Правоприменение. Понятие применения права. Основания и принципы правоприменения Акты применения права

Применение права всегда считалось особой и наиболее сложной формой реализации права. Оно представляет собой властную деятельность государственных и иных уполномоченных на то органов, состоящую в рассмотрении конкретного юридического дела и вынесении по нему индивидуального решения. Другими словами, это конкретизация общих правовых предписаний (их «привязка») относительно конкретной жизненной ситуации и принятие соответствующего решения.

От иных форм реализации права (соблюдение, исполнение, использование) правоприменение отличается следующими признаками:

  • - составляет прерогативу специально уполномоченных органов, прежде всего государственных и муниципальных, обладающих властными полномочиями;
  • - имеет индивидуальный характер (рассматривается конкретное юридическое дело, по которому выносится решение, приговор суда); результатом правоприменительного решения является конкретизация (индивидуализация) субъективных прав и субъективных юридических обязанностей;
  • - обязательность правоприменительного решения означает совершение необходимых действий и поступков, вытекающих из акта - действия соответствующего органа, должностного лица; обязательный характер проявляется не только в обязательности требований к непосредственным адресатам, но и в обязательности всех, кто причастен к делу, его решению (например, указ Президента РФ о награждении предполагает соответствующие действия должностных лиц его Администрации, в необходимых случаях соответствующих структур администраций субъектов РФ);
  • - правоприменительная деятельность строго регламентируется процессуальным законодательством, процедурными нормами, которые определяют последовательность и порядок тех или иных действий, операций.

Применение юридических норм, как отмечалось, - особая форма реализации права. Если соблюдение, исполнение и использование юридических правил непосредственно реализуется в жизнь, то в этом случае субъективные права и субъективные обязанности возникают в соответствии с волеизъявлением сторон, например, в договоре купли- продажи приобретенная вещь есть юридический результат их реализации. Специфика правоприменения состоит в том, что права и обязанности, юридические последствия не возникают «напрямую», непосредственно. Законодатель для наступления определенного правового эффекта использует соответствующий юридический механизм. Нельзя, скажем, назначить самому себе пенсию по старости лет или привлечь себя к юридической ответственности и т. п. Для этого необходимы проявление воли компетентного органа, государственного или муниципального, либо такие юридические последствия, которые возникают в связи осуществлением соответствующих правомочий полномочного субъекта (например, директора предприятия).

К основаниям применения права относятся:

  • - во-первых, ситуации при которых позитивные юридические права и обязанности не могут возникнуть без проявления воли уполномоченного органа, например, право на пенсионное обеспечение, о котором шла речь, возникает после решения соответствующей пенсионной инстанции;
  • - во-вторых, случаи спора о праве, ситуации, когда стороны не могут прийти к соглашению добровольно, без вмешательства компетентного органа, например суда; такой спор может возникнуть в связи с вещью, находящейся в чужом незаконном владении. Суд рассматривает дело и выносит по нему решение, с помощью которого конфликт разрешается, правоприпятствие устраняется, субъективные права восстанавливаются, т. е. вещь переходит к ее законному владельцу;
  • - в-третьих, совершение правонарушения, влекущего применение к виновному субъекту определенной меры наказания или воздействия, что вправе сделать только уполномоченный правоприменительный орган;
  • - в-четвертых, подтверждение судом наличия факта, имеющего юридическое значение (юридического факта), в случаях, когда для этого не имеется иной реальной возможности. Такие дела получили название дел особого производства. Подчеркнем: здесь судья выносит решение о наличии или отсутствии такого факта (факт несчастного случая и гибели людей; объявление лица длительно отсутствующим, умершим ит. д.).

Иногда к самостоятельным основаниям правоприменения относят нотариальное удостоверение, государственную регистрацию и др.

Принципы правоприменения - основные начала, устоявшиеся взгляды на то, как должны применяться юридические нормы. Принципы правоприменительной деятельности можно рассматривать и как своеобразные правовые ценности, на основании которых должно строиться применение юридических норм. Такими принципами-ценностями можно считать:

  • - справедливость;
  • - законность;
  • - единообразие;
  • - предсказуемость;
  • - объективность;
  • - оперативность;
  • - определенность;
  • - целесообразность;
  • - разумность.

Законность. Предполагает четкое следование предписаниям материальных и процессуальных норм. Главное требование законности состоит в том, что решение должно быть основано на достоверных, истинных фактах. Фактические обстоятельства должны быть установлены и доказаны в соответствии с процессуальным законодательством. Очень важны и такие позиции, как соблюдение соответствующим лицом, рассматривающим дело, условия подведомственности или подсудности. Не менее важно и такое требование законности, как правильная юридическая квалификация. Юридические нормы должны максимально соответствовать фактическим обстоятельствам, и только в этом случае решение можно считать квалифицированным, а значит, и законным. В тех случаях, когда соответствующей нормы нет, но факты находятся в сфере правовой регламентации, действует правило аналогии закона или аналогии права .

