Система управления пфр россии. Федеральным органом осуществдяющим контроль за нпф является Кто контролирует работу пенсионного фонда

Председатель Правления ПФР
ДРОЗДОВ Антон Викторович

В 1986 году окончил Московский финансовый институт по специальности экономист.

В 1986 году поступил на работу экономистом в Управление финансирования социального обеспечения Минфина СССР. С 1987 года - экономист Управления финансирования здравоохранения и социального обеспечения Минфина СССР. В 1988 году работал старшим экономистом Отдела финансирования социального развития Минфина.

С 1988 по 1989 год проходил службу в рядах Советской Армии.

С 1989 года занимал разные должности в Министерстве финансов РФ: ведущий экономист Отдела финансово-социального развития, эксперт I категории Сводного валютно-экономического отдела, заместитель начальника, начальник отдела Управления валютно-финансового регулирования Минфина России.

В 1994 году назначен заместителем начальника Главного управления федерального казначейства Минфина России.

С июля 1999 года по июль 2008 года работал в аппарате Правительства Российской Федерации: начальник Департамента финансов, заместитель Руководителя Аппарата Правительства Российской Федерации, директор Департамента экономики и финансов Правительства Российской Федерации.

Осуществляет общее руководство деятельностью Пенсионного фонда Российской Федерации. Распределяет обязанности, координирует и контролирует деятельность заместителей Председателя Правления ПФР.

Осуществляет общее руководство деятельностью Пенсионного фонда Российской Федерации. Распределяет обязанности, координирует и контролирует деятельность заместителей Председателя Правления ПФР. Непосредственно осуществляет координацию и контроль деятельности: Ревизионной комиссии ПФР; Департамента управления делами; Департамента кадровой политики; Департамента общественных связей и взаимодействия со средствами массовой информации; Департамента правовой политики (в части вопросов, касающихся подразделений, курируемых непосредственно Председателем Правления ПФР); Департамента обеспечения безопасности; Первого отдела.

Награжден "Орденом почета", присвоено звание "Заслуженный экономист РФ".

Женат, воспитывает дочь и сына.

Первый
ПЕТРОВА Наталия Владимировна

В 1989 году окончила Всесоюзный заочный институт Пищевой промышленности, затем Финансовую академию при Правительстве РФ.

С 1984 года работала в различных должностях. В системе Пенсионного фонда работает с 1994 года.

В 1994 году занимала должность заместителя начальника отдела учёта поступлений и расходования средств Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Ульяновской области.

С 1994 по 2002 год занимала должности заместителя начальника отдела, заместителя начальника Главного управления, начальника отдела, начальника Главного управления учёта и распределения средств ПФР Исполнительной дирекции Пенсионного фонда Российской Федерации.

С 2002 по 2013 год занимала должность Главного бухгалтера ПФР - начальника Департамента казначейства Пенсионного фонда Российской Федерации.

В 2013 году была назначена Заместителем Председателя Правления Пенсионного фонда РФ. С 2018 года - первый заместитель Председателя Правления Пенсионного фонда РФ.

Обеспечивает взаимодействие с Правительством Российской Федерации и Федеральным Собранием Российской Федерации. Непосредственно осуществляет координацию и контроль деятельности: Бюджетного департамента; Департамента казначейства; Департамента финансового обеспечения системы ПФР; Департамента организации администрирования страховых взносов. Осуществляет координацию и контроль деятельности территориальных органов ПФР по вопросам, относящимся к компетенции курируемых структурных подразделений Исполнительной дирекции ПФР. Курирует Центральный федеральный округ и Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по г. Байконур.

Награждена почетной грамотой Правительства Российской Федерации, почетной грамотой Министерства здравоохранения и социального развития РФ, почетной грамотой Пенсионного фонда Российской Федерации, присвоено звание «Почетный работник Пенсионного фонда РФ», имеет благодарность Председателя Совета Федерации Федерального собрания РФ.

Заместитель Председателя Правления ПФР
КОЗЛОВ Николай Борисович

В 1978 году окончил Московский финансовый институт по специальности международные экономические отношения.

Доктор экономических наук, профессор.

С 1978 года занимал различные должности в Министерстве финансов СССР.

В 1992 году руководил отделом "Русского национального банка".

В 1993 году был экспертом "Дойче Банка".

В 1994 году работал в должности начальника Управления ценных бумаг "Банка развития предпринимательства".

С 1994 по 2010 год являлся Президентом, Председателем совета директоров Инвестиционной компании "Риком-траст".

С 2011 года - заместитель Председателя Правления Пенсионного фонда РФ.

Осуществляет координацию и контроль деятельности Департамента организации и контроля инвестиционных процессов, Отдела международного сотрудничества. Также осуществляет координацию и контроль деятельности территориальных органов ПФР по вопросам, относящимся к компетенции курируемых структурных подразделений Исполнительной дирекции ПФР, курирует Северо-западный федеральный округ.

