Методика “Профиль” (“Карта интересов” А.Голомштока в модификации Г.В.Резапкиной) . Карта интересов — А.Е. Голомшток Методика карта интересов е голомшток

Каждый человек ищет свое предназначение, особенно это касается профессиональной сферы т.к. в дальнейшем это будет занимать значительную часть нашей жизни. Те или иные характерные черты личности, предрасположенность к наукам, спорту или творчеству, могут определить будущую специальность/профессию и направить на путь правильного выбора профессии. В этом вам поможет профессиональный опросник, который предлагается ниже.

Методика Голомштока предназначена для:

  • подростков, школьников (абитуриентов), которые думает над вопросом: «На кого пойти учиться?»;
  • студентов, которые еще не совсем уверены в том, что выбор правильный;
  • людей, которые хотят лучше понять свой характер, определить самую близкую для себя деятельность, основываясь на подсознательных мыслях и желаниях;
  • людей, которые уже имеют профессию, но хотят сменить род деятельности;
  • людей, кто уже нашел любимый род деятельности, дабы еще раз убедиться в своем;
  • состоявшегося специалиста своей сферы, ведь такой тест не только полезен, но и невероятно интересен!

Сокращенная методика Голомштока – карта интересов.
Бесплатный тест.

А.Е. Голомшток – это советский педагог, который был одним из руководителей группы по изучению проблем формирования профессиональных интересов школьников и на сколько учащиеся готовы к выбору профессии. Он опубликовал несколько работ, одна из них было пособие «Выбор профессии и воспитание личности школьника», которые были воспитательной концепцией в сфере профориентации и стали костяком в этой области.

Карта интересов - модифицированная методика А.Е. Голомштока

состоит из очень простых вопросов, касающихся вашей жизнедеятельности и общих интересов. Голомшток обозначил 23 основные профессиональные сферы и объединил их группами такими группами, как медицина, искусство, педагогика, военное дело, физика и математическое направление, химия и др. Методика Голомштока много раз проходила научные исследования и давала весомые результаты, как для школьников, так и для людей, отыскавших свой род деятельности. Каждый человек, выбирая работу, основывается на несколько критериев, например, «насколько важна эта работа для социума?» либо «как много я смогу заработать?» или же «буду ли я получать от этого удовольствие?» и др. Таких критериев в нашем подсознании от 3 и более, поэтому, проходя тест Голомштока, мы даем сознанию переработать данную информацию и получаем значимый результат. Методика Голомштока, в отличии, от методики Потемкиной , которая показывает на что больше ориентация у человека,выделяет в карте интересов больше предрасположение к каким-либо наукам.

Опросник Голомштока на Prevolio – преимущества

  1. У нас абсолютно бесплатный тест Голомштока онлайн, без смс и регистрации;
  2. Сокращенный опросник, который состоит всего из 96 вопросов;
  3. Вы можете пройти опросник Голомштока буквально за 5-15 минут в удобном интерфейсе.

Мы сделали тест максимально комфортным и все, что вам нужно для прохождения это:

  • нажать на кнопку «Пройти Тест»;
  • «подойти» к тесту ответственно;
  • отметить галочкой ответы и программа все сделает за вас.

Наслаждайтесь процессом и получайте мгновенный результат!

Выбрать правильную профессию сложно, поэтому стоит к этому вопросу ответственно, ведь профессию вы выбираете на всю оставшуюся жизнь. Стоит как можно больше уделить этому вопросу сейчас внимания. После того, как вы выбрали профессию, стоит более подробно узнать все ее тонкости т.к. возможно это совсем не то, что вы себе представляете.
Команда Prevolio рекомендует пройти на нашем сайте один из самых лучших

В наше время существует огромное количество методик для тестирования школьников. Популярностью пользуются тесты на профориентацию, что вызвано интересом и самих детей: кто-то хочет узнать, к какой профессию стоит присмотреться, а кто-то удостовериться в правильности уже определённой для себя сферы. Тест А. Е. Голомштока «Карта интересов» поможет учащимся, учителям и родителям в сложном выборе.

Характеристика модифицированной методики А.Е. Голомштока

Автор методики А. Е. Голомшток - советский педагог, один из руководителей группы, занимавшейся изучением отношения школьников к выбору специальности, а также проблем формирования интересов. Им были опубликованы несколько работ по этой тематике (к примеру, «Выбор профессии и воспитание личности школьника»), которые стали основой в этой области.

«Карта интересов» - это опросник, состоящий из 174 пунктов, в которых отражены 29 сфер: физика, химия, биология, математика, астрономия, право, общественная деятельность, журналистика, транспорт и так далее.

Проводить исследование полагается дважды за время обучения школьников: в 7 и 10 классах. Автор теста считает, что именно в возрасте 12–13 лет формируются основные предпочтения детей, связанные с тем, чем они хотели бы заниматься, окончив школу, а в 16–17 имеют уже более или менее устоявшиеся взгляды на будущую профессию.

