Перечень заболеваний для получения инвалидности. Ребенок-инвалид: что положено по закону Оформление детской инвалидности

186

Помощь детям-инвалидам регулируется на государственном уровне. Таким семьям положены различные ежемесячные выплаты (пенсия по инвалидности и пособие по уходу), а также несколько разновидностей трудовых, денежных и социальных льгот, как для родителей, так и для самого ребенка-инвалида.

Все эти виды поддержки от государства призваны обеспечить ребенка-инвалида, его родителей и опекунов самым необходимым, оказывать содействие его социальной адаптации, поддержать здоровье и создать возможности, соответствующие возможностям других граждан.

Денежные выплаты на детей-инвалидов оформляются в заявительном порядке через отделения Пенсионного фонда России (ПФР) или многофункциональные центры (МФЦ). Каждая из них потребует самостоятельного оформления и подачи нужного пакета документов.

Внимание

Средства из маткапитала можно тратить на покупку товаров и оплату услуг , направленных на социальную адаптацию и интеграцию в общество ребенка-инвалида (любого из детей в семье, а не обязательного давшего право на сертификат), в виде компенсации уже потраченных на это денег.

В оплату медицинских услуг, реабилитацию и покупку лекарств средства вкладывать не разрешается ! На практике деньги из материнского капитала стало возможным использовать на деток-инвалидов только после выхода Распоряжения Правительства РФ № 831-р от 30.04.2016 , утверждающего перечень соответствующих товаров и услуг (48 наименований).

Документы, которые нужно предоставить в ПФР для перечисления средств материнского капитала:

  • заявление от матери;
  • паспорт и СНИЛС заявителя;
  • индивидуальная программа реабилитации (абилитации) ребенка (ИПР, ИПРА);
  • документы, подтверждающие покупку товаров и услуг для соц. адаптации и интеграции;
  • акт из соцзащиты, подтверждающий наличие и соответствие купленного товара нуждам ребенка (если куплен товар, а не услуга);
  • реквизиты банковского счета заявителя.
Более подробно о процедуре использования маткапитала на социальную адаптацию детей-инвалидов читайте в дополнительной статье .

Льготы детям инвалидам и их родителям в 2019 году

Помимо денежных выплат, детям с инвалидностью и их родителям предоставляется множество льгот, призванных повысить их уровень жизни. Помощь предоставляется на каждого ребенка-инвалида, семья которого имеет основания для получения льгот и выплат, а не исходя из фактической нуждаемости семьи . То есть, все эти виды помощи назначаются вне зависимости от материального положения семьи.

Рисунок pixabay.com

Налоговый вычет на ребенка-инвалида в 2019 году (льгота по НДФЛ)

На каждого из детей-инвалидов (до 18 лет) или обучающегося по очной форме студента, аспиранта, интерна с инвалидностью 1, 2 группы (до 24 лет) предоставляется льгота по НДФЛ, которая полагается обоим родителям (усыновителям, опекунам) ребенка-инвалида.

Налоговый вычет на ребенка предоставляется только работающим родителям. Фактически на указанную сумму вычета будет уменьшена удерживаемая с зарплаты сумма НДФЛ (13% от дохода). Льгота представляет собой так называемый стандартный налоговый вычет (предоставляется независимо от выполнения каких-либо обстоятельств) по ст. 218 Налогового кодекса (НК) РФ. Ее размер составляет:

  • 12000 руб. - родителю, супругу родителя, усыновителю;
  • 6000 руб. - опекуну, приемному родителю, супругу приемного родителя, попечителю.

Внимание

Указанные повышенные суммы действуют с 01.01.2016 (закон № 317-ФЗ от 23.11.2015). До этого льгота по НДФЛ составляла 3000 руб. за одного ребенка-инвалида - и для родителя, и для опекуна.

Особенности оформления налогового вычета:

  • предоставляется пропорционально количеству детей-инвалидов в семье;
  • не зависит от оформления других видов соцпомощи;
  • возможность оформить предоставляется до конца текущего года (за предыдущие года оформить нельзя);
  • если ребенка обеспечивает единственный родитель, льгота ему предоставляется в удвоенном размере (если родитель вступает в брак, двойной вычет отменяется);
  • обращаться за вычетом следует по месту работы.
В 2019 г. налоговые льготы предоставляются на суммарный годовой доход одного из родителей в размере до 350000 руб. Начиная с месяца, в котором общий заработок превысил 350 тысяч, и до конца года вычет по НДФЛ уже не применяется.

Льготы родителям детей инвалидов по Трудовому кодексу

В Трудовом кодексе (ТК) РФ для работающих родителей с детьми-инвалидами также устанавливается ряд льгот, которыми можно и нужно пользоваться вне зависимости от региона проживания, формы собственности предприятия и внутренних правил трудового распорядка, которые устанавливаются коллективным договором и другими внутренними документами.

Работающим родителям или опекунам детей-инвалидов предусматривают следующие трудовые льготы:

  • Четыре дополнительных оплачиваемых выходных в месяц ( ТК РФ). Предоставляются по заявлению родителя (опекуна), оплачиваются из средств ФСС. Могут быть предоставлены одному лицу, ухаживающему за ребенком, или разделены между несколькими по их усмотрению.
  • Предоставление женщине, воспитывающей ребенка-инвалида до 18 лет, неполной рабочей недели или неполного дня (по ее желанию) с оплатой пропорционально фактическому времени работы. При этом продолжительность ежегодного отпуска не укорачивается, стаж не уменьшается (ст. 93 ТК РФ)
  • Один неоплачиваемый выходной женщине в сельской местности ( ТК РФ). Предоставляется по заявлению, независимо от общего числа детей-инвалидов в семье.
  • Невозможность увольнения одинокой матери по инициативе работодателя, кроме случая ликвидации предприятия (ст. 261 ТК РФ).
  • Запрет по привлечению к работам в ночное время ( ТК РФ).
  • Дополнительный неоплачиваемый отпуск до 14 дней в удобное заявителю время.

