Виды и функции государственной службы. Государственная служба. Цели, задачи и функции государственной службы

Основные цели государственной службы
Политико-административные выполнение конституционных требований о государственной поддержке социальной сферы; реализация обязательств государства по обеспечению определенного уровня жизни, удовлетворению материальных потребностей людей; обеспечение благосостояния общества.
Социальные исполнение и обеспечение полномочий государства и его органов; решение общегосударственных задач управления; выполнение публичных дел; практическое осуществление функций государства; создание условий для связи государственного аппарата с народом
Экономические повышение эффективности государственного управления экономикой; осуществление от имени государства управления государственной собственностью; поддержка предпринимательства; обеспечение финансирования затрат на государственную службу; снижение затрат на содержание государственного аппарата
Правовые обеспечение соблюдения законодательства государства; создание правовых условий для нормального функционирования государственного аппарата
Организационные организационно-техническое обеспечение органов государственной власти профессионализация государственного аппарата совершенствование норм, стандартов, правил регулирования состава государственного аппарата, продвижения по службе приведение структуры государственного аппарата в соответствие с задачами государственной службы

К основным задачам государственной службы можно отнести:

· охрана конституционного строя РФ, создание условий для развития гражданского общества, производства, обеспечение свободной жизнедеятельности личности, защита прав, свобод и законных интересов граждан;

· формирование общественно-политических и государственно-правовых условий для практического осуществления функций государственных органов;

· обеспечение эффективной работы государственных органов в соответствии с их компетенцией;

· совершенствование условий государственной службы и профессиональной деятельности государственных служащих;

· обеспечение действия принципа открытости в деятельности государственных служащих и государственных органов;

· создание и поддержание в государственных органах благоприятных межличностных отношений, которые обеспечивали бы развитие положительных личных качеств работников

К основным общим функция государственной службы можно отнести:



· информационное обеспечение деятельности государственных органов, т.е. сбор, получение, обработку, анализ информации, необходимой для осуществления государственной (управленческой) деятельности;

· прогнозирование и моделирование развития системы государственной службы, государственных органов, стандартов государственного управления;

· планирование – определение направлений, темпов, количественных и качественных показателей развития тех или иных процессов в системе государственного управления, государственных функций (экономических, социально-культурных, военных, оборонных, борьбы ‑­

· с организованной преступностью и коррупцией в системе государственной службы и т.д.)

· организация – формирование системы государственной службы на основе установленных принципов и подходов к этому процессе, определение структуры управляющей и управляемой систем в государственной службе, установление их компетенции и взаимосвязи; организация в узком смысле – это упорядочение структуры органов государства, штатов, персонала, процессов государственного управления распорядительство, т.е. оперативное регулирование государственно-служебных отношений, возникающих пол поводу осуществления полномочий государственных органов и должностных обязанностей, обеспечение режима должной государственной деятельности; в узком смысле – текущие указания руководящими государственными служащими;

· руководство – установление правил, нормативов, направлений деятельности и отдельных действий государственных органов, управляемых объектов; общее руководство – определение содержания государственной деятельности (например, управленческой);

· координация – согласование деятельности различных государственных органов для достижения общих целей и задач государственной службы;

· контроль – установление соответствия или несоответствия фактического состояния системы государственной службы и её структуры требуемому (определенному) стандарту и уровню, изучение и оценка результатов общего функционирования государственной службы, а также конкретных действий государственных служащих;



· регулирование – использование методов и способов управления в процессе организации системы государственной службы и её функционирования;

Учет – фиксация информации, выраженной в количественной форме, о движении материальных ресурсов государственной службы, о результатах реализации государственно-служебных отношений, полномочий государственных органов и т.д

7.Принципы государственной службы

Федеральным законом «Об основах государственной службы Рос­сийской Федерации» установлены следующие принципы государствен­ной службы.

1. Принцип верховенства Конституции России и федеральных законов над иными нормативными правовыми актами, должностными ин­струкциями при исполнении государственными служащими долж­ностных обязанностей и обеспечении их прав. Он отражает требование ч. 2 ст. 4 Конституции о том, что Конституция страны и федеральные законы имеют верховенство на всей территории Российской Федера­ции. Конституция предполагает формирование такой системы, в кото­рой высшей юридической силой обладает главный закон государст­ва - его Конституция, а все остальные нормативные правовые акты должны ей соответствовать.

2. Принцип приоритета прав и свобод человека и гражданина, непо­средственность их действия. Это новое положение в российском зако­нодательстве обязывает государственных служащих признавать, со­блюдать и защищать права и свободы человека и гражданина. Для пра­вового государства, которое предполагается создать в России, должно быть обязательным признание прав личности высшей ценностью и неотвратимость предусмотренной Федеральным законом «Об основах государственной службы Российской Федерации» ответственности всех государственных служащих за деяния, ведущие к нарушению прав, свобод и законных интересов граждан.

3. Принцип единства системы государственной власти, разграничения предметов ведения между РФ и ее субъектами. Статьей 5 Конституции закреплено федеративное устройство государства. Это предполагает, с одной стороны, последовательное раскрытие в текущем федеральном законодательстве единства основ организации государственной служ­бы, а с другой - разграничение предметов ведения между Федерацией и ее субъектами в целях обеспечения эффективности государственной службы. Исходя из Федерального закона «Об основах государственной службы Российской Федерации», субъекты Федерации вправе издавать свои акты по вопросам государственной службы, учитывающие мест­ные условия, включая национальные особенности. Такими актами ус­танавливаются, например, порядок подбора лиц для замещения госу­дарственных должностей категории «Б», порядок и условия проведения аттестации, конкурса, порядок ведения личных дел.

4. Принцип разделения властей - законодательной, исполнительной и судебной, закрепленный в ст. 10 Конституции, выражает прежде всего самостоятельность каждой из этих ветвей власти, их независимость в установленных пределах при осуществлении своих функций. В то же время из сущности этого принципа вытекает то, что государственный служащий не вправе быть депутатом законодательного (представитель­ного) органа. И наоборот: депутаты не могут находиться на государст­венной службе.

5. Принцип равного доступа граждан к государственной службе за­креплен в ч. 4 ст. 32 Конституции. Его сущность заключается в том, что при приеме на государственную службу не допускаются какие бы то ни было прямые или косвенные ограничения в зависимости от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должност­ного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям. Возможность досту­па к государственной службе обусловлена лишь российским граждан­ством, возрастом и другими требованиями, установленными для госу­дарственных служащих.

6. Принцип обязательности для государственных служащих решений, принятых вышестоящими государственными органами и руководителями в пределах их полномочий и в соответствии с законодательством, явля­ется одним из краеугольных устоев российской государственности. Он вытекает из единства системы государственной власти и верховенства закона, из подчиненности нижестоящих органов вышестоящим. Бла­годаря этому создаются реальные условия для исполнительской дис­циплины во всех звеньях государственного механизма.

7. Принцип единства основных требований, предъявляемых к госу­дарственной службе, означает, что в отношении всех государственных служащих федеральной государственной службы и государственной службы субъектов Федерации должны использоваться общероссийская система государственных должностей и квалификационных разрядов (званий, рангов), единый порядок прохождения государственной службы, общие перечни прав и обязанностей, ограничений и гарантий, общие (с точки зрения организации и методики) системы подготовки кадров и контроля их компетентности.

8. Принцип профессионализма и компетентности - основной крите­рий, который используется при отборе кандидатов на вакантную госу­дарственную должность государственной службы. Предпочтение отда­ется наиболее достойному, имеющему лучшую подготовку, больший стаж работы по специальности, показавшему на деле свои организатор­ские способности.

9. Принцип гласности предполагает открытость законодательства о государственной службе, доступность государственных органов и ре­шение ими вопросов о судьбе, правовом положении государственного служащего с его ведома и согласия. Подлинной подконтрольности го­сударственных служащих не может быть без расширения гласности, учета общественного мнения, открытости и доступности для контроля. Ни один работник государственных органов не может оставаться вне контроля, вне критики.

