Российские неправительственные правозащитные организации. Неправительственные организации Деятельность неправительственных организаций

Международная неправительственная организация, основанная в 1961 году. Организация расследует нарушения прав человека, доводит эти нарушения до внимания общественности, добивается освобождения «узников совести» — тех, кто находится в заключении за свои убеждения либо из-за этнического происхождения, пола, цвета кожи или языка. Также Амнистия выступает за справедливый суд для политических заключенных, прекращение пыток и жестокого обращения с заключенными и военнопленными, отмену смертной казни, соблюдение прав призывников на альтернативную гражданскую службу и обеспечение прав беженцев.

Основанная в 1978 году неправительственная организация, занимающаяся мониторингом, расследованием и документированием нарушений прав человека более чем в 70 странах мира. Проводит информационно-разъяснительные кампании, с целью оказать значительное влияние на ту или иную ситуацию. «Хьюман Райтс Вотч» выступает против нарушения тех прав, которые она считает основными правами человека, включая смертную казнь и дискриминацию на основе сексуальной ориентации. Защищает свободы, связанные или исходящие от основных свобод, таких как свобода религии и прессы. Расследует нарушения указанных норм и обнародует результаты в региональных и международных СМИ. Публикуемые организацией отчеты используются в качестве основания для привлечения внимания международной общественности к злоупотреблениям, а также в качестве инструмента давления на правительства и международные организации с целью проведения реформ. Согласно официальным заявлениям, организация не принимает финансовой помощи от правительственных структур, существуя за счёт частных пожертвований. Каждый год «Хьюман Райтс Вотч» награждает титулом «Защитник прав человека» активистов, демонстрирующих лидерство и мужество в области защиты прав человека.

Гуманитарная организация, осуществляющая свою деятельность во всём мире, исходя из принципа нейтральности и беспристрастности. Она предоставляет защиту и оказывает помощь пострадавшим в вооружённых конфликтах и внутренних беспорядках. Представительства организации, где в общей сложности работают более 12 тысяч человек, расположены почти в 80 странах мира. В ситуациях вооружённых конфликтов МККК координирует деятельность национальных обществ Красного Креста и Красного Полумесяца и объединяющей их Международной Федерации.

Международная независимая гуманитарная медицинская организация, предоставляющая неотложную помощь жертвам вооруженных конфликтов, природных катастроф и тем, кому отказано в медицинской помощи. Оказывает помощь тем, кто в ней нуждается, вне зависимости от пола, расовой принадлежности, религиозных убеждений и политических взглядов. Организация ежегодно посылает более 3 тысяч добровольцев в более чем 80 стран мира, включая зоны вооружённых конфликтов. Волонтёры организации работают во многих «горячих точках». Кроме того, «Врачи без границ» ведут профилактическую и просветительскую работу по борьбе с наркоманией и СПИДом. Основана в 1971 году и представляет из себя всемирное движение, состоящее из 23 ассоциаций.

Организация была основана в 1985 году с целью борьбы против цензуры и за освобождение журналистов, находящихся в заключении из-за своей профессиональной деятельности. Ежегодно публикует на своём веб-сайте индекс свободы слова более чем 160 стран мира.

Международное историко-просветительское, правозащитное и благотворительное общество, основной задачей которого изначально было исследование политических репрессий в СССР. На сегодняшний день это содружество десятков организаций в России, Германии, Казахстане, Латвии, Армении, Грузии и Украине, ведущих исследовательскую, правозащитную и просветительскую работу. «Мемориал» с помощью групп наблюдателей в «горячих точках» на территории СНГ собирает фактический материал, проверяет, анализирует и публикует собранные данные о нарушениях прав человека.

Негосударственная правозащитная организация, работающая в сфере международного права прав человека и международных стандартов системы правосудия. Комиссия представляет собой постоянно действующую группу из 60 видных юристов (судей и адвокатов) из разных стран, в том числе, представителей высшего эшелона судебной власти в Австралии, Канаде, Южной Африке, Германии, Свазиленде, Малави, Ботсване, Аргентине, Колумбии, Сербии, Тунисе, и других странах мира.

Созданная в 1985 году международная коалиция некоммерческих общественных организаций, осуществляющих борьбу против пыток, внесудебных казней, насильственных исчезновений и других форм жестокого, бесчеловечного и унижающего достоинство обращения. В сеть входят 297 организаций, занимающихся защитой и продвижением прав человека во всем мире. Предоставляет адресную медицинскую, юридическую и социальную помощь жертвам пыток и обеспечивает ежедневное распространение срочных обращений по всему миру с целью предотвращения грубых нарушений прав человека, защиты конкретных людей и борьбы с безнаказанностью. Кроме того, некоторые виды деятельности направлены на защиту конкретных уязвимых категорий населения, таких как женщины, дети и правозащитники.

Международное правозащитное движение, объединившее на сегодняшний день 178 правозащитных организаций в более чем ста странах. Целью объединения является оказание поддержки этим организациям, которые тем самым обретают трибуну для позиционирования на международном уровне. Федерация проводит свою деятельность в следующих направлениях: защита правозащитников, защита прав женщин, защита прав мигрантов, содействие отправлению правосудия и борьба с безнаказанностью, соблюдение прав человека в контексте глобализации, укрепление международных и региональных механизмов защиты, борьба за соблюдение прав человека и законности во время конфликтов, чрезвычайного положения и переходных периодов.

Международная программа, действующая с 1997 года, - совместный проект Международной федерации за права человека и Всемирной организации против пыток. Готовит и публикует ежегодные доклады о ситуации со свободой ассоциаций и положением правозащитников в Европе и странахСНГ.

Институт защиты прав человека, созданный в 1995 году при Международной ассоциации юристов. Проводит обучение юристов, включая судей и прокуроров, правовой защите прав человека и международному гуманитарному праву; осуществляет учебные программы для укрепления судебной власти в странах, в которых имел место вооружённый конфликт или где базовая государственная инфраструктура оказалась подорванной; проводит расследования в странах, где ухудшается ситуация с верховенством права и направляет в них наблюдателей; сообщает органам власти различных стран о допущенных, на его взгляд, нарушениях прав человека; стимулирует международную поддержку изменений в области прав человека, в том числе посредством СМИ; оказывает техническую помощь объединениям юристов, испытывающим нехватку ресурсов.

