Организационная структура цб рф схема. Центробанк и его функции. История Центробанка РФ и его особый статус

В банковской системе России Центральный Банк Российской Федерации определён как главный банк страны. Он находится в государственной собственности и на него возложены функции общего регулирования деятельности каждого коммерческого банка в рамках единой денежно - кредитной системы страны. Для кредитных учреждений страны Центральный Банк является кредитором в последней инстанции.

Принципы организации и деятельности Центрального банка РФ (Банка России), его статус, задачи, функции, полномочия определяются Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом "О Центральном Банке Российской Федерации", Федеральным законом "О банках и банковской деятельности", другими федеральными законами, нормативными актами Банка России.

Организационная структура Банка России Банк России образует единую централизованную систему с вертикальной структурой управления. Структура управления Банка России установлена Федеральным законом "О Центральном Банке РФ" и включает следующие подразделения:

  • 1. руководство Банка России;
  • 2. административный департамент;
  • 3. юридический департамент;
  • 4. департамент исследований, информации и статистики;
  • 5. сводный экономический департамент;
  • 6. департамент регулирования денежного обращения;
  • 7. департамент эмиссионно-кассовых операций;
  • 8. департамент бухгалтерского учета и отчетности;
  • 9. департамент методологии и организации расчетов;
  • 10. департамент организации исполнения госбюджета и внебюджетных фондов;
  • 11. департамент банковского надзора;
  • 12. департамент иностранных операций;
  • 13. ревизионный департамент;
  • 14. департамент информатизации;
  • 15. департамент полевых учреждений;
  • 16. департамент подготовки персонала;
  • 17. главное управление инспектирования коммерческих банков;
  • 18. главное управление валютного регулирования;
  • 19. управление ценных бумаг;
  • 20. главный центр информатизации.

Таким образом, в систему Банка России входят центральный аппарат, территориальные учреждения, расчетно-кассовые центры, вычислительные центры, полевые учреждения, учебные заведения и другие предприятия, учреждения и организации, в том числе подразделения безопасности и Российское объединение инкассации, необходимые для осуществления деятельности банка.

Банк России возглавляет председатель, который руководит деятельностью его высшего органа - Совета директоров и несет персональную ответственность за выполнение возложенных на банк России задач.

Совет директоров представляет собой коллегиальный орган, определяющий основные направления деятельности Банка России и осуществляющий руководство и управление Банком России.

В Совет директоров входят Председатель Банка России и 12 членов Совета директоров. Председатель назначается на должность Государственной Думой сроком на четыре года большинством голосов от общего числа депутатов. Кандидатуру на должность председателя Банка России представляет президент Российской Федерации не позднее, чем за три месяца до истечения срока полномочий Председателя Банка России. В случае отклонения предложенной кандидатуры в течение двух недель вносится новая. Одна и та же кандидатура может вносится не более двух раз. Одно и то же лицо может занимать должность Председателя Банка России не более трех сроков подряд.

Члены Совета директоров работают в Банке России на постоянной основе. Они назначаются на должность сроком на четыре года также Государственной Думой, но уже по представлению Председателя Банка России, согласованному с Президентом РФ. Члены Совета директоров не могут быть депутатами Государственной Думы, членами Совета Федерации, депутатами законодательных органов субъектов РФ и органов местного самоуправления, а также членами Правительства Российской Федерации. Члены Совета директоров не могут состоять в политических партиях, занимать должности в общественно-политических и религиозных организациях.

Заседания Совета директоров проводятся не реже одного раза в месяц. На заседаниях Совета директоров председательствует Председатель Банка России. В случае его отсутствия - один из членов Совета директоров. Решения Совета директоров принимаются большинством голосов от числа присутствующих при кворуме в семь человек и обязательном присутствии Председателя Банка России или лица, его заменяющего.

1. 2 Цели деятельности и функции ЦБ

Цели деятельности Центрального Банка Российской Федерации изложены в статье 3 Закона "О Центральном Банке РФ". Основными целями являются:

  • - защита и обеспечение устойчивости рубля;
  • - развитие и укрепление банковской системы Российской Федерации;
  • - обеспечение эффективности и бесперебойного функционирования платежной системы.

Получение прибыли не является целью деятельности Банка России.

Основными задачами ЦБР являются регулирование денежного обращения, проведение единой денежно - кредитной политики, защита интересов вкладчиков, банков, надзор за деятельностью коммерческих банков и других кредитных учреждений, осуществление операций по внешнеэкономической деятельности.

Согласно статьи 4 Закона "О Центральном Банке РФ" Банк России выполняет следующие функции:

  • 1) во взаимодействии с Правительством Российской Федерации разрабатывает и проводит единую государственную денежно-кредитную политику, направленную на защиту и обеспечение устойчивости рубля;
  • 2) монопольно осуществляет эмиссию наличных денег и организует их обращение;
  • 3) является кредитором последней инстанции для кредитных организаций, организует систему рефинансирования;
  • 4) устанавливает правила осуществления расчетов в РФ;
  • 5) устанавливает правила проведения банковских операций, бухгалтерского учета и отчетности для банковской системы;
  • 6) осуществляет обслуживание счетов бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации, если иное не установлено федеральными законами;
  • 7) осуществляет эффективное управление золотовалютными резервами Банка России;
  • 8) принимает решения о государственной регистрации кредитных организаций; выдает и отзывает лицензии кредитных организаций и организаций, занимающихся их аудитом;
  • 9) осуществляет надзор за деятельностью кредитных организаций;
  • 10) регистрирует эмиссию ценных бумаг кредитными организациями в соответствии с федеральными законами;
  • 11) осуществляет самостоятельно или по поручению Правительства Российской Федерации все виды банковских операций, необходимых для выполнения основных задач Банка России;
  • 12) организует и осуществляет валютное регулирование и валютный контроль в соответствии с законодательством Российской Федерации;
  • 13) определяет порядок осуществления расчетов с международными организациями, иностранными государствами, а также с юридическими и физическими лицами;
  • 14) устанавливает и публикует официальные курсы иностранных валют по отношению к рублю;
  • 15) принимает участие в разработке прогноза платежного баланса Российской Федерации и организует составление платежного баланса Российской Федерации;
  • 16) в целях осуществления указанных функций проводит анализ и прогнозирование состояния экономики Российской Федерации в целом и по регионам, прежде всего денежно-кредитных, валютно-финансовых и ценовых отношений; публикует соответствующие материалы и статистические данные.

Для реализации возложенных на него функций ЦБР участвует в разработке экономической политики Правительства Российской Федерации.

Банк России и Правительство Российской Федерации информируют друг друга о предполагаемых действиях, имеющих общегосударственное значение, координируют свою политику, проводят регулярные консультации.

Банк России консультирует Министерство финансов РФ по вопросам графика выпуска государственных ценных бумаг и погашения государственного долга с учетом их воздействия на состояние банковской системы и приоритетов единой государственной денежно-кредитной политики.

Центральный банк — государственное кредитное учреждение, наделенное функциями и регулирования всей кредитно-банковской системы.

Центральный банк — основное звено национальной кредитно-банковской системы.

Главная функция центрального банка — эмиссия национальных денег и обеспечение устойчивости их покупательной способности.

Цели деятельности Банка России:
  • развитие и укрепление банковской системы России;
Правовой статус Банка России (ЦБ РФ):
  • Банк России является .
  • Функционирует на основе принципа независимости , т.е. не входит в структуру федеральных органов государственной власти.
  • ЦБ РФ — особый институт, обладающий исключительным правом денежной эмиссии и организации денежного обращения.
  • Уставный капитал и иное имущество Банка России являются федеральной собственностью.
  • Банк России обладает финансовой независимостью, т.е. осуществляет свои расходы за счет собственных доходов и не регистрируется в налоговых органах.
  • Государство не отвечает по обязательствам Банка России, а Банк России — по обязательствам государства, если они не приняли на себя таких обязательств.
  • Банк России подотчетен Государственной Думе Федерального Собрания РФ. Органы власти всех уровней не имеют права вмешиваться в деятельность ЦБ РФ.