Объективность правоприменительного решения. Объективность правоприменителя всегда справедливо характеризовали как беспристрастность, бескорыстность, отсутствие эмоциональности в процессе рассмотрения и вынесения решения по делу. Правоприменитель должен «холодным умом» проанализировать факты, установленные в ходе правоприменения; выбрать правовую норму, максимально точно регламентирующую данную фактическую ситуацию. Однако это не означает, что правоприменитель не должен учитывать возраст обвиняемого, материальное положение, пол и иные обстоятельства. Важно, чтобы они были в рамках действующего законодательства и адекватны ситуации.

Целесообразность правоприменительного решения. Правоприменительный акт только тогда будет законным и объективным, когда он отвечает такому требованию законности, как целесообразность. Цели юридических норм разные, как и фактические обстоятельства, подпадающие под их регулирование. И здесь правоприменитель должен выбрать золотую середину. Для предупреждения нового преступления порой достаточно минимального наказания или условного. Если же лицо с точки зрения обстоятельств дела и с учетом его личных характеристик опасно для общества, то с целью предотвращения нового преступления целесообразно применить максимальную меру наказания.

Единообразие правоприменительный практики, особенно судебной. Применение одних и тех же норм, хотя и к различным обстоятельствам, но так или иначе однотипным, должно быть единообразно. Правоприменительная практика и ее важнейшая составляющая - судебная практика не должны отличаться и тем более противоречить друг другу. Важнейшую роль здесь играет разъяснение Пленума Верховного Суда РФ, практика Конституционного Суда РФ .

Оперативность правоприменения. Ценность борьбы с правонарушениями, защита законных интересов субъектов права во много раз возрастают в случае своевременного разрешения юридического спора. Безусловно, сроки рассмотрения дела должны быть целесообразны, разумны. Судья, другой правоприменитель не должны превращаться в машину по принятию судебных решений. Однако есть и другая крайность - формальность рассмотрения дела, отход от объективной истины.

Справедливость правоприменительного решения. Закон, иной нормативный правовой акт должны быть справедливыми, так как правотворчество основывается на началах справедливости. Однако сам законодатель также ориентирует правоприменителя на то, чтобы решение было максимально справедливым, но данная категория - нравственная, достаточно подвижная: то, что справедливо сегодня, может быть несправедливым в недалеком будущем. В основе справедливости лежат оценка законодателя и правоприменителя, собственное вйдение ситуации управомоченного органа или должностного лица.

Разумность. Эффективное правоприменение предполагает использование такого свойства человечества, как разумность, способную обеспечить гибкость и точность реализации юридических предписаний. Разумность как средство достижения гибкости и точности праворегулирования крайне востребовано, например, в сфере реализации гражданско-правовых норм. Разумность выступает некой внутренней логикой, внутренним пределом усмотрения правоприменителя в тех случаях, когда законодатель предлагает решать юридическое дело с помощью собственного убеждения («разумный срок» - ст. 314, 464, 466, 468 и др. ГК РФ; «разумная цена» - ст. 397 ГК РФ). Речь идет о том, чтобы субъект правоприменения самостоятельно оценил, насколько разумно была определена сторонами (или стороной) правоотношения разумность срока, цены и т. д.

Определенность. Разумность права в его определенности, определенность в его разумности. Определенность правового регулирования - главнейшая цель права; невозможно себе представить «разумное право», не ставящее перед собой задачи определенности и точности правового регулирования. Определенность правоприменения - одно из важнейших средств достижения указанной цели права - достижения точности в определении и реализации субъективных прав и юридических обязанностей. Определенность правоприменительных решений предполагает точность, безвариантность субъектов, относительно которых выносится решение, а также точность в высказывании. Речь идет о качестве правоприменительного акта с позиции его смысла, содержательной конкретизации. Иначе говоря, правоприменительное решение должно быть безукоризненно точно не только относительно субъектов правоприменительной деятельности, субъектов, относительно которых применяется право, но и конкретности решения.

Предсказуемость правоприменения. Правоприменительная деятельность в цивилизованном обществе не есть что-то случайное. Субъект права в эпоху высокоразвитых информационных технологий должен заранее знать, предполагать, какое правоприменительное решение его ожидает в случае как правомерных, так и неправомерных действий. Попросту говоря, производительный труд, новаторство, многолетняя безупречная государственная служба предполагают поощрительные меры, например представление к награде, присвоение очередного звания (или даже внеочередного) и т. д. Неправомерные действия и ответственность за них также предполагает предсказуемое решение суда, другого правоприменительного органа.

Предсказуемость важна, а также диктуется принципом права как определенность при рассмотрении гражданских и арбитражных дел. В этом глубокий смысл права, заключающийся в гармонии общества и его права.

