Правила поведения в церкви перед иконами. Правила поведения в храме. Правило о поклонах во время чтения великопостных часов и на Литургии Преждеосвященных Даров

☦ Входите в святой храм с духовной радостью. Когда входите в храм и видите святые иконы, думайте о том, что Сам Господь и все святые смотрят на вас; будьте в это время особенно благоговейны.

☦ Святость храма требует к себе особо благоговейного отношения. В храм следует приходить в приличной, чистой одежде, не в спортивной (не скромной) или вызывающе яркой. Женщинам полагается иметь на голове платок или головной убор. Храня христианскую стыдливость, свою и ближних, не следует приходить в храм в нескромной одежде или в брюках. По возможности, надо приходить в храм без сумок и пакетов, чтобы не создавать лишней суеты.

☦ В храм всегда приходите заранее, чтобы успеть до начала богослужения поставить свечи, заказать поминовение, приложиться к иконам. До конца богослужения без крайней необходимости не уходите из храма.

☦ Перед входом в храм следует совершить поясной поклон с молитвой и крестным знамением. Войдя в храм, нужно также совершить в сторону алтаря три поклона с молитвой мытаря.

☦ Ставить свечи, прикладываться к иконам и святыням надо до начала богослужения, а во время службы не следует нарушать общую молитву хождением по храму и передачей свечей.

☦ Нельзя целовать святыни храма и участвовать в Таинстве Святого Причащения с накрашенными губами.

☦ Проходя напротив полагается перекреститься и поклониться в сторону престола. Нельзя проходить между амвоном и центральным аналоем, когда перед ним молятся посреди храма священнослужители. В храме не положено разговаривать, тем более смеяться и шутить. Приветствовать друг друга принято поклоном.

☦ В православном храме во время богослужения принято стоять. Сесть и отдохнуть разрешается в случаях нездоровья. Впрочем, хорошо сказал о немощи телесной святитель Филарет Московский : «Лучше сидя думать о Боге, нежели стоя – о ногах». В случае телесной слабости можно присесть на стульчик или скамью.

☦ По традиции мужчинам полагается стоять на правой стороне храма, а женщинам на левой.

☦ Существует традиция подходить к Чаше во время причащения сначала младенцам, потом мужчинам, а затем женщинам. Эта же последовательность должна быть соблюдаема и на елеопомазании. На исповеди, идя ко кресту в конце литургии, а также во многих других случаях не следует стараться опередить других, но надо соблюдать очередность.

☦ Войдя в храм во время особо торжественных моментов – чтения Евангелия, Херувимской, Евхаристического канона – следует остановиться при входе, дождаться окончания и лишь тогда встать на место молитвы. Нельзя считать какое-то место в храме «своим», тем более просить перейти занявших его. Во время службы надо стоять и молиться на одном месте, не озираясь по сторонам. Во время каждения храма надо отойти от стены, давая проход священнослужителю, и, повернувшись к нему, поклониться на каждение.

☦ В Православной Церкви положено молиться стоя, тихо и благоговейно, поэтому нехорошо как-либо внешне проявлять свои особенные молитвенные чувства: делать во время службы земные поклоны (вне времени когда это положено), стоять на коленях головой в пол и т.п. Если в храме тесно, то лучше не делать земной поклон даже в положенные моменты литургии (при возгласе «Святая святым» и при выносе Св. Даров), чтобы не расталкивать окружающих. Нельзя одергивать и учить, если кто-нибудь из прихожан по незнанию делает что-то не так. Если же его действия мешают общей молитве, то следует со смирением подсказать ему.

☦ Во время службы, когда священник благословляет предстоящих рукой или совершает каждение молящихся с амвона, следует делать поклон без крестного знамения, а когда благословение совершается крестом или Чашей, полагается перекреститься, а потом поклониться. До окончания службы не следует уходить их храма, разве что по действительно важной причине.

☦ Не осуждайте невольных ошибок служащих или присутствующих в храме – полезнее вникать в собственные недостатки и просить Господа о прощении своих грехов. Бывает, что во время богослужения кто-то на ваших глазах мешает прихожанам сосредоточенно молиться. Не раздражайтесь, никого не одергивайте (если, конечно, не совершается явное хулиганство и кощунство). Постарайтесь не обращать внимания, а если по немощи не справитесь с искушением (т.е. испытанием), лучше отойдите тихо в другое место.

☦ Не стоит расстраиваться, выслушивая поучения бабушек. Смиренно принимая их упреки, сами не старайтесь «просвещать» их. В Церкви для этого есть священнослужители и миссионеры.

☦ Не бойтесь попасть в неловкое положение, сделав что-то не так. Люди приходят в церковь не для оценки ближних, а для общественной молитвы и участия в Таинствах.

☦ Главное – это взаимная любовь прихожан и понимание содержания службы.

☦ Перед выходом из храма нужно совершить три поклона с крестным знамением и молитвой, поблагодарив Бога и испросив Его благословения. Выйдя на улицу, следует обернуться к храму и еще раз поклониться. Всегда, проходя мимо храма, следует остановиться и поклониться в его сторону с крестным знамением.

Правила церковных отношений.

☦ При встрече со священником следует взять у него благословение и затем уже начинать разговор. При последующих встречах с ним в этот день брать благословение не нужно. Также при прощании со священником после продолжительного с ним разговора или общего дела принято брать благословение.

☦ При обращении к священнику по телефону начинать разговор нужно испрашиванием благословения словами: «Батюшка, благословите» или «Отец (имя), благословите».

☦ При встрече мирян принято троекратное христианское целование или взаимный поклон. Обычное церковное приветствие в праздничные дни: «С праздником!» Входя в дом: «Мир дому сему». Ответ: «С миром принимаем». Пожелания в путь, в дорогу: «Ангела хранителя!», «Храни тебя Господь!», «Храни тебя Матерь Божия!». Принятое пожелание вкушающим пищу: «Ангела за трапезой!» Ответ: «Невидимо предстоит». За услугу, внимание, помощь, а также за угощение принято благодарить словами: «Спаси Господи!», на которые обычно отвечают: «Во славу Божию!»

На пути в церковь есть обычай читать молитву:

Вниду в дом Твой, поклонюся ко храму святому Твоему в страсе Твоем. Господи, настави ми правдою Твоею, враг моих ради исправи пред Тобою путь мой: яко несть в устех их истины, сердце их суетно, гроб отверст гортань их, языки своими льщаху. Суди им, Боже, да отпадут от мыслей своих, по множеству нечестия их изрини я, яко преогорчиша Тя, Господи. И да возвеселятся вси, уповающии на Тя, во веки возрадуются, и вселишися в них, и похвалятся о Тебе любящии Имя Твое. Яко Ты благословиши праведника, Господи, яко оружием благоволения венчал еси нас .

☦ Входить в церковь надлежит тихо и благоговейно, как в дом Божий, в таинственное жилище Царя Небесного. Шум, разговоры, а тем более смех, при вступлении в церковь и пребывании в ней оскорбляют святость храма Божия и величие обитающего в нем Бога.

☦ Войдя в храм, следует остановиться близ дверей и сотворить три поклона (земных в простые дни, а в субботы, воскресения и праздники – поясные) с молитвами:

Боже, милостив буди мне, грешному . – Поклон.

Боже, очисти мя, грешнаго, и помилуй мя . – Поклон.

Создавый мя, Господи, прости мя! – Поклон.