По итогам теста педагог или психолог получит информацию о том, к каким сферам деятельности у школьника больше склонностей. Это поможет понять, в каком направлении стоит действовать при воспитании, обучении и общении с ребёнком.

Итоги диагностики помогут учащимся и родителям выяснить, какая сфера деятельности ближе школьнику

Проведение тестирования «Карта интересов» среди школьников

Для проведения теста потребуется распечатать матрицы и списки сфер деятельности в равном группе, в которой организовывается исследование, количестве. Опросник вы можете зачитывать сами, в этом случае проще держать обратную связь с детьми. Диктовать следует размеренно и давать время на то, чтобы учащиеся подумали и дали нужный ответ.

Перед началом тестирования необходимо объяснить школьникам условия:

  1. Нельзя игнорировать вопросы, ответ должен быть дан на каждое утверждение.
  2. Стоит быть предельно внимательными и не путать номера утверждений.
  3. Если что-то пропустили или не поняли, полагается сразу же спросить об этом - в дальнейшем будет очень трудно разобраться, в каком именно месте возникли трудности.

Затем полагается объяснить, как отмечать тот или иной ответ. Делать это лучше всего наглядным образом, написав на доске или также распечатав и раздав детям вместе с матрицами.

  1. Если то, что предлагается в утверждении, школьнику очень близко, в клеточку напротив номера ставится «++».
  2. Когда просто нравится, то «+».
  3. При возникающих сомнениях в выборе того или иного ответа учащемуся следует записать «0», но таких случаев должно быть как можно поменьше. Лучше рекомендовать школьнику подумать подольше.
  4. Если названное не нравится, то под номером вопроса ставится «-».
  5. Когда озвученное испытуемый не любит категорически, то ответом должен служить знак «- -».

Зачитывая утверждения, не забывайте добавлять «Нравится ли вам…», «Любите ли вы…», «Хотели бы вы…». Например: «Нравится ли вам знакомиться с жизнью растений или животных?» или «Любите ли вы уроки домоводства или домашние занятия домоводством?».

Все вопросы относительно условий теста лучше разбирать сразу, чтобы потом не возникло нестыковок

Подведение итогов и интерпретация результатов

Для обработки ответов используется матрица ответов из 6 строк и 29 столбцов. Каждая из колонок обозначает определённую сферу деятельности. Попросите школьников посчитать плюсы и минусы в каждом столбце, отметив, что в тех случаях, когда стоит «++» и «- -», необходимо прибавлять не один балл к сумме, а два, и подписать под столбцами получившиеся результаты.

Затем школьникам следует найти по номерам колонок в списке сфер интересов те, минусов и плюсов в которых у них оказалось больше - это будут направления с наивысшей степенью антипатии и симпатии соответственно. Но посоветуйте испытуемым вывести результаты и касаемо других деятельностей, набравших меньшее количество «голосов». Это поможет им лучше узнать себя, понять, на чём стоит акцентировать внимание. А вам останется зачитать, что же означает то или иное количество «+» и «-»:

  • наибольшее отрицание - от -12 до -6;
  • неинтересно, не подходит - от -5 до -1;
  • слабый интерес - от 1 до 4;
  • выраженный интерес - от 5 до 7;
  • наивысшая степень интереса - от 8 до 12.

Необязательно поручать испытуемым подсчитывать результаты. Можно сделать это самостоятельно, собрав заполненные матрицы, а затем лишь проинформировать учащихся об итогах.

Организатору под силу подвести итоги самостоятельно, не привлекая к этому испытуемых

В завершение исследования спросите у детей, понравился ли им тест, чтобы получить обратную связь для себя.

Что же делать организатору с полученной информацией? Если вы классный руководитель группы школьников, в которой проводили диагностику, будет очень кстати использовать итоги тестирования в деле повышения заинтересованности ученика к знаниям, опираясь на информацию о том, что ему близко. Вы всегда сможете поговорить с ребёнком о том, что ему нравится, увеличив уровень доверия и понимания, ведь дети очень тонко чувствуют, когда мы проявляем к ним неподдельный интерес. Те же преимущества появляются, если вы родитель или психолог.

Файл: Материал к тесту

Ничего сложного в проведении теста по методике «Карта интересов» А.Е. Голомштока нет. А пользы от такой диагностики достаточно много. Если вы преподаватель и вместо обычного урока решите провести подобное исследование, дети будут вам только благодарны.

" А.Е.Голомштока.

Назначение теста

Исследование профессиональных интересов респондентов.

Инструкция к тесту

Данные вопросы касаются вашего отношения к различным направлениям деятельности. Нравится ли вам делать то, о чем говориться в опроснике? Если да, то в бланке ответов рядом с номером вопроса поставьте плюс , если не нравится – минус .

