С ю витте министр внутренних дел. Литературно-исторические заметки юного техника. О чем надо знать

Русский государственный и финансовый деятель, статс-секретарь (1896), действительный тайный советник (1899), граф (с 25 сентября 1905 г.). Почетный член Санкт-Петербургской Академии Наук (1893), Вольного Экономического Общества (1894), Русского Географического Общества (1895) и огромного количества других обществ, министр финансов Российской империи в 1892-1903 гг. Сергей Юльевич Витте родился 17 июня (29 июня по новому стилю) 1849 года в Тифлисе.

Православного вероисповедания, он принадлежал к роду выходцев из Голландии (иногда указывается, что он происходил из балтийско-немецкой семьи), которые переселились в Прибалтику в XVIII в. и получили потомственное российское дворянство лишь в 1856 г. Дед (умер в 1846 г.) - лесной землемер, выслужил чин титулярного советника. Род был внесен в дворянскую родословную книгу Псковской губернии.

Отец - Юлий Федорович (Христофор Гейнрих Георг Юлиус) Витте (1814-1868), начальник канцелярии кавказского наместника, заведующий Департаментом земледелия и сельского хозяйства на Кавказе. В связи с заключением брака перешел из лютеранства в православие. Мать - Екатерина Андреевна Фадеева (1819-1898), дочь бывшего саратовского губернатора Андрея Михайловича Фадеева и княжны Елены Павловны Долгорукой. Помимо Сергея, у них были сыновья Александр (1846-1884), участник русско-турецкой войны; Борис (1848-?), председатель Одесской судебной палаты; а также две дочери.

Первая жена (с 1879 г.) - Надежда Ивановна Иваненко, дочь черниговского предводителя дворянства, имела дочь Софью от первого брака, часто болела и умерла в 1890 г. Надежда Ивановна в первом браке - Спиридонова; Витте добился ее развода с первым мужем.

Вторая жена (с 1892 г.) - Матильда Ивановна Нурок (по другим сведениям, Хотимская), в первом браке Лисаневич (1863-после 1924), крещеная еврейка. Имела дочь Веру от первого брака. Витте также добился ее развода с мужем с помощью денег и угроз; в связи с этим его супруга так и не была принята ни при дворе, ни в высшем свете, что крайне досаждало Витте на протяжении всей его жизни. Своих детей не имел. Падчерицам Софье (в 1889 г.) и Вере официально дал свою фамилию и отчество. Вера в 1904 г. вышла за дипломата К.В. Нарышкина и имела сына Льва (его потомки живут во Франции).

Родовых имений не имел, в наследство супруге оставил несколько домов - в Санкт-Петербурге (на Каменном острове), Брюсселе, Биаррице и т.д., а также, видимо, большие суммы в банках Берлина и Лондона. Владел дачей около Сочи.

Детские и юношеские годы С.Ю. Витте прошли в доме дяди, генерала Р.А. Фадеева, известного военного историка, близкого к славянофильским кругам. В доме царил "ультрарусский дух", культ самодержавного монархизма, оказавший глубокое влияние на юношу. Первоначальное образование Витте получил дома: грамоту ему преподавала бабушка, французский язык - гувернеры. В Тифлисской гимназии Витте учился неважно, получил аттестат с плохими отметками и единицей по поведению. В Новороссийский университет сразу не поступил.

После сдачи экстерном выпускных экзаменов в Кишиневской гимназии (1866) с новым аттестатом поступил на физико-математический факультет Новороссийского университета в Одессе, который окончил кандидатом математических наук (1870). В университете отличался славянофильскими и монархическими взглядами. Он был круглым отличником и мечтал о научной и преподавательской карьере. Говорили, что золотую медаль Витте не получил в связи с тем, что накануне выпускных экзаменов увлекся актрисой Соколовой. Диссертацию написал на тему о бесконечно малых величинах; работа была, скорее, философским, чем математическим трудом, поэтому ее признали неудачной, что стало серьезным разочарованием для Витте. Кроме того, сказались и тяжелые семейные обстоятельства, сложившиеся в связи со смертью деда и отца. При жизни они неудачно вложили деньги в угольные копи, и семья оказалась почти нищей.

В связи с этим, 1 мая 1870 г. в возрасте в 21 года Витте поступил на государственную службу в дирекцию Одесской железной дороги станционным смотрителем с жалованьем 75 руб. в месяц. Чтобы узнать работу железнодорожного узла, он попробовал все профессии: продавал билеты, давал гудок, когда поезд отходил от станции.

В те годы Министерство путей сообщения прилагало немало усилий, чтобы привлечь на службу выпускников университетов. Сергей Юльевич вполне успешно проявил себя на избранном поприще, что объяснялось как его связями, так и собственными незаурядными способностями.

В 1871 г. он поступил в канцелярию Новороссийского и Бессарабского генерал-губернатора чиновником с чином коллежского секретаря, где занимался вопросами службы движения железных дорог. В 1873 г. назначен помощником столоначальника. После упразднения генерал-губернаторства, в 1874 г. стал чиновником сверх штата в Департаменте общих дел Министерства путей сообщения. Одновременно служил в управлении казенной Одесской железной дороги, где прошел должности конторщика грузовой службы, помощника машиниста, контролера движения, помощника начальника эксплуатации дороги.

Однако его государственная служба была не столь успешной из-за конфликта с Министерством путей сообщения: в 1878 г. он вышел отставку по прошению, будучи еще в сравнительно низком чине титулярного советника. После увольнения из МПС, Сергей Юльевич стал помощником управляющего по движению и начальником эксплуатации перешедшей к тому времени в собственность частного общества Одесской дороги (через год она влилась в акционерное общество Юго-Западных железных дорог). На этом посту завоевал себе репутацию распорядительного администратора, что стало особенно заметно в годы Русско-турецкой войны. В дальнейшем около 20 лет работал в частных железнодорожных обществах. Эта служба способствовала формированию Витте как финансиста и администратора.

С 1878 г. - заведующий отделением эксплуатации Юго-Западных дорог в Санкт-Петербурге. В тот период он участвовал в так называемой "Барановской" правительственной комиссии (генерал-адьютанта Э.Т. Баранова) для исследования железнодорожного дела в России, в создании Устава российских железных дорог.

С 1880 г. начальник эксплуатации Юго-Западных дорог, с 1886 г. - их управляющий (Киев). Тогда же Витте стал крупнейшим специалистом в области разработки железнодорожных тарифов (сказалось тяготение к научно-теоретическому осмыслению практики). Руководителем общества Юго-Западных дорог был И.А. Вышнеградский, который в 1897 г. стал министром финансов и покровительствовал Сергею Юльевичу.

Авторитет его в управлении железнодорожным делом был чрезвычайно высок; он предложил разработать специальный закон, который поставил бы тарифное дело под контроль правительства, а также внес проект создания в Министерстве нового департамента для заведования тарифной частью железных дорог (главой которого впоследствии и стал). Так началась головокружительная государственная карьера Витте.

В 1881 г., после убийства царя, Витте некоторое время возглавлял киевское отделение тайной монархической организации "Священная дружина".

Когда при Министерстве финансов были образованы новые тарифные учреждения, Витте в марте 1889 г. стал директором Департамента железнодорожных дел и председателем тарифного комитета. На эту должность он был назначен чуть ли не лично Александром III. Причиной покровительства стала их случайная встреча в 1888 г., когда Сергей Юльевич, как начальник Юго-Западных железных дорог, потребовал снижения скорости движения царского поезда. Император был недоволен, но подчинился. Два месяца спустя, на пути из Ялты в Москву царский состав сошел с рельс. Разговор с "упрямым" Витте вспомнился, и он был привлечен в качестве эксперта к расследованию этого инцидента.

