XVII. Монархические реформации первой половины XVI века. Реформация в швеции - история швеции Король Густав Ваза - проводник Реформации в Швеции

Введение

Глава I. Швеция накануне Вестеросского риксдага . 24

1.1. Шведское общество перед Реформацией 24

1.2. Первые шаги Реформации. 40

1.3. Ханс Браск и борьба против реформационного вероучения. 57

1.4. Оценка Ханса Браска как исторического деятеля: Монография П. Стобеуса и мой отзыв на нее. 77

1.5. Политический кризис в середине 1520-х гг. Предпосылки и прообразы Вестеросского риксдага. 83

Глава II Вестеросский риксдаг: подготовка, ход, итоговая резолюция . 93

2.1. Подготовка к Вестеросскому риксдагу. Образцы пропаганды короля. 94

2.2. Состав риксдага и его ход по документальным и нарративным источникам. 101

2.3. Вестеросский рецесс - итоговое постановление риксдага. 118

2.4. «Введение Реформации»? Современная полемика о Вестеросском риксдаге. 122

Глава III. Вестеросские ордонансы. 130

3.1. Текст Вестеросских ордонансов по версии «Регистратуры» Густава 1. 131

3.2. Социально-правовая и культурная среда Вестеросских ордонансов. 141

3.3. Редакции Вестеросских ордонансов: история документа. 150

Глава IV. Документы, разъясняющие постановления Вестеросского риксдага . 202

4.1. Письмо риксрода жителям Швеции. 203

4.2. Комментарий Лаврентиуса Петри. 250

Глава V. Воплощение в жизнь решений риксдага . 258

5.1. Собор в Эребру и начало реформ церкви 259

5.2. Хозяйственные и административные последствия риксдага. 266

Глава VI. Восстание вестъетских господ . 282

6.1. Освещение восстания в хронике Педера Сварта. 282

6.2. Ход восстания, требования повстанцев и действия короля по данным документальных источников. 287

6.3. Историографическая дискуссия 554

о «Восстании вестъетских господ». 309

Глава VII Олаус Петри: проповедник и полемист . 325

7.1. Полемика накануне Вестеросского риксдага:

Диспут Олауса Петри и Педера Галле. 325

7.2. Олаус Петри и "Проповедь Слова Божьего" 328

7.3. Олаус Петри как последователь Лютера. Полемика с Паулюсом Элиэ. «Малая постилла».

Глава VIII Реформатор в роли историка:«Шведская хроника» Олауса Петри. 347

8.1. Роль исторических трудов в жизни и творчестве Олауса Петри. 347

8.2. Исследования хроники. Научная оценка «Шведской хроники» как исторического произведения. 368

8.3. Публикации и источниковедческие исследования. 376

8.4. Рукописи "Шведской хроники". 383

8.5. Древнейшая история Швеции и введение христианства в этой стране по хронике Олауса Петри. 406

8.6. Олаус Петри о Швеции зрелого и позднего средневековья 432

8.7. Идеи «Шведской хроники». 463

Заключение 493

Использованные источники и литература 522

Список сокращений

Введение к работе

Актуальность исследования

В истории Европы средних веков и раннего нового времени кардинально важную роль сыграли изменения, имевшие место в XVI веке. Одним из явлений, вызвавших судьбоносные изменения в истории Европы XVI века, являлась Реформация. В силу этого закономерен постоянный интерес историков к проблемам Реформации, ее этапам, событиям, деятелям и предпосылкам.

Специалисты России и ряда других стран долгое время основывали свои представления о Реформации преимущественно на материале более «классических» регионов - Германии, Швейцарии, Нидерландов, Англии. История Реформации в Швеции в российской и международной историографии изучена недостаточно. Между тем, она представляет значительный интерес. В Швеции, как и в некоторых других странах Европы, имела место т.н. Реформация «сверху» - своеобразное и интересное явление. Реформа церкви там была тесно связана с политическими преобразованиям и сыграла важную роль в формировании национальных абсолютистских монархий.

Для исследователя шведской Реформации (и Реформации в Европе в целом) значительный интерес представляет Вестеросскии риксдаг 1527 г. - всесословное собрание, постановления которого изменили отношения церкви и светского общества и усилили королевскую власть.

Этот риксдаг интересен по многим причинам. В нем отразились особенности шведской истории позднего средневековья и раннего нового времени, менталитет и психология сословий, общественные традиции и перемены. Он неплохо документирован. На его примере можно проследить, как общество взаимодействовало с королем, как воплощались в жизнь элементы народовластия. При этом в истории риксдага и его постановлений имеются неясные, спорные моменты.

В истории шведской Реформации немаловажен и социально-исторический аспект. Как реагировало общество на перемены? Как вели себя отдельные слои общества - дворяне, бюргеры, бонды? В каких случаях жители Швеции поддержали преобразования, а в каких противились им? Эти вопросы также рассмотрены в данной диссертации.

Реформация интересна и как явление, в котором актуальна роль личности. Современная историческая наука уделяет внимание не только истории общества в целом, но и истории человека в обществе. В этой связи интересна история участников событий, связан-

ньгх с Реформацией - духовного лидера шведских реформаторов Олауса Петри, короля-реформатора Густава Васы, вождя противников Реформации - епископа Ханса Браска.

Предметом исследования является ранний этап реформ: 1520-е - 1530-е гг. - время подготовки Вестеросского риксдага 1527 г. и воплощения его резолюций; сам этот риксдаг, его подготовка, ход и последствия, а также деятельность и взгляды участников событий, связанных с Реформацией - в особенности, Олауса Петри -духовного и идейного лидера шведской Реформации.

Цель и задачи исследования Тема раскрывается через несколько проблем: 1) предпосылки Реформации в Швеции и начало распространения реформационных идей; 2) политические действия Густава I, связанные с укреплением центральной власти, во многом, через акты Реформации; 3) социальная опора политики Густава Васы на данном этапе его правления; 4) отражение истории шведской Реформации в ее документах; 5) идеи и взгляды деятелей Реформации и их противников.

В диссертации освещены научные дискуссии по вопросам, связанным со шведской Реформацией, приведены собственные мнения автора и его полемика с зарубежными специалистами. Особым поводом для полемики явился тезис шведского историка М. Нюмана 1 о том, что этап, выделенный в данной диссертации как ранний период Реформации, в действительности не являлся реформационным: Реформация, по Нюману, была проведена в Швеции сверху в 1540-е годы; до этого реформы носили католический характер, не включали в себя изменений доктрины. Оценивая содержание указанных реформ, автор данной диссертации имел в виду концепцию Нюмана и необходимость ее критики.

Благоприятные возможности для дискуссии создает ситуация вокруг документов Вестеросского риксдага 1527 года - главного события ранней Реформации в Швеции. В данной диссертации приведены результаты исследований автора, посвященных упомянутым документам. Эти исследования носят новаторский характер и опираются на материал из шведских рукописных собраний.

Современные историки, стремясь по-новому разрабатывать классические исследовательские темы, подчас сочетают традиционные и новые подходы, и даже в рамках одной работы подчас приходят к выводам, дополняющим друг друга, освещающим разные грани исторической реальности. В данной диссертации среди прочего исследован вопрос о том, как лидер шведских реформато-

l Nyman М. Forlorarnas historia. Katolskt liv і Sverige fran Gustav Vasa till drottning Kristina. Uppsala, 1997.

ров - Олаус Петри проявил себя в ином качестве - в амплуа историка. Результаты исследования позволили обогатить и уточнить научные представления о лидере шведских реформаторов.

Хронологические рамки В истории шведской Реформации выделяется ранний этап реформ: 1520-е - 1530-е гг - время подготовки Вестеросского риксдага и воплощения его резолюций. На этом этапе была достигнута победа светской власти над католическим духовенством. Церковь утратила привилегии, была обложена налогом, ее земли были отчуждены в пользу короны и дворянства. Реформационное (по терминологии реформаторов - «евангелическое») вероучение получило официальное признание, на соборах шведского духовенства (конец 1520-х - 1530-е гг.) были приняты постановления о реформах богослужения, в основе которых лежали евангелические доктрины. Усилиями лидеров шведской Реформации Олауса Петри и Лаврентиуса Андреэ была создана и опубликована богословская, богослужебная и религиозно-просветительская литература на шведском языке.

Примерно с 1540 г. начался новый этап «королевской реформации»: политика Густава Васы, направленная на полное реформирование церкви и подчинение новой, национальной протестантской церкви королю. Эта политика совпала с курсом Густава Васы на усиление экономического, политического и военного могущества королевской власти и создание наследственной монархии (официально утверждена в 1544 г.). Для церкви период с 1540 г. -это время опалы старых лидеров Реформации и выдвижение новых (Лаврентиус Петри, Георг Норман). Перед новой, формирующейся церковью, на этом этапе встает ряд важных задач: укоренение евангелического вероучения, реформа церковно-приходского образования. Это также время борьбы с контрреформацией и с конкурирующими протестантскими вероучениями, преимущественно с кальвинизмом.

Для Швеции период со второй половины правления Густава Васы, продолжавшийся практически столетие - качественно иной. Это время борьбы королевской власти за закрепление достижений в политической, экономической и военной области, преодоление сепаратистских тенденций, оформление отношений с церковью, и со светской аристократией. Результатом этапа, который можно определить как зрелую и позднюю Реформацию, было окончательное оформление Швеции как протестантской державы, обретение официального вероисповедания и церковного законодательства. В этот период Швеция заняла место в новой системе международных отношений, определила основные направления внешней политики почти на два столетия вперед.

Все перечисленные факторы доказывают обоснованность и целесообразность выделения 1520-х - 1530-х годов как отдельного периода Реформации в Швеции («ранняя Реформация») и специального рассмотрения этого периода в фундаментальном научном исследовании.

Источники Указанная проблематика определяет выбор источников. К источникам первостепенной важности относится т.н. Регистратура Густава I. Примерно с начала XV в. в Швеции с государственных актов снимались копии, из которых формировались архивные дела или книги - т. н. «регистры» 2 . С конца XV в. практика создания регистров становится систематической, появляются крупные собрания копий - «регистратуры». При Густаве Васе такая «Регистратура» велась в течение всего правления этого короля. Она включала в себя копии государственных постановлений, а также списки с посланий, исходящих от короля и Государственного совета. В конце XIX - начале XX в. эти материалы были опубликованы.

