Резолюция оон о разделе палестины. Резолюция оон о разделе палестины не имеет юридической силы. Прения по вопросу о разделе

План ООН по разделу Палестины - план, принятый 29 ноября 1947 г. резолюцией № 181 Генеральная Ассамблея (ГА) ООН (33 голоса «за», 13 «против», 10 воздержались).

Выработка плана комиссией UNSCOP

Воздержались (10): Аргентина, Эфиопия, Чили, Сальвадор, Гондурас, Югославия, Колумбия, Мексика, Тайвань и Великобритания.

Таким образом с перевесом 31 против 13 голосов, при 10 воздержавшихся, был принят первый предложенный UNSCOP вариант раздела Палестины. Относительно будущих границ были внесены мелкие изменения. Разделение должно было вступить в силу со дня вывода британских войск из Палестины.

Согласно этому плану, еврейскому государству выделялась треть плодородной прибрежной равнины Галилеи и две трети территории пустыни Негев, не пригодной в то время для сельского хозяйства или для возведения городов - всего 56,47 % от общей территории Палестины. Эта территория по большей части соответствовала территории, большинство населения которой (хотя и без перевеса) составляли евреи.

Реакция на план

Еврейский Ишув

Среди еврейского населения большинство приветствовало предложенный план. Еврейское агентство, которое, помимо прочего, выполняло в то время некоторые функции правительства «Ишува» (еврейского населения Палестины), также приняло план раздела Палестины. Тем не менее, такие радикальные еврейские организации, как Менахема или Лехи , отвергли этот план, считая его несправедливым по отношению к евреям.

29 ноября (כ"ט בנובמבר) стало для государства Израиль важнейшей вехой в борьбе евреев за своё государство. Многие в Израиле и сегодня отмечают этот день.

Арабское сообщество

Арабские руководители, в том числе Лига арабских государств и (Палестинский) Высший арабский совет, категорически отвергли план ООН по разделу Палестины и заявивили, что приложат все усилия, чтобы помешать его реализации. Джамаль аль-Хуссейни, исполнявший обязанности председателя Высшего арабского совета, 24 ноября 1947 г. утверждал: «Палестина будет охвачена огнём и кровью, если евреи получат хоть какую-нибудь её часть»

Наряду с принципиальным отвержением еврейского государства, арабские лидеры утверждали, что план нарушает права большинства населения Палестины, которое тогда состояло на 67% из неевреев. Они назвали предложенный ООН план катастрофой. Критике подвергались как размер, так и качество территории, выделенной для еврейского государства.

Вооружённый конфликт

Неудача плана мирного урегулирования вызвала начало многочисленных столкновений между нерегулярными еврейскими и арабскими формированиями.

14 мая 1948 г. Великобритания вывела свои войска из Палестины, в тот же день было . 15 мая 1948 г.

Лига арабских государств ввела войска в Палестину. С этого момента столкновения между еврейскими и арабскими формированиями превратились в войну между Лигой арабских государств и Израилем ( , которая получила в Израиле название «Война за независимость»).

, Еврейское агентство , как представитель еврейского населения Палестины, продолжало настаивать на скорейшем создании еврейского государства . Арабское сообщество требовало создания единого независимого государства, которое из-за соотношения численности было бы преимущественно арабским по составу населения.

После того, как Великобритании не удалось найти приемлемое для обеих сторон решение, вопрос политического будущего Палестины был передан в ООН . С этой целью при ООН была создана комиссия UNSCOP , в которую входили представители разных наций, что должно было способствовать принятию объективного решения.

В результате UNSCOP выработал два возможных варианта решения конфликта. Согласно первому, предусматривалось создание двух независимых, но соединённых экономическим союзом государств. При этом Иерусалим должен был стать территорией под международным контролем. Альтернативный вариант предусматривал создание федерации с еврейской и арабской составляющими.

Иные варианты были признаны нереализуемыми:

  • Создание единого государства с доминирующей ролью одного из этносов;
  • Создание двух совершенно изолированных друг от друга государств;
  • Кантонизация (разделение на уровне отдельных городов/деревень).

Большинство стран-членов комиссии поддержало первый вариант. Иран , Индия и Югославия поддержали второй вариант, а Австралия воздержалась.

Детали плана

ООН предлагали международное управление городов Иерусалим и Вифлеем из-за наличия там важных религиозных мест. Оба государства по плану состояли каждое из трёх больших частей, которые были связаны через экстерриториальные соединительные коридоры. Еврейское государство должно было получить побережную равнину около города Хайфа до Реховота , восточную часть Галилеи (включая Тивериадское озеро) и Негев до Умм Рашраша (сегодня Эйлат) включительно.

Около половины территории Палестины в то время никому не принадлежало (земля находилась в государственном владении), особенно бесплодная пустыня Негев , которая составляла около трети территории страны. Около 47 % земли принадлежало арабским землевладельцам, примерно 6 % было во владении евреев.

