Врачебный долг или моральная необходимость совреме. Долг врача Долг врача перед самим собой

Медицинский долг предусматривает квалифициро-ванное и беззаветное выполнение каждым медиком своих профессиональных обязанностей, предусмот-ренных нормами морально-этического и правового ре-гулирования медицинской деятельности. Это отра-жено в Конституции Украины, украинском законодатель-стве о здравоохранении, ведомственных инструкциях, положениях и правилах.

Это право обеспечивается бесплатной квалифи-цированной медицинской помощью, оказываемой го-сударственными учреждениями здравоохранения; рас-ширением сети учреждений для лечения и укрепления здоровья граждан; развитием и совершенствованием техники безопасности и производственной санитарии; проведением широких профилактических мероприятий; мерами по оздоровлению окружающей среды; особой заботой о здоровье подрастающего поколения, вклю-чая запрещение детского труда, не связанного с обу-чением и трудовым воспитанием; развертыванием научных исследований, направленных на предупреж-дение и снижение заболеваемости, на обеспечение долголетней активной жизни граждан».

Право на охрану здоровья зафиксировано в Кон-ституции СССР 1977 г. впервые, так как только к этому времени получили широкое развитие перечис-ленные выше гарантии права на охрану здоровья всего населения. Большинство этих гарантий должно обеспечиваться органами здравоохранения, т. е. ме-дицинскими работниками. Следовательно, претворение в жизнь права людей на охрану здоровья в соответствии Конституцией зависит в первую очередь от деятельности органов здравоохранения и всех медицинских работников, тре-бует постоянного повышения качества и культуры медицинской помощи, т. е. выполнения каждым вра-чом своего профессионального долга, обусловленного не только морально-этическими нормами, но и за-коном.

Необходимо подчеркнуть, что в нашей стране су-ществует неразрывная связь между морально-этиче-ским и правовым регулированием деятельности ме-дицинских работников. Это связано с тем, что совет-ские законы имеют глубокую нравственную основу и поэтому нельзя отрывать правовое воспитание ме-дицинских работников от воспитания нравственного. Нравственное воспитание создает необходимую пред-посылку для формирования глубокого уважения к авторитету закона, а правовое -- способствует утверждению принципов коммунистической морали. При этом нужно учитывать, что некоторые нравствен-ные нормы врачебной деятельности получили силу закона (присяга врача, врачебная тайна).

Неразрывная связь морально-этического и право-вого регулирования деятельности медицинских работ-ников подтверждается практикой работы органов здравоохранения. Анализ жалоб населения на те или иные недостатки при оказании медицинской помощи показывает, что большинство их связано с несоблю-дением правил врачебной этики и деонтологии.

Охрана здоровья населения явля-ется обязанностью не только медицинских работни-ков, но и всех государственных органов, предприя-тий, учреждений и организаций, при нали-чии общедоступной, бесплатной и квалифицированной медицинской помощи, оказываемой за счет государ-ства.

Обеспечение бесплатной, общедоступной и квали-фицированной медицинской помощи гражданам на-шей страны является осуществлением принципов ком-мунизма в области здравоохранения. Отсюда охрана здоровья народа -- одна из важнейших задач Совет-ского государства. Вот почему к врачебной деятель-ности допускаются только лица, получившие специаль-ное образование в высших медицинских учебных за-ведениях, по окончании которых они дают «Клятву Гиппократа».

Неразрывная связь правовых и морально-эти-ческих норм регулирования деятельности медицинских работников, обязанность не только медицинских работ-ников, но и всех государственных органов, предприя-тий, учреждений и организаций принимать участие в мероприятиях по охране здоровья населения обеспе-чивают осуществление принципов профилактического направления советской медицины.

Одна из основных обязанностей медицинских ра-ботников -- проведение широкого круга мероприятий, по предупреждению и ликвидации инфекционных заболеваний, а также пропаганда медицинских и гигиенических знаний среди населения, в первую очередь с целью санитарного просвещения.

Установленные в законодательном порядке требо-вания по охране внешней среды, оздоровлению условий труда и быта повышают ответственность руководи-телей министерств, ведомств, предприятий и хозяй-ственных организаций, органов санитарного надзора за выполнение этих требований закона.

Особо под-черкивается профилактическая направленность со-ветского здравоохранения: «В целях предупреждения заболеваний лечебно-профилактические учреждения обязаны широко использовать профилактические осмотры населения и диспансерный метод наблюдения. Предприятия, учреждения и организации совместно с учреждениями здравоохранения и профсоюзными организациями обязаны принимать необходимые меры по профилактике производственного травматизма, профессиональных заболеваний и восстановлению трудоспособности».

Оказание лечебно-профилактической помощи граж-данам осуществляется работниками учреждений здра-воохранения по месту их жительства и по месту ра-боты. Срочную медицинскую помощь пострадавшим в результате несчастных случаев или внезапного тя-желого заболевания должны оказывать безотлага-тельно ближайшие лечебно-профилактические учреж-дения независимо от его ведомственной подчиненности, а неотложную медицинскую помощь обязан оказы-вать каждый медицинский и фармацевтический работник в любых условиях, в рабочее и нерабочее время. Эти положения зафиксированы в статье: «Медицинские и фармацевтические работники обязаны оказывать первую неотложную медицинскую помощь гражданам в дороге, на улице, в иных общественных местах и на дому».

Сложившийся в медицинской практике порядок оформления устного согласия больного путем соответ-ствующей записи в истории болезни является вполне правомерным и гуманным, поскольку взятие особой расписки будет дополнительно травмировать боль-ного, находящегося и без того в сложной психологи-ческой ситуации. Высказываются предложения о том, чтобы запись в истории болезни о согласии боль-ного на операцию лечащий врач оформлял в присутствии заведующего отделением или другого врача с наличием их подписей. Однако такой порядок офор-мления чрезмерно формален и подрывает доверие к лечащему врачу. Его можно считать оправданным в случаях, когда решение о производстве операции касается больных, находящихся в бессознательном состоянии.

В ряде случаев медицинские работники имеют право и обязаны осуществлять специальные меры про-филактики и лечения заболеваний, представляющих опасность для окружающих (туберкулез, психиче-ские и венерические заболевания, лепра, хронический алкоголизм, наркомания, а также карантинные забо-левания). Для этих целей создана сеть специальных диспансеров и других лечебных учреждений. Следует отметить, что больные туберкулезом бесплатно обес-печиваются противотуберкулезными препаратами, их лечение в санаториях и профилакториях осуществля-ется также за счет государства.

