Леса в мещере глухие диктант. Работы по развитию речи

367. Прочитайте текст. Объясните постановку или отсутствие тире.
Мещёра - остаток лесного океана. Мещёрские леса величественны, как кафедральные соборы.
Леса в Мещёре разбойничьи, глухие. Нет большего отдыха и наслаждения, чем идти весь день по этим лесам, по незнакомым дорогам к какому-нибудь дальнему озеру.
Путь в лесах - это километры тишины, безветрия. Это грибная прель, осторожное перепархивание птиц. Это липкие маслюки, облепленные хвоей, жёсткая трава, холодные белые грибы, земляника, лиловые колокольчики на полянах, дрожь осиновых листьев, торжественный свет и, наконец, лесные сумерки, когда из мхов тянет сыростью и в траве горят светляки.
А вечером блеснёт наконец озеро, как чёрное, косо поставленное зеркало.
В Мещёре почти у всех озёр вода разного цвета. В одном озере вода фиолетовая, в другом - желтоватая, в третьем - оловянного цвета, а в озёрах за Прой - чуть синеватая. В луговых озёрах летом вода прозрачная, а осенью приобретает зеленоватый морской цвет и даже запах морской воды.
Но большинство озёр всё же - чёрные. Старики говорят, что чернота вызвана тем, что дно озёр устлано толстым слоем опавших листьев. Бурая листва даёт тёмный настой. Но это не совсем верно. Цвет объясняется торфяным дном озёр - чем старее торф, тем темнее вода.
(По К. Паустовскому)
1. Определите тип речи текста.
2. Укажите особенности синтаксического строя предложений в третьем абзаце. Как называется подобное синтаксическое построение?
3. Найдите метафоры и эпитеты.
4. Какое место в жизни и творчестве К. Паустовского занимала Мещёра?
5. На какие особенности Мещёры обращает внимание автор и какова роль цветовой гаммы в описании озёр Мещёры?
К.Г. Паустовский часто и подолгу бывал в Мещере. Он так писал об этом крае: «Самое большое, простое и бесхитростное счастье я нашел в лесном Мещерском краю. Счастье близости к своей земле, сосредоточенности и внутренней свободы, любимых дум и напряженного труда». Очень многие его произведения были либо посвящены описаниям Мещерского края, либо же написаны во время его пребывания там. Впервые о Мещере Паустовский написал в 1931 году (в журнале «Наши достижения» был выпущен очерк К.Г. Паустовского «Мещерский край»). В дальнейшим им были написаны еще несколько очерков о Мещере. Среди крупных произведений Паустовского, в Мещере им были написаны повесть «Судьба Шарля Лонсенвиля» и «Исаак Левитан», рассказ «Медные доски», несколько глав «Колхиды» и «Северной повести», пьеса «Поручик Лермонтов», воспоминания о Гайдаре и Фраермане и первая книга из автобиографии «Повести о жизни». Также мещерскому краю был посвящен целый цикл рассказов, вошедших в книгу «Летние дни» и описывающих события, свидетелем или участником которых являлся сам автор.
Следует помнить, что место действия всех сказок Паустовского происходит именно в Мещерском краю, а их герои – люди и звери, живущие в мещерских лесах. Всего более 50 произведений было посвящено Паустовским Мещере.
Автор описывает мещерские леса и озера. Автор обращает внимание читателя на красоту и величественность мещерских лесов, а также на разнообразие местных озер. В цветовом описании автор прибегает к использованию антонимов: белые грибы – черная вода. Также при описании цветовой палитры озер автор использует прием контраста – желтоватая вода оловянного цвета– синеватая, фиолетовая, зеленоватый морской цвет.

Где найти итоговый диктант " Мещера "? и получил лучший ответ

Ответ от Леночка[активный]
МЕЩЕРА






Два-три часа стоят многих часов сна в духоте городских домов, в спертом воздухе асфальтовых улиц.

Ответ от 2 ответа [гуру]

Привет! Вот подборка тем с ответами на Ваш вопрос: Где найти итоговый диктант " Мещера "?

