Мазепа вошел в историю как. Мазепа, гетман украины. Правому делу венец


Имя: Иван Мазепа (Ivan Mazepа )

Возраст: 70 лет

Место рождения: Белая Церковь, Киевское воеводство

Место смерти: Бендеры, Османская империя

Деятельность: Гетман Войска Запорожского

Семейное положение: был женат

Иван Мазепа - биография

Гетмана Ивана Мазепу в Киеве называют мудрым политиком, патриотом и одним из основателей независимого украинского государства. В Москве - негодяем и предателем. Кем же он был на самом деле?

В 1700 году Мазепа стал вторым кавалером только что учрежденного ордена Андрея Первозванного - высшей регалии России. Через восемь лет Петр I приказал отлить для него другой орден в пять килограммов весом, на котором был изображен предатель Иуда, повесившийся на осине. Награда не нашла героя - к тому времени гетман обосновался в лагере воевавшего с Петром шведского короля Карла XII. Не сумев надеть предателю на шею позорный орден, разгневанный царь велел объявить Мазепе анафему - церковное проклятие, отправлявшее его душу после смерти прямиком в ад.

Вряд ли это сильно пугало старого гетмана, который и так прожил большую часть своей семидесятилетней жизни в аду интриг, страха и подозрительности. Тогда это было обычным делом для политика, особенно на родине Мазепы, зажатой между такими сильными державами, как Россия, Польша и Турция. Все они угрожали хрупкой независимости Украинской державы, лишь недавно освободившейся при помощи единоверцев-русских от польского ига.

Под властью гетмана находилось лишь Левобережье Днепра - десятая часть нынешней Украины, и он зависел как от собственных непокорных подданных, так и от могущественных соседей, которых раздражала даже относительная самостоятельность украинцев (на Руси их тогда называли еще не «малороссами», как позже, а «черкасами»).

Пообещав устами Богдана Хмельницкого «стояти заодно» с Россией, последующие гетманы часто нарушали это обещание, когда другие соседи угрожали им войной или обещали больше. Впрочем, гетманы польской Правобережной Украины вели себя точно так же. Им было что терять - из простых командиров казачьего войска они давно превратились в крупнейших владельцев земель, садов, имений и даже городов.

Родившийся в 1639 году Мазепа тоже принадлежал к сословию казачьей «старшины», но отец его Степан Михайлович не был ни богат, ни влиятелен. Вместе с Богданом Хмельницким Мазепа-старший воевал за свободу Украины, но потом с его преемником Выговским перебежал от русских к полякам.

Степан Мазепа уважал образование и отправил единственного сына в знаменитую Киево-Могилянскую академию, а потом, хоть он и был православным, - в иезуитский коллегиум в Варшаве, где Иван получил блестящее образование. Позже он объездил всю Европу, изучил восемь языков, от латыни до татарского, собрал богатейшую в стране личную библиотеку. За услуги, оказанные его отцом, польский король Ян Казимир включил Мазепу-младшего в число «покоевых дворян», охранявших дворец.

У Мазепы сразу не сложились отношения с коллегами-поляками, которые наперебой издевались над «еретиком» и «украинским холопом». Мазепа обвинил одного из обидчиков, Пасека, в краже дворцового имущества, но донос признали ложным. Встретив после этого Ивана, Пасек влепил ему пощечину, тот обнажил шпагу, что во дворце было строго запрещено, - и был изгнан из дворца.

22-летнего недоросля отправили в имение матери Марины Мокиевской на Волынь, где с ним случилась новая неприятная история. На красивого и галантного Мазепу сразу обратили внимание окрестные помещицы, включая молодую жену польского магната Фальбовского. Раньше времени вернувшись из дальней поездки, пан застал супругу в объятиях юного украинца и тут же, не дав оскорбителю даже одеться, велел привязать его к дикой лошади и пустить ее на свободу.

Этот случай стал так известен, что его красочно описали в своих произведениях сначала Вольтер, а потом Байрон. В вольтеровской «Истории Карла XII» говорится: «Лошадь была с Украины и убежала туда, притащив с собой Мазепу, полумертвого от усталости и голода. Его приютили местные крестьяне; он долго жил среди них и отличился в нескольких набегах на татар». На самом деле Мазепа просто уехал в отцовское имение Мазепинцы и жил там до смерти старого Степана. Да и его ссора с Фальбовским, возможно, выдумана давним врагом Пасеком, который на склоне лет сплетничал об этой истории в мемуарах.

Мазепа - биография личной жизни

Став владельцем Мазепинец, Иван вскоре женился на полковничьей вдове Ганне Фридрикевич - немолодой и некрасивой, зато имевшей влиятельных родичей, благодаря которым он стал личным писарем правобережного гетмана Петра Дорошенко. Но карьера его оборвалась довольно быстро: отправившись с гетманским письмом в Турцию, он был схвачен запорожцами. Буйные казаки, не жаловавшие поляков и их слуг, уже собирались срубить пленнику голову, но он вымолил у них пощаду - даром убеждения Мазепа владел превосходно.

Казаки отправили его к гетману «русской» Левобережной Украины Ивану Самойловичу, которому он выдал важные польские секреты, чем заслужил полное доверие. Сперва он стал воспитателем гетманских детей, а позже занял важный пост генерального есаула. Чуть не каждый год гетман отправлял его в Москву, где правили тогда царевна Софья и ее фаворит Василий Голицын. Последнему Мазепа возил щедрые подарки, а когда тот позорно провалил поход на Крым, предложил ему свалить вину на Самойловича. В итоге старого гетмана сослали в Сибирь, а Иван Степанович при поддержке Голицына занял в 1687 году его место.

Вскоре Софья и ее любимец были свергнуты молодым царем Петром, и Мазепа поспешил в Москву с доносом на прежнего соратника. Он жаловался, что Голицын стребовал с него за избрание гетманом 11 тысяч рублей и трех турецких скакунов. Он быстро вошел в доверие к Петру, давал ему советы по украинским и польским делам. Вместе с царем он отправился в Азовский поход, ночевал с ним в одном шатре, так что «мин херц» Александр Меншиков взревновал, и его пришлось задабривать щедрыми подарками.

Зато Петр, не знавший меры ни в дружбе, ни во вражде, осыпал Мазепу наградами: кроме ордена Андрея Первозванного он получил украшенную алмазами шпагу, а позже даже стал - вслед за Меншиковым - князем Священной Римской империи. В 1704 году, когда Польша оказалась захвачена шведами, он занял Правобережье и стал первым после Хмельницкого гетманом «обеих сторон Днепра».

Умножая не только власть, но и богатство, он, получив во владение десятки деревень и 100 тысяч крепостных, сделался первым богачом не только Укра-g ины, но и России. И популярным человеком не только при дворе, но и в народе: он не только легко ссужал деньгами придворных, но тратил деньги и на строительство церквей, которых по з всей стране возвел без малого тридцать.

Когда Россия вступила в Северную войну со Швецией, Мазепа вызвался помочь и первым делом отправил на фронт нелюбимых им запорожцев. Правда, казаки вели себя так недисциплинированно, что скоро их пришлось вернуть на родину. После этого гетман на время утратил m к войне интерес - к удивлению окружающих, он влюбился. При жизни жены он не изменял ей, но после ее смерти 65-летний Иван Степанович воспылал страстью к 16-летней дочери своего давнего соратника Василия Кочубея Матрене - Пушкин в своей поэме более поэтично назвал ее Марией. Девушка тоже не на шутку увлеклась пожилым ловеласом:

Порой и старца строгий вид,
Рубцы чела, власы седые
В воображенье красоты
Влагают страстные мечты.