После назначения на должность директора, император доплачивал ему к содержанию 8 тыс. руб. в год из собственного кармана, т.к. официальный оклад директора составлял 16 тыс., а в частном секторе управляющий получал 50 тыс. руб. в год. При этом он «одним махом» был произведен в действительные статские советники – чин, соответствующий его новому рангу.

В 1891 г. Витте ввел новый железнодорожный тариф, базировавшийся на принципах конкуренции. В своей работе он использовал научные и статистические данные, внедрял технические усовершенствования, которые повысили скорость движения поездов, из-за чего заметно возрос чистый доход от их эксплуатации. Тариф сыграл исключительную роль во внешнеторговой политике России, стал защищающим барьером для развивающейся отечественной промышленности.

Сергей Юльевич большое внимание уделял развитию и оснащению Одесского порта, активно способствовал постройке Великой Сибирской магистрали. Осенью 1890 г. сопровождал Вышнеградского в его поездке по Средней Азии, после чего предложил расширить там производство хлопчатника и создать сырьевую базу для текстильной промышленности.

В феврале-августе 1892 г. он - управляющий Министерством путей сообщения; сумел временно ликвидировать ставшие обычным явлением крупные скопления не перевезенных грузов на железной дороге. Продолжал политику И.А. Вышнеградского, направленную на сосредоточение железных дорог в руках государства путем выкупа частных железных дорог и казенного строительства.

30 августа 1892 года С.Ю. Витте было поручено управление Министерством финансов (вместо И.А. Вышнеградского), а 1 января 1893 г. он был утвержден в должности министра финансов.

Основные мероприятия на посту министра финансов

Финансовая система России, несмотря на все усилия его предшественников, к моменту назначения Витте была ослаблена, рос дефицит торгового баланса, Государственный банк для погашения бюджетного дефицита печатал необеспеченные казначейские билеты, темпы инфляции были высокими.

Вначале у Витте не было сколько-нибудь четкой экономической программы. В какой-то мере он руководствовался идеями немецкого экономиста первой половины XIX в. Ф. Листа, а также наследием своих предшественников Н.Х. Бунге и И.А. Вышнеградского. Критическое осмысление идейно-теоретических постулатов системной модели развития экономики, в основе которой лежал принцип покровительства отечественной промышленности, анализ с этой точки зрения практики пореформенных десятилетий послужили отправным моментом для выработки Витте собственной концепции экономической политики. Главной его задачей стало создание самостоятельной национальной индустрии, защищенной на первых порах от иностранной конкуренции таможенным барьером, с сильной регулирующей ролью государства. Вместе с тем, он попытался активизировать и частный сектор, ввести новую систему налогообложения, облегчить порядок организации и деятельности акционерных предприятий.

Министр значительно расширил вмешательство государства в экономику: помимо принятия определенных таможенно-тарифных мер в области внешней торговли и юридического обеспечения предпринимательской деятельности, административно поддерживались некоторые отрасли промышленности (горнодобывающая, металлургическая, винокуренная, железнодорожное строительство и др.). Активно развивалось и казенное хозяйство. Оказывалось покровительство отдельным группам предпринимателей (прежде всего, тем, которые были связаны с высшими государственными кругами), смягчались конфликты между ними.

Особое внимание Витте уделял кадровой политике: издал циркуляр о привлечении на службу лиц с высшим образованием, добивался права комплектовать личный состав с учетом опыта практической работы кандидатов на те или иные должности.

Главными мероприятиями в экономической сфере стали: винная монополия (1894); денежная реформа (1895-1897), а именно введение золотого обращения и установление свободного обмена кредитного рубля на золото, что стабилизировало рубль и привело к притоку иностранных инвестиций; активное железнодорожное строительство, включая Транссибирскую магистраль. Отдельно следует сказать о том, что министру удалось добиться (за взятки китайскому руководству) заключения выгодного концессионного русско-китайского договора о сооружении и эксплуатации КВЖД через Манчжурию (1896) и о множестве торговых льгот для России, вплоть до эксплуатации угольных месторождений.

Политика форсирования экономического развития, которую проводил Витте, была неразрывно связана с привлечением иностранных капиталов в промышленность, банки и государственные займы, что облегчалось протекционистским тарифом 1891 г. и политическим сближением с Францией. В 1894 и 1904 гг. были заключены таможенные договоры с Германией.

Бюджет и налоги.

Заслугой Витте явилось то, что практически весь период его управления Министерством финансов характеризовался ростом объема государственного бюджета. Это происходило, главным образом, за счет расширения сферы казенного хозяйства в железнодорожном деле (государство выкупило свыше 14 тыс. верст частных дорог, длина поставленной под контроль правительства железнодорожной сети увеличилась с 29 до 54 тыс. верст, или на 86%) и, как уже упоминалось, введения казенной продажи крепких напитков, доход от которой за 1896-1902 гг. возрос более чем в 16 раз (с 27789 тыс. до 462808 тыс. руб.).

Более того, были повышены практически все налоги, кроме поземельного, а также проведена реформа торгово-промышленного налогообложения (промысловый налог 1898 г.), которая, не изменив его щадящий характер, несколько увеличила оклады обложения.

Вследствие этого бюджетный дефицит сменился систематическим накоплением свободной наличности (за счет превышения доходов над расходами), находившейся в распоряжении министра финансов и достигшей в 1904 г. 381 млн. руб.

В социальной сфере Витте продолжал политику своих предшественников, в частности, попытался реформировать промышленное законодательство. Закон от 7 июня 1899 г. (учреждавший Главное присутствие по фабричным и горнозаводским делам) и общая тактика Министерства финансов соответствовали интересам промышленного развития, но входили в противоречие с политикой Министерства внутренних дел, настаивавшего на прерогативе своего ведомства в решении рабочего вопроса.

Также в 1890-е гг. Витте вел полемику с И.Л. Горемыкиным, представившим проект реформы земского самоуправления, подготовил по этому вопросу две записки. Возражения министра сводились к тому, что принцип самоуправления не соответствует самодержавному строю; он предлагал заменить земскую систему хорошо организованным бюрократическим аппаратом, пытаясь распространить общие принципы своей экономической политики на управление местным хозяйством.

Однако уже в начале XX в. он начал отстаивать широкое привлечение земств к практической деятельности, но из-за противодействия министра внутренних дел В.К. Плеве, а также А.С. Стишинского и князя А.Г. Щербатова добился лишь отмены круговой поруки в общине (1903) и облегчения паспортного режима крестьян. Позднее, при обсуждении проектов введения народного представительства (февраль 1905 г.), первоначально выступал его решительным противником, а затем предлагал назначение представителей вместо их избрания.

По инициативе и под председательством Витте 22 января 1902 г. создано Особое совещание о нуждах сельскохозяйственной промышленности (1902-1905). Местные комитеты совещания (82 губернских и областных, и 536 уездных и окружных) высказались за добровольный переход крестьян от общинного владения землей к подворному. В представленной записке Сергей Юльевич выступил сторонником ликвидации крестьянской сословной обособленности в области права, управления и землепользования, высказывался за свободный выход из общины, за ограничение на распоряжение надельными землями. Его предложения были впоследствии использованы П.А. Столыпиным, который и сам был участником работы совещания. Николай II не решился на проведение реформ, и Особое совещание 30 марта 1905 г. было закрыто.