Ответ от юля кардапольцева [новичек]
мещера


Ответ от Кристина Тихонова [новичек]
Мещера – остаток лесного океана.
Леса в Мещере глухие. Путь в лесах – это километры тишины, безветрия. Это грибная прель, осторожное перепархивание птиц. Это липкие маслюки, жесткая трава, холодные белые грибы, земляника, лиловые колокольчики на полянах, дрожь осиновых листьев, торжественный свет и лесные сумерки.
В дубовых зарослях бродят безобидные медведи-муравьятники. Они расковыривают старые пни и слизывают муравьиные яйца.
Закат тяжело пылает на кронах деревьев, золотит их старинной позолотой. Бесшумно летают и как будто заглядывают в лицо летучие мыши.
Всю ночь огонь костра то разгорается, то гаснет. В необыкновенной, неслыханной тишине зарождается рассвет. Небо на востоке зеленеет.
Так мы и живем в палатках на лесных озерах по нескольку дней. Наши руки пахнут дымом и брусникой. Мы спим по два часа в сутки и почти не знаем усталости.
Два-три часа стоят многих часов сна в духоте городских домов, в спертом воздухе асфальтовых улиц.

Русский язык

5 - 9 классы

Леса в Мещере глухие. (2)Хорошо идти весь день по этим лесам, пробираться сквозь заросли кустов, по дорогам к дальнему озеру.

(3)Путь в лесах - это километры тишины, безветрия.

(4)Я люблю лесные сумерки, когда из мхов тянет сыростью, в траве горят светлячки.

(5)Закат тяжело пылает на кронах деревьев и золотит их. (6)Последний луч солнца ещё касается их верхушек, а у подножия сосен уже темно и глухо. (7)Бесшумно летают и словно заглядывают в лицо летучие мыши. (8)На западе ещё тлеет зорька.

(9)Вот и озеро. (10)Здесь под берёзой расположились знакомые рыбаки. (11)Их лиц я не вижу из-за дыма костра, который то разгорается, то гаснет.

(По К.Паустовскому.)

Задания к тексту.

1.Озаглавьте текст.

2.Ответьте на вопрос: «Каким настроением проникнут текст?»

Задания к тексту.

ЧАСТЬ В.

2 вариант.

1.Определите стиль речи.

1.художественный

2.научно-популярный

3.разговорный

4.официально-деловой

2.Определите тип речи.

1.повествование

2.описание

3.рассуждение

4.рассуждение и описание.

3.Выпишите из 6-8 предложений существительные, образованные суффиксальным способом.

4.Определите склонение существительных в 9-10 предложениях.

5.Выпишите из 5-8 предложений прилагательные, укажите их разряд.

6.Укажите номер предложения с однородными членами.

7.Выпишите грамматическую основу 7 предложения.

8.Укажите количество грамматических основ в 6 предложении.

9.Какой художественный приём создаёт яркую, образную картину? (горят светлячки, закат пылает, тлеет зорька)

Перепишите текст 1, раскрывая скобки, вставляя, где это необходимо, пропущенные буквы и знаки препинания.


Л..са в Мещере разбойнич..и глухие. Хорошо идти весь день по этим лесам. Проб..рат..ся скво(с/з)ь зар..сли кустов по д..рогам к дальн..му озеру.

Я люблю(3) л..сные сумерки, когда из мхов тян..т сыростью в траве г..рят св..тляч..ки.

Закат тяжело пыла..т на кронах деревьев з..лотит их стари..ой(2) поз..лотой. Последний луч.. со..нца ещё к..сается их верхушек, а у подножия сосен уже т..мно и глухо. Бе(з/с)шумно л..тают и словно загляд..вают в лицо л..тучие мыши(4). На западе ещё тле..т зорька в зар..слях волч..их ягод кричит выпь.

Вот и озеро. Здесь под березой ра(з/с)пол..жились знакомые рыбаки. Их лиц я (не)вижу из(за) дыма к..стра который то разг..ра..тся то гасн..т.

(По К. Паустовскому.)

Выполните обозначенные цифрами в тексте 1 языковые разборы: (2) − морфемный и словообразовательный разборы слова; (3) − морфологический разбор слова; (4) − синтаксический разбор предложения.

Пояснение.