Международная неправительственная организация, занимающаяся защитой прав журналистов, образованная в 1981 году американским корреспондентом. Организация осуществляет сбор информации о репрессиях и убийствах журналистов по всему миру. Комитет ежегодно присуждает премию «International Press Freedom Awards». Премия присуждается журналистам и правозащитникам, которые за свои публикации и защиту свободы слова подвергались преследованиям.

Независимая организация, занимающаяся защитой свободы слова. Ассоциации была основана в 1992 году в Монреале. Одним из основателей является Комитет защиты журналистов. Объединение состоит из 71 организаций, которые следят за состоянием свободы слова, и направляют собираемую ими информацию отдельным лицам и организациям во всем мире.

Нормативно - правовой базой деятельности правозащитных НПО являетсяФедеральный закон № 82-ФЗ от 19 мая 1995 г. «Об общественных объединениях» 1995 г. (в ред. Федеральных законов от 17.05.1997 N 78-ФЗ, от 19.07.1998 N 112-ФЗ, от 12.03.2002 N 26-ФЗ, от 21.03.2002 N 31-ФЗ, от 25.07.2002 N 112-ФЗ, от 08.12.2003 N 169-ФЗ, от 29.06.2004 N 58-ФЗ, от 02.11.2004 N 127-ФЗ, от 10.01.2006 N 18-ФЗ, от 02.02.2006 N 19-ФЗ, от 23.07.2008 N 160-ФЗ, от 19.05.2010 N 88-ФЗ, от 22.07.2010 N 164-ФЗ, от 01.07.2011 N 169-ФЗ)

Под правозащитным общественным объединением сегодня понимается добровольное, самоуправляемое, некоммерческое формирование, созданное по инициативе граждан, объединившихся на основе общности интересов для реализации общих целей, указанных в уставе общественного объединения, в области защиты прав человека.

В современных условиях существуют следующие организационно-правовые формы правозащитных общественных объединений:

Правозащитная организация;

правозащитное движение;

правозащитный фонд;

правозащитное учреждение.

Правозащитные объединения независимо от их организационно-правовой формы вправе создавать союзы (ассоциации) правозащитных объединений на основе учредительных договоров и (или) уставов, принятых союзами (ассоциациями), образуя новые правозащитные объединения. Правоспособность союзов (ассоциаций) правозащитных объединений как юридических лиц возникает с момента их государственной регистрации.

Помимо организационного устройства можно выделить другие, дополнительные классификации ныне существующих неправительственных правозащитных объединений. Ониии могут быть разделены на:

1) по направлениям деятельности: общеправозащитные (хельсинские комитеты, отделения Международного общества прав человека, правозащитные центры). В эту группу включены все организации, уставные цели которых предусматривают деятельность по всему спектру правозащитных проблем; профильные (независимая психиатрическая ассоциация, центр содействия тюремной реформе), которые осуществляют деятельность по конкретному направлению категории прав.

2) по отношению к государству: конфронтационные, которые являются противниками официальной государственной политики; конформистские, которые поддерживают идеи конструктивного сотрудничества и совместных действий с государством.

3) по территориальной сфере - международные, общероссийские, межрегиональные, региональные и местные организации.

Под общероссийским общественным объединением понимается объединение, которое осуществляет свою деятельность в соответствии с уставными целями на территориях более половины субъектов Российской Федерации и имеет там свои структурные подразделения - организации, отделения или филиалы и представительства.

Под межрегиональным общественным объединением понимается объединение, которое осуществляет свою деятельность в соответствии с уставными целями на территориях менее половины субъектов Российской Федерации и имеет там свои структурные подразделения - организации, отделения или филиалы и представительства.

Под региональным общественным объединением понимается объединение, деятельность которого в соответствии с его уставными целями осуществляется в пределах территории одного субъекта Российской Федерации.

Под местным общественным объединением понимается объединение, деятельность которого в соответствии с его уставными целями осуществляется в пределах территории органа местного самоуправления.

Основные видами правозащитной деятельности на современном этапе являются:

1. Оказание правовой помощи гражданам, от юридической консультации - до поддержания исков в суде, путем предоставления своих адвокатов или участия в деле в качестве третьей стороны. Отметим, что такая помощь оказывается бесплатно. В этих целях в правозащитных организациях создаются общественные юридические приемные. Однако в обязанности юриста не входит представительство заявителя перед судом или иными государственными органами и должностными лицами, кроме тех организаций, в уставе которых отмечена правовая помощь в защите прав граждан в судах.

2. Участие в законодательном процессе – работа НПО в подготовке проектов законов, участие в экспертизе проектов законов, затрагивающих права и свободы граждан, подготовка собственных инициативных законодательных проектов. НПО выступают в числе инициаторов рассмотрения в Государственной Думе законодательных актов по следующим направлениям: защита конституционных права и свобод гражданина в вооруженных силах, обеспечение равных прав и равных возможностей мужчин и женщин, предотвращение дискриминации в отношении коренных народов и национальных меньшинств; защита прав инвалидов; признание грубых и массовых нарушений прав человека в качестве антигосударственного преступления и мн.др.

3. В сфере соблюдения обеспечения прав и свобод человека, их деятельность осуществляется в следующих формах: контроль за исполнением государством международных обязательств в сфере защиты прав человека, изучение положения с правами человека и гражданина в РФ и субъектах РФ, самостоятельное расследование отдельных фактов нарушения прав человека. Международные стандарты предполагают участие НПО в составлении докладов по правам человека. Так с участием НПО готовились доклады о выполнении Россией Конвенции о правах ребенка, Конвенции по вопросам ликвидации дискриминации в отношении женщин, Пактов о гражданских и политических правах и др. В настоящее время мониторинг (наблюдение, проверка, оценка) нарушений прав человека становится основным направлением деятельности НПО в России. Установленные факты нарушений и собранные доказательства НПО передают в правоохранительные органы.