  • См. также тему 11 настоящего учебного пособия.
  • См. подробнее в теме 13 настоящего учебного пособия.
  • 15. Понятие государственного аппарата. Органы государства и их классификация. Соотношение государственного аппарата и механизма государства
  • 17. Классификация прав и свобод личности. Обязанности личности
  • 18. Понятие и признаки позитивного права
  • 19. Принципы права (общие, отраслевые, межотраслевые)
  • 20. Функции права
  • 22. Норма права: понятие, признаки, виды
  • 23. Структура нормы права. Гипотеза, диспозиция, санкция. Способы изложения правовых норм
  • 24. Понятие правотворчества. Принципы и виды правотворчества
  • 25. Законотворческий процесс и его основные стадии
  • 26. Понятие и виды нормативных правовых актов. Законы и подзаконные нормативные правовые акты в Российской Федерации
  • 27. Действие нормативных правовых актов во времени. Обратная сила закона. Переживание закона
  • 28. Действие нормативных правовых актов в пространстве и по кругу лиц
  • 31. Общая характеристика основных отраслей российского права
  • 32. Материальное и процессуальное право. Публичное и частное право
  • 33. Международное и внутригосударственное право
  • 34. Понятие и формы реализации права
  • 35. Понятие и признаки применения права. Стадии и принципы правоприменения.
  • 36. Понятие и виды правоприменительных актов, их отличие от нормативных правовых актов
  • 37. Понятие и виды пробелов в праве. Аналогия закона и аналогия права
  • 38. Коллизии в праве. Способы преодоления и устранения коллизий
  • 39. Понятие толкования права. Способы толкования права
  • 40. Виды толкования права по объему и по субъектам
  • 41. Понятие, структура и виды правоотношений
  • 1 Субъект правоотношения:
  • 2 Объект правоотношения:
  • 42. Субъекты правоотношения. Правосубъектность
  • 43. Содержание правоотношения. Субъективные права и юридические обязанности
  • 44. Понятие и виды объектов правоотношения
  • 45. Понятие и виды юридических фактов. Фактический (юридический) состав
  • 46. Понятие и виды правомерного поведения
  • 47. Правонарушение: понятие, признаки, виды
  • 48. Состав правонарушения
  • 49. Понятие юридической ответственности. Виды юридической ответственности
  • 50. Право в системе социальных норм
  • 51. Понятие, предмет и стадии правового регулирования
  • 52. Способы и типы правового регулирования
  • 53. Понятие и виды юридических документов
  • 54. Систематизация нормативных правовых актов. Инкорпорация, кодификация, консолидация и учет
  • 55. Понятие и классификация основных правовых систем современности
  • 56. Мусульманское право: общая характеристика
  • 57. Англосаксонская правовая система: общая характеристика
  • 58. Романо-германская правовая система: общая характеристика
  • 35. Понятие и признаки применения права. Стадии и принципы правоприменения.

    Правоприменение - это форма реализации права, имеющая место в случаях, когда сами субъекты не могут реализовать свои права самостоятельно. Такие случаи как:

    возникновение спора о праве;

    установление фактов, имеющих юридическое значение;

    Признаки правоприменения

    Является государственной властной деятельностью, а также деятельностью негосударственных органов, наделенных правоприменительной функцией в силу закона.

    Осуществляется в рамках конкретных правоотношений;

    Осуществляется в установленных государством процессуальных формах;

    Сопровождается вынесением индивидуального персонифицированного и казуистичного правоприменительного акта.

    Стадии правоприменительного процесса

    Установление фактической основы дела - исследование всех существенных юридических фактов;

    Установление юридической основы дела - выбор соответствующей нормы права и установление её подлинности (действительности);

    Принятие решения по делу;

    Оформление правоприменительного акта, в т.ч. в устной форме.

    Таким образом, применение права - это властная де­ятельность компетентных органов и лиц по подготовке и принятию индивидуального решения по юридическому делу на основе юридических фактов и конкретных правовых норм.

    Применение права имеет следующие признаки:

    1) осуществляется органами или должностными лица­ми, наделенными функциями государственной власти;

    2) имеет индивидуальный характер;

    3) направлено на установление конкретных правовых последствий - субъективных прав, обязанностей, ответ­ственности;

    4) реализуется в специально предусмотренных процес­суальных формах;

    5) завершается вынесением индивидуального юридичес­кого решения.

    36. Понятие и виды правоприменительных актов, их отличие от нормативных правовых актов

    Итогом правоприменительной деятельности выступают акты применения права. Они фиксируют основные выводы, полученные на других стадиях правоприменения.

    Акт применения является одним из видов правовых актов, который характеризуется определенными специфическими чертами. Во-первых, акт применения исходит от компетентных органов, поэтому и сам носит государственно-властный характер, охраняется им и обеспечивается государством в его реализации. Во-вторых, он носит конкретно-индивидуальный характер, поскольку адресован конкретным субъектам, указывает на то, кто при данной ситуации обладает субъективными правами и юридическими обязанностями и какими и т.д. В-третьих, акт применения права имеет определенную установленную законом форму.

    Главным отличием правоприменительного акта от нормативно- правового акта является то, что нормативно-правовые акты имеют общеобязательный характер, а правоприменительный акт – строго индивидуален.

