Понятие фонетической позиции. Фонологические позиции: сильная и слабая позиции. Слог и слогоделение

Языковедение) изучает человеческий язык. Некоторые разделы этой науки составляют теорию языка. Другие описывают язык в его связи с другими факторами: обществом, эволюцией, развитием мышления. Третьи делают упор на практику.

В этой статье пойдёт речь о звуковой стороне языка. Вы узнаете о науке фонологии, о понятии фонемы, о звуке и аллофоне. Это поможет будущим лингвистам и просто интересующимся людям разобраться в теории звукового строя языка и не запутаться в терминах.

Фонология - наука о фонемах

В лингвистике есть два раздела, которые изучают звуки: фонетика и фонология. Слово "фон" в переводе с древнегреческого означает "звук".

Фонетика - наука описательная. Она описывает не только звуковую сторону языка (звуки, интонации, ударения и пр.), но и работу Здесь и физика, и физиология, и психология.

А вот фонология - более узкая теоретическая наука. Она исследует функции звуков в языке.

Некоторые лингвисты считают фонологию подразделом фонетики. Другие утверждают, что фонология является всё же самостоятельной наукой.

Итак, фонетика изучает звук. Аллофон и фонема интересуют фонологию.

Понятие фонемы

Проблема звуков начала интересовать лингвистов в XIX веке. Учёные обнаружили, что в языке этих единиц много, и они разнообразны. Звук произносят разные люди не одинаково. И даже один и тот же человек воспроизводит какой-либо звук всегда по-разному. Необходимо было организовать это разнообразие в одну целостную систему. Иначе в языке существовал бы фонетический хаос. Для этого лингвисты ввели понятие, которое структурировало бы звуки. Они выделили наименьшую смыслоразличительную - фонему .

Одна такая единица объединяет звуки, которые в разных условиях произносятся по-разному, но при этом выполняют одну функцию. Например, образуют одну морфему: корень, суффикс и т. д.

Обо всём по порядку:

Почему фонема - наименьшая единица?

  • Её нельзя разделить на более мелкие части. Изменения внутри фонемы ведут лишь к её переходу в другую. Например, если звонкость фонемы Д заменить на глухость, то получится фонема Т.

Почему фонема - смыслоразличительная единица?

  • У фонемы есть особая смыслоразличительная (сигнификативная) функция. Она помогает различать как слова, так и морфемы. Например, слова "бак" и "бок" различаются одной фонемой в корне и несут разный смысл.

Чем отличается фонема от звука?

Запомните главное отличие:

  • Звук - это материальное явление. Это то, что мы слышим и произносим.
  • Фонема - это абстракция. Она условна и существует только в звуках речи.

Почему же звуки так многообразны? Есть несколько причин:

  • Различия говорящих. Согласитесь, мужчина и женщина, взрослый человек и ребёнок, люди с низким и высоким голосами произнесут один и тот же звук по-разному.
  • Состояние говорящего. Даже состояние, физическое или душевное, влияет на наше произношение единиц речи.
  • Место в слове. Произношение зависит от "соседей" и от позиции в слове (перед ударением или после, в конце слова или в начале и т. д.).

Фонема объединяет всё это разнообразие в обобщенные единицы. Вот поэтому звуков много, а фонем всего 42 (в русском языке).

Аллофон - что это?

Прочитайте вслух цепочку "земляной - земля - зéмли". Вы заметили, что гласная Е в однокоренных словах звучит по-разному? Тем не менее везде одна и та же фонема - Е.

Получается, что у каждой такой абстрактной единицы могут быть разные варианты звучания. Называются эти варианты фонемы аллофонами.

Аллофон отличается от фонемы тем, что он, как и звук, материален. Аллофон - это конкретное воплощение абстрактной единицы в речи.

Основной вариант фонемы

Возникает вопрос, как узнавать фонему, если она имеет несколько вариантов. Учёные выделяют среди всех возможных вариаций фонемы один главный - основной аллофон. Её качества в нём проявляются в высшей степени.

Основной аллофон - это такой вариант, который мало зависит от места в слове. Такими аллофонами считают:

  • Гласные с изолированным произнесением. Они показываются под ударением.
  • Мягкие согласные перед гласным [И] и твёрдые - перед гласным [А].

Основные аллофоны проявляют себя в сильных позициях. Гласные сильны под ударением.

Слабая позиция - это то положение, при котором признаки фонемы "размываются". В русском и немецком языках согласные слабы в конце слова. Например, звонкие оглушаются в этом положении.

А вот в английском и французском языках, напротив, позиция в конце слова - сильная. Поэтому оглушать звонкие согласные нельзя: это грубая ошибка.

Комбинаторные и позиционные аллофоны

Аллофоны делятся на комбинаторные и позиционные.

Комбинаторные аллофоны - варианты фонем, которые реализуются под влиянием окружающих звуков. Примеры аллофонов:

  • согласные, которые стоят перед [О] и [У] и огубляются (губы вытягиваются "в трубочку"): там - том, тик - тук;
  • гласные [а], [о], [у], которые находятся после мягких согласных: сядь, тёрка, тюбик;
  • аффрикаты [дз] и [д"ж"], которые выступают вместо [ч], [ц] перед звонкими шумными согласными: не прочь бы, плацдарм.

Позиционные аллофоны - варианты фонем, которые реализуются в зависимости от фонетической позиции в слове.

Фонетическая позиция отражает:

  • то, насколько фонема близка к началу слова;
  • то, насколько фонема близка к концу слова;
  • то, насколько фонема близка к ударению.

В транскрипции можно увидеть знаки [ъ] и . Это аллофоны гласных [а] и [о].