Как общественные организации НПО имеют право:

1. свободно распространять информацию о своей деятельности;

2. участвовать в выработке решений органов государственной власти и органов местного самоуправления в порядке и объеме, предусмотренными настоящим Федеральным законом и другими законами;

3. проводить собрания, митинги, демонстрации, шествия и пикетирование;

4. учреждать средства массовой информации и осуществлять издательскую деятельность;

5. представлять и защищать свои права, законные интересы своих членов и участников, а также других граждан в органах государственной власти, органах местного самоуправления и общественных объединениях;

6. осуществлять в полном объеме полномочия, предусмотренные законами об общественных объединениях;

7. выступать с инициативами по различным вопросам общественной жизни, вносить предложения в органы государственной власти;

8. участвовать в выборах и референдумах в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

К общеправозащитным организациям можно отнести:

Правозащитный центр «Мемориал», деятельность которого посвящена широкому кругу наиболее острых проблем нарушения прав человека: защите национальных меньшинств, борьба с нарушениями прав человека в ходе вооруженных конфликтов немеждународного характера, нарушениями прав человека в сфере уголовного правосудия и др.;

Московский научно-исследовательский центр по правам человека, целью которого является содействие российским правозащитным организациям в участии в процессах трансформации России в демократическое государство, в котором уважаются права человека. Центр объединяет 70 правозащитных организаций в девяти городах России;

Санкт-Петербургский правозащитный центр, который наблюдает за соблюдением процессуальных прав и профессионально-этических норм в гражданском судопроизводстве;

Фонд «За гражданское общество», целью которого является оказание организационной, финансовой и технической поддержки неправительственным организациям, чья деятельность направлена на становление гражданского общества в России.

На региональном уровне организации общеправозащитной направленности созданы:

· в Восточной Сибири (Красноярский Краевой фонд «Правовая защита»),

· в Западной Сибири (Томский исследовательский центр по правам человека, Южно - Сибирский правозащитный центр, представляющий собой крупнейшую многопрофильную организацию в Кемеровской области, созданную в декабре 2000 года).

· на Урале (Гуманитарно-просветительский центр «Мемориал», Екатеринбургский информационно- правозащитный центр, Пермский Региональный правозащитный центр),

· В Центральной России (Ивановское областное общество прав человека, Нижегородское общество прав человека, Курский региональный центр по защите прав человека, Тульский общественный правозащитный фонд),

· В ЮФО (Астраханский общественный комитет содействия защите законных прав человека).

Кроме того, к общеправозащитным организациям относятся некоторые организации, созданные при советском режиме:

Московская хельсинская группа, деятельность которой была возобновлена на легальных основаниях в 1989 г.. В настоящее время МХГ действует в качестве Координационного центра, куда входят руководители таких правозащитных организаций, как общественный центр содействия реформе уголовного правосудия, Московский исследовательский центр по правам человека, Группа «Движение без границ».

Неправительственные организации профильного уровня, как правило, занимаются локальными проблемами и специализируются по отдельным видам нарушений прав отдельных групп населения.

Можно отметить следующие профильные организации:

Комитет солдатских матерей России (Лауреат альтернативной Нобелевской премии), оказывающий помощь призывникам и военнослужащим. Аналогичные фонды созданы в Санкт-Петербурге, во Владимирской области, в Карелии, в Пензе, в Туле, Челябинске, Чите и др.

Основной целью этих организаций является оказание профессиональной юридической помощи молодым людям и их родителям, сталкивающимися с фактами незаконного призыва, пытками в армии, произволом военных и гражданских властей, в защите на суде и т.д.

Фонд «Право матери» - неправительственная некоммерческая организация, занимающаяся защитой прав родителей, чьи сыновья погибли в армии в мирное время на территории России и СНГ.

Ассоциация защиты прав инвалидов, целью которой является защита прав инвалидов и помощь в их социальной адаптации. Основными программами ассоциации являются:

«Неотложная помощь» - оказание гуманитарной помощи больницам, реабилитационным центрам, лечением и социальной адаптацией инвалидов и их семей;

«Путь к речи» - помощь в восстановлении и постановке полноценной речи и слабослышащих детей;

«Международное сотрудничество» - участие ассоциации защиты инвалидов в международных программах по защите инвалидов и предупреждению инвалидности;

«Общественный контроль» - общественный контроль за судебными процессами по делам инвалидов и др.

Независимая психиатрическая ассоциация России, призванная препятствовать серьезным нарушениям прав человека в сфере психиатрии. Одним из направлений деятельности является независимая психиатрическая экспертиза и контрольная деятельность в отношении соблюдения прав человека и Закона о психиатрической помощи.

Общество «Право на жизнь и гражданское достоинство» образовано с целью активного противодействия применению смертной казни и др. нарушениям права на жизнь.

Группа «Движение без границ» возникла в защиту прав граждан, которым необоснованно отказывают в праве на выезд на основании секретности, нарушая Конституцию, государственный закон о секретности и другие НПА.

К профильным организациям можно отнести также ряд организаций, занимающихся решением вопросов прав женщин:

· Союз женщин России;

· Всероссийский женский союз;

· Движение женщин за здоровье нации;

· Будущее женщины и др.

Ряд НПО посвятили себя защите прав ребенка: таких организаций в России зарегистрировано более 500, причем имеют они как международный, так и национальный статус: Российский детский фонд, «Юная Россия», «Особый ребенок», Центры социальной помощи многодетным малообеспеченным семьям». Импульсом в развитии детских неправительственных правозащитных организаций стала вступившая в силу в 1991 г. Конвенция о правах ребенка, участником которой является Россия. В этой связи ряд НПО России ведут активную работу по пропаганде Конвенции о правах ребенка и других международных инструментов защиты прав ребенка.

Характерной особенностью нынешнего этапа развития правозащитного движения в России является также присутствие зарубежных правозащитных организаций и их филиалов на территории России.