Выбор «Регистратуры Густава І» в качестве одного из основных источников обусловлен многоплановостью и информативностью этого собрания документов. В «Регистратуре» представлена политическая история Швеции, отраженная в указах, постановлениях, письмах, протоколах. «Регистратура» содержит памятники экономической истории: ленные грамоты, договоры, предписания фогдам. Имеются сведения о религиозной жизни, культуре, менталитете шведов. И, конечно, «Регистратура» является памятником истории короля Густава I.

В другом собрании источников - политических актов - представлены протоколы риксдагов, заседаний риксрода, а также ряд резолюций, писем, постановлений из городских, церковных и других архивов и библиотек 3 . Документы систематизированы, снабжены комментариями. «Документы по истории реформации и церкви» дополняют материал по истории церковной реформы, содержат документы, отсутствующие в других собраниях опубликованных памятников 4 . Интересным источником является переписка линчёпингского епископа Ханса Браска 5 . В начале 20-х гг. XVI в.

2 См.: SchuckH. Rikets brev och register. Stockholm, 1976.

3 Svenska riksdagsakter jamte andra handlingar som hora till statsforfattningens
historia. Ser. I. B. I-II. Stockholm, 1887-1938.

4 Handlingar till Sverges reformations- och kyrkohistoria under Konung Gustaf
I. I-II. Stockholm, 1841-1842.

5 BraskH. Latinsk korrespondens 1523. Stockholm, 1973; Samling afBiskopen Hans Brasks Bref, giord af framledne Arke-biskopen Doct. Eric Benzelius den yngre, sadan som den befmnes pa Linkopings bibliothek. Linkoping, 1793.

линчёпингский епископ фактически оказался лидером шведской церкви. Его корреспонденция разнообразна; в данной диссертации использованы письма, в которых отражена борьба вокруг реформацію иных идей, распространявшихся в Швеции в 1520-е годы.

Из городских книг, которые велись в правление Густава Васы сохранились книги Стокгольма, Йенчёпинга, Арбуги и Энчёпин-га 6 . Это протоколы магистратов - т.н. tankebocker, «памятные книги». Они (прежде всего, книги Стокгольма - наиболее подробные из всех) содержат документы, имеющие отношение к Реформации - записи, касающиеся редукции церковной собственности, документы об участии стокгольмских бюргеров в Реформации.

Сочинения Олауса Петри 7 дают представление о мировоззрении шведского гуманиста-реформатора, о его религиозных взглядах. В контексте данного исследования интерес представляли бо-гословско-полемические труды Олауса Петри, а также труды практического назначения: проповеди, наставления. И, конечно, важны работы реформатора, в которых раскрываются его социально-этические взгляды: «Шведская хроника», проповедь на коронации Густава Васы.

«Хроника короля Густава I» Педера Сварта - произведение, посвященное правлению Густава Васы 8 . Как и любой нарративный памятник, она не безупречна. Историки XX в. подвергли сомнению сообщения Сварта, отметив, что его хроника - по сути, апология Густава Васы. Все же это - один из основных источников по истории Швеции данного периода.

В работе использованы дополнительные материалы - памятники по средневековой церковной, политической и правовой истории Швеции, в частности законы 9 , которые действовали в рассматри-

6 Arboga stads tankebok III, 1493-1533 I Utg. av Erik Noreen och Torsten Wenningstrom. Uppsala, 1939-1940; Arboga stads tankebok IV, 1534-1569 / Utg. ar Erik Noreen. Uppsala, 1941-1950; Enkopings stads tankebocker 1540-1595 I Utg. av Sven Liung. Stockholm, 1960-1966; Jonkopings stads tankebok 1456-1548 / Utg. af Carl M.Kjellberg. Jonkoping 1915-1919; Stockholms stads tankebocker 1544-1548. Utg I genom Joh. Ax. Almquist. Stockholm, 1936. Stockholms stads tankebok 1524-29 mm. av m:r Olauus Petri Phase I Utg. Ludvig Larsson. Lund, 1929-1940.

7 Olavus Petri Samlade Skrifter. Uppsala, 1914-1917. Bd. I-IV. 8 Peder Swart Konung GustavLskronika. Stockholm. 1912. 9 Konung Christoffers landslag / Samling af Sveriges gamla lagar utg. af D.C.F.Schlyter. Lund, 1869. Vol. XII; Konung Magnus Erikssons Landslag I Samling af Sveriges gamla lagar utg. af D.C.F.Schlyter. Lund, 1862. Vol. X; Magnus Erikssons Stadslag і nusvensk tolkning av Ake Holmback och Elias Wessen. Lund, 1966. Svenska landskapslagar. Tolkade och forklarade for

ваемую эпоху, а также - сборники проповедей - постиллы. Комплекс этих источников дает содержательную картину как политической истории Швеции, так и истории идей в этой стране. Ряд памятников (привилегии городам, жалованные грамоты, охранные грамоты, протоколы риксрода, протоколы риксдагов, постановления короля) содержат сведения о расстановке сил в обществе, о роли различных социальных групп. Некоторые документы - предписания фогдам, обязательства, указы о пожалованиях - дают представление об экономической политике короля, которая на данном этапе была связана с проведением Реформации.

В нескольких главах диссертации исследованы неопубликованные списки документов, принятых по итогам Вестеросского риксдага 1527 г. Эти списки в основном выполнены в XVT-XVTI вв. и, по большей части, включены в состав рукописных книг того же времени. Большинство документов написаны на среднешведском либо ранне новошведском языке. По содержанию кодексы делятся на две группы. Первую составляют сборники копий шведских документов средневековья и начала раннего нового времени. Сборники составлены аристократами, в первую очередь -политическими и культурными деятелями Швеции конца XVI в. -Эриком Спарре 11 и Хогеншильдом Бьельке 12 .

Вторую группу составляют другие манускрипты XVT-XVTI в. -кодексы либо разрозненные листы в Уппсальской университетской библиотеке и в Государственном архиве Швеции. В библиотеке Уппсальского университета собраны рукописные книги, составленные из документов правового содержания (серия "В" 13), исторических источников (серия "Е"), памятников по истории шведской церкви (серия "К"). Из документов, хранящихся в Государственном архиве, особый интерес представляют разрозненные листы - копии с постановлений риксдагов. Представленные там списки с резолюций риксдага 1527 г. незначительно отстоят по

nytidens svenskar av Ake Holmback och Elias Wessen. Ostgotalagen och Upplandslagen. Stockholm, 1933.

10 Svenska medeltidspostillor utg. af Svenska fornskrift-sallskapet. Stockholm, 1905-1906,1909-1910. Bd. IV-V. "Riksarkivet (сокр.: RA), cod. B7, B8.

12 Uppsala universitetsbibliotek (сокр.: UUB). Cod. E 131 (в двух томах). Из-за темно-зеленого переплета, сделанного в XIX в. кодекс получил название «Зеленая книга Бьельке».

13 В состав таких кодексов входят списки областных и общегосударственных законов, а также статутов исходящих от правителей и государственных советов Швеции. Кроме того, присутствуют выписки из памятников шведского, канонического и римского права, комментарии, правовые казусы.

времени от самого события и представляют ценность для уточнения источниковедческой характеристики документов, реконструкции истории их создания и уточнения текста 1 .

В целом использованный рукописный материал позволил обогатить представления о важных для шведской истории источниках, ввести в оборот ряд рукописных списков, сделать находки и получить самостоятельные выводы.

Методы исследования. В данной диссертации автор стремился применить достижения, традиции и методы как «старых», так и «новых» школ. В трудах историков прошлых лет диссертант считает ценными качествами основательность, строгую научную логику, высокую профессиональную культуру, интерес к крупным проблемам. Из приоритетов современной науки для автора актуальными являются интерес к языку и текстам, критика стереотипов, внимание к индивиду и к субъективному началу.

В диссертации применен комплексный подход. Проанализированы факторы исторического процесса и взаимодействие между ними, события рассмотрены под разным углом. Подобный подход целесообразен применительно ко многим историческим проблемам, но в данном случае он еще и обусловлен спецификой Реформации, которая являлась сложным, многогранным явлением. В диссертации применен и микроисторический подход: это отразилось в намеренном относительном сужении хронологических рамок (до примерно двух десятилетий), что позволило углубить анализ, сделать его разносторонним, избежать поверхностных суждений.

При всем многообразии исследовательских ракурсов диссертации, некоторые аспекты исследования - социально-политический, идеологический и правовой - являются приоритетными. Политика, идеология и право - основы любого государства и общества, в том числе государства и общества XVI века. Поэтому они особенно важны и для данного исследования.

Во многом в связи с указанным интересом к политико-правовой тематике, в ряде разделов работы применен междисциплинарный историко-источниковедческий подход, что позволило глубже понять и местами уточнить текст и историю создания документов (особенно постановлений, созданных по итогам Вестеро-сского риксдага) и в целом обогатить и усилить работу.

Историки XX-XXI веков не раз подчеркивали, что историческое исследование должно быть органичным, естественным. В данной работе факты рассмотрены в естественном историческо-событийном контексте, что делает изложение последовательным и цельным. Зна-

чительное внимание уделено предпосылкам событий и истокам явлений; события рассмотрены в исторической перспективе.

Историография раннего правления Густава Васы и шведской Реформации обширна. Уместно упомянуть работы, направления и тенденции, непосредственно связанные с темой диссертации.

Основы научного изучения истории Швеции были заложены в середине - второй половине XIX в., когда появились фундаментальные исследования по истории церкви, права, политических институтов, были опубликованы многие исторические источники.

Вехой в национальной историографии стало исследование X. Форселля, положившее начало глубокому изучению формирования государственной экономики - прежде всего, казенных финансов как основы монархии - и, в связи с этим, концентрации и расширения земельных владений короны 15 . Отчасти опираясь на данные Форселля, историк Э. Хекшер осмыслил типологию шведского общества при Густаве I и сделал вывод, что в Швеции при Густаве Васе была реализована модель меркантилизма в условиях натурального хозяйства 16 .