    Акты применения права могут быть самыми различными. В связи с этим их можно классифицировать (объединить в группы) по различным основаниям:

    По форме можно выделить: указы, приговоры, решения, постановления, приказы и т.д.

    В зависимости от содержания общественных отношений и применяемых к ним норм права правоприменительные акты следует подразделять на регулятивные и правоохранительные.

    По своему юридическому значению акты применения права различают основные и вспомогательные

    В зависимости от действия во времени правоприменительные акты делятся на: акты однократного действия (штрафы) и длящиеся (регистрация брака, зачисление в ВУЗ);

    По предмету правового регулирования различают акты уголовно-правовые, гражданско-правовые, процессуальные и материальные

    По внешней форме выражения правоприменительные акты могут быть устными и письменными;

    В правоприменительных актах по-разному отражается содержание нормы права: диспозиция и санкция.

    Процесс применения права представляет собой ряд последовательных и взаимосвязанных этапов рассмотрения и разрешения компетентными органами конкретного дела.

    Чаще всего говорят о трёх основных этапах.

    • 1) Установление фактических обстоятельств дела. На этой стадии с помощью системы доказательств устанавливаются и процессуально закрепляются фактические обстоятельства, имеющие юридическое значение для дела. К ним предъявляются требования необходимости и достаточности для объективного и законного рассмотрения дела.
    • 2) Установление юридической основы дела. На этой стадии правоприменитель проводит:
      • а) юридическую квалификацию, т.е. правовую оценку того или иного жизненного случая, а именно, выбирает отрасль, институт и норму права, регулирующие данное общественное отношение;
      • б) проверку юридической нормы, т.е. выясняет подлинность юридической нормы, которая удостоверяется официальным изданием, проверяет её действие во времени, в пространстве и по кругу лиц;
      • в) толкование нормы права - т.е. деятельность по уяснению и, в случае необходимости, разъяснению её истинного смысла.
    • 3) Принятие решения - то есть фиксирование в необходимой процессуальной форме следствий, вытекающих из юридической квалификации установленных фактических обстоятельств, и определение порядка реализации субъективных прав и обязанностей сторон правоотношения. Другими словами, принимается обязательный для исполнения правоприменительный акт.

    В том случае, когда решение принималось без участия одной из сторон, речь может идти о четвёртой, дополнительной стадии - стадии доведения принятого решения до адресатов. В противном случае, решение не может вступить в законную силу. норма правотворческий договор нормативный

    Акты применения права: понятие, форма, виды.

    Правоприменительные (индивидуальные) акты - это предписания государственных органов или должностных лиц, адресованные конкретным лицам или организациям и обязательные для исполнения ими.

    Как и нормативные акты, индивидуальные акты являются правовыми, поэтому имеет ряд схожих признаков:

    исходят от компетентных органов;

    носят государственно-властный характер;

    имеют определённую, установленную в нормах права форму;

    принимаются в соответствии с закреплённой в нормативных актах процедурой.

    Главное отличие же заключается в том, что правоприменительные акты всегда носят индивидуальный (персонифицированный) характер, они всегда адресованы конкретным субъектам в конкретных обстоятельствах, и содержат не норму права, а указание на то, кто в данной ситуации обладает субъективными правами и юридическими обязанностями.

    Кроме того, правоприменительные акты всегда непосредственно влекут юридические последствия, т.е. являются юридическими фактами (юридическими актами).

    В основном, для правоприменительных актов характерна пятиэлементная структура:

    вводная часть (содержит наименование акта и органа его принявшего, время и место его принятия, указание на предмет дела);

    описательная часть (указывает на установленные фактические обстоятельства, имеющие юридическое значение для дела);

    мотивировочная часть (содержит анализ собранных доказательств, юридическую квалификацию дела, её мотивацию);

    резолютивная часть (содержит решение по делу, т.е. точный объём субъективных прав и юридических обязанностей сторон правоотношения);

    заключительная часть (содержит необходимые реквизиты дела - соответствующие печать, подписи).

    В зависимости от критерия правоприменительные акты делятся на различные виды.

    По издающим их субъектам они подразделяются на:

    • а) акты государственных органов;
    • б) акты муниципальных органов;
    • в) акты, издаваемые субъектами управления различных организаций.

    По функциям права:

    • а) регулятивные - направлены на реализацию, содержащихся в нормах права предписаний в связи с нормальной реализацией субъектами правоотношений своих прав и обязанностей (приказ о назначении на должность);
    • б) охранительные - издаются, как правило, в связи с совершёнными правонарушениями или для предотвращения возможных правонарушений, направлены на охрану правопорядка (постановление о привлечении в качестве обвиняемого).

    По юридической природе:

    • а) основные - содержащие конечное решение дела (приговор суда);
    • б) вспомогательные - подготавливающие принятие основных актов;

    По отраслевому признаку:

    • а) административные акты,
    • б) уголовно-правовые акты и т.д.

