Врач клинической лабораторной диагностики. Законно ли на должность врача-лаборанта принят работник с высшим немедицинским образованием? Образование лаборанта

БИОЛОГ

Одной из острых проблем современного кадрового состояния лабораторной службы является определение статуса биолога в клинико-диагностической лаборатории (КДЛ) - разъяснительное письмо МЗ РФ 16-5-12/11 от 17 апреля 2013 года . Проблема обусловлена вольной интерпретацией на местах существующих приказов МЗ РФ, определяющих место и роль биолога в КДЛ.

Результаты обращения в МЗ РФ:

На письмо о проблеме стимулирующих выплат биологам по родовым сертификатам получен ответ из МЗ РФ . Заключение ответа:

Согласно статье 144 Трудового кодекса Российской Федерации, системы оплаты труда работников региональных и муниципальных учреждений регулируются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

Таким образом, вопрос о стимулировании труда медицинских работников (в данном случае биологам клинико-диагностических лабораторий и врачам-лаборантам с высшим немедицинским образованием) может быть решен путем установления стимулирующей надбавки за увеличение объема выполненной работы в соответствии с тем, что Федеральным законом от 6 октября 1999 г. N 2 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов России Федерации» и Федеральным законом от 6 октября 2003 года N 2 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» органам государственной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления предоставлено право самостоятельно определять размеры и условия оплаты труда работников подведомственных учреждений здравоохранения, включая установление и применение доплат и надбавок.

ВРАЧ-ЛАБОРАНТ

Должность врача-лаборанта сохранилась в КДЛ для специалистов с немедицинским образованием, принятых на работу на эту должность до 01 октября 1999 года, согласно приказу от 23.07.2010г № 541н «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих», раздел «Квалификационные характеристики должностей работников в сфере здравоохранения».

Разрешением на работу врачам-лаборантам в клинико-диагностической лаборатории является наличие таковой должности в номенклатуре должностей в соответствии с Приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации (Минздрав России) от 20 декабря 2012г. № 1183н «Об утверждении Номенклатуры должностей медицинских работников и фармацевтических работников», вступившего в силу 7 апреля 2013г.

Деятельность на должности врача-лаборанта не требует наличия сертификата специалиста в связи с отсутствием медицинского образования, в отличие от должности врача клиникой лабораторной диагностики, требующей наличия медицинского образования, следовательно, и сертификата в соответствии с пунктом 2 Приказа Министерства здравоохранения Российской Федерации от 29 ноября 2012г. № 982н «Об утверждении условий и порядка выдачи сертификата специалиста медицинским и фармацевтическим работникам, формы и технических требований сертификата специалиста»:

«… 2. Сертификат выдается по специальностям, предусмотренным Номенклатурой специальностей специалистов со средним медицинским и фармацевтическим образованием в сфере здравоохранения Российской Федерации, утвержденной приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 16 апреля 2008 г. № 176н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 6 мая 2008 г., регистрационный № 11634), с изменениями, внесенными приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 30 марта 2010 г. № 199н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 11 мая 2010 г., регистрационный № 17160), и Номенклатурой специальностей специалистов с высшим и послевузовским медицинским и фармацевтическим образованием в сфере здравоохранения Российской Федерации, утвержденной приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 23 апреля 2009 г. № 210н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 5 июня 2009 г., регистрационный № 14032), с изменениями, внесенными приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 9 февраля 2011 г. № 94н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 16 марта 2011 г., регистрационный № 20144)….»

Прежде всего, врач-лаборант – это должность (приказ МЗ РФ от 20 декабря 2012г. № 1183н «Об утверждении номенклатуры должностей медицинских работников и фармацевтических работников»), которую занимают специалисты с немедицинскими специальностями, и которых нет в списке специальностей, указанных в Приказе Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации (Минздравсоцразвития России) от 23 апреля 2009г. № 210н «О номенклатуре специальностей специалистов с высшим и послевузовским медицинским и фармацевтическим образованием в сфере здравоохранения Российской Федерации», которым для своей деятельности необходимо получить сертификат специалиста.

Исходя из вышеизложенного, нет необходимости в создании дополнительного документа, предусматривающего возможность работы врачам-лаборантам в клинико-диагностической лаборатории без сертификата.