К числу таковых можно отнести:

Международную амнистию (штаб квартира в Лондоне), представительство которой находится в Москве (кампании по освобождению «узников совести», отмена смертной казни, пыток и жестокого обращения с заключенными);

Российская секция Международного общества прав человека (МОПЧ), международный секретариат которого находится во Франкфурте-на-Майне, в России действуют около 20 ее инициативных групп (защита прав заключенных, детей, национальных меньшинств, военнослужащих);

Российско-американская группа по правам человеказанимается изучением положения с правами человека в России, издательской деятельностью (выпуск «российского бюллетеня по правам человека»), осуществляет программу «малых грантов». Особый интерес группа проявляет к вопросам эмиграции.

Некоторые действующие на территории России зарубежные правозащитные организации выступают в качестве Координационных центров, которые создают сеть правозащитных НПО, стимулируют создание правозащитного движения в отдаленных районах России. К ним можно отнести:

Национальный демократический институт(штаб-квартира в Вашингтоне» - это международная неправительственная организация, занимающаяся развитием демократического процесса во многих странах мира;

Фонд «Евразия»- некоммерческая организация, оказывающая помощь российским правозащитным организациям. Отделения фонда расположены в Москве, Саратове, Владивостоке.

Особенностью взаимодействия зарубежных правозащитных организаций, оказывающих помощь российским НПО является спонсорство или финансовая помощь. За счет зарубежных средств (Агентства международного развития США, Фонда Евразии, Фонда благотворительной помощи, Национального фонда «За демократию», Государственного департамента США, Института содействия демократии в Восточной Европы) в России финансируется целый ряд правозащитных проектов, сотрудники правозащитных организаций проходят стажировку и курсы обучения в США, Англии, Швейцарии и др.; осуществляется развитие инфраструктуры служб правовой помощи неправительственным организациям, выпускаются наиболее популярные издания в области прав человека.

Безусловно, правозащитная деятельность, осуществляющаяся на средства различного рода зарубежных фондов, является достаточно сложной проблемой. Современная политическая история знает немало примеров, когда функционирование правозащитных объединений, в той, или иной степени, затрагивает интересы властных структур, которые, иногда небезосновательно, расценивают подобные случаи как вмешательство во внутренние дела РФ, подрыв государственного суверенитета, что, в свою очередь, вызывает протесты правозащитников.

В этой связи, с нашей точки зрения, настоящим прорывом является решение об изменении порядка формирования и расширения количественного состава Совета при Президенте Российской Федерации по развитию гражданского общества и правам человека, принятое осенью 2012 г. Думается, что очередная ротация участников Совета, проведенная с учётом общественных консультаций и интернет-голосования, в котором приняли участие более ста тысяч человек, включение в состав совета 39 новых членов, представляющих все социальные слои российского общества, все наиболее влиятельные правозащитные организации современной России,- представляют собой тот необходимый фундамент для дальнейшего развития институтов гражданского общества, в том числе и института прав и свобод человека и гражданина, который позволит своевременно разрешать конфликтные ситуации, возникающие во взаимоотношениях правозащитников и властных структур, обеспечить российскому правозащитному движению надежные перспективы.

Вопросы:

1. Охарактеризуйте правовую основу деятельности современных правозащитных организаций.

2. Определите организационные формы правозащитных объединений.

3. Приведите классификацию правозащитных организаций в настоящее время и их характеристика.

4. Какие направления в правозащитном движении можно выделить в настоящее время?

5. Охарактеризуйте роль международных правозащитных организаций в правозащитном движении России.

