Является ли словосочетанием составное глагольное сказуемое. Виды сказуемых: простые, составные, именные, глагольные. Постановка целей урока

Сказуемое - главный член предложения, кото­рый обычно связан с подлежащим и отвечает на во­просы «что делает предмет?», «каков предмет?», «что предметтакое?», «ктоон такой?», «что происходит?».

По структуре различаются простое глагольное, со­ставное глагольное и составное именное сказуемые.

Простое глагольное сказуемое - это такое сказуе­мое, в котором и лексическое, и грамматическое зна­чения выражаются одной глагольной формой.

Простое глагольное сказуемое может быть выра­жено:

1) глаголом в любой спрягаемой форме и в форме инфинитива: Была темная ночь.

2) фразеологизмом или сочетанием слов с единым значением: Петя понял, что попал впросак;

3) сочетаниями слов, характерными преимущест­венно для разговорного и художественного стилей ре­чи, например:

Инфинитива с личной формой того же глагола и частицей «не» между ними: Делать она ничего не де­лала, ни за что не бралась;

Двух однокоренных глаголов с частицей «не» ме­жду ними: Ждем, не дождемся твоего возвращения;

4) глаголами междометного характера: Только я на лестницу, а он нырь мне навстречу.

Составное сказуемое состоит из двух частей, одна из которых выражает грамматическое значение на­клонения, времени, числа и т. д., а другая несет основное лексическое значение.

В зависимости от того, какая часть речи является носителем лексического значения, выделяются со­ставное глагольное и составное именное сказуемые.

Составное глагольное сказуемое состоит из вспомогательного компонента и инфини­тива: Писатели не могут ни на минуту сдаться пе­ред невзгодами.

В роли вспомогательного компонента могут вы­ступать:

1) глаголы, обозначающие начало, продолжение, окончание действия (фазисные глаголы): начать, пре­кратить, продолжать, стать, приняться, кончить и др.

2) глаголы, обозначающие желательность, воз­можность, невозможность, необходимость действия (модальные глаголы): мочь, хотеть, уметь, желать и др.

3) глаголы, обозначающие процессы мысли, эмо­циональную оценку действия (модальные глаголы): думать, надеяться, любить, ненавидеть.

4) краткие прилагательные рад, должен, готов, склонен, способен и др. (в прошедшем и будущем вре­мени в сочетании с глагольной связкой «быть»)

5) синтаксически неделимые сочетания типа го­реть желанием (желать), быть в состоянии (мочь), иметь возможность (мочь) и т.

Д.: К сожа­лению, я не имею возможности помочь тебе;

6) предикативные наречия нужно, нельзя, можно, надо, необходимо и т. п. (в прошедшем и будущем вре­мени в сочетании с глагольной связкой «быть»)

7) сущ. типа мастер, любитель и т.п.

Составное именное сказуемое состоит

из глагола-связки и именной части: Семья была дружная.

В роли связки могут выступать:

1) глагол быть в различных формах наклонения и времени.

Данная связка называется отвлеченной и выполняет только грамматическую роль: выражает связь с подлежащим и обозначает категории време­ни, наклонения, числа и т.д.

В настоящем времени данная связка может быть нулевой т. е. формально не выраженной: Все тихо, спокойно.

2) глаголы с ослабленным лексическим значением, используемые для выражения и грамматического значения, и частично лексического: стать, стано­виться, казаться, называться, считаться, делать­ся и др. Такая связка называется полуотвлечен­ной: Все предметы стали отчетливыми.

3) глаголы с полным лексическим значением, обо­значающие движение, состояние предмета: стоять, жить, ходить, сидеть, родиться и т. д. Такая связка называется знаменательной:. Мы вышли до­вольные.

Именная часть может быть выражена:

1) именем существительным

2) именем прилагательным

3) наречием

4) именем числительным или сочетанием числительного и существительного

5) местоимением

6) причастием

7)синтаксически неделимым сочетанием

Осложненное сказуемое

Осложнение составных глагольного и именного сказуемых обычно осуществляется за счет употреб­ления в их составе дополнительного фазисного или модального глагола. Осложненное сказуемое (его так­же называют сложным сказуемым) включает в себя три (и более) слова и может состоять:

а) из нескольких глаголов и представлять со­бой осложненное составное глагольное сказуемое: Я решил начать заниматься спортом;

б) из глаголов и имен и представлять собой ослож­ненное составное именное сказуемое: Да, признаюсь, господа» я очень хочу быть генералом.

Класс: 8

Тип урока – урок изучения нового.

Вид урока – комбинированный.

Цели урока:

  • обобщение сведений о сказуемом, знакомых учащимся по курсу V-VII классов;
  • ознакомление с разными типами сказуемых;
  • формирование умений: находить сказуемое, определять форму сказуемого;

Оборудование: компьютер, проектор, таблицы, схемы.

Ход урока

1. Организационный момент.

2. Постановка целей урока

(приложение , слайд№2)

3. Проверка домашнего задания.

4. Словарная работа (слайд№3).

