, как наш, произойдет такое великое дело; я знаю: только мы на это подвигнемся, как многие города к нам пристанут, и мы вместе с ними дружно избавимся от иноземцев».

Кузьма Минин

Кузьма Минин родился в конце XVI века. О его происхождении и ранних годах жизни известно мало. Нижегородский гражданин. Организатор и один из руководителей гражданского ополчения против польско-литовских и шведских оккупантов в 1611–1612 годах. Умер в 1616 году недалеко от Казани, возвращаясь из служебной поездки.

В начале XVII века почти вся территория России была захвачена литовцами, поляками и шведами. После свержения царя Василия Шуйского боярское правительство, находившееся в Москве, начало по собственной инициативе приводить население к присяге на верность царю Владиславу, сыну польского короля Сигизмунда.

Однако церемония присяги затянулась: большинство населения страны не хотело видеть на троне иноверного королевича, а сам Сигизмунд жаждал без каких-либо условий присоединить Россию к своим владениям.

Нижний Новгород не имел своего епископа и находился в непосредственном ведении патриаршего двора. По этой причине нижегородцы обратились за советом к своему духовному покровителю, патриарху Гермогену.

В сентябре 1611 года земским старостой в Нижнем Новгороде был избран Кузьма Минин. Спустя некоторое время в город пришла грамота от патриарха Гермогена, в которой он призывал «встать за веру»: как выяснилось, патриарх отказался поддержать московских бояр и тайно разослал грамоты с призывами формировать земское ополчение.

Нестеров М.В. Гражданин Минин. 1905 Эскиз

Для прочтения грамоты и ее обсуждения собрался городской совет.

На собрании слово взял Кузьма Минин. Слова старосты были проникновенными, а предложения конкретными: собирать ополчение, жертвовать средства и идти на Москву.

Речь Минина обсуждалась всеми жителями города и вызвала у них полное согласие: «Будь ты нам старший человек, отдаем себя во всем на твою волю». Началась организация ополчения, но для его снаряжения нужны были немалые средства.

Кузьма получил наказ обложить нижегородских посадских торговых людей и всяких уездных людей чрезвычайным военным сбором и определить, «с кого сколько денег взять, смотря по пожиткам и промыслам».

Маковский К.Е. Воззвание Минина. Холст, масло

Минин постановил, что все состоятельные граждане Нижнего Новгорода должны отдать на ополчение две трети своего имущества: «Братья, разделим на три части имения свои, две отдадим воинству, себе же одну часть на потребу оставим!» Некоторые отдавали и больше. А у тех, кто отказывался поддержать войско, имущество отбирали в земскую казну, а их самих отдавали в холопы.

Возглавить ополчение, которое организовывалось в Нижнем Новгороде, решено было предложить князю Дмитрию Пожарскому. С этой целью к нему прибыли архимандрит нижегородского Печерского монастыря Феодосий и дворянин Ждан Болтин с посадскими людьми.

Савинский В.Е. Нижегородские послы у князя Дмитрия

Князь Пожарский отвечал: «Рад за православную веру страдать до смерти, а вы из посадских людей изберите такого человека, который мог бы со мною быть у великого дела, ведал бы казну на жалованье ратным людям. У вас есть в городе человек бывалый - Кузьма Минин, ему такое дело за обычай».

По возвращении посланцев в Нижний Новгород мир, услышав, на кого указал князь Пожарский, согласился с его мнением. Минин сначала отказывался, а потом как бы нехотя принял предлагаемую должность и сказал: «Если так, то составьте приговор и приложите к нему руки, чтобы слушаться меня и князя Дмитрия Михайловича во всем, ни в чем не противиться, самим промеж себя произвести обложение, что кому с себя дать на жалованье ратным людям; а если денег не станет, то я силою стану брать у вас имущество, жен и детей отдавать в кабалу, чтобы ратным людям скудости не было!»

Когда Дмитрий Пожарский принял командование, он отправил в разные города России гонцов с грамотами, в которых был отражен текст выступления Кузьмы Минина на городском совете, описывалось положение Московского государства, русские всех городов призывались стать заодно с нижегородцами, высказывалась идея независимости и самоопределения.