10. Принцип ответственности государственных служащих за подго­тавливаемые и принимаемые решения, за исполнение своих должност­ных обязанностей закреплен в законодательстве, что позволяет крепить государственную дисциплину, формировать чувство личной ответст­венности государственных служащих за порученное дело.

11. Принцип внепартийности и внеконфессиональности государствен­ной службы означает, что в государственных органах не образуются структуры политических партий и движений, государственные служа­щие не могут при исполнении должностных полномочий руководство­ваться решениями политических партий и движений, иных обществен­ных, а также религиозных объединений. Задачи и функции, выполняе­мые государственными служащими, требуют от них политической и религиозной беспристрастности.

12. Принцип стабильности кадров в государственных органах означа­ет относительное постоянство кадров, минимизацию их текучести при стабильном штатном составе. Это одно из важных условий качествен­ного функционирования государственных органов.

8.Правовой статус государственного служащего

В соответствии со ст. 3 Федерального закона о государственной службе государственным служащим является гражданин РФ, ис­полняющий в порядке, установленном действующим законода­тельством, обязанности по государственной должности государ­ственной службы за денежное вознаграждение, выплачиваемое за счет средств федерального бюджета или средств бюджета субъ­екта РФ.

Его административно-правовой статус включает следующие со­ставляющие элементы: права; основные обязанности; ограничения; гарантии; поощрения; денежное содержание; пенсионное обеспечение; ответственность.

Права государственных служащих представляют собой комплекс правовых возможностей, во-первых, предоставленных им Конституцией РФ, конституциями и уставами субъектов РФ как гражданам РФ; во-вторых, вытекающих из факта замещения ими государственных должностей государственной службы (должност­ные или служебные права); в-третьих, определяемых особенностями отдельных видов государственно-служебной деятельности (например, налоговой, таможенной, военной службы).

Государственным служащим предоставлен значительный объем служебных (должностных) прав. Наиболее существенными из них являются следующие:

Принятие решений и участие в их подготовке в соответствии с должностными обязанностями;

Ознакомление со всеми документами, определяющими его права и обязанности по занимаемой должности;

Получение информации и материалов, необходимых для ис­полнения служебных обязанностей;

Посещение для исполнения должностных обязанностей раз­личных объектов независимо от формы собственности;

Ознакомление со всеми материалами своего личного дела;

Проведение по его требованию служебного расследования для опровержения сведений, порочащих его честь и достоинство.

Служащий вправе участвовать по своей инициативе в конкурсе на замещение вакантной должности государственной службы. Ему предоставлено право продвижения по службе (должностная карье­ра), на увеличение денежного содержания, а также на переподго­товку и повышение квалификации. В соответствии со стажем го­сударственной службы он имеет право на социальное обеспечение. Для защиты своих интересов государственные служащие вправе объединяться в профсоюзы.

Для разрешения споров, связанных с государственной служ­бой, служащий может обратиться в соответствующие государст­венные органы или в суд (например, по вопросам квалификации и аттестации, приема на службу, ее прохождения, реализации своих прав).

Основные обязанности государственных служащих связаны с:

Соблюдением законности;

Обеспечением прав и законных интересов граждан;

Исполнением приказов, распоряжений и указаний руководи­телей (за исключением незаконных);

Соблюдением правил внутреннего трудового распорядка, должностных инструкций;

Своевременным рассмотрением обращений граждан и орга­низаций и принятием по ним решений;

Хранением государственной и служебной тайны.

При несении государственной службы служащий обязан еже­годно представлять в органы государственной налоговой службы сведения о полученных им доходах и имуществе, принадлежащем ему на праве собственности и являющихся объектами налогообло­жения.

Законодательством установлен ряд ограничений, связанных с государственной службой. Служащий не вправе:

Заниматься другой оплачиваемой деятельностью (кроме пе­дагогической, научной и иной творческой);

Быть депутатом любого представительного органа;

Заниматься предпринимательской деятельностью лично или через доверенных лиц;

Состоять членом органа управления коммерческой организа­ции;

Быть поверенным или представителем по делам третьих лиц в органе, в котором он состоит на службе либо который непо­средственно подчинен или подконтролен ему;

Использовать в неслужебных целях государственное имуще­ство и служебную информацию;

Получать гонорары за публикации или выступления в каче­стве государственного служащего;

Получать от физических и юридических лиц подарки, денеж­ное вознаграждение, оплату отдыха и развлечений и т.п., если это связано с исполнением должностных обязанностей;

Принимать участие в забастовках;

Использовать свое служебное положение в интересах полити­ческих партий, общественных организаций.

Государственному служащему гарантируются: условия рабо­ты, обеспечивающие исполнение им должностных обязанностей; денежное содержание (должностной оклад, надбавки к нему за квалификационный разряд, особые условия работы и выслугу лет, премии); ежегодный оплачиваемый отпуск (не менее 30 календар­ных дней); медицинское обслуживание (включая членов его семьи); пенсионное обеспечение; обязательное страхование и т.д. При переводе на другую должность его согласие обязательно.

Установлена система мер поощрения государственных служа­щих за успешное и добросовестное исполнение должностных обязанностей, продолжительную и безупречную службу. В числе таких мер: объявление благодарности, выдача премии, награжде­ние ценным подарком, присвоение почетных званий, государст­венные награды.

За неисполнение или ненадлежащее исполнение возложенные на него обязанностей, за действия или бездействие, ведущие к на­рушению прав и законных интересов граждан государственный служащий несет юридическую ответственность (дисциплинарную материальную).

9.Ограничения и гарантии на государственной службе

Для обеспечения правовой и социальной защищенности гражданских служащих, повышения мотивации эффективного исполнения ими своих должностных обязанностей, укрепления стабильности профессионального состава кадров гражданской службы и в порядке компенсации ограничений, установленных настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами, гражданским служащим гарантируются:

1) равные условия оплаты труда, а также сопоставимые показатели оценки эффективности результатов профессиональной служебной деятельности при замещении соответствующих должностей гражданской службы, если иное не установлено настоящим Федеральным законом;

2) право гражданского служащего на своевременное и в полном объеме получение денежного содержания;

3) условия прохождения гражданской службы, обеспечивающие исполнение должностных обязанностей в соответствии с должностным регламентом;

4) отдых, обеспечиваемый установлением нормальной продолжительности служебного времени, предоставлением выходных дней и нерабочих праздничных дней, а также ежегодных оплачиваемых основного и дополнительных отпусков;

5) медицинское страхование гражданского служащего и членов его семьи, в том числе после выхода гражданского служащего на пенсию за выслугу лет, в соответствии с настоящим Федеральным законом и федеральным законом о медицинском страховании государственных служащих Российской Федерации;

6) обязательное государственное социальное страхование на случай заболевания или утраты трудоспособности в период прохождения гражданской службы либо сохранение денежного содержания при временной нетрудоспособности, а также на время прохождения медицинского обследования в специализированном учреждении здравоохранения в соответствии с федеральным законом;

7) выплаты по обязательному государственному страхованию в случаях, порядке и размерах, установленных соответственно федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации;

8) возмещение расходов, связанных со служебными командировками. Порядок и условия командирования гражданского служащего устанавливаются соответственно указом Президента Российской Федерации и нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации;

9) возмещение расходов, связанных с переездом гражданского служащего и членов его семьи в другую местность при переводе гражданского служащего в другой государственный орган. Порядок и условия возмещения расходов гражданскому служащему устанавливаются соответственно постановлением Правительства Российской Федерации и нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации;

признание служащего недееспособным или ограниченно дееспособным решением суда, вступившим в законную силу;

осуждение служащего к наказанию, исключающему возможность исполнения должностных обязанностей по должности муниципальной службы, по приговору суда, вступившему в законную силу;

