Русские пояса. Тканые славянские пояса, кушаки и очелья с обереговой символикой Надолго останется в Вашей семье такой русский народный пояс

ТРАДИЦИИ ПОЯСНОГО ТКАЧЕСТВА

Пояс сопровождал человека всю жизнь. Свой первый пояс младенец получал при крещении, а иногда и раньше. Такие пояса носили на голом теле под одеждой, иногда не снимая даже в бане. Как и крест, пояс считался знаком принадлежности к социуму и оберегал от зла.

в традиционном сознании факт снятия пояса понимается как выход человека за рамки человеческого. И действительно, в тех случаях, когда требовался контакт с иным миром, например, во время гаданий или колдовских обрядов, пояс всегда снимался.

Ткачество - это древний вид рукоделия, который на сегодняшний день достаточно редок, но от этого он не потерял своего обаяния и интереса. Тканные пояса - это не просто красивый аксессуар одежды. Тканный вручную пояс может нести в себе сильнейшую энергетику. Пояса, ткали с определенными рисунками, направленными на сохранение здоровья, оберегание от болезней. Женщины ткали пояса для своих мужчин, что бы им сопутствовала удача, что бы они были неуязвимы. Определенные рисунки ткались для того, что бы рождались мальчики. Были рисунки, направленные на призыв благосостояния в дом и мнгое другое. Энергетика рукоделия это очень интересная сила, которую люди использовали в жизни. И сейчас не стоит игнорировать опыт наших предков.

Основная функция пояса - включение человека в пространство культуры и выделение его социального статуса, обозначение границ человека внутри социума. Пояс выполняет одновременно три функции - эстетическую, утилитарную и ритуальную. Подпоясанная одежда, плотнее прилегая к фигуре, лучше согревает, обеспечивает свободу движения во время работы. К поясу крепились предметы обихода - сумочки, гребни, ключи, орудия труда и оружие. Необходимым компонентом в конструкции пояса являются кисти, символизирующие корни родового древа, связи с плодородной функцией земли.

Ритуальные функции пояса, реализующиеся в жизненном пространстве человека, отражают его двойную сущность, связанную с существованием двух планов развития -- биологического и социального.

Особую категорию составляли свадебные пояса, которые, согласно архаичной традиции, должны были быть красного цвета. Но с развитием технологии ткачества они постепенно заменялись орнаментированными и были обязательны для жениха и невесты.

Пояс - общеславянский термин. Имеются и другие названия: опояска, кушак, сетка, покромка, ремень.

Ширина поясов различная. Исследователи выделяют два типа поясов:

1) узкий в виде шнура или тесьмы (витой, плетёный, дёрганый или тканый);

2) широкий кушак, который обычно носили по верхней одежде. У русских кушаками подпоясывали полушубки и другую верхнюю одежду.

Узкие пояса изготавливали шириной чаще 1-3 см и реже 4-10 см. Длина такого пояса могла составлять 2,5-6 м.

Основных способов ношения поясов два: высоко под грудью и низко под животом. Пояс, обёрнутый вокруг фигуры, чаще всего завязывали сбоку, иногда спереди или сзади. Женские пояса, которые были обычно длиннее мужских, нередко оборачивали несколько раз вокруг фигуры.

С точки зрения технологии изготовления пояса были кожаные и нитяные. Кожаный пояс являлся, как правило, принадлежностью мужского костюма, его надевали на рубаху и на верхнюю одежду. Среди нитяных поясов можно выделить 4 основных вида:

1) плетёные (кручёные, полутканые);

2) тканые;

3) вязаные;

4) вышитые. Более распространёнными у мужчин и женщин были плетёные и тканые пояса.

Плетёные пояса - такие, в которых чётко не прослеживается продольная нить и уток. К ним относятся следующие техники:

На видке (рогатине) - своеобразное плетение нитей в виде сложной косички.

Такие пояса считались только женскими.

На спице (другое название - в бутылку). Нанизывание узлов цветными нитями на нить основы. Такие пояса носили только мужчины.

В тканых поясах обязательно присутствуют утучная и продольные нити. Для них характерен прямолинейно-геометрический орнамент. Встречаются мотивы ромба, усложнённый гребенчатый орнамент, рисунок из двух перекрещивающихся линий, косых крестов, в том числе различных свастик, иногда розеток. Сюда отнесём пояса, тканые:

На бердечке (специальная деревянная пластина с прорезями и отверстиями);

основной репс – узор заложен в основе

уточный репс – узор заложен уточной нитью

На дощечках, кружках (квадратные пластинки с четырьмя отверстиями по углам);

3 вида заправки –рядно –елочка –смешенная

На сволочкё (ниту);

На ткацком станке;

Выполненные закладной техникой (разноцветный уток, пропущенный не полностью, а через часть основы и с нитью, отправленной обратно).