Однако, в целом, в программу министра не входило поощрение развития сельского хозяйства, он не видел перспектив выхода его на внешний рынок, не имел сложившихся взглядов даже в вопросах землеустройства, что в условиях России было ошибкой, давшей о себе знать во время промышленного кризиса 1899-1902 гг. и начавшихся крестьянских волнений. Финансовая политика Витте не была лишена недостатков, которые состояли в увеличении бремени налогов, в росте внешней задолженности, в недостаточном стимулировании отечественного бизнеса. Даже введение винной монополии представляется спорным, т.к. оно стимулировало прямую заинтересованность государства в потреблении алкоголя населением. Увеличение государственного сектора путем скупки железных дорог также не может трактоваться однозначно положительно.

Большое значение министр уделял развитию образования. По его ходатайству заведование коммерческими учебными заведениями в 1893 г. было возложено на Министерство финансов (в результате, в 1896-1902 гг. открылось 147 новых учебных заведений).

Существенную роль Витте сыграл во внешней политике России этого периода, и, прежде всего, на Дальнем Востоке, несмотря на то, что ведал другим Министерством. Он и работавшие тогда министры иностранных дел князь А.Б. Лобанов-Ростовский, М.Н. Муравьев сходились в понимании необходимости для достижения успехов на Дальнем Востоке обеспечить стабильное положение в Европе и на Ближнем Востоке. Именно Витте, сосредоточив в своих руках все пружины дальневосточной политики, порекомендовал Николаю II в 1900 г. назначить главой внешнеполитического ведомства своего единомышленника графа В.Н. Ламздорфа. Последний полагал, что к 1902 г. война с Россией стала для Японии прямой целью, но рассчитывал договориться с ней при условии эвакуации русских войск из Манчжурии без зафиксированных в договоре уступок со стороны Китая. Со своей стороны, Витте соглашался с ним в желательности вывода войск и предотвращения войны с Японией, но обусловливал эвакуацию обязательством Китая не предоставлять в Манчжурии концессий иностранцам, не предложив их прежде Русско-Китайскому банку.

В то же время, военный министр Куропаткин настаивал на сохранении долговременной оккупации, а затем и на присоединении севера провинции к России. Решительный образ мыслей министра - требовать от Китая уступки не только портов, но и части Ляодунского полуострова (позже эта часть составила Квантунскую область) очень импонировал Николаю II.

Витте поддержал В.Н. Ламздорфа, но из-за активности членов кружка A.M. Безобразова, подогревавших имперские амбиции императора, потерпел неудачу, завершившуюся его отставкой с поста министра финансов в августе 1903 г. с назначением председателем Комитета министров и членом Государственного совета. Он также был назначен членом Комитета финансов и сохранил пост члена комитета Сибирской железной дороги. (В «Безобразовсккую клику» входили, главным образом, крупные помещики, хоторые хотели создать акционерное общество для эксплуатации естественных богатств Кореи и Маньчжурии.)

После отставки с поста министра Витте непрерывно лавировал, старался угодить и власти и обществу, в 1904 г. безуспешно пытался занять пост министра внутренних дел, освободившийся после убийства В.К. Плеве.

В неблагоприятной международной обстановке в период Русско-японской войны 1904-1905 гг. Витте был назначен Первым уполномоченным на мирных переговорах с Японией и 14 июля 1905 г. отплыл в США. Миссия его была почти невыполнимой: японцы были победителями, требовали денег и территорий, а Николай II велел не уступать ни пяди земли, а платить контрибуцию для России было унизительно. Понимая невыполнимость задачи, остальные чиновники отказались от этой миссии. Но для Витте это был шанс вернуться в политику - и он рискнул. Он считал возможным умерить японские претензии путем соглашения о взаимной охране новых позиций на Дальнем Востоке. Сергей Юльевич также поставил перед собой и сверхзадачу - использовать заграничную поездку в целях подготовки нового большого иностранного займа.

Переговоры проходили с громадным трудом. Японцы требовали весь Сахалин и контрибуции. Витте соглашался уступить пол-Сахалина, но при этом Япония должна была формально отказаться от контрибуции. Не раз казалось, что обсуждение зашло в тупик, и дипломаты паковали чемоданы. Николай II не давал определенных указаний.

В результате, нервы не выдержали у японцев. В конце концов, они приняли условия России. Безнадежно проигранная война закончилась "почти благопристойным" миром. В целом, договор от 23 августа 1905 года был более выгоден России, чем можно было ожидать. За Портсмутский мир Витте был пожалован титул графа, а также орден Александра Невского; на средства казны ему купили виллу в Биаррице. За глаза за уступку южной части Сахалина его величали графом Полусахалинским, т.е. "полукаторжным".

Во время Октябрьской Всероссийской политической стачки 1905 г. Витте настоял на программе уступок буржуазии, нашедшей свое выражение в Манифесте 17 октября 1905 г., который был составлен под его руководством. В начале октября 1905 г. выступил за создание сильного правительства. Одновременно с изданием Манифеста добился издания своего доклада с программой реформ. Николай II Сергея Юльевича не любил; окружающие подозревали его в чрезмерных амбициях, но в такой момент была нужна сильная личность, и Витте вернули к власти. С 24 октября 1905 г. он являлся председателем реформированного Совета министров.

На посту премьера занимался усмирением революции и одновременно введением гражданских свобод.

Проводя политику лавирования, Витте посылал карательные экспедиции в Сибирь, Прибалтику, Польшу, направил войска из Санкт-Петербурга для подавления Московского вооруженного восстания (декабрь 1905 г.), но одновременно вел переговоры о сотрудничестве с либералами (Д.Н. Шиповым, А.И. Гучковым). При обсуждении Основных законов (1906), настаивал на ограничении прав Государственной Думы и Государственного совета. С середины февраля 1906 г. выступал сторонником неограниченного самодержавия.

В начале 1906 г. он добился у французских банкиров займа в 2,25 млрд. франков, что укрепило позиции правительства в борьбе с революцией. Однако Витте оказался слишком "левым" для основной массы дворянства и верхушки правящей бюрократии и слишком "правым" для буржуазно-либеральных кругов октябристско-кадетского толка. Он подал в отставку 22 апреля 1906 г., был уволен от должностей председателя Совета и Комитета министров и в дальнейшем числился только в Государственном совете (в связи с гибелью Столыпина в сентябре 1911 г. - председатель Комитета финансов Государственного совета).

После отставки на него, якобы, были совершены покушения, но доказать это не смогли.

С 1906 г. Витте перестал активно влиять на политику, держался вне партий. Считая необходимым введение в правительство общественных деятелей, критиковал Столыпина и других министров, перешел к публицистической деятельности. В течение зимы 1906-1907 гг. под его руководством была подготовлена рукопись "Возникновение русско-японской войны".2 В конце 1913 г. принял участие в организованной правыми кругами критике В.Н. Коковцова, обвиняя его в злоупотреблении винной монополией.

Последние годы Сергей Юльевич провел в Санкт-Петербурге и за границей. Оставаясь членом Государственного совета, он принимал участие в работе Комитета финансов, председателем которого был до своей смерти. В 1907-1912 гг. Витте написал субъективные "Воспоминания", представляющие значительный интерес для характеристики политики царского правительства и его собственной личности. Мемуары крайне необъективны и уничижительны по отношению практически ко всем политическим деятелям того времени (за исключением Александра III), и поэтому власти пытались изъять эти мемуары.

При советской власти Витте стал весьма популярной фигурой в связи с жесткой критикой всех и вся, а также из-за мифа о его либерализме и прогрессивности. На самом деле, он демонстрировал большую лояльность самодержавию, чем многие правые политики.