отказ от прохождения процедуры оформления допуска к сведениям, составляющим государственную и иную охраняемую федеральными законами тайну, если исполнение должностных обязанностей по должности муниципальной службы, на замещение которой претендует гражданин, или по замещаемой муниципальным служащим должности муниципальной службы связано с использованием таких сведений;

наличие заболевания, препятствующего поступлению на муниципальную службу или ее прохождению и подтвержденного заключением медицинского учреждения. Порядок прохождения диспансеризации, перечень таких заболеваний и форма заключения медицинского учреждения устанавливаются Правительством РФ;

близкое родство или свойство (родители, супруги, дети, братья, сестры, а также братья, сестры, родители и дети супругов) с муниципальным служащим, если замещение должности муниципальной службы связано с непосредственной подчиненностью или подконтрольностью одного из них другому;

прекращение гражданства РФ, прекращение гражданства иностранного государства – участника международного договора РФ, в соответствии с которым иностранный гражданин имеет право находиться на муниципальной службе, приобретение им гражданства иностранного государства либо получения им вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание гражданина РФ на территории иностранного государства, не являющегося участником международного договора РФ, в соответствии с которым гражданин РФ, имеющий гражданство иностранного государства, имеет право находиться на муниципальной службе;

наличие гражданства иностранного государства (иностранных государств), за исключением случаев, когда муниципальный служащий является гражданином иностранного государства – участника международного договора РФ, в соответствии с которым иностранный гражданин имеет право находиться на муниципальной службе;

представление подложных документов или заведомо ложных сведений при поступлении на муниципальную службу;

непредставление установленных Федеральным законом “О муниципальной службе в Российской Федерации” сведений или представления заведомо ложных сведений о доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера;

достижение возраста 65 лет – предельного возраста, установленного для замещения должности муниципальной службы.

10.Ответственность государственного служащего

за неисполнение или ненадлежащее исполнение государственным служащим возложенных на него обязанностей (должностной проступок) на государственного служащего могут налагаться органом или руководителем, имеющими право назначать государственного служащего на государственную должность государственной службы, следующие дисциплинарные взыскания:

1. замечание;

2. выговор;

3. строгий выговор;

4. предупреждение о неполном служебном соответствии;

5. увольнение.

2. Государственный служащий, допустивший должностной проступок, может быть временно (но не более чем на месяц), до решения вопроса о его дисциплинарной ответственности, отстранен от исполнения должностных обязанностей с сохранением денежного содержания. Отстранение государственного служащего от исполнения должностных обязанностей в этом случае производится распоряжением руководителя, указанного в пункте 1 настоящей статьи.
3. Порядок применения и обжалования дисциплинарных взысканий устанавливается федеральным законом.
4. Государственный служащий в случае сомнения в правомерности полученного им для исполнения распоряжения обязан в письменной форме незамедлительно сообщить об этом своему непосредственному руководителю, руководителю, издавшему распоряжение, и вышестоящему руководителю. Если вышестоящий руководитель, а в его отсутствие руководитель, издавший распоряжение, в письменной форме подтверждает указанное распоряжение, государственный служащий обязан его исполнить, за исключением случаев, когда его исполнение является административно либо уголовно наказуемым деянием.
Ответственность за исполнение государственным служащим неправомерного распоряжения несет подтвердивший это распоряжение руководитель.
5. Государственный служащий несет предусмотренную законом ответственность за действия или бездействия ведущие к нарушению прав и законных интересов граждан.

Тверь – 2015 г.

ЛЕКЦИИ ПО ДИСЦИПЛИНЕ ГОСУДАРСТВЕННАЯ И МУНИЦИПАЛЬНАЯ СЛУЖБА

Старший преподаватель Вишнякова М.И.

Тема 1. Понятие Государственной службы и ее содержание

    Цели, задачи и функции государственной службы

    Система государственной и муниципальной службы

    Принципы государственной службы

Государство, как главный субъект управления, всегда имеет свои цели, задачи и функции. Эти задачи и функции практически реализуются специально подготовленными для этого лицами – чиновниками (государственными служащими). От государственных служащих зависит работа государства.

    Понятие государственной службы, возникновения государственной службы

То, что мы называем «Государственная служба» во всех ведущих странах мира называется «общественной» (публичной). Термин «Государственная гражданская служба» в нашей стране стал употребляться только с 2009 года с принятием Федерального закона "О системе государственной службы Российской Федерации" от 27.05.2003 N 58-ФЗ, где она классифицировалась (согласно видам) на: государственную гражданскую службу, военную службу и правоохранительную службу.

Практически (то, к чему мы привыкли) то, что в других странах является службой обществу, народу мы называем службой государству – вот такой перекос и не в нашу пользу, чревато последствиями, которые уже проявились – большой отрыв государственной службы от населения, от реальной действительности.

В зарубежных странах понятие государственной службы гораздо шире и включает в себя всех лиц, находящихся на службе в любых государственных органах и любых государственных учреждениях (врачи, учителя).

У нас понятие и суть сужены и включают в себя лишь чиновников (управленцев). Остальные – работники бюджетной сферы. Это недемократический подход. Слой чиновников это по существу тот же слой партийных работников. К слову и муниципальная служба тоже является негосударственной.

Одним из направлений деятельности человека является служба, суть которой в управлении.

Понятие «Служба» употребляется по-разному:

А) как вид деятельности человека (профессия);

Б) как институт (социальный, правовой, организационный, политический);

В) как система специальных органов государства, управленческих подходов;

Г) как духовная деятельность

Д) набор (инструментарий) технологий и механизмов.

Особым видом службы является государственная служба.

Государственная служба (ГС) – профессиональная служебная деятельность граждан по обеспечению исполнения полномочий государственных органов, и лиц, замещающих государственные должности.

Профессиональная, то есть предполагает наличие у лица соответствующего профессионального образования и соответствующей специализации.

Служебная, так как есть еще государственно-политическая по непосредственному исполнению полномочий государственных органов лежит за пределами ГС.

Это деятельность государственно-значимого характера.

Главная составляющая ГС – сознательное служение человека государству и обществу.

Чувство служения высоко поднимает:

  • значимость труда;

    дает человеку самореализованность;

    чувство гордости за то, что делает важную работу.

Муниципальная служба (МС) – профессиональная служебная деятельность граждан, осуществляемая на постоянной основе на должностях муниципальной службы, замещаемых путем заключения трудового договора.

ГС не изобретение наших дней. Она имеет долгую историю.

Когда люди создавали сообщества, то неизменно возникало разделение труда и соответственно появлялись «должностные лица», осуществляющие власть. Возникла необходимость объединения этих лиц в группы (службы).

Высокоразвитой была система ГС в Древнем Риме (сенаторы, консулы, диктаторы, префекты, судьи, асессоры).

В Византии многослойнойность – базилевсы, эпанагоги, дуки, полемархи, архонты.

Развитие современной ГС европейского типа (относится и Россия) связано с возникновением территориальных государств, развитием государственного аппарата, введением денежной системы и налогов с населения. Служба нужна была для упорядочения деятельности, координации.

Создателем ГС в России был Петр I . Огромную роль в реформировании ГМС сыграли также Екатерина II, Алексей II, реформаторы Сперанский, Столыпин, Витте.

Кроме того:

Карамзин - История государства Российского - сочинение Н. М. Карамзина, описывающее российскую историю начиная с древнейших времён до правления Ивана Грозного и Смутного времени;

Татищев – История Российская с самых древнейших времен.

Становление и развитие института ГС в постсоветской России (1993-2003 годы) шло в соответствии с Конституцией РФ 1993 года и Федеральным законом от 31.07.1995 N 119-ФЗ "Об основах государственной службы Российской Федерации". Трактуют ГС как профессиональная деятельность.

