Личностные качества демократической политической культуры. Политическая культура и характер власти в обществе. Вопросы и задания к источнику

Термин «демократия» появился в Древней Греции и в буквальном переводе означает «власть народа». В современной политической науке под демократией понимается политический режим (иногда говорят о политической системе, форме государственно-политического устройства), основанный на признании народа источником и субъектом власти. Первые демократические формы политической жизни появились еще в древнее время: классическим образцом античной демократии считаются Афины.
Принципы демократии:
1) признание народа источником власти и носителем суверенитета;
2) равноправие граждан (правда, только формально-юридическое), равная возможность участия в политической жизни;
3) наличие фундаментальных прав и свобод человека, их признание, гарантированность и защита со стороны государства;
4) принцип большинства - именно большинство, а не меньшинство выражает через институты демократии свою волю;
5) право меньшинства на оппозицию (при подчинении решениям большинства);
6) политический плюрализм, т. е. наличие различных автономных социально-политических партий, движений, групп, которые находятся в состоянии свободной конкуренции;
7) правовое государство;
8) система разделения властей, при которой различные ветви государственной власти достаточно независимы и уравновешивают друг друга, препятствуя установлению диктатуры;
9) гласность в действиях государственных органов и должностных лиц, возможность беспрепятственного контроля за ними со стороны общества;
10) выборность основных органов власти на основе всеобщего, прямого, равного избирательного права при тайном голосовании;
11) развитая система органов местного самоуправления.
Условия демократии:
1) высокий уровень социально-экономического развития, способный обеспечить необходимое благосостояние всем гражданам, без чего невозможно достичь общественного согласия, стабильности и прочности базовых демократических принципов;
2) многообразие форм собственности, обязательное признание и гарантированность права частной собственности, так как только в этом случае возможно реальное обеспечение всех прав и свобод человека, его, пусть даже и относительная, независимость от государства;
3) высокая степень развития общей и политической культуры общества, значительная социальная и политическая активность индивидов и их добровольных объединений, готовых встать на защиту институтов демократии.
По мнению многих исследований, демократической политической культуре (о понятии «политическая культура» см. билет 9, вопрос 2) свойственны глубокое осознание значения деятельности правительства, чувство гордости за политические интересы страны, интерес к деятельности институтов власти, открытое и лояльное проявление оппозиционных настроений, компетентность суждений, положительное отношение к демократической системе управления.
В соответствии со способом осуществления народом своей власти выделяют две формы демократии: прямую (непосредственную) и косвенную (пред ставителъную). Институтами прямой демократии, в рамках которой народ непосредственно принимает политические решения и осуществляет свою власть, являются выборы и референдумы, представительная же демократия подразумевает возможность народа осуществлять власть через своих представителей в различных государственных органах. Особую роль среди них играет парламент - высший законодательный и представительный (выборный) орган власти в стране.

  1. Что понимается под политическим участием?
  2. Каковы его формы?
  3. Раскройте содержание понятия «политическая культура».
  4. Какие типы политической культуры вам известны?
  5. В чем особенности российской политической культуры?

Подумайте, обсудите, сделайте

1. Составьте таблицу «Типология политической культуры».

2. Демократическая политическая культура предполагает наличие таких личностных качеств, как толерантность, гуманность, критичность. Что еще вы добавили бы к этому перечню? Ответ поясните.

3. Ученые среди функций политической культуры особо отмечают: ценностно-ориентационную, нормативно-регулятивную, интеграционную, инновационную. Как вы понимаете эти функции? Раскройте их на примере одного из типов политической культур ы.

4. Представьте, что вам поручено организовать небольшое социологическое исследование по теме «Политическая культура старшеклассников нашей школы». Подготовьте общий план исследования, включая организационные вопросы, а также вопросы к респондентам. Обсудите и реализуйте этот план вместе со своими единомышленниками. Сделайте сообщение по итогам проведенной работы.

Поработайте с источником

Прочитайте рассуждения современного российского ученого Е. В. Шестопал о политической социализации личности в Великобритании. Многие рядовые англичане воспитаны (и семьей, и школой, и пропагандой) в убеждении, что активность, деятельное участие во всех сферах жизни может принести личный успех. Деятельный характер - национальная черта. Этому способствует и социализация молодого поколения через всевозможные добровольные организации, комитеты, клубы, комиссии, ассоциации, процветающие во всех социальных слоях.

мВ политике также социализация предполагает воспитание активной позиции с детства (через школьные дискуссионные клубы, юношеские отделения партий и т. п.). Это относится прежде всего к профессионалам, от которых требуются «гладиаторские» к ачества, но вовлеченность, хотя и более поверхностная, пропагандируется как положительная характерцстика обычного человека.

Шестопал Е. В. Личность и политика. - М., 1988. - С. 94.

Вопросы и задания к источнику

  1. Что представляет собой политическая социал изация личности?
  2. Какие институты способствуют политической социализации англичан?
  3. Опираясь на текст, покажите связь политической социализации и политической культур ы.
  4. Схожи ли процессы политической социализации в Великобритании и России? Аргументируйте ответ, опираясь на свой личный опыт.

Знания и представления о политике, политические ценностные ориентации (убеждения, предпочтения) относятся к области политического сознания, а способы практических политических действий - к моделям политического поведения. Как вы уже знаете, политическое сознание предопределяет политическое поведение, которое, в свою очередь, активно воздействует на политическое сознание.

Политическая культура личности тесно связана с политической культурой общества, которая формируется под влиянием общей культуры страны (религии, национального менталитета, достигнутого уровня науки и техники, образования). В общенациональной политической культуре воплощаются как современные политические идеи, ценностные ориентации и нормы поведения, так и опыт прошлого. Он предстает в политических традициях, символах, обычаях, ритуалах, стереотипах мышления и деятельности.

Традиции обеспечивают преемственность между прошлым и будущим, сплачивают общество в целостный механизм. Именно традиции придают устойчивость политикокультурным формам деятельности людей. Показательно, что чем стабильнее государственное устройство страны, тем с большим уважением чтят ее культурно-исторические традиции. В Великобритании, например, существуют традиционные ритуалы, связанные с историей монархии, парламента, судов. Некоторые напоминают театрализованное представление: приезд королевы в парламент в старинной карете, средневековые одежды государственных мужей, спикер, сидящий на мешке с овечьей шерстью.

Политическая культура включает и многообразные политические символы - знаки, обобщающие какой-либо образ, явление, процесс.

Общеизвестно, что символами государства являются флаг, герб, гимн. Символом власти у разных народов на определенных исторических этапах считались скипетр и держава. В настоящее время власть символизирует резиденция главы государства. Когда говорят о политике Кремля или Белого дома, мы сразу понимаем, что имеется в виду политика России и США.