Функции центрального банка

Центральный банк РФ — это главный банк страны, наделенный особыми полномочиями, в первую очередь, эмиссии национальных денежных знаков и регулирования всей кредитно-банковской системы. Центральный банк — всегда государственное учреждение, наделенное монопольным правом эмиссии банкнот.

Основные функции центрального банка:

1. Эмиссия денег состоит в том, что центральный банк осуществляет монопольное право выпуска неразменных кредитных денег.

2. Осуществление национальной (рис.71).

Рис. 71. Денежно-кредитная политика центрального банка

Центрального банка осуществляется методами либо кредитной экспансии, либо кредитной рестрикции.

5. Банкир правительства — в этой функции на центральный банк возложено кассовое обслуживание государственного бюджета и государственного долга. Будучи банкиром правительства, центральный банк хранит на своих счетах средства госбюджета и госзаймов.

4. Банк банков. Поскольку центральныйбанк не работает с физическими лицами и хозяйственными структурами, тозвеном-посредником выступают коммерческие банки и специализированные кредитно-финансовые институты. Центральный банк осуществляет руководство и контроль над всей кредитно-финансовой системой. Центральный банк устанавливает обязательные нормы резервов для коммерческих банков, выступает для последних кредитором последней инстанции. Кроме того, центральный банк осуществляет переучет векселей коммерческих банков.

5. Хранение золотого и валютного запаса страны .

6. Денежно-кредитное регулирование экономики .

Основные методы :

  • изменение ставки учетного процента (учетная политика);
  • пересмотр норм обязательных резервов (резервная политика);
  • операции с валютой на открытом рынке (для поддержания курса национальной валюты);
  • рефинансирование национальной кредитной системы.
Основными функциями Центрального банка являются:
  • денежная эмиссия — выпуск в обращение национальных денежных знаков;
  • хранение государственных золото-валютных резервов;
  • ведение счетов правительства;
  • хранение резервного фонда других кредитно-финансовых организаций;
  • кредитование коммерческих банков;
  • контроль за деятельностью кредитно-финансовых организаций;
  • кредитно-денежное регулирование экономики.

Центральный банк РФ, структура, правовое положение

Центральный банк России — главный банк страны. Его статус регулируется Конституцией РФ, федеральным законом № 86-ФЗ от 10 июля 2002 г. «О Центральном банке РФ (Банке России)», федеральным законом от 2 декабря 1990 г. «О банках и банковской деятельности» и другими федеральными законами.

Функции и полномочия, предусмотренные Конституцией Российской Федерации и федеральным законом «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России) », Банк России осуществляет независимо от других федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.

Банк России является юридическим лицом. Банк России имеет печать с изображением Государственного герба Российской Федерации и со своим наименованием. Уставный капитал и иное имущество Банка России являются федеральной собственностью.

Государство не отвечает по обязательствам Банка России, а Банк России — по обязательствам государства , если они не приняли на себя такие обязательства или если иное не предусмотрено федеральными законами.

Банк России осуществляет свои расходы за счет собственных доходов.

Целями деятельности Банка России являются:
  • защита и обеспечение устойчивости рубля;
  • развитие и укрепление Российской Федерации;
  • обеспечение эффективного и бесперебойного функционирования платежной системы.

Получение прибыли не является целью деятельности Банка России .

Банк России выполняет следующие функции:
  • во взаимодействии с Правительством Российской Федерации разрабатывает и проводит единую государственную ;
  • монопольно осуществляет эмиссию наличных денег и организует наличное денежное обращение;
  • является кредитором последней инстанции для , организует систему их рефинансирования;
  • устанавливает правила осуществления расчетов в РФ;
  • устанавливает правила проведения ;
  • осуществляет обслуживание счетов бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ;
  • осуществляет эффективное управление золотовалютными резервами ЦБ;
  • принимает решение о государственной регистрации кредитных организаций, выдает кредитным организациям лицензии на осуществление банковских операций, приостанавливает их действие и отзывает их;
  • осуществляет надзор за деятельностью кредитных организаций и банковских групп (далее — банковский надзор);
  • регистрирует эмиссию ценных бумаг кредитными организациями в соответствии с федеральными законами;
  • осуществляет самостоятельно или по поручению Правительства РФ все виды банковских операций и иных сделок, необходимых для выполнения функций ЦБ;
  • организует и осуществляет валютное регулирование и валютный контроль в соответствии с законодательством РФ;
  • определяет порядок осуществления расчетов с международными организациями, иностранными государствами, а также с юридическими и физическими лицами;
  • устанавливает правила бухгалтерского учета и отчетности для банковской системы РФ;
  • устанавливает и публикует официальные курсы иностранных валют по отношению к рублю;
  • принимает участие в разработке прогноза РФ и организует составление платежного баланса РФ;
  • устанавливает порядок и условия осуществления валютными биржами деятельности по организации проведения операций по покупке и продаже иностранной валюты, осуществляет выдачу, приостановление и отзыв разрешений валютным биржам на организацию проведения операций по покупке и продаже иностранной валюты;
  • проводит анализ и прогнозирование состояния экономики Российской Федерации в целом и по регионам, прежде всего денежно-кредитных, валютно-финансовых и ценовых отношений, публикует соответствующие материалы и статистические данные;
  • осуществляет иные функции в соответствии с федеральными законами.

Банк России подотчетен Государственной думе Федерального Собрания Российской Федерации.

Нормативные акты Банка России

Центральный банк по вопросам, отнесенным к его компетенции настоящим федеральным законом и другими федеральными законами, издает в форме указаний, положений и инструкций нормативные акты , обязательные для федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления, всех юридических и физических лиц.

Нормативные акты Банка России вступают в силу по истечении 10 дней после дня их официального опубликовани я в официальном издании Банка России — «Вестнике Банка России», за исключением случаев, установленных советом директоров. Нормативные акты Банка России не имеют обратной силы.

Нормативные акты Центрального банка должны быть зарегистрированы в Министерстве юстиции Российской Федерации в порядке, установленном для государственной регистрации нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти.

Не подлежат государственной регистрации нормативные акты Центрального банка, устанавливающие:

  • иностранных валют по отношению к рублю;
  • изменение ;
  • размер резервных требований;
  • размеры обязательных нормативов для кредитных организаций и банковских групп;
  • прямые количественные ограничения;
  • правила и отчетности для Банка России;
  • порядок обеспечения функционирования системы Банка России.

Нормативные акты Центрального банка в полном объеме направляются в необходимых случаях во все зарегистрированные кредитные организации.

Нормативные акты ЦБ могут быть обжалованы в суд в порядке, установленном для оспаривания нормативных правовых актов федеральных органов государственной власти.

Центральный банк не вправе участвовать в капиталах кредитных организаций , если иное не установлено федеральными законами.

ЦБ не вправе участвовать в капиталах или являться членом иных коммерческих или некоммерческих организаций , если они не обеспечивают деятельность ЦБ, его учреждений, организаций и служащих, за исключением случаев, установленных федеральными законами.

Банк России может участвовать в капиталах и деятельности международных организаций , которые занимаются развитием сотрудничества в денежно-кредитной, валютной, банковской сферах, в том числе между центральными банками иностранных государств.

Взаимоотношения Центрального банка с кредитными организациями иностранных государств осуществляются в соответствии с международными договорами Российской Федерации, федеральными законами, а также с межбанковскими соглашениями.

Банк России имеет уставный капитал в размере 3 млрд. рублей.

Прибыль Банка России определяется, как разница между суммой доходов от предусмотренных ст. 46 федерального закона «О ЦБ РФ» банковских операций и сделок и доходов от участия в капиталах кредитных организаций и расходами, связанными с осуществлением банком России своих функций, установленных ст. 4 настоящего федерального закона.

Национальный банковский совет — коллегиальный орган Центрального банка.

Численность Национального банковского совета составляет 12 человек, из которых двое направляются Советом Федерации Федерального собрания РФ из числа членов Совета Федерации, трое — Государственной думой из числа депутатов Государственной думы, трое — Президентом РФ, трое — Правительством РФ. В состав Национального банковского совета входит также Председатель Банка России.

Председатель Национального банковского совета избирается членами Национального банковского совета из их числа большинством голосов от общего числа членов Национального банковского совета.