Вязаные пояса выполнялись на спицах и крючке. Такая техника считается более поздней.

Вышивали пояса:

- «отстрочкой» на швейной машине;

Вручную по однотонной ткани «набором» - цветными нитями, разбивая рисунок на отдельные цветные части по всей длине, при этом счёт вёлся не по длине пояса, а по ширине его.

Пояса отличались:

Повседневные (из простых материалов, скромные)

Праздничные (из дорогих материалов, украшенные)

О данном разделе.

В этом подразделе «Славянской лавки» Вашему вниманию представлены тканые, в том числе обрядовые, пояса. Традиционный славянский наряд немыслим без пояса . Пояс сопровождал славянина с малых лет и до самой смерти. Он оберегал его от навьего мира и придавал сил для повседневных дел.

Чтобы почувствовать обережную силу пояса, достаточно хотя бы раз обмотаться ним на два-три оборота, и уже нельзя будет забыть это состояние комфорта и защищённости, которое возникает моментально. А этого так нам не хватает в нынешние времена. Когда ткёшь пояс для определённого человека, чувствуешь, какой образ ему подходит, а какой нет, ибо когда образ неверный, то и изделие не делается (рвутся нитки, возникает много ошибок при тканье), и приходится искать до тех пор, пока пояс не начнёт дальше ткаться легко и быстро. Поэтому каждый пояс выходит индивидуальным и неповторимым, как и каждый человек в этом мире, и изделие выходит именно таким, какое оно нужно именно для этого человека.

Изделия выполняются из 100% хлопка и полушерсти (чистая шерсть, которая есть в продаже, очень часто рвётся, не выдерживая натяжения и трения бердо во время тканья).

Несколько полезных советов.

Пояс символизирует замкнутый контур, являющийся надежной защитой от тёмных сил. Причём это известно не только в славянской родной вере, но и в верах многих северных народов Европы, наиболее близких к нам по духу.

В нашем каталоге вы можете увидеть как универсальные пояса, подходящие для людей любого пола, так и более узкоспециализированные. Мужские и женские пояса существенно различаются. В первую очередь - символами. Ведь мужское и женское начало весьма различны, хотя и идеально дополняют друг друга. Поэтому и узор, несущий глубокий символичный смысл, должен подходить владельцу пояса. Например, удачным приобретением или подарком для мужчины может стать Пояс защитника, Крепление духа или Самоосознание. Для женщин же гораздо лучше подойдет Леля, Женская мудрость или же Чадородие. Конечно, не стоит покупать первый попавшийся пояс. Гораздо лучше будет тщательно всмотреться в узор, и отдать предпочтение той модели, которая придется вам по вкусу - значит это именно то, чего вам не хватает в жизни.

Если будут особые пожелания по цвету или сочетанию цветов, их необходимо указать при заказе, например так: узорные нитки (те, что образуют рисунок) - красно-синие; основа (фон) - жёлтая. По желанию можно выбрать оформление кистей, их стоимость будет приплюсовываться к стоимости пояса. Итоговые цены зависят от сложности узора и длины пояса.

Еще в начале XX века пояс был неотъемлемой частью славянской одежды: повседневной, праздничной, ритуальной. Самые разнообразные узорные пояса еще в 1920-х годах насилии в будни и праздничные дни и взрослые и дети, и мужчины и женщины.

Способ повязывания

Женщины носили пояс на талии поверх фартука, либо под грудью. Мужчины – высоко под грудью, на животе или ниже живота, обкручивая его вокруг стана не менее двух раз.

Завязывался пояс узлом спереди или сбоку таким образом, чтобы концы свешивались на 20-40 см и более.

Длина и ширина пояса

Способ навязывания поясов обозначал их длину, которая варьируется от1,5 до 4м, отдельные пояса достигают длины 5-6 м.

Ширина поясов тоже различна. Обычно повседневную рубаху подпоясывают тонким полувершковым поясом (22мм) или вервью (специально сплетенная из льна веревка). Праздничную рубаху подпоясывали разноцветным, с родовой обереговой символикой вершковым поясом (44-45мм), а ритуальную рубаху широким поясом в 1,5-2 вершка (6,5-88,9мм).