Заместитель Председателя Правления ПФР
АФАНАСЬЕВ Сергей Анатольевич

В 1987 году окончил Московский государственный университет им. М.В.Ломоносова.

В 2000 году окончил Российскую академию государственной службы.

В 1995 году Исполнительный директор Фонда "Научно-методический центр «Социальные и пенсионные технологии".

С 1995 по 1996 год главный специалист Министерства социальной защиты населения РФ.

С 1996 по 2004 год главный специалист, заместитель руководителя Департамента по вопросам пенсионного обеспечения Министерства труда и социального развития РФ.

С 2004 по 2010 год занимал разные должности в Министерстве здравоохранения и социального развития РФ: заместитель директора, директор Департамента развития социального страхования и государственного обеспечения, заместитель директора Департамента развития социального страхования и государственного обеспечения, Директор Департамента развития социального страхования и государственного обеспечения, Директор Департамента развития социального страхования и государственного обеспечения.

С 2010 по 2013 год Председатель Фонда социального страхования РФ.

С марта 2013 года заместитель Председателя Правления Пенсионного фонда РФ.

Обеспечивает взаимодействие с Правительством Российской Федерации и Федеральным Собранием Российской Федерации. Осуществляет координацию и контроль деятельности Департамента актуарных расчётов и стратегического планирования, Управления по работе с обращениями граждан, застрахованных лиц, организаций и страхователей; Учебно-методического центра (на правах управления). Также осуществляет координацию и контроль деятельности территориальных органов ПФР по вопросам, относящимся к компетенции курируемых структурных подразделений Исполнительной дирекции ПФР, курирует Сибирский федеральный округ.

Заместитель Председателя Правления ПФР
ЧИРКОВ Сергей Александрович

В 2000 году окончил Московскую Государственную Академию водного транспорта (юриспруденция).

В 2003 году окончил Академию труда и социальных отношений.

В 2005 году окончил Российскую экономическую академию им. Г.В. Плеханова с присвоением квалификации «Мастер делового администрирования» (MBA).

Кандидат юридических наук.

С 1999 по 2000 год работал в различных должностях в Фонде социального страхования РФ.

С 2001 по 2007 год работал в различных должностях в ПФР.

С 2007 по 2012 год начальник Департамента по вопросам пенсионного обеспечения лиц, проживающих за границей ПФР.

С 2012 по 2018 год начальник Департамента организации назначения и выплаты пенсий ПФР.

С 2018 года заместитель Председателя Правления Пенсионного фонда РФ.

Обеспечивает взаимодействие с Правительством Российской Федерации и Федеральным Собранием Российской Федерации. Непосредственно осуществляет координацию и контроль деятельности:

Департамента организации назначения и выплаты пенсий;

Департамента по вопросам пенсионного обеспечения лиц, проживающих за границей; Департамента правовой политики (за исключением вопросов, относящихся к сфере ведения подразделений, курируемых Председателем Правления ПФР).

Осуществляет координацию и контроль деятельности территориальных органов ПФР по вопросам, относящимся к компетенции курируемого структурного подразделения Исполнительной дирекции ПФР.

Награжден почетной грамотой Министерства здравоохранения и социального развития, Почетной грамотой ПФР, Благодарностью Правительства Российской Федерации, Благодарностью Комитета Государственной Думы по труду, социальной политики и делам ветеранов, медалью ордена «За заслуги перед отечеством» II степени.

Член Правления ПФР, управляющий Отделением ПФР по г. Москве и Московской области
АНДРЕЕВ Андрей Евгеньевич

В 1979 году окончил Ленинградский университет им. А.А. Жданова.

С 1979 по 1991 год работал в должностях: инспектор, старший инспектор сектора пенсий и пособий, начальник контрольно-ревизионного сектора, заместитель начальника Управления социального обеспечения Исполкома Ленсовета

С 1991 по 1997 год возглавлял Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по г. Ленинграду.

С 1997 по 2001 год руководил Отделением Пенсионного фонда Российской Федерации по г. Санкт-Петербургу и Ленинградской области.

В период с 2001 по 2002 год возглавлял Управление ПФР в Северо-Западном Федеральном округе ПФР, а с 2002 по 2003 год - Организационный департамент ПФР.

С 2003 года - управляющий Государственным учреждением - Отделением Пенсионного фонда Российской Федерации по г. Москве и Московской области.

Награжден Почетной грамотой ПФР, присвоено звание "Почетный работник ПФР", отмечен Знаком губернатора Московской области "За полезное" и Благодарностью Председателя Правления ПФР.

Член Правления ПФР, управляющий Отделением ПФР по Республике Башкортостан
ХАНТИМЕРОВ Фоат Галяутдинович

Окончил экономический факультет Башкирского сельскохозяйственного института и Финансовую академию при Правительстве РФ в г. Москве.
Кандидат экономических наук, заслуженный экономист Российской Федерации и Республики Башкортостан.