В целом, обладал тяжелым характером, был крайне самолюбив и злопамятен, не страдал скромностью и любил почитание. В частности, в мемуарах хвалился тем, что выдвинул многих министров финансов, например, Бунге (хотя сам был тогда очень молодым человеком), а также Коковцова, Шилова, Плеске, Барка.

Сергей Юльевич Витте скончался 28 февраля (13 марта по новому стилю) 1915 года в Петрограде и был похоронен в Александро-Невской лавре. На надгробии по его желанию высечено золотом: "17 октября".

Денежная реформа 1895-1897 гг.

Реформа Витте увенчала десятилетний период, в ходе которого Министерство финансов искало пути для стабилизации денежного обращения.

В 1870-е - 1880-е гг. российские министры финансов неоднократно пытались реформировать денежную систему, благодаря чему к 1892 г. в финансовом ведомстве были сформулированы принципы будущего преобразования: девальвация рубля; установление золотого монометаллизма; одновременное обращение металлических и бумажных денег; гарантированный размен кредитных билетов на золото; ограничение выпуска бумажных денег в пределах, не превышающих потребностей денежного обращения; предоставление права Казначейству принимать звонкую монету в уплату налогов по существующему курсу; разрешение частным лицам использовать металлическую валюту в отношениях между собой.

Эти принципы были реализованы С.Ю. Витте при проведении денежной реформы 1895-1897 гг.

В целом реформа заключалась в следующем:

  • Переход на золотой стандарт (монометаллизм).
  • Девальвация рубля на 1/3.
  • Жесткие лимиты необеспеченной эмиссии.
Краткая хронология проведения реформы:

8 февраля 1895 г. - Витте представил доклад Николаю II "О необходимости введения золотого обращения".

24 мая 1895 г. - всем конторам и отделениям Государственного банка предоставлено право принимать золотую монету, в том числе, 8 конторам и 25 отделениям дано право осуществлять платежи золотой монетой.

1 декабря 1895 г. - установлен фиксированный курс кредитного рубля: 7 руб. 40 коп. за золотой полуимпериал (номиналом 5 рублей). С 1896 г. курс скорректирован в сторону понижения курса кредитного рубля: 7 руб. 50 коп. кредитных за 5 руб. золотых.

1897 г. - за счет роста налоговых поступлений, добычи золота, чистых покупок золота, получения внешних займов Государственный банк увеличил запасы золота до 1095 млн. руб. (с дореформенных 300 млн.), что почти сравнялось со стоимостью обращавшихся кредитных билетов (1121 млн. руб.).

3 января 1897 г. - принят Закон "О чеканке и выпуске в обращение золотых монет", согласно которому:

  • сохранялись в обращении золотые империалы (старый номинал 10 руб.), полуимпериалы (5 руб.). На них чеканился новый номинал (соответственно, 15 и 7,50 руб.), т.е. была произведена девальвация рубля (на треть, если считать к текущему, и на 50%, если считать к базе);
  • операции Государственного банка по покупке и продаже золота утратили временный характер;
  • в качестве денежной единицы был установлен золотой рубль, содержащий 0,774235 г золота (равно 17,424 долям). Монеты в 10 руб. и 5 руб. стали полноценными золотыми деньгами, т.е. 5-рублевая монета содержала 5x17,424=87,12 долей золота, а 10-рублевая - 1 золотник 78,24 доли золота (1 золотник = 96 долям);
  • золотые монеты превратились в законное платежное средство без ограничения суммы;
  • была введена свобода чеканки (любой предъявитель 1 золотника 78,24 долей золота получал от государства 10-рублевую монету, передавая государству золото для перечеканки) - для гарантии того, что 10-рублевая монета не могла стоить больше заключенного в ней металла;
  • подтверждались терпимость в весе (2/1000 части выше или ниже законного веса в 10-рублевой монете) и терпимость в пробе (1/1000 части выше или ниже законной пробы), устанавливался предельный вес, при котором монета признавалась полновесной (для гарантии содержания чистого металла);
  • вводился золотой монометаллизм: полноценные золотые деньги и неполноценные серебряные и медные. Это означает, что содержание серебра и меди в соответствующих монетах (скажем, в рублевых) было меньше, чем можно было купить на рынке за один рубль;
  • эмитентом золотых (полноценных), серебряных и медных монет (разменных, т.е. с ограничениями к приему по суммам и типам касс, так только правительственные кассы обязали принимать серебряную монету без ограничения) объявлялось Казначейство. Монетный доход, который образовывался в силу неполноценности серебряных и медных денег, вносился в роспись доходов госбюджета. При этом действовали жесткие ограничения на выпуск неполноценных монет: количество выпущенной серебряной монеты не должно было превышать установленный норматив (3 руб. на человека), а на выпуск медных монет министр финансов испрашивал разрешения.

29 августа 1897 г. - последовал Указ об эмиссионных операциях Государственного банка, в соответствии с которым:

  • Государственный банк получил право выпуска банкнот, при этом требовалось следующее обеспечение золотом: 50%, если сумма выпуска не превышала 600 млн. руб. и 100% - в случае превышении этой суммы;
  • обмен кредитный билетов на золото должен был производиться без ограничений.

27 марта 1898 г. - последовал указ, согласно которому серебряные и медные деньги сохранялись в качестве разменной монеты.

С 1899 г. - чеканка монет в 15 руб. и в 7 руб. 50 коп. прекращена (с 1910 г. они стали изыматься из обращения).

7 июля 1899 г. - принят Монетный устав, объединивший все законоположения денежной реформы, в результате которой полностью изменилась структура денежного обращения.

В итоге, если в 1895 г. кредитные билеты составляли 91,7% от общей денежной массы, то к январю 1914 г. в общей денежной массе золотые монеты составляли 21,2%, серебряные - 5,4%, кредитные билеты - 73,4%. Реформа привела к укреплению внешнего и внутреннего курса рубля.

С началом Первой мировой войны в 1914 г. обмен кредитных билетов на золото был прекращен. * * *

Упорядочение денежного обращения, возвращение доверия деньгам, фактическая ликвидация инфляции, большая девальвация оказали существенное положительное влияние на экономику России и способствовали ускорению роста производства. Заслуга Витте в этом очевидна - именно он убедил Александра III решиться на реформу.

С другой стороны, при этом особых финансовых "революций" не случилось, нового слова в организации денежного обращения сказано не было. Витте сделал то, что давно нужно было сделать. В принципе, он следовал тенденции, которая существовала во многих странах, где происходил переход к золотому монометаллизму со свободным разменом бумажных денег на полноценные золотые монеты при ограничении фидуциарной эмиссии. Известно, что реформу готовили еще Рейтерн, Бунге и Вышнеградский.

"Я совершил денежную реформу так, что население России совсем и не заметило ее, будто ничего не было... И не единой жалобы! Ни единого недоразумения со стороны людей", - писал в своих воспоминаниях Витте. Это говорит о хорошей организации реформы, отсутствии "проколов" с решением технических вопросов. С другой стороны, не следует забывать, что реформа осуществлялась в мирное время, именем одного из самых сильных монархов в истории России, не было тогда проблемы экономической разрухи, отсутствия рынка, дефицитов.

Резюме: Сильная личность, специалист по железным дорогам, талантливый администратор и финансист, один из удачливых и замечательных министров финансов. Хотя и не все его действия были правильными, ему страна была обязана расцветом промышленности, конвертируемым рублем, строительством Транссибирской магистрали, Портсмутским миром, Конституцией 17 октября.