Символическое значение имеют и многообразные политические церемонии, обряды, ритуалы. Наверное, вы не раз наблюдали, скажем, ритуал вхождения Президента в должность, ритуал встречи главы иностранного государства, Церемонию возложения венков и пр.

Воспроизводя традиции, ритуалы, церемонии и опираясь На символику, политическая культура способствует приобщению человека к политическому наследию, формирует в его сознании чувство идентичности (тождественности) со своей страной, своим народом, определенной социальной

группой. Человек ощущает себя неотъемлемой частью данного социально-культурного сообщества.

Вместе с тем политические традиции могут приходить в противоречие с современными (нередко официально закрепленными) нормативными моделями сознания и поведения. Тем самым создаются ситуации конфликтного сосуществования старого и нового. Так, в республике могут быть представлены монархические взгляды; высокий правовой статус личности может сочетаться с низким уровнем личностных притязаний на политическое участие. Не случайно в рамках общенациональной политической культуры возникают поли тические субкультуры - относительно самостоятельные блоки ценностей, норм, стереотипов политического поведения, которых придерживаются отдельные социальные группы. Становление политических субкультур происходит и в результате заимствования культурного опыта других народов.

Анализ политических субкультур позволяет выделить в политической культуре общества совокупность преобладающих характеристик, придающих ей особый колорит и своеобразие во взаимоотношениях государства и граждан. Например, японская политическая культура - это культура консенсуса и долга. Ее отличает преданность государству, уважение к власти. Для политической культуры французов характерны развитое чувство принадлежности к единой нации, твердая республиканская традиция.

ТИПОЛОГИЯ ПОЛИТИЧЕСКИХ КУЛЬТУР

Политические культуры могут быть классифицированы по разным основаниям. Так, американские ученые Г. Алмонд (род. в 1911 г.) и С. Верба (род. в 1932 г.) на основе выявленного своеобразия отдельных стран и регионов выделили три «чистых» типа политической культуры. Во-пер- вых, патриархальную культуру. Для этой культуры характерно отсутствие интереса людей к политике, знаний о политической системе и существенных ожиданий от ее функционирования. Во-вторых, подданническую культуру, где сильны ориентации на политические институты и лояльность к ним, но невысок уровень индивидуальной активности граждан. В-третьих, культуру участия, отражающую критическое отношение граждан к власти, их заинтересованность в политическом участии и политической активности.

На практике эти типы политической культуры взаимодействуют между собой, образуя смешанные разновидности с преобладанием тех или иных компонентов. Причем самой массовой и одновременно оптимальной является синтетическая культура, названная учеными гражданской культурой. В ней доминируют установки подданнической культуры, по-

рождающие поддержку государственной власти, а также установки культуры участия, порождающие требования к властным структурам. Тем самым создается баланс, необходимый для обеспечения стабильности политической системы. Гражданской культурой именуют сегодня политическую культуру развитых демократических стран.

В развитых демократических странах, как правило, 60% граждан являются представителями культуры участия, 30% - подданнической, 10% - патриархальной культуры.

Политическая культура, будучи важной частью политической системы, во многом определяется ее типом. В этой связи многие политологи считают, что наиболее общей типологией является та, которая основана на типах политических систем. Иными словами, в тоталитарных, авторитарных и демократических политических системах господствуют тоталитарный, авторитарный и демократический

типы политической культуры. Так, в тоталитарных политических системах формируется убежденность граждан в справедливости безграничной власти государства над личностью, вера в то, что мир разделен на два враждебных лагеря - «друзей» и «врагов». В политическом сознании культивируется образ врага, которого необходимо уничтожить, а борьба воспринимается как универсальный метод решения сложных политических проблем. Наблюдается обожествление личности политического руководителя (вождя), возникает чувство слияния с властью, что является одной из составляющих ее легитимности и в значительной степени определяет стабильность режима. В политическом поведении элиты преобладают мотивы всемогущества, в поведении граждан - скромность, энтузиазм, а их участие в политической жизни имеет мобилизационный характер.

Авторитарный тип политической культуры существенно отличается от тоталитарного типа. Общество осознает отчуждение от власти, исчезает ощущение слияния с ней. Поскольку опорой авторитарного режима чаще всего выступает армия, обожествление личности политического руководителя как фактор легитимности власти отсутствует. В политическом поведении элиты преобладают требования компетентности, от граждан требуется профессионализм и послушание, известная отстраненность от политики.

В демократическом типе политической культуры господствуют ориентации на демократические ценности и нормы. Особую ценность представляет человек, его права и свободы. По отношению к власти преобладают настроения критичности. Люди рассматривают государство как институт, подконтрольный гражданскому обществу, и вместе с тем

важный фактор его интеграции. Большую значимость приобретают открытость политических позиций и ориентация на политическое участие. Господствуют приверженность законам, чувство ответственности граждан за свой политический выбор и способы его осуществления, плюрализм и толерантность в общественном мнении.

Политическая культура современной России еще не устоялась. С одной стороны, она сохраняет свои традиционные черты: подданническое отношение к любому центру политической власти; низкая самодисциплина и самоорганизованность; недоверие к государству; склонность к анархии при одновременной жажде сильной власти; слабое уважение к закону, правам личности. По-прежнему многие россияне предпочитают радикализм и революционные методы в политике мерам эволюционного, реформистского типа. Сохраняется уверенность в возможности простых и быстрых решений сложных политических проблем.

С другой стороны, происходит постепенное принятие политического плюрализма как необходимого качества политической жизни и гарантии необратимости демократических преобразований. Налицо открытое выражение различных политических ориентации и предпочтений (при пока еще традиционно широчайшем разбросе политических крайностей: от монархизма до анархизма). Растет понимание значения личной ответственности, стремление к самостоятельности в политических оценках и решениях. Иначе говоря, наблюдается преобразование политической культуры на основе ценностей демократического типа.

till Основные понятия: политическое участие, политическая культура, типы политической культуры.

IISI Термины: политическая роль, политическая субкультура.

Проверьте себя

1) Что понимается под политическим участием? 2) Каковы его формы? 3) Раскройте содержание понятия «политическая культура». 4) Какие типы политической культуры вам известны? 5) В чем особенности российской политической культуры?

Подумайте, обсудите, сделайте

1. Составьте таблицу «Типология политической культуры».

2. Демократическая политическая культура предполагает наличие таких личностных качеств, как толерантность, гуманность, критичность. Что еще вы добавили бы к этому перечню? Ответ поясните.

3. Ученые среди функций политической культуры особо отмечают: ценностно-ориентационную, нормативно-регуля- тивную, интеграционную, инновационную. Как вы понима-

ете эти функции? Раскройте их на примере одного из типов политической культуры.

