Влияние государства на экономические процессы с целью создания оптимальных условий для развития и поддержки существующего рыночного механизма, и его изменений в случае необходимости.
В истории экономической мысли всегда происходили дискуссии о степени вмешательства государства в экономику. «За» — выступали меркантилисты, а представители классической школы политэкономии отстаивали лозунг «экономической свободы». XX столетие — век мировых войн и экономических кризисов перераспределил чашу весов в сторону государственного регулирования. Победу одержали теоретические обоснования Дж. М. Кейнса, получившие название кейнсианской модели экономики. Его расцвет приходится на 50 — 60 гг., однако в 70-е хронический дефицит госбюджетов привел к ослаблению его позиций и их замене на неолиберализм и современную теорию «экономики предложения».
Задачи и цели государственного регулирования
Регулирование призвано обеспечить эффективное функционирование экономической системы государства, что заключается во взаимодействии всех сфер, прежде всего, финансовой, правовой и социальной. В этой связи существуют теоретический аспект и практическое воплощение. К первому относится прогнозирование и составление моделей действия. Практика предусматривает проведение конкретных мер законодательного, исполнительного и контролирующего характера, направленных на регуляцию.
Главная цель госрегулирования — улучшение благосостояния общества в целом, что подразумевает собой благосостояние каждого его члена. Цели государственного регулирования, принято структурировать на экономические, социальные и политические. При этом главными составляющим являются:
- стабильное экономическое развитие и рост;
- политика обеспечения занятости населения;
- поддержание стабильности национальной валюты и ценообразование;
- социальная защита населения;
- внешнеэкономическая деятельность.
Выполнение первых 4 направлений и их взаимосвязь обеспечивают достижение равновесия в макроэкономической сфере. В условиях процесса глобализации результаты их комплексного взаимодействия напрямую оказывают влияние на внешнеэкономическую сферу государственной деятельности. На определенном историческом этапе развития общества последовательность достижения целей может меняться.
Следует отметить, что методы государственного регулирования разделяют на прямые и косвенные. Прямые предусматривают административно-правовые мероприятия, а их воздействие заключается в том, что экономические субъекты действуют исходя из государственных предписаний, и не могут в полной мере руководствоваться свободным экономическим выбором. Они являются элементом смешанной экономики и продемонстрировали высокую эффективность, особенно в тех странах, где она развита недостаточно.
Косвенные методы, как правило, носят экономический характер и создают предпосылки для самостоятельного выбора субъектов экономических отношений в пользу достижения общеэкономических целей. Грамотное взаимодействие методов между собой обеспечивает решение главной задачи — повышения благосостояния общества.
Функции и инструменты государственного регулирования
Что касается функций государства, то важнейшей является создание необходимой законодательной базы, обеспечение правовой основы для функционирования рыночной экономики. Важная функция государства — активизация инновационной и предпринимательской деятельности, стимулирование инвестиционной политики.
В современной рыночной экономике государство выступает как гарант в сфере социальной защиты населения. Инструментом для этого служит функция перераспределения доходов в пользу менее защищенных групп населения. Социальная политика по значимости не уступает такому инструменту как управление госсектором экономики, поскольку она препятствует росту социальной напряженности в обществе и способствует достижению социальной безопасности. Что касается использования государственной собственности, то она выступает как базовый элемент для реализации долгосрочных задач, особенно в тех областях, которые требуют значительных капиталовложений.
Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже
Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.
Подобные документы
Современная государственная антимонопольная политика, ее цели и принципы. Направления и инструменты антимонопольной политики. Определение целей антимонопольных законов в России и других стран мира. Принципы российской антимонопольной политики.
презентация , добавлен 28.10.2014
Региональная политика в Российской Федерации: понятия, цели, задачи, элементы, уровни. Стратегические цели социальной политики государства. Государственное регулирование проблемных регионов. Развитие федеративных отношений и роль местного самоуправления.
курсовая работа , добавлен 11.06.2015
Понятие и сущность государственной молодежной политики. Обоснование необходимости государственного регулирования молодежной сферы. История возникновения и управление молодежной политикой в России и Бурятии, ее основные направления и перспективы развития.
дипломная работа , добавлен 11.07.2013
Основные причины, цели и объекты государственного регулирования в США. Решение антимонопольных задач. Условия доступа частного капитала в регулируемые отрасли. Причины и цели политики "нового курса" Рузвельта. Законы о регулировании трудовых отношений.