Председатель Национального банковского совета осуществляет общее руководство его деятельностью, председательствует на его заседаниях. В случае отсутствия Председателя Национального банковского совета его функции выполняет заместитель, избираемый из числа членов Национального банковского совета большинством голосов от общего числа членов Национального банковского совета.

Решения Национального банковского совета принимаются большинством голосов от числа присутствующих членов Национального банковского совета при кворуме в семь человек.

В компетенцию Национального банковского совета входит:
  • рассмотрение годового отчета ЦБ;
  • рассмотрение вопросов совершенствования РФ;
  • рассмотрение проекта основных направлений единой государственной денежно-кредитной политики и основных направлений единой государственной денежно-кредитной политики;
  • решение вопросов, связанных с участием БР в капиталах кредитных организаций;
  • назначение главного аудитора БР и рассмотрение его докладов;
  • ежеквартальное рассмотрение информации Совета директоров по основным вопросам деятельности БР:
    • реализации основных направлений единой государственной денежно-кредитной политики;
    • банковского регулирования и банковского надзора;
    • реализации политики валютного регулирования и валютного контроля;
    • организации системы расчетов в РФ;
    • исполнения сметы расходов Банка России;
    • подготовки проектов законодательных актов и иных нормативных актов в области банковского дела;
  • внесение в Государственную думу предложений о проведении проверки Счетной палатой Российской Федерации финансово-хозяйственной деятельности БР, его структурных подразделений и учреждений;

Председатель Банка России

Председатель Центрального банка назначается на должность Государственной думой сроком на четыре года большинством голосов от общего числа депутатов Государственной думы.

Кандидатуру для назначения на должность Председателя Банка России представляет Президент РФ не позднее, чем за три месяца до истечения полномочий действующего Председателя Банка России.

Одно и то же лицо не может занимать должность Председателя Банка России более трех сроков подряд.

В Совет директоров входят Председатель Банка России и 12 членов Совета директоров .

Члены Совета директоров назначаются Государственной думой на должность сроком на четыре года по представлению Председателя Банка России, согласованному с Президентом Российской Федерации.

Решения Совета директоров принимаются большинством голосов от числа присутствующих на заседании членов Совета директоров при кворуме в семь человек и обязательном присутствии Председателя ЦБ или лица, его замещающего. Протокол заседания Совета директоров подписывается председательствовавшим и одним из членов Совета директоров. При принятии Советом директоров решений по вопросам денежно-кредитной политики мнение членов Совета директоров, оказавшихся в меньшинстве, заносится по их требованию в протокол заседания Совета директоров.

  • разрабатывает проект основных направлений единой государственной денежно-кредитной политики;
  • утверждает годовую финансовую отчетность Центрального банка России;
  • утверждает отчет о деятельности Центрального банка России и готовит анализ состояния экономики РФ;
  • утверждает смету расходов Центрального банка;
  • утверждает структуру Банка России;
  • определяет условия допуска иностранного капитала в банковскую систему РФ;
  • устанавливает правила проведения банковских операций и правила бухгалтерского учета и отчетности для банковской системы РФ
Совет директоров Центрального банка также принимает решения:
  • о создании, реорганизации и ликвидации организаций Банка России;
  • об установлении обязательных нормативов для кредитных организаций и банковских групп;
  • о величине резервных требований;
  • об изменении процентных ставок Центрального банка;
  • об определении лимитов операций на открытом рынке;
  • об участии в международных организациях;
  • об участии (о членстве) ЦБ в капиталах организаций (организациях), обеспечивающих деятельность ЦБ, его учреждений, организаций и служащих;
  • о купле и продаже недвижимости для обеспечения деятельности ЦБ и его организаций (дает разрешения на цену и иные условия заключения сделки);
  • о применении прямых количественных ограничений;
  • о выпуске банкнот и монеты ЦБ нового образца, об изъятии из обращения банкнот и монеты ЦБ старого образца;
  • о порядке формирования резервов кредитными организациями;

Члены Совета директоров не могут состоять в политических партиях, занимать должности в общественно-политических и религиозных организациях.

Председатель Центрального банка России:
  • действует от имени Центрального банка России и представляет без доверенности его интересы в отношениях с органами государственной власти, кредитными организациями, организациями иностранных государств, международными организациями, другими учреждениями и организациями;
  • председательствует на заседаниях Совета директоров. В случае равенства голосов голос Председателя ЦБР является решающим;
  • подписывает нормативные акты ЦБ, решения Совета директоров, протоколы заседаний Совета директоров, соглашения, заключаемые ЦБ;
  • несет всю полноту ответственности за деятельность Банка России;
  • обеспечивает реализацию функций Банка России.

Центральный банк образует единую централизованную систему с вертикальной структурой управления. В систему Центрального банка входят центральный аппарат, территориальные учреждения, расчетно-кассовые центры, вычислительные центры, полевые учреждения, учебные заведения и другие предприятия, учреждения и организации, в том числе подразделения безопасности и Российское объединение инкассации, необходимые для осуществления деятельности Центрального банка.

Центральный банк осуществляет денежную эмиссию, организует и изъятие их из обращения, издает нормативные акты по вопросам порядка ведения кассовых операций, правил перевозки, хранения и инкассации наличных денег, управляет денежным обращением экономическими методами .

Взаимоотношения Центрального банка с коммерческими банками и другими кредитными учреждениями определены действующими законами. С одной стороны, Банк России наделен широкими властными полномочиями по управлению денежно-кредитной системой страны, а с другой — он юридическое лицо, вступающее в определенные гражданско-правовые отношения с . Таким образом, Банк России имеет двойственную правовую природу. Одновременно он — орган государственного управления специальной компетенции и юридическое лицо, осуществляющее хозяйственную деятельность.

По организационной структуре Банк России представляет собой единую централизованную систему с вертикальной структурой управления. Структура Банка России включает Национальный банковский совет председателя Банка России совет директоров центральный аппарат территориальные учреждения расчетно-кассовые центры и иные организации включая вычислительные центры полевые учреждения и учебные заведения.


Поделитесь работой в социальных сетях

Если эта работа Вам не подошла внизу страницы есть список похожих работ. Так же Вы можете воспользоваться кнопкой поиск


Лекция 14 Структура и функции Банка России

14.1 Структура Банка России

14.2 Функции Центрального банка

–1–

По организационной структуре Банк России представляет собой единую централизованную систему с вертикальной структурой управления. Структура Банка России включает Национальный банковский совет, председателя Банка России, совет директоров, центральный аппарат, территориальные учреждения, расчетно-кассовые центры и иные организации, включая вычислительные центры, полевые учреждения и учебные заведения.

Согласно новой редакции Федерального закона «О центральном банке Российской Федерации (Банке России)» высшим органом управления Банка России является (до июля 2002 года высшим органом управления был совет директоров, а Национальный банковский совет выполнял лишь консультативные и экспертные функции). В компетенцию Национального банковского совета входят:

  • утверждение общего объема административно-хозяйственных расходов и отчета об их исполнении, объема капитальных вложений, правил бухгалтерского учета и отчетности для Банка России, порядка распределения прибыли, остающейся в распоряжении Банка России;
  • решение вопросов, связанных с участием Банка России в капиталах кредитных организаций; назначение главного аудитора Банка России, определение аудиторской организации – аудитора годовой финансовой отчетности Банка России;
  • внесение в Государственную Думу предложений о проведении проверки Счетной палатой РФ финансово-хозяйственной деятельности банка и его структурных подразделений;
  • рассмотрение проекта и основных направлений денежно-кредитной политики, вопросов совершенствования банковской системы, а также информации по основным вопросам деятельности банка.

Численность Национального банковского совета составляет 12 человек, назначаемых на четыре года, из которых двое направляются Советом Федерации, трое – Государственной Думой, трое – Президентом, трое – Правительством. В состав совета входит также председатель банка России, который назначается на должность Государственной Думой по представлению Президента РФ. Одно и то же лицо не может занимать должность Председателя Банка России более трех сроков подряд . Председатель является высшим должностным лицом Банка России и несет всю полноту ответственности за его деятельность.