На следующих молитвословиях поклоны обычно полагаются поясные:

Кресту Твоему покланяемся, Владыко, и Святое Воскресение Твое славим.

Достойно есть яко воистину блажити Тя, Богородицу…

Слава, и ныне.. .

Господи, помилуй! (Трижды) Благослови .

Молитвами святых отец наших, Господи, Иисусе Христе, Боже наш, помилуй нас.

☦ После этого, по обычаю поклонясь на обе стороны прежде вошедшим людям и сотворив три поясных поклона с молитвой Иисусовой: – Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя, грешного – внимай начавшемуся Богослужению с благоговением и страхом Божиим.

☦ Служба церковная совершается со многими великими и малыми поклонами. Святая Церковь требует совершать поклоны с внутренним благоговением и внешним благообразием, не спеша, и, по возможности, единовременно с другими молящимися в храме. Пред совершением поклона нужно осенить себя крестным знамением и потом делать поклон – если малый, то нужно наклонить главу так, чтобы рукой можно было достать до земли, при великом же нужно оба колена преклонить вместе и главою достигнуть земли. Крестное знамение должно изображать на себе правильно, с благоговением, не спеша, соединив вместе три первых перста правой руки в знак того, что Бог есть Троица Единая и Равночестная, а остальные два перста сложив и пригнув к ладони в ознаменование того, что Иисус Христос есть Бог и Человек, сошедший на землю нашего ради спасения. Сложенную таким образом десницу (правую руку) следует полагать сначала на чело, чтобы просветил Господь ум наш, затем на чрево, дабы укротил воюющую на дух плоть, а после на правое и левое плечи – для освящения нашей деятельности. Церковный Устав строго требует, чтобы мы совершали поклоны в храме Божием не только истово, чинно и все одновременно, но и неторопливо («не борзяся»), и своевременно, то есть именно тогда, когда это указано. Поклоны и коленопреклонения следует совершать по окончании каждого краткого прошения или молитвословия, а не во время его исполнения. О неблагочинно совершающих поклоны Устав церковный произносит строгий суд (Типикон, понедельник первой седмицы Святого Великого Поста).

Миссионерский листок № 16

Церковь - это особое, святое место . Обычаи поведения в храмах, исповедывающих любые религии, проходили долгий путь образования. Каждое религиозное направление имеет свои каноны, которые следует соблюдать, находясь в обители Бога. Конечно, существуют и общие нормы поведения в любых храмах: не распивать спиртного, не курить, не шуметь и вести себя уважительно в святом месте. Остальные же обычаи очень различаются.

Люди глубоко верующие, точно знают как надо вести себя, находясь в храме. Но ведь двери церкви открыты для всех желающих - и для туристов, и для обычных людей, которые испытали потребность души или простое любопытство прийти в храм. Для того чтобы не попасть в неловкую ситуацию, не оскорбить чувств верующих прихожан и не потревожить покой в храме, ознакомьтесь с основными правилами его посещения.

Обычно, в православном храме главный вход располагается с западной стороны. По бокам, еще два входа - северный и южный. В библии сказано, что рай был на востоке, в Эдеме. Поэтому алтарь, символизирующий рай на Земле, находится в восточной части храма. В целом, храм состоит из трех частей: алтарь, средняя часть (собственно храм), притвор (входная часть). Иконостас, который может возвышаться до потолка, отделяет алтарь от собственно храма. Центральные врата, ведущие к алтарю, называются Царскими. Царские врата, только священнослужители входят в алтарь.

Алтарь располагается на небольшом возвышении, которое называется солея. Амвон - это центральная часть солеи. Ни на амвон, ни на солею восходить без позволения священника также непозволительно.

Богослужения в православном храме совершаются трижды в день: утром, днем (литургия) и вечером. Следует отметить, что в церкви новый день наступает не в полночь, а в 18 часов предшествующего дня.

Площадка у входных дверей в церковь, с несколькими ступенями, называется папертью. Верующий, приближаясь к храму, должен совершить крестное знамение и поклониться. Затем, прежде чем войти в дверь храма, находясь на паперти, нужно снова перекреститься.

Пройдя в храм, нужно остановиться возле дверей, поклониться три раза с молитвами: «Боже, милостив буди ко мне, грешному» - поклон. «Боже, очисти мя грешного и помилуй» - поклон. «Создавый мя Господи, прости мя» - поклон.

При крестном знамении, соединяют вместе три пальца правой руки (большой, указательный и средний), а два оставшиеся пригибают к ладони. Тремя сложенными пальцами, последовательно прикасаются ко лбу, к животу, к правому, затем левому плечу.

Приходить в церковь следует немного раньше начала богослужения, чтобы подготовиться - приобрести свечки, поставить их у икон, сделать пожертвования, можно подать записку за здравие или упокой. Если же человек попадает в храм уже в разгар службы, следует стараться не мешать молитвам других людей. Когда в храме много прихожан и сложно подойти к иконам, чтобы поставить свечи, следует попросить людей передать свечи.

В православной церкви принято стоять, присаживаться на скамью могут только прихожане в болезни или сильном утомлении.

Если вы пришли в храм с детишками, необходимо следить, чтобы они не шумели, не бегали, не кричали. Не следует давать ребенку находящемуся в церкви что-нибудь перекусить, кроме хлеба благословенного. Матери следует вывести ребенка из храма, если он вдруг заплачет.

Неприличным в церкви является чрезмерное любопытство к окружающим людям. Осуждение и высмеивание кого-либо из присутствующих, просто недопустимо. Разговаривать, находясь на богослужении - запрещено. Разумеется, что звонок мобильного телефона необходимо отключать.

Посещая святые места, следует соответственно одеваться - закрытой должна быть большая часть тела. Не следует надевать спортивный костюм или шорты. Одежды с короткими рукавами, как мужчинам, так и женщинам, лучше избегать при походе в храм. Женщинам, идущим в святое место, необходимо покрывать голову, предпочесть брюкам - длинную юбку и отказаться от косметики. Мужчины же, обязаны снимать головной убор, подходя к церкви.

Покидая храм, оборачиваются к выходу, совершают три поклона, при этом трижды перекрестившись.

В неофициальной беседе к священнослужителям обращаются таким образом:

  • к Патриарху - Святейший владыко;
  • к епископу - владыко;
  • к священнику - батюшка;
  • к игуменье - матушка;
  • к диакону - отец диакон.

При встрече духовных лиц не следует приветствовать привычным «Здравствуйте!». При этом следует сказать «Владыко, благословите!» или «Батюшка благословите!». У диаконов или монахов не просят благословения. Дать благословение может священник, епископ или настоятельница монастыря - игуменья.

Во время благословения скрещивают ладони (правая рука накрывает левую) и целуют благословляющую руку (правую). Креститься ни до, ни после этого не нужно.

Если вы оказались в православном храме как турист, будьте скромны и уважайте верующих людей. А знание правил этикета посещения храма, поможет вам прикоснуться к святой истории, не нарушая ее покоя.

Православная церковь во все времена вызывала уважение русского народа. Прожит долгий период, ставший лихолетьем для истинных христиан. Вновь совершаются таинства крещения не только младенцев, но и взрослых, даже пожилых людей. Некоторые вернулись к вере открыто в годы перестройки, а многие открыли для себя веру впервые.

Чтобы не попасть в неловкое положение при посещении церкви, запомните некоторые правила поведения прихожан.