2003 год. Федеральный закон "О системе государственной службы Российской Федерации" от 27.05.2003 N 58-ФЗ трактовал ГС как профессиональную служебную деятельность. Кроме того закон разделил ГС на: государственную гражданскую службу, военную службу и правоохранительную службу.

2004 год. Федеральный закон от 27.07.2004 N 79-ФЗ (ред. от 31.12.2014) "О государственной гражданской службе Российской Федерации".

Муниципальная служба является негосударственной и ее деятельность регламентируется Федеральным законом от 06.10.2003 N 131-ФЗ (ред. от 29.12.2014) "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (06 октября 2003 г.).

Существует определенная взаимосвязь ГС и МС:

    Единство основных квалификационных требований (стаж, образование, знание законов, общепрофессиональные знания) к должностям гражданской и муниципальной службы;

    Единство ограничений и обязательств при прохождении государственной и муниципальной службы;

    Единство требований к профессиональной подготовке, переподготовке, повышению квалификации;

    Учет стажа муниципальной службы при исчислении стажа гражданской службы и наоборот;

    Соотношение основных условий оплаты труда и социальных гарантий гражданских и муниципальных служащих;

    Соотношение условий государственного пенсионного обеспечения гражданских и муниципальных служащих.

Отличия:

    Регламентируются разными Федеральными законами: ГС – ФЗ №58 и №79, МС – ФЗ №25 и № 131;

    МС является негосударственной, так как органы МСУ не входят в систему органов государственной власти;

    МС финансируется за счет средств местного бюджета, Федеральная служба- Федерального бюджета, служба субъектов – бюджета субъекта.

Задачи МС связаны с обеспечением самостоятельного решения населением вопросов местного значения, а ГС – обеспечением исполнения полномочий государственных органов.

    Цели, задачи и функции ГС

Одной из серьезных проблем ГС является определение целей, задач, функций ГС: понятие и принципы ГС России легально определены и зафиксированы в законодательстве, то цели, задачи и функции - нет.

В связи с этим «Дерево целей» ГС остается проблемным и дискуссионным.

    С уровневой точки зрения цели ГС делят на: стратегические, оперативные(среднесрочные) и текучие.

Главная стратегическая цель административной власти – служить интересам государства, общества и народа.

Среднесрочные цели: качественное обеспечение исполнения задач и функций ГС; повышение эффективности работы.

Текущие цели: оценка деятельности служащих (аттестация, квалификационный экзамен).

    С отраслевой точки зрения цели ГС делятся на: политико-административные, социальные, экономические, правовые, организационные.

Политико-административные цели: укрепление государства, исполнение функций государства, обеспечение единства и стабильности государственной власти в стране, создание условий взаимодействия государства и общества.

Социальные цели: поддержка социальной сферы в сфере образования, здравоохранения, социальных конфликтов, обеспечение занятости на рынке труда.

Экономические цели: повышение эффективности государственного регулирования экономики и управления государственной собственностью, поддержка предпринимательства.

Правовые цели: претворение в жизнь законов, НПА органов государственной власти, обеспечение законотворческой деятельности, создание правовых условий для организации и функционирования государственного аппарата.

Организационные цели: организационно-техническое обеспечение органов государственной власти, повышение уровня профессионализма и компетентности государственных гражданских служащих, приведение структуры и численности ГС в соответствие со стоящими задачами.

Функции ГС.

У нас отсутствуют четкие основания для определения сущности и классификации функций ГС.

Преобладает тенденция смешения функций государства и ГС, что не совсем оправдано.

ГС можно охарактеризовать как совокупность конкретных функций всех государственных органов и государственных служащих.

    Классификация с точки зрения содержательной деятельности государственных органов:

    Административная – подбор, отбор, расстановка, координация, согласование;

    Организационно-распорядительная – запреты, приказы, предписания;

    Правовая – НПА деятельности;

    Сервисная – оказание услуг;

    Социальная;

    Экономическая – управление финансами, государственной собственностью;

    Культурная ;

    Воспитательная – собственным примером, образец для подражания, гуманность, толерантность, ориентированность на население, антикоррупционные мероприятия.

    Классификация с точки зрения сущностных сторон:

    Как профессиональной деятельности – практическое осуществление государственного управления в сфере ответственности (прогнозирование, планирование, координация, мотивация, организация, профподготовка, соблюдение служебной дисциплины) ограничений и запретов;

    Как правового института – соблюдение законодательства, регулирование правового статуса служащих;

    Как социального института – реализация функций в интересах граждан/для граждан, оказание услуг населению;

    Как политического института – определение стратегии, направлений.

    Классификация с правовой точки зрения:

    Правоприменительная функция – реализация на деле Конституции РФ, Федеральных законов, законов субъектов РФ. Данная функция осуществляется посредством фактического исполнения государственных должностей ГС и принятия актов управления об исполнении законов.

    Правотворческая функция – разработка и принятие нормативных правовых актов. ГС проявляет себя в такой сфере, как подготовка законов в Федеральном собрании и парламентах субъектов РФ (Законодательное собрание ТО).

    Правозащитная функция – обеспечение прав и свобод гражданина. ГС призвана обслуживать потребности и интересы граждан, повышать правовую защиту личности, применять меры государственного принуждения в установленных законом случаях, предоставлять гражданам и организациям государственные услуги.

    Регулирующая функция (это ГРЭ) – разработка и реализация государственной политики во всех сферах жизни общества. Это и разработка целей, принципов, задач политики. ГС проявляет себя при подготовке программ государственной деятельности, принятии политических решений (приватизация, инвестиционная деятельность, реформирование).

Задача ГС - обеспечить согласование интересов различных социальных групп, обеспечить представительство всех социальных слоев общества (особенно тех, которые не определяют жизнь государства). Принятие мер государственного принуждения к физическим и юридическим лицам.

    Организационная функция – обеспечение практической реализации компетенции (полномочий, прав и обязанностей) государственных органов, их стабильного функционирования. ГС осуществляет координацию деятельности государственных органов, объединяя их в единый государственный аппарат (проведение координационных совещаний, конференций, заседаний, экспертиз, проверок).

    Классификация с точки зрения специфики деятельности:

    Общие функции ГС – осуществление государственной кадровой политики на уровне федеральной власти и власти субъектов РФ, формирование реестра государственных должностей, организация государственной службы, методическое руководство профессиональной подготовкой, анализ состояния и эффективности государственной службы в органах государственной власти, контроль за деятельностью персонала государственной службы, координация деятельности по реализации целей, вытекающих из ФЗ и пр.

    Специфические общие функции ГС – охрана государственной границы, обеспечение обороноспособности страны, повышение народного благосостояния, социальная защита населения, государственное регулирования цен.

    Вспомогательные функции ГС предназначены для обслуживания деятельности государственных органов в рамках основных функций – делопроизводство, юридическое обслуживание, материально-техническое обеспечение.

    Специальные функции ГС отражают особенности объекта государственной деятельности – изучение общественного мнения, специальный государственный надзор.

ГС – гарант внепартийности, бескорыстности, компетентности, надежности государственного аппарата.

Функции муниципальной службы (отличаются большей конкретикой) – практическая реализация правовых норм института МС:

    Разработка проекта местного бюджета, отчет о его исполнении, обеспечение местного бюджета;

    Разработка, организация социально-экономических программ развития территории;

    Разработка НПА по вопросам местного значения;

    Управление и распоряжение муниципальной собственностью;

    Руководство и управление МУП (муниципальные унитарные предприятия) и МУ (муниципальные учреждения);

    Осуществление полномочий, переданных органами государственной власти.

МС призвана защищать права и законные интересы МО и населения МО.

    Система ГС. Виды и уровни ГС

В соответствии с Федеральным законом от 27.05.2003 N 58-ФЗ "О системе государственной службы Российской Федерации" законодательно закреплено, что система ГС включает в себя два уровня (уровневая классификация): федеральную государственную гражданскую службу и государственную гражданскую службу субъекта РФ.

