Виды хаджа. Для кого и когда обязателен Хадж. Деяния, запрещённые для вступившего в хадж

Видео по теме

Хадж как шариатский термин

В терминологическом значении Шариата хадж означает - специальное действие, совершаемое в определённое время, в определённом месте и определённым образом. Аллах Всевышний (в Коране) вменил хадж в обязанность каждого мусульманина, что подтверждается сунной Его посланника и единодушным мнением улемов.

Совершается в начале двенадцатого месяца мусульманского лунного календаря, вследствие чего этот месяц и получил название «зу-ль-хиджжа », то есть «обладающий паломничеством».

История обрядов

История обрядов хаджа, согласно мусульманским преданиям, восходит к самому пророку Адаму и Хаве (Еве), после их изгнания из Рая они встретились на горе Арафат (стояние на горе Арафат является одним из обязательных обрядов хаджа) и Ибрахиму (Аврааму), и его сыну, которого должны были принести в жертву, но Аллах Всевышний воспротивился человеческой жертве. И дабы почтить память о приношении в жертву, было приказано устроить великое жертвоприношение, принеся в жертву жертвенное животное. Испытав веру Своего пророка - Ибрахима (Авраама), Аллах не только сохранил ему сына, но и явил, что Ему не нужны кровавые жертвы.

Не дойдёт до Аллаха ни их мясо, ни их кровь, но дойдёт до Него богобоязненность ваша. Так Он подчинил их вам, чтобы вы возвеличивали Аллаха за то, что Он вывел вас на прямой путь, а ты обрадуй делающих добро!

В настоящее время мусульмане всего мира празднуют великий праздник жертвоприношения в десятый день месяца зуль-хиджа - Курбан-байрам (тюрк.) или Ид аль-Адха (араб.), который отсутствует в остальных авраамических религиях , бытуя только в исламе.

На протяжении веков смысл и традиции этого праздника были забыты и вновь восстановлены Мухаммедом .

Согласно учению ислама, хадж должен совершить хотя бы один раз в жизни каждый мусульманин, который в состоянии это сделать. Если человек в силу уважительных причин не может сам совершить паломничество, он имеет право послать вместо себя другого человека, называемого «вакиль аль-хадж», оплатив ему все необходимые расходы (но таким человеком может быть лишь тот, кто уже ранее совершал хадж). В первой половине XX века, после отделения Хиджаза от Турции, число паломников было невелико: в 1926 году - 150 тыс. человек, в 1933 году - 20 тыс. человек .

Суть хаджа

  • С точки зрения ислама , хадж является одним из наилучших деяний для мусульманина. «Пророка Мухаммеда спросили: „Какое дело является наилучшим?“ Он ответил: „Вера в Аллаха и Его посланника“. Его спросили: „А после этого?“ Он ответил: „Борьба на пути Аллаха“. Его снова спросили: „А после этого?“ Он ответил: „Безупречный хадж“».
  • Хадж является одним из видов джихада .
  • Паломники являются гостями Всевышнего Аллаха

Посланник Аллаха сказал:

Паломники, совершающие хадж и умру, являются гостями Аллаха Всевышнего, ибо поистине если они призовут к Нему, то Он ответит им, если они станут, каяться перед Ним, то Он простит их.

Посланник Аллаха также сказал:

Гостями Всевышнего Аллаха являются три категории людей: паломники, совершающие хадж и умру и воины.

Паломничество, совершаемое за долги

Сообщается, что Абдуллах ибн Абуа сказал:

Однажды я спросил посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, о человеке, не совершающем хадж или ему нужно взять в долг, чтобы совершать хадж?". Пророк да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Нет».

Это означало, что человеку нельзя совершать паломничество за долги. Ведь если нищий человек совершает хадж, он подвергает себя опасности, ибо нищий, совершающий дело богатых, подобен больному, совершающему дело здорового.

Время проведения Хаджа

Время проведения Хаджа определяется по Исламскому календарю (календарю Хиджры), в основе которого лежит лунный год .

Каждый год Хадж проводится в течение пяти дней, начиная с 8 и заканчивая 12 днём месяца Зуль-хиджи , последнего месяца исламского года. 9-й день Зуль-хиджи называется «День Арафат » и считается днем Хаджа.

Следующая таблица показывает даты Хаджа по Григорианскому календарю , в соответствии с 9-м днем Зуль-хиджи

2011 2012 2013 2014 2015 2016 2017
5 ноября 25 октября 14 октября 3 октября 22 сентября 10 сентября 31 августа

Виды паломничества (ихрама)

Существуют три вида обрядов, связанных с выполнением священной обязанности - хаджа и умры , в частности:

  • Ифрад - верующий входит в состояния ихрама с целью совершения только одного хаджа;
  • Таматту - верующий входит в состояния ихрама с целью совершения умры, после завершения всех действий, связанных с умрой, паломник освобождается от состояния ихрама, а затем восьмого числа месяца зуль-хиджа начинает действия хаджа, вступая в состояния ихрама в Мекке;
  • Кыран - верующий соединяет вхождение в состояние ихрама, связанного с хаджем, с вхождением в состояние ихрама, связанного с умрой, с намерением совершить хадж и умру вместе из миката одновременно или сначала совершая умру, а затем хадж, или наоборот. По данному вопросу не существует единого мнения учёных-богословов;
  • Умра (отдельно).

В год прощального паломничества мы выехали в Мекку вместе с посланником Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует. Некоторые из нас вошли в состояние ихрама, намереваясь совершить (только) умру, другие - хадж, и умру, третьи - (только) хадж, а посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, объявил о своем намерении совершить хадж. И что касается объявивших о своем намерении совершить хадж с умрой, то они не вышли из состояния ихрама до дня жертвоприношения.

Среди учёных-богословов нет единого мнения относительно того, какой из видов паломничества (ихрама) является наилучшим, но едины во мнении, что хадж разрешается совершать вышеупомянутыми видами. Кроме того, богословы также не едины во мнении, какой из видов паломничества совершал Мухаммад.

Обязательные условия совершения хаджа и умры

Имеется ряд обязательных условий, при выполнении которых становится возможно совершение хаджа и умры. Считается, что этими условиями является следующее.

