Влияние сми на избирателей. Влияние сми на избирателя

Западные теоретики разработали целую систему методов духовного влияния на массы опять же посредством СМИ. Основным методом такого манипулирования они считают внушение. По их мнению, духовное манипулирование должно стремиться довести эмоциональное напряжение человека до такой степени, чтобы эмоции мешали аналитическому процессу мышления, и желаемая реакция возникла бы сразу, без всякой аргументации. Цель в данном случае не модифицировать идеи, а спровоцировать действия. Речь идет не о том, чтобы интеллектуальным путем изменить убеждение индивида, а о том, чтобы иррационально включить его в активный процесс, не о том, чтобы приобщить его к какой-то доктрине и подвести к сознательному выбору, а о том, чтобы возбудить его рефлексы, подсознание.

Практика духовного манипулирования массами использует в своем арсенале и пропагандистские кампании. Отметим, что их удельный вес среди других средств воздействия постоянно возрастает, поскольку они носят одновременно массированный, унифицированный и строго направленный характер.

Индустриализация и профессионализация проводимых кампаний, широкое применение новейших средств массовой информации делает их весьма эффективными.

Одним из средств социального манипулирования массами выступает психопрограммирование, а методом служит здесь внушение. Взаимодействие проводится, как правило, дозированно, порциями, что делает его незаметным.

В пропагандистских кампаниях используются уже апробированные и очень эффективные приемы и принципы обработки массового сознания. Еще в 1939 г. американскими исследователями А. и Э. Ли выделены семь основных принципов пропаганды:

1) принцип «наклеивания ярлыков» -- наделение какой- либо личности или идеи оскорбительной кличкой, эпитетом для подрыва их авторитета;

3) принцип «переноса» -- идентификация качеств какого- либо известного объекта с качествами другого неизвестного или малоизвестного объекта, то есть оценка по ассоциации;

4) принцип «простых людей» -- идентификация интересов самого информатора или передаваемой им информации с интересами «простых людей», большинства населения, избирателей;

5) принцип «подтасовки карт» -- откровенная фальсификация действительных фактов с помощью приемов, незаметных для масс;

6) принцип «блестящей посредственности» -- оперирование привычками, хорошо известными, но в то же время достаточно абстрактными для обывателя понятиями, над содержанием которых он обычно не задумывается;

7) принцип «общего вагона» -- стимулирование определенной реакции путем внушения мысли о ее общепринятости («все так думают; все так делают»).

Бесспорным является тот факт, что к практике манипулирования с помощью средств массовой информации прибегают в процессе создания имиджа политического лидера, «раскрутки» его программы.

Для современных избирательных кампаний характерны содержательная бедность, отсутствие свежих идей, схожесть программ оппонентов, абстрактные лозунги и формулировки. Ярким примером такой ситуации является избирательная гонка, связанная с недавно прошедшими Парламентскими выборами депутатов в Государственную Думу Российской Федерации 6 созыва 4 декабря 2011г. Предвыборные программы всех партий, претендующих на места в Госдуме нового созыва, оказались во многом одинаковыми. Конкуренты во многом сходятся, не считая проявления крайне экстремальных, радикально настроенных идей. Об этом свидетельствуют результаты расследования Rbk daily.

Такая ситуация вынуждает политтехнологов апеллировать не к здравому смыслу, а к эмоциям избирателей.

Кроме того, для современной России характерна слабая структурированность электората. Многие люди не идентифицируют себя с конкретной социальной группой, не осознают свои групповые интересы и не представляют, кто именно их может выражать. Поэтому политтехнологи создают иллюзии об имидже кандидата, которые способны существенно повлиять на представления людей о реальности, деформировать их.

Неэффективность, старение традиционных избирательных технологий, перенасыщение агитационными материалами, которые не воспринимаются избирателями - также дает лишний повод для создания все новых и новых грязных сенсаций, нечестных кампаний. Технологии «от двери к двери», «телефонная агитация» - вызывают у российского избирателя только раздражение. Теледебаты, если в них не участвуют скандальные герои, просто не интересны.

В период предвыборной кампании 2011 года были использованы такие методы, как манипулирование с истинной информацией, приемы прямой и косвенной рекламы во время политической агитации, использование СМИ как канала доведения до населения, руководства страны нацеленной дезинформации, эксплуатация в СМИ всевозможных слухов, которые могут целенаправленно влиять на информационно-психологический климат в обществе.

Косвенная форма - это тоже агитация, но она не осознается как таковая. Такая политическая реклама представляет собой постоянное информирование общественности о деятельности тех или иных политических лиц. Как правило, этим занимаются СМИ. Благодаря ним фактически любая информационная или культурная программа, печатное издание на исторические, юридические, политические темы могут являться политической рекламой. Такая реклама, как правило, остается не замеченной для зрителя, что дает ей ряд преимуществ. Прежде всего, она как более обыденное явление воспринимается некритично, в отличие от прямой, часто раздражающей пропаганды. Но при этом оказывает более эффективное воздействие на подсознание людей, поскольку имеет больший объем в СМИ. Ее большая длительность способствует прочному запечатлению лозунгов и идей в сознании электората. Кроме того, она способна создавать желаемое отношение к политике, проводимой правительством данной страны.

Были изданы различные статьи в печатной прессе, происходили упоминания в новостях на крупных телевизионных каналах, были выпущены и размещены баннеры с изображением на заднем плане В.В. Путина, предоставляющими «прямой» намек, на принадлежность данной партии к высшим лицам государства, склоняющимся к надежности и монолитности, происходили напутственные речи руководителей крупных производственных предприятий перед подчиненными.

Партия «ЛДПР» поразила избирателей своей программой, в которой присутствуют националистические пункты, об этом говорил их лозунг «Россия за русских!».

Одним из наиболее часто встречающихся приемов СМИ, в период данной предвыборной кампании, являлось искажение информации. Рассмотрим ее на примере не только прямой, но и косвенной политической рекламы, выражающейся в сводках новостей и теледебатах.

В данный прием входит фабрикация фактов, манипулятивная семантика, упрощение и стереотипизация, утверждение, повторение, дробление, срочность и сенсационность.

Фабрикация фактов предполагает отказ от прямой лжи. Политики и пресса не используют прямой лжи, поскольку это и дорого, и опасно. Это действительно так, поскольку, замалчивая «лишнюю» информацию, можно добиться тех же результатов, не рискуя при этом имиджем честного политика, которому можно доверять (этим руководствуются зачастую все участники предвыборной гонки). Причем нельзя утверждать, что это делают все, но избиратели уже достаточно давно знакомы с данным приемом, и зачастую не обращают на него внимания. Очень много «анонимных» посланий провокационного и компрометирующего характера было замечено, в пользу партий «Единая Россия», «Справедливая Россия » и «ЛДПР».

Манипулятивная семантика - это конструирование сообщений из обрывков высказываний или видеоряда. Отдельные сообщения вроде бы ложью не являются, но целое не имеет с действительностью ничего общего. Было создано множество подобных роликов в интернете, где оппоненты допускали унижения и оскорбления в свой адрес, отвечая тем же.