курсовая работа , добавлен 07.12.2009
Понятие, правовые основы, объекты, участники страхования. Основные сферы международного страхования. Источники регулирования страховой деятельности в России. Нормативное регулирование страхования в странах континентальной и англо-саксонской систем права.
курсовая работа , добавлен 25.02.2011
Правовые основы государственного регулирования конкурентных отношений. Монополистическая деятельность. Недобросовестная конкуренция. Федеральная антимонопольная служба РФ. Государственная антимонопольная политика. Антимонопольное законодательство.
контрольная работа , добавлен 30.05.2008
Понятие естественной монополии как состояния товарного рынка, ее государственное регулирование в России. Органы регулирования естественных монополий. Правовые и государственные меры по противодействию монополизации, защита интересов потребителей.
реферат , добавлен 17.09.2011
Экономические отношения между производителями и потребителями энергии. Общие принципы регулирования тарифов и надбавок. Условия, благоприятствующие повышению энергетической эффективности. Особенности энергосберегающей политики Российской Федерации.
Одним из основных теоретических вопросов функционирования субъектов хозяйствования является вопрос о соотношении плановых и рыночных начал в экономике или вопрос о соотношении плана и рынка.
В экономической теории план рассматривается как процесс сознательного и целенаправленного воздействия на экономическое развитие, а рынок – как естественное и свободное течение экономических процессов.
Макроэкономический уровень рассмотрения вопроса о соотношении плана и рынка уточняется как соотношение государства и рынка. На микроуровне этот вопрос формулируется как соотношение предприятия и рынка.
В практике хозяйствования план и рынок выступают как единый метод регулирования экономики. План строится от общего к частному, используется как метод прямого воздействия на экономику и применяется на различных уровнях. При определении направлений регулирования хозяйственной деятельности государственные интересы являются приоритетными.
Рынок развивается от частного к общему и это основывается на том, что частные интересы являются приоритетными в хозяйственной деятельности. В процессе функционирования рынок охватывает преимущественно сферу обращения и нацелен на удовлетворение платежеспособного спроса.
Соединение плановых и рыночных начал в экономике предусматривает выработку механизмов взаимодействия по вопросам взаимоотношения государства и предприятия, осуществления доступа к экономическим ресурсам, контролирования хозяйственной деятельности, что отражается на структуре экономической системы. Так, если преобладает рынок, то система – рыночная и возникает рыночная экономика; если преобладает государство, то система административно-командная, а экономика плановая; если преобладает натуральное хозяйство, то такова и экономическая система в целом.
В рыночном хозяйстве экономические субъекты несут ответственность за результаты своей деятельности самостоятельно. В результате рынок регулирует деятельность производителей, а государство выполняет регулирующие функции рыночных отношений. Поэтому в рыночной экономике государство регулирует функционирование рынка, а рынок регулирует деятельность субъекта хозяйствования.
В результате происходили локальные структурные корректировки выпуска продукции и использования производственной мощности. Однако в долгосрочной перспективе не формировалось оптимальное управление товарными потоками, что в целом негативно сказывалось на развитии экономики.
На микроуровне рынок рассматривают как тип хозяйственных связей между субъектами хозяйствования. В соответствии с этим подходом существуют два типа хозяйственных связей: натурально-вещественные связи, осуществляемые в соответствии с объемом и структурой потребностей домашнего хозяйства; товарные связи, осуществляемые посредством рынка как сделки купли-продажи. Характерными чертами хозяйственных товарных связей являются взаимные соглашения обменивающихся сторон, свободный выбор партнеров, наличие конкуренции. Товарные рыночные связи возможны только на основе свободной купли–продажи товаров и услуг.
Если рассматривать рынок со стороны субъектов экономических отношений, то его можно охарактеризовать как совокупность существующих и потенциальных покупателей, вступающих в деловые отношения и заключающих сделки по поводу купли-продажи любого товара. Но такая характеристика субъектов рынка упрощена, поскольку не охватывает всей совокупности субъектов рыночных отношений. Так, субъектом рынка не обязательно является собственник покупаемого или продаваемого товара: он может действовать по поручению. Покупателями могут быть конечные потребители, организации, посредники, приобретающие товары для последующей продажи, государственные учреждения.