Пояс в традиционной одежде объясняется не только функциональной необходимостью, но и наделяется глубоким символическим смыслом. Повязывание пояса означает готовность человека к деяниям и способность эти деяния осуществить.

Ношение пояса также связывалось с моральным обликом человека.Отсутствие пояса усматривалось как нарушение общепринятых норм поведения. До сих пор негативное значение имеют слова «распоясаться, поясничать и т.д.».

Пояс как часть одежды человека принимающая форму круга повсеместно употреблялся в качестве оберега. Считалось, что подпоясанного человека «бес боится», снятие пояса означало приобщение к потустороннему миру, к нечистой силе и т.д.

Поэтому пояс снимали при добывании цветка папоротника в ночь празднования дня Бога Купала при поисках клада.

С помощью пояса устанавливается связь между своим и чужим пространством, старым и новым домом. Так у Белорусов при переходе в новый дом хозяин перетягивает всех членов семьи за пояс.

Пояс на свадьбе

Когда девица была готова выйти замуж за молодца которого ей сватали, она дарила ему поясок.

Магические свойства пояса, скрепляющего союз молодых, использовали и в свадебном обряде: поясом обвязывали жениха и невесту, тем самым соединяя их в единое целое. Пояса дарились музыкантам на свадьбе, родичам жениха и гостям. Входя после свадьбы в хату жениха, невеста кидала поясок на печь (показывая домовому, что она новая хозяйка). До стола молодых вели на поясе. В первые дни после веселья молодая, идя по воду, ложила поясок на сруб колодца. Подметая хату, завязывала поясок на веник. Есть сведения, что иной раз невеста раздавала на свадьбе более ста поясков.

Пояс и славянские обряды

Поясом связывали первый сноп урожая. При первом выгоне скота в поле у восточных славян было принято расстилать в воротах пояс, чаще красный. Его также привязывали к рогам коровы, клали к пастухам в сумки. Первую борозду вели коня за пояс. При покупку скота его вводили в новый дом через пояс. Во Владимирской губернии в этот момент приговаривали: «забывай старого хозяина, привыкай к новому.».

В славянской традиции пояс - это источник жизненной силы. Он обладает оздоровливающим и оплодотворяющим свойствами. В тамбовской губернии с целью расположить молодую к рождению детей к ней на колени сажали мальчика, она целовала его и дарила «девич пояс». Если поясом с изображением «зайчика» опоясать свою супругу во время беременности, то она будет рожать только мальчиков, продолжателей рода. Широким мужским поясом перевязывали запелёнутого младенца. Пояс с родовой обереговой символикой является своеобразным фильтром, который защищает человека от негативных влияний из вне: порчи, сглаза, дурных пожеланий и т.д.

Обереговые свойства пояса знахари при необходимости могли усилить определенным заговором.

Для изготовления поясов использовались различные способы и техники. Наиболее красочными и разнообразными орнаментами отличаются бранные пояса тканные на ниту, бердо или сволочке.

а. Блюдо из Утемильского, Вятская губерния, Х век.
б. Реконструкция пояса из клада в Елецком монастыре Чернигова (по Б. А. Рыбакову).

1) матрица использовалась лишь для придания формы, накладки этой группы неорнаментированы. Следы литья по воску хорошо заметны.

3) матрица использовалась как для получения формы, так и для получения орнамента.Это видно по негативному рельефу на изнанке."> title="Три группы ременных накладок.

2) матрица использовалась для получения формы, орнамент прорезался от руки, на аналогичных бляжках он разниться в деталях.
3) матрица использовалась как для получения формы, так и для получения орнамента.Это видно по негативному рельефу на изнанке.">

Три группы ременных накладок.
1) матрица использовалась лишь для придания формы, накладки этой группы неорнаментированы. Следы литья по воску хорошо заметны.
2) матрица использовалась для получения формы, орнамент прорезался от руки, на аналогичных бляжках он разниться в деталях.
3) матрица использовалась как для получения формы, так и для получения орнамента.Это видно по негативному рельефу на изнанке.

1. Ижоры, курган неизвестен, раскопки Ивановского Л. К.
2. Гнёздово, курган Ц-191, раскопки Авдусина Д. А., 1978 год.
3. Казанская губерния, Чистопольский уезд.