4. Вообразите, что вам поручено организовать небольшое социологическое исследование по теме «Политическая культура старшеклассников нашей школы». Подготовьте общий план исследования, включая организационные вопросы, а также вопросы к респондентам. Обсудите и реализуйте этот план вместе со своими единомышленниками. Сделайте сообщение по итогам проведенной работы.

Поработайте с источником

Прочтите рассуждения современного российского ученого Е. Б. Шестопал о политической социализации личности в Великобритании.

Многие рядовые англичане воспитаны (и семьей, и школой, и пропагандой) в убеждении, что активность, деятельное участие во всех сферах жизни может принести личный успех. Деятельный характер - национальная черта. Этому способствует и социализация молодого поколения через всевозможные добровольные организации, комитеты, клубы, комиссии, ассоциации, процветающие во всех социальных слоях.

В политике также социализация предполагает воспитание активной позиции с детства (через школьные дискуссионные клубы, юношеские отделения партий и т. п.). Это относится, прежде всего, к профессионалам, от которых требуются «гладиаторские» качества, но вовлеченность, хотя и более поверхностная, пропагандируется как положительная характеристика обычного человека.

Шестопал Е. Б. Личность и политика. -М., 1988. -С. 94.

§§§| Вопросы и задания к источнику. 1) Что представляет собой политическая социализация личности? 2) Какие институты способствуют политической социализации англичан? 3) Опираясь на текст, покажите связь политической социализации и политической культуры. 4) Схожи ли процессы политической социализации в Великобритании и России? Аргументируйте ответ, опираясь на свой личный опыт.

§ 26. Политический конфликт

Вспомните:

каковы причины межличностных конфликтов? Каковы способы их преодоления? В чем состоит значение конфликтов между социальными группами? Каковы пути регулирования таких конфликтов? Каковы причины межэтнических конфликтов? В чем заключаются условия их разрешения?

Вы уже многое знаете о конфликтах в обществе. Вам также известно, что все многообразие конфликтов изучает возникшая на стыке философии, социологии, психологии отрасль науки - конфликтология. В этом параграфе речь пойдет о политических конфликтах, которые являются разновидностью социальных конфликтов. Понятно, что общие черты социальных конфликтов присущи и политическим. Однако политические конфликты не являются лишь отражением социальных конфликтов, достигших определенной остроты. Это самостоятельное явление, имеющее существенные особенности, которые изучает политология. На них и сосредоточим внимание, рассматривая их в контексте политического развития общества.

ИСТОЧНИКИ И ЗНАЧЕНИЕ КОНФЛИКТОВ В ПОЛИТИКЕ

Напомним, что политическую деятельность нередко характеризуют как противостояние социальных сил, политических партий и организаций в борьбе за власть. Политическую жизнь невозможно представить без конфликтов. Из курса истории вы знаете, что разнообразные политические конфликты в обществе возникали на всех этапах его развития с древности до наших дней. Конфликт всегда столкновение сторон из-за различия общественного положения, противоречий интересов, целей и ценностей. В последние десятилетия мы стали свидетелями острых конфликтов в нашей стране между политическими организациями, ветвями власти (парламентом и исполнительной властью), субъектами федерации и федеральными органами, а также свидетелями межнациональных и межгосударственных конфликтов.

Политический конфликт - это столкновение, противоборство субъектов политики. Борьба между ними отражает расхождение, а нередко и противоположность их политических интересов, ценностей, взглядов и целей, обусловленных их положением и ролью в системе властных отношений. Целью такой борьбы является реализация этих интересов и целей в сфере государственной власти. Это борьба за влияние на принятие политических решений.

Политические конфликты вырастают из социальных противоречий. Интересы конфликтующих сторон могут отражать противоречия, возникающие в экономической сфере (например, между сторонниками свободного рынка и сторонниками усиления государственного регулирования рыночной экономики); в социальной сфере (например, между стремлением к социальному равенству и углублением дифференциации доходов); в сфере культуры (например, по вопросу об

использовании национальных языков). Стремление решить эти социальные конфликты, используя силу и средства государственной власти, делает их политическими.

Вместе с тем политические конфликты возникают и в результате развития собственно политических противоречит

- между государственной властью и местным самоуправлением;

- между государством и обществом при несовпадении интересов аппарата государственного управления и народа;

- между различными элементами политической системы: федеральной властью и органами власти субъектов федерации, законодательной и исполнительной властями, политическими партиями.

Неравное распределение власти, политических прав и свобод, противоречия между «верхами» и «низами», элитой и контрэлитой, политической элитой и массой могут становиться источниками политических конфликтов.

Своевременное выявление и разрешение противоречий может во многих случаях предотвратить их развитие в конфликт. И напротив, невнимание власти к противоречиям в обществе и в политической системе, их игнорирование порождает конфликтные ситуации.

В этом случае конфликт становится способом разрешения противоречий.

Постоянно существующие противоречия между государствами, отражающие несовпадение, а подчас и противоположность их интересов, могут стать источником межгосударственных, региональных, международных конфликтов.

Ученые-политологи по-разному оценивают роль конфликта в политической сфере. Одни считают, что политике органично присуща конфликтность, что конфликты играют роль двигателя политической жизни, способствуют обновлению политической системы. Другие делают акцент на согласие, стабильность в обществе, рассматривая конфликт как аномалию политического процесса, отклонение от нормального развития.

Истории известны конфликты, которые вели к обновлению государственных органов, политических норм, политических отношений, политической идеологии. Но были и такие, которые, принимая наиболее острые формы, имели разрушительный характер.

В первой половине XX в. самыми крупными международными конфликтами были мировые войны. В первой из них погибло около 10 млн человек, во второй - 55 млн. А военные конфликты второй половины ушедшего века прибавили к огромным жертвам этих войн еще 20 млн человек.

В ходе вооруженных конфликтов не только гибнут люди, но и уничтожаются материальные ценности, травмируется психика людей, вовлеченных в такие конфликты.

Противоречия между разными субъектами политики, как и конфликты, возникающие на их основе, нередко делят на три типа.

Первый связан с распределением материальных ресурсов, средств государственного бюджета, доступом к власти, величиной налогового бремени и т. д. («конфликт интересов»). В этом случае положение и интересы различных социальных групп порождают стремление изменить в свою пользу возможности удовлетворения их потребностей. Такие конфликты относительно легче других поддаются регулированию.

Второй коренится в расхождении людей по вопросу о базовых ценностях и политических идеалах («конфликт ценностей»). Может, например, возникнуть конфликт между той частью общества, которая поддерживает принципы демократии, ориентируется на рыночную экономику, и той его частью, которая разделяет антидемократические ценности и идеалы. Поскольку в этих случаях действует правило «или - или», их регулирование затруднено.