  1. Исповедание ислама является обязательным, поскольку немусульманину или кафиру запрещается совершение хаджа и умры. Совершение хаджа и умры запрещается мусульманину, отступившемуся от истинной веры ислама (фасик).
  2. Булуг (зрелость): поскольку маленьких детей, не достигших зрелости, шариат не обязывает совершать хадж и умру. Если ребёнок разумный и совершил хадж и умру или одно из этих действий, то его паломничество будет считаться действительным. Несмотря на это ребёнок не поймёт всего смысла паломничества и в будущем проведение паломничества является обязательным.
  3. Акл (здравость рассудка): паломничество следует совершать в здравом уме. Хадж и умра умалишённого или недееспособного человека не действительно.
  4. Хуррия(т) (свобода): рабу или находящемуся в заключении также не вменяется в обязанность совершать паломничество к святым местам.
  5. Иститоа(т) (возможность совершения): возможность совершения мусульманином обряда хаджа и умры в соответствии со словами Аллаха:

Обязанностью людей по отношению к Аллаху является совершение хаджа к Дому для тех, кто в состоянии это сделать

Иститоа(т) делится на две части:

  • Возможность, касающаяся мужчин и женщин;
  • Возможность, касающаяся только женщин.

Возможность, касающаяся мужчин и женщин

  • Здоровье. По мнению богословов ханафитского и маликитского мазхабов здоровья, является шурут вуджубих, основываясь на этом, не является обязательным совершать хадж для тех, кто лишён здоровья.
  • Свобода личности. Если имеется опасность захвата в плен или в заложники, то человеку не вменяется в обязанность совершение хаджа или умры.
  • Безопасность дорог.
  • Наличие транспорта.
  • Возможность оплатить поездку.

Возможность, касающаяся женщин

  • Сопровождение выполняется мужем или близким родственником (брат, отец, дядя), которому в силу родства запрещено жениться на женщине.
  • Идда (т) - это период времени, в течение, которого женщина после смерти мужа или развода не имеет право выходить замуж (длится четыре месяца и 10 дней (сура 2, аят 234)). В период идда(т) женщине нельзя совершать обряды паломничества.

Часть исламских богословов считает, что для совершения обрядов хаджа или умры женщинам необходимо иметь сопровождающего (махрама). Другие полагают, что женщина может совершать хадж в составе группы, основываясь на том, что Айша, жена пророка Мухаммада, совершала хадж после смерти своего мужа в сопровождении Абдуллаха ибн Омара, который не являлся её родственником. В настоящее время посольство Саудовской Аравии не выдаёт виз женщинам моложе 45 лет, если они не имеют сопровождающего.

Карта хаджа.

Столпы хаджа

По мнению богословов маликитского и ханбалитского мазхабов хадж состоит из четырёх столпов, при невыполнении которых становится недействительным.

  • «Аль-ихрам»: представляет собой намерение приступить к исполнению обрядов хаджа;
  • «Таваф аз-зияра», также называют «таваф аль-ифада»: представляет собой семикратный обход вокруг Каабы;
  • «Вукуф би-Арафа»: представляет собой стояние на горе Арафат в соответствующее время;
  • «Сай байна ас-Сафа ва аль-Марва»: представляет бег между холмами ас-Сафа и аль Марва.

Богословы ханафитского мазхаба считают, что:

  • Ихрам - это условие, необходимое для того, чтобы хадж был действительным;
  • Таваф - это также один из столпов хаджа. Паломник четыре раза выполнив обход вокруг Каабы тем самым выполняет один из столпов хаджа, а оставшиеся три являются обязательными действиями при совершении хаджа то есть ваджиб.
  • Сай - это одно из обязательных действий при совершении хаджа то есть ваджиб.
  • Арафат - это также один из столпов хаджа; то есть по мнению богословов ханафитского мазхаба хадж имеет два столпа (таваф и Арафат), не совершение которых делает хадж недействительным.

Богословы шафиитского мазхаба согласны с богословами маликитского и ханбалитского мазхабов , добавляя при этом ещё два столпа:

  • удаление трёх волос с головы частично или полностью и с условием, что это действие будет совершено после стояния на горе Арафат и после второй половины «ночи жертвоприношения» - «праздничная ночь»;
  • последовательность действий - ихрам будет предшествовать остальным действиям, стояние на горе Арафат будет предшествовать действием «Таваф аль-Ифада» и удалению волос, действие тавафа будет предшествовать действием сая

Паломники в долине Арафата.

Джамрат аль-акаба.

Долина Мина, паломники покидают Джамараты и возвращаются в Мекку.

Последовательность хаджа

  1. Облачение в ихрам. Пройдя микат (это специальные места, обозначающие границу территории, внутрь которой верующие, с разных концов света (афак) прибывающие в Харам-и Шариф, не могут пройти, не войдя в состояние ихрам), мусульманин совершает молитву и произносит особое обращение к Аллаху (тальбийа): «Вот я перед Тобой, Господи! Нет у Тебя сотоварища! Вот я перед Тобой! Воистину, хвала Тебе, милость и могущество! Нет у Тебя сотоварища!» С этого момента считается, что он вошёл в состояние ихрама.
  2. 7-й день зуль-хиджа - первый обход вокруг Каабы паломники входят в мечеть Масджид аль-Харам босыми, с правой ноги через Врата мира (Баб ас-Салам) и следуют к «черному камню»: они целуют его или касаются рукой. В 7-й день зу-ль-хиджжа в Запретной мечети читается проповедь (хутба), в которой говорится об обязанностях паломников, совершающих хадж.
  3. Сай - семикратный бег между холмами Сафа и Марва .
  4. После этого паломники направляются к священному колодцу Замзам и дважды берут из него воду: сначала её пьют, а затем обливают тело с головы до ног.
  5. Молитвенное стояние в долине Арафат - вукуф. На 9-й день совершается центральный обряд хаджа - стояние у горы Арафат (вукуф). Он начинается в полдень, сразу после прохождения Солнцем точки зенита и завершается перед его заходом. Здесь паломники слушают проповедь (хутбу) и совершают молитву, обращённую к Аллаху: «Здесь я служу Тебе, Господи!» Эта молитва читается многократно и громким голосом
  6. 10-го зу-ль-хиджжа (на следующий день) паломник держит путь в долину Мина , где бросает семь камней, подобранных в Муздалифе , в последний из трех столбов (джамрат аль-акаба), символизирующий Сатану, который по преданию преграждал путь Ибрахиму , когда он направлялся на молитву. Совершая этот обряд побивания камнями Шайтана , мусульмане мысленно посвящают себя Аллаху и обещают приложить все усилия для изгнания бесов из своей жизни.
  7. В тот же день начинается Курбан-байрам. Совершив жертвоприношение, паломники обривают или коротко подстригают волосы и укорачивают бороды; женщины отрезают прядь волос. Сбритые и состриженные волосы закапываются в землю в долине Мина.
  8. «Прощальный» обход вокруг Каабы (таваф аль-вада).