Закон ограничивает компетенцию совета директоров в сфере административно-хозяйственного управления, оставляя за ним полномочия в решении вопросов, которые относятся к функциям Центрального Банка как органа контроля над денежным обращением и гаранта стабильности финансовой системы. Совет директоров разрабатывает и обеспечивает выполнение основных направлений денежно-кредитной политики. К его полномочиям относится принятие решений:

  • об определении лимитов операций на открытом рынке;
  • об изменении процентных ставок Банка России;
  • о величине резервных требований;
  • о применении прямых количественных ограничений;
  • об установлении обязательных нормативов для кредитных организаций и банковских групп;
  • о порядке формирования резервов кредитными организациями.

Центральный аппарат включает 22 департамента , каждый из которых является функциональным подразделением по основным направлениям деятельности. Численность сотрудников центрального аппарата составляет более 2,5 тыс. человек. Именно они анализируют экономические события, состояние банковского сектора, прогнозируют влияние возможных изменений в денежно-кредитной политике, несут ответственность по выполнению решений совета директоров и председателя Банка России.

К территориальным учреждениям Банка России относят 69 главных управлений и 19 национальных банков. Это обособленные подразделения, которые осуществляют часть функций Банка России на территории субъектов РФ. Территориальные учреждения организуют денежное обращение, надзор и контроль, проводят экономический анализ.

Расчетно-кассовые центры входят в состав территориальных учреждений Банка России. Они проводят межбанковские платежи и расчеты, осуществляют кассовое обслуживание банков и расчетно-кассовое обслуживание счетов бюджетов всех уровней и органов федерального казначейства Министерства финансов, государственных внебюджетных фондов. Взаимоотношения расчетно-кассовых центров с клиентами строятся на договорной основе. Головные расчетно-кассовые центры выполняют, кроме названных, некоторые дополнительные операции, например, проводят расчеты по итогам операций на организованном рынке ценных бумаг.

Полевые учреждения Банка России предназначены для банковского обслуживания воинских частей, учреждений и организаций Министерства обороны и иных органов безопасности. Как и территориальные учреждения, они не являются юридическими лицами, но в отличие от последних являются воинскими учреждениями, комплектуются военнослужащими и утверждаются совместным решением Банка России и Министерства обороны РФ. Их функции ограничены расчетно-кассовым обслуживанием и некоторыми другими банковскими операциями.

В структуру Банка России входят и другие организации, обеспечивающие его деятельность:

  • 13 банковских школ;
  • учебно-методический центр и центр подготовки персонала;
  • подразделения безопасности и Российское объединение инкассации.

–2–

Функции Банка России

Функции по организации и регулированию денежного обращения.

На ЦБ РФ возлагаются:

1) прогнозирование и организация производства, перевозка и хранение банкнот и монет, создание их резервных фондов;

2) установление правил хранения, перевозки и инкассации наличных денег для кредитных организаций;

3) установление признаков платежеспособности денежных знаков и порядка замены поврежденных банкнот и монет, а также их уничтожения;

4) определение порядка ведения кассовых операций для всех предприятий и организаций;

5) разработка и проведение во взаимодействии с Правительством РФ единой государственной денежно-кредитной политики, направленной на защиту и обеспечение устойчивости рубля;

6) установление правил осуществления как наличных, так и безналичных расчетов в РФ.

Для воздействия на денежное, обращение ЦБ РФ в настоящее время использует следующие инструменты:

  • процентные ставки по кредитам и депозитам ЦБ РФ;
  • объемы кредитования коммерческих банков и объемы привлечения средств на депозиты ЦБ РФ;
  • нормативы обязательных резервов, депонируемых в ЦБ. Нормативы устанавливаются в процентном соотношении к среднедневным остаткам на расчетных, текущих, депозитных и других клиентских счетах юридических и физических лиц за прошедший месяц и вносятся за счет средств на корреспондентском счете коммерческого банка на специальный резервный счет в ЦБ РФ в начале каждого месяца. Максимальная ставка норматива обязательных резервов не может превышать 20%. Не допускается единовременного изменения норматива более чем на 5 пунктов.

7) операции по купле-продаже ценных бумаг на открытом рынке;

8) установление конкретных ориентиров роста денежной массы;

9) операции по купле-продаже иностранной валюты за рубли на валютном рынке.

Функции по обслуживанию Правительства РФ

Реализуя на практике вторую группу функций, ЦБ РФ ведет счета по учету бюджетных средств и предоставляет банковские услуги по ведению счетов и осуществлению расчетов для ряда бюджетных организаций, в первую очередь Федерального казначейства. До недавнего времени на ЦБ РФ было возложено кассовое исполнение бюджета, которое в настоящее время передано Федеральному казначейству.

Согласно статье 22 Федерального закона «О Центральном банке РФ», Банк России не вправе предоставлять кредиты Правительству РФ для финансирования бюджетного дефицита, покупать государственные ценные бумаги при их первичном размещении, за исключением случаев, предусмотренных Федеральным законом о федеральном бюджете. ЦБ РФ также не вправе предоставлять кредиты на финансирование дефицитов бюджетов субъектов РФ, местных бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов.

ЦБ РФ является агентом Правительства РФ на рынке государственных ценных бумаг. В его обязанность входит регулирование рынка и своевременное погашение долговых обязательств государства за счет средств, выделяемых из бюджета, а также консультирование Министерства финансов по вопросам выпуска и размещения государственных ценных бумаг.

Функции по обслуживанию коммерческих банков

Для осуществления расчетно-кассового обслуживания ЦБ открывает счета коммерческим банкам. С этих счетов, называемых корреспондентскими, производится списание средств в пользу других банков и зачисление средств в пользу владельцев счетов или их клиентов. Для проведения расчетов банки хранят на корреспондентских счетах определенный рабочий остаток. В случае недостатка средств они прибегают к кредитам других банков или ЦБ РФ.

ЦБ является кредитором последней инстанции для кредитных организаций. Он предоставляет им несколько видов кредитов. Регулярное кредитование осуществляется под залог ценных бумаг, включенных в Ломбардный список. Однако по решению Совета директоров в обеспечение могут приниматься и государственные ценные бумаги, не входящие в список.

Для получения кредита ценные бумаги блокируются на специальном счете в депозитарии. Рыночная стоимость ценных бумаг, скорректированная на поправочный коэффициент, должна покрывать величину кредита и процентов по нему. Начисление процентов на сумму основного долга производится по формуле простых процентов за период фактического пользования кредитом, исходя из количества календарных дней в году.

Претендовать на получение кредита может только банк, в полном объеме выполняющий обязательные резервные требования и не имеющий просроченной задолженности по кредитам ЦБ. При наличии достаточного обеспечения и соблюдении требований ЦБ РФ банк может получить несколько видов кредитов:

  • ломбардные кредиты;
  • однодневные расчетные кредиты (кредиты овернайт);
  • внутридневные кредиты
  • стабилизационные кредиты.
  • кредиты банку-санатору.

Кроме непосредственного кредитования коммерческих банков Банк России осуществляет у чет векселей. Для переучета принимаются только векселя, составленные на стандартном бланке в соответствии с требованиями, утвержденными решением общего собрания представителей членов Ассоциации участников вексельного рынка , со сроком «на определенный день», векселедателями по которым выступают организации-экспортеры включенные в список, утверждаемый ЦБ. Срок платежа по векселю не должен превышать более чем на один месяц срок последнего платежа по экспортному контракту.

Организация-экспортер выписывает вексель на имя учетного банка. Для получения статуса учетного банк должен отвечать определенным требованиям.

Для регулирования переучета ЦБ устанавливает два лимита:

1) лимит переучета на учетный банк — предельная сумма, которая может быть перечислена ЦБ учетному банку при покупке векселей. Лимит восстанавливается, если векселя гасятся или реализуются;

2) лимит на экспортный контракт — процент от суммы экспортного контракта в иностранной валюте, в пределах которой ЦБ осуществляет переучет векселей организаций-экспортеров. Пересчет в рубли осуществляется по действующему на дату составления векселя официальному курсу.

Операции РЕПО распространяются на дилеров—кредитные организации, относящиеся в течение трех последних месяцев к категории финансово стабильных банков, заключивших с ЦБ Генеральное соглашение об участии в операциях РЕПО с ГКО — ОФЗ и имеющих собственный портфель базовых выпусков ГКО — ОФЗ не менее 40 млн. руб. по рыночной стоимости. Сделки РЕПО могут заключаться только на сроки в 1, 2, 7 и 14 дней.