В свою очередь Федеральная государственная гражданская служба подразделяется на:

    государственную гражданскую службу;

    военную службу;

    правоохранительную службу.

Государственная гражданская служба субъекта РФ включает только государственную гражданскую службу.

Правовое регулирование и организация ФГГС находится в ведении РФ, правовое регулирование ГССФ – в совместном ведении РФ и субъекта РФ, а ее организация – в ведении субъекта РФ (НПБ в субъекте не должна противоречить ФЗ о ГС).

*Организация – организационная структура, штатное расписание, денежное содержание, дополнительные гарантии.

ГГС – вид ГС, представляющий собой профессиональную служебную деятельность граждан на должностях ГГС по обеспечению исполнения полномочий федеральных государственных органов, государственных органов субъектов РФЫ, лиц, замещающих государственные должности РФ и субъектов РФ.

ФГС - профессиональная служебная деятельность граждан по обеспечению исполнения полномочий РФ, федеральных органов государственной власти, иных федеральных государственных органов, лиц, замещающих государственные должности РФ;

ФГС осуществляет от имени государства ГС в масштабе всей страны.

Федеральные государственные должности разделяются на должности ФГГС, должности ПС и должности ВС. При этом в федеральном органе могут быть учреждены должности ГС различных видов (МВД, Таможенная служба).

ФГГС - профессиональная служебная деятельность граждан на должностях федеральной государственной гражданской службы по обеспечению исполнения полномочий федеральных государственных органов и лиц, замещающих государственные должности РФ.

ГГССФ - профессиональная служебная деятельность граждан на должностях государственной гражданской службы субъекта РФ по обеспечению исполнения полномочий субъекта РФ, а также полномочий государственных органов субъекта РФ и лиц, замещающих государственные должности субъекта РФ.

ВС - вид федеральной государственной службы, представляющей собой профессиональную служебную деятельность граждан на воинских должностях или не на воинских должностях в случаях и на условиях, предусмотренных федеральными законами и (или) нормативными правовыми актами Президента РФ, в Вооруженных Силах РФ, других войсках, воинских (специальных) формированиях и органах, осуществляющих функции по обеспечению обороны и безопасности государства. Таким гражданам присваиваются воинские звания.

Функция не управления, а обеспечение! (Министерство обороны, ФСБ, внутренние войска МВД).

ПС - вид федеральной государственной службы, представляющей собой профессиональную служебную деятельность граждан на должностях правоохранительной службы в государственных органах, службах и учреждениях, осуществляющих функции по обеспечению безопасности, законности и правопорядка, по борьбе с преступностью, по защите прав и свобод человека и гражданина. Таким гражданам присваиваются специальные звания и классные чины (Прокуратура, МВД, Министерство юстиции, Таможенная служба).

ФГГС. Согласно ветвям власти ФГГС классифицируется:

ФГГС законодательной власти предназначена для профессионального организационного, экспертного, информационно-аналитического, документального обеспечения законотворческого процесса (парламентская служба)

ГГС Совета Федерации - аппарат секретариатов Председателя СФ и его заместителей, Центральный аппарат, помощники членов СФ, Управление пресс-службы, правовое Управление, Управление делопроизводства, аналитическое Управление, Комитеты, Комиссии. Председатель его заместители и члены СФ – замещают государственные должности, но в состав ГС не входят.

ГГС Государственной Думы – работники Аппаратов, Управлений, штатные помощники депутатов. Депутаты и работники аппаратов не являются государственными служащими.

ФГГС исполнительной власти – обеспечение исполнительного процесса – Президент, Председатель Правительства, Министры не являются государственными служащими (они замещают государственные должности). Руководители Агентств и Служб тоже не входят в состав ГС.

ГС сосредоточена в Секретариатах, Управлениях, Отделах и Департаментах.

ФГГС судебной власти – Судьи всех судов и всех уровней не являются государственными служащими. Это лица, замещающие государственные должности РФ.

Только работники Аппаратов, Секретариат, Управлений, Отделов, референты, консультанты.

Принципы ГС

Под принципами ГС понимаются основные идеи, исходные положения ее строения, организации и функционирования, выдвинутые в результате научного обобщения практики ГС, с учетом международного опыта.

Принципы устанавливают основные правила административного управления. Они закладываются в основу формирования и дальнейшего развития ГС всех ее уровней, видов и ветвей власти.

Принципы определяют правовое и организационное содержание.

Принципы – понятие субъективное. Они формируются законодателем (человеком) исходя из правового опыта и правовой культуры в стране.

Все принципы в совокупности органически взаимосвязаны и отражают сущность, содержание и формы осуществления ГС.

Все государственные органы обязаны проводить в жизнь эти принципы. Все государственные служащие обязаны руководствоваться ими в своей работе (при организации конкурса на ГГС, отборе, подборе, ротации, проведении аттестации).

Принципы построения и функционирования ГС:

    Принцип федерализма – конституционный принцип. Предполагает и обеспечивает единство системы ГС и разграничивает предмет ведения и полномочий между федеральной и региональной властями.

В России существуют 2 уровня ГС – ФГС и ГССФ. Они автономны и независимы друг от друга.

    Принцип федерализма предполагает наличие вертикали власти, которая должна обеспечить управление в стране и стабильное развитие.

Принцип федерализма предполагает так же единство системы исполнительной власти (РФ и субъектов РФ).

Рассматриваемый принцип пока не в полной мере реализован, что ведет к несогласованности действий федеральных органов власти и органов власти субъектов РФ.

    Принцип законности – является всеобщим – основанность на Конституции РФ, ФЗ, Законах субъектов РФ.

Конституция РФ и ФЗ имеют верховенство на всей территории страны, то есть все то, что разработано в субъектах не противоречит ФЗ и Конституции.

Предполагает наличие у государственных служащих правовых знаний и правовой культуры.

    Принцип приоритета прав и свобод человека и гражданина – основополагающий либеральный принцип, закрепленный в международном праве: Устав ООН, Всеобщая декларация прав человека.

Согласно Конституции РФ человек, его права и свободы признаются высшей конституционной ценностью.

Государственный служащий обязан не только признавать, но и соблюдать принцип, защищать права и свободы. Государственные служащие должны служить народу.

Принцип предполагает активное вовлечение населения в государственное управление: непосредственно и опосредованно, осуществлять контроль за деятельностью государственного аппарата.

    Принцип равного доступа граждан в ГС – важная конституционная норма, подчеркивающая демократизм системы ГУ.

Никакой дискриминации, кроме законных ограничений (независимо от пола, расы, национальности, происхождения, имущественного положения, отношения к религии, причастности к общественным объединениям).

Нельзя толковать данный принцип расширительно: следует различать общие требования при поступлении на ГС и специальные требования (стаж, образование, навыки).

Равнодоступность в соответствии со способностями и профессиональной подготовкой.

Есть социальные ограничения, медицинские, не позволяющие гражданам состоять на ГС (иностранцы, несовершеннолетие (менее 18 лет), не владеющие государственным языком, недееспособные, имеющие серьезные заболевания). В связи с такими ограничениями граждане не вправе требовать у государства предъявления желанной должности.

Равный доступ предполагает ограничение бюрократии и коррупции.

Инструмент равнодоступности – конкурсный отбор.

    Принцип единства правовых и организационных основ ГС – единый подход к организации ГС (ФГС и ГССФ).

Правовой статус ГС, правовое положение служащих, регулирование прохождения ГС, ведение реестра должностей, управление ГС, формирование кадрового состава ГС.

    Принцип взаимосвязи ГС и МС.

Муниципальная служба – самостоятельная административная власть, максимально приближенная к населению, но она встроена в единую систему ГС в стране.