Досрочная пенсия родителям детей-инвалидов

Один из родителей инвалида с детства имеет право на досрочный выход на пенсию по старости согласно п. 1 ч. 1 статьи 32 закона № 400-ФЗ от 28.12.2013 «О страховых пенсиях» . При условии, что родитель воспитал ребенка до 8-летнего возраста, он сможет оформить трудовую пенсию в возрасте:

  • мужчина в 55 лет при наличии 20-летнего страхового стажа.
  • женщина в 50 лет при 15-летнем непрерывном стаже работы.

Для опекунов таких детей действуют другие условия по досрочному оформлению пенсии. Для них общеустановленный возраст (60 и 65 лет) снижается на 1 год за каждые 1 год 6 месяцев опеки, но не более 5 лет в общей сложности. Требования по стажу к ним предъявляются аналогичные, как и для родителей.

Алименты на нетрудоспособных совершеннолетних детей

Согласно ст. 85 Семейного кодекса (СК) РФ, родители обязаны содержать своих уже совершеннолетних, но нетрудоспособных детей. К ним относятся в том числе инвалиды с детства 1, 2 и 3 группы.

Алименты после 18 лет им положены при наличии таких оснований:

  • невозможность гражданина с инвалидностью работать;
  • нуждаемость (неспособность обеспечить себя самостоятельно).

В случае развода родителей материальная поддержка на ребенка предоставляется в виде ежемесячных алиментов . Последние могут быть назначены в одном из двух вариантов:

  • по соглашению сторон в произвольной сумме.
  • по решению суда в фиксированном размере, не зависящем от дохода плательщика (при этом судом учитываются материальное и семейное положение обеих сторон, другие важные факторы).
При необходимости по решению суда также могут быть установлены алименты на содержание нуждающегося супруга, осуществляющего уход за ребенком-инвалидом или инвалидом с детства 1 группы в соответствии со ст. 89 СК РФ .

Земельный участок и право на дополнительную жилую площадь

В ст. 17 закона № 181-ФЗ от 24.11.1995 перечислены льготы для семей с детьми-инвалидами, касающиеся жилплощади и улучшения условий проживания. Среди них:

  • Возможность получить жилое помещение в собственность или по договору социального найма для граждан, находящихся на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий. При этом площадь помещения по договору соцнайма может превышать нормативы, установленные в отношении одного человека, но не более, чем в два раза. Такое условие касается инвалидов, страдающих тяжелой формой хронического заболевания.
  • Первоочередное получение земельного участка для ИЖС, ведения подсобного хозяйства, садоводства.
  • Компенсация 50%:
    • на оплату жилого помещения и коммунальных услуг (по нормативам);
    • на оплату взноса за капремонт жилья.

Льготы для инвалидов при поступлении в ВУЗ или колледж

При условии, что ребенок-инвалид или инвалид с детства прошел вступительные испытания в высшее или среднее специальное учебное заведение, его должны зачислить вне конкурса. Но только при условии, что обучение в конкретном заведении не противопоказано по результатам медкомиссии.

При поступлении в вуз по программе бакалавриата или специалитета ребенку-инвалиду или лицу с инвалидностью с детства 1, 2, 3 групп предоставляются такие льготы:

  • возможность поступить без вступительных экзаменов на бюджет;
  • прием в пределах квоты при успешной сдаче экзаменов;
  • преимущественное право на зачисление (при одинаковом количестве баллов у абитуриента без льгот и инвалида предпочтение отдается последнему);
  • бесплатное обучение на подготовительном отделении, если у ребенка нет противопоказаний к учебе в данном заведении.
Указанными льготами можно воспользоваться только один раз , поэтому учебное заведение и будущую специальность стоит выбирать очень внимательно.

При подаче заявления в учебное заведение должны быть предоставлены такие документы:

  • заявление;
  • удостоверение личности;
  • подтверждение особых прав абитуриента (справка об инвалидности);
  • заключение медико-психолого-педагогической комиссии (ПМПК);
  • заключение об отсутствии противопоказаний к обучению в данном заведении.

Другие меры социальной поддержки детей-инвалидов

Дети с особыми потребностями могут рассчитывать на такие дополнительные виды социальной помощи:

  • первоочередной прием в детсады, бесплатное их посещение;
  • возможность изучать школьную программу на дому (если невозможность посещать школу подтверждена медицинской справкой);
  • бесплатное питание в школе;
  • щадящий режим сдачи ЕГЭ;
  • помощь соцслужб в реабилитации (социальной, психологической);
  • обеспечение техническими средствами социально-бытовой и медицинской реабилитации и так далее.

Внимание

В регионах могут устанавливаться свои меры поддержки, перечень выплат и льгот для детей инвалидов, в том числе инвалидов с детства. Уточнить их полный список можно в отделении соц. защиты своего города.

Заключение

К сожалению, пока на пути к максимальной социальной адаптации детей и инвалидов с детства для создания им возможностей к полноценной жизни российскому обществу нужно преодолеть еще очень много препятствий. Однако государство берет на себя обязанность поддерживать детей-инвалидов и их семьи. Поддержка осуществляется как в денежном (пенсия и , ), так и (обеспечение проезда, курортного лечения и предоставление лекарств). Также семьям предлагается непосредственно для родителей или опекунов ( , ) и детей (поступление в вузы на особых условиях).

Рождение ребенка это всегда радость. Но иногда она бывает омрачена тяжелыми болезнями новорожденного. К сожалению, и в процессе взросления ребенка не редко могут подстерегать тяжелые травмы и заболевания. В обеих этих ситуациях в соответствии с российским законодательством можно оформить инвалидность. В данной статье мы рассмотрим документы, которые нужны для получения инвалидности, порядок ее оформления и льготы, которые полагаются ребенку-инвалиду.

Всем инвалидам, а в особенности детям-инвалидам, государство предоставляет определенные льготы, а также дополнительные денежные пособия, которые так необходимы для лечения и возможного выздоровления. Все эти пособия и льготы определенны законодательством РФ (Федеральным законом, № 181).