Так не всегда лестные отзывы людей о том или ином политике, полученные в результате опросов, проведенных на улицах города, могут быть сконструированы и поданы в эфир в самом выгодном для него свете.

Упрощение и стереотипизация - СМИ предназначены именно для широких масс. Поэтому в них устанавливаются жесткие ограничения на сложность и оригинальность сообщения. Человек должен воспринимать сообщение без усилий и безоговорочно. Например, термины, которые оказывают на сознание человека удивительное влияние, неся на себе отпечаток науки.

Лозунг «Будущее за нами!» - взяла на вооружение «Единая Россия», заполонив билбордами с этими словами города и веси России. Или нарочитое высказывание «ЛДПР или будет хуже».

Утверждение - позволяет высказать главную мысль, которую требуется внушить аудитории. Она не подлежит обсуждению. То есть от публики требуется принять мысль такой, какая она есть.

Здесь в основном и происходит внушение массам необходимых политикам установок. Например, безоговорочное поддержание именно данного политического курса.

Акцентом предвыборной кампании ЛДПР стала национальная идея; «национальное возрождение» обещают и «Патриоты России». Постулаты социализма в новой Думе готовы отстаивать эсэры во главе с Сергеем Мироновым и коммунисты под предводительством Геннадия Зюганова. Их во многом, судя по предвыборной программе, поддерживает Григорий Явлинский с «Яблоком». Несколько особняком стоят «Единая Россия» и «Правое дело». Первая попыталась охватить все и сразу -- и социальную сферу, и промышленность, и либеральные реформы. Вторые же либо полностью отстранились от некоторых социальных вопросов, либо выдвинули варианты решения, кардинально отличающиеся от предложений других партий.

Повторение - превращает утверждения в навязчивые идеи, сводит к минимуму рассуждения, тем самым превращает мысль в рефлекторное действие.

Данный прием иллюстрирует многократно повторяющееся высказывание «Россия для русских», партии «ЛДПР».

Дробление - разделение целостной проблемы на фрагменты чтобы зритель не смог сложить их воедино.

Примером тому могут послужить, политические статьи в газетах или телепередачи всех участников предвыборной гонки, разбиваются развлекательной рекламой. Тем самым внимание человека отвлекается от основной проблемы, и осмыслить всю важность информации не удается.

Этого же эффекта можно добиться срочностью и сенсационностью - это придает проблеме как бы оправданную фрагментацию. Когда важная политическая передача прерывается срочной сенсационной информацией. Ощущение срочности резко переводит внимание зрителя с основной проблемы на кажущуюся ему еще более срочной информацию. Хотя в действительности на сенсациях концентрируется нужное время. Под прикрытием сенсации можно умолчать о важных политических событиях, о которых публика не должна знать. Подготовка сенсаций - дорогая работа, которой занимаются специалисты.

Примечательно, что активность таких партий, как «Яблоко», «Патриоты России», «Правое дело», была очень низкой. И неудивительно, что они набрали очень малое количество голосов по итогам результатов выборов.

Хотелось бы, отметить следующие нарушения, происходящие во время предвыборной гонки.

Во-первых присутствовало предельное усиление политической конкуренции. Важность Государственной Думы и высокая «цена мандата» на федеральных выборах вынуждали партии прибегать к различным формам привлечения дополнительных голосов, иногда не совсем законным (различные случаи вбросов компромата и тиражирования подложных материалов) или грубо нарушающим законы России (попытки подкупа или административного давления).

Примером тому, могут послужить дебаты, в которых участвовали представители всех партий (впервые в дебатах участвовала «Единая Россия»), усилили участие парламентской оппозиции в кампании.

«Единая Россия», безусловно, использовала административный ресурс, однако лишь в той мере, в какой применяет его любая доминирующая в политической системе правящая партия. Потеряв монополию на его использование ещё во время осенней кампании 2010 года, правящая партия не стала предпринимать попыток по восстановлению монопольного статуса. Использование оппозицией имеющегося у них административного ресурса серьёзно повлияло на увеличение политической конкуренции и добавило партиям возможностей по влиянию на представителей местных администраций.

Большой резонанс в СМИ получили следующие факты использования административного ресурса и депутатского иммунитета со стороны оппозиции:

ѕ лидер «Справедливой России» Сергей Миронов использовал государственный транспорт для агитационных поездок;

ѕ лидер ЛДПР Владимир Жириновский использовал правительственные телеграммы для обращения к областным властям по поводу выявленных его партией нарушений;

ѕ от имени лидера «Справедливой России» в Санкт-Петербурге Оксаны Дмитриевой в день голосования на УИКах распространялось специальное обращение к членам избирательной комиссии;

ѕ в Нижегородской области от лица первого секретаря обкома КПРФ и депутата Государственной Думы V созыва Николая Рябова рассылались письма с угрозами и обвинениями в адрес глав местных администраций;

ѕ агрессия со стороны представителей КПРФ в адрес «Почты России», блокирование и незаконное задержание, обыск опломбированного фургона, перевозившего письма и посылки.

Усиление активности несистемной оппозиции является второй тенденцией, выявленной в ходе предвыборной кампании. Несистемная оппозиция, уловив запрос общества на обновление политической системы, развернула агрессивную информационную кампанию, главным образом в сети Интернет. Отчасти именно активностью несистемной оппозиции объясняются митинги, прокатившиеся по России после выборов. Митинг в Москве, состоявшийся 10 декабря, собрал несколько десятков тысяч человек, недовольных нарушениями на выборах и некорректным подсчётом голосов.

Значительную роль в усилении агрессивности выборов сыграла кампания несистемной оппозиции «Голосуй против партии жуликов и воров», инициированная блогером Алексеем Навальным и поддержанная партиями «Справедливая Россия» и отчасти КПРФ; эта кампания не была оплачена из какого-либо избирательного фонда. Лозунг «Голосуй против ПЖиВ» стал лейтмотивом агитационной кампании «Справедливой России», серьёзно повлияв на итоговый результат партии - партия выступила в роли собирателя протестного электората наряду с Компартией.

Активное участие в кампании несистемной оппозиции по делегитимации итогов выборов приняла ассоциация «Голос», запустившая проект «Карта нарушений».

Несмотря на заявленный изначально формат независимого наблюдения и сбора данных о нарушениях, проект был посвящен сбору нарушений власти и «Единой России» (реальных и мнимых). Такие сообщения не проходили премодерацию, при этом сообщения о нарушениях со стороны оппозиционных партий на портале практически не размещались.

Власть в лице Президента РФ, Центральной избирательной комиссии РФ, Следственного комитета РФ, МВД РФ показала готовность к расследованию и пресечению нарушений, допущенных при подсчёте голосов. «Непосредственно после дня голосования о необходимости расследования всех обращений граждан по поводу нарушений в ходе избирательной кампании, зарегистрированных в установленном порядке», заявил президент Дмитрий Медведев.