Для лиц, страдающих указанными заболеваниями, и уклоняющихся от лечения, могут приниматься меры принудительного лечения и принудительной госпи-тализации. Эти меры применяются по решению судеб-ных органов.

Согласно законодательству одной из ответственных обязанностей медицинских работников является опре-деление степени утраты трудоспособности. Временная нетрудоспособность устанавливается врачом или ко-миссией врачей с оформлением листков нетрудоспособ-ности в случаях болезни, травмы, по беременности и родам, карантину, уходу за больным членом семьи и т. д.

Длительная или постоянная нетрудоспособность определяется врачебно-трудовыми экспертными ко-миссиями (ВТЭК), которые согласно статьи 50 наряду со степенью (группой) инвалидности устанавливают ее причины, дают трудовые рекомендации для ин-валидов, имеющих остаточную трудоспособность: «Заключения врачебно-трудовых экспертных комиссий об условиях и характере труда инвалидов являются обязательными для администрации предприятий, уч-реждений и организаций».

Судебно-медицинская и судебно-психиатрическая экспертизы проводятся на основании постановления представителей органов следствия или определения суда.

Многие обязанности медицинских работников не находят отражения ни в законодательстве, ни в инструкциях и приказах. Они вытекают из исто-рически сложившейся специфики врачебной деятель-ности, нашедшей свое выражение в правилах врачеб-ной этики и деонтологии. Эти правила отражают моральные нормы поведения врача,фармацевта, которому больной добровольно доверяет свое здоровье, а иногда и жизнь в расчете на добросовестное выполнение врачом своего врачебного долга -- принять все меры по спа-сению жизни больного и облегчению его страда-ний.

Высокие моральные качества врача-фармацевта приобретают большое значение в современный период быстрого научно-технического прогресса, технификации и спе-циализации медицины. Многие новейшие достижения медицинской науки и внедрение их в практику здра-воохранения заставляют по-новому рассматривать традиционные нормы врачебной этики и медицинской деонтологии.

Еще более сложные нравственные проблемы воз-никают в связи с ближайшими перспективами разви-тия медицинской науки. Некоторые из них (хирурги-ческие и медикаментозные способы управления по-ведением человека, генная инженерия и др.) серьезно беспокоят общественность и являются предметом об-суждения на страницах газет и журналов, поскольку применение достижений науки в практике, исполь-зование научных знаний каждым специалистом нераз-рывно связано с его моральным обликом, его нрав-ственными качествами.

Вопрос о соотношении знаний и нравственных принципов в жизни общества, воспитании подрастаю-щего поколения, подготовке любого специалиста и прежде всего фармацевта давно уже является предметом философских споров. Идеологи буржуазии утвер-ждают, что нравственность всегда отставала от роста знаний и это отставание в настоящее время становит-ся все более значительным. Одновременно они пыта-ются провести некую абсолютную грань между зна-ниями и нравственностью, как якобы несовместимыми категориями. Конечно, нравственность не заменяет знаний, а одни лишь знания автоматически не фор-мируют нравственность. Известно также, что практи-ческое применение научных открытий в буржуазном обществе может порождать сложные морально-эти-ческие проблемы. Так было, например, при открытии способа расщепления атомного ядра и использовании его в США для военных целей.

Естественно, что высокие нравственные качества, необходимые для выполнения фармацевтического долга, не возникают самопроизвольно, они воспитываются в процессе обучения будущего провизора в школе и вузе. Поэтому при зачислении в медицинский институт, по моему мнению, необходимо отбирать студентов не только исходя из полученных ими на экзаменах оценок, но и нравственных качеств абитуриентов.

Большое значение должно уделяться нравствен-ному воспитанию студентов и в процессе обучения в медицинском вузе. Например, воспитание необхо-димых качеств врача проводится в I Московском медицинском институте им. И. М. Сеченова по спе-циальной, учитывающей специфику каждой кафедры программе в течение всего периода обучения сту-дентов. Оно начинается накануне первого дня заня-тий зародившимся в I ММИ им. И. М. Сеченова тор-жественным ритуалом «Посвящения в студенты», на котором ведущие профессора рассказывают перво-курсникам о благородной профессии врача, его про-фессиональных и нравственных качествах, о долге врача перед народом и государством. Этот торжест-венный ритуал содержит в себе значительный эмо-циональный накал и имеет большое воспитательное значение.

В процессе обучения в I ММИ им. И. М. Сеченова нравственное воспитание студентов осуществляется не только на всех кафедрах и в клиниках, но и обще-ственными организациями (партийными, комсомоль-скими, профсоюзными, факультетом общественных профессий и др.), поскольку моральный облик сту-дента формируется коллективом, всей сложной си-стемой его общественных отношений и социальных связей.

Логическим завершением нравственного воспита-ния молодого специалиста перед началом его само-стоятельной деятельности является принятие «Клятвы Гиппократа». Выпускник медицин-ского института, получив диплом, приносит Присягу в торжественной обстановке, в присутствии своих товарищей по профессии, ректора, декана и профессорско-преподавательского состава института, представителей органов здравоохранения и общест-венности. Текст Присяги подписывается и хранится в его личном деле.

В «Присяге медика» нашло отражение взаимодействие между правовыми и мо-рально-этическими нормами регулирования медицинской деятельности. Благородные и ответственные обязанности, предусмотренные Присягой, торжествен-ная обстановка ее принятия должны всегда оста-ваться в памяти медика, способствуя в дальнейшем выполнению его медицинского долга, повышению уровня юридической и моральной ответственности провизора перед народом.

Вениамин Бушмелев

Врачебный долг или моральная необходимость современной медицины

Мы все живем в социуме, перед которым всю свою жизнь остаемся в долгу.

Долг - это чувство моральной необходимости выполнения своих обязанностей
по отношению к обществу, к другим людям, живущим в этом обществе.

В долге сосредотачиваются те нравственные требования, которые общество предъявляет к личности. В понятии долга следует выделять две стороны: формальное исполнение долга и осознанное отношение к своим должностным обязанностям.

С времен зарождения медицины она имела название – искусство врачевания. Несомненно, деятельность любого врача – это прежде всего искусство лечить больных, посему на плечах работника медицины всегда лежит тяжелый груз профессионального долга.

Долг врача включает в себя главный принцип врачебной морали - человеколюбие, ибо первостепенная роль долга в профессии врача обусловлена ценностью
здоровья и жизни людей.