  • Международное право прав человека
    • Формирование международного права прав человека как отрасли международного права, его понятие
    • Принципы и источники международного права прав человека
    • Универсальные международно-правовые нормы о защите прав человека
    • Система органов ООН по защите прав человека
    • Региональный международно-правовой механизм защиты прав человека
    • Защита прав человека в системе международных судебных учреждений
  • Международное право окружающей среды
    • Сущность международного права окружающей среды
    • Понятие и предмет международного права окружающей среды
    • Принципы международного права окружающей среды
    • Источники международного права окружающей среды
    • Международные организации и их роль в сфере охраны окружающей среды
    • Программа ООН по окружающей среде (ЮНЕП). Правовая природа, цели и задачи, структура
    • Роль международных конференций в международном праве окружающей среды
    • Морская среда как объект международно-правовой охраны
    • Вода как объект охраны в международном праве окружающей среды
    • Охрана воздушной среды, климата и озонового слоя Земли
    • Животный и растительный мир в международном праве окружающей среды
    • Международно-правовое регулирование обращения с опасными и токсическими отходами
    • Охрана окружающей среды во время вооруженных конфликтов
  • Право международной безопасности
    • Право международной безопасности на современном этапе
    • Понятие и принципы права международной безопасности
    • Источники права международной безопасности
    • Современная система права международной безопасности
    • Разоружение и ограничение вооружений
  • Международное гуманитарное право
    • Понятие, принципы и источники международного гуманитарного права
    • Правовое регулирование начала военных действий
    • Участники вооруженных конфликтов
    • Театр войны
    • Международное гуманитарное право о защите жертв войны
    • Защита гражданских объектов
    • Запрещенные методы и средства ведения войны
    • Международно-правовое регулирование окончания военных действий и состояния войны
    • Нормы международного гуманитарного права и российское законодательство
  • Население в международном праве
    • Понятие населения
    • Гражданство и международное право
    • Правовой статус бипатридов и апатридов
    • Правовое положение иностранных граждан
    • Режим нелегальных мигрантов
    • Право убежища
    • Правовое положение беженцев и вынужденных переселенцев
  • Международное экономическое право
    • Понятие международного экономического права
    • Источники и методы регулирования международного экономического права
    • Система и принципы международного экономического права
    • Субъекты международного экономического права
    • Международные организации в области экономического сотрудничества
    • Подотрасли международного экономического права
  • Право внешних сношений
    • Понятие и источники права внешних сношений
    • Государственные органы внешних сношений
    • Дипломатические представительства
    • Консульские учреждения
    • Постоянные представительства государств при международных организациях
    • Специальные миссии
    • Привилегии и иммунитеты в праве внешних сношений
  • Право международных организаций
    • Понятие, история возникновения, признаки и виды международных организаций
    • Порядок создания международных организаций и прекращения их деятельности
    • Порядок принятия и юридическая сила решений международных организаций
    • Органы международных организаций: классификация, порядок формирования
    • Правосубъектность и реализация функций международных организаций
    • Членство в международных организациях
    • ООН: устав, цели, принципы, членство
    • Специализированные учреждения ООН
    • Международные организации, входящие в систему ООН
    • Региональные международные организации
    • Международно-правовое регулирование защиты сотрудников международных организаций
    • Международные неправительственные организации
  • Территория в международном праве
    • Международно-правовая классификация территорий
    • Юридическая природа государственной территории
    • Состав государственной территории
    • Государственные границы
    • Юридические основания изменения государственной территории
    • Международные реки и их правовой режим
    • Международная территория общего пользования
    • Правовой режим Арктики
    • Международно-правовой режим Антарктики
  • Международное морское право
    • Понятие и принципы международного морского права
    • Международно-правовой статус и режим морских пространств
    • Морские пространства, находящиеся под суверенитетом прибрежного государства
    • Морские пространства, находящиеся под юрисдикцией прибрежного государства
    • Международные морские пространства
    • Морские пространства с особым правовым статусом
  • Международное воздушное право
    • Определение международного воздушного права
    • Источники международного воздушного права
    • Основные принципы международного воздушного права
    • Правовой статус и правовой режим воздушного пространства
    • Международно-правовые основы полетов в воздушном пространстве
    • Управление воздушным движением
    • Правовое регулирование международных воздушных сообщений
    • Правовой статус летательных аппаратов
    • Правовой статус экипажа летательного аппарата
    • Борьба с актами незаконного вмешательства в деятельность летательных аппаратов
    • Оказание помощи летательным аппаратам
    • Административные формальности при международной аэронавигации
    • Международные авиационные организации
    • Ответственность в международном воздушном праве
  • Международное космическое право
    • Понятие, объекты, субъекты и источники международного космического права
    • Международно-правовой режим космического пространства и небесных тел
    • Правовой статус космических объектов
    • Международно-правовой режим геостационарной орбиты
    • Правовой статус космонавтов
    • Мирное и безопасное использование космического пространства
    • Дистанционное зондирование Земли
    • Право интеллектуальной собственности в международных космических проектах
    • Охрана космического пространства и земной среды от техногенного космического загрязнения
    • Взаимодействие международного и национального космического права
    • Ответственность в международном космическом праве
    • Международное сотрудничество в исследовании и использовании космического пространства
  • Международное ядерное право
    • Понятие международного ядерного права
    • Принципы и источники международного ядерного права
    • Правовое регулирование разработки, испытания, размещения ядерного оружия
    • Международно-правовая защита от радиоактивного заражения
    • Ответственность за ядерную деятельность
    • Контроль в международном ядерном праве
  • Международное уголовное право
    • Понятие международного уголовного права
    • Принципы и источники международного уголовного права
    • Понятие и виды международных преступлений
    • Понятие и виды транснациональных преступлений
    • Правовая помощь по уголовным делам
    • Выдача (экстрадиция) преступников и передача осужденных для отбывания наказания в государство гражданства
    • Роль международных организаций в области борьбы с преступностью
    • Международная уголовная юстиция
    • О международном уголовно-процессуальном праве
  • Международно-правовое регулирование научно-технического сотрудничества
    • Научно-техническое сотрудничество: понятие и принципы
    • Источники правового регулирования международного научно-технического сотрудничества
    • Виды международного научно-технического сотрудничества и формы его осуществления
    • ООН и международное научно-техническое сотрудничество
    • Региональное международное научно-техническое сотрудничество

Международные неправительственные организации

Международная неправительственная организация (МНПО) - это объединение национальных общественных организаций, союзов, групп и отдельных лиц из различных государств, созданное в целях содействия международному сотрудничеству в политической, экономической, культурной, научно-технической и других сферах деятельности человека; это организация, учрежденная не на основании межправительственного соглашения и не ставящая целью извлечение коммерческой прибыли.

Первые такие организации стали появляться еще в XIX в., но их численность существенно возросла во второй половине XX в. В настоящее время их насчитывается более 4 тыс., и число их продолжает расти. Необычайно возросли и роль МНПО, их влияние на международные отношения, на развитие и совершенствование международного права.

МНПО поддерживают связи с международными межправительственными организациями, получая при них консультативный статус. В системе ООН такой статус предоставляют как сама ООН, так и все ее специализированные организации, за исключением Всемирного почтового союза. Отношения ООН с МНПО регламентируются резолюцией ЭКОСОС 1296 от 23 мая 1968 г. «Мероприятия по консультациям с неправительственными организациями». Установлены две категории консультативного статуса: I - общий консультативный статус и II - специальный консультативный статус. Ведется также Список (или Ростер) международных неправительственных организаций, которые поддерживают связи с ЭКОСОС. Та или иная категория консультативного статуса предоставляется МНПО в зависимости от ее международного авторитета и заинтересованности ЭКОСОС в сотрудничестве с ней. Категория I предоставляется организациям, сфера деятельности которых в наибольшей степени соприкасается с компетенцией ЭКОСОС. Категория II предоставляется МНПО, связанным лишь с отдельными областями деятельности ЭКОСОС. Наконец, в Список включаются МНПО, не вошедшие в эти две категории, но готовые оказать Совету помощь в его работе.

Наибольший объем прав имеют организации I категории. Только они могут предлагать вопросы для рассмотрения их в качестве пунктов повестки дня ЭКОСОС и делать по ним устные заявления. Все организации, получившие тот или иной статус или включенные в Список, могут вносить пункты в повестку дня вспомогательных органов ЭКОСОС и выступать в них с устными заявлениями, направлять наблюдателей на заседания ЭКОСОС и его органов, представлять письменные заявления, осуществлять специальные исследования и готовить соответствующие документы, когда это входит в их компетенцию. Однако организации, входящие в Список, могут направлять своих наблюдателей не на все заседания, а только на те, где обсуждаются вопросы, имеющие к ним отношение. Письменные заявления они могут делать только по просьбе Генерального секретаря ООН.