Во многом благодаря исследованиям И. Хаммарстрём 17 были внесены коррективы в оценку экономической политики Густава Васы. И. Хаммарстрём показала, что Швеция была втянута в торговлю Балтийского региона, в ней была развита внутренняя торговля, в которой участвовало все общество. Выводы Хаммарстрём позволили иначе взглянуть на роль бюргерства, прежде всего его купеческой верхушки, а также на взаимоотношения короля с бюргерством в свете поступлений, которые корона получала от городов.

Роль торговли как движущего фактора социального развития подчеркивается и в других работах по истории Швеции 18 . В целом, современная историография констатирует и активность короны, и значимость объективных тенденций, которые подчас были сильнее, чем эффект преобразований «сверху» 1 .

l5 ForsellH. Sveri ges inre historia fran Gustaf I. Stockholm, 1877-1881, d.I; Idem Sverige 1571. Forsok till en administrativ-statistisk beskrivning. Stockholm, 1872.

l6 Heckscher E.-F. Sveriges ekonomiska historia fran Gustav Vasa. Stockholm, 1935-1936. D. 1,B. 1-2.

11 Hammarstrom I. Finansforvaltning och varuhandel 1504-1540. Uppsala, 1956. 18 См. Например классические, сохраняющие свою актуальность исследования: Сванидзе А.А. Средневековый город и рынок в Швеции, М., 1980. XII-XV вв. I.M. Munktell. Gods, godsagare och landbor 1450-1520, Goteborg, 1982. 19 Norborg L.-A. Krona och stad і Sverige under aldre Vasatid II "Historisk Tidskrift", 83, 1963.

В России шведской Реформации посвящена небольшая, но добротная книга Г.А. Дементьева 20 . Внимание автора привлекли оба важнейших аспекта Реформации: религиозный и политический, а также предыстория реформ. Однако историография шведской Реформации со времени написания книги значительно ушла вперед, и некоторые оценки Дементьева нуждаются в уточнении.

Многие зарубежные исследования шведской Реформации посвящены ее лидеру Олаусу Петри - разностороннему деятелю, богослову и историку. Научное изучение его творчества началось на рубеже XIX и XX вв. В первых исследованиях он предстает как ренессансный человек, порвавший со средневековым догматизмом, проповедующий религию «без посредничества» - в отличие от католических прелатов - «людей средневековья». Последующая историография - как европейского Ренессанса и Реформации в целом, так и шведской реформации - поколебала такие построения.

Поначалу ученые считали, и во многом справедливо, что Олаус - верный последователь и ученик Лютера 21 . Однако начиная с 1920-х гг. несколько исследователей, прежде всего К. Берген-дофф и И. Хольмквист, показали, что Олаус Петри черпал идеи не только у Лютера, но и у других теологов 22 . Так было положено начало дискуссии о различиях между Олаусом Петри и Лютером. В работе С. фон Энгестрёма (1941) был поставлен вопрос об отношении Олауса к средневековой церкви: Олаус, по сравнению с Лютером, более терпим к католицизму, более склонен подчеркивать свою преемственность в отношении средневекового христианства 23 .

Изучение реформаторской позиции Олауса Петри было стимулировано новациями в изучении европейской (в частности, немецкой и датской) Реформации. Следствием этих новаций явилась фундаментальная работа С. Ингебранда, посвященная богословским воззрениям Олауса Петри. Ингебранд видел отличие богословия Олауса от теологии Лютера в том, что шведский богослов

Дементьев ГЛ. Введение Реформации в Швеции, СПб, 1892. 2l Westman, К.-В. Reformationens genombrattsar і Sverige. Stockholm 1923; Idem. Reformation och revolution. En Olavus Petristudie. Uppsala Universite-tets Arsskrift, 1941.

22 Bergendoff C. Olavus Petri and the ecclesiastical transformation in Sweden 1521-1552.2-d ed., Philadelphia, 1965.Holmquist Hj. Fran reformationen till romantiken. I Handbok і svensk kyrkohistoria. Stockholm, 1940 B. 2. 23 Engestrom S., von Olavus Petri och den medeltida kristendomen II "Uppsala Universitetets Arsskrift", 1941.

был близок «реформаторам-гуманистам», призывавшим реформировать церковь в соответствии с текстами Священного Писания 24 .

Следующая крупная работа, посвященная теологии Олауса Петри, появилась в 1989 г. Ее автор К. Гардемейстер рассматривает отношение Олауса Петри к проблеме божественной воли и предопределения 25 . Различным сторонам творчества Олауса посвящена коллективная работа «Олаус Петри - многосторонний шведский реформатор», вышедшая в 1994 г. 6

Переосмысление в XX в. ключевых проблем шведской истории, и, в частности, правления Густава Васы, во многом связано с исследованиями основателя т.н. «гиперкритического направления» Л.Вейбулля. Он был убежден в недостоверности традиционно используемых нарративных источников и основанных на них концепций. В числе прочего, Вейбулль подверг источниковедческой критике повествование хрониста Педера Сварта о Вестеросском риксдаге 1527 г.

Современная скандинавистика, унаследовав традиции, заложенные Л. Вейбуллем, в отдельных случаях склоняется к реабилитации источников, забракованных этим ученым. Современный подход заключается в том, что исследователь, учитывая трудности источников, все же может отчасти реконструировать по ним объективную реальность, а также выявить позицию автора или его основные идеи. И, конечно, нарративные памятники продолжают привлекать авторов источниковедческих штудий.

Взаимосвязи Реформации и политического развития Швеции неоднократно вызывали интерес скандинавских историков. Вопрос о подготовке, обстоятельствах проведения и результатах Вестерос-ского риксдага 1527 г., главным результатом которого было постановление о секуляризации церковных земель, - один из ключевых для осмысления этой проблемы.

Средневековые шведские риксдаги - riksdag, riksmote, allmantmote возникли еще в XV в. 27 На них собирались представи-

Ingebrand S. Olavus Petris reformatoriska askadning. Uppsala, 1964. Предшественником Ингебранда в этом отношении был К. Бергендофф, показавший на конкретном материале близость Олауса Петри к реформаторам-гуманистам. У Ингебранда это наблюдение получило дальнейшее развитие и теоретическое обобщение.

25 Gardemeister С. Den Suverane Guden. En studie om Olavus Petriteologi. Lund, 1989.

26 Olaus Petri-den mangsidige svenske reformatorn. Uppsala, 1994.

27 А их непосредственные предшественники-собрания с участием пред
ставителей непривилегированного сословия-еще раньше, примерно с
начала XIV в.

тели сословных групп - дворянства, духовенства, бюргерства, вольных горняков и бондов. Со стороны торговых городов - чёп-стадов на риксдагах был представлен, как правило, патрициат -бургомистры и члены магистратов - родманы. Со стороны бондов, т. е. свободных крестьян-собственников, в риксдагах участвовали зажиточные, «лучшие» бонды. Таким образом, на риксдагах король общался с различными слоями общества, в том числе через «верхи» сословий. Значение риксдагов во второй половине XV -начале XVI вв. все более возрастало. В свете этого внимание исследователей неоднократно привлекал Вестеросский риксдаг 1527 г. - вследствие исключительности содержания и объема обсуждавшихся там вопросов, а также в силу того интереса, который представляют сохранившиеся документальные источники.

Исследователи Вестеросского риксдага - X. Йэрне, Э. Хильде-бранд, Л. Шёдин, С. Тунберг, Л. Вейбулль, X. Ирвинг, С. Чёллерстрём проанализировали состав участников, показали роль требований и интересов дворянства, выявили последовательность Густава Васы: добиваясь усиления своей власти, король использовал настроения и требования сословий 28 . Эти штудии так или иначе сопряжены с источниковедческим изучением протоколов риксдага и сопутствующих документов.

С вопросом о Вестеросском риксдаге связана и тема роли сословий и социальных групп в политике короля 29 . Ученые констатируют, что в Швеции позднего средневековья - раннего нового времени имело место и сотрудничество короны со свободным крестьянством, и их противостояние, столкновение интересов; нередкими были и крестьянские восстания 30 . Неоднозначным является вопрос об отношениях Густава Васы с дворянством, прежде всего, с его высшей группой - магнатами. Работы Э. Хильдебранда, Г. Карлссона, М. Робертса и других исследователей показывают: Густав Васа стремился к сотрудничеству с дворянством, к опоре на

HjarneH. Reformationsriksdagen і Vasteras. Stockholm, 1912; Hildebrand E. Gustav Vasa. 1521-1560 II Sveriges historia intill tjugonde seklet. Stockholm, 1903. Bd. Ill; Sjodin L. Vasteras mote 1527 II "Historik tidskrift", 1927-1928; Weibull L. Vasteras riksdag 1527; Yrving H. Gustav Vasa, kroningfragan och Vasteras riksdag 1527. Lund, 1956; Kjollerstrom S. Vasteras Ordinantia. "Scandia", 1960; Idem Vasteras riksdag och "goda, gamla, kristliga sedvanjor" II "Historiskt Tidskrift", 1960.

29 Ср.: СмиринММ. Геста Иоханессон, Церковная реформация в северных странах [О докладе шведского ученого на XI Международном конгрессе историков в Стокгольме] // «Средние века», 1961, вып. XX.С. 309-313 30 Behre G., OsterbergE., LarssonL.O. Sveriges historia 1521-1809, s. 35^41.

него, и одновременно ослаблял могущество магнатов. Немаловажную роль для короны играли и отношения с бюргерством (которые также не были лишены противоречий). В целом шведское бюргерство в указанный период явилось опорой короля 32 .

В исторической науке убедительно обобщен опыт исследования Реформации в Швеции 33 , которая определяется как процесс создания национальной церкви, отвечавший потребностям государственной централизации. Вместе с тем дискуссионными (особенно в силу новейших тенденций в историографии) 34 остаются вопросы о динамике реформ (т.е. началась ли Реформация в 1520-е или лишь в 1540-е годы), об их социальной базе (реформы сверху, или также движение "снизу"), о причинах толерантности реформаторов.

