Трудовое воспитание в семье статья. Трудовое воспитание в семье. Методологические основы трудового воспитания

6. А. С. Макаренко сформулировал положение о том, что воспитание детей должно быть в коллективе, для коллектива и через коллектив. Это положение справедливо во всех видах труда. И семье также имеются условия для коллективного труда ребенка:

совместное приготовление праздничного стола, уборка квартиры, работа на огороде, в саду. Коллективный труд создает благоприятные условия для того, чтобы ребенок почувствовал себя членом семьи, осознал свою неразрывную связь с ней. Коллективный труд дает возможность ребенку пережить удовлетворение от взаимопомощи и товарищества в работе. Вот как организуют в некоторых семьях уборку квартиры. Вся квартира превращается в боевой корабль. Папа - капитан, мама - кок, Люда - юнга, Коля - боцман. Все весело «драили палубу», «протирали иллюминаторы». Мама-кок угостила всех вкусным обедом. Ребята работали с интересом, старались.

7. От родителей в значительной мере зависит, будет ли трудолюбив ребенок, научится

ли он ответственно относиться к любому, даже не очень привлекательному, но нужному

делу, будет ли сопереживать, и содействовать тому, кто трудится рядом.

Труд был, есть и будет основным условием всестороннего, гармонического развития человека. Как известно, в труде формируются практические умения растущей личности, развиваются ее способности, воспитывается привычка к доведению начатого до конца, творческое восприятие окружающего, чувство коллективизма.

Цели воспитания детей в дошкольном учреждении и в семье едины: и педагог, и родители хотят видеть своего ребёнка трудолюбивым, обладающим навыками доступного им труда, с уважением относиться к труду людей, проявляющим бережное отношение к результатам труда, оказывающим помощь взрослым в семье.

Работа с семьями дошкольников организуется на основе принципов:

Параллельности воздействия дошкольного учреждения и семьи на детей.

Взаимодополнение воздействия дошкольного учреждения и семьи на детей.

Организации совместной деятельности взрослых и детей в дошкольном учреждении и в семье.

На основе принципа параллельности воздействия дошкольного учреждения и семьи решается задача воспитания самостоятельности у детей дошкольного возраста. Этот принцип следует понимать как единство требований, приёмов обучения трудовым действиям, содержания труда детей.

Данные тенденции в жизни общества нельзя оставлять без внимания и специалистам дошкольного профиля. Назрела необходимость обновления такого важного направление деятельности дошкольного учреждения, как работа с семьей, ее принципов, существую-щую практику работы с родителями, при которой каждой семье навязывалась внешняя система ценностей, без учета структуры семьи, ее традиций.

Игнорирование необходимости смены акцентов (пересмотра приоритета отдельных

ролей, функций, методов и процессов), качественного управления процессом взаимодейс-твия педагогов с родителями может привести к дальнейшему кризису образования, детей и родителей.

Во взаимодействии специалистов ДОУ и семьи, проявляющемся в помощи, поддержке семьи в преодолении различных трудностей в воспитании детей, гармонизации отношений с детьми, развитии компетентности родителей. Поддержка семьи – первая ступень к развитию долгосрочных отношений в системе «педагоги – родители» в пространстве непрерывного образования.

II . Взаимодействие дошкольного учреждения с семьей (методические рекомендации для педагогов и родителей

Семья и дошкольное учреждение – два важных института социализации детей. Их воспитательные функции различны, но для всестороннего развития ребёнка необходимо их взаимодействие

Дошкольное учреждение играет важную роль в развитии ребёнка. Здесь он получает образование, приобретает умения взаимодействовать с другими детьми и взрослыми, организовывать собственную деятельность. Однако, насколько эффективно ребёнок будет овладевать этими навыками, зависит от отношения семьи к дошкольному учреждению. Гармоничное развитие дошкольников без активного участия его родителей в образовательном процессе вряд ли возможно.

Роль семьи в воспитании и развитии ребёнка также нельзя недооценивать. Главной особенностью семейного воспитания признаётся особый эмоциональный микроклимат, благодаря которому у ребёнка формируется отношение к себе, что определяет его чувство самоценности. Другая важная роль семейного воспитания – влияние на ценностные ориентации, мировоззрение ребёнка в целом, его поведение в разных сферах общественной жизни. Известно также, что именно родители их личностные качества во многом определяют результативность воспитательной функции семьи.