Как следует одеться для посещения святого места

Одежда для посещения храма не должна пестрить расцветками. Не полагается надевать майки, футболки и, уж конечно, шорты. Мужчинам перед входом следует снимать головные уборы. Головы прихожанок покрыты скромным платком, а не яркой шикарной панамой или модной шляпкой. Обращайте внимание на обувь. Высокие каблуки женских туфель и громкое цоканье их, разносящееся по храму, неуместны.

Перед богослужением

Паперть – слово известное, часто встречается в литературных произведениях, иногда его можно услышать в старых песнях. Это площадка перед входом, на которую ведут ступени. Подходя к церкви, прихожане осеняют себя крестом и кланяются. На паперти перед дверями нужно ещё раз совершить крестное знамение.

Приходите в церковь до начала богослужения. У вас должно быть достаточно времени, чтобы без спешки купить свечи. Их нужно поставить к выбранным, обдуманно или по наитию, образам и приложиться к иконам. Что значит «приложиться»? Наверняка вы догадываетесь, что слово в этом случае не означает набивание шишек на лбу.

Перед приложением к иконе нужно дважды перекреститься, потом поцеловать образ (не оставляя на нём следов губной помады, поскольку губы должны быть чистыми) и после этого снова совершить крестное знамение.

Свечи, которые вы ставите, должны быть только церковными и купленными в том месте, куда вы пришли молиться. Приобретённые в иных местах свечи ставить к иконам запрещено.

Не забудьте положить пожертвования на канун (под этим термином подразумевается специальный столик) и подайте записки, заранее написав имена родных или тех людей, за которых просите помолиться. Подают записки в расположенной у входа иконной лавке. Учтите, что вписывать имена некрещёных людей, самоубийц и еретиков нельзя!

Опаздывать на богослужение возбраняется, даже если вы очаровательная девушка и привыкли считать опоздания милым капризом и хорошим тоном (Бог не кавалер). А если по непредвиденным обстоятельствам опоздали, то постарайтесь не суетиться. Не мешайте молиться прихожанам. Не проталкивайтесь к выбранным иконам, а тихо и внятно попросите стоящих передать к образам свечи. Когда перед вами расступаются, не желая отвлекаться от молитвы, проходите, не мешкая, но старайтесь не создавать шума и суеты. И не надо громко ойкать, поймав «солнечным сплетением» острый локоток истово крестящейся старушки.

По каким правилам ставятся церковные свечи

Прописных указаний на то, сколько свечей нужно ставить и к каким образам, не существует. Прихожане издавна установили для себя порядок и старательно следуют ему.Как правило, свечи начинают ставить с иконы, чтимой храмом, в котором идёт богослужение или с праздничной иконы.

После этого верующие подходят к иконам с ликами тех, чьи имена носят.

В завершение ставят свечи за здравие и упокой. За здравие близких и дорогих вам людей ставьте свечи к образам. Как вы уже заметили, для этого перед иконами стоят подсвечники.

Многие молодые люди не знают, как нужно без ошибок поставить свечи за упокой души родного человека. Вернитесь к столику для пожертвований, о котором упоминалось выше. Рядом с ним вы уже видели специальный (основной) столик, называемый каноником. Узнать его можно ещё по малому распятию и множеству подсвечников. Прочитав надлежащую короткую молитву, поставьте свечу за упокой души умершего человека.

В любом случае молитва должна идти от всего сердца, быть душевной и искренней. А не так: «…раз, два…кому ещё поставить? Никого не забыли?»

Часто люди, впервые посетившие церковь, испытывают затруднения оттого, что около выбранного ими образа не оказывается пустого подсвечника, все заняты. Не беспокойтесь. Не трогайте свечи, поставленные другими людьми, даже если им осталось гореть немного. Просто положите свою свечу, прочитав молитву, рядом с иконой. Церковные служащие проследят за порядком и не оставят ни одну свечу без внимания. Все они будут обязательно поставлены на освободившиеся места.

Где стоят прихожане

Мужчины по церковному этикету стоят в правой половине церкви, а прихожанки в левой. При таком расположении по центру должен оставаться достаточно широкий проход. Сидеть разрешается очень старым людям с ограниченными возрастом возможностями передвижения и инвалидам.

Кому разрешается входить в алтарь

Для женщин в алтарь нет входа! Входить могут лишь мужчины с разрешения священника в южные или северные двери. Царские ворота доступны только священнослужителям. Нужно запомнить: нельзя стоять к алтарю спиной.

Уход с богослужения

Уходя с богослужения без крайней необходимости, вы совершаете грех. За него христиане просят прощения в первую очередь у Господа, а потом исповедуются священнику. Особенное внимание уделяйте Литургии. Вот тут уже выходить из храма ни в коем случае нельзя, тем более до пения «Отче наш».

При выходе из церкви трижды поклонитесь в пояс, перекрестясь.

Как соблюдать пост

Обратите внимание на предостережение: даже самый строгий пост не должен вредить вашему организму. Ориентироваться в выборе продуктов и блюд лучше с учётом собственного самочувствия, а не следуя наказам богобоязненных и строгих верующих.

На протяжении многих веков христиане избегали приёма пищи до полудня, то есть до окончания Литургии. Но веяния времени начали вносить свои поправки. Люди уходят с утра на работу, где проводят весь долгий день и без полноценного питания рискуют «заработать» серьёзные заболевания. В этом случае советуют поступать по обстоятельствам и разумению (трудно представить, что Господу необходимо ваше разрушенное здоровье).

Как правильно поститься, если вы подолгу и много работаете, может посоветовать духовник.

Соблюдая пост, не зацикливайтесь на воздержании от еды. Сосредотачивайте внимание на его значении. А главное значение строгого поста - очищение души (а не диета для похудения). Отойдите от праздности, лени, просмотра телевизионных и прочих развлекательных программ и суетных занятий.

Даже если спросить у некрещёного человека, что можно, а что воспрещается есть во время строгого поста, то наверняка он ответит: христиане питаются продуктами растительного происхождения, а на «животную» пищу наложен запрет. К этому следует добавить, что православные верующие, как правило, избегают употребления возбуждающих напитков (крепкий чай, кофе и прочие). Разнообразные специи и соевые заменители некоторых продуктов помогают легче перенести тяготы строгих постов. Но истинные христиане считают, что всё это искажает смысл поста и поэтому относятся к таким продуктам отрицательно.

Какими бы нибыли правила поведения в святых местах, строгими или не очень, посещая их, мы совершаем благое дело.

О поведении в храме – видео

Храм Божий.

Храм — это центр нашей духовной жизни. В Храме особенно чувствуется благодать Божия . Идя в Храм, надо соответственно настроить себя и напомнить себе, что мы входим в иной мир, отличный от общего мира суеты и соблазнов. Здесь мы предстаем перед нашим Творцом и Спасителем, здесь совместно с Ангелами и Святыми приносим Ему жертву хвалы и благодарения.

Чтобы пребывание в Храме принесло пользу нашей душе, необходимо вникать в содержание Богослужений, вдумываться и углубляться в них. Совместная молитва в Храме имеет великую возрождающую силу. Воспринимаемая сознательно, эта благодатная молитва очищает совесть, умиротворяет душу, совершенствует, укрепляет веру, согревает в сердце любовь к Богу.