В древние века врачебная мораль носила явно выраженный категоричный (императивный) характер.
Появилась специальная наука, названная медицинской деонтологией.
Эта наука в переводе с латинского (деон - долг, а сам термин – учение о должном профессиональном поведении врача) представила всю медицинскую
этику и, в том числе, профессиональную мораль врача, тем самым подчеркивая значение профессионального врачебного долга и обязанности
по отношению к больному, коллегам и обществу в целом.

Это моральное требование в начале было отражено в клятве Гиппократа, основанной на предписаниях, принятых древними медиками в качестве свода профессиональных этических норм.
Позднее свод должностных законов был отражен в Международной Женевской декларации и в других документах, в частности, клятве советского врача,
Медицинская деонтология - наука о должном, разрабатывает принципы поведения медицинского персонала, направленные на достижение максимального лечебного и оздоровительного эффекта посредством строгого выполнения медиками этических норм и правил поведения. Принципы поведения врача вытекают из сущности его гуманной деятельности. Поэтому недопустим бюрократизм и формальное бездушное отношение к больному человеку.

Основным, высшим принципом профессионального долга является принцип гуманизма. Наиболее отчетливо он должен проявляется в обязанностях врача по отношению к больному., будучи всегда быть готовым внимательно и заботливо оказать медицинскую помощь, врач обязан быть, индивидуально и вдумчиво подходить к каждому больному, проявлять при этом максимум творческой активности,
исходя не только из последних достижений медицинской науки и практики,
но и из принципов и норм профессиональной морали.
Соблюдение моральных норм является одной из необходимых сторон в деятельности любого специалиста, работающего с людьми. Все поступки и действия медицинского работника должны выступать, как должное.

Прямое нарушение профессионального долга врача – черствое, формальное отношение к пациенту. Врач всегда должен помнить, что вера больного в успех лечения, доверие его к медицинскому персоналу играют часто не меньшую роль в выздоровлении, чем применение новейших лекарств и оборудования.

Выдающейся психотерапевт академик В.М. Бехтерев подчеркивал, что если больному после разговора с врачом не становится легче, это - не врач. Он должен тактично и умело мобилизовать физические и душевные силы больного на борьбу с его болезнью, побудить веру в выздоровление чутким отношением, словами успокоения, утешения и ободрения. В связи с чем Антон Павлович Чехов всегда подчеркивал, что «профессия врача - подвиг, она требует самоотверженности, чистоты души и чистоты помыслов».

Легендарный целитель далекого прошлого Гиппократ в своих заветах оставил запись: «Врач - философ, он равен богу. Да и немного, в самом деле, различия между мудростью и медициной, и все, что имеется для мудрости, все это есть
и в медицине, а именно: презрение к деньгам, совестливость, скромность, простота в одежде, уважение, решительность, опрятность, изобилие мыслей, знание всего того, что полезно и необходимо для жизни, отвращение к пороку, отрицание суеверного страха «перед Богами», божественное превосходство».

Все это оказалось предметом медицинской деонтологии, в которой главным образом являются вопросы разработки этических норм и правил поведения медицинского работника при его общении с больными. А выдающийся хирург Н.И. Пирогов IXX века считал, что «под термином медицинская деонтология должны разуметь учение о принципах поведения медицинского персонала. Нормы и принципы врачебной деонтологии и этики могут верно ориентировать медицинского работника в его профессиональной деятельности только в том случае, если они не произвольные, а научно обоснованы. Только тогда они будут теоретически осмысленными и найдут широкое признание».

Кроме того, врачебный долг подразумевает принцип передачи знаний, умений и нравственных начал от Учителя - ученикам, что делает врача звеном единой цепи врачебных поколений. В зависимости от того, какой след оставит после себя каждый медицинский работник, в значительной степени определяется тем, чему научился он от своих предшественников. От этого принципа зависит и то, что он сможет сделать и сумеет создать нового, чтоб передать свои знания и умения, идущим за ним последователям. Не удивительно, что в свое время австрийский клиницист Гуго Глязер написал такие строки: «Ссылка на слова учителя - не ошибочный консерватизм, а основа знаний врача».

Каждый из врачей должен знать и помнить своих Учителей, ибо для познающего науку врачевания очень важно понять чему учат, как учат, и кто учит. Считаю, что для врача, так же как для любого человека, настоящих Учителей с заглавной буквы, может быть несколько, при условии, что настоящего Учителя определяет нравственная чистота, деловитость, бескорыстие и здравые помыслы.

Как известно преемственность - это не только подготовка к новому этапу развития, но безусловное сохранение необходимого и целесообразного старого, когда новое, сменяя старое, сохраняет в себе его элементы.
В обществе преемственность означает передачу и усвоение социальных и культурных ценностей от поколения к поколению, от формации к формации.
В медицине она означает сохранение совокупности существующей в клинике традиций врачевания. Во многих клиниках традиции вырабатываются на основе многолетнего опыта ее наработок. Ни одна идея не рождается на ровном месте. Она пришла на основе опыта наших предшественников или товарищей по работе - старших и младших. Зачастую некоторые люди, становясь специалистами, переоценивают свою личность и порой забывают, что многим обязаны своим родителям, учителям и наставникам. А заслуга наша гораздо скромнее - чтить память учителей и ценить наработки, которым нас учили.
Иными словами, профессиональная мораль поступит так, как велит долг человека и гражданина, как требует социалистическая мораль. Чувство долга в этом случае становится внутренним мотивом поведения медработника. Высшим судьей при осознанном исполнении долга выступают его совесть, самосознание, убежденность, внутреннее отношение к моральным требованиям социалистического общества. Этим заветам и этико-деонтологическим принципам полностью соответствовала отечественная земская и советская медицина.

В настоящее время в связи с идущей реформацией в здравоохранении и переход финансирования медицины из бюджетной полностью в страховую модель, все этические и деонтологические принципы медицины, в том числе клятва Гиппократа и советского врача, превратились в профанацию и сплошное осквернение святыни.
В условиях современной страховой медицины все средства на лечение пациентов, в том числе средства на содержание медицинских организаций, поступают из одного источника, через систему обязательного медицинского страхования.
Теперь медицинские учреждения вынуждены расширять перечень платных услуг и перейти на частичную окупаемость своей деятельности. Появилось несметное количество коммерческих и частных клиник, где зачастую за нарушение медицинской деонтологии никто не несет ответственности.