Мазепа и в этом возрасте был хорош собой. Шведский историк Нордберг несколько лет спустя описывал его так: «Мазепа среднего роста, худощавый, ему около 70 лет, глаза быстрые и ясные, сберегли жизненный огонь; носит усы на польский манер. Разговаривает рассудительно». Ему вторил французский дипломат Жан Балюз: «Иван Мазепа симпатичный, стройный.

Взгляд у него суровый, глаза блестящие, руки тонкие и белые, как у женщины, хотя тело у него крепче, чем у немецкого рейтара, и наездник он отличный». Красноречием он тоже не уступал молодым и писал возлюбленной такие письма: «Мое сердце, мой розовый цветочек! Сердце оттого болит, что недалеко от меня уезжаешь, а я не могу глаз твоих и личика беленького видеть. Через это письмецо кланяюсь и всю тебя целую любезно».

Мазепа был крестным отцом Матрены, что делало их брак невозможным. Но он все же посватался к ней. Кочубей и его жена негодовали, обвиняя «старого бесстыдника» в том, что он заколдовал их дочь. Юная Мотря и правда словно обезумела - «лаяла» родителей, плакала, била посуду, а потом сбежала среди ночи к Мазепе. Этот скандал обсуждала вся Украина; сплетники договорились до того, что Матрена на самом деле была дочерью Мазепы, и Кочубеиха просто ревновала ее к своему прежнему любовнику.


«Ох, великий грех!» - шептались кумушки. Тут уж Мазепе пришлось, несмотря на любовь, отправить Мотрю обратно к родителям - как он заявил, «в целости». Говорили, правда, что девушка все же оказалась «порушенной», хотя вскоре ее выдали замуж; впрочем, деньги «богатого и славного» Кочубея могли заставить жениха закрыть глаза на этот небольшой недостаток. У Пушкина Мария сошла с ума и исчезла неведомо куда; реальная Матрена прожила еще много лет, хотя и побывала в сибирской ссылке - ее муж оказался сторонником опального Мазепы...

Несмотря на возвращение дочери, Кочубей поклялся отомстить былому другу. Очень скоро в Петербург отправился донос на гетмана - тот будто бы собирался изменить России. Петр не поверил, а зря. К тому времени Мазепа уже давно вел тайные переговоры с польским королем Станиславом Лещинским, а через него - со шведами, которых он уговаривал повернуть армию от Москвы на Украину. Гетман обещал Карлу XII провиант для солдат, сено для коней, а заодно поддержку 50 тысяч казаков.

В обмен на то, что его сделают монархом независимой Украинской державы, к которой предлагалось присоединить и Белоруссию. Конечно, об этом знали только конфиденты Мазепы: польская помещица княгиня Дольская и иезуит Заленский. Своим приближенным гетман по-прежнему говорил: «Я никогда не предам русского царя!» И только самым верным добавлял: «...пока он сильнее, чем шведы».

Одним из этих верных прежде был и Кочубей, поэтому его донос мог оказаться губительным. Мазепа мобилизовал своих друзей в столице, удвоив раздачу подарков. В результате сановники Головкин и Шафиров доложили царю: гетман ни в чем не виноват, его оговорили. Кочубей и передавший его донос полковник Искра были выданы Мазепе, их жестоко пытали - говорят, выясняли судьбу зарытых ими сокровищ, - а в июле 1708 года обезглавили.

Вскоре Петр пригласил обласканного им гетмана привести казачье войско под Стародуб. Это нарушало планы Мазепы, и он сказался тяжело больным. Не доверявший ему Меншиков решил лично проверить состояние гетмана, и тому пришлось срочно бежать к королю Карлу, который как раз вступил в пределы Украины. Мазепа приказал следовать за собой всем казакам, но из двадцати тысяч с ним отправились только две.

Мазепа повел шведов к своей хорошо укрепленной столице - городу Батурину, на левом берегу реки Сейм, где их ждали провизия, сено и большие запасы пороха. Но Петр действовал быстрее: по его приказу армия Меншикова подступила к городу и взяла его без особых хлопот: нашелся местный житель, показавший потайной ход в крепость. После короткого боя восьмитысячный гарнизон был целиком вырезан, а замок сгорел вместе с укрывшимися там мирными жителями.

Вернувшись в столицу со шведским войском, Мазепа застал там ужасную картину: «задымленные мельницы, развалины зданий, человеческие трупы, которые были наполовину сожжены и залиты кровью». Меншиков тем временем двинулся на Запорожскую Сечь, атаманы которой поддержали Мазепу. Казачья вольница тоже была сожжена, по Днепру пустили плоты с повешенными запорожцами.

В канун суровой зимы шведы остались без провианта и приюта. Им пришлось отбирать добро у населения, что вызвало настоящую партизанскую войну. Король Карл буквально штурмом брал запершиеся от него украинские города. Всех сопротивляющихся он приказывал убивать, а пленных отдавал Мазепе, что не спасало их от голода и холода. В результате число сторонников Мазепы непрерывно таяло; многие переходили к новому гетману Скоропадскому, назначенному русскими властями.

Украинцев смутила и церковная анафема, провозглашенная Мазепе в городе Глухове киевским митрополитом Иоасафом в присутствии царя Петра. В тот же день состоялась «гражданская казнь» предателя - его чучело протащили по улицам и сожгли. В утешение король Карл заключил с бывшим гетманом договор о назначении его «князем Украины» и передаче ему после победы южнорусских городов. Пока же сама Украина «временно» передавалась в полное распоряжение шведов. Впрочем, Карл не слишком доверял своему союзнику и даже не пустил его казаков на поле Полтавской битвы - вдруг ударят в спину?

Смерть Мазепы

Знаменитое сражение поставило жирную точку под совместными планами короля и гетмана. После него раненый Карл бежал с остатками войска к Днестру, прихватив с собой Мазепу. Беглецы укрылись в Бендерах у турецкого паши, который уже согласился было на предложение русского посла Толстого выдать предателя за 300 тысяч ефимков. Но власти в Стамбуле запретили сделку: у них созрел план сделать Мазепу своим ставленником в Украине. Но было поздно - тяготы бегства доконали старого гетмана.

28 августа 1709 года он скончался на руках у своего племянника и наследника Андрея Войнаровского, который перевез тело в румынский город Галац и похоронил с почестями. Карл XII, присутствовавший на отпевании своего последнего союзника, ненадолго пережил его. С трудом вырвавшись из пут турецкого «гостеприимства», он вернулся на север и там был убит в бою шальной пулей, пущенной сзади, - шведам надоела бестолковая воинственность их короля. Проиграв все, Карл еще мог утешаться военной славой, но Мазепе не досталось и ее. Его проклинали и русские, и украинцы, чья земля из-за него подверглась двойному - российскому и шведскому - разорению. Пушкин писал:

Забыт Мазепа с давних пор.
Лишь в торжествующей святыне
Раз в год анафемой доныне,
Грозя, гремит о нем собор.

