Налоговое планирование в организации: виды, методы, риски. Принципы налогового планирования Принципы налогового планирования на предприятии

Взаимоотношения хозяйствующих субъектов и граждан с государством по поводу формирования государственных финансов выражают экономическое содержание налогов. С одной стороны, сумма налоговых поступлений обязана обеспечивать наполнение государственной казны, а с другой - величина налоговой нагрузки на налогоплательщиков не должна лишать их стимулов к дальнейшему развитию. Таким образом, важнейшей задачей функционирования налоговой системы любой страны всегда являлось определение , позволяющего сочетать перспективные интересы государства и хозяйствующего субъекта.

Государство и налогоплательщик находятся по разные стороны баррикад: государство заботится о максимальном наполнении государственного бюджета, а налогоплательщик стремится к сохранению собственного. И сколько существуют сами налоги, предпринимаются и попытки уклониться от них или уменьшить их тяжесть. История показывает, что введение новых налогов или изменение порядка уплаты действующих немедленно вызывает ответную реакцию налогоплательщиков, направленную на снижение налогового бремени.

Это стремление имеет под собой объективную основу. Чем меньше сумма налогов, тем больше остающийся в собственном распоряжении объем финансовых средств; чем позже налоги уплачены в казну, тем дольше деньги находятся в обороте и приносят доход. Следовательно, снижение абсолютной величины налоговой нагрузки оказывает прямое влияние на увеличение чистой прибыли и финансовых ресурсов налогоплательщика.

В истории налогообложения процесс минимизации и оптимизации налоговых платежей приобретал различные формы. Но, несмотря на многообразие форм и способов, применяемых налогоплательщиками для облегчения своей налоговой нагрузки, по существу, возможны только два пути - законный или противозаконный.

Выбор налогоплательщиком того или иного пути определяет модель его поведения и конкретные методы, направленные на уменьшение налогового бремени, возложенного на него государством.

Все варианты уклонения от уплаты налогов, под которым понимается незаконное умышленное неисполнение или уменьшение налоговых обязанностей, противоречат действующим нормам налогового, уголовного и административного права. Такие явления рассматриваются не только как противоправные, антиконституционные, но и как нарушающие интересы сограждан, материальное обеспечение которых должно полностью или частично осуществляться обществом и государством.

Среди наиболее существенных негативных последствий уклонения от уплаты налогов выделяют:

1. Недополучение казной налоговых сборов сокращает доходную часть государственного бюджета и увеличивает его дефицит.

2. Происходит искажение ценовых соотношений, неуплата отдельными предприятиями налоговых обязательств в полном объеме ставит субъекты хозяйственной деятельности в неравное положение и мешает рыночной конкуренции.

3. Нарушается принцип социальной справедливости, налоговое бремя, по сути, перекладывается с фирм-неплательщиков на законопослушные фирмы за счет усиления давления на них со стороны налоговых органов.

Все это в итоге приводит к общей дестабилизации экономики страны.

Основными факторами, определяющими активность хозяйствующих субъектов по снижению налоговой нагрузки и влияющими на выбор ими законных или противозаконных способов этой деятельности, являются:

1. Степень политической и экономической стабильности в стране.

2. Соотношение фискальной и стимулирующей функций действующей налоговой системы.

3. Общая величина налогового бремени, возложенного государством на налогоплательщика.

4. Уровень налогового законодательства, а именно:

Степень его устойчивости и предсказуемости;

Соответствие нормам всех других отраслей права;

Четкость установленных правил начисления и уплаты налогов и однозначность их прочтения.

5. Мера ответственности налогоплательщика за нарушение налогового законодательства и тяжесть наказания.

6. Состояние правовой культуры налогоплательщиков.

7. Степень криминогенности обстановки в стране.

8. Наличие открытости и ясности для плательщиков налогов направлений расходования государством полученных средств, их целевого назначения.

9. Уровень профессиональной подготовки специалистов (как хозяйствующих субъектов, так и контролирующих органов).

На современном этапе развития страны создаются новые условия существования и функционирования предприятий, формируются предпосылки для перехода к цивилизованным формам и способам оптимизации налоговых платежей, основанных на нормах закона.

Во-первых, укрепляется законодательная база: действуют Гражданский кодекс РФ, Бюджетный кодекс РФ, нормы бухгалтерского учета и отчетности приводятся в соответствие с международными стандартами. Но наиболее существенную роль играет НК РФ, который представляет собой фундамент российского налогового права и свидетельствует о переходе налоговой системы на качественно новый правовой уровень.

Во-вторых, укреплению законности в сфере налогообложения способствует усиление контроля со стороны государства за уплатой налогов и ужесточение мер, применяемых к предприятиям-неплательщикам и экономическим преступникам.

В-третьих, происходит процесс укрупнения предприятий путем реорганизации, слияния, поглощения мелких более крупными, усложнения их производственной структуры, создания многопрофильных объединений, холдингов.

И наконец, хозяйствующие субъекты все больше начинают заботиться о своем имидже и деловой репутации. Это связано с выходом России на мировой рынок, что обязывает подчиняться общепринятым в мире правилам ведения бизнеса, и со стремлением все большего числа предприятий работать на перспективу, а не на сиюминутный интерес.

Создаются предпосылки к переходу от "дикого капитализма" к цивилизованным формам экономической деятельности предприятий, от уклонения от налогов, неуплаты и избежания их - к сознательному, целенаправленному налоговому планированию.

Сущность налогового планирования в общепринятом смысле заключается в признании за каждым налогоплательщиком права использовать все допустимые законом средства, приемы и способы для максимального сокращения своих налоговых обязательств.

Налоговое планирование подразумевает целую систему комплексных мер, объединяющих все направления деятельности предприятия. Налоговое планирование способствует достижению целей деятельности фирмы, основной из которых является согласно определению коммерческой организации в Гражданском кодексе РФ извлечение прибыли. Наиболее действенным способом увеличения прибыльности выступает не механическое сокращение налогов, а построение эффективной системы управления предприятием. Иными словами, речь идет не о тактике сокращения налогов, а о стратегии оптимального управления предприятием.