Депозитные операции ЦБ РФ. В целях регулирования ликвидности банковской системы и поддержания стабильности на валютном рынке ЦБ, начиная с февраля 1996 г., осуществляет депозитные операции в национальной валюте.

В настоящее время ЦБ осуществляет следующие виды депозитных операций:

  • депозитные аукционы;
  • депозитные операции по фиксированной процентной ставке;
  • прием в депозит средств банков, заключивших с ЦБ Генеральное соглашение о проведении депозитных операций в рублях;
  • прием в депозит средств банков на основе отдельного соглашения, определяющего условия депозита.

Для того чтобы иметь право размещать средства в депозиты на счетах ЦБ, коммерческие банки должны отвечать следующим требованиям:

  1. должны быть отнесены не ниже чем к третьей группе проблемности на последние три отчетные даты;
    1. выполнять обязательные резервные требования ЦБ;
    2. не иметь просроченных денежных обязательств перед ЦБ в течение последних 90 дней;
    3. не иметь нарушений банковского законодательства и (или) нормативных актов ЦБ в течение последних 90 дней.

ЦБ приостанавливает проведение депозитных операций с коммерческими банками, если они перестают отвечать указанным требованиям.

Депозитные аукционы проводятся ЦБ РФ как процентный конкурс договоров с назначением ЦБ максимальной начальной процентной ставки по американскому или голландскому способу.

При проведении ЦБ депозитной операции по фиксированной процентной ставке банки, имеющие намерение перечислить денежные средства в депозит, направляют заявку на размещение депозита.

В целях реализации денежно-кредитной политики ЦБ может от своего имени осуществлять эмиссию облигаций , размещаемых и обращаемых только среди кредитных организаций. Предельный размер обшей номинальной стоимости облигаций ЦБ всех выпусков, не погашенных на дату принятия Советом директоров решения об очередном выпуске облигаций ЦБ, устанавливается как разница между максимально возможной величиной обязательных резервов кредитных организаций и суммой обязательных резервов кредитных организаций , определенной исходя из действующего норматива обязательных резервов.

Облигации ЦБ — это краткосрочные эмиссионные ценные бумаги. Доходом является разница между номинальной стоимостью и ценой покупки облигации.

Надзорные и контрольные функции ЦБ РФ

ЦБ РФ осуществляет государственную регистрацию кредитных организаций и выдает кредитным организациям лицензии на осуществление банковских операций, устанавливает правила проведения банковских операций, бухгалтерского учета и отчетности для банковской системы.

ЦБ РФ выдает коммерческим банкам следующие виды лицензий:

1) банковскую лицензию, которая дает право на проведение основных банковских операций, кроме приема вкладов физических лиц, работы с валютой и драгоценными металлами;

2) лицензию на прием вкладов от населения. Для получения лицензии, дающей право на прием вкладов от населения, банк должен успешно проработать не менее двух лет;

3) валютную лицензию;

4) лицензию на проведение операций с драгоценными металлами.

Банку, имеющему лицензии на осуществление всех банковских операций со средствами в рублях и иностранной валюте, может быть выдана Генеральная лицензия. Банк, имеющий Генеральную лицензию, имеет право в установленном порядке создавать филиалы за границей РФ и (или) приобретать доли (акции) в уставном капитале кредитных организаций-нерезидентов. При рассмотрении вопроса о выдаче банку Генеральной лицензии проводится комплексная инспекционная проверка этого банка.

Контроль ЦБ РФ за деятельностью кредитных организаций осуществляется на базе ежемесячного представления различного рода отчетности, отражающей все стороны жизни банка, начиная от бухгалтерского баланса и заканчивая структурой кредитного портфеля.

В целях обеспечения экономических условий устойчивого функционирования банковской системы РФ, защиты интересов вкладчиков и кредиторов ЦБ РФ устанавливает для коммерческих банков нормативы деятельности.

Контроль за соблюдением банками обязательных нормативов возлагается на территориальные учреждения ЦБ по месту открытия корреспондентского счета банка. Контроль осуществляется на основании ежемесячных балансов банков, к которым прилагаются справки с расчетами фактических значений обязательных нормативов и расшифровками отдельных балансовых счетов.

В целях совершенствования надзора и своевременного выявления проблемных банков ЦБ определил критерии проблемности банков. Указаниями ЦБ все кредитные организации с точки зрения финансового состояния подразделяются на две категории с выделением в рамках каждой категории двух классифицированных групп:

  • группа 1 — кредитные организации без недостатков в деятельности;
  • группа 2 — кредитные организации, имеющие отдельные недостатки в деятельности;
  • группа 3 — кредитные организации, испытывающие серьезные финансовые трудности;
  • группа 4 — кредитные организации, находящиеся в критическом финансовом положении.

Выбор мер воздействия производится надзорными органами с учетом характера нарушений: причин, вызвавших нарушения; общего финансового состояния банка; положения банка на рынке банковских услуг.

1. Предупредительные меры. Применяются, когда недостатки в деятельности банка непосредственно не угрожают интересам кредиторов и вкладчиков, в основном на ранних стадиях возникновения недостатков. К предупредительным мерам относятся: доведение до органов управления банком информации о недостатках его деятельности и обеспокоенности надзорного органа; рекомендации надзорного органа; предложение представить программу мероприятии по устранению недостатков; установление дополнительного контроля.

2. Принудительные меры. Основанием для их применения являются нарушения банковского законодательства, нормативных актов и предписаний ЦБ, непредставление информации, предоставление неполной или недостоверной информации, а также наличие реальной угрозы интересам клиентов и кредиторов. К принудительным мерам относятся: штрафы, ограничение проведения отдельных операций на срок до шести месяцев, запрет на осуществление операций, предусмотренных лицензией сроком до одного года, требование замены руководителя банка, введение временной администрации, отзыв банковской лицензии.

Основанием для назначения временной администрации является наличие исключительно серьезных нарушений в деятельности банка или наличие оснований для отзыва у него лицензии.

Валютное регулирование и валютный контроль

ЦБ РФ устанавливает правила проведения валютных операций, формы отчетности, предоставляемой участниками валютных сделок, правила продажи и покупки как наличной, так и безналичной валюты, ее ввоза и вывоза.

функции по валютному регулированию и валютному контролю

функции по обслуживанию коммерческих банков и надзору за ними

функции по обслуживанию счетов правительства

функции по организации и регулированию денежного обращения

Группы функций Центрального Банка

Подведомственные организации,

в том числе:

Подразделения безопасности;

Российское объединение инкассации

Учебно-методический центр;

13 банковских школ;

Центр подготовки персонала.

Расчетно-кассовые центры

Головные расчетно-кассовые центры

Национальные банки

(19)

Главные управления

(69)

Центральный аппарат

(22 департамента)

Совет директоров

Председатель Банка России

Национальный банковский совет

(12 человек)