В связи с реорганизацией больше всех пострадало здравоохранение в сельской местности. Повсеместно возникли одни и те же проблемы - закрытие участковых больниц и ФАПов, уничтожение круглосуточных стационаров, перевод медобслуживания в поликлиники и в домашние условия.
Это привело к увеличению стоимости и недоступности бесплатных медицинских услуг, хотя чиновники от медицины твердят, что реформация медицинских услуг направлена на улучшение и повышение качества медицинского обслуживания граждан.Все эти реформации в здравоохранении вызывают негативное отношение граждан. Это хорошо видно потому, как в сегодняшних СМИ настоящее состояние медицины стало постоянным предметом атак и средством битья по чиновничеству и медицинских работников. В них выражено подлинное отношение власти к людям и их проблемам.

Рецензии

Ах! Как бы хотелось высказаться по
поводу современной медицины.Какая
там клятва Гиппократа?! Благодарна
Господу, что в мои 78 лет я еще не
зависаю в больницах (ТЬФУ!ТЬФУ!).
Молю Господа только об одном - пос-
лать легкую смерть, минуя больничные
палаты.
Вениамин Александрович! Хочу получить
небольшую консультацию, как у большого
практика и хирурга.(Мою страницу посе-
щает много врачей, но доверия больше
земляку).У меня больна собачка. Той-
терьерчик. Лечу уже который год. Вете-
ринар поставила диагноз - доброкачест-
венная опухоль.Удалению не подлежит:со-
бачке 11 лет, больное сердце. Сказали,
что не выдержит наркоза.
Буквально два дня назад я была в боль-
нице и высказала "крамольную" мысль,
что у собачки никакая не опухоль, а обы-
чная паховая, двусторонняя грыжа. Она
очень тяжело рожала. Врач, наблюдающая
ее несколько лет, была вынуждена со мной
согласиться.(Прощупала, сделала УЗИ, впра-
вила грыжу). Сказала, что придется так и
доживать.
У меня к Вам вопрос.Как Вы думаете, можно
ли сделать операцию под местным наркозом?
Я полагаю, что эта операция не представля-
ет особой сложности. Может быть, сделают
в мед. академии?(Другой моей собачке уда-
ляли там гематому.Давно.)
Грыжа мешает ей ходить. Так хочется прод -
лить жизнь любимому существу.

Извините за беспокойство.
С уважением!

Ответ Фаине

Дорогая Фаина, большое спасибо, что посетили мои странички. Прошу прощения, что своевременно не могу ответить на Ваше письмо в связи с недугом. Более двух недель находился на стационарном лечении. Из текста Вашего письма понял, что Вам нет необходимости обращаться в современные лечебные учреждения, посему весьма рад. Не дай Бог никому!!!.
Еще раз убедился, что в настоящее время лечиться стационарно в условиях неврологических отделений таким «великовозрастным слеротикам», подобным мне, необходимо иметь «железобетонное здоровье» и « панфило-гвардейскую стойкость».
Посему с ответом на ответы на поставленные Вами в письме вопросы, извините, буду краток. Что физически смогу - отвечу.

На вопрос об обезболивании: Есть общее и местное. Любой наркоз - есть общее обезболивание любым наркотическим средством, вводимым или через дыхательные пути или кровеносное русло.
Насчет вашего горя - хворающего песика. Ничего нет проще ответа. Прочитайте внимательно статью об эфтаназии. Ею отлично владеют ветеринары.

Что смог, то накарябал.
С уважением. Ваш В.Б.

Уважаемый Вениамин Александрович!
Искренне сочувствую Вам по поводу Вашего недомогания.
Пожилые люди - это обуза для правительства и лечебных
учреждений. Но Вы-то -СВОЙ! ЗАСЛУЖЕННЫЙ! Столько сде-
лавший для людей. Ваши коллеги, эскулапы (по моим по-
нятиям) должны окружить Вас максимумом внимания. Это
нас пенделяют, как могут.Ох! сколько у меня обиды на
врачей за маму, за сына, за брата. За брата, за кото-
рым (85 лет)я ухаживаю уже 10 лет, переехав из Ижевска
в Чайковский. Он не видит(почти), не слышит (почти).
Не выходит из дома(после инсультов). Абсолютно беспо-
мощный.Ох, как плохо быть пожилым...
А собачка моя умерла. Я вынуждена была ее усыпить. Те-
перь еле вылажу из гиперт. криза. Плачу каждый день.
Уже десять дней.
Будьте здоровы, дорогой Вениамин Александрович, доро-
гой земляк!

С уважением и любовью!

Первостепенная роль долга в профессии врача обусловлена ценностью здоровья и жизни людей. Уже тысячелетия назад требования врачебной морали носили явно выраженный категорический – императивный характер. Поэтому иногда термином медицинская деонтология (где деон означает долг , а сам термин – этическое учение о должном профессиональном поведении врача)обозначают всю медицинскую этику, а иногда и саму профессиональную мораль врача. Тем самым лишний раз подчеркивается значение профессионального врачебного долга , который являет собой пример теснейшего переплетения обязанностей по отношению к больному, коллегам и обществу в целом.

Основным, высшим принципом профессионального долга является принцип гуманизма . Наиболее отчетливо он проявляется, конечно, в обязанностях врача по отношению к больному. Будучи всегда готовым оказать медицинскую помощь, врач обязан быть внимательным и заботливым, индивидуально и вдумчиво подходить к каждому больному, проявлять при этом максимум творческой активности, исходя не только из последних достижений медицинской науки и практики, но и из принципов и норм профессиональной морали.

Прямое нарушение профессионального долга врача – черствое, формальное отношение к больному человеку. Врач всегда должен помнить, что вера больного в успех лечения, доверие его к медицинскому персоналу играют часто не меньшую роль в выздоровлении, чем применение новейших лекарств и оборудования. Пробудить такую веру – профессиональный долг любого врача. Еще академик В.М. Бехтерев неоднократно подчеркивал, что если больному после разговора с врачом не становится легче, это - не врач. Врач призван психотерапевтическими методами – словом ободрения, утешения, успокоения, чутким отношением – тактично и умело мобилизовать физические и душевные силы больного на борьбу с его болезнью.

Правда, у философа Фрэнсиса Бэкона было другое понимание врачебного долга. Он писал: “Я совершенно убежден, что долг врача состоит не только в том, чтобы восстанавливать здоровье, но и в том, чтобы облегчать страдания и мучения, причиняемые болезнями, и это не только, когда такое облегчение боли как опасного симптома болезни может привести к выздоровлению, но даже и в том случае, когда уже нет совершенно никакой надежды на спасение и можно лишь сделать самое смерть более легкой и спокойной …”

В медицинской практике названная дилемма встречается не так уж редко. При этом сложность здесь заключается, во-первых, в необходимости определить, что есть добро в данном, конкретном случае, а что есть зло; во-вторых, выяснить для себя, в чем заключается твой долг как врача и человека; в-третьих, попытаться совместить эти “долги”, в случае их расхождения, руководствуясь не только моральным кодексом, но и собственной совестью . И все это, нередко, - в экстремальных условиях, когда речь идет о жизни и смерти.