Центральная избирательная комиссия организовала работу по сбору и систематизации нарушений. 20 декабря появилась информация о том, что ЦИК отменил итоги выборов на 21-м участке. 21 декабря были обнародованы данные доклада Следственного комитета России и МВД о проведенных в связи с нарушениями проверках и возбужденных уголовных делах [РБК daily.

Очевидны готовность власти к диалогу со всеми группами населения и работоспособность механизмов противодействия нарушениям, заложенным в избирательную систему.

Третьей тенденцией стало продолжение агрессивное давление партий на избирательные комиссии и местную администрацию. Резонансным стал случай в г. Рубцовск Алтайского края, где «Справедливая Россия» требовала от администрации предоставить дополнительные помещения для встреч с избирателями и проведения агитации, при том, что администрация и так выделила 5 помещений, находившихся в муниципальной собственности для использования всеми партиями в полном соответствии с законом о выборах.

Благодаря этим не хитрым психологическим приемам телевидению удается легко манипулировать общественным сознанием.

Так политическая реклама, которая, по сути, является совокупностью тактик и приемов, представляющих собой богатейший арсенал лингвистической лжи, легко может «проскользнуть» в сознание человека, вместе с остальным потоком информации. Сумбурная информация откладывается в латентных, дремлющих слоях памяти и действует больше на подсознание, но оказывает более эффективное влияние, чем сознательное запоминание, т.к. в любой момент «оживляется» ассоциациями и образами.

Человек может контролировать «фильтровать» получаемые сообщения.

Но когда эти сообщения превращаются в поток информации, эффективность внедрения в сознание резко возрастает - «фильтры» рвутся. И любая реклама вполне может быть принята за чистую истину.

Телевизионная программа в данном случае, является более выигрышным, но и более высокооплачиваемым рекламным ходом. Она составляется в такой последовательности, чтобы одна информация дополняла другую.

Например, если человек предварительно смотрит репортаж по экономике, то эта информация будет присутствовать на более близком к сознанию уровне, чем любая другая. Здесь этот репортаж будет выполнять функцию прайминга и задавать тон последующей рекламы. Поэтому кандидата слабого в экономической политике, вероятно, встревожит, если его реклама появиться сразу после репортажа, где приводится неутешительная экономическая статистика, такое «соседство» для него окажется крайне не выгодным.

Так правильная и своевременная подача информации может манипулировать человеческим сознанием, на основе простых психологических приемов, не заметно для него самого.

СМИ в политике В ситуации выборов все большую актуальность приобретает вопрос о выявлении позиции и возможностей средств массовой информации, продолжающих, несмотря на все переживаемые ими сложности, играть достаточно существенную роль в определении населением России своих политических симпатий и антипатий. Не случайно многие участники предвыборного марафона уповают на СМИ как на гарантирующее победу чудодейственное средство и используют все мыслимые средства, чтобы сделать СМИ послушным инструментом политиков.


Российские СМИ Российские СМИ успели выработать традицию тесных, доходящих до уровня идеального симбиоза связей с политиками и их окружением. Несмотря на то, что на поверхностный взгляд журналисты и политики выглядят как естественные противники, схватившиеся в нескончаемой борьбе, на деле они нуждаются друг в друге. Политикам нужна аудитория, журналистам – ньюсмейкеры. Политики хорошо понимают, что журналисты слетятся на любое мероприятие, которое может стать предметом обывательского интереса, сколь бы тривиальным оно ни было.


Известно, насколько велики возможности средств массовой информации и пропаганды в воздействии на огромные аудитории. Через прессу, радио, телевидение приходит знание фактов действительности, которое вызывает активность человеческой мысли, создает предпосылки для усвоения теоретического мировоззрения и закрепления его новыми фактами.


Телевыборы Телевидение является главным источником информации о кандидатах любого ранга: их политических, экономических взглядах и намерениях, общественном статусе, личностных особенностях, внешнем облике, а также дает возможность ознакомиться с методами ведения предвыборной агитации. Недаром современные выборы часто называют теле выборами. Часто от работы на телевидении решается исход выборов.


Телевидение Работа с телевидением требует особого профессионализма, и только опыт хороших менеджеров, имиджмейкеров, пресс- секретарей, режиссеров, их искусство владения «телевизионным окружением», позволит кандидату максимально эффективно использовать время и затраченные средства, вложенные в телевидение.




Важность На телевидении важно все: тема, форма и время выступления, язык и психологический настрой, внешний вид, жесты, одежда и ее цвет, другие тонкости. Не всегда даже опытный телережиссер может правильно и эффективно организовать предвыборное выступление.


Формы телевизионной работы В настоящее время многие штабы кандидатов используют самые разнообразные формы телевизионной работы: это и личные выступления кандидата по телевидению, и выступления о нем влиятельных лиц. Теледебаты, прокрутка заранее заготовленных роликов, и роликов, созданных в ходе избирательной кампании, и репортажи о встречах кандидата с избирателями, экспресс-опросы на улицах и многие другие.


Радио Радио после телевидения является также эффективным средством информационного воздействия на избирателей. Особенно хороши радиоматериалы, направленные на пенсионеров и домохозяек, а также вахтеров и представителей других профессий, которые во время работы не выключают радио. Как и телевидение, радиопропаганда имеет свои существенные специфические особенности, которые обязан знать каждый профессиональный менеджер и имиджмейкер.




Предвыборные газеты В последнее время в предвыборной гонке широко стали использовать рекламные газеты. Некоторые, вперед смотрящие политики, заранее обзаводятся такими газетами, которые, получив широкое распространение как неполитические, в нужное время очень эффективно выстреливают в нужных направлениях. Широкое распространение получил выпуск специальных бесплатных предвыборных газет.


Влияние СМИ Влияние средств массовой информации в избирательной кампании зависит от значительного числа факторов, среди которых не последнюю роль играют национальные традиции, превратности исторического пути, уровень структурированности гражданского общества, доминирующие этические представления и т.д.


Формирование выборных органов власти В сфере формирования представительных и других выборных органов власти влияние СМИ многогранна. При этом следует различать использование СМИ в избирательной кампании и их участие. В первом случае СМИ выступают преимущественно как производитель массово-информационных услуг, во втором – как самостоятельный институт демократии.


СМИ в избирательной кампании Использование СМИ в избирательной кампании принимает различные формы, которые можно классифицировать как по субъектам, так и по содержанию. Что касается первого из числа названных признаков, то он позволяет выделить формы использования СМИ:




Органами местного самоуправления Структура органов местного самоуправления муниципального образования «Малопургинский район» состоит из главы муниципального образования, Совета депутатов муниципального образования «Малопургинский район»(представительный орган местного самоуправления), администрации муниципального образования «Малопургинский район» (исполнительный орган местного самоуправления).


Кандидатами, избирательными объединениями и блоками, и т.д. Деятельность избирательных блоков, их права и возможные ограничения определяются законодательством соответствующих стран. В России до внесения в 2007 изменений в закон блоки могли выдвигать списки кандидатов на выборы всех уровней, в том числе на думских. Избирательным блоком при этом признавалось объединение двух или более общественных движений или партий.