Неверным является утверждение, что в России врачи с медицинским образованием в КДЛ практически не работают, и что 80% сотрудников лабораторий являются специалистами с немедицинским образованием.

Анализ реестра клинико-диагностических лабораторий, создаваемый в соответствии с письмами от 14.05.2013г №17-3-1856 и №17-3-1857 Департамента специализированной медицинской помощи и медицинской реабилитации Минздрава России, показал, что по данным, полученным из 70 регионов Российской Федерации, в клинико-диагностической лаборатории в настоящее время трудятся 9606 физических лиц с медицинским образованием на должностях врачей клинической лабораторной диагностики, и лишь 6835 специалистов с немедицинским образованием на должностях биологов и врачей-лаборантов. Однако, нужно признать необходимость изменения квалификационных характеристик врача клинической лабораторной диагностики и специалистов с немедицинским образованием, изложенных в приказе от 23.07.2010г №541н «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих», раздел «Квалификационные характеристики должностей работников в сфере здравоохранения», так как они в существующем изложении дублируют друг друга.

Также неверным является утверждение, что в ведущих странах мира в лабораториях работают специалисты с высшим немедицинским образованием. В большинстве развитых стран мира существует чёткое разделение на специалистов с медицинским образованием – «врачей-патологов», востребованность которых очень высока в профессиональном плане среди лечащих врачей, но не по численности, они объективно составляют очень малую долю среди специалистов лабораторной медицины, являясь консультантами сразу многих лечащих врачей, и на биологов, занимающихся исследовательской работой в лаборатории, их численность тоже мала. Основную массу сотрудников лаборатории составляют технические специалисты без высшего образования, что обусловлено высокой степенью автоматизации и централизации лабораторных процессов.

Нельзя согласиться с утверждением, что работа в клинико-диагностических лабораториях построена без разделения между специалистами с медицинским и биологическим образованием, и с требованием уравнять всех работников лабораторной службы. Как указано выше, на примере зарубежных коллег, деятельность таких специалистов кардинально отличается. То, что в отечественных лабораториях наблюдается отсутствие данного разделения – это проблема современной отечественной лабораторной службы, обусловленная её историческим развитием, но решаемая в настоящее время совместными усилиями профильной комиссии по клинической лабораторной диагностике и Минздравом России.

Льготы медицинских работников доступны врачам-лаборантам без дополнительного законодательного акта, как медицинским работникам, в соответствии с пунктом 13 Федерального закона Российской Федерации от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», устанавливающим, что медицинским работником может являться лицо с немедицинским «иным» образованием, но занимающееся медицинской деятельностью.

Большинство стимулирующих доплат к должностным окладам также уже регламентированы существующими документами, из которых следует, что подавляющий перечень доплат осуществляется за реализацию мероприятий, в которых участвуют не конкретные врачи или иные специалисты, а должности, которые предполагают наличие высшего или среднего образования и определённых функциональных обязанностей. Например, основными такими документами являются Федеральный закон Российской Федерации от 30 ноября 2011г. № 369-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» и Постановление Правительства РФ от 15.02.2011 N 85 (ред. от 09.02.2013) «Об утверждении Правил финансового обеспечения в 2011-2013 годах региональных программ модернизации здравоохранения субъектов Российской Федерации за счет средств, предоставляемых из бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования», которые не ограничивают круг врачей-специалистов требованием о наличии высшего медицинского образования, соответственно, и сертификата специалиста.

Конфликты, возникающие с работодателем, по перечисленным выше вопросам необходимо решать через общественные профессиональные организации, профсоюзный комитет или судебное разбирательство. При необходимости члены профильной комиссии Минздрава России по клинической лабораторной диагностике всегда готовы представить своё экспертное мнение в защиту интересов врачей-лаборантов и биологов по данной проблеме, о чём было объявлено на Форуме «Национальные дни лабораторной медицины в России», проведённом в соответствии с планом научно-практический мероприятий Министерства здравоохранения Российской Федерации на 2013 год (пункт 50) Приказа Минздрава России от 26 февраля 2013 г. № 93 «Об утверждении Плана научно-практических мероприятий Министерства здравоохранения Российской Федерации на 2013 год» с 01 по 03 октября 2013 года.

