Особенности формирования и использования финансов государственных внебюджетных фондов. Особенности и виды внебюджетных фондов Использование средств государственных внебюджетных фондов

Цель — раскрыть сущность и содержание внебюджетных фондов, их роль и значение в социально-экономическом обеспечении населения.

Задачи

  1. Изучить содержание и назначение внебюджетных фондов. Их место в бюджетной системе РФ.
  2. Определить источники формирования средств Пенсионного фонда. Необходимость его формирования и социальное значение.
  3. Определить порядок формирования ФСС и его значение и роль.
  4. Рассмотреть значение фондов ФОМС. Порядок формирования этих фондов.
  5. Изучить пути использования средств внебюджетных фондов социального назначения.

1. Сущность и назначение внебюджетных фондов

Внебюджетные фонды по своей сути — дополнительные фонды, создаваемые в дополнение к обязательным бюджетным фондам, формируемым государством и его субъектами.

Исторически дополнительные фонды возникли одновременно с образованием основных бюджетов, но наибольшего расцвета достигли в условиях рыночной экономики. Катализатором их развития, как правило, выступало обострение экономических противоречий между субъектами общества: государством и населением, государством и организациями, между организациями и работниками, между отдельными гражданами. При этом целью создания фондов было обособление денежных средств из гласных общепринятых финансовых потоков (бюджетов) для защиты и реализации особых материальных интересов.

К общим причинам образования внебюджетных фондов относятся:

  • общественное разделение труда;
  • ограниченность жизненных ценностей;
  • наличие товарно-денежных отношений.

Соответственно их экономическую основу составляет сочетание частной, коллективной, государственной и другой собственности при господстве частной.

Внебюджетные фонды как специфический общественный институт и как финансовая категория возникли в Российской Федерации в начале 90-х годов XX в. одновременно с началом радикальных рыночных преобразований, с одной стороны, в процессе создания новой бюджетной системы, с другой — в рамках реформы социальной защиты населения. Этому способствовали сложившиеся неблагоприятные экономические и социально-политические условия:

  • дезинтеграция бывшего СССР в 1991 г. с разрывом экономических связей между бывшими республиками и ростом иммиграции из новых государств в Россию;
  • системный экономический и политический кризис, сопровождавшийся сокращением национального производства, высоким уровнем инфляции и снижением жизненного уровня населения;
  • кризис платежеспособности российских предприятий и бюджетный кризис;
  • социально-демографический кризис-депопуляция населения, рост нищеты, безработицы, заболеваемости и смертности и др.

В общем виде современную структуру внебюджетных фондов можно представить следующим образом:

Рисунок 1. Классификация внебюджетных фондов

В соответствии с законодательством к доходам внебюджетного фонда относятся:

  • специальные целевые обязательные платежи;
  • отчисления от прибыли организаций;
  • средства бюджетов;
  • прибыль от коммерческой деятельности, осуществляемой фондом как юридическим лицом;
  • займы, полученные фондом Банка России или в коммерческом банке.

Денежные ресурсы государственного внебюджетного фонда находятся в государственной собственности, не входят в состав бюджетов, а также других фондов и не подлежат изъятию на какие-либо цели, кроме предусмотренных положением о фонде. Средства фондов расходуются по распоряжению правительства или специально уполномоченного на это органа.

Таким образом, государствен ные внебюджетные фонды — это совокупность самостоятельных финансово-кредитных учреждений, учредителями и собственниками которых являются органы государственной власти Российской Федерации.

Как финансовая категория внебюджетные фонды представляют собой совокупность денежных распределительных и перераспределительных отношений, в результате которых на основе обязательных страховых и налоговых взносов и других доходов формируются государственные фонды финансовых ресурсов в целях осуществления важнейших государственных расходов, не включенных в бюджет.

Внебюджетные фонды выполняют две функции: распределительную и контрольную.

Распределительная функция проявляется в процессе формирования доходной базы фондов, когда часть текущего ВНП перераспределяется в пользу определенных социальных групп населения для обеспечения воспроизводства трудовых ресурсов, а также поступает в отдельные секторы экономики в целях благоприятного макроэкономического развития или обеспечения экологического равновесия.

Контрольная функция внебюджетных фондов проявляется в возможности постоянно сигнализировать о ходе и результатах воспроизводственного процесса в целом, а также в отдельных секторах экономики. Необходимая информация представлена данными об объемах аккумулированных в фондах денежных средств, являющихся частью ВНП, показателями, характеризующими долю отдельных отраслей или секторов экономики в общей сумме перераспределенного в пользу фондов дохода нации, а также показателями интенсивности, раскрывающими качественную сторону процесса (размер государственных социальных выплат на душу населения в динамике, в сравнении с другими странами, по регионам и т. п.).

В любом обществе есть нетрудоспособные люди, которые в силу объективных жизненных обстоятельств не в состоянии обеспечить свое существование: дети, инвалиды, старики, люди, временно нетрудоспособные. Материальную защиту таких граждан обеспечивает государство, которое выполняет функцию социального страхования.

Социальное страхование может осуществляться государством открыто, гласно, прозрачно в рамках государственного бюджета под особым контролем представительных органов власти и руководства высших исполнительных органов — правительства страны и министерства финансов. Такая система существует в современных стабильных демократических странах, она была и в СССР. Но страхование может проводиться и вне государственного бюджета, через специальные внебюджетные фонды, подконтрольные, как правило, узкому кругу должностных лиц исполнительных органов власти. Россия избрала вторую систему — использование государственных социальных внебюджетных фондов.

Право на социальное обеспечение закреплено в Конституции нашей страны от 12 декабря 1993 г., которая провозгласила, что Российская Федерация является социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека (ст.7). Конкретизация этого положения содержится в ст. 39 Конституции РФ, в соответствии с которой каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, предусмотренных законом. Конституцией устанавливаются государственные и социальные пенсии.

В настоящее время в состав государственных социальных ВБФ РФ входят:

  • Пенсионный фонд РФ (ПФРФ);
  • Федеральный и территориальные фонды обязательного медицинского страхования РФ (ФФОМС и ТФОМС).

Эти фонды аккумулируют средства для реализации важнейших социальных гарантий — государственного пенсионного, социально го и обязательного медицинского страхования.

2.1. Пенсионный фонд

Пенсионный фонд РФ (ПФР) создан в целях государственного управления финансами пенсионного страхования и является самостоятельным финансово-кредитным учреждением, осуществляющим свою деятельность. Он был утвержден Положением «О Пенсионном фонде РСФСР» от 27.12.1991 г.

Основные задачи ПФР:

  • аккумуляция страховых платежей;
  • финансирование расходов в соответствии с назначением фонда.

ПФР формируется в основном за счет единого социального на лога (ЕСН) (70-75%), переходящего остатка фонда, который составляет седьмую часть средств фонда. Эти остатки ПФР становятся крупным мобильным ресурсом дополнительных государственных расходов.

В ПФР кроме ЕСН поступают также:

  • средства федерального бюджета, направляемые через ПФР на выплаты государственных пенсий и пособий;
  • доходы от обслуживания банками счетов ПФР;
  • добровольные взносы юридических и физических лиц;
  • доходы от капитализации части временно свободных средств фонда (покупки ценных бумаг, инвестиций).

Средства ПФР направляются на выплату государственных пенсий, пенсий по инвалидности, военнослужащим; компенсации пенсионерам; материальной помощи престарелым и инвалидам; пособий на детей; одиноким матерям; на детей, инфицированных виру сом иммунодефицита; пострадавшим от аварии на Чернобыльской АЭС. За счет средств ПФР финансируются различные программы по социальной поддержке инвалидов, пенсионеров, детей; осуществляются единовременные денежные выплаты.

Выплаты государственных пенсий и пособий занимают наибольший удельный вес в объеме расходов ПФР.

Структура расходов ПФР предусматривает направление средств на создание инфраструктуры и осуществление мероприятий по организации персонифицированного учета для целей государственного пенсионного страхования. Современная пенсионная система РФ включает в себя:

  • государственное базовое пенсионное страхование, по которому выплата пенсий осуществляется в зависимости от страхового (трудового) стажа;
  • накопительную часть пенсий;
  • государственное социальное пенсионное обеспечение для отдельных категорий граждан.