Арабское государство должно было состоять из Западной Галилеи с городом Акко , горных областей Иудея и Самарии , южного побережья до города Эль-Маджаль (сегодня Ашкелон , включая сегодняшний Сектор Газа) на севере и полосы пустыни вдоль египетской границы. План UNSCOP предусматривал включение Яффы , города с преобладающим арабским населением, южнее Тель-Авива , в еврейское государство, но план был изменён до голосования в ООН, и город стал анклавом арабского государства.

«Логическим обоснованием этого лоскутного территориального раздела было стремление обеспечить включение в Еврейское государство максимального числа евреев и уменьшить до минимума (по подсчётам около 10 000) число тех, кто оставался бы в Арабском государстве. Однако в границах Еврейского государства должно было остаться большое число палестинских арабов - 497 000 человек, включая 90 000 бедуинов, против 498 000 евреев.» В Арабском государстве жило бы 807 000 неевреев и 10 000 евреев. В предлагаемой международной зоне (City of Jerusalem) жило бы 105 000 неевреев и 100 000 евреев .

Принятие плана Генеральной Ассамблеей

За принятие плана голосовали (33): Австралия , Белорусская ССР , Бельгия , Боливия , Бразилия , Венесуэла , Гаити , Гватемала , Дания , Доминиканская Республика , Исландия , Канада , Коста-Рика , Либерия , Люксембург , Нидерланды , Никарагуа , Новая Зеландия , Норвегия , Панама , Парагвай , Перу , Польша , СССР , США , Украинская ССР , Уругвай , Филиппины , Франция , Чехословакия , Швеция , Эквадор , Южная Африка .

Против плана голосовали (13): Афганистан , Египет , Греция , Индия , Ирак , Иран , Йемен , Куба , Ливан , Пакистан , Саудовская Аравия , Сирия , Турция .

Таким образом с перевесом 33 против 13 голосов, при 10 воздержавшихся, был принят первый предложенный UNSCOP вариант раздела подмандатной Палестины. Относительно будущих границ были внесены мелкие изменения. Разделение должно было вступить в силу со дня вывода британских войск с подмандатной территории.

Согласно этому плану, еврейскому государству выделялась треть плодородной прибрежной равнины Галилеи и две трети территории пустыни Негев , не пригодной в то время для сельского хозяйства или для возведения городов - всего 56,47 % от общей территории британского мандата. Эта территория по большей части соответствовала территории, большинство населения которой составляли евреи .

Реакция на план

Еврейский Ишув

Среди еврейского населения большинство приветствовало предложенный план. Еврейское агентство , которое, помимо прочего, выполняло в то время некоторые функции правительства «Ишува » (еврейского населения Палестины), также приняло план раздела Палестины. Тем не менее, такие радикальные еврейские организации, как Иргун Менахема Бегина или Лехи Ицхака Шамира , отвергли этот план, считая его несправедливым по отношению к евреям.

Вооружённый конфликт

Неудача плана мирного урегулирования вызвала начало многочисленных столкновений между нерегулярными еврейскими и арабскими формированиями.

Правообладатель иллюстрации Getty Images Image caption Строительство еврейских поселений в Палестине было предметом споров и конфликтов еще до образования государства Израиль

29 ноября 1947 года Генеральная Ассамблея ООН приняла резолюцию 181 (II) по плану раздела Палестины.

План предусматривал прекращение действия британского мандата на территории Палестины к августу 1948 года и создание на ее территории двух независимых государств.

Иерусалим должен был оставаться территорией под международным контролем, однако предполагалось, что оба государства сохранят единое экономическое пространство на основании уже существовавшего в то время на территории Палестины.

Арабский мир посчитал раздел вопиющей несправедливостью. Наиболее радикальные еврейские организации тоже углядели в плане ООН ущемление прав евреев на землю обетованную.

Буквально на следующий день начались столкновения арабских и еврейских военизированных формирований, быстро переросшие в Арабо-израильскую войну 1947-49 годов.

Как поделить Палестину

Помимо плана по разделу территории Палестины в запасе у ООН был еще и проект, предусматривающий создание федерального государства.

Однако достаточного количества сторонников у него не нашлось, а Еврейское агентство, представлявшее интересы палестинских евреев, требовало скорейшего создания независимого еврейского государства. После ужасов Второй мировой войны необходимость его создания уже никто не оспаривал.

Однако план, в итоге принятый Генеральной Ассамблеей, никак нельзя назвать удачным. Каждое из государств представляло собой три анклава, связанных соединительными коридорами, где действовал принцип экстерриториальности.

Иерусалим и Вифлеем, как важнейшие религиозные святыни, попадали под международное управление, но в остальном принцип был прост: закрепить за евреями и арабами те территории, на которых их на тот момент было больше.

Правообладатель иллюстрации Getty Images Image caption Арабы жили в Палестине веками. Евреи стремились туда тысячелетиями. Чьи права важнее?

Доклад UNSCOP - специальной комиссии ООН по Палестине, - признал, что и арабы, и евреи предъявляют "обоснованные претензии на права и интересы в Палестине".

