Всемирный потоп: миф или реальность? Всемирный Потоп – библейская история Сказания о всемирном потопе

Вскоре начался страшный потоп. 40 дней и 40 ночей шли беспрестанные дожди. Вода залила всю землю, но ковчег Ноя уцелел, плавая по волнам. Все живое на земле погибло от всемирного потопа, кроме тех, кто был в ковчеге.

Затем дожди прекратились, вода стала спадать, и ковчег остановился на высокой горе Арарат. Ной открыл окно ковчега и выпустил оттуда сначала ворона, а потом голубя. Птицы улетали и прилетали назад, так как им негде было сесть из-за воды. Но однажды выпущенный на волю голубь не возвратился в ковчег, и Ной понял, что наводнение прекратилось и где-то поднялась из моря суша.

Ной выпускает голубя из ковчега. Мозаика собора в Монреале, Италия, 1180-е гг.

Он вышел с семьёй из ковчега, вывел оттуда зверей, построил жертвенник и принес на нем в жертву Богу некоторых животных, в знак благодарности за спасение. Богу обещал Ною, что больше уже не пошлёт на землю потоп и в знак своего примирения с людьми поднял меж облаков радугу. Благословив Ноя и его детей, Всевышний сказал им: «Плодитесь и множитесь и наполняйте землю. Пусть подчиняются вам все звери земные, птицы небесные и рыбы морские; вы можете употреблять их мясо в пищу наравне со всякой зеленью и травами. Не проливайте только крови человеческой, ибо человек создан по образу и подобию Божию».

ИСТОЧНИК ПЕРВЫЙ.

Из эпоса о Гильгамеше. Миф о потопе

Ниже приводится отрывок из аккадского эпоса о Гильгамеше (II тыс. до н.э.) - одного из лучших произведений художественной литературы народов Междуречья. Ранние песни и сказания о Гильгамеше появились в III тыс. до н.э. Обнаруженные сказания записаны клинописью на шумерском, аккадском, хурритском, хеттском языках. В эпосе повествуется о подвигах Гильгамеша. Желая найти цветок вечной молодости для своего народа, он после смерти своего друга Энкиду и долгих поисков встречается с Утнапишти, который спасся от потопа и по воле богов обрел бессмертие со своей женой. Утнапишти говорит Гильгамешу о потопе.

Миф рассказывает о действительно имевшем место наводнении, как доказал английский археолог Леонард Вулли, раскапывавший г.Ур на юге Междуречья.

Утнапишти ему вещает, Гильгамешу:
"Я открою, Гильгамеш, сокровенное слово
И тайну богов тебе расскажу я,
Шуриппак, город, который ты знаешь,
Что лежит на бреге Евфрата,-
Этот город древен, близки к нему боги.
Богов великих потоп устроить склонило их сердце.
Совещались отец их Ану, Эллиль, герой, их советник,
Их гонец Нипурта, их мираб Эннуги.
Светлоокий Эа с ними вместе клялся,
Но хижине их он слово поведал:
"Хижина, хижина! Стенка, стенка!
Слушай, хижина! Стенка, запомни!
Шуриппакиец, сын Убар-Туту,
Снеси жилище, построй корабль,
Покинь изобилье, заботься о жизни,
Богатство презри, спасай свою душу.
На свой корабль погрузи все живое.
Тот корабль, который ты построишь,
Очертаньем да будет четырехуголен,
Равны да будут ширина с длиною,
Как океан, покрой его кровлей!"
Шесть в корабле положил я палуб,
На семь частей его разделивши ими,
Его дно разделил на девять отсеков,
Забил в него колки водяные,
Выбрал я руль, уложил снаряженье...
Нагрузил его всем, что имел я,
Нагрузил его всем, что имел серебра я,
Нагрузил его всем, что имел я злата,
Нагрузил его всем, что имел живой я твари,
Поднял на корабль всю семью и род мой,
Скот степной и зверье, всех мастеров я поднял.
Время назначил мне Шамаш:
"Утром хлынет ливень, а ночью
Хлебный дождь ты узришь воочью,-
Войди на корабль, засмоли его двери".
Настало назначенное время:
Утром хлынул ливень, а ночью
Хлебный дождь я увидел воочью.
Я взглянул на лицо погоды-
Страшно глядеть на погоду было.
Я вошел на корабль, засмолил его двери...
Едва занялось сияние утра,
С основанья небес встала черная туча...
Что было светлым, -во тьму превратилось,
Вся земля раскололась, как чаша.
Первый день бушует Южный ветер,
Быстро налетел, затопляя горы,
Словно волною, настигая землю.
Не видит один другого,
И с небес не видать людей.
Ходит ветер шесть дней, семь ночей,
Потопом буря покрывает землю.
При наступлении дня седьмого
Буря с потопом войну прекратили,
Те, что сражались подобно войску.
Успокоилось море, утих ураган- потоп прекратился,
Я открыл отдушину- свет упал на лицо мне,
Я взглянул на море- тишь настала,
И все человечество стало глиной!
Плоской, как крыша, сделалась равнина.
Я пал на колени, сел и плачу,
По лицу моему побежали слезы.
Вынес голубя и отпустил я;
Отправившись, голубь назад вернулся:
Места не нашел, прилетел обратно.
Вынес ласточку и отпустил я;
Отправившись, ласточка назад вернулась:
Места не нашла, прилетела обратно.
Вынес ворона и отпустил я;
Ворон же, отправившись, спад воды увидел,
Не вернулся; каркает, ест и гадит.



Источники:
Поэзия и проза Древнего Востока.-М.,1973.-С. 212-215.

ИСТОЧНИК ВТОРОЙ.

ГРЕЧЕСКИЙ МИФ О ПОТОПЕ.

ДЕВКАЛИОН И ПИРРА (ПОПОП)

Много преступлений совершили люди медного века. Надменные и нечестивые, не повиновались они богам-олимпийцам. Громовержец Зевс прогневался на них; особенно же прогневил Зевса царь Ликосуры в Аркадии, Ликаон. Однажды Зевс под видом простого смертного пришел к Ликосуру. Чтобы жителя знали, что он бог, Зевс дал им знамение, и все жители пали ниц перед ним и чтили его как бога. Один лишь Ликаон не хотел воздать Зевсу божеских почестей и издевался над всеми, кто чтил Зевса. Ликаон решилиспытать, бог ли Зевс. Он убил заложника, бывшего в его дворце, часть тела его сварил, часть изжарил и предложил как трапезу великому громовержцу. Страшно разгневался Зевс. Ударом молнии он разрушил дворец Ликаона, а его самого превратил в кровожадного волка.

Все нечестивей становились люди, и решил великий тучегонителъ, эгидодержавный Зевс уничтожить весь людской род. Он решил послать на землю такой сильный ливень, чтобы все было затоплено. Зевс запретил дуть всем ветрам, лишь влажный южный ветер Нот гнал по небу темные дождевые тучи. Ливень хлынул на землю. Вода в морях и реках подымалась все выше и выше, заливая все кругом.

Скрылись под водой города со своими стенами, домами и храмами, не видно было уже и башен, которые высоко подымались на городских стенах. Постепенно вода покрывала все - и поросшие лесом холмы, и высокие горы. Вся Греция скрылась под бушующими волнами моря. Одиноко подымалась средь волн вершина двуглавого Парнаса. Там, где раньше крестьянин возделывал свою ниву и где зеленели богатые спелымигроздьями виноградники, плавали рыбы, а в лесах, покрытых водой, резвились стада дельфинов. Так погиб род людской медного века. Лишь двое спаслись среди этой общей гибели - Девкалион, сын Прометея, и жена его Пирра. По совету отца своего Прометея, Девкалион построил огромный ящик, положил в него съестных припасов и вошел в него с женой своей. Девять дней и ночей носился ящик Девкалиона по волнам моря, покрывшим всю сушу. Наконец, волны пригнали его к двуглавой вершине Парнаса. Ливень, посланный Зевсом, прекратился. Девкалион и Пирра вышли из ящика и принеслиблагодарственную жертву Зевсу, сохранившему их среди бурных волн. Вода схлынула, и снова показалась из-под волн земля, опустошенная, подобная пустыне.

Тогда эгидодержавный Зевс послал к Девкалиону вестника богов Гермеса. Быстро понесся над опустевшей землей вестник богов, предстал пред Девкалионом и сказал ему:

Властитель богов и людей Зевс, зная твое благочестие, повелел тебе выбрать награду; выскажи твое желание, и исполнит его сын Кропа.

Девкалион ответил Гермесу:

О, великий Гермес, об одном лишь молю я Зевса, пусть опять населит он землю людьми.

Быстрый Гермес понесся обратно на светлый Олимп и передал Зевсу мольбу Девкалиона. Великий Зевс повелел Девкалиону и Пирре набрать камней и бросать их, не оборачиваясь через голову. Девкалион исполнил веление могучего громовержца, и из камней, которые бросал он, создались мужчины, а из камней, брошенных женой его Пиррой, - женщины. Так земля получила после потопа снова население. Ее заселил новый род людей, происшедших из камня.

ИСТОЧНИК ТРЕТИЙ.

(Владимир Щербаков.)

Почти все приморские народы в своих легендах и сказках хранят воспоминания об ужасном, все уничто­жившем наводнении. Этот потоп - великая веха в истории: именно от него, по сути дела, берет история свое начало, ибо все, что было до потопа, поглотили пе­нистые волны.