Не путайте слова:

режисс ёр – продюс ер;

трасс а – терр аса;

колосс – колос ;

металл – ал юминий;

финн – фин ский.

5. Составьте с одной из пар слов предложение и разберите это предложение по членам предложения на доске.

На основе записанного предложения ответьте на следующие вопросы

6. Повторение пройденного

(слайд№4):

Что такое предложение?

На какие группы делятся члены предложения?

Назовите главные члены предложения.

На какие вопросы отвечает подлежащее?

Чем может быть выражено подлежащее?

7. Предложения для анализа (слайд№5):

Урок должен начаться вовремя.

Начало урока – это активное повторение.

Трое учеников будут отвечать у доски.

Большинство учеников внимательно слушают учителя.

Подчеркните главные члены предложения.

8. Изучение нового материала.

Мы видим, что сказуемое может быть выражено как одним словом, так и несколькими.

Сегодня на уроке мы с вами ознакомимся с различными видами сказуемых (слайд№6)

Простое глагольное

Составное глагольное

Составное именное

Выражается глаголом в форме одного из наклонений Вспомогательный глагол или краткое прилагательное + инфинитив Вспомогательный глагол + именная часть
Отвечает на вопрос

Что делает?
Что делал?
Что будет делать?

Отвечает на вопрос

Что делает?
Что делал?
Что будет делать?

Отвечает на вопрос

Что такое предмет?
Кто такой предмет?
Какой предмет?
Каков предмет?

9. Обратите внимание на вопросы.

Простое и составное глагольные сказуемые отвечают на глагольные вопросы, следовательно, выражены они глаголами. Обратите внимание на название: простое, значит, состоит из одного глагола, составное – из двух глаголов: вспомогательного и глагола в начальной форме.

Составное именное имеет в своём составе вспомогательный глагол и именную часть.

10. Ознакомьтесь с таблицей видов сказуемых (слайды№7-9)

1. Простое глагольное

2. Составное глагольное

3. Составное именное

выражается глаголом в форме одного из наклонений

Но могут быть и такие случаи…

  1. Оба глагола имеют одинаковую форму, но один указывает на форму, другой на действие (Пойду погуляю в саду).
  2. Глагол+ взять и (Он взял да и ушёл совсем).
  3. Усиление значения (Ждём не дождёмся весны).
  4. Неопределённая форма сочетается с личной того же глагола с частичкой не (Он сам работать не работает).
  5. Сожержит оборот для выражения длительности или интенсивности действия (Он только и делает, что читает).
  6. Повторение глагола для обозначения длительности действия (Еду, еду в чистом поле).
  7. Повторение глагола с частичкой так (Спел так спел).
  8. Глагол дополнен частичкой знай , знай себе (А он знай себе посмеивается).
  9. Глагол + частичка было (Он было задумался)
  10. Сложное будущее время глагола несов. вида (буду радоваться).
  11. Глагол с частичками ДА, НУ, ЖЕ. (Сделал же ты это).
  12. Фразеологический оборот (Он стоял столбом).

вспомогательный глагол или краткое прилагательное + инфинитив

Вспомогательный глагол – выражает грамматическое значение сказуемого.

Неопределённая форма глагола – выражает основное смысловое значение глагола.

(1. Ученики хотят учиться.
2.Я буду рад встретить тебя)

вспомогательный глагол + именная часть

Именная часть может быть выражена:

  1. Существ., прилаг., числит., местоим., прич.
  2. Кратким прилаг., и прич.
  3. Сравн. степенью прилаг.
  4. Наречием

Вспомогательные глаголы.

  1. Протекание действия: начал, стал, пустился, кончил, бросил, перестал, пытался, осмелился, посмел, умел, мог(Я начал спускаться).
  2. Желание, возможность: обещал, собирался, обязался, намеревался, желал, хотел, старался, стремился, решил, вздумал, продолжал, взялся (Он решил путешествовать)
  3. Фразеологический оборот не имею намерения вредить вам).
  1. Глагол со значением движения, положения в пространстве: приехать, прийти, вернуться, стоять, сидеть
    (Она сидела задумчивая).
  2. Глаголы стать, становиться, делаться, казаться, являться, считаться, называться
    (Девочка казалась весёлой).
  3. Вспомогательный глагол: быть в наст. вр. отсутствует (нулевая связка), появляется в прош. вр. и в буд. вр.
    (Молодой человек весёлый.
    Молодой человек был весел)
  4. Обороты типа:
    Хотел стать пожарным. Может быть мужем.
  5. Неделимое словосочетание (Море стало чернее ночи).

11. Рассмотрим алгоритм определения вида сказуемого (слайд№10).

1. Задать вопрос. Определить сказуемое.

а) Продюс ер может не согласится с этим сценарием.

Продюс ер может что сделать? – может не согласится.

б) Режисс ёр казался расстроенным.

Режисс ёр что делал? – казался расстроенным

2. Посмотреть на состав сказуемого

а) глагол + Н.Ф. глагола = С.Г.С.

б) глагол + причастие = С.И.С.