Трудовую деятельность начал в 1968 году преподавателем физики и математики в школе. С 1968 по 1973 год - студент экономического факультета БСХИ, затем окончил очную аспирантуру и продолжил преподавательскую работу.

С 1989 года - на партийной и государственной работе. С 1990 по 1991 год - заведующий аграрным сектором, секретарь Башкирского обкома КПСС, с 1991 по 1994 год - заместитель председателя Госкомитета РБ по управлению государственной собственностью, с 1994 по 2002 год - заместитель Премьер-министра, министр финансов РБ.

С 2002 года - управляющий Отделением Пенсионного фонда РФ по Республике Башкортостан.

Награжден Медалью "В память 850-летия Москвы" и нагрудным знаком "Отличник финансовой работы РФ".

На самом деле даже в молодом возрасте стоит задумываться о будущей пенсии. Ведь потом, в старости, уже будет сложно что-то изменить.

Так вот, в настоящее время в нашей стране существует огромное количество негосударственных пенсионных фондов, которые наперебой предлагают гражданам свои услуги. Но стоит ли им доверять? Какие государственные органы контролируют НПФ и почему контроль так важен.

Для чего необходим государственный контроль над деятельностью НПФ

Практически все НПФ управляются так называемым Советом Фонда. В его состав входят исключительно учредители. В их компетенцию входит:

  • деятельность организации и связанные с ней важные вопросы;
  • изменение и утверждение документации;
  • направление инвестиционной политики;
  • разработка плана работы на будущий год, закрытие и отчетность по прошедшим 12 месяцам;
  • принятие решения о назначении исполнительных органов, а также формирование Совета.

Стоит сказать, что на первых порах Совет собирается примерно раз в 30 дней. При нормальном функционировании, собрания сокращаются до 1 раза в год. Очень часто Совет сравнивают с собранием акционеров. И нужно сказать, что такое сравнение вполне уместно, т. к. и те, и другие являются органами высшего управления.

Конечно же, организацией должен кто-то управлять. В большинстве случаев эту функцию поручают специально назначенному органу исполнения. Он может быть выражен как в одном человеке, так и в группе лиц. Его функционал заключается в следующем:

  • организация рабочего процесса;
  • заключение сделок с контрагентами;
  • отбор работников и заключение с ними трудовых договоров;
  • контроль работы управляющего персонала;
  • расчет пенсионных выплат и их перечисление.

Важно! Формированием исполнительного органа занимается исключительно Совет Фонда. Причем первый может иметь достаточно большой круг полномочий.

Иногда создаются инспекции, в функции которых входят:

  • продление или прекращение лицензии;
  • регистрирование пенсионных правил;
  • установка нормативов, касающихся пенсионных резервов фонда;
  • контроль надо тем, как размещаются резервы;
  • разработка методической и нормативной документации;
  • обозначение времени, за которое должны быть сданы отчеты.

Законодательно закрепленные нормы контроля

– значение, правовое регулирование, функции – это действительно крайне важные моменты, о которых нужно знать в подробностях.

Негосударственный пенсионный фонд – его правовое регулирование со стороны государства четко прописано в Законе №75-ФЗ. НПФ, в соответствии с законодательством, является некоммерческой организацией. К видам его деятельности можно отнести:

  • деятельность, связанная с негосударственным пенсионным обеспечением, предусмотренная заключенными договорами с участниками фонда;
  • выступление в роли страховщика, по договорам «Обязательного пенсионного страхования»;
  • страховая деятельность по профессиональному страхованию пенсии.

Обратите внимание! Учредители не имеют право на распоряжение имуществом фонда!

НПФ несет ответственность за все имеющееся у него имущество. Как только он проходит государственную регистрацию права, ему тут же присваивается статус юридического лица. Учредительным документом является устав, который принимается учредителями фонда.

Негосударственный пенсионный фонд, значение, регулирование, функции полностью подпадают под ст.8 Закона 75-ФЗ. Итак, к функциям можно отнести:

  • разработка правил, по которым будет осуществляться деятельность организации;
  • заключение различного типа соглашений, относящихся к пенсионной системе;
  • аккумулирование взносов и накоплений;
  • отслеживание негосударственных пенсионных счетов;
  • сопровождение счетов накопительной части трудовой пенсии;
  • обеспечение имуществом, которое необходимо для нормального функционирования уставной деятельности.

Список государственных органов, контролирующих деятельность НПФ

Начать стоит с вопроса о том, какие органы контролируют НПФ. Все они делятся на типы, а именно:

  • госконтроль;
  • внешний контроль;
  • общественный;
  • внутри организации;
  • со стороны клиентов.

Какие государственные органы осуществляют контроль за НПФ:

  • ПФР РФ;
  • Министерство финансов РФ;
  • Минздравсоцразвития РФ;
  • Банк России.

Скорее всего, вы не один раз сталкивались с такими понятиями, как «социальный» и «экономический» блок. Так вот ПФР и Минздравсоцразвития входят в состав первого, а Минфин и Банк России – во второй.