Вот как представляли себе происхождение человека южноамериканские майя (предание записано в XVI веке Франческо де Бобадильо):

«До тех людей, что живут сейчас, вода опустошила весь мир, и все превратилось в море. Только два бога спаслись от потопа, потому что они жили на небесах. После потопа они сошли на землю и создали все заново. И мы тоже происходим от них, потому что все люди, жившие ранее, утонули в воде».

Сходный рассказ бытовал и в совсем другом краю Земли, но у него - в отличие от американского вариан­та - оказалось огромное число читателей. Мы имеем в виду репортаж о потопе, входящий в одну из книг Библии - «Бытие», или «Первую книгу Моисееву». Репортаж этот, однако, оригинальным произведением считать нельзя - он представляет собою всего лишь переработку более раннего сочинения.

На этот более ранний вариант легенды о всемирном потопе археологи наткнулись в пятидесятых годах про­шлого столетия - на берегу Тигра, как раз напротив нефтяных полей Мосула, густо заросших теперь буро­выми вышками. Прошло почти пятьдесят лет, пока ученые, работавшие в одной из небольших комнат Британского музея, сумели расшифровать клинописные записи на глиняных табличках - «Повесть о Гильгаме­ше».

Несколько позже на берегу Евфрата, в руинах столицы царя Хаммурапи - древнего Вавилона, был обнаружен другой экземпляр этой повести. Далее вы­яснилось, что легенду о Гильгамеше перевели на свой язык и хетты, и египтяне. Писцы с берегов Нила поме­тили красным те места, где встретились с языковыми трудностями при переводе. Следовательно, все говорит за то, что эпос о Гильгамеше относится к общим для древних народов сокровищам культуры.

Сама история Гильгамеша очень длинна и запутан­на. По ходу событий он разыскивает своего предка, Ут­напиштима (Утнапишти), чтобы узнать от него секрет бессмертия. Утнапиштим не дает прямого ответа на его вопрос, но с неторопливостью и обстоятельностью, свой­ственными старикам, рассказывает о своей жизни. Ког­да-то давно он жил в Шуриппаке и был верным слу­жителем бога Эа. Однажды небожители решили зато­пить Землю водой. Эа, однако, захотел спасти своего верного слугу и обратился к нему со словами преду­преждения.

Утнапиштим построил корабль и спасся. Библия дополняет некоторыми нравственными поучениями эту историю: «Но земля растлилась пред лицем Божиим, и наполнилась земля злодеяниями... И сказал Бог Ною: конец всякой плоти пришел пред лице Мое, ибо Земля наполнилась от них злодеяниями. И вот Я истреблю их с Земли. Сделай себе ковчег из дерева гофер: отделения сделай в ковчеге и осмоли его смолою внутри и снару­жи... Введи также в ковчег из всех животных и от всякой плоти по паре, чтоб они остались с тобою в живых: мужского пола и женского пусть они будут».

Дальше история Ноя примерно повторяет историю Утнапиштима. В обоих случаях строятся суда, по срав­нению с которыми самые современные океанские лайне­ры показались бы карликами. Затем разверзаются хля­би небесные, и вода заливает землю; говоря словами эпоса, люди обращаются в ил. Шесть дней носит буря корабль Утнапиштима и сорок дней - Ноев ковчег, пока, наконец, первый не пристает благополучно к горе Ницир, второй - к Арарту. ;

Наука долгое время считала всемирный потоп пло­дом щедрой народной фантазии. Каково же было все­общее изумление, когда находки английского археолога Леонарда Вулли подтвердили реальность этого события.

Вулли вел раскопки близ одной из станций багдад­ской железной дороги. Лопаты археологов извлекали из земли вещи одна другой интереснее. Раскопки уходили все глубже, однако число древних памятников не умень­шалось. На глубине двенадцати метров археологи подо­шли к слою песчаной глины, подобно той, что обычно откладывается рекою в нижнем течении. Химическим содержанием смесь нисколько не отличалась от отло­жений в дельте Евфрата. В этом слое уже никаких предметов материальной культуры обнаружено не было.

Тем не менее Вулли приказал углублять шурф. Тремя метрами ниже глинистый слой кончился, как же неожиданно, как начался. В сменившем его песчаном грунте вновь появились памятники человеческой культу­ры. Однако новые находки резко отличались от тех, что были обнаружены выше глинистого слоя. Вновь найденные керамические сосуды были изготовлены без помощи гончарного круга одними только руками. Meталлические орудия больше не попадались - только" кремневые. Итак, люди, от которых остался этот, самый нижний культурный слой, жили еще в каменном веке!

Сенсационное открытие Вулли породило различные теории, одна фантастичнее другой. Трехметровая глиня­ная толща, по мнению некоторых, доказывала, что в очень отдаленные времена - но уже после появления человека - поверхность Земли была покрыта водами гигантского наводнения. Наводнение это связывали с гибелью легендарного материка Атлантиды, с обледе­нением Земли и даже с образованием Луны!

Истина, по всей вероятности, много проще. На по­бережье любого моря случались страшные наводнения, воспоминания о которых долго хранили тамошние пле­мена и народы, передавая их от поколения к поколению. Библейский всемирный потоп, носивший на своих волнах и Ноев ковчег, и корабль Утнапиштима, с сегодняшней точки зрения, был всего лишь небольшим, локальным наступлением моря на сушу. Геологи считают, что тер­ритория, захваченная катастрофой, простиралась к севе­ру от Персидского залива на 630 километров, имея в ширину всего 160 километров. На карте Земли это крошечное пятнышко, но для тех, кто здесь жил, это был весь мир. ;

Сравнительно недавно буря, разразившаяся в другом заливе Индийского океана, вызвала опустошения, по всей вероятности, гораздо большие, чем библейский - всемирный потоп. Это было у берегов Бенгалии в 1876 году. Мощный циклон, совпавший по времени с приливом, погнал волны высотой в 15 метров. Вода вторглась на сушу и унесла 215000 жизней.

Множество легенд повествует о всемирном потопе .

Сирийская легенда воспроизводит греческий миф. Это относит нас ко временам Девкалиона (тогда и слу­чилось наводнение).

Согласно легенде, люди первого поколения нашей планеты совершили много преступлений, попрали обычаи и законы гостеприимства. Они были наказаны и. погибли в катастрофе. Вода вдруг обрушилась на зем­лю: реки покинули свои русла, а море затопило берега. Только Девкалион остался жив: его пощадили за добродетель, и он начал другое, второе поколение людей. Он посадил своих детей, жен, зверей и птиц в большой, деревянный ковчег. Ковчег носился по волнам до тех пор, пока вода покрывала землю.

Жители Герополиса дополняют сирийскую легенду: в земле образовалась огромная трещина, хлынули воды.. Девкалион построил рядом с трещиной храм богине Гере. Два раза в год священнослужители и паломники собирались в храме со всей Сирии и Аравии и даже из стран за пределами Евфрата приносили в храм морскую воду, чтобы задобрить богов.

Увидав во время утреннего умывания в своих руках маленькую рыбку, повествует индийский миф, Ману, по ее просьбе, выкормил и выходил ее и выпустил в океан. За это рыба обещала спасти Ману, она и предсказала ему точный год наводнения.

По совету рыбы Ману строит корабль. Когда разра­зилось наводнение, Ману взошел на корабль, привязал веревку к рогу рыбы, и она привела корабль к северной горе (в Гималаях). Затем Ману спустился вниз вслед за уходящей водой, и, таким образом, только один остался жив. Это самая простейшая легенда - Сатапата Брах­мана.

В описании, данном в «Махабхарате», рыба вышла из глубин океана, и попросила о том же. Ману обращал­ся с ней как с родственницей, растил ее в кувшине, потом в большом пруду, затем отнес рыбу по ее просьбе в Ганг. Рыба предсказала, что скоро все, что живет и движется, исчезнет с лица земли, и посоветовала по­строить корабль и взять на него все семена, о которых говорили брахманы. Ману плыл на корабле и, увидев огромный, как гора, рог рыбы, привязал к нему верев­кой корабль. Рыба быстро привела его к вершине Гима­лаев, которая называется теперь Набандана («Привя­занный корабль»). Рыба оказалась воплощением Проджапати Брахмы, явившейся в образе рыбы. Oна внушила ему создать заново все живое: богов и людей - все, что может двигаться.

В более поздних изложениях Ману вводится в по­вествование как сын солнца, отрекшийся от престола в Пользу сына, чтобы полностью посвятить себя боже­ственным деяниям. Рыба попадает к нему в руки во вре­мя обряда. Далее следует примерно то же.

Согласно верованиям брахманов, так произошла смена этапов развития человечества. И здесь история смыкается с мифологией.

Сказания о конце времен.

КЛУБОК СЕМНАДЦАТЫЙ

- Расскажи, Гамаюн, птица вещая, о рождении русского рода, о законах, Свaрогом данных!

- Ничего не скрою, что ведаю...

Как закончился первый свет - смыло все грехи со Земли Сырой, оживили мир ясный бог Дажьбог с легкокрылою Живой-Лебедью.

Насадили они - темные леса, заселили они синие моря. В небеса запустили - стаи певчих птиц, а зверей свирепых в темные леса, и в моря китов, а в болота змей.

Утвердил Дажьбог в этом мире - Правь, отделил Дажьбог Явь от Нави. Стал он богом Прави и Яви.

Приняли Дажьбог с Живой-Лебедью золотые венцы свароговы, и сыграли свадьбу веселую.

И на свадьбу Дажьбога доброго собрались небесные боги. И спросили они невестушку:

Ты на чем пришла, Жива милая?