По содержанию формы использования СМИ можно подразделить на следующие группы: а) информирование б) предоставление (платное или бесплатное) печатных площадей и эфира для агитации. В свою очередь, информирование реализуется в формах опубликования и оповещения. Опубликование и оповещение имеют черты, как сходства, так и различия. Общим является то, что законодательство, как правило, устанавливает определенные сроки.


Предоставления СМИ Согласно инструкциям Центризбиркома России, а также нормам российского законодательства, общероссийские государственные СМИ обязаны предоставить как бесплатное, так и платное эфирное время (для организаций телерадиовещания) и печатные площади (для периодических печатных изданий) избирательным объединениям, избирательным блокам, зарегистрировавшим федеральные списки кандидатов.


Региональные государственные СМИ Региональные государственные СМИ обязаны предоставить как бесплатное, так и платное эфирное время и печатные площади кандидатам, зарегистрированным по одномандатным избирательным округам, и региональным группам кандидатов.


Муниципальные организации СМИ Муниципальные организации СМИ обязаны обеспечить равные условия для проведения предвыборной агитации зарегистрированным кандидатам, политическим партиям, избирательным блокам, зарегистрировавшим федеральные списки кандидатов. На выборах в Государственную Думу муниципальные СМИ могут предоставлять эфирное время и печатную площадь для агитации только за плату.


Негосударственные СМИ Негосударственные СМИ, учрежденные не позже чем за год до официального опубликования (публикации) решения о назначении выборов, или учрежденные политическими партиями, могут предоставлять эфирное время и печатную площадь для агитации только за плату. Негосударственные СМИ, если только они не учреждены политическими партиями, вообще не могут предоставлять эфирное время, печатные площади кандидатам, избирательным объединениям и блокам.


Расценка СМИ Все СМИ, предоставляющие эфирное время или печатную площадь за плату, должны опубликовать свои расценки не позднее чем через 30 дней со дня официальной публикации решения о назначении выборов (т.е. не позднее 3 октября) и сообщить эти расценки в ЦИК (для общероссийских СМИ) или в комиссию субъекта Федерации (для региональных и муниципальных СМИ). За нарушение этого правила предусмотрена административная ответственность (штраф, который, впрочем, может оказаться меньше гонорара, полученного за это нарушение).


Участие СМИ В чем состоит участие СМИ в избирательной кампании? В осуществлении гражданского контроля на всех этапах подготовки и проведения выборов. Но это с одно стороны, с другой это возможность конкуренции политических программ, возможность убедить избирателей голосовать за того или иного кандидата.


Влияние СМИ на население Влияние средств массовой информации на население имеет кумулятивный характер, т.е. со временем эффект накапливается, респонденты постепенно изменяют свое мнение по мере накопления определенного количества информации. Региональные СМИ, в основном, влияют на отношение к местным лидерам, в то время как на оценку лидеров федерального масштаба региональные СМИ оказывают гораздо меньшее влияние.


Влияние на избирателей Согласно проводившимся исследованиям, по степени влияния на избирателей первое место занимают все- таки публикации в прессе (50% опрошенных). Исследования показывают, что стремление прочесть что-либо о кандидате в газете характеризует почти всех избирателей, за исключением тех, кто принципиально не собирается идти голосовать. Пресса, таким образом, является лидером среди предпочитаемых источников информации по избирательной кампании.




Воздействие телевидения Воздействие телевидения на массовое сознание обусловлено так называемым эффектом присутствия. То, что телезритель видит на экране, воспринимается им как увиденное в реальности, он чувствует себя не просто зрителем, а соучастником происходящих на экране событий.