На самом деле о Мазепе помнили - официальные историки не уставали проклинать его предательство, а революционеры вроде Рылеева и Герцена видели в нем борца за свободу, выражающего волю украинского народа. Эти две точки зрения борются до сих пор. Конечно, Иван Мазепа не был ни пылким свободолюбцем, ни примитивным предателем. Главной его целью было укрепление собственной власти - если удастся, как князя независимой Украинской державы, если нет, как гетмана под началом русской, польской или любой другой короны. Хитрый политик всю жизнь строил союзы и заключал сделки, но в итоге перехитрил самого себя.

В конце лета 1709 года в небольшом сельце Варница близ Бендер умирал в жутких мучениях бывший гетман Украины Иван Мазепа (Колединский). Он поминутно терял рассудок от невыносимых, адских болей, проистекающих от десятков неизлечимых болезней. А, приходя в сознание, после долгого нелепого бормотания, истошно скулил: «Отруты мэни - отруты!» («Яду мне - яду!»)…

Но поскольку травить православного даже перед тяжкой смертью всегда считалось непростительным грехом, то старшины и челядь порешили действовать по старинному обычаю - долбить дырку в потолке крестьянской хаты. Чтобы, значит, облегчить грешной душе умирающего расставание с бренным телом.

Как тут не вспомнить старинное поверье: чем больше человек грешит при жизни, тем мучительнее смерть его ожидает. И впрямь - в обозримом прошлом и настоящем тогдашней Малороссии трудно было сыскать более коварного, злого и мстительного человека, нежели Мазепа. Он являл собой пример классического и законченного злодея на все времена и для всех народов.Даже при том, что общие нравы малорусских политиков той поры особой шляхетностью (благородством) не страдали. Оно и понятно: люди, живущие в окружении более сильных и могущественных соседей, вынуждены были постоянно решать тягостною, но неотвратимую дилемму - под кого бы выгоднее «подлечь». Мазепа невиданно преуспел в решении подобных задач.

К смертному часу он успел совершить с десяток предательств крупных и немереное количество злодеяний мелких

«В нравственных правилах Ивана Степановича, - пишет историк Н.И. Костомаров, которого никак не заподозришь в русофильстве, - смолоду укоренилась черта, что он, замечая упадок той силы, на которую прежде опирался, не затруднялся никакими ощущениями и побуждениями, чтобы не содействовать вреду падающей прежде благодетельной для него силы. Измена своим благодетелям не раз уже выказывалась в его жизни.

Так он изменил Польше, перешедши к заклятому её врагу Дорошенку; так он покинул Дорошенка, как только увидал, что власть его колеблется; так, и ещё беззастенчивее, поступил он с Самойловичем, пригревшим его и поднявшим его на высоту старшинского звания.Так же поступал он теперь со своим величайшим благодетелем (Пётр I. - М.З )», перед которым ещё недавно льстил и унижался… Гетман Мазепа, как историческая личность, не был представлен никакой национальной идеей. Это был эгоист в полном смысле этого слова. Поляк по воспитанию и приёмам жизни, он перешёл в Малороссию и там сделал себе карьеру, подделываясь к московским властям и отнюдь не останавливаясь ни перед какими безнравственными путями».

«Он лгал всем, всех обманывал - и поляков, и малороссиян, и царя, и Карла, всем готов был сделать зло, как только представлялась ему возможность получить себе выгоду»

Историк Бантыш-Каменский так характеризует Мазепу: «Имел дар слова и искусство убеждать. Но с хитростью и осторожностью Выговского он соединял в себе злобу, мстительность и любостяжение Брюховецкого, превосходил Дорошенка в славолюбии; всех же их - в неблагодарности".

Как всегда исчерпывающе точно определил сущность Мазепы А.С. Пушкин: «Некоторые писатели хотели сделать из него героя свободы, нового Богдана Хмельницкого. История представляет его честолюбцем, закоренелым в коварстве и злодеяниях, клеветником Самойловича, своего благодетеля, губителем отца несчастной своей любовницы, изменником Петра перед его победою, предателем Карла после его поражения: память его, преданная церковью анафеме, не может избегнуть проклятия человечества».

И в «Полтаве» продолжил: «Что он не ведает святыни,/ Что он не помнит благостыни,/ Что он не любит ничего,/ Что кровь готов он лить, как воду,/ Что презирает он свободу,/ Что нет отчизны для него».

Наконец, чрезвычайно точная оценка злодея принадлежит и самому украинскому народу.

Выражение «Проклята Мазепа!» веками относилось не только к плохому человеку, но и вообще к любому злу. (На Украине и в Белоруссии мазепа - неряха, грубиян, злой хам -устар .)

Весьма примечательная деталь. До нас дошли более десятка портретов этого исторического деятеля и даже несколько художественных полотен с его изображением. Удивительно, однако, но среди них нет элементарной схожести! Такое впечатление, что этот человек имел множество взаимоисключающих ликов. И дней рождения, у него как минимум пять - с 1629 по 1644 годы (то-то раздолье у политических фанатов гетмана - отмечать его «круглые» юбилеи!). Впрочем, и дат смерти у Мазепы… три. Такой вот скользкий. Всё у него было не как у людей…

Сознательно опускаю детство, отрочество и юность Мазепы. Ибо сам чёрт ногу сломит в том отрезке его ущербной биографии. Хотя следующую выдержку приведу исключительно из уважения к авторитету авторов: «Тот, кто занимал тогда этот пост, был польский шляхтич, по имени Мазепа, родившийся в Подольском палатинате; он был пажом Яна Казимира и при его дворе приобрел некоторый европейский лоск. В молодости у него был роман с женой одного польского шляхтича, и муж его возлюбленной, узнав об этом, велел привязать Мазепу нагим к дикой лошади и выпустить её на свободу.

Лошадь была с Украины и убежала туда, притащив с собой Мазепу, полумертвого от усталости и голода. Его приютили местные крестьяне; он долго жил среди них и отличился в нескольких набегах на татар. Благодаря превосходству своего ума и образования он пользовался большим почётом среди казаков, слава его всё более и более росла, так что царь принужден был объявить его украинским гетманом». Это цитата Байрона, приведённая по-французски, взятая им у Вольтера.

Правда, при этом трудно не подивиться, как два выдающихся европейских творца повелись на элементарную придумку. Ибо подобного в действительности не могло быть по определению. И поневоле ещё думаешь: видать не зря столь выдающиеся европейцы и так давно стали поэтизировать «хохлацкого Иуду». Даже утверждали, что «царь принуждён был». То есть на равных ставили шляхтича-выскочку и величайшего монарха в истории человечества.

Все современники Мазепы в один голос утверждают, что он был «чародiем». Наверное, потому так полагали, что по-иному им трудно было объяснить невероятное умение этого талантливого проходимца производить впечатление на людей и внушать им доверие к себе.

Меж тем именно такие коварные способности (элементарно гипнозом владел!) и вознесли Мазепу на вершину власти

Когда гетманом Правобережной Украины был Павло Тетеря, Мазепа поступил к нему на службу. Гетманы в ту пору менялись, как перчатки у капризной дамы. И Тетерю сменил Петро Дорошенко. Он - естественно «очарованный» молодым шляхтичем, назначает его генеральным писарем - личным секретарем и главой своей канцелярии. При этом гетман Дорошенко вел сложную, тройную игру. Оставаясь подданным польского короля, он отправил своего секретаря к гетману Левобережной Украины Ивану Самойловичу с уверениями, что желает служить русскому царю.