(2) - морфемный и словообразовательный разборы слова:

старин н ой

старинн ой←старин а (суффиксальный)

(3) - морфологический разбор слова:

Люблю - глагол; обозначает действие; (что делаю?) люблю;

1. Нач. форма: любить;

2. Пост. признаки: несоверш. вид, невозвратн., переходн., 2 спряж.;

Непост.: в изъявит. наклон., наст. время, ед.ч., 1 лицо,

3. Люблю

(4) - синтаксический разбор предложения:

нар. Бесшумно глаг. летают и словно глаг. заглядывают в сущ. лицо прил. летучие сущ. мыши (повеств., невосклиц., простое, двусоставн., распростр., осложнено однородными сказуемыми)

В выделенном предложении найдите слова, в которых количество букв и звуков не совпадает, выпишите эти слова. Объясните причину такого несоответствия.

Путь в лесах это к..л..метры т..шины, бе(с/з)ветрия.

Пояснение.

Количество букв и звуков не совпадает в словах: «путь» (Ь не даёт звука), «безветрия» (буква Я даёт после гласного два звука [йа]).

Пояснение.

Приведём верное написание.

Леса в Мещере разбойничьи, глухие. Хорошо идти весь день по этим лесам. Пробираться сквозь заросли кустов, по дорогам к дальнему озеру.

Путь в лесах - это километры тишины, безветрия.

Я люблю лесные сумерки, когда из мхов тянет сыростью, в траве горят светлячки.

Закат тяжело пылает на кронах деревьев, золотит их старинной позолотой. Последний луч солнца ещё касается их верхушек, а у подножия сосен уже темно и глухо. Бесшумно летают и словно заглядывают в лицо летучие мыши. На западе ещё тлеет зорька, в зарослях волчьих ягод кричит выпь.

Вот и озеро. Здесь под березой расположились знакомые рыбаки. Их лиц я не вижу из-за дыма костра, который то разгорается, то гаснет.

Учебник: М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская, Л.Т. Григорян, Л.А. Тростенцова, И.И. Кулибаба.

«Русский язык. 6 класс». Москва, «Просвещение», 2000 г.

Четверть

Тема

Письменные задания

Работы по развитию речи

Контрольные работы

I

Русский язык – один из развитых языков мира.

Все упражнения.

Повторение (п. 1-11).

Все упражнения.

Сочинение

Контрольный диктант №1.

Лексика и фразеология (п. 12 – 18).

Все упражнения.

Изложение

Контрольная работа №2.

Словообразование и орфография

Все упражнения.

Сочинение

Выборочное изложение

Сочинение по картине

Контрольный

диктант №3.

Контрольный диктант №4.

II5.Морфология.Все упражнения.СочинениеКонтрольный диктант №5.

Контрольный диктант №6.

Итоговый тест за I полугодие.

Имя существительное (п. 31 – 42).


Имя прилагательное (п. 43 – 55).

Все упражнения.

Сочинение

Выборочное изложение

Сочинение по

Сочинение

Контрольный

диктант №7.

Итоговый тест и проверочный диктант по теме «Имя прилагательное»

Приложение.

Контрольный диктант №1.

В августе в окрестностях леса появляется много грибов. Собираемся и идем в лес.

За деревней расстилаются широкие поля. По тропинке направляемся к дальней роще. Здесь много грибов. Из-под листика виднеется шляпка сыроежки, но мы решаемся собирать только «благородные» грибы: белые, подосиновики и подберезовики. Ребята расходятся по лесу, и далеко раздаются их голоса.

Вот у березки два крепких боровика. Они плотно прижались друг к другу. Аккуратно срезаю их и очищаю от земли. Лисички! Целая семейка разрослась у осинки. И они попадают в корзину.

День выдался теплый, и лес освещает яркие лучи солнца. Уже не слышишь звонкого пения птиц. Они готовятся к отлету на юг. (104 слова.)

Контрольная работа №2.

    Используя школьный толковый словарь, дайте толкование слов:

I вариант II вариант

аккорд гаммы

    Выпишите их словаря по одному слову:

I вариант II вариант

заимствованное диалектное

устаревшее профессиональное

    Определите слово по его лексическому значению.

Цвет фиалки и сирени – (лиловый)

Заранее намеченный путь следования – (маршрут)

Мысленно представить себе что-нибудь – (вообразить)

Очень большой – (гигантский, огромный)

Желтый с красноватым оттенком – (оранжевый)

Знаки для обозначения звуков – (буквы)

Слова, употребляемые жителями одной местности, - (диалектные)

Часть слова без окончания – (основа слова)

    Замените фразеологизмы синонимами.

I вариант II вариант

задрать нос, спустя рукава водить за нос, засучив рукава

С одним из них придумайте предложение, запишите его.