Правда, существуют ситуации и иного рода, на первый взгляд далеко не экстремальные, по крайней мере, не сиюминутные, а, напротив, складывающиеся в тиши кабинетов и лабораторий, требующие глубоких, иногда мучительных раздумий и одновременно несущие в себе весь драматизм выполнения профессионального врачебного долга. Речь в данном случае идет о проведении медицинских экспериментов на людях – без них современная медицина не может развиваться.

К сожалению, окончательная проверка новых лечебно-диагностических средств и методов возможна лишь на человеческом организме. История медицины знает множество примеров, когда врачи, мужественно исполняя свой профессиональный долг, проводили эксперименты на себе, часто жертвуя своим здоровьем, а иногда и жизнью во имя спасения людей. Однако такие высоконравственные, героические поступки медиков не могут полностью разрешить проблему апробации новых лекарств, методов диагностики и т. д. без привлечения испытуемых, не являющихся медицинскими работниками. А это, естественно, связано с определенным риском вредных последствий для них.

Вместе с тем требования профессионального долга врача категорически отрицают проведение научно необоснованных экспериментов на живых людях (в том числе над заключенными, безнадежно больными, умственно неполноценными) даже с их согласия. Новые, научно обоснованные , но еще не допущенные ко всеобщему применению методы диагностики, профилактики, лечения и лекарственные средства могут применяться врачом по отношению к больному лишь при соблюдении следующих условий: а) с согласия больного, а в отношении больных, не достигших 16-летнего возраста, и психически больных – с согласия их законных представителей (родителей, опекунов и т.д.); б) только в интересах излечения больного; в) исходя из социально полезных мотивов и целей, т.е. в общественных интересах; г) при соразмерности возможного успеха с риском. Таким образом, только согласие больного или его представителей на апробацию, испытание нового медицинского метода или средства, не связанного с излечением больного, или несущего в себе слишком большой риск, делает эксперимент неправомерным и безнравственным.

Требования профессионального долга врача диктуют свои условия и при проведении трансплантации органов. Прежде всего необходимо добровольное согласие донора при даче им крови, костного мозга и иных трансплантантов, например почки. Кроме того, выдвинуты следующие условия правомерности взятия трансплантантов от живого донора: а) если больному нельзя оказать помощь иными средствами, кроме пересадки органов или тканей; б) если вред, причиняемый при этом донору, меньший, чем предотвращенный вред для больного-реципиента.

Следует напомнить и еще об одной стороне долга. Исходя из принципа “Святости жизни”, а также требования оказания помощи больному независимо от его социального происхождения, долг врача – приходить на помощь прежде всего тем, кто в ней нуждается в первую очередь.

Однако в условиях экономической незащищенности или моральной неустойчивости врача последний может поддаться искушению, поставив на первое место собственный меркантильный интерес или простое желание избежать беспокойства и риска. В этом случае следует говорить о нарушении морально-этического долга со стороны врача. Причем слабость воли и даже последующее раскаяние не служат оправданием содеянного. Независимо от причины такой поступок признается аморальным и считается непростительным для врача.

Древнегреческий поэт Пиндар подробно описывает удивительные способности целителя Асклепия. Вместе с тем он замечает, что “корыстью ослепляется и мудрость”, и рассказывает драматическую историю гибели Асклепия, которого совратило золото, “заблиставшее в руках”, “великая плата” за то, чтобы “он возвратил от смерти уже плененного ею человека”. За это Зевс испепелил его молнией.

Поскольку речь зашла о литературных примерах, целесообразно вспомнить и о врачах, вся жизнь которых была посвящена выполнению долга – как они его понимали.

В трилогии Ю. Германа “Дорогой мой человек”, “Дело, которому ты служишь”, “Я отвечаю за все”, которую, при всей ее наивности и идеализме – в лучшем смысле этого слова, следовало бы прочитать всем молодым (и не очень) врачам, именно нравственные коллизии добра, долга, совести составляют суть жизни замечательного врача и человека доктора Устименко. То же можно сказать о героине “Открытой книги” В. Каверина микробиологе Татьяне Власенковой, а также о многих врачах – реальных действующих лицах отечественной и зарубежной медицины, чья жизнь стала символом единства добра и долга, как, например: А. Швейцер, В.Ф. Войно-Ясенецкий, Н.И. Пирогов, В.В. Вересаев, Н.М. Амосов и многих других. Мы предлагаем читателю самостоятельно проанализировать эти хрестоматийные примеры, а также те ситуации, с которыми вы сталкивались сами в вашей, пусть еще такой короткой, медицинской практике.

Что касается чести и достоинства врача, то они, прежде всего, определяются его следованием общечеловеческим – не медицинским! – моральным ценностям, его порядочностью, культурой и интеллигентностью, и уже потом – тем, насколько он следует нравственным принципам, которые клялся пронести через всю свою жизнь, его профессионализмом и мерой заслуженного им почета и уважения. Вместе с тем поддержание чести и достоинства врача во многом зависит не только от него самого, но и от условий, которые предоставляет ему государство (оснащение современным оборудованием, фармацевтическими средствами, обеспечение рабочего места, повышения квалификации, условий для достойного проживания). Безнравственно, если труд врача не оценивается соответствующим образом, если врач не может выписать журналы, купить книги и т.д.

Кроме экономических факторов, в поддержании и защите чести врача большую роль играют факторы социальные и юридические. Незащищенность врача и его действий законом приводит часто к открытости медиков не только для критики – праведной и неправедной, но и для прямых обвинений чуть ли не в преступлениях. В этих условиях врач должен тратить свое драгоценное время, силы, здоровье, а иногда и жизнь (как рано уносят инфаркты из жизни совсем молодых, талантливых, полных творческих замыслов врачей!) на бесконечные комиссии, отписки, оправдания. И в отсутствие законов, которые должны были бы четко прописать права и обязанности врача в случаях трансплантации, реанимации, эвтаназии, аборта, врачи часто бывают вынуждены отстаивать свою честь старым (и не всегда нравственным) корпоративным способом : объединяясь, защищая “своего”, не отдавая его на “растерзание” “чужим”. Именно таким образом “под крыло” корпоративной защиты нередко попадает не только невиновный, но и действительно виноватый врач, запятнавший честь мундира (точнее – халата). Только потому, что он, врач – “свой”. Такова цена корпоративности.