Основополагающий принцип - неукоснительное и строгое соблюдение требований действующего законодательства при исчислении и уплате налогов, или принцип законности. Налоговое планирование исключает применение каких-либо форм уклонения от налогов. Принцип законности - это тот определяющий фактор, позволяющий абстрагировать понятие "налоговое планирование" от понятий "избежание налогов", "уход от налогов", "уклонение от налогов" и прочих незаконных методов. Игнорирование принципа законности может дорого обойтись предприятию. С введением в действие части первой НК РФ ответственность за налоговые правонарушения стала самостоятельным и полноценным видом юридической ответственности. Кроме налоговой ответственности, определяемой НК РФ, субъектом которой являются только непосредственно сам налогоплательщик, за нарушения законодательства о налогах и сборах предусмотрены также административная и уголовная ответственность должностных лиц.

Второй принцип налогового планирования - принцип оперативности. Разработанная предприятием налоговая политика должна своевременно корректироваться с учетом всех изменений в действующем законодательстве, и прежде всего в системе налогообложения. Причем уточняться должны не только основные направления налоговой политики, но и виды хозяйственных операций, а в отдельных случаях и направления хозяйственной деятельности фирмы.

Без контроля над процессом законотворчества в стране и отражения его результатов в стратегических и текущих планах предприятие вряд ли сможет управлять собственными финансами. В связи с этим хозяйствующему субъекту необходимо учитывать такой фактор, как налоговые риски. Налоговые риски могут быть связаны с изменениями в налоговой политике страны, появлением новых форм обложения, увеличением или снижением ставок, введением новых налогов и пошлин, отменой налоговых льгот и т.д.

Принцип оперативности предполагает учет не только изменений внешней среды, но и представлений предприятия о своих внутренних приоритетах, ценностях и возможностях. Если такие изменения не будут учитываться, запланированный и полученный результат может оказаться никому не нужным.

Третий важный принцип налогового планирования - принцип оптимальности. Он состоит в том, что применение механизмов, уменьшающих размер налоговых обязательств, не должен причинять ущерб стратегическим целям предприятия, интересам его собственников. Налоговое планирование - не самоцель, а лишь средство для решения поставленных задач: поддержание оптимального соотношения, разумного равновесия между величиной налоговых платежей и величиной прибыли, остающейся в распоряжении предприятия для осуществления его финансовой, инвестиционной политики, расширения текущей деятельности.

Этот принцип предполагает также установление предприятием целесообразности внедрения того или иного нового метода с точки зрения его цены, т.е. стоимости дополнительных работ, а также возможных последствий его применения. Важно изначально убедиться в том, что конечный результат будет положительным, что все трудовые, материальные, а иногда и моральные затраты, связанные с использованием этого метода, не перекроют планируемый эффект.

Налоговое планирование как система только тогда имеет место, когда соблюдаются все три перечисленные выше принципа. Методика налогового планирования, конкретные способы, применяемые предприятиями, организация работы по налоговому учету могут быть различными у каждого хозяйствующего субъекта, но главные принципы должны быть едины для всех.

Налоговое планирование, как и планирование вообще в микроэкономике, имеет свои ограничения. К ним относятся:

1. Неопределенность внешней среды, обусловленная продолжающимися изменениями во всех сферах общественной жизни: экономической, политической, социальной и пр., процесс реформирования российского налогового права.

2. Величина издержек, затрачиваемых на организацию, внедрение и осуществление системы планирования.

Дополнительные затраты, связанные с проведением исследований, организацией соответствующего подразделения, привлечением высококвалифицированного (а значит, и высокооплачиваемого) дополнительного персонала, ограничиваются правилом исчисления издержек налогового планирования: любые дополнительные средства должны быть затрачены только в том случае, если они создадут дополнительный положительный эффект.

3. Масштабы деятельности фирмы.

Преимущества принадлежат крупным фирмам и предпринимательским объединениям, так как они обладают:

Необходимым потенциалом для предвидения своего будущего;

Более высокими финансовыми возможностями;

Высококвалифицированным персоналом и в состоянии привлекать подобных специалистов со стороны и т.д.

Кроме того, интегрированные корпоративные группы со сложной структурой и различными направлениями деятельности значительно в большей степени нуждаются во внедрении методов налогового планирования, нежели автономные, средние и мелкие организации.

4. Принципы и условия налогообложения хозяйствующих субъектов определяются и регламентируются государством (специфическое ограничение налогового планирования). Это ограничивает возможности организаций-налогоплательщиков для регулирования уровня своей налоговой нагрузки.

Особенно это касается налогового планирования в группе взаимозависимых лиц, к хозяйственной деятельности которых с точки зрения налогообложения предъявляются дополнительные требования и уделяется повышенное внимание со стороны контрольных органов.

Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь к консультанту:

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ .

Это быстро и БЕСПЛАТНО !

В качестве одной из ключевых задач было озвучено повышение эффективности налогового планирования на микро- и макроуровне, а также были определен его методы на 2020-2018 год.

О том, какими способами предприятия и государство будут оптимизировать процесс перечисления налоговых выплат в бюджет пойдет речь в данной статье.

Необходимые сведения

Налоговое планирование представляет собой комплекс мероприятий, который реализуется как на государственном уровне, так и на базе отдельных предприятий.

При этом:

В общем виде налоговое планирование предполагает расчет размера прямых и косвенных налоговых платежей, выбор оптимальной модели налогообложения, установление размера налоговых отчислений с оборота и т.п.

Любая компания в процессе своего функционирования стремиться найти способы снижения налоговых выплат.

Осуществить это можно двумя путями:

Граница между минимизацией налоговых выплат в рамках налогового планирования и уклонением от уплаты налогов тонка. Однако первое – всегда осуществляется легально.

При этом в зависимости от специфики производства, географического сегмента и особенностей бизнеса подходы к нему могут несколько различаться.

Налоговое планирование затрагивает все виды платежей в бюджет, которыми облагается данное предприятие – причем каждый налог рассматривается отдельно.

Основные определения

Налоговое планирование – это комплекс действий, ориентированных на сокращение или отсрочку налоговых платежей в казну. Оно опирается на нормы гражданского, трудового и налогового законодательства РФ.

Нарушение любого из их положений переводит налоговое планирование в ранг уклонения от обязательных платежей в бюджет.

Оптимизация налогообложения – вступает синонимом налогового планирования. При этом под ней:

С какой целью проводится

Нельзя недооценить роль налогового планирования как метода снижения налоговых обязательств для современного бизнеса.

Потому главная его цель – снижение налоговой нагрузки на предприятие, что обеспечит сокращение издержек и рост прибыли.