2.2. Фонд социального страхования

Указом Президента РФ от 26 июня 1992 г. № 722 «О фонде социального страхования Российской Федерации» был образован Фонд социального страхования Российской Федерации в целях обеспечения государственных гарантий в системе социального страхования и повышения контроля за правильным и эффективным расходованием средств социального страхования.

Основные задачи ФСС:

  • обеспечение гарантированных государством пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, по рождении ребенка, на погребение, на санаторно-курортное лечение и оздоровление работников и членов их семей, а так же на другие цели государственного социального страхования, предусмотренные законодательством;
  • участие в разработке и реализации государственных программ по охране здоровья работников, мер по совершенствованию социального страхования;
  • организация работы по подготовке и повышению квалификации специалистов для государственного социального страхования, разъяснительной работы среди страхователей и населения по вопросам социального страхования.

Около 70% ФСС остается в распоряжении плательщиков для выплаты большинства пособий в организациях. Средства ФСС образуются за счет:

  • ЕСН, уплачиваемого работодателями;
  • добровольных взносов граждан и юридических лиц;
  • ассигнований из федерального бюджета РФ на покрытие рас ходов в соответствии с действующим законодательством;
  • прочих доходов.

Наибольшее количество доходов приходится на ЕСН (2005 г. — около 70%).

В расходах бюджета ФСС больший удельный вес приходится на различные пособия, страховые выплаты. Большая часть выплат из ФСС идет на оплату больничных листов. За время болезни выплачиваются средства в размере средней заработной платы.

Основная доля отчислений в социальные фонды ложится на работодателей. Тарифы установлены одинаковые для всех независимо от состояния условий труда, уровня заболеваемости, других важных факторов. Иначе говоря, у работодателя отсутствует экономическая заинтересованность в снижении страховых рисков и, следовательно, объемов выплат. При финансовом неблагополучии предприятий, а то и их ликвидации, что сейчас уже не редкость, работники лишаются источников гарантированных социальных выплат.

2.3. Федеральный и территориальные фонды обязательного медицинского страхования

Значительное место в структуре социальных ВБФ занимает Фонд обязательного медицинского страхования (ФОМС) , призванный обеспечить гражданам РФ получение равной медицинской и лекарственной помощи в соответствии с программами обязательного медицинского страхования.

Фонды ОМС образованы в соответствии с Законом РФ «О медицинском страховании граждан в Российской Федерации» (от 28 июня 1991 г.) для реализации государственной политики в области обязательного медицинского страхования, которая является формой социальной защиты интересов населения в охране здоровья.

Средства ФОМС образуются за счет:

  • ЕСН, уплачиваемого организациями независимо от форм собственности, на обязательное медицинское страхование;
  • взносов территориальных фондов на реализацию совместных программ, выполняемых на договорных началах;
  • ассигнований из федерального бюджета на выполнение республиканских программ обязательного медицинского страхования;
  • добровольных взносов юридических и физических лиц;
  • доходов от использования временно свободных финансовых средств фонда;
  • нормированного страхового запаса финансовых средств фонда;
  • поступлений иных финансовых средств, не запрещенных законодательством РФ.

За неработающих граждан платят органы исполнительной власти с учетом территориальных программ обязательного медицинского страхования в пределах средств, предусмотренных в соответствующих бюджетах на здравоохранение.

Средства ФОМС используются на оплату медицинских услуг, предоставляемых гражданам, финансирование целевых медицинских программ, мероприятий по подготовке и переподготовке специалистов, на развитие медицинской науки, на улучшение материально-технического обеспечения здравоохранения и другие цели.

Основная сумма расходов — это субвенции на выравнивание условий деятельности территориальных фондов обязательного медицинского страхования (ТФОМС), финансирование целевых программ в рамках обязательного медицинского страхования.

ТФОМС образовываются органами власти субъектов РФ. Они являются самостоятельными, государственными некоммерческими финансово-кредитными учреждениями, юридическими лицами, осуществляют свою деятельность в соответствии с законодательством РФ.

Основные задачи ТФОМС РФ: обеспечение реализации Закона о медицинском страховании граждан в РФ и обеспечение прав граждан в системе обязательного медицинского страхования.

Функции ТФОМС РФ:

  • аккумулирует финансовые средства на обязательное медицинское страхование;
  • осуществляет финансирование обязательного медицинского страхования по дифференцированным подушевым нормативам;
  • выравнивает финансовые ресурсы городов, районов, направляемые на обязательное медицинское страхование;
  • накапливает финансовые резервы для обеспечения устойчивости системы;
  • разрабатывает правила обязательного медицинского страхования граждан на территории РФ;
  • осуществляет контроль за поступлением страховых взносов, за использованием финансовых средств на обязательное медицинское страхование;
  • ведет персонифицированный учет по всем категориям плательщиков страховых взносов в РФ;
  • согласовывает с органами исполнительной власти, медицинскими ассоциациями территориальную программу обязательного медицинского страхования населения;
  • осуществляет взаимодействие с Федеральным фондом обязательного медицинского страхования и другими территориальными фондами.

Выравнивание финансовых ресурсов обязательного медицинского страхования проводится передачей средств территориальных фондов филиалам до достижения установленного на территории среднедушевого норматива.

ТФОМС принадлежит основная роль в финансовом обеспечении здравоохранения территорий. Их деятельность определена Положением о территориальном фонде обязательного медицинского страхования.

Средства ТФОМС используются для:

  • финансирования обязательного медицинского страхования;
  • дотирования филиалов с недостаточным объемом финансовых средств до достижения установленного на территории средне душевого норматива;
  • формирования нормированного страхового запаса;
  • осуществления управленческих функций по нормативу, устанавливаемому исполнительным директором по согласованию с правлением ТФОМС;
  • финансирования отдельных мероприятий по здравоохранению, взаимно согласованных органами управления здравоохранения и территориальными фондами ОМС. Финансирование страховых медицинских организаций осуществляется ТФОМС по дифференцированным среднедушевым нормативам, рассчитываемым в соответствии с порядком определения среднедушевых нормативов финансирования территориальной программы, а финансирование медицинских учреждений — по финансовым нормативам.

Наряду с государственными социальными внебюджетными фондами в 1992-1994 гг. были созданы десятки федеральных (отраслевых, межотраслевых, ведомственных и т. д.) и сотни территориальных внебюджетных фондов. Постепенно внебюджетные фонды себя полностью исчерпали, и с 1995 г. началось их преобразование в целевые бюджетные фонды. В результате в 1999-2000 гг. федеральный бюджет содержал девять целевых фондов, а на 2005 г. они вообще не предусматривались.

Внебюджетные фонды территорий также преобразованы в целевые бюджетные фонды, большинство из которых впоследствии было упразднено.

Выводы

Таким образом, в теме раскрыта сущность и назначение внебюджетных фондов, определено, что внебюджетные фонды — это дополнительные фонды, создаваемые в дополнение к обязательным бюджетным фондам, формируемым государством и его субъектами. Раскрыто значение государственных внебюджетных фондов, как совокупности самостоятельных финансово-кредитных учреждений, учредителями и собственниками которых являются органы государственной власти РФ. Кроме того, рассмотрены основные функции, выполняемые внебюджетными фондами: распределительная и контрольная.

Рассмотрено социальное страхование, осуществляемое государством посредством создания таких внебюджетных фондов, как:

  • Пенсионный фонд РФ (ПФРФ);
  • Фонд социального страхования РФ (ФСС);
  • федеральный и территориальные фонды обязательного медицинского страхования РФ (ФФОМС и ТФОМС).

Вопросы для самопроверки

  1. Каковы причины образования внебюджетных фондов?
  2. Какие фонды входят в состав внебюджетных фондов?
  3. Дайте характеристику государственных внебюджетных фондов как финансовой категории.
  4. Какие функции выполняют государственные внебюджетные фонды?
  5. Что означает социальное страхование?
  6. В чем заключается особенность формирования Пенсионного фонда РФ?
  7. Каковы основные задачи, решаемые Пенсионным фондом РФ?
  8. Что служит источниками формирования Пенсионного фонда РФ?
  9. На какие цели расходуются средства Пенсионного фонда РФ?
  10. Каковы особенности формирования Фонда социального страхования РФ и его основные задачи?
  11. За счет каких источников формируется Фонд социального страхования?
  12. На какие цели расходуются средства Фонда социального страхования?
  13. В чем заключается необходимость формирования федеральных и территориальных фондов обязательного медицинского страхования?
  14. За счет каких источников образуются средства ФОМС?
  15. В чем заключаются основные функции и задачи ФФОМС и ТФОМС?