Я на жердочке, на бороздочке, на овсяном колосочке, на пшеничном пирожочке!

И кружилась Жива Cвароговна: правой ручкой махнет - встанет лес и река, левой ручкой - летят птицы под облака.

Пойду ли сад зеленый, выйду ли в сад зеленый. Далеко ли погляжу - горы там высоки, там озера глубоки!

На крутой да на горе поднялся высокий дуб. А у дуба корни булатные, его веточки - все хрустальные, его желуди - позлаченые, ну а маковка - вся жемчужная. Hа ветвях его птицы песнь поют, в

серединушке - пчелы гнезда вьют.

Как под тем высоким дубом Жива и Дажьбог сидят, Жива и Дажь- бог сидят - разговаривают:

Ах, что это за садок, за зелененький такой! Ах, что это за цветы, за лазоревые! Ах, что это за милой, что за ласковый такой!

И пошли у Живы Cвароговны с молодым Дажьбогом Пepуновичем скоро дети: князь Кисек, отец Орей. А отец Орей породил сыновей - Кия, Щека и Хорива младшего.

Их поила Земун молоком своим, колыбель качал бог ветров Стрибог, их Семаргл согревал, Хоpс им мир озарял.

Появились у них и внуки, а потом появились правнуки - то потомки Дажьбога и Живы и Роси - русалки прекрасной, то народ великий и славный, племя то по имени - русь.

Во святом саду, в светлом Ирии, после трех лет Потопа Вeликого с неба падали клещи огненные - перед добрым Тархом - Дажь богом, пред родными его сыновьями.

Получил те клещи Cвароговы Праотец Орей - стал Орей железо выковывать. Показал тогда предку Орею как ковать мечи Громовик Пеpун.

Вот мечи вам и стрелы могучие! - так сказал ему Громовержец. - Победим мы этим оружием всех врагов Руси!

Восхищен был тогда Праотец Орей грозной силой кованья Пepунова.

Во святом саду, в светлом Ирии, после трех лет Потопа Вeликого золотые предметы падали - плуг с секирой и чаша глубокая.

Подходил к тем предметам великий Кий, поднял Кий золотой, павший с неба плуг, стал он плугом землю распахивать.

Подходил к тем предметам премудрый Щек - поднял он глубокую чашу, наливал он в чашу хмельну сурью, приносил он жертвы великим богам.

Брал секиру могучий Хорив - стал он воином грозным и князем великим.

Во святом саду, в светлом Ирии, после трех лет Потопа Вeликого падал с свода небесного камень. Падал он перед добрым Дажьбогом, пред родными его сыновьями.

Был тот камень мал и весьма студен, и была на Земле тьма великая. И не смог тот камень никто познать, и не смог никто от Земли поднять.

Собиралися - соезжалися к тому камню цари и царевичи, также и короли, королевичи, собирались

волхвы многомудрые. Собиралися - соезжалися, вкруг него рядами рассаживались, и три дня, и три ночи богов прославляли.

И распался камень на две половины - внутри камня была надпись найдена.

Кто же высек ее? Кий - великий князь? Щек - премудрый волхв? Хорив - воин-князь? Праотец Орей? Или Тарх Дажьбог?

Высек те слова во плоти Свaрог - он узнал их от Рода небесного.

Рек небесный Бог:

" Чады вы Мои! Знайте, ходит Земля мимо Солнца, но Мои слова не пройдут мимо вас!

И о древних временах, люди, помните! О Великом Потопе, истребившем людей, о паденья на матушку Землю огня! Знайте, будут последние годы - годы тяжкие и потрусливые! Скоро будет конец света белого! Повернется сварожий круг!

Будет день последний! И Солнце во тьме! И Оpел - украшенье небесное света вам не даст в утешение! И сойдут на Землю Cварожичи - ужаснутся людские души!

Сокрушенье придет от Рода! И ослабнет рука у всякого, и смятутся дети и старцы, и изменит их лица пламень.

Возмутятся струи морские, что гуляют по всей широте земной. И восстанет тут Дух на Силу - и Стрибог успокоит море. Велес двери откроет в Ирий. Но лишь праведный свет обрящет! И Свaрог лишь его пропустит!

Дети Рода небесного! Рoдичи! Знайте, люди, законы Мои! Поучение слов Моих слушайте!

Вы потомки Свaрога - сварожичи! Вы, потомки Пеpуна, русалки

Роси! Люди русские, русичи, слушайте!

Почитайте друг друга, сын - мать и отца, муж с женою живите в согласии. За едину жену должен муж посягать - а иначе спасения вам не узнать!

Убегайте от Кривды и следуйте Правде, чтите род свой и Рода небесного.

Почитайте вы три дня в неделе - среду, пятницу и воскресение. Почитайте великие праздники.

В среду Велес с Бурей Ягой совещались, как им встретить Дажь-бога Пepуновича, когда он за коровами следовал. Совещалися в среду с Мареной Кащей, как убить им Дажьбога Пepуновича.

Сам Пеpун с Росью встретился в пятницу, и родился великий и славный Дажьбог. Также в пятницу был пригвожден он Мареной и повешен на скалы в Кавказских горах. Также в пятницу Макошью-матушкой

был предсказан Дажьбогу Вeликий Потоп.

Кратко о статье: Наступление апокалиптического 2012 года взбудоражило фантазию писателей и режиссёров, сочиняющих сценарии конца света. Один из самых любопытных, незаслуженно мало представленный в искусстве, - Всемирный потоп и, возможно, последующее выживание в затопленном мире. «Мир фантастики» уверен: новая жизнь старой легенды ещё впереди!

Кругом вода

ВСЕМИРНЫЙ ПОТОП


Чтобы вам стало ясно, зря нам не спорить чтоб,
Вспомните про ужасный, про мировой потоп.
Страшный ужасный ливень всё затопил тогда...
Губит людей не пиво - губит людей вода!
Песня из фильма «Не может быть»


2012 год наступил, и поклонники роковых дат и цифр замерли в ожидании: грядёт ли Апокалипсис? А если грядёт, то каким он будет? Среди всех возможных версий конца света одна из наиболее правдоподобных (в свете данных о глобальном потеплении) - затопление всей суши или, по крайней мере, её части. То есть Всемирный потоп, который, согласно легендам, уже когда-то был. Давайте вспомним, что мы о нём знаем и насколько верны эти легенды.

ОТ ШУМЕРОВ ДО ИНДЕЙЦЕВ

Миф о Всемирном потопе - бродячий сюжет, встречающийся у самых разных культур практически в неизменном виде. Однажды бог (или боги) гневается на человечество, разверзает хляби небесные, и всё живое погибает под водой. Кроме горстки тех, кому предназначено вновь возродить род людской, потому что бог (или боги) сердитый, но отходчивый. Во многих версиях мифа эти спасённые помогают восстановить погибшую флору и фауну, так как захватили с собой на корабль или иное убежище представителей всех биологических видов. Заканчивается это всеобщим примирением божественного и человеческого. С предупреждением: если люди будут себя плохо вести - повторение водного шоу неминуемо.

Об этом рассказывали древние шумеры и их наследники - аккадцы и вавилоняне, жители Сирии и Палестины, Индии и Вьетнама, Индонезии и Филиппин, Австралии и Полинезии. Даже мифы индейских племен, от Аляски до Огненной Земли, повествуют о том же самом. При этом легенд о потопе нет в фольклоре Европы (кроме Греции, Уэльса, Литвы и некоторых цыганских племён), большей части Азии и Африки. Почему так - отдельная история, к которой мы вернёмся, когда будем говорить о гипотезах происхождения мифа.

Самая древняя его вариация - шумерская, известная из эпоса о Гильгамеше, одного из самых ранних литературных произведений в истории человечества. Главный герой поэмы отправляется странствовать по свету в поисках травы бессмертия. На краю земли Гильгамеш встречает царя Утнапиштима (его имя означает «нашедший жизнь долгих дней»), того самого «допотопного» героя, спасшегося от гнева богов. Те по непонятным причинам поклялись уничтожить человечество. Только бог Эа, в обход данной клятвы, предупредил Утнапиштима о грядущей катастрофе и показал ему чертежи корабля, который нужно построить, чтобы спастись. На корабль наш герой погрузил свою семью, имущество, зверей и птиц, а также мастеров-ремесленников, чтобы сохранить ремёсла и после потопа. Боги наслали бурю, которая бушевала семь ночей и шесть дней и только на седьмой день утихла, дав возможность кораблю Утнапиштима пристать к вершине горы. Трижды выпускал он различных птиц, чтобы те выяснили, не сошла ли вода, и только третья птица - ворон - не вернулась, потому что нашла сухую землю. После потопа Утнапиштим принёс жертвы богам, а те подарили ему и его жене бессмертие.

Считается, что рассказ Утнапиштима - вставка раннего, самостоятельного произведения в более позднее и масштабное. Эту гипотезу подтверждают тексты шумерской и аккадской историй о потопе, обнаруженные позже эпоса о Гильгамеше. Главного героя в них зовут соответственно Зиусудра или Атрахасис (эти заковыристые имена означают то же, что и Утнапиштим). Записи второй легенды сохранились лучше, и из неё стало известно, за что боги решили уничтожить людей. Оказывается, людей стало слишком много и они... слишком громко шумели, досаждая богам на небе! Вот такой демографический кризис по-аккадски. Если бы древние боги действительно существовали, к началу третьего тысячелетия они должны были и вовсе оглохнуть, так что сторонники версии второго Всемирного потопа могут быть не так уж и неправы.