Приложение

Неоднозначный министр.

В России Витте не любили за прескверный характер. Людей он принципиально не замечал и имел дело лишь с теми, в ком нуждался. Его боялись, поручали ему ответственные дела, щедро награждали, и при этом терпеть его не могли. Николай II вообще считал не в меру умного министра злым гением своего царствования. Неуемные амбиции привели Витте, когда он был в отставке, к попыткам "флирта" с сомнительным Г. Распутиным. Ради власти он был готов к любым альянсам и не имел твердых убеждений по многим принципиальным вопросам.

И в успехах, и в просчетах, несомненно, большую роль сыграли личные качества этого выдающегося деятеля: с одной стороны - неуемная энергия, целеустремленность и деловитость, а с другой - особая осторожность в действиях, граничащая подчас с хитростью и стремлением угодить всем и никому.

Не брезговал в своей деятельности использовать взятки и сомнительное покровительство бизнесменам. Личные интересы ставил очень высоко и страдал болезненным самомнением и самолюбием.

* * *

Афоризм от Витте: "Чувство "я" - чувство эгоизма в хорошем и дурном смысле - есть одно из чувств, наиболее сильных в человеке".

* * *

Витте всегда был интриганом, поддерживал тесные связи с известным "серым кардиналом" князем Мещерским. По некоторым данным, именно князь способствовал его стремительной карьере.

Высокого роста, хорошо сложенный, с умным лицом, Витте производил впечатление человека с полным отсутствием чиновничьего подобострастия. Санкт-Петербургская аристократия хихикала над его южным акцентом и плебейским французским, но свобода поведения этого человека импонировала Александру III, любившему простоту.

Для Витте был характерен безграничный прагматизм, который был почти равнозначен политиканству.

* * *

В качестве директора департамента, а затем и министра Витте проявил недюжинные административные способности и организаторский талант. Пользуясь положением царского выдвиженца, он вел необычную для госаппарата того времени кадровую политику: набирал людей, отдавая приоритет не происхождению, чинам и выслуге, а, прежде всего профессиональной подготовке, знаниям и деловитости. Его поведение, отношение к подчиненным были необычны, выпадали из привычных стереотипов, многим казались чрезмерно демократичными. Как вспоминали впоследствии его сотрудники, он позволял не соглашаться с собой, спорить, ценил самостоятельность и инициативу. Сам Сергей Юльевич чрезвычайно гордился тем, что из круга его сотрудников вышло немало государственных деятелей, таких как министры финансов Плеске, Шипов, Коковцов, Барк...

Витте и бюрократия.

Несмотря на то, что на современников большое впечатление производило "полное отсутствие всякого чиновничьего типа" у Витте, он, достигнув вершины бюрократической иерархии, легко воспринял методы достижения целей, которые широко практиковались в высшей бюрократической и придворной среде того времени: лесть, умение вести закулисные интриги, использование в борьбе с противником далеко не джентльменских приемов (подкуп, слухи, сплетни и т.п.). Он также не любил признаваться в своих ошибках и часто сваливал вину на подчиненных...

Товарищ министра Ковалевский о Витте.

"На первых порах поражала, прежде всего, внешность Витте: высокая статура, грузная поступь, развалистая посадка, неуклюжесть, сипловатый голос; неправильное произношение с южно-русскими особенностями: ходата йство, верства, учёбный, плацформа, сельские хозяева - резали утонченное петербургское ухо. Не нравилась фамильярность или резкость в обращении. Однако мало-помалу эти экстравагантные черты частью стирались, частью к ним попривыкли.

И вот все более и более вырисовывались в лице Витте государственная сила, оригинальность творчества и боеспособность на защиту того, что он считал необходимым и полезным для России. На глазах у всех со сказочной быстротой проявлялась могучая натура, которая постепенно всем овладевала и всех вольно или невольно подчиняла себе. Ум и воля Витте импонировали, резкость и иногда даже грубость его выступлений обезоруживали противников, редко идейных, но большей частью сводивших личные с ним счеты."

Витте и семейная жизнь.

В юности Витте "знал всех более или менее выдающихся актрис, которые жили в Одессе". В зрелые годы влюблялся в основном в замужних женщин. Новая любовь застигла его в театре: он заметил даму с выразительными серо-зелеными глазами и с ней познакомился. Матильда Ивановна Лисаневич оказалась замужней женщиной с маленькой дочкой Верой (Витте ее удочерил).

В мемуарах он писал: "Я уговорил госпожу Лисаневич разойтись с мужем и выйти за меня". Брак чиновника его ранга с разведенной женщиной был скандалом. Кроме того, Лисаневич (в девичестве Нурок) была крещеной еврейкой, что могло поставить крест на карьере. По некоторым данным, Витте заплатил г-ну Лисаневичу 20 тыс. руб. отступного. Брак благословил Александр III: "По мне, женитесь хоть на козе. Лишь бы дело шло. Пусть Победоносцев поможет с разводом".

Вечно занятый, редкие свободные часы Витте посвящал семье. Матильда Ивановна пела цыганские романсы, сам он играл на флейте, приемная дочь Вера аккомпанировала на фортепиано. Сергей Юльевич был уверен в своих музыкальных дарованиях, пытался петь арии, но выходило, как замечали современники, "пискляво и неприятно".

Нос С.Ю. Витте.

Мало кто знает, что Витте носил искусственный нос. Свидетельствует К.А. Кофод: "Витте, впрочем, не заставил себя ждать. Он принял меня небрежно - без носа. Его он потерял на заре юности. Уточню: не нос, необходимый в финансовой политике, а телесный нос, который он восполнял прекрасно сделанным искусственным. Этот последний, должно быть, немало мешал ему, потому что если он не считал, что нужно быть одетым в государственное платье, то не надевал и носа. Во время визита Витте в Копенгаген одна из столичных газет описывала его нос как странную фигуру, кончавшуюся неожиданно плоско. "Ага, - подумал я, когда прочитал это, - он без большого уважения относится к мнению копенгагенцев о своей внешности". (50 лет в России. - М., 1999. С. 181).

Витте и ватрушки.

"Раз как-то за завтраком, выпив за едой, как всегда, обычную полубутылку шампанского, Витте с горя расшутился и стал уверять, что хотя ни золотая валюта, ни Портсмут, ни конституция не дали ему славы и не дадут бессмертия, но у него все-таки есть еще один, последний шанс. Есть только одна прочная слава на земле - единственная - кулинарная: надо связать свое имя с каким-нибудь блюдом. Есть беф-Строганов, скобелевские битки... "Гурьев был министром финансов наверное хуже меня, а навсегда его имя знаменито! Почему? Благодаря "гурьевской каше". - Вот и надо, мол, изобрести какие-нибудь "виттевские пирожки" тогда это, и только это, останется".

Он в этот день рассчитывал - в видах бессмертия - на свои крошечные горячие ватрушки с ледяной зернистой икрой - к водке. Это было, разумеется, только шуткой". (Тхоржевский И.И. Последний Петербург. - М, 1999).

По материалам Федоров Б.Г. «Все министры финансов России и СССР 1802-2004»
– М.: Русское экономическое общество, 2004. – с. 135-151

Он стремительно взошел на политический олимп. С его именем связаны крупнейшие преобразования в России: индустриальная модернизация, денежная реформа 1895-1897 гг., а также Портсмутский мир и Манифест 17 октября 1905 г. С.Ю. Витте много полезного сделал для развития отечественной экономики, реформирования политической системы, в сфере внешней политики. Перед потомками предстает государственный деятель нового типа: это не только энергичный и убежденный реформатор, но и талантливый практик, все достоинства которого соответствовали потребностям переживаемой эпохи.