Перечень льгот, на которые могут рассчитывать дети-инвалиды:

  • льготы на жилье;
  • неоплачиваемый проезд по всей территории Российской Федерации;
  • обеспечение бесплатными медикаментами;
  • неоплачиваемый доступ во всемирную паутину;
  • предоставление кабельного телевидения по льготам;
  • льготы на оплату услуг телефонной связи;
  • возможность покупки средств, которые относятся к предметам первой необходимости по заниженным ценам или по скидке;
  • льготы на пенсию;
  • трудовые льготы;
  • льготы на налоги;
  • предусмотрены льготы на получение образования;
  • санаторно-курортное оздоровление.

Следует знать, что данный перечень предоставляемых льгот может меняться каждый год (дополняться или делаться более обширным в зависимости от требований современного мира и человека).

Также родители, которые имеют на содержании детей-инвалидов, имеют право оформить на них пенсию в размере, которая установлена для каждой группы и зависит от вида и тяжести заболевания.

Перечень денежных пособий для родителей ребенка-инвалида:

  • социальная пенсия с возможностью надбавки;
  • пособие, которое выдается при необходимости дополнительного ухода за детьми-инвалидами их родителями, в результате чего они не могут работать. Его размер составляет 60 % от МРОТ.

Родители, воспитывающие ребенка-инвалида, тоже могут претендовать на некоторые льготы. Например, для матерей, которые воспитывают таких детей до 8 лет, предусмотрена возможность выхода на пенсию после 50 лет, имея при этом 15 лет стажа. Время, которое мать провела дома с ребенком-инвалидом, зачисляется в трудовой стаж.

Порядок оформления

Для того чтобы быстро и без лишних временных затрат оформить для ребенка инвалидность необходима знать порядок ее присвоения. Это довольно длительный процесс и занимает он около трех месяцев.

Для начала процедуры нужно получить заключение медико-социальной экспертизы или МСЭ. Чтобы получить данное заключение нужно пройти определенных врачей, перечень которых зависит от вида болезни. Обычно нужен осмотр таких специалистов: ЛОР, хирург, офтальмолог, ортопед, эндокринолог и невропатолог. Врачей необходимо пройти в определенные сроки, которые тоже нормируются видом заболевания. Также необходимо сдать некоторые анализы: общие анализы крови и мочи.

Следует помнить, что сначала нужно получить соответствующее направление на МСЭ, которое выдается специалистом (педиатром). Его можно получить по месту жительства в медицинском учреждении или учреждении социальной защиты. Для этого нужно, чтобы родители/опекуны подошли с соответствующим обращением. Наиболее часто направление на прохождение комиссии выдают именно медицинские учреждения, в котором происходило медицинское обследование ребенка.

После прохождения врачей и получения их заключений с ними нужно идти к педиатру. Он оформляет эпикриз и заключение. Затем вся эта документация относится на подпись к заведующему поликлиникой. Одновременно нужно взять справку для индивидуальной программы реабилитации.

После этого, собрав все необходимые документы, можно проходить комиссию МСЭ. Для этого нужна предварительная запись (это можно сделать по телефону). Записаться лучше еще на этапе прохождения врачей, поскольку время назначения может сильно варьироваться (до нескольких месяцев).

Если МСЭ присуждает ребенку инвалидность, то датой начала ее действия считается день подачи заявления о назначении МСЭ. В данном органе вам выдадут все необходимые документы, которые подтверждают инвалидность у ребенка.

Звание ребенок-инвалид присваивается всем детям, которые на момент прохождения комиссии имели возраст меньше 18 лет.

Документы для оформления

Для того чтобы оформить инвалидность для детей, нужно предоставить в МСЭ следующий перечень документации:

  • заявление от родителей/опекуна;
  • форма №080/у-06, которая заполнена главным врачом детской клиники или его отделения;
  • амбулаторная карта ребенка;
  • школьная характеристика (если ребенок заболел в школьный период);
  • разовая справка, которую выдали после предыдущей комиссии (в случае повторного оформления);
  • паспорт ребенка с его пропиской (при наличии) или свидетельства о регистрации факта рождения.

Для получения пенсионных выплат на ребенка, которому оформили инвалидность, нужно принести в Пенсионный фонд России (его территориальный орган) следующие документы:

  • заявление, в котором указана просьба о присуждении пенсии;
  • страховое свидетельство опекуна или родителя;
  • свидетельство, подтверждающее акт рождения;
  • документы на инвалидность, где указана степень ограничения его трудоспособности;
  • страховое свидетельство на ребенка.

Сроки установления инвалидности

Инвалидность, как для взрослого человека, так и для ребенка оформляется только на определенный период, который зависит от группы, вида заболевания и его степени тяжести. По истечению срока ее действия необходимо пройти повторно все процедуру.

Срок установления инвалидности в зависимости от группы:

  • первая группа – выдается сроком на два года;
  • вторая и третья группа – выдаются сроком на один год.

Не стоит забывать, что время ограничения трудовой деятельности тоже является строго регламентированным. Обычно он приравнивается к сроку действия инвалидности. По истечению данной справки, следует пройти повторную процедуру для ее получения.

Как видим, для того чтобы получить на ребенка инвалидность надо пройти длительный и сложный путь сбора и оформления всей необходимой документации. Основные осложнения, которые возникают при ее получении, заключаются в незнании людьми не только всех нюансов, но и вообще этапов данного процесса. Незнание всех тонкостей чревато увеличением сроков оформления, ведь нехватка хотя бы заключения одного врача или любого другого документа приведёт к полной остановки всей процедуры до момента предоставления необходимой документации. Поэтому, осведомленность – главный ключ к оперативному решению вопроса.

При завершении срока, на который была выдана инвалидность, имеется возможность ее повторного заключения. Обычно, повторная операция по оформлению занимает гораздо меньше времени и нервов.