Аналогичную легенду рассказывали и в Вавилоне. А библейская история Ноя с его ковчегом вообще практически повторяет её слово в слово. Разница только в одном: в легенде появляется нравственный мотив. Согласно Ветхому Завету, бог Яхве (Элохим) решил уничтожить человечество, потому что оно совершило слишком много грехов, а Ной был единственным праведником. Именно эта версия легенды стала канонической, оставив в нашем языке выражение «всякой твари по паре» (именно столько животных взял на свой ковчег Ной) и слово «допотопный».

СМЕЮЩАЯСЯ ЛЯГУШКА

Легенды о потопе у разных народов расходятся в небольших деталях - и в степени их экзотичности. Причиной наводнения часто называют нарушение того или иного табу - например, запрета поедать змей или определённый вид рыбы. Самая весёлая версия легенды - у одного австралийского племени. Аборигены рассказывают, что однажды некая лягушка проглотила всю питьевую воду на земле. Чтобы заставить её отдать всё обратно, другие звери решили её рассмешить - и несколько перестарались.

Есть разные версии, откуда взялось такое количество воды. Среди причин указываются не только ливень, как в ближневосточных легендах, или обильный снег, как у некоторых североа-мериканских индейцев, но и разлив моря, и вырвавшиеся на поверхность подземные воды. Количество выживших людей тоже разное: то это одна пара, то несколько, то семья или целое племя, а временами даже один человек. Аборигены острова Борнео, например, рассказывают, что потоп пережила только одна женщина, которая стала рожать детей от... сверла для добывания огня.

Любопытные подробности грехопадения приводит апокрифическая Книга Еноха. Согласно ей, человечество с пути истинного совратили исполины - потомки от браков ангелов со смертными женщинами. Именно они повинны в войнах, социальном неравенстве, появлении чёрной магии и других непотребных деяниях.

Свой потоп был у древних греков, и даже не один: в разных источниках упоминаются от двух до «множества». Самый известный - Девкалионов потоп, от которого спаслись только сын мятежного титана Прометея Девкалион и его жена Пирра. Им помогли не боги, а сам Прометей, рассказавший сыну, как построить корабль. После того как вода схлынула, они по совету речной богини Фетиды восстановили человечество весьма оригинальным способом: бросая себе за спину камни. Те, которые кидал Девкалион, становились мужчинами, а брошенные Пиррой - женщинами. Ещё в одной легенде говорится, что спаслись не только они, но и жители целого города Парнаса, потому что его основатель, сын Посейдона Парнас, владел искусством предсказания. Считается, что гнев древнегреческих богов вызвали человеческие жертвоприношения, которые Зевс не желал принимать.

В индуистской мифологии при потопе спаслась не пара людей, а всего один - Вайвасвата, один из Ману (родоначальников человеческого рода). Жена для него родилась из принесённой им жертвы. А вот зороастрийцы верят, что при потопе (который то ли был давным-давно, то ли ещё будет) лучше всего спасаться не на кораб ле, а в специально построенном убежище, где следует собрать людей, животных и растения.

Многие народы, знакомые с мифом о потопе, считают, что катастрофа рано или поздно повторится и спасутся опять-таки лишь немногие. В одном полинезийском племени даже держали специальные спасательные лодки «на случай потопа». Словом, идея гибели и последующего возрождения человечества из-за большого количества воды, похоже, прочно прописана в нашем коллективном бессознательном. Откуда она там взялась?

ВЕЛИКИЙ МАЛЕНЬКИЙ ПОТОП

Есть большой соблазн привести все истории о потопе к одному знаменателю и объявить, что такая катастрофа действительно была в истории человечества, и настолько глобальная, что запомнилась во всём мире. Подобные трактовки, похожие на сценарий голливудского блокбастера, бывают не менее экзотичны, чем некоторые мифы о потопе. Одна из них, активно тиражируемая книгами и сайтами вроде «Великие тайны и загадки Земли», гласит, что Всемирный потоп был вызван столкновением Земли с Луной. Якобы наш спутник изначально был ядром погибшей планеты Фаэтон, захваченным гравитационным полем Земли. Столкновение двух космических тел вызвало цунами и наводнения по всей планете, а попутно - гибель то ли динозавров, то ли Атлантиды; здесь авторы гипотезы путаются в показаниях. Идея, конечно, шикарная, жаль - не подтверждённая никакими научными данными.


Фантастической кажется и гипотеза, что вода, затопившая планету, пришла из её недр - из загадочных океанов, заключенных в глубинах земной мантии. Само существование таких океанов - только версия, хотя и основанная на данных сейсмографов со всего мира. Выдвинул ее американский исследователь Майкл Вайсешн. Всемирный потоп в этом случае мог выглядеть как неожиданный прорыв горячих вод из-под земной коры. Уровень океана поднялся, а водяной пар сконденсировался в атмосфере, и ливни довершили дело.


Более правдоподобна гипотеза Уильяма Райана и Уолтера Питмена из Колумбийского университета. По их мнению, в легенде о Всемирном потопе отразился глобальный подъём уровня мирового океана из-за таяния ледников. При этом пострадали в основном люди, жившие на берегах морей и в дельтах крупных рек, - а именно в таких местностях обычно рассказывали мифы о потопе. Эту версию подтверждают исследования берегов Чёрного моря: около 5500 года до нашей эры его уровень довольно быстро поднялся примерно на 50 метров, а площадь увеличилась примерно в полтора раза.

По другой версии, всё гораздо проще. Раз о потопе рассказывают не во всём мире, значит, и были эти наводнения не везде и не одновременно. По крайней мере, насчёт древнешумерского потопа можно точно сказать, что он был локальным. При раскопках древнего города Ур в 1927 году был обнаружен 20-метровый слой явно наносной глины без каких-либо следов человеческого присутствия, что может говорить о масштабном наводнении, вызванном многодневным ливнем. Археолог Леонард Вуллей, руководивший раскопками, сделал смелое предположение, что Утнапиштип, он же Ной, мог быть историческим лицом, вовремя принявшим меры по спасению своего племени от потопа. Вообще разливы Тигра и Евфрата не редкость: их следы не раз обнаруживали при раскопках. Правда, происходили они в разное время. Но мифологическое мышление не знает исторического отсчета лет, а родной город с окрестностями действительно был для древнего человека всем миром. Так что мифы разных народов могли отражать реально случавшиеся в данной местности наводнения или цунами. Непонятно только, почему, в таком случае, мифа о потопе нет в Японии, где цунами - в порядке вещей.

Наконец, легенды могут и вовсе не отражать никакой реальной истории, а быть своего рода «научной гипотезой». Фольклористы, собиравшие сказания Полинезии, обращали внимание, что аборигены показывали им как доказательство реальности потопа отпечатки морских моллюсков, обнаруженные на вершинах гор. Древнеримский автор Тертуллиан тоже рассматривал подобные находки как подтверждение библейского мифа. Сейчас нам известно, что геологические преобразования земной коры - процесс медленный. Но ещё в XIX веке, до Дарвина, одной из ведущих научных теорий была «теория катастроф», объясняющая все изменения в природе глобальными катаклизмами. Свой «катастрофизм», похоже, был и у древних людей: постепенное, эволюционное изменение в их головах не укладывалось, поэтому они сочиняли красочные легенды. А к легендам часто добавлялась мораль о недопустимости нарушения табу и этических норм, потому что они установлены богом (или богами) и их несоблюдение может вызвать гнев небес.

СУЕТА ВОКРУГ КОВЧЕГА

Зрелищная, наглядная и с доступной моралью, легенда о Ноевом ковчеге всегда была в первой пятёрке самых популярных ветхозаветных историй. Её любили изображать художники, а вот писатели не очень: в конце концов, мало что можно добавить к этому сюжету. Разве что чуть-чуть поглумиться над ним - уже в ХХ веке, когда это стало возможным.

ЧТО НАМ СТОИТ КОВЧЕГ ПОСТРОИТЬ?

В аккадской легенде об Атрахасисе, прототипе Ноя, описывается круглое судно, сплетённое из тростника, - по сути, огромная корзина. Само же слово «ковчег» означает «ящик», а не «корабль». Так что, судя по всему, он не был предназначен для целенаправленного плавания. Он нужен был, чтобы переждать потоп, неуправляемо болтаясь на волнах. Именно такой ковчег описывает и рассказ Утнапиштима: нечто вроде огромной шестиэтажной коробки.

О том, что художники, изображавшие Ноев ковчег кораблём, были неправы, писал ещё Марк Твен (между прочим, лоцман по профессии): «Конечно, плавать такой ковчег никуда не мог. На нём не было ни руля, ни парусов, ни компаса, ни помп, ни карт. Нигде не упоминаются лотлини, якоря, лаги или какое-нибудь другое оборудование, столь необходимое каждому кораблю».

Но как он строился? В Библии указаны все необходимые сведения, переданные Ною лично богом Яхве, и современным исследователям не составило труда это вычислить. Ковчег должен был быть трехъярусным, длиной 133,5 метра, шириной 22,25 метра, высотой 13,35 метров, и обладать грузоподъемностью 15-20 тысяч тонн. На постройку требовалось 37 200 кубометра древесины загадочного дерева гофер (не то кипарис, не то кедр), которую еще надо было заготовить и привезти, притом что в Месопотамии дерево ценилось на вес золота. Как пророк со всем этим справился? У читателей Библии вопросов не возникало: с Божьей помощью, конечно.