Другие похожие работы, которые могут вас заинтересовать.вшм>

19723. Качество активов банка и их структура в Республике Казахстан 287.53 KB
Качество активов банка оказывает влияние на все аспекты банковских операций. Чистая прибыль банка во многом зависит от платежеспособности заемщиков, если заемщик не платит проценты по своим займам, прибыль банка сокращается. В свою очередь, низкие доходы (чистая прибыль) может стать причиной недостатка ликвидности. Нестабильная (низкая) чистая прибыль также делает невозможным увеличение капитала банка. Плохое качество активов непосредственно влияет на капитал.
21227. Рынок страховых услуг, его структура и функции 109.1 KB
Основой формирования страхового рынка является необходимость осуществления воспроизводственного процесса обеспечения его непрерывности и стабильности путем предоставления денежной компенсации пострадавшим экономическим субъектам и гражданам при неблагоприятных обстоятельствах в их жизнедеятельности. Самостоятельность субъектов рыночных отношений обусловила возникновение страхового рынка и равноправное партнерство его участников при купле-продаже страховой услуги. Место страхового рынка в финансовой системе вообще и на финансовом рынке в...
3791. Рыночный механизм: сущность, структура, функции 86.49 KB
Рыночный механизм - это механизм взаимодействия продавцов и покупателей по поводу установления цен, объемов производства, его структуры и качества продукции, это механизм распределения ресурсов и доходов на основе объективных экономических законов рынка.
6908. Корпоративные сети. Назначение. Структура. Основные функции 6.78 KB
Часто узлы корпоративной сети оказываются расположенными в различных городах а иногда и странах. Принципы по которым строится такая сеть достаточно сильно отличаются от тех что используются при создании локальной сети даже охватывающей несколько зданий.
20352. БАНКОВСКИЕ ОПЕРАЦИИ И СДЕЛКИ БАНКА РОССИИ 73.77 KB
Центральный банк Российской Федерации (Банк России) – системообразующий и центральный орган управления, контроля и надзора в банковской системе России. Он занимает особое место в государственном механизме и рыночной экономике нашей страны. Деятельность ЦБ РФ по регулированию банковской и денежной системы направлена на реализацию социальных и экономических основ конституционного строя Российской Федерации.
16849. Противоречия макроэкономического регулирования Банка России 72.42 KB
Инфляция искажает процесс принятия решений что в свою очередь сказывается и на экономическом росте. Ключевым моментов является то что Центробанк себя связывает институциональным обязательством по поддержанию объявленного уровня роста цен. Однако начиная с работ Роберта Манделла многие авторы приходят к выводу что если Центральный Банк в какой-то мере регулирует валютный курс то его желание контролировать инфляцию может быть осуществлено благодаря определенным ограничениям на отток и приток капитала. Так называемая Невозможная Троица...
16023. Инвестиционная деятельность коммерческого банка (на примере ОАО Сбербанк России) 317.29 KB
Инвестиционная политика коммерческого банка как основа форм инвестиционного портфеля. Вместе с тем поскольку интересы отдельного банка как коммерческого образования ориентированы на получение максимальной прибыли при допустимом уровне риска участие кредитных учреждений в инвестировании экономики происходит лишь при наличии благоприятных условий.
20816. РОЛЬ БАНКА РОССИИ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ РАЗВИТИЯ БАНКОВСКОЙ СИСТЕМЫ 243.78 KB
Эффективное функционирование банковской системы - необходимое условие развития рыночных отношений в России что объективно определяет ключевую роль Центрального банка в регулировании банковской деятельности и немаловажным фактором развития и укрепление банковской системы является организация самого Банка России. Но стабильное и планомерное развитие банковской системы в свою очередь не может происходить без грамотного руководства со стороны главного банка страны поэтому роль центрального банка на современном этапе достаточно велика и от...
19182. 34.62 KB
Члены временной администрации должны иметь высшее экономическое или юридическое образование, опыт работы, связанный с банковской деятельностью, не менее трех лет, а при отсутствии специального (высшего) образования - опыт работы, связанный с банковской деятельностью, не менее пяти лет.
16723. Модели динамики процентных ставок на российском рынке и правило денежно-кредитной политики Банка России 70.65 KB
Центра макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования ЦМАКП Неопределенная динамика ключевых для банков процентных ставок ставит ряд вопросов относительно состояния системных процентных рисков в ближайшей перспективе 2013 г. Это отражает умеренный уровень инфляционных и валютных рисков и в то же время свидетельствует о возможности стабилизации или даже некоторого снижения ключевых процентных ставок для отечественных кредитных организаций в будущем. наблюдается ступенчатое повышение средних ставок по...

Основополагающим элементом правового статуса Банка России является его организационная структура.

Согласно данным ЦБ РФ, на начало 2002 г. в России действо­вало 78 территориальных учреждений и 1175 головных расчетно- кассовых центров .

Кроме того, в систему Банка России входят центральный аппарат (22 департамента), пять отделений Москов­ского ГТУ, Центральное хранилище и сеть межрегиональных хра­нилищ, пять организаций программно-технического комплекса, а также ряд организаций, обеспечивающих функционирование Банка России.

Банк России образует единую централизованную систему с вер­тикальной структурой управления, в которую входят:

Центральный аппарат;

Территориальные учреждения;

Расчетно-кассовые центры;

Вычислительные центры;

Полевые учреждения;

Учебные заведения и другие предприятия, учреждения, орга­низации (в том числе подразделения безопасности и Россий­ское объединение инкассации), необходимые для осуществле­ния деятельности Банка России.

Национальные банки республик являются территориальными уч­реждениями Банка России. Территориальные учреждения Банка России не имеют права принимать решения, носящие нормативный характер, а также выдавать гарантии и поручительства, вексельные и другие обязательства без разрешения Совета директоров.

Территориальное учреждение Банка России - обособленное под­разделение, осуществляющее на территории субъекта РФ часть его функций (в соответствии с федеральными законами «О Централь­ном банке Российской Федерации», «О банках и банковской дея­тельности», Положением ЦБР «О территориальных учреждениях Банка России» от 29 июля 1998 г. № 46-П и другими нормативны­ми актами Банка России) и входящее в единую централизованную систему Банка России с вертикальной структурой управления.

Территориальные учреждения, как правило, создаются на тер­ритории субъектов РФ.

По решению Совета директоров Банка России территориаль­ные учреждения могут создаваться по экономическим районам, объединяющим территории нескольких субъектов. Территориаль­ными учреждениями Банка России являются его Главные управле­ния в краях, областях и автономных округах Российской Федера­ции, городах Москве и Санкт-Петербурге, национальные банки республик в составе Российской Федерации, а также территориаль­ное учреждение Банка России, созданное по экономическому рай­ону, объединяющему территории нескольких субъектов РФ.

В составе территориальных учреждений на правах структурных подразделений действуют расчетно-кассовые центры (в дальнейшем - РКЦ), иные подразделения, в том числе, обеспечивающие деятель­ность территориального учреждения (столовые, лечебно-профи­лактические и оздоровительные учреждения, учебные заведения, и т.д.), создание и ликвидация которых утверждается Банком России. Деятельность указанных структурных подразделений регулируется соответствующими положениями.

Территориальное учреждение не имеет права:

Принимать нормативные акты;

Выдавать гарантии и поручительства, вексельные и другие обязательства;

Предоставлять кредиты на финансирование дефицитов феде­рального бюджета и бюджетов субъектов РФ, местных бюдже­тов и бюджетов государственных внебюджетных фондов;

Осуществлять банковские операции в иностранной валюте с юридическими и физическими лицами без разрешения Банка России.

Основными задачами территориального учреждения на террито­рии субъекта РФ или экономического района, объединяющего тер­ритории нескольких субъектов являются:

Участие в проведении единой государственной денежно-кре­дитной политики, направленной на защиту и обеспечение ус­тойчивости рубля;

Обеспечение развития и укрепления банковской системы Рос­сийской Федерации;

Эффективное и бесперебойное функционирование системы расчетов;

Осуществление регулирования и надзора за деятельностью кредитных организаций;

Организация и контроль над деятельностью кредитных орга­низаций на рынке ценных бумаг;

Организация валютного контроля;

Проведение анализа состояния и перспектив развития эконо­мики и финансовых рынков региона.

Полевые учреждения Банка России являются воинскими учреж­дениями и руководствуются в своей деятельности воинскими уста­вами, а также Положением о полевых учреждениях Банка России, утверждаемых совместным решением Банка России и Министерст­ва обороны РФ. Полевые учреждения Банка России осуществляют банковские операции в соответствии с банковским законодательст­вом, а также нормативными актами Банка России.

Полевые учреждения предназначены для банковского обслужи­вания воинских частей, учреждений и организаций Министерства обороны РФ, а также иных государственных органов и юридиче­ских лиц, обеспечивающих безопасность Российской Федерации, и физических лиц, проживающих на территориях объектов, обслужи­ваемых полевыми учреждениями, в тех случаях, когда создание и функционирование территориальных учреждений Банка России не­возможно.

Органом управления Банком России является Национальный банковский совет (рис. 28.1).

Рис. 28.1. Организационная структура Банка России

В соответствии с Федеральным законом «О Центральном банке РФ» от 10 июля 2002 г. № 86-ФЗ Национальный банковский совет существует как коллегиональный орган Банка России, состоящий из 12 человек. Из них два представителя направляются Советом Федерации Федерального Собрания РФ из числа членов Совета

Федерации, три - Государственной Думой из числа депутатов Го­сударственной Думы, три - Президентом РФ, три - Правительст­вом РФ. В состав Национального банковского совета входит также Председатель Банка России.