    По характеру, содержащегося в актах решения:

    • а) обязывающие - устанавливающие обязанность стороны правоотношения (решение суда о сносе самовольно построенного гаража);
    • б) управомочивающие - устанавливающие субъективные права стороны правоотношения (приказ ректора о выплате повышенной стипендии).

    По наименованию:

    • а) указы;
    • б) приказы;
    • в) постановления;
    • г) решения;
    • д) приговоры и т.д.

    Пробелы в праве и пути их преодоления. Аналогия права, аналогия закона.

    Пробелы в праве - это отсутствие необходимых для регулирования общественных отношений правовых норм или их неполнота.

    Пробелом в праве является ситуация, когда отсутствует норма для юридической квалификации установленных фактических обстоятельств.

    Пробелы возникают по двум основным причинам:

    в результате постоянного появления новых общественных отношений, и объективного запаздывания принятия норм права для их регулирования;

    в результате ошибок законодателя, который по субъективным причинам не смог учесть все возможные ситуации, требующие правового регулирования.

    Для признания наличия пробела в праве необходимо наличие двух условий:

    установленные фактические обстоятельства должны находится в пределах правового поля;

    должна отсутствовать конкретная правовая норма, необходимая для регулирования данных фактических обстоятельств.

    Пробел в праве можно устранить с помощью создания новой нормы права, т.е. правотворчества.

    Но можно обойтись и без правотворчества. Выход из сложившейся ситуации возможен в силу того, что система права обладает некоторой гибкостью и способностью восполнять отсутствие конкретных норм другими элементами (близкими нормами, принципами права). В процессе правоприменительной деятельности пробел можно преодолеть посредством аналогии закона и аналогии права.

    С помощью аналогии правоприменитель пытается установить волю законодателя, которая не нашла закрепление в необходимой норме права, но имеет место в системе права.

    Аналогия закона - это решение юридического дела на основе нормы права, регулирующей сходные с рассматриваемыми обстоятельства.

    Данная норма права может находиться как в отрасли, призванной регулировать рассматриваемые обстоятельства, так и в смежной отрасли права. Например, не урегулированная в УПК процедура отвода общественного обвинителя осуществляется по аналогии с процедурой отвода государственного обвинителя, нашедшей должное законодательное закрепление.

    Аналогия права - это решение юридического дела на основе общих начал и смысла права.

    При этом особую роль играют принципы права, в которых в концентрированном виде и заключается дух, смысл права.

    Аналогия широко применяется, например, в имущественных отношениях, но существуют сферы правового регулирования, в которых она запрещена. Прямой запрет на аналогию содержится в уголовном праве, не допускается она также в связи с административным правонарушением.

    Теория государства и права: конспект лекций Шевчук Денис Александрович

    § 3. Стадии применения права

    § 3. Стадии применения права

    Применение норм права – сложный процесс, включающий несколько стадий. Первая стадия – установление фактических обстоятельств юридического дела, вторая – выбор и анализ правовой нормы, подлежащей применению, третья – принятие решения по юридическому делу и его документальное оформление. Первые две стадии являются подготовительными, третья – заключительной, основной. На третьей стадии принимается властное решение – акт применения права.

    1. Круг фактических обстоятельств, с установления которых начинается применение права, очень широк. При совершении преступления – это лицо, совершившее преступление, время, место, способ совершения, наступившие вредные последствия, характер вины (умысел, неосторожность) и другие обстоятельства; при возникновении гражданско-правового спора – обстоятельства заключения сделки, ее содержание, действия, совершенные для ее исполнения, взаимные претензии сторон и т. д. Фактические обстоятельства, как правило, относятся к прошлому и поэтому правоприменитель не может наблюдать их непосредственно. Они подтверждаются доказательствами – материальными и нематериальными следами прошлого, зафиксированными в документах (показаниях свидетелей, заключениях экспертов, протоколах осмотра места происшествия и т. д.). Эти документы составляют основное содержание материалов юридического дела и отражают юридически значимую фактическую ситуацию.

    Сбор доказательств может быть сложнейшей юридической деятельностью (например, предварительное следствие по уголовному делу), а может и сводиться к представлению заинтересованным лицом необходимых документов. Например, гражданин, имеющий право на пенсию, обязан представить в комиссию по назначению пенсий подтверждающие это право документы: о возрасте, стаже работы, заработной плате и др.

    К доказательствам, с помощью которых устанавливаются фактические обстоятельства по делу, предъявляются процессуальные требования относимости, допустимости и полноты.

    Требование относимости означает принятие и анализ только тех доказательств, которые имеют значение для дела, т. е. способствуют установлению именно тех фактических обстоятельств, с которыми применяемая норма права связывает наступление юридических последствий (прав, обязанностей, юридической ответственности). Например, в соответствии со ст. 56 Арбитражного процессуального кодекса РФ арбитражный суд принимает только те доказательства, которые имеют отношение к рассматриваемому делу.