Глава Министерства путей сообщения, министр финансов, председатель Комитета министров, первый глава Совета министров, член Государственного совета — таковы основные служебные посты, на которых проходила его деятельность. Этот известнейший сановник оказал заметное, а во многих случаях и определяющее, влияние на различные направления внешней, но особенно внутренней политики империи, став своеобразным символом государственной системы. Значение и масштабы его исторической роли сравнимы только с личностью другого выдающегося администратора-преобразователя периода заката монархии — Петра Аркадьевича Столыпина.

Родился С. Ю. Витте 17 июня 1849 г. в Тифлисе в небогатой дворянской семье. Сдав экстерном экзамен за гимназический курс, он поступил на физико-математический факультет Новороссийского университета. В 1869 г. начал службу в канцелярии одесского генерал-губернатора, где занимался учетом железнодорожного движения, а через год был назначен начальником службы движения казенной Одесской железной дороги.

В 1879 г. работал в Петербурге, в качестве начальника отделения эксплуатации в правлении Юго-Западных железных дорог. После трагедии у станции Борки, где пострадали члены императорской семьи в 1888 г., Витте по инициативе Александра III был назначен директором департамента железнодорожных дел и председателем тарифного комитета, а в 1892 г. стал управляющим министерством путей сообщения.

В конце того же года Витте был назначен на пост министра финансов, который он занимал 11 лет. Витте сделал важный шаг в укреплении позиций российского рубля в мире, осуществив в 1897 г. переход к золотому обращению.

Он понимал, что накопление средств в бюджете государства шло недостаточными темпами для развития промышленности и ускорения темпов индустриализации. Именно поэтому, в 1896 г. Витте выступил с идеей винной монополии государства, которая, однако, реально была введена только в период 1906-1917 гг.

В 1903 г. Витте, заняв пост председателя комитета министров, фактически оказался отстраненным от дел из-за придворных интриг. Пост председателя комитета министров до революции 1905 г. был скорее почетной ссылкой, нежели возможностью для Витте проявить себя в качестве государственного деятеля.

Николай II, находясь под влиянием правых придворных группировок, отправил Витте в г. Портсмут для подписания мирного договора с Японией. Отправка Витте — это еще один способ подорвать его репутацию. Стоит отметить, что полный провал военной кампании русской армии во время войны, гарантировал японской дипломатии карт-бланш на предъявление России территориальных требований. В частности Япония требовала передать ей весь о. Сахалин. Витте удалось в половину уменьшить размер территориальных потерь. За это достижение, а также за долгую службу государству Николай II пожаловал Вите титул графа, а придворная клика добавила приставку «Полу-Сахалинский».

С началом первой русской революции в 1905 г. Витте получил возможность стать председателем Совета министров Российской империи, но как только власть начала реализовывать реакционные меры, Витте отошел от дел. Последняя опала Витте длилась вплоть до его смерти.

(1849-1915) российский государственный деятель

Граф Сергей Юльевич Витте оставил заметный след в истории государства Российского. Его деятельность пришлась как раз на тот период, когда в России начали складываться капиталистические отношения. Сергей Витте оказался на своем месте, так как в его характере успешно сочетались качества крупного организатора промышленности, хватка предпринимателя и изворотливость опытного придворного.

Сергей Юльевич Витте родился в Тифлисе в семье крупного правительственного чиновника. Его отец был директором департамента государственных имуществ. Мать происходила из семьи известного генерала и писателя Александра Фадеева .

Казалось, благосостояние и связи семьи открывали Сергею и его брату блестящие перспективы. Но в 1857 году неожиданно умирает отец, и почти все семейное состояние уходит на выплату его многочисленных долгов. Семью выручил наместник на Кавказе, который предоставил сыновьям Витте стипендию для обучения в Новороссийском университете.

Сергей Витте заканчивает физико-математическое отделение естественного факультета. После блестящей защиты магистерской диссертации ему предложили остаться для подготовки к получению профессорского звания. Но, по мнению семьи, дворянину не следовало делать научную карьеру, поэтому Сергей выбирает другой путь.

Он становится секретарем одесского губернатора графа Коцебу. Пребывание в канцелярии Витте использует для завязывания необходимых связей и уже через несколько месяцев становится доверенным лицом министра путей сообщения графа В. Бобринского.

Сергей Витте очень быстро включился в работу и за короткое время хорошо изучил систему работы железнодорожного транспорта. В течение шести месяцев он работал на разных станциях в качестве помощника и начальника станции, контролера и диспетчера движения. Как раз в это время он собирает материал для своих первых трудов по организации работы железных дорог. Одним из первых, Сергей Витте понял, что железнодорожные тарифы являются весьма удобным инструментом для извлечения прибыли и стимулирования развития железнодорожного транспорта.

Исполнительного и аккуратного юношу заметило начальство, примерно через год его назначают начальником движения Одесской железной дороги.

Вступая в должность, Витте пришлось мобилизовать все свои способности и знания. Всего через несколько месяцев после его назначения началась русско-турецкая война, и Одесская железная дорога стала основной стратегической магистралью России. Молодой чиновник смог разработать систему организации перевозок, при которой военные грузы доставлялись практически без задержек.

После окончания войны, Сергей Витте переезжает в Киев и становится начальником службы эксплуатации всех юго-западных дорог России. Теперь он получил возможность для реализации накопленного опыта. Витте реформирует систему оплаты перевозок, разрабатывает порядок предоставления ссуд для перевозки особо важных грузов и единую тарифную сетку для всех видов перевозок. Его нововведения позволили превратить юго-западные дороги из убыточного в прибыльное предприятие.

Сергей Витте начинают приглашать в различные частные компании для консультаций, многие фирмы предлагают ему высокооплачиваемые посты. Но он отклоняет все предложения, поскольку не хочет покидать государственную службу, понимая, что только здесь сможет полностью реализовать свои разработки.

Впоследствии он даже гордился тем, что стал первым и единственным управляющим самой большой дороги в России, не являясь по образованию инженером путей сообщения.

В Киеве, Сергей Витте завязывает связи среди местной аристократии. Одновременно он нащупывает пути для переезда в Петербург. Решающую роль в дальнейшем продвижении по службе сыграла его женитьба. В 1878 году, Сергей Витте познакомился с женой одного из киевских богачей Н. Спиридоновой. Она была намного моложе своего мужа и увлеклась Витте.

После развода Спиридоновой Витте не мог оставаться в Киеве из-за своего двусмысленного положения. Он мобилизует все свои связи и добивается перевода в Петербург, где занимает должность помощника председателя железнодорожной комиссии в Министерстве путей сообщения.

Сергей Юльевич Витте разрабатывает единый устав для всех российских железных дорог. Но главной сферой его деятельности становится организация движения всех царских поездов по России. Он сопровождает Александра III в его поездках, причем однажды ему удалось быстро устранить последствия крушения царского поезда. В благодарность император назначает Витте директором департамента железнодорожных дел в Министерстве финансов, практически, Сергей Витте становится министром путей сообщения России. Тогда ему только исполнилось сорок лет.

Он поселяется в государственном особняке и начинает обширную программу реорганизации железнодорожных перевозок. Через два года Александр III назначает его министром финансов России. Витте провел на этом посту одиннадцать лет и за это время внедрил в практику множество начинаний. Ему удалось реформировать порядок оплаты перевозок, систематизировать налогообложение.