Существует ряд особенностей, которые касаются осуществления налогового планирования в фирме:

Для того чтобы определить насколько предприятие нуждается в эффективном налоговом планировании достаточно рассмотреть размер нагрузки налогообложения на предприятие:

Важно отметить, что достижение главной цели налогового планирования – снижение груза налоговых платежей возможно путем:

В целом оптимизация может затронуть отдельный налоговый платеж или весь бизнес в целом.

Нормативная база

В настоящее время в РФ существует целый комплекс нормативно-правовых актов, которые регулируют вопросы налогового планирования, в том числе:

Указывает на то, что граждане должны быть наделены экономическими правами. К числу которых можно отнести и налоговое планирование
, Устанавливают добровольный порядок использования гражданами и компаниями налоговых льгот
Определяет возможность самостоятельного выбора плательщиком налогового режима
, Предусматривает право выбора формы осуществления предпринимательской деятельности
Устанавливает право самостоятельного определения способа осуществления денежных расчетов
, Указывают на возможность выбора характера проведения амортизации, списания товаров и определения списка прямых и косвенных затрат

Руководствуясь приведенными выше положениями субъект предпринимательской деятельности сможет наилучшим способом организовать налоговое планирование и достигнуть ожидаемых результатов.

Методы оптимизации, применяемые в налоговом планировании

Оптимизация налогообложения реализуется на базе разнообразных инструментов, форм и методов налогового планирования. Они позволяют снизить общую сумму налогов к уплате и рационализировать структуру затрат.

Существует ряд методов, на основании которых может быть реализована оптимизация налогообложения. Они подразделяются на внешние и внутренние.

К числу внешних методов оптимизации можно отнести:

В свою очередь, внутренние методы предполагают изменения в организации работы и управления в самой компании. Они включают:

Внутренние методики оптимизации представляются менее рискованными. Однако эффективное налоговое планирование предусматривает использование и тех, и других.

Используемые инструменты

Выбор оптимального механизма налогового планирования определяется сферой и видом деятельности, нормативно-правовой базой.

Тем не менее, можно выделить несколько основных его инструментов, в частности:

  1. Разные виды налоговых режимов.
  2. Налоговые льготы по различным обязательным платежам в бюджет.
  3. Типы договоров с партнерами.
  4. Формы организации бизнеса.

Приведенные выше общие инструменты, как правило, применяются в рамках отдельного хозяйствующего субъекта.

Тем не менее, сегодня можно говорить о существовании нескольких видов налогового планирования, для каждого из которых характерны свои методы, в том числе:

Если в организации

Если налоговое планирование осуществляется на уровне компании, то его главной целью выступает уменьшение налоговой нагрузки, что влечет за собой повышение финансовой эффективности бизнеса.

В этой ситуации наиболее эффективными и действенными представляются такие инструменты, как:

Выбор учетной политики Позволяет один раз в год установить порядок определения денежных поступлений и затрат, движения товаров и наличности, что оказывает влияние на определяемый расчетным путем размер объектов налогообложения
Аналитико-расчетный подход Позволяет оценить показатели прошлых лет и на их основе сформировать планы, относительно объема выпуска (НДС и ), численности персонала ( , отчисления в ФОМС, ПФР, ФСС), а также объема используемых в производственной деятельности активов ( , )
Балансовый метод В основном применяется при выстраивании отношений между материнской и дочерней компаниями. Он состоит в анализе показателей (оценка состояния активов, соотношения заемного и собственного капитала и др.)
Нормативный подход Предполагает прогнозирование суммы налоговых отчислений на будущее с учетом текущих ставок и предполагаемых финансовых результатов. В рамках этого инструмента зачастую прорабатывается три сценария – оптимистический, реалистический и пессимистический
Создание налогового поля основан на выставлении базовых условий Формы организации бизнеса, статуса плательщика, системы налогообложения, сроков внесения обязательных платежей в бюджет, после чего детально прорабатывается каждый платеж

Государственное планирование

Если говорить о государственном налоговом планировании, то оно призвано контролировать выполнение количественных и качественных показателей по поступлениям в бюджет, ФОМС , ФСС и ПФР .

При этом налоговое бремя должно оставаться необременительным, иначе это приведет к сокращению предпринимательской активности.

Налоговое планирование на уровне государства предполагает:

  • оптимизация уровня налогового бремени;
  • формирование оптимальной структуры налогов и сборов;
  • обеспечение максимального уровня собираемости налогов;
  • создание рациональной системы налогового контроля.

Для реализации этих задач государственные органы в лице Минфина и ФНС, используют такие финансовые инструменты, как:

  • система налоговых льгот;
  • разнообразные налоговые режимы;
  • соглашения по вопросам двойного налогообложения;
  • формы и виды договоров компаний с партнерами.

Эти специальные методы создают основание для формирования налогового планирования на предприятии. Они обеспечивают баланс интересов государства (пополнение казны) и хозяйствующих субъектов (сокращение затрат).

Если на макроуровне

Осуществление налогового планирования на макроуровне предполагает оптимизацию системы обложения хозяйствующих субъектов, позволяющего сформировать поступления для решения политических, социальных, экономических и иных задач.

В этом случае налоговое планирование ориентировано на решение следующих задач:

  1. Создание эффективного налогового законодательства.
  2. Построение удобной для бизнеса налоговой системы.
  3. Установление ставок налогов, размера льгот и характера объектов обложения.

Оно реализуется в рамках формирования текущих и перспективных планов, которые согласуются с общей социально-экономической политикой государства.

В числе инструментов налогового планирования на макроуровне можно назвать налоговые ставки, размер и порядок оценки объектов, виды сделок, режимы и системы взимания обязательных платежей.

Распределение их на виды

Налоговое планирование осуществляется на уровне государства, отдельных фирм и их объединений.

При этом набор используемых ими инструментов несколько отличается, но преследует один и тот же результат — рационализация налоговых выплат.

Все инструменты, используемые в процессе налогового планирования, классифицируются по нескольким критериям, а именно.

По сфере применения различают:

По характеру использования бывают:

Как правило, эффективное налоговое планирование предусматривает использование рационального их сочетания.

Что в результате?

Итогов проведения налогового планирования на предприятии выступает письменное заключение, которое включает в себя такие аспекты, как:

  1. Методы оптимизации порядка и структуры обложения обязательными платежами.
  2. Обоснованные рекомендации, касающиеся осуществления учетной политики.