12. Попробуем определить вид сказуемого (слайд№11-12):

  • Наступило новое утро.
  • От скуки девочка начала придумывать разные истории.
  • Гадкий утенок стал прекрасным лебедем.
  • Щенок стал весело бегать за собственным хвостом.
  • Пусть всегда будет солнце!
  • Мама вернулась из поездки усталая.
  • 13. Определим вместе третье лишнее предложение (слайд№13):

    1. Мартышка вздумала трудиться.
    2. Воздух, резко подувший с севера, становился чистым, морозным.
    3. Червонец был запачкан и в пыли.

    14. Ещё одна попытка (слайд№14):

    1. Шли два приятеля вечернею порой.
    2. Герои решили разобраться.
    3. Множество людей вышли было на улицу.

    15. Закрепление изученного.

    Самостоятельно определите лишнее предложение (слайд№15-17) :

    1. 1. Наш сосед по номеру оказался профессором.
    2. 2.Состав, загнанный в тупик, начали разгружать.
    3. 3. Улыбнувшись, она продолжила петь.
    1. Шестью восемь – сорок восемь.
    2. Солнце было красное и большое.
    1. Что стоишь, качаясь, тонкая рябина?
    2. Поставь рябиновую ветвь на стол в стакане.

    16. Проверим, правильно ли у вас получилось (слайд№18).

    1. Наш сосед по номеру оказался профессором.
    2. Команда будет выступать на соседнем поле.
    3. Восточная половина неба была залита нежно-алым цветом.

    17. Подведение итогов. Домашнее задание

    (слайд№19).

    Составить или найти в литературе примеры предложений с разными видами сказуемых.

    Грамматическая основа предложения в русском языке представлена двумя членами предложения - подлежащим и сказуемым. Последнее может принимать несколько форм, но самое распространенное из них - глагольное. Чаще всего оно простое и согласуется с подлежащим в лице, числе, а в прошедшем времени - и в роде. Но существует и такая категория сказуемого, как составное. Оно может быть составным глагольным (СГС) и составным именным (СИС). Сегодня мы будем говорить о первом случае.

    Вконтакте

    Одноклассники

    Конструкция составного глагольного сказуемого

    Его состав прост: это вспомогательный или модальный глагол, согласованный с подлежащим, и основной глагол в инфинитиве. Иногда, вместо простой связки, может быть и составная, и об этом мы тоже скажем.

    Связка в СГС может быть:

    • фазовая;
    • модальная.

    Фазовое значение связки определяет момент действия, а модальное - отношение к действию. Самостоятельной лексической нагрузки они не несут. Для лучшего понимания можно привести таблицу с примерами предложений с составным глагольным сказуемым:

    Значение Глагол Пример
    Фазовое стать В 18 лет я стану работать.
    начать Он начал читать.
    приняться Она принялась писать письмо.
    продолжить Они продолжили строить дом .
    перестать Вы перестанете когда-нибудь кричать?
    прекратить Я прекратил петь.
    Модальное уметь Мышь умеет рыть норы .
    мочь Больной может вставать .
    хотеть Я хочу есть.
    желать Царь трапезничать желает!
    стараться Мы постараемся сдать дом вовремя .
    намереваться Он намеревался довести дело до конца .
    осмелиться Как ты осмелился перечить мне?
    отказаться Задержанный отказывается давать показания .
    думать Мы думаем пристроить к дому веранду.
    предпочитать Я предпочитаю не связываться с чиновниками .
    привыкнуть Обломов привык лежать на диване.
    любить Мама любит перебирать безделушки в комоде.
    ненавидеть Ненавижу дежурить ночью!
    остерегаться Он остерегался лишний раз туда заглядывать.

    Это неполный перечень возможных вариантов СГС. Оно может состоять и более, чем из двух слов. Так, к этой категории сказуемых также относятся конструкции, где роль связки выполняет сочетание глагола быть с краткими прилагательными и наречиями, характеризующими модальность.

    Примеры таких предложений:

    Отличия от составного именного сказуемого

    Однозначно его можно отличить от составного именного (СИС). Определить его достаточно просто - оно после связки содержит не инфинитив, а прилагательное. Но в остальных сложных сказуемых бывают подвохи. Существуют внешне похожие случаи, когда на самом деле никакого СГС в предложении нет. Их можно подразделить на такие категории:

    • фразеологизмы;
    • целеполагание;
    • разная субъектность;
    • аналитическое будущее.

    Вот несколько подобных случаев.

    Сказуемое-словосочетание

    • И есть не ест, и нервы вымотал.
    • Жду не дождусь, когда же нормальная зима будет.
    • Он пошел было в магазин, да тот закрыт оказался.

    Это частный случай простого сказуемого (ПГС).

    Словосочетание с целеполаганием

    Сюда относятся случаи, когда между глаголом в спряжении и инфинитивом можно задать вопрос «зачем?» или вставить союз «чтобы»:

    Инфинитив в таких предложениях является дополнением, поскольку сказуемое имеет вполне полноценную лексическую нагрузку.