Ученые, изучавшие роль СМИ в политической жизни, пришли к выводу о том, что ни один кандидат в представи-тельные органы власти не будет иметь серьезных шансов на избрание, если не сможет использовать телевидение и другие СМИ. Роль СМИ в избирательных кампаниях, особенно с распространением телевидения, значительно возросла. Это нашло отражение в структуре расходов участвующих в вы-борах партий и кандидатов: оплата газетной площади и эфирного времени на радио и телевидении для публикации агитационных материалов составляет существенную часть затрат.
Внимание СМИ к возможным участникам выборов нарастает еще до начала избирательной кампании. А политические и общественные деятели, имеющие намерение быть кандидатами, стремятся привлечь к себе внимание СМИ. На этапе предвыборной агитации СМИ по сравнению с другими способами воздействия на избирателей (собраниями, встречами кандидатов с гражданами, митингами и т. д.) обладают особыми возможностями: они способны доставить агитационные материалы в каждый дом. Эти материалы могут быть представлены в форме публичных дебатов, дискуссий, «круглых столов», пресс-конференций, интервью, показа телеочерков, видеофильмов о кандидате или политической партии.
В избирательные кампании через СМИ широко проникают методы коммерческой рекламы. Партии и деятели, претендующие на избрание, подаются как своего рода товар на политическом рынке. С этой целью к агитации подключаются рекламные компании. Привлекаются консультанты, которые изучают «рынок» (состав, социальное положение, ожидания избирателей), намечают меры, необходимые для продвижения «товара», дают советы нанявшим их участникам предвыборной борьбы. Создаются рекламные материалы с использованием образов политических деятелей, политической символики, кинохроники, мультипликации, музыки и т. п. Вся эта деятельность на выборах получила название «политический маркетинг».
Политическая реклама, подобно рекламе товаров, способна влиять на избирателей, подверженных внушению. Внушение - это процесс эмоционально окрашенного воздействия на людей с помощью слов, жестов, музыки и других средств. Он связан со снижением критичности восприятия внушаемого содержания, отсутствием его понимания, соотнесения с прошлым опытом.
Любая телевизионная реклама должна быть краткой, разнообразной, эмоционально насыщенной. Поэтому современная политическая реклама в основном принимает вид
клипов. Вообще клипом называют короткий кино- или ви-деофильм, снятый главным образом по сюжету рекламного ролика (малой формы киноискусства). В политической пси-хологии выделяют четыре вида клипов. Первый нацелен на то, чтобы как можно больше избирателей запомнили фами-лию кандидата. Она часто появляется на экране, звучит в песне, стихотворении, сопровождает кадры хроники, фото-графии и т. д. Другой вид клипа должен представить про-грамму кандидата в виде одной привлекательной для изби-рателя идеи. Следующий вид - негативный материал о сопернике, например отрицательные высказывания людей о нем. Наконец, четвертый вид - «ударный» клип, призыва-ющий голосовать за кандидата («Мы - за него!»).
Политический маркетинг наибольшее развитие получил в США. Он распространился и в других странах.
В ходе предвыборной кампании проводятся опросы общественного мнения. Они выявляют настроения избирателей, волнующие их проблемы, отношение к участникам выборов, предпочтения. Регулярное освещение в СМИ результатов та-ких опросов поднимает интерес к выборам, создает ощуще-ние соревнования, побуждает следить за ходом «избиратель-ного марафона». Однако эти результаты могут влиять на позиции избирателей, поскольку многие из них, не готовые к самостоятельному выбору, склонны голосовать, ориенти-руясь на мнение большинства.
Опыт Новейшего времени свидетельствует, что в некоторых случаях СМИ, имеющие различную идейно-политическую ориентацию, на выборах фактически принимают на себя роль политических партий. Они ведут борьбу за аудиторию, способствуя увеличению числа сторонников той или иной политической позиции, того или иного кандидата. Однако нельзя преувеличивать влияние СМИ. На человека одновременно воздействуют многие институты: семья, школа, церковь, община и другие, а также межличностное общение. Потоки информации взаимодействуют и как бы пересекаются, они преломляются в сложившихся ранее взглядах, устоявшихся традициях, жизненном опыте.
Особое значение имеет компетентность гражданина, его политическая культура, способность различать объективную информацию и политические манипуляции, отбирать полезные для себя сведения и противостоять ухищрениям политического маркетинга. В наше время невозможно ориентироваться в жизни общества, игнорируя СМИ. Знания о возможностях со-временных СМИ, их «плюсах» и «минусах» помогают каждо-му определить собственную политическую позицию. 7ШОсновные понятия: средства массовой информации. f^is Термины: политическое манипулирование, политический маркетинг, общественное мнение.
1. Проверьте себя
1) Что входит в понятие «средства массовой информации»? 2) Чем массовая информация отличается от обмена информацией в межличностном общении? 3) Каковы политические функции СМИ? 4) В чем состоят особенности различных видов массовой политической информации? 5) Какие возможности дают СМИ для воздействия на избирателя? 6) Как действует механизм политического манипулирования, каковы его последствия? 7) При каких условиях избиратель может противостоять политическим манипуляциям с использованием СМИ?
Подумайте, обсудите, сделайте
Подумайте о следующих фактах, имевших место в на
чале XX в. На затерявшемся в океане острове жили две об-
щины колонистов - немцев и англичан, предки которых
давно поселились здесь. Они мирно общались между собой,
сотрудничали, причин для ссоры не было. Сношения с
внешним миром осуществляли корабли, изредка заходив
шие сюда. В августе 1914 г. началась мировая война, но на
острове об этом ничего не знали, поскольку радиосвязи тог
да не было. Жизнь протекала в привычном порядке. Лишь
в 1915 г. пришел корабль, экипаж которого принес весть о
том, что Великобритания и Германия столкнулись в крова
вой битве. Обстановка на острове сразу обострилась, отно
шения между общинами стали враждебными. Какие выво-
ды о значении политической информации можно сделать из
этой истории?
Оцените следующие факты. В середине XX в. для то
го, чтобы переслать 30 страниц текста на расстояние
5 тыс. км, потребовалось бы примерно 10 дней и около
30 долларов. В 1980 г. ту же задачу можно было выполнить
по факсу за один час. Это стоило бы примерно 50 долларов.
В начале XXI в., используя лучшие сети передачи данных,
тот же объем информации можно перебросить за 3 секунды,
затратив 3 цента. Стоимость операции упала в тысячу раз,
а скорость возросла в 300 тысяч раз. Сделайте выводы из
этих фактов.
Американский журналист Ч. Дейна как-то сказал:
«Если собака кусает человека, это не новость; новость - ес
ли человек кусает собаку». Отражает ли это высказывание
сущность СМИ? Какое положение учебного текста перекли
кается с этими словами?
Проследите, как освещается какое-либо значительное
событие, происходящее одновременно с изучением данной
темы, в одной из центральных газет, в одной из информа
ционных программ радио и в одной из информационных
программ телевидения. Сопоставьте это с характеристикой особенностей каждого вида СМИ. Сделайте выводы.
5. Проведите небольшое социологическое исследова
ние - анкетный опрос ваших одноклассников на тему
«Мой главный источник политической информации». Ре
зультаты исследования обсудите в классе.
6. Составьте для молодого человека, проявляющего интерес
к массовой информации, памятку под названием «Как ориен
тироваться в материалах СМИ» (вариант названия: «Лоцман в
море политической информации»). Обсудите ее в классе.
Поработайте с источником
Прочтите фрагмент из работы современного политолога.
Процесс формирования демократического общественного мнения включает два элемента: во-первых, доступ к информации, во-вторых, способность ее анализировать и принимать решение. Очевидно, что Интернет обеспечивает неслыханный прежде доступ к информации и расширяет возможности коммуникации. Возникает идея виртуального общества, которое благодаря Интернету способно преодолеть иерархизм реальной власти. Электронная коммуникация осуществляет полное равенство ее участников и участниц.
Наибольшие перспективы имеет процесс использования Интернет-технологий для дальнейшего расширения возмож-ностей существующей системы представительной демокра-тии и развития процессов так называемой «электронной демократизации». Ее основной смысл заключается в исполь-зовании Интернет-технологий для следующих целей:
расширения доступа избирателей и СМИ к законотвор
ческой деятельности;
снижения издержек по формированию ассоциаций и
объединений избирателей;
повышения эффективности обратных связей между из
бирателями и их представителями в законодательных орга
нах власти. Развитие компьютерной сети изменило во мно
гом характер политических коммуникаций, позволив
устанавливать одновременный контакт между миллионами
людей.
Вершинин С. Политическая коммуникация в информационном
обществе. - СПб., 2001. - С. 87.
Вопросы и задания к источнику. 1) В чем состоит смысл «электронной демократизации»? 2) Каким образом может быть расширен доступ избирателей к законотворческой деятельности? 3) Как Интернет может способствовать снижению издержек по формированию ассоциаций и объединений избирателей? 4) В чем состоит перспектива осуществления через Интернет обратных связей между избирателями и их представителями в законодательных ор-
ганах власти? 5) В чем заключается преимущество Интернет-технологий перед возможностями традиционных СМИ? 6) На основе документа и текста параграфа сделайте вывод о новых возможностях, которые открывает Интернет для развития демократии.
Об этом спорят
Споры, как отмечает автор приведенного выше фрагмента, вызывает вопрос о характере влияния Интернета на демократические институты и процессы. Этот общий вопрос включает в себя ряд более конкретных: что происходит с прежними политическими институтами, когда и как рождаются новые институциональные структуры? Как изменить общественное устройство, чтобы максимально использовать преимущества новых возможностей в информационных взаимодействиях, но при этом сохранить устойчивость общественных институтов? Каковы механизмы трансформации взаимоотношений гражданского общества и государства, де-мократии и публичной сферы, прямой и представительной демократии в информационном обществе? В чем заключается влияние Интернета как средства массовой политической коммуникации на электоральное поведение граждан? Какой тип демократии формируется в информационном обществе?
Выберите вопросы, представляющие для вас наибольший интерес, и предложите обсудить их в классе.