Около 1600 МНПО, активно работающих в области экономического и социального развития, имеют консультативный статус в ЭКОСОС, а еще около 1500 организаций, представляющих интерес для ООН, входят в Список.

В 1996 г. ЭКОСОС приняла Резолюцию 1996/31 о консультативных отношениях между ООН и неправительственными организациями, обновив тем самым Резолюцию 1296. В ней предусмотрены три новых момента: признание важности национальных, региональных и субрегиональных неправительственных организаций и увеличение их числа; расширение роли Комитета по неправительственным организациям, существующего при ЭКОСОС; принятие стандартных правил участия неправительственных организаций в международных конференциях ООН и в процессе подготовки к ним. В другой своей Резолюции 1996/297 ЭКОСОС рекомендовал, чтобы Генеральная Ассамблея изучила вопрос об участии неправительственных организаций во всех областях деятельности ООН.

Из специализированных учреждений наиболее тесно сотрудничает с МНПО ЮНЕСКО, которая устанавливает три категории консультативного статуса: А - консультативная и сотрудничающая, В - информационная и консультативная и С - категория взаимной информации. Предусмотрена возможность самой ЮНЕСКО создавать МНПО, а также оказывать им финансовую помощь.

Консультативные связи МНПО устанавливают также с региональными межправительственными организациями. Например, при Совете Европы более 350 МНПО имеют консультативный статус.

Влияние МНПО на деятельность межправительственных организаций, их роль в международных отношениях и международном праве проявляются в различных формах. Назовем некоторые из них.

Информационная . МНПО регулярно направляют общую и частную информацию государствам и межправительственным организациям и их органам в сфере своей деятельности. Они также распространяют информацию, полученную от межправительственных организаций.

Особо важную роль играют МНПО в распространении знаний о правах человека.

Консультативная . МНПО дают советы и консультации организациям, лицам, группам лиц по их просьбе.

Правотворческая . МНПО традиционно участвуют в правотворческом процессе, влияя на позицию государств, разрабатывая проекты соглашений. Такие проекты зачастую передаются на рассмотрение государств и межправительственных организаций. Некоторые МНПО специально занимаются неофициальной кодификацией международного права, например Гаагский институт международного права. Большую роль в кодификации международного гуманитарного права играет Международный комитет Красного Креста (МККК), при активном участии которого были разработаны Женевские конвенции 1949 г. о защите жертв войны и Дополнительные протоколы к ним.

Контрольная . Все больше возрастает роль МНПО по обеспечению соблюдения норм международного права и соответствующего контроля. В качестве примера можно отметить деятельность МККК, основная задача которого состоит в наблюдении за выполнением норм международного гуманитарного права. Ряд МНПО действуют в области прав человека и демократии, например Международная амнистия. Международная федерация прав человека. Международная комиссия юристов контролируют соблюдение международных стандартов по правам человека. Подобные же контрольные функции выполняют МНПО в области охраны окружающей среды, например Международный Зеленый Крест.

Следственная . МНПО неоднократно создавали специальные следственные комиссии. Так, по инициативе Международной ассоциации юристов-демократов были созданы Международная комиссия по расследованию преступлений США в Индокитае (в 1970 г.), Международная комиссия по расследованию преступлений Израиля на оккупированных арабских территориях. В последние годы ряд МНПО, например Международная амнистия, создавали специальные следственные комиссии для расследования положения с правами человека в Чили, Руанде, Гаити.

МНПО не являются субъектами международного права, но должны осуществлять свою деятельность, сообразуясь с его принципами и нормами. Внутри государств правовой статус МНПО определяется национальным законодательством. За ними и международным персоналом МНПО признаются определенные привилегии и иммунитеты.

Защита прав человека не может быть только прерогативой государства, хотя в этом и состоит его главная обязанность. Государство и его органы сами являются основными нарушителями прав и свобод человека. И поэтому человеческие права должны защищаться и от государства, его органов, в том числе правоохранительных. В этой защите заметную роль играют неправительственные правозащитные организации (НПО), сливающиеся в мощное правозащитное движение.

Неправительственные правозащитные организации – общественные, некоммерческие, ненасильственные структуры, исповедующие принципы беспристрастности и недопустимости использования в информации лжи и действующие в общественно-политической сфере. Правозащитная деятельность – связующая, посредническая деятельность – между государством, его органами и гражданами, между стоящими у власти и теми, кто ее не имеет. Борьба за право человека – прежде всего и всегда борьба в защиту слабых и безвластных от власть имущих.

Правозащитное движение руководствуется в своей деятельности международными нормативными актами по правам человека, и в первую очередь документами Организации Объединенных Наций, так как в данной сфере эти акты выше любых национальных законов. Неправительственные организации содействуют реализации на практике в национальных государствах международных документов о правах человека. В частности, международное сообщество рекомендует государствам положительно рассматривать возможность участия НПО в подготовке докладов государств о состоянии дел с правами человека в соответствии с тем или иным пактом, конвенцией.

Если в целом неправительственные правозащитные организации определяются как беспристрастные, то российские имеют в данном отношении отличие. Помимо независимых - от правительства, оппозиции, общественного мнения, есть, по свидетельству самих деятелей правозащитного движения, и НПО, стоящие на четких политических позициях.

Всего в России в настоящее время насчитывается более 120 неправи­тельственных правозащитных организаций. Делятся они на два основных вида: общеправозащитные, которые занимаются всем спектром защиты прав и свобод человека и профильные, которые сосредоточивают свои усилия на конкретных правозащитных проблемах.