Видео

Необходимость получения инвалидности при аутизме признана на государственном уровне. В законодательство и подзаконные акты внесены соответствующие изменения. Однако для родителей детей-аутистов остается открытым вопрос о критериях получения инвалидности. Часто люди не знают с чего начинать оформление инвалидности аутисту, какую группу инвалидности дают при аутизме и положен ли такой статус их ребенку.

Оформление инвалидности по аутизму – что говорит закон?

Закон, который регулирует и определяет вопросы, связанные с инвалидностью называется «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации». Инвалидом признается человек (ребенок-инвалид до 18 лет), который имеет стойкие нарушения физического, психического, когнитивного плана.

Для получения инвалидности эти нарушения должны быть такой степени, чтобы приводили к невозможности:

  • самообслуживания;
  • самостоятельной жизни в социуме;
  • самоконтроля;
  • обучения;
  • получения навыков для трудовой деятельности;
  • осуществления трудовой деятельности.

В применении к аутизму, инвалидность не является автоматически прилагаемой к диагнозу. Решение о назначении ребенку-аутисту инвалидности принимается коллегиально, после всестороннего обследования и наблюдения в динамике.

Обратите внимание! Родителям следует понимать, что классификация, по которой ставится инвалидность, и аутизм как диагноз – это разные вещи. Далеко не каждому ребенку с нарушением аутистического спектра положена и требуется инвалидность.

Стоит ли оформлять?

Получение официального статуса инвалида при аутизме дает возможность семье получать от государства материальную помощь в виде денежных выплат, льгот.

Реабилитация при аутизме назначается, или, скорее, разрабатывается, индивидуально. Не каждый ребенок-аутист нуждается в постоянной опеке. Родителям и специалистам следует концентрироваться не на оформлении инвалидности, а на ранней диагностике и адекватной реабилитации.

С другой стороны, материальная поддержка, возможность бесплатного получения необходимых препаратов, возможность прохождения курсов санаторного лечения, ежемесячные денежные выплаты ухаживающему за ребенком, неработающему родителю – все это дает оформление статуса ребенка-инвалида.

Обратите внимание! Оформление статуса ребенка-инвалида не ведет за собой каких-либо ограничений в выборе обучения или детского сада. По мере восстановления малыша, вы можете пройти комиссию и снять инвалидность в любое время.

Сколько денег платят при оформлении инвалидности по аутизму?

Согласно законодательству родителям (опекунам) ребенка-инвалида выплачивают:

  • 1-я группа — 10 376 руб. федеральная пенсия + 5500 «за уход» (или 1200, если уход осуществляет посторонний человек);
  • 2-я группа — 8 647 руб. + выплаты за уход.

Материальные льготы включают в себя:

  • 50% скидку при оплате коммунальных услуг;
  • бесплатный проезд в общественном транспорте;
  • 50% скидку на сезонный проезд на все виды транспорта;
  • бесплатный детский сад, лекарства, санаторно-курортное лечение.

Для мамы есть преференции в трудовом кодексе. Это летний отпуск и невозможность уволить ее с работы без ее согласия (не распространяется на трудовые нарушения со стороны женщины).

Обратите внимание! Мы перечислили не все выплаты и льготы, которые могут быть положены при инвалидности с аутизмом. Полный перечень следует уточнять в учреждениях социальной защиты по месту жительства.

Инвалидность для детей с аутизмом в РФ теперь дают на 5 лет

В марте 2018 года правительство РФ приняло постановление за №339. Согласно ему, первичная диагностика при нарушении аутистического спектра у детей дает возможность установить инвалидность на 5 лет минимально или бессрочно, до 18 лет.

Продление минимального срока установления инвалидности при аутизме связано с трудностями прохождения ежегодной комиссии для подтверждения статуса. Кроме того, это позволило упорядочить процедуру на всей территории страны.


Реально ли получить инвалидность при аутизме – порядок оформления

Существует общий, законодательно установленный, порядок получения инвалидности ребенку, независимо от его диагноза:

  1. Обращение в поликлинику по месту жительства для установления диагноза. Если заболевание общего характера – к педиатру. Если это психоневрологическая сфера, то обращаемся к неврологу, детскому психиатру. При отсутствии профильного специалиста по месту жительства, следует взять направление к областному врачу.
  2. Специалист должен выдать направление на медико-социальную экспертизу (МСЭ). Он же прописывает подробно перечень специалистов, анализов, инструментальных исследований, которые необходимо пройти вашему ребенку. Медико-социальная экспертиза проводится ежегодно, в определенное время. Все этапы обследования необходимо пройти до ее начала. Иначе все отложится на год.
  3. После завершения обследования по выданному списку, все результаты несете врачу, от которого получили направление. Он должен подготовить документы.
  4. В назначенное время, с полученными медицинскими документами, проходите комиссию.

Обратите внимание! При аутизме направление на комиссию МСЭ выдает психолог.

Какие документы необходимы для оформления инвалидности ребенку?

  • Заявление от родителя или опекуна на проведение экспертизы.
  • Свидетельство о рождении. Для детей от 14 лет потребуется паспорт.
  • Направление от лечащего врача (оформляет специалист при подготовке документации) по форме 088/у-06.
  • Амбулаторная карта и другие медицинские документы, свидетельствующие о наличии у ребенка нарушений здоровья.
  • Психолого-педагогическая характеристика на ребенка, в случае если он посещает детское дошкольное или образовательное учреждение. Если ребенок «домашний», то это указывается отдельно и характеристику не требуют.

Переосвидетельствование или продление срока инвалидности

Доля переосвидетельствования необходимо пройти всю вышеописанную процедуру заново. Плюс представить комиссии заключение предыдущей экспертизы (розовую справку).

Инвалидность при аутизме после 18 лет

Существует проблема — когда ребенок-аутист достигает совершеннолетия, ему меняют диагноз «аутизм» на «умственную отсталость», «расстройство личности», «шизофрению». До 2015 года это связывали с тем, что официального кода для определения аутизма у взрослого человека просто не было.