Важность семейного воспитания в процессе развития детей определяет важность взаимодействия семьи и дошкольного учреждения. Однако на это взаимодействие влияет ряд факторов, прежде всего то, что родители и педагогический коллектив ожидают друг от друга, насколько едины и последовательны они в процессе воспитания и обучения детей.

Ш . IV . Воспитание дошкольников в семье

воля, нравственность, самостоятельность, труд

Актуальной задачей в настоящее время является воспитание у дошкольников нравственно-волевых качеств: самостоятельности, организованности, настойчивости, ответственности, дисциплинированности.

Формирование нравственно-волевой сферы – важное условие всестороннего воспитания личности ребенка. От того как, будет воспитан дошкольник в нравственно-волевом отношении, зависит не только его успешное обучение в школе, но и формирование жизненной позиции.

Недооценка важности воспитания волевых качеств с ранних лет приводит к установлению неправильных взаимоотношений взрослых и детей, к излишней опеке последних, что может стать причиной лени, несамостоятельности детей, неуверенности в своих силах, низкой самооценки, иждивенчества и эгоизма.

Наблюдения показывают, что многим родителям свойственна недооценка волевых возможностей детей, недоверие к их силам, стремление опекать. Нередко дети, проявляющие самостоятельность в детском саду, в присутствии родителей становятся беспомощными, неуверенными, теряются при возникновении затруднений в решении посильных задач. Взрослых членов семьи волнуют проблемы подготовки ребенка к школе, но интересуют их прежде всего вопросы социальной подготовки – обучение чтению, счету, письму, а воспитанию таких качеств, как самостоятельность, настойчивость, ответственность, организованность, родители не придают большого значения.

Известно, что в нравственном воспитании семье принадлежит ведущая роль. Для нормальной благополучной семьи характерны атмосфера родственных эмоциональных связей, насыщенность, непосредственность и открытость проявлений ими любви, заботы и переживания. Наиболее велико влияние этой атмосферы на ребенка в дошкольном возрасте. Малыш особенно нуждается в любви и ласке родителей, у него огромная потребность общения со взрослыми, которую наиболее полно удовлетворяет семья. Любовь родителей к ребенку, их забота о нем вызывают у малыша ответный отклик, делают его особенно восприимчивым к нравственным установкам и требованиям матери и отца.

Если ребенок окружен любовью, чувствует, что он любим независимо от того, какой он, это вызывает у него ощущение защищенности, чувство эмоционального благополучия, он осознает ценность собственного «Я». Все это делает его открытым добру, положительным влиянием.

Уважение личности ребенка, признание ценности его внутреннего мира, его потребностей и интересов способствуют воспитанию у него чувства собственного достоинства. Человек, лишенный этого чувства, позволит и себя, и другого унизить, допустить несправедливость. Чувство собственного достоинства помогает ребенку правильно оценить свои поступки и поступки других с точки зрения их гуманности: сам остро чувствуя унижение или несправедливость, он может представить, как больно это будет другому.

Представление о себе, уважение или неуважение к себе, т. е. самооценка, формируются у ребенка в процессе общения со взрослыми, которые оценивают его положительно или отрицательно. Особо значимой для малыша является оценка со стороны тех взрослых, которые относятся к нему с доверием и уважением. Оценка должна фиксировать внимание ребенка не только на том, как он поступил – хорошо или плохо, но и на том, какие последствия это имеет для других людей. Так постепенно ребенок учится ориентироваться в своем поведении на то, как отразится его поступок на окружающих.

Большое внимание на развитие у малыша нравственных чувств оказывает чтение сказок, рассказов, где описывается борьба положительных и отрицательных персонажей. Ребенок сопереживает успехам и неудачам героя и его друзей, горячо желает им победы. Так формируется его представление о добре и зле, отношение к нравственному и безнравственному.

Дети, у которых к началу обучения в школе не развита способность активно действовать для достижения цели, самостоятельно выполнять повседневные требования и решать новые задачи, проявлять настойчивость в преодолении трудностей, часто не могут организовать себя для выполнения заданий учителя. Это отрицательно сказывается на учебной работе и поведении первоклассника, становится причиной его неуспеваемости, недисциплинированности.