Чтобы увидеть материал целиком, вам необходимо зарегистрироваться или войти на сайт.

Внимание!
1. Никто не увидит в результатах тестов ваше имя или фото . Вместо этого будет указан только пол и возраст. Например, “Женщина, 23 ” или “Мужчина, 31 “.
2. Имя и фото будут видны только, в комментариях или других записях на сайте.
3. Права в ВК: “Доступ к списку друзей ” и “Доступ в любое время ” требуются, чтобы Вы могли увидеть тесты, которые прошли Ваши друзья и посмотреть сколько ответов в процентах у вас совпало. При этом друзья не увидят ответы на вопросы и результаты Ваших тестов, а Вы – не увидите результаты их (см. п. 1).
4. Выполняя авторизацию на сайте, Вы даете на обработку персональных данных.

Ключ и обработка результатов теста
Сфера интересов № Вопросов
Физика и математика 1 11 21 31 41
Химия и биология 2 12 22 32 42
Радиотехника и электроника 3 13 23 33 43
Механика и конструирование 4 14 24 34 44
География и геология 5 15 25 35 45
Литература и искусство 6 16 26 36 46
История и политика 7 17 27 37 47
Педагогика и медицина 8 18 28 38 48
Предпринимательство и домоводство 9 19 29 39 49
Спорт и военное дело 10 20 30 40 50

Подсчитайте число плюсов в каждой строке. Чем их больше, тем выше интерес к этим занятиям.

Пять баллов говорят о ярко выраженном интересе к предмету или виду деятельности. Это – необходимое, но не достаточное условие правильного выбора профессии. Другое важное условие – способности, или профессионально важные качества.

Если сумма баллов ни в одной колонке не превышает трех баллов, значит, профессиональные интересы слабо выражены .

Автор

Москва, Россия – психолог-профконсультант

Источники
  • Методика «Профиль» / Резапкина Г.В. Отбор в профильные классы. М.: Генезис, 2005 г.

Известная и популярная методика для выявления склонностей и интересов старшеклассников по 29 различным направлениям профессиональной деятельности. Благодаря своей простоте, быстроте прохождения и заслуживающими доверия результатами опросник «Карта интересов» от А.Е. Голомштока пользуется заслуженным спросом среди школьников старших классов, студентов, которые хотят убедиться в правильности выбора профессии, взрослых людей, хотящим сменить сферу деятельности или просто состоявшимся специалистам.

Впервые появившись в 1968 году в книге «Профориентационная работа в школе» опросник неоднократно подвергался модификациям и следовал в ногу со временем. Вашему вниманию предлагается одна из последних версий, адаптированная под современные реалии жизни.

Опросник А.Е. Голомштока исследует следующие виды профессиональной деятельности:

  • Юриспруденция
  • Биология
  • Иностранные языки
  • Геология
  • Медицина
  • Лёгкая и пищевая промышленность
  • Музыка
  • Физика
  • Химия
  • История
  • Журналистика
  • Металлообработка
  • Строительство
  • Транспорт
  • Военные специальности
  • Техника
  • Электротехника и радиотехника
  • Литература
  • Общественная деятельность
  • Педагогика
  • Сфера обслуживания
  • Математика
  • Экономика
  • Деревообработка
  • Изобразительное искусство
  • Сценическое искусство
  • Авиация и морское дело
  • География
  • Физкультура, спорт

Данные, полученные с помощью этой методики примечательны тем, что помимо определения круга интересов тестируемого указывается также степень их выраженности.

Инструкция к опроснику «Карта интересов»

Вам будет предложено 174 вопроса с общей темой «Нравится ли Вам? Любите ли Вы? Хотели бы Вы?» с одинаковыми вариантами ответов: «Очень нравится», «Нравится», «Не знаю», «Не нравится» и «Очень не нравится». Выберите тот вариант, которые наиболее верно отражает Ваше отношение к вопросу. Помните, что достоверность любого теста зависит от честности ответов.

Время прохождения теста : около 10 — 15 минут.

Стоимость теста: бесплатно.

Результат теста: будет доступен сразу после ответа на все вопросы в виде всех направлений деятельности расположенных по убыванию по степени актуальности. Каждое направление будет включать в себя описание и примеры возможных профессий. Узнать о них больше всегда можно в нашем Каталоге профессий . Номер мобильного телефона или регистрация на сайте для получения результата теста не требуются.

Интересы - ключевой фактор в выборе будущей профессии. Но ребятам-школьникам зачастую довольно сложно определиться с тем, какая область привлекает больше всего: слишком разноплановыми могут быть предпочтения. Поэтому чтобы помочь ребёнку и его родителям определить будущую сферу деятельности, проводится тест с использованием методики «Карта интересов».