Но уже через несколько месяцев послал того же Мазепу к турецкому султану - просить помощи у извечного врага православных. А в подарок туркам преподнёс «ясык» - пятнадцать рабов из казаков, захваченных на левой стороне Днепра. По пути Мазепу с «гостинцами» захватили запорожские казаки во главе с кошевым атаманом Иваном Сирко.Тем самым, что писал со своими казаками знаменитое письмо турецкому султану Магомету IV: «Свиняча ты морда, кобыляча срака, кусача собака, нехрещеный лоб, мать твою …. Не будешь ты и свиней христианских пасти. Теперь кончаемо, ибо числа не знаемо, календаря не маемо, а день такой как и у Вас, за что поцелуй в сраку нас!»

И вот я сейчас задаюсь вопросом, на который никто и никогда не сможет ответить. Ну почему преданный Самойловичу (значит, и русскому царю!) атаман Сирко, этот неистовый защитник православных, заклятый враг татар и турок, не отрубил Мазепе голову на месте за то, что тот, подонок, вёз пятнадцать русских душ в рабство? Ведь Иван Дмитриевич всегда безжалостно истреблял пособников бусурман. А тут взял и отправил «подлую вражину» к гетману Самойловичу. Не иначе, как Провидение вознамерилось убедиться: насколько же низко и подло ещё способна упасть душа Мазепы.

Здесь, на Левобережье, происходит ещё одно, почти невероятное, во всяком случае, трудно объяснимое - именно Мазепу, как уже своё доверенное лицо, Самойлович посылает в Москву для переговоров. Там его разбитной порученец встречается с… самим царём Алексеем Михайловичем! И потом ещё много раз ездит в русскую столицу, укрепляя теперь уже свой собственный авторитет. Опуская бесчисленные тактические и стратегические ходы Мазепы, между которыми он благополучно «слил» Самойловича и всю его семью, где был почти родным человеком, заметим лишь, что 25 июля 1687 года хитрый царедворец получает с помощью подкупа российской чиновничьей верхушки «клейноты» (символы) гетманской власти - булаву и бунчук.

В правление Мазепы закрепощение посполитых (так называли тогда крестьян) приняло особенно широкий размах

А гетман стал самым крупным крепостником по обе стороны Днепра. На Украине (в то время Гетьманщине) он прибрал к рукам около 20 тысяч дворов. В России - многим более 5 тысяч. В общей сложности Мазепа имел свыше 100 тысяч крепостных душ. Ни один гетман до него и после не мог похвастаться столь сказочным богатством.

А в это время в России происходили очень серьёзные тектонические сдвиги империи, в результате которых на престол взошёл Пётр I. Будете смеяться, но и к молодому царю Мазепа почти с ходу втёрся, как впечатался, в невероятное доверие. Даже сейчас в это с трудом верится, однако в 1700 году Мазепа получает орден Андрея Первозванного - высшая русская награда за №2! (первым награждён князь Иван Головин). Видать, крепко понравился русскому царю ушлый гетман, хотя возрастная разница, их разделявшая, составляла 33 года.

И далеко ведь не случайно Мазепа писал Петру: «Наш народ глуп и непостоянен. Пусть великий государь не слишком дает веру малороссийскому народу, пусть изволит, не отлагая, прислать на Украину доброе войско солдат, чтоб держать народ малороссийский в послушании и верном подданстве».

Это, кстати, к вопросу о восторгах некоторых историков по поводу самого долгого гетмановского правления Мазепы - двадцать один год - и о его якобы страстном стремлении к независимости Украины любой ценой. Уже не говорю о так называемых Коломацких статьях, подписанных лично гетманом при его вступлении в должность. Там чёрным по белому указано, что Украине запрещаются любые внешнеполитические сношения. Запрещалось гетману и старшин назначать без согласия царя. Зато все они получали русское дворянство и нерушимость имений.

И, позвольте, где тут «борьба за независимость Украины»? Да, в течение двух десятилетий Мазепа неукоснительно выполнял волю Петра I. И правильно делал. Только предпринимал он это исключительно к выгоде своей. Тут никакой «нэзалэжностью» даже не пахнет. Запахло позже, когда ущербный по всем нравственным параметрам гетман почему-то уверовал, что непобедимая шведская армия разгромит войска нарождающейся Российской империи.Тогда-то впервые звериное, волчье чутьё Мазепы крепко его подвело. Вестимо, сколько верёвочке не виться… Но прежде, чем напомнить об окончательном падении гетмана, как политика, остановимся ещё на его самой безобразной человеческой подлости…

Первая песнь пушкинской «Полтавы», кто не забыл, начинается так: «Богат и славен Кочубей».

И далее: «Но Кочубей богат и горд/ Не долгогривыми конями,/ Не златом, данью крымских орд,/ Не родовыми хуторами,/ Прекрасной дочерью своей/ Гордится старый Кочубей».Долгие годы почти ровесники (Мазепа старше Кочубея на год), они были друзьями - не разлей вода. И даже породнились: племянник гетмана, Обидовский, женился на старшей дочери Кочубея, Анне, а младшей Кочубеевне, Матрёне, Мазепа стал крестным отцом.У меня, на Украине, кумовство издревле почитается как духовное родство. Крёстные родители опекают крестников, пока те не встанут на ноги, а потом и крестники должны заботиться о крёстных родителях как о собственных. В 1702 году Мазепа похоронил свою жену и вдовел два года.В ту пору ему было далеко за шестьдесят, а Матрёне Кочубей - шестнадцать (в «Полтаве» она - Мария). Разница по самым скромным подсчётам - в полвека.И старик решил жениться на юной крестнице, хотя до этого соблазнил её мать. «Чародiй» пустил в ход все приемы своего обольщения: «Мое серденько», «моя сердечно кохана», «целую все члонки тельца твоего беленького», «помни слова свои, под клятвою мне данные, в тот час, когда выходила ты из моих покоев». «Я с великою сердечною тоскою жду от Вашей Милости известия, а в каком деле, сама хорошо знаешь».Из писем Мазепы видно, что Матрена, ответившая на его чувства, сердится за то, что гетман отослал её домой, что родители её ругают. Мазепа негодует и называет её мать «катувкой» - палачихой, советует в крайнем случае уйти в монастырь. Естественно, родители решительно воспротивились возможной женитьбе. Официальная причина отказа была в церковном запрете на браки между крестным отцом и крестницей.Однако изворотливый Мазепа, не заслал бы сватов, если бы не рассчитывал, что церковные власти, великолепно им прикормленные, снимут для него запрет. Скорее всего, Кочубеи прекрасно осознавали, в какую «халэпу» (напасть) может завести всё их семейство коварный и злой жених. Да со временем и Матрёна избавилась от заблуждений:

«Вижу, что Ваша Милость совсем изменилась своею любовью прежнею ко мне. Как знаешь, воля твоя, делай что хочешь! Будешь потом жалеть». И свои угрозы Мазепа исполнил сполна.

По прямому (и это установлено точно!) навету Мазепы, Кочубея и полковника Захара Искру подданные царя приговорили к смерти и выдали гетману для показательной казни. Перед казнью Мазепа приказал ещё раз люто пытать Кочубея, чтобы тот выдал, где спрятаны его деньги и ценное имущество. Кочубея жгли каленым железом всю ночь перед казнью, и он всё рассказал.