Первые - по праву "коренного и преобладающего народа, населявшего Палестину веками", вторые - в силу "исторической ассоциации со страной и международными обязательствами, данными в связи с их правами в Палестине".

Комиссия посчитала, что население Палестины на тот момент составляло более 1,2 миллиона арабов и более 600 тысяч евреев, рассеянных по стране. Тем не менее, план предусматривал выделение около 55% территории Палестины под еврейское государство.

Правда, в нем должны были жить не только полмиллиона евреев, но и 400 тысяч арабов (и еще около 90 тысяч кочевников-бедуинов), в то время как в арабском государстве на 725 тысяч арабов пришлось бы всего 10 тысяч еврейского населения.

Иерусалим предполагалось заселить примерно поровну - по 100 тысяч.

Декларация Бальфура

За 30 лет до описываемых событий министр иностранных дел Великобритании Артур Бальфур составил документ , впоследствии получивший его имя.

В нем говорится: "Правительство Его Величества с одобрением рассматривает вопрос о создании в Палестине национального очага для еврейского народа и приложит все усилия для содействия достижению этой цели; при этом ясно подразумевается, что не должно производиться никаких действий, которые могли бы нарушить гражданские и религиозные права существующих нееврейских общин в Палестине или же права и политический статус, которыми пользуются евреи в любой другой стране".

Спустя еще пять лет, в 1922 году, Лига Наций вручила Великобритании на управление Палестиной (в то время включавшей в себя территории современного Израиля, Палестинской автономии, Иордании и части Саудовской Аравии).

Предполагалось, что британцы создадут в Палестине политические, экономические и административные условия для образования еврейского государства.

В тексте мандата, к слову, "еврейское государство" не упоминается, только некий "национальный очаг". Зато недвусмысленно сказано о защите интересов всех обитателей Палестины, независимо от происхождения и вероисповедания.

Правообладатель иллюстрации Getty Images Image caption Декларацию Бальфура современные палестинцы не любят

Мандат также предусматривал содействие еврейской иммиграции. Однако уже живущие в Палестине арабы к этому пункту отнеслись без пиетета - по их мнению, евреев на небогатых палестинских землях и так уже было достаточно.

И нашим, и вашим

В течение последующих лет британцы пытались ограничивать еврейскую иммиграцию, евреи проникали в Палестину и селились нелегально при полной поддержке еврейских организаций и лидеров. Тем временем ситуация в Европе осложнялась все больше: всплески антисемитизма в Восточной Европе, а затем и приход к власти Гитлера вызвал новую волну эмиграции в Палестину.

В феврале 1939 года в Лондоне началась конференция, на которую министр по делам колоний Великобритании Малколм Макдональд пригласил арабскую и еврейскую делегации. Евреи требовали увеличения квот на иммиграцию, арабы - ее запрета. Евреи требовали разрешить постройку новых поселений, арабы - запретить евреям покупать землю. Неудивительно, что договориться стороны не смогли, и конференция провалилась.

После этого Макдональд представил парламенту доклад, ставший известным как "Белая книга". В нем говорилось, что Палестина не может принадлежать исключительно евреям или арабам, и что в течение следующих 10 лет на ее территории будет создано единое арабско-еврейское государство, а квота на въезд евреев в Палестину составит 75 тысяч человек на пять лет.

Правообладатель иллюстрации Getty Images Image caption Британские власти в Палестине депортировали нелегальных еврейских иммигрантов целыми пароходами

Понятно, что накануне Второй мировой войны понимания у евреев эта позиция Великобритании не встретила. На подмандатной территории обострилось противостояние между жившими там евреями и британскими колониальными властями, хотя сионистские организации и поддерживали союзников в войне против Германии.

Отношения с арабским населением (которого на палестинских землях было гораздо больше) у приезжающих, тем более нелегально, не сложились. Напряженность, периодически выливавшаяся в столкновения и погромы, не прекращалась с момента возникновения сионистского движения в конце XIX века.

Однако в предвоенные годы и особенно после войны отношения палестинских евреев и арабов сделались настолько напряженными, что британское правительство в 1947 году заявило о своей неспособности урегулировать отношения между ними и отказалось от мандата на управление Палестиной.

Альтернативная история

Сразу же начались столкновения еврейского ополчения Хагана и арабских вооруженных формирований, быстро переросшие в полномасштабную войну с армиями соседних арабских государств.

Она закончилась поражением арабских сил, значительным увеличением территории новообразованного государства Израиль и принятием его в ООН в 1948 году.

Однако давайте на минуту представим, что резолюция 181 (II) была принята к исполнению.

Правообладатель иллюстрации Getty Images Image caption Отношения между палестинцами и израильтянами и сегодня не всегда миролюбивы

"С точки зрения арабов евреи были пришельцами, чужими, пришедшими из Европы, и тот факт, что им давали кусок Палестины, вызывал сильные негативные чувства, - считает главный научный сотрудник Института востоковедения РАН Ирина Звягельская. - Но даже если представить, что такие государства были созданы, то Израиль остался бы с плохо защищаемыми границами, на очень маленькой территории. А что касается арабского государства, то я не думаю, что оно долго существовало бы как независимое - его неизбежно поглотила бы какая-нибудь более сильная арабская страна".