В одной из глав романа Джулиана Барнса «История мира в 10 ? главах» повествование ведётся от имени личинки червя-древоточца. Этот вид насекомых не взяли в ковчег, сочтя вредителями. Но несколько героических червяков всё же пробрались на борт, чтобы отравлять людям жизнь и в прекрасном новом «послепотопном» мире. Тема Всемирного потопа, стихии и спасения от неё проходит через всю книгу: тут и поиски ковчега на горе Арарат, и пираты-террористы, и путешествие в глубины джунглей по тропической реке, и история печально знаменитого плота «Медуза». А в последнем романе Жозе Сарамаго «Каин» одноимённый главный герой попадает на Ноев ковчег, чтобы в конце концов стать причиной смерти последних людей на земле, - Сарамаго беспощаден к человечеству.

Сценарию истории про Ноев ковчег следует Роланд Эммерих в масштабном фильме-катастрофе «2012». Библейскую гиперболу, что вода покрыла землю «выше самых высоких гор», он трактует буквально - гигантское цунами захлёстывает Гималаи. Есть в этой истории и гигантские корабли-ковчеги, которым удаётся спасти больше людей, чем библейскому. Есть даже персонаж по имени Ной (Ноа) - сын главного героя.

Создателей комедии «Эван Всемогущий» никак нельзя упрекнуть в эммериховском пафосе. Они, однако, буквально следуют библейской легенде: Бог является к конгрессмену Эвану и велит ему построить ковчег. Все окружающие дружно насмехаются над «новым Ноем». Насмешкам способствует и то, что Бог настоял на «аутентичном» виде строителя: древний балахон и длинная борода. К счастью, вместо всемирного потопа здесь происходит локальный, хотя и потенциально очень опасный.

ИСКАТЕЛИ ПОТЕРЯННОГО КОВЧЕГА

Ной причалил к горе Арарат - ныне это территория Турции. При таком точном указании места неудивительно, что кладоискатели обшаривали склоны Арарата ещё с IV века нашей эры, - ведь в Средние века Библия считалась настоящим учебником истории. Марко Поло уверенно писал: «В этой стране, Армении, на вершине высокой горы покоится Ноев ковчег, покрытый вечными снегами, и никто не может туда, на вершину, забраться».

В 1893 году американец Джон Джозеф тщетно просил у турецкого правительства разрешения на вывоз из страны Ноева ковчега с целью… представить его на Всемирной выставке в Чикаго. Надо заметить, что еще до этой истории Джозеф лечился в психиатрической лечебнице - не из-за ковчега, а потому что именовал себя принцем Нури и архиепископом Вавилона. Есть легенда, будто в 1916 году русский лётчик Владимир Росковицкий увидел ковчег с воздуха. И будто в этом же году Российской империей была снаряжена экспедиция, которая якобы отыскала ковчег и сделала множество снимков, но все они - какая незадача! - были утрачены во время революции. Впрочем, само существование лётчика Росковицкого не подтверждено документами.

Многие исследователи отождествляют библейские «горы Араратские» с Армянским нагорьем в целом, где находилось древнее государство Урарту. Здесь, тридцатью километрами южнее Арарата, в 1957 году с воздуха был сфотографирован объект, напоминающий по форме корабль. Правда, большинство ученых считает, что он имеет естественное происхождение. Пытались искать Ноев ковчег и в Иране. Экспедиция американского Института библейских археологических поисков и исследований объявила, что нашла ковчег, но не представила документальных свидетельств.

В 1993 году некий Джордж Джаммал демонстрировал на американском телевидении кусок дерева - якобы обломок ковчега. Позже оказалось, что это был специально обработанный кусок железнодорожной шпалы. Последнее «явление ковчега народу» состоялось в 2009 году, когда китайско-турецкая экспедиция обнародовала видеосъёмку некоего огромного деревянного объекта, вмёрзшего в лёд. Но исследователи отказались сообщать место съёмки, что лишило их находку всякого научного смысла. Если Ноев ковчег существовал, то он определённо ещё ждёт своего Индиану Джонса.

Писатели и режиссёры особенно любят топить и разрушать Японию, которая и в реальности постоянно страдает от землетрясений и цунами. Саке Комацу в романе «Гибель дракона» описал, как его родина уходит под воду в результате вулканической активности. По мотивам его романа снят фильм-катастрофа «Япония тонет», а также пародийная лента «Весь мир, кроме Японии, тонет», в которой гибнут все остальные страны света, что приводит к нашествию в Страну восходящего солнца не очень любимых там «гайдзинов» (иностранцев).

Финал фильма Стивена Спилберга «Искусственный интеллект» демонстрирует мир, который уже пережил Всемирный потоп: человечество уничтожено, земля покрыта водой, и оставшегося «в живых» маленького робота спасают другие роботы. А в комиксе и фильме «Небесный Капитан и мир будущего» от потопа и вовсе не осталось следа. Зато есть космический корабль, исполняющий роль ковчега с животными и учёными, после отлёта которых Земля должна быть уничтожена. Этого, благодаря главным героям, не происходит.

Образ Ноева ковчега стал отправной точкой для целого фантастического поджанра под условным названием «звёздный ковчег». Действие таких произведений разворачивается внутри огромных космических кораблей, которые летят к далёким звёздам уже много столетий, поэтому внутри них успела сформироваться собственная культура. Один из самых известных образцов - роман Роберта Хайнлайна «Пасынки Вселенной».


Легенда о Всемирном потопе, в силу своей известности, давно рассыпалась на мелкие детали и намёки, смысл которых хорошо понятен всем, кто знаком с Библией хотя бы в пересказе. Так, многодневный дождь в романе Габриэля Гарсиа Маркеса «Сто лет одиночества» должен напомнить то самое стихийное бедствие, с которого начался потоп. Да и город из «Гадких лебедей» братьев Стругацких, в котором всё время идёт дождь, тоже производит апокалиптическое впечатление. И действительно, город в финале будет буквально смыт этим дождём.


ОСТРОВА В ОКЕАНЕ

А если всё-таки быть оптимистом и представить, что человечеству даже Всемирный потоп не стал помехой, чтобы жить дальше? Подумаешь, вместо земли теперь вода - какие мелочи! Будем жить на кораблях, каждый из которых - практически ковчег. Да и на немногочисленных оставшихся островках суши тоже можно неплохо обустроиться. Любители водных просторов наверняка найдут такой вариант постапокалипсиса весьма романтичным.

Такая разновидность мира после катастрофы была бы, наверное, очень популярной, если бы не коммерческая неудача фильма, ставшего эталоном Земли после потопа. Речь, конечно, о скандально известном и культовом «Водном мире» Картина мира, погрузившегося под воду после таяния полярных льдов, впечатляет размахом. Люди живут на кораблях и в плавающих деревнях посреди океана, а более всего здесь ценятся растения, почва и пресная вода. Что до легендарной суши, то её поиски - нечто вроде поисков Святого Грааля. Своей «грязной» стилистикой и брутальным сюжетом «Водный мир» напоминает «Безумного Макса». Однако ему повезло в прокате гораздо меньше: фильм собрал очень небольшую кассу в США (хотя и весьма приличную - по миру, а также хорошо продавался на видеоносителях), был номинирован на четыре «Золотых малины» (досталось даже Кевину Костнеру) и получил неважные отзывы критиков. Видимо, поэтому водная сага так и не была продолжена, да и вкладываться в аналогичное кино у продюсеров желания не возникло. Жаль, идея была многообещающая.

«Водный мир» был далеко не первым представителем «водного постапокалисиса». В сюрреалистическом романе Джеймса Балларда «Затонувший мир» конец света наступает постепенно: ледники медленно тают, города погружаются под воду один за другим, заставляя людей перебираться вглубь континентов, в жаркие влажные джунгли.

Подростковый роман Джулии Бертанья «Водный мир» не имеет к фильму никакого отношения, хотя тоже повествует о выживании человечества в эпоху таяния льдов. Человечество здесь делится на обитателей гибнущих островов и обеспеченных жителей высокотехнологичных плавучих городов Верхнего мира, в которых царит тоталитаризм. Разумеется, «счастливчики» не желают пускать к себе чужаков. И разумеется, достаточно одной маленькой храброй девочки (напомню, книга подростковая), чтобы дать человечеству новую надежду.

Каким будет мир после водного апокалипсиса? Фантастика даёт на этот вопрос два противоположных ответа. Например, в книге Вадима Еловенко «Мы - силы» люди затопленного мира вступают в смертельную схватку за оставшиеся ресурсы, и общество погружается в хаос. А вот у Яны Дубинянской в «Глобальном потеплении» ничего катастрофического не происходит. Да, на территории бывшего СССР из-за глобального потепления царит страшная жара, на Соловках теперь модный курорт, а Украина наполовину затоплена. Но война начнётся не из-за этого, а из-за обнаруженной где-то в Черном море загадочной «капсулы всеобщего счастья».

Легенда о Всемирном потопе растворена в нашей культуре до такой степени, что, кажется, уже почти не интересует писателей и режиссёров сама по себе. Возможно, мода на постапокалипсис заставит их, затерев до дыр все возможные вариации фантастических миров, вернуться к водному. Ведь в этом сюжете, помимо смертей и ужасов, есть ещё и своеобразная жуткая красота. Не случайно один из лучших «Всемирных потопов» в живописи принадлежит великому маринисту Айвазовскому.