  • Аллофон - это помощник в поиске В русском языке в большинстве случаев два аллофона гласных встречаются только между морфемами (заехать, поохать). А если гласные стоят рядом, то слова заимствованы (аул, Лиана).
  • Безударные аллофоны гласных слабее, чем ударные: они больше зависят от "соседей".
  • Как согласные могут менять гласные, так и наоборот. Звуки, стоящие перед аллофоном гласной, сильнее влияют на него, чем остальные. А согласную может поменять, например, губная гласная.

Фонема (от греч. phōnēma – звук) – минимальная языковая единица, представленная рядом позиционно чередующихся звуков и служащая для складывания и различения слов и морфем;

основная единица звукового строя языка, предельный элемент, выделяемый линейным членением речи.

Основные функции фонемы.

Эти функции выделяет МФШ:

Перцептивная (лат. perceptio – воспринимать) функция фонемы предполагает ее способность быть воспринятой слухом, т.е. отождествляться. Так, корень в формах местоимения мой, моя, моего один и тот же, т.к. он имеет одно и то же значение и одинаковый фонемный состав, при этом каждая фонема представлена различными позиционно чередующимися звуками, в том числе и нулем звука: мой – <моj-ø> и [мо˙ṷ ], моя – <моj-а> и [мΛja], моего – <моj-ово> и [мъи с призв. э в˚о]).

Сигнификативная (от лат. significāre – обозначать) – способность различать морфемы и слова, т.е. смыслоразличительная функция Например, согласные фонемы <к>, <т>, <м>, <л>, <в>, <р> различают слова кот – тот – мот – лот – вот – рот; гласные <о>, <э>, <а>, <у>, <и>, <ы>, <а> – слова мол – мел – мал – мул – мил – мыл – мял и т.п. Звуковое значение фонемы зависит от позиции, которую она занимает в слове. Различают сильную и слабую позиции фонем. Позиция, в которой различается наибольшее число фонем, называется сильной, фонема в этой позиции тоже сильная; позиция, в которой различается меньшее число фонем, называется слабой, фонема в этой позиции – слабая.

Функция, которую выделяет СПФШ:

Конституирующая (лат. constitutitens –образующий или формообразующий).

Фонема – строительный материал для значимых единиц. Морфемы служат для выражения этих единиц – план выражения звук. оболочек.

Н-р: мяч – з фонемы: ˂мˈ˃˂а˃˂чˈ˃ (МФШ); /мˈ//а//чˈ/; Звуковой состав:[мˈӓчˈ]

Позиции фонем.

Фонологическая позиция - это условие употребления фонемы в речи: в разн. усл. одна и та же фонема может выступать в разных зв. обликах.

Одна и та же поз. может рассм-ся как фонетич. и как фонологич.

друг [дрºуʹк]

˂г˃ в данном слове реализ-ся на конце слова [к]. Здесь фонетич. и фонологич. поз. совпадают.

Фонетич. поз: [г]ǁ[к]-оглуш.(Х мена) [дрºуʹк].

Фонологич. поз.: ˂г˃представлена на конце слова [к] или [к]→˂г˃ (нет друг(+)а).

Однако есть случаи, когда совпадений нет:

грустнее [грºусˈнˈэˆи˰ь]; вкуснее [фкºусˈнˈэˆи˰ь]

Фонетич. поз.:[сˈ]-в дан. примерах одинаковый(ассим. по мг.)

Фонологич. поз. разные:

1) [сˈ] перед ˂тˈ˃(груст(+)ь)˂грустˈнˈэjэ˃

2) [сˈ] перед ˂нˈ˃ ˂вкуснˈэjэ˃

Сильная поз. – поз., в к-х фонема наилуч. образом выполняет свои ф-ии; в сл. поз. эти ф-ии фонемы ограничены, т.к. у фонемы 2 осн. ф-ии сигн. и перц., то выделяют поз.:

Сигн. сил. и сл. поз.

Перц. сил. и сл. поз.

В сигн. сил. поз. фонема реализует свои различит-ые ф-ии, поэтому зв. представитель 1 фонемы, т.е за зв. скрыв-ся 1 фонема.

Сигн. сл. поз.: поз. неразличения нейтрализации фонем. В сигнификативно слабых позициях фонемы ограничены в возможности различать разные слова и морфемы. В такой поз. зв. явл. представителем неск. фонем, т.е. за зв. скрыв-ся 2 и более фонем.

С Машей [смаʹшъи˰], с Олей [сºоʹлˈьи˰] ꞊˃сигн. сил. поз., т.к. [с]→˂с˃,[сº]→˂с˃

Возникает вопрос: какой звук [с] или [сº] отражает идеальный портрет фонемы в языковом сознании носителя языка?

Перцептивно сильная позиция для данной фонемы позиции зв. не обусловлены этой позицией, он не испытывает ее влияние…

В Перц. сл. позиции качество звука,которая представляет данную фонему, обусловлено данной позицией.

В этом случае то, что соответствует нашему языковому сознанию не может соответствовать тому, что возникает на кончике языка.

[с]- представитель фонемы ˂с˃ в перц. сильной позиции

[сº]-представитель фонемы ˂с˃ в перцептивно слабой позиции.

Поскольку [с]не обусловлен позицией, он возглавляет ряд чередующихся друг с другом…

Так как [сº] обусловлен позицией, но находится в сигнификативно сильной позиции, он не является основным представителем фонемы, то есть не является доминантой и занимает второе положение,следует непосредственно со звуком [с]в ряду позиц-но чередующихся зв., представляющих ˂с˃.