Если брать период до 2013 года, то контроль над деятельностью негосударственных пенсионных фондов осуществляли следующие организации:

  • Министерство труда и социальной защиты;
  • Министерство финансов;
  • ФСФР.

Стоит сказать, что Центробанк проводит проверку на соответствие требованиям, предъявляемым к лицензии, а также следит за тем, чтобы фонд соблюдал действующее законодательство, что же касается фондов, то они в обязательном порядке, каждый месяц, квартал и год предоставляют специализированным органам необходимую отчетность.

Правовое регулирование деятельности негосударственных пенсионных фондов внешне осуществляют:

  • специально предназначенный депозитарий;
  • независимый эксперт в области аудита;
  • независимый актуарий.

Общественный контроль

Все вышеперечисленные организации имеют право только на передачу информации о выявленных нарушениях в государственные органы. Последние же уже могут принять соответствующие меры.

Кто осуществляет контроль над негосударственным пенсионным фондом, в принципе, практически понятно. Есть еще некоторые моменты, о которых стоит поговорить. Общественным контролем заведует Попечительский совет НПФ. Его создание необходимо для того, чтобы можно было контролировать действия фонда, и тем самым защищать интересы клиентов.

Отдельно нужно отметить тот момент, что, начиная с 2014 года, требования, предъявляемые к отчетности НПФ, стали более жесткими. Данные меры были приняты, конечно же, не просто так. Первой причиной является достаточно сложная экономическая ситуация. Вторым фактором влияния оказались отрицательные показатели накоплений в кризисный период 2008 года. Банк России на постоянной основе напоминает данным организациям о том, что хоть они и занимаются некоммерческой деятельностью, но, тем не менее, выполняют социально-значимую задачу для всей страны в целом.

На сегодняшний день наблюдается положительная тенденция в области негосударственного пенсионного страхования. Все дело в том, что контроль над деятельностью осуществляется только одним органом, и это действительно правильное решение.

В заключение

Теперь вы знаете, какие органы контролируют НПФ. Конечно же, каждый житель нашей страны вправе самостоятельно решать, где именно ему размещать свои пенсионные накопления.

Тем не менее, в настоящее время государство гарантирует защиту вкладчиков от мошенничества со стороны НПФ на достаточно большой промежуток времени. Поэтому люди вновь могут поверить органам власти и своему государству в целом, убедившись, что их будущая пенсия в надежных руках.