Третий тип характеризуется выдвижением на первый план принадлежности людей к той или иной общественной группе («конфликт идентичности»). Субъект политики при этом отождествляет себя не со всем обществом, не со всем народом страны, а с тем или иным этносом, определенной религиозной группой и т. п. Тогда конфликт может возникнуть по разделительной линии «наши - не наши», что становится преградой на пути общенационального объединения. Это порождает особые трудности для его разрешения.

РАЗВИТИЕ ПОЛИТИЧЕСКОГО КОНФЛИКТА

Конфликт не возникает внезапно. Он проявляет себя после скрытого от широкой общественности периода постепенного обострения противоречий, его порождающих. Происходит осознание субъектами политики этих противоречий и своих интересов в сложившейся ситуации, а также препятствий на пути к их удовлетворению. На этой стадии стремление различных групп улучшить свой статус, добиться преимуществ в каких-либо сферах жизни вызывает напряженность в обществе. Несовместимость интересов различных политических сил усиливает возникшую напряженность и приводит к открытому противостоянию, порождает конфликтную ситуацию.

В период развития конфликтной ситуации выдвигаются требования, отражающие интересы тех сил, которые хотели

бы изменить свое положение в обществе. Эти силы, используя средства массовой информации, стремятся воздействовать на общественное мнение, склонить его на свою сторону. Предпринимаются действия, направленные на привлечение в свои ряды новых сторонников. На этой стадии развития конфликта проявляются его основные черты.

Во-первых, обозначен объект конфликта, то, из-за чего возникло противостояние. Это могут быть территории, границы, дискриминация этноса, расы, социальной группы, условия развития национальной культуры. Борьба может развернуться вокруг вопроса о путях развития страны или методов, используемых в политике. Эти и другие вопросы находят отражение в требованиях, программах, заявлениях, с которыми выступают конфликтующие стороны.

Во-вторых, выявляется состав участников конфликта. Каждая из политических сил определяет свои позиции по обе стороны от «линии» конфликта. Определяется, на поддержку каких социальных групп они опираются. Выясняется, какое положение в конфликте занимают политические деятели, партии, государство и какова степень вовлеченности в конфликт масс.

В-третьих, становится все заметнее растущая напряженность в отношениях между участниками конфликта. Раздаются угрозы, выражается намерение нанести ущерб противникам. Постепенно угрозы становятся все более жесткими, принимают форму ультиматумов, т. е. требований, невыполнение которых влечет за собой применение санкций (например, в международном конфликте это могут быть экономические, политические или военные санкции). Стороны конфликта прибегают к демонстрации силы.

Происходит эскалация (от англ. escalation - восхождение с помощью лестницы) конфликта, его постепенное усиление. Возрастают масштабы политической конфронтации. По мере развития конфликт, подобно воронке, втягивает в себя новые проблемы и вовлекает новых участников. К противникам относятся уже как к врагам, над которыми нужно одержать победу. Ожесточаются формы политического поведения. Применяется насилие, происходит нанесение прямого физического ущерба.

В тех случаях, когда одной из сторон является государственная власть, борьба ее противников грозит принять наиболее опасные формы. Это может быть бунт, т. е. идущая от низов, стихийно возникшая попытка разрешения конфликта между управляющими и управляемыми. Бунт часто выливается в беспорядки, захваты людей и учреждений, убийства, избиения, поджоги. Эта форма политического поведения имеет разрушительный характер, высокий уровень интенсивности, активности участников и является одним из

самых опасных вариантов развития конфликта. Его характерная черта - слепые, бессознательные действия, приносящие беды и страдания значительной части населения.

В отличие от бунта, мятеж является вооруженным и организованным выступлением. Он возникает как результат целенаправленной подготовки. Организаторами мятежа являются либо офицеры, либо нелегальные организации, ведущие за собой вооруженные формирования.

Восстание носит черты мятежа и бунта, характеризуется некоторым уровнем организованности и, будучи массовым выступлением, может стать формой политической революции, т. е. насильственного ниспровержения старой власти и установления новой.

Использование методов вооруженной борьбы обеими сторонами иногда приводит к гражданской войне в стране. Характерными чертами гражданской войны являются непримиримость борющихся сторон, а также вовлечение в военные действия, помимо регулярных войск, больших групп гражданского населения. Последствия гражданских войн губительны для общества.

Международный конфликт не раз перерастал в войны между государствами.

Бунты, мятежи, восстания, войны (примеры которых из курса истории вы можете привести самостоятельно) наиболее острая фаза конфликта, попытка разрешить его силой. Это результат развития неурегулированных конфликтов.

УРЕГУЛИРОВАНИЕ КОНФЛИКТОВ

Не все конфликты, к счастью, развиваются до наиболее острых форм противоборства, имеющих трагические, разрушительные последствия. Бывает, что конфликт затухает или теряет свою остроту, будучи отодвинут на задний план другими, более значительными и острыми конфликтами. Но полагаться на естественный ход событий опасно. Современное общество выработало методы предупреждения, регулирования, разрешения конфликтов.

На этапе возникновения конфликта власти не должны игнорировать обостряющиеся противоречия. Следует глубоко изучать причины напряженности, своевременно принимать меры для ее ослабления, искать способы снятия или смягчения противоречий, чреватых разрастанием конфликта. Эти меры направлены на предупреждение перехода противоречий в открытую фазу противоборства и дальнейшего нарастания политической напряженности.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Размещено на http://www.allbest.ru/

Федеральное агентство по образованию

Министерство образования и науки РФ

Московский государственный Университет технологий и управления

Кафедра: Политология

Контрольная работа

Тема: «Политическая культура»

Студентка

Сорокина Н.С.

Введение

Список используемой литературы

Введение

политический культура толерантность компромисс

1. Политическая культура: история возникновения, понятие и функции

По своему происхождению политическая культура непосредственно связана с появлением политических отношений. Так, в Древнем Риме постоянно обращались к идеалу доблестного прошлого с его суровым самоограничением и воинствующей смелостью, имея в виду, что эти качества являются наиважнейшим условием величия и успехов созданной державы. Первым же, кто употребил данный термин, был немецкий философ-просветитель XVIII века Иоган Гердер.

Однако в политическую науку термин «политическая культура» был введен американским политологом Г. Алмондом в 50-60-е годы ХХ века. Это было связано с тем, что в это время освободившиеся от колониального гнета страны попытались скопировать политические институты США, но, в конечном счете, их попытка оказалась обречена на неудачу. Выясняя причину подобного результата, американские политологи и сформулировали концепцию «политической культуры». Наибольший вклад в теоретическую разработку данного политологического направления внесли Г. Алмонд, С. Верба, Л. Пай, Д. Элазар, У. Розенбаум.