1-2. Владимирские курганы, раскопки Уварова А. С., Савельева П. С., 1851-54 гг.
3-4. Клад из Елецкого моныстыря, лицевая и оборотная сторона.

2-3. Гнёздово, курган Ц-255, раскопки Авдусина Д. А., 1978 год.
4. Гнёздово, селище, раскопки Авдусина Д. А., 1973 год."> title="1. Михайловское, курган 1, раскопки Городцова В. А., 1902 год.

4. Гнёздово, селище, раскопки Авдусина Д. А., 1973 год.">

1. Михайловское, курган 1, раскопки Городцова В. А., 1902 год.
2-3. Гнёздово, курган Ц-255, раскопки Авдусина Д. А., 1978 год.
4. Гнёздово, селище, раскопки Авдусина Д. А., 1973 год.

Пояс был обязательной деталью одежды и женской, и мужской, и детской. От мужских одежд в курганах сохранились пояса, а женских нет, все потому что женские пояса были из ткани и без металлических вставок, поэтому они не дожили до нас в сырости могил.
По мнению большинства авторов, мода на пояса, украшенные металлическим набором, была общей для всего кочевнического мира Евразии. Традиция носить наборные пояса проникала и в среду оседлых народов. В современной археологической науке существует несколько точек зрения на происхождение наборных поясов. Авторы первой из них – С. В. Киселев и Л. Р. Казласов, они придерживаются мнения, что пояса, украшенные металлическими накладками, появились в Южной Сибири и Монголии, где они развивались и совершенствовались и откуда распространились на запад.
Вторая точка зрения высказана А. К. Амброзом, она касается происхождения поясов с геральдическими накладками и подвесными ремешками. Автор утверждает, что они появились в Древнем Риме в первые века нашей эры и распространились именно оттуда.
Третья точка зрения сформирована И. А. Аржанцевой, которая считает, что наборные пояса впервые появились, видимо, у скифов, от них они могли быть заимствованы как азиатскими, так и европейскими народами. К нам они, скорее всего, пришли от викингов, которые с конца VIII века начинают походы на Русь, постепенно перераставшие в мирные торговые отношения. В конце IX века викинги приходят в Новгород, а затем и в Киев, где воцаряется норманнская по происхождению династия Рюриковичей. В русские дружины часто нанимали скандинавских воинов, в связи, с чем военная одежда викингов и их кожаные ремни получают широкое распространение на территории первого государственного объединения восточных славян Киевской Руси. Кожаные мужские пояса были узкие, в ширину 1,5 - 2 см, с медной пряжкой и наконечником, а иногда его сплошь покрывали узорными бляшками - по ним-то и удалось восстановить строение пояса (ремня). Форма, напоминающая лиру, характерна для древнерусской пряжки. Рубаха подпоясывалась значительно выше уровня таза.
У женщин же сарафаны подпоясывались узким поясом или лентами. Только в особых случаях чтобы не смять ткань сарафана до начала праздника, пояс одевали под сарафан, опоясывая им рубаху. Шелковые сарафаны украшали лентами или выплетенными из золотосеребряных и шелковых нитей поясками, использовали также узкую полоску шелковой ткани, расшитой золотыми нитями. Концы поясов украшались разнообразными кистями, подвесками.
Пояс, надетый на ребенка при рождении или, что было чаще, при крещении, как и крест, был оберегом. Его могли носить, не снимая, всю жизнь. Бывало, человек носил два пояса: данный при крещении (носился под одеждой), и второй - поверх одежды. Конечно, главным был скрываемый под одеждой пояс-оберег.
Ременные пояса с глубокой древности были одним из важнейших символов мужского престижа - женщины не носили их никогда. Такой пояс считался едва ли не главным знаком воинского достоинства. На Руси бытовало выражение «лишить (отрешить) пояса», что значило «лишить воинского звания». Согласно преданию среди княжеских дружинников славились пояса из кожи дикого тура.
Пояс ещё называли «опояской» или «поясницей». Мужчина, как защитник семьи, должен был выглядеть воинственно, пояс был доказательством мужественности его хозяина. Известна так же любопытная деталь: в могилах на боевом поясе часто нет пряжки, что связано с обрядом «обезвреживания» мертвеца: расстегнутый пояс и оружие, висящее на нем, теряли силу, и их не возможно было использовать против живых.
Как известно в княжеском уборе пояс занимает третье место после барм и шапки, часто отец «благословляет» поясом сыновей. Широко известны также сообщения от 1331 года немецких послов в Новгороде о «300 золотых поясах», составляющих вече (владельцы городских усадеб, представители старой новгородской аристократии).
Также к поясу подвешивались разнообразные мелкие вещи. Мешочек, который подвешивали на поясе, назывался «карман». В России пояса для мечей имели 4 конца – 2 для застёгивания пояса, к которому подвешивался меч, и 2 для подвешивания налуча или колчана.
Кроме того, он играл важную роль в обычаях и обрядах. Особую значимость имели пояса в свадебном обряде. По древней традиции, они должны были быть красными. Считалось, что красный цвет символизировал особое состояние, в котором находились во время свадьбы жених и невеста, он охранял от злых сил, дурного глаза. Поэтому на их одеждах непременно были повязаны красные пояса. Еще есть примеры того что во время свадьбы невеста дарила своему избраннику пояс. Поясами также украшали расписные дуги свадебной повозки. Иногда жениха и невесту связывали одним поясом. Со временем в обрядах стали использовать не красные, а узорные пояса. Это, по-видимому, было связано и с развитием способов их изготовления, и с утратой древней традиции.