Отзыв членов Национального банковского совета осуществляет­ся тем органом государственной власти, который их направил в со­став Национального банковского совета.

Члены Национального банковского совета, за исключением Председателя Банка России, не работают в Банке России на посто­янной основе и не получают оплату за эту деятельность.

Председатель Национального банковского совета избирается чле­нами Национального банковского совета из их числа большинством голосов от общего числа членов. Председатель Национального бан­ковского совета осуществляет общее руководство его деятельно­стью, председательствует на его заседаниях. В случае отсутствия Председателя Национального банковского совета его функции вы­полняет заместитель, избираемый из числа членов Национального банковского совета большинством голосов от общего числа членов.

Национальный банковский совет выполняет следующие функции:

Рассматривает концепцию совершенствования банковской системы Российской Федерации;

Рассматривает проекты основных направлений единой госу­дарственной денежно-кредитной политики, политики валют­ного регулирования и валютного контроля, дает по ним за­ключения и анализирует итоги их выполнения;

Осуществляет экспертизу проектов законодательных и иных нормативных актов в области банковского дела;

Рассматривает наиболее важные вопросы регулирования дея­тельности кредитных организаций;

Участвует в разработке основных принципов организации сис­темы расчетов в Российской Федерации.

Совет директоров Банка России - коллегиальный орган, опре­деляющий основные направления деятельности Банка России.

В Совет директоров входят Председатель Банка России и 12 членов Совета директоров, которые работают на постоянной ос­нове в Банке России.

Председатель Банка России назначается на должность Государ­ственной Думой сроком на четыре года большинством голосов от общего числа депутатов. Кандидатуру для назначения на должность Председателя Банка России представляет Президент РФ не позднее чем за три месяца до истечения полномочий Председателя Банка России.

В случае досрочного освобождения от должности Председателя Банка России Президент РФ представляет кандидатуру на эту должность в двухнедельный срок с момента освобождения. Если предложенная кандидатура отклонена, то в течение двух недель Президент РФ вносит новую кандидатуру. Одна кандидатура не может вноситься более двух раз.

Должность Председателя Банка России одно и то же лицо не может занимать более трех сроков подряд.

Государственная Дума вправе освободить от должности Предсе­дателя Банка России по представлению Президента РФ.

Председатель Банка России может быть освобожден от должно­сти в случаях:

1) истечения срока полномочий;

2) невозможности исполнения служебных обязанностей, под­твержденной заключением государственной медицинской комиссии;

3) личного заявления об отставке;

4) совершения уголовно наказуемого деяния, установленного вступившим в законную силу приговором суда;

5) нарушения федеральных законов, которые регулируют во­просы, связанные с деятельностью Банка России.

Председатель Банка России имеет следующие права:

Действует от имени Банка России и представляет без доверен­ности его интересы в отношениях с органами государственной власти, кредитными организациями, организациями ино­странных государств и международными организациями, дру­гими учреждениями и организациями;

Председательствует на заседаниях Совета директоров; в случае равенства голосов голос Председателя Банка России является решающим;

Подписывает нормативные акты Банка России, решения Сове­та директоров, протоколы заседаний Совета директоров, со­глашения, заключаемые Банком России;

Назначает на должность и освобождает от должности замести­телей Председателя Банка России, распределяет между ними обязанности;

Подписывает приказы и дает указания, обязательные для всех служащих Банка России, его предприятий, учреждений и ор­ганизаций;

Обеспечивает реализацию функций Банка России в соответст­вии с банковским законодательством;

Он несет всю полноту ответственности за деятельность Банка России.

Члены Совета директоров назначаются на должность сроком на четыре года Государственной Думой по представлению Председате­ля Банка России, согласованному с Президентом РФ.

Члены Совета директоров освобождаются от должности в сле­дующих случаях:

1) по истечении срока полномочий - Председателем Банка России;

2) до истечения срока полномочий - Государственной Думой по представлению Председателя Банка России.

Председательствует на заседаниях Совета директоров - Предсе­датель Банка России, а в случае его отсутствия - лицо, его заме­няющее, из числа членов Совета директоров.

Решения Совета директоров принимаются большинством голо­сов от числа присутствующих членов Совета директоров при кво­руме в семь человек и обязательном присутствии Председателя Банка России или лица, его заменяющего. Протокол заседания Со­вета директоров подписывается председательствовавшим и одним из членов Совета директоров. При принятии Советом директоров решений по вопросам денежно-кредитной политики мнение членов Совета директоров, оказавшихся в меньшинстве, заносится по их требованию в протокол.

Для участия в заседаниях Совета директоров могут приглашать­ся руководители территориальных учреждений Банка России.

Совет директоров Банка России собирается не реже одного раза в месяц.

Заседания назначаются Председателем Банка России, лицом, его заменяющим, или по требованию не менее трех членов Совета директоров. Члены Совета директоров своевременно уведомляются о назначении заседания Совета директоров.

Совет директоров выполняет различные функции:

Во взаимодействии с Правительством РФ разрабатывает и обеспечивает выполнение основных направлений единой го­сударственной денежно-кредитной политики;

Утверждает годовой отчет Банка России и представляет его Государственной Думе;

Рассматривает и утверждает смету расходов Банка России на очередной год не позднее 31 декабря предшествующего года, а также произведенные расходы, не предусмотренные в смете;

Определяет структуру Банка России;

Устанавливает формы и размеры оплаты труда Председателя Банка России, членов Совета директоров, заместителей Пред­седателя Банка России и других служащих Банка России;

Утверждает порядок работы Совета директоров;

Назначает главного аудитора Банка России;

Утверждает внутреннюю структуру Банка России, положения о подразделениях Банка России, учреждениях Банка России, ус­тавы организаций Банка России, порядок назначения руково­дителей подразделений, учреждений и организаций Банка России;

Определяет условия допуска иностранного капитала в банков­скую систему Российской Федерации в соответствии с феде­ральными законами;

Выполняет иные функции, отнесенные настоящим Федераль­ным законом к ведению Совета директоров Банка России.

Совет директоров принимает решения по следующим вопросам:

Создание и ликвидация учреждений и организаций Банка Рос­сии;

Установление обязательных нормативов для кредитных орга­низаций;

Величина резервных требований;

Изменение процентных ставок Банка России;

Определение лимитов операций на открытом рынке;

Участие в международных организациях;

Участие в капиталах организаций, обеспечивающих деятель­ность Банка России, его учреждений, организаций и служа­щих;

Купля и продажа недвижимости для обеспечения деятельности Банка России, его учреждений, организаций и служащих;

Применение прямых количественных ограничений;

Выпуск и изъятие банкнот и монеты из обращения, об общем объеме выпуска наличных денег;

Порядок формирования резервов кредитными организациями;

Внесение в Государственную Думу предложения об изменении уставного капитала Банка России;

Члены Совета директоров не могут быть депутатами Государст­венной Думы и членами (депутатами) Совета Федерации, депутата­ми законодательных (представительных) органов субъектов Россий­ской Федерации, органов местного самоуправления, а также члена­ми Правительства РФ. Кроме того, они не могут состоять в политических партиях, занимать должности в общественно-полити­ческих и религиозных организациях.

Сложение депутатских полномочий или отставка члена Прави­тельства Российской Федерации должны быть произведены в тече­ние месяца с момента назначения на должность члена Совета ди­ректоров, после чего вновь назначенный член Совета директоров приступает к исполнению своих должностных обязанностей.