    Перепишите, заменив отдельные слова фразеологическими оборотами.

Петя плохо работал. Дома он тоже ничего не делал. За уроки брался неохотно. Получив плохие оценки, Петя печально шел домой. Надо было усердно приниматься за работу.

    Выпишите слова, употребленные в переносном значении.

I вариант II вариант

Сады, убранные сухим золотом, В саду горит

почти не роняли его на дорожки костер рябины красной.

и горели во всей красоте. (С. Есенин.)

(К. Паустовский.) Ходят волны по реке, желтые, свинцовые.

    Выпишите синонимы из предложений.

I вариант II вариант

Когда мальчик слушал его пение, Ходят волны по реке, желтые

полное беспредельной тоски, темнотой, наполнив покоем

чувство бесконечной жалости и тишиной, царила ночь.

охватило его маленькое сердце.

    Составьте два предложения так, чтобы в одном слово было употреблено в прямом значении, в другом – в переносном.

I вариант II вариант

язык хрустальный

IX. В словаре найдите и выпишите однозначное, многозначное слово и омоним.

Контрольный диктант №3.

Леса в Мещере глухие. Хорошо идти весь день по этим лесам, пробираться сквозь заросли кустов, по дорогам к дальнему озеру.

Путь в лесах – это километры тишины, безветрия.

Я люблю лесные сумерки, когда из мхов тянет сыростью, в траве горят светлячки.

Закат тяжело пылает на кронах деревьев и золотит их. Последний луч солнца еще касается их верхушек, а у подножия сосен уже темно и глухо. Бесшумно летают и словно заглядывают в лицо летучие мыши. На западе еле тлеет зорька.

Вот и озеро. Здесь под березой расположились знакомые рыбаки. Их лиц я не вижу из-за дыма костра, который то разгорается, то гаснет.

(По К. Паустовскому.) (100 слов.)

Контрольный диктант №4.

Соседские ребятишки предложили нам пойти с ними на рыбалку. Собирались мы весь вечер, приготовили удочки, приманку.

Солнце едва показалось за горизонтом, когда мы отправились на речку. Его лучи едва касались верхушек деревьев, и они приобретали причудливые очертания. В низинах еще расстилался туман.

Узкая дорожка привела нас к речке. Легкий ветерок шевелил ветками деревьев и приятно освежал лицо. Мы отыскали удобное место и закинули удочки.

Между тем солнце пригревало землю. Его лучи осветили окрестность и преобразили все вокруг. На траве заблестели капельки росы, в прибрежных камышах зашевелились утки.

К обеду мы вернулись домой с хорошим уловом. (95 слов.)

Контрольный диктант №5.

Поздней осенью выпадает первый снег. Он изменяет все вокруг. Пушистые снежинки осторожно касаются земли, и она одевается в ослепительный наряд. Побелели дорожки и крыши домов. Загораются, блестят разноцветные искорки инея. Свинцовая вода темнеет среди беловатых зарослей камыша.

Как прекрасна березовая роща! Веточки покрыты хлопьями, но от любого прикосновения снежинки осыпаются. В ельнике снег так засыпал деревца, что их не узнаешь. Елочка становится похожей на причудливую снежную бабу. На гладкой поверхности виднеются следы лесных зверюшек.

В предзимние дни не сидится дома. Путешественники разных возрастов выходят на пешеходные маршруты. Каждый хочет почувствовать свежесть первого морозца, сыграть в снежки.

«Здравствуй, зима!» - радостно говорят люди. (101 слово.)

Контрольный диктант №6.

Хороши снежные зимы в России! Непогоду сменяют ясные дни. Блестят на солнце глубокие сугробы, скрылись подо льдом большие реки и маленькие речонки. Припорошила зима землю снежной шубкой. Отдыхает земля, набирает силу.

Наполняется жизнью зимний лес. Вот простучал по сухому дереву дятел. По всему лесу отбивает дробь лесной барабанщик. С шумом пролетит рябчик, поднимется из снежной пыли глухарь. Стайка веселых клестов расселась на ветках ели. Стоишь и любуешься, как ловко они вонзают свои клювики в шишки, выбирают из них семена. С сучка на сучок перепрыгивает шустрая белка.

Контрольный диктант №7

Необычный стрелок .