Определений политической культуры чрезвычайно много -- от самых узких по содержанию до предельно широких. Классическое определение политической культуры, данное Г. Алмондом и Г. Пауэллом гласит: «Политическая культура есть совокупность индивидуальных позиций и ориентаций участников данной политической системы. Это субъективная сфера, образующая основание политических действий и придающая им значение». Данная интерпретация политической культуры обнаружила ряд уязвимых черт, на которые указали другие исследователи. Во-первых, в таком случае не выявляется функциональный план самих политических институтов; во-вторых, не рассматривается чрезвычайно важный поведенческий аспект этой стороны политики; в-третьих, не специфируется собственно автономное качество политической культуры как ценностно-нормативный системы.

Отечественный исследователь Э.Я. Баталов, обобщивший многочисленные интерпретации изучаемого явления, предложил свой вариант определения: «политическая культура - система исторически сложившихся ориентаций сознаний, моделей поведения индивидов и групп, а также моделей функционирования политических институтов, проявляющихся в непосредственной деятельности субъектов политического процесса».

Пример широкой трактовки дает американский политолог Л. Пай. Он включает в содержание категории «политическая культура» такие понятия, как «политическая идеология», «национальный характер и дух», «национальная политическая психология» и «фундаментальные ценности народа».

Существует взгляд на политическую культуру как на систему символов, включенную в более широкую систему политической коммуникации (Л. Дитмер). Ряд политологов (например, Р. Путнэм) понимают политическую культуру лишь как комплекс ответов на вопросы, связанные с политической сферой: в чем состоит сущность человека? что такое общество, и что лежит в его основе: гармония или конфликт? что такое политическая система и др.

Польский ученый Е. Вятр дает лаконичное и вполне отражающее смысл данной категории определение: «Политическая культура есть совокупность установок, ценностей и поведенческих актов, касающихся взаимных отношений между властью и гражданами»

Таким образом, каждое из приведенных определений отражает ту или иную сторону политической культуры. В целом же можно дать следующее обобщающее определение: политическая культура - это комплекс тех элементов общественного сознания и общей культуры, которые оказывают значительное влияние на формирование и развитие политических институтов, придают значимость и направление политическому процессу в целом и политическому поведению населения в частности. Каждому конкретному обществу соответствует своеобразная базисная модель политической культуры, которая проявляется в специфических формах.

Политическая культура выполняет в обществе определенные функции:

теоретико-познавательную;

удовлетворение политических потребностей;

интегративную;

коммуникативную;

воспитательную

Теоретико-познавательная функция заключается в полном и конкретном познании тех или иных сторон политической жизни общества, в понимании ее как целостного явления. Это накапливание политических знаний, систематизация их, вооружение ими граждан общества.

Функция удовлетворения политических потребностей. Эта функция связана с ростом значения политики как социального феномена. Если в начале нашего века политике отводилась роль «ночного сторожа» свободы индивида, то сейчас ни один человек не может чувствовать себя свободным от политики. Политика -- необходимость и потребность современного человека, поскольку она является указателем и ограничителем его многообразных действий. Это способствует формированию потребностей людей не только в политических убеждениях и оценках, но часто и в политической активности, в формах участия, кажущихся человеку наиболее предпочтительными. Для современного общества в целом характерен чрезмерно высокий интерес к политике.

Воспитательная функция заключается в формировании политического сознания граждан: политических ценностей, чувств, испытываемых к властям, правительству, политической системе в целом, оценок, суждений, мнений о политике и др. Она включает закрепление и передачу из поколения в поколение политических норм, ценностей, установок.

Коммуникативная функция. Совместное участие людей в политическом процессе способствует их общению, а, следовательно, взаимопониманию. Оно предполагает наличие определенной взаимозависимости людей, которая должна основываться на контактах между ними и на осознанной общности в политических взглядах и убеждениях. Условием реализации этой функции является такое положение, когда люди участвуют в политическом процессе и при этом чувствуют, что они свободны поддерживать любые политические партии.

Интегративная функция политической культуры прямо следует из коммуникативной. Процесс формирования политической культуры общества, отдельных индивидов способствует объединению разнородных элементов общественной системы, повышению уровня ее целостности и организованности. Она содействует упорядочению отношений между индивидами, политическими партиями, государством и пр.

В различных исторических условиях - чаще всего при нестабильных политических процессах некоторые функции политической культуры могут затухать и даже прекращать свое действие. В частности, может весьма значительно снижаться коммуникативная способность политических норм и традиций государственной жизни, в результате чего будет неизбежно обостряться полемика между различными общественными группами и особенно теми из них, которые придерживаются противоположных позиций относительно правительственного курса. С другой стороны, в переходных процессах нередко возрастает способность политической культуры к дезинтеграции систем правления, основанных на непривычных для населения целях и ценностях.

2. Составные элементы политической культуры

В структуре политической культуры можно выделить несколько элементов:

1. познавательный - политические знания, политическая образованность, политическое сознание, способы политического мышления;

2. нравственно-оценочный - политические чувства, традиции, ценности, идеалы, убеждения;

3. поведенческий - политические установки, типы, формы, стили, образцы общественно-политической деятельности, политическое поведение;

4. ценностные отношения - общекультурные ориентации, отношение к власти, политическим явлениям.

Эти элементы обусловлены социально-экономическими, национально-культурными, общественно-историческими и другими долговременными факторами. Они характеризуются относительной устойчивостью и постоянством.

Познавательный элемент предполагает знание и понимание гражданами политических интересов (личных, коллективных, государственных, общественных), Конституции и законов страны, программных положений основных политических партий и других общественно-политических сил, сложившихся в стране политических отношений, происходящих политических событий и явлений. В политические знания входит знание сущности и структуры основных государственных, партийных и общественно-политических органов и организаций, основных политических норм и процедур; форм и способов участия граждан в общественно-политической жизни, в управлении обществом и государством; основных политических процессов международной жизни.

Политическая культура неразрывно связана с общенациональной культурой, социокультурными, национально-историческими, религиозными, национально-психологическими традициями, обычаями, стереотипами, мифами, установками.

Под политическим стереотипом понимают упрощенное, схематическое, деформированное и ценностно-ориентированное представление о политических объектах. Отличительными чертами стереотипа являются: персонификация событий, сильная эмоциональная окрашенность в восприятии и интерпретации событий, иррациональность, устойчивость. В обыденном сознании стереотипы могут заменять знания о политических объектах, значительно упрощая процесс ориентации, выработки и принятия решений в мире политики. Политический миф - это статичный образ, опирающийся на верования и позволяющий упорядочить и интерпретировать приводящие в смятение факты и события, структурировать видение коллективного настоящего и будущего. Политический символ - это знак, выполняющий коммуникативную функцию между личностью и властью. К политическим символам можно отнести флаг, герб и гимн государства, лозунги, памятные даты, политические ритуалы.