В итоге решаются такие проблемы в функционировании компании, как:

  1. Достижение более высокой конкурентоспособности в рамках конкретного сегмента.
  2. Сокращение налоговых обязательств и. как следствие, совокупных затрат.
  3. Достижение более рационального и эффективного использования ресурсов.

Отсутствие же адекватной системы налогового планирования на предприятии вне зависимости от его размера и сферы функционирования влечет за собой необоснованные потери, ухудшение финансового состояния, падение конкурентоспособности.

Налоговое планирование конкретного субъекта предпринимательской деятельности - это выбор оптимального, с точки зрения конкретного налогоплательщика, сочетания и построения правовых форм деятельности в целях снижения налогового бремени в рамках действующего налогового законодательства.

Назовем основные принципы налогового планирования, которые можно сформулировать следующим образом:

  • 1) законность, то есть соответствие действующему законодательству;
  • 2) знание и подробное изучение позиции налоговых органов, а также судебной практики по тем аспектам налоговых правоотношений, которых касается оптимизация;
  • 3) перспективность. Налогоплательщик должен предвидеть последствия некорректного применения различных методов и схем налоговой оптимизации, которые могут повлечь за собой крупные финансовые потери;
  • 4) этапность планирования;
  • 5) предварительный расчет финансовых последствий планирования (расчет вариантов сумм налогов, в том числе с оборота, по результатам общей деятельности по отношению к конкретной сделке или проекту в зависимости от различных правовых форм ее реализации);
  • 6) индивидуальность налогового планирования. Налоговая схема работы каждой организации и финансовая схема каждой сделки во многом уникальны, и практические советы могут даваться в каждом конкретном случае после предварительной правовой экспертизы специалистов;
  • 7) коллегиальность в принятии решений о методах и формах налоговой оптимизации. Специалисты отмечают, что процесс налоговой оптимизации - это:
    • - совместная работа бухгалтера, юриста и руководителя (менеджера);
    • - постоянный поиск новых оригинальных решений и схем работы организации;
    • - постоянное изучение специальной литературы, изучение и анализ опыта других организаций этого профиля и смежных сфер бизнеса.

Процесс налогового планирования на предприятии можно разбить на несколько этапов.

  • 1. Принятие решения. На основе подготовленной информации первый руководитель или его заместители осуществляют акт решения;
  • 2. Подготовка решения. Комплексная подготовка решения с привлечением указанных в матрице подразделений или должностных лиц;
  • 3. Участие в подготовке решения, заключающегося в подготовке отдельных вопросов или информации по поручению подразделений или должностного лица, ответственного за подготовку решения;
  • 4. Обязательное согласование на стадии подготовки решения или его принятия;
  • 5. Исполнение решения;
  • 6. Контроль исполнения решения.

Помимо создания адекватной сегодняшним экономическим реалиям структуры налогового планирования, определения полномочий и требований к участникам процесса планирования налоговых платежей, для успешной постановки деятельности по планированию налогов необходимо наличие финансовых, материально-технических и интеллектуальных ресурсов, которые формируются при составлении ежегодного налогового плана.

Материально-технические ресурсы, задействованные в процессе налогового планирования, определяются до создания группы планирования мероприятий по оптимизации налогового портфеля, и формируются из двух частей: первая часть состоит из элементов материально-технической базы, находящейся в распоряжении тех подразделений предприятия, сотрудники которых заняты планированием налоговых платежей; вторая часть создается специально в целях функционирования налоговой группы. Среди всего перечня материально-технических ресурсов, необходимых для успешного осуществления функций налогового планирования, существенное место должны занимать: обеспечение налоговой группы современными информационно-вычислительными комплексами, необходимыми для применения статистико-математических методов определения вариантов распределения мероприятий по налоговой оптимизации; использование в процессе работы обширного библиотечного фонда, состоящего из нормативной, научной, практической и периодической литературы; применение баз данных законодательства РК, облегчающих поиск необходимой документации нормативно-правового характера.

Финансовая база организации налогового планирования формируется исходя из потребностей в осуществлении мероприятий по налоговой оптимизации. Кроме того, руководство предприятия должно сформировать политику стимулирования работников налогового сектора за достижение положительных результатов процесса налогового планирования.

В целях повышения интеллектуального уровня специалистов системы налогового планирования составляется график участия в тематических семинарах, конференциях, учебных курсах, курсах повышения квалификации, на что отводятся дополнительные финансовые ресурсы. Указанный график также входит в налоговый план предприятия.

В зависимости от характера управленческих решений налоговое планирование разделяют на:

  • 1) текущий налоговый контроль - мероприятия ежедневного мониторинга изменения законодательной базы
  • 2) контроль правильности вычисления и перечисления налоговых обязательств, а также исследование причин разных изменений среднестатистических показателей предприятия;
  • 3) текущее налоговое планирование - мероприятия из текущей оптимизации налогообложения, складывание типичных схем хозяйственных операций и реализации соглашений;
  • 4) стратегическое налоговое планирование (вариационно-налоговый анализ) - составление прогнозов налоговых обязательств предприятия, а также схем реализации мероприятий по снижению налоговой нагрузки на предприятие.

В зависимости от инструментов, которые используют в налоговом планировании, оно может базироваться на:

  • 1) использовании налоговых льгот - полное или частичное освобождение субъектов предпринимательства от уплаты определенных налогов, связанное с определенной деятельностью или производством определенной продукции,
  • 2) использовании налоговых лазеек - отдельных вопросов предпринимательской деятельности, не урегулированных налоговым законодательством,
  • 3) использовании специально разработанных схем, оптимизации налоговых платежей, которые обычно и являются основным инструментом налогового планирования.

Налоговое планирование может базироваться и на прямых нарушениях налогового законодательства, но тогда оно перестает отвечать основным принципам, которые лежат в основе этого планирования.

В зависимости от действенности субъектов налогового планирования относительно использования возможных инструментов, оно делится на пассивное и активное. В основе пассивного налогового планирования лежит альтернативная оптимизация. Такая оптимизация возможна тогда, когда в налоговом законодательстве существует две и больше альтернативных нормы, а целесообразность использования какой-либо из них решает специалист предприятия или физическое лицо - налогоплательщик. Примером пассивного налогового планирования может быть решение вопроса относительно целесообразности перехода на упрощенную систему налогообложения субъекта малого предпринимательства. К активному налоговому планированию относят специфические методы планирования деятельности предприятия с использованием специально разработанных оптимизационных схем.