Однажды я гулял по песчаному берегу моря. Был жаркий, но ветреный летний день. Припекало солнце, и поверхность моря сверкала серебряными искрами.

Неширокая дорожка пролегла среди кустов с неяркими желто-белыми цветами. Чуть дальше выстроились в ряд высокие вечнозеленые сосны. У меня под ногами скрипели песчинки. Иногда ветер приносил с моря мелкие водяные брызги. Тишину нарушало только пение маленьких белогрудых птичек.

Вдруг раздался непродолжительный, но резкий шум. Он напоминал взрыв бумажной бомбочки. Я остановился и осмотрелся. Все вокруг дышало тишиной и спокойствием.

Я пошел по тропинке и через несколько минут вновь услышал шум. Он исходил от земли. Мое внимание привлекли мелкие темно-коричневые зернышки. Тогда я понял, что это цветок разбрасывает семена.

Я долго рассматривал это интересное растение.

(По Г. Угарову.) (118 слов.)

Итоговый тест по теме по теме "Имя прилагательное".

I. Найдите верный ответ.

Имя прилагательное - это часть речи, которая обозначает:

А. предмет

Б. признак предмета

В. действие предмета

Г. признак как предмет

II. Найдите прилагательное в простой сравнительной степени.

А. самый быстрый

Б. красивейший

В. ярче

Г. более легкий

III. Укажите относительное прилагательное.

А. лисий след

Б. знакомый человек

В. железная дверь

Г. сестрина книга

IV. Найдите прилагательное, строение которого соответствует схеме:    

А. глубочайший

Б. безбрежный

В. приветливый

Г. крупнейший

V. В каком из указанных случаев не- - приставка?

А) (не) взрачный кустарник

Б) (не) знакомый маршрут

В) (не) здоровый, а больной человек

Г) дом (не) большой, а маленький

VI. Найдите прилагательное, в котором пишется одна буква н.

А. листве…ый лес

Б. глин…ый сосуд

В. деревя…ый дом

Г. подли…ая правда

VII. Укажите прилагательное, которое пишется слотно.

А. плюш…вый

Б. ситц…вый

В ключ…вой

Г. свинц…вый

VIII. Найдите прилагательное, которое пишется слитно.

А. (юго) западный

Б. (ярко) красный

В. (средне) вековый

Г. (научно) фантастический

Проверочный диктант по теме "Имя прилагательное"

Хорош сосновый бор осенним днем! Идешь по старому бору - точно преогромные свечи возвышаются над головой. Толстым слоем хвои прикрылась земля. Через песчаную дорогу протянулись длинные корни. Серебряным мхом поросли невысокие кочки. В траве виднеются ярко-зеленые листики брусники, а среди них - багряные лучи невысокого солнца. Золотистые солнечные зайчики касаются стволов сосен и перебегают с дерева на дерево. Это придает бору причудливый, таинственный вид.

Тишина в старом сосновом бору. Но вот с северо-запада потянул резкий ветер, и зашумели сказочные великаны.

Итоговый тест за I полугодие.

    Укажите слово, строение которого соответствует схеме:

1) Пришкольный. 2) Приготовился. 3) Удивительный. 4) Приближаться.

II . Найдите слово, в котором написание гласной в корне проверяется ударением.

    Выр..сли. 2) Уг..реть. 3) Бл..стеть. 4) Р..скошный. 5) Соб..рать.

III . Укажите слово, в корне которого пишется о .

    Р..стение. 2) К..сание. 3) Распол..гаться. 4) Разг..реться. 5) Отр..сль.

IV . Найдите слово с приставкой при-.

    Пр..пятствие. 2) Пр..сутствовать. 3) Пр..образовать. 4) Пр..вращаться. 5) Пр..огромный.

V . Найдите разносклоняемое существительное.

    Санаторий. 2) Галерея. 3) Пламя. 4) Аллея. 5) История.

VI . Укажите существительные, у которых в окончании пишется –и.

    К станц.. . 2) На топол.. . 3) О елк.. . 4) По дорог.. . 5) В гербари.. .

VII . Найдите существительное с суффиксом –щик.

    Перебеж..ик. 2) Груз..ик. 3) Рез..ик. 4) Рассказ..ик. 5) Фасов..ик.

VIII . Найдите существительное с приставкой не-.

    (Не) место красит человека, а человек место. 2) Вася – (не) ряха. 3) (Не) решительность шахматиста. 4) (Не) настье задержало нас в пути.