Направление обхода вокруг Каабы

В течение трёх дней, с 11-го по 13-е зу-ль-хиджжа (айям ат-ташрик), паломники продолжают совершать жертвоприношения и вновь посещают долину Мина, где бросают камешки уже во все три столба (джамрат аль-ула, джамрат аль-вуста и джамрат аль-акаба).

Все обряды хаджа оканчиваются 14-го зу-ль-хиджжа. Паломники выходят из состояния ихрам и обретают титул хаджи.

Многие после совершения хаджа посещают в Мекке места, связанные с памятью о пророке Мухаммеде. Одним из таких почитаемых мест является Гора Света (Джабаль ан-Нур), у вершины которой расположена пещера Хира , где пророку Мухаммеду было ниспослано первое откровение Корана. Затем паломники отправляются в Медину, чтобы посетить могилу пророка и его ближайших сподвижников - праведных халифов Абу Бакра, Омара и Османа. По пути они останавливаются в городе Таифе, где Мухаммед скрывался от преследования мекканских язычников корейшитов. В этом городе расположена знаменитая мечеть Аббаса (дяди Пророка), где паломники совершают совместную молитву.

Прибыв в Медину, паломники направляются в Мечеть Пророка (Масджид ан-Наби) - вторую по значению после Запретной Мечети в Мекке. Совершив молитву, паломники-мужчины следуют в юго-восточную часть мечети, где находится усыпальница пророка Мухаммеда и могилы праведных халифов Абу Бакра и Омара. Подойдя к усыпальнице пророка, паломники произносят приветствие:

Мир тебе, посланник Аллаха, Его милость и благословение! Мир тебе, Пророк Аллаха! Мир тебе, лучшему Его творению! Мир тебе, господин посланников и имам богобоязненных! Свидетельствую, что ты довёл до людей послание, оправдал доверие, давал искренние советы общине, беззаветно боролся во имя Аллаха!

Затем паломники посещают две знаменитые мечети - Куба и ат-Таква. Совершив малое омовение (вуду) в месте проживания, паломники направляются в мечеть Куба, следуя наставлению пророка Мухаммеда: «Кто очистится в своём доме, затем придет в мечеть Куба и совершит в ней молитву, будет вознагражден так же, как и за умру». Согласно традиции, сам пророк посещал эту мечеть каждую субботу, когда жил в Медине . Другая мечеть, ат-Таква, была построена ещё во времена первого вступления Мухаммеда в Медину: она известна тем, что имеет два михраба (михраб - ниша в мечети, указывающая киблу) - один из них обращён в сторону Мекки, другой - в сторону Иерусалима .

Паломники-мужчины поднимаются на гору Джабаль ат-Таур, где пророк Мухаммед скрывался от преследований мекканцев, посещают кладбище Джаннат аль-Баки, на котором похоронены члены семьи Мухаммеда: дочь Фатима , внук Хасан и праведный халиф Осман , а также могилы павших за веру в битве при Ухуде.

Посещая Медину, мусульманин выполняет наставление пророка Мухаммеда, который говорил:

Тот, кто совершает хадж и не посещает меня - ничтожен. Тому, кто посетит мою могилу и поприветствует меня - воздастся ответным приветствием.

При наличии шести следующих условий совершение хаджа становится обязательным для каждого человека:

1. Исповедование религии Ислам.

2. Достижение совершеннолетия.

3. Здравость рассудка.

4. Личная свобода.

5. Безопасность пути.

6. Материальная и физическая возможность.

Возможность рассматривается двояко: наличие транспорта и средства, необходимые для проживания и содержания за период хаджа и нахождения в пути. Женщине дополнительно необходим сопровождающий близкий родственник (махрам). Если паломник имеет иждивенцев, то он должен оставить им средства, достаточные до его возвращения. Тот, кто по состоянию здоровья не может совершить хадж, но имеет для этого материальную возможность, должен уполномочить другого человека совершить хадж за себя.

Основные составляющие (арканы) хаджа

При изучении порядка и норм паломничества необходимо обратить особое внимание на его основные составляющие (арканы), без выполнения которых хадж не является действительным.

Хадж состоит из шести следующих обязательных составных частей:

1. Намерение вместе с надеванием ихрама (специальной несшитой одежды, состоящей из двух кусков материи).

2. Пребывание в местности Арафа девятого числа месяца зуль-хиджа.

3. Таваф – обход вокруг Каабы.

4. Хождение (са‘ю) между холмами Сафа и Марва.

5. Стрижка или сбривание волос (как минимум необходимо удалить три волоса).

6. Соблюдение последовательности выполнения в большинстве арканов.

Необходимые действия (ваджибы) хаджа

Нужно обратить особое внимание и на ваджибы хаджа. Они также являются обязательными для исполнения, но если пропустили что-либо из них, то хадж не нарушается, однако необходимо выплатить за это штраф.

Хадж имеет пять необходимых действий:

1. Вступление в хадж в Микате (место вступления в хадж. Паломники, прибывающие из России, обычно вступают в хадж в микате, называемом Зуль-Хулайфа. Это недалеко от Медины. Это место также называется Абару Али).

2. Проведение ночи в местности Муздалифа.
3. Проведение ночей в дни ташрика (после праздника жертвоприношений) в долине Мина.

4. Бросание камушков (в определённом месте).

5. Совершение прощального тавафа вокруг Каабы.

Если не совершить хотя бы один из вышеперечисленных пяти пунктов, то этот человек в хадже должен выплатить штраф.

Деяния, запрещённые для вступившего в хадж

Очень важным является знание запретных и дозволенных действий во время хаджа. После вступления в хадж или умру до их завершения паломникам запрещается:

1. Совокупление с женой и прелюдия, предшествующая этому.

2. Совершение обряда бракосочетания (для себя или для других).

3. Использование благовоний (благовония, которыми надушился паломник перед вступлением в хадж, не повредят действительности хаджа).

4. Соприкосновение любых жиров или масел с волосами лица или головы.

5. Удаление хоть одного волоса с любой части тела (если волосы упали сами, то это не берётся в расчёт).

6. Состригание даже малой части ногтя (удалить отломанный и мешающий ноготь разрешается).