Налоговая схема деятельности каждого предприятия в общем, как и реализации каждого отдельного соглашения в частности, является индивидуальной и требует предварительного планирования и расчетов. Элементы налогового планирования, даже если оно специально не организовывается и не реализуется, присутствуют в деятельности каждого предприятия и каждого предпринимателя. Человек, который только-только становится на путь предпринимательской деятельности и решает, в какой форме эту деятельность осуществлять - быть предпринимателем без создания юридического лица или регистрировать предприятие - уже занимается налоговым планированием, поскольку, просчитывая затраты, связанные с приобретением патента или регистрацией предприятия, он одновременно считает и налоги, которые будет платить в первом и во втором случаях.

Таким образом, эффективность налогового планирования значительно повышается при условии правильной и целенаправленной организации, которая предусматривает формирование коллектива людей, которые будут заниматься этой работой, разработкой плана, целей и задач налогового планирования, а также разработкой и реализацией схем минимизации налоговых платежей.

Одна из важнейших составляющих работы по управлению финансами организации - налоговое планирование. Это комплекс действий, направленных на оптимизацию расходов по уплате налогов, сборов, всех обязательных платежей. Кроме того, планирование призвано снизить возможные риски в сфере налогообложения, а также исключить ошибки, ведущие к росту затрат. Наконец, с помощью грамотного управления налогами организация создает себе репутацию надежного, законопослушного и эффективного игрока. Это позитивно отражается на взаимоотношениях как с контролирующими органами (в первую очередь, с ФНС), так и с контрагентами.

Для правильного налогового планирования требуется комплексный подход, включающий предварительный анализ ситуации, подготовку концепции, определение алгоритма действий и последовательную реализацию принятых решений. Законом предусматривается целый ряд методов, способов, мер, которые позволяют оптимизировать схему налогообложения и повысить доходность, снять риски, добиться больших успехов в деле развития предприятия.

Значение и сущность

Под налоговым планированием (прогнозированием) понимают систему законных действий, направленных на сокращение выплачиваемых налогов и повышение финансовых результатов компании. Это достигается за счет экономии, грамотного использования действующего законодательства, а также благодаря исключению ошибок во взаимоотношениях с контролирующими органами (отсутствию внеочередных проверок).

Снижение нагрузки на организацию за счет профессионального подхода к налогообложению ведет к повышению ее конкурентоспособности на рынке, к улучшению имиджа и привлечению новых акционеров. Грамотное прогнозирование обеспечивает положительную динамику выручки, рост прибыли предприятия. Таким образом, значение налогового планирования невозможно переоценить.

Ключевые цели прогнозирования

Главные цели планирования:

  • законное применение предусмотренных в Налоговом кодексе льгот и освобождений;
  • формирование эффективной учетной политики;
  • обеспечение полной и своевременной уплаты налогов;
  • исключений рисков во взаимоотношениях с контролирующими органами (налоговое планирование проверок).

Все предпринимаемые действия по сокращению налогового бремени нацелены на оптимизацию обязательных выплат, минимизацию расходов, увеличение оборотных ресурсов, повышение эффективности компании. В итоге, предприятие получает новые возможности для развития и показывает рост прибыли, что является ключевой целью любого бизнеса.

Виды налогового планирования

Работа по планированию может осуществляться в рамках отдельной компании, в масштабе группы компаний – партнеров, кроме того - на национальном и международном уровне. Наиболее актуально корпоративное прогнозирование, которое проводится в рамках отдельного бизнеса и позволяет достигать локальных результатов.

Оптимизация налогов возможна на партнерском уровне. Это особенно актуально в случаях, когда бизнес раздроблен на несколько самостоятельных предприятий или тесно сотрудничает с другими компаниями (партнерами).

О национальном планировании принято говорить, если хозяйственная деятельность осуществляется на территории одной страны. Если же бизнес работает в нескольких странах, возникает потребность в международном прогнозировании.

Необходимость оптимизации налогов

Потребности в эффективном налоговом планировании возникают у бизнеса еще на этапе регистрации. Уже в это время, до начала практической работы, следует спланировать форму, структуру предприятия и продумать схему налогообложения. Предпринятые меры позволят успешно стартовать и добиться серьезных успехов на ранней стадии развития.

Для работающей компании важно максимально использовать возможности законодательства в части оптимизации налогов, при этом - добиться признания права такового использования со стороны фискальных органов. Практически это реализуется за счет профессионального прогнозирования и формирования эффективного менеджмента.

Потребности в изменении подхода к налогообложению выражаются в цифрах: чем выше налоговая нагрузка по отношению к чистому доходу компании, тем более востребовано прогнозирование.

Потребности в оптимизации:

  • высокая (критически важно организовать планирование) - если налоги, уплачиваемые предприятием, составляют 40% и более по отношению к чистому доходу;
  • актуальная (рекомендуется обеспечить эффективное прогнозирование) - если компания уплачивает от 20 до 35% налогов по отношению к доходу;
  • низкая - если общая налоговая нагрузка составляет до 15%.

Задачи по оптимизации могут решаться привлечением выездных специалистов, а также посредством найма сотрудника в штат или организации отдела (для крупных компаний).

Общие принципы налогового планирования

Прежде чем организовывать налоговое прогнозирование на предприятии, следует четко представлять основные принципы этой масштабной работы. Следование принципам позволяет достигать намеченных целей без существенных рисков для бизнеса.

Главные принципы планирования:

  • соблюдение закона - все предпринимаемые действия по оптимизации налогов должны производиться с учетом законодательных требований;
  • комплексный подход - в работе задействуются нормы не только налогового законодательства, но и всех прочих областей права;
  • своевременность - необходимо заблаговременно осуществлять прогнозирование, оперативно реагировать на изменения законодательства и структуры бизнеса;
  • рациональность - важно соблюдать принцип целесообразности тех или иных действий, направленных на сокращение налоговой нагрузки (полученные результаты всегда должны покрывать затраты);
  • обоснованность - наличие доказательств законности всех предпринимаемых действий (на случай претензий со стороны контролеров, в том числе судебной защиты и т. д.);
  • профессионализм - работу по планированию следует доверять только квалифицированным специалистам, имеющим соответствующий опыт;
  • конфиденциальность - содержание планирования, применяемого в организации, должно быть открыто ограниченному кругу лиц.