ВРАЧ-БАКТЕРИОЛОГ с высшим немедицинским образованием

Специальность врача-бактериолога – медицинская специальность, которую в соответствии со статьёй 100 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», приказа Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 7 июля 2009 года N415н г.Москва «Об утверждении квалификацилнных требований к специалистам с высшим и послевузовским медицинским и фармацевтическим образованием в сфере здравоохранения», а также приложения 3 приказа Минздравмедпрома России от 19.01.1995 г. № 8 «О развитии и совершенствовании лабораторий клинической микробиологии (бактериологии) лечебно-профилактических учреждений» могут занимать только специалисты с медицинским образованием, имеющие соответствующий сертификат специалиста.

Однако, в соответствии с ранее действовавшим приказом Минздрава СССР от 13.07.1989 г. № 418 «Об утверждении новой редакции "Перечня высших и средних специальных учебных заведений, подготовка и полученные звания в которых дают право заниматься медицинской и фармацевтической деятельностью", утвержденного приложением 1 к приказу министерства здравоохранения ссср от 21.10.1974 г. № 990» лица, имеющие высшее профессиональное образование по специальности «Биолог», были допущены к занятию должностей врачей-бактериологов.

Указанный порядок допуска действовал до выхода приказа Минздрава России от 25.12.1997 г. № 380 «О состоянии и мерах по совершенствованию лабораторного обеспечения диагностики и лечения пациентов в учреждениях здравоохранения Российской Федерации», который предоставлял право руководителю медицинской организации вводить в медицинской лаборатории должность биолога.

Поэтому, специалисты с высшим биологическим образованием, принятые на должности врачей-лаборантов до 1997 года, могут продолжать профессиональную деятельность в занимаемых должностях врачей-бактериологов без наличия сертификата, так как отсутствие высшего медицинского образования не позволяет этим специалистам выдавать сертификат по специальности «Бактериология».

Указанные специалисты могут занимать должности руководителей медицинских лабораторий в соответствии с пунктом 6 приказа № 541н от 23 июля 2010 г. "Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих», раздел "Квалификационные характеристики должностей работников в сфере здравоохранения" при наличии рекомендации аттестационной комиссии медицинской организации.

На сегодняшний день медицине известно великое множество заболеваний. Зачастую патологии имеют схожие симптомы, и без соответствующих анализов поставить точный диагноз становится невозможно. Кроме того, от результатов исследований напрямую зависит разработка эффективной схемы лечения пациента. "Лабораторная диагностика" - это специальность, наиболее востребованная в медицинской отрасли. Выпускники могут работать в любой лаборатории по различным направлениям.

Куда поступать?

Для работы по специальности «лабораторная диагностика» высшее образование не требуется. Будущий студент может подать документы в любой медицинский колледж. Сроки обучения варьируются в зависимости от количества классов среднего образования (9 или 11) и формы обучения (очная, заочная, вечерняя).

Освоить профессию «врач клинической лабораторной диагностики» можно только в медицинских вузах. Различие между специальностями состоит в том, что в первом случае деятельность работника несколько ограничена. Во втором она предполагает участие в развитии научной сферы и владение более обширным спектром знаний. В любом случае после получения образования по специальности «лабораторная диагностика» можно подать документы в вуз. Как правило, такие студенты зачисляются сразу на второй курс, т. к. лекции первого они уже прослушали в колледже.

Кем работать?

Выпускники, освоившие специальность «лабораторная диагностика», могут работать по профессии «медицинский техник». Это ответственная должность, предполагающая выполнение важных задач.

Медицинский лабораторный техник обязан знать:

  • законы РФ и положения иной нормативной документации, регулирующие деятельность любых медицинских учреждений;
  • правила внутреннего распорядка, охраны труда и пожарной безопасности;
  • способы оказания неотложной помощи, в т. ч. уметь применять их на практике;
  • основы профессии лаборанта;
  • принципы забора биологического материала пациента;
  • условия эксплуатации медицинского оборудования;
  • правила работы с биоматериалом, содержащим возбудителей инфекционных заболеваний;
  • морфологию условно-патогенных микроорганизмов;
  • способы подготовки необходимых реактивов;
  • правила стерилизации инструментов и дезинфекции материала.