Ученые, изучавшие роль СМИ в политической жизни, пришли к выводу о том, что ни один кандидат в представи­тельные органы власти не будет иметь серьезных шансов на избрание, если не сможет использовать телевидение и дру­гие СМИ. Роль СМИ в избирательных кампаниях, особенно с распространением телевидения, значительно возросла. Это нашло отражение в структуре расходов участвующих в вы­борах партий и кандидатов: оплата газетной площади и эфирного времени на радио и телевидении для публикации агитационных материалов составляет существенную часть затрат.

Внимание СМИ к возможным участникам выборов нара­стает еще до начала избирательной кампании. А политичес­кие и общественные деятели, имеющие намерение быть кан­дидатами, стремятся привлечь к себе внимание СМИ. На этапе предвыборной агитации СМИ по сравнению с другими способами воздействия на избирателей (собраниями, встреча­ми кандидатов с гражданами, митингами и т. д.) обладают особыми возможностями: они способны доставить агитацион­ные материалы в каждый дом. Эти материалы могут быть представлены в форме публичных дебатов, дискуссий, «круг­лых столов», пресс-конференций, интервью, показа телеочер­ков, видеофильмов о кандидате или политической партии.

В избирательные кампании через СМИ широко проника­ют методы коммерческой рекламы. Партии и деятели, пре­тендующие на избрание, подаются как своего рода товар на политическом рынке. С этой целью к агитации подключа­ются рекламные компании. Привлекаются консультанты, которые изучают «рынок» (состав, социальное положение, ожидания избирателей), намечают меры, необходимые для продвижения «товара», дают советы нанявшим их участни­кам предвыборной борьбы. Создаются рекламные материалы с использованием образов политических деятелей, политиче­ской символики, кинохроники, мультипликации, музыки и т. п. Вся эта деятельность на выборах получила название «политический маркетинг».

Политическая реклама, подобно рекламе товаров, способ­на влиять на избирателей, подверженных внушению. Вну­шение - это процесс эмоционально окрашенного воздейст­вия на людей с помощью слов, жестов, музыки и других средств. Он связан со снижением критичности восприятия внушаемого содержания, отсутствием его понимания, соот­несения с прошлым опытом.


клипов. Вообще клипом называют короткий кино- или ви­деофильм, снятый главным образом по сюжету рекламного ролика (малой формы киноискусства). В политической пси­хологии выделяют четыре вида клипов. Первый нацелен на то, чтобы как можно больше избирателей запомнили фами­лию кандидата. Она часто появляется на экране, звучит в песне, стихотворении, сопровождает кадры хроники, фото­графии и т. д. Другой вид клипа должен представить про­грамму кандидата в виде одной привлекательной для изби­рателя идеи. Следующий вид - негативный материал о сопернике, например отрицательные высказывания людей о нем. Наконец, четвертый вид - «ударный» клип, призыва­ющий голосовать за кандидата («Мы - за него!»).

Политический маркетинг наибольшее развитие получил в США. Он распространился и в других странах.

В ходе предвыборной кампании проводятся опросы обще­ственного мнения. Они выявляют настроения избирателей, волнующие их проблемы, отношение к участникам выборов, предпочтения. Регулярное освещение в СМИ результатов та­ких опросов поднимает интерес к выборам, создает ощуще­ние соревнования, побуждает следить за ходом «избиратель­ного марафона». Однако эти результаты могут влиять на позиции избирателей, поскольку многие из них, не готовые к самостоятельному выбору, склонны голосовать, ориенти­руясь на мнение большинства.

Опыт Новейшего времени свидетельствует, что в некото­рых случаях СМИ, имеющие различную идейно-политичес­кую ориентацию, на выборах фактически принимают на се­бя роль политических партий. Они ведут борьбу за аудиторию, способствуя увеличению числа сторонников той или иной политической позиции, того или иного кандида­та. Однако нельзя преувеличивать влияние СМИ. На чело­века одновременно воздействуют многие институты: семья, школа, церковь, община и другие, а также межличностное общение. Потоки информации взаимодействуют и как бы пересекаются, они преломляются в сложившихся ранее взглядах, устоявшихся традициях, жизненном опыте.

Особое значение имеет компетентность гражданина, его по­литическая культура, способность различать объективную ин­формацию и политические манипуляции, отбирать полезные для себя сведения и противостоять ухищрениям политическо­го маркетинга. В наше время невозможно ориентироваться в жизни общества, игнорируя СМИ. Знания о возможностях со­временных СМИ, их «плюсах» и «минусах» помогают каждо­му определить собственную политическую позицию. 7ШОсновные понятия: средства массовой информации. f^is Термины: политическое манипулирование, политический маркетинг, общественное мнение.


Проверьте себя

1) Что входит в понятие «средства массовой информа­ции»? 2) Чем массовая информация отличается от обмена информацией в межличностном общении? 3) Каковы поли­тические функции СМИ? 4) В чем состоят особенности раз­личных видов массовой политической информации? 5) Какие возможности дают СМИ для воздействия на изби­рателя? 6) Как действует механизм политического манипу­лирования, каковы его последствия? 7) При каких усло­виях избиратель может противостоять политическим мани­пуляциям с использованием СМИ?

Подумайте, обсудите, сделайте

1. Подумайте о следующих фактах, имевших место в на­
чале XX в. На затерявшемся в океане острове жили две об­
щины колонистов - немцев и англичан, предки которых
давно поселились здесь. Они мирно общались между собой,
сотрудничали, причин для ссоры не было. Сношения с
внешним миром осуществляли корабли, изредка заходив­
шие сюда. В августе 1914 г. началась мировая война, но на
острове об этом ничего не знали, поскольку радиосвязи тог­
да не было. Жизнь протекала в привычном порядке. Лишь
в 1915 г. пришел корабль, экипаж которого принес весть о
том, что Великобритания и Германия столкнулись в крова­
вой битве. Обстановка на острове сразу обострилась, отно­
шения между общинами стали враждебными. Какие выво­
ды о значении политической информации можно сделать из
этой истории?

2. Оцените следующие факты. В середине XX в. для то­
го, чтобы переслать 30 страниц текста на расстояние
5 тыс. км, потребовалось бы примерно 10 дней и около
30 долларов. В 1980 г. ту же задачу можно было выполнить
по факсу за один час. Это стоило бы примерно 50 долларов.
В начале XXI в., используя лучшие сети передачи данных,
тот же объем информации можно перебросить за 3 секунды,
затратив 3 цента. Стоимость операции упала в тысячу раз,
а скорость возросла в 300 тысяч раз. Сделайте выводы из
этих фактов.

3. Американский журналист Ч. Дейна как-то сказал:
«Если собака кусает человека, это не новость; новость - ес­
ли человек кусает собаку». Отражает ли это высказывание
сущность СМИ? Какое положение учебного текста перекли­
кается с этими словами?

4. Проследите, как освещается какое-либо значительное
событие, происходящее одновременно с изучением данной
темы, в одной из центральных газет, в одной из информа­
ционных программ радио и в одной из информационных


программ телевидения. Сопоставьте это с характеристикой особенностей каждого вида СМИ. Сделайте выводы.

5. Проведите небольшое социологическое исследова­
ние - анкетный опрос ваших одноклассников на тему
«Мой главный источник политической информации». Ре­
зультаты исследования обсудите в классе.