Деятельность по налоговому прогнозированию включает несколько этапов. На первом этапе специалисты анализируют ситуацию и определяют ключевые риски. Кроме того, выявляются основные проблемы и конкретизируются задачи, которые требуют решения. На следующем этапе подбираются методы и инструменты, позволяющие решить поставленные задачи. Наконец, формируется оптимальная схема финансово-экономической деятельности в организации, и в соответствии с ней компания продолжает работу.

Определение рисков

Первый шаг на пути к эффективному налоговому планированию - выявление рисков, угроз возможных финансовых потерь. Под этим понимается самый широкий круг явлений, связанных с ошибками в работе бухгалтерии, неоправданными расходами, фискальным контролем и связанными с ним штрафными, судебными санкциями.

Ключевые налоговые риски:

  • увеличение налогов;
  • претензии и проверки со стороны контролирующих служб;
  • судебное, уголовное преследование.

Анализ ситуации и утверждение задач

Эксперты анализируют, как устроена компания и каким образом ведется ее экономическая деятельность (в частности, финансовая). Специалисты определяют структуру налогового поля: устанавливают перечень выплачиваемых налогов, рассматривают имеющиеся ставки, льготы. Одновременно исследуются все виды отношений, в которых участвует налогоплательщик (изучаются договоры, бухгалтерские записи). В итоге, оценивается размер имеющихся обязательств (включая соотношение налогов к прибыли).

На основе проделанной аналитической работы формируется концепция, выставляются задачи, которые необходимо решить. Они могут касаться оптимизации всей налоговой схемы предприятия, минимизации группы налогов или экономии по отдельным видам сборов.

Подбор методов и инструментов планирования

Существует широкий перечень методов, способов и средств налоговой оптимизации. Все эти возможности обеспечивает действующее российское законодательство. К известным инструментам относятся льготы, особые договорные отношения, спецрежимы налогообложения, средства учета и прочие способы избежать чрезмерных трат.

Для примера, существуют льготы на имущество компаний, в которых свыше половины штата - инвалиды. Определенной экономии позволяет добиться применение особых форм отношений (в частности, продажа товаров через комиссионера или использование в производстве давальческого сырья).

Налоговый кодекс РФ определяет ряд специальных режимов и особенных систем налогообложения: УСН (упрощенка для небольших предприятий и предпринимателей), ЕНВД, льготная система для свободных экономических зон.

К действенным средствам учета относится расчет выручки по отгрузке и оплате, переоценка ресурсов, оценивание материальных запасов производства по себестоимости и т. д.

Формирование схемы финансово-экономической деятельности

Один из этапов налогового прогнозирования - подготовка схемы финансово-экономической деятельности предприятия. На этом этапе важно наиболее эффективно задействовать все имеющиеся методы и инструменты, чтобы решить поставленные задачи с максимальным результатом. Причем, схема составляется таким образом, чтобы полностью соответствовать положениям законодательства.

При создании структуры финансово-экономической деятельности организации следует учитывать изменения в законодательной базе. Дело в том, что налоговая политика государства постоянно развивается и претерпевает корректировки: появляются новые тенденции, вводятся формы и режимы налогообложения, меняются ставки, отменяются и возвращаются льготы. Все эти изменения нужно принимать во внимание при прогнозировании, чем и занимаются специалисты: они постоянно ведут мониторинг законодательных актов и быстро реагируют актуальные на новшества, соблюдая принцип своевременности.

Сроки и периоды прогнозирования

Налоговое планирование - стратегическая работа с отложенным эффектом. Результаты усилий специалистов в области налогообложения становятся видны лишь по окончанию определенного периода. К тому же, прогнозирование ведется поэтапно, с течением времени схема может корректироваться, в нее вносятся очередные дополнения, в том числе в связи с вступающими в силу изменениями закона. Чаще всего новеллы законодательства вступают в силу спустя большой срок (1-2 года) после их объявления, что позволяет предприятиям спланировать свою будущую деятельность на перспективу.

В Российской Федерации большое количество изменений закона вводится в начале года. Поэтому самым ответственным периодом для налогового планирования считается декабрь. В конце года схема оптимизации дорабатывается с учетом предстоящих нововведений, зачастую изменениям подвергаются определенные положения учетной политики, связанные с налогообложением.

Формы и направления налогового прогнозирования

Работа по прогнозированию с целью оптимизации налогообложения основывается на принципе комплексности и ведется в следующих формах:

  • мониторинг законодательства, сбор и изучение фактической информации;
  • создание и оптимизация схемы финансово-хозяйственной деятельности предприятия;
  • контроль над исполнением предпринятых мер, применением инструментов планирования.

В процессе работы специалисты постоянно анализируют законодательство, чтобы своевременно реагировать на изменения. Кроме того, при росте налоговой нагрузки на организацию вводятся специальные мероприятия, нейтрализующие негативный эффект тех или иных явлений.

Направления планирования

Рассмотрим основные направления налогового планирования. Это общая база, на которой строится оптимизация нагрузки на компанию. В процессе прогнозирования важно вести грамотную работу по каждому из перечисленных направлений.

Общие направления:

  • выбор организационно-правовой формы (желательно - перед государственной регистрацией бизнеса);
  • определение оптимального для организации налогового режима;
  • установление (изменение) объекта налогообложения;
  • создание структуры хозяйственной деятельности, в том числе дробление на подразделения различной направленности (реструктуризация);
  • выбор места регистрации компании с учетом особенностей местной ФНС, географической близости к активам предприятия, принадлежности к определенным зонам действия льгот и освобождений;
  • анализ и применение налогового законодательства с целью максимального использования предусмотренных льгот для конкретного налогоплательщика;
  • распределение доходов предприятия в целях дополнительного облегчения фискальной нагрузки.

Методы налогового планирования

Принцип комплексности в планировании предполагает привлечение разнообразных методов и способов уменьшения налогов для повышения доходности организации. Все методы условно делятся на внешние и внутренние.

Внешние методы налоговой оптимизации достаточно ограничены, однако, при правильном применении, обеспечивают заметный результат в виде снижения расходов компании. Примеры: изменение субъекта налогообложения, замена вида деятельности, смена юрисдикции. Следует понимать, что внешние изменения - довольно серьезны, они влекут крупные последствия для бизнеса. Поэтому важно крайне взвешенно подходить к использованию подобных методов.

Наряду с этим существуют внутренние способы минимизации налогов, которые имеют не столь очевидные последствия. Однако таких способов - гораздо больше, и возможности их применения - значительно шире.