Т.о. ˂с˃: [сǁсºǁсˈǁзǁзˈǁж:ǁш:ǁжˈ:ǁш:ˈǁᴓ]

[с]→˂с˃: с Колей[скºоʹлˈьи˰]

[сˈ]→˂с˃: с Тимуром[сˈтˈимºуʹръм]

[з]→˂с˃: с Галей[згаˈлˈьи˰]

[зˈ]→˂с˃: с Димой[зˈдˈиʹмъи˰]

[ж:]→˂с˃: с Женей[ж:эʹнˈьи˰]

[ш:]→˂с˃: с Шурой[ш:ºуʹръи˰]

[ж:ˈ]→˂с˃: с Чбановым[ж:ˈбаʹнъф]

[ш:ˈ]→˂с˃: счастье[ш:ˈастˈи˰ь]

[ᴓ]→˂с˃: с Щукарем[ш:ʹºукᴧрºоʹм]

Фонологическая (фонетическая) позиция- это условия употребления, реализации фонемы в речи. В разных фонологических позициях одна и та же фонема выступает в разных звуковых обликах. Фонологическая позиция определяется положением фонемы перед определенными звуками или после них, а также местом в слове (по отношению к ударению, к концу слова и т. п.). В разных фонетических позициях одна и та же морфема представлена разными аллофонами, т.е. происходят позиционные чередования фонем. Позиционные чередования - это закономерная мена звуков в пределах одной морфемы, обусловленная их фонетической позицией. Различают сильные и слабые фонологические позиции.

Сильная фонетическая позиция(или позиция максимальной дифференциации) - это такая позиция, в которой противопоставляется друг другу наибольшее количество фонем и, следовательно, фонемы в большей степени могут дифференцировать слова: [м’э´л] и [м’и´л] – гласные фонемы [э´] и [и´] под ударением способны различать слова; [со´м] и [ко´м] – согласные фонемы в позиции перед гласными также выполняют смыслоразличительную функцию.

Слабая фонетическая позиция (или позиция минимальной дифференциации) - это такая позиция, в которой противопоставляется меньшее количество фонем, следовательно, в меньшей степени различаются слова: [лук] -лук илуг , [стърЛжы´л] -сторожил истарожил .

Фонемы, стоящие в сильных фонологических позициях, принято называть сильными фонемами, в слабых позициях употребляются слабые фонемы. В слабых фонологических позициях разные фонемы могут совпадать в своих аллофонах.

Сильные и слабые позиции гласных фонем

Сильная позиция гласных фонем - положение под ударением.

Слабая позиция - безударное положение.

В сильной позиции (под ударением) различается 5 гласных фонем (согласно теории Московской фонологической школы, звук [ы] – это реализация фонемы /и/ после твердых согласных):

/а/, /о/, /э/, /у/, /и/.

В данной позиции фонемы будут представлены своими основными вариантами:

воды - [во´ды] - фонема /о/ - звуком [о´],

карта – [ка´ртъ] - фонема /а/ - звуком [а´],

это – [э´тъ] - фонема /э/ - звуком [э],

бил, был – [б’и´л] - фонема /и/ - звуком [и], [бы´л] - фонема /и/ - звуком [ы].

лук – [лу´к] – фонема /у/ - звуком [у].

Сильные гласные фонемы могут реализоваться в следующих аллофонах.

/а/ - /а/, /˙а/, /а˙/, /˙а˙/ - мал, мял, мать, мять.

/о/ - /о/, /˙о/, /о˙/, /˙о˙/ - ноша, нес, носит, Леля .

/у/ - /у/, /˙у/, /у˙/, /˙у˙/ - лук, люк, луки, люки .

/и/, /ы/ - /и/, /и/, /ы/, /ы˙/ - лик, лики, лыко, лычка.

/э/ - /э/, /˙э/, /э˙/,/˙э˙/ - шест, дело, шестик, дельный.

В слабой позиции гласные фонемы нейтрализуются, т.е. реализуются в одинаковых аллофонах.

Позиционные чередования гласных фонем

Сильные и слабые позиции согласных фонем

«Согласные фонемы образуют регулярно 2 соотносительных ряда, основанных на пересекающихся чередованиях: ряд по звонкости - глухости и ряд по мягкости - твердости. Для соотносительных рядов характерны противопоставление фонем в одних позициях (сильные позиции) и нейтрализация, совпадение в одном звуке в других (слабая позиция)».

Сильные позиции согласных фонем по звонкости-глухости:

а) перед гласным - [то´м] – [до´м], [шэ´ст] – [жэ´ст];

б) перед сонорными согласными - [зло´] – [сло´н],

[н’и Э (см’э´i] – [зм’э´i];

в) перед /в/, /в/ - [дв’э´р’] – [тв’э´р’ ], [сво´i] - [зво´н].

Слабые позиции согласных фонем по звонкости-глухости:

а) в конце слова - прут - пруд, грусть - груздь (в дан ной позиции и глухие и звонкие согласные реализуются в глухих согласных звуках);

б) перед шумными глухими - лапка, скобка (в данной позиции и глухие, и звонкие согласные реализуются в глухом согласном звуке);

в) перед шумными звонкими (кроме /в/, /в/) - молотьба, ходьба (в этой позиции глухие и звонкие согласные реализуются в звонком согласном звуке).

Таким образом, все согласные фонемы образуют следующий соотносительный ряд по звонкости-глухости, представленный на странице.

Таких внутренних связей нет у непарных по признаку глухости- звонкости согласных: у сонорных /л/, /л’/, /м/, /м’/, /н/, /н’/, /й/ и у глухих /ц/, /ч’/, /ш’/, /х/, /х’/. Эти согласные могут выступать в разных фонетических позициях, сохраняя в них свои основные признаки и не совпадая в произношении с другими согласными.

Сильные позиции согласных фонем по мягкости-твердости:

а) перед гласными: [во´л] – [в’˙о´л];

б) на конце слова: [кон] - [кон’ ], [уда´р] - [уда´р’ ];

в) перед заднеязычными [к], [к’], [г], [г’ ], [х], бо˙´р’([х’ ] – [у к’и] - у Борьки - [убо´рк’ и] - уборки ;

г) для фонемы /л/ - перед всеми согласными: [по´лзъл] – ползал - [по˙´л’ зъ] -польза .