IX . Найдите среди данных слов заимствованное.

1) Весна. 2) Полотер. 3) Праздник. 4) Акварель. 5) Земля.

X . Найдите предложение, в котором допущена пунктуационная ошибка. Женя положила ключ и телеграмму на край стола и вышла из комнаты. 2) Красивый пейзаж вызывает у людей радостное чувство, отвлекает от грустных мыслей. 4) Ветер нагнал к веранде кучу листьев, и теперь они лежали маленькой горкой.

Каждое задание оценивается одним баллом. Оценки выставляются «5» - 10 б., «4» - 7-9 б., «3» - 5-6 б., «2» - 4 б., «1» - 2 б.

2. Литература.

Учебник: В.П. Полухина. «Литература. 6 класс».

Четверть

Тема

Для заучивания наизусть

Контр.

работы

I .

Мифы народов мира.

Знакомство с Библией.

Древнерусская литература.

Произведения русских писателей XIX века.

А.С. Пушкин.

«Узник», «И.И.Пущину»,

«Зимнее утро».

II .

М.Ю. Лермонтов.

«Парус», «Тучи», «Утес».

Н.В. Гоголь «Ночь перед рождеством».

Н.А. Некрасов. «Крестьянские дети».

с. 172, от слов «О, милые плуты! Кто часто их видел…» до слов « И клали редком на перила моста».

Н.С. Лесков. «Левша».

А.П. Чехов. «Лошадиная фамилия».

Родная природа в стихотворениях русских поэтов.

Все тексты необходимо прочитать, ответить на вопросы учебника.

Приложение.

Тест «Библия».

      Создателями славянской письменности являются:

А) Борис и Глеб;

Б) Петр и Павел;

В) Кирилл и Мефодий.

      Обычай наряжать елку на Рождество пришел к нам из:

А) Германии;

Б) Англии;

В) Франции.

      Притча – это:

А) небольшой рассказ, содержащий религиозное или моральное поучение в иносказательной форме;

Б) рассказ о событиях, фактах, поступках героя;

В) небольшое эпическое произведение, повествующее об одном или о нескольких событиях из жизни человека.

      Волхвы принесли младенцу Иисусу дары, имеющие каждый свое значение. Ладан был предназначен Иисусу как:

А) Царя царей;

В) человеку.

      Иосиф, отец Иисуса, по профессии был:

А) плотником;

Б) рыбаком;

В) земледельцем.

      Благочестивый и праведный Симеон предсказал Иисусу:

А) долгую и счастливую жизнь;

Б) полную страданий и испытаний судьбу;

В) гибель ради спасения людей.

      В притче о блудном сыне повествуется о:

А) несправедливом отношении отца к своим детям;

Б) праве человека на свободный выбор;

В) прощении человека, раскаявшегося в своих поступках.

      Притча о добром самаритянине учит:

А) любви и милосердию;

Б) гордости и независимости;

В) честности и искренности.

Тест «А.С. Пушкин. Лирика».

      В стихотворении «Зимнее утро» используется:

А) антитеза;

Б) аллегория;

В) сравнение.

      В строках:

Луна как бледное пятно,

Сквозь тучи мрачные желтела…-

используется:

А) аллегория;

Б) сравнение;

В) антитеза.

      В строках:

Под голубыми небесами

Великолепными коврами,

А) метафоре;

Б) иронии;

В) гиперболе.

      Изображение зимнего пейзажа в стихотворении «Зимнее утро» представляет собой:

А) рассуждение;

Б) повествование;

В) описание.

      В строках:

Вечор, ты помнишь, вьюга злилась,

А) метафору;

Б) олицетворение;

В) гиперболу.

      В строках:

Вся комната янтарным блеском

Озарена. Веселым треском

Трещит затопленная печь…-

выделенные слова являются:

А) олицетворением:

Б) логическими определениями;

В) эпитетами.

      Стихотворение «Зимнее утро» относится к лирике:

А) философской;

Б) интимной;

В) пейзажной.

      Тема стихотворения «Узник»:

А) размышления о судьбе птиц;

Б) мысль о свободе;

В) мечты о путешествии.

      Размер, которым написано стихотворение «И.И. Пущину»:

В) дактиль.

      Стихотворение «И.И. Пущину» - это:

Б) послание;

В) элегия.