Будем дорожить своим Приходским Православным Храмом как небесным островком на грешной земле.

Правила посещения Святого Храма и поведения в нем.

1. Чтобы посещение Храма послужило на пользу, очень важно молитвенно себя настроить еще на пути к нему. Надо подумать, что мы хотим предстать перед Небесным Царем, перед Которым с трепетом предстоят миллиарды Ангелов и Святых угодников Божиих.

2. Не грозен Господь к тем, которые благоговеют перед Ним, но милостиво зовет к Себе всех, говоря: «Придите ко Мне все трудящиеся и обремененные, и Я успокою вас» (Мф. 11,28). Успокоение, укрепление и просветление души — вот цель посещения Храма.

3. В Храм следует приходить в чистой и приличной одежде , как требует того Святость места. Перед входом в Храм необходимо выключить сотовый телефон .

Женщинам следует проявлять христианскую скромность и стыдливость и не приходить в брюках, шортах, коротких или открытых платьях, с коротким рукавом. Голова обязательно должна быть покрыта только ПЛАТКОМ , но не шапкой, шляпой или беретом.
Еще до входа в Храм женщинам следует стереть губную помаду , чтобы при целовании Святых Икон, Святой Чаши, Святого Креста, благословляющей руки Священника не оставлять на них отпечатков своих губ.
Мужчины должны приходить в Храм в брюках (а не в шортах или бриджах) и в одежде с длинным рукавом. Перед ступенями Храма они должны снять головной убор (желательно даже при входе на территорию Храма) и войти в Храм с непокрытой головой.
Входя в храм следует не спеша перекреститься и сделать три поясных поклона в сторону Алтаря, говоря:
«Боже, будь милостив ко мне грешному» , или
«Боже, очисть меня грешного и помилуй меня» .
4. Приходить к Богослужению надо заблаговременно, за 5-10 минут, чтобы успеть купить свечи и поставить перед Иконами, как свою жертву Богу.
Придя к Литургии, можно подать записку с именами своих крещеных близких о здравии (для живых) и о упокоении (об умерших).
5. Ставить свечи и прикладываться к Иконам нужно не во время Богослужения, а до или после него и так, чтобы не помешать другим молящимся.
Проходя напротив Царских врат, следует благоговейно перекреститься и поклониться в сторону Престола.
6. Непременно приходите в Храм к началу Богослужения.

7. Если увидите знакомых людей, молчаливым поклоном поздоровайтесь с ними, но никогда, даже с особо близкими, не здоровайтесь за руку и ни о чем не спрашивайте.
Ни в коем случае не допускается в Храме посторонних разговоров, а тем более, шуток – это грех. Подпевать хору можно только очень тихо. При общенародном пении не следует допускать «бесчинных воплей».
8. В Храме должно стоять, а не сидеть. Только в случае нездоровья или крайней слабости разрешается присесть. Нельзя сидеть, закинув ногу на ногу .

9. На церковной паперти и вообще на территории Храма нельзя курить. Нельзя входить в Храм с животными или птицами.

10. Придя в Храм с детьми, нельзя позволять им бегать, шалить и смеяться.
Плачущего ребенка нужно постараться успокоить, если это не удается, следует выйти с ребенком из Храма.
11. Когда слышим слова общего благословения, как например, «Мир всем» , «Благодать Господа нашего Иисуса Христа…» или другие подобные возгласы, наклоните голову, не крестясь.
На каждение отвечайте поклоном головы. Если все молящиеся встают на колени, нужно присоединиться к ним.
12. До конца Богослужения не уходите из Храма, ибо это неуважение к святости дома Божия и отвлекает других от молитвы. Уходить раньше времени можно лишь по немощи или серьёзной необходимости, взяв на это благословение у Священника.

13. К Святому Причащению подходите благоговейно, скрестив руки на груди (правая покрывает левую). После Причастия благоговейно поцелуйте, не крестясь (чтобы случайно не толкнуть Чашу) нижний край Чаши, как пречистое ребро Христа Спасителя. После этого запейте теплотой (запивкой) и вернитесь на свое место, благодаря Бога. Женщины подходят к Чаше с покрытой головой и не накрашенными губами.

14. Не осуждайте невольных ошибок служащих или присутствующих в Храме — полезнее вникать в собственные недостатки и просить Господа о прощении своих грехов. Смиренно принимая замечания, говорите: «ПРОСТИТЕ».
Увидев кого-нибудь в неподобающей одежде, или нарушающего перечисленные здесь ПРАВИЛА, если сможете, сделайте в мягкой форме замечание или скажите об этом ответственному за поддержание порядка в Святом Храме.
Сделать замечание ближнему, который нарушил правила благоповедения, нужно вежливо и деликатно тихим голосом, лучше – шепотом, внутренне испросив у Бога мудрости, чтобы не обидеть человека своим замечанием.
Не допустите, чтобы в вашем присутствии произошло осквернение Храма Божия, кощунство или явное хулиганство. Охранять святость Храма является обязанностью каждого воина Христова — верующего Православного Христианина.

15. В Храме нельзя говорить громким голосом, держать руки в карманах, жевать резинку. Без нужды не следует ходить по Храму.

16. Уходя из Храма, перекреститесь и в течение остального дня бережно храните полученную в нем благодать.

Человек перед Богом. Введение во храм.
Студия «Неофит»

Православный храм – это место особого присутствия Славы Божией и Его Благодати и пребывать в ней следует с благоговением и любовью. Подобно тому, как, собираясь в гости, мы стараемся выглядеть достойно, так и приходя в Церковь, следует помнить, к Кому мы приходим и Кто взирает на нас.
Человек, который внимательно смотрит за состоянием своей души, обязательно заметит, что и от одежды зависит его поведение, мысли, пожелания. Строгая одежда ко многому обязывает.
В Священном Писании сказано: «На женщине не должно быть мужской одежды, и мужчина не должен одеваться в женское платье, ибо мерзок пред Господом Богом всяк делающий это» (Втор. 22, 5)
Мужчинам нельзя появляться в церкви в майках, шортах, спортивной, рабочей и неопрятной одежде. Перед входом в храм они обязаны снять головной убор.
Женщины не должны приходить в Церковь в коротких юбках или брюках, с косметикой на лице. Особенно недопустима помада на губах. Господь зрит не на лица, а на сердца людей. Голова женщины должна быть покрыта платком, шарфом или косынкой
Всем прихожанам, несмотря даже на теплую погоду, рекомендуется надевать одежду с длинными рукавами.

2. У входа в храм

Приходить в храм следует до начала богослужения, чтобы успеть подать записки, купить и поставить свечи и приложиться к иконам.
Подходя к храму, благочестивые христиане, взирая на святые кресты и купола церкви, совершают крестное знамение и поясной поклон. Поднимаясь на паперть, снова трижды осеняют себя крестным знамением с поклоном. Если поклон малый, то нужно наклонить главу так, чтобы рукой можно было достать до земли, при великом (земном) поклоне нужно оба колена преклонить вместе и главою достигнуть земли.
Крестное знамение следует изображать на себе с благоговением, не спеша, соединив вместе три первых перста правой руки в знак того, что Бог – есть Троица Единая и Равночестная. Остальные два сложенных и пригнувших к ладони перста – в ознаменование того, что Иисус Христос – есть Бог и человек, сошедший на землю нашего ради спасения. Сложенную таким образом десницу (правую руку) нужно полагать сначала на чело, чтобы просветил Господь ум наш, затем на чрево, дабы укротил воюющую на дух плоть и освятил наши чувства, а после – на правое и на левое плечи для освящения наших сил телесных.