На сегодняшний день такие коды существуют. Согласно Международной Классификации Болезней, установленной в 2010 году, это:

  • код F84.0 – детский аутизм
  • код F84.1 – атипичный аутизм

Однако далеко не все врачи-психиатры готовы работать согласно мировым стандартам. Сменят ли диагноз вашему ребенку с аутизмом при установлении инвалидности после 18 лет, часто зависит от настойчивости и информированности родителей (к сожалению).

Как оформить инвалидность по аутизму в Украине?

Инициировать процесс получения ребенком с диагнозом «аутизм» (нарушения аутистического спектра, РДА, ) могут родители самостоятельно. Для этого им следует найти ближайшего детского психиатра и обратиться к нему за установлением правильного диагноза (или подтверждением имеющегося).

Для получения статуса инвалида, ребенку будут проведены соответствующие тесты. Если будет целесообразно, то к обследованию могут быть привлечены врачи: невролог, логопед, гастроэнтеролог, эндокринолог и другие узкие специалисты.

Установленный диагноз должен быть записан так, как это определено в приказе Министерства Здравоохранения Украины за No 454/471/516 от 08.11.2001 г. В нем перечисляются все основания для получения инвалидности с детства. Об аутизме написано в пункте 10 раздела «Розлади психіки та поведінки». Диагноз должен быть «дитячий аутизм» или «атиповий аутизм».

Для определения показаний к получению статуса инвалида, возраст не имеет значения. При установленном аутизме, ребенок будет «инвалид с детства», даже если вы пришли на комиссию в 16 лет. Лежать в больнице для обследования закон не обязывает. Все разрешается пройти амбулаторно.

Заключение может быть в виде:

  1. Формы 028/о – при амбулаторном обследовании.
  2. Формы 027/о – при стационарном обследовании.

Дополнительно надо:

  • свидетельство о рождении ребенка;
  • характеристику с детского учреждения;
  • паспорт взрослого сопровождающего;
  • мед. карту.

Последний этап — прохождение ВКК в своей поликлинике.

Обратите внимание! Заключение медицинского обследования выявляет показания для установления инвалидности с детства ребенку с аутизмом. Однако окончательный вердикт о присвоении или отказе в статусе инвалида остается за ВКК по месту жительства.

ВКК (Врачебно-консультационная комиссия)

В Украине Медико-соціальна експертиза (МСЕК или ВКК) проходит после завершения предварительного обследования ребенка. Именно заключение этой комиссии (форма 080/о) является основанием для получения родителями официального документа, который дает право обращаться за социальной помощью в соответствующую (по месту жительства) государственную службу.

Обратите внимание! В Украине подтвержденный диагноз «дитячий аутизм», дает основание для установления инвалидности до 18 лет, на весь период детства ребенка. Другие нарушения могут быть переосвидетельствованы через 2 или 5 лет.

План (чек-лист) оформления инвалидности ребенку с аутизмом в Украине и России

Резюмируя вышеизложенное, можно сделать вывод, что процедуры получения статуса инвалида для ребенка с аутизмом в обеих странах похожи.

  1. Обращаемся в поликлинику по месту жительства, к специалисту, у которого ребенок стоит на учете. Как правило, это психоневролог или детский психиатр. Заявляем о своем желании оформить официально инвалидность при аутизме у ребенка.
  2. Получаем направление на медицинское обследование – в стационар или амбулаторно. Закон в обеих странах не запрещает любую форму мед. освидетельствования.
  3. Проходим медицинское обследование. Длительность процесса зависит от состояния ребенка, графика работы специалистов и расторопности родителей.
  4. Получаем заключение с обозначенным диагнозом и рекомендацией к установлению инвалидности.
  5. Собираем документы на медико-социальную экспертизу (МСЕК или ВКК в Украине, МСЭ в России) и подаем их в мед. учреждение по месту жительства. С документами ехать можно без ребенка. Вам назначают точную дату прохождения комиссии.
  6. Проходим ВКК. Получаем официальный документ о том, что вашему ребенку установлена инвалидность (розовую справку) и ИПР (индивидуальную программу реабилитации).
  7. С документами идем: в пенсионный фонд для оформления пенсионного удостоверения; в отдел социальной защиты для оформления положенных пособий и льгот; в фонд социального страхования для оформления ИПР. Все контактные телефоны этих учреждений не забудьте взять при прохождении ВКК.

В оформлении инвалидности ребенку с аутизмом нет ничего сложного. Не следует бояться стационара – вы имеете право быть там с ребенком, без вашего разрешения ему ни одной таблетки не дадут.

Помните, что только от вашей настойчивости зависит качество жизни вашей семьи.

К сожалению, дети не застрахованы от внешних факторов воздействия, и поэтому встречаются случаи, что различные болезни берут над ними шествие и появляется необходимость в оформлении инвалидности.

На территории РФ законодательная база вопроса о порядке и регулировании инвалидности для взрослых и детей одинаковая.

Что касается порядка оформления, то в этом плане есть небольшие отличие. Рассмотрим все более подробно.

Кто относится к группе детей инвалидов. Законодательная база вопроса

Инвалидность детей четко регулируется нормативно-правовой базой, которая предусматривает порядок оформления, социальные выплаты и права на реабилитацию.

В частности речь идет о таких законах , как:

Стоит отметить, что получить инвалидность вправе любой ребенок, у которого имеется какое-либо заболевание (дцп, аутизм и другие), из-за которого он не может жить нормальной жизнью, ограничен в передвижении и так далее.

Для получения инвалидности существует определенный порядок действий.

Общий порядок оформления статуса инвалида для ребенка

Общая картина оформления инвалидности для ребенка выглядит таким образом:

Сбор необходимой документации

Документация, которая необходима для проведения медицинской экспертизы четко регламентируется Министерством Труда. В ее состав входит:

Что касается свидетельства о рождении либо паспорта, то в обязательном порядке должна быть и копия.