При этом рынок характеризуется как многоаспектная система взаимоотношений производителей и потребителей, продавцов и покупателей, хозяйственных рыночных связей, включая прямые и многозвенные контакты с участием посредников.
В рыночном хозяйстве экономические субъекты несут ответственность за результаты своей деятельности самостоятельно. В результате рынок направляет деятельность непосредственных производителей, а государство выполняет регулирующие функции рыночных отношений. Поэтому в рыночной экономике государство регулирует функционирование рынка, а рынок регулирует деятельность субъекта.
Эволюция систем планирования представлена на рис. 1.1 .
Государственные и муниципальное управление: конспект лекций Кузнецова Инна Александровна
2. Государственное регулирование в отраслях культуры
Закон РФ от 9 октября 1992 г. № 3612-1 «Основы законодательства Российской Федерации о культуре» связывают понятие культуры и творчества с различными видами культурной деятельности – деятельности по сохранению, созданию, распространению и освоению культурных ценностей. Под культурными ценностями понимаются нравственные и эстетические идеалы, нормы и образцы поведения, языки, диалекты и говоры, национальные традиции и обычаи, исторические топонимы, художественные промыслы и ремесла, произведения культуры и искусства, результаты и методы научных исследований культурной деятельности, имеющие историко-культурную значимость здания, сооружения, предметы и технологии, уникальные в историко-культурном отношении территории и объекты. Культурная деятельность создает культурные блага – условия и услуги, предоставляемые организациями, другими юридическими и физическими лицами для удовлетворения гражданами своих культурных потребностей.
Творческая деятельность – это создание культурных ценностей и их интерпретация. Неразрывную связь с культурной деятельностью имеет человек, который создает или интерпретирует эти ценности.
В культуре большая роль принадлежит профессионально-творческим организациям (союзам писателей, театральных деятелей, кинематографистов и др.), которые объединяют и направляют творческую деятельность многочисленных некоммерческих организаций культуры и искусства.
Учредитель организации культуры утверждает его устав и изменения к нему, назначает на должность и освобождает от должности руководителя, заключает, изменяет и расторгает контракты с руководителем в порядке, установленном законом. Поскольку организации культуры могут быть учреждениями федерального, субъектов Федерации или муниципального значения, уставы и положения организации культуры утверждаются актами Правительства РФ, Министерством культуры и массовых коммуникаций РФ, органами исполнительной власти субъектов Федерации или муниципальными органами местного самоуправления.
Деятельность, направленная на сохранение, создание, распространение и освоение культурных ценностей, предоставление культурных благ населению в различных формах и видах, является основной деятельностью организаций культуры. Организации культуры могут осуществлять иную, не противоречащую законодательству деятельность, предусмотренную их уставом (положением), в том числе предпринимательскую, лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых она создана и которая соответствует этим целям.
Государственные органы, органы местного самоуправления не вмешиваются в профессионально-творческую деятельность организаций культуры, за исключением случаев, когда такая деятельность ведет к пропаганде войны, насилия и жестокости, расовой, национальной, религиозной, классовой и иной исключительности.
Министерство культуры и массовых коммуникаций является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере культуры, искусства, историко-культурного наследия и кинематографии, средств массовой информации и массовых коммуникаций, архивного дела и по вопросам межнациональных отношений. Оно осуществляет координацию и контроль деятельности находящихся в его ведении Федеральной службы по контролю за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия, Федерального архивного агентства, Федерального агентства по культуре и кинематографии, Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям.
Согласно Положению о Министерстве культуры и массовых коммуникациях Российской Федерации, утвержденному постановлением Правительства РФ от 17 июня 2004 г. № 289, Минкультуры России осуществляет следующие функции и полномочия: вносит в Правительство РФ проекты федеральных законов, нормативных правовых актов Президента РФ и Правительства РФ и другие документы, по которым требуется решение Правительства РФ, по вопросам, относящимся к установленной сфере ведения Министерства и к сферам ведения подведомственных ему федеральных агентств, а также проект плана работы и прогнозные показатели деятельности Министерства и др.