7. Мужчинам – ношение сшитой одежды и обуви с закрытой передней или задней частью , покрытие головы головным убором или чем-либо другим. Женщинам – укрытие лица и кистей рук.

8. Охота на территории Харама , а также повреждение растительности на территории Харама.

Преднамеренное совершение перечисленных выше деяний без уважительных с точки зрения Шариата причин является грехом, и поэтому нужно в этом покаяться и выплатить штраф. После бросания камушков и удаления волос все запреты снимаются, кроме близости с женой. А это дозволяется только после полного завершения хаджа, т. е. после выполнения всех арканов.

Разновидности штрафа в хадже

Существует пять разновидностей штрафа в хадже:

1. За несоблюдение необходимых действий – штраф – жертвоприношение барана . Если на это нет возможности, то необходимо соблюдать пост в течение десяти дней (три дня в хадже, семь на родине).

2. Если паломник удалил одновременно три или больше волоса или ногтя , надушился благовониями, намеренно покрыл голову, надел сшитую одежду, умастил маслом волос головы или бороды, поцеловал жену до кидания камешков в день Курбан-байрама, то ему следует покаяться и выбрать одно из трёх следующих искупительных процедур: зарезать барана, соблюдать пост в течение трёх дней или дать шестерым беднякам три са’ (то есть семь с половиной килограммов пшеницы).

За один удалённый волос или ноготь следует выплатить штраф – один мудд (около 650 г) пшеницы. За два волоса или два ногтя – два мудда.

3. За убийство дичи, рубку дерева – штраф, равноценный дичи или дереву.

4. За близость с женой . Если паломник до бросания камешков в день праздника жертвоприношений и стрижки волос сознательно совокупится с женой, то его хадж полностью портится. Тем не менее, ему следует совершить обряды этого хаджа до конца, а затем его необходимо возместить в следующем году. Помимо этого в качестве штрафа он должен зарезать верблюда, это возлагается на мужа.

5. За прерывание хаджа – штраф – жертвоприношение барана.

Этика посещения святыни Посланника Аллаха (мир ему и благословение)

Посещение могилы Пророка (мир ему и благословение) для паломника является очень важной сунной и одним из лучших деяний, которые приближают его к Аллаху. В этом согласились имамы всех четырёх мазхабов, ибо об этом свидетельствуют и хадисы.

Отправляющимся в Медину желательно больше благословлять Пророка (мир ему и благословение), по приближении к Медине рекомендуется совершить полное омовение, постричь ногти, удалить волосы, надеть чистую одежду и надушиться (если человек не находится в ихраме). По возможности желательно идти в Медину пешком. Идти тоже нужно со смиренностью, умилённо, с печалью, что не смогли увидеть Пророка (мир ему и благословение) живым, дабы иметь надежду увидеть его в Вечной жизни. По приближении к мечети нужно обновить покаяние, раздать милостыню, ибо есть повеление Всевышнего раздать милостыню перед посещением Пророка (мир ему и благословение). У ворот мечети следует немного задержаться, сердцем прося разрешения войти. Вступать в мечеть нужно с правой ноги. Затем следует совершить там намаз приветствия (тахийя). После намаза с хузуром, т. е. всё время помня об Аллахе, подходят к могиле Пророка (мир ему и благословение), и, встав перед ним, опустив голову и закрыв глаза, следует тихо поприветствовать Пророка (мир ему и благословение), будто сам он стоит перед вами.

Также приветствуют Абу Бакра и Умара, да будет доволен ими Аллах. Далее, поворачиваясь в сторону Киблы, читают дуа и обращаются к Аллаху, прося наделить нас заступничеством Пророка (мир ему и благословение), а также просят у Пророка (мир ему и благословение) заступиться за нас в Судный день.

После этого совершают зиярат на кладбище Баки и читают там покойным мольбу.

Пусть тот, кто желает начать жизнь с чистого листа, приступает к паломничеству с искренним намерением, а главным признаком принятия Всевышним хаджа является изменение характера человека в лучшую сторону после его совершения.

Примечание

Неисполнение этого основополагающего минимума требований Ислама свидетельствует о слабости веры человека. Те, кто не соблюдают этот минимум, будут очень строго наказаны в Вечной жизни, если не покаются, не возместят пропущенные обязанности и не будут прощены Всевышним Аллахом. Тот, кто отрицает необходимость соблюдения обязательных предписаний Аллаха или одного из столпов Ислама, становится неверующим.

Помимо вышеназванных пяти столпов, в Исламе имеется множество других предписаний, которые необходимо соблюдать каждому человеку. Например: почитание родителей, поддержание тёплых отношений с родственниками, соблюдение обязанностей и правил приличия по отношению к соседям, проявление уважения к старшим по возрасту, проявление милосердия и сострадания к младшим и т. п.

Также существуют запреты Ислама, например запрет на совершение таких тяжких грехов, как убийство человека, прелюбодеяние, воровство, употребление спиртных напитков, наркотиков, ростовщичество, сплетни, злословие, наговор, зависть, вражда, причинение вреда окружающим языком или же физически, притеснение слабых, присвоение или употребление чужого имущества и т. п. От таких деяний человеку необходимо отдаляться, а также покаяться в ранее совершённых, ибо если Всевышний Аллах не простит его, то человека ожидает суровое и невыносимое наказание в вечной жизни. Да убережёт нас от этого Всевышний Аллах! Аминь!

Величина вознаграждения, предназначенного для мусульманина за исполнение этих предписаний, зависит от количества этих деяний, искренности, тщательности и усердия, проявляемых при их выполнении.

Условия, при которых хадж становится обязательным.

Человек должен быть:

1) мусульманином;

2) совершеннолетним;

3) разумным;

4) свободным от рабства;

5) знающим, что хадж является фардом (это условие для тех, кто принял Ислам и живет в немусульманской стране. Незнание обязанностей – фард не является уважительной причиной для мусульманина, проживающего в Исламской стране);

6) владеющим имуществом, которое позволит обеспечить проживание семьи отправляющегося в хадж до его возвращения;

7) имеющим деньги на дорогу в хадж и обратно;

8) время (прибывшим в хадж своевременно).

Кроме вышеперечисленных условий, есть и другие, которые называются условия выполнения хаджа.

Условия выполнения хаджа:

1) здоровье (не быть слепым, старым, слабым для совершения хаджа);

2) не должно быть препятствий для совершения хаджа (например, человек не должен находиться в месте заключения);

3) путь должен быть безопасным;

4) женщина должна быть в сопровождении мужа или другого махрама (за кого не может выйти замуж); по мазхабу Шафии: если нет мужа или другого махрама, то разрешается совершать хадж группой, в сопровождении не менее двух надежных женщин;

5) разведенная женщина может совершать хадж после идды (три цикла месячных у женщин).