Руководствуясь высокими нравственными принципами, врач обязан уважительно относиться к достоинству каждого пациента , независимо от его социального положения и личных качеств. Пациент для врача – не средство, а цель. Святость жизни и ценность личности – вот главное, что лежит в основе деятельности каждого медицинского работника.

И, конечно же, ни в коем случае не унижать достоинство пациента, памятуя, что унижая достоинство другого, ты унижаешь собственное человеческое достоинство. Но об уважении человеческого достоинства пациента мы поговорим отдельно, рассматривая этику взаимоотношений в системе “врач-больной”.

Кстати, вы не задумывались о том, почему мы говорим о чести врача , а о достоинстве – не как о врачебном или медицинском, а как о человеческом достоинстве? И в чем заключается специфика профессиональной чести врача? Подумайте и над этим.

2.6. Жизнь как высшая ценность

Тема отношения человека к Жизни и Смерти , безусловно, несет в себе общечеловеческое и общекультурное содержание, а для медика это еще и профессиональная ценность. В этом вопросе интересы медицины тесно переплетаются с интересами философии, юриспруденции, религии, литературы и искусства. И все же для медицины эта проблема имеет особое – реально-практическое – значение, ибо врач в различных ситуациях постоянно сталкивается с ней. Еще в древности была сформулирована высшая этическая норма медицинской профессии: “Non nocere!” – не навреди: не навреди жизни, здоровью, благополучию, спокойствию своего пациента. Уважение к жизни и личности больного стало альфой и омегой врачебной этики – от Гиппократа до наших дней.

Особое место проблема человеческой жизни занимала в русской этической мысли, которую по праву можно назвать этикой жизни . Для нее характерно, прежде всего, осознание самоценности жизни, нравственное освящение жизни как фундаментальной ценности, наполненной духовным смыслом. Этот духовный смысл жизни по-разному трактовался в различных философских концепциях.

В основе этических размышлений таких русских философов, как Н.Ф. Федоров, Ф.М. Достоевский, В.С. Соловьев, Н.А. Бердяев, С.А. Булгаков, С.Л. Франк и другие, лежали идеи православия . Этические концепции русской религиозной философии поднимали проблемы жизни и смерти, выстраивали гуманистический вектор отношения человека к миру, к жизни, к окружающей природе.

Другое направление русской философской мысли – так называемая живая этика , созданная Н.К. Рерихом и развитая рядом русских представителей буддистской мысли. Согласно ей, наша планета вступила в эпоху Огня, где возрастает роль психических энергий, овладение которыми предполагает нравственное преобразование природы. “Живая этика” – это этика взаимной солидарности, милосердия и справедливости, основанная на религиозных и философских ценностях буддизма. Связывал свою “космическую этику” с буддизмом и К.Э. Циолковский. В ряде работ он развивал философию панпсихизма , которая исходит из идеи одушевленности Вселенной, допущения бессмертия духовных атомов, блуждающих в мире и переселяющихся в разные организмы.

Третье направление в русской этике жизни было гораздо ближе к острым коллизиям повседневной жизни и критическим ситуациям, требующим морального выбора. Это направление можно назвать натуралистическим , поскольку оно ориентируется на естественные науки, прежде всего, на биологию. Представителей этого направления объединяет стремление осмыслить жизнь как природно-исторический феномен и обосновать этику, исходя из идеи борьбы со смертью. Наиболее известным представителем этого направления в начале ХХ в. был русский физик Н.А. Умов. Он обосновывает этику жизни, исходя из антиэнтропийности жизни, разрабатывая в этике новое направление, ориентированное на борьбу с силами хаоса, беспорядка во имя утверждения жизни.

В это же время П.А. Кропоткин разрабатывает этику альтруизма , одухотворенную высшими чувствами и светлыми надеждами, внушаемыми современными знаниями о человеке. Кропоткин считает, что этические нормы укоренены в природном мире, а истоки альтруизма он видит в инстинкте взаимопомощи и общительности, присущих даже животным.

Но все эти этические построения носили в большинстве своем абстрактный, умозрительный характер. Неслучайно В.В. Вересаев писал о медицине: “… как это ни печально, но нужно сознаться, что у нашей науки до сих пор нет этики. Нельзя же разуметь под нею ту специально-корпоративную врачебную этику, которая занимается лишь нормировкою непосредственных отношений врачей к публике и врачей между собою. Необходима этика в широком, философском смысле, и эта этика прежде всего должна охватить во всей полноте вопрос о взаимном отношении между врачебной наукой и живой личностью…”. Причем чрезвычайно важным для этики Вересаев считал установление “тех границ, за которыми интересы отдельного человека могут быть приносимы в жертву интересам науки …”. Он подчеркивал: “… вопрос о правах человека перед посягающею на эти права медицинскою наукою неизбежно становится коренным, центральным вопросом врачебной этики…”.

К сожалению, эпоха советского тоталитаризма, подавлявшего права человека, стремилась разрушить и профессиональную этику врачей. Не допускалось даже обсуждения отдельных проблем медицинской этики. Но и тоталитаризм не смог подавить свободных философско-этических размышлений в работах В.Ф. Войно-Ясенецкого, В.И. Вернадского, Д.П. Филатова, А.А. Любищева. Так, в 1940 г. выдающийся советский биолог Д.П. Филатов начал писать работу “Норма поведения, или мораль с естественноисторической точки зрения”. Для морали будущего, по его мнению, будут характерны антиэгоистические нормы морали и поведения людей. Свою этику Филатов назвал этикой любви к жизни .

Таким образом, важнейшей основой этических размышлений в России являлось стремление осмыслить жизнь во всей целостности ее проявлений. Жизнь была понята как антиэнтропийный процесс, как борьба со смертью и неорганизованностью природы. И этот общий принцип просветлен одним умонастроением, пронизывающим все нравственные поиски русских мыслителей, -любовью к жизни .

Как видим, этика давно ставит вопрос: что есть жизнь в нравственном смысле слова?. Ведь нередко человек утрачивает духовную жизнь задолго до физической кончины, превращаясь в “живой труп”. И наоборот, достойное нравственное поведение может быть названо подлинной жизнью.