Затем необходимо произнести краткую молитву:
Боже, милостив буди мне, грешному (поклон).
Боже, очисти мя, грешнаго, и помилуй мя (поклон).
Создавый мя, Господи, прости мя! (поклон).

3. Отношение к нищим у храма

Делая добро ближнему, каждый должен помнить, что Господь не оставит и его самого. «Думаешь ли, что тот, кто кормит Христа (то есть нищих), – писал святой Августин, – не будет накормлен Христом?» Ведь в глазах Господа мы из-за своих грехов, может быть, выглядим страшнее и ничтожнее, чем все эти несчастные, живущие на милостыню.
Не следует искушать себя мыслью, что нищие «зарабатывают» не меньше нас, а иной раз и одеты не хуже. С каждого спросится прежде всего за его дела. Ваше дело в данном случае – проявить милосердие.
Если вы видите, что перед вами нищие, все средства тратящие на пропой, дайте им не денег, а продукты: хлеб, яблоко, печенье, и т.д. Преподобный Амвросий на вопрос, зачем он подает пропойцам, отвечал: «Чтобы спасти их еще от одного греха – воровства».

4. В храме

Входить в святой храм нужно с духовной радостью и помнить, что Сам Спаситель обещал тебя утешить в скорби: «Придите ко Мне все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас» (Евангелие от Матфея, глава 11, стих 28).
Войдя в храм, прихожане покупают свечи и подают записки о здравии и упокоении людей, крещеных в Православной Вере. После, принято прикладываться к “праздничной” иконе, лежащей на аналое посреди церкви, и совершать малые поклоны перед иконами Господа Иисуса Христа, Пресвятой Богородицы и святых (если в это время не началась служба).
До начала службы можно поставить свечи перед тем или иным образом, которые приобретают у входа в “свечном ящике” – это наша малая лепта – жертва Церкви.
Не следует проходить между Царскими вратами и аналоем, когда же проходишь перед аналоем – соверши малый поклон, осеняя себя крестным знамением.
Нужно приучать детей ходить в храм (Мф. 19, 14), учить их молиться и вести себя в храме благопристойно. Родители, пришедшие в храм с детьми, должны наблюдать за их поведением и не допускать, чтобы они отвлекали молящихся, шалили, смеялись. Плачущего ребенка нужно постараться успокоить, если это не удается, следует выйти с ребенком из храма.
Женщинам запрещено входить в алтарь. Мужчины могут заходить в алтарь только по разрешению священников, и то лишь через северные или южные двери. Через Царские врата в алтарь входят только священнослужители.
Непосредственно к иконостасу примыкает солея - возвышенная площадка вдоль всего алтаря. Напротив царских врат находится амвон - центральная часть солеи. Без разрешения священнослужителей на амвон и солею также восходить не разрешается.
В храме неприлично проявлять любопытство и рассматривать окружающих. Недопустимо осуждать и осмеивать невольные ошибки служащих или присутствующих в храме. Не следует осуждать и одергивать новичка, не знающего церковных правил. Лучше помочь ему вежливым и добрым советом. Свечи следует покупать только в том храме, в который вы пришли.
Запрещено входить в храм с животными и птицами.
Курить запрещается даже на улице в пределах церковной ограды.
Бывая в храме Божием, нужно помнить, что мы находимся в присутствии Господа Бога, Божией Матери, святых ангелов и святых.

5. Обращения

Существуют определенные церковные правила обращения к священникам и мирянам (сотрудникам храма и прихожанам).
«Брат», «сестра» – наилучшее обращение к мирянам. Мы все – дети Единого Бога и потомки Адама и Евы.
«Батюшка» или «отец» – так называют священников как совершителей таинств, через которые люди рождаются к жизни духовной. Обычно после слов «отец» добавляют имя, например, «отец Игорь». К диакону можно обращаться «отец диакон», к настоятелю храма (монастыря) «отец Настоятель».
В разговорах православных людей часто слышится слово «отче». Нужно помнить, что это слово употребляется только при прямом обращении к человеку. Нельзя, к примеру, сказать «меня благословил отче Владимир», это неграмотно.
Обращаться к священнослужителям «святой отец», как это принято в католических странах, не стоит. Святость человека познается по его смерти.
Жен-служителей алтаря, а также пожилых женщин называют ласковым словом «матушка».
К архиереям (Патриарху, митрополитам, епископам) нужно обращаться «Владыка», как к облеченным церковной властью.
При обращении к священнослужителю письменно, иереев следует именовать «Ваше преподобие»,
протоиереев – «Ваше Высокопреподобие»,
епископов – «Ваше Преосвященство»,
архиепископов и митрополитов – «Ваше Высокопреосвященство»,
Патриарха – «Ваше Святейшество».

6. Благословение священника

Всякий верующий человек считает непременным при встрече со священником (или епископом) испросить благословение, но многие делают это неправильно. Разумеется, по такому вопросу нет строгих канонов, однако традиции Церкви и простой здравый смысл подсказывают, как нужно себя вести.
Благословение имеет много значений. Первое из них – приветствие. Поздороваться со священником за руку имеет право только равный ему по сану, все остальные, даже диаконы, при встрече с батюшкой принимают от него благословение. Для этого нужно ладони сложить вместе, правую поверх левой, чтобы принять в них благословляющую руку и облобызать ее в знак почтения к священному сану. И ни для чего более! Никакого таинственного значения сложение ладоней не имеет, благодать в них не «опускается», как учат некоторые старушки.
Благословиться у священника можно не только тогда, когда он в церковных одеждах, но и в гражданской одежде; не только в храме, но и на улице, в общественном месте. Не стоит, однако, подходить за благословением вне храма к необлаченному батюшке, который с вами не знаком.
Точно так же всякий мирянин прощается со священником. Если несколько иереев стоят рядом, а вы хотите благословиться у всех, то сначала нужно подойти к старшему по сану.
Второй смысл священнического благословения – это разрешение, дозволение, напутствие. Перед началом всякого ответственного дела, перед путешествием, а также в любых затруднительных обстоятельствах мы можем просить у священника совета и благословения и лобызать его руку.
Наконец, существуют благословения в ходе церковной службы. Священник, произнося: «Мир всем», «Благословение Господне на вас…», «Благодать Господа нашего…», осеняет молящихся крестным знамением. В ответ мы смиренно преклоняем головы, не складывая рук – ведь поцеловать благословляющую десницу невозможно.
Если же священник осеняет нас священными предметами: Крестом, Евангелием, Чашей, иконой, мы сначала крестимся, а потом делаем поклон.
Не следует подходить под благословение в неурочный момент: когда иерей причащает, совершает каждение храма, помазует елеем. Но можно сделать это по окончании исповеди и в конце литургии, при целовании Креста. Злоупотреблять благословением, подходя к одному и тому же батюшке несколько раз в день, не стоит. Слова «благословите, батюшка» всегда должны звучать для мирянина радостно и торжественно, и не надо превращать их в поговорку.