Структурными подразделениями Минкультуры России являются департаменты по основным направлениям деятельности министерства, в состав которых включаются отделы. В ведении этого министерства и непосредственном подчинении ему находится Федеральное архивное агентство, Федеральное агентство по культуре и кинематографии и Федеральное агентство по печати и массовым коммуникациям. Министерство культуры и массовых коммуникаций РФ на основании и во исполнение Конституции РФ, федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов Президента РФ и Правительства РФ самостоятельно осуществляет правовое регулирование, а также разрабатывает и вносит в Правительство РФ проекты федеральных конституционных законов, федеральных законов и актов Президента РФ и Правительства РФ по вопросам:
1) культуры, искусства, историко-культурного наследия (за исключением сферы охраны культурного наследия), кинематографии, издательской, полиграфической деятельности, архивного дела, авторского права и смежных прав (за исключением проектов нормативных правовых актов по осуществлению контроля и надзора в сфере авторского права и смежных прав);
2) международного культурного и информационного сотрудничества.
Данный текст является ознакомительным фрагментом. Из книги Предпринимательское право автора Шевчук Денис Александрович5. Государственное регулирование монополистической деятельности Для развития товарных рынков и конкуренции, ограничения монополистической деятельности, пресечения недобросовестной конкуренции и защиты прав потребителей существует Государственный комитет РФ по
Из книги Государственные и муниципальное управление: конспект лекций автора Кузнецова Инна Александровна1. Государственное регулирование инвестиционной деятельности Понятие инвестиционной деятельности было впервые законодательно определено только в 1991 году. Несмотря на значительное количество выпущенных к настоящему моменту документов, далеко не все аспекты
Из книги Коммерческое право: конспект лекций автора Горбухов В А1. Государственное регулирование образования и науки в РФ Закрепленное в ст. 43 Конституции РФ право граждан на образование имеет под собой весьма солидную правовую и организационную основу, выраженную наличием достаточно широкой нормативно-правовой базы и
автора Горбухов В АЛЕКЦИЯ № 30. Государственное регулирование деятельности бирж Главным государственным органом, регулирующим деятельность товарных бирж и осуществляющим контроль за их деятельностью, является федеральный орган исполнительной власти в области финансовых рынков по
Из книги Административное право России в вопросах и ответах автора Конин Николай Михайлович Из книги Система государственного управления автора Наумов Сергей Юрьевич3. Антимонопольное государственное регулирование Важным условием и необходимой предпосылкой становления и прогрессивного развития эффективной системы рыночной экономики является всемерное развитие конкуренции при одновременной решительной борьбе с различными
Из книги Коммерческое право автора Голованов Николай Михайлович4. Государственное банковское и налоговое регулирование Банковское регулирование осуществляется согласно Федеральному закону от 2 декабря 1990 г. № 395-1 «О банках и банковской деятельности» (в редакции от 8 апреля 2008 г.). Банковская система Российской Федерации включает в
Из книги Предпринимательское право. Шпаргалки автора Антонов А. П.Тема 21. Государственное регулирование в отраслях культуры 1. Понятие и виды культурной деятельности, правовой статус организаций культуры в системе Министерства культуры и массовых коммуникаций РФ Закон РФ «Основы законодательства Российской Федерации о культуре»
Из книги автора2. Государственное регулирование архивного дела Организационно самостоятельной подотраслью социально-культурного отраслевого комплекса является архивное дело, под которым в соответствии с Законом РФ от 7 июля 1993 г. № 5341-1 «Основы законодательства Российской Федерации
Из книги автора5. Государственное регулирование физической культуры, спорта и туризма В систему социально-культурного комплекса в качестве самостоятельной в организационном отношении его отрасли, казалось бы, должны входить физическая культура, спорт и туризм, поскольку Федеральный
Из книги автора6.2. Государственное регулирование экономики Экономика является основой, определяющей все стороны жизнедеятельности общества и заключающейся в рациональном использовании ресурсов для производства товаров, оказания услуг и удовлетворения потребностей общества.