Слабые позиции согласных фонем по мягкости-твердости:

а) перед среднеязычными /i/ или /j/: [пла˙´т’ iь] – платье, [л’j˙о´ш] – льешь, [л’и´с’iъ] - лисья . В этой позиции все парные по мягкости-твердости согласные фонемы реализуются в мягких согласных звуках. Исключение представляет лишь позиция согласных на конце приставок перед [j]: [пЛдjэ´ст] - подъезд , [Лбjи э в’и´т’ ] - объявить 18 .

б) для переднеязычные согласных /с/, /з/, /н/ - перед мягкими переднеязычными: [ка˙´н’ т’ик] – кантик, [ко˙´с’т’ ] -кость, [з’д’э´с’ ] –здесь . В этой позиции фонемы /с/, /з/, /н/ реализуются в мягких согласных звуках;

Вне этого соотносительного ряда остались непарные по мягкости – твердости фонемы: всегда твердые /ж/, /ш/, /ц/ и всегда мягкие /ш’/, /ч’/, /i/.

Консультация.

Выполнение к/работы №1.

2. Конспект

1. Зачет на коллоквиуме

II. ДИДАКТИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ

1. КОНСПЕКТЫ ЛЕКЦИЙ ТЕОРЕТИЧЕСКОГО КУРСА

Модуль 1. Фонетика. Фонология. Орфоэпия .

Раздел 1. Акустико-артикуляционный аспект изучения звуковых единиц

ЛЕКЦИЯ №1

2 часа

Тема: Фонетика как раздел науки о языке. Основные единицы фонетики .

Основное содержание:

1. Предмет и задачи курса.

2. Основные единицы изучения.

3. Звук – основная единица фонетического уровня. Аспекты изучения звука.

4. Методы изучения фонетической стороны языка.

Язык – это главная семиотическая (знаковая) система, служащая для сохранения и передачи информации в процессе человеческого общения (коммуникации).

Звуковой уровень представляет собой низший уровень (первый в иерархической лестнице; простой в значении, неделимый на более мелкие составные). Его единицами (элементами) являются звуки. Отличительной чертой элементов звукового уровня является то, что они не имеют значения и используются для построения и различения материальных, звуковых, оболочек единиц высших уровней, т. е. семантических единиц.

Постоянство связи значения и звучания составляет непременное условие существования любой лингвистической единицы. Во всех случаях, когда разрушается звуковая оболочка, лингвистическая единица распадается. Различают линейные звуковые единицы – звуки и нелинейные – ударение, интонация. Например: 1) Сравните слово КУЛИНАР с бессмысленными сочетаниями звуков КУЛИНАР, КУЛИНОС, ЛИКУНАР, РАКУЛИН и т. п. 2) Сравните слова МУКА и МУКА.

Основными функциями звука являются образующая и опознавательная (по определению). Опознавание тесно связано с различением, например: ДОМ – ТОМ – РОМ и ДОМ – ГОМ – ФОМ.

Фонетика – это наука о звуковой стороне языка, о звуковом строе языка. Аспекты изучения звуков: артикуляционный , акустический и функциональный или собственно лингвистический.

В зависимости от материала и методов исследования фонетической стороны языка выделяются частная фонетика, общая фонетика, описательная фонетика, историческая фонетика, сравнительная фонетика и типологическая фонетика.

Основными методами фонетических исследований являются методы непосредственного наблюдения и самонаблюдения, инструментальные методы .

Фонетика связана с другими разделами языкознания, в первую очередь такими, как грамматика, лексика, орфоэпия . Предмет фонетики обуславливает связь с медициной, биологией, педагогикой, физикой, социологией и др.

ЛЕКЦИЯ №2

2 часа

Тема: Членение потока речи. Фонетическая транскрипция.

Основное содержание:

1. Принципы членения речевого потока.

2. Характеристика сегментных и суперсегментных единиц.

3. Правила фонетической транскрипции.

Речь представляет собой поток звуков, последовательность акустических сигналов. В процессе речи мы сегментируем поток речи на отдельные отрезки – сегменты, которые важны в определенной коммуникативной ситуации.

Фраза – с фонетической позиции – это отрезок речи, выделенный с помощью интонации определенного типа, фразового ударения и заключенный между длительными паузами, отделяющими данную фразу от соседних: Июль в этом году был похож на август. // Перепадали частые дожди // и на березовых листьях появилась первая желтизна.// ().

Основное содержание:

Проблема слога сводится в основном к двум вопросам:

1. Фонетическая природа слога.

2. Принципы слогоделения.

Слог – это минимальная произносительная единица речи, характеризующаяся максимальной слитностью своих компонентов. Слог состоит из слогообразующего элемента – гласного звука и из неслогообразующего – согласного звука.

По отношению к ударению слоги делятся на ударные и безударные. По начальному звуку слоги делятся на неприкрытые, полуприкрытые и прикрытые. По конечному звуку слоги делятся на открытые, полуоткрытые и закрытые.

Слогораздел – это реальная или потенциальная граница слога.

Принципы слогоделения в русском языке:

1. Сочетания шумных между гласными относится к следующему слогу: ла – пта, па – ста.

2. Сочетания шумных с сонорными также относятся к следующему слогу: о – кно, па – трон.

3. Сочетание сонорных между гласными относится к следующему слогу: во – лна, у – по – рно. *Возможен слогораздел и между сонорными: кар – ма, вол – на.

4. При сочетании сонорных с шумными слогораздел проходит между членами сочетания: дол – го, вам – пир.

5. В сочетании с [j] в качестве первого элемента [j] всегда отходит к предшествующему слогу: вой – на, май – ка.

6. *Сочетания [рж] и [рш] относятся к предыдущему слогу в связи родственностью артикуляции [р] и [ж – ш]: горш – ки .

Слогораздел в русском языке осложняется морфемными , морфологическими и графическими ассоциациями.

ЛЕКЦИЯ 6.

2 часа

Тема: Ударение и его виды

Основное содержание:

1. Понятие о суперсегментных единицах.