При наличии вышеперечисленных условий хадж становится обязательным в первый же сезон хаджа.

Фарды хаджа:

1) вхождение в ихрам;

2) нахождение в долине Арафат;

3) таваф (Таваф – ритуальное обхождение вокруг Храма Каабы (Мекка) Ифада.

Ваджибы хаджа

1. Вхождение в Ихрам в Микате;

2. Отказ от действий, запрещенных в Ихраме;

3. Совершая таваф, находиться в состоянии омовения и с прикрытым ауратом.;

4. Совершая таваф, начинать обход со стороны Черного Камня. Обходить Каабу пешком, оставляя ее слева;

5. Совершать намаз в два раката после каждого тавафа (т.е. семикратного обхода);

6. Таваф совершать за пределами места, называемого Хатим;

7. Семикратный сай между Сафой и Марвой;

8. Сай начинать с Сафы, делая его на своих ногах (тем, кто может);

9. Стояние на Арафате до захода солнца;

10. Со времени рассвета и до восхода солнца праздничного дня находиться в Муздалифе;

11. Бросать камни в шайтана (колодцы) в Мине, (сказав «Бисмиллях, Аллаху Акбар»);

12. Выполняющим хадж Кыран или хадж Таматту делать жертвоприношение;

13. После бросания камней в Мине в течение первых трех дней праздника постричь волосы;

14. Довести являющиеся фардом четыре обхождения вокруг Каабы до семи;

15. Делать таваф «Ифада»(зияра) в дни праздника Курбан;

16. Завершая паломничество, совершить прощальный таваф.

ВИДЫ ХАДЖА

Сказал Всевышний Аллах в Коране:

«Стремитесь же опередить друг друга в добрых деяниях» («Аль-Бакара» 2/148).

Сказал Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям):

«Торопитесь с совершением хаджа, потому что никто из вас не знает, когда к нему придет смерть» (Абу Дауд, «Манасик» 5, Ибн Маджа, Манасик 1).

«Совершающие Хадж и умру в гостях у Аллаха. Что бы они ни попросили, Он им ответит. Если просят прощения, Он простит их» (Ибн Маджа, Манасик 5).

Существует три вида хаджа:

1. Хадж-ифрад это совершение хаджа без умры; совершающий хадж после облачения в ихрам делает намерение только на хадж и выполняет только обязательства хаджа; для того, кто выполняет хадж-ифрад, курбан (жертвоприношение) не является ваджибом;

2. Хадж-таматту` это совершение умры и хаджа входя в ихрам отдельно для каждого: совершающий хадж входит в ихрам для умры; совершив ее, выходит из ихрама и с наступлением времени хаджа вновь входит в ихрам для совершения хаджа. Для совершающих хадж-таматт ту` курбан является ваджибом.

3. Хадж-кыран это совершение хаджа и умры в одном ихраме: при вхождении в ихрам верующий делает намерение и на хадж, и на умру. Сначала паломник совершает умру, а затем, не выходя из ихрама, хадж. Совершающему хадж-кыран курбан так же является ваджибом.

Тот, кто собрался совершить хадж, по своему усмотрению может сделать намерение на любой из этих трех видов хаджа – при соблюдении всех условий каждый из них будет правильным.

WikiHow тщательно следит за работой редакторов, чтобы гарантировать соответствие каждой статьи нашим высоким стандартам качества.

Паломничество к Каабе является одним из пяти столпов Ислама. Каждый совершеннолетний мусульманин (мужчина или женщина), обладающий физическими и материальными возможностями, обязан раз в жизни совершить хадж в Мекку. Хадж символизирует собой веру, единство и равенство мусульман.

Шаги

Часть 1

Подготовка к хаджу

    Хадж, как и любой другой вид поклонения, должен совершаться с правильным намерением. Отнеситесь к хаджу должным образом. Это не просто поездка. Раньше, совершение хаджа сопровождалось большими трудностями в пути и, часто, смертью паломников. Несмотря на безопасность и комфортабельность современных средств передвижения, не следует забывать, что это может стать вашей последней поездкой в жизни. Поэтому отнеситесь к поездке в хадж серьезно. Начните изучать порядок совершения хаджа заранее, чтобы во время совершения хаджа вы были заняты искренним поклонением, а не изучением последовательности действий.

    Виды хаджа. Существует три вида хаджа: таматту’, кыран, ифрад. Каждый из видов немного отличается как в последовательности действий, так и по времени совершения:

    Организационные вопросы. Заранее решите все организационные дела: загранпаспорта, визы, билеты. Если срок вашего загранпаспорта истекает в скором времени, то заранее подайте на переоформление. Выдача нового паспорта может затянуться.

    Менталитет. Имейте в виду, что Саудовская Аравия – страна со строгим теократическим устройством. Многие вещи могут показаться вам непривычными. Не стоит удивляться, увидев женщин с закрытым лицом. Никаб – традиционный элемент женской одежды в мусульманских странах.

    • Для мусульманок, совершающих хадж, есть дополнительные условия - наличия в поездке с ней махрама - близкого родственника мужского пола. Для женщин старше 45 лет, при условии поездки в группе других женщин, махрам не обязателен.

    Часть 2

    Совершение умры.
    1. Перед совершением хаджа и умры паломник входит в ихрам - ритуал символизирующий духовную и физическую чистоту. Состояние ихрама накладывает определенные ограничения: паломнику нельзя пользоваться парфюмом, косметикой, ароматизированным мылом, нельзя удалять волосы на любом участке тела, подстригать ногти, ругаться, ссориться. Также нельзя иметь интимную близость. Ихрам женщины отличается от ихрама мужчины. Ихрам мужчины состоит из двух кусков белой ткани. Один из них наматывается вокруг пояса, другой накидывается на верхнюю часть тела. Мужчинам запрещается надевать скроенные одежды, в то время как женщины остаются в обычной одежде. Также мужчинам нельзя надевать любой головной убор или покрывать голову и лицо.