Из книги автора146. Государственное регулирование цен на отдельные виды товаров Принцип свободы ценообразования ограничивается в целях обеспечения публичных интересов. Основы порядка установления и применения цен определяются указами Президента РФ и постановлениями Правительства
Из книги автора191. Государственное регулирование коммерческой деятельности Государство регулирует коммерческую деятельность посредством: государственной регистрации субъектов коммерческой деятельности; лицензирования отдельных видов коммерческой
Из книги автора2. Государственное регулирование правоотношений Многосторонняя деятельность товаропроизводителей проходит при государственном регулировании. В процессе организации, осуществления производства, на последующих стадиях обмена и производственного потребления
Из книги автора21. Государственное регулирование предпринимательской деятельности Основой всей предпринимательской деятельности в России является инициативность и самостоятельность ее участников. Эти принципы закреплены в действующем законодательстве. Однако самостоятельность
Из книги автора96. Государственное регулирование предпринимательства в промышленности Процесс производственно-хозяйственной деятельности – самостоятельная предпринимательская деятельность, осуществляемая на свой страх и риск, направленная на систематическое получение прибыли от
Организационная структура управления и регулирования в отрасли связи представляет собой иерархическую систему, основанную на подчиненности субъектов управления низшего звена высшему, которое в свою очередь является объектом управления со стороны органа более высокого уровня. Все органы управления и регулирования в своей деятельности руководствуются Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства России, международными договорами и другими нормативными и законодательными актами по вопросам связи и информатизации. Схема организации управления и регулирования взаимоувязанной сетью связи страны показана на рис. 2.1.
В соответствии с законодательством Правительство Российской Федерации как высший федеральный орган исполнительной власти обеспечивает общее управление всей экономической системой, включая отрасль связь, на основе установления приоритетов и стратегических направлений развития страны на конкретном этапе ее развития. Управляющие воздействия формулируются в виде соответствующих постановлений, направленных на координацию деятельности всех управляемых подсистем по наиболее эффективному решению задач экономического развития в конкретном временном интервале.
Государственный комитет Российской Федерации по связи и информатизации (Госкомсвязи России) является федеральным органом исполнительной власти, который проводит государственную политику и осуществляет управление Взаимоувязанной сетью связи страны, несет ответственность за ее состояние и дальнейшее развитие. Задачами Госкомсвязи России являются:
Разработка предложений и реализация основных направлений и приоритетов развития и совершенствования связи и информатизации,
Повышение ее качества, доступности и устойчивости функционирования;
Регулирование деятельности, направленной на более полное удовлетворение потребностей органов государственной власти, местного самоуправления, юридических и физических лиц в услугах связи и информатизации;
Проведение государственной политики, направленной на ограничение монополистической деятельности в области связи, и содействие развитию предпринимательства и конкуренции в сфере предоставления услуг связи и информатизации.
К основным функциям Госкомсвязи России относятся:
Подготовка программ развития инфраструктуры связи и информатизации, разработка концепций и схем развития и размещения средств связи и систем информатизации на территории страны;
Разработка нормативно-законодательной базы деятельности ВСС России, являющейся обязательной для всех пользователей и производителей услуг связи независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности;
Межотраслевая координация в области электрической, почтовой связи и информатизации и организация государственной экспертизы проектной документации на строительство сетей связи, присоединяемых к сети связи общего пользования;
Осуществление выдачи юридическим и физическим лицам лицензий на операторскую деятельность в области связи и информатизации, ведение учета лицензиатов и организация контроля за соблюдением лицензионных условий;
Сертификация технических средств связи, используемых на сетях связи общего пользования (кроме средств, применяемых на сетях специального назначения), а также услуг связи, производимых операторами, имеющими соответствующие лицензии Госкомсвязи России;
Участие в разработке и реализации инвестиционной политики в области связи и информатизации;
Разработка прогнозов развития средств и услуг связи и информатизации;
Обобщение и распространение положительного опыта деятельности организаций связи и информатизации в условиях становления рыночных отношений, оказание им необходимой консультативной, организационной и методической помощи;
Осуществление непосредственного управления подведомственными государственными предприятиями и учреждениями, включая организацию работы по совершенствованию экономических аспектов деятельности, бухгалтерского учета, статистической отчетности и финансированию бюджетных организаций связи;
Организация государственного надзора за средствами и сетями связи и системами информатизации;
Представление и защита интересов Российской Федерации в международных организациях в качестве администрации связи и информатизации России.
Госкомсвязи России возглавляется Председателем, имеющим заместителей, назначаемых Правительством Российской Федерации. Наиболее важные вопросы деятельности отрасли рассматриваются на коллегии, в состав которой, наряду с председателем Комитета и его заместителями, входят руководящие работники аппарата управления, представители других федеральных органов исполнительной власти, ведущие специалисты и ученые.