Библиография

  1. Нешитой А.С. Финансы и кредит: Учебник. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К о », 2006. — 572 с.
  2. Финансы: Учебник. — 2-е изд., перераб. и доп. / С.А. Белозеров, С.Г. Горбушина и др.; под ред. В.В. Ковалева. — М.: ТК Велби, изд-во Проспект, 2004. — 512 с.
  3. Финансы: Учебник / Под ред. А.Г. Грязновой, Е.В. Миркиной. — М.: Финансы и статиcтика, 2005.
  4. Финансово-кредитный энциклопедический словарь / Под общ. ред. А.Г. Грязновой, Е.В. Миркиной. — Финансы и статистика, 2005.
  5. Финансы и кредит: Учебник / М.Л. Дьяконова, Т.М. Ковалева, Т.Н. Кузьменко и др.; под ред. проф. Т.М. Ковалевой. — 2-е изд. перераб. и доп. М.: КНОРУС, 2006. — 376 с.
  6. Фетисов В.Д., Фетисова Т.В. Финансы и кредит. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2006. — 399 с.
  7. Финансы и кредит: Учебник / Под ред. проф. М.В. Романовского, проф. Г.Н. Белоглазовой. — М.: Высшее образование, 2006. — 575 с.

Версия для печати

Хрестоматия

Название работы Аннотация

Общее понятие внебюджетных фондов: особенности их формиро­вания и использования. В современном мире образование различных притом весьма значительных по объему внебюджетных фондов стало обычной практикой. Огромные объемы аккумулируемых во внебюд­жетных фондах средств являются, по существу, вторым бюджетом цен­тральных правительств, а значит, расширяют и финансовые ресурсы, и возможности целенаправленного регулирования социально-экономи­ческих процессов. Принято считать, что первые государственные вне­бюджетные фонды появились в конце 20-х - начале 30-х гг. XX в. Одна­ко правильнее было бы говорить о том, что с этого времени они стали формироваться на более регулярной основе и в значительно больших объемах. После Второй мировой войны внебюджетные фонды стали создаваться особенно активно, первоначально в развитых странах За­падной Европы.

Появление государственных внебюджетных фондов (в виде различ­ных специальных фондов, специальных счетов и т. д.) было вызвано не­обходимостью решения на том или ином этапе возникающих острых со­циально-экономических проблем, решение которых по разным причинам оказывалось невозможным за счет бюджетных ресурсов. К тому же в от­личие от бюджетных фондов, предназначенных для удовлетворения ог­ромного круга общественных потребностей, внебюджетные фонды изна­чально создавались для решения относительно узких конкретных задач, что объективно требовало формирования особых финансовых механиз­мов привлечения и использования средств. Со стороны общественности практика формирования государством внебюджетных фондов не пользу­ется широкой поддержкой, тем не менее она сохраняется. Разнообразие целей и задач, для решения которых создаются государственные внебюд­жетные фонды, не позволяет провести их четкую классификацию, по­этому все существующие фонды можно условно разделить на два основ­ных типа: экономические и социальные.

О специфике государственных внебюджетных фондов свидетельст­вует само их название. Независимо от цели и способа формирования го­сударственный внебюджетный фонд - это фонд, созданный государст­вом, отделенный от бюджета. Государственные внебюджетные фонды можно рассматривать с двух точек зрения: материальной и институцио­нальной. Существенное значение имеют обозначенные в названии осо-


10.1. Сущность и назначение государственных внебюджетных фондов 353

Бенности фонда: государственный внебюджетный фонд - это, с одной стороны, фонд денежных средств, созданный государством отдельно от бюдж ета для финансового обеспечения выполнения определенных задач, а с ДРУ ГОИ стороны, организация, осуществляющая управление этим де­нежным фондом.

Государственные внебюджетные фонды представляют собой элемент системы государственных финансов, теснейшим образом связанный с бюджетной системой страны. Прежде всего их объединяет единый ис­точник финансовых ресурсов - национальный доход. Государство ак­кумулирует часть национального дохода и осуществляет перераспреде­ление сформированных финансовых ресурсов между отраслями и сек­торами экономики, а также между отдельными слоями и группами населения.

Единство бюджетных и внебюджетных фондов проявляется как в методах их формирования (те и другие в подавляющей своей части формируются в обязательном, принудительном порядке; те и другие имеют условно возвратный характер), так и в их функциональном на­значении (аккумулируемые средства направляются на финансирование общественных потребностей).

Государственные внебюджетные фонды определены в Бюджетном кодексе РФ как элемент бюджетной системы, поэтому их связь с бюдже­том в российской практике проявляется особенно отчетливо.

Внебюджетные фонды могут создаваться федеральным и региональ­ными органами государственной власти и органами местного самоуправ­ления. Средства в эти фонды могут поступать как в обязательном поряд­ке, так и на добровольной основе. Расходование средств фондов осущест­вляется по строго целевому назначению - на государственное социальное страхование и социальное обеспечение, финансирование от­раслей экономики, НИОКР, на развитие социальной и производствен­ной инфраструктуры отдельных территорий и т.д. Территориальные внебюджетные фонды являются составной частью системы территори­альных финансов. Существуют следующие основные источники финан­совых ресурсов государственных внебюджетных фондов:

Специальные (целевые) налоги и сборы;

Отчисления от прибыли (дохода) предприятий и организаций;

Прибыль от коммерческой деятельности самого внебюджетного
Фонда;

Заемные средства.

Специальные налоги (сборы) устанавливаются налоговым законо­дательством. Бюджетные средства поступают в форме субсидий или ус­ыновленных законом отчислений от налоговых доходов бюджета. Воз- Ни кающее в том или ином периоде положительное сальдо (профицит)


354* Глава 10. Государственные социальные внебюджетные фонды

Внебюджетных фондов может быть использовано для приобретения ценных бумаг и получения доходов в форме дивидендов или процентов однако условия использования средств, как правило, строго регламен­тируются.

Становление и развитие внебюджетных фондов в Российской | дерации в процессе рыночной трансформации. В России формироЕ государственных внебюджетных фондов наиболее активно происходило в 1990-х гг. В соответствии с Законом РСФСР от 10 октября 1991: № 1734-1 «Об основах бюджетного устройства и бюджетного планирова­ния в РСФСР» органы государственной власти и местного самоуправле ния имели право создавать внебюджетные фонды, имеющие статус само стоятельных юридических лиц, независимых от бюджетов соответств} щих органов власти.

Наиболее значимую роль сыграли такие экономические государст­венные внебюджетные фонды, как Федеральный и территориальные до рожные фонды; Фонд воспроизводства минерально-сырьевой базы PC Федеральный экологический фонд РФ, а также внебюджетные межот­раслевые и отраслевые фонды: Федеральный фонд поддержки малог предпринимательства; Фонд содействия научно-техническому прог­рессу и др.

Первыми социальными фондами стали:

Пенсионный фонд Российской Федерации;

Фонд социального страхования Российской Федерации;

Федеральный фонд обязательного медицинского страхова
Российской Федерации;

Государственный фонд занятости населения Российской Федер
ции.

В процессе функционирования государственных внебюджетнь фондов, как экономических, так и социальных, наряду с положителыа ми сторонами выявились и крайне отрицательные, обусловленные дво* ственным правовым статусом фондов, функционирующих как властнь структуры при формировании доходов и распределяющих, в том числе на договорной основе, поступившие средства. Такая ситуация создавала ус ловия для злоупотреблений, которые и проявились на практике. Это ста­ло одной из причин переориентации курса на ограничение внебюдже ных фондов и их консолидацию (объединение) в бюджетной системе.

Правовую основу деятельности государственных внебюджетнь фондов РФ составляют:

Конституция РФ - выступает главным источником права по все» отраслям общественной жизни. Применительно к государственным вне бюджетным фондам ее роль состоит в реализации принципов социально го государства, закрепленных в этом документе;


10.1. Сущность и назначение государственных внебюджетных фондов 355

Налоговый кодекс РФ - в части, посвященной единому социальному налогу (ЕСН), законодательно закрепляет один из источников поступле­ния средств в государственные внебюджетные фонды;

Бюджетный кодекс - определяет основы функционирования госу­дарственных внебюджетных фондов как элементов бюджетной систе­мы РФ;

нормативно-правовые акты, касающиеся деятельности отдельных фондов, - необходимы для решения организационных вопросов, связан­ных с деятельностью конкретного фонда, т. е. отражают специфику дея­тельности каждого фонда. К ним относятся Указы Президента РФ, по­становления и распоряжения Правительства РФ.