Все сказанное определяет основные направления данной работы. Во-первых, в ней анализируются особенности ранней Реформации как социально-политического процесса. Во-вторых, Реформация рассматривается в данной диссертации как собственно церковная реформа.

Как известно, в XVI в. слово "Реформация" означало вообще реформу и применялось при обозначении преобразований церкви. Историография подчас вкладывает в понятие "Реформация" различный смысл. В данной диссертации на основании исследовательского опыта автора и мнений, существующих в историографии, сформулировано следующее определение: Реформация - это особая реформа церкви (а также подготовка такой реформы, попытки такой реформы и движение за такую реформу), которая в основном завершилась в ряде стран Европы к концу XVI в. и для которой, как правило, характерна совокупность следующих признаков: 1) выход национальной (или региональной) церкви из-под

HildebrandE. Svenska statsforfattningens utveckling. Stockholm, 1898;/nfe?w Gustav Vasa 1521-1560. Stockholm, 1902; RobertsM. On aristocratic constitutionalism in Swedish history, 1520-1720, London, 1966. 32 Peterzen I. Studier rorande Stockholms historia fore Gustav Vasa. Stockholm, 1945. Ahnlund N. Stockholms historia fore Gustav Vasa. Stockholm, 1952, Norborg L.-A. Krona och stad і Sverige under aldre Vasatid. II "Historisk Tidskrift", 1963; Сванидзе А.А. Средневековый город и рынок в Швеции XIII-XV вв. Москва, 1980; Ее же: Социальная характеристика шведского бюргерства в XIV-XV вв. // «Средневековый город», № 6. Саратов, 1981.; Купеческая среда и средневековая балтийская общность// Цивилизация Северной Европ". СПб, 1992. Westman К.В. Reformation och revolution. En Olavus Petristudie. Uppsala, 1941.

33 Kjdllerstrom S. Kyrka och samhalle і Sverige efter reformationen. Promotions forelasning і Lundsdomkyrka. Lund, 1967.

34 Речь идет прежде всего об упомянутой в начале этого обзора монографии М. Нюмана.

власти Рима; 2) серьезные изменения социально-экономического, политического и юридического статуса церкви и духовенства и, соответственно, отношений церкви со светской властью и вообще с обществом; 3) существенные преобразования в области церковной догматики и богослужения, основанные на богословских идеях Лютера и ряда других теологов, которых принято именовать протестантскими теологами.

Этим «собственно Реформация» и ограничивается; однако, рассматривая ее как исторический феномен, специалист должен представлять ее в совокупности со множеством политических, социально-экономических, психологических, духовных и культурных предпосылок, причин, последствий и взаимосвязанных с ней процессов, характерных для раннего Нового времени.

В данной диссертации рассмотрен период с начала 1520-х гг. (проникновение в Швецию реформационных идей и начало сотрудничества Густава Васы с реформаторами) по начало 1540-х гг. - время завершения первой стадии реформационных преобразований, и, вместе с тем, определенного, ярко выраженного этапа политики Густава Васы, направленной на усиление королевской власти. В области идейного и духовного руководства реформацией это также особый период - время Олауса Петри и Лаврентиуса Андреэ. Этот этап вообще драматичен, судьбоносен. В считанные годы, и даже в считанные дни были приняты решения, определившие судьбу страны на столетие вперед. Предстояла борьба за реализацию и продолжение реформ, но основы были заложены в 1520-е - 1530-е гг. В связи с этим, данный период интересен как переходный. По сути и духу соответствуя Новому времени, он в то же время сохранял связь со средневековыми традициями, культурой, менталитетом.

Научная новизна. В российской науке данное комплексное исследование ранней шведской Реформации не имеет аналогов. При этом и по сравнению с зарубежными (в первую очередь, конечно, шведскими) исследованиями сделано немало нового. В ряде случаев удалось уточнить или углубить выводы предшественников, высказать полемические соображения, сделать находки.

Так, в диссертации на конкретном материале удалось оспорить тезис историка М. Нюмана, утверждавшего, что события 1520-х -1530-х гг. в Швеции не являлись реформационными. Источники свидетельствуют, что борьба вокруг идей Лютера в Швеции того времени фактически была началом Реформации. Осуществленная при создании той же главы работа с перепиской епископа Ханса Браска позволила создать содержательную исследовательскую

рецензию новейшей научной монографии, посвященной этому историческому деятелю.

В диссертации детально проанализированы источники и историографические концепции, относящиеся к истории Вестеросского риксдага, сформулирована и аргументирована авторская гипотеза создания и судьбы одного из самых интересных и дискуссионных источников в шведской истории - Вестеросских ордонансов. В отношении другого памятника - Письма риксрода об итогах Вестеросского риксдага - проделан источниковедческий анализ рукописей - значительно более объемный и глубокий, чем исследований этого документа, осуществленные шведскими историками. В связи с указанными исследованиями приведена полемика, уточнения и возражения на концепции предшественников. Некоторые рукописные памятники впервые введены в научный оборот. Приведен анализ крупных произведений - например, анализ «Малой постиллы» Олауса Петри, показавший, как соотносятся традиции и новации в творчестве шведского реформатора. Полемические соображения высказаны относительно резолюции съезда духовенства в Эребру (1529). В разделе о социально-экономических и административных последствиях Вестеросского риксдага присутствуют оригинальные исследования автора (особенно относительно редукции церковных владений в шведских городах). Глава о так называемом Восстании вестъётских господ является оригинальной авторской работой диссертанта, основывается на тщательной работе с источниками и содержит полемику с предшественником - шведским историком Л.А. Нурборгом и некоторыми другими авторами.

Заключительные разделы диссертации основаны на опыте исследовательской работы автора с «Шведской хроникой» Олауса Петри и подготовки комментированного перевода указанной хроники (который одновременно является первым переводом указанной хроники на какой-либо современный язык). Приведена оригинальная версия биографии Олауса Петри, где акцент сделан на творчестве Олауса как историка. Приведен обзор историографических концепций относительно «Шведской хроники»; этот обзор превосходит обзоры шведских предшественников, являясь более подробным и полным. Обобщены результаты источниковедческих исследований предшественников и приведены результаты собственной работы с рукописями «Шведкой хроники». Дана источниковедческая характеристика списков «Шведской хроники», хранящихся в Отделе рукописей Российской национальной библиотеки (Санкт-Петербург). Проанализированы содержание и идеи «Шведской хроники»; приведена полемика со шведскими учеными по конкретным проблемам.

В диссертации, в числе прочего, уточнена транскрипция ряда документов по сравнению с публикациями предшественников. Некоторые памятники опубликованы автором впервые, что уже само по себе является немаловажным вкладом в изучение выбранной проблематики.

Практическая значимость работы. Исследования, приведенные в диссертации, имеют существенное прикладное значение. Монография автора «Вестеросский риксдаг 1527 года» и другие исследования, представленные в диссертации, востребованы в России и за ее пределами, активно используются в преподавании (в Московском государственном университете, Российском государственном гуманитарном университете, Латвийском государственном университете и многих других учебных заведениях). Исследования автора вызывают интерес у ученых, преподавателей и студентов различных специальностей - историков, филологов, юристов, политологов. Опыт работы над диссертацией использован в преподавании истории средних веков и раннего нового времени (Университет Российской академии образования, университет Натальи Нестеровой) и истории Швеции (Российско-шведский научно-учебный центр). Исследования автора, представленные в данной диссертации, вызвали интерес во многих регионах России, в других странах (Украина, Белоруссия, Латвия, Эстония, Швеция, Финляндия, Дания, Франция, США), достойно представлены в интернете.

Апробация работы. Диссертация обсуждена на заседании Отдела западноевропейского средневековья и раннего нового времени ИВИ РАН. Основные положения и результаты работы изложены в монографиях и статьях автора. По теме диссертации сделан ряд докладов на конференциях и семинарах в России и за рубежом, в том числе в ведущих университетах изучаемой страны - Швеции.

Структура работы. Диссертация состоит из введения, восьми глав и приложения. Главы разделены на параграфы. Между главами существует тематическая взаимосвязь.

Оценка Ханса Браска как исторического деятеля: Монография П. Стобеуса и мой отзыв на нее

Союз с Хансом Браском был скреплен особым договором: Густав Васа обязался не давать никаких ленных пожалований в Эстеръётланде без согласия Браска, а также не заключать внешнеполитические союзы и вести переговоры с иностранными правителями без его санкции81. Регент также дал Браску обязательство блюсти все древние привилегии церкви, неприкосновенность ее служителей и владений; кроме того, не заключать с кем-либо из своих подданных союза против других подданных, но одинаково покровительствовать всем82.

Помимо духовного и светского фрельсе значительную роль в политике Густава Васы играли города и их бюргерство. Одним из первых постановлений регента являлось данное им в разгар освободительной войны подтверждение всех привилегий Иенчепинга. Затем последовали аналогичные подтверждения (stadfastelse) привилегий других городов: Седерчепинга, Скары, Линчёпинга, Кальмара, Уппсалы, Энчепинга, Выборга, Або, Вестероса, Сигтуны (Стокгольм еще находился в руках

Привилегии, которые Густав Васа давал городам, на протяжении 20-х - 30-х гг. порой не раз подтверждались очередными королевскими указами. Густав I учитывал интересы городов и горожан (особенно когда они совпадали с интересами короны), считался с их требованиями, давал разъяснения по поводу своей политики. Это прежде всего касалось вопросов, связанных с финансами и незаконной торговлей в обход установленных торжищ83. В целом, шведские города (в особенности Стокгольм - крупнейший город Швеции и традиционный союзник правителей-шведов) поддержали Густава Васу, и в большинстве своем сохранили лояльность в отношении короля во время восстаний против него.