В этих грамотах, в частности, говорилось: «Будем польских и литовских людей подавлять все как один, сколько милосердный Бог помощи даст. О всяком земском деле учиним крепкий совет, а на правление государством не пожелаем ни литовского короля, ни Маринки с сыном [Марины Мнишек с сыном Иваном], ни того вора, что стоит под Псковом [Лжедмитрия III]. Как будем все понизовые и верховые города в сходе вместе, мы всею землею выберем общим советом на Московское государство государя, кого нам Бог даст».

Песков М.И. Воззвание Минина к нижегородцам в 1611 году. 1861

Первыми в конце октября 1611 года достигли соглашения с Мининым представители смолян, но сами воинские люди стали собираться в Нижнем Новгороде лишь к 6 января 1612 года. Нижегородцы ждали смоленских ратных людей у ворот и проводили их до самой воеводской избы. С высокого крыльца Минин обратился к прибывшим с замечательным напутствием: «Вы, братья, - сказал он, - прибыли к нам на утешение граду нашему и на очищение Московскому государству!»

Приглашая жителей Вологды принять участие в суздальском походе, земские люди старались рассеять их сомнения и раскрывали перед ними свои сокровенные замыслы: «Если вы, господа, опасаетесь от казаков иных каких воровских затей, то вам бы определенно того не опасаться: как будем все верховые и понизовые города в сходе, мы всею землею о том совет учиним и зла никакого ворам делать не позволим, а если те люди, что с Маринкою и сыном ее под Москвой стоят, новую кровь захотят пустить и по первому своему злому решению бояр, и дворян, и людей всякого звания, и земских и уездных лучших людей побить, и имущество разграбить, и владеть им по своему воровскому казацкому обычаю, - то мы им зла никакого учинить не дадим».

Слова Минина и Пожарского сделали свое дело, и весной 1612 года под Ярославлем собралась целая армия.

caption= «М.Скотти Минин и Пожарский

Земский совет, функционировавший в Ярославле, непрестанно повторял в грамотах к городам, что «земля должна без промедления избрать себе законного царя. Сами, господа, все ведаете, как нам ныне без государя против общих врагов - польских, и литовских, и немецких людей и русских воров - стоять? И как нам без государя о великих о земских делах с окрестными государями сноситься и как государству нашему впредь стоять крепко и неподвижно!»

Наконец земское войско двинулось на Москву. Вечером 9 августа 1612 года оно подошло к городу. Начались бои за Москву с польским гарнизоном, засевшим в Китай-городе, и отрядом польского гетмана Ходкевича, прибывшим на выручку гарнизону и пытавшимся прорваться к центру Москвы.

Решающее сражение произошло 24 августа. Оно длилось с раннего утра, шло с переменным успехом и так и не привело к желанному результату. Близился вечер, когда Пожарский решил вновь атаковать гетмана в Замоскворечье. Кузьма Минин вызвался возглавить авангард.

Его слова вызвали поначалу общее удивление. Человеку, не имевшему боевого опыта, ратное дело казалось несподручным. Выборный староста был в годах, из-за этого летописец даже назвал его немощным.

И все же Минин подходил для исполнения задуманного плана больше, нежели воеводы. После утренней неудачи ими овладело чувство усталости и неуверенности. Зато Минин твердил, что победа близка. Его фанатичная вера заражала других. На просьбу дать людей князь Дмитрий кратко отвечал: «Бери кого хочешь». После недолгого смотра Минин отобрал три дворянские сотни, менее других потрепанные в утреннем бою, и присоединил к ним польского ротмистра Хмелевского, летом 1612 года перешедшего со своим отрядом на сторону русских.

Р. Штейн Кузьма Минин в битве у Крымского брода

С такими небольшими силами Минин перешел вброд Москву-реку и атаковал роты противника, стоявшие у Крымского двора. Нападение явилось полной неожиданностью для наемников, и они обратились в бегство. Разгром польской армии в Москве стал поворотным моментом в освободительной борьбе русского народа.