6. Составьте для молодого человека, проявляющего интерес
к массовой информации, памятку под названием «Как ориен­
тироваться в материалах СМИ» (вариант названия: «Лоцман в
море политической информации»). Обсудите ее в классе.

Поработайте с источником

Прочтите фрагмент из работы современного политолога.

Процесс формирования демократического общественного мнения включает два элемента: во-первых, доступ к инфор­мации, во-вторых, способность ее анализировать и прини­мать решение. Очевидно, что Интернет обеспечивает неслы­ханный прежде доступ к информации и расширяет возможности коммуникации. Возникает идея виртуального общества, которое благодаря Интернету способно преодолеть иерархизм реальной власти. Электронная коммуникация осуществляет полное равенство ее участников и участниц.

Наибольшие перспективы имеет процесс использования Интернет-технологий для дальнейшего расширения возмож­ностей существующей системы представительной демокра­тии и развития процессов так называемой «электронной демократизации». Ее основной смысл заключается в исполь­зовании Интернет-технологий для следующих целей:

Расширения доступа избирателей и СМИ к законотвор­
ческой деятельности;

Снижения издержек по формированию ассоциаций и
объединений избирателей;

Повышения эффективности обратных связей между из­
бирателями и их представителями в законодательных орга­
нах власти. Развитие компьютерной сети изменило во мно­
гом характер политических коммуникаций, позволив
устанавливать одновременный контакт между миллионами
людей.

Вершинин С. Политическая коммуникация в информационном

обществе. - СПб., 2001. - С. 87.

Вопросы и задания к источнику. 1) В чем состоит смысл «электронной демократизации»? 2) Каким образом может быть рас­ширен доступ избирателей к законотворческой деятельности? 3) Как Интернет может способствовать снижению издержек по фор­мированию ассоциаций и объединений избирателей? 4) В чем со­стоит перспектива осуществления через Интернет обратных связей между избирателями и их представителями в законодательных ор-


ганах власти? 5) В чем заключается преимущество Интернет-тех­нологий перед возможностями традиционных СМИ? 6) На основе документа и текста параграфа сделайте вывод о новых возможнос­тях, которые открывает Интернет для развития демократии.

Об этом спорят

Споры, как отмечает автор приведенного выше фрагмен­та, вызывает вопрос о характере влияния Интернета на де­мократические институты и процессы. Этот общий вопрос включает в себя ряд более конкретных: что происходит с прежними политическими институтами, когда и как рожда­ются новые институциональные структуры? Как изменить общественное устройство, чтобы максимально использовать преимущества новых возможностей в информационных вза­имодействиях, но при этом сохранить устойчивость общест­венных институтов? Каковы механизмы трансформации взаимоотношений гражданского общества и государства, де­мократии и публичной сферы, прямой и представительной демократии в информационном обществе? В чем заключает­ся влияние Интернета как средства массовой политической коммуникации на электоральное поведение граждан? Какой тип демократии формируется в информационном обществе?

Выберите вопросы, представляющие для вас наибольший интерес, и предложите обсудить их в классе.

Ученые, изучавшие роль СМИ в политической жизни, пришли к выводу о том, что ни один кандидат в представи­тельные органы власти не будет иметь серьезных шансов на избрание, если не сможет использовать телевидение и дру­гие СМИ. Роль СМИ в избирательных кампаниях, особенно с распространением телевидения, значительно возросла. Это нашло отражение в структуре расходов участвующих в вы­борах партий и кандидатов: оплата газетной площади и эфирного времени на радио и телевидении для публикации агитационных материалов составляет существенную часть затрат.
Внимание СМИ к возможным участникам выборов нара­стает еще до начала избирательной кампании. А политичес­кие и общественные деятели, имеющие намерение быть кан­дидатами, стремятся привлечь к себе внимание СМИ. На этапе предвыборной агитации СМИ по сравнению с другими способами воздействия на избирателей (собраниями, встреча­ми кандидатов с гражданами, митингами и т. д.) обладают особыми возможностями: они способны доставить агитацион­ные материалы в каждый дом. Эти материалы могут быть представлены в форме публичных дебатов, дискуссий, «круг­лых столов», пресс-конференций, интервью, показа телеочер­ков, видеофильмов о кандидате или политической партии.
В избирательные кампании через СМИ широко проника­ют методы коммерческой рекламы. Партии и деятели, пре­тендующие на избрание, подаются как своего рода товар на политическом рынке. С этой целью к агитации подключа­ются рекламные компании. Привлекаются консультанты, которые изучают «рынок» (состав, социальное положение, ожидания избирателей), намечают меры, необходимые для продвижения «товара», дают советы нанявшим их участни­кам предвыборной борьбы. Создаются рекламные материалы с использованием образов политических деятелей, политиче­ской символики, кинохроники, мультипликации, музыки и т. п. Вся эта деятельность на выборах получила название «политический маркетинг».
Политическая реклама, подобно рекламе товаров, способ­на влиять на избирателей, подверженных внушению. Вну­шение - это процесс эмоционально окрашенного воздейст­вия на людей с помощью слов, жестов, музыки и других средств. Он связан со снижением критичности восприятия внушаемого содержания, отсутствием его понимания, соот­несения с прошлым опытом.
Любая телевизионная реклама должна быть краткой, разнообразной, эмоционально насыщенной. Поэтому совре­менная политическая реклама в основном принимает вид
клипов. Вообще клипом называют короткий кино- или ви­деофильм, снятый главным образом по сюжету рекламного ролика (малой формы киноискусства). В политической пси­хологии выделяют четыре вида клипов. Первый нацелен на то, чтобы как можно больше избирателей запомнили фами­лию кандидата. Она часто появляется на экране, звучит в песне, стихотворении, сопровождает кадры хроники, фото­графии и т. д. Другой вид клипа должен представить про­грамму кандидата в виде одной привлекательной для изби­рателя идеи. Следующий вид — негативный материал о сопернике, например отрицательные высказывания людей о нем. Наконец, четвертый вид — «ударный» клип, призыва­ющий голосовать за кандидата («Мы — за него!»).
Политический маркетинг наибольшее развитие получил в США. Он распространился и в других странах.
В ходе предвыборной кампании проводятся опросы обще­ственного мнения. Они выявляют настроения избирателей, волнующие их проблемы, отношение к участникам выборов, предпочтения. Регулярное освещение в СМИ результатов та­ких опросов поднимает интерес к выборам, создает ощуще­ние соревнования, побуждает следить за ходом «избиратель­ного марафона». Однако эти результаты могут влиять на позиции избирателей, поскольку многие из них, не готовые к самостоятельному выбору, склонны голосовать, ориенти­руясь на мнение большинства.
Опыт Новейшего времени свидетельствует, что в некото­рых случаях СМИ, имеющие различную идейно-политичес­кую ориентацию, на выборах фактически принимают на се­бя роль политических партий. Они ведут борьбу за аудиторию, способствуя увеличению числа сторонников той или иной политической позиции, того или иного кандида­та. Однако нельзя преувеличивать влияние СМИ. На чело­века одновременно воздействуют многие институты: семья, школа, церковь, община и другие, а также межличностное общение. Потоки информации взаимодействуют и как бы пересекаются, они преломляются в сложившихся ранее взглядах, устоявшихся традициях, жизненном опыте.
Особое значение имеет компетентность гражданина, его по­литическая культура, способность различать объективную ин­формацию и политические манипуляции, отбирать полезные для себя сведения и противостоять ухищрениям политическо­го маркетинга. В наше время невозможно ориентироваться в жизни общества, игнорируя СМИ. Знания о возможностях со­временных СМИ, их «плюсах» и «минусах» помогают каждо­му определить собственную политическую позицию.