Еще по теме 28.2. Организационная структура Центрального банка РФ:

  1. Характеристика полномочий звеньев организационной структуры центрального банка
  2. Организацион­ное построение центрального банка как системы
  3. Принципы организационного построения центрального банка
  4. 2.1. Место центрального банка в банковской системе 2.1.1. Основные функции центрального банка
  5. Глава.5. Организационное построение центрального банка
  6. 13.2. Организационная структура банка и структура управления им
  7. 64. ЮРИДИЧЕСКИЙ СТАТУС ЦЕНТРАЛЬНОГО БАНКА, ЕГО ЦЕЛИ И СТРУКТУРА
  8. 11.2. Организационная и управленческая структура коммерческого банка

- Кодексы Российской Федерации - Юридические энциклопедии - Авторское право - Аграрное право - Адвокатура - Административное право - Административное право (рефераты) - Арбитражный процесс - Банковское право - Бюджетное право - Валютное право -

Функции центрального банка (монопольная эмиссия денег, банк банков) в России впервые начал выполнять Государственный банк России, созданный в 1860 г. и находящийся в непосредственном подчинении министра финансов. После национализации коммерческих банков в 1917 г. и их слияния с Государственным банком России последний был переименован в Народный банк РСФСР. В 1920 г. Народный банк РСФСР был упразднен, а право денежной эмиссии передано Наркомфину. В 1921 г. создан Государственный банк СССР, находящийся в прямом подчинении Правительства. До банковской реформы 1987 г. Госбанк СССР был единым эмиссионным, кредитным, расчетным и кассовым центром страны, выполняя все функции, присущие как центральным, так и коммерческим банкам.

С 1988 г. функции кредитования и расчетно-кассового обслуживания народного хозяйства были переданы государственным специализированным банкам при сохранении государственной монополии банковского дела и строгой централизации управления кредитом.

Центральный банк в Российской Федерации был создан после обретения ею суверенитета на базе Госбанка СССР первоначально в виде Госбанка РСФСР, который в декабре 1990 г. был переименован в Центральный банк РСФСР (Банк России), а в апреле 1995 г. – в (Банк России).

В соответствии с российским законодательством имущество Банка России находится в собственности государства. ЦБ РФ является юридическим лицом, самостоятельно выполняет свои функции и в текущей деятельности независим от органов государственного управления экономикой. Уставный капитал и иное имущество Банка России являются федеральной собственностью. ЦБ РФ осуществляет свои расходы за счет собственных доходов, не отвечает по обязательствам государства, а государство не отвечает по обязательствам банка. Нормативные акты, издаваемые ЦБ РФ, обязательны для органов государственной власти РФ и ее субъектов, органов местного самоуправления, всех юридических и физических лиц. Проекты федеральных законов, нормативных актов федеральных органов исполнительной власти, касающиеся выполнения функций Банка России (БР), должны направляться на его заключение.



Банк России имеет трехуровневую структуру управления. Высший уровень – Совет директоров и центральный аппарат (Правление банка) в Москве. Второй уровень – главные управления (ГУ ЦБ РФ) в крупных регионах и национальные банки республик в составе РФ, действующие как филиалы БР (их более 80). Третий уровень – расчетно-кассовые центры, действующие в качестве структурных подразделений ГУ ЦБ РФ. Кроме того, в структуре Банка России действует порядка двадцати департаментов и управлений, различные учебные, методические, полевые учреждения, вычислительные центры, подразделения безопасности и др.

По уставу Центральный банк РФ и его ГУ являются единой централизованной системой с вертикальной структурой управления. Главные управления, РКЦ не являются юридическими лицами. Их обязательства являются одновременно обязательствами БР, они совершают сделки только от имени БР, не имеют права принимать решения, носящие нормативный характер, а также выдавать гарантии и поручительства, вексельные и другие обязательства без разрешения Совета директоров.

Высшим органом Банка является Совет директоров, который руководит деятельностью Банка по реализации денежно-кредитной политики правительства. В состав Совета входят Председатель Банка и 12 членов. Председатель БР назначается сроком на четыре года Государственной Думой (по представлению Президента РФ). Совет директоров утверждается Госдумой (по представлению председателя БР). Одно и то же лицо не имеет права занимать должность более трех сроков подряд (12 лет).

Председатель и Совет директоров :

· разрабатывают и осуществляют необходимые меры по реализации денежно-кредитной политики государства;

· устанавливают общий размер эмиссии денег и нормы обязательных резервов кредитных учреждений;

· утверждают процентные ставки рефинансирования КБ;

· принимают решения о структурных подразделениях центрального аппарата и местных органов Банка;

· определяют правила работы кредитных учреждений;

· утверждают смету расходов и отчет о годовой деятельности Банка;

· осуществляют оперативное руководство денежно-кредитной системой страны.

Председатель Банка представляет его в органах государственного управления, руководит работой совета директоров, подписывает нормативные документы и приказы и несет ответственность за выполнение функций и задач банка в области организации денежно-кредитных отношений.

В целях деполитизации Центрального банка его председатель и члены совета директоров не могут состоять в общественно-политических партиях и религиозных организациях, не имеют права работать по совместительству (кроме педагогической и научно-исследовательской работы), занимать какие-либо должности в кредитных учреждениях, разглашать служебную информацию и получать кредиты на потребительские нужды в других банках.

При Центральном банке создан коллегиальный орган – Национальный банковский совет (НБС). В его состав входят 12 человек, их которых двое являются членами Совета Федерации, трое – депутатами Государственной Думы, трое – представителями Президента РФ, трое – членами Правительства РФ. В состав НБС включается также Председатель Банка России.

В компетенцию НБС входит:

1) рассмотрение годового отчета Банка России;

2) утверждение на основе предложений Совета директоров на очередной год общего объема расходов на содержание служащих Банка России, на их пенсионное обеспечение, страхование жизни и медицинское страхование; общего объема капитальных вложений и прочих административно-хозяйственных расходов;

3) рассмотрение вопросов совершенствования банковской системы РФ;

4) рассмотрение основных направлений единой государственной денежно-кредитной политики (в том числе, их проекта);

5) решение вопросов, связанных с участием Банка России в капиталах КО;

6) назначение главного аудитора Банка России и рассмотрение его докладов;

7) ежеквартальное рассмотрение информации Совета директоров по основным вопросам деятельности Банка России;

8) утверждение правил бухгалтерского учета и отчетности для ЦБ РФ и т. д.

В своей деятельности Банк России подотчетен Государственной Думе . Эта подотчетность Банка выражается в принятии Думой следующих актов:

· назначение на должность и освобождение от должностных обязанностей Председателя Банка России и членов Совета директоров;

· проведение парламентских слушаний о деятельности Банка с участием Председателя и членов Совета;

· обсуждение докладов Председателя об итогах годовой деятельности банка и реализации основных направлений денежно-кредитной политики правительства;

· направление и отзыв своих представителей в НБС в рамках квоты (3 человека);

· рассмотрение и утверждение годового отчета и аудиторского заключения;

· принятие решения о проверке Счетной Палатой РФ финансово-хозяйственной деятельности Банка России, его структурных подразделений и учреждений (только на основании предложения Национального банковского совета).

Отчетный период Банка установлен с 1 января по 31 декабря каждого календарного года. Структура баланса определяется Советом директоров с учетом опыта работы центральных эмиссионных банков других стран. Срок предоставления годового отчета Государственной Думе – до 15 мая следующего года.

Годовой отчет содержит:

· анализ состояния экономики, денежного обращения, финансирования, кредитования, расчетов и валютного положения;

· мероприятия по реализации денежно-кредитной политики правительства;

· годовую финансовую отчетность Банка;

· заключение Счетной Палаты РФ по результатам проверки счетов и операций ЦБ РФ, на которые распространяется действие Закона «О государственной тайне»;

· заключение аудиторской фирмы об итогах деятельности за отчетный год.

Госдума рассматривает отчет Банка до 1 июля очередного года и направляет его со своим заключением Правительству и Президенту РФ. Отчетный баланс Банка публикуется в центральной печати страны до 15 июля очередного года.

Банк России ежемесячно публикует свой баланс, данные о денежном обращении, включая динамику и структуру денежной массы, обобщенные данные об операциях Банка России.

Внутриведомственные проверки центрального аппарата и территориальных подразделений Банка осуществляет главный аудитор, который назначается НБС. Федеральные органы государственной власти и органы местного самоуправления не имеют права вмешиваться в текущую деятельность Банка и принимать решения, противоречащие действующему законодательству. При вмешательстве в выполнение его функций Банк информирует об этом Думу и Президента. При этом Банк имеет право обращаться в различные судебные инстанции для отмены решений, противоречащих законодательству РФ о банковской деятельности.