"Я думаю, для ближневосточного конфликта эти резолюции не имели и не имеют большого значения, - соглашается член научного совета Московского центра Карнеги Алексей Малашенко. - В свое время большое значение имели отношения Запада и Советского Союза. Конечно, большее значение имеет взаимное восприятие, я бы сказал, взаимная агрессивность палестинцев и израильтян. Можно ругать или оправдывать и тех, и этих, но при том, как эта ситуация в Палестине возникла и развивалась, она была изначально обречена на очень длинный конфликт, что мы в итоге и получили".

Но, как мы помним, существовал и другой сценарий решения проблемы - его продвигали в UNSCOP Индия, Иран и Югославия. Он предусматривал создание на территории Палестины федеративного государства.

В упоминавшемся уже докладе UNSCOP отдельный раздел посвящен этому сценарию, авторы которого предположили (как оказалось, весьма дальновидно), что "любое решение для Палестины не может считаться решением еврейской проблемы в целом", и что Палестина - это "общая страна и для арабов, и для евреев, которые имели с ней исторические связи и играют жизненно важные роли в ее экономической и культурной жизни".

Авторы альтернативного проекта предлагали задаться вопросом, должен ли еврейский национализм и требование создания еврейского государства любой ценой быть признан международным сообществом, и ответили на него: нет, не должен, потому что благосостояние страны и населяющих ее народов перевешивают стремление евреев к государственной независимости.

Второй вопрос - можно ли заставить евреев и арабов сосуществовать и сотрудничать в рамках федерации. На него авторы проекта ответили утвердительно, с оговоркой, что при наличии правильных условий шансы на такое сосуществование достаточно велики.

Правообладатель иллюстрации Getty Images Image caption Палестино-израильский конфликт постепенно приобретает обыденный характер

В итоге возобладала другая точка зрения. Но даже если бы Палестина стала федеральным государством, вряд ли это радикально изменило бы ход ближневосточной истории.

"Я не считаю, что это была реальная альтернатива, - говорит Ирина Звягельская. - Конечно, мне, как нормальному человеку, хотелось бы верить, что если бы арабы тогда это приняли, то уже с 1948 года существовало бы такое арабское государство, да и Израиль был бы совершенно другой, но это все wishful thinking, принятие желаемого за действительное. На самом деле, учитывая все происходившее в то время в Палестине и вокруг нее, этого просто быть не могло".

Так или иначе, резолюция ООН выполнена не была, Израиль стал самостоятельным государством, а Ближний Восток надолго превратился в головную боль для всего мира. "На сегодняшний день конфликт не урегулирован, я сомневаюсь, что он вообще когда-нибудь будет урегулирован, но к нему все привыкли, - считает Алексей Малашенко. - В последнее время, не считая отдельных терактов, видимого обострения не заметно и, по-моему, не будет".

Сирийский конфликт постепенно выходит на первый план в арабском мире. По нему, кстати, тоже приняты десятки резолюций, но нельзя сказать, чтобы это сильно помогло в его решении.

В чуть более отдаленной перспективе вырисовываются контуры еще более серьезных проблем: курдское государство, Турция, противостояние Саудовской Аравии и Ирана и в целом суннитского и шиитского миров.

Помогут ли в их разрешении резолюции ООН?

Раздел сфер влияния по договору Сайкса-Пико.

Эти планы вызвали резкие протесты со стороны руководителей сионистского движения , требовавших сохранить единство страны в границах, отвечающих интересам еврейского народа, то есть его исторических прав и поселенческих перспектив, и передать мандат на управление страной одной державе. Эти требования в известном смысле отвечали интересам Великобритании, стремившейся к безраздельному контролю над территорией Эрец-Исраэль.

В ходе военных действий вся территория Эрец-Исраэль оказалась под управлением британских оккупационных властей. Спустя месяц после окончания военных действий Франция согласилась на установление британского господства над всей территорией Эрец-Исраэль в обмен на согласие Великобритании на французский протекторат над Сирией.

Создание Британской подмандатной территории Палестина

В начавшейся в 20-м году войне между княжеством Сауда Ниджедом и княжеством хашимитов Хиджадов последние потерпели поражение. Англия считала Хашимитскую династию главнейшей среди арабов и, разделив подмандатную территорию Палестины, передала ей в лице эмира эмиру Абдаллаха ибн Хусейна территорию Восточной Страны Израиля (Восточной Палестины), т.е. Заиорданье . Так, в 1921 году образовалось Иорданское Хашимитское королевство. Само уже слово "Иордания" показывает, что исторически она являлась частью Страны Израиля (Палестины), и когда название понадобилось, его образовали от названия реки (ср., например, название области Приднестровская республика).