К должностным обязанностям лица, получившего специальность «лабораторная диагностика», относятся:

  • осуществление исследования биологического материала пациента (крови, мочи, кала, спинномозговой жидкости и пр.);
  • использование установленных методик проведения диагностики;
  • своевременное и качественное выполнение задач, поставленных вышестоящим руководством;
  • соблюдение правил внутреннего распорядка, техники безопасности, санитарных норм.

Специалист вправе:

  • озвучивать вышестоящему руководству идеи, реализация которых поможет оптимизации и совершенствованию отрасли;
  • требовать оказания содействия для качественного исполнения своих трудовых обязанностей;
  • своевременно получать информацию от специалистов медицинского учреждения, помогающую наладить рабочий процесс;
  • проходить аттестацию, по завершении которой ему присваивается соответствующая категория;
  • симпозиумах, если в ходе них затрагиваются вопросы, качающиеся его профессиональной деятельности;
  • полноправно пользоваться всеми положениями ТК РФ.

Сотрудник также несёт ответственность за качественное и своевременное выполнение своих трудовых обязательств.

Где работать?

"Лабораторная диагностика" - специальность, востребованная во все времена. Выпускники медицинских образовательных учреждений по данной профессии могут работать в:

  • поликлиниках и больницах любого уровня;
  • лабораториях при вузах;
  • станциях переливания крови;

В заключение

На сегодняшний день в медицинской отрасли крайне востребованы профессионалы, владеющие специальностью «лабораторная диагностика». Отзывы выпускников образовательных учреждений самые положительные - риск остаться без работы сводится практически к нулю. И это оправданно - медицинский лабораторный техник играет очень важную роль в диагностике заболеваний, что в дальнейшем помогает лечащему врачу точно поставить диагноз и составить максимально эффективную схему лечения для пациента.

Лаборант

Лаборант - это человек, работающий в лаборатории или на кафедре, в обязанности которого входит подготовка материалов, приборов, лабораторных емкостей для проведения экспериментов, наглядных демонстраций, презентаций, а после завершения работы - уборка инвентаря. Иногда лаборанты снимают показания с приборов, ведут журнал, обрабатывают результаты анализов.

История появления профессии ЛаборантКак возникла профессия? Как развивалась профессия?

О людях, помогающих ученым и ремесленникам в их работе, нет никаких упоминаний до XII века. Античные ученые работали самостоятельно, хотя древние римляне подарили великое множество научных трудов в разных областях знаний. Впервые упоминания о лаборантах появились в средневековье. В университетах Италии и Австрии существовали лаборатории, которые младшие специалисты готовили к проведению занятий со студентами. Владельцам мастерских, изготавливающих бумагу, косметику, металлические изделия, также нужны были помощники и подмастерья, ведь конкуренция заставляла их усовершенствовать свои товары, а для этого нужно было проводить множество опытов и экспериментов.

Значимость для обществаВажность, значение и социальный статус профессии

Для представителей данной профессии сегодня открывается широкое поле деятельности. В большинстве городов существуют учебные заведения, где на кафедрах нужны лаборанты. Работа для них есть и в больницах, в санитарно-эпидемических службах, центрах стандартизации и других учреждениях. Даже в сельском хозяйстве не обойтись без лаборантов, которые производят в поле сбор материалов, чтобы затем ученые могли изучать их в лаборатории. Конечно, круг обязанностей у всех этих лаборантов совершенно разный, так же, как и образование.

Особенности профессии ЛаборантУникальность и перспективность профессии

Главное для человека, который хочет стать лаборантом, это хорошее состояние здоровья. Ведь вполне возможно, что придется работать с различными вредными веществами, аллергенами. У лаборанта должны быть знания в той области, где он работает. Кроме того, он должен уметь концентрироваться, быть наблюдательным, обладать хорошей памятью, способностью работать в группе. Если получить соответствующее образование, можно продвигаться по карьерной лестнице в своей области науки.

"Подводные камни" профессии ЛаборантВсе за и против профессии. Сложности и особенности.