Для осуществления своих функций и полномочий в структуре Госкомсвязи России организованы специальные подразделения, регулирующие эксплуатационную деятельность, и общесистемные подразделения, функциями которых является решение общеотраслевых задач. К первой группе относятся управление электрической связи, управление почтовой связи, управление радио, телевидения и спутниковой связи, управление подвижной и беспроводной электросвязи.
В группу общесистемных подразделений входят управление экономической и инвестиционной политики, управление организации лицензионной работы, управление сертификации средств и услуг связи, управление международного сотрудничества, научно-техническое управление и охраны труда, управление кадров и учебных заведений и др.
Для рассмотрения и разработки предложений по внедрению достижений отечественной и зарубежной науки, техники, технологии, передовых методов организации и управления производством в рамках Госкомсвязи России действует научно-технический совет (НТС). На его заседаниях заслушиваются результаты работы научно-исследовательских и проектных институтов связи, положительный опыт работы предприятий и акционерных обществ по совершенствованию инновационной, эксплуатационной и экономической деятельности, которые оформляются решением НТС и носят рекомендательный характер для всех операторов связи, объединенных в сеть общего пользования.
При Госкомсвязи России созданы три комиссии, каждая из которых на коллегиальной основе осуществляет координацию работ по реализации государственной политики в важнейших сферах деятельности связи и информатизации. Государственная комиссия по электросвязи (ГКЭС) координирует работы в области развития федеральных и иных сетей, образующих взаимоувязанную сеть связи Российской Федерации. Государственная комиссия по радиочастотам (ГКРЧ) организует работы по распределению и использованию радиочастотного спектра и обеспечению электромагнитной совместимости радиоэлектронных средств, выпускаемых национальными и зарубежными производителями. Государственная комиссия по информатизации (ГКИ) координирует работы в области создания и развития сетей и систем информатизации, создания рынка информационных услуг и единого информационного пространства страны.
В состав указанных комиссий, которые возглавляются председателем Государственного комитета Российской Федерации по связи и информатизации, наряду с руководящими работниками Госкомсвязи, входят представители таких федеральных органов управления, как Министерство экономики Российской Федерации, Министерство антимонопольной политики и поддержки предпринимательства, Государственный комитет по стандартизации, метрологии и сертификации, силовых министерств и ведомств, Российской академии наук. Таким образом деятельность комиссий носит межведомственный характер, а их решения являются обязательными для всех физических и юридических лиц, являющихся производителями и пользователями услуг связи.
Кроме того, в рамках Госкомсвязи России действуют лицензионные и сертификационные комиссии, комиссии по экспертизе проектов развития связи и информатизации, обеспечивающие координацию работ в соответствующей сфере деятельности.
Особое место в структуре управления Взаимоувязанной сетью связи занимает служба Государственного надзора за связью в Российской Федерации (Госсвязьнадзор России). Она представляет собой единую систему надзорных органов и состоит из Главного управления государственного надзора за связью при Госкомсвязи России и подчиненных ему региональных (областных, краевых и республиканских) управлений.
Функции Госсвязьнадзора группируются по шести основным направлениям: контрольно-надзорные, разрешительные, запретительные, международно-правовой защиты частотных присвоений, принудительные и регулирующие. Главными задачами государственного надзора за связью в Российской Федерации являются:
Контроль за соблюдением законов, постановлений Правительства РФ, нормативных документов и предписаний в области связи;
Контроль за состоянием сетей и средств электрической и почтовой связи, за предоставлением потребителям услуг связи только по лицензиям, выданным в установленном порядке, и в соответствии с установленными нормами качества;
Радиоконтроль за параметрами излучений радиоэлектронных средств;
проведение (совместно с ГКРЧ) технической политики использования радиочастотного спектра, планирование, назначение и учет рабочих частот, выдача разрешений на производство, ввоз из-за границы, реализацию, проектирование, строительство и использование радиоэлектронных средств, обеспечение их электромагнитной совместимости;
Контроль за применением на сетях и сооружениях связи оборудования, прошедшего сертификацию в установленном порядке;
Проведение экспертизы вновь вводимых в эксплуатацию сетей электрической, почтовой связи и электронных средств на соответствие требованиям нормативных документов и выдача разрешений на их эксплуатацию;
Обеспечение проведения с администрациями связи иностранных государств мероприятий по координации частотных присвоений радиоэлектронным средствам Российской Федерации и зарубежных стран.