Указы Президента при необходимости конкретизируют и дополняют действующие законодательные акты, используются как механизм опера­тивного решения отдельных вопросов социальной политики. Норматив­ные акты правительства играют важную роль в обеспечении социальных прав граждан, поскольку оно непосредственно ответственно за реализа­цию единой государственной политики в области социального обеспече­ния.

В Бюджетном кодексе государственные внебюджетные фонды оп­ределены как участники бюджетного процесса, т. е. процесса по со­ставлению, рассмотрению, утверждению, исполнению и контролю за исполнением бюджетов. Бюджетный кодекс определяет основные по­ложения, регулирующие деятельность государственного внебюджетного фонда.

В соответствии со ст. 13 Бюджетного кодекса государственный вне­бюджетный фонд - это фонд денежных средств, образуемый вне феде­рального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации и пред­назначенный для реализации конституционных прав граждан на пенсион­ное обеспечение, социальное страхование, социальное обеспечение в случае безработицы, охрану здоровья и медицинскую помощь. Расходы и доходы государственного внебюджетного фонда формируются в порядке, уста­новленном федеральным законом, либо в ином порядке, предусмотренном Указанным кодексом.

Установлено также, что вне федерального бюджета образуются госу­дарственные фонды денежных средств, управляемые органами государ­ственной власти Российской Федерации и предназначенные для реали­зации конституционных прав граждан на:

Социальное обеспечение по возрасту;

Социальное обеспечение по болезни, инвалидности, в случае поте­
ри кормильца, рождения и воспитания детей и в других случаях, преду­
смотренных законодательством Российской Федерации о социальном
обеспечении;


356 Глава 10. Государственные социальные внебюджетные фонды

Социальное обеспечение в случае безработицы;

Охрану здоровья и получение бесплатной медицинской помощи.

Правовой статус, порядок создания, деятельности и ликвидации го­сударственных внебюджетных фондов определяются федеральным зако­ном в соответствии с Бюджетным кодексом.

Средства государственных внебюджетных фондов находятся в феде­ральной собственности. Средства государственных внебюджетных фон­дов не входят в состав бюджетов всех уровней бюджетной системы и изъ­ятию не подлежат.

Государственными внебюджетными фондами РФ являются (ст. 144 Бюджетного кодекса):

Пенсионный фонд Российской Федерации;

Фонд социального страхования Российской Федерации;

Федеральный фонд обязательного медицинского страхования;

Государственный фонд занятости населения Российской Федерации.

Проекты бюджетов государственных внебюджетных фондов состав­ляются органами управления указанных фондов и направляются органа­ми исполнительной власти на рассмотрение законодательных (предста­вительных) органов в составе документов и материалов, представляемых одновременно с проектами соответствующих бюджетов на очередной финансовый год.

Бюджеты государственных внебюджетных фондов Российской Фе­дерации рассматриваются и утверждаются Федеральным Собранием" в форме федеральных законов одновременно с принятием федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год.

Проекты бюджетов территориальных государственных внебюджет­ных фондов представляются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации на рассмотрение законодательных (представи­тельных) органов субъектов Российской Федерации одновременно с проектами законов субъектов Российской Федерации о бюджете на оче- | редной финансовый год и утверждаются одновременно с принятием за­конов субъектов Российской Федерации о бюджете на очередной финан­совый год.

Доходы государственных внебюджетных фондов формируются за счет:

Обязательных платежей, установленных законодательством Рос­
сийской Федерации;

Добровольных взносов физических и юридических лиц;

Других доходов, предусмотренных законодательством Россий­
ской Федерации.

Расходование средств государственных внебюджетных фондов осу­ществляется исключительно на цели, определенные законодательством


10.1. Сущность и назначение государственных внебюджетных фондов 357

Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, регламенти­рующим их деятельность, в соответствии с бюджетами указанных фон­дов, утвержденными федеральными законами, законами субъектов Рос­сийской Федерации.

Исполнение бюджетов государственных внебюджетных фондов осу­ществляется Федеральным казначейством.

Отчет об исполнении бюджета государственного внебюджетного фонда составляется органом управления фонда и представляется Прави­тельством Российской Федерации на рассмотрение и утверждение Феде­ральному Собранию в форме федерального закона.

Отчет об исполнении бюджета территориального государственного внебюджетного фонда составляется органом управления фонда и пред­ставляется органом исполнительной власти субъекта Российской Феде­рации на рассмотрение и утверждение законодательному (представи­тельному) органу субъекта Российской Федерации в форме закона субъ­екта Российской Федерации.

Контроль за исполнением бюджетов государственных внебюджет­ных фондов осуществляется органами, обеспечивающими контроль за исполнением бюджетов соответствующего уровня бюджетной системы Российской Федерации, в порядке, установленном Бюджетным кодек­сом для соответствующих бюджетов.

Порядок и сроки представления отчетности государственных вне­бюджетных фондов, в том числе публикуемой, определяются в соответст­вии с указанным кодексом для соответствующих бюджетов.

Пятнадцатилетний период функционирования государственных со­циальных внебюджетных фондов показал, что в последние годы стали от­четливо проявляться негативные тенденции, подрывающие устойчи­вость финансовой базы государственных социальных внебюджетных фондов.

Несмотря на номинальный рост доходов фондов, реальная ситуация в сфере формирования финансовой базы ухудшается. Прежде всего это связано со снижением ставок единого социального налога (ЕСН). В мате­риалах Аналитического вестника Совета Федерации в этой связи обра­щается внимание на обострение проблемы финансового обеспечения го­сударственных внебюджетных фондов.

По имеющимся расчетам, снижение максимальной ставки ЕСН с 35,6 Д° 26% от размера выплат в пользу работника приведет в 2005 г. к выпа­дающим доходам бюджетов государственных внебюджетных фондов на сумму почти 317 млрд руб.

Часть выпадающих доходов будет возмещена из средств Стабилиза­ционного фонда, однако эта мера касается только Пенсионного фонда России и пока только в 2005 г. Остается нерешенным вопрос возмещения


358* Глава 10. Государственные социальные внебюджетные фонды

Выпадающих доходов для фондов обязательного медицинского страхова­ния и Фонда социального страхования.

В 2005 г. в Федеральный фонд обязательного медицинского страхова­ния направляются средства федерального бюджета в объеме 3 млрд руб. н а обязательное медицинское страхование детей и 9 млрд руб. из Пенсионного фонда Российской Федерации на обязательное медицинское страхование неработающих пенсионеров; Пенсионный фонд Российской Федерации по­лучает трансферт из федерального бюджета в объеме 74,7 млрд руб. на фи­нансирование базовой части трудовой пенсии.

Принятое решение о повышении базовой части пенсии до 900 ру&. увеличивает еще на 100 млрд руб. дефицит собственных доходов Пеней-; онного фонда Российской Федерации на финансирование базовой части трудовой пенсии. Кроме того, существует дефицит на финансирование страховой части трудовой пенсии в объеме 82 млрд руб., который в 2005 г. покрывается за счет имевшегося остатка средств фонда (не связанного с формированием накопительной части пенсии), которые к началу 2006 г. будут практически израсходованы.

Дефицит бюджета Фонда социального страхования Российской Феде-* рации покрывается в 2005 г. (как и в 2003-2004 гг.) за счет изменения по­рядка финансирования страхового возмещения, а также отказа от частич­ного финансирования содержания детско-юношеских спортивных школ 1 .

Преодоление этих тенденций требует, очевидно, разработки ком­плекса мер, обеспечивающих устойчивое функционирование и развитие государственных социальных внебюджетных фондов как в краткосроч­ной, так и долгосрочной перспективе.

В результате изучения материала гл. 6 обучающийся должен: о знать : социально-экономическую роль внебюджетных фондов, источники формирования доходов внебюджетных фондов, направления использования средств фондов; о понимать : особенности влияния выплат из фондов на уровень и качество жизни определенных категорий граждан; взаимосвязь законодательных изменений в области внебюджетных фондов с целями и задачами социально-экономического развития страны; перспективы фондов;

о уметь", анализировать динамику доходной и расходной частей фондов, определять причины изменений в бюджетных статьях фондов и влияние этих изменений на реализацию конституционно закрепленных прав граждан.