Основные риски профессии лаборанта зависят от той области, в которой он работает. Например, он может иметь дело с радиоактивными веществами, а отсюда - вред для здоровья. В медицинских учреждениях лаборанту приходится делать анализы не только крови, но и продуктов жизнедеятельности организма человека, что тоже не очень приятно. Но чаще всего это работа спокойная, безопасная.

Где и как получить профессию ЛаборантГде обучают профессии?

В основном, от лаборанта не требуется высшее образование. Для работы в школе в классах химии или физики, в вузах, в медицинских учреждениях по этому профилю вполне достаточно среднего специального образования. Но если устраиваться на работу в бактериологические лаборатории или туда, где проводятся опыты с радиоактивными веществами, где нужно не только готовить материалы, но и проводить анализ данных, где работа требует ответственности, тогда условием принятия на работу может стать высшее профессиональное образование в данной области и опыт работы.

Работа лаборантом - это узкоспециализированное направление деятельности, где подготовка и профессиональные обязанности специалистов зависят от сферы применения знаний и навыков. Именно об этой, на первый взгляд простой и понятной профессии, мы сегодня и предлагаем поговорить.

Если успешность мужчины во многом зависит от женщины, которая находится рядом с ним и помогает ему во всех его начинаниях (а иногда и направляет на правильный путь), то успех в работе ученого, медика или педагога в определенной степени зависит от качества работы лаборанта.

Название профессии подразумевает, что лаборант выполняет ряд рутинных технических задач, анализов и экспериментов в лабораторных условиях . Он может работать в различных областях, включая судебную экспертизу, здравоохранение и производство.

В целом же это узкоспециализированное направление деятельности, где подготовка и профессиональные обязанности специалистов зависят от сферы применения знаний и навыков. Именно об этой, на первый взгляд простой и понятной профессии, мы сегодня и предлагаем поговорить.


Кто такой лаборант

Или лабораторный техник - научно-технический сотрудник лаборатории медицинского, учебного или научного учреждения. Он выполняет практическую работу в области научных исследований, разработок и анализа. Достаточно часто лаборанты работают в тесном сотрудничестве с учеными-естествоиспытателями и инженерами в исследовательских, опытно-конструкторских и производственных лабораториях.

Впервые лаборанты появились в клинических лабораториях незадолго до первой мировой войны. В течение военного времени и в последующие годы возникла критическая нехватка подготовленных лабораторных кадров . Чтобы выйти из этой кризисной ситуации, патологи нанимали молодых женщин, которые после обучения на месте могли делать простые лабораторные анализы.

Сегодня лаборанты работают с самым современным и сложным лабораторным и компьютерным оборудованием в контролируемых условиях. Они планируют работу и эксперименты, оценивают результаты, проводят качественный и количественный анализ (спектроскопия, хроматография, гравиметрия, титриметрия, фотометрия) на неорганических и органических веществах. Поэтому подготовку специалистов по этому направлению, при всем желании, невозможно провести "на месте" (особенно, если речь идет о лаборанте, которому будет работать в бактериологических лабораториях или проводить опыты с радиоактивными веществами).

Потенциальные работодатели лаборантов:

  • Экологические агентства;
  • Специализированные исследовательские организации;
  • Университеты;
  • Больницы и клиники;
  • Банки крови;
  • Государственная служба;
  • Водные компании;
  • Фармацевтические компании;
  • Химические компании;
  • Производства пищевых продуктов и напитков;
  • Лаборант медицинской лаборатории.

Роль лаборанта разнообразна. Помимо технических аспектов она включает существенный канцелярский элемент. Для отбора проб и тестирования требуется вести документацию по результатам работы. Дополнительно к записям отдельных результатов специалисты должны иметь всю систему данных на своих местах работы, отслеживать и регистрировать входящие и исходящие лабораторные отчеты и регулярно составлять статистические отчеты.

Среди основных обязанностей лабораторных техников можно выделить:

  • забор и подготовка/тестирование образцов;
  • подготовка и обслуживание лабораторного оборудования;
  • составление химических растворов;
  • создание запасов «культуральных сред» (используются для выращивания микроорганизмов при тестировании образцов);
  • флеботомия/венепунктура;
  • маркировка и сортировка образцов тканей;
  • разделение крови на фракции;
  • подготовка и анализ материалов контроля качества;
  • ведение запасов расходных материалов;
  • стерилизация оборудования;
  • утилизация химических или биологических отходов;
  • ввод данных пациентов в компьютерные системы;
  • создание письменных отчетов и устных обзоров о результатах тестирования;
  • ведение и регистрация записей.