7. Иконы и свечи

Прикладываться к иконам, честным мощам и Святому Евангелию следует не спеша и не теснясь, оставить в стороне объемные сумки и полагать по два поклона перед целованием и один после целования святыни. Так как чествование, воздаваемое иконе, возводится к лицу, изображенному на ней, то целуя ее (прикладываясь к ней), мы прикасаемся мысленно к этому лицу.
Прикладываясь к иконам Спасителя, нужно целовать в ножку (при поясном изображении в ручку); к иконам Божией Матери и святых – в ручку; к иконе нерукотворного образа Спасителя и к иконе Усекновения главы святого Иоанна Крестителя – в косу власов.

Перед образом Спасителя можно произносить про себя Иисусову молитву:

«Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя, грешного (ую)».

Перед иконой Пресвятой Богородицы можно произносить краткую молитву:

«Пресвятая Богородице, спаси нас».

Перед Честным Животворящим Крестом Христовым читают следующую молитву:

“Кресту Твоему поклоняемся, Владыко,
и Святое Воскресение Твое славим».
Перед иконой святого:
«Святый угодниче Божий (имя Святого),
моли Бога о мне грешном (грешной),
да простит мне Господь вся прегрешения моя
и святыми твоими молитвами сподобит достичь
Царствия Небесного».

Нужно благоговейно относиться к церковной свече: это символ нашего молитвенного горения пред Господом, Его Пречистой Матерью, святыми угодниками Божиими.

Возжигание свечей в храме – это часть службы, это приношение жертвы Богу. Свечи поэтому следует приобретать только в том храме, куда вы пришли молиться. Свеча выражает теплоту и пламень любви человека ко Господу, Матери Божией, ангелу или святому, у ликов Которых верующий ставит свою свечу. И если нет этой любви, то свечи не имеют никакого значения, жертва наша напрасна. Некоторые из нас вспоминают о Боге и святых, лишь зайдя в церковь, и то на несколько минут. Напрасно думать, что достаточно поставить перед иконой свечу, и долг выполнен, мы сделались чистыми и праведными, и молитва наша исполнится – как будто Богу, Богородице и святым нужны свечи!
Свечи зажигают одну от другой, горящей, и, оплавив низ ее, ставят в гнездо подсвечника. Свеча должна стоять строго прямо. Если в подсвечнике перед иконой нет свободного места, все заняты горящими свечами, не следует ради собственной свечи гасить чужую, уместнее попросить служителя поставить ее позже. И не надо смущаться, что вашу недогоревшую свечу погасили по окончании службы - жертва уже принята Богом.
Нет обязательных правил, куда и сколько свечей должны ставить верующие. Однако, по сложившейся традиции, в первую очередь ставится свеча к Празднику или чтимой храмовой иконе, затем к мощам святого, если таковые имеются в храме, своему святому (имя которого вы носите), а уж потом за здравие или за упокой. Если иконы вашего небесного покровителя в храме нет, то ставится свеча перед образом Всех святых.
За умерших свечи ставят на канун у Распятия, мысленно произнося: «Помяни, Господи, усопшего раба Твоего (имя) и прости его согрешения, вольные и невольные, и даруй ему Царствие Небесное». О здравии или в какой-либо нужде обычно свечи ставят Спасителю, Божией Матери, святому великомученику и целителю Пантелеимону, а также тем святым, кому Господь даровал особую благодать исцелять болезни и подавать помощь в различных нуждах, см. .

8. Во время Литургии

В обязанности христиан входит посещение храма для участия в Божественной Литургии в воскресные дни, включая Всенощное бдение накануне, и в праздники.

Установление и соблюдение церковных праздников необходимо для нашего спасения, они учат нас истинной христианской вере и через покорность и благоговение к Богу приносят душе покой и радость.
«К службе церковной непременно должен ходить… – увещевал преподобный Амвросий Оптинский. – …будешь ходить, здоров и трезвеннее будешь».
«Верный признак омертвения души, – говорил другой Оптинский старец, преподобный Варсонофий, – уклонение от церковных служб. Человек, который охладевает к Богу, прежде всего начинает избегать ходить в церковь, сначала старается прийти к службе попозже, а затем и совсем перестать посещать храм Божий».
Опаздывая к началу Божественной Литургии или уходя до ее окончания, человек проявляет неуважение к Таинству. В случае крайней необходимости можно покинуть Богослужение, но только не во время чтения Евангелия и совершения Евхаристии.
Если началась служба или Вы пришли в храм уже во время Литургии, нужно встать на определенное место и сосредоточенно слушать чтения и песнопения. Увидев знакомых, не торопиться здороваться с ними за руку, а лишь молчаливым поклоном приветствуйте их.
Не разрешается вести разговоры во время Литургии. Слова преподобного Амвросия Оптинского: «За разговоры в Храме Господь посылает скорби».
В Православной Церкви разрешается сидеть только во время чтения кафизм (Псалтири) и паримей (чтений из Ветхого и Нового Завета на Великой вечерне в великие праздники и дни памяти особо чтимых святых). В остальном – не принято сидеть в присутствии Божием, а молиться стоя; ведь в молитвах мы обращаемся к Царю царей, к Творцу вселенной. Сидеть можно только по особой немощи, болезни, чтобы, как сказал митрополит Филарет (Дроздов): «Лучше сидя думать о Боге, нежели, стоя – о ногах». Однако нельзя сидеть, закинув ногу на ногу или вытянув ноги. Прежде чем сесть, попросите у Бога укрепить вас телесно. Во время чтения Евангелия и особо важных местах Литургии нужно стоять.
Мужчины, по древнему обычаю, становятся в храме с правой стороны, а женщины с левой. В церкви во время Богослужения полагается стоять лицом к алтарю, во время каждения храма не следует разворачиваться вслед за священнослужителем и становиться к алтарю спиной.
Кроме того, и по сей день можно наблюдать благочестивое правило, когда женщины пропускают вперед мужчин во время Елеопомазания, Исповеди, Причащения, прикладывания к праздничной иконе и ко Кресту. По окончании службы читают те же молитвы, что и при входе в церковь.
Не надлежит в храме протискиваться сквозь молящихся, переходить с места на место, разговаривать, ставить свечи перед иконами. Свеча – жертва Богу, но в данном случае помните, что более угодна другая жертва – «дух сокрушен», смиренное осознание своей греховности перед Господом, которое ярче любой свечи высветит все ваши желания и нужды.
Старайтесь воздерживаться от замечаний, если, конечно, нет явного хулиганства или кощунственного поведения. В таких случаях замечания допустимо делать в деликатной форме, без раздражительности и высокомерного наставления в голосе.
Особенно важно соблюдать тишину, не передвигаться, не покупать и не ставить свечи и не прикладываться к иконам во время важных моментов Литургии, таких как:

  • при выходе священника с кадилом,
  • при чтении Шестопсалмия,
  • при выносе Евангелия и во время его чтения,
  • при пении «Милость мира…» до возгласа священника «В первых помяни..»
  • при пении Символа веры и «Отче наш»,
  • при выносе Святой Чаши (Потира).

Бойтесь вольно или невольно оскорбить своим поведением молящихся и те святыни, которые окружают нас в храме Божием.

9. Поклоны и Крестное знамение

Спасительная сила церковных молитв, песнопений и чтений зависит от того, с каким чувством принимают их наши сердце и ум. Поэтому, если невозможно положить поклон по той или иной причине, то лучше со смирением испросить у Господа прощения, чем нарушать церковное благочиние.