Внутренние методы налоговой оптимизации

В арсенале специалистов по налоговому планированию есть большой спектр внутренних способов минимизации налогов и сборов для повышения эффективности компании. Далее перечислим и коротко охарактеризуем основные из них.

Формирование учетной политики

Один раз в год в организации утверждается учетная политика. Выбор политики учета - один из важнейших аспектов прогнозирования. В рамках данного подхода возможно проведение, в частности, переоценки ресурсов компании, что позволяет абсолютно законно сократить выплаты по налогам на имущество и доходы.

Аналитико-расчетный метод

В процессе планирования обязательно осуществляется анализ показателей прошедших налоговых периодов. Качественная аналитика позволяет обнаружить участки, где можно внести изменения, обеспечивающие уменьшение налогов.

Анализ предшествующих периодов дает возможность заложить в новый бизнес-план корректировки, касающиеся следующих показателей:

  • объемы выполненных работ, предоставленных услуг, реализованных товаров (возможно сокращение налога на прибыль, налога на добавленную стоимость);
  • размеры активов, использующихся в экономической деятельности, включая земельные наделы (минимизация налогов на имущество, землю);
  • список работников (снижение выплат по НДФЛ, взносов во внебюджетные фонды).

Балансовый метод

Для создания бухгалтерской модели той или иной экономической, финансовой ситуации задействуется балансовый метод. Он предполагает учет балансовых показателей. В частности, данный метод применим при расчете финансовых потребностей и определении оптимальных источников привлечения средств. Это касается как внутренних процессов в компании, так и взаимодействия в группе связанных организаций (например, в отношениях между материнской компанией и дочками).

Нормативный метод

Для планирования будущих выплат по налогам и сборам важно учитывать действующие нормы, налоговые ставки. Такой подход называют нормативным методом, он позволяет точно рассчитывать ожидаемые показатели в целях прогнозирования расходов налогоплательщика.

Оптимизация планов и решений

В процессе налогового планирования специалисты обязательно рассматривают несколько вариантов планов и решений. Детальные прогнозы по каждому из сценариев позволяют сделать выбор в пользу наиболее предпочтительного с точки зрения соотношения экономии затрат и рисков.

Определение налогового поля

Прогнозирование предполагает формирование так называемого налогового поля - схемы, которая описывает ключевые аспекты налогообложения в организации.

Основные аспекты налогового поля:

  • полный перечень налогов и сборов, которые подлежат уплате;
  • имеющиеся льготы, освобождения;
  • выбранная система налогообложения;
  • статус налогоплательщика;
  • расположение субъекта;
  • сроки проведения выплат.

При определении налогового поля принимаются во внимание следующие сведения: организационно-правовая форма предприятия, его учетная политика, виды хозяйственной деятельности. В рамках подготовленной базы специалисты детализируют каждый отдельный платеж, благодаря чему достигается высокая точность прогнозирования.

Заключение

Налоговое планирование - важный фактор развития организации. Услуги в области прогнозирования и оптимизации налогов особенно востребованы в компаниях с высоким уровнем расходов по отношению к прибыли.

Профессиональный подход к планированию позволяет минимизировать выплаты в соответствии с законодательными возможностями, и в то же время - исключить риски во взаимоотношениях с ФНС (в том числе внеплановые проверки), другими контролирующими органами.

В качестве решения вопроса оптимизации может быть привлечен выездной специалист (либо приглашена группа специалистов). Аутсорсинг - достойная альтернатива штатному сотруднику (отделу), при условии у приглашенных экспертов профессионального опыта в сфере налогового прогнозирования.

Налоговое планирование позволяет плательщику налогов оптимизировать нагрузку на бизнес путем применения льгот, различных налоговых режимов и прочих законодательно предусмотренных возможностей. О принципах и методах планирования налогов читайте в данной статье.

Суть налогового планирования заключается в признании фискальными и иными контролирующими органами за плательщиком налогов права применять все дозволенные действующим законодательством средства, способы, приемы с целью уменьшения налогового бремени. Налоговое планирование представляет собой целый комплекс мер, которые объединяют все сферы деятельности компании, при этом оно способствует выполнению уставных целей, снижению затрат и получению прибыли.

Самым действенным способом повышения доходности бизнеса является не просто снижение размера уплачиваемых налогов (этого можно добиться, снизив число операций и замедлив оборачиваемость капитала), а построение эффективного менеджмента и налоговое планирование. То есть снижение налогового бремени должно являться для предприятия не тактическим ходом, а грамотно выстроенной стратегией.

Для того чтобы определиться, необходимо ли что-то кардинально менять в системе управления компании, следует сначала высчитать налоговую нагрузку. Рассмотрим различные ситуации:

  • Если общая налоговая нагрузка не превышает 15% от чистого дохода компании по итогам года, то потребность в налоговом планировании и прогнозировании у предприятия минимальная. Для контроля за состоянием налоговых платежей может следить главный бухгалтер или его заместитель.
  • Если налоговая нагрузка составляет от 20 до 35% у предприятий малого и среднего бизнеса, то потребность в налоговом планировании актуальна. Для того чтобы прогноз и налоговое планирование осуществлялись эффективно и своевременно, необходимо ввести штатную единицу, которой следует поручить эти функции. Отдельный специалист, а в крупных компаниях — целая команда профи будет контролировать все налоговые обязательства и участвовать в составлении бизнес-планов на следующий год с целью осуществления бизнес-прогноза. Для реализации крупных или нестандартных проектов будет целесообразным привлекать специалиста по налоговому планированию на аутсорсинговой основе.
  • Если налоговая нагрузка превышает 40%, то предприятию жизненно необходимо уделить пристальное внимание налоговому планированию. Иначе оно просто станет неконкурентоспособным и в конечном счете может и вовсе обанкротиться. В такой ситуации налоговое планирование должно стать самым важным элементом работы топ-менеджмента. Для средних и крупных компаний предпочтительно создание отдела по налоговому планированию.

В современной бизнес-среде сложились основные подходы к уменьшению налоговой нагрузки, что является главной целью налогового планирования:

  • применение всех возможных налоговых льгот, предусмотренных в Налоговом кодексе;
  • разработка правильной учетной политики, которая бы позволила использовать все имеющиеся пробелы в налоговом законодательстве в свою пользу;
  • контроль за тем, чтобы не были пропущены сроки уплаты налоговых платежей.