Карьера лаборанта - это, прежде всего, работа с пробирками, микроскопами и высокотехнологическим оборудованием. Но поскольку существует несколько типов лабораторных технологий, то среди большого выбора специализаций каждый сможет найти наиболее подходящую.


Какими личностными качествами должен обладать лаборант

Главный критерий, определяющий настоящего специалиста - у сотрудника лаборатории должен присутствовать интерес к науке. Несмотря на то, что он выполняет менее сложные или углубленные лабораторные работы, чем технолог, и не проводит самостоятельно исследования как таковые, ему необходим достаточный запас знаний в области химии, биологии, биохимии, микробиологии и физики.

Компьютерная грамотность включает знание соответствующего программного обеспечения (программное обеспечение электронных медицинских записей, лабораторная информационная система), умение пользоваться базами данных, электронными таблицами и программами обработки тестов.

Лаборанту, которому приходится работать с мельчайшими веществами и сложным техническим оборудованием, необходимо хорошее зрение, ловкость и физическая выносливость. Он должен обладать сильными аналитическими способностями, навыками критического мышления, ориентированностью на детали (небольшие изменения в показаниях теста могут повлиять на его интерпретацию). Поскольку в лабораторных условиях работают и другие специалисты, эффективные коммуникативные навыки - очень важное качество.

Преимущества профессии лаборант

Работа лаборанта очень важна как для развития прогресса, так и для каждого отдельно взятого жителя нашей планеты. Во многих случаях его работа ведет к сохранению здоровья человека. От работы лабораторного техника во много зависит качество проводимых в лаборатории исследований, что не может не вызывать у специалистов законного чувства гордости.

При этом обучение специальности довольно несложное, а работа приносит глубокое чувство удовлетворения тем, кто любит науку и готов помогать другим. В среднем по России заработная плата лаборанта относительно скромная (25 000 рублей), но профессия открывает возможности для дальнейшего обучения и роста карьеры, например, к технологу лаборатории . Если же лаборант работает с вредными веществами, то он может рассчитывать на доплату "за вредность", что может стать существенной прибавкой к зарплате.

Преимуществом профессии можно считать и тот факт, что лаборант всегда может найти работу, поскольку специалисты этой сферы деятельности стабильно востребованы. Кроме того, с развитием технологий ожидается расширение рынка труда для лабораторных техников. Этот фактор предполагает больше гибкости при принятии решения, в каком конкретном учреждении хотелось бы работать или специализироваться. При этом специализация может привести к увеличению потенциала заработка в течение карьеры.


Недостатки профессии лаборант

Работа лаборанта относится к достаточно сложным сферам деятельности, особенно если специалисту приходится общаться с требовательными врачами или работать с ядовитыми веществами.

Если же говорить об условиях труда лабораторного техника, то это долгие часы интенсивной концентрации и нахождение в одном положении. В зависимости от потребностей работодателя возможен ненормированный график.

Профессия включает многие риски. Лаборант может соприкасаться с потенциально инфекционными физическими жидкостями через случайные проколы кожи иглой или пролития образцов и таким образом он постоянно подвержен риску заболевания. Специалист может подвергнуться воздействию опасных химических веществ, выделяющих вредные пары и неприятные запахи, готовя образцы для анализов , обрабатывая отходы и стерилизуя оборудование.

Где можно получить профессию лаборант

Несмотря на то, что профессия лаборант считается второстепенной, обучение этой специальности может стать хорошим началом для карьерного роста. Тем более, что начать работу можно сразу же после окончания средне-профессиональной образовательной организации. Чтобы поступить в колледж, на базе которого готовят лаборантов, ученику средней школы необходимо особое внимание уделить таким предметам, как биология, микробиология, химия, математика и информатика.

Однако нужно понимать, что средне-специального образования будет недостаточно, если вы захотите, например, работать в крупных исследовательских лабораториях или стать технологом. Для продвижения по карьерной лестнице и трудоустройства на высокооплачиваемую должность вам не обойтись без высшего образования.