В философской литературе и публицистике неоднократно обсуждалась проблема, почему в критической ситуации перед лицом смерти человек часто оказывается жалким, ничтожным, готовым на любую подлость для продления своего биологического существования, почему близость смерти может растоптать достоинство человека, не говоря уже о том, что само наличие смерти унижает человека мыслящего в его стремлении к бесконечному совершенствованию. И только у людей с прочным нравственным стержнем пограничная со смертью ситуация оказывается способом не уронить, а поднять свое достоинство, продемонстрировать его неистребимое качество.

Следовательно, можно сделать вывод, что нравственность есть критерий как достойной жизни, так и достойной смерти. В свою очередь, размышления о жизни и смерти стимулируют нравственное сознание личности. Они не лишают ее сил, но предлагают ей глубже взглянуть на собственную судьбу в целостном мироздании, позволяют осознать смысл своего маленького бытия перед лицом вечности.


Basic ethical principles in european bioethics and biolaw. J.D.Reindtorff and P. Kemp (Editors). Vol. I. Autonomy, dignity, integrity and vulnerability, 428 p. Vol. II. Partners’ research, 372 p. Barselona, 2000. Рецензируется Б.Г. Юдиным // Вопр. филос., 2003, №5.


Предмет профессиональная этика и деонтология

Реферат

Тема:


Проверил преподаватель Выполнил

Предмет «Этика и деонтология» Студент РМК I курса 412 группа

Джаксон Н.Л Хисамутдинова Зульфия

    Термин этика.

    Заключение.

Цель этики – не познание, а поступки; этика нужна не для того, чтобы знать, что такое добродетель, а чтобы стать добродетельными, иначе от этой науки не было бы никакого проку….

Аристотель


Этика - это наука о нравственности, учение о нормах поведения людей в том, или ином обществе. Врачебная этика воспитывает в каждом враче, в каждой медицинской сестре личное сознание профессионального долга и профессиональной моральной ответственности. Чувства, сознание долга – первые нравственные акции личности. Категория долг наиболее не посредственна, отражает единство общественного и личного в понятиях морали. Когда человек подчиняется императивному повелению чувство долга, мотив его поступка свободен от соображений выгоды. Где человек действует в согласии с сознанием долга, он действует без корыстно. К основным этическим категориям относятся понятие «Долг и Достоинство» эти понятия имеют тысячелетнею давность, они разрабатывались в самых различных теориях и учениях. Это приводило к тому, что данные понятия рассматривались как вечные и не низменные.

Долг означает определенный круг профессиональных и общественных обязательств и исполнение своих обязанностей, сложившихся на основе профессиональных или общественных отношений. Понятие долг довольно емкое. Чтобы правильно выполнить долг, его необходимо до конца осознать у человека появляется потребность обоснованно выполнять спои обязанности. Выполнение долга неразрывно связанно с моральными качествами личности, уровнем общественного сознания. Медицинский работник, обладающий высокими моральными качествами и хорошо знавший свое долг, выполняет его четко и качественно. Долг может пониматься формально из-за боязни нарушить законность, опасения понести общественные или административное прорицание.

Выполнение морального долга перед обществом зависит от социально – политической сущности господствующего класса его идеологии. В годы фашизма в лагерях смерти были замучены и сожжены сотни тысяч граждан. Их подвергали, стерилизации ставились, различные «Медицинские эксперименты» возникает вопрос: должен ли, медицинский работник заботится о здоровье врагов. В принципы гуманизма и человеколюбия сочетаются с ненавистью к её врагам. В силу этих обстоятельств, руководствуясь принципами гуманности, оказывали помощь больным, и раненым военнопленным. Когда же мед работник поступает на службу в мед учреждения врага, он становится его пособником, изменяет родине.

Моральный долг каждого медика сочетает в себе патриотизм высокие принципы интернационализма. Так, медики оказывают бескорыстную медицинскую помощь, народам многих развивающихся стран пропагандируя тем самым принципы высокой солидарности. Долг мед работника – некогда. и не под каким предлогам не участвовать в действиях, направленных против физического и психического здоровья людей либо угрожающих их жизни.

Медицинский работник, некогда не под каким предлогом не имеет права ускорить наступления смерти даже безнадежного больного он должен всеми возможными способами уменьшить страдания больного и бороться за каждые час его жизни. Назначения медика - продлевать, а не укорачивать жизнь человека.

Поскольку профессия накладывает отпечаток на личность врача, это выражается наиболее обобщенно в сознании и чувстве его профессионального достоинства. Достоинства – это конкретное выражение нравственной силы личности.

Профессиональное достоинство врача собирательно цельно характеризует его нравственные качества. Исполняя профессиональный долг, возлагаем на себя ответственность, личность переводит социальные требования в мотивы своего поведения. Самостоятельность независимость, свобода нравственных решений – вот слагаемые личного достоинства человека. Сознания и чувства личного достоинства исключает малодушие, льстивость, самоуничтожения и недоверия к себе. Работа медиков с больным требует большего такта, существует своеобразные этикет поведения врачей мед сестер. Огромной воспитательной силой обладает пример старших сестер. Целью воспитания являются сознания и чувства собственного достоинства который определяет в конце концов правила профессионального этикета враче, мед сестер.

Сточки зрения морали клинической работе происходит своеобразный обмен ценностями. Больной так сказать «жертвует» доверием. Ему трудно открыть перед врачом интимные стороны своей жизни. Доверясь врачу больной делает сваё достоинства уязвимым. Уже при сборе анамнеза он вынужден выводить «аванс доверия». Врачебное поведения должно быть профессиональным, когда каждое действие несет на себе печать врачебного достоинства больного.

В представленья больного образцовый врач – это человек долга, то есть для врача помощь больному – не только должностная обязанность, но поделено моральное воздействие. Истинные врач всегда преодолеет те привходящие обстоятельство, которые могут затруднить выполнения им его врачебного дела.

В уставе всемирной организации здраво охранения (ВОЗ) указывается что здоровье – это социально благо- получия человека. Верность медиков своему профессиональному долгу – это залог веры больных в медицину.

Похожие рефераты:

Массаж как восстанавливающее, расслабляющее, тонизирующее и лечебное средство. Правила для позитивной работы массажиста, требования к нему по обслуживанию клиента. Профессиональная этика массажиста и руководство массажисту по общению с клиентом.

Своеобразие медицинской этики, этических норм и явлений. Отличительная особенность морали, этика как философская теория морали. Профессиональная этика как совокупность моральных норм, определяющих отношение человека к своему профессиональному долгу.

Понятие о медицинской этике, морали и деонтологии. Особенности медицинской этики и деонтологии в отделениях. Тактика медицинского работника в терапевтическом отделении, в клинике хирургических болезней, в акушерско-гинекологической клинике.