Классификация внебюджетных фондов и их роль в решении социальных вопросов

Внебюджетные фонды - одно из звеньев бюджетной системы государства. С их помощью осуществляются перераспределение национального дохода в интересах органов государственной власти и реализация конституционных прав граждан. Специфика внебюджетных социальных фондов состоит в четком закреплении за ними доходных источников и строго целевом использовании их средств.

Термином «внебюджетные фонды» именуются фонды денежных средств, образуемых вне какого-либо бюджета, за его пределами. Общественное значение имеют государственные внебюджетные фонды - фонды денежных средств, образуемые вне бюджета государства. Во многих странах такие фонды появились исторически раньше, чем возник единый бюджет государства, и всегда носили целевой характер: за счет средств таких специальных фондов правительства осуществляли финансирование операций временного характера, отдельных мероприятий и программ чрезвычайных ситуаций, непредвиденных расходов. Для образования доходов специальных внебюджетных фондов использовались специальные доходные источники, открывались отдельные специальные счета в банках.

С появлением бюджета роль внебюджетных фондов не уменьшилась, а, напротив, увеличилась, так как для правительств многих стран наличие внебюджетных фондов означает не просто возможность оперативного покрытия дефицита бюджета, кассовых разрывов, чрезвычайных и непредвиденных расходов, но и, как правило, неконтролируемое общественностью расходование средств по своему усмотрению.

Трансформация общественно-экономической системы России в начале 1990-х гг. создала для населения страны радикально новую ситуацию, характеризовавшуюся непривычно высоким уровнем социальных рисков. Реформирование экономики и социальной сферы, неблагоприятная демографическая ситуация совпали по времени с обострением конкуренции на мировых рынках финансов и рабочей силы, с развитием глобализации мировой экономики, что в итоге усилило неблагоприятные последствия для населения страны и привело к масштабной безработице, снижению расходов на оплату труда и социальное обеспечение, медицину, образование и культуру.

С утверждением многообразия форм собственности резко сократились сфера государственного социального обеспечения и ее возможности. В связи с этим с начала 1990-х гг. на повестке дня государственной социальной политики особое место заняла стратегическая задача модернизации системы социальной защиты, адаптации ее к требованиям рыночной экономики, формирования экономических, организационных и правовых механизмов социального страхования.

Решая эту задачу, законодательные и исполнительные органы страны разработали законодательную базу социального страхования, регламентирующую деятельность основных субъектов правоотношений в данной сфере, создали государственные социальные внебюджетные фонды - Пенсионный фонд России (ПФР), фонды обязательного медицинского страхования (федеральный и региональные) (ФОМС), Фонд социального страхования Российской Федерации (ФСС).

Социальная защита населения включает в себя: социальное обеспечение, социальную помощь, социальные гарантии, социальное страхование.

В соответствии с Б К РФ государственные внебюджетные фонды предназначены для реализации конституционных прав граждан:

О на социальное обеспечение по возрасту;

О социальное обеспечение по болезни, инвалидности, в случае потери кормильца, рождения и воспитания детей и других случаях, предусмотренных законодательством РФ о социальном обеспечении;

О охрану здоровья и получение бесплатной медицинской помощи.

Разработанные финансовые инструменты и механизмы социальной защиты позволили в условиях масштабных изменений экономической и социальной сфер страны 1990-х гг. предотвратить крайние формы нищеты и бедности населения, сохранить хоть какое-то обеспечение пенсионеров, привлечь финансовые ресурсы для медицинской помощи.

В Российской Федерации первые внебюджетные фонды стали создаваться в период перехода страны к новым экономическим отношениям на основе Закона РСФСР от 10.10.1991 № 1734-1 «Об основах бюджетного устройства и бюджетного процесса в РСФСР». В дальнейшем процесс их создания и функционирования регламентировался законами РФ:

  • 0 О местном самоуправлении в РСФСР (от 06.06.1991);
  • 0 Об основах бюджетных прав и прав по формированию и использованию внебюджетных фондов представительных и исполнительных органов государственной власти, республик в составе Российской Федерации, автономной области, автономных округов, краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга, органов МСУ (от 15.08.1993);
  • 0 Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации (от 12.08.1995);
  • 0 О финансовых основах местного самоуправления в РФ (от 23.09.1997);
  • 0 законодательными актами, на основе которых были созданы отдельные внебюджетные фонды;

О законодательными актами современного периода, обеспечившими новую роль и влияние на социальную защиту определенных категорий граждан страны.

Классификация внебюджетных фондов по разным критериям представлена на рис. 6.1.

Р и с. 6.1. Классификация внебюджетных фондов

Внебюджетные фонды характеризуются рядом особенностей: О имеют строго целевую направленность;

О имеют право на финансовую помощь из федерального бюджета при определенных условиях;

О денежные средства фондов предназначены для финансирования расходов, не включенных в бюджет;

О взносы в фонды и взаимоотношения, возникающие при их уплате, обязательны, хотя и не определены Налоговым кодексом РФ;

О денежные ресурсы фондов находятся в собственности государства, не входят в состав бюджетов различных уровней, не подлежат изъятию на какие-либо цели, прямо не предусмотренные законом;

О расходование средств фонда осуществляется на основании законов, принятых на федеральном и региональном уровнях.

Через внебюджетные фонды идут большие суммы финансовых средств, особенно через пенсионный фонд. На рис. 6.2 представлены данные за 2011 г.


Социальные внебюджетные фонды стали создаваться после при­нятия Закона РСФСР от 10 октября 1991 г. № 1734-1 «Об основах бюджетного устройства и бюджетного процесса в РСФСР» 1 . В число государственных социальных внебюджетных фондов Российской Федерации в настоящее время входят Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ, Федеральный и территориальные фонды обязательного медицинского страхования РФ. Эти фонды аккумулируют средства для реализации важнейших социальных гарантий: государственного пенсионного обеспечения, оказания бесплатной медицинской помощи, поддержки в случае потери трудоспособности, во время отпуска по беременности и родам, санаторно-курортного обслуживания и т.д. Спецификой внебюджетных фондов является четкое закрепление за ними доходных источников и, как правило, строго целевое использование средств.

Социальные внебюджетные фонды являются самостоятельными финансово-кредитными учреждениями. Однако эта самостоятельность существенно отличается от экономической и финансовой самостоя­тельности государственных, акционерных, кооперативных, частных предприятий и организаций. Внебюджетные социальные фонды орга­низуют процессы использования своих средств в размерах и на цели, регламентированные государством. Государство определяет уровень страховых платежей, принимает решение об изменениях структуры и уровня денежных социальных выплат.

Средства социальных внебюджетных фондов в настоящее время формируются за счет сумм единого социального налога (взноса), включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг). Серьезную проблему для страны представляют масштабы уклонения от уплаты этих платежей. Задолженность плательщиков страховых взносов во внебюджетные фонды имеет хронический характер. Систематическое нарушение финансовой дисциплины при уплате страховых взносов ведет к увеличению числа территорий, нуждающихся в дотациях. Уголовный кодекс РФ (ст. 199) за уклонение от уплаты налогов или страховых взносов в государственные внебюджетные фонды предусматривает наказание в виде лишения свободы на срок до семи лет.

Неблагоприятная ситуация в государственных внебюджетных социальных фондах была также обусловлена отсутствием прозрачности и серьезного контроля за поступлением и использованием их средств.

Единый социальный налог (ЕСН) введен в действие с 1 января 2001 г. в соответствии с гл. 24 ч. 2 Налогового кодекса РФ. Налогоплательщиками ЕСН признаются:

¨ работодатели, производящие выплаты наемным работникам, в ; том числе: организации; индивидуальные предприниматели; родовые, семейные общины малочисленных народов Севера, занимающиеся; традиционными отраслями хозяйствования; крестьянские (фермерские) хозяйства; физические лица;

¨ индивидуальные предприниматели, родовые, семейные общины малочисленных народов Севера, занимающиеся традиционными отраслями хозяйствования, главы крестьянских (фермерских) хозяйств, адвокаты.

Налогоплательщики, переведенные на уплату единого налога на вмененный доход для определенных видов деятельности (согласно Федеральному закону от 31 июля 1998 г, № 148-ФЗ «О едином налоге на вмененный доход для определенных видов деятельности»), не яв­ляются плательщиками ЕСН в части доходов, полученных от осуществления этих видов деятельности.

Объекты налогообложения ЕСН: .