Характеристика модифицированной методики А.Е. Голомштока

Методика «Карта интересов» была разработана группой советских психологов во главе с А.Е. Голомштоком. Учёный исследовал готовность детей к выбору будущей профессии, а также проблемы формирования интереса к тем или иным видам деятельности. На основании выводов, к которым он пришёл в процессе работы над темой, Голомшток разработал тест «Карта интересов». Целями и задачами диагностики автор определил:

Тест представляет собой анкету с 174 вопросами, касающимися 29 сфер наиболее распространённых занятий. Часть из них напрямую связана с науками, изучающимися в общеобразовательных учреждениях, а часть - лишь опосредованно. В школах применяется сжатая версия теста в модификации С.Я. Карпиловской. Ряд специальностей потерял свою актуальность (например, мореплавание), другие же находятся в тесной взаимосвязи, поэтому стало возможным объединение нескольких категорий интересов (например, музыки и рисования в группу «Искусство»). В связи с этим опросник сократился до 78 позиций и 10 групп.

Автор бестселлера «Долина кукол», американская писательница Жаклин Сьюзан, говорила: «Если человеку действительно хочется чем-то заниматься, то он должен себя хотя бы в этом попробовать. Когда становишься старше, то разные жизненные ситуации и определённые обстоятельства вынуждают нас идти на компромисс. Но делать это сейчас, когда ты ещё так молод, это всё равно что бросить дело, даже его не начав».

Процедура тестирования «Карта интересов»

Методика предполагает два способа работы: индивидуально и в группе. Тест проводится со школьниками, начиная с возраста 11–12 лет. Испытуемому перед началом работы выдаются 2 листа: один с вопросами, другой - с таблицей для внесения ответов. Время выполнения ограничено 40–50 минутами.

Допускается проведение тестирования в групповой форме

Инструкция:

  1. Сначала организатор озвучивает задание: «Перед тобой вопросы, которые нужно внимательно прочитать, после чего внести ответ на каждый из них в таблицу».
  2. Затем исследователь объясняет правила записи ответов: «Если тебе очень нравится то, о чём идёт речь в вопросе, то поставь «++», когда просто нравится, то «+»; если не нравится, то «-», а если посчитаешь, что что-то совершенно не подходит, то «- -». Когда не можешь определиться, то в графу ответа ставь «0»».
  3. В завершение инструктажа взрослый оговаривает также то, что пропускать вопросы нельзя, но отвечать вразброс можно.

После окончания тестирования ребёнок сдаёт все материалы организатору.

Файл: Стимульный материал для теста

Обработка и интерпретация результатов

За каждый «+» ребёнок получает +1 балл, за ответ, помеченный знаком «-», -1 балл, задания с нулями никак не засчитываются. Экспериментатору нужно вывести сумму баллов по каждой группе вопросов, имеющей отношение к той или иной сфере интересов, используя форму протокола:

Вид деятельности Номера вопросов Количество баллов
Физика и математика 1, 14, 27, 40, 53, 66
Химия 2, 15, 28, 41, 54, 67
Техника 4, 17, 30, 43, 56, 69
Электротехника 3, 16, 29, 42, 55, 68
География и геология 5, 18, 31, 44, 57, 70
Биология и сельское хозяйство 6, 19, 32, 45, 58, 71
Филология, журналистика 7, 20, 33, 46, 59, 72
История, общественная деятельность, предпринимательство 8, 21, 34, 47, 60, 73
Педагогика и воспитание 9, 22, 35, 48, 61, 74
Медицина 10, 23, 36, 49, 62, 75
Сфера обслуживания и домашнее хозяйство 11, 24, 37, 50, 63, 76
Искусство 12, 25, 38, 51, 64, 77
Военное дело, физическая культура 13,26,39, 52,65,78

Оценить уровень выраженности интереса испытуемого к тому или иному виду деятельности можно следующим образом:

  • От -12 до -6 баллов - интерес отрицается полностью;
  • От -5 до -1 балла - индифферентное отношение к сфере деятельности;
  • От +1 до +4 баллов - слабая склонность;
  • От +5 до +7 баллов - довольно осмысленный интерес;
  • От +8 до +12 - интерес выражен ярко.

Если речь идёт об определении специализации класса, то при общей хорошей успеваемости ребёнка можно выбирать тот или иной профиль даже при слабой выраженности интереса к предмету. Но только в том случае, если количество направлений ограничено. Когда же есть возможность выбора, то школьнику лучше менять специализацию только при результатах от +5 до +12 баллов.

Модифицированная методика А.Е. Голомштока позволяет определить склонности и предпочтения школьников. Этот тест имеет важное значение не только для дальнейшего самоопределения ребёнка и выбора профессии, но и для установления подходящего направления профилизации класса.