Эти «кровавые деньги» поступили в сокровищницу гетмана. 14 июля 1708 года безвинным страдальцам отрубили головы. Обезглавленные тела Кочубея и Искры были переданы родственникам и погребены в Киево-Печерской лавре. На гробовом камне высекли надпись: «Поскольку нам смерть повелела молчати,/ Сей камень о нас должен людям вещати:/ За верность к Монарху и преданность нашу/ Страданья и смерти испили мы чашу».

… А через пару месяцев после этой казни Мазепа предал и Петра I

С первых шагов шведских войск по украинской земле население оказывало им сильное сопротивление. Мазепе нелегко было оправдываться перед Карлом за «неразумность своего народа». Они оба поняли, что ошиблись - как друг в друге, так и в стратегических расчётах - каждый. Однако коварство, подлость и запредельная низменность Мазепы ещё не до конца была исчерпана. Он послал к царю полковника Апостола с предложением, ни много ни мало, предать в руки Петра шведского короля с генералами!

Взамен хамски просил ещё большего: полного прощения и возвращения прежнего гетманского достоинства. Предложение было более, чем неординарное. Посовещавшись с министрами, царь дал согласие. Для блезиру. Он прекрасно понимал: Мазепа предсмертно блефует. Сил для пленения Карла у него не наблюдалось. Полковник Апостол и многие его товарищи пополнили ряды войска Петра I.

Как известно, после исторической Полтавской битвы Мазепа бежал с Карлом и остатками его войска. Царь очень хотел заполучить гетмана и предложил туркам большие деньги за его выдачу. Но Мазепа заплатил в три раза больше и таким образом откупился.

Тогда разгневанный Пётр Алексеевич распорядился изготовить специальный орден «в ознаменование предательства гетмана». Диковинная «награда» представляла собой круг весом 5 кг, сделанный из серебра. На круге был изображён Иуда Искариот, повесившийся на осине. Внизу - кучка из 30 сребреников.Надпись гласила: «Треклят сын погибельный Иуда еже ли за сребролюбие давится». Церковь предала имя Мазепы анафеме. И снова из «Полтавы» Пушкина: «Забыт Мазепа с давних пор;/ Лишь в торжествующей святыне/ Раз в год анафемой доныне,/ Грозя, гремит о нём собор».

На несколько столетий имя презренного предателя считалось даже неприлично упоминать в серьёзных сочинениях

Лишь немногие украинские русофобы, такие как А. Оглоблин, пытались обелить «пса клятого» (выражение Тараса Григорьевича Шевченко). Этот, с позволения сказать, историк в период фашистской оккупации стал бургомистром Киева. Его правление отмечено массовыми казнями в Бабьем Яре. После войны Оглоблин бежал в США. Главную свою книгу, монографию «Гетман Иван Мазепа и его правление», фашистский бургомистр написал к 250-летию смерти предателя (как же, однако, все подлые люди цепко держатся друг друга!) По его мнению, цели гетмана-предателя были благородны, замыслы дерзновенны. На всякий случай: «Он хотел восстановления мощной автократичной гетманской власти и строительство державы европейского типа, со сбережением системы козацкого строя». Интересно лишь, кто бы это ему позволил сделать в тогдашние времена?

И всё же по-настоящему, с государственным, так сказать, размахом реанимировал память о «хохлацком Иуде» другой Иуда - вначале главный идеолог ленинизма-коммунизма на Украине, а после первый закопёрщик рыночного беспредела президент Леонид Кравчук

Кличка, кстати, взята из его личных юношеских поэтических упражнений: «Иуда я. Искариот!»

…Никогда не забуду лета 1991 года. Тогда под юрисдикцию Украины перешла самая большая часть Советской армии: 14 мотострелковых, 4 танковые, 3 артиллерийских дивизии и 8 артиллерийских бригад, 4 бригады спецназа, 2 воздушно-десантные бригады, 9 бригад ПВО, 7 полков боевых вертолётов, три воздушных армии (около 1100 боевых самолётов) и отдельная армия ПВО. Общая центробежная эйфорическая сила развала всего и вся захватила и меня, тогдашнего советского полковника. Грешен, в воспалённом мозгу мелькали спорадические мысли, а не перейти и мне, украинцу, служить на Украину?

Благодарю Бога, что не поддался спонтанному чувству.

А вот философствование директора Центра украиноведения Киевского национального университета имени Т.Г. Шевченко, академика АН Украины доктора исторических наук Владимира Сергийчука. В советские времена сей ученый муж скромно и нешумно занимался сельским хозяйством. А в нэзалэжной стал одним из первых исследователей деятельности Организации украинских националистов (ОУН) и подвигов Украинской повстанческой армии (УПА): «Да, Мазепа изменил российскому царю, но сделал это во имя украинского народа, во имя Украины.

Условие, что Карл ХII будет протектором нашей страны, то есть возьмет Украину под свою опеку, на то время для Украины было довольно выгодно. Мазепа был настоящим отцом украинской нации! А тем людям забитым, которые не хотят интересоваться собственной историей, уже ничего не поможет».

Ещё более «прогрессивным» идеологом в данном направлении стал киевский политолог Дмитрий Выдрин: «Из совокупности тысяч предательств родилась наша страна. Мы предавали всё! Мы давали одну присягу и целовали одно знамя. Потом предали эту присягу и знамя, стали целовать другое знамя. Почти все наши вожди - бывшие коммунисты, которые клялись одним идеалам, а потом проклинали те идеалы, которым они клялись. Из всего этого совокупного действия, где были тысячи мелких, крупных и средних предательств, собственно, и родилась эта страна.

Так сформировались украинская политика, наше мировоззрение и мораль. Предательство - это тот фундамент, на котором мы стоим, на котором мы построили свои биографии, карьеры, судьбы и все остальное».

А мы ещё удивляемся: как это братья и сёстры Украины мирятся с разгулом откровенно фашистов-бендеровцев; как в их жилах кровь не стынет от одесской Катыни ; почему многие украинские матери, вместо того, чтобы сплочённо и жертвенно выступать против братоубийственной войны, выказывают президенту претензии: у наших сыновей нет бронежилетов, у них мало боеприпасов и их плохо кормят. Да это же всё прямое следствие нынешней «национальной украинской идеи: мы, украинцы, - предатели, и в этом наша сила!».

Давно истлевшим костям пана Мазепы впору пускаться в пляс: «щэ нэ вмэрла» Украина в его разумении

Она - не вся, конечно, но значительная её часть - чтит и молится на него, невзирая на все его запредельные злодеяния. Воистину чума мазепии бушует ныне на Украине.

Горе тому народу, у которого в национальных героях числятся такие ущербные личности, как Мазепа, Петлюра, Бандера, Шухевич, etc. На их примерах хорошо выращивать майданутых гопников.

Когда же за образец для подражания бойцу подсовывают «славные деяния» ублюдка Мазепы, то боец и будет поступать соответственно. Неужели этого не понимают? А ведь действительно не понимают.

…После выхода фильма известного кинорежиссера Ю. Ильенко «Молитва о гетмане Мазепе», встретился я со своим старым другом, ныне покойным артистом Богданом Ступкой, сыгравшем заглавную роль. Наши давнишние отношения (знакомы мы были с 1970 года) позволяли серьёзную степень обоюдной откровенности. И я, не мудрствуя лукаво, спросил: «Бодя, зачем ты взялся за Мазепу?». «Ну, ты же умный человек и понимать должен, что для актёра не существует запретных ролей. Чем подлее герой, тем его интереснее играть».