Египет формально не аннексировал полосу Газы , оставив статус территории неопределённым. Трансиордания в октябре 1950 г. аннексировала предназначенную для арабского государства территорию (только Великобритания и Пакистан признали эту аннексию законной).

Война 1967 г. и ситуация после неё

(Результаты Войны за независимость (карта с сайта Сохнкта)

В ней было написано:

  • В составе Израиле останутся: Иерусалим , Гуш-Эцион (часть Иудеи , примыкающая к Иерусалиму с юга) и Кирьят-Арба (впоследствии И. Алон поддержал еврейское заселение Хеврона), Иорданская долина и первый из расположенных к западу от неё горных хребтов.
  • Остальные территории Иудеи и Самарии , в первую очередь - густонаселённые арабами - будут переданы Иордании и будут соединены с ней широким коридором в районе Йерихона ;
  • Газа будет также фактически передана под иорданское управление;
  • большая часть Голан останется под израильским контролем;
  • практически весь Синайский полуостров , за исключением района Питхат-Рафиах и полосы Шарм аш-Шейх (Красное море) будет передан Египту ;
  • будут произведены некоторые незначительные изменения границы для нужд безопасности (например, в районе Латрун);
  • территории, оставшиеся в Израиле, перейдут под израильскую юрисдикцию и будут заселены.

План Алона не конкретизировал границы районов. Насколько известно, И. Алон никогда не составлял конкретной карты. Но правительство Израиля до 1977 года руководствовалось его идеями в своей политике. Таким образом, возникло согласие большинства общества, что все территории, взятые в 1967 г., никогда не будут возвращены арабским странам. Также никогда более не будет разделен Иерусалим .

С точки зрения социалистов, большая часть территории подлежала возврату арабам. Оставить за Израилем следовало только территории, не заселённые арабами и/или необходимые для обороны. Передаваемые арабам территории должны были отойти к сопредельным арабским странам (в частности, в Иудее и Самарии - Иордании). Всё, что останется за Израилем, следовало заселить евреям.

Поселенческое движение

Израильские поселения в Иудее и Самарии.

В начале 1970-х годов, руководствуясь идеями плана Алона, израильское правительство начало создавать еврейские поселения в той части контролируемых территорий, которые точно должны были остаться в составе Израиля: Кирьят-Арба рядом с Хевроном , поселения в Гуш-Эцион и на плато Голан .

В дальнейшем (особенно после победы Ликуда на выборах 1977 года) инициатива строительства поселений перешла к группам активистов различных общественно-политических организаций. Особенно активны в этом направлении религиозные сионисты из движения "Гуш эмуним ". Но ряд поселений образованы другими группами, в том числе и сторонниками социалистов (например, в Иорданской долине), и политически нейтральными группами.

Во многих случаях строительство поселений встречало препятствия со стороны ультралевых и проарабских общественных организаций. Инициированные ими судебные решения приводили к замедлению строительства или смене места поселений. Правительство оказывало поддержку поселениям нерешительно, кроме ряда случаев, когда поселения были необходимым элементом оборонной инфраструктуры.

Фактически, территория еврейских поселений закреплена за Израилем. В отношении большинства из них существует консенсус или почти консенсус в израильском обществе, что при любом мирном договоре с арабами эти места останутся израильской территорией. Существует также документ о признании крупных поселенческих блоков администрацией США .

Передача Синая Египту

После подписания мирного договора с Египтом ему был полностью возвращён Синайский полуостров , а израильские поселения там разрушены. Синай не является частью Страны Израиля, что и послужило поводом для М. Бегина отдать его.

В ходе переговоров Бегином был предложен план автономии для арабского населения Иудеи, Самарии и полосы Газы под общей юрисдикцией Израиля. В те времена эта идея не встретила одобрения с арабской стороны.

Во время переговоров в Мадриде в 1991 г. идея автономии вновь обсуждалась.

Раздел по договору Осло

Темно-зеленым цветом обозначены территории находящиеся под полным или частичным контроле Палестинской Автономии(зоны А и B)

По соглашению в Осло и его продолжениям, была образована Палестинская автономия. При этом территория Иудеи, Самарии и полосы Газы была поделена на зоны А, В и С. Зоны А и В фактически полностью контролируются палестинской национальной администрацией. В зону В израильские военные могут входить в рабочем порядке, когда надо, а в зону А (например, в центр города Шхема) входят только при чрезвычайных обстоятельствах, и это считается нарушением соглашения, на что никто уже не обращает внимания.

Повседневная жизнь арабских населённых пунктов во всех зонах контролируется палестинской администрацией. В зоне С под полным израильским контролем находятся территории еврейских поселений, дороги и незаселенные пространства. Внутри арабских деревень там, как правило, режим зоны В (вход израильской полиции запрещён). Статус отдельно стоящих арабских домов, особенно построенных без чьего-либо разрешения, проблематичен. Они стараются быть приписанными к ближайшему арабскому населённому пункту.