¨ выплаты и иные вознаграждения, начисляемые работодателями в пользу работников по всем основаниям, в том числе вознаграждения по договорам гражданско-правового характера о выполнении работ (оказании услуг), а также по авторским и лицензионным договорам;

¨ выплаты в виде материальной помощи и иные безвозмездные выплаты в пользу физических лиц, не связанных с налогоплательщи­ком трудовым договором либо договором гражданско-правового характера, предметом которого является выполнение работ (оказание услуг), либо авторским или лицензионным договором.

Объектом налогообложения являются также выплаты в натуральной форме, производимые сельскохозяйственной продукцией и (или) товарами для детей, которые признаются объектом налогообложения в части сумм, превышающих 1 тыс. руб. в расчете на одного работника за календарный месяц.

Для индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения, объект налогообложения - доход, определяемый исходя из стоимости патента.

Налоговые льготы, предоставляемые по уплате ЕСН, носят ярко выраженный социальный характер. Так, освобождены от уплаты ЕСН организации любых организационно-правовых форм с сумм выплат и иных вознаграждений, не превышающих в течение налогового периода 100 тыс. руб. на каждого работника, являющегося инвалидом I, II ей III группы (независимо от вида получаемой пенсии); общественные организации инвалидов; организации, уставный капитал которых полностью состоит из вкладов общественных организаций инвалидов, в которых среднесписочная численность инвалидов составляет не менее 50%; учреждения, созданные для достижения образовательных, культурных, лечебно-оздоровительных, физкультурно-спортивных, научных, информационных и иных социальных целей, а также для Оказания правовой и иной помощи инвалидам, детям-инвалидам и их родителям, единственными собственниками имущества которых являются указанные общественные организации инвалидов.

Налоговый период по ЕСН - календарный год. Порядок уплаты 1"ЕСН, предусматривающий авансовые платежи, потребовал введения отчетного периода, равного одному месяцу. Применительно к этому, периоду производится исчисление налоговой базы и авансовых платежей по ЕСН. Авансовые платежи уплачивают ежемесячно одновре­менно с получением в банке; средств на оплату труда за истекший месяц. Срок их перечисления устанавливается не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным.

Исчисляется и уплачивается сумма ЕСН налогоплательщиками отдельно по каждому внебюджетному фонду и определяется как соответствующая процентная доля налоговой базы. Расчет ЕСН в целом по внебюджетным фондам невозможен в связи с особенностями и це­лями исчисления платежей, присущими каждому фонду. ЕСН начис­ляется по соответствующим ставкам в различные внебюджетные фонды в зависимости от величины выплаченных доходов и от вида налогоплательщика. Установлены четыре шкалы ставок ЕСН, построенных по принципу регрессивного исчисления и уплаты налога: чем выше сумма налогооблагаемого дохода, тем ниже ставка и соответственно сумма налога.

Работодатели, производящие выплаты наемным работникам (организации, индивидуальные предприниматели, физические лица), применяют базовую ставку 35,6% при налоговой базе на каждого отдельного работника до 100 тыс. руб. нарастающим итогом с начала года. Для организаций-работодателей, занятых в производстве сельскохозяйственной продукции, а также для родовых, семейных общин малочисленных народов Севера, занятых традиционными отраслями хозяйствования, и крестьянских (фермерских) хозяйств применяется разовая ставка 26,1%. Индивидуальные предприниматели, родовые, семейные общины малочисленных народов Севера, занимающиеся традиционными отраслями хозяйствования, главы крестьянских (фермерских) хозяйств применяют базовую ставку 22,8% при налоговой базе до 100 тыс. руб. нарастающим итогом с начала года. Для адвокатов установлена базовая ставка 17,6% при налоговой базе до 300 тыс. руб. нарастающим итогом с начала года.

Налогоплательщики обязаны вести учет сумм начисленных вып­лат и иных вознаграждений, а также сумм налога, относящегося к ним, по каждому физическому лицу, в пользу которого осуществлялись выплаты, нарастающим итогом. Сумма ЕСН и авансовых платежей по нему исчисляется и уплачивается налогоплательщиками отдельными платежными поручениями в Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ, Федеральный и территориальные фонды обязательного медицинского страхования РФ.

Пенсионный фонд Российской Федерации (ПФР) - крупнейший из внебюджетных социальных фондов. Он образован 27 декабря 1991 г. :№. 2122-1 Постановлением Верховного Совета РФ. Сегодня бюджет,;.ПФР - второй по величине после федерального.

Основной источник доходов ПФР - страховые взносы работодателей и работающих. Работодатели ежемесячно уплачивают страховые взносы одновременно с получением в банках и иных кредитных.организациях средств на выплаты работникам за истекший месяц. Этот срок устанавливается не позднее 15-го числа месяца, за который исчислены страховые взносы. В таком же порядке работодатели начисляют и уплачивают обязательные страховые взносы с работников, включая работающих, пенсионеров. Страховые взносы в ПФР начис­ляются на все виды заработка (дохода) в денежной или натуральной форме независимо от источника их финансирования, в том числе штатных, нештатных, сезонных и временных работников, а также работающих по совместительству или выполняющих разовые, случайные и кратковременные работы. Перечень выплат, на которые не начисляются страховые взносы в ПФР, утверждает Правительство РФ.

Основными задачами ПФР как самостоятельного финансово-кредитного учреждения являются аккумуляция страховых взносов и расходование средств Фонда в соответствии с действующим законодательством.

Установлены следующие базовые ставки в части, подлежащей зачислению в Пенсионный фонд РФ, при исчислении и уплате ЕСН:

28% для налогоплательщиков-работодателей (организации, индивидуальные предприниматели, физические лица);

20,6% для налогоплательщиков-работодателей, занятых в производстве сельскохозяйственной продукции, родовых, семейных общин малочисленных народов Севера, занимающихся традиционными отраслями хозяйствования, крестьянских (фермерских) хозяйств;

19,2% для налогоплательщиков – не работодателей;

14% для адвокатов.

В доходы бюджета ПФР кроме обязательных взносов поступают также: средства федерального бюджета; средства Фонда социального страхования РФ; доходы от обслуживания счетов ПФР банками; пени и финансовые санкции; добровольные взносы юридических и физических лиц.

Средства ПФР направляются на выплату государственных пенсий (по возрасту, за выслугу лет, при потере кормильца); пенсий по инвалидности, военнослужащим; компенсации пенсионерам; материальной помощи престарелым и инвалидам; пособий на детей в возрасте от полутора до шести лет; одиноким матерям; на детей, инфицирован­ных вирусом иммунодефицита человека; пострадавшим от аварии на Чернобыльской АЭС. За счет средств ПФР финансируются различ­ные программы по социальной поддержке инвалидов, пенсионеров, детей, осуществляются единовременные денежные выплаты.

Выплаты государственных пенсий и пособий занимают наибольший удельный вес в расходах ПФР. Наряду с ними осуществляются целевые выплаты государственных пенсий и пособий на возвратной основе из федерального бюджета - беспроцентного кредита Центрального банка РФ. К ним относятся пенсии и пособия военнослужащим и приравненным к ним по пенсионному обеспечению гражданам, их семьям; социальные пенсии; выплаты социальных пособий на погребение; расходы на предоставление льгот по пенсионному обеспечению граждан, пострадавших вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС; расходы на повышение пенсий участникам Великой Отечественной войны и вдовам военнослужащих; расходы на выплаты государственных пенсий гражданам, выехавшим на постоянное место жительства за границу; расходы на доставку и пересылку указанных видов государственных пенсий.

Программа пенсионной реформы РФ, утвержденная в мае 1998 г., в долгосрочной перспективе предусматривает переход от действующей распределительной к смешанной системе пенсионного обеспечения, поскольку уже к 2006 г. количество работающих в России будет меньше числа пенсионеров, что создаст непосильные требования к пенсионным отчислениям.первых. По расчетам Министерства экономического раз­вития и торговли РФ, к 2010 г. работник будет отдавать в накопительную систему 8-9% заработной платы, при этом старая система будет играть роль страховки. На накопительную систему предполагается переводить работников 1950-1955 гг. рождения и моложе, т.е. тех, кто будет выходить на пенсию не ранее 2010 г. Для нынешних пенсионеров и лиц, которые достигнут пенсионного возраста до 2010 г., предполага­ется сохранить распределительный метод, в рамках которого будет про­водиться постоянная индексация пенсий. По расчетам ПФР, к 2010 г. средний размер пенсии составит 2608 руб.