В 1884 году, Сергей Юльевич Витте добивается введения винной монополии, существенно повысившей доходную часть бюджета. Она стала подготовительным этапом к денежной реформе 1897 года. Витте вводит в обращение золотые монеты и добивается стабилизации курса российского рубля.

Одновременно проявляются и его дипломатические способности. В 1886 году он разрабатывает условия русско-китайского договора о строительстве Китайской Восточной железной дороги.

Осознав, что развитие капитализма в России невозможно без введения собственности на землю, Сергей Витте продумывает земельную реформу. Но его идея о свободном землевладении вызывает жесткое сопротивление. Отдельные положения этой реформы удалось осуществить Петру Столыпину только через несколько лет.

В 1889 году умирает первая жена Витте, и вскоре он женится на М. Лисаневич. Но этот брак расценили как вызов обществу, так как жена Витте была разведенной, да вдобавок еще и еврейкой. Однако Александр III выступил в защиту Сергея Витте: он не только не принял его отставку, но и публично выразил ему свое доверие. Вскоре у Витте родилась дочь, ставшая его единственной наследницей.

Пользуясь доверием императора, Сергей Юльевич Витте продолжает намеченные реформы. Но неожиданная смерть Александра III нарушает его планы, хотя вступивший на престол Николай II тоже на первых порах поддерживает Витте. Правда, в 1903 году его все же увольняют с поста министра финансов. Это было связано с тем, что Витте, осторожный и дальновидный политик, понимал опасность укрепления Японии на Дальнем Востоке и стремился к соглашению, которое не допустило бы войны. Но эта линия шла вразрез с планами ближайшего окружения царя. Тем не менее его назначают председателем Кабинета министров, он остается членом Государственного совета и выполняет важнейшие поручения императора. В конце русско-японской войны 1904-1905 гг. Сергея Витте направляют в Америку, где он добивается заключения Портсмутского мирного договора с Японией. Россия признала Корею сферой влияния Японии, утратила Ляодунский полуостров с Порт-Артуром и Дальним, была вынуждена отдать половину острова Сахалин. Витте, возведенного за подписание договора в графское достоинство, стали за глаза называть графом Полусахалинским.

Звездный час в карьере Сергея Юльевича Витте наступает после событий 1905 года. Он становится одним из составителей манифеста от 17 октября. Николай II назначает его председателем совета министров России. В новой должности Витте проявил себя как изворотливый политик, сумевший договориться и с правыми, и с левыми.

В 1906 году он добивается получения займа во Франции. Средства, полученные по этому договору, позволили стабилизировать финансовое положение России после войны и первой русской революции. Но по своим убеждениям Витте оставался ярым монархистом, поэтому он не мог осознать необходимости реформирования политической системы в России.

С середины 1906 года, Сергей Юльевич Витте выступает против наметившегося расширения полномочий Государственной думы и Государственного совета, что привело к его отставке.

Он переходит на консультативную работу и занимается публицистикой. Витте приобретает виллу в Биаррице, где работает над своими книгами и воспоминаниями. Там он и умирает весной 1915 года.

Витте Сергей Юльевич (17/29.06. 1849, Тифлис - 28.02/13.03.1915 гг., Петроград) - российский государственный деятель. Министр путей сообщения (1892), министр финансов (1892-1903), председатель Комитета министров (1903-1906), председатель Совета министров (1905-1906). Член Государственного совета (с 1903). Граф (с 1905 года). Действительный тайный советник (1899).

Биография

Первые 16 лет жизни С. Витте прошли в Тифлисе, где он учился в Тифлисской гимназии, затем в Кишинёве, где он продолжил обучение в 1-й Кишинёвской русской гимназии и где им был получен гимназический аттестат.

В 1866 году он (вместе с братом) поступил в только что открывшийся Новороссийский университет (в Одессе) на физико-математический факультет. После смерти отца и остальные члены семьи перебрались в Одессу. В 1870 году Витте окончил физико-математический факультет Новороссийского университета (Одесса), получив степень кандидата физико-математических наук.

С 01.05.1870 г. Витте стал работать в управлении Одесской железной дороги в качестве специалиста по эксплуатации железных дорог.

Во второй половине 1870-х годов Витте возглавил службу эксплуатации Одесской железной дороги. Он сделался одним из ближайших сотрудников директора Русского общества пароходства и торговли Н. М. Чихачева, в ведении которого была и Одесская железная дорога.

В 1879 году Витте переехал на жительство в Петербург, где получил должность начальника эксплуатационного отдела при правлении Общества Юго-Западных железных дорог (в состав которого, помимо Одесской, входило ещё четыре дороги - Харьковско-Николаевская, Фастовская, Киево-Брестская и Брестско-Граевская).

В это же время Витте становится одним из участников Барановской комиссии, созданной указом Александра II «для исследования железнодорожного дела в России» и разрабатывает проект устава русских железных дорог.

В феврале 1880 года Витте был назначен начальником службы эксплуатации в администрации Общества Юго-Западных железных дорог и переехал на жительство в Киев.

В 1886 году Витте занял пост управляющего Обществом Юго-Западных железных дорог.

10 марта 1889 назначен начальником только что образованного Департамента железнодорожных дел при Министерстве финансов.

В феврале-августе 1892 года - министр путей сообщения.

В конце 1892 С. Витте был назначен на пост министра финансов, который он занимал 11 лет.

С 1896 - статс-секретарь.

В 1903 г. вступил в обязанности председателя комитета министров. Последняя должность была фактически почётной отставкой, так как комитет до революции 1905 года не имел никакого значения. Это перемещение с поста влиятельного министра финансов произошло под напором дворянско-помещичьих членов правительства (главным образом, В. К. Плеве). Возглавил правительство после реформирования в качестве Председателя совета министров.

С 1903 года - член Госсовета, назначался к присутствию на 1906-1915.

С 1903 года - член комитета финансов, с 1911 по 1915 год - его Председатель.

С октября 1905 года по апрель 1906 года - Председатель реформированного Совета министров.

Был отправлен в отставку 22 апреля 1906 года; интриговал, даже пытался использовать Григория Распутина, чтобы вернуться к власти. Последняя его опала длилась вплоть до смерти. Умер 28.02.1915 года в Петрограде от менингита. Вынос тела и отпевание состоялись 2 марта; богослужение в Свято-Духовской церкви Александро-Невской лавры возглавил епископ Гдовский Вениамин (Казанский) в сослужении настоятеля Казанского собора протоиерея Ф. Орнатского и иных; присутствовали Председатель Совета министров И. Л. Горемыкин и ряд министров. Похоронен на Лазаревском кладбище Александро-Невской лавры.

Основание ТТИ и визит в Томск

Идея создания самостоятельного института в Томске принадлежала графу С. Ю. Витте, в то время министру финансов Российской империи. В 1895г. он писал министру народного просвещения о необходимости продумать и решить проблему подготовки инженеров в Сибири из ее уроженцев. С. Ю. Витте в своем письме министру народного просвещения И. Д. Делянову сообщал 14.10.1895 г., что он дал согласие на дополнительное увеличение кредитов МНП в текущем году на 400 тыс. руб. с тем, чтобы эти суммы были использованы на расходы по учреждению в Томске технологического института.

2. Гагарин А.В. «Томский политехнический университет 1896-1996: Исторический очерк». Томск: ТПУ, 1996. – 448с.

3. И.Т. Лозовский «В.А. Обручев в Томске». – Томск: изд-во НТЛ, 2000. – 180с.