Известно стремление младших дошкольников к самостоятельности. Оно приобретает нравственный смысл в деятельности, в которой малыш проявляет свое отношение к окружающим. Это не только выполнение отдельных поручений взрослых, но и его деятельность по самообслуживанию. Малыш еще не осознает, что первая его трудовая деятельность необходима ему самому и окружающим, так как овладение нужными навыками позволяет ему обходиться без посторонней помощи, не затрудняя других людей заботой о себе. Ребенок еще не понимает, что тем самым он проявляет заботу о них. Такой мотив труда младшего дошкольника формируется только под воздействием взрослых. Овладение навыками самообслуживания позволяет ребенку оказывать реальную помощь другим детям, требует от него определенных усилий для достижения нужного результата и способствует выработке настойчивости.

Таким образом, овладение младшими дошкольниками навыками самообслуживания – эффективное средство воспитания таких нравственно-волевых качеств, как самостоятельность и настойчивость.

Семья располагает благоприятными условиями для привлечения ребенка-дошкольника к труду. Трудовые поручения, которые ребенок выполняет в семье, по содержанию разнообразнее, чем в детском саду, а необходимость их выполнения для него более очевидна (особенно в хозяйственно-бытовом и ручном труде). Особое влияние на малыша оказывает труд взрослых в семье.

Характерны мотивы труда детей в семье: любовь к родителям и другим членам семьи, желание позаботиться о них, помочь, доставить им радость. В семье дети часто с удовольствием занимаются теми видами труда, которые мало распространены в детском саду: стиркой белья, мытьем и вытиранием посуды, участвуют в приготовлении пищи, покупке продуктов и т. д. Благоприятные семейные условия положительно влияют на трудовое воспитание детей и их нравственно-волевое развитие.

Анализируя ответы родителей, можно сделать вывод о том, что на первом месте среди выполняемых в семье дошкольником видов труда стоит самообслуживание, на втором – уборка игрушек и помещения, остальные виды труда занимают незначительное место.

Используя труд в качестве средства нравственного воспитания, родителям необходимо анализировать мотивы, побуждающие ребенка выполнять данный вид труда. Создать наиболее действенный для ребенка мотив – значит вызвать у него волевые усилия, направить их на те цели, достижение которых взрослый считает полезным для нравственного развития дошкольника.

Как ребенка приобщить к труду?

В семье дети постоянно видят, что родители делают: готовят еду, убирают

квартиру, стирают белье, шьют. Наблюдение за тем как выполняют взрослые эти

повседневные дела, постепенно помогает ребенку понять их значимость и

отношение родителей к труду: мама пришла с работы усталая, но должна

готовить ужин для всех, папа идет в магазин за продуктами. Следует помнить

что детские наблюдения могут носить созерцательный характер. Чтобы пример

членов семьи стал для ребенка руководством к действию, взрослые могут

соправаждать свою работу пояснениями. Это обычно привлекает к себе внимание

Нравственная ценность будущего гражданина во многом зависит от умения и желания трудиться. Правильно поставленное трудовое воспитание в семье – основа благополучной жизни в дальнейшем .

Положительные мотивы, которые подвигают человека к труду:

  1. Осознание его общественной значимости, гордость за себя и результат работы.
  2. Наличие материальной заинтересованности.
  3. Физическая потребность в труде и творческом созидании.

Падение престижа труда

Привлечение педагогического наследия прошлого в воспитании детей не всегда уместно, нынешние моральные ценности несколько отличаются, . Честный труд к сожалению, уже не является почетным.

Тому несколько причин:

  1. По сравнению с условиями жизни многочисленных чиновников, работа рядовых граждан не позволяет достойно содержать семью, обеспечивать своих детей. Их труд оплачивается не по достоинству.
  2. Учитывая размер нищенских пенсий, можно говорить о пренебрежении чиновников, политиков человеком труда.
  3. В стране процветает безработица, работа не имеет адекватной оплаты, люди работают практически даром, но по призванию.

Несмотря на все обстоятельства, трудовое воспитание важно для жизни семьи и необходимо каждому ребенку как бесценный опыт для самореализации в будущем.

Значение труда для развития личности

Современные родители очень часто недооценивают воспитание трудом. Жалея своих малышей, они оправдывают свои действия тем, что их чада еще наработаются в зрелом возрасте. Но такая позиция ошибочна , поскольку именно в детстве закладывается отношение человека к труду, основные трудовые навыки.

Такие качества как выносливость, терпение, стремление к преодолению трудностей, доведение начатого до конца формируются в ранние годы. Ребенок учится понимать, что работа может быть не только приятной, но и утомительной, грязной. Дисциплина и сила воли рождаются именно в такие моменты.