Из первого вида особенно известны: Московская Хельсинкская группа, правозащитный центр "Мемориал", Московский исследовательский центр по правам человека. Так, московская Хельсинская группа, образованная в 1976 году, основной акцент в своей работе делает на привлечение внимания общественности к нарушениям прав человека, проводит семинары по проблемам прав человека, передает информацию международным правозащитным организациям, занимается приемом отдельных граждан с жалобами о нарушениях прав человека, издательской и организаторской деятельностью в сфере прав человека.

Из НПО второго вида широко известны Независимая психиатрическая ассоциация. Комитет солдатских матерей и другие. Независимая психиатрическая ассоциация - общественно-профессиональная благотворительная организация, создавшая институт независимой экспертизы, призванный реабилитировать пострадавших от различных психиатрических ошибок и ^злоупотреблений, проводящая независимые психиатрические экспертизы, ведущая образовательную и издательскую деятельность.

Основные направления деятельности российских неправительственных организаций:

Изучение положения дел с правами человека в Российской Федерации, в том числе отслеживание и анализ ситуации в горячих точках, подготовка информационно-аналитических материалов к ежегодным ситуациям по правам человека в рамках ООН;

Наблюдение за правами человека и их защита; в конкретной российской области, регионе, самостоятельное расследование фактов нарушений прав с передачей документов в государственные правозащитные органы;

Проведение массовых акций, порой широких общенациональных, в защиту прав тех или иных групп населения;

Участие в экспертизе проектов законов, затрагивающих права и свободы г раждан, в Государственной Думе, региональных, областных и прочих законода­тельных собраниях;

Подготовка собственных инициативных законодательных проектов, участие в парламентских слушаниях по правам человека;

Информирование общества о состоянии дел в сфере прав человека в стране в целом и ее отдельных регионах, в том числе издание своих печатных органов. Например, Томский исследовательский правозащитный центр выпускает бюллетень "Нарушения прав человека", Нижегородское Общество прав человека - газету "Правозащитник" и т.д.;

Правовое и правозащитное просветительство и пропаганда (лекции, конференции, семинары, подготовка материалов для передач радио и телеви­дения, специальные радиопередачи), включая издательскую деятельность (публикация международных и российских документов, научно-публицистичес­ких сборников по правам человека);

Оказание квалифицированной правовой помощи населению, в том числе в случаях нарушения прав человека, создание служб приема граждан;

Представление и защита физических лиц в судах, государственных органах и общественных организациях и сотрудничество с последними для оказания содействия соблюдению прав человека;

Консультации по вопросам политических и гражданских прав, прав потребителей, налогоплательщиков;

Оказание помощи и консультации беженцам и вынужденным переселенцам, реабилитированным и лицам, пострадавшим от политических репрессий;

Защита прав детей, женщин, военнослужащих и их семей;

Участие в организации общественного контроля за соблюдением законности в тюрьмах, колониях, защита прав заключенных, информирование общественности о положении в пенитенциарных учреждениях;

Организационная правозащитная работа по созданию организаций, комиссий по правам человека в областях городах, районах.

Все российские НПО вносят свой определенный вклад в дело поощрения прав человека, в анализ практики их реализации и защиты, что имеет первостепенную важность для реального воплощения этих прав в российскую деятельность.

Деятельность российских НПО освещается в российском Бюллетене по правам человека выпускаемом Российско-Американской неправительственной (проектной) группой по правам человека, в периодической печати (явно недостаточно!). Существует Справочник (периодически обновляемый) НПО России и СНГ, подготовленный Московской Хельсинкской группой.

Несмотря на особую актуальность и значимость для страны деятельности НПО, их положение явно не соответствует масштабу и сложности задач, стоящих перед ними. Они по-прежнему лишены какой бы то ни было государст­венной поддержки. В принятом Законе РФ "Об общественных объединениях" не решен вопрос об особенностях статуса организаций, ставящих целью защиту прав человека. Все это вызывает беспокойство. Комиссия по правам человека при Президенте Российской Федерации констатировала, что в целом система государственных органов и неправительственных организаций по защите прав человека в России в последние годы не только не получила дальнейшего развития, но и обнаружила явления застоя и даже разрушения.

В регионе Содружества Независимых Государств (СНГ) международный механизм контроля за соблюдением прав человека находится в процессе становления. Важным шагом вперед в правозащитной деятельности стало принятие в 1995 году Конвенции Содружества Независимых государств о правах и основных свободах человека, хотя ее пока не подписали некоторые из стран СНГ. Государствам СНГ предстоит создать специальные органы и процедуры, которые будут контролировать документы, гарантировать права, провозглашенные в ней.

Сама Конвенция предусматривает создание Комиссии по правам человека (КПЧ СНГ), положение о которой согласно ст. 34 Конвенции является ее неотъемлемой частью.

По данному положению Комиссия является консультативным органом, наблюдающим за выполнением обязательств по правам человека, взятых на себя государствами-участниками Конвенции. Каждое из государств-членов вправе направлять другому государству письменные запросы в связи с нарушением прав человека. Если в течение шести месяцев вопрос не решен к удовлетворению запрашивающего государства, оно может передать его в Комиссию для вердикта.

Граждане государств-членов имеют право подавать в Комиссию индивидуальные и коллективные обращения о нарушениях прав, если исчерпаны все доступные внутренние средства правовой защиты.


Похожая информация.


Неправительственной организацией (НПО) является любой добровольный некоммерческий союз граждан, организованный на местном, государственном или международном уровне. Ориентированные на достижение конкретных результатов неправительственные организации решают самые разнообразные задачи и выполняют множество гуманитарных функций. Они, например, доводят до сведения правительств нужды и чаяния людей, осуществляют общественный контроль за деятельностью правоохранительных органов и содействуют активному участию масс в политической жизни на местном уровне, решают проблемы культуры, окружающей среды и здравоохранения. Они обеспечивают анализ и экспертную оценку политических проблем, действуют в качестве механизма «раннего оповещения» и помогают осуществлять контроль за выполнением международных соглашений. Некоторые неправительственные организации созданы с целью решения конкретных проблем в области прав человека. Весьма и весьма обширный «третий сектор» (часто употребляется и такой термин) своими способами, средствами и методами, не запрещенными законом, защищает различные интересы граждан, в том числе права и свободы человека.