2. Ударение. Виды ударений.

3. Особенности русского ударения.

4. Функции ударения.

Суперсегментными называются единицы, не имеющие самостоятельного смыслоразличительного характера, но просто организующими речевой поток в силу особенностей материи звука и наших органов речи и чувств.. Артикуляционно-акустические характеристики суперсегментных единиц называют ПРОСОДИЯ.

ПРОСОДИЯ – совокупность таких фонетических признаков, как тон, громкость, темп, общая тембровая окраска речи. Изначально термин «просодия» (греч. prosodia – ударение, мелодия) применялся к стихам и пению и означал некоторую ритмическую и мелодическую схему, наложенную на цепочку звуков. Для просодических признаков характерна продолжительность, неточечность их реализации.

Соответственно называется и раздел фонетики, изучающий эти характеристики. Поскольку их характеристики сводятся к двум видам явлений – УДАРЕНИЕ и ИНТОНАЦИЯ, этот раздел распадается на два подраздела: АКЦЕНТОЛОГИЯ и ИНТОНОЛОГИЯ.

АКЦЕНТОЛОГИЯ (лат. akcentus «ударение» + греч. logos «слово, учение»). 1. Система акцентных средств языка. 2. Учение об акцентных (просодических) средствах языка. Аспекты акцентологии: описательный, сравнительно-исторический, теоретический. Описательная акцентология исследует фонетические, фонологические , грамматические свойства просодических средств.

Центральным понятием акцентологии является ударение . УДАРЕНИЕ в широком смыслеэто любое выделение (акцент) в потоке звучащей речи той или иной ее части (звука - в составе слога, слога – в составе слова, слова – в составе речевого такта, синтагмы; синтагмы в составе фразы) с помощью фонетических средств.

ВИДЫ УДАРЕНИЙ: По акустико-артикуляционной характеристике различается ударение монотоническое (экспираторное) и политоническое (музыкальное, мелодическое, тоническое, тоновое). Еще говорят о количественном типе ударения. Традиционно выделяется еще один тип ударения – тональный.

По объекту выделения ударение бывает слоговое, словесное, синтагматическое (тактовое), фразовое .

Русское словесное ударение имеет качественные и количественные характеристики. Согласно традиционной точке зрения, русское словесное ударение является динамическим (силовым), экспираторным, выдыхательным, т. е. ударный гласный является самым сильным и громким в слове. Русское ударение является не только разноместным, но к тому же еще и подвижным: оно может смещаться при изменении грамматической формы слова (водЕ – вО ду).

Функции ударения . Словоформирующая функция : фонетическое объединение слова. Русские слова имеют только одно главное (акутовое) ударение, но сложные слова могут иметь кроме главного и второстепенное, побочное (грависное) ударение: ср. сельский и сельскохозяйственный. Со словоформирующей связаны и опознавательная функция словесного ударения, позволяющая узнать слово, поскольку слово характеризуется недвуударностью.

Одной из важнейших функций словесного ударения является дифференцирующая функция : ударение служит средством различения слов (мукА и мУка, зАмок и замОк) и разных их значений (хАос и хаОс), словоформ (рУки и рукИ), а также стилистических вариантов слова (звонИшь и разг. звОнишь, хОлодно и диал. холоднО, алкогОль и проф. Алкоголь,

Подвижное ударение не закреплено на отдельном слоге или морфеме и может быть словоизменительным и словообразовательным . Подвижное словоизменительное ударение способно переходить с одного слога на другой при словоизменении (рукА-рУки). Подвижное словообразовательное ударение способно перемещаться с одного слога на другой, с одной морфемы на другую при словообразовании (лОшадь - лошАдка, рукА - рУчка). Наряду с подвижным в русском языке представлено и неподвижное ударение: тУфля, тУфли.

Ударение тактовое (синтагматическое) – выделение одного из слов в речевом такте (синтагме) путем усиления словесного ударения, объединяющего разные слова в одну синтагму. Синтагматическое ударение обычно падает на ударный гласный последнего слова в речевом такте: Есть в осени первоначальной / короткая, / но дивная пора//.

Ударение фразовое – выделение одного из слов во фразе путем усиления словесного ударения, объединяющего разные слова в одну фразу. Фразовое ударение обычно падает на ударный гласный последнего слова в конечном речевом такте (синтагме) Внутри такта (реже - фразы) выделяют две разновидности тактового (фразового) ударения, в зависимости от функций – логическое и эмфатическое .

Ударение логическое (смысловое) – ударение, состоящее в выделении определенной части предложения (обычно слова), на которой сосредоточивается основное внимание говорящих. Ударение эмфатическое (греч. emphatikos «выразительный»), эмоциональное. Выделение части слова с помощью фонетических средств для подчеркивания эмоциональной стороны слова: долгое произношение ударных гласных (голу-у-бчик), протяжное произношение согласных (р-р-революционный). Эмфатическое ударение отражает эмоции говорящего, его аффективное состояние. Его разновидностью является контрастивное ударение: У меня (!) этих проблем нет [а у других есть].

ЛЕКЦИЯ 7.

2 часа

Интонация, типы интонационных конструкций

Основное содержание:

1. Понятие об интонации.

2. Интонационное членение речи. Типы интонационных конструкций.

3. Функции интонации.

ИНТОНОЛОГИЯ (лат. intonare «громко произносить» + греч. logos - «учение») – раздел языкознания, изучающий фразовую интонацию.

ИНТОНАЦИЯ (лат. intonare «громко произносить») в широком смысле – это изменение основного тона при произнесении той или иной единицы языка – звука, слога, слова, фразы, предложения. Интонация в этом смысле может быть восходящая (акутовая, повышающаяся), восходяще-нисходящая, нисходящая (падающая, понижающаяся, циркумфлексная).

Интонация в узком смысле – это ритмико-мелодическая окраска синтагмы или предложения в целом. Произношение языковой единицы с той или иной интонацией, или интонационное оформление высказывания называется интонирование .