    Глаголы, относящиеся к разным субъектам

    В таких случаях действие, обозначенное инфинитивом, будет выполнять не то же лицо, к которому относится глагол в спряжении. При желании его можно даже убрать, и смысл предложения не потеряется:

    • Учитель попросил ученика выполнить задание на доске. — Учитель попросил, чтобы ученик выполнил на доске задание.
    • Директорпотребовал вызвать меня к себе. — Директор потребовал меня к себе.

    Аналитическое будущее время

    Случай странный, но тем не менее он действительно не относится к СГС. Глагол быть утратил всякое и модальное, и фазовое значение, оставшись лишь грамматическим показателем будущего времени.

    • Я буду любить тебя.
    • Наши потомки будут нас вспоминать .

    Краткая справка

    Сложное будущее время в русском языке было не всегда, как и в других родственных языках. Чаще всего в древнерусском языке для выражения неопределенного будущего использовалось условное наклонение, а потом стали набирать обороты выражения с модальными глаголами хотеть, быть, иметь , причем каждый из них долгое время не утрачивал свою модальность. В итоге выиграл гонку глагол быть , и произошло это ближе к XVIII веку.

    1. Понятие о сказуемом.

    2. Простое глагольное сказуемое и способы его выражения.

    3. Составное глагольное сказуемое, виды вспомогательных глаголов, субъектный и объектный инфинитив.

    4. Составное именное сказуемое, виды связок, способы выражения именной части.

    5. Осложненное сказуемое.

    Сказуемое – это главный член предложения, который обладает следующими свойствами: входит в структурную схему предложения, структурно подчиняется подлежащему, характеризует предмет речи, выражается спрягаемой формой глагола (морфологизованное) и именами, занимает позицию после подлежащего.

    Сказуемое выражает предикативный признак, то есть отнесенный к модально-временному плану. Сравните: новый дом//Дом новый (в настоящем времени) Дом был новый (в прошедшем времени). Поэтому в любом сказуемом содержится грамматическая и вещественная часть. Вещественное значение опирается на лексическое значение слова, выступающего в роли сказуемого. Грамматическое значение представляет собой модально-временную оценку признака. Если грамматическое и вещественное значение заключены в одном слове, то такое сказуемое называется простым. Если вещественное и грамматическое значение выражаются раздельно, в двух компонентах, то сказуемое называется составным. Сравните:

    Если сказуемое выражено глаголом, то оно называется глагольным. Оно обозначает действие предмета. Если сказуемое выражается именем, то оно называется составным именным сказуемым и называет признак предмета речи. Сравните: Море смеялось. Море задумчиво.

    Глагольное сказуемое может быть простым и составным, именное – только составным. Выделяют еще сложное, или осложненное сказуемое. В этом сказуемом осложняется всегда грамматическая часть. Например: Я учусь (простое глагольное сказуемое). Я начал учиться (составное глагольное сказуемое). Я буду учителем (составное именное сказуемое). Я решил быть учителем (осложненное сказуемое).



    Простое глагольное сказуемое выражается глаголом в форме какого-либо наклонения. Я помню чудное мгновенье. Я встретил вас . Это наиболее продуктивный способ выражения простого глагольного сказуемого (ПГС). Все эти предложения имеют полную парадигму. ПГС может быть выражено аналитической формой: Я буду вспоминать всем существом поэта … Сказуемое выражено глаголом в форме будущего времени, которая представляет собой одну словоформу, поэтому сказуемое является простым. Еще одни пример: Во многом он бы изменился, расстался б с музами. Женился. В данном случае сказуемое выражено глаголом в сослагательном наклонении. Пускай умру, но пусть умру любя. ПГС выражено глаголом в повелительном наклонении.

    В состав ПГС могут входить не только формообразующие, но и словообразующие частицы. Они вносят дополнительные оттенки в семантику глагола. Он пошел было к двери. Все тяжелое словно отступило. Я бывало скажу. Вы не понимаете меня .

    ПГС может быть выражено фразеологическим оборотом или описательным глагольно-именным оборотом типа иметь мнение, поднять вопрос, оказывать поддержку. Глагольно-именные обороты можно заменить одним словом, они представляют семантическое единство. Например: Первые недели принесли разочарование (разочаровали). Изменники точно в воду канули. Такие сказуемые имеют экспрессивно-стилистическую окраску.

    ПГС может быть выражено неспрягаемыми глаголами междометного характера, типа хвать, бряк, шварк, хлоп, стук. Он придет с мешком да девчонку шварк в мешок.

    Простым глагольным является сказуемое, выраженное глаголом быть со значением ‘существование, бытие’. На рассвете был туман .

    Составное глагольное сказуемое (СГС) – это сочетание вспомогательного глагола и инфинитива. Инфинитив передает основную семантическую информацию. Вспомогательный глагол выражает модально-временное значение и дополняет основное значение следующими оттенками:

    1. Фазовое значение – значение начала, конца, длительности действия Оно представлено фазовыми глаголами: начать, закончить, перестать, бросить, прекратить, продолжать, прервать, стать. Я стал заниматься лучше. Сегодня я бросил писать стихи.