Законодательство России об НПО

Помимо установленных в ч.1 ст.45 Конституции России гарантий государственной защиты прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации, ч.2 той же статьи гласит «Каждый вправе защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом». Это положение в совокупности с ч.1 ст.30 («Каждый имеет право на объединение…для защиты своих интересов». Свобода деятельности общественных объединений гарантируется») по сути дела является конституционной основой деятельности негосударственных, неправительственных (общественных) организаций (НПО), легализуют разветвленную систему правозащитных общественных институтов, существующих за пределами государственного аппарата.

Запрещается создание и деятельность общественных объединений, цели или действия которых направлены на насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности Российской Федерации, подрыв безопасности государства, создание вооруженных формирований, разжигание социальной, расовой, национальной и религиозной розни (ч.5 ст.13 Конституции РФ).

Законодательство России почти не применяет понятие «неправительственные организации», хотя оно активно используется в общественно-политической и международно-правовой лексике, в терминологии правозащитных организаций.

Основными законами, регулирующими деятельность НПО, в том числе и правозащитных, являются Федеральный Закон от 19.05.95 №82-ФЗ «Об общественных объединениях» и Федеральный закон от 12.01.96 №7-ФЗ «О некоммерческих организациях».


Под общественным объединением понимается добровольное, самоуправляемое некоммерческое формирование, созданное по инициативе граждан, объединившихся на основе общности интересов для реализации общих целей, указанных в уставе Закон «Об общественных объединениях» распространяется на все общественные объединения, за исключением религиозных организаций и коммерческих организаций. В виду отсутствия в Российской Федерации закона о политических партиях их деятельность регулируется также этим законом. Организационно-правовыми формами политических общественных объединений являются общественная организация (для политической организации, в том числе политической партии) и общественное движение (для политического движения).

В свою очередь некоммерческой организацией является организация, не имеющая извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности и не распределяющая полученную прибыль между участниками. Некоммерческие организации могут создаваться для достижения социальных, благотворительных, культурных, образовательных, научных и управленческих целей, в целях охраны здоровья граждан, развития физической культуры и спорта, удовлетворения духовных и иных нематериальных потребностей граждан, защиты прав, законных интересов граждан и организаций, разрешения споров и конфликтов, оказания юридической помощи, а также в иных целях, направленных на достижение общественных благ.

Общественные объединения могут создаваться в одной из следующих организационно-правовых форм: общественная организация, общественное движение, общественный фонд, общественное учреждение, орган общественной самодеятельности. Согласно закону «О некоммерческих организациях» они могут создаваться в форме общественных или религиозных организаций (объединений), некоммерческих партнерств, учреждений, автономных некоммерческих организаций, социальных, благотворительных и иных фондов, ассоциаций и союзов, а также в других формах.

Российские общественные объединения в соответствии с их уставами могут вступать в международные общественные объединения, приобретать права и нести обязанности, соответствующие статусу этих международных общественных объединений, поддерживать прямые международные контакты и связи, заключать соглашения с иностранными некоммерческими неправительственными объединениями.

Общественные объединения могут быть зарегистрированы в установленном порядке и приобретать права юридического лица либо функционировать без государственной регистрации и приобретения прав юридического лица.

Иностранные граждане и лица без гражданства имеют равные с гражданами Российской Федерации права на объединение (право на свободу ассоциации с другими), за исключением определенных случаев.

Правозащитные НПО в России

В последние годы в России НПО играют все более заметную роль в защите прав граждан в политической, экономической, социальной сферах. НПО специализируются на защите прав различных социальных групп населения (бездомные, заключенные, инвалиды, беженцы, дети, верующие, военнослужащие и др.) или по отдельным видам нарушений (право на жизнь, свобода слова, избирательные права, право на образование, право на обращение в международные органы, свободное передвижение, экологические права и др.).

Ряд НПО как федерального, так и регионального уровня, являются универсальными - они занимаются комплексом проблем, относящихся к правам человека, содействуют законотворческому процессу, осуществляют мониторинг прав человека, оказывают нуждающимся конкретную помощь в защите прав, ведут просветительскую работу в области прав человека, проводят тематические семинары и конференции, издают литературу, развивают международное сотрудничество и т п. Одной из эффективных форм правозащитной работы в России является создание и функционирование общественных приемных, обеспечивающих бесплатной юридической помощью и психологической поддержкой всех нуждающихся. Развитие НПО в России сдерживается в первую очередь экономическими причинами и отсутствием соответствующей нормативной базы. В России по сути дела нет внутренних источников финансирования НПО. Закон РФ от 11.08.95 № 135-ФЗ «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях» - «мертвый» закон. Коммерческие структуры России не имеют никакой мотивации для финансовой поддержки третьего сектора. Услуги, предоставляемые правозащитными организациями, несомненно, востребованы обществом. Однако социально незащищенные и ущемляемые в своих правах группы населения, на которые в первую очередь направлена деятельность НПО, не в состоянии оплатить эти услуги.

Указ Президента РФ от 13 июня 1996 №864 «О некоторых мерах государственной поддержки правозащитного движения в Российской Федерации» остался в значительной мере благим пожеланием. Никаких мер, тем более государственной поддержки НПО (предоставление в аренду правозащитным организациям помещений (зданий) на льготных условиях, оказание правозащитным организациям помощи в их деятельности) со стороны органов государственной власти субъектов Российской Федерации не последовало.

В силу этих основных причин количество, роль, эффективность деятельности правозащитных НПО в России даже нельзя сравнить с аналогичными структурами и механизмами защиты, сложившимися в демократических, гражданских обществах.

Точную статистику правозащитных организаций России привести достаточно сложно - не все из них имеют «юридическое лицо», а значит, не попадают в данные регистрирующих органов; какие-то организации распадаются и прекращают свою деятельность, другие создаются вновь. В базе данных Московской школы прав человека собраны данные на более чем полторы тысячи российских организаций, работающих в области прав человека.