Убираясь по дому или помогая маме помыть посуду, малыш приучается к ответственности, понимает, что если выполнить поручение небрежно, то это никого не обрадует. Чем бы он ни занимался, его помощь демонстрирует любовь, внимание, уважение к родным.

Простое поручение по починке сломавшейся машинки или куклы – это не механическое воспроизведение определенных действий. Сознательный труд рождает инициативу, изобретательность, ребенок находится в активном поиске, стремясь найти пути решения проблемы. В это время развиваются его память, внимание, пробуждается воображение . Когда малыш занимается с небольшими деталями и предметами, формируется его мелкая моторика, которая напрямую влияет на совершенствование центров речи, интеллект .

Правильное воспитание детей младшего возраста не только приносит радость им самим, а делает счастливыми всех близких.


Трудовое воспитание мальчика

Наследник вырастет трудолюбивым, если только отец сам не сидит без дела перед телевизором, перекладывая все заботы по дому на плечи жены. Труд старшего мужчины – наглядный пример для малыша.

Сообразуясь с возрастом отпрыска, умный папа привлечет его к посильной помощи: мальчик может подавать инструменты, помочь в саду или гараже. Общение в процессе работы очень сближает, а забивать гвозди или чинить утюг – это не обрыдлая обязанность, а увлекательнейшее занятие.

Трудовое воспитание девочки

Мудрая мать ненавязчиво привлечет дочку к помощи по дому: научит убирать, стирать, готовить элементарные блюда, сервировать стол. Со временем круг ее обязанностей расширится, она научится рукодельничать, заботиться о младших.

Выполняя работу сообща, мама и дочь смогут лучше понимать друг друга. Терпение и похвала старшей обернется в дальнейшем заботой о ней. Привычка заботиться об окружающих вырабатывается с детства.

Памятка о том, чего нельзя

  1. Обязанности по дому нельзя делить на женские и мужские . Вымыть пол или приготовить еду не может быть недостойным занятием для мужчины. Любой труд уважаем.
  2. Нельзя нагружать детей сверх меры . Работа должна быть по силам, ребенку еще необходимо время для основного детского занятия – игры.
  3. «Льзя» и «нельзя» в семье нужно определить четко и закрепить с раннего детства. От того, какую позицию занимают по этому вопросу взрослые, будет зависеть, какая обстановка будет царить в семьях их детей: полная расхлябанность или порядок.
  4. Нельзя освобождать свое чадо от трудовых обязанностей , иначе на выходе получится потребитель. Если ребенок не приучен что-то делать вместе со всеми, в нем никогда не пробудится потребность сделать что-то для других.
  5. Нельзя наказывать трудом за проступки. Такая распространенная родительская практика ошибочна. На любом труде будет лежать «черная метка» наказания. Воспитательный эффект обратный – резко отрицательное отношение к труду. Наказывают лишением удовольствий: запретом на общение с компьютером, поездку за город, лишением карманных денег.
  6. Нельзя ценить только собственные усилия . В детях нужно поддерживать уважительное отношение к любому труду, чаще рассказывать о своей профессии, о том, чем занимаются друзья, родственники, соседи.

Трудовое воспитание в семье поможет ребенку найти себя, правильно реализовать во взрослой жизни. Дедушка Ленин был прав, утверждая, что человек станет счастливым, когда труд будет приносить ему радость, станет его потребностью.

Актуальность данного вопроса заключается в важности трудового воспитании детей в семье. Именно в семье закладываются основы нравственности человека, формируются нормы поведения, раскрываются внутренний мир и индивидуальные качества личности. Семья способствует не только формированию личности, но и самоутверждению человека, стимулирует его социальную, творческую активность, раскрывает индивидуальность.

Семья - это маленькая клетка нашего общества, в которой, как и в фокусе, отражается вся жизнь нашей страны - говорил В.А. Сухомлинский. Брак двух людей не есть еще семьи, она проявляется и укрепляется с рождением детей. Еще с детства детей приучали к труду.

Большое внимание трудовому обучению детей уделял и В.А. Сухомлинский. "Трудовое воспитание, - отмечал он, - это, образно говоря, гармония трех понятий: надо, трудно, прекрасно".

Труд ребенка выдающийся педагог рассматривал в неразрывном единстве с воспитанием высоких нравственных чувств к родителям и других взрослых людей. И если родители хотят, чтобы их дети росли настоящими людьми, они должны забыть о легком беззаботное детство для них. Жизнь детей немыслимо без труда, без физического и духовного напряжения. "Жизнь тысячу раз убеждало меня в том, что настоящее счастье достается тому, кто начинает свою трудовую жизнь одновременно с началом обучения в школе. НЕ игру в работу, а самое настоящее трудовую жизнь".