Неотъемлемой частью политической культуры являются элементы политического сознания, прежде всего доминирующие в данном обществе или наиболее распространенные среди членов данной социальной группы. К ним, прежде всего, необходимо отнести укоренившиеся представления о разных аспектах политической жизни общества: о политической системе, ее отдельных институтах; о политическом режиме и т.д. Устойчивые политические представления, составляя часть политической культуры, способны играть весьма существенную роль в социальной практике, во многом определяя состояние политического сознания.

Нравственно-оценочный элемент политической культуры включает в себя ценности, идеалы, убеждения. Политическая культура исторически проявлялась, прежде всего, в понимании и поиске российским человеком социального идеала. Наиболее яркое отражение социальный идеал нашел в политическом менталитете, под которым понимается еще и национальный способ видеть мир и действовать в определенных обстоятельствах. Наиболее устойчивыми являются традиции в политической культуре. В известном смысле традиции выступают как объективное, не зависящее от воли людей явление. В традициях отлагаются те элементы предшествующего политического опыта, которые объективно отвечают интересам и целям общества. Политические традиции представляют собой способ передачи образцов политического сознания и поведения, сформировавшихся под влиянием социальных факторов.

Поведенческий элемент. Структура политической культуры не ограничивается нравственными оценками. Поведенческий элемент предполагает осознанное участие граждан в обсуждении проектов государственных и партийных документов, в выборах субъектов государственной власти; в работе различных государственных и общественно-политических органов; в других конкретных видах, кампаниях, мероприятиях общественно-политической деятельности, а также членство в политических партиях, общественно-политических организациях и движениях.

Существенным аспектом поведенческого элемента политической культуры являются типичные для общества или группы политические установки. Политическая установка - это отношение субъекта к политическим явлениям, она способствует переводу представлений и ценностей в плоскость их практической реализации. Ценностные отношения. В структуре ценностных отношений политической культуры выделяют общекультурные ориентации, отношения к власти, политическим явлениям. Характер и направленность общекультурных ориентаций раскрывает место политических явлений в структуре ценностей личности, группы, общества. Значение мировоззренческих ориентаций состоит в том, насколько выбор политических позиций человека зависит от испытываемых им предпочтений к индивидуальным или коллективным ценностям.

Политическая культура предстает как результат длительного поиска различными поколениями политических ценностей и идеалов, тщательного их отбора в ходе проверки и закрепления на практике.

Будучи целостной, монолитной, политическая культура вместе с тем выступает как внутренне противоречивое, сложное явление. В ней всегда представлено творческое (новое) и рутинное (остаточное от прошлого), устойчивое и изменчивое, целостное и частичное. Отражая поиск новых идеалов, путей и способов их реализации, она содержит массу конфликтов, противоречий между личностным и общественным, мотивом поведения и самим поведением. Благодаря этому она способна ориентировать людей на политические действия или бездействия.

3. Типологизация политической культуры

Системному пониманию феномена политической культуры помогает ее типология, поскольку она помогает различить по содержательному основанию эмпирические политические культуры и определяет их иерархию по отношению к некой идеальной, «перфектной» модели. Модели и типы политических культур чрезвычайно разнообразны, проявляются по-разному и в различных модификациях. Классификация их зависит от того, какой критерий будет избран для выделения типов культур. Классической считается типология культуры, предложенная Г. Алмондом и С.Вербой. Анализируя и сопоставляя политические системы Италии, ФРГ, США и Мексики, они выделили три «чистых» типа политической культуры:

1. патриархальная. Здесь граждане ориентированы на местные ценности (род, клан, общину), на конкретные личности (вождей, шаманов). Знание о политической системе у членов сообщества полностью отсутствуют, политические ориентации не отделены от экономических и религиозных.;

2. подданническая. Здесь личность уже ориентирована на политическую систему, связывает с ней свои ожидания, но в то же время опасается санкций с ее стороны;

3. участия, или активистская. Активное включение индивидов в политическую жизнь. Граждане умело отстаивают свои интересы и через выборы оказывают влияние на процесс выработки политик ].

Однако согласно концепции Алмонда и Вербы в реальной политической жизни политическая культура любого общества представляет особый вид смешанной культуры, которую они назвали культурой гражданственности. Её наиболее характерная черта - рационально-активное поведение граждан, которое соответствует демократической политической системе. Содержание идеального типа культуры гражданственности Г. Алмонд и С. Верба раскрыли через набор качеств, которыми обладал её носитель:

общая положительная оценка значения деятельности национального правительства для него лично и глубокое сознание этого факта;

высокий уровень интереса к деятельности правительства и хорошая осведомлённость в этой области;

чувство гордости за политические институты своей нации;

ожидание того, что ему будет оказано равное и внимательное отношение со стороны официальных лиц;

желание обсуждать вопросы политики публично или в кругу друзей и знакомых;

открытое и лояльное проявление оппозиционных настроений;

чувство удовлетворения в связи с проведением общенациональных политических мероприятий, например кампаний по выборам;

компетентность суждений по поводу правительственной политики и развитое чувство обязанности оказывать воздействие на эту политику лично или совместно с кем-нибудь из сограждан;

компетентность в использовании правовых установлений в целях успешного противодействия актам произвола;

вера в то, что демократия участия является необходимой и желательной системой государственного управления.

Содержательное значение имеет типология, основанная на выделении типов политической культуры по степени фрагментарности и интегрированности. Для фрагментарной культуры характерна резкая разобщенность общества, в ней отсутствует базовый консенсус между основными социально-политическими силами, местные интересы превалируют над общими. Наоборот, интегрированная политическая культура характеризуется наличием национального консенсуса, лояльностью по отношению к политическому режиму и процедурам разрешения конфликтов. Впрочем, любая политическая культура в нормальном режиме обеспечивает (через свою интерактивную функцию) тот или иной тип национального консенсуса. Различие политических культур в этом контексте определяется ведущим принципом национального согласия. Так, политологи определяют американскую политическую культуру как рационально-консенсусу, английскую - традиционалистское-консенсусу, германскую - как этатистско-подданническую.

Еще одним критерием для этимологизации культур является социально-классовый критерий. При этом за основу исследования берется социальная структура общества. Исходя из него, правомерно выделить политическую культуру рабочего класса, интеллигенции, бизнесменов и др.; политическую культуру молодежи, среднего поколения и пожилых людей; даже политическую культуру мужчин и женщин. Так женщины меньше активны в политике, чем мужчины, что женщины голосуют на выборах за людей мирно настроенных, честных и откровенных, а мужчины отдают предпочтение кандидатам, стремящимся упрочить экономическое благосостояние.