    2. Модальные глаголы со значением долженствования, возможности, волеизъявления: мочь. Хотеть, намереваться, рассчитывать. Как рано мог он лицемерить, таить надежду, ревновать. Хотел писать, но труд упорный ему был тошен. В составе модельной части выступают не только глаголы, но и краткие прилагательные: должен, рад, горазд, принужден, вынужден. Я должен был уехать. Народ гуляет, а я принужден маяться. Вспомогательная часть может быть выражена при помощи фразеологического оборота или глагольно-описательного оборота: гореть желанием (хотеть), сделать усилие, не иметь права (не мочь). Он не имел права рисковать.

    3. Глаголы со значением эмоциональной оценки: любить. Бояться, страшиться. Она любила на балконе предупреждать зари восход.

    4. Обычности действия: научиться, приспособиться.

    Инфинитив может не входить в состав сказуемого, а выполнять функцию дополнения или обстоятельства. Выделят следующие критерии разграничения: (1) При глаголе движения примыкающий к нему инфинитив имеет значение цели и выполняет функцию обстоятельства цели. Я приехал (с какой целью?) учиться. Я пошел (с какой целью?) посмотреть. (2) Инфинитив обозначает действие, которое выполняет не подлежащее, а другое лицо. Такой инфинитив называется объектным и выполняет функцию дополнения. Обычно он употребляется при глаголах речи. Я вас прошу меня оставить. Командир приказал бойцам отступать. Декан попросил студентов убрать аудиторию.

    Составное именное сказуемое включает в свой состав вспомогательный компонент, который называют связкой, и основную часть, иначе именную часть. Связка указывает на модально-временной план, связывает подлежащее со сказуемым и выражает формальную соотнесенность сказуемого с подлежащим. Выделяют следующие типы связок:

    1. Связка быть . Она выражает только модально-временное значение. Говорят, что ее лексическое значение выветрено. А счастье было так возможно, так близко. В настоящем времени связка обычно отсутствует. Это нулевая связка. Нулевая связка – это значимое отсутствие. Оно свидетельствует о реальности события и отнесенности его к настоящему времени. Но судьба моя уж решена. В русском языке есть конструкции, в которых употребляются связки есть, суть, выражающие значение настоящего времени. Они используются в предложениях тождества: Суббота есть суббота. Студент есть студент. И в предложениях научного стиля: Язык есть средство общения. В предложениях со связкой быть часто употребляются слова это, вот, значит. Квалифицируются они по-разному. Иногда их называют связками, но отождествлять глагол-связку и эти слова не стоит. Так как именно глагол-связка указывает на модальность и время высказывания. Сравните: Я - это я. Он был озлоблен. Эти слова приобретают значение частиц. Их еще называют фиктивными связками. Можно встретить термин «связки-частицы, которые сочетаются с глагольной связкой».

    2. Полузнаменательные связки: стать, становиться, делаться, казаться, являться, представляться, называться. Два дня ему казались новы уединенные поля. Эти глаголы частично сохранили лексическое значение. Они могут употребляться как ПГС, реализуя его полностью. Сравните:

    3. Знаменательные связки: приехать, вернуться, наступить, стоять, сидеть, лежать. Погода стояла теплая. Знаменательная связка выделяется тогда. Когда большая смысловая нагрузка падает на зависимое слово, что обусловлено коммуникативным заданием. Письмо лежало раскрытым . Но это членение не структурное, а семантическое. В таких конструкциях можно видеть ПГС и полупредикативное определение. Мать вернулась усталая.

    Именная часть имеет следующие способы выражения:

    1. Имя прилагательное, краткое и полное. Воздух чист и свеж. День теплый, но ветреный. В таких конструкциях краткие формы вытесняют полные. Полное прилагательное может употребляться в Т.п. Т.п. – это показатель сказуемого. День был ветреным. В роли сказуемого может употребляться сравнительная степень прилагательного. Дни становились длиннее.

    2. Причастие, полное и краткое. Работа сделана. Книга прочитана. Морозный воздух опьяняющий. Дама казалась рассерженной.

    3. Имя существительное в Т.п. и И.п. Я слуга царя, царя грозного. Конечно, это большое искусство – ждать. (Связки-частицы указывают на сказуемое). Луна словно репа. Частицы входят в состав сказуемого. Ты всему виной.

    4. Местоимение. Вишневый сад теперь мой. Что ты был? И что стал? Я не я, и лошадь не моя.

    5. Именем числительным. Он был, казалось, лет шести. Наш дом – в пять этажей. Дважды шесть – двенадцать.

    6. Наречие. Бойцы были наготове. Но умирать и вам будет страшно. В безличных предложениях в роли сказуемого употребляются слова категории состояния. Было холодно.

    7. Междометия. Характер у студентов – ой-ой-ой! Ушица – ей-же-ей, на слову сварена!

    Выделять сказуемое в предложении не всегда можно однозначно. Вопрос о границах сказуемого является спорным и сложным. Например: Он был человек долга // – структурное членение. Он был человек долга // – семантическое членение. Не всеми учеными признается существование сложного, или осложненного, сказуемого. Хотя методически осложненные формы следует выделять. Надо помнить, что осложняется всегда грамматическая часть. Примеры осложненного сказуемого:

    1. Осложненное ПГС. Пойду почитаю (как единое целое). Знай себе учи (одинаковые формы). Еду, еду (повтор).