Все вы, родители, стремитесь к тому, чтобы ваш ребенок росла трудолюбивой, доброй. Как этого достичь? На эти и другие вопросы мы попытаемся найти ответы в богатой педагогическом наследии В.А. Сухомлинского.

Большой интерес вызвали не только лекционные, но и дискуссионные, семинарские занятия, обсуждения педагогических ситуаций, выступления опытных родителей, оформление классных комнат выставкой детских и семейных работ, которые раскрывали интересы и предпочтения семей. Для обобщения и итоге мы предлагали родителям памятки по воспитанию трудолюбия.

Ежедневно приучайте ребенка к труду. Подберите ей посильные трудовые поручения и терпеливо добивайтесь их выполнения.

Радуйтесь успехам ребенка, поощряйте его трудовые начинания. Пусть вас не раздражают неудачи. Научите малыша, как надо делать правильно.

Никогда не наказывайте детей трудом.

Воспитывайте трудолюбие и уважение к труду других личным примером, старайтесь делать так, чтобы у вас Слово не расходилось с делом.

Обязательно рассказывайте детям о своей производственной и общественной деятельности, о работе ваших знакомых, которых они знают.

Не оставляйте без внимания рассказ сына или дочери о школьных делах. Выслушивайте их до конца.

Способствует участию ребенка в трудовых делах, проводимых в детском учреждении.

Старайтесь сами оказывать группе и дошкольном заведения посильную помощь.

Значительную роль в формировании положительного отношения учащихся к труду играет общественное признание. Это поднимает настроение ребенка, обнаруживает в ней сознательное отношение к необходимости работать на общую пользу.

Трудовое воспитание основывается на определенных принципах. В.А. Сухомлинский сформулировал их достаточно удачно.

Принципы трудового воспитания:

1. Единство трудового воспитания и общего развития - нравственного, интеллектуального, эстетического, физического.

2. Раскрытие, выявление, развитие индивидуальности в труде.

3. Высокая нравственность труда, ее общественно полезная направленность.

4. Раннее привлечения к производительному труду.

5. Разнообразие видов труда.

6. Постоянство, непрерывность работы.

7. Наличие рис производительного труда взрослых в детском труде.

8. Творческий характер труда, объединения усилий ума и рук.

9. Преемственность содержания трудовой деятельности, умений и навыков.

10. Общий характер производительного труда.

11. Посильность трудовой деятельности.

12. Единство труда и многогранной жизни.

Трудовое воспитание имеет также своей задачей осуществление начального профессионального образования и профориентации, формирование трудолюбия, моральных качеств, эстетического отношения к целям, процессу и результатам труда.

Трудовое воспитание в семье проникает во все явления общественной жизни и должно осуществляться всеми педагогическими средствами в процессе любой педагогически целесообразной деятельности с ребенком.

Труд - главный воспитатель. Необходимо помочь ребенку увидеть в ней источник развития своих способностей и моральных качеств, подготовить ее к активной трудовой и общественной жизни, к сознательному выбору профессии.

В современной семье должно осуществляться решения задач по формированию у ребенка моральных качеств в процессе трудового воспитания.

Трудовое воспитание - процесс привлечения детей к различным педагогически организованных видов общественно полезному труду с целью передачи им определенного производственного опыта, развития у них творческого практического мышления, трудолюбия и сознания человека труда.

Высоко оценивая значение труда, великий русский педагог К. Д. Ушинский подчеркивал, что без определенной деятельности, без личного участия в каком-либо труде человек теряет не только физические силы, но и снижается его нравственность. Бездеятельность, по мнению Ушинского, является одной из причин хулиганства среди детей.
Выдающийся советский педагог А. С. Макаренко подтвердил это. Он у самых «трудных» подростков воспитывал глубокое чувство человечности, честности, правдивости. С большим мастерством А. С. Макаренко раскрыл основы трудового воспитания детей, показал его огромное общественное значение, воспитательное воздействие.
Полезный и посильный труд вызывает у детей большое нравственное удовлетворение, создает бодрое, жизнерадостное настроение. В труде рождаются и развиваются сознательность, любовь и уважение к трудящемуся человеку, в труде крепнет дружба. Только на основе общего труда создается, развивается и крепнет настоящий коллектив.
Трудовое воспитание способствует всестороннему развитию детей. Выполняя трудовые обязанности, преодолевая определенные трудности, ребенок становится Солее подвижным и ловким, более выносливым и терпеливым, наблюдательным, учится быстро и точно выполнять порученное дело. Человек, воспитанный в труде, никогда не растеряется в жизни и всегда сумеет побороть затруднения на своем пути.
Чрезвычайно важное значение имеет труд для правильного физического развития, укрепления и улучшения здоровья учащихся. Выполняя посильную работу, дети развиваются и крепнут, их движения совершенствуются; при этом регулируется деятельность сердца, ускоряется кровообращение, создаются благоприятные условия для отдыха и сна.