Дата публикации - 30.10.2008

Список литературы: 1. Л. В. Ефимова - Русский народный костюм (18-20вв.). 2. Б. Д. Греков, М. И. Артамонов - История культуры древней Руси. 3. Стрекалов С. Русские исторические одежды от X до XIII века. СПб., 4. С. В. Горожанина, Л. М. Зайцева. Русский народный свадебный костюм. 5. В. В. Мурашева. Древнерусские ременные наборные украшения (X-XIII вв.). Издательство "Эдиториал УРСС", Москва

Сейчас, среди многочисленных милых поделок так называемого «хэнд-мейда», трудно найти что-то выдающееся по своей художественной ценности и подлинности. Такую редкость невозможно сделать просто «из головы», без передающихся из века в век традиций. Поразительные по своей волшебной красоте

Сколько времени плетется славянский пояс?

Знаете, сколько времени нужно, чтобы сплести на берде такой русский народный пояс? 6 минут на один сантиметр. Немного? А двадцать один час на один пояс уже солидно? Три дня непрерывной работы , требующей вдохновения, тонких движений пальцами и напряженной внимательности. Ошибки не допускаются . В результате мы получаем возможность опоясать свой стан таким восхитительным тканым поясом ручной работы – и призадуматься, стоит ли он таких усилий? И таких денег?

Все очень просто. Вы сами можете оценить, насколько важно для Вас иметь вещь, впитавшую в себя всю мудрость веков. Судите сами.

Этот славянский пояс сделан в технике древнейшего браного ткачества. Знаете такое?

Браное – не потому - что такое сложное плетение, что остается только браниться. Название происходит от слова «брать» - при создании узора нити основы «пробираются» при помощи дощечки - бральницы. Остающиеся над дощечкой нити остаются видны, а те, что внизу закрываются цветными.

Браное ткачество одна из древнейших техник орнаментации тканей, декоративного оформления бытовых и обрядовых изделий из ткани. Название произошло от способа создания узора (слова " брать "), когда нити основы "пробираются" при помощи специальной дощечки - бральницы . Те нити, которые остаются над дощечкой, в узоре остаются белыми, а те нити, которые остались внизу бральницы, будут затканы уточными нитями другого цвета. Так, при сочетании нитей различного цвета получаются северные браные узоры. Теперь представьте, что на станке по ширине одного пояса 40 основных нитей и поразитесь тому, что каждый ряд поперечных цветных ниток продергивается в определенном порядке через множество ниток основы. В одном сантиметре пояса не меньше двенадцати продольных рядов.

А теперь несложно представить весь этот невообразимый труд – один продольный ряд, когда браницей продергивается узор через 40 нитей, лежащих поразительно близко друг к другу, каждый ряд подбивается челноком, и делается это опытным мастером всего за 30 секунд. Так что три дня непрерывной работы – это только у опытного мастера.

И все же это так красиво , так орнаментально, сочно и поразительно, что и раньше трудов не жалели. Браными узорами украшали не только одежду, но и полотенца со скатертями. Издавна по берегам Пинеги мастерицы ткали красные узоры по белой « земле » (фону). Хранит наша память имена Анны Ивановны Черемной, Марии Алексеевны Щеголихиной, Анастасии Ивановны Беляевой , что смогли передать нынешнему поколению потомственные приемы северного волшебного узорного ткачества.