    Требование допустимости гласит, что должны использоваться лишь определенные процессуальными законами средства доказывания. Например, не могут служить доказательством фактические данные, сообщаемые свидетелем, если он не может указать источник своей осведомленности (ст. 74 Уголовно-процессуального кодекса), для установления причин смерти и характера телесных повреждений обязательно проведение экспертизы (п. 1 ст. 79 УПК).

    Требование полноты фиксирует необходимость установления всех обстоятельств, имеющих значение для дела. Их неполное выяснение является основанием к отмене или изменению решения суда (п. 1 ст. 306 ГПК), приговора (п. 1 ст. 342, 343 УПК).

    2. Сущность юридической оценки фактических обстоятельств, т. е. их юридической квалификации, состоит в том, чтобы найти, выбрать именно ту норму, которая по замыслу законодателя должна регулировать рассматриваемую фактическую ситуацию. Этот поиск происходит путем сравнения фактических обстоятельств реальной жизни и юридических фактов, предусмотренных гипотезой применяемой правовой нормы, и установления тождества между ними. Значит, для правильной юридической квалификации фактов, установленных на первой стадии, следует выбрать (найти) норму (нормы), прямо рассчитанную на эти факты. В чем тут трудности?

    Основная трудность заключается в том, что далеко не всегда подлежит применению норма, гипотеза которой охватывает фактическую ситуацию. Для устранения сомнений необходимо проанализировать выбранную норму, установить действие содержащего эту норму закона во времени, в пространстве и по кругу лиц. Например, определяя действие закона во времени, надо соблюдать следующие правила:

    «Закон, устанавливающий или отягчающий ответственность, обратной силы не имеет» (ч. 1 ст. 54 Конституции РФ);

    «Законы, устанавливающие новые налоги или ухудшающие положение налогоплательщиков, обратной силы не имеют» (ст. 57 Конституции РФ);

    «Действие закона распространяется на отношения, возникшие до введения его в действие, только в случаях, когда это прямо предусмотрено законом» (ч. 1 ст. 4 ГК РФ) и т. д.

    Юридическая квалификация облегчает работу правоприменителя по уяснению круга подлежащих установлению фактов. Выясняются не любые факты, а лишь те, которые предусмотрены в гипотезе избранной нормы. Типичная ошибка в этой ситуации – когда начинают «подгонять» факты под гипотезу избранной нормы. В юридической практике выяснение дополнительных обстоятельств часто приводит к изменению юридической квалификации.

    Анализ, толкование избранной нормы права предполагает обращение к официальному тексту соответствующего нормативного акта, ознакомление с возможными дополнениями и изменениями его первоначальной редакции, а также с официальными разъяснениями смысла и содержания применяемой нормы. Анализ закона необходим также для принятия правильного юридического решения, которое должно отвечать требованиям диспозиции (санкции) применяемой нормы.

    Вынесение решения по делу нужно рассматривать в двух аспектах.

    Во-первых, это умственная деятельность, заключающаяся в оценке собранных доказательств и установлении на их основе действительной картины происшедшего, в окончательной юридической квалификации и в определении для сторон или виновного юридических последствий – прав и обязанностей сторон, меры ответственности виновного.

    Во-вторых, решение по делу представляет собой документ – акт применения права, в котором закрепляется результат умственной деятельности по разрешению юридического дела, официально фиксируются юридические последствия для конкретных лиц.

    Правоприменительное решение играет особую роль в механизме правового регулирования. Ранее уже отмечалось, что юридические нормы и возникающие на их основе субъективные права и юридические обязанности обеспечены возможностью государственного принуждения, однако последняя реализуется именно по индивидуальному правоприменительному решению, поскольку эти решения могут быть исполнены в принудительном порядке.

    Возможность принудительного исполнения актов применения права обусловливает их особенности и предъявляемые к ним требования обоснованности и законности.

    Данный текст является ознакомительным фрагментом. Из книги Порядок применения международного уголовного права в национальной юрисдикции автора Кибальник Алексей Григорьевич

    Алексей Кибальник. Порядок применения международного уголовного права в национальной юрисдикции А. Кибальник, доцент Ставропольского госуниверситета, кандидат юридических наук, в настоящее время (февраль 2006 года) – доктор юридических наук. Трансформация

    Из книги Семейный кодекс Российской Федерации. Текст с изменениями и дополнениями на 1 октября 2009 г. автора Автор неизвестен

    Статья 167. Ограничение применения норм иностранного семейного права Нормы иностранного семейного права не применяются в случае, если такое применение противоречило бы основам правопорядка (публичному порядку) Российской Федерации. В этом случае применяется

    Из книги Настольная книга судьи по гражданским делам автора Толчеев Николай Кириллович

    2.5. Вопросы применения норм процессуального права На практике суды не всегда придают значение процессуальной стороне рассмотрения дел данной категории. В одних случаях они разрешаются по правилам искового производства, в других - как вытекающие из публично-правовых

    Из книги Административное право России в вопросах и ответах автора Конин Николай Михайлович

    3.5. Особенности применения норм процессуального права Разрешение дел о наследовании земельных участков имеет ряд процессуальных особенностей, первая из которых связана с подсудностью. По общему правилу территориальной подсудности исковые заявления для рассмотрения

    Из книги Жилищное право. Конспект лекций автора Ивакин Валерий Николаевич

    1. Понятие управления как сферы применения норм административного права. Виды управления Административное право как одна из важнейших базовых отраслей публичного права регулирует отношения в области организации и функционирования публичного управления, т.е.