Трудовое воспитание — одна из важнейших задач семьи.

Детей необходимо привлекать к сельскохозяйственному труду, воспитывать любовь к нему. В саду, огороде, в скверах всегда найдется полезная работа. Дети с успехом могут полоть, производить поливку, убирать овощи, применяя на практике знания, приобретенные в школе.
Дружественная, трудовая атмосфера в семье, примеры сознательного отношения родителей к труду, их любовь к своей профессии — все это факторы правильного трудового воспитания учащихся. В них вырабатывается сознание того, что им необходимо работать, принимая посильное участие в труде взрослых.
Поручая детям ту или иную работу, нужно обязательно подумать, по силам ли она для них. А для того, чтобы порученное дело выполнялось сознательно, дети должны знать, зачем они это делают. Очень важно, чтобы ребенок видел результаты своего труда. Поэтому каждое поручение должно приводить к полезным, осязаемым результатам. Непосильная, а также нецелесообразная, бесполезная работа отрицательно влияет на детей.
В трудовом воспитании важную роль играет привычка, которая вырабатывается в результате повседневно выполняемых действий. Если, например, дети привыкают убирать после себя посуду или застилать утром свою постель, они будут делать это без лишних напоминаний, приказаний и угроз со стороны взрослых.
Создание привычек — важнейший результат правильного трудового воспитания детей. Для этого полезно установить, начиная с дошкольного возраста, обязанности детей. Никто не должен, например, убирать игрушки — нужно приучить детей самих это де- лать; необходимо научить их правильно одеваться и раздеваться, правильно укладывать свои вещи на место, специально отведенное для этого.
«Каждой вещи — свое место» — это должно стать правилом. Но выполнения его нужно требовать не только от детей — оно в одинаковой степени касается всех без исключения членов семьи. Как и во всем, в трудовом воспитании детей важнейшее значение имеет пример взрослых. Правильно делают те родители, которые вместо надоедливых поучений на личном примере приучают детей к порядку, уважению к чужому труду, любви к работе, прививают им прочные трудовые навыки.
Неправильно поступают те, кто, заставляя девочек с раннего возраста убирать постель, мыть посуду, подметать в комнате, готовить обед и пр., освобождает мальчиков от домашних работ, считая, что это — женское дело. В результате мальчики начинают с пренебрежением относиться к домашней работе. Свободное время они проводят на улице и избегают всего, что касается работы по дому.
Задача трудового воспитания детей в семье — приучить их к труду независимо от пола и возраста, научить каждого из них выполнять в семье посильную работу, прививая им нужные навыки. Детей необходимо обучать всякой работе. Отец и мать, которые растят белоручек, не приучают своих детей работать в домашнем хозяйстве (мол, сами научатся, когда станут взрослыми),— неправильно понимают любовь к ребенку. Любить детей — это не значит отстранять их от труда. По-настоящему любят своих детей те родители, которые заботятся о всесторонней подготовке их к жизни.

Жизнь отдельной семьи тесным образом связанна с жизнью государства в целом. В условиях перехода экономики на рыночные отношения и научно-технического прогресса выбор сферы трудовой деятельности становится проблематичным, так как с появлением рыночных отношений возник и рынок рабочей силы. Работодатели заинтересованы в наиболее квалифицированных, способных к выполнений трудовых функций сотрудниках. В данной ситуации очень важной задачей является трудовое воспитание в семье. То есть воспитание у детей трудолюбия, ответственности, самостоятельности и желания трудиться. Семейное воспитание должно заключаться в постепенном привлечении ребенка к посильной, разнообразной трудовой деятельности. Первоначально это простейшая работа по самообслуживанию. Затем сфера трудовых действий ребенка расширяется до помощи взрослым в домашних делах. Участие в систематической и посильной трудовой деятельности позволит ребенку приобрести практические умения и навыки, привыкнуть к бережливости, а также осознать свои трудовые обязанности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Воспитатель: Емеяльнова К.С.