Предание о наводнении планетарного масштаба — глобальной катастрофе, ниспосланной божественной силой в незапамятные вре-мена, чтобы разрушить человеческую цивилизацию, — широко распространено среди множества народов мира. Эта катастрофа известна всем как Всемирный потоп . Наиболее известным из подобных преданий является Библейское повествование . Заслуживают также пристального внимания индус-ское предание о Ману, сказание о Девкалионовом пото-пе в греческой мифологии, вавилонский миф об Утнапиштиме в «Эпосе о Гильгамеше».

Древние шумеры о Всемирном потопе

Одна из самых ранних существующих легенд о Всемирном потопе была сложена в Древнем Шумере. Текст шумерской поэмы о потопе, датируемый XVII столетием до нашей эры, был найден при раскопках города Ниппура. В 1914 году он был опубликован Арно Пёбелем. В поэме рассказывается о том, как бог Энки предупре-дил царя-жреца Зиусудра о решении богов уничтожить человечество, наслав наводнение. Энки приказал царю построить большую лодку. Потоп длился семь дней и семь ночей, после чего Зиусудра вышел из своего кораб-ля и принес в жертву быков и овец. Далее герой получил указание снова населить землю. В вавилонском «Эпосе о Гильгамеше» содержится аналогичная история о решении богов истребить человечество. Герой Гильгамеш в поисках бессмертия нахо-дит Утнапиштима, и тот рассказывает ему историю о потопе. Утнапиштим говорит, что бог Нинигику предупредил его о плане богов уничтожить все живое в наводнении и приказал ему построить судно, на котором можно бу-дет спасти его семью, друзей, имущество и домашний скот. Судно представляло собой квадратное сооруже-ние с плоским днищем, шестью палубами, высокими бортами и кровлей. Утнапиштим погрузил на корабль свой скарб, семью и родных, а также различных масте-ров (они были хранителями знания и технологии), до-машний скот, зверей и птиц. Двери корабля были за-смолены снаружи. Ветер свирепствовал шесть дней и семь ночей и накрыл водами потопа всю землю. На седьмой день вода успокоилась, и Утнапиштим смог выйти на палубу. Все человечество к тому времени было уже уничтожено. Подобно библейскому пове-ствованию, эта легенда содержит сведения о том, как Утнапиштим выпускал со своего корабля птиц, чтобы проверить, схлынула ли вода. После потопа боги рас-каялись в содеянном и сделали Утнапиштима бес-смертным, поселив вдали от людей в недоступном ме-сте у истока рек.

Библейский Всемирный потоп

Безусловно, более всего известно предание о потопе библейской Книге “Бытиие”. Всемирный по-топ , по Библии, — это Божья кара за нравственное паде-ние человечества. Господь увидел, что созданный им человек стал на путь неисправимого зла, и решил уничтожить и его, и вообще все живое, посколь-ку «всякая плоть извратила свой путь». Сохранить жизнь Бог решил лишь единственному в то время праведнику Ною и его семье, для чего приказал ему построить ковчег и взять туда по паре «от всякой плоти». 40 дней шел непрерывный дождь невиданной силы, а из подземных источников непрерывно прибывала вода в течение 150 дней. В результате, под водой скрылись вершины даже самых высо-ких гор. Спустя 150 дней вода стала убывать, и наконец ковчег пристал к горе Арарат. Ной выпустил ворона, а за-тем голубя, чтобы узнать, есть ли свободное от воды ме-сто, после чего его семья и животные покинули ковчег. Ной принес Богу жертву, а Бог создал радугу в небе как знак, что Он никогда не будет вновь разрушать Землю по-топом. Господь благословил Ноя, его потомков и все, что на-ходится на земле.

Кроме Библии, сюжет о потопе содержится в двух неканонических книгах библейской традиции — Кни-ге Еноха и Книге Юбилеев. В первой из них не только пересказывается сюжет о Ное, но и более подробно го-ворится о причинах потопа. Согласно Книге Еноха, ан-гелы, падшие с Небес, научили людей магии и колдовству, изготовлению оружия и астрологическим наблюдениям и даже всту-пили в брак с дочерьми людей, что привело к появле-нию гигантов - исполинов (нефилимов). Мир до потопа сотрясали войны, произошло невиданное падение нравов. Считается, что Книги Ено-ха и Юбилеев были составлены позже Книги Бытия — в эллинистический период.

Индуистская мифология о Всемирном потопе

Версия потопа, аналогичная Библейской, содержится и в Коране. Однако между этими двумя рассказами есть отличия. Согласно исламскому преданию, один из четырех сыновей Ноя и его жена отказались войти в ковчег, думая, что потоп их не коснется. По этой версии, ковчег пристал у одной из гор вблизи города Мосула на территории современного Ирака.

Весьма своеобразно говорится о потопе в индуистской мифологии. Седьмой из родоначальников человеческого рода Ману, Вайвасвата, во время купания случайно поймал кро-шечную рыбку, которая обещала спасти его от грядуще-го потопа, если он поможет ей вырасти. В «Махабхарате» эта рыбка является воплощением Брахмы, по другим преданиям, рыба — аватара Вишну. Герой помещал рыбу, по мере того как она росла, во все большие по ем-кости резервуары с водой, и в конечном итоге выросшую рыбу пришлось отпустить в океан. Она пред-упредила Вайвасвату, что потоп начнется через неде-лю, и по ее совету Вайвасвата построил корабль и при-вязал его к рогу рыбы. Рыба привела корабль к горе, где герой сказания и пережил потоп. Когда воды сошли, Вайвасвата принес богам жертву, и тогда появилась девушка, ставшая его женой. Индуистская религиозная традиция относит этот текст к началу эпохи Кали Юги, то есть примерно к 3100 году до нашей эры.

Девкалионов Всемирный потоп

Древние греки полагали, что потопов было три: в древнегреческой мифологии они известны, как Огигов, Девкалионов и Дарданов. Платон считал, что потопов было множество. Первый из потопов, Огигов, произошел в годы прав-ления царя Огига, одного из царей Фив, что в Средней Греции, и основателя Элевсина, города в Западной Ат-тике. Результатом этой глобальной катастрофы было опустошение Ат-тики, разрушение ее городов. В стране начался период безвластия, который продолжался около двухсот лет и окончился лишь с воцарением афинского царя Кекропа. По версии христианского историка III века Секста Юлия Африкана, Огигов потоп произошел во время ис-хода евреев из Египта.

Следующий потоп, Девкалионов, произошел из-за царя Аркадии Ликаона и его сыновей, которые принесли в жертву богу Зевсу мальчика. Верховный бог Олим-па превратил за это Ликаона в волка, а человечество решил истребить в водах потопа. Однако сын титана Прометея, Девкалион и Пирра , его жена спаслись в ковчеге, построенном по указанию его отца. Через де-вять дней потопа ковчег пристал к горе Парнас.

Дарданов потоп назван по имени Дардана, сына Зев-са и плеяды Электры, который был родоначальником племени дарданов. В его время также произошел потоп, но Дардан переправился на надутом кожаном бурдюке из Самофракии к противоположному берегу Малой Азии, где женился на дочери местного царя и основал город Дардан. Его внук построил город, который был назван Троей. Однако Платон в своих «Законах» выделяет из ряда различных потопов «самый большой потоп из всех» и утверждает, что он произошел за 10 000 лет до его времени (Платон жил в V—IV веках до нашей эры).

Легенды и мифы о потопе зафиксированы у народов Вавилонии, Палестины, Сирии, Фригии, Индии, Китая, Бирмы, Вьетнама, Тайваня, островов Индонезии, Фи-липпин, Андаманских островов, Камчатки, Новой Гви-неи, Австралии, на островах Меланезии, Микронезии и Полинезии, у индейских племен от Огненной Земли до Аляски. Но, что интересно, предания о подобной глобальной катастрофе почти не встречаются у народов Африки.

Доказательства Всемирного потопа

Ученые сотни лет пытаются осмыс-лить столь широко распространенные предания о потопе. Ведь доказательства Всемирного потопа найдены в большом количестве. На сегодняшний день обнаружены очень значительные слои гли-ны, которые, возможно, связаны с наносами, сделанны-ми водами потопа. По их радиоуглеродной датировке можно предположить, что грандиозное наводнение слу-чилось примерно в то время, о котором рассказал Платон. Впрочем, что касается сроков, то здесь есть существенная проблема. Радиоуглеродный метод, которым сегодня пользуются ученые для датировки событий, предполагает, что количество углерода не менялось скачкообразно. Однако ряд полученных данных говорит о резком изменении количества углерода в определенные периоды. Авторы книги “Цикл космических катастроф. Катаклизмы в истории цивилизации” Ричард Фэйрстоун, Ален Уэст и Симон Уэрвик-Смит приводят доказательства глобальной катастрофы, случившейся в прошлом, вызвавшей изменение климата, уничтожившей значительную часть животных и изменившей содержание углерода. Таким образом, без учета глобальных катастроф, производимая датировка неверна. Тем временем находки остатков морской флоры и фауны в древних отложениях высоко в горах подтверждают затопление водой всей поверхности земли. Морские ракушки и отпечатки окаменевших рыб достаточно часто встречаются в горных районах, что неопровержимо доказывает, что когда-то над этими горами была толща воды.

Что касается других потопов, имевших локальный характер, то их пытаются связать с наводнениями, которые известны. Греческую историю о Девкалионовом потопе ученые связывают с крупным цунами, происшедшим в 1800— 1500 годах до нашей эры. Также высказывалось пред-положение о большом цунами в Средиземном море, которое было вызвано извержением вулкана, датиру-емым приблизительно 1630—1600 годами до нашей эры. Цунами обрушилось на юг Эгейского моря и остров Крит, однако не затронуло города в материковой Греции (Микены, Афины и Фивы), которые продолжали про-цветать.