В середине 20-х гг. XVI в. Густав Васа принял меры по восстановлению главного города страны, сильно пострадавшего от осады и массовых казней, учиненных Кристианом П. Уже в 1523 г., вскоре после взятия Стокгольма, король обратился к бюргерам всех торговых городов Швеции с призывом к «достойным бюргерам - добрым и верным шведам» переселяться в столицу84, где пустует каждый второй дом, и занимать опустевшие дома85. Сохранился также указ (октябрь того же 1523 г.), который предписывал бондам, проживающим в Эстеръётланде, заменять горожан Линчёпинга, убывших в Стокгольм; переселяющимся бондам. даровали статус бюргеров. И уже в самом начале своего правления Густав I налаживал связи с патрициатом шведского происхождения. Одно из первых постановлений Густава Васы, еще в бытность регентом -подтверждение прав бургомистра Андерса Симонссона на две усадьбы в приходе Вонга в Эстеръётланде87. Уже эти меры Густава Васы привели к усилению в столице шведского национального бюргерства -потенциальной опоры короля.

При этом, в отношении Стокгольма король, что вполне закономерно, занимал двойственную позицию. Он хотел и опереться на Стокгольм, и подчинить его, диктовать ему свои условия. В нарушение старинной традиции он не стал подтверждать привилегии Стокгольма сразу после капитуляции, а лишь пообещал сделать это в будущем. Тем самым он дал понять: все зависит от того, как бюргеры себя поведут88. Бюргеры проявили лояльность. Когда спустя некоторое время, в 1524 г. монарх спросил горожан, кого бы они хотели видеть в составе городского совета, те ответили: кого захочет король. Воспользовавшись этим, Густав Васа сделал членами магистрата и бургомистрами своих союзников и вообще угодных людей. Кроме того, он назначил городским секретарем Олауса Петри, предписав, чтобы секретарь имел право голоса в магистрате. Почти все (за одним исключением) новоиспеченные члены городского совета являлись шведами, а все выбывшие - немцами. Вместе с тем король

Густава Васы, то многие из них, в том числе два новоиспеченных бургомистра, являлись провинциалами - переселенцами из других городов, новичками не только в стокгольмском магистрате, но и вообще в Стокгольме91.

В дальнейшем, в 20-е - 30-е гг. выборы бургомистров осуществлялись на основе компромисса между магистратом и королем92. Правители Швеции и раньше стремились диктовать свою волю бюргерам при избрании городских должностных лиц. Так поступал Стен Стуре младший и, особенно, Кристиан П. Но именно Густав Васа придал этому вмешательству особо крупный масштаб93.

Вскоре после избрания Густава Васы королем обозначились острые проблемы, требовавшие решения: 1) назначение новых епископов; 2) коронация монарха; 3) уплата долга Любеку; 4) покрытие других К 1523 году шведская церковь фактически осталась без руководства. Архиепископ Густав Тролле бежал из страны и, в связи с июньским избранием короля, был низложен риксродом: своего рода повторное низложение архиепископа светскими властями94. Среди членов уппсальского соборного капитула имелись сторонники Тролле. Однако еще в марте 1523 г. в письме к капитулу члены риксрода категорически заявили: архиепископская кафедра является вакантной. И поскольку уппсальское духовенство не внесло вклад в борьбу с королем Кристианом, то, в порядке компенсации, покуда не будет избран новый глава шведской церкви, доходы от архиепископских владений должны поступать регенту95.

Члены уппсальского соборного капитула весной (?) 1523 г. избрали нового настоятеля - Иоханнеса (Иенса) Лаврентии. Густав Васа одобрил выбор, но потребовал, чтобы, по древнему обычаю, регент лично представил Иенса Лаврентии капитулу - иначе-де будет создан прецедент, нежелательный для последующих правителей. Король также просил вести в капитул своего капеллана Юхана Сассе, в награду за службу, которую Сассе сослужил регенту и королевству. При этом надлежало

Состав риксдага и его ход по документальным и нарративным источникам.

Близкими к моему мнению о Вестеросском риксдаге 1527 года оказались взгляды П. Стобеуса292. В своей монографии Стобеус подчеркивает, что требование «чистой проповеди Слова Божьего», отраженное в резолюции Вестеросского риксдага, неоднократно звучало в трудах Лютера и его сподвижников, которые вкладывали в эту формулу реформационное содержание. Очевидно, заключает Стобеус, подобное содержание вкладывали в эту формулу и шведские реформаторы на Вестеросском риксдаге 1527 года. Интересам Реформации служил и проведенный на риксдаге богословский диспут, тезисы которого носили ярко выраженный реформационный характер. Непримиримая позиция Ханса Браска на риксдаге объясняется прозорливостью этого епископа: он понял, какая судьба будет уготована церкви, если король и его сторонники-реформаторы возьмут верх. Стобеус заключает: «Неверно, что резолюция Вестеросского риксдага относительно церкви в основном затронула хозяйство и политические полномочия епископов. Исследователи слишком буквально истолковали доводы короля, который прилагал все усилия, чтобы отвести обвинения в том, что он покровительствует новой религии. Таким образом король добился, что участники риксдага признали проповедников, которые, по мнению Браска, провозглашали еретическое учение... Исповедание чистого Слова Божьего заключало в себе формулу, которая, на мой взгляд, была позаимствована у евангелического лагеря, возможно - почерпнута из сочинений Лютера... Конечно, это было ясно не всем участникам риксдага, но король и его советники рассчитывали, что указанная формула облегчит переход к изменениям в вероучении» 294.

В моей рецензии на книгу Стобеуса я не стал поднимать вопрос о совпадении мнений и о моем вкладе в изучение проблемы. Я ограничился тем, что выразил согласие с автором монографии и отметил его рассуждения о Вестеросском риксдаге как одно из достоинств работы.295

Итак, благодаря новейшим работам - в том числе, работам автора данной диссертации - концепция М. Нюмана была скорректирована. Было указано, что относительно умеренная резолюция о «Проповеди Слова Божьего» со стороны короля и его окружения носила тактический характер, Добившись от сословий формального согласия на редукцию церковного имущества и церковных доходов, изменив общественное и правовое положение церкви (вдобавок ко всему, в одностороннем порядке, без санкции духовенства), король одновременно добился резолюции о вере, создавшей условия для распространения лютеранских идей в Швеции и для реформы церкви в этой стране. Вестеросский риксдаг 1527 года фактически знаменовал собой начало Реформации.

Исследование источников - как документальных, так и нарративных - позволило мне в данной диссертации осветить состав, подготовку и ход Вестеросского риксдага 1527 года, отразить содержание его итоговой резолюции и других документов. В отношении исторического содержания рассмотренных событий представляется очевидным, что король Густав Васа на данном этапе Реформации был в первую очередь заинтересован в отчуждении церковной недвижимости и церковных доходов, а также в том, чтобы упразднить привилегии духовенства.

Вместе с тем, в обращении Густава Васы к делегатам риксдага, в дискуссиях на риксдаге и в итоговой резолюции многое несомненно было связано с Реформацией. Сам тот факт, что король и его союзники -реформаторы поставили в связи с риксдагом вопрос о ненужности и вреде привилегий духовенства, о бесполезности богослужений в том виде, в каком их совершала католическая церковь и о вреде многих церковных обычаев, говорит о том, что не только с точки зрения духовных лиц -последователей Лютера, но и с позиций короля Вестеросский риксдаг 1527 года являлся реформационным. В пользу такого вывода говорит и факт проведения на риксдаге богословского диспута (темой которого, по сути, было реформационное учение), и то, что на этот диспут ссылаются документы риксдага - ответы сословий и итоговое постановление. О том, что Вестеросский риксдаг 1527 года является реформационным, говорит и тесное сотрудничество короля Густава Васы с реформаторами - Олаусом Петри и Лаврентиусом Андреэ накануне риксдага и в ходе него. Особенно показателен тот факт, что реформатор Лаврентиус Андреэ выступил на риксдага как полномочный представитель короля (огласив обращение Густава Васы к сословиям) и как посредник между сословиями и королем, а кроме того, вел заседания риксдага. Во многом благодаря этому сторонники Реформации контролировали риксдаг, направили его в нужное русло. И, конечно же, сторонники Реформации расценивали данный риксдаг именно как реформационный, а его итоговую резолюцию о «проповеди Слова Божьего» рассматривали как позволение свободно проповедовать лютеранское вероучение.

В то же время, из документов следует: нововведения в данном случае рассматривались участниками риксдага в связи с традициями и древним правом Швеции, с историей этой страны. Король и другие участники Вестеросского риксдага 1527 г. фактически опирались в документах риксдага на старинное постановление XIV века об ограничении вооруженных свит епископов, а также ссылались на уроки вооруженных конфликтов средневековых шведских правителей с лидерами шведского духовенства. Такая «привязка» политических взглядов и решений к древним традициям, древнему праву и историческим реалиям не раз имела место в истории Швеции и встречалась в истории других стран -например, Франции, Англии, России.

Социально-правовая и культурная среда Вестеросских ордонансов

Из упомянутых выше историографических концепций, созданных в первой половине XX века (X. Йерне, С. Тунберг, Л. Вейбулль, Л. Шёдин) видно, что главным предметом споров в указанный период был вопрос: насколько правильно события риксдага освещены в источниках? Опираясь в первую очередь на документальный материал, историки стремились реконструировать картину риксдага, скорректировать представления о нем, освободиться от стереотипов, основанных на чрезмерном доверии нарративным памятникам.

Относительно исторического содержания Вестеросского риксдага большинство специалистов XX века были убеждены: риксдаг 1527 года являлся, по распространенному выражению, «реформационным риксдагом» (швед, reformationsriksdagen); его заключительная резолюция была резолюцией о введении реформационных преобразований. Эта точка зрения преобладала в шведской историографии в течение почти всего XX века. Показательно, например, высказывание И. Монтгомери - одного из ведущих исследователей шведской Реформации, в работе, опубликованной в 1982 году: «Официально Реформация была введена на Вестеросском риксдаге 1527 года»283.

Но эта точка зрения являлась не единственной. Уже в 1956 году историк X. Ирвинг высказал другое мнение: «Постановления о церковной Реформации на Вестеросском риксдаге 1527 года принято не было» "Formellt blev reformationen genomford vid riksdagen і Vasteras 1527" -Montgomery I. Gustav Adolf och religionen. Stockholm, 1982, S. 62. ("Nagon reformation av kyrkan beslots inte av riksdagen і Vasteras 1527")284. По мнению Ирвинга, резолюция риксрода относительно веры была, напротив, консервативной: участники поклялись держаться «добрых старых христианских обычаев». Со стороны короля, по Ирвингу, резолюция носила политический характер: Густав Васа стремился положить конец могуществу епископов и осуществил это намерение на риксдаге 1527 года285.