Предварительный просмотр:

Трудовое воспитание детей дошкольного возраста в семье.

Жизнь отдельной семьи тесным образом связанна с жизнью государства в целом. В условиях перехода экономики на рыночные отношения и научно-технического прогресса выбор сферы трудовой деятельности становится проблематичным, так как с появлением рыночных отношений возник и рынок рабочей силы. Работодатели заинтересованы в наиболее квалифицированных, способных к выполнений трудовых функций сотрудниках. В данной ситуации очень важной задачей является трудовое воспитание в семье. То есть воспитание у детей трудолюбия, ответственности, самостоятельности и желания трудиться. Семейное воспитание должно заключаться в постепенном привлечении ребенка к посильной, разнообразной трудовой деятельности. Первоначально это простейшая работа по самообслуживанию. Затем сфера трудовых действий ребенка расширяется до помощи взрослым в домашних делах. Участие в систематической и посильной трудовой деятельности позволит ребенку приобрести практические умения и навыки, привыкнуть к бережливости, а также осознать свои трудовые обязанности.

В семье дети имеют возможность наблюдать за тем, что делают взрослые: готовят еду, убирают в квартире, стирают белье. Именно это наблюдение за тем, как взрослые выполняют ежедневные дела постепенно, помогает понять ребенку их значимость. Но следует помнить, что такое наблюдение может носить созерцательный характер. И для того, чтобы пример членов семьи стал для ребенка руководством к действию, взрослый может сопровождать свою работу пояснениями. Это обычно привлекает к себе внимание детей, они начинают задавать вопросы и пытаются помочь. Так постепенно ребенка привлекают к совместному труду с взрослыми.

Родителям необходимо помнить о важности ознакомления ребенка с трудом на производстве, о том, что они делают и какую пользу это приносит людям: например папа – врач, он лечит больных людей, а мама – педагог, она учит детей.

В процессе ознакомления с трудом взрослых у ребенка воспитывают уважение к труду всех людей. Окружающий мир представляет для этого большие возможности. Во время прогулки, нужно научить ребенка бросать мусор только в урну, обратив внимание на то, как чисто на улице. Ребенку будет интересно узнать, что за чистотой улиц следит дворник и порядок вокруг это результат его труда.

Расширить представления ребенка о труде взрослых помогут произведения художественной литературы, картины, иллюстрации и сюжетно-ролевые игры.

В семье ребенка привлекают к участию в повседневном труде. Но он не всегда охотно выполняет те или иные обязанности. Чтобы вызвать у ребенка интерес к трудовой деятельности, необходимо в доступной для его возраста форме объяснить значимость предстоящей работы и ее результата. Интерес к труду у детей повышается в том случае, если результат и польза очевидны окружающим: «Как хорошо, что Оля убрала посуду, теперь после обеда все могут отдохнуть».

Даже если сделанная ребенком закладка для книг, игольница несовершенны, родители должны оценить его труд и желание сделать что-то для других, обязательно использовать эту вещь в быту.

Поручая ребенку то, или иное дело стоит учитывать его возрастные возможности. Если задания посильны, то дошкольник будет выполнять его с интересом. Старшие дошкольники должны систематически принимать участие в повседневном домашнем труде (сходить за хлебом, убрать чайную посуду и др.).

Для того, чтобы дети могли овладеть правильными приемами выполнения того или иного вида работ, необходимо иметь дома соответствующий инвентарь.

Совместный труд взрослых и детей сближает, способствует укреплению влияния взрослого, но с учетом интересов и потребностей ребенка.

Ценно если родители в процессе трудовой деятельности будут содействовать развитию у ребенка стремления сделать что-либо полезное для близкого человека: сделать подарок маме, сделать игрушку младшему брату и др.

Одна из задач родителей – воспитывать у детей положительное отношение к любому виду труда и создать такие условия, в которых у детей начнет формироваться привычка к труду и развиваться трудолюбие.