Тест «Н.В. Гоголь. «Ночь перед Рождеством».

      Жанр произведения:

А) сказка;

Б) рассказ;

В) повесть.

      Изображение зимней ночи, с которой начинается произведение, представляет собой:

А) описание;

Б) повествование;

В) рассуждение.

      В отрывке из произведения: «Зимняя, ясная ночь наступила. Глянули звезды. Месяц величаво поднялся на небо посветить добрым людям и всему миру…» - использована:

А) аллегория;

Б) олицетворение;

В) сравнение.

      В ночь перед Рождеством черт украл месяц, желая:

А) пошалить;

Б) отомстить кузнецу;

В) поиздеваться над селянами.

      Кузнец был человек:

А) нерелигиозный;

Б) вольнолюбивый;

В) богобоязненный.

      В предложении: «Снег загорелся широким серебряным полем и весь обсыпался хрустальными звездами» - выделенные слова являются:

А) логическими определениями;

Б) постоянными эпитетами;

В) эпитетами.

      Рассказывая о Пацюке («…ничего не работал, спал три четверти дня, ел за шестерых косарей, выпивал за одним разом почти по целому ведру…») автор использовал:

А) аллегорию;

Б) иронию;

В) гиперболу.

      Наблюдая за трапезой Пацюка, Вакула разинул рот от удивления, и вареник «прыгнул» ему в рот. Вакула оттолкнул вареник, так как:

А) не любил это кушанье;

Б) постился в канун Рождества;

В) испугался колдовства.

      Вакула отправился в Петербург для того, чтобы:

А) никогда больше не видеть Оксану;

Б) достать царские черевички;

В) посмотреть столицу.

      В предложении: «Девушки между тем, дружно взявшись за руки, полетели, как вихорь, с санками по скрипучему снегу» - выделенные слова являются:

А) аллегорией;

Б) гиперболой;

В) сравнением.

      Оксана влюбилась в кузнеца Вакулу, когда

А) он привез ей черевички;

Б) получила известие о его смерти;

В) отец расхвалил добродетели кузнеца.

      Гоголь описывает своих героев с:

А) иронией;

Б) юмором;

В) сарказмом.

      В основе произведения лежит:

А) реальная жизнь;

Б) фантастический вымысел;

В) сочетание реальности и фантастики.

      Тема произведения:

А) быт и нравы селян;

Б) проказы селян в рождественскую ночь;

В) искренность чувств и поступков селян.

Тест «Н.С. Лесков. «Левша».

      Сказом называется:

А) небольшое эпическое произведение, повествующее об одном или нескольких событиях в жизни человека;

Б) повествование от лица рассказчика, человека с особым характером и складом речи;

В) произведение устного народного творчества, повествование, основанное на вымысле.

      Тема произведения:

А) отсутствие бережного отношения к народному достоянию;

Б) любовь к Родине;

В) быт и нравы жителей российской глубинки.

А) достоверно изложить события;

Б) выступить от лица народа;

В) выразить личное отношение к событиям.

      Честь и славу русской нации составляет:

А) простой труженик;

Б) знаменитый полководец;

В) император.

      Персонаж, у которого «на щеке пятно родимое, а на висках волосья … выдраны», - это:

А) Платов;

Б) косой Левша;

В) поп Федот.

      Платов взял Левшу в Петербург в качестве:

А) заложника;

Б) умелого мастера;

В) слуги в своем доме.

      Мастера-оружейники не открыли секрета Платову, потому что:

А) они ему не доверяли;

Б) Платов усомнился в их честности и обвинил во вредительстве;

В) тайну мастерства и ремесла передавали только ученикам.

      Перед началом работы мастера-оружейники отправились в Мценск поклониться иконе Николая Чудотворца, так как:

А) такой иконы не было в Туле;

Б) одного из мастеров звали Николаем и он хотел заручиться поддержкой своего святого;

В) этот святой был покровителем торгового и военного дела.

      Царедворцы терпеть не могли Платого за его:

А) глупость;

Б) невежество;

В) храбрость.

      Смысл поступка Левши, который перед смертью просил передать государю, что англичане не чистят ружья кирпичом:

А) это был бред больного и потерявшего рассудок человека;

Б) он переживал за судьбу страны и исход возможной войны;

В) поездка в Англию изменила Левшу – он стал чувствовать себя государственным человеком, отвечающим за оборону страны.