Знаменитый исследователь морских глубин Роберт Боллард с помощью подводных роботов обследовал затонувшие поселения у берегов Северной Турции. Анализ данных показал, что затопление этих поселений было следствием внезапной глобальной катастрофы, а датировка этого события близка к Библейской. Выдвигается также теория о падении на землю ги-гантского астероида или даже группы астероидов, которые и спровоцировали Всемирный потоп. Удар такой силы мог вызвыть разлом в земной коре, откуда на поверхность начала извергаться лава, и вода из подземных источников. Само по себе, это могло бы вызвать волны такой величины, что они могли бы затопить почти все. Кроме того, испарение большой массы воды в атмо-сферу повлекло за собой небывалые дожди. По другой теории, это был метеорит или комета, которые врезались в Индийский океан приблизительно в 3000—2800 годах до нашей эры, создав 30-километровый подводный кратер Баркл и вы-звав гигантское цунами, затопившее огромные территории. Иудеи, христиане и мусульмане в один голос призна-ют Всемирный потоп как исторический факт. Истории о нем, зафиксированные в мифологии разных народов мира, указывают на то, что они на самом деле основаны на реальном событии. Некото-рые же различия и особенности в повествованиях вполне объяснимы в силу их долгой передачи из уст в уста, начиная со времени потопа и заканчивая нашим временем.

Глава 8. Библейский миф о Потопе

Вот одна из интепритаций мифа о Потопе в более вольном пересказе. Ной не был склонен расставаться со своей невинностью, хотя его часто побуждали к этому, и он дождался, пока Бог нашел ему женщину, которая оставалась единственной девственницей в те времена. Именно она родила ему сыновей - Сима, Хама и Иафета. Когда они возмужали, Ной женил их на дочерях Елиакима, сына Мафусала.

Господь предупредил Ноя о Потопе, и Ной распространил это известие среди всех людей, проповедуя покаяние, куда бы он ни приходил. Хотя его слова горели огнем, словно факелы, люди смеялись над ним: «Что такое потоп? Если это огненный потоп, то у нас есть alitha (асбест?), и мы спасемся; а если это вода, то у нас есть железные полотнища, которые никакая вода из земли не сможет пробить. А против воды с неба мы можем использовать ageb (навес?)». Ной предостерегал их: «Господь пошлет воды, которые будут кипеть у вас под ногами!». Они хвастались: «Какой бы ни был потоп, мы такие высокие, что вода не поднимется нам даже до шеи; а если Он откроет шлюзы Тионы, мы наступим на них и так закроем их».

Господь приказал Ною построить из дерева гофер и осмолить внутри и снаружи просторный ковчег для себя, для своей семьи и для «всех животных и всякой плоти». Он должен был взять по семь чистых животных и птиц и по паре нечистых и гадов и запастись для них пищей. Пятьдесят два года Ной был занят строительством ковчега; он работал медленно в надежде отсрочить месть Бога.

Бог Сам придумал план ковчега. Каждое жилье было поделено на сотни отделений, и в самом нижнем должны были находиться дикие звери и домашние животные, в среднем - все птицы, в верхнем - все гады и семейство Ноя.

Некоторые бродячие духи тоже вошли в ковчег и были спасены. Пара чудовищ, которые были слишком велики для ковчега, тем не менее, выжили: Буйвол, который плыл позади ковчега, положив на него нос, и Великан Ог, который был сыном Хийи и женщины, ставшей потом женой Хама и уговорившей Ноя взять Ога, голову которого поддерживала веревочная лестница. В благодарность Ог поклялся быть рабом Ноя; но хотя Ной кормил его через окошко, после потопа Ог вновь принялся за старое.

Когда Ной начал отбирать животных и птиц, и гадов, он пришел в такой ужас от предстоящей ему задачи, что вскричал: «Господь Вездесущий, как мне справится с этим?». Тогда ангелы-хранители всех видов слетели с Небес и, принеся с собой корзинки с едой, поставили их в ковчег, так что вся живность пришла сама. Случилось это как раз в тот день, когда умер Мафусал, а было ему девятьсот шестьдесят девять лет, и до Потопа оставалась еще целая неделя. Господь отсрочил Потоп на время траура в надежде, что человечество раскается. Он приказал Ною сидеть возле двери ковчега и внимательно осматривать каждое приближающееся существо. Те, кто ползли по дороге, должны были быть допущены в ковчег, а те, кто шли, выпрямившись, не должны были быть допущены. Говорят, что, согласно указаниям Господа, если существо мужского пола приказывало женщине опуститься на колени, то оба допускались в ковчег, но если приказывала женщина, то оба не допускались. Он же приказал так, потому что в это время не только мужчины впадали в скотство. Звери отказывались от своих самок, и жеребцы предпочитали ослиц, а ослы - кобылиц, псы - волчиц, змеи - черепах и так далее; более того, самки часто помыкали самцами. Господь решил истребить все живое, оставив лишь тех, кто был покорен Его воле. Задрожала, закачалась Земля, потемнело солнце, сверкнула молния, прогремел гром, и оглушительный голос, какого никогда еще не слышали на Земле, зазвучал над горами и равнинами. Это Бог, пугая грешников, призывал их к покаянию, но напрасно. И он выбрал воду, а не огонь для наказания молчаливых грешников и открыл Небесные шлюзы, убрав двух Плеяд; позволив таким образом Верхним и Нижним Водам - мужскому и женскому элементам Тионы, которые он разделил в дни Творения, - воссоединиться и в космическом объятии разрушить мир.

Потоп начался на семнадцатый день второго месяца, когда Ною исполнилось шестьсот лет. И он, и все его семейство вошли в ковчег, и Бог накрепко закрыл за ними дверь. Но даже Ной все еще не мог поверить, что Бог смоет Свой великолепный труд, поэтому не прятался, пока вода не дошла ему до лодыжек.

Вода быстро затопила всю землю. Семьсот тысяч грешников собрались возле ковчега, умоляя: «Открой дверь, Ной, впусти нас!». А Ной кричал изнутри: «Разве я не просил вас покаяться целых сто двадцать лет, но вы не слушали меня!» - «Мы каемся», - отвечали ему. «Поздно!» Люди пытались сломать дверь и перевернули бы ковчег, если бы стая отвергнутых волков, львов и медведей не разорвали сотни людей на куски. Остальные разбежались. Когда поднялись Нижние Воды Тионы, грешники первым делом побросали в реки детей, надеясь остановить пребывание воды, а сами полезли на деревья и горы. Дождь сбрасывал их вниз, и вскоре поднявшиеся воды подхватили ковчег, а потом он поднялся на пятнадцать локтей над самой высокой вершиной. Волны швыряли его из стороны в сторону, так что все, кто были внутри, напоминали стручки гороха в кипящем горшке. Говорят, что Господь подогревал воды Потопа пламенем Бездны и наказывал пламенную похоть обжигающей водой, поливал огненным дождем грешников и не мешал воронам выклевывать глаза у тех, кто плыл в потоках воды.

Жемчужина, свисавшая с потолка ковчега, светила Ною и его семейству. Когда она бледнела, Ной знал, что наступило утро; когда же она становилась ярче, он знал, что скоро наступит вечер, и поэтому он мог вести счет Субботам. Говорят, однако, что свет исходил от священной книги, которую архангел Рафаил дал Ною. Она была украшена сапфиром и заключала в себе знания о звездах, искусстве врачевания и отпугивания демонов. Ной оставил ее в наследство Симу, а после него она переходила от Авраама к Иакову, Левию, Моисею, Иисусу и Соломону.

Двенадцать месяцев ни Ной, ни его сыновья не спали, постоянно занятые какими-то делами. Одни животные имели обыкновение есть в первый час утра или ночи, другие - во второй, третий или четвертый час или даже позже, и каждый требовал свою еду: верблюды - сена, ослы - ржи, слон - виноградных побегов, страус - разбитого стекла. Но говорят также, что звери, птицы, гады и даже люди питались одинаково - плодами смоковницы. Ной молился: «Господь Всемогущий, освободи меня из этой тюрьмы! Моя душа устала». К тому же, никто не знал, как кормить хамелеона; но однажды Ной открыл гранат, и из него вывалился червь, которого изголодавшийся хамелеон мгновенно съел. Тогда Ной замесил побеги верблюжьей колючки вместе с обычной мукой и стал кормить хамелеона червяками, которые вырастали в этом. Оба льва подхватили простуду, и они даже не смотрели в сторону своих обычных жертв, а ели траву, словно быки и коровы. Глядя на забившегося в угол феникса, Ной спросил: «Почему ты не требуешь еду?» - «Господин, - ответил феникс, - твои домашние и так очень заняты, поэтому я не хочу доставлять им еще больше забот». Ной поблагодарил феникса и сказал: «Пусть будет воля Божья на то, чтобы ты жил вечно!».

Ной поселил отдельно своих сыновей и их жен и запретил им плотскую близость: пока мир разрушен, они не должны были даже думать о его заселении. Такой же запрет он наложил на всех зверей, птиц и гадов. Лишь Хам, пес и ворон ослушались его. Хам согрешил, чтобы спасти свою жену от позора: если бы он не лег с ней, Сим и Иафет узнали бы, что она носит ребенка от падшего ангела Шемхазая. Тем не менее, Бог наказал Хама, сделав его кожу черной. Он наказал пса, в позоре соединив его с сукой после соития; и Он наказал ворона, заставив его осеменять самку клювом.