«Согласен с тобой, если это Ричард Ш. Он - всегда вне идеологических рамок. Но в данном случае, ты же прекрасно понимал, что ярый националист Ильенко использовал и тебя, и твоё имя, чтобы нагадить России своим кинокошмаром. Ладно, оставим за скобками то, что Юра (мы с ним тоже были давние знакомцы) - автор сценария, режиссёр, оператор, актёр, а сын его сыграл молодого Мазепу. Но там же реки крови, головы рубят, как капусту, а жена Кочубея - Любовь Фёдоровна - мастурбирует с отсечённой головой мужа. Пётр I насилует своих солдат. Неужели это тебя не покоробило? А этот эпизод: Пётр I стоит над могилой Мазепы, из-под земли появляется рука гетмана и хватает царя за горло - тоже не задел?».

Богдан Сильвестрович долго и мучительно молчал. Потом сказал: «Как там поётся: не сыпь мне соль на рану. Скоро я у Бортко, надеюсь, сыграю Тараса Бульбу. Вот и реабилитируюсь перед людьми». Великий, мирового уровня актёр, он конечно же понимал, что Юрий Герасимович элементарно его «употребил» на правах старого друга. И роль его - катастрофическая неудача. По иному и быть не могло. Равно как и сам фильм оказался убийственно провальным. Его отправили на Берлинский кинофестиваль. Однако там ленту показали лишь в категории фильмов… для людей с нетрадиционной сексуальной ориентацией!

Потом мы продолжили разговор о Мазепе. И пришли к общему выводу.

Если бы преступника Колединского за уши не притягивали нынешние украинские политики-выскочки в действующую идеологию, то мы о нём бы и вспоминали не чаще, чем о других гетманах

А так его личность излишне демонизируется. Меж тем он был элементарным, хоть и очень злым, негодяем. Досадно, что нынешним украинским властям он так по душе.

…Можно сколько угодно говорить, писать и вещать о том, каким выдающимся государственным деятелем был Мазепа, 305 лет назад покинувший наш бренный мир. Достаточно зайти на украинскую Википедию и увидеть там несметное перечисление заслуг славного патриота «нэзалэжной Украины» Ивана Степановича: и полиглот он, и меценат, и храмостроитель, и поэт, и любовник, и «чародей», и… Но потом вспомнишь Пушкина: «Однако ж какой отвратительный предмет! Ни одного доброго, благосклонного чувства! Ни одной утешительной черты! Соблазн, вражда, измена, лукавство, малодушие, свирепость». И всё встаёт на свои места.

Иван Степанович Мазепа - известный украинский гетман, полководец и политический деятель. Известен прежде всего тем, что больше других пытался объединить под своим началом как Левобережную, так и Правобережную Украину. Долгое время считался лучшим другом Петра I. Но из-за своего предательства лишился не только былого доверия, но и доброго имени.

Родословная и ранние годы

Корни Ивана Мазепы тянутся к известному шляхетскому роду. Его прадед Николай Колединский служил при дворе короля Сигизмунда II. За свои заслуги он получил в подарок целый хутор рядом с Киевом. Позже прадед сменил фамилию на Мазепа, а подаренный ему поселок переименовали на Мазепинцы.

Именно здесь 20 марта 1639 года родился Иван Мазепа. Биография будущего гетмана рассказывает нам о том, что его родным отцом был Степан Мазепа - сподвижник самого Богдана Хмельницкого. Мать мальчика, Марина Мокиевская, также походила из знатного рода: ее отец и брат были старшинами в Запорожье.

Юношество и обучение при дворе короля

Свое первое образование Иван Мазепа получил в Киево-Могилянском коллегиуме. Дальше, благодаря стараниям отца, поступил в Иезуитский коллегиум в Варшаве. Следует отметить, что родословная мальчика позволила ему остаться при дворе польского короля Яна Казимира, в качестве дворянина.

Пользуясь деньгами отца, Иван Мазепа изо дня в день приобретал новые знания и навыки. При этом он обучался не только у польских учителей, но и довольно часто уезжал за границу. К своему совершеннолетию юноша знал более шести иностранных языков. К тому же Мазепа прочел сотни книг по истории, военному делу, экономике и философии.

Однако, несмотря на свою образованность, будущий гетман часто шел на поводу у своих эмоции. Это неоднократно ставило его в невыгодное положение. Однажды он даже оклеветал перед королем своего друга лишь за то, что тот плохо отозвался о нем. Впоследствии ложь Ивана Мазепы всплыла наружу, а его репутация сильно пострадала.

Начало военной службы

В 1663 году польский король Ян Казимир выдвинулся военным походом на Украину. Для Ивана Мазепы это был переломный момент, так как ему необходимо было решить, на чьей стороне он останется. Перебрав в голове все за и против, юноша присоединился к украинской армии гетмана Петра Дорошенко.

Здесь молодой казак довольно быстро поднялся в званиях. Это было связано с тем, что его родной отец много лет подряд служил Дорошенко. В 1669 году Иван Мазепа добился чина ротмистра, а затем и вовсе стал главным писарем. Таким образом, из польского дворянина юноша превратился в настоящего украинского казака.

Однако в 1674 году Мазепу ждет очередной поворот судьбы. Приказом гетмана его отправляют дипломатом в Крымское ханство. Главной целью похода было установление военного союза с турками. Но в пути их отряд натыкается на засаду левобережных казаков и в итоге проигрывает им бой. Сам Иван Мазепа попадает в плен и чудом избегает смертного приговора.

Из пленника в гетманы

Мазепа остался в живых лишь благодаря своей образованности. Будучи на допросе у левобережного гетмана Ивана Самойловича, он демонстрирует необычайный интеллект и знания. Впечатленный такой эрудицией, лидер казаков возлагает на пленника воспитание собственных детей. Впоследствии Иван Мазепа не только зарабатывает свободу, но и переходит на сторону бывших врагов в качестве есаула.

Будучи в служебных разъездах, он знакомится с князем Василием Голицыным. Вскоре мимолетная встреча перерастает в дружбу. И именно благодаря влиянию своего товарища в 1687 году Иван Мазепа добивается поста гетмана на раде под Коломаком. Следует заметить, что мнение историков по поводу взаимоотношений Мазепы и Голицына сильно расходятся: одни считают, что князь помог казаку из добрых соображений, вторые же утверждают, что причиной всему - солидная взятка из рук есаула.

На благо Российской империи

Правление гетмана Ивана Мазепы было направлено на, чтобы укрепить дружбу с Россией. К тому же украинский воевода рассчитывал на то, что приход к власти Петра I в 1689 году станет благоприятным для Малороссии. Для этого он всеми силами старался заполучить благосклонность нового императора.

И у Мазепы это довольно хорошо получалось. В мирные часы гетман давал добрые советы Петру I, а в лихие выступал в качестве его карающей длани. Так, именно войско левобережных казаков придушило восстание Петрика, бушевавшее более пяти лет на территории Украины. Помимо этого, Иван Мазепа принимал участие в военных походах на Азов, предпринятых Петром I в 1695 году.

В конечном счете такая самоотдача привела к тому, что российский царь стал воспринимать украинского гетмана как своего лучшего друга. Он даже наградил казака почетным титулом второго кавалера ордена Андрея Первозванного. Более того, указом правителя Российской империи Иван Мазепа стал гетманом обеих сторон Днепра.