Возражения на концепцию Ирвинга прозвучали в работах С. Чёллерстрёма, опубликованных в 1960-е годы286. Чёллерстрём считал, что Густав Васа перед Вестеросским риксдагом планировал разрыв с Римом, который, хотя и не был формально закреплен в резолюции риксдага, все же был осуществлен de facto. В резолюцию риксдага о «проповеди Слова Божьего» и о «добрых старых христианских обычаях» было, по мнению Чёллерстрёма, вложено новое, реформационное содержание. Вестеросский риксдаг 1527 года, по Чёллерстрёму, знаменовал собой начало Реформации.

Во второй половине 1990-х годов вопрос о том, являлся ли Вестеросский риксдаг «реформационным риксдагом», был - на новом этапе - поднят М. Нюманом, мнение которого получило известность в среде специалистов. Нюман считал, что Вестеросский риксдаг нельзя расценивать как начало Реформации в Швеции: разрыв с римской курией не был официально провозглашен; важность лояльности по отношению к папе не подвергалась сомнению ни в документах риксдага, ни в документах, созданных в связи с риксдагом. Резолюция риксдага о том, что «Слово Божье должно проповедоваться чисто», отражала, по Нюману, общее христианское требование, с которым мог бы согласиться любой священник.287

Таким образом, мнение Нюмана фактически совпало с точкой зрения Ирвинга, высказанной еще в середине XX века. Новый момент заключался в общественном и культурном контексте работы Нюмана: он высказал свою точку зрения в 1990-е годы - в эпоху, когда, с одной стороны, усилились позиции католической церкви в Швеции, а с другой стороны, в историографии многих стран шел активный пересмотр взглядов на историю тех социальных групп, интересы и права которых в прошлом были ущемлены. К таким группам в раннее новое время относились и католики в Швеции.

Мнения ученых по поводу концепции Нюмана разделились. Так, Л.-У. Ларссон, известный специалист по шведскому средневековью и раннему новому времени, согласился с позицией Нюмана: решения Вестеросского риксдага носили экономический и политический характер; постановления о новшествах в области религии принято не было -поэтому Вестеросский риксдаг, по Ларссону, нельзя именовать «реформационным риксдагом»288. Другой историк, О. Андреи, не принял точку зрения Нюмана. Работа Нюмана, по выражению Андрена См.: NymanM. Forlorarnas historia, S. 73 - 74. «католическая книга»: она освещает историю с конфессиональных позиций, а потому не объективна289.

В связи с современной дискуссией об оценке Вестеросского риксдага актуальность вновь приобрел вопрос о фактической роли этого риксдага в судьбе Швеции. Этот вопрос практически одновременно поставили в своих работах три историка - К. Пальмблад, П. Стобеус и автор данной диссертации.

Мнение Пальмблада таково: Вестеросский риксдаг явился реформационным риксдагом de facto, поскольку последующие перемены, связанные с решениями риксдага, носили реформационный характер Вот как формулирует свой вывод сам автор: «Конфискация доходов и имущества церкви, рукоположение новых епископов без папской конфирмации и, в довершение всего, избрание и рукоположение нового архиепископа, в то время, как прежний архиепископ, покинувший Швецию, был еще жив - все это означало разрыв с каноническим правом и, следовательно, разрыв с Римом и папской властью»290.

В моей монографии, изданной в 2008 году, я оценил Вестеросский риксдаг 1527 года как реформационный. Я основывал свой вывод на том, что указанный риксдаг был тесно связан с борьбой вокруг реформационных идей, что король и его сторонники-реформаторы непосредственно перед риксдагом не скрывали своих симпатий к учению Лютера и намерений осуществить преобразования, руководствуясь

Реформация в Швеции


/94/ Реформация в Швеции не была народным движением. Это объяснялось двумя причинами: политическими амбициями Густава Вазы и влиянием различных движений в Германии, обычно объединяемых понятием «Реформация».

В Швеции доминировало влияние реформаторских идей Мартина Лютера (1483–1546) и Филиппа Меланхтона (1497–1560).

С точки зрения теологии, лютеровско-меланхтоновская реформация явилось нововведением, «очистившим» идеи, которые дискутировались в период Среднего и Позднего Средневековья. Реформаторы были реакционерами (т. е. были устремлены назад) в смысле поиска идеала церковной жизни в далеком прошлом (antiquitas). Библия, «чистое слово Божье» стали важнейшей нормой.

Начало тех изменений, которые привели к Реформации в Швеции, было положено решениями риксдага в Вестеросе в 1527 году. На нем такие реформаторы, как Лаурентиус Андре и Олаус Петри (1493– 1552), получили разрешение свободно проповедовать свои идеи, а Густав Ваза мог теперь начать конфискацию церковной собственности. Это привело к бурной реакции, например, к восстаниям в Даларне 1524–33 годов, в Смоланде в 1529 году и восстанию под предводительством Нильса Дакке в 1542–43 годах.

Лаурентиус Петри (брат Олауса. – Примеч. перев. ) (1499–1572) был избран архиепископом в 1531 году. Посвящение в сан его и других епископов означало, что места иерархов церкви стали занимать сторонники реформаторских идей. Вопреки попыткам короля полностью контролировать деятельность церкви, она сохраняла средневековую структуру епископата. Это гарантировало церкви определенную самостоятельность. С некоторыми изменениями сохранялась также месса и порядок богослужения. Церковь Позднего Средневековья была довольно терпимой культовой общностью. Положение постепенно менялось в период Реформации с ее требованием «чистого учения». Монастыри упразднялись, братства, паломничества, а также отдельные церковные обряды службы запрещались. Различные формы богослужений, существовавшие ранее, постепенно унифицировались.

В соответствии с отмеченным выше, характерным для Реформации принципом обращения к первоисточникам в 1526 году на шведский язык был переведен Новый завет, а в 1541 году – полностью вся Библия была переложена на народный язык. В годы Реформации усилилось требование, чтобы центральное место в приходской жизни заняла проповедь. Его выполнение теперь облегчалось тем, что свя- щенники могли проповедовать на родном языке. Через проповедь верующие должны были воспринимать «чистое слово Божье». Суть заключалась в том, чтобы освободить богослужение от всего, что противоречило основному принципу Реформации: «Спасение одной милостью Божьей». /95/

Следующий период Реформации наступил с приходом в 1569 году к власти Юхана III (1537–92). Его программа церковной политики соединяла идею международного церковного единства с желанием, чтобы старинная церковь стала образцом церковной жизни. В итоге появился печатный церковный ордонанс 1571 года, выпущенный под названием Nova Ordinantia в 1575 году. Год спустя Юхан издал большой литургический ордонанс, Liturgia suecanae ecclesiae, названный «Красной книгой». Он попытался также восстановить разрушенную во время Реформации систему высшего образования и наладить отношения с Римом. Это встретило противодействие и послужило началу так называемой литургической борьбы (1576–93). Во главе сопротивления встал брат Юхана – Карл, герцог Сёдерманландский, симпатизировавший кальвинистам, который впоследствии стал королем Карлом IX.

Герцог Карл использовал политическую ситуацию, чтобы укрепить свою власть. Шагом к этому стал созыв в 1593 году церковного собора в Упсале, целью которого была отмена церковных реформ Юхана. Ордонанс 1571 года и Confessio Augustana (Аугсбургское исповедание), немецкое исповедание 1530 года были официально приняты в качестве норм церковной жизни. Таким образом, было полностью восстановлено ортодоксальное лютеранское вероучение, шведская государственная церковь приняла форму, сохранившуюся до настоящего времени.


Свен-Эрик Бродд

В конце октября 1517 года жители немецкого города Виттенберг, придя к дверям Замковой церкви, обнаружили прибитые к ним «95 тезисов» доктора богословия местного университета Мартина Лютера. Лютер таким способом опубликовал свой протест против индульгенций и злоупотреблений католических священников и церкви в целом. Так началась борьба зарождавшегося капитализма против феодального строя, который поддерживала римско-католическая церковь.

Интересы народа проявились в основании протестантства, основанного на скромной жизни и экономии, а церковь была отодвинута от управления: вся государственная власть стала сугубо светской. В Швеции на тот момент шло освободительное движение против Дании, которая насильно присоединила Норвегию и Швецию под видом унии еще в XIV веке. Но в 1520 году прекращает существование династия Стуре, и на место короля был избран представитель древнего шведского рода Густав Васа, сумевший разорвать Кальмарскую унию навсегда.

В 1518 учение Лютера достигает Швеции в лице братьев Петри. Получив образование в Германии, и проникнувшись идеями протестантизма, братья пытаются распространить новое учение, но долгое время остаются непонятыми. Кроме народа и церкви против проповедей был и король Густав I Васа , который под страхом смертной казни, запретил в своей стране проповедовать идеи Лютера. Но ситуация внутри страны сложилась так, что королю пришлось искать союзников и источники доходов для своего правления.

Толчком в сторону принятия протестантизма стал конфликт Густава I и папы Клемента VIII из-за назначения нового главы шведской церкви. Отношения были разорваны, а король начал церковные реформы. Сначала был созван ригстаг из представителей дворянства, духовенства, крестьян и горожан, который лишил церковь земельных владений и имущества и оставил за королем право назначения управляющих в монастыри.

Постепенно богослужения стали проводиться на шведском языке, церковь обязали перевести Библию и Новый Завет. Братья Петри разработали правила, регламентирующие структуру и управление церкви в Швеции. Густав I Васа, захватив надзор за церковью, назначил священниками лютеран и закрыл монастыри. А на соборе 1527 года было объявлено, что отныне становятся главой не только светской, но и церковной власти.

Реформация в Швеции, совпав с освобождением страны от власти Дании, помогла Густаву I установить новую династию. Проведенная королем, Реформация помогла закреплению абсолютной власти монархии. Благодаря быстрому переходу к новой церкви, Швеция смогла закрепить политические, экономические и военные успехи, что положительно сказалось на ее месте среди самых сильных государств Европы.