Когда миновали сто пятьдесят - другие говорят, сто сорок - дней, Бог закрыл Небесные шлюзы двумя звездами, взятыми из Большой Медведицы. Она до сих пор каждую ночь преследует Плеяд и рычит: «Отдай мои звезды». Потом Он послал ветер, чтобы он выгонял воды Тионы за край Земли, пока не убудет Потоп. На седьмой день седьмого месяца Ноев ковчег остановился на горе Арарат. В первый день десятого месяца показались вершины других гор. Подождав еще сорок дней, Ной открыл окошко и выпустил ворона посмотреть, не убыла ли вода. Ворон дерзко ответил ему: «Господь, твой господин, ненавидит меня; иты тоже меня ненавидишь! Разве не приказал Он: «Возьми по семь чистых животных и птиц и по паре нечистых и гадов?» Почему ты выбрал меня для опасного путешествия, если нас лишь двое? Почему ты бережешь голубей, когда их семь? Если я умру от холода или голода, в мире не останется воронов. Или тебе по вкусу моя жена?» Ной вскричал: «Ах ты, ослушник! Разве я не приказал тебе посмотреть, не закончился ли Потоп? Лети прочь и побыстрее!» Но ворон не смирился: «Так я и думал! Тебе нужна моя жена!» В ярости Ной крикнул: «Неужели Господь не проклянет клюв, произносящий подобные речи?» И все, кто был в ковчеге, сказали: «Аминь!» Ной открыл окошко, и ворон, который успел обрюхатить свою подругу и других птиц, что были поблизости, таким образом, испортив их породу, улетел прочь, но вскоре возвратился. Ной опять послал его искать сушу, и он опять возвратился. На третий раз он не вернулся, пируя на трупах. Такой же приказ Ной дал голубю, который тоже вскоре возвратился, не найдя дерева, на котором можно было бы отдохнуть. Через семь дней он полетел вновь и возвратился к вечеру, неся в клюве сорванный листочек оливы. Голубь отправился в путь еще через семь дней и не возвратился. В первый день первого месяца Ной вылез на крышу ковчега и огляделся. Но увидел он лишь огромное грязевое море, простершееся до дальних гор. Даже надгробия Адама не было видно. До двадцать седьмого дня второго месяца ветер и солнце сушили землю, чтобы Ной мог выйти из ковчега.

Как только Ной коснулся ногой земли, он стал собирать камни и воздвигать алтарь. Бог «обонял приятное благоухание» сожженных приношений и сказал: «Не буду больше проклинать землю за человека, потому что помышление сердца человеческого - зло от юности его, и не буду больше поражать всего живущего, как я сделал: впредь во все дни земли сеяние и жатва, холод и зной, день и ночь не прекратятся». И благословил Бог Ноя и сынов его и сказал: «Плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю;…да страшатся и да трепещут вас все звери земные. и все птицы небесные, все, что движется на земле, и все рыбы морские». А еще он разрешил всем есть мясо, но без крови, объяснив, что душа зверя в крови его, и ввел наказание смертью человеку или зверю, совершившему убийство. Потом Он поместил на небо Радугу и сказал: «И будет, когда Я наведу облако на землю, то явится Радуга [Моя] в облаке; и Я вспомню завет Мой, который между Мною и между вами и между всякою душою живою во всякой плоти; и не будет более вода потопом на истребление всякой плоти».

Из книги Древний Шумер. Очерки культуры автора Емельянов Владимир Владимирович

Миф о потопе Единственный экземпляр этого таинственного текста был обнаружен в составе табличек Ниппурской библиотеки экспедицией Пенсильванского университета. Прочесть можно всего шесть небольших фрагментов текста, его начало и конец, равно как и предназначение, до

Из книги Тайна Ноева ковчега [Легенды, факты, расследования] автора Мавлютов Рамиль

Глава 9. Миф о Потопе - греческий и аккадский Параллельно мифу о Потопе из Книги Бытия существуют два других мифа: греческий и аккадский. Аккадский миф, в основе которого сказание о Гильгамеше, был известен у шумеров, хурритов и хеттов. В нем героя Утнапиштима

Из книги Атлантида и Древняя Русь [с иллюстрациями] автора Асов Александр Игоревич

ИНДИЙСКИЕ ПРЕДАНИЯ О ПОТОПЕ А теперь отправимся в Индию - страну с одной из самых древних культур. Традиции Индии не прерывались несколько тысячелетий. Предания Индии сохранились в неприкосновенности в отличие от мифов Китая или Египта, от которых до нас дошли лишь

Из книги Книга 2. Тайна русской истории [Новая хронология Руси. Татарский и арабский языки на Руси. Ярославль как Великий Новгород. Древняя английская истори автора

46. Русская секта субботников считала, что библейская Ассирия, библейский Египет и библейский Вавилон - это средневековая Русь Настоящий раздел содержит наблюдения наших читателей, объясняемые нашей реконструкцией.В статье С. Дудакова «Иерусалимские заметки»,

Из книги Шумеры. Забытый мир [ёфицировано] автора Белицкий Мариан

Легенда о потопе В рассмотренных нами мифах в качестве действующих лиц выступают боги. В сонме бессмертных, которые, однако, могли тяжело и даже смертельно «болеть», происходили самые разнообразные события, отражавшие земные дела, порой весьма прозаические. Однако в

Из книги Боги нового тысячелетия [с иллюстрациями] автора Элфорд Алан

Из книги Русь и Рим. Мятеж Реформации. Москва – ветхозаветный Иерусалим. Кто такой царь Соломон? автора Носовский Глеб Владимирович

Глава 5 Библейский царь Соломон и древности Стамбула = Иерусалима 1. Библия о царе Соломоне О царе Соломоне рассказано в кн. 3 Царств (2-11) и кн. 2 Паралипоменон (1–9). Соломон правит вслед за царями Саулом и Давидом. При этом Соломон с самого начала правит в Иерусалиме. Его

Из книги Шумеры. Забытый мир автора Белицкий Мариан

Из книги Книга 1. Античность - это Средневековье [Миражи в истории. Троянская война была в XIII веке н.э. Евангельские события XII века н.э. и их отражения в и автора Фоменко Анатолий Тимофеевич

Глава 2 Библейский Апокалипсис рассказывает об османском = атаманском завоевании XV–XVI веков 1. Краткое содержание Апокалипсиса В томе «Числа против Лжи», гл. 3 приведена датировка библейского Апокалипсиса концом XV века, полученная автором совместно с Г.В. Носовским.

Из книги Безмолвные стражи тайн (загадки острова Пасхи) автора Кондратов Александр Михайлович

Легенды о потопе Легенды о потопе распространены в самых различных частях света, от Европы до Австралии. Конечно, речь идет в них не о библейском всемирном потопе, насланном за грехи людей, а о стихийных бедствиях - наводнениях, гигантских волнах-цунами, штормовом нагоне

Из книги Книга 2. Освоение Америки Русью-Ордой [Библейская Русь. Начало американских цивилизаций. Библейский Ной и средневековый Колумб. Мятеж Реформации. Ветх автора Носовский Глеб Владимирович

Глава 4 Библейский царь Соломон и древности Стамбула = Иерусалима 1. Что рассказывает Библия о царе Соломоне О Соломоне говорят книги 3 Царств, гл. 2-11 и 2 Паралипоменон, гл. 1–9. Он правит вслед за царями Саулом и Давидом. При этом Соломон с самого начала царит в Иерусалиме,

Из книги Атлантида и Древняя Русь [с бо?льшими иллюстрациями] автора Асов Александр Игоревич

Индийские предания о потопе А теперь отправимся в Индию – страну с одной из самых древних культур. Традиции Индии не прерывались несколько тысячелетий. Предания Индии сохранились в неприкосновенности, в отличие от мифов Китая или Египта, от которых до нас дошли лишь

автора

Глава III. Рассказы о всемирном потопе Что говорят о нем разные племена и народы У многих, очень многих народов сохранилось до сих пор предание, что когда-то на земле был всемирный потоп.Говорят, весь земной шар был тогда покрыт водою, даже самые высокие горы скрылись под

Из книги Среди тайн и чудес автора Рубакин Николай Александрович

Что говорится о потопе в Коране Вот в этом-то и заключается главная неясность всяких сказаний о всемирном потопе. И правда, коли такой потоп действительно был, значит, это было не что иное, как чудо: он сам собой произойти не мог. Для этого, несомненно, потребовалось

Из книги Четвёртый ингредиент автора Брук Михаил

ГЛАВА 1. ИСТОРИИ НА БИБЛЕЙСКИЙ ЛАД. "ПОКУДА ЗЕМЛЯ СТОИТ, НЕ ПРЕКРАТЯТСЯ ПОСЕВ И ЖАТВА, ХОЛОД И ЗНОЙ, ЛЕТО И ЗИМА, ДЕНЬ И НОЧЬ", - да будут прощены эти слова тем, кто скажет их

Из книги Царский Рим в междуречье Оки и Волги. автора Носовский Глеб Владимирович

12.4. Тит Манлий-отец и библейский Давид Тит Манлий-сын и библейский Авессалом Любовь, конфликт и гибель сына, «привязанного волосами к деревянному столбу» Рассказ Тита Ливия о Второй Латинской войне и особенно сюжет о Тите Манлии-сыне близок к ветхозаветной истории войны