Современное российское законодательство позволяет работающим гражданам хранить свои пенсионные отчисления не только в структурах ПФР, но и в негосударственных пенсионных фондах.
Первые организации такого рода появились в России еще в 90-х годах прошлого столетия. Добро на их создание дал президентский указ №1077, подписанный гарантом конституции 16 сентября 1992 года. Документ приобрел силу закона на основании чрезвычайных полномочий, которыми наделили главу государства на время проведения интенсивных экономических реформ. В рамках этого этой программы в последующие два года было учреждено почти 350 различных организаций, в той или иной степени относящихся к негосударственным пенсионным фондам. До конца 1996 года на ведение некоммерческой деятельности с пенсионными накоплениями граждан было выдано всего 26 разрешений. Эти документы регламентировали работу НПФ и позволяли им: формировать активы через привлечение денежных средств юридических лиц; передавать полученные средства компаниям, специализирующимся на управлении активами; осуществлять в течение длительного времени или пожизненно регулярные денежные выплаты любым категориям граждан. К началу 1998 года разрешительные бумаги на такой род деятельности получили уже 252 структурных организации и в течение последующих 10 лет эта цифра практически не изменялась.
С середины 2008 года количество НПФ начало резко сокращаться. Часть субъектов самоликвидировались в результате банкротства, а мелкие компании пошли на слияние с более крупными за счет изменений в действующем законодательстве.
Весной 2016 года российское правительство под руководством премьер-министра Дмитрия Медведева уделило очень много внимания рассмотрению законопроекта, обязывающего акционеров НПФ в полном объеме компенсировать финансовые убытки, причиненные клиентам. «Если в результате проверки будет установлено, что количество денег на клиентских счетах снизилось из-за неразумного инвестирования, проведенного в интересах третьих лиц, все потери акционерам фонда придется восстановить. Это убережет управляющих делами от пагубного желания использовать доверенные финансы в целях личного обогащения» - выступая перед министрами, заявил г-н Медведев и порекомендовал как можно быстрее проработать документ с экспертами и внести на рассмотрение в Госдуму. «Мы должны всеми возможными средствами защитить людей, доверивших свои страховые и пенсионные накопления частным инвесторам и негосударственным фондам. А этот закон станет эффективным инструментом контроля за нечистыми на руку финансистами» - заметил премьер-министр. Слова главы правительства были приняты к сведению, и рабочая группа взялась за проект с удвоенной силой.
Каждый негосударственный пенсионный фонд находится под пристальным контролем различных проверяющих органов. Ежегодно финансовую деятельность организации тщательно изучают Федеральная налоговая служба, Департамент общих коллективных инвестиций и доверительного управления ЦБ РФ, главный офис ПФР и государственная счетная палата. Кроме того, бухгалтерские отчеты обязательно просматривают на соответствие независимые актуарий и аудитор. Один раз в квартал проверки проводят налоговая служба РФ и служба БР, курирующая финансовые рынки. Раз в неделю состояние дел в негосударственной структуре изучает ПФР, а ежедневно – представитель специального депозитария. Каждая из этих служб составляет собственный отчет и подает его фискальным органам со своими замечаниями и пожеланиями. На основании этих данных лицензию на деятельность организации продлевают или аннулируют.
Список российских негосударственных организаций, предоставляющих гражданам услуги по управлению страховыми пенсионными накоплениями, велик и обширен. Но и в этом многообразии всевозможных структур и компаний существует свой собственный рейтинг, определяющий лучших представителей отрасли. В первую пятерку входят самые эффективные по доходности и надежности предприятия.
НПФ «Сбербанк» Имеет высокий уровень прибыльности, большой опыт в разнообразных финансовых операциях, мощную базовую основу в виде крупного госпредприятия (Сбербанка России) и наивысший предельно возможный уровень надежности (ААА). В этом фонде хранят свои сбережения более 4 миллионов человек, а число клиентов, заключивших договор ОПС, превышает 1 миллион.
НПФ «Промагрофонд» Не слишком крупный, но чрезвычайно популярный фонд с активно растущей клиентской базой. С момента основания не имеет глобальных финансовых проблем, не терпит убытков и стабильно демонстрирует высокую доходность инвестиций.
НПФ «Газфонд» Среди конкурентов выделяется чрезвычайно высоким процентом доходности. Относительно легко пережил самые сложные моменты кризиса и сумел сохранить за собой лидерские позиции на рынке финансовых услуг. Пользуется доверием у граждан и регулярно проводит все необходимые выплаты.
НПФ «Лукойл» Один из самых старых фондов России. Учрежден в 1994 году, а с 2006 года имеет бессрочную лицензию на ведение деятельности. Содержит отделения в 80 российских городах 54 региональных округов. В 2011 году совершил поглощение трех более мелких фондов, тем самым увеличив долю капитала и расширив географию присутствия на территории государства.
НПФ «Гефест» Образован в 1993 году и с 2004 года работает по бессрочной лицензии. Надежный, доходный, с хорошим инвестиционным портфелем. Имеет филиалы в различных федеральных округах и предоставляет гражданам широкий спектр услуг по приумножению пенсионных накоплений.
Эти фонды ежегодно входят в рейтинг самых популярных и востребованных, не имеют проблем с фискальными органами и в течение многих лет четко выполняют все взятые на себя обязательства.

Оригинал этого материала
© Forbes.ru , 19.11.2013, Пенсионный передел: четверть рынка НПФ сменила владельцев

Елена Зубова

[...] Сейчас НПФ имеют статус некоммерческих организаций, у них есть учредители, но как бы нет бенефициаров. Кто является реальным владельцем фонда, не всегда понятно, так как учредители и фактические владельцы зачастую совершенно разные организации. Как переходят права собственности? У каждого фонда есть компания-администратор, ее вместе с правами, определяющими условия деятельности НПФ, и покупает новый владелец. При этом настоящие собственники фонда не несут никакой ответственности в случае его убытков и банкротства.

«Прежние владельцы начали массово избавляться от НПФ, ведь денег, которые нарисованы на бумаге, на самом деле в фондах нет», - говорит источник в правительстве. Покупателей достаточно. Один из них рассказывает, что после неудачных инвестиций и кризиса 2008 года дыры в балансах НПФ могут достигать 10% (в совокупности 100 млрд рублей), но проблемы учитываются в цене. С учетом корректировки она часто снижается в два-три раза, до 5% от стоимости имущества.

По такой цене в сентябре 2013 года компания United Capital Partners (UCP) финансиста Ильи Щербовича купила у «Норильского никеля» его корпоративный НПФ (имущество фонда - $1,7 млрд), переименовав его в «Наследие».

«Норильский никель» официально сообщил, что сумма сделки составила $85 млн. Непокрытый убыток - 600 млн рублей, годом ранее - 2 млрд рублей. Основные потери фонд понес во второй половине 2008 года, когда его совет возглавляла нынешний вице-премьер Ольга Голодец. [...]

Как финансисты используют пенсионные деньги? Недавно «Лукойл-Гарант», например, купил 8,8% акций самой ФК «Открытие». Пенсионные средства купленных НПФ размещены на депозитах в нескольких дочерних банках ФК «Открытие»: резервы - в «Петрокоммерце», накопления - в Номос-банке и в Ханты-Мансийском банке. В целом «Лукойл-Гарант» держит на депозитах 70-80% от суммы пенсионных накоплений, что составляет 28% всех пенсионных накоплений россиян, размещенных в банках.