Переходу к накопительной системе пенсионного обеспечения должна способствовать реализация Федерального закона от 1 апреля 1996 г. № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в сис­теме государственного пенсионного страхования». С 1 января 2002 г. пенсионные отчисления будут поступать или на индивидуальный счет в Центральном банке РФ, или на счета ПФР а Федеральном казначействе. Чрезвычайно важным является вопрос о способах инвестирования накопленных средств. По расчетам ПФР, чистый доход без учета инфляционной составляющей, получаемый от инвестирования средств накопительной пенсионной системы, будет составлять от 1 до 8% в год. Для этого будут использоваться либо выпуск специальных ценных бумаг с гарантированной доходностью и гарантиями государства, либо вложения в промышленность.

Концепция реформы системы пенсионного обеспечения в России предусматривала создание трехуровневой системы пенсионного обес­печения: базовая (социальная) государственная пенсия, трудовая государственная пенсия и негосударственная пенсия. Однако до сих пор основная тяжесть всех выплат лежит на государственном Пенсионном фонде, не способном, в одиночку решить все проблемы обеспечения достойной старости россиян. Негосударственные пенсионные фонды (НПФ) и страховые компании, которые должны были стать реальными союзниками государственного фонда, пока еще серьезного вклада решение этой проблемы не внесли.

Фонд социального страхования Российской Федерации (ФСС) п ризван способствовать материальному обеспечению лиц, по ряду причин не участвующих в трудовом процессе. Он действует в соответствии с Указом Президента от 7 августа 1992 г. № 822 и Положением о Фон­де социального страхования, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 12 февраля 1994 г. № 101. ФСС управляет средствами государственного социального страхования РФ. Денежные средства ФСС являются государственной собственностью, не" входят в состав бюджетов соответствующих уровней, других фондов и изъятию не подлежат. Бюджет ФСС и отчет о его исполнении утверждаются Правительством РФ, а бюджеты региональных и центральных отраслевых отделений ФСС, отчеты об их исполнении после рассмотрения правлением ФСС утверждаются председателем ФСС.

Основными задачами ФСС являются: обеспечение гарантированных государством пособий по временной нетрудоспособности, беременности и родам, при рождении и усыновлении ребенка, на погребение, санаторно-курортное лечение и оздоровление работников и членов их семей, а также осуществление иных расходов, предусмотренных бюджетом Фонда на соответствующий год, в порядке, определяемом нормативными правовыми актами. Механизм формирования и использо­вания преобладающей части средств Фонда позволяет около 70% оставлять в распоряжении плательщиков.

После введения ЕСН процентная доля налоговой базы, подлежащая Зачислению в ФСС, претерпела изменения: для налогоплательщиков-работодателей, занятых в производстве сельскохозяйственной продукции, а также для родовых, семейных общин малочисленных народов Севера, занятых традиционными отраслями хозяйствования, и крестьянских (фермерских) хозяйств применяется базовая ставка 2,9%. Для всех остальных налогоплтелыциков-работодателей используется ставка 4% (ранее тариф страховых взносов для всех плательщиков состав­лял 5,4%).

Налогоплательщики-неработодатели не уплачивают ЕСН в части суммы, зачисляемой в ФСС. Такое освобождение не рассматривается как налоговая льгота, так как фактически сохранена действовавшая в период уплаты страховых взносов норма, согласно которой индивидуальные, предприниматели регистрировались в качестве страхователей и уплачивали страховые взносы в ФСС в добровольном порядке. Произведенные налогоплательщиком расходы на цели государственного социального страхования уменьшают сумму, уплачиваемую в составе ЕСН В ФСС.

Сумма налогов (взносов), зачисляемая в государственный внебюджетный ФСС, определяется на основании актуарных расчетов по каждому виду социального риска в соответствии с законодательством РФ об обязательном социальном страховании. При этом общая нагрузка на фонд заработной платы не может увеличивать предельную ставку консолидированного тарифа, установленного законодательством.

Постановлением Правительства РФ от 19 марта 2001 г. № 201 утверждены перечни медицинских услуг и дорогостоящих видов лечения в медицинских учреждениях РФ и лекарственных средств, сумма оплаты которых за счет собственных средств налогоплательщика учитывается при определении суммы социального налогового вычета.

С 2000 г. вступил в силу Федеральный закон от 24 июля 1998 г. № 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний». Страхо­вые тарифы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний установлены в нем по группам отраслей (подотраслей) экономики в соответствии с классами профессионального риска. Страховые выплаты осуществляются в связи со смертью застрахованного и на оплату допол­нительных расходов застрахованного по его медицинской, социальной и профессиональной реабилитации.

Фонд обязательного медицинского страхования Российской Федерации (ФОМС) занимает значительное место в структуре социальных внебюджетных фондов. Система медицинского страхования была введена Законом РФ от 28 июня 1991 г. № 1499-1 «О медицинском страховании граждан в Российской Федерации», который был введен в полном объеме с 1 января 1993 г. Обязательное медицинское страхование является составной частью государственного социального страхования и призвано обеспечить гражданам РФ равные возможности в получении медицинской и лекарственной помощи, предоставляемой за счет средств обязательного медицинского страхования в объемах и на условиях, соответствующих программам обязательного медицинского страхования. Финансовые средства ФОМС находятся в государственной собственности РФ, не входят в состав бюджетов, других фондов и изъятию не подлежат.

Для всех плательщиков ЕСН; как работодателей, так и неработодателей, установлена единая базовая ставка в размере 3,6% в части сум­мы, зачисляемой в ФОМС, из них:

0,2% перечисляются в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования;

3,4% в территориальные фонды обязательного медицинского страхования.

Исключение составляют налогоплательщики-работодатели, занятые в производстве сельскохозяйственной продукции, родовые, семейные общины малочисленных народов Севера, занятые традиционными отраслями хозяйствования, и крестьянские (фермерские) хозяйства, применяющие ставку 2,6% (0,1 % в Федеральный ФОМС и 2,5% в территориальные ФОМС).

Основу доходов ФОМС составляют страховые взносы - свыше 95% общего объема доходов.

Средства Фонда обязательного медицинского страхования используются на оплату медицинских услуг, предоставляемых гражданам, финансирование целевых медицинских программ, мероприятий по подготовке и переподготовке специалистов, на развитие медицинской науки, на улучшение материально-технического обеспечения здравоохранения и другие цели.

Отсутствие опыта в организации функционирования внебюджетных фондов и сложная экономическая ситуация в стране стали причиной существенных недостатков в их деятельности. ЕСН был введен в целях повышения эффективности использования средств внебюджетных социальных фондов, применения более обоснованных тарифов поступлений в фонды, совершенствования методики их исчисления, проведения политики большей прозрачности фондов и ответственности за целевое использование средств,

Ожидается, что введение единого социального налога значительно упростит процедуру формирования средств социальных внебюджетных фондов, сократит документооборот, усилит контроль со стороны налоговых органов, так как механизм контроля и взыскания взносов у налоговых органов отработан гораздо лучше, чем у фондов.

Создание государственных внебюджетных фондов было продиктовано необходимостью безотлагательного решения отдельных жизненно важных для общества задач как социального, так и экономического характера. Внебюджетные фонды выступают в качестве стабильного, прогнозируемого на длительный период источника денежных средств, используемых для финансирования конкретных социальных потребностей общегосударственного значения, для финансирования отдельных региональных или ведомственных программ экономического характера, осуществляемых федеральными органами исполнительной власти, а также субъектов РФ и органами местного самоуправления.

Для внебюджетных фондов характерно четкое установление доходных источников, позволяющих достаточно точно прогнозировать объемы средств этих фондов. Внебюджетные фонды представляют собой механизм перераспределения национального дохода, а иногда и части совокупного общественного продукта, с целью защиты интересов отдельных социальных групп предприятия населения, решения конкретных задач экономического характера. Внебюджетные фонды всегда имеют строго целевое назначение и управляются автономно от бюджета.

Таким образом, государственные внебюджетные фонды – это специфическая форма перераспределения и использования финансовых ресурсов страны для финансирования конкретных социальных и экономических потребностей общегосударственного либо регионального значения.

Фонды различаются по правовому положению и целям создания.

По правовому положению фонды делятся на государственные и местные . Первые находятся в распоряжении центральных властей; а вторые – в распоряжении органов местного самоуправления.