Перед началом всякого богослужения полагаются три поясных поклона. На всех службах при чтении или пении “Приидите поклонимся…”, при троекратном “Аллилуиа…”, на “Святый Боже…”; на “Буди Имя Господне…”; на “Слава в вышних Богу” и при возгласе священника “Слава Тебе, Христе Боже, упование наше, слава Тебе” полагается сделать поклон. Только посреди чтения шестопсалмия поклоны не кладутся, но совершается крестное знамение.
Осеняй себя крестным знамением и твори поясной поклон: во время ектений при возгласе “Господи, помилуй” или “Подай, Господи” вместе со священнослужителем; когда священнослужитель осеняет присутствующих в церкви крестом, или Евангелием, или Чашей, или святой иконой.
При начале чтения или пения Символа веры, чтения Евангелия, Апостола или паремий положено осенять себя крестным знамением без поклона.
Когда священник произносит: “Мир всем”, “Благодать Господа нашего Иисуса Христа…”, “Главы ваша Господеви приклоните”; во время чтения Евангелия, каждения, осенения свечами или благословения рукой следует преклонять голову.
Во время открытия Царских врат надо поклониться.
Когда в церкви осеняют народ крестом или Евангелием, образом или Чашей, то все крестятся, преклоняя голову, а когда архиерей осеняет молящихся свечами (дикирием и трикирием) или когда священник благословляет рукой, а также когда кадят к предстоящим, то креститься не следует, а только преклонить голову; лишь в святую седмицу Пасхи, когда кадит священник с крестом в руке, возглашая: «Христос Воскресе!» – все крестятся и восклицают: «Воистину Воскресе!» Этим мы благоговейно отвечаем на действие священнослужителя, освящающее нас силою благодати Божией. Принимая благословение священника или епископа, христиане целуют его десницу, но не крестятся перед этим. Не должно целовать у духовных лиц левую руку, что характерно для иудеев, – только правую, через которую преподается благословение.
Земные поклоны следует совершать по окончании молитвы “Тебе поем”; в конце молитвы “Достойно есть”; в начале молитвы “Отче наш”, при выносе Святых Даров для причащения, при благословении Святыми Дарами; возгласе “Всегда, ныне и присно и во веки веков” и “Богородицу и Матерь света…”
Не следует творить земных поклонов и преклонять колена после причащения Святых Таин и в дни воскресные, великие праздники, а также от Святой Пасхи до Пятидесятницы, от Рождества Христова до Крещения Господня (Святки), так как в эти дни вспоминается наше примирение с Богом.

10. Святое Причастие

Ко Святому Причащению подходят после покаяния в грехах на исповеди и разрешительной молитвы священника (причащаться без исповеди разрешается детям до семи лет). Готовятся к Причастию молитвой и постом, воздерживаясь от различных развлечений и удовольствий (длительность подготовки определяется благословением священника).

Готовящиеся к Причастию прочитывают по молитвослову 3 канона: покаянный ко Господу нашему Иисусу Христу, молебный ко Пресвятой Богородице, Ангелу хранителю и последование ко Святому Причащению. Желательно быть за вечерним Богослужением накануне Причастия, а также обязательно нужно ничего не есть и не пить, начиная с двенадцати часов ночи.
Подходить к Чаше во время Причащения нужно со скрещенными на груди руками – правая поверх левой – с великим благоговением и страхом Божиим и с верою и любовию ко Христу причастись Его Святых Тела и Крови, поцелуй Чашу, но не крестясь и осторожно, чтобы случайно не толкнуть ее, затем отойди к столику запить Причастие теплотой.

После Причастия следует выслушать (или прочитать) со вниманием благодарственные молитвы. По окончании Литургии подойти и приложиться ко кресту, который дает верующим священник около алтаря.

11. Правило о поклонах во время чтения великопостных часов и на Литургии Преждеосвященных Даров.

Литургией Преждеосвященных Даров называется богослужение, во время которого верующим предлагаются для причащения Святые Дары, освященные прежде – на предыдущей полной литургии по чину св. Василия Великого или св. Иоанна Златоуста и сохраняемые в ковчежце обычно на престоле или (реже) на жертвеннике.

Перед Литургией читаются Великопостные часы (3-й, 6-й и 9-й), они начинаются возгласом священника: «Благословен Бог наш…»