Достойными восхищениями является двухуточная браная техника, когда мастер работает не одним утком, а двумя. Просто голова кружится, когда смотришь на фантастическую ловкость и безошибочность движений мастера. Внимание, терпение и усидчивость позволяет, тем не менее, выполнять самые сложные по замыслу узоры.

И вот, это чудо можно подержать в трепетных руках - плотный, крепкий, и гибкий одновременно, сверкающий переливами цветов, подобно северному сиянию, теплый от энергии добрых человеческих рук, славянский пояс . Он практически не тянется, сохраняя форму, и таким приятным контрастом оказываются на ощупь мягкие шерстяные ниточки бахромы на кончиках этого произведения мастера.

Другой способ изготовить славянский пояс - бердо

«Бердо» - тонкая дощечка шириною чуть больше ладони. Чем длиннее бердечко, тем шире будущий поясок . Поперек бердечка делались тонкие узкие параллельные друг другу пропилы. В каждой перегородке сверлились дырочки. Нечетная нить пропускалась в пропил бердечка, четная - в дырочку. Бердечко попеременно поднимали или опускали, и каждый раз в образовавшийся зев пропускали нить утка и подбивали челноком. Этот прием повторялся многократно и в результате образовывался тканый пояс.


И каждый раз на славянском поясе были волшебные узоры

О северных старинных узорах можно говорить бесконечно. Разглядим тканые пояса внимательно. Вот знаменитый «русский крест», соединение мужского и женского начала. Вот знак «поле», символ достатка, благоденствия, прочности семьи, соединенный с образом «мировой горы» и «прибогами», а вот и традиционная для Севера «свастика», символом вечного движения жизни.

А вот и чисто мужской пояс со знаками ящера-дракона, владыки пекельного мира, стража бездны. Расположенный на этом поясе он охраняет физическую сферу владельца от « перехода в иной мир », от безвременной смерти и соседствует с образом « Мировым деревом », виде «треугольника с веточками», что приносит в узор мощь и силу, соединяющую в образе Мирового Дерева три мира: Навь, Явь и Правь.


Любой может получить такой тканый пояс, сделанный мастерами Северной Сказки

Но не каждый является тонким ценителем прекрасного, и не каждый увидит в славянском поясе мудрость прошедших веков. Что ж, только настоящие русские наследники традиций оценят теплоту, заложенную руками северного мастера в эти чудесные пояса, оценят прочность и стойкость цвета шерстяных ниток , используемых при изготовлении. И, кто знает, возможно, именно такой пояс поправлял на себе герой северной сказки, парень Погляд, волнуясь, при встрече с Велесом, Богом Мудрости и Магии ? Не эти ли обережные пояса со славянскими узорами помогали людям в давние, сказочные уже времена, выстраивать свою жизнь в гармонии с этим миром?

Надолго останется в Вашей семье такой русский народный пояс!

Переживёт этот пояс все чистки гардероба, всю одежду, которую Вы носите сегодня, никакая рука не посмеет выкинуть это произведение искусства . Даже дети, которым этот тканый пояс достанется когда-нибудь в наследство, будут считать его неотъемлемой частью Вашего родового уклада. Неизгладимое впечатление от его подлинной красоты будет оставаться каждый раз, когда он будет гордым символом опоясывать стан . Сохранит этот пояс на многие годы свои краски, свое тепло и Вашу мудрую любовь к своему Роду.

Задумайтесь о покупке такого славянского пояса прямо сейчас. Это легко сделать, позволив себе нажать кнопку «купить». Тем более, что сейчас доставка такого пояса будет для Вас бесплатна. Те пояса ручной работы, которые Вы видите в нашей лавке - это ограниченное предложение, что объясняется очень просто. Просто таких тканых поясов очень мало. Не только у нас. А в принципе, на этом белом свете. Это истина.

Читайте нашу следующую статью «Одежда славян и современный стиль», перейдя по .

Почитайте еще больше интересного про славянскую одежду .

Узнайте какими были обереги в старину и как .

Сейчас, среди многочисленных милых поделок так называемого «хэнд-мейда», трудно найти что-то выдающееся по своей художественной ценности и подлинности. Такую редкость невозможно сделать просто «из головы», без передающихся из века в век традиций. Поразительные по своей волшебной красоте – потрясающий образец традиционного народного творчества. ">