Если рассматривать общество с позиций формационного подхода, то можно применять формационный критерий типологии политической культуры. Каждая формация (рабовладельческая, феодальная, капиталистическая и т.д.) представляет собой целостность, в которую органически вплетаются наряду с другими элементами и политические знания, убеждения, ориентации, политическая деятельность. Тип политической культуры соответствует типу общественной формации. Если рассматривать типологию политических культур современных цивилизованных обществ, то критерием правомерно избрать тип политического режима, проявляющегося в совокупности средств и методов осуществления государственной власти. Политический режим всегда порождает соответствующую ему модель политической культуры, характеризующуюся определенными признаками. В чистом виде эти модели функционируют редко, чаще встречаются смешанные формы. Тем не менее, можно выделить две основные модели политической культуры современных обществ: тоталитарную и демократическую.

Тоталитарная модель политической культуры отличается такими признаками:

приверженность единой универсальной цели (например, индустриализация или расовое господство);

непредсказуемость и неопределенность (вчерашний герой сегодня может стать предателем):

широкомасштабное использование организованного насилия;

усилия по достижению всеобщего участия в общественных организациях, преданных единой цели, и по подчинению или ликвидации тех организаций, которые не привержены режиму.

Для этой модели характерно отсутствие деления на гражданское общество и государство, происходит поглощение и общества и государства одной партией. Все разногласия в обществе расцениваются как зло, которое надо искоренять. Тоталитаризм невозможен без массовости, растворения индивида в массе. Жизнь и сознание человека как бы раздваиваются: на работе, собраниях, митингах он вполне лояльный гражданин, а в частной жизни проявляет полное равнодушие и недоверие к политическому руководству страны и к политической жизни вообще. Тоталитарная модель политической культуры построена на насилии, с одной стороны, и на казенном оптимизме -- с другой. Но при этом нельзя не признать, что она обладает относительной долей устойчивости и организованности, которая проявляется, как правило, на конкретном этапе развития и в конкретном обществе благодаря вышеперечисленным свойствам.

Тоталитарные системы настраивают против себя подавляющее большинство населения. Рано или поздно наступает кризис и крушение тоталитарного строя и наблюдается тенденция движения к демократии. Но этот процесс длительный и сложный. Такие следы тоталитаризма, как политическое доносительство, притворство и ложь, утрата чувства собственного достоинства, льстивое раболепство нельзя уничтожить сразу.

В противоположность тоталитаризму основным компонентом демократической модели политической культуры является плюралистическая демократия, предполагающая наличие множества политических партий, движений, течений, которые ведут между собой легальную политическую борьбу, конкурируют, сталкиваются, идут на компромиссы, вступают в разного рода союзы, коалиции, заключают соглашения и т.д.

Один из центральных моментов данной модели -- идея гражданского общества как система самостоятельных и независимых от государства общественных институтов и инициатив. Демократическое общество основано на принципах свободы всех граждан и зависимости всех от единого общего законодательства. Важнейшие положения плюралистической теории демократии были сформулированы М. Вебером. Сторонники его теории рассматривают конкуренцию опирающихся на поддержку групп интересов политических лидеров открытых элит, разделяющих общие взгляды относительно правил демократической политики, как средство достижения равенства влияния основных социальных групп и одновременно препятствие усилению независимости государства от гражданского общества. Демократическая модель политической культуры не является, конечно, идеальной, но из реально существующих условиях она самая оптимальная, поскольку именно она предполагает цивилизованные взаимоотношения между людьми в сфере политики.

Выделяют следующие основные признаки современной политической культуры цивилизованного общества. Политическая толерантность. Она означает терпимость к иным политическим взглядам, к чужому поведению, чувствам, мнениям, идеям, верованиям. Этот принцип не приемлим в тоталитарных обществах, поскольку они основаны на твердой вере в обладание высшей истиной, единственным рецептом достижения счастья. В демократическом обществе толерантность обуславливает возможность легальной борьбы за власть, существование легальной оппозиции по отношению к правящей партии, а также согласие между всеми политическими силами общества относительно соблюдения «правил игры» в политической сфере. Особенно важно соблюдение этого принципа в периоды крупных политических кампаний (например, выборов), а также во времена серьезных политических кризисов.

Искусство диалога и компромисса. Плюралистическая демократия современного общества предполагает своеобразный эклектизм: сочетание и взаимодействие самых разнообразных социальных и политических сил, интересов, потребностей, а это в свою очередь влечет за собой необходимость диалога между ними, нахождения общих позиций, точек соприкосновения. Результатом диалога является компромисс. Искусство идти на компромисс - одно из важнейших качеств, характеризующих высокий уровень политической культуры, а компромисс - незаменимый инструмент баланса интересов. Суть его - в способности четко представлять приоритет целей, жертвовать менее значительным, чтобы в итоге добиться более значительного, не побояться сегодняшних минусов, если завтра благодаря этому можно получить серьезные плюсы. Легитимность - признание гражданами своей обязанности подчиняться правительству, вытекающее из общей веры в добрую волю властей, из уверенности в том, что правительство пришло к власти законным путем и властью не будет злоупотреблять, а будет ею пользоваться в соответствии с установленными традициями и законом, а также интересами населения. Чем выше легитимность, тем меньше насилия и принуждения в обществе. Процесс формирования в обществе перечисленных признаков политической культуры сложный и длительный. Большую роль в нем играет политическая традиция, которая придает специфическое конкретно-историческое и национальное содержание политическим ценностям: демократии, плюрализму и др. Такие черты политической культуры, как стремление к компромиссу, терпимость, предсказуемость политической поведения, неприятие догматизма, сложились в разной степени в различных странах Европы и других регионов мира.

Политическая культура всякого общества объективно стремится к консенсусу, т. е. к принятию всеми членами общества единых ценностей, но реально это невозможно, поскольку во всех обществах существует множество подгрупп, имеющих различные политические ориентации, убеждения, взгляды и традиции. Поэтому гораздо чаще встречается такой феномен, как «политическая субкультура», которая воспринимает часть ценностей общей культуры, но базируется в основном на иных ценностях.

Под политической субкультурой мы понимаем систему политических ориентации, убеждений и ценностей, отличающих группу от большинства общества. Формируется она под влиянием таких факторов, как социальный класс, этническое происхождение, религия, место жительства и др. Носителями политической субкультуры могут быть демократы, коммунисты, националисты, сторонники иных социально-политических ориентации.