На 3-ем часе читаются 16-й, 24-й и 50-й псалмы, затем чтец произносит: Слава и ныне… Аллилуиа, аллилуиа, аллилуиа, слава Тебе, Боже (трижды). Господи, помилуй (трижды). Слава, и ныне… Затем он читает рядовую кафизму. Во время чтения кафизм можно сидеть. После стихословия кафизмы священник, став пред царскими вратами, произносит постовой тропарь часа: «Господи, Иже Пресвятаго Твоего Духа в третий час апостолом Твоим низпославый, Того, Благйй, не отъими от нас, но обнови нас, молящих Ти ся». На каждом часе постовой тропарь часа поется троекратно, с земными поклонами. В конце каждого часа читается молитва святого Ефрема Сирина . Эта молитва сопровождается земными поклонами, которые следует делать тогда же, когда их делает священник. После поклонов читается заключительная молитва часа и начинается следующая служба: после третьего часа – служба шестого часа, затем девятого часа, аналогичные службе третьего часа с некоторыми отличиями (на 6-м часе читаются псалмы 53-й, 54-й и 90-й, на 9-ом – 83-й, 84-й и 85-й. После постового тропаря 6-го часа читается паремия (отрывок) из книги пророка Исаии). Богослужение продолжается Великой Вечерней , но первый возглас священника: «Благословенно Царство Отца и Сына и Святого Духа, ныне и присно и во веки веков!» , такой же как и на Литургии Иоанна Златоуста или Василия Великого. Затем, как обычно, следует чтение 103 псалма «Благослови, душе моя, Господа!» Священник читает светильничные молитвы , в которых просит Господа о том, чтобы Он «исполнил уста наша хваления… дабы величать нам святое имя» Господа, «в остальное время нынешнего дня избежать различных козней лукавого», «оставшуюся часть дня провести непорочно пред святою Славою» Господа. По окончании чтения 103 псалма диакон произносит Великую ектению. «Миром Господу помолимся» - первые слова ектении. «Господи, помилуй» - отвечает хор, а вместе с ним и молящиеся после каждого прошения совершают . По окончании ектении и возгласа священника чтец начинает читать 18 кафизму, которая состоит из псалмов (119-133) , называемых «песнями восхождения». После этого диакон произносит «малую» ектению . «Паки и паки миром Господу помолимся», т.е. «снова и снова в мире Господу помолимся». «Господи, помилуй» - отвечает хор, а вместе с ним и молящиеся после каждого прошения совершают поясной поклон с крестным знамением . В это время следует молитва священника: «Господи, не в ярости Твоей обличай нас и не во гневе Твоем наказывай нас… Просвети очи сердец наших для познания Твоей Истины… ибо Твоя держава, и Твое есть Царство и сила и слава». Затем читается вторая часть чтения 18 кафизмы , в это время священник совершает троекратное каждение престола со святыми Дарами и земной поклон перед престолом. Снова произносится «малая» ектения , во время которой священником читается молитва: «Господи Боже наш, вспомни нас грешных и непотребных рабов Твоих… даруй нам Господи все просимое для спасения и помоги нам любить и бояться Тебя от всего сердца нашего… ибо Ты – благой и человеколюбивый Бог…» Читается последняя, третья часть кафизмы, во время которой совершается перенос Святых Даров с престола на жертвенник . Молящиеся , отмечая важность и святость этого момента, должны опуститься на колени . После перенесения Святых Даров на жертвенник можно встать с колен. Священник наливает вино в чашу, покрывает святые сосуды, но ничего при этом не произносит. Завершается чтение третей части кафизмы, снова произносится «малая» ектения и возглас священника. Хор начинает пение стихов из 140 и 141 псалмов : «Господи, воззвах к Тебе, услышь меня!» и положенных на этот день стихир. Во время этого пения диакон совершает каждение алтаря и всего храма. Каждение – это символ возносимых нами молитв Богу. Во время пения стихиры на «И ныне» священнослужители совершают торжественный вход . Предстоятелем читается молитва: «Вечером, как и утром и в полдень, восхваляем, благословляем Тебя и молимся Тебе… не дай уклониться сердцам нашим к словам или мыслям лукавым… избавь нас от всех уловляющих души наши… Тебе подобает вся слава, честь и поклонение, Отцу и Сыну и Святому Духу». Священнослужители выходят на солею (возвышение перед входом в алтарь), и Предстоятель благословляет Святой Вход словами: «Благословен вход святых Твоих, всегда ныне и присно и во веки веков!» Диакон, начертывая кадилом святой крест, произносит «Премудрость, прости!» «Прости» - значит «станем прямо, благоговейно». Хор поет древний богослужебный гимн «Свете Тихий» . Далее поется прокимен –стих из Священного Писания, чаще всего из Псалтири. Он предшествует паремиям чтению из Священного Писания . Перед паремией при возгласе: «Бытия чтение…» или, например, «Притчей чтение…» совершается крестное знамение без поклона, а во время чтения принято стоять, наклонив голову . Во время чтения первой паремии священник берет зажженную свечу и кадило. По окончании чтения священник, начертывая кадилом святой крест, произносит: «Премудрость, прости!» , тем самым призывая к особому вниманию и благоговению, указывая на особенную мудрость, заключенную в настоящем моменте. Затем священник оборачивается к собравшимся и, благословляя их, произносит: «Свет Христов просвещает всех!». По установившейся традиции в этот момент молящиеся опускаются на колени . После произнесения слов священником можно встать с колен. После второго чтения из Ветхого Завета полагается пение пяти стихов из вечернего 140 псалма , начинающегося со стиха: «Да исправится молитва моя, яко кадило пред тобою» Во время пения «Да исправится…» молящиеся стоят на коленях , а священник, стоя у престола, кадит его, а потом жертвенник, на котором находятся Святые Дары. По окончании пения все встают . Затем священником произносится молитва, которая сопровождает все великопостные богослужения, - молитва святого Ефрема Сирина . Эта молитва сопровождается земными поклонами , которые следует делать тогда же, когда их делает священник. Молитвой св. Ефрема Сирина заканчивается вечерня ; далее следует сама литургия Преждеосвященных Даров . Диаконом или священником возглашается сугубая ектения: « Рцем вси…», далее также, как и на полной Литургии. Затем наступает торжественный момент перенесения Святых Даров на престол . Хор начинает петь особую песнь: «Ныне силы небесные с нами невидимо служат, ибо вот, входит Царь Славы, вот Жертва, таинственно освященная, переносится». Во время перенесения Святых Даров все должны благоговейно опуститься на колени . Священник в алтаре, с воздетыми вверх руками, трижды произносит эти слова, на которые диакон отвечает: «С верой и любовью приступим и причастниками Жизни вечной будем. Аллилуия, Аллилуия, Аллилуия». Священник в Царских вратах, по установившейся традиции, тихом голосом произносит: «С верою и любовью приступим» и ставит Святые Дары на престол, покрывает их, но ничего при этом не произносит. После этого произносится молитва святого Ефрема Сирина с тремя земными поклонами . Царские врата закрываются (при открытии и закрытии царских врат совершается поклон без крестного знамения ), завеса закрывается наполовину. Диакон или священник произносит просительную ектенью: « Исполним вечернюю молитву нашу Господеви…» За этим следует молитва Господня «Отче наш» , возглас диакона – «Вонмем» , т.е. будем внимательны, а священник, касаясь рукой Святых Даров, возгласно произносит: «Преждеосвященная Святая – Святым!». Это означает, что Преждеосвященные Святые Дары предлагаются святым, т.е. всем верным чадам Божиим, всем собравшимся в этот момент в храме. В это время обычно совершают земной поклон . Хор поет: «Един Свят, Един Господь, Иисус Христос , во славу Бога Отца. Аминь» . Затем диакон отверзает царские врата, с благоговением и вниманием приемлет из рук священника потир и, обратясь к молящимся, возглашает: «Со страхом Божиим и верою приступите…». Все совершают земной поклон . Священник читает молитву пред причащением и причащает мирян (на литургии Преждеосвященных Даровмладенцев обычно не причащают). Далее следуют Благодарение по Причащении. Священник, поклонившись и взяв потир, идет к царским вратам, произнося тайно: «Благословен Бог наш..», и затем вслух к молящимся возглашает в царских вратах: «Всегда, ныне и присно, и во веки веков..». Причастившиеся делают поясной поклон, кто не причащался – земной.

Затем священник читает заамвонную молитву и отпуст (слова, завершающие службу, благословение молящихся на выход из храма по окончании богослужения).

После этого священник говорит проповедь, дается для целования Святой Крест, причастники благодарят Бога за причащение (чтец читает благодарственные молитвы, все слушают и молятся). Служба окончена.

12. По выходе из храма

Завершением утреннего богослужения является выход священника с крестом. Такой момент называется отпустом. Во время отпуста верующие подходят к Кресту, целуют его и руку священника, держащую крест.

Принимая благословение священника, христиане складывают ладони крестообразно, полагая правую на левую, и целуют десницу благословляющего, но не крестятся перед этим. Сей обычай напоминает о том, что эта рука держала Святую Чашу Евхаристии. Отойдя, нужно поклониться священнику.
Выходя их храма, нужно сотворить три поясных поклона с крестным знамением.
Если придется выйти из храма раньше окончания службы, по острой нужде или из-за неотложных обстоятельств, – помните, что уходить с Богослужения без крайней необходимости – грех перед Богом. Благочестивые христиане просят за это прощения у Господа и исповедуются в этом грехе на исповеди священнику.
Одному старцу дано было видение, в котором Ангел Господень входящих в церковь записывал, а выходящих по лености – вычеркивал. Особо старайтесь не выходить из церкви во время Литургии.
Попечение Святой Церкви о нас продолжается и после службы, чтобы мы не лишились благодатного настроения, которого по милости Божией удостоились в храме. Церковь заповедует нам и расходиться после богослужения в благоговейном молчании, с благодарением Богу, с молитвой, чтобы Господь даровал нам до конца нашей жизни всегда посещать Его святую обитель.
Надо не забывать, что мы приходим в храм с целью спасения души, а не получить какие-либо привилегии у Бога или у близких. Поэтому по возвращении из храма необходимо найти силы полноценно включиться в домашнюю жизнь, не требуя ни от кого снисхождения на нашу усталость.

Главное - это взаимная любовь прихожан и понимание содержания службы. Если мы будем входить в храм Божий с благоговением, если, стоя в церкви, будем думать, что находимся на небесах, то Господь исполнит все прошения наши.