    Из книги Судебно-медицинская экспертиза: проблемы и решения автора Гордон Э С

    2.4. Значение постановлений Конституционного Суда РФ и Пленума Верховного Суда РФ для применения норм жилищного права При решении жилищно-правовых вопросов все большую роль играют постановления Конституционного Суда РФ, принятые по жалобам и запросам о проверке

    Из книги Шпаргалка по семейному праву автора Щепанский Роман Андреевич

    3.2 Проблема применения судебно-медицинских познаний в стадии возбуждения уголовного дела На протяжении длительного времени ведомственные нормативные акты Минздрава СССР, регламентирующие деятельность судебно-медицинских учреждений, предусматривают возможность

    Из книги Коммерческое право автора Голованов Николай Михайлович

    84. Основания применения к семейным отношениям норм иностранного семейного права В настоящее время возросло количество семейных отношений с участием иностранных граждан и лиц без гражданства. Это обусловлено разнообразными причинами: распад СССР и образование на его

    Из книги Семейное право. Шпаргалки автора Семенова Анна Владимировна

    90. Установление содержания норм иностранного семейного права и ограничения их применения В силу необходимости применения судами РФ, органами ЗАГС и иными органами норм иностранного семейного права в случаях, предусмотренных коллизионными нормами, СК РФ требует от них

    Из книги Теория государства и права автора Морозова Людмила Александровна

    197. Основания применения иностранного права к внешнеторговым отношениям Проблема применения иностранного права встает всякий раз, когда между сторонами внешнеторгового договора возникает спор по вопросам, не предусмотренным при заключении договора.Данной проблеме

    Из книги Экзамен на адвоката автора

    120. Установление содержания норм иностранного семейного права и ограничение их применения Согласно СК РФ, при применении норм иностранного семейного права суд или органы записи актов гражданского состояния и иные органы устанавливают содержание этих норм в

    Из книги Теория государства и права: конспект лекций автора Шевчук Денис Александрович

    19.4 Акты применения права, их виды Правоприменительные акты имеют много общих черт с нормативными правовыми актами, но между ними и немало различий.К общим чертам относятся:и нормативные правовые, и правоприменительные акты издаются государственными органами и

    Из книги Избранные труды по финансовому праву автора Коллектив авторов

    Вопрос 199. Выступление адвоката по гражданскому делу на стадии объяснения сторон, исследования доказательств, прений сторон и стадии реплик. При рассмотрении дела по существу после доклада дела суд заслушивает объяснения сторон и третьих лиц. Участие адвоката в

    Из книги Проблемы теории государства и права: Учебник. автора Дмитриев Юрий Альбертович

    § 4. Акты применения права Акт применения права – это правовой акт компетентного органа или должностного лица, изданный на основании юридических фактов и норм права, определяющий права, обязанности или меру юридической ответственности конкретных лиц.

    Из книги автора

    Отдельные проблемы применения финансового права

    Из книги автора

    § 11.3. Стадии процесса применения права Применение норм права не является простым однозначным действием. Оно представляет собой сложный процесс, состоящий из ряда логически последовательных стадий.Исследование фактических обстоятельств дела (вещественные

    Применение норм права – это сложный процесс, состоящий из ряда логически последовательных стадий.

    Пять стадий применения:

    1. Установление и анализ фактических обстоятельств дела (стадия доказывания).

    Главная цель - выяснение объективной истины по делу.

    Для этого по закону необходимо:

    Совершить целый ряд процессуальных действий (осмотр места происшествия, опрос свидетелей, исследование вещественных доказательств, следов, документов, назначение, если это нужно, экспертизы, фотосъемка и т.д.).

    Установить мотивы преступления, выяснить причины, способствовавшие его совершению.

    2. Выбор правовой нормы, по которой надлежит разрешить дело.

    Здесь дается юридическая квалификация совершенным действиям. Эта стадия требует высокой подготовленности и профессионализма лица, применяющего правовую норму.

    Данная стадия требует не меньшей ответственности и внимательности, чем первая. Квалификация должна быть точной, адекватной и бесспорной. Фактически здесь речь идет об установлении полного состава правонарушения, иными словами, юридической основы дела. Отсутствие хотя бы одного признака состава преступления влечет за собой прекращение уголовного преследования.

    3. Проверка юридической силы и толкование выбранной нормы.

    Действия ее во времени, в пространстве и по кругу лиц, устранение возможных противоречий, коллизий, пробелов, расхождений.

    Норма подвергается всестороннему толкованию с помощью известных приемов и способов (грамматического, логического, систематического, специально-юридического и др.).