Одна из значительных статей в балансах банков ФК «Открытие» - операции со связанными сторонами. По данным агентства Fitch Ratings, Номос-банк в 2012 году выдал своим акционерам кредиты на 26 млрд рублей, еще 53 млрд рублей - это финансирование проектов, связанных с группой ИСТ и их партнерами, - девелопмент и скупка акций крупных корпораций. В 2013 году объем этих операций и риски по ним выросли, констатирует Fitch. Присутствие на пенсионном рынке - один из стратегических приоритетов корпорации, заявили в пресс-службе «Открытия». Корпорация отказалась комментировать использование пенсионных денег для поддержки проектов акционеров.

Инвестиции в бизнес учредителей НПФ связаны с повышенным риском и должны быть ограничены, считают в Генпрокуратуре. Пример - инвестиции «ДСК-1 и Компания», которая с нарушением закона за счет имущества учрежденного НПФ «Надежда» на 462 млн рублей финансировала собственный строительный бизнес (материалы проверки есть у Forbes).

Другой фонд, НПФ «Семейный», вложил большую часть из 364 млн рублей пенсионных резервов в недвижимость через векселя аффилированных с учредителями структур через управляющую компанию, не имеющую лицензии. У самого фонда лицензия был отозвана в 2012 году, оставшихся в нем денег, возможно, хватило бы на пенсионные выплаты только по номиналу сделанных взносов, но реестр с данными клиентов отсутствует. [...]

"Газфонд" нашел способ оставить бенефициаров в тени

Оригинал этого материала
© "Коммерсант" , 04.06.2015

Тайное становится номинальным

Мария Яковлева

В негосударственных пенсионных фондах (НПФ) готовятся к вступлению в силу положений закона, требующих раскрытия реальных владельцев НПФ. С начала следующего года все фонды, работающие с накоплениями граждан, не имеют права числить среди владельцев некоммерческие структуры (НКО). Таким образом, схема, при которой НПФ разделяется на два и один из них, существующий в форме НКО, является 100-процентным владельцем второго, станет невозможной. Однако "Газфонд пенсионные накопления" и еще несколько фондов нашли способ и соблюсти требование закона, и не раскрыть при этом конечных бенефициаров НПФ.

Бенефициары нескольких крупных фондов, работающих с пенсионными накоплениями, могут так и остаться неизвестными. О том, что фонды с накоплениями, акционерами которых формально являются некоммерческие НПФ, готовятся сменить структуру владения, "Ъ" писал 27 марта . Однако подробностей тогда не было. Вчера же гендиректор НПФ "Газфонд пенсионные накопления" (единственным акционером которого является некоммерческий НПФ "Газфонд") Андрей Кокин сообщил, что рассматривается вариант, при котором акционером НПФ станет коммерческая организация, являющаяся "дочкой" некоммерческого "Газфонда". "Мы обсуждаем эту схему с Банком России",- уточнил он. Также господин Кокин напомнил: в законе не указывается, что владельцем коммерческой структуры–акционера НПФ не может быть некоммерческая организация.

До 2014 года все НПФ были некоммерческими организациями и официально владельцев не имели, то есть понять, кто контролирует фонд, можно было лишь по косвенным признакам. Реформирование пенсионной системы осуществлялось в том числе с целью достижения прозрачности ее участников. Первоначально фонды, работающие с накоплениями, должны были акционироваться и раскрыть владельцев любой юридической формы. На этом этапе несколько фондов разделились - выделили фонд с пенсионными накоплениями и преобразовали его в АО, в качестве 100-процентного владельца указав некоммерческий НПФ (обычно в нем находятся пенсионные резервы). По этому принципу акционировались такие фонды, как "Газфонд" (с выделением НПФ "Газфонд пенсионные накопления"), "ЛУКОЙЛ-Гарант", "Сургутнефтегаз", "Нефтегарант", "Согласие", "Социальная защита" (с выделением НПФ "Сибирский капитал"), "Атомгарант". Но, согласно п. 5 ч. 1 ст. 19 закона о гарантировании прав застрахованных лиц, вступающей в силу 1 января 2016 года, НПФ признается соответствующим требованиям системы гарантирования, если его акционерами являются физические или юридические лица, созданные в форме хозяйственного общества. То есть некоммерческих структур (например, некоммерческих пенсионных фондов) в составе акционеров такого НПФ со следующего года быть не может.

По словам исполнительного директора НПФ "Сургутнефтегаз" Руслана Габдулхакова, в настоящий момент менеджмент фонда обсуждает различные варианты смены структуры владения. "Это акционирование некоммерческого НПФ, или продажа фонда с накоплениями, или смена акционера–некоммерческого НПФ на структуру вроде закрытого паевого инвестиционного фонда,- уточнил он.- Вопрос в том, как будет смотреть регулятор на каждый из вариантов". В НПФ "ЛУКОЙЛ-Гарант" вопрос со сменой структуры акционеров не решен. В "Нефтегаранте" сообщили лишь, что "в установленный срок фонд реализует необходимые мероприятия в полном соответствии с требованиями действующего законодательства". Впрочем, по словам руководителя крупного НПФ, "вариант, аналогичный идее "Газфонд пенсионные накопления", рассматривают еще минимум два фонда".