    2. Осложненное СГС. Он хотел продолжать работать. Ты не имеешь права продолжать настаивать. Он готов был отправиться путешествовать. В грамматической части одновременно используются модальные, фазовые или эмоциональные глаголы.

    3. Осложненное СИС. Он был рад стать учителем. Он боялся быть смешным. Однако в данном случае возможно иное членение предложения.

    О характере сказуемого вывод делается по способу выражения вещественного значения.

    Методика изучения синтаксиса в средней школе..Связь изучения синтаксиса с работой по развитию речи.

    Синтаксис – высший уровень языка. Завершает изучение всех языковых разделов, формирует представление о системе языка, об уровне их взаимосвязей, формирование языковых умений.

    Совершенствуются лингвистическая и коммуникативная компетенции.

    *На основе усвоения синтаксических понятий обогатить синт.строй речи

    *Расширить и систематизировать линвистические знания

    *формировать речевые умения и навыки

    * познакомить школьников с синт.единицами, с их взаимосвязями и т.о. сформировать представление о строе РЯ

    * совершенствовать речь на основе усвоения синт.связей

    * формировать умение использовать синт.единицы в речи в соответствии с коммуникативной ситуацией

    * обогащать грамматический строй, обучая использованию синтаксических синонимов

    * формировать основы развития пунктационных умений

    Основные понятия.

    Синтаксические единицы: словосочетание.

    Словосочетание используется в предложении как «строевой материал», внутри предложения. Но внутри оно важно.

    Хорошо видны связи между словами. В предложении словосочетание помогает усвоить грамматические нормы. Словосочетание может быть названием.

    Словосочетание изучается в 5 классе, а потом в 8. В большинстве только подчинительные (СУП). Дети находят главное слово и задают вопрос к этому слову. В 8омм классе добавляется материал об именных, глагольных, наречных СС. Некоторые СС – в сравнении с грамматической нормой (благодаря чему?). Распространенные словосочетания.

    Предложение.

    Простые (двусост./односост., полн./неполн., распр./нераспр., осложн./неосложн.)

    Сложные (ССП,СПП,БСП)

    Предложения с разными видами связи.

    Сложное синтаксическое целое или сверхфразовое единство.

    Самостоятельно высказывание, фрагмент целого текста.

    Способы передачи чужой речи: прямая, косвенная речь, цитаты, диалог

    Интонация, высказывание, предикативность

    Изучается характеристика П по интонации, по цели высказывания.

    СС, общая характеристика простого предложения, главные и второстепенные члены П, схема синтаксического разбора. Характеристика интонации.

    ССП и СПП

    связь интонации и знаков препинания

    способы передачи чужой речи

    случаи осложнения простого П

    Способы выражения подлежащего и сказуемого

    вводные конструкции

    8-9 классы – основной курс

    углубленное изучение словосочетания

    виды простого П с осложненными вариантами

    способы передачи чужой речи

    все сложное П, с различными видами связи

    Обращение к тексту. Теория актуального членения предложения. 2 способа связи – последовательная и параллельная. Абзац.

    * правильно строить СС

    * находить СС в П

    * использовать в речи СС – синонимы

    * соблюдать при построении СС речевые нормы

    * производить синтаксич. разбор

    * распознавать простые и сложные П

    * использовать разные виды П при построении текста

    * разбирать П (синт.разбор)

    * соблюдать нормы РЯ при построении П

    * употреблять разные типа синт.конструкций в соответствии с коммуникативной ситуацией

    * умение находить средства синт.выразительности

    * обосновывать выбор знаков препинания на основе синтаксических знаний

    * устанавливать способы и средства связи П в тексте.

    Синтаксический разбор – это полная грамматическая характеристика синтаксической единицы:

    *словосочетания

    *простого предложения

    *сложного предложения

    Билет 17. Классификация односоставных предложений.Полные и неполные предложения. Содержание и принципы построения современных школьных учебников по русс яз. Характеристика одного из учебных комплексов.

    Грамматическая основа предложения. Понятие о главных членах предложения

    Грамматическая основа предложения состоит из подлежащего и сказуемого.

    В грамматической основе выражаются грамматические значения предложения. Они связаны со значениями наклонений и времени глагола-сказуемого.

    Войска движутся к фронту.

    (Действие происходит на самом деле и имеет место в настоящем времени).

    Вчера он заходил к нам.

    (Действие происходило на самом деле, но в прошедшем времени).

    Поговорил бы ты с матерью, Иван!

    (Действие не реализовано в реальности, но желаемо для говорящего).

    Подлежащее и сказуемое называют главными членами предложения, потому что все второстепенные члены в предложении напрямую или косвенно распространяют их.

    Покажем зависимость второстепенных членов от главных на следующей схеме:

    Изумленный Варенуха молча подал ему срочную телеграмму .