Большое значение для формирования положительного отношения к труду имеет обстановка в семье, взаимоотношения детей и родителей. В некоторых случаях обстановка в семье может быть неблагоприятной, прежде всего это связанно с требованиями которые старшие члены семьи предъявляют к ребенку, методов руководства его трудовой деятельностью и личного отношения родителей к труду и домашним обязанностям. В некоторых случаях родители наказывают детей трудом: «Не убрался в комнате? В знак наказания помоешь посуду». В результате у ребенка усиливается неприязнь к домашней работе.

В практике семейного трудового воспитания можно наблюдать тенденции использования наказаний в труде: наказание трудом, когда родители поручают ребенку не интересную, даже не посильную работу и наказание лишением труда. Также отрицательный трудовой опыт усиливает физическую усталость и ослабевает нервную систему. Наказание лишением труда прерывает формирование привычки постоянно трудиться, и мешают развитию желания трудиться.

Основные методы для руководства различными видами детского труда:

  • Определяем цель трудовой деятельности;
  • Обсуждаем с ребенком, для чего нужна данная работа и в чем заключается ее значение;
  • Учим элементам планирования своей работы;
  • Объясняем ребенку, как выполнить свою работу и получить результат, даем совет как лучше выполнить поручение;
  • Пробудить интерес к предстоящей работе и следить за тем, чтобы в процессе трудовой деятельности этот интерес не угас;
  • Периодически выяснять, что уже сделал ребенок и что еще необходимо сделать для достижения лучшего результата;
  • Перед началом работы необходимо напомнить ребенку основные «Трудовые правила»: Например, работу нужно выполнять старательно, дело нужно доводить до конца, необходимо помогать старшим и младшим;
  • Необходимо поощрять интерес к делу, старательность и самостоятельность, стремление преодолевать трудности;
  • Организовывать совместную работу с младшими и старшими членами семьи;
  • Проверять вместе с ребенком ход работы, оценивать ее результат. При этом уделяя особое внимание терпению и самостоятельности ребенка;
  • Подавать пример личный пример ребенку, привлекая его к совместному труду;
  • Читать ребенку художественные произведения о различных профессиях, рассматривать иллюстрации и картины. Провести во время прогулки целенаправленное наблюдение за тем, как трудятся люди (дворник, продавец, шофер и другие);
  • Дать ребенку возможность выбора и помочь принять правильное решение (например, перед тем как идти на прогулку необходимо закончить начатое дело).

Д.О. Дзинтере определяет несколько типов семей:
1 тип – Высокий образец семьи. В этих семьях имеются оптимальные условия для правильного трудового воспитания детей дошкольного возраста. К выполнению бытовых и производственных дел родители подходят ответственно. Как правило, в таких семьях ребенок выполняет определенные трудовые поручения, при выдвижении которых учитываются интересы самого ребенка и последовательность, выделяется некоторое время для выполнения порученного дела. Опыт данных семей необходимо изучать, хотя родители могут самостоятельно обратиться за помощью к педагогу.
2 тип – Семья с необходимыми, но неустойчивыми условиями для формирования социальной направленности трудовой деятельности. Положительная сторона данного типа семей заключается в том, что родители социально активны и довольно много трудятся, готовы прийти на помощь другим людям, при этом отношения между членами семьи не носят негативного характера. Но вследствие постоянно занятости, перегрузок или недостаточно высокого уровня культуры одного (двух) родителей, их поведение и настроение может резко меняться. Именно это создает трудности во взаимоотношениях и отрицательно влияет на микроклимат семьи. Как правило, постоянных трудовых обязанностей дети не имеют, либо их выполнение плохо контролируется.

3 тип – Семья, где отсутствуют условия для трудового воспитания детей в его социальной направленности, что вызвано отрицательными взаимоотношениями между взрослыми в семье. Это может быть вызвано узким кругом интересов родителей, отрицательными взаимоотношениями между членами семьи и безразличное отношение родителей к выполняемому труду. Чаще в таких семьях происходят ссоры и острые конфликты в результате того, что взгляды старших членов семьи на жизнь и воспитание детей не совпадают.
4 тип – Неблагополучные семьи. В данной семье общественная направленность низкая, к производственному труду один (или несколько) членов семьи относятся негативно. Члены данной семьи не уважают и не доверяют друг другу. Часто возникают конфликты из-за бытовых проблем и воспитания детей. Нередки случаи, когда родители ведут, праздную жизнь и не уделяют, воспитанию ребенка должного внимания. Значительная часть родителей не чувствуют свою ответственность за ребенка, не уделяют внимания и времени для воспитания ребенка и организации игры, трудовой деятельности.

Воспитатель: Емеяльнова К.С.