      • Мужчины совершают гусль, удаляют волосы под мышками, в паховой области, подстригают ногти. Все действия совершаются с намерением ихрама. После вхождения в ихрам нельзя пользоваться всеми видами благовоний. Обувь должна быть открытой и без задника, также не должна закрывать пальцы ног.
        • Одинаковые для всех два куска белой материи символизируют равенство мусульман независимо от их социального статуса.
      • Женщины, как и мужчины, совершают гусль, удаляют волосы, подстригают ногти. Парфюм, косметику, как и любые ароматические масла использовать запрещено.
        • Требование к обуви женщин такое же, как и у мужчин. Женщины не обматываются кусками ткани, а остаются в своей обычной одежде.
    2. После облачения в ихрам паломники произносят тальбию. Существует пять мест для облачения в ихрам, которые называются микатами, и каждый паломник должен входить в состояние ихрам только в них. Паломнику запрещается миновать микат, не войдя в состояние ихрам. Когда паломник достигнет миката, он произносит тальбию - намерение совершить хадж или умру. Тальбию следует повторять громким голосом до тех пор, пока паломник не достигнет Мекки. Слова тальбии:

      Кааба – главная святыня Ислама, в ее сторону обращаются мусульмане во время ежедневных молитв. При виде Каабы можно обратиться с мольбой. Это один из моментов, когда Всевышний может ответить на вашу мольбу. В мечеть следует заходить с правой ноги.

      Таваф - семикратное обхождение Каабы. С самого начала обхода Каабы и вплоть до его завершения мужчинам следует обнажить правое плечо. Обхода Каабы совершается против часовой стрелки, так чтобы Кааба находилась слева от паломника. Во время обхода Каабы следует проходить за стеной аль-хиджр. Первые три круга необходимо пройти быстрым шагом, а оставшиеся четыре – обычным шагом.

      • Во время обхода постарайтесь приблизиться к черному камню и поцеловать его или хотя бы прикоснуться к нему. Если подойти к нему не удается, то во время обхода, поравнявшись с ним, вытяните руку в его сторону и скажите: «Бисми Лляхи, Аллаху акбар, уа лиЛляхи аль-хамд». Не стоит толкаться и расталкивать людей для того, чтобы приблизиться к черному камню.
      • Нет определенных дуа во время совершения тавафа, поэтому можете обращаться я любой мольбой и читать любые молитвы.
      • Когда паломник завершит седьмой круг, он прикрывает правое плечо и направляется к месту Ибрахима, где совершает 2 ракаата намаза. После этого желательно выпить замзам.
    3. Са’й. Са’й представояет собой семикратное обхождение меж двух холмов: ас-Сафа и аль-Марва. Приблизившись к ас-Сафе, он читает следующие слова Всевышнего: «Инна-с-Сафа ва-ль-Марвата мин ша"аири-Ллях, фаман хаджжа-ль-байта ауиътамара фаля джунаха ‘аляйхи ай-й-йаттаввафа бихима, уа ман татавваа хайран фа-инна-Ллаха Шакирун ‘Алим».

      • Раньше ас-Сафа и аль-Марва находились под открытым небом, но в ходе расширения Заповедной мечети, два эти холма находятся внутри длинного коридора. Начиная обряд от холма ас-Сафа паломник, повернувшись в сторону Каабы, произносит трижды: «Аллаху акбар!», после чего направляется в сторону аль-Марвы. Во время обхождения между ас-Сафой и аль-Марвой нет определенных дуа, поэтому паломник может читать любые молитвы.
      • Достигнув холма аль-Марва, паломник, также повернувшись в сторону Каабы трижды возвеличивает Всевышнего.
      • Когда паломник завершит седьмое прохождение на аль-Марве, он подстригает волосы на голове, и на этом его умра заканчивается.
    4. Подстригание волос. После совершения са’й паломнику следует выйти из состояния ихрама. Это делается путем сбривания волос на голове или срезания небольшой пряди волос. Женшины не сбривают волосы, а лишь срезают небольшую прядь.

      • Выйдя из состояния ихрама, паломнику разрешается надеть обычную одежду и становится дозволенным то, что было запрещено в состоянии ихрама. В таком состоянии паломник находится до 8 числа, когда начнется обряд хаджа и ему вновь придется надеть ихрам. Поэтому не стоит брить голову наголо, так как волосы могут не успеть отрасти к окончанию хаджа, когда ему снова придется их укорачивать.

    Часть 3

    Совершение хаджа
    1. Когда наступит 8-ой день месяца зуль-хиджа, паломник входит в состояние ихрама и провозглашает тальбию для совершения хаджа. Он делает все то же самое, что делал для вхождения в состояние ихрама для совершения умры: полное омовение, облачение в два куска белой ткани и произнесение тальбии. Он не прекращает произносить тальбию, вплоть до ритуального бросания камешков. Паломник входит в состояние ихрама в том месте, где он остановился для проживания.

      • Все обряды хаджа заканчиваются 12 числа месяца зуль-хиджы, однако из ихрама можно будет выйти только 10-го числа. Все это время на паломника вновь накладываются ограничения ихрама.
    2. Затем паломники отправляются в Мину – окрестности Мекки, где остаются и в заранее подготовленных для паломников палатках. Паломники совершают в Мине обеденный намаз и остаются здесь до следующего утра. Никаких особых ритуалов в этот день нет, паломники отдыхают, знакомятся, общаются с другими паломниками.

«За благословенный /1/ хадж воздаянием может быть
только Райская обитель» /2/.

Пророк Мухаммад

Филологическое значение слова «хадж» — «стремление, направление, намерение».

В терминологии шариата /3/ «хадж» — это устремление душой и телом в определенное место и время для выполнения специальных ритуальных действий. В данном случае таким местом является Священная Кааба и гора Арафат, расположенные на территории современной Саудовской Аравии. Что касается обозначенного Исламом отрезка времени для совершения хаджа, то это месяцы Шавваль, Зуль-ка‘да и первые десять дней месяца Зуль-хиджа по лунному календарю. Действия, из которых состоит обряд паломничества, будут объяснены ниже.

Пророк Мухаммад говорил: «Кто совершит паломничество и при этом не обмолвится ни одним плохим [несущим негатив] словом [за время пребывания на священных землях] и не совершит греха, тот вернется [домой] подобно только что родившемуся [то есть простятся ему все ранее совершенные прегрешения]» /4/ . В полной мере понять смысл данного пророческого изречения на уровне разума и сердца человек сможет, лишь окунувшись в атмосферу паломничества, физически и духовно приблизившись к истокам Единобожия, веры, жизни и вечности.

То, что происходит с верующим после паломничества (конечно же, если в нем имелась хоть малейшая душевная живость), трудно описать словами. Это надо пережить.