Начало Северной войны

Северная война началась в 1700 году. Агрессором в ней выступила Швеция во главе с Карлом XII. Главной целью шведов был захват прибалтийских земель, что никак не входило в планы России. В этом нелегком сражении Иван Мазепа принял сторону Петра I. Он поклялся ему в том, что не пустит врага на земли Малороссии.

Однако вскоре Северная война посеяла раздор не только между шведами и россиянами, но и между царем и гетманом. В военные годы Петр I сильно урезал свободу украинских военачальников, что сказывалось на авторитете Мазепы. В частности, в 1704-м войско казаков могло спокойно захватить польскую часть Украины и присоединить ее к России, но государь запретил делать это. Из-за этого приказа гетман затаил обиду на своего друга, так как тот не позволил ему объединить страну.

Предательство Ивана Мазепы

Сегодня существует много версий о том, когда именно гетман начал строить план предательства. Однако, вероятней всего, это произошло в 1706 году. Ведь именно в тот период шведские войска одержали наибольшее количество побед. Тогда многие поверили в то, что армия Карла XII является непобедимой.

Начиная с 1707 года Иван Мазепа ведет активную переписку с вассалами шведского короля. В ней он обсуждает план будущего нападения. Уже тогда приближенные Петра I предупреждали о том, что гетман готов предать его. Но из-за своей дружбы царь не мог поверить в эти слова. Он до последнего дня надеялся на то, что Мазепа останется верен ему.

И лишь осенью 1708 года весь мир увидел истинное лицо украинского воеводы. С этого момента лидер казаков начал действовать открыто. Он всецело поддерживал шведские войска: давал им провизию, выступал с ними под одним знаменем и уничтожал всех, кто противился новой власти. А заключающим этапом их союза стало то, что в апреле 1709 года они подписали официальный договор, согласно которому после победы Швеции Малороссия получает полную автономию.

Но их планам не суждено было сбыться. 27 июня 1709 года российская армия наносит врагам ошеломляющий удар под Полтавой. После него шведская армия быстро теряет свои позиции, а Карл XII вынужден в спешке отступать на родину. Что касается Ивана Мазепы, то он также бежит из страны. Его новым домом становится Османская империя. Однако из-за большого душевного потрясения гетман начинает чахнуть на глазах, и 22 сентября 1709 года он умирает в городе Бендер.

В заключение

Сегодня можно многое рассказать о том, каким человеком был Иван Мазепа. История его жизни - это чреда головокружительных перемен. Большинство из них могли погубить украинца, но в итоге лишь закалили его. А все потому, что Мазепа умел подкупать людей своей харизмой. Именно этот дар сделал его гетманом Левобережной Украины.

Однако непостоянство воеводы сыграло с ним злую шутку. Будучи уверенным в том, что все его решения верны, он напрочь забыл о чести. Он предал многих людей ради достижения собственных целей и амбиций. Впоследствии именно это и привело его к проигрышу. И находясь на краю, Иван Мазепа превратился в изгоя. Его ненавидели все: собственный народ, преданные союзники, православная церковь и даже человек, долгое время веривший в их дружбу.

Государственный и политический деятель Украины Иван Степанович Мазепа (Мазепа Колединский) родился на хуторе Каменцы (впоследствии село Мазепинцы) под Белой Церковью (Речь Посполитая), в семье украинской шляхты. Год рождения его в точности неизвестен (1629, 1633, 1639, 1644). Иван Мазепа в детстве освоил езду верхом и владение саблей, изучал европейские науки, а со временем по настоянию матери поехал учиться в Киево-Могилянскую коллегию, которую в годы своего гетманства преобразовал в академию. Позже учился в Иезуитском коллегиуме в Варшаве.

Позже отец послал Ивана Мазепу ко двору польского короля Яна II Казимира, где он состоял в числе «покоевых» дворян. Затем его как талантливого шляхтича направили в Западную Европу для завершения образования. Голландия, Франция, Германия, Италия расширили мировоззрение молодого человека. Он досконально изучил основы фортификации, пушечное дело и прочие науки. Иван Мазепа был весьма просвещенным человеком для своего времени: владел, кроме украинского, русским, польским, латинским, немецким и итальянским языками, знал голландский, французский, татарский, хорошо разбирался в философии и истории, музыке и поэзии, писал стихи .

В 1665 году, после смерти своего отца Адама-Степана Мазепы, Иван Мазепа получил должность черниговского подчашего. Эту должность с 1662 года вплоть до смерти занимал его отец. В 1669 году Иван Мазепа поступил на службу к гетману правобережной Украины Петру Дорошенко и дослужился до звания генерального писаря. В 1674 году он перешел к гетману левобережной Украины Ивану Самойловичу.

В 1682 - 1688 годах был генеральным есаулом, выполнял важные дипломатические поручения.

После неудачной Крымской кампании 1687 года гетман Самойлович был смещен с поста гетмана и сослан в Сибирь. При поддержке со стороны фаворита царевны Софьи боярина Василия Голицина 4 августа (по старому стилю 25 июля) 1687 года Ивана Мазепу избрали гетманом левобережной Украины.

Официально его титул именовался "гетман войска Запорожского обеих сторон Днепра". Иван Мазепа был женат на богатой польской вдове, сам был одним из крупнейших землевладельцев на Украине.

Длительное время Иван Мазепа был одним из ближайших сподвижников царя Петра I и много сделал для экономического подъема Левобережной Украины. За многочисленные заслуги перед Россией Мазепа (вторым в империи) был награжден высшей российской наградой - орденом Святого Андрея Первозванного.

Иван Мазепа принимал участие в кампании 1705 года против короля Швеции Карла XII в поддержку короля Польши Августа II, в то время союзника Петра I. В 1706 году Мазепа предпринял укрепление Печерской крепости в Киеве. В 1707 году, желая отторгнуть Украину от России, вступил в тайные переговоры с Карлом XII и новым польским королем Станиславом Лещинским. В 1708 году Мазепа заключил соглашение с королем Станиславом Лещинским, обещая Польше Киев, Чернигов и Смоленск; для себя он хотел получить титул князя и права на Витебск и Полоцк. В октябре 1708 года в Новгороде-Северском Мазепа открыто присоединился к противнику России в Северной войне шведскому королю Карлу XII. Позже на сторону Мазепы перешли еще около 3 тысяч запорожских казаков. В ответ Петр I ликвидировал ставку Мазепы, лишил его всех титулов и избрал нового гетмана, а 12 ноября 1708 года митрополит Киевский объявил Мазепе церковную анафему. В следующие месяцы многие из приверженцев Мазепы перешли на сторону россиян. Таким образом, ко времени

Одной из самых «пререкаемых» фигур в русско-украинской истории остается по сей день Гетман Мазепа . По традиции, идущей от Петра I, его принято считать чуть ли не исчадием ада. Недавно появилась и другая тенденция — к героизации Мазепы; особенно это характерно для нынешней Украины, ищущей исторических скреп. И то, и другое — явные кривды. Демоном во плоти знаменитый гетман не был. Но, несомненно, некая патология в поведении гетмана Мазепы по отношению к соратникам прослеживается.