Сразу после образования Палестинской автономии появилось притязание на создание арабского государства на территории Иудеи, Самарии и полосы Газы . Это требование было поддержано израильскими левыми партиями, а также международными левыми кругами, арабскими странами и их союзниками. Территория этого государства должна была включать всё, что за "зелёной чертой ", а столицей стать Восточный Иерусалим , включая Старый Город . Все евреи с этих территорий должны были бы быть депортированы.

В докладе «Специальной (Ad Hoc) комиссии… рекомендация о разделе: неофициальная группа по примирению не достигла результатов: «... обе стороны уверены: Генеральная Ассамблея их поддержит... не удалось достичь примирения сторон или соглашения между ними».

Позиция государства-мандатария

«С глубоким сожалением мое правительство (Великобритании) отмечает: взаимоприемлемое решение до сих пор не найдено. Я говорю это не в порядке критики… не стремится преуменьшить трудности… проделана весьма значительная работа… налицо отсутствие плана урегулирования, приемлемого для обеих сторон… обращала весьма настойчиво внимание Ассамблеи на необходимость рассмотреть положение: может возникнуть после вывода из Палестины вооруженных сил - в настоящее время поддерживают там законность и порядок. После их вывода эти функции некому будет выполнять… правительство Соединенного Королевства не может разрешить использовать свои войска и администрацию… проводить в жизнь решения… не приемлемые для обеих сторон в Палестине...»

Прения по вопросу о разделе

… государства выступают в поддержку плана раздела… он наиболее приемлемое решение, учитывает реальное политическое положение в Палестине и проблему еврейских беженцев в Европе…

Не видят альтернативы этому плану.

Государства… против раздела Палестины: оспаривали правовую компетенцию Организации Объединенных Наций в отношении принятия такой решительной меры…

Государства, поддерживающие план раздела

Польша:

«... Как арабы, так и евреи, живущие в Палестине, хотят национальной независимости. Они хотят… положен конец действию мандата, нынешнему положению и… созданы их национальные государства.

… мое правительство считали и надеялись: эти национальные устремления найдут свое воплощение в едином палестинском государстве: арабы и евреи будут равноправными гражданами, имеющими все возможности для своего национального развития.

… эта цель не может быть достигнута… в настоящее время… необходимо создать два государства — еврейское государство и арабское государство: обеспечит осуществление национальных устремлений этих двух народов, живущих в Палестине. Никакого другого реального пути решения этого вопроса нет

… удовлетворены национальные устремления как арабов, так и евреев…

Бразилия:

«... Решение этой проблемы приведет к существенным изменениям в политическом статус-кво важного района… существенно повлияют на правовой статус и интересы других стран в этом регионе.

… Декларации Бальфура и последующее учреждение мандата Лиги Наций имели совершенно ясную цель - создать «еврейский национальный очаг», привели к иммиграции в Палестину значительного числа лиц еврейской национальности… стали постоянными жителями этой страны, создали там многие предприятия и образовали национальный коллектив, быстро развивался и в настоящее время приобрел черты государства...».

Соединенные Штаты:

«... предложение о разделе на основе экономического союза, которое мы сейчас рассматриваем, в полной мере принадлежит Организации Объединенных Наций. Оно является результатом проведения специальной сессии Организации Объединенных Наций и работы Специальной комиссии Организации Объединенных Наций… работы нынешней сессии Генеральной Ассамблеи...

… много говорили о целесообразности, необходимости представления Генеральной Ассамблее плана, приемлемого для обеих главных сторон в данном конфликте… не представлено ни одного плана… приемлемым как для арабов, так и для евреев… не думаю, такой план когда-либо будет представлен. Если мы хотим добиться при посредстве Организации Объединенных Наций решения этой проблемы, то этого нельзя сделать без применения.. . хирургического вмешательства. Как евреи, так и арабы никогда не будут полностью удовлетворены нашими действиями, и нам не следует об этом забывать.

… план раздела Комиссии Ad Hoc по вопросам Палестины, при всех своих недостатках обеспечивает для народа Палестины наиболее реальные возможности достижения этих высоких целей...».

СССР:

«...подавляющее большинство делегаций… остановилось на этом варианте… всякие другие варианты решения вопроса о Палестине оказались нереальными и непрактичными… я имею в виду также и вариант создания единого независимого арабско-еврейского государства с равными правами для арабов и евреев.

Опыт… показал: евреи и арабы в Палестине не хотят или не могут жить вместе. Отсюда следовал логический вывод: если эти два народа, населяющие Палестину, оба имеющие глубокие исторические корни в этой стране, не могут жить вместе в пределах единого государства, то ничего иного не остается, как образовать вместо одного два государства — арабское и еврейское. Никакого иного практически осуществимого варианта… нельзя придумать...».

Государства, выступающие против плана раздела

Филиппины:

«... В результате этого изучения филиппинское правительство пришло к выводу: оно не может поддержать какое-либо предложение, имеющее целью политический раздел и территориальное расчленение Палестины.