Совершение хаджа было вменено в обязанность мусульманам в конце 9 г. с момента переселения пророка Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует) из Мекки в Медину с ниспосланием аята: «…Паломничество к Дому [Священной Каабе] — долг для людей пред Богом, тех из них, кто в состоянии это сделать. А кто не верует [безбожный или верующий, который имеет возможность, но не выполняет предписание Творца], то воистину, Всевышний не нуждается ни в одном из миров. [Ему не нужны покорность или поклонение ангелов, джиннов либо людей. Это они нуждаются в Нем. Им искать пути к Нему, к Его милости и всепрощению]» (Св. Коран, 3:97). В связи с истечением периода хаджа в год ниспослания приведенного аята Пророк совершил его на следующий, десятый год по лунному календарю. И это было его единственное паломничество.

С тех пор приверженцы Ислама со всех уголков земного шара, независимо от их цвета кожи, политических взглядов и убеждений, отрешаются на время от мирской суеты, чтобы предстать перед Господом (Который трансцендентен, не ограничен ни местом, ни временем) на земле пророков, освещенной немеркнущим светом Священной Каабы, и обратиться к Нему с просьбой о милости.

Обязательность хаджа

Хадж является одним из столпов Ислама. Его совершение раз в жизни — неукоснительная обязанность каждого мусульманина в соответствии с вышеприведенными словами Всевышнего. Другим указанием на обязательность паломничества служат строки, обращенные к пророку Аврааму: «Объяви [Авраам] людям о [необходимости] паломничества [к храму], они [несмотря на расстояния, услышат тебя] придут и пешими, и на исхудалых верховых животных [кто как сможет] из самых отдаленных уголков земли /5/ . Все это для того, чтобы (1) получили они с этого пользу [как мирскую, ведя параллельно торговые отношения, знакомясь с новыми людьми, так и вечную, совершая пред Господом миров соответствующие ритуалы на этой святой земле], (2) чтобы упоминали Творца в известные дни /6/ , (3) [поблагодарили Его и] за то, что дал им жертвенных животных (упоминали Его имя при заклании их), мясом которых они сами питаются и в обязательном порядке угощают нищих. А после пусть приведут себя в порядок [подстригут волосы и ногти, вымоются], исполнят обет [взятые на себя пред Богом обязательства, если были таковые] и совершат обход вокруг Каабы [так называемый «обход устремления» (таваф аль-ифада)]» /7/ (Св. Коран, 22:27-29).

Указанием Сунны на обязательность хаджа служит известное изречение Божьего посланника: «Ислам [религиозная составляющая жизни верующего] основывается на пяти столпах: свидетельстве того, что нет иного объекта поклонения, кроме Одного и Единственного Бога, и что Мухаммад — Его раб и посланник; выполнении молитвы-намаза; выплате закята; совершении хаджа и соблюдении поста в месяц Рамадан» /8/ .

Ученые едины во мнении об обязательности совершения хаджа хотя бы раз в жизни. В качестве аргумента приводится следующий хадис. Абу Хурайра передал: «Обращаясь к нам с проповедью, Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) произнес: «О люди, Всевышний вменил вам в обязанность хадж, так совершайте же его!» Один из присутствующих спросил: «Каждый год, о посланник Аллаха?» Пророк молчал, пока вопрошавший не повторил свой вопрос трижды, и лишь после этого произнес: «Если бы я сказал: «да», то [совершение хаджа ежегодно] стало бы обязательным, но вам это будет не под силу [да и нет такой необходимости]» /9/ . В другом повествовании от Ибн ‘Аббаса добавлено: «Кто совершит больше одного [хаджа], то это — дополнительное деяние [то есть такое возможно, за это воздастся из Божьей милости, но это не обязательно]» /10/ .

Условия, необходимые для действительности хаджа

1. Исповедание Ислама.
2. Здравость рассудка.

Хадж является недействительным, если он совершается немусульманином или тем, кто психически болен, не в своем рассудке, поскольку эти категории не входят в число тех, на которых наложены какие-либо обязательства мусульманской религиозной практики.

Условия, при которых совершение хаджа становится обязательным

Совершение хаджа становится обязательным при наличии четырех общих для всех и двух специальных, дополнительных условий, касающихся женщин:

1. Исповедание Ислама.

2. Здравость рассудка.

3. Зрелость. Посланник Аллаха произнес: «Поднято перо (снята ответственность) с троих: спящего, пока не проснется; ребенка, пока не достигнет он совершеннолетия /11/ , и умалишенного, пока не обретет здравый рассудок» /12/ . Однако если малолетний ребенок, не достигший зрелости, совершит паломничество, это записывается ему как благое деяние, но не отменяет обязательности совершения полноценного хаджа в последующем при наличии соответствующих условий.

4. Возможность совершения хаджа. Имеется в виду материальная возможность, а также — безопасность пути. В Коране сказано: «…Паломничество к Дому [Священной Каабе] — долг для людей пред Богом, тех из них, кто в состоянии это сделать» /13/ (Св. Коран, 3:97). Материальная возможность подразумевает отсутствие долгов, наличие необходимых жизненных условий на постоянном месте жительства (социальный и бытовой минимум), материальную обеспеченность семьи и других опекаемых на время отсутствия опекуна, совершающего хадж; наличие собственных средств на дорогу и для прохождения всех ритуалов хаджа /14/ .

Возможна материальная протекция /15/ одного человека другому в вопросах паломничества, но принимать таковую не обязательно, наличие таковой не обязывает к отправке в хадж. Человек имеет право принять ее или же подождать обретения собственного материального достатка /16/ .

Относительно женщин действуют еще два условия.

Первое условие: сопровождение их в хадже близким родственником или мужем. В достоверном хадисе сказано: «Не разрешается [неэтично] женщине отправляться в путь, который длится три дня, не иначе как в сопровождении близкого родственника» /17/ . Отсутствие такого сопровождающего отменяет обязательность совершения хаджа для данной женщины. Кроме того, многое зависит и от согласия мужа /18/ .

Некоторые ученые, в числе которых богословы шафиитского мазхаба, допускают совершение женщиной паломничества с группой заслуживающих доверия женщин.

Второе условие: недопустимо для женщины совершать хадж в дни послеразводного периода (три месяца) или траура по случаю смерти мужа (четыре месяца и десять дней), во время которых она не имеет права вновь выходить замуж /19/ .

Время совершения хаджа

В Священном Коране сказано: «Паломничество (хадж) [совершается] в определенные [известные еще со времен Авраама] месяцы» (см. Св. Коран, 2:197) /20/ .