Интонационное членение. Членение звучащего текста на интонационные группы предопределено, в первую очередь, его семантико-грамматической структурой. Однако на него могут влиять и собственно фонетические факторы. Имеется тенденция разбиения потока речи на интонационные кванты, соотносимые с длительностью дыхательных групп, которые соизмеримы по продолжительности со «средним» предложением. Поэтому предложение часто совпадает с интонационной группой и обрамляется паузами (знак ||): || Я убедил его приехать (\\)||. Если время произнесения предложения превышает идеальный временной порог, оно может быть расчленено на интонационные группы («фонологические синтагмы») в соответствии с его коммуникативной и синтаксической структурой: || Я убедил его в том (/), | что необходимо приехать (\\) ||. Здесь восходящий акцент в конце первой группы имеет структурную функцию, указывая на незаконченность высказывания.

Единица интонации интонема, или интонационная конструкция.

В русском языке исследователи () выделяют семь типов интонационных конструкций (ИК) в зависимости от соотношения частей ИК: центра, предцентра и постцентровой частей.

Каждая интонационная конструкция имеет центр, предцентровую и постцентровую части. Центр – слог, на котором начинаются изменения компонентов интонации, значимые для выражения таких различий, как вопрос, утверждение, волеизъявление. Передвижение интонационного центра выражает смысловые различия внутри предложения и изменяет соотношение предцентровой и постцентровой частей.

Различительные признаки ИК – направление тона на гласном центра и соотношение уровней тона составных частей ИК. При сходстве направления и уровней тона в качестве различительных признаков используется длительность центров ИК, или усиление словесного ударения центра в результате большей напряженности артикуляции гласного, усиливающей отчетливость тембра, или смычка голосовых связок в конце гласного центра, воспринимаемая как резкий перерыв звучания.

ИК-1:\ __ на гласном центра нисходящее движение тона ниже предцентра, уровень тона постцентра ниже центра. Употребляется при выражении завершенности: Он живет в Киеве.

ИК-2: -- -\__ __ на гласном центра нисходящее движение тона в пределах диапазона предцентра или незначительно ниже, усилено словесное ударение; уровень тона постцентра ниже центра, ниже среднего уровня. Употребляется при выражении вопроса в предложении с вопросительным словом, требования: Какая у него специальность? Закройте дверь!

ИК-3: -- --/__ на гласном центра восходящее движение тона выше предцентра, уровень тона постцентра ниже среднего. Употребляется при выражении вопроса, незавершенности, просьбы, оценки в предложениях со словами так, такой, вот: Там так красиво! Он такой вредный! Вот молодец!

ИК-4:\ на гласном центра нисходящее-восходящее движение тона выше предцентра, уровень тона постцентра выше среднего, выше, центра. Употребляется при выражении вопроса в предложениях с сопоставительным а, вопросов с оттенком требования, незавершенности (с оттенком официальности): А Павел? Ваш билет?

ИК-5: -- / \ __ имеет два центра: на гласном первого центра восходящее движение тона, на гласном второго – нисходящее: уровень тона между центрами выше предцентра и постцентра. Употребляется при выражении высокой степени признака, действия, состояния: Какой у нее голос! Настоящая весна!

ИК-6: -- / на гласном центра восходящее движение тона выше предцентра, уровень тона постцентра также выше среднего, выше предцентра. Употребляется для выражения незавершенности (с оттенком приподнятости, торжественности), высокой степени количественного и качественного признака, действия, состояния: Все системы работают нормально! Воды набралось! Море!

ИК-7:/ на гласном центра восходящее движение тона выше предцентра, уровень тона постцентра ниже центра, в конце гласного центра смычка голосовых связок. Употребляется при выражении экспрессивного отрицания, усиления оценки: Какой он охотни! Тишина!

Функции интонации .

Наиболее важная функция интонации связана с выражением цели высказывания: она характеризует его как сообщение, вопрос, возражение, обращение и т. д. (т. е. указывает на его так называемую иллокутивную функцию). Эта функция реализуется в основном с помощью тональных акцентов разных конфигураций. К ней примыкает еще одна функция – выражение оценок, в том числе экспрессивных (модальная функция). Она выражается различиями в интегральном уровне тона и фонационными средствами.

1) Интонация членит речевой поток на смысловые отрезки, противопоставляет предложения по цели высказывания (вопросительное, побудительное, повествовательное)

2) Выражение актуального членения предложения (тема и рема)

3) Интонация детализирует смысловые отношения: интонация перечисления (Дома, улицы залиты светом), уточнения (Старшая сестра, Надя, окончила школу), уточнения, вводности (Письмо, должно быть, отправлено), обособления, обращения и т. д.

4) Выражение эмоционально-экспрессивной окраски – восклицательный / не восклицательный. Интонация, например, выступает как средство выражения иронии, авторской оценки.

Раздел 4. Функциональная характеристика звуковых единиц.

ЛЕКЦИЯ 8

2 часа

Тема: Фонема, ее признаки, функции, аллофоны.

Основное содержание:

1. Соотношение фонетики и фонологии.

2. История изучения фонемы. Определение фонемы, её функции, признаки.

3. Варьирование фонем. Сильные и слабые позиции фонем. Сильная и слабая фонема, архифонема, гиперфонема. Нейтрализация фонем.

Фонетика предшествует фонологии. Фонология всегда надстраивается над фонетикой. Это верно и исторически: как наука сначала формируется фонетика, потом – фонология. Это верно и в отношении каждого отдельного фонолога: сначала студенты изучают фонетику и только затем – фонологию.

Фонетика воспринимается как объективная реальность, данная нам в слуховых ощущениях и независимая от того, кто эту реальность воспринимает, т. е. слушающего.

Изучение звуков с точки зрения их функций в процессе общения, в социальном аспекте занимается функциональная фонетика, или фонология.