Информация, передаваемая по каналам СМИ, характери­зуется большим разнообразием. Ее содержание отражает все аспекты политики: экономической и социальной, военной и научно-технической, национальной и молодежной, а также другие стороны политической жизни.
Сообщения СМИ могут представлять информацию мест­ную (региона, города), общегосударственную (федерального уровня), международную. Людей, проживающих в районах, удаленных от центра, нередко больше интересуют местные новости, чем сведения о политической жизни в столице.
Политическая информация охватывает не только теку­щие события, но и прошлое. Так, на федеральных каналах российского телевидения расширилось место исторической документалистики, затрону вшей многие факты политичес­кой истории и образы политических деятелей нашей стра­ны и зарубежья. Освещая прошлое и настоящее, СМИ дают также информацию о прогнозах развития актуальных про­цессов в будущем, привлекая для этого политиков и ученых-политологов.
Исследователи массовой информации выявили общие принципы, которыми руководствуются СМИ при выборе тем своих публикаций и передач. Во-первых, это приоритет­ность, первенствующее значение, привлекательность темы для граждан. Темы, волнующие людей (терроризм, катаст­рофы и т. п.), — в числе наиболее освещаемых в СМИ. Во-вторых, сенсационные сведения, факты, выходящие за рам­ки повседневности: экстремальные происшествия, часто негативного характера. В-третьих, сообщения о каких-либо новых, ранее неизвестных явлениях, организациях, решени­ях, заявлениях и т. п. В-четвертых, данные об успехах по­литиков и партий на выборах, о высоких или очень низких позициях в рейтингах, отражающих степень их популярно­сти. В-пятых, информация, исходящая от лиц, имеющих высокий общественный статус: глав государств и прави-
тельств, лиц, занимающих высшие посты в военной, церков­ной или иных структурах.
Наиболее распространенные СМИ — радио, телевидение, пресса. Между ними существует своеобразное разделение труда. При сообщении о политическом событии радио в ос­новном позволяет узнать, что случилось. Телевидение пока­зывает, как случилось. А на вопрос, почему случилось, наи­более полный ответ дает пресса.
Возможность «приходить в каждый дом», наличие на те­левидении видеоряда («картинки»), который создает «эф­фект присутствия», а также сочетание зрительных и слухо­вых образов, легкость восприятия информации делают электронные СМИ наиболее эффективным средством воздей­ствия на политическое сознание и поведение людей. Вместе с тем в политической информации на телевидении наиболее заметно проявляются слабые стороны СМИ. Мир представля­ется в непрерывно обновляющемся потоке информационных сообщений, как правило, не связанных друг с другом смыс­ловой связью. Возникает как бы калейдоскоп, в котором представлены разрозненные фрагменты действительности. В большинстве случаев причинно-следственные и иные связи между ними не просматриваются. Человек, воспринимаю­щий эту дробную информацию, не в состоянии воссоздать в сознании упорядоченную, целостную картину событий.
Значительное место в программах телевидения занимает изображение официальных встреч, дипломатических ритуа­лов, а также необычные действия известных персон. Вся эта внешняя сторона событий хорошо снимается телекамерой, но не помогает понять сущности и значения происходящего в политике.
Стремление создать противовес «скучным» жанрам, по­высить интерес к телепередачам проявилось в сближении массовой политической информации с развлекательными жанрами. Эта тенденция воплотилась, в частности, в ток-шоу, в ходе которых обсуждаются политические проблемы. Возникающие на этих передачах дискуссии, столкновение различных взглядов, оценки экспертов — все это привлекло к подобным телепрограммам внимание большой аудитории. Однако ограниченность времени таких передач во многих случаях не дает возможности для достаточной аргументации высказываемых точек зрения, для глубокого раскрытия сущности обсуждаемой проблемы.

При огромных возможностях радио и телевидения печат­ные средства массовой информации не утратили своего зна­чения. Именно в материалах газет и журналов наиболее полно и последовательно раскрываются актуальные пробле­мы политики. Обращение к таким статьям и другим публи­кациям позволяет продвинуться от поверхностного представ ления о событиях к их более глубокому пониманию. Газета уступает радио и телевидению в эмоциональности, но имеет возможность дать более глубокий анализ происходящего. Как образно говорят специалисты: если радио работает для «ленивых и торопливых», телевидение— «для всех», то га­зета исключительно «для умных» или желающих быть та­ковыми.

Практический опыт свидетельствует о том, что СМИ мо­гут способствовать развитию демократии, сознательному участию граждан в политической жизни, но могут быть ис­пользованы и для политического манипулирования. Так на­зывают процесс воздействия на общественное мнение и по­литическое поведение, скрытое управление политическим сознанием и поступками людей для того, чтобы направить их в нужную властным или определенным общественным силам сторону. Цель манипулирования — внедрить нужные установки, стереотипы, цели, чтобы в результате подвигнуть массы, вопреки их собственным интересам, на согласие с не­популярными мерами, возбудить чем-то их недовольство и т. п. Политическое влияние СМИ осуществляется путем воздействия и на разум, и на чувства человека. Наряду с правдивой информацией в пропаганде нередко подается по­луправда, а также в зависимости от характера политичес­кой организации, ведущей пропаганду, используются и фальсификации — подтасовка фактов, дезинформация. Чтобы охватить аудиторию в 50 млн человек, радио по­требовалось 38 лет, персональному компьютеру — 16, телевидению — 13, а Интернету — 4 года. Исследователи социальных последствий развития новых информационных технологий, в частности Интернета, при­ходят к выводу, что информационная революция ведет к расширению диапазона доступных гражданам мнений и ос­лаблению информационной зависимости от традиционных СМИ и их манипулятивной роли. Однако большая часть лю­дей в наше время не готова к самостоятельному анализу по­литики, поэтому в результате применения современных средств информационного воздействия на сознание они не­редко воспринимают на веру обещания и призывы тех по­литиков, которые хотят использовать их активность лишь в собственных интересах.
Попытки тех или иных политических сил, применяя но­вые средства, манипулировать поведением людей остались бы тщетными, если бы каждый гражданин научился крити­чески оценивать информацию, отличать объективную ин­формацию от искаженной, выработал у себя, опираясь на научные знания, устойчивые взгляды на общество, полити­ку и роль СМИ.