Сергей Юльевич Витте (1849-1915) – выдающийся государственный деятель . Его экономическая политика отличалась дальновидностью, а дипломатические способности порождали мистические слухи.

Интересен факт, что Витте считали антиподом Столыпина. И действительно, их отношения складывались достаточно сложно.

У них были противоположные взгляды по поводу пути прогресса империи, но в главном они сходились: и Витте и любили Россию, и делали все для того, чтобы прославить свое отечество.

Таких, какими были эти два мужа, являются олицетворением самоотверженного служения отчизне.

Происхождение Витте

Родился Сергей Витте в семье курляндского дворянина Христофа-Генриха-Георга-Юлиуса и дочери губернатора саратовского края — Екатерины Андреевны. Случилось это в 1849 г.

Краткая биография отца семейства содержит сведения о высоком уровне его образования (он владел специальностями горного инженера и агронома). В начале сороковых годов он обосновался в Саратовской губернии и занимал должность управляющего крупного помещичьего хозяйства.

История умалчивает о том, чем он покорил сердце Екатерины Андреевны Фадеевой, но очевидно, что задача эта была не из простых.

Будущая его супруга и мать Сергея Юльевича происходила из высокообразованной дворянской семьи, ее дедом был князь Долгоруков.

Образование

До своего 16-летия, Сергей Витте посещал гимназию в Тифлисе. Затем семья недолго жила в Кишиневе. После получения аттестата зрелости они с братом стали студентами Новороссийского университета — одного из лучших в Российской империи.

Юноша терпеливо и настойчиво изучал , что позволило ему впоследствии стать выдающимся экономистом.

В Южной Пальмире, в 1870, он защитил диссертацию. Витте предлагали остаться в учебном заведении, но он отказался, в чем получил полную поддержку семьи, считавшей уделом дворянина служение государю и отечеству.

Карьера Витте

Краткая биография Сергея Витте не позволяет нам останавливаться на всех подробностях становления личности. Однако ключевые моменты его карьеры мы отметим.

Поступив на службу и заняв пост чиновника в канцелярии губернатора Новороссии, он просидел там недолго и вскоре стал специалистом-путейцем по рекомендации графа А. П. Бобринского.

Биография Витте содержит информацию о том, что он работал чуть ли не кассиром, но это не совсем так, хотя ему действительно приходилось много ездить по небольшим станциям, изучая во всех тонкостях работу железной дороги и занимать различные невысокие посты для углубления знаний.

Вскоре такая настойчивость дала результаты, и он возглавил эксплуатационную службу Одесской ЖД.

На тот момент Сергею Витте было 25 лет.

Дальнейший рост

Судьба Витте как чиновника могла бы закончиться, не успев начаться, по причине произошедшего на Тилигуле крушения поездов.

Однако его активная работа по организации оборонных грузоперевозок (шла война с ) снискала благоволение начальства, и его фактически простили (наказали двумя неделями гауптвахты).

Развитие порта Одессы – тоже в значительной степени его заслуга. Итак, вместо отставки Сергей Витте получает новый толчок в своей карьере, но уже в Санкт-Петербурге.

В 1879 г. он становится руководителем пяти юго-западных железных дорог (Харьковско-Николаевской, Киево-Брестской, Фастовской, Брестско-Граевской и Одесской).

Затем биография Сергея Витте продолжается в , где он работает под руководством И. С. Блиоха, видного теоретика-экономиста и банкира. Здесь пройдут пятнадцать лет его жизни.

Достижения

В начале XX века в мировой экономике происходят тектонические процессы, от которых не остался в стороне и Витте.

Его биография содержит сведения о написанном им труде «Национальная экономия и Фридрих Лист». Вскоре эту книгу замечают во власти, и Сергея Витте назначают статским советником при железнодорожном департаменте.

Затем его карьера стремительно развивается, и вот он уже назначен на пост министра.

Приглашен Витте на службу во вверенном ему ведомстве.

Заслуги Сергея Юльевича Витте перед государством колоссальны. Перечислим лишь наиболее значимые:

  1. Введение золотого обеспечения рубля. В результате российская денежная единица становится одной из главных мировых валют.
  2. Установление государственной монополии на продажу водки, вследствие чего в бюджет начинают поступать огромные денежные средства.
  3. Резкий рост железнодорожного строительства. За время работы Витте протяженность путей выросла вдвое и превысила 54 тыс. верст. Таких темпов не было даже в годы сталинских пятилеток.
  4. Перевод путей сообщения в госсобственность. 70 % компаний-перевозчиков казна выкупила у хозяев, это имело стратегическое значение для экономики страны.

Личная жизнь

Сергей Витте всегда пользовался успехом у дам. Со своей первой женой он познакомился еще в Одессе. На тот момент она состояла в формальном браке.

Н. А. Спиридонова (урожденная Иваненко) была дочерью предводителя дворянства из Чернигова. Вскоре они обвенчались в Киеве, в соборе Св. Владимира. Прожили супруги до самой смерти жены в 1890.

Через два года Витте женился вторично. Его избранница Матильда Ивановна Лисаневич сама растила дочь, которую Сергей Юльевич воспитывал как собственного ребенка.

Жена происходила их евреев-выкрестов, что обострило отношения чиновника со светским обществом. Сам он предрассудкам не придавал значения.

Последние годы

Отношения с у Витте складывались чрезвычайно сложно, в отличие от полного взаимопонимания, которое он имел с отцом Николая – императором Александром III.

С одной стороны, Николай II ценил его как не имеющего равных специалиста, заслужившего признание еще в годы правления его отца; с другой же — придворные интриги (на которые, кстати, и сам Сергей Юльевич был весьма способен) сильно осложняли положение министра финансов, пост которого к тому времени занимал Витте.

В конце концов, в 1903 он лишился своего поста, но надолго без дел не остался.

Как только случалась какая-то безвыходная государственная ситуация, император Николай II тут же прибегал к помощи Сергея Витте.

Именно его послали вести мирные переговоры с правительством Японии, вследствие чего был подписан . С заданием он справился виртуозно, а его наградой стал графский титул.

Затем возникли сложности с аграрным проектом, автором которого был Петр Аркадьевич Столыпин. Встретив сопротивление помещиков, Витте отступил, а автора спорного закона уволил. Долго, однако, лавировать между интересами противоборствующих группировок было невозможно. Неизбежная отставка, в конечном счете, состоялась в 1906 г.

На этом, собственно, биография Витте заканчивается. В феврале 1915 он заболел менингитом и умер.

Вся жизнь этого государственного деятеля является яркой иллюстрацией борьбы за процветание Родины.

Коротко о Сергее Витте можно сказать следующее:

  • Выдающийся русский экономист, дипломат, государственный деятель и реформатор.
  • Стабилизировал курс рубля, введя его золотое обеспечение.
  • Обеспечил приток первых в истории России иностранных кредитов на внутренний рынок.
  • Осуществил проект постройки самой большой в мире транссибирской магистрали.
  • Автор остановившего революцию 1905 года манифеста 17 октября, после которого был отстранен Императором Николаем II с поста председателя Совета министров.
  • Заключил мирный договор с Японией, по которому половина острова переходила к Японии, вторая же половина после поражения сохранилась за Россией.
  • Благодаря своим уникальным дипломатическим способностям, сумел заключить союзный договор с Китаем, Портсмутский мир с Японией, торговый договор с Германией.

В качестве заключения следует сказать, что Сергей Юльевич Витте стал ярким примером выдающегося ума, который сделал очень многое для любимой им России.

Если вам нравятся интересные факты и – подписывайтесь на . С нами всегда интересно.