В зависимости от целевой направленности расходования средств внебюджетные фонды подразделяются на: фонды социального назначения и экономические фонды.

Внебюджетные фонды как институциональные структуры являются самостоятельными финансовыми, а иногда и финансово-кредитными учреждениями, и зачастую, имея целью получение дополнительных доходов, выступают в качестве крупных инвесторов, прежде всего, на рынке государственных ценных бумаг.

В РФ к государственным внебюджетным фондам социального назначения относятся:

    Пенсионный фонд РФ (ПФ);

    Фонд социального страхования РФ (ФСС);

    Федеральный фонд и территориальные фонды обязательного медицинского страхования (ФФОМС и ТФОМС).

Эти фонды призваны обеспечить конституционные права граждан РФ на получение пенсий, социальных пособий в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, на охрану здоровья и медицинскую помощь и т.п.

Крупнейшим из внебюджетных фондов России является Пенсионный фонд РФ. Его бюджет составляет около 50 % федерального бюджета. Был образован в 1990 г. в целях государственного управления финансами пенсионного обеспечения в РФ.

Главными задачами фонда являются:

    выплаты в соответствии с действующим на территории РФ законодательством, межгосударственным и международными договорами, государственных пенсий в виде трудовых, военных и социальных пособий, а также пенсий по инвалидности, в т.ч. гражданам, выезжающим за пределы РФ;

    выплаты пособий по уходу за ребенком в возрасте от 1,5-6 лет, за выслугу лет, пособий по случаю потери кормильца, компенсационных выплат;

    организация и ведение индивидуального учета застрахованных лиц, а также организацию и ведение государственного банка данных по всем категориям плательщиков страховых взносов в Пенсионный фонд РФ.

Правление Пенсионного фонда и его исполнительная дирекция осуществляют перераспределение средств Фонда между регионами для обеспечения сбалансированности доходов и расходов в отделениях и уполномоченных отделениях Пенсионного фонда.

Фонд социального страхования предназначен для управления средствами государственного страхования. Он выступает в качестве специализированного финансово-кредитного учреждения при Правительстве РФ. В фонд входят исполнительные органы:

    региональные отделения, управляющие средствами государственного социального страхования на территории субъектов РФ;

    центральные отраслевые отделения, управляющие средствами государственного социального страхования в отдельных отраслях хозяйств;

    филиалы отделений, создаваемые региональными и центральными отраслевыми отделениями Фонда по согласованию с председателем Фонда.

Главными задачами фонда являются:

    обеспечение гарантированных государством пособий по временной нетрудоспособности, беременности и родам, женщинам, вставшим на учет в ранние сроки беременности, при рождении ребенка, по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет, а также социального пособия на погребение или возмещение стоимости гарантированного перечня ритуальных услуг, санаторно-курортное обслуживание работников и их детей;

    участие в разработке и реализации государственных программ охраны здоровья работников, мер по совершенствованию социального страхования.

Фонды обязательного медицинского страхования (ОМС) созданы для реализации государственной политики в области обязательного медицинского страхования. Цель медицинского страхования состоит в предоставлении гарантий гражданам при возникновении страхового случая на получение медицинской помощи за счет накопленных средств, а также в финансировании профилактических мероприятий. Осуществляется в 2 видах: обязательном и добровольном. Фонды обязательного медицинского страхования являются самостоятельными государственными некоммерческими финансово-кредитными учреждениями.

На Федеральный фонд ОМС возложены следующие основные функции:

    выравнивание условий деятельности территориальных фондов ОМС по обеспечению финансирования программ обязательного медицинского страхования;

    финансирование целевых программ в рамках обязательного медицинского страхования;

    разработка нормативно-методических документов, обеспечивающих реализацию Закона РФ «О медицинском страховании граждан в РФ»;

    организация подготовки специалистов для системы ОМС;

    участие в создании территориальных фондов ОМС и в разработке базовой программы ОМС.

Территориальные фонды ОМС создаются местными органами власти и действуют на основании Положения о территориальном фонде ОМС. На территориальные фонды ОМС возложены основные функции:

    финансирование ОМС, проводимого страховыми медицинскими организациями, имеющими соответствующие лицензии (страховщиками);

    выравнивание финансовых ресурсов городов и районов, направленных на проведение ОМС;

    предоставление кредитов, в т.ч. на льготных условиях, страховщиками при обоснованной нехватке у них финансовых средств;

    создание финансовых резервов для обеспечения устойчивости системы ОМС;

К экономическим государственным внебюджетным фондам РФ относятся ведомственные (отраслевые, межотраслевые) фонды и фонды территориального (регионального) развития.

Ведомственные внебюджетные фонды создаются на федеральном уровне для финансирования конкретных программ развития отдельных отраслей, проведения НИОКР, социального и материально-технического обеспечения отдельных ведомств.

Региональные внебюджетные фонды характеризуются разнообразием форм создания, исполнения и контроля за исполнением средств этих фондов. Во многих регионах РФ вопросы формирования и использования средств внебюджетных фондов находятся полностью в ведении исполнительных органов власти.

Порядок формирования и использования средств государственных внебюджетных фондов социального назначения.

Главным источником доходов внебюджетных социальных фондов До 2010 г. являлся единый социальный налог (ЕСН). В настоящее время его заменили прямые взносы во внебюджетные фонды.

Источниками формирования средств Пенсионного фонда РФ являются:

    ассигнования из федерального бюджета (в т.ч. на выплату государственных пенсий и пособий военнослужащим, их семьям; социальных пенсий, пособий на детей старше 1,5 лет);

    средства, возмещаемые из бюджета в связи с назначением долгосрочных пенсий безработным;

    средства, взыскиваемые с работодателей, в результате предъявления регрессивных требований;

    доходы от капитализации временно свободных средств;

    беспроцентные ссуды, займы и кредиты;

    добровольные взносы юридических и физических лиц.

Средства Пенсионного фонда РФ направляются на:

    выплата государственных пенсий;

    выплата пособий по уходу за ребенком в возрасте старше 1,5 лет;

    оказание органами социальной защиты населения материальной помощи престарелым и нетрудоспособным гражданам и др.

Источниками формирования средств Фонда социального страхования РФ являются:

    страховые взносы работодателей в виде прямых отчислений во внебюджетные фонды;

    доходы от размещения временно свободных средств;

    добровольные взносы граждан и юридических лиц;

    поступления от реализации путевок, оплачиваемых за счет средств Фонда.

Основным направлением использования средств Фонда является выплата пособий:

    по временной нетрудоспособности работника;

    на санаторно-курортное лечение и оздоровление работников и членов их семей, оплату проезда к месту лечения и отдыха;

    на погребение;

    семьям, имеющим детей (пособия по беременности и родам; единовременные пособия при рождении ребенка; ежемесячные пособия на ребенка по достижении им 16 лет, а на учащихся общеобразовательных шкот – до ее окончания, но не старше 18 лет).

Значительные средства расходуются на :

а) частичное содержание санаторных и оздоровительных центров, в т.ч. для детей и юношества;

б) проведение НИР по вопросам социального страхования и охраны труда;

в) обеспечение текущей деятельности ФСС.

Источниками формирования средств Федерального фонда обязательного медицинского страхования являются:

    страховые взносы работодателей в виде прямых отчислений во внебюджетные фонды;

    взносы территориальных фондов обязательного медицинского страхования на реализацию совместных программ, выполняемых на договорных началах;

    ассигнования из федерального бюджета на выполнение республиканский программ обязательного медицинского страхования;

    доходы от использования временно свободных финансовых средств Федерального фонда;

    нормированный страховой запас финансовых средств Федерального фонда;

    добровольные взносы и иные поступления, не запрещенные законодательством РФ.

Основная функция Федерального фонда обязательного медицинского страхования состоит в выравнивании условий деятельности территориальных фондов по финансированию программ обязательного медицинского страхования путем предоставления им субвенций.

Источниками формирования средств Территориальных фондов обязательного медицинского страхования являются:

    страховые взносы работодателей в виде прямых отчислений во внебюджетные фонды;

    страховые платежи на неработающее население из бюджетов субъектов РФ;

    доходы от использования временно свободных финансовых средств фонда;

    финансовые средства, взыскиваемые со страхователей, медицинских учреждений и др. лиц в виде штрафных санкций.

Главными статьями доходов ТФОМС являются страховые взносы работодателей и страховые платежи на неработающее население.