Гетман Иван Мазепа, юные годы

Иван Степанович Мазепа происходил из православной шляхетской семьи. Он появился на свет в 1639 году в родовом имении Мазепинцы неподалеку от Белой Церкви. Образование получил, согласно своему статусу, превосходное — сначала в Киево-Могилянской коллегии, затем в иезуитском коллегиуме в Варшаве, а впоследствии учился в Италии, Голландии, Франции и Германии. Свободно владел европейскими языками и латынью.

Известно, что в молодые годы гетман Мазепа состоял при дворе польского короля Яна Казимира, где числился среди «покоевых дворян». Придворная участь молодого «схизматика» была, конечно, незавидна. Н. И. Костомаров пишет:

«Сверстники и товарищи его, придворные католической веры, издеваясь над ним, додразнили его до того, что против одного из них Мазепа в горячности обнажил шпагу, а обнажение оружия в королевском дворце считалось преступлением, достойным смерти. Но король Иоанн Казимир рассудил, что Мазепа поступил неумышленно, и не стал казнить его, а только удалил от двора. Мазепа уехал в имение своей матери, на Волынь».

Карьерист

На Волыни, согласно Костомарову, Иван Мазепа имел романтическое приключение. Он вступил в связь с молодой женой некоего престарелого пана Фальбовского, за что был жестоко им проучен. Фальбовский подкараулил соперника, раздел его донага, привязал к спине лошади и, нахлестав ее, пустил вскачь. Лошадь, не разбирая пути, через кусты, ринулась к дому, и через некоторое время ошарашенные слуги Мазепы снимали с нее своего окровавленного господина. Впоследствии этот сюжет не раз вдохновлял живописцев.

Имело ли место это происшествие в действительности, мы не знаем. Дальнейшая личная судьба Мазепы складывалась вполне благополучно и здраво — до роковой истории с Мотрей Кочубей. В 1665 году он после смерти отца получил должность подчашего Черниговского, в 1668 году женился на вдове белоцерковского полковника Анне Фридкевич, не упуская из виду, вероятно, той пользы, которую мог принести ему в его карьере тесть — генеральный обозный Семен Половец. Расчет оказался верен. Именно по протекции Половца Мазепа вошел в ближний круг гетмана Петра Дорошенко и сравнительно скоро дослужился до звания генерального писаря.

В 1674 году Дорошенко отправил Мазепу в Константинополь просить помощи у турецкого султана (а за несколько месяцев до того по его же поручению Иван Мазепа был в Переяславле на казацкой раде, где свидетельствовал о желании гетмана пойти под руку московского царя; такая вот «школа измены»).

Мазепа меняет высоких друзей

С поездкой в Туретчину связана резкая перемена в биографии Мазепы. Правда, в Константинополь он так и не попал. Костомаров повествует:

«Кошевой атаман Иван Сирко поймал Мазепу на дороге, отобрал у него грамоты Дорошенка и самого посланца отослал в Москву. Мазепу повели к допросу в Малороссийский приказ, которым тогда заведовал знаменитый боярин Артамон Сергеевич Матвеев. Мазепа, своим показанием на допросе, сумел понравиться боярину Матвееву: представился лично расположенным к России, старался оправдать и выгородить перед московским правительством самого Дорошенка, был допущен к государю Алексею Михайловичу и потом отпущен из Москвы с призывными грамотами к Дорошенку и к Чигиринским казакам. Мазепа не поехал к Дорошенку, а остался у гетмана Самойловича, получивши позволение жить на восточной стороне Днепра, вместе со своей семьей. Вскоре после того он лишился жены».

К Самойловичу он также умел войти в доверие. Тот поставил его наблюдать за воспитанием своих сыновей, а затем пожаловал чином генерального есаула. По поручениям гетмана Мазепа не раз бывал в Москве, где свел близкое знакомство с . Голицын, с его полонофильством, не мог, конечно, не очароваться образованным и учтивым на польский манер посланником гетмана. И именно ему Мазепа был обязан избранием в гетманы. Когда после неудачного крымского похода (первого) Самойлович оказался «во всем виноват», Голицын устроил ссылку гетмана в Сибирь и продвижение своего учтивого друга на его место. Интриговал ли сам Мазепа против Самойловича, некогда, по чести говоря, его облагодетельствовавшего? Неизвестно. Но плодами интриг воспользовался. И, сколько можно судить, не без удовольствия.

В очередной свой приезд в Москву гетман Мазепа обнаружил здесь перемены. И, с легкостью отрекшись от голицынско-софьинской партии, обаял молодого Петра.

«Мазепа ведает любовь»

Уже из этих успехов гетмана Мазепы можно заключить нечто о его характере. Но на Петре он, кажется, успокоился. Впрочем, лишь до времени.

Что же касается ситуации в Малороссии, безраздельно подвластной Мазепе, то она была очень непроста. Мазепа «панствовал», народ роптал. Против гетмана беспрестанно составлялись доносы. Но царь не имел веры им, всецело положившись на своего соратника. Тот же умело поддерживал в нем убеждение в собственной незаменимости, постоянно подчеркивал лукавство и ненадежность казаков. Даже донос Кочубея оказался неопасен для него.

Справедливости ради следует сказать, что у любого возникли бы сомнения в правдивости этого доноса: слишком известна была вражда между Мазепой и Кочубеем, которого дочь Матрена (в пушкинской «Полтаве» — Мария) сбежала в 1704 году к гетману «без венца». Гетман и не прочь был повенчаться, но Мотря приходилась ему крестницей. Он отослал девушку к родителям, однако продолжал писать любовные письма, где называл ее своим «серденьком». Ясно было, что опозоренный Кочубей пойдет на все, лишь бы отомстить. Но месть вышла боком ему самому: в 1708 году бывшего генерального писаря Войска Запорожского после пыток казнили через отсечение головы.

Гетман Мазепа - Кавалер ордена Иуды


В 1708 году гетман Мазепа, захватив с собой гетманскую казну, бежал к Карлу XII, стоявшему лагерем неподалеку от Новгорода-Северского. Для Петра I, ожидавшего военной помощи от гетмана, весть об его измене стала оглушающим ударом. Покуда войска не сошлись в решающей битве, в ход были пущены приемы информационной войны. Жестоко разорив руками Меншикова гетманскую столицу Батурин, Петр назначил выборы нового гетмана в Глухове. Было всенародно объявлено, что:

«Иоан Мазепа изменил и пристал к еретическому королю шведскому, малороссийские отчизни отчуждился, хотя оную под иго работы лядской поддати и храмы Божии на проклятую обратити унею»,

Мазепа, в свою очередь, научил Карла XII распространить слух, что Петр сам ведет переговоры с Римом об искоренении правой веры и насаждении «латинства». Но в это мало кто верил.

Вообще, союз Мазепы с Карлом оказался несчастен и для того, и для другого. Народ, никогда ничего доброго от гетмана не видевший, за ним не пошел. Те немногие казаки, что пристали к нему, быстро образумились и явились с покаянием к Петру. При бывшем гетмане остались едва ли не только самые отчаянные запорожцы. Но от них уж добра ждать не приходилось никому. Известно, что за обедом в палатке Мазепы (чуть ли не в присутствии короля) некие из них так упились, что стали грабить со стола посуду. Кто-то сделал им замечание. И тотчас был зарезан.

После Полтавской битвы Мазепа бежал с Карлом XII в Бендеры, где вскоре умер. Он, без сомнения, знал, что Петр тщится выкупить его у османов, желая предать позорной казни. Знал и о том, что специально для него в единственном экземпляре изготовлен серебряный орден Иуды...