ГС и МС выполняют схожие социальные функции, поэтому должны взаимодействовать. Взаимосвязь обеспечивается посредством(ФЗ № 79):

1) единства основных квалификационных требований к должностям гражданской службы и должностям муниципальной службы;

2) единства ограничений и обязательств при прохождении гражданской службы и муниципальной службы;

3) единства требований к подготовке кадров для гражданской службы и муниципальной службы и дополнительному профессиональному образованию гражданских служащих и муниципальных служащих;

4) учета стажа муниципальной службы при исчислении стажа гражданской службы и стажа гражданской службы при исчислении стажа муниципальной службы;

5) соотносительности основных условий оплаты труда и социальных гарантий гражданских служащих и муниципальных служащих;

6) соотносительности основных условий государственного пенсионного обеспечения граждан, проходивших гражданскую службу, и граждан, проходивших муниципальную службу, и их семей в случае потери кормильца.

    Принцип открытости:

    Гласность и прозрачность деятельности;

    Доступность общественному контролю;

    Информирование о деятельности государственных органов и государственных служащих;

    Сочетание гласности и конфиденциальности. ГС не должна превращаться в закрытый ящик, работающий только на и для себя;

Граждане вправе знать о структуре и содержании деятельности ГС, положении дел в административной ветви государственной власти, с вакансиях.

Реализуется по средствам деятельности Общественных приемных, Интернет-приемных, специалистов по связи с общественностью.

    Принцип профессионализма и компетентности государственных служащих.

Данный принцип определяет качество и эффективность административной власти.

Как нами управляют, так мы и живем.

ГС - это служба, предполагающая высокую квалификацию, требующая высокого мастерства и компетентности.

Профессионализм – глубокое и всестороннее знание и владение практическими навыками (опыт).

Компетентность – знание предмета деятельности, наличие профессионального образования, навыков в работе.

Компетентность полномочий = способность к реализации полномочий.

    Принцип защиты служащих от неправомочного вмешательства в их профессиональную служебную деятельность – новый принцип, ранее не зафиксирован. Легализовать его заставила практика ГС.

Принцип говорит о том, что государственные служащие находятся под защитой государства.

Никто, кроме уполномоченных законом, не вправе вмешиваться в их служебную деятельность.

Служащий может отказаться от выполнения неправомерного поручения начальства.

    Принцип стабильности кадров.

Стабильность – постоянство государственно-служебных отношений. Государственным служащим должны быть обеспечены достаточные гарантии против необоснованных действий.

Их положение не должно зависеть от политической конъюнктуры.

Принцип ответственности служащих за их решения – добросовестное выполнение.

В научной литературе встречаются различные трактовки сущности и содержания функций государственной службы. Анализ вопроса показывает, что у нас пока отсутствуют четкие основания для определения сущности и классификации функций государственной службы. Преобладает тенденция смешения функций государства и государственной службы, что не совсем оправданно.

Рассмотрение вопроса о функциях государственной службы позволяет раскрыть не только её основное назначение, но и выявить нерешенные проблемы государственной службы с целью ликвидации пробелов в правовом регулировании или его недостатков, разработки направлений и определения средств улучшения государственной службы и её реформирования. Функции государственной службы обусловлены её внутренними свойствами и принципиальными чертами. В самом общем виде можно констатировать, что функциями государственной службы являются функции самого государства, ибо государственная служба есть осуществление целей и функций государства, практическое исполнение служащими своих должностных обязанностей и компетенции государственных органов. Функции федерального органа исполнительной власти, руководство деятельностью которого осуществляет Президент РФ, определяются указом Президента РФ, функции федерального органа исполнительной власти, руководство деятельностью которого осуществляет Правительство РФ, - Постановлением Правительства РФ.

Слово "функция" в переводе с латыни означает "круг деятельности" или направление деятельности по достижению определенной цели. В принципе каждый государственный орган, его структурное подразделение, каждый госслужащий имеет свою, характерную только для них функцию. Поэтому государственную службу можно охарактеризовать как совокупность конкретных функций всех государственных органов и государственных служащих.

В зависимости от критериев анализа структуры и содержания данного явления существует насколько вариантов классификации функции государственной службы.

Первая классификация дается с точки зрения содержательной деятельности государственных органов и их служащих, и в соответствие с ней государственная служба выполняет следующие основные функции:

  • -управленческую (административную);
  • - организационно-распорядительную;
  • - правовую;
  • - сервисную;
  • - социальную;
  • -экономическую;
  • - культурную;
  • - воспитательную.

Вторая классификация, автором которой является В.Д. Граждан, отраслевая. Автор выделяет три группы функций: информационную, организационную и технологическую. В информационную группу входят функции: познавательно-аналитическая, оценочно-экспертная, прогнозно-целевая, морально-правовая, документационно-архивная. В организационной группе выделяются функции: корпоративно-технологического обеспечения и коммуникативно-компьютерного обеспечения. К технологической группе относятся функции: подготовка государственных решений и их выполнение, принятие и реализация административных решений. Принятие государственных решений - это прерогатива политической власти, а административных решений -- государственной службы .

Третья классификация объединяет функции государственной службы по принятию нормативных актов, по контролю и надзору, правоприменительные функции, а также функции по оказанию государственных услуг и по управлению государственным имуществом.

Под функциями по принятию нормативных актов понимается издание на основании и во исполнение Конституции РФ, федеральных конституционных законов, федеральных законов, обязательных для исполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, их должностными лицами, юридическими лицами и гражданами правил поведения, распространяющихся на неопределенный круг лиц.

Под функциями по контролю и надзору понимаются:

  • · осуществление действий по контролю и надзору за исполнением органами государственной власти, органами местного самоуправления, их должностными лицами, юридическими лицами и гражданами установленных Конституцией РФ, федеральными конституционными законами, федеральными законами и другими нормативными актами общеобязательных правил поведения;
  • · выдача органами государственной власти, органами местного самоуправления, их должностными лицами разрешений (лицензий) на осуществление определенного вида деятельности и (или) конкретных действий юридическим лицам и гражданам;
  • · регистрация актов, документов, прав, объектов, а также издание индивидуальных правовых актов.

Под правоприменительными функциями понимается издание индивидуальных правовых актов, а также ведение реестров, регистров и кадастров.

Под функциями по управлению государственным имуществом понимается осуществление полномочий собственника в отношении федерального имущества, в том числе переданного федеральным государственным унитарным предприятиям, федеральным казенным предприятиям и государственным учреждениям, подведомственным федеральному агентству, а также управление находящимся в федеральной собственности акциям открытых акционерных обществ.

Под функциями по оказанию государственных услуг понимается осуществление федеральными органами исполнительной власти услуг, имеющих исключительную общественную значимость и оказываемых на установленных федеральным законодательством условиях неопределенному кругу лиц .

Четвертая классификация функций государственной службы дается с точки зрения ее граней (сущностных сторон). В этой связи выделяют функции государственной службы как профессиональной деятельности, как правового института, как социального института.

Под функциями государственной службы следует понимать основные направления практической реализации правовых норм института государственной службы, способствующие достижению соответствующих целей правового регулирования государственно-служебных отношений и выполнению государственной службой своей социальной роли и государственно-правового назначения. Функции являются конкретными направлениями организующего воздействия на специфические государственно-служебные отношения, возникающие в процессе создания государственной службы и непосредственной деятельности государственных служащих.

Ответственной функцией государственной службы как профессиональной деятельности является организация работы аппарат государственного органа, т.е. практическое осуществление государственного управления в своей сфере ответственности. В рамках этой функции особое значение имеют процессы прогнозирования и планирования, организации, распоряжение" координации, информации, стимулирования, контроля, подготовки проектов государственных решений и их выполнение. Большое место также занимают вопросы профессиональной подготовки и переподготовки чиновников, их ответственности и соблюдения служебной дисциплины.