При поступлении в ВУЗ лучше всего выбрать очную программу обучения, которая дала бы возможность получить практический опыт в лабораторных условиях, чтобы уже на начальном этапе можно было применять теоретические познания и в дальнейшем совершенствовать свои навыки. Даже небольшой практический опыт делает соискателя более привлекательным кандидатом в глазах работодателя.

Лаборанты, имеющие среднее профессиональное образование, зачисляются на второй курс профильных университетов.

Лучшими образовательными учреждениями, которые готовят специалистов лабораторной диагностики , являются:

  • Ставропольский государственный аграрный университет
  • Белгородский государственный национальный исследовательский университет
  • Тувинский государственный университет
  • Курский государственный медицинский университет МЗ РФ
  • Усть-Илимский филиал ВСГТУ

Источники изображений: uralcons.org, partner.onix.pl.ua, biochem.if.ua, ptgh.onego.ru

Существует немало профессий, результат деятельности в которых практически не заметен обывателю. К людям такого труда относятся и ученые. При этом именно они во многом способствуют технологическому прогрессу, который, в свою очередь, меняет мир самым радикальным образом. В этой работе принимают участие целые группы специалистов, занимающиеся разными аспектами изучения окружающего мира, свойств и характеристик объектов. Немалый вклад в общее дело развития человеческого знания вносит и лаборант обязанности которого предполагают выполнение исследований различных металлов, руд, нефтепродуктов, а также других материалов и веществ. Получаемые данные требуются для обеспечения контроля характеристик продуктов для их допуска к дальнейшим технологическим и производственным процессам.

Общие сведения о должности

Главная задача лаборанта в данной сфере - это получение сведений химического характера. При этом изучаемые объекты могут быть любыми. Кроме уже названных металлов и нефтепродуктов, лаборант химического анализа может работать с газами и парообразными компонентами. Дальнейшее использование результатов может быть разным. Простейший пример, когда определенному производству необходимо достижение конкретных свойств продукции. Для этого технологи задействуют химические лаборатории, с помощью которых определяется соответствие того или иного вещества требованиям предписанного норматива.

В последнее время актуальны вопросы защиты окружающей среды, что выражается в ужесточении норм для автомобильной промышленности и производителей удобрений. В первом случае лаборант химического анализа может работать над изучением характеристик свойств используемых в конструкции автомобиля материалов, а во втором - выявлять свойства удобрения, опасные для почвенного слоя.

Требования к кандидатам на должность

Несмотря на, казалось бы, высокую долю ответственности, которая ложится на лаборантов, в данном случае требования к соискателям таких вакансий довольно облегченные. Например, наличие высшего образования не является обязательным. Будет достаточно предъявить диплом техникума или колледжа. Тем не менее, должностная инструкция лаборанта химического анализа требует наличия вполне конкретных знаний, без которых невозможно выполнение обязанностей по этой профессии. В частности лаборант должен знать следующее:

  • Основы химии, хотя бы ее общий курс, а также физическое и аналитическое направления.
  • Химико-физические методы.
  • Устройство и правила эксплуатации применяемых в процессе работы аппаратов и приборов.
  • Характеристики радиоактивных веществ и нюансы обращения с ними.
  • Основы выбора методов для выполнения анализа.
  • Методы определения металлов из группы благородных.
  • Нормативы пожарной безопасности, охраны труда и санитарные правила.

Обязанности

Представители данной профессии все же относятся к вспомогательному персоналу. Тем не менее должностная инструкция лаборанта химического анализа предусматривает довольно широкий перечень обязанностей, в том числе:

  • Проведение анализов редких металлов, в числе которых редкоземельные и благородные.
  • Выполнение сложных анализов сплавов по установленным методам. Например, это могут быть никелевые, кобальтовые, титановые и другие сплавы.
  • Проведение арбитражного анализа.
  • Выполнение анализов взрывоопасных веществ с использованием хроматографов посредством методов, базирующихся на сложных схемах расчета хроматограмм.
  • Проведение анализов путем атомно-абсорбционного способа.
  • Выполнение анализов, требующих использования радиоактивных веществ.
  • Участие в разработках новых методов анализа.
  • Проведение апробации методов, которые рекомендуются
    к гостированию.
  • Выполнение настройки обслуживаемой техники.
  • Приемка материала, который поступает на обследование.