Понятие фонемы является одним из центральных в современной фонетике.

Основоположниками учения о фонеме были выдающиеся лингвисты де Куртене и его ученик. Именно русской науке обязана мировая лингвистика созданием учения о фонеме.

Понятие фонемы не следует отождествлять с понятием звука. Всякий членораздельный звук речи обязательно выступает представителем какой-либо фонемы. Звук речи – это конкретный звук, произнесённый конкретным лицом в конкретном случае. Звуки языка – это множество звуков речи, близких друг другу в артикуляционно-акустическом отношении, определяемых говорящими как тождество.

Имеется несколько определений фонемы, каждое из которых отражает отдельные стороны её многогранной и сложной сущности.

Фонема – независимая единица звуковой системы языка. Она может выделяться не только в сопоставлении с другими фонемами, потенциально связанными со значением, но и независимо от значений, только на фоне других фонем.

Фонема имеет несколько функций. Она является объектом восприятия: именно фонемы, представленные теми или иными конкретными звуками, воспринимает человек с помощью органов чувств (слуха). В этом заключается перцептивная функция фонемы. Самая существенная её функция – различительная (сигнификативная): она различает звуковые оболочки слов и морфем.

Фонема – сложное явление. Она состоит из ряда признаков, не существующих самостоятельно, вне фонемы, но существующих одновременно в фонеме.

Определение признаков, составляющих содержание фонемы, занимает важное место в фонологии.

Среди признаков фонемы различают конститутивные, дифференциальные и интегральные. Конститутивные – постоянные, независимые от позиции признаки. Дифференциальные – признаки, позволяющие отличить одну фонему от другой. Дифференциальные признаки фонем определяются с помощью противопоставлений. Интегральные – это такие признаки звуков, воплощающих фонемы, которые не участвуют в противопоставлении данной фонемы другим фонемам.

Варьирование фонем происходит по двум причинам: внеязыковым и языковым.

Внеязыковые изменения случаются в зависимости от того, произносим мы слово басом или тенором, громко или тихо, торопливо или медленно и т. д. и т. п.

Изменение звучания фонемы, обусловленное её позицией в слове или речевом потоке, когда одни и те же причины ведут к одному и тому же изменению, связано с причинами языковыми.

Фонологию интересуют лишь языковые причины.

Варьирование фонем, вызванное языковыми причинами, приводит к тому, что одна и та же фонема в разных условиях звучит не одинаково.

Из ряда позиций, которые занимает фонема в слове, одни чётко обнаруживают её различительные признаки, другие же как бы «смазывают» их, не выявляют смыслоразличительной способности.

Позиции первого ряда называются сильными, а позиции второго ряда – слабыми.

Сильная фонема – это фонема, обладающая максимальной различительной способностью.

Слабая фонема – это фонема, обладающая меньшей различительной способностью.

В слабых позициях фонемы нейтрализуются, т. е. теряют часть своих различительных способностей.

Архифонема (слабая фонема) – общая часть нейтрализованных фонем, проверяемая.

Гиперфонема – это слабая фонема, не приводимая в данных морфемах к сильной позиции.

ЛЕКЦИЯ №9.

2 часа

Тема: Фонологическая система русского литературного языка.

Основное содержание:

1. Состав и система гласных фонем.

2. Состав и система согласных фонем.

3. Фонематическая транскрипция.

Наиболее общее деление фонем русского языка на гласные и согласные – исходит из ряда противопоставлений: артикуляционных, акустических.

С точки зрения функционирования, гласные и согласные противопоставлены ещё и тем, что первые являются слогообразующими и могут принимать на себя ударение, а вторые, как правило, - неслогообразующие и, конечно, не могут быть ударными.

Гласные и согласные различаются своей сочетаемостью: если после гласных может употребляться любая фонема, то сочетание согласных очень ограничено.

Состав фонем определяется по сильным позициям: в языке столько фонем, сколько звуков в сигнификативно сильных позициях.

Существующие разногласия между Московской фонологической школой и Санкт-Петербургской фонологической школой в определении состава гласных и согласных фонем обусловлены подходом к устройству фонетической системы русского языка.

В Московской фонологической школе считают, что фонетическая система русского литературного языка распадается на ряд подсистем: подсистема общеупотребительных слов, подсистема определённого класса слов, подсистема заимствованных слов.

Представители Санкт-Петербургской фонологической школы рассматривают фонетическую систему русского литературного языка как единое целое.

Сильная позиция – позиция под ударением. У гласных фонем сильных позиций две: абсолютно сильная позиция, когда гласная фонема находится между твёрдыми согласными или перед твёрдым согласным. В этой позиции фонема реализуется своим основным представителем – доминантой.

Просто сильная позиция, когда гласная фонема подвергается аккомодации по мягкости. Представитель гласной фонемы в просто сильной позиции называется вариацией .

Слабая позиция – безударная, представитель гласной фонемы в слабой позиции называется вариантом.

Аллофон – все звуки, реализующие фонему в сильных и слабых позициях.

Теория позиций позволяет определить фонологическое содержание звуков, принимающих участие в фонетических чередованиях.

Фонемный ряд – это чередование сильной и слабой фонемы в пределах одной и той же морфемы.

Позиция, когда реализации фонем обусловлены положением по отношению к другим фонемам и являются результатом действия фонологического правила или закона, можно считать фонологическими. К их числу относятся, например, позиции, в которых происходят чередования шумных согласных по глухости/звонкости, чередования согласных по твёрдости/мягкости.

Именно так определяются позиции для согласных фонем в классических работах создателей Московской лингвистической школы: «… оглушению подвергается конечная согласная корня перед глухой согласной фонемой суффикса… Согласные фонемы, соотносительные по твёрдости/мягкости, реализуются перед гласными фонемами А, О, И» [,1945:55,58].