Для проведения экспертизы иностранцам, помимо этих документов, необходимо предъявить документ, подтверждающий их статус на территории РФ (речь идет о справки вынужденного переселенца, вида на жительство, разрешения на временное проживание и так далее).

Комиссия МСЭ не имеет права требовать от родителей каких-либо дополнительных документов, поскольку этот перечень является исчерпывающим и четко регламентируется действующим законодательством.

Родители вправе предоставить пакет документов как лично, так и в электронном варианте. При отправке документов через электронную почту, в обязательном порядке должна быть поставлена электронная печать. Но как показывает практика, лучшим вариантом является личная передача документов (в противном случае есть вероятность потери документов).

Куда необходимо обращаться

Как правило инициатором направления на комиссию выступает непосредственно сам лечащий врач, но встречаются случаи, когда родители сами решают подобный вопрос.

В том случае, если болезнь ребенка является поводом для оформления инвалидности, в первую очередь необходимо обращаться к участковому педиатру, который закреплен за ребенком.

Именно он сможет проконсультировать родителей и выступить инициатором. Однако, если ребенок состоит на учете в каком либо отделении, то изначально следует обращаться по этому поводу туда.

К примеру, ребенок состоит на учете у хирурга, следовательно, в первую очередь необходимо обращаться к нему. Он выпишет направление, и расскажет о дальнейших действиях.

При этом стоит отметить, что инвалидность назначается только в крайних случаях, когда медицина бессильна. К сожалению, в последнее время, родители пытаются оформить инвалидность даже при несерьезных заболеваниях, которые излечиваются в течении месяца. Обратившись с подобным заболеванием в комиссию, в инвалидности будет отказано незамедлительно.

Особенности оформления с различными болезнями

От наличия определенного заболевания зависит начало процедуры оформления инвалидности (точнее, разные лечащие врачи выписывают направление). Рассмотрим подробнее.

Заболевания опорно-двигательного аппарата

При наличии заболевания с опорно-двигательным аппаратом, выдача направления ложится на лечащего хирурга, который и определяет порядок дальнейших действий.

В большинстве случаев, инвалидность может быть назначена сроком на 1 год с дальнейшим подтверждением.

С синдромом Шерешевского-Тернера

На сегодняшний день вокруг инвалидности с этим заболеванием существует множество споров. В большинстве случаев при назначении статуса инвалида ребенку с таким заболеванием, через год она снимается.

Однако инвалидность может быть установлена только в том случае, если:

  • у ребенка наблюдаются проблемы с развитием внутренних органов;
  • наблюдаются серьезные сбои эндокринной системы;
  • существует сбой в умственном развитии.

При отсутствии вышеперечисленных условий в инвалидности будет отказано.

По зрению

В случае наличия проблем со зрением, при попытке оформить инвалидность, первым делом следует обратиться к офтальмологу, который занимается непосредственно лечением.

Как правило заболевания из этой группы влекут пожизненную инвалидность.

Аутизм

В большинстве случаев присвоить инвалидность рекомендует психолог. Ни в коем случае это не означает, что ребенок теперь ни такой как все. Многие специалисты в этой области рекомендуют проведение МСЭК лишь с одной целью – существенное сокращение растрат на реабилитацию, возможность лечения в лучших клиниках РФ бесплатно, что влечет за собой скорейшее улучшение здоровья ребенка.

При аутизме инвалидность присваивается на один год, в дальнейшем при необходимости продлевается.

Астма

Инвалидность в этом случае возможна только при хроническом заболевании, которое влечет за собой постоянные приступы удушья. Несмотря на то, что с таким заболеванием вероятность получения инвалидности достаточно небольшая, это все же возможно.

Однако необходимо быть готовым к тому, что ежегодно следует всеми усилиями доказывать наличие этого заболевания.

ЗПР

При наличии этого заболевания необходимо обратиться к лечащему психотерапевту на консультацию.

В случае, если получение инвалидности возможно, он определит для родителей ребенка порядок дальнейших действий. Но как показывает практика, вероятность получения статуса инвалида низкая.

ДЦП

При заболевании ДЦП, в первую очередь необходимо обратиться к лечащему неврологу за направлением, а затем к участковому педиатру.

Инвалидность в этом случае оформляется сроком на 1 год, затем необходимо перекомиссия.

Особенности оформления в различных регионах

Во всех регионах нашей страны, процедура оформления инвалидности для ребенка одинаковая. При этом есть небольшой нюанс.

Дело в том, что если ребенок, который направлен на МСЭК, является учеником школы либо детского сада, из этого заведения необходима характеристика. В том случае, если родители переехали в другой город, необходимо лично либо через запрос требовать выслать характеристику. В противном случае, комиссия попросту может не принять ребенка и процедура назначаться на следующий год.

Если характеристика будет требоваться в виде запроса, он подается непосредственно лечащим врачом.

Порядок оформления инвалидности ребенку изложен в следующем видеоролике:

Инвалидность есть состояние человека с невозможностью осуществления умственной, физической или психической деятельности. Процедура установления инвалидности в РФ производится соответствующими органами, и при этом несет собой медицинское и юридическое значение. Установление инвалидности дает право на получение ряда льгот и пенсионных выплат, притом, что лицо, получившее определенную степень инвалидности, не может осуществлять трудовую деятельность частично либо полностью. В современном обществе понятие «инвалид» принято считать более корректным термином «лицо с ограниченными возможностями».

Статус инвалидности определяется по нескольким группам:

  • — по заболеваниям двигательных функций;
  • — по заболеваниям кровообращения;
  • — по заболеваниям пищеварительной и дыхательной систем;
  • — по нарушениям обменных процессов;
  • — по нарушениям функций органов чувств, в частности зрения, слуха, обоняния и осязания;
  • — по нарушениям психического состояния.