Наряду с функциями государственной службы как видом социально- полезной профессиональной деятельности можно говорить и о функциях правового института государственной службы, т.е. о функционировании правовой системы, представленной в виде государственной службы, или, иначе говоря, о функциях права. Функции государственной службы в этом смысле - это обусловленные социальным назначением направления правового воздействия на государственно-служебные отношения. При таком подходе главным является выяснение специфических свойств государственной службы как государственно-правового явления, характеризующегося качественной самостоятельностью, специальными признаками и свойствами. Каждый подинститут государственной службы выполняет наряду с общими и, следовательно, характерными для всего правового института функциями, также специфические. Например, для подинститута аттестации государственных служащих характерны функции оценки, контроля, информирования и т.д.

С точки зрения функций права государственная служба как правовой институт выполняет традиционные для правовой системы функции:

  • · обеспечительную, т.е. выполнение задач и функций государства и его органов; государственные органы представляют собой сложную и разветвленную систему звеньев, каждое из которых имеет свои задачи и компетенцию. Государственная служба призвана обеспечить практическую реализацию компетенции этих органов, внутреннюю согласованность их работы, эффективность влияния на социальные процессы;
  • · интегративную, т.е. государственная служба выступает как правовое средство обеспечения и защиты интересов человека и гражданина, _
  • · социального согласия, гармония в функционировании государственного аппарата, оптимальных закономерностей в государственном строительстве, создания гарантий благосостояния личности и всего общества. Посредством этой функции возможно интеграция (соединение) всех элементов политической системы, государственного аппарата, людей, всего общества для достижения социального значимых целей и удовлетворения публичных интересов;
  • · регулятивную, т.е. при помощи установленного правового статуса государственных служащих (права, обязанности, ограничения, запреты, ответственность и т.д.) государственная служба регулирует общественные отношения, используя при этом имеющиеся у нее правовые возможности, применяя методы организации, принуждения, стимулирования, ответственности и т.д. в результате общественные отношения приобретают по возможности "организованный" вид и форму; регулятивная функция включает также и организующую функцию государственной службы;
  • · коммуникативную, направленную на обеспечение социально полезного накопления и целенаправленного использования информации о процессах, происходящих внутри государственного аппарата, государственных органов, на использование общественного мнения о результатах функционирования государственной службы и направлениях её реформирования; иногда эту функцию называют информационной;
  • · охранительную, которая обеспечивает применение уполномоченными должностными лицами мер предупредительного, принудительного и восстановительного характера с целью поддержания режима законности в системе государственных и общественных отношений.

Центральной функцией государственной службы как социального института выступает реализация интересов, прав и свобод граждан, а также производство государственных социальных услуг в области безопасности, образования, здравоохранения и т. д.

Четвертую классификацию дают представители юридической науки, которые понимают под функциями государственной службы, прежде всего, правоприменительную, правотворческую, правозащитную и регулирующую функции.

Также функции государственной службы можно разделить на основные и специфические. В свою очередь, основные и специфические функции подразделяются на общие, специальные и вспомогательные (факультативные). Это является пятой классификацией.

Основные функции государственной службы - это всеобщие, типичные, имеющие специальную направленность виды взаимодействия между субъектами и объектами управления, характерные для всех управленческих связей, обеспечивающие достижение согласованности и упорядоченности в сфере государственного управления.

К основным общим функция государственной службы можно отнести:

  • · информационное обеспечение деятельности государственных органов, т.е. сбор, получение, обработку, анализ информации, необходимой для осуществления государственной (управленческой) деятельности;
  • · прогнозирование и моделирование развития системы государственной службы, государственных органов, стандартов государственного управления;
  • · планирование - определение направлений, темпов, количественных и качественных показателей развития тех или иных процессов в системе государственного управления, государственных функций (экономических, социально-культурных, военных, оборонных, борьбы с организованной преступностью и коррупцией в системе государственной службы и т.д.)
  • · организация - формирование системы государственной службы на основе установленных принципов и подходов к этому процессе, определение структуры управляющей и управляемой систем в государственной службе, установление их компетенции и взаимосвязи; организация в узком смысле - это упорядочение структуры органов государства, штатов, персонала, процессов государственного управления распорядительство, т.е. оперативное регулирование государственно-служебных отношений, возникающих пол поводу осуществления полномочий государственных органов и должностных обязанностей, обеспечение режима должной государственной деятельности; в узком смысле - текущие указания руководящими государственными служащими;
  • · руководство - установление правил, нормативов, направлений деятельности и отдельных действий государственных органов, управляемых объектов; общее руководство - определение содержания государственной деятельности (например, управленческой);
  • · координация - согласование деятельности различных государственных органов для достижения общих целей и задач государственной службы;
  • · контроль - установление соответствия или несоответствия фактического состояния системы государственной службы и её структуры требуемому (определенному) стандарту и уровню, изучение и оценка результатов общего функционирования государственной службы, а также конкретных действий государственных служащих;
  • · регулирование - использование методов и способов управления в процессе организации системы государственной службы и её функционирования;
  • · учет - фиксация информации, выраженной в количественной форме, о движении материальных ресурсов государственной службы, о результатах реализации государственно-служебных отношений, полномочий государственных органов и т.д.

Одной из важнейших функций государственной службы, которая возникла с принятием Конституции РФ, установившей многопартийную систему в РФ, является политическая функция. Посредством этой функции государственная служба реализует свою политику.

Среди общих функций государственной службы выделяются:

  • · осуществление государственной кадровой политики на уровне федеральной государственной власти и субъектов РФ;
  • · комплектование персонала государственных органов с учетом способностей, профессиональных, личностных и нравственных качеств служащих;
  • · формирование реестра государственных должностей; формирование и ведение реестра государственных служащих;
  • · организация государственной службы;
  • · установление социально-правовых гарантий и условий, необходимых для деятельности персонала государственных органов;
  • · установление требование к государственным должностям и квалификационных требований к государственным служащим;
  • · контроль за деятельностью персонала государственной службы;
  • · организация разработки и контроля исполнения стандартов государственной служба и т.д.

Специфические общие функции государственной службы, с одной стороны, затрагивают деятельность персонала органов публичной власти по осуществлению государственного принуждения в сфере поддержания правопорядка и общественного порядка, а с другой - могут рассматриваться как регулятивное и иное организационное воздействие (деятельность) по ограниченному и целесообразному вмешательству в сферу экономики и социально-культурного строительства, где часто объекты управления не принадлежат государству и обладают значительной самостоятельностью в выборе решений и их реализации.

Так, в сфере обороны страны и поддержания общественного порядка государственная служба выполняет следующие специфические общие функции:

  • · обеспечение достаточной обороноспособности страны;
  • · поддержание общественного порядка и общественной безопасности;
  • · защита жизни, здоровья и собственности от преступных и иных неправомерных посягательств.

В сфере экономики и социально-культурного строительства необходимо выделить следующие специфические функции государственной службы:

  • · повышение народного благосостояния; социальная защита населения, имеющего доходы ниже прожиточного минимума;
  • · обеспечение рационального, полного и комплексного использования природных ресурсов;
  • · охрана природной среды;
  • · обеспечение конверсии оборонной промышленности с использование наукоемкого производства для выпуска высококачественных и конкурентоспособных на мировом рынке товаров; и др.

Вспомогательные функции государственной службы предназначены для обслуживания деятельности государственных органов в рамках основных и специфических общих и специальных функций. Это делопроизводство, юридическое обслуживание, материально-техническое обеспечение и т.д.

Специальные функции государственной службы отражают особенности объекта управления (например, методическое, техническое руководство). Специальные функции могут дополнить общие функции, где таковых недостаточно.

Перечень специальных функций государственной службы установить чрезвычайно трудно, так как государственный орган имеет множество направлений деятельности, обеспечивающей выполнение основных задач этого государственного органа. К специальным функциям государственной службы можно отнести:

  • · разработку и введение нормативов численности, материальных, финансовых и иных материальных затрат на содержание персонала государственного органа;
  • · разработку нормативных правовых актов, устанавливающих государственно-служебные отношения либо другие правоотношения в специальных государственных органах;
  • · проведение исследований в различных государственных органах
  • · Таким образом, можно сделать вывод, что спектр функций государственной службы достаточно широк и это свидетельствует о чрезвычайной важности этого института власти в жизни государства и общества.