    Подлежащее как член предложения. Формы выражения подлежащего

    Подлежащее - это главный член предложения, который обозначает предмет речи и отвечает на вопросы именительного падежа кто? или что?

    Подлежащее в русском языке может быть выражено по-разному, иногда «непривычными» формами. Правильно определять подлежащее поможет следующая таблица.

    Основные способы выражения подлежащего.

    Часть речи в позиции подлежащего

    Существительное в и. п.

    Язык отражает душу народа.

    Местоимение в и. п.

    Он вышел.

    Кто там был?

    Это правильно.

    Это мой брат (при вопросах: кто это?)

    Дом, который едва стоял, принадлежал леснику. (Здесь обратите внимание на подлежащее в придаточном предложении.)

    Искры, что летели из костра, казались белыми. (Здесь обратите внимание на подлежащее в придаточном предложении.)

    Кто-то пришел.

    Все уснули.

    Неопределенная форма глагола

    Быть честным - это еще полдела.

    Понимать - значит сочувствовать.

    Курить - здоровью вредить.

    Сочетание слов (одно из которых - в и. п.)

    Мы с ним часто там бывали.

    Два облака плывут по небу.

    Сочетание слов без и. п.

    Прошло около часа.

    Сказуемое как член предложения. Типы сказуемого

    Сказуемое - это главный член предложения, который связан с подлежащим особой связью и имеет значение, выраженное в вопросах что делает предмет речи? что с ним происходит? каков он? что он такое? кто он такой? и др.

    Сказуемое в русском языке бывает простым и составным. Простое (простое глагольное) сказуемое выражается одним глаголом в форме какого-либо наклонения.

    Составные сказуемые выражаются несколькими словами, одно из них служит для связи с подлежащим, а на другие падает смысловая нагрузка. Иначе говоря, в составных сказуемых лексическое и грамматическое значения выражаются в разных словах.

    (Глагол был полковник

    (Глагол начали служит для связи с подлежащим, на слово работать падает смысловая нагрузка сказуемого.)

    Среди составных сказуемых различаются составное глагольное и составное именное сказуемые.

    Подробнее о типах сказуемых. Простое глагольное сказуемое

    Простое глагольное сказуемое выражается одним глаголом в форме какого-либо наклонения.

    Оно может выражаться следующими формами глагола:

    Формой настоящего и прошедшего времени глагола.

    Формой будущего времени глагола.

    Формами условного и повелительного наклонения глагола.

    Подчеркнем, что в случае Вас будут ждать завтра простое глагольное сказуемое выражено составной формой будущего времени глагола ждать.

    Составное глагольное сказуемое

    Составное глагольное сказуемое состоит из двух компонентов - вспомогательного глагола, служащего для связи с подлежащим и выражающего грамматическое значение сказуемого, и неопределенной формы глагола, выражающей его основное лексическое значение и несущей основную смысловую нагрузку.

    (Здесь принялся - это вспомогательный глагол, а грызть - неопределенная форма глагола, несущего смысловую нагрузку.)

    (Здесь не хочу - это вспомогательный глагол, а обидеть - неопределенная форма глагола, несущего смысловую нагрузку.)

    В роли вспомогательного глагола могут выступать сочетания некоторых кратких прилагательных (должен, рад, готов, обязан и т. п.) и служебного глагола-связки быть в форме одного из наклонений (в настоящем времени эта связка опускается).

    (здесь связка быть опущена).

    Итак, представим строение составного глагольного сказуемого формулой:

    СОСТ. ГЛАГ. СКАЗ. = ВСПОМОГАТ. ГЛАГ. + НЕОПРЕД. ФОРМА

    Составное именное сказуемое

    Составное именное сказуемое состоит из двух компонентов: связочного глагола, служащего для связи с подлежащим и выражающего грамматическое значение сказуемого, и именной части, выражающей его основное лексическое значение и несущей основную смысловую нагрузку.

    (Здесь связочный глагол станет, а именная часть выражена прилагательным вязкий.)

    (Здесь связочный глагол будет, а именная часть сказуемого выражена существительным гандболист.)

    Представим строение составного именного сказуемого формулой:

    СОСТ. ИМЕН. СКАЗ. = СВЯЗ. ГЛАГ. + ИМЕННАЯ ЧАСТЬ

    Именная часть составного именного сказуемого выражается следующими частями речи: существительным, прилагательным (полным и кратким, разными формами степеней сравнения), причастием (полным и кратким), числительным, местоимением, наречием, cловом категории состояния, глаголом в неопределенной форме.

    В русском языке можно выделить не менее четырех основных типов односоставных предложений.

    Основные типы двусоставных предложений

    Форма выражения подлежащего и сказуемого

    Примеры

    Подлежащее выражено именем существительным либо местоимением в именительном падеже, сказуемое - определенной формой глагола.

    Подлежащее выражено именем существительным либо местоимением в именительном падеже, сказуемое - существительным в именительном падеже. В прошедшем и будущем времени появляется глагол-связка и падеж в сказуемом меняется на творительный.

    Подлежащее выражено неопределенной формой глагола либо словосочетанием на ее основе, сказуемое - также неопределенной формой глагола. Между подлежащим и сказуемым возможны частицы это , значит .