Эксперты не уверены, что такая схема раскрытия акционеров в полной мере устроит регулятора. "Нужно понимать, что хотел бы увидеть ЦБ. Да, с точки зрения соблюдения буквы закона все в порядке. Но, вероятно, такая система не соответствует духу закона: предполагалось, что все фонды, работающие с накоплениями, покажут, кто является бенефициаром и получает выгоду от ведения пенсионного бизнеса",- считает гендиректор консалтинговой компании "Пенсионный партнер" Сергей Околеснов.

В Банке России вчера не ответили на запрос "Ъ".

Российской Федерации о фондах, осуществляющих деятельность по обязательному пенсионному страхованию, а также о фондах, у которых введен запрет на проведение всех или части операций или аннулирована лицензия, в течение 10 рабочих дней со дня введения соответствующего запрета или аннулирования лицензии; 8) направляет в пределах своей компетенции лицам, указанным в пункте 2 настоящей статьи, предписания о предоставлении документов, запросы, в том числе инициированные федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социального развития, о предоставлении информации, связанной с осуществлением ими деятельности по формированию и размещению средств пенсионных резервов, формированию и инвестированию средств пенсионных накоплений, и иной информации с учетом требований федеральных законов; (в ред.

Кто контролирует негосударственные пенсионные фонды

Банку России, фонду, управляющей компании, о выявленных в ходе осуществления контроля специализированным депозитарием нарушениях настоящего Федерального закона и принятых в соответствии с ним иных нормативных правовых актов Российской Федерации и нормативных актов Банка России, инвестиционной декларации в случае ее наличия; (абзац введен Федеральным законом от 21.07.2014 N 218-ФЗ) (пп. 1 в ред. Федерального закона от 28.12.2013 N 410-ФЗ) (см. текст в предыдущей редакции) 2) принимает в пределах своей компетенции нормативные акты по вопросам регулирования, контроля и надзора за деятельностью фондов; (в ред. Федерального закона от 23.07.2013 N 251-ФЗ) (см. текст в предыдущей редакции) 3) осуществляет лицензирование деятельности по пенсионному обеспечению и пенсионному страхованию; 4) ведет реестр фондов; (пп.
4 в ред. Федерального закона от 21.07.2014 N 218-ФЗ) (см.

Как работает пенсионный фонд? структура и управление пенсионного фонда рф

Ведь от него напрямую зависит то, насколько рационально и правильно будут распределены те бюджетные средства, которые выделяются государством. Принципы работы Пенсионного фонда Давайте вкратце рассмотрим, как работает Пенсионный фонд России. Если говорить условно, то механизм функционирования этого учреждения связан с поддержкой материального блага людей, которые входят в социальную категорию.

Внимание

При этом новое поколение, начинающее работать, должно делать взносы в данную структуру. Пожилые люди, наоборот, в силу того, что работать уже не могут, получают каждый месяц фиксированную сумму. По сути, Пенсионный фонд – вечный цикл. В статье будут описаны свойства и процесс организации работы данной структуры.


К тому же несколько слов заслужил и начальник Пенсионного фонда, но об этом позже. Страховые взносы Источником дохода Пенсионного фонда являются национальные выплаты.
Пенсионный фонд Российской Федерации, в том числе: утверждает типовые страховые правила фонда, типовую форму договора об оказании фонду услуг специализированного депозитария, типовую форму соглашения между фондом и организацией о взаимном удостоверении подписей, типовую форму договора об обязательном пенсионном страховании; утверждает формы заявлений (требований) кредиторов фонда по обязательствам, возникшим из пенсионных договоров, о досрочном прекращении обязательств и выплате выкупной суммы или переводе ее в другой фонд в связи с реорганизацией фонда, а также инструкции по заполнению форм заявлений (требований) о досрочном прекращении обязательств и выплате выкупной суммы или переводе ее в другой фонд в связи с реорганизацией фонда; абзац утратил силу. — Федеральный закон от 21.07.2014 N 218-ФЗ; (см.
Негосударственный пенсионный фонд, значение, регулирование, функции полностью подпадают под ст.8 Закона 75-ФЗ. Итак, к функциям можно отнести:
  • разработка правил, по которым будет осуществляться деятельность организации;
  • заключение различного типа соглашений, относящихся к пенсионной системе;
  • аккумулирование взносов и накоплений;
  • отслеживание негосударственных пенсионных счетов;
  • сопровождение счетов накопительной части трудовой пенсии;
  • обеспечение имуществом, которое необходимо для нормального функционирования уставной деятельности.