Вопрос о целях государственной гражданской службы, несмотря на свою важность, носит во многом постановочный характер, так как методология целеполагания в управлении вообще, и в государственном управлении в частности, менее всего разработана.

Цели государственной гражданской службы следует рассматривать как форму осознания и закрепления государственными органами в соответствующих нормативных правовых актах социально значимых актуальных проблем.

Теоретических наработок на этот счет немного, к тому же они нередко противоречат друг другу. Трактовка целей государственной гражданской службы:

  • 1) «Практическое осуществление функций государства, решение его задач, обеспечение благосостояния общества, удовлетворение публичных интересов на основе принципов и положений, установленных в Конституции РФ, федеральных законов и законов субъектов Федерации» - Ю. Н. Старилов
  • 2) «Упорядочение работы государственного аппарата; установление требований к функциям и правомочиям по государственным гражданским должностям; определение компетентности и профессиональной подготовленности государственных гражданских служащих; регламентация способов и процедур анализа и оценки» - А. Ф. Ноздрачев

Нетрудно заметить, что в последнем подходе к определению целей государственной гражданской службы, государственные чиновники замыкаются в основном на аппаратные потребности, а потребности и интересы людей выступают как бы на втором плане.

Необходимо отметить, что смысл и цели нормального государства состоят в том и только в том, чтобы благоприятствовать материальному и духовному развитию своего народа.

Каждая социальная подсистема обладает собственной основной целью, но она носит подчиненный характер относительно главной цели государства. В качестве основной цели демократического правового государства целесообразно считать создание условий позволяющих гражданам достигать цивилизованных стандартов жизни, свободно развивать человеческую личность. Предприятия, организации, учреждения, муниципальные образования, субъекты Федерации могут стремится к достижению собственных целей ориентируясь на основную цель государства. В противном случае государство будет разрушаться.

Цели необходимо согласовывать для того, чтобы они поддерживали и взаимообусловливали друг друга.

При выяснении задач государственной гражданской службы, необходимо учитывать, что государственные гражданские служащие активно участвуют в разработке проектов законов, программ, выражающих внутреннюю и внешнюю политику страны, предложений об изменениях в структуре государственных органов, текущих решений органов государственной власти.

Поэтому среди основных задач государственной гражданской службы выделяются следующие:

  • -обеспечение конституционного строя;
  • -выработка стратегии экономического, социального, политического развития страны;
  • -подбор кадров способных реализовать стратегию развития страны;
  • -создание организационных структур государственной власти;
  • -принятие решений по важным оперативным вопросам жизни страны;
  • -защита прав, свобод и законных интересов граждан, создание условий для развития человеческой личности;
  • -создание необходимых условий для реализации функций государственных органов.

Каждый вид государственной гражданской службы выполняет свои установленные в нормативных правовых актах задачи.

Под функциями государственной гражданской службы понимаются самостоятельные и относительно обособленные основные виды государственно-служебных действий.

Исследователями выделяются следующие функции государственной гражданской службы:

  • 1) Правоприменительная - реальное претворение в жизнь Конституции РФ, законов и иных нормативных правовых актов государства;
  • 2) Правотворческая - разработка и принятие нормативных актов. Государственная гражданская служба проявляет себя также в процессе подготовки законов в Федеральном Собрании и парламентах субъектов РФ;
  • 3) Правозащитная - обеспечение прав и свобод граждан;
  • 4) Регулирующая - разработка и реализация государственной политики во всех областях жизни общества. Государственная гражданская служба проявляет себя при подготовке разнообразных конкретных программ государственной деятельности, принятии всех основополагающих политических решений и при их реальном осуществлении
  • 5) Организационная - обеспечение практической реализации компетенции государственных органов, внутренней согласованности, их стабильного функционирования и эффективного влияния на процессы в обществе.

1. Правоприменительная функция. Реальное претворение в жизнь Конституции РФ, законов и иных нормативных правовых актов государства.

2. Нормотворческая функция государственной службы выражается в законопроектной, а также в экспертной, аналитической, справочной работе государственных служащих и процессе подготовки законопроектов.

3. Регулирующая функция . Разработка и реализация государственной политики во всех областях жизни общества.

4. Правотворческая функция. Разработка и принятие нормативных правовых актов.

5. Правозащитная функция. Это обеспечение прав и свобод граждан. Государственная служба призвана обслуживать потребности и интересы граждан, повышать действенность правовой защиты личности, применять меры государственного принуждения в установленных законом случаях.

6. Организационная функция . Обеспечение практической реализации компетенции государственных органов, внутренней согласованности, их стабильного функционирования и эффективного влияния на процессы в обществе.

Государственная служба проявляет себя при разработке разнообразных конкретных программ государственной деятельности, принятии всех основополагающих политических решений и при их реальном осуществлении. В этом смысле государственная служба выполняет важную регулятивную функцию. Ее задача состоит в том, чтобы обеспечить согласование различных интересов, имеющих место в обществе.

Государственная служба призвана обеспечить координацию и упорядочение деятельности государственных органов, объединения их в единый государственный аппарат легитимной государственной власти. Для этого она постоянно должна решать задачи:

Упорядочение работы государственного аппарата;

Установление требований к функциям и полномочиям по государственным должностям;

Определение компетентности и профессиональной подготовленности государственных служащих;

Регламентация способов и процедур анализа и оценки эффективности функционирования государственного аппарата;

Формирование условий обеспечения государственных служащих, включая материальные, социальные и правовые гарантии государственной службы.

На реализацию функций государственного управления направлена организация самой государственной службы, которая строится в соответствии с достижениями современной науки управления. В связи с этими важнейшими чертами государственной службы являются:

Четко установленная иерархия должностей;

Точное определение должностных функций;

Назначение должностных лиц на основе договора;

Наличие «карьеры» в виде системы продвижения согласно заслугам;

Подбор кадров с учетом способностей, профессиональной квалификации, нравственных качеств;

Исполнение должности в качестве единственного и главного занятия служащего;

Строгая дисциплина, контроль, ответственность.

В современный период основные новации в государственной службе также связаны с достижениями науки управления и, прежде всего, публичного менеджмента. Построение государственного аппарата по модели М. Вебера дополняется теорией неформальных организаций, идеями открытости системы государственного управления, ее децентрализации, менеджеризации и др.

Заслуживает внимания в связи с этим мнение Г.В. Атаманчука о том, что государственная служба должна привнести в государственное управление программно-целевой подход, управленческий профессионализм, правовую компетентность, организованность и дисциплину, устойчивость и надежность, внимание и обслуживание потребностей граждан, законность, эффективность, рациональность.

Слабость влияния государственной службы на улучшение государственного управления связана и с тем, что в ее современной организации обнаруживается ряд существенных недостатков:

Игнорирование лучшего отечественного и зарубежного опыта управления государственной службы;

Господство должностей и патронатной системы прохождения службы;

Отсутствие четких целей и задач службы, критериев ее оценки;

Недооценка места и роли государственной службы в системе власти и управления;

Возложение на политиков части функций государственной службы, к выполнению которых они не приспособлены, и др.

Результатом государственной службы является нормальное прогрессивное развитие той сферы общественной жизни, которая входит в компетенцию государственного органа.

На данном этапе реформ государственного управления объективно повышается роль государственной службы в управленческой деятельности, в осуществлении государственных функций.

Преуменьшение роли государственной службы, недооценка возможностей административно-управленческого аппарата, а также его неэффективное использование отрицательно сказывается на качестве государственного управления.

Применение лучшего государственного и зарубежного опыта, искоренение имеющихся организационных недостатков, постановка новых целей перед государственной службой будут способствовать повышению ее роли в совершенствовании государственного управления, обеспечении его эффективности и рациональности.