Объектами контроля и разрешительной деятельности службы в соответствии с возложенными на нее задачами являются организации и учреждения, независимо от форм собственности и ведомственной принадлежности, а также физические лица, предоставляющие услуги почтовой и электрической связи.
Из приведенной на рис. 2.1 схемы видно, что компетенция Государственного комитета Российской Федерации по связи и информатизации и созданных при нем структур распространяется на всех операторов, образующих сеть связи общего пользования, независимо от их ведомственной принадлежности и форм собственности.
Аналогичную роль по объектам воздействия играет Министерство антимонопольного регулирования и поддержки предпринимательства (МАП России). В его составе образован Департамент по регулированию естественных монополий в области связи, в компетенцию которого входит регулирование экономических аспектов деятельности операторов электрической и почтовой связи, предоставляющих услуги, относящиеся к сфере естественных монополий. Основными задачами МАП России являются государственное регулирование деятельности естественных монополий в области связи с целью соблюдения интересов Российской Федерации, ее субъектов, производителей и потребителей услуг, формирование общегосударственного рынка услуг связи и повышение эффективности функционирования сети связи общего пользования и входящих в нее хозяйствующих субъектов.
Для выполнения возложенных задач МАП России осуществляет следующие функции:
Разрабатывает предложения по государственному регулированию деятельности естественных монополий в области связи, включая предложения по совершенствованию конкурентных отношений и изменению режима централизованного воздействия на хозяйствующие субъекты, направленные на повышение эффективности их работы и защиту прав потребителей;
Обеспечивает разработку нормативно-правовой базы государственного регулирования субъектов естественных монополий в области связи и механизмы ее реализации;
Формирует и ведет реестр субъектов естественных монополий в области связи, в отношении которых осуществляется государственное регулирование и контроль;
Анализирует и прогнозирует экономические ситуации, складывающиеся в стране в процессе реализации мер государственного регулирования естественных монополий в области связи;
Осуществляет ценовое регулирование посредством установления тарифов или их предельного уровня, а также определяет круг потребителей, подлежащих обязательному обслуживанию, и устанавливает минимальный уровень их обеспечения услугами связи в случае невозможности удовлетворения потребностей в полном объеме;
Регулирует формирование общего рынка услуг связи, взаимодействие субъектов естественных монополий, предоставляющих услуги общедоступной электрической и почтовой связи, по вопросам ценообразования и взаиморасчетов за взаимно предоставляемые сетевые ресурсы и услуги;
Осуществляет контроль за инвестиционной деятельностью естественных монополий в части ее влияния на тарифы, устанавливаемые на услуги связи;
участвует в работе международных организаций по вопросам ценообразования и регулирования деятельности естественных монополий в области связи и осуществляет научно-техническое сотрудничество в этой сфере, а также выполняет иные функции, предусмотренные законодательством Российской Федерации.
В структуре Департамента по регулированию естественных монополий в области связи МАП России выделены два основных общесистемных подразделения: управление тарифного регулирования и экономического взаимодействия операторов связи и управление по регулированию деятельности хозяйствующих субъектов естественных монополий. В состав первого входят отделы методологии регулирования тарифов, ценового регулирования, анализа и контроля деятельности субъектов естественных монополий. Основными подразделениями второго являются отдел реестра и маркетинга рынка услуг связи и отдел антимонопольного контроля.
Свои полномочия по регулированию естественных монополий в области связи на уровне субъектов федерации МАП России должен осуществлять через свои территориальные органы.
Госкомсвязи и МАП России осуществляют постоянное взаимодействие с целью формирования единой экономической политики для повышения эффективности работы органов связи, увеличения доступности потребителей к основным услугам связи, улучшения их качества и соблюдения национальных интересов на рынках средств и услуг связи.
Основными объектами управления и регулирования являются хозяйствующие субъекты - организации (предприятия) связи, являющиеся непосредственными производителями услуг.
Организации связи - это субъекты предпринимательской деятельности, обладающие административно-хозяйственной самостоятельностью. Они осуществляют свою деятельность в соответствии с законодательством Российской Федерации и на основе лицензий, выданных Госкомсвязи России. Важнейшими признаками административно-хозяйственной самостоятельности являются наличие устава предприятия и его регистрация в соответствующих органах местного управления, самостоятельного баланса с законченной системой учета и отчетности, расчетного счета в банке, прав и ответственности юридического лица. Последнее предопределяет организационное единство, имущественную ответственность и самостоятельное выступление от своего лица при взаимодействии с другими юридическими и физическими лицами в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации.