Заключение

Если рассматривать типологию политических культур современных цивилизованных обществ, то критерием правомерно избрать тип политического режима, проявляющегося в совокупности средств и методов осуществления государственной власти. Политический режим всегда порождает соответствующую ему модель политической культуры, характеризующуюся определенными признаками. В чистом виде эти модели функционируют редко, чаще встречаются смешанные формы. Тем не менее, можно выделить две основные модели политической культуры современных обществ: тоталитарную и демократическую.

Таким образом, политическая культура предстает как совокупность установок на политическую деятельность, которые предопределяют выбор направления этой деятельности; как структура ориентаций, в которую включены знания о политической системе, чувства и суждения и мнения относительно нее.

Список использованной литературы

1. Алмонд Г.А., Верба С. Гражданская культура и стабильность демократии // Политические исследования. - 1992. - № 4.

2. Вебер М. Избранные произведения. - М., 1990.

3. Вятр Г. Социология политических отношений. - М., 1979.

4. Гаджиев К.С. Политическая культура: концептуальный аспект//Политические исследования. 1991. № 6.

5. Общая и прикладная политология. - Под общ. ред. проф. Жукова В.И., Краснова Б.И. - М. : Изд-во МГСУ «Союз», 1997 Гаджиев К.С. Политическая наука: Учебное пособие. - 2-е издание. - М.: Международные отношение, 1995.

6. Политология: Учебник для вузов. /Под ред. М.А. Василика.- М.: Юристъ, 2001.

7. Практикум по политологии: Учебное пособие для вузов. - Под ред. Василика М.А. - М., 2001.

8. Фарукшин М.Х. Политическая культура общества // Социально-политические науки. - 1991. - № 4.

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Политическая культура - комплекс тех элементов общественного сознания и общей культуры, которые оказывают значительное влияние на формирование и развитие политических институтов. Функции политической культуры, ее составные элементы и типологизация.

    контрольная работа , добавлен 17.02.2008

    Политическая культура как один из важнейших элементов политической системы общества, ее структурные элементы: политический опыт, политическое сознание, политическое поведение. Формирование типологии политической культуры. Политическая культура Украины.

    реферат , добавлен 28.03.2010

    Понятие, функции и элементы политической культуры, подход к ее типологии на основании видов политических режимов. Особенности политической культуры России, обусловленные влиянием цивилизационных, географических, исторических особенностей ее развития.

    реферат , добавлен 18.12.2012

    Понятие политической культуры. Понятие "политическая культура" и его содержание. Назначение и функции политической культуры. Структура политической культуры. Типы политической культуры. Тенденции развития российской политической культуры.

    реферат , добавлен 29.05.2006

    Сущность и понятие политической культуры как отношения человека к политической системе. Структура и типология политической культуры, ее базовые компоненты. Основные подходы в политологии в трактовке политической культуры. Модели политической культуры.

    реферат , добавлен 28.04.2011

    Типы и функции политической культуры. Политическая социализация применительно к конкретной личности. Основные политические ценности. Особенности российской политической культуры. Зависимость граждан от государства. Важнейшие виды политической субкультуры.

    реферат , добавлен 14.01.2010

    Идеи политической культуры в западной политологии в XX веке. Политические ориентации (позиции) индивида по Г. Алмонду и Дж. Пауэллу. Основные типы политической культуры. Критика концепции политической культуры Г. Алмонда. Политическая культура России.

    реферат , добавлен 19.05.2010

    Структура и функции политической культуры как совокупности индивидуальных позиций и ориентации участников определенной системы. Факторы, влияющие на формирование политической культуры. Базовые черты политической культуры современного украинского общества.

    реферат , добавлен 09.07.2009

    Сущность и содержание политической культуры. Аспекты процесса социализации. Советская политическая культура как особый тип. Особенности политической культуры в условиях современного Казахстана. Характерные черты постсоветской политической культуры.

    лекция , добавлен 18.03.2014

    Исследование понятия политической культуры общества как структурного элемента политической системы. Изучение моделей и типов политических культур. Характеристика основных признаков тоталитарной культуры. Современная Россия и её политическая культура.

Политическая культура личности предполагает: во-первых, разносторонние политические знания; во-вторых, ориентацию на ценности и правила жизни демократического общества; в-третьих, овладение этими правилами (способами практических политических действий - моделями поведения). В совокупности они характеризуют демократическую политическую культуру. Рассмотрим каждую из ее составляющих.

Политические знания - это знания человека о политике, политической системе, о различных политических идеологиях, а также о тех институтах и процедурах, с помощью которых обеспечивается участие граждан в политическом процессе. Политические знания могут включать как научные, так и житейские представления. В житейских представлениях политические явления нередко искажаются, консенсус трактуется как соглашательство, а демократия - как безграничные возможности делать все, что пожелаешь. Научные знания являются результатом овладения основами политологической науки и призваны адекватно отражать политическую реальность.

Человек, владеющий научными знаниями, способен самостоятельно ориентироваться и оценивать политическую информацию, противостоять попыткам манипулирования его политическим сознанием, что, к сожалению, нередко в политике.

Политические ценностные ориентации - это представления человека об идеалах и ценностях разумного или желаемого общественного устройства. Они формируются под влиянием знаний о политике, личностного эмоционального отношения к политическим явлениям и их оценок.

Многие россияне, как отмечают политологи, не имеют пока еще прочных и осознанных ориентации на утверждение в стране демократических ценностей, зафиксированных в Конституции РФ. (Перечислите их.) Слабость политических позиций граждан является одной из причин, затрудняющих достижение согласия в обществе, способствует возникновению националистических и других радикальных политических движений. И напротив, приверженность демократическим идеалам и ценностям побуждает человека к целенаправленным, чаще всего конструктивным, действиям.

Способы практических политических действий - это образцы и правила политического поведения, которые определяют, как можно и как следует поступать. Многие ученые называют их моделями политического поведения, ибо любая форма политического участия гражданина предполагает соблюдение не одного, а ряда политических правил. Например, участие в выборах предполагает анализ и оценку с позиций определенных требований предвыборных программ и личных качеств претендентов на власть. Совокупность действий избирателя согласно нормативным требованиям (правилам) и будет являться моделью (образцом) его политического поведения.

Политическое сознание предопределяет политическое поведение, которое, в свою очередь, активно воздействует на политическое сознание.

Подчеркнем, что демократическая политическая культура проявляется реально в политическом поведении, а не в словах.

Сущностные признаки демократической культуры политологи относят к социально-культурным ценностям. Их успешная реализация во многом зависит от наличия у участников в политике таких личностных качеств, как критичность, инициативность и творчество, гуманистичность, миролюбие, толерантность (уважение к чужому мнению), гражданская ответственность за свой политический выбор и способы его осуществления.

Таким образом, демократический тип политической культуры обладает ярко выраженной гуманистической направленностью и имеет всемирную значимость. В нем воплощены лучшие образцы политического опыта многих стран мира.