Права лаборантов

Вновь стоит отметить, что профессия достаточно скромна с точки зрения руководящей функции, и в большинстве случаев ее представители выполняют вспомогательные задачи. Поэтому и права весьма сужены. В первую очередь лаборант может представлять своему непосредственному руководителю предложения, которые касаются его деятельности или работы лаборатории. Также профессия «Лаборант химического анализа» предусматривает и возможность получения от специалистов данных и сведений методического характера для выполнения своих обязанностей. В целях достижения наиболее качественных результатов анализа лаборант может потребовать и дополнительной помощи в организации исследований и экспериментов.

Ответственность

В случае неисполнения или недобросовестного выполнения своих прямых функций лаборант несет ответственность в соответствии с нормативами, установленными трудовым кодексом РФ. К подобным случаям могут относиться следующие:

  • Несоблюдение техники безопасности, которая, к слову, особенно важна в химических анализах.
  • Нарушение противопожарной безопасности.
  • Несоблюдение трудового распорядка, действующего на предприятии.

Также предполагается и ответственность за другие нарушения, которые вызвал лаборант химического анализа в период выполнения своих трудовых обязанностей.

Разряды в профессии

Существует 7 разрядов данной профессии, каждый из которых предполагает свой уровень сложности операций, которые может выполнять лаборант. Два первых разряда, например, позволяют ему браться за простейшие однородные анализы без первоначального разделения используемых компонентов. Третий и четвертый разряды лаборантов химического анализа повышают сложность процедур за счет расширения спектра исследуемых веществ и характеристик. К примеру, специалисты этих квалификаций могут определять такие свойства, как растворимость, вязкость и удельную массу. Следующая ступень позволяет лаборантам выполнять сложные анализы, в которых задействуются те самые металлические сплавы на основе никеля, кобальта и титана. Отличием лаборантов 7-го разряда является повышение технологического уровня используемых методик, а также применение специализированного оборудования.

Правила охраны труда

Помимо общих требований, которые направлены на обеспечение безопасности сотрудников лаборанта химического анализа предполагает соблюдение и целого ряда специальных правил.

В первую очередь уделяется особое внимание работе с вредными элементами и веществами. Такие анализы можно выполнять только в помещениях, где предусмотрена система вентиляции с вытяжкой принудительного типа. При этом устанавливается и конкретная скорость всасывания воздушных потоков: не ниже 0,5 м/с. Также лаборант химического анализа, который работает на предприятии, должен получать бесплатно средства для обеспечения индивидуальной защиты. К примеру, на год выдается халат и сапоги, фартук рассчитывается на полгода, а перчатки - на месяц.

Какова зарплата?

Лаборанты не могут похвастаться щедрой оплатой труда. К слову, начинающие сотрудники получают 10-15 тыс. руб. По мере увеличения опыта работы и, соответственно, разряда они могут претендовать уже на 20-30 тыс. руб. Однако более высокие уровни зарплаты являются редкостью и имеют место разве что в крупных городах. Наиболее перспективным направлением для этой профессии можно считать нефтехимическую промышленность. На таких производствах наблюдается довольно интенсивное повышение квалификации лаборантов химического анализа с 1-2-го вплоть до 4-го разряда. Как верхнюю точку карьеры в данном случае можно рассматривать место заведующего лабораторией.

Заключение

Профессия лаборанта в последние годы обретает некогда утраченную актуальность и престиж. Конечно, само по себе это место не так привлекательно, если сравнивать с работой специалистов в разных областях. Однако лаборант химического анализа, обязанности которого на первых этапах по силам широкому кругу выпускников, имеет неплохие возможности для наработки опыта. Именно как начальную стадию формирования карьеры эту профессию рассматривают не только ученые, но и технологи, педагоги и специалисты смежных областей. Разумеется, есть в такой работе и серьезные минусы, обусловленные тесным контактом с химическими веществами. Достаточно назвать риск получения ожогов, аллергические реакции и отравления.