Мы считаем: данный вопрос является в основном вопросом морального порядка… должна Организация Объединенных Наций принять на себя ответственность за осуществление политики: не является необходимой с точки зрения какого-либо положения Устава, противоречит его основным принципам и идет вразрез с законными национальными устремлениями народа Палестины. Филиппинское правительство считает: Организация Объединенных Наций не должна принимать на себя такую ответственность...».

Ливан:

«… мы считаем самым дорогим и самым святым в Организации Объединенных Наций… сохранить в неприкосновенности принципы Устава и защитить демократию и демократические методы работы нашей Организации… Если мы откажемся от этих методов и заменим их антидемократической системой обработки каждой делегации в номерах гостиниц, в постели, в коридорах и холлах, угрозами экономических санкций или обещаниями, чтобы заставить их голосовать желаемым образом, что станет с нашей Организацией в будущем? Останемся мы демократической организацией? Будем мы организацией, заслуживающей уважение в глазах всего мира? В этот ответственнейший момент я призываю вас задуматься о далеко идущих последствиях: могут иметь эти происки, особенно если мы не будем с ними бороться...».

Колумбия:

«... План раздела Палестины принят Специальной (Ad Hoc) комиссией большинством в двадцать пять голосов против тринадцати при семнадцати воздержавшихся.

Говорят, в Генеральной Ассамблее, по правилам процедуры предложение считается принятым: оно одобрено большинством в две трети голосов, до двух третей не хватило бы одного голоса... этот план не получил поддержки тридцати двух делегаций, предложение является, по существу, предложением меньшинства... Шаткость этого предложения… огромное международное значение решения данной проблемы, а также тот факт: в поддержку его выступили как Соединенные Штаты, так и СССР.

… одобрение этого плана большинством голосов, поданных с неохотой и собранных в результате неуместных напоминаний о приближении решающего часа, отнюдь не делает его более привлекательным в глазах мировой общественности...»

Пакистан:

«… предложением Генеральной Ассамблеей Организации Объединенных Наций, мы, а не народ Палестины лишается права на самоопределение и согласия которого никто не спрашивал, должны решить, какую независимость должна получить Палестина. Мы назовем Палестину независимой и суверенной страной, Палестина будет принадлежать нам и она не станет плодом: нам следует беречь как зеницу ока — зеницу наших многих и разных очей, а станет яблоком раздора между Востоком и Западом, если только не возобладает идея единства: так призывно звучит в названии нашей Организации.

Мы начнем - расчленим территорию Палестины на три части: составят еврейское государство, и еще на три части: составят арабское государство. Затем мы создадим Яффский анклав, а сердце Палестины — Иерусалим навсегда станет международным городом. Это будет началом нашей работы по приданию Палестине ее окончательного вида.

Разодрав Палестину на части, мы затем навсегда пригвоздим к кресту ее кровоточащее тело.

И это должно стать не временным, а постоянным решением вопроса. Палестина никогда не будет принадлежать своему народу. Она навсегда останется распятой на кресте.

Какое право имеет Организация Объединенных Наций действовать подобным образом? Какое юридическое, законное право имеет она навсегда ставить независимое государство под свое управление?»

Одиннадцать делегаций заявили о поддержке плана раздела:

Бельгия, Бразилия, Гватемала, Канада, Нидерланды, Новая Зеландия, Польша, США, СССР, Уругвай, Швеция.

Тринадцать делегаций высказались против предложения:

Гаити, Греция, Египет, Ирак, Иран, Йемен, Колумбия, Куба, Ливан, Пакистан, Саудовская Аравия, Сирия, Филиппины.

Франция заняла нейтральную позицию. Великобритания, государство-мандатарий, заявила о своем намерении воздержаться, так это сделали Китай и Эфиопия.

Голосовали за:
Австралия, Белорусская Советская Социалистическая Республика, Бельгия, Боливия, Бразилия, Венесуэла, Гаити, Гватемала, Дания, Доминиканская Республика, Исландия, Канада, Коста-Рика, Либерия, Люксембург, Нидерланды, Никарагуа, Новая Зеландия, Норвегия, Панама, Парагвай, Перу, Польша, Соединенные Штаты Америки, Союз Советских Социалистических Республик, Украинская Советская Социалистическая Республика, Уругвай, Филиппины, Франция, Чехословакия, Швеция, Эквадор, Южно-Африканский Союз.

Воздержались:
Аргентина, Гондурас, Китай, Колумбия, Мексика, Сальвадор, Соединенное Королевство, Чили, Эфиопия, Югославия.

Арабские государства и некоторые другие заявили: они не будут рассматривать рекомендацию Генеральной Ассамблеи как обязательную, считают: она противоречит Уставу Организации Объединенных Наций.

Отрывок из заявления: передает царившую в тот момент атмосферу.

«Роковое решение принято. Жребий брошен. Говоря словами великого американца, «Мы боролись за справедливость, как Бог вразумил нас». Нам удалось добиться того, что многие делегаты Ассамблеи начали понимать справедливость так, как понимаем ее мы, но им не дали возможности осуществить справедливость так, как они ее понимали. Наши сердца полны печали, но наша совесть чиста, и мы не хотели бы, чтобы было иначе...