Отступление Ходкевича, ушедшего в направлении Смоленска, обрекло на гибель гарнизон, оккупировавший русскую столицу. Осажденные в Кремле поляки еще пытались сопротивляться, но 27 октября им пришлось сдаться без каких-либо предварительных условий. Москва была полностью освобождена. Победа в столице вызвала всплеск освободительного движения по всей стране. Враг капитулировал, освобождая город за городом.

Лисснер Э.Э. Изгнание польских интервентов из Московского Кремля

Начался долгий процесс выборов царя. На «великом соборном совете» в декабре 1612 года было решено вызвать в столицу всех бояр и дворян московских, которые «живут в городах». Одновременно земский совет постановил значительно расширить представительство от сословий. Прежде в столицу требовали по десять человек, теперь по тридцать.

Провинция, как всегда, раскачивалась с трудом. Она явно испытывала терпение столичных властей. Минин и Пожарский в конце концов прибегли к плохо скрытым угрозам, чтобы заставить провинциалов принять участие в царских выборах. «А если вы для земского собирания выборных людей к Москве к крещенью не вышлете, - писали они, - то тогда нам всем будет мниться, что вам государь на Московском государстве не надобен; а где что грехом сделается худо, то Бог взыщет с вас».

Угрюмов Г.И. Избрание Михаила Федоровича

Наконец в Кострому отправилось посольство от всего земского собора к шестнадцатилетнему Михаилу Федоровичу Романову с приглашением на царство. Посольство это, прибыв в Кострому, явилось 13 марта 1613 года к Ипатьевскому монастырю, где жил Михаил с матерью.

На другой день собрали толпу народа, духовенство несло чудотворную икону Федоровской Богоматери. Инокиня Марфа с сыном встретила их за воротами. После молебна в соборной церкви посольство вручило им грамоту земского собора, извещавшую об избрании Михаила на царство, и просило ехать в царствующий град.

Российская государственность была восстановлена. Престол снова занял русский царь.

Одним из первых решений государя было награждение Кузьмы Минина. На другой день после венчания на царство (12 июля 1613 года) Михаил Федорович пожаловал Минину чин думного дворянина с довольно большим окладом 200 рублей в год и несколько вотчин. С тех пор он постоянно заседал в Боярской думе, в состав которой был введен.

До конца дней Минин жил в царском дворце, пользовался большим доверием Михаила (в 1615 году ему вместе с ближними боярами было поручено «беречь Москву» во время отъезда царя в Троице-Сергиев монастырь) и выполнял наиболее ответственные царские поручения. Умер в 1616 году, возвращаясь в Москву после проведенного им расследования в Казани и ее окрестностях по случаю восстания татар и марийцев.

Бронзовый памятник Минину и Пожарскому, изготовленный известным скульптором И.П. Мартосом на собранные народом деньги, был установлен в 1818 году на главном месте России - Красной площади в Москве.

Речь земского старосты Кузьмы Минина перед нижегородцами осенью 1611 года

«Московское государство разорено, люди посечены и пленены, невозможно рассказать о таковых бедах. Бог хранил наш город от напастей, но враги замышляют и его предать разорению, мы же нимало об этом не беспокоимся и не исполняем свой долг. Что в нашем богатстве? Коли придут враги и град наш возьмут, не разорят ли и нас, как прочих? И одному нашему городу устоять ли?

Православные люди, если мы хотим помочь Московскому государству, то не пожалеем имущества нашего, да и не только имущества - дворы свои продадим, жен, детей заложим и будем бить челом, чтобы кто-нибудь стал у нас начальником, под чьим водительством все пошли бы заступиться за истинную веру. Если старейшие - дворяне и воеводы - не возьмутся за дело, то его возьмут на себя податные люди, и тогда начинание их во благо обратится и в доброе совершение придет!

Дело великое! Мы выполним его, если Бог нас благословит.

И какая хвала будет нам от всей земли Русской, что от такого малого города, как наш, произойдет такое великое дело; я знаю: только мы на это подвигнемся, как многие города к нам пристанут, и мы вместе с ними дружно избавимся от иноземцев».