    Подлежащее выражено неопределенной формой глагола либо словосочетанием на ее основе, сказуемое - наречием.

    Подлежащее выражено неопределенной формой глагола либо словосочетанием на ее основе, сказуемое - существительным в именительном падеже либо словосочетанием на его основе. В прошедшем и будущем времени появляется глагол-связка и падеж в сказуемом меняется на творительный.

    Подлежащее выражено существительным в именительном падеже, сказуемое - неопределенной формой глагола либо словосочетанием на ее основе. В прошедшем и будущем времени появляется глагол-связка.

    Подлежащее выражено существительным в именительном падеже, сказуемое - прилагательным либо причастием (полным или кратким) в именительном падеже. В прошедшем и будущем времени в сказуемом появляется глагол-связка.

    Зная основные типы двусоставных предложений, легче находить в них грамматические основы.

    Основные типы односоставных предложений

    Типовые форма и значение

    Номинативные (назывные) предложения

    Это предложения, где главный член выражен именем существительным или местоимением-существительным в форме именительного падежа. Этот главный член считают подлежащим и указывают, что в номинативном предложении нет сказуемого.

    Номинативные предложения сообщают обычно о том, что какое-нибудь явление или предмет существуют (имеются) в настоящем.

    Большая площадь в городе.

    Вот скамейка.

    Определенно-личные предложения

    Сказуемое выражено глаголом в форме 1 или 2 лица. Окончание глагола в этих случаях ясно указывает на лицо и число местоимения (я, мы, ты, вы). Употреблять эти местоимения в роли подлежащего нет необходимости.

    Неопределенно-личные предложения

    Сказуемое выражено глаголом в форме 3 лица множественного числа (в настоящем и будущем времени) либо в форме множественного числа (в прошедшем времени). В таких предложениях важно само действие, а деятель либо неизвестен, либо не важен для говорящего, поэтому подлежащее в них отсутствует.


    Безличные предложения

    Это предложения, при которых нет и не может быть подлежащего, поскольку обозначают они действия и состояния, которые мыслятся происходящими «сами собой», без участия активного деятеля.

    По форме эти предложения делятся на два вида: с глагольным сказуемым и со сказуемым - словом категории состояния.

    Глагольное сказуемое бывает выражено глаголом в форме 3 лица единственного числа (в настоящем и будущем времени) либо в форме среднего рода единственного числа (в прошедшем времени). В этой роли выступают обычно безличные глаголы либо глаголы в безличном употреблении. Глагольное сказуемое может также выражаться неопределенной формой глагола.

    Чтобы не замерзнуть, она захватила кофту.

    Кроме того, сказуемым в безличном предложении может являться слово нет.


    Хозяев нет дома.

    Второстепенные члены предложения: определение, дополнение, обстоятельство

    Все члены предложения, кроме главных, называют второстепенными .

    Второстепенные члены предложения не входят в грамматическую основу, но распространяют (поясняют) ее. Они могут пояснять и другие второстепенные члены.

    Продемонстрируем сказанное схемой:

    По своему значению и роли в предложении второстепенные члены подразделяют на определение , дополнение иобстоятельство . Эти синтаксические роли опознаются по вопросам.

    Ценили (в какой степени?) высоко - обстоятельство.

    Ценили (что?) полотна - дополнение.

    Полотна (чьи?) его - определение.

    Дополнение как член предложения. Типы дополнений

    Дополнение - это второстепенный член предложения, который отвечает на вопросы косвенных падежей (т.е. всех, кроме именительного) и обозначает предмет. Дополнение обычно распространяет сказуемое, хотя может распространять и другие члены предложения.

    С удовольствием читаю (что?) журналы. (Здесь дополнение журналы распространяет сказуемое.)

    Чтение (чего?) журналов - увлекательное занятие. (Здесь дополнение журналов распространяет подлежащее.)

    Дополнения чаще всего выражаются именами существительными (либо словами в функции существительных) и местоимениями, но могут быть представлены также неопределенной формой глагола и цельными по смыслу словосочетаниями.

    Брился он в походе (чем?) штыком. (Здесь дополнение штыком выражено существительным.)

    Это понятно только ценителям (чего?) прекрасного. (Здесь дополнение прекрасного выражено прилагательным в роли существительного.)

    А вас я попрошу (о чем?) остаться. (Здесь дополнение остаться выражено неопределенной формой глагола.)

    Он прочел (что?) много книг. (Здесь дополнение много книг выражено цельным по смыслу сочетанием.)

    Дополнения бывают прямые и косвенные.

    Прямые дополнения относятся к переходным глаголам и обозначают предмет, на который непосредственно направлено действие. Прямые дополнения выражаются винительным падежом без предлога.

    Не знаю, когда теперь увижу родных (в. п.).

    В этих печах раньше плавили сталь (в. п.).

    Все остальные дополнения называются косвенными.

    Сыграйте-ка на рояле (п. п.).

    Я положил хлеб на стол (в. п. с предлогом).

    Мне запретили волноваться (выражено неопределенной формой глагола).