Ученые ханафитского и шафиитского мазхабов едины во мнении о том, что упомянутыми в Коране месяцами совершения хаджа являются Шавваль, Зуль-ка‘да и первые десять дней месяца Зуль-хиджа по лунному календарю. Вместе с тем, они имеют разные точки зрения относительно десятого дня месяца Зуль-хиджа, то есть дня жертвоприношения. Абу Ханифа, опираясь на хадис «День великого хаджа — это день жертвоприношения» /21/ , считал, что весь десятый день входит в месяцы хаджа. Имам аш-Шафи‘и утверждал, что месяцы хаджа подразумевают Шавваль, Зуль-Ка‘да и первые десять ночей месяца Зуль-хиджа, то есть они продолжаются до восхода утренней зари последнего десятого дня.

Микат

В переводе с арабского языка слово «микат» означает «предел, край, рубеж». В канонической терминологии «микат» — это определенное время и границы территории, предназначенные для вхождения в состояние ихрама. Ихрам, помимо того, что это специальное одеяние, надеваемое паломником, — также и намерение, символизирующие особое состояние ритуальной чистоты.

Человек, вознамерившийся совершить хадж, пересекая микат, обязан войти в состояние ихрама и проговорить соответствующее намерение. При этом для мужчин существует определенное правило — им необходимо заблаговременно облачиться в одежду, состоящую из двух отрезов чистой белой полотняной материи. Один из них набрасывается на шею и плечи, а другим опоясываются /22/ . Для женщин такое условие отсутствует. Они одеваются в обычную для них одежду, соответствующую нормам одеяния женщины /23/ .

В случае пересечения миката без соблюдения упомянутых ритуалов (соответствующее одеяние и намерение паломника) человек обязан принести в жертву животное или вернуться к обозначенному месту для их восполнения. Вхождение паломника в состояние ихрама заблаговременно, до миката, например, в месте его постоянного пребывания, считается, по мнению всех богословов, допустимым. Богословы-ханафиты даже считают это наилучшим.

Микат жителей Мекки отличается от миката всех тех, кто живет за ее пределами. Проживающие на территории этого города входят в состояние ихрама для совершения хаджа в самой же Мекке. Что касается ‘умры, малого паломничества, то наилучшим микатом для его совершения, по мнению ученых ханафитов, является ат-Тан‘им, затем аль-Джи‘рана, после этого аль-Худайбия. Ученые же шафиитского мазхаба оговаривают следующую приоритетность местностей: аль-Джи‘рана, ат-Тан‘им, затем аль-Худайбия.

Для живущих за пределами Мекки, желающих совершить хадж или ‘умру, существует пять микатов — соответственно всем ее сторонам /24/ :
— микат жителей Медины — Зуль-хулейфа (Эбар ‘алий);
— микат жителей Сирии, Египта и Марокко — аль-Джухфа;
— микат жителей Ирака и некоторых других восточных стран — Зату ‘ирк;
— микат жителей Йемена и Индии — Ялямлям;
— микат жителей Наджда и Кувейта — Карн аль-маназиль.

Любой, кто вознамерился совершить хадж или ‘умру, при пересечении одного из данных микатов обязан войти в состояние ихрама. К примеру, паломник, летящий самолетом через Амман или из Аммана, входит в состояние ихрама, ориентируясь на аль-Джухфу. Для этого за 15 минут до подлета к данной местности в самолете делается специальное объявление, после которого паломник, заранее облачившийся в одежду ихрама, готовится к произнесению намерения совершить хадж или ‘умру.

Что касается тех, кто проживает на территории между Меккой и микатом, то для них местом вхождения в ихрам является их же дом.

Основное и малое паломничества

Основное паломничество — хадж — совершается лишь в определенное время (месяцы Шавваль, Зуль-ка‘да и первые десять дней месяца Зуль-хиджа по лунному календарю) и с соблюдением свойственных ему ритуалов, которые будут описаны ниже.

Малое паломничество — ‘умра — может быть совершено в любое подходящее для верующего время, имеет набор отличных от хаджа ритуальных действий.

Виды хаджа (основного паломничества)

Существует три вида обрядов, связанных с выполнением священной обязанности — хаджа:

1. аль-Ифрад;

2. ат-Таматту‘;

3. аль-Кыран.

Хадж аль-Ифрад

Данный вид хаджа подразумевает выполнение только обрядов хаджа — основного паломничества. Паломник, входя в состояние ихрама, должен иметь соответствующее намерение. И после облачения в ихрам произносит следующие слова:

В данном случае принесение в жертву животных не является обязательным для паломника.

Хадж ат-Таматту‘

Этот вид хаджа подразумевает совершение в течение обозначенных месяцев сначала обрядов ‘умры (малого паломничества), а затем хаджа (основного).

Паломник входит в состояние ихрама с намерением совершить только ‘умру и произносит:

После завершения всех действий, связанных с ‘умрой, паломник, сбрив или слегка укоротив волосы на голове, выходит из состояния ихрама. Затем он дожидается восьмого дня месяца Зуль-хиджа, когда вновь вступает в состояние ихрама, но уже в самой Мекке, и для совершения хаджа произносит вслух следующие слова:

Паломнику, совершающему хадж ат-Таматту‘, надлежит принести в жертву животное, являющееся, по мнению ученых-ханафитов, благодарственным. Поэтому они допускают употребление в пищу мяса животного человеком, принесшим его в жертву, а шафииты — нет. Тот, кто не в состоянии совершить жертвоприношение, соблюдает пост в течение трех дней во время хаджа и семи дней по его окончании.

Хадж аль-Кыран

В данном виде хаджа паломник соединяет вхождение в состояние ихрама, связанного с хаджем (основным), с вхождением в состояние ихрама, связанного с ‘умрой, и имеет намерение совершить хадж и ‘умру вместе. Верующий после вхождения в состояние ихрама произносит следующие слова:

Выполнив обряды ‘умры, паломник продолжает находиться в состоянии ихрама до принесения им в жертву животного на десятый день Зуль-хиджа.

Совершающим хадж аль-Кыран, как и при ат-Таматту‘, необходимо принести в жертву животное. Мясо данного животного, по мнению ученых ханафитов, допускается употреблять в пищу тем, кто принес его в жертву, а по мнению шафиитов — нет. Тот, кто не в состоянии принести в жертву животное, соблюдает пост в течение трех дней во время хаджа и семи дней по его окончании.