Все хозяйствующие субъекты связи классифицируются по ведомственной и отраслевой принадлежности, организационно-правовым формам и формам собственности, уровню специализации и степени законченности производственного цикла, месту в сети связи с точки зрения участия в процессе производства и реализации услуг, а также по территориальному признаку.
В зависимости от ведомственной принадлежности организации связи делятся на подведомственные Госкомсвязи России; находящиеся в подчинении других министерств и ведомств, органов регионального и местного самоуправления; независимые коммерческие предприятия, созданные юридическими или физическими лицами.
По отраслевому признаку различают организации почтовой связи (например, почтамты, прижелезнодорожные почтамты, отделения перевозки почты), предприятия электрической связи (междугородные телефонные станции, городские телефонные сети, АО электросвязи и др.), предприятия радиосвязи, радиовещания, телевидения и спутниковой связи (например, областные радиотелевизионные центры - ОРТПЦ).
С внедрением рыночных отношений в отрасли связи представлены хозяйствующие субъекты, имеющие различные организационно-правовые формы и формы собственности, в том числе государственные унитарные предприятия (например, предприятия почтовой связи), акционерные общества (в том числе открытые и закрытые с долей государства в уставном капитале и без таковой), совместные предприятия с участием иностранного капитала, личные (индивидуальные) предприятия, а также иные субъекты предпринимательской деятельности.
С точки зрения специализации различают выделенные (специализированные) предприятия, предоставляющие услуги одной подотрасли связи (например, самостоятельные городские телефонные сети, междугородные телефонные станции, предприятия, предоставляющие услуги сотовой телефонной связи) и предприятия объединенного типа, осуществляющие обслуживание потребителей услугами различных подотраслей (например, региональные АО электросвязи, которые организуют работу практически всех видов связи кроме почтовой).
Для многих организаций отрасли, участвующих в оказании сетевых услуг (предприятий почтовой, телеграфной, междугородной телефонной связи), характерен незаконченный цикл производства с точки зрения создания конечного продукта - услуги. Каждое из них выполняет определенный комплекс работ по передаче сообщений на конкретном этапе (исходящем, транзитном, входящем) производственного процесса. В то же время существуют предприятия, в рамках которых создается законченная услуга, т. е. осуществляется полностью законченный цикл производства. К числу таких организаций относятся выделенные городские телефонные сети, городские радиотрансляционные сети, сети сотовой связи, персонального радиовызова.
Неодинакова роль организаций связи и с точки зрения их участия в процессе создания и реализации услуг связи. Основная их часть занята как производством, так и непосредственным обслуживанием потребителей (почтамты, междугородные телефонные станции, городские телефонные сети и др.). В процессе своей деятельности они непосредственно контактируют с абонентами, вступают с ними в договорные отношения, получают доходы за предоставленные услуги, несут ответственность, в том числе и юридическую, за принятые на себя обязательства по количественным и качественным характеристикам создаваемых услуг. Другая часть предприятий непосредственно не связана с абонентами, а осуществляет технологические функции по обеспечению процесса передачи сообщений и обслуживанию оборудования и сооружений связи. Типичными представителями этой группы являются предприятия почтовой связи, занятые обработкой и перевозкой почты (ПЖДП, ОПП), ОАО «Ростелеком» и его филиалы -Территориальные центры междугородной связи (ТЦМС), осуществляющие, обслуживание магистральных и частично зоновых сетей электросвязи.
По территориальному признаку организации связи делятся на международные, междугородные, зоновые (региональные) и местные. Этот статус определяется лицензией, определяющей сферу деятельности конкретного оператора и уровень его присоединения к сети общего пользования.
Являясь объектом управления и регулирования со стороны федеральных органов, предприятия, в свою очередь, осуществляют функции управления по отношению к входящим в их состав филиалам, структурным единицам и подразделениям. На данном уровне управленческие решения вышестоящих органов конкретизируются применительно к задачам, стоящим перед непосредственными исполнителями, а также формируется система оперативно-производственного управления объектами, процессами и ресурсами предприятий. Таким образом, обеспечивается оптимальное сочетание государственного воздействия на хозяйствующие субъекты связи с расширением прав непосредственных производителей в направлении либерализации системы управления отраслью.