ТЕМА: «Реформация в Швеции».


Швеции проведение Реформации относится к 1527-1544 гг. В отличие от Норвегии и Исландии высшее католическое духовенство стремилось здесь к унии с датским королем, а сторонники Реформации деятельно участвовали в борьбе за независимость страны.

Швеция в начале XVI в. представляла собой страну с отсталым сельским хозяйством и незначительным городским населением. Единственными отраслями шведской промышленности, имевшими к тому же международное значение, были горное дело и металлургия. Все крестьяне были лично свободны, а повинности большинства из них - довольно умеренны. Подати и оброки в основном взимались в виде поставок зерна, масла, скота, железа, леса. Еженедельную барщину несли только те держатели, которые жили близ господских хозяйств, но таких хозяйств было мало и они имели небольшие размеры. Жизненно важное значение для шведских, как и для датских, крестьян имела сельская община с ее принудительным распорядком полевых работ, совместным пользованием лесами и пастбищами и даже подчас с переделами. В XVI в. в Швеции сохранялись остатки натурального хозяйства. Часть королевских чиновников получала жалованье натурой. Даже в XVII в. внутренняя торговля часто носила характер натурального обмена. Однако уже в XVI-XVII вв. усилило свою деятельность шведское купечество, главным образом Стокгольма, единственного значительного города страны. Крупные скупщики все чаще проникали в горное дело и металлургию, экономически подчиняли себе мелких производителей. С конца XVI в. иностранные, особенно голландские, купцы стали закупать у шведских крестьян и дворян масло, скот, необработанное железо и другие товары.

Еще на рубеже XV - XVI вв. шведам в кровопролитных войнах приходилось отражать упорные попытки датских королей восстановить Кальмарскую унию Дании со Швецией. В последний раз такая попытка удалась в 1518-1520 гг. датскому королю Кристиану II, жестоко расправившемуся со своими противниками из числа шведской знати и горожан (чСтокгольмская кровавая баня» 1520 г.). Однако террор лишь ненадолго продлил датское господство. Крестьянское восстание против ино­земных поработителей началось уже в 1521 г., выдвинуло вождем Густава Эрикссона и быстро распространилось на всю страну. В августе того же года в Вадстене Густав был избран правителем Швеции. Чтобы ускорить достижение победы, в 1522 г. он вступил в переговоры с другим противником Дании - крупнейшим ганзейским городом Любеком. Любекское правительство, заинтересованное в сокрушении Кристиана II, притязавшего на балтийское господство, заключило союз со Швецией. Сильный любекский флот двинулся к датским проливам. Кристиан вынужден был заняться защитой собственной страны и не мог оказать серьезной помощи своим войскам и сторонникам в Швеции. К концу 1522 г. почти вся Швеция была освобождена от датчан, удерживавших только три главные морские крепости - Стокгольм, Кальмар и Эльвсборг. Весной 1523 г. датский король, ослабленный неудачами в Швеции, был свергнут крупными феодалами в самой Дании, и бежал в Голландию.

В июне 1523 г. шведский риксдаг в Стренгнесе объявил Кристиана II низложенным, а ненавистную унию с Данией - расторгнутой. Швеция вновь обрела независимость. 6 июня 1523 г. риксдаг избрал главой государства - королем - руководителя национального движения, правителя страны Густава Эрикссона под именем Густава I Ваза.

Первые годы существования молодого государства проходили в сложных условиях непрекращающейся внутренней борьбы. Остро ощущался недостаток средств - Любек все настойчивее требовал уплаты долга, деньги нужны были на содержание войска и другие государственные нужды. В этой ситуации Густав Ваза нашел единственно правильный путь для решения назревших проблем - путь, который позволил ему получить, прочную поддержку основных социальных сил страны. Густав начал реформу церкви и с этой целью в 1527 г. вновь созвал риксдаг в Вестеросе, сыгравший важную роль в укреплении шведского национального государства.

К этому времени вселенская католическая церковь стала тормозом на пути образования централизованных национальных государств, в частности в Швеции. Католическим епископам и монастырям принадлежали крупные земельные владения, фактически не подвластные шведскому правительству; во владениях «князей церкви»- высились мощные стены епископских замков, имелась своя военная сила - отряды вооруженных вассалов и наемников. Шведские прелаты долго поддерживали датскую власть, вступив в острый конфликт с основными сословиями Швеции, что сильно подорвало престиж католической церкви в стране.

Важное значение католической церкви в шведской политической жизни XV - начала XVI в. обусловливалось и ее экономическим могуществом. Путем дарений, завещаний, покупок в руки церковных феодалов перешло множество земель шведских дворян. Ко времени ликвидации Кальмарской унии церковь стала самым крупным землевладель­цем в стране, обладая таким же количеством земель, что и все шведское дворянство в целом.

В церквях и монастырях постепенно сосредоточились крупные движимые ценности - золотая и серебряная утварь, дорогие иконы, серебряные статуи святых и т.д. Тем самым большие средства, собиравшиеся с населения, изымались из обращения, правительство же постоянно ощущало острый их недостаток.

Охватившее церковников в XV - начале XVI в. стремление к обогащению способствовало падению авторитета католической церкви в широких слоях населения. Богослужение, производившееся полностью на латинском языке, было непонятно, поэтому идейное влияние церковной службы на массы было невелико.

В реформе церкви в Швеции было заинтересовано, прежде всего, дворянство. Оно хотело получить земли, скопившиеся в руках церкви, особенно перешедшие за последние десятилетия во владения монастырей. Городское сословие было заинтересовано в создании «дешевой» церкви, не стремящейся к обогащению и не обременяющей поборами население. И даже передовая часть духовенства, видевшая упадок католической церкви, хотела «очистить» церковь от ее пороков, отказаться от накопления имущества, сосредоточить всю свою деятельность на выполнении чисто духовной миссии.

Как известно, борьба за реформу католической церкви развернулась с 10-х годов XVI в. в Германии, где в 1517 г. в Виттенбергском университете открыто выступил с призывом к реформации Мартин Лютер. Там же, в Виттенберге, учился молодой швед Олаус Петри (1493-1552), ставший ревностным последователем нового учения. Вернувшись на родину, он стал первым проповедником лютеранства в Швеции. За ним последовали и другие священники в разных местах Швеции.

Ослабление позиций католической церкви после 1523 г. облегчило проповедь реформации. Олаус Петри, его брат Лаврентий Петри, Лаврентий Анд-реэ и их ученики энергично проповедовали лютеранство. Король покровительствовал их деятельности: Олаус Петри был переведен в Стокгольм и назначен «городским писцом» (секретарем городского управления), а в главном столичном соборе ему была предоставлена проповедническая кафедра. Благодаря деятельности Олауса Петри и его последователей лютеранство быстро распространилось в кругах столичного бюргерства. В соответствии с учением Лютера богослужение в стокгольмских церквях с 1525 г. стало вестись по-шведски. Прихожане понимали весь ход богослужения и активно участвовали в нем чтением молитв и пением псалмов. В 1526 г. был завершен перевод на шведский язык Евангелия; в том же году оно было опубликовано.

Тем временем шведские католические прелаты продолжали борьбу против одержавших победу прогрессивных сил страны. Видные церковные деятели участвовали в организации антиправительственных волнений в Далекарлии в 1524-1525 и в 1527 г. В создавшейся обстановке католическая церковь стала главной реакционной силой, препятствовавшей дальнейшему укреплению шведского государства.

В 1527 г. Густав Ваза открыто приступил к проведению реформы церкви сверху средствами государственной власти. Это была «королевская реформация». На риксдаге 1527 г. в Вестеросе королю удалось добиться поддержки высшего сословия страны - дворянства, поставив вопрос о секуляризации церковных земель. Политическую линию короля поддержали сословия горожан и крестьян. Риксдаг вынес постановление: отобрать у епископов принадлежавшие им замки, ограничить число их слуг, передать в распоряжение короля «излишки» доходов епископов, соборных церквей и монастырей, предоставить дворянам право на возврат ранее принадлежавших им земель, за предшествующие три четверти века перешедших во владение духовных феодалов.

Собственность церкви фактически перешла под управление короны, а большая часть церковной Десятины стала поступать в казну. Спустя некото­рое время епископы, оказавшись не в состоянии собирать с остатков своих владений требуемую сумму налогов в казну, вынуждены были добровольно отказываться в пользу государства от своих земель. Монастырские земли постигла та же участь. К середине XVI в. церковное феодальное землевладение было ликвидировано. Без этого источника доходов постепенно закрывались и шведские монастыри, монахи уходили в «мир». Движи­мое имущество монастырей и епископов - деньги, золотая и серебряная утварь - было взято в казну. С выполнением этих постановлений в Швеции были ликвидированы полуавтономные церковные владения и окончательно уничтожена база для самостоятельной роли церкви в Швеции.

Главой шведской церкви был объявлен король. Во всех церквях Швеции латинское богослужение было заменено службой на местном языке. Прежний католический культ с его пышной средневековой театральностью сменился строгим лютеранским культом, в котором главное внимание направлено не на внешние формы, не на механическое выполнение обрядов, а на внутреннее идейное содержание религиозных действий. В упрощенном богослужении главное место заняли проповедь, совместное чтение церковных книг и пение псалмов. Был упразднен культ святых, а с ним и почитание мощей, икон и священных статуй, многочисленные религиозные праздники. Сильно упростилось внутреннее устройство и убранство церквей, откуда были почти полностью изъяты иконы, статуи и художественная резьба. Были отменены посты и большинство так называемых таинств.

Происходят коренные изменения и в составе духовенства. С упразднением монашества исчезла типичная для раннего феодализма сложная церковная иерархия, в том числе епископат, пополнявшийся из среды монашества. Католических священников, посвящаемых в сан епископами и обладающих якобы особой «благодатью», передающейся им епископами от самого папы, отныне заменили пасторы - проповедники, избираемые прихожанами. После ликвидации епископата управлять церковью стали светские чиновники, назначаемые королем. Был отменен и обет безбрачия для духовенства. Лютеранство объявлено официальной ре­лигией Швеции, исповедовать католическую религию запрещалось; лютеранство было столь же нетерпимо к другим вероучениям, как и католичество.