Различают следующие виды налогового планирования:

  1. корпоративное — проводимое в пределах одной отдельно взятой компании;
  2. партнерское — осуществляемое в ряде компаний, связанных друг с другом по форме управления или бизнес-сотрудничеством;
  3. национальное — реализуется в случае, если хоздеятельность компании ведется лишь в одной стране;
  4. международное — осуществляется в тех случаях, если бизнес ведется на территории нескольких стран.

Общие принципы налогового планирования

Применяя те или иные способы, методы и приемы налогового планирования, налогоплательщику надлежит придерживаться основных принципов, которые позволят ему добиться своих целей при минимальных усилиях и без нарушения законодательства. Принципы налогового планирования можно разделить на несколько основных групп:

  1. Принцип законности, что означает соблюдение всех налоговых норм при расчете и оплате налоговых платежей. Именно этот принцип и является основополагающим, он позволяет дистанцировать и отмежевать налоговое планирование от обвинений в уклонении от уплаты налогов.
  2. Принцип оперативности — подразумевает произведение своевременного налогового планирования. Это означает, что утвержденные учетная и налоговая политики компании должны вовремя пересматриваться для быстрого реагирования на изменение норм налогового законодательства, позволяющих снизить бремя по уплате налогов. Также изменения должны своевременно вноситься и в случае появления нового направления деятельности, расширения или другого переформатирования бизнеса.
  3. Принцип оптимальности, предполагающий использование таких механизмов, которые бы привели к уменьшению налоговой нагрузки без ущерба для бизнес-целей и интересов владельцев предприятия. Следует помнить, что налоговое планирование —это всего лишь средство для разрешения определенных задач, а не самоцель. Бизнесменам потребуется достичь равновесия между величиной налоговой нагрузки и размером ожидаемой прибыли, которая могла быть направлена на расширение бизнеса. Аналитикам необходимо заранее просчитывать, какой экономический эффект следует ожидать от внедрения того или иного метода налогового планирования, не покроют ли затраты на его внедрение всей ожидаемой доходности как в краткосрочной, так и в долгосрочной перспективе. Необходимо своевременно просчитать, не приведет ли сокращение одного налога к росту других обязательных платежей.
  4. Принцип обоснованности предполагает, что налогоплательщик заранее подготовил необходимые аргументы для объяснения перед налоговыми инспекторами и защиты своей позиции в суде в случае применения непопулярных или спорных методов налогового планирования.
  5. Принцип комплексности, обозначающий, что при налоговом планировании учитываются не только нормы налогового законодательства, но и других правовых отраслей, особенно гражданского законодательства.
  6. Принцип профессионализма, говорящий о том, что к такой деятельности надлежит привлекать квалифицированных специалистов, что означает грамотное составление первичных документов, договоров, регистров, отчетности и пр.
  7. Принцип конфиденциальности, означающий, что налогоплательщик не должен афишировать посторонним лицам применяемые на предприятии методы налогового планирования.

Формы налогового планирования

Организация налогового планирования может быть облечена в такие формы:

  • систематизация сведений о налогообложении, постоянный мониторинг изменений в законодательстве;
  • реализация предусмотренных этапов планирования и постоянный контроль за выполнением всех налоговых обязательств;
  • анализ принимаемых решений под призмой соблюдения налогового законодательства;
  • выполнение ряда мероприятий по оптимизации налогообложения при росте налоговой нагрузки.

Налоговое планирование обычно имеет следующие направления:

  1. выбор перед проведением госрегистрации организационно-правовой формы;
  2. выбор подходящего налогового режима;
  3. определение объекта налогообложения и его изменение в случае возникновения необходимости;
  4. изменение направления хоздеятельности, реструктуризация (создание обособленных подразделений с иными формами налогообложения в зависимости от направления бизнеса);
  5. регистрация бизнеса в оптимальном для уплаты налоговом географическом месте (выбор ИФНС, близость к производственным активам, особые экономические зоны, особенности регионального налогового законодательства в виде льгот и сниженных ставок налогов и пр.);
  6. полноценное применение всех существующих налоговых льгот — с этой целью необходимо регулярно мониторить изменения налогового законодательства и анализировать их применимость к деятельности налогоплательщика;
  7. планирование распределения полученной прибыли с целью переформатирования бизнеса для возможности применения дополнительных налоговых льгот.

Методы налогового планирования

Налоговое планирование подразумевает использование комплекса методов, направленных на снижение налоговой нагрузки и повышение финансовой эффективности бизнеса. Налоговое планирование включает использование как внешних, так и внутренних методов. Внешние методы могут повлечь за собой наступление глобальных последствий для бизнеса, поэтому их использование достаточно ограничено. К ним можно отнести замены, которые могут повлиять на налоговую политику компании (группы компаний): налогового субъекта, налоговой юрисдикции и вида деятельности.

Перечислим основные внутренние методы налогового планирования:

  1. Выбор учетной политики, утверждаемой раз в год, — это самая важная часть планирования. Так, например, переоценка основных средств позволяет существенно и легально сэкономить на уплате налогов на имущество и прибыль.
  2. Аналитико-расчетный метод поможет произвести налоговое планирование на основании показателей за прошлые налоговые периоды. Благодаря этому методу можно в утверждаемый бизнес-план на следующий год заложить планы по изменению:
  • объемов работ (влияет на налог на прибыль, НДС);
  • среднесписочного состава служащих (влияет на уплату НДФЛ и взносов во внебюджетные госфонды);
  • размера (количества) используемых в хоздеятельности активов, в т. ч. и земельных участков (влияет на налоги на землю, имущество).
  • Балансовый метод применяется при разработке бухгалтерской модели какой-либо финансовой или хозяйственной ситуации. Например, рассчитывается потребность в финансах и анализируются всевозможные источники получения средств, исходя из балансовых показателей. Особенно данный метод актуален при построении взаимоотношений материнской компании с дочерними.
  • Нормативный метод используется при планировании будущих налогов путем расчета ожидаемых показателей с применением действующих налоговых ставок и норм.
  • Оптимизация планов и решений означает проработку нескольких вариантов прогнозов с целью выбора оптимального.
  • Метод создания налогового поля означает создание собственного перечня подлежащих уплате налогов и сборов в компании, статуса налогоплательщика, выбранной системы налогообложения, месторасположения, льгот и сроков уплаты налогов. Данный перечень разрабатывается на основе таких вводных данных, как организационно-правовая форма компании, виды хоздеятельности, сформированная учетная политика. На основании созданной индивидуальной налоговой базы прорабатывается каждый платеж.