Список государственных органов, контролирующих деятельность НПФ Начать стоит с вопроса о том, какие органы контролируют НПФ.

Важно

Вопросы для обсуждения:

  1. Контроль за деятельностью Пенсионного фонда Российской Федерации.
  2. Контроль за деятельностью органов и учреждений социальной защиты населения в Российской Федерации.
  3. Организация контроля за качеством социального обслуживания населения.

Тема 14. Контроль за деятельностью органов и должностных лиц Пенсионного фонда Российской Федерации, органов и учреждений социальной защиты населения и их должностных лиц. Вопросы для обсуждения:

  1. Правонарушения и ответственность органов Пенсионного фонда Российской Федерации, органов и учреждений социальной защиты населения и их должностных лиц.
  2. Защита прав и свобод человека и гражданина в сфере социального обеспечения и обслуживания.

Литература Основная Галаганов В.П.


Право социального обеспечения: учебник / В.П.Галаганов. – М.: Изд.центр «Академия», 2008. – 416 с.
Предыдущая891011121314151617Следующая ⇒ Вопросы для обсуждения: 1. Понятие, принципы, виды контроля за деятельностью органов и должностных лиц Пенсионного фонда Российской Федерации, органов и учреждений социальной защиты населения и их должностных лиц. 2. Объект и субъекты контроля за деятельностью органов и должностных лиц Пенсионного фонда Российской Федерации, органов и учреждений социальной защиты населения и их должностных лиц.


Тема 14. Контроль за деятельностью органов и должностных лиц Пенсионного фонда Российской Федерации, органов и учреждений социальной защиты населения и их должностных лиц.
На самом деле даже в молодом возрасте стоит задумываться о будущей пенсии. Ведь потом, в старости, уже будет сложно что-то изменить. Так вот, в настоящее время в нашей стране существует огромное количество негосударственных пенсионных фондов, которые наперебой предлагают гражданам свои услуги.
Но стоит ли им доверять? Какие государственные органы контролируют НПФ и почему контроль так важен. Содержание

  • Для чего необходим государственный контроль над деятельностью НПФ
  • Законодательно закрепленные нормы контроля
  • Список государственных органов, контролирующих деятельность НПФ
    • Общественный контроль
  • В заключение

Для чего необходим государственный контроль над деятельностью НПФ Практически все НПФ управляются так называемым Советом Фонда. В его состав входят исключительно учредители.
РФ;

  • Министерство финансов РФ;
  • Минздравсоцразвития РФ;
  • Банк России.

Пенсионный Фонд Российской Федерации Скорее всего, вы не один раз сталкивались с такими понятиями, как «социальный» и «экономический» блок. Так вот ПФР и Минздравсоцразвития входят в состав первого, а Минфин и Банк России – во второй. Если брать период до 2013 года, то контроль над деятельностью негосударственных пенсионных фондов осуществляли следующие организации:

  • Министерство труда и социальной защиты;
  • Министерство финансов;
  • ФСФР.

Стоит сказать, что Центробанк проводит проверку на соответствие требованиям, предъявляемым к лицензии, а также следит за тем, чтобы фонд соблюдал действующее законодательство, что же касается фондов, то они в обязательном порядке, каждый месяц, квартал и год предоставляют специализированным органам необходимую отчетность.

Инфо

Предписания и запросы Банка России направляются посредством почтовой, факсимильной связи либо посредством вручения адресату или в форме электронных документов, подписанных усиленной квалифицированной электронной подписью в порядке, установленном Банком России. При направлении предписаний и запросов Банка России в форме электронных документов данные предписания и запросы считаются полученными по истечении одного рабочего дня со дня их направления адресату в порядке, установленном Банком России, при условии, что Банк России получил подтверждение получения указанных предписаний и запросов в установленном им порядке. (п. 5.1 в ред. Федерального закона от 13.07.2015 N 231-ФЗ) (см. текст в предыдущей редакции) 6.


При осуществлении надзора и контроля за лицами, указанными в пункте 2 настоящей статьи, Банк России вправе: (в ред. Федерального закона от 23.07.2013 N 251-ФЗ) (см.
Отдельно нужно отметить тот момент, что, начиная с 2014 года, требования, предъявляемые к отчетности НПФ, стали более жесткими. Данные меры были приняты, конечно же, не просто так. Первой причиной является достаточно сложная экономическая ситуация.
Вторым фактором влияния оказались отрицательные показатели накоплений в кризисный период 2008 года. Банк России на постоянной основе напоминает данным организациям о том, что хоть они и занимаются некоммерческой деятельностью, но, тем не менее, выполняют социально-значимую задачу для всей страны в целом. На сегодняшний день наблюдается положительная тенденция в области негосударственного пенсионного страхования.
Все дело в том, что контроль над деятельностью осуществляется только одним органом, и это действительно правильное решение. В заключение Теперь вы знаете, какие органы контролируют НПФ.