Врач – человек, которому мы доверяем все. Эвтаназия и закон. Эвтаназия активная и пассивная.

Деонтологические принципы Гиппократа. Принцип "не навреди" (модель Гиппократа). Необходимость профессиональной подготовки хирурга и вред невежд. Врачевание - наука или искусство? Коллегиальное решений вопросов диагноза и лечения.

Медицина между нравственностью и моралью. Медицина между правом и моралью.

Медицинская деонтология. Деонтология понимается как учение о долге, наука о моральном, эстетическом, и интеллектуальном облике человека, посвятившего себя благородному делу - заботе о здоровье.

Проблема смещения акцентов в деятельности провизора, добавления новых функций к уже привычной фармацевтической деятельности. Провизор в качестве врача-парапрофессионала - реальная необходимость нашей действительности. Фармацевтическая этика провизора.

Медицинская сестра и право пациента на качественную медицинскую помощь. Гуманное отношение к пациенту, уважение его законных прав. Уважение человеческого достоинства пациента. Обязанность хранить профессиональную тайну.

Медицинская сестра как грамотный, самостоятельно работающий специалист, выполняющий четко разработанные функции выхаживания больного. Главные обязанности медсестры. Искусство сестринского дела. Сущность психотерапевтической деятельности медсестры.

Онкология как один из актуальных вопросов здравоохранения. Поведение и личные качества среднего медицинского работника при исполнении своих профессиональных обязанностей в онкологии. Охрана психики больного. Деонтологические проблемы в онкологии.

«Клятва» Гиппократа является наиболее известной и древней профессиональной клятвой врача. «Клятва» содержит 9 этических принципов или обязательств, наиболее хорошо выражающих долг и принципы:

1. обязательства перед учителями, коллегами и учениками,

2. принцип не причинения вреда,

3. обязательства оказания помощи больному (принцип милосердия),

4. принцип заботы о пользе больного и доминанты интересов больного,

5. принцип уважения к жизни и отрицательного отношения к эвтаназии,

6. принцип уважения к жизни и отрицательного отношения к абортам,

7. обязательство об отказе от интимных связей с пациентами,

8. обязательство личного совершенствования,

9. врачебная тайна (принцип конфиденциальности).

Профессия врача предъявляет к личности свои особые специфические требования. Посвятить себя профессии врача -- значит добровольно решиться на огромную, подчас мучительную самоотверженность в труде. Труд этот повседневный, тяжелый, но в то же время -- благородный, крайне необходимый людям. Повседневную врачебную деятельность, которая требует всей отдачи, отдачи всего себя, всех лучших человеческих качеств, можно назвать подвигом.

По окончании вуза молодые специалисты-врачи в своем большинстве распределяются в самые отдаленные районы страны, где им приходится подчас работать круглосуточно. Именно в таких нелегких условиях создаются благоприятные условия для реализации всех нравственных качеств молодого специалиста. В большинстве выпускникам по плечу трудные задачи. По окончании институтов подаются многочисленные заявления с просьбой направить на работу в те районы нашей Родины, где они необходимы. Жизнь медицинской науки -- борьба за жизнь человека. Она не знает ни покоя, ни отдыха. У нее нет ни праздничных, ни будничных дней, ни ночных, ни дневных часов. Болезнь с одинаковой легкостью может поразить младенца или убеленного сединой старца. Болезнь слепа, коварна и бездумна. Однако на ее пути стоит медицина с ее современными научными методами лечения, обширным арсеналом лекарственных веществ. По образному выражению Гуго Глязера, «медицина, которая служит человеку, слагается из искусства и науки, и над ними простирается чудесный покров героизма, без которого не может быть медицины».

Приступая к врачебной деятельности, врач обещает хранить врачебную тайну. Врачебная тайна уходит своими корнями в глубокую древность, в те времена, когда лечением больных занимались жрецы. Сам процесс лечения они приравнивали к религиозному культу. Все, что было связано с религией, жрецы сохраняли в глубокой тайне. Указание на соблюдение врачебной тайны можно найти во многих древних медицинских трудах. В Древнем Риме медицину иногда называли «Ars muta» -- «искусством молчания». Смысл этой поговорки не утратил своего значения и в наши дни.Врачебная тайна должна храниться до тех пор, пока это не представляет опасности обществу. У нас в стране настоятельно поддерживается тенденция в необходимости укрепления доверия к врачу и устранения всех причин, которые могут ослабить этот контакт. Необходимые гарантии о сохранении в тайне того, что может доверить больной врачу, являются теми факторами, которые способствуют своевременному обращению к врачу. Это помогает видеть больному во враче человека, стремящегося ему помочь.

Степень сохранения врачебной тайны со всей ответственностью ложится на совесть врача, и только он сам может решить, каковы пределы сохранения этой тайны. Имеется статья «Обязанность сохранять врачебную тайну». Сохранение врачебной тайны, говорится в ней, является одним из важнейших условий во взаимоотношениях врача с пациентом. «Врачи... не вправе разглашать ставшие им известными в силу исполнения профессиональных обязанностей сведения о болезни, интимной и семейной сторонах жизни больного». Однако, говорится далее, «....руководители учреждений здравоохранения обязаны сообщать сведения о болезни граждан органам здравоохранения, когда этого требуют интересы охраны здоровья населения, а следственным и судебным органам -- по их требованию». В клятве врача России говорится:«умолчать о том, чтобы я ни увидел и ни услышал касательно здоровья и жизни людей, что не следует разглашать, считая это тайной» Врачам иногда разрешена «святая ложь», которая, по мнению С. П. Боткина, обеспечивает сохранение душевного равновесия, ибо давно известно, что, например, борьба с неврозом навязчивых состояний во много раз труднее и сложнее, чем лечение самого заболевания.

Врачам иногда разрешается отклонение на прямой вопрос больного и его родственников о диагнозе заболевания и его прогнозе. На такие вопросы И. А. Кассирский советует избегать прямого и натуралистического ответа: «смертельный исход», «умрет» и т. п. «Я всегда на вопрос о прогнозе отвечаю: «Болезнь серьезная, но мы будем лечить напряженно и долго». Вот что пишет в своей книге «Вопросы хирургической деонтологии» наш известный хирург Н. Н. Петров: «Умелому и доброжелательному объяснению верят, им утешаются и с ним легче умирают не только так называемые непосвященные лица, но и хирурги с громкими именами, когда они сами заболевают и превращаются в подавленных пациентов».