Сегодня никто не может предсказать, явятся ли предложения, внесенные и принятые при поддержке этих двух великих держав, благом или, наоборот, злом при проведении их в жизнь.

Мы серьезно опасаемся, что то благо — если оно вообще будет таковым, — которое может дать раздел Палестины, будет ничтожно в сравнении с тем злом, которое может причинить этот раздел. У этого решения нет законных оснований. Мы не испытываем недобрых чувств по отношению к тем нашим коллегам, которые были вынуждены под сильным нажимом примкнуть к другой стороне и проголосовать за предложение, справедливость которого для них весьма сомнительна. Мы испытываем к ним сочувствие в связи с тем, что они испытывали разлад между своей совестью и убеждениями, с одной стороны, и тем давлением, которому подвергались они и их правительства, с другой».

Положения резолюции о разделе

Палестина должна была быть разделена на неназванное «Еврейское государство» и неназванное «Арабское государство». Великобритания должна была положить конец своему присутствию к 1 августа 1948 года, однако, передав к 1 февраля 1948 года в распоряжение Еврейского государства район, включающий морской порт для облегчения «значительной иммиграции». В течение переходного периода начиная с ноября 1947 года Организация Объединенных Наций должна была постепенно взять на себя управление всей территорией для осуществления его комиссией и передачи власти этим двум государствам в день независимости, не позднее 1 октября 1948 года. Оба государства должны были объединиться в экономическом союзе.

Территория Палестины была разделена на восемь частей. Три части были переданы Еврейскому государству, три — Арабскому государству. Седьмая часть, Яффа, должна была образовать арабский «анклав» на еврейской территории (приложение I).

Восьмой частью должен был стать Иерусалим как отдельная единица («corpus separatum »), пользующаяся специальным международным режимом. Он должен был находиться под управлением Совета по Опеке Организации Объединенных Наций в течение начального периода, равного 10 годам, по истечении которого этот план должен был быть вновь рассмотрен Советом, а жителям города должна была быть «предоставлена возможность выразить путем референдума свои пожелания о возможных переменах в режиме этого города».

Гарантии по обеспечению статуса Иерусалима были определены в следующих выражениях:

«Уже существующие права в отношении Святых Мест или зданий и мест, предназначаемых для религиозных целей, не подлежат отмене и не могут быть ограничены.

В отношении Святых Мест, свободы доступа, посещения и проезда обеспечивается, в соответствии с существующими правами, всем жителям и гражданам другого государства и города Иерусалима, а также иностранцам, независимо от их национальности, при условии соблюдения требований национальной безопасности, общественного порядка и благочиния.

Святые Места и здания или участки, предназначаемые для религиозных целей, подлежат охранению. Не разрешаются никакие действия, которые могут нарушить их священный характер...».

Логическим обоснованием этого лоскутного территориального раздела было стремление обеспечить включение в Еврейское государство максимального числа евреев и уменьшить до минимума (по подсчетам около 10 000) число тех, кто оставался бы в Арабском государстве. Однако в границах Еврейского государства должно было остаться большое число палестинских арабов — 497 000 человек, включая 90 000 бедуинов, против 498 000 евреев .

В резолюции о разделе содержались подробные гарантии по обеспечению прав меньшинств, которые включали нижеследующее:

«Свобода совести и свобода отправления всех видов религиозных культов при единственном условии соблюдения общественного порядка и требований морали обеспечивается всем.

Не допускается никакая дискриминация в отношении населения по признаку расы, религии, языка или пола.

В пределах юрисдикции данного государства все имеют одинаковое право на защиту законом.

Семейное право и личный статус членов различных меньшинств, религиозные интересы, включая вклады религиозной надобности, должны уважаться.

Государство обеспечивает достаточное начальное и среднее образование соответственно для арабского и еврейского меньшинства, на их родном языке и следуя их культурным традициям...

Право каждой общины содержать свои общественные школы, в которых члены этих общин могут получать образование на своем родном языке, хотя оно и обусловлено соблюдением таких требований общего характера в области просвещения, которые установлены данным государством, не может быть отменено или нарушено...

Не допускается отчуждение земли, которой владеют арабы в Еврейском государстве (или евреи в Арабском государстве), за исключением тех случаев, когда этого требуют общественные интересы. Во всех случаях отчуждения устанавливается полное возмещение, определяемое Верховным судом, и выплачивается до того, как земля отчуждается...».

Свобода передвижения и проезда также должна была обеспечиваться обоими государствами.

Гарантии статуса Иерусалима и прав меньшинств должны были обладать в каждом государстве статусом конституционных положений:

«Временное правительство каждого из намеченных государств, до того как они станут независимыми, должно представить Организации Объединенных Наций декларацию; ...

Условия, содержащиеся в этой декларации, признаются как основные законы данного государства, и никакой закон, установление или официальное действие правительства не может иметь больше силы, чем эти условия и требования».