Проведение реформации имело важное и неоднозначное значение для развития шведской культуры. Замена латинского языка в церковном культе шведским ускорила развитие национальной письменности и литературы. Вместе с тем влияние реформации было не только положительным. Закрылись многие церковные и монастырские школы, уничтожались средневековые рукописи. Это привело к упадку в школьном образовании. Отказ от культа святых, от почитания мощей и икон повлек за собой истребление накопленных в церквях многочисленных памятников средневековой живописи и прикладного искусства.

Главным политическим итогом Реформации было укрепление государства. Уничтожив политическую самостоятельность и экономическое могущество церкви, Густав Ваза превратил шведскую церковь из соперника королевской власти в прочную опору и надежного служителя этой власти. Наряду с укреплением социальной опоры монархии (земельное дворянство и верхушка городского бюргерства) Реформация способствовала решению и самой острой проблемы, стоявшей перед шведским правительством в первые годы после свержения Датской власти,- пополнения казны. Правительство расплатилось с долгами и вышло из финансового кризиса. Позднее в собственность государства перешла значительная часть земель церковных феодалов, что намного увеличило богатства казны; со временем правительство присвоило и право сбора поголовного налога в пользу церкви - десятины, оставляя себе две ее трети.

Преемник Густава Вазы Эрик XIV укреплял шведскую централизованную монархию. С середины XVI в. Швеция включилась в борьбу за господство в Балтийском море. В это время грузооборот на Балтике рос из года в год. Экономическое преобладание в этом районе Европы переходило тогда от дряхлеющих ганзейских городов к голландцам. Военное господство цепко держала в своих руках Дания, владевшая обоими берегами Зунда и важнейшими островами Балтики. В этих условиях взоры шведских королей и дворянства обращались к наиболее доступной и вместе с тем богатой добыче - к землям слабого в военно-политическом отношении Ливонского ордена в Восточной Прибалтике. Обладание Левонией - одной из житниц Европы - было ценно не только само по себе. В Риге, Ревелье и Нарве сходились торговые пути с Востока, из России и Литвы, из далеких азиатских стран. Традиции грабительских «восточных походов» были живы среди потомков шведских викингов и крестоносцев. Уже Густав Ваза незадолго до своей смерти пытался (в 1554 г.) возобновить агрессию против Русского государства в Карелии, но неудачно. Успехи Ивана Грозного в Ливонской войне встревожили шведов так же, как и других западных соседей России. Король Эрик XIV не замедлил захватить часть земель Ливонского ордена. В 1561 г. шведы овладели Ревелем (Таллином) и северной частью Эстонии. Семилетняя война 1563- 1570 гг. велась между Данией и Швецией в значительной степени из-за того, в чьих руках будет находиться балтийская торговля с Русским государством. Шведские феодалы изо всех сил стремились не допустить утверждения крепнущего Русского государства на берегах Балтики. Это нашло свое выражение в трех русско-шведских войнах - с 1570 по 1535 г. В XVI в., однако, шведам еще не удалось оттеснить Русское государство от Финского залива.

В ходе Ливонской войны создался военно-политический союз Швеции и Речи Посполитой, направленный своим острием против России. При шведском короле Иоанне III (1568-1592 гг.) в Швеции стало заметным влияние польской культуры и католицизма. Шведское богослужение стало приобретать католические черты. Сближение обоих государств проявилось и в заключении династических браков. С 1592 г. Швеция и Польша оказались соединенными личной унией: воспитанник иезуитов Сигизмунд III был одновременно королем Швеции и Польши. Для Швеции возникла угроза католической контрреформации и подчинения Речью Посполитой.

Национально окрашенное антикатолическое движение мелкого дворянства, горожан и массы податных крестьян возглавил младший сын Густава Вазы, герцог Карл. Сигизмунд был в 1599 г. изгнан, а феодальная аристократия, на которую он опирался, подверглась суровым преследованиям.

Вовлечение северных стран в международную торговлю, ускоренное с конца XVI в. общеевропейским повышением цен на продукты сельского хозяйства и горной промышленности, приводило в Швеции, как и в ряде стран Восточной и Центральной Европы, к усилению феодального гнета. Разбогатевшие благодаря балтийской торговле дворяне добились для себя в 1612 и 1644 гг. широких сословных привилегий (право беспошлинной торговли, полицейской власти над своими крестьянами и др.). При Густаве II Адольфе (1611-1632 гг.) и особенно при королеве Кристине (1632-1654 гг.) широко развернулись продажа, заклад и раздача дворянству на разных условиях коронных и особенно податных земель. Зависимость от короны теперь сменилась для массы крестьян зависимостью от отдельных дворян. Шведский феодализм терял свои «самобытные» черты незавершенности.

Менялась не только форма, но и степень феодальной зависимости. Росли число и размер дворянских имений. Дворяне добивались увеличения всех видов ренты, а главное, перевода своих новых крестьян на барщину и всячески пытались лишить бывших податных крестьян их старинных прав на землю, согнать их с удобной земли, присвоить общинные угодья. Над крестьянами нависла угроза крепостничества.

Рост крестьянских выступлений в 30-50-х годах XVII в. явился ответом на феодальный нажим, а также на рекрутские наборы и новые налоги. Ряд обстоятельств препятствовал распространению крепостничества в Швеции. Для торжества крепостного права здесь не было достаточной экономической основы, так как крупное сельскохозяйственное производство на сбыт имело ограниченные размеры. Наличие четырех сословий риксдага и системы местных судов с участием крестьян также давало последним возможность отпора феодалам. Кроме того, дворянская экспансия вызвала недовольство и у шведских горожан. Опасаясь народного восстания в грозные для европейских монархов годы английской революции, считаясь с единодушным протестом верхушки податных сословий, представленной в риксдаге, правительство королевы Кристины в 1650-1652 гг. подтвердило незыблемость личной свободы и прав крестьян на землю, несколько ограничило дальнейший рост повинностей. Несмотря на это, раздача земель дворянству даже усилилась, а крестьянские волнения в провинциях Смоланд и Нерке в 1652-1653 гг. были жестоко подавлены.

Вся первая четверть XVII в. заполнена борьбой Швеции и Польши из-за Восточной Прибалтики. Вражда усугублялась династическими притязаниями Сигизмунда на шведский престол.

В ходе этой борьбы под видом «помощи» русскому царю Василию Шуйскому началась шведская интервенция в Россию (1609г.). Захватнические планы в отношении России поддерживали в первую очередь крупные феодальные магнаты, такие как Яков Делагарди, мечтавшие о расширении своих крепостнических хозяйств и умножении доходов. Освободительная борьба русских народных масс вынудила шведского короля Густава II Адольфа уйти из захваченного Новгорода и отказаться от своих притязаний на русский престол. Однако, пользуясь временным ослаблением России, шведы надолго удержали за собой часть русской территории (по Столбовскому миру 1617 г.). Они нанесли чувствительные удары по Речи Посполитой, захватив у нее в 20-х годах XVII в. Ригу, всю Лифляндию и прусские порты, прежде всего Пиллау - морской порт Кенигсберга.

Стремление шведских дворян и купцов к господству на Балтийском море и его южных берегах наряду с угрозой католической контрреформации привело в 1630 г. к вступлению Швеции в Тридцатилетнюю войну.

Усиление международной роли Швеции было закреплено Вестфальским миром 1648 г., по усло­виям которого она получила всю Западную Померанию, часть Восточной, город Штеттин (Щецин) и некоторые другие территории. В Европе образовалась новая великая держава, опоясавшая своими владениями почти всю Балтику. Шведское господство в Прибалтике и Северной Германии с самого начала легло тяжелым бременем на плечи прибалтийских народов, прежде всего латышских, эстонских, немецких и русских крестьян. Шведские дворяне осели в баронских замках Лифляндии и Эстляндии. Шведские таможенные чиновники, прошедшие буржуазную голландскую школу, перехватывали значительную долю прибыли от торговли Западной Европы с Восточной.

«Великодержавие» малонаселенной и во многом еще отсталой Швеции стало возможным вследствие ослабления именно в первые десятилетия XVII в. таких соседей Швеции, как Речь Посполитая и Россия, а также благодаря войне в Германии. Эти обстоятельства в сочетании со стратегической уязвимостью шведской «балтийской империи», с полным отсутствием общих интересов у входивших в ее состав народов и малочисленностью самой господствующей нации - шведов предопределили ее не­долговечность.


Вплив політичного фактору (шотландські лорди шляхом підтримування англійського протестантизму надіялись позбутися від французького впливу) узаконило Реформацію. 2.5 Особливості Реформації в Нідерландах Основні передумови Реформації в Нідерландах визначалися, як і в інших європейських країнах, поєднанням соціально-економічних, політичних, культурних змін з незадоволеністю католицькою...

Он продолжал придерживаться доктрины присутствия Христа в таинстве евхаристии. В результате в современных лютеранских церквах часто можно видеть изощренные ритуалы и торжественные одеяния. Во многих странах Европы реформацию возглавляли князья, герцоги, короли, проводившие её в своих интересах. Здесь реформация, как правило, имела успех и способствовала усилению власти правителей. Лютеранские...

Голландская. Неудивительно, что итальянские художники и французские архитекторы, немецкие богословы и голландские ученые оставили неизгладимый след в духовной жизни скандинавских народов XVI - XVII вв. КУЛЬТУРА ДАНИИ В культурном отношении первенство среди Скандинавских стран бесспорно принадлежало Дании. Основание университета в Копенгагене в 1478 г. и введение книгопечатания в Дании в 1482 ...



Релігію (протестантизм або католицтво) для своїх князівств на власний розсуд, згідно з принципом: "Чия влада, того і віра" (лат. Cuius regio, eius religio). Проте до початку XVII століття католицька церква спираючись на підтримку диністії Габсбугів відвойовувала свій вплив і вела активну боротьбу проти протестантів. Для відсічі католицькому натиску, протестантські князі Священної Римської імпер...