Вместе с тем, среди россиян бытует мнение о том, что существует перечень заболеваний, в соответствии с которым можно получить определенный статус инвалидности. Однако, не все болезни, перечисленные в этом списке, дают право на получение инвалидности. Так, к примеру, человек с онкологическим заболеванием, после прохождения всех курсов долговременной реабилитационной терапии, может быть направлен на освидетельствование для получения статуса инвалида определенной степени, и уже комиссией будет решать вопрос либо о продлении больничного листа без установления группы инвалидности, либо определить статус инвалида 2й группы сроком на один год, по истечении которого после повторного освидетельствования, инвалидность снимается или вновь продляется. Считается, что продолжительность беспрерывного больничного листа не должна превышать 4 месяцев, с перерывами – 6 месяцев.

Существует перечень лиц, которые вправе получить инвалидность на бессрочной основе, куда относятся:

  • — инвалиды мужского пола старше 60 лет и женского старше 50 лет, а также инвалиды с назначением повторного медосвидетельствования по срокам после наступления указанного возраста;
  • — инвалиды 1й и 2й групп, степень инвалидности у которых не изменялась либо изменялась в худшую сторону в течение 15 лет;
  • — инвалиды ВОВ 1й и 2й групп, а также граждане, защищающие родину с инвалидностью, полученной до ВОВ;
  • — инвалиды-военнослужащие лица, получившие статус инвалидности по ранениям и заболеваниям, полученным в период прохождения службы.

Кроме того, существует перечень заболеваний для получения инвалидности на бессрочной основе, куда относятся:

  • — злокачественные опухоли разной формы и локализации;
  • — доброкачественные опухоли головного мозга;
  • — умственные заболевания, не поддающиеся лечению;
  • — заболевания нервной системы, влияющие на изменения в моторике и работе чувствительных органов;
  • — тяжелые формы нервных заболеваний;
  • — дегенеративные процессы головного мозга;
  • — тяжелые заболевания внутренних органов с прогрессирующим течением;
  • — дефекты нижних и верхних конечностей, в частности ампутация;
  • — полное отсутствие зрения и слуха.

Условия установления инвалидности определены критериями и классификацией, регламентированными Приказом Минздравсоцразвития РФ № 1013н от 23 декабря 2009 г. «Об утверждении классификаций и критериев, используемых при осуществлении медико-социальной экспертизы граждан федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы». (см. ниже)

http://mosadvokat.org/

Приказ Минздравсоцразвития РФ от 23.12.2009 N 1013н «Об утверждении классификаций и критериев, используемых при осуществлении медико-социальной экспертизы граждан федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы»

Министерство здравоохранения

и социального развития

Российской Федерации

Приказ

Об утверждении классификаций и критериев, используемых при осуществлении медико-социальной экспертизы граждан Федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы

2. Признать утратившим силу Приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 22 августа 2005 г. N 535 «Об утверждении классификаций и критериев, используемых при осуществлении медико-социальной экспертизы граждан федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы» (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 13 сентября 2005 г. N 6998).

Т.А.ГОЛИКОВА

Приложение

к Приказу

Министерства здравоохранения

и социального развития

Российской Федерации

КЛАССИФИКАЦИИ И КРИТЕРИИ,

ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ ПРИ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ МЕДИКО-СОЦИАЛЬНОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ

ГРАЖДАН ФЕДЕРАЛЬНЫМИ ГОСУДАРСТВЕННЫМИ УЧРЕЖДЕНИЯМИ

МЕДИКО-СОЦИАЛЬНОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ

I. Общие положения

1. Классификации, используемые при осуществлении медико-социальной экспертизы граждан федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы, определяют основные виды нарушений функций организма человека, обусловленные заболеваниями, последствиями травм или дефектами, и степени их выраженности; основные категории жизнедеятельности человека и степени выраженности ограничений этих категорий.

2. Критерии, используемые при осуществлении медико-социальной экспертизы граждан федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы, определяют условия установления групп инвалидности (категории «ребенок-инвалид»).

II. Классификации основных видов нарушений функций

организма и степени их выраженности

3. К основным видам нарушений функций организма человека относятся:

нарушения психических функций (восприятия, внимания, памяти, мышления, интеллекта, эмоций, воли, сознания, поведения, психомоторных функций);

нарушения языковых и речевых функций (нарушения устной (ринолалия, дизартрия, заикание, алалия, афазия) и письменной (дисграфия, дислексия), вербальной и невербальной речи, нарушения голосообразования и пр.);

нарушения сенсорных функций (зрения, слуха, обоняния, осязания, тактильной, болевой, температурной и других видов чувствительности);

нарушения статодинамических функций (двигательных функций головы, туловища, конечностей, статики, координации движений);

нарушения функций кровообращения, дыхания, пищеварения, выделения, кроветворения, обмена веществ и энергии, внутренней секреции, иммунитета;

нарушения, обусловленные физическим уродством (деформации лица, головы, туловища, конечностей, приводящие к внешнему уродству, аномальные отверстия пищеварительного, мочевыделительного, дыхательного трактов, нарушение размеров тела).

4. При комплексной оценке различных показателей, характеризующих стойкие нарушения функций организма человека, выделяются четыре степени их выраженности:

  • 1 степень — незначительные нарушения,
  • 2 степень — умеренные нарушения,
  • 3 степень — выраженные нарушения,
  • 4 степень — значительно выраженные нарушения.

III. Классификации основных категорий жизнедеятельности

человека и степени выраженности ограничений этих категорий

  • способность к самообслуживанию;
  • способность к самостоятельному передвижению;
  • способность к ориентации;
  • способность к общению;
  • способность контролировать свое поведение;
  • способность к обучению;
  • способность к трудовой деятельности.

6. При комплексной оценке различных показателей, характеризующих ограничения основных категорий жизнедеятельности человека, выделяются 3 степени их выраженности:

а) способность к самообслуживанию — способность человека самостоятельно осуществлять основные физиологические потребности, выполнять повседневную бытовую деятельность, в том числе навыки личной гигиены:

  • 1 степень — способность к самообслуживанию при более длительной затрате времени, дробности его выполнения, сокращении объема с использованием при необходимости вспомогательных технических средств;
  • 2 степень — способность к самообслуживанию с регулярной частичной помощью других лиц с использованием при необходимости вспомогательных технических средств;
  • 3 степень — неспособность к самообслуживанию, нуждаемость в постоянной посторонней помощи и полная зависимость от других лиц;

б) способность к самостоятельному передвижению — способность самостоятельно перемещаться в пространстве, сохранять равновесие тела при передвижении, в покое и при перемене положения тела, пользоваться общественным транспортом:

  • 1 степень — способность к самостоятельному передвижению при более длительной затрате времени, дробности выполнения и сокращении расстояния с использованием при необходимости вспомогательных технических средств;
  • 2 степень — способность к самостоятельному передвижению с регулярной частичной помощью других лиц с использованием при необходимости вспомогательных технических средств;
  • 3 степень — неспособность к самостоятельному передвижению и нуждаемость в постоянной помощи других лиц;

в) способность к ориентации — способность к адекватному восприятию окружающей обстановки, оценке ситуации, способность к определению времени и места нахождения:

  • 1 степень — способность к ориентации только в привычной ситуации самостоятельно и (или) с помощью вспомогательных технических средств;
  • 2 степень — способность к ориентации с регулярной частичной помощью других лиц с использованием при необходимости вспомогательных технических средств;
  • 3 степень — неспособность к ориентации (дезориентация) и нуждаемость в постоянной помощи и (или) надзоре других лиц;

г) способность к общению — способность к установлению контактов между людьми путем восприятия, переработки и передачи информации:

  • 1 степень — способность к общению со снижением темпа и объема получения и передачи информации; использование при необходимости вспомогательных технических средств помощи; при изолированном поражении органа слуха способность к общению с использованием невербальных способов и услуг по сурдопереводу;
  • 2 степень — способность к общению при регулярной частичной помощи других лиц с использованием при необходимости вспомогательных технических средств;
  • 3 степень — неспособность к общению и нуждаемость в постоянной помощи других лиц;

д) способность контролировать свое поведение — способность к осознанию себя и адекватному поведению с учетом социально-правовых и морально-этических норм:

  • 1 степень — периодически возникающее ограничение способности контролировать свое поведение в сложных жизненных ситуациях и (или) постоянное затруднение выполнения ролевых функций, затрагивающих отдельные сферы жизни, с возможностью частичной самокоррекции;
  • 2 степень — постоянное снижение критики к своему поведению и окружающей обстановке с возможностью частичной коррекции только при регулярной помощи других лиц;
  • 3 степень — неспособность контролировать свое поведение, невозможность его коррекции, нуждаемость в постоянной помощи (надзоре) других лиц;

е) способность к обучению — способность к восприятию, запоминанию, усвоению и воспроизведению знаний (общеобразовательных, профессиональных и др.), овладению навыками и умениями (профессиональными, социальными, культурными, бытовыми):

  • 1 степень — способность к обучению, а также к получению образования определенного уровня в рамках государственных образовательных стандартов в образовательных учреждениях общего назначения с использованием специальных методов обучения, специального режима обучения, с применением при необходимости вспомогательных технических средств и технологий;
  • 2 степень — способность к обучению только в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях для обучающихся, воспитанников, детей с ограниченными возможностями здоровья или на дому по специальным программам с использованием при необходимости вспомогательных технических средств и технологий;
  • 3 степень — неспособность к обучению;

ж) способность к трудовой деятельности — способность осуществлять трудовую деятельность в соответствии с требованиями к содержанию, объему, качеству и условиям выполнения работы:

  • 1 степень — способность к выполнению трудовой деятельности в обычных условиях труда при снижении квалификации, тяжести, напряженности и (или) уменьшении объема работы, неспособность продолжать работу по основной профессии при сохранении возможности в обычных условиях труда выполнять трудовую деятельность более низкой квалификации;
  • 2 степень — способность к выполнению трудовой деятельности в специально созданных условиях труда с использованием вспомогательных технических средств и (или) с помощью других лиц;
  • 3 степень — неспособность к любой трудовой деятельности или невозможность (противопоказанность) любой трудовой деятельности.

7. Степень ограничения основных категорий жизнедеятельности человека определяется исходя из оценки их отклонения от нормы, соответствующей определенному периоду (возрасту) биологического развития человека.

IV. Критерии установления групп инвалидности

8. Критерием для определения первой группы инвалидности является нарушение здоровья человека со стойким значительно выраженным расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению одной из следующих категорий жизнедеятельности или их сочетанию и вызывающее необходимость его социальной защиты:

  • способности к самообслуживанию третьей степени;
  • способности к передвижению третьей степени;
  • способности к ориентации третьей степени;
  • способности к общению третьей степени;
  • способности контролировать свое поведение третьей степени;
  • способности к обучению третьей степени;
  • способности к трудовой деятельности третьей степени.

9. Критерием для установления второй группы инвалидности является нарушение здоровья человека со стойким выраженным расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению одной из следующих категорий жизнедеятельности или их сочетанию и вызывающее необходимость его социальной защиты:

  • способности к самообслуживанию второй степени;
  • способности к передвижению второй степени;
  • способности к ориентации второй степени;
  • способности к общению второй степени;
  • способности контролировать свое поведение второй степени;
  • способности к обучению второй степени;
  • способности к трудовой деятельности второй степени.

10. Критерием для определения третьей группы инвалидности является нарушение здоровья человека со стойким умеренно выраженным расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению способности к трудовой деятельности первой степени или ограничению следующих категорий жизнедеятельности в их различных сочетаниях и вызывающее необходимость его социальной защиты:

  • способности к самообслуживанию первой степени;
  • способности к передвижению первой степени;
  • способности к ориентации первой степени;
  • способности к общению первой степени;
  • способности контролировать свое поведение первой степени;
  • способности к обучению первой степени.

11. Категория «ребенок-инвалид» определяется при наличии ограничений жизнедеятельности любой категории и любой из трех степеней выраженности (которые оцениваются в соответствии с возрастной нормой), вызывающих необходимость социальной защиты.