    Что касается коллизий и пробелов, которые могут встретиться в правоприменении, то наука и практика выработали следующие правила их преодоления:

    а) если противоречат друг другу акты одного и того же органа, но изданные в разное время, то применяется последний;

    б) если коллизионные акты изданы одновременно, но разными органами, то применяется акт, обладающий более высокой юридической силой (например, закон и указ, указ и правительственное постановление), т.е. принимается во внимание иерархия нормативных актов и отдельных норм;

    в) если расходятся общефедеральный акт и акт субъекта Федерации, то применяется первый (в пределах предметов ведения РФ и совместного ведения - ст. 76 Конституции РФ);

    г) в случае противоречия между федеральным актом и актом субъекта Федерации, изданным в пределах его компетенции, приоритет имеет последний (ч. 6 ст. 76 Конституции РФ);

    д) если обнаружен пробел в праве (отсутствие нужной нормы), то решается вопрос о применении правовой аналогии в ее двух видах - аналогии закона и аналогии права.

    4. Вынесение правоприменительного акта (документально-оформительская стадия) (например, приговор суда по уголовному делу, судебное решение по гражданскому делу).

    5. Контрольно-исполнительная стадия (реальное исполнение приговора или решения суда по гражданскому делу, доведение их до заинтересованных лиц и органов).

    47. Акты применения права

    Правоприменительный акт - один из видов правовых актов, известный официальный документ, изданный компетентным органом или должностным лицом по какому-либо делу (вопросу) в отношении конкретного субъекта или субъектов на основе соответствующей правовой нормы.

    Цель правоприменительного акта - применять юридические нормы к соответствующим лицам, но ни в коем случае не создавать новые нормы и не изменять или дополнять старые; это не их функция.

    Наиболее характерные признаки (специфика) правоприменительных актов заключаются в следующем:

    1) имеют индивидуально-определенный характер , т.е. относятся к конкретным лицам, которых можно назвать поименно (например, приговор суда, приказ об увольнении работника с работы, указ о награждении гражданина орденом). Этим они отличаются от нормативных актов, имеющих безличную (неперсонифицированную) природу;

    2) являются властными и обязательными для исполнения, поскольку исходят от государства либо с его согласия от общественных объединений, органов местного самоуправления, других структур и образований (делегированные полномочия); за неисполнение таких актов могут последовать санкции;

    4) выступают в качестве юридических фактов, порождающих конкретные правоотношения между тем, кто применяет норму, и тем, к кому применяют; тем самым эти акты осуществляют локальное (казуальное) правовое регулирование, конкретизируя общие предписания;

    5) исчерпываются однократным применением и на иные ситуации и других субъектов не распространяются ; после разового применения прекращают свое действие;

    6) обеспечиваются государственным принуждением , так как речь идет о претворении воли законодателя в жизнь, если даже для этого требуется использовать силу власти.

    Классический правоприменительный акт (например, приговор суда) должен обладать необходимыми внешними атрибутами (реквизитами), т.е. отвечать установленным правилам и требованиям (место и время вынесения, дата, подпись, печать, ссылка на закон, кем издан и т.д.). Он должен также иметь определенную внутреннюю структуру: описательную часть, мотивировочную и резолютивную, в которой излагается само решение. Без некоторых элементов такой атрибутики самый важный акт может утратить свою юридическую силу.

    Виды правоприменительных актов.

    Акты применения норм права отличаются большим разнообразием, поэтому они классифицируются по различным основаниям.

    1. По отраслевому признаку они подразделяются на уголовно-правовые, гражданско-правовые, административно-правовые, финансовые и др.

    2. По субъектам их издания - на акты судебных органов, арбитражных, прокурорских, следственных, контрольных; органов представительной и исполнительной власти, местного самоуправления; акты президента, правительства, федеральных министерств и ведомств .

    3. По юридической природе - на правоохранительные, правоисполнительные, правовосстановительные, правообеспечительные .

    4. По последствиям - на правообразующие, правопрекращающие и правоизменяющие (например, приказ ректора о зачислении в вуз, об отчислении из вуза, о переводе с одной формы обучения на другую в том же вузе).

    5. По форме выражения - на письменные и устные (например, штраф за неправильную парковку автомобиля, за безбилетный проезд в общественном транспорте, за переход улицы в неположенном месте); акты-документы и акты-действия.

    Акты-действия могут быть:

    - словесные (распоряжение или резолюция руководителя подчиненному совершить определенное действие) и

    - конклюдентные, или молчаливые : разного рода указатели, сигналы, жесты, команды, символы, ясно показывающие намерения применить норму права (остановить автомашину, затормозить, свернуть в сторону), если требования будут нарушены.

    Отказ от выполнения всех этих знаков, указателей и сигналов влечет за собой юридическую ответственность.

    По названию акты применения права могут иметь форму указа, постановления, приказа, распоряжения, протокола, резолюции, разрешения, приговора, акта о наложении штрафа, указания и т.д.