Те же позиции, в которых произношение согласных звуков обусловлено не фонологическими правилами, а моторной программой произнесения, можно назвать фонетическими позициями. К их числу относятся, например, позиции, в которых происходит частичное озвончение гоморганных носовых (кон тракт, ком пресс), частичное оглушение сонорных в конце слова (пыль, жар).

Иной критерий разграничения фонетических и фонологических позиций предложен. См. О фонетической позиции// Фортунатовский сборник. М.,2000.

ЛЕКЦИЯ №10

Тема: Основные фонологические концепции.

Основное содержание:

1. Санкт-Петербургская (Ленинградская) фонологическая школа.

2. Московская фонологическая школа.

3. Фонологическая концепция.

У истоков фонологических школ – де Куртенэ, создавший учение о фонеме.

Общее между школами:

1. Фонология и фонетика – разные разделы, имеющие свою терминологию, не взаимосвязанный предмет изучения.

2. Фонема – абстрактная единица.

3. У фонемы три функции: образующая, отождествляющая, смыслоразличительная (дифференцирующая).

В устной речи фонема представлена в виде своих оттенков, вариантов, аллофонов.

Чем различаются:

1. Выделением фонемы из потока речи.

2. Определением фонемы.

3. Некоторыми понятиями.

С лингвистической точки зрения, все концепции фонологических школ относительно равноправны, т. к. строятся на анализе, прежде всего, результатов речевой деятельности.

Раздел 5. Орфоэпическая система языка. Акцентология.

ЛЕКЦИЯ 11

2 часа

Тема: Орфоэпия и орфофония. Понятие об орфоэпических нормах.

Основное содержание :

1. Предмет изучения орфоэпии. Понятие об орфоэпической норме.

2. Вариант нормы. Причины, способствующие появлению произносительных вариантов.

3. Основа современного русского произношения. «Старшая» и «младшая» норма.

4. Система подачи произносительных вариантов в словаре. Система помет.

ОРФОЭПИЯ (orfoV – правильный, oipoV - речь). Орфоэпия: 1) правила произношения отдельных звуков в отдельных позициях (парадигматика); правила произношения сочетаний звуков (синтагматика); 2) особенности произношения звуков в тех или иных грамматических форма х, в группах слов или отдельных словах. По аналогии с другими уровнями системы языка, так же называется и раздел науки, изучающий указанные явления. К орфоэпии примыкают также правила постановки ударения в отдельных словах (общие закономерности ударения есть предмет особой науки – акцентологии).

Центральное понятие для орфоэпии – понятие нормы. Норма – это исторически сложившееся правило предпочтения одной языковой формы перед другой (выбора) в литературном кодифицированном языке, регулируемое экстралингвистическими факторами.

НОРМА – совокупность языковых средств и правил их употребления, принятая в данном обществе в данную эпоху. Норма противопоставлена системе, понимаемой как присущие тому или иному языку возможности выражения смыслов. Норма бывает в широком и в узком смысле. В широком смысле норма – это и система, и собственно вариантность в пределах системы. В узком смысле норма – это вариантность.

В силу динамического характера русского ударения произносительная энергия между слогами слова распространяется неравномерно. Гласный в ударных слогах произносится чётко, ясно, он находится в сильной позиции . В безударных слогах гласные артикулируются менее чётко и изменяют своё звучание, они редуцируются. Безударная позиция гласных является слабой .

В сильной и слабой позициях могут находиться и согласные звуки. Сильной позицией для согласных является позиция перед гласными [а], [о], [у], [и], слабой – в конце слова, перед глухими и звонкими согласными, в которой парные по глухости – звонкости согласные не различаются, а также позиция согласных перед гласным переднего ряда [э], в которой исключается возможность твердых согласных, парных с мягкими. Для согласного звука [ј ] сильная позиция – в начале слова и перед ударными гласными (юла – [ј ул ъ], райо н – [рај о н], слабая – остальные положения этого звука в слове. Слабый вариант йота – и неслоговое [i] (ма й – [ма i ], ми лый – [ми лыi ]).

[ј] возникает на месте букв е, ё, ю, я, и , когда они обозначают два звука [јэ], [јо], [ју], [ја], [ји].

1) в начале слова: е сть – [јэ ]сть, ё ж – [јо ]ж, ю нга – [ју ]нга, я блоко – [ја ]блоко;

2) после гласных: ка ю та – ка[ју ]та, ма я к – ма[ја ]к, мо и – мо[ји ],

3) после разделительных Ъ и Ь: съ е л с[јэ ]л, соловь и солов[ји ].

ФОНЕТИЧЕСКИЙ ЗАКОН В ОБЛАСТИ ГЛАСНЫХ ЗВУКОВ

Редукция (лат. reductio, от reducerе «приводить обратно», «возвращать»; «сокращать, уменьшать») – это ослабленная артикуляция звука и изменение его звучания.

Редукция характерна для всех гласных звуков. Редукция бывает количественная и качественная.

Редукция количественная – это уменьшение долготы и силы звучания гласного в безударном слоге. Количественно редуцируются гласные [и], [ы], [у]: [сын – сыны – сын вја ], [су днъ – суда – судΛ во i].

Редукция качественная – это ослабление и изменение звучания гласных в безударном слоге.

Различают позицию безударных гласных в первом предударном слоге (слабая позиция первой степени) и позицию безударных гласных в остальных безударных слогах, т.е. во втором предударном, третьем предударном, в первом заударном, втором заударном и т.д. (слабая позиция второй степени). Гласные в слабой позиции второй степени подвергаются большей редукции, чем гласные в слабой позиции первой степени.

Безударные гласные [а, о, э] произносятся короче и меняют своё качество:

в слабой позиции первой степени, т.е в первом предударном они сокращаются в 1,5-2,5 раза;

в слабой позиции второй степени гласные [а, о, э] сокращаются в 4-5 раз.

Степень редукции зависит от